Грузия выходит в тираж. Грузия

За последние годы грузинские паспорта вручили уже 25 тыс. турок, живущих в Аджарии. В Тбилиси накануне выразили опасение, что турки вскоре составят там большинство населения и отторгнут республику. Эксперты признают, что влияние южных соседей в Аджарии чрезмерно: турки массово строят здесь все от мечетей до борделей.

Как заявил накануне на заседании парламента оппозиционный депутат Джонди Багатурия («Грузинское собрание»), власти Грузии за последние два года предоставили гражданство страны уже 25 тыс. турок, живущих в Аджарии.

«Это было сделано нынешними властями вполне осознