Характер о петре из повести о петре и февронии муромских. Главные герои повести о петре и февронии муромских

Феврония: Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она - верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия. Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу.

Образ же П. играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф. Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. врачует князя, выдвинув условие: она вылечит П., если тот возьмет ее в жены.

Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. за помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены.

Мудрость Ф. проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф. говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а без глаз»; «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. сама же и разъясняет смысл сказанного: уши дому - пес, а глаза - ребенок.

Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник - заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья.

Мудрыми речами Ф. ставит в тупик и своего будущего мужа. Петр: После того как Ф. становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изгнать Ф. из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. хочет взять с собой самое дорогое - своего супруга.

П. отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. и Ф. преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти: каждый «хотя державствовати».

Горожане упрашивают П. править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. и Ф. правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри.

Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями. Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев.

Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П. и Ф. молят Бога: «Да во един час будет преставление ею»; и завещают похоронить себя в одной гробнице. Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. вышивает «воздух» с ликами святых для собора.

Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. посылает к П. сказать, что готова.

Даже посмертное чудо - важный элемент композиции агиографического повествования - вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев. Люди, стремившиеся разлучить П. и Ф. при жизни, дважды разлучают их и после смерти: тело П. положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо: тела князя и княгини оказываются в общей гробнице.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Характеристика героев повести о петре и февронии муромских перт -. Феврония- уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Автор и повествователь в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 2. Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 3. Образ России в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 4. Нравственный идеал в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 5. Мотив пути в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 6. Мир природы в повести Н. С. Лескова " Очарованный странник ". 7. Судьба и случай в повести
    1. Смысл названия повести "Собачье сердце". 2. Портрет эпохи в повести "Собачье сердце". 3. Художественное своеобразие повести "Собачье сердце". 4. "Великие преобразователи природы" (по повестям М. А. Булгакова "Роковые яйца" и "Собачье сердце"). 5. Образ профессора Ф. Ф. Преображенского в повести "Собачье сердце". 6. Сравнительная характеристика образов Шарика и П. П. Шарикова в повести "Собачье сердце". 7. Своеобразие проблематики повести "Собачье сердце". 8. Пролетариат и интеллигенция в повести "Собачье сердце".
    Герои повести "Шемякин суд" - это богатый и убогий, братья-земледельцы, поп, "житель града", у которого убогий убил отца, и судья Шемяка. Главный герой повести совершил три преступления: "оторвал" хвост у лошади, которую взял в аренду у богатого брата; в доме попа упал с полатей и убил его сына; собираясь покончить жизнь самоубийством, прыгнул с моста и задавил дедушку, которого сын вёз мыться в баню. Шемяка наказывает на суде трёх пострадавших героев: богатого
    По горизонтали: 5. Имя жены поэта. 6. Стихотворение 1819 года, которое по цензурным соображениям при жизни поэта не было полностью опубликовано. 9. Имя няни поэта. 11. Стихотворение, написанное под впечатлением украинской песни “Ехав казак за Дунай”, ставшее впоследствии народной песней. 12. Русский поэт, откликнувшийся на гибель А. С. Пушкина стихотворением “На смерть Поэта”. 15. Стихотворение, написанное по просьбе внучки Кутузова, графини Екатерины Тизенгаузен, которое она должна была прочесть для императорской
    Женские образы в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка» Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление про­извели на меня образы Василисы Егоровны Мироно­вой - жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой. Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе ав­тор показал нам простую русскую женщину, храни­тельницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умею­щую принять важное решение, и в тоже
    Повесть " Первая любовь"- автобиографическое произведение Тургенева. Прототином молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш покорный слуга". Прототипом Зинаиды стала поэтэсса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви. В повести " Первая любовь " писатель очень поэтически описывает это чувство, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести
    Повесть - среднее по объему прозаическое художественное произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя на фоне изображения судеб других персонажей. Повесть представляет собой эпический жанр, занимающий среднее - между рассказом и романом - положение. Повесть больше рассказа, но меньше романа. Причем это не столько количественная разница, сколько качественная, содержательная. В повести больше действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Здесь несколько сюжетных линий, ряд эпизодов,

Повесть О Петре и Февронии мы начали изучать в 7 классе. На уроке, благодаря повести О Петре и Февронии Муромских, мы узнаем о жизни людей, которые были причислены к лику святых.

Повесть о Петре и Февронии муромских кратко

Если обратиться к содержанию повести О Петре и Февронии Муромских, что была окончательно оформлена Ермолаем Еразма в начале 16 века, мы узнаем замечательную историю любви, любви сильной и непобедимой, как говорится, любви до гроба. Именно такая любовь и описана в повести О Петре и Февронии кратко.

Из повести мы узнаем, как Февронию, которая была умна, мудра и рассудительна, находит посланник Петра в ее избушке. Посланник приехал к Февронии, дабы та явилась к Петру и исцелила его от яда змея. И девушка, с помощью снадобий, исцеляет князя. При этом между ними зарождается истинное чувство любви. Князь женится на девушке, несмотря на разницу сословий, и Феврония становится княгиней. Невзлюбили девушку в округе князя, хотели ее изгнать, но князь и княгиня, отказавшись от своих высоких званий, уходят вместе.

Повесть нам рассказывает о любви всепоглощающей, настоящей, теплой и прекрасной. До последнего дня любили друг друга Петр и Феврония. Они хотели умереть в один день и просили об этом бога, приняв монашество. Так и произошло. Они умерли в один день, но хоронили их, несмотря на завещание двух любящих, в разных могилах. Однако, происходило необъяснимое, тела умерших все время оказывались в одном гробе, поэтому после нескольких попыток разъединить тела, Февронию и Петра больше не разлучали.

Повесть о Петре и Февронии герои

В повести О Петре и Февронии героями являются Петр, который был князем и чей выбор пал на простую девушку Февронию. Она подарила ему жизнь, исцелив от яда, а он же ни разу не пожалел о своем выборе. И Феврония — крестьянская девушка, которая была не только красивой, но и обладала мудростью, была умной, доброй и отзывчивой.

Повесть о Петре и Февронии слушать

Предварительный просмотр:

Областное государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с отклонениями в развитии

специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат v вида

г. Зернограда Ростовской области

Открытый урок литературы в 7 классе

«Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев»

Подготовила и провела:

Скидело О.С., учитель русского

Языка и литературы, II кв. категория

Технологическое сопровождение урока:

  1. информационные технологии, ИКТ;
  2. личностно-ориентированные технологии;
  3. технология воспитания духовной культуры;
  4. технология педагогического сотрудничества;
  5. технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Методы обучения:

  1. метод творческого чтения;
  2. иллюстративный метод;
  3. эвристический метод;
  4. поисковый метод;
  5. метод анализа и синтеза.

Цели:

1. Образовательная:

  1. ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»;
  2. показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;
  3. раскрыть образы святых Петра и Февронии;
  4. помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;
  5. показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая:

  1. формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;

развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

совершенствовать навыки характеристики героев.

3. Воспитательная:

воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.

Оборудование урока:

Литература. 7 класс.Часть 1. Автор-составитель В.Я. Коровина. – М., Просвещение, 2009.

 Рабочие листы;

Компьютерная презентация к уроку.

Выставка произведений древнерусской литературы и репродукций живописи (икон).

Аудиозапись церковного песнопения.

Аудиозапись песни «Петр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет»..

Фрагменты из фильма «Петр и Феврония. История любви и верности». Эпизоды «Гонец в доме Февронии», «Смерть Петра и Февронии».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

  1. Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы

Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи – Слайд 1-7

Как вы думаете, изображение на иконах - это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.

Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Слайд 8

III. Сообщение темы урока.

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы впервые прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд 9

Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев. Слайд 10

С этим произведением мы с вами уже познакомились.

Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

  1. Работа с эпиграфом. Слайд 11

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил:

Как вы понимаете это высказывание , которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность ?

(Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги мы можем многое найти для себя)

Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? Слово – Петелину В. и Юровой А . Слайд 12

V. История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.

(в костюмах средневековых русичей)

Петелин: ХVI век… - время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд 13) по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (Слайд 14 ) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ) . И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. (Слайд 15) Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. (Слайд 16) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд 17 Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Юрова: Петр и Феврония – реальные исторические личности. Слайд 18 Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить . Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в в один день и час 25 июня 1228 года. Слайд 19

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Слайд 20 Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

- Ребята, в речи наших русичей встретились слова Слайд 21 : митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте вспомним, что они означают?

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

VI. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и.

Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Слайд 22 Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайд 23-1

Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

Дайте определение повести.

Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.

Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

Назовите виды житий. ( Виды: -«мученичество», описывающее мученичество и смерть святого;

Житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)

Какую структуру имели жития?

Жития имели определенную структуру:

  1. Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
  2. Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.
  3. Завершалось житие похвалой святому.

А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки, повести и жития вы нашли в произведении?

Перечислите сказочные элементы этой повести.

  1. Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»
  2. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.
  3. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.
  4. По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.
  5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».
  6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)
  7. Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)
  8. Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). ) Слайд 23-2

Какие черты повести присутствуют в произведении?

  1. исторически точны названия мест;
  2. рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

Детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/. Слайд 23-3

Назовите черты жития в этом произведении.

  1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

Какими эпитетами автор награждает героев?
* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
-Что означают слова «блаженный», «преподобный»и «смиренный»?

Блаженный – благой, добрый.

Преподобный - святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

  1. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
  2. Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями). - Слайд 23-4

- В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе . (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? Слайд 24 (Пр-е не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера . Слайд 23-5

VII. Характеристика образов главных героев.

- Перейдем к анализу худ. образов. Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии ( Слайд 24) , что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием - творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

Откройте тетради. Запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на 2 равные части. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

Обратимся к образу Петра.

Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

Что мешает ему поступить иначе?

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

Быть невысокомерным, значит быть какаим? (Кротким, смиренным)

Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

Обладает ли ими Петр? Запишем их.

Какие еще черты раскрываются в характере Петра? (Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Верность заповедям Божьим,

вера в Бога

(благочестие, религиозность)

Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…» - с.55

Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией» - с.62

Мудрость

Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.» - с.55

Любовь и верность близким

Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.» -с. 55

Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром». –с.60

Умение прощать

Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

«Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.» -с.61

Справедливый правитель

«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.» - с.61-62

IX . Характеристика Февронии

Т. О., мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

Заглянем в дом к Февронии.

Просмотр видеофрагмента «Гонец в доме Февронии» -

ОРТ-04.16-05.20(язвы)

1. Анализ эпизода

Чего нет по сравнению с текстом в этом фрагменте? (Загадок)

Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третяя.

Найдите в тексте ответ на первую загадку, на вторую, на третюю.

Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок).Не помазала ему один струп.

Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью ). Запишем.

На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?

(В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

О чем это говорит? (О какой черте х-ра это говорит?) (О доросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии , о том, что она хорошая хозяйка)

2. Переказ фрагмента

Так почему же женился Петр на Февронии? (Потому что полюбил ее).

За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки.

Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна).

Правильно, ребята. А что означает слово милосердие ?

(Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) Запишем.

- Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались
через слуг?
(Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского х-ра- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить ) Запишите.

- Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде». –с.60

Чудесный дар

Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Верность

Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра» -с.60

Кротость, смирение

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии?
* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.

Посмотрим видеофрагмент.

Просмотр видеофрагмента «Смерть Петра и Февронии»

4. Работа с предметами-символами (Слайд 25 )

Так закончилась жизнь Петра и Февронии. Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами три предмета : лестница, тропа и круг.

Что такое лестница ? (Это приспособление, придуманное людьми для того, чтобы подниматься вверх ступенька за ступенькой.)

Как вы думаете, жизнь какого человека можно сравнить с подъемом по лестнице? (Человека, который преодолевает трудности, преграды, но все-таки добирается к вершине)

Как мы с вами поднимаемся по лестнице, чтобы что-нибудь достать, сделать или просто оказаться в нужном месте, точно так же и человек идет по символической лестнице, преодолевая препятствия, преграды, чтобы достичь вершины - совершенства.

А что такое тропа ? (Тропа́ (тропи́нка) - узкая протоптанная дорожка).

Каким будет жизненный путь человека, если его представить в виде тропы?

Тропа символизирует сравнительно спокойную, ровную жизнь человека, в которой встречаются незначительные препятствия, заставляющие человека сворачивать то в одну, то в другую сторону.

А вот круг –это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов.

С помощью какого из этих предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Аргументируйте ответ. (Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.) Слайд 26

Если мы с вами сравним жизненный путь Февронии с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?
(Круг. Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима.) Слайд 27

XI. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

- Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии. Слайд 28-1

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

А какими нравственными качествами обладает Феврония?

Домашнее задание. Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание, чтобы нам с вами не возвращаться к нему.

Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.) Слайд 28-2

Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью. Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.) Слайд 29

Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. Слайд 30

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. Слайд 31 В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Слайд 32 Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

VIII. Итог урока.

Вернемся к нашему эпиграфу. Слайд 33

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

В чем основная ценность книги?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности. )

Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность , м удрость, добросердечие, милосердие).

А в современное время эти качества ценятся?

Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

Какова же основная идея повести? (. Любовь, верность, доброта могут победить любое зло.)

Слайд 34

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести . Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей. А помочь в этом смогут книги, которые вы видите на нашей выставке. В них вы найдете не только повесть о Петре и Февронии, но и рассказы о жизни других святых православной церкви.

А в заключении нашего урока послушайте замечательную песню Марка Тишмана, которая стала гимном Петру и Февронии.

Звучит песня «Петр и Феврония»

Выставление оценок.

Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали…


Характеристика Февронии . Героиня повести - дева Февро­ния. Она мудра народной мудростью. Первое появление в по­вести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётли­вом образе. Её находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Фев- рония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» де­лом - ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы симво­лизируя собой слияние её с природой.

Её вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублев­ская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет послан­ца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Све­дущая в целебных снадобьях, она излечивает князя. Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Чванливые жёны бояр невзлюбили Фев- ронию и требуют её изгнания.

Феврония загадывает мудрые загадки и умеет без суеты раз­решать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не ос­корбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок; ее противники са­ми догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвести в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных про­тивников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляет­ся высокое человеческое достоинство крестьянки низкому и ко­рыстному поведению её высокородных противников. Феврония использовала данную ей мудрость не для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе и государственных, была ему настоящей помощницей. Феврония же не заставляла князя делать то, что хотела она. Мудрая жена - всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония, как мы знаем, прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа, Петра. Существует такое изречение, что семейная жизнь - это корабль и капитан на нём - муж, но всё это огромное судно на­ходится в руках у жены. Таким образом, куда она повернёт руль, туда и поплывёт корабль, а она может повернуть его в сторону тихого и спокойного моря, а может - в сторону рифов. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притча 14,1). Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в од­ном гробу. В 1547 году память их установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в 25-й день. Мощи святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудом в одной раке в Муромском соборном храме.

Характеристика князя Петра. Князь Пётр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, об­венчавшись, живёт с нею в согласии, их переступает и за порог смерти. При том Пётр не потакал ей, как бояре, ко­торые предложили ей оставить их город, потакали своим жё­нам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февро­нии пришёл к благоверному князю Петру и наговорил на неё: «Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Пётр, же­лая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за од­ним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Пётр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал».

Расскажите о Петре и Февронии. Какие они? (князь Пётр - сме­лый, бесстрашный, благочестивый; Феврония - «мудрая дева»)

Каков иносказательный смысл речей Февронии?

«Плохо дому без ушей, а горнице без очей». «Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза», (анализ отрывка из текста)

Что сделала Феврония в ответ на слова князя Петра? «Сия де­вица хочет, чтобы я взял её в жёны ради мудрости её. Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка льна мне сорочку, порты и полотенце». (Феврония в свою очередь дала князю невыполнимое задание.) Как ответ Фев­ронии её характеризует? (как мудрую деву)

Как княжили Пётр и Феврония? (благочестиво)

Почему бояре изгнали Петра и Февронию? (каждый из бояр сам хотел стать самодержцем)

Когда Пётр и Феврония вернулись в город и как княжили? («Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония. И кня­жили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.»)

Какие имена после принятия монашества получили князь Пётр и княгиня Феврония? («Князь Пётр был наречён Давы- дом, а княгиня Феврония - Ефросинией.»)

Как закончили свою жизнь Пётр и Феврония? (тихо, спокой­но) Какое чудо неоднократно совершилось после их смерти? (Люди пытались положить их тела в разные гробы, «но на ут­ро обретали их в едином гробу».)

Как вы думаете, почему князь Пётр и княгиня Феврония были канонизированы? (князь Пётр и княгиня Феврония вели пра­ведную жизнь)

4) Художественные особенности «Повести о Петре и Февро- нии Муромских».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» представляет со­бой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее- соблазнителе и другого - о мудрой деве. Сюжеты эти в «Повес­ти...» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претенду­ет на историческую достоверность.

Очарование «Повести...» - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествова­теля не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокой­ствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым - на теле была лишь одна язва, - но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем - что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида - у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию - в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.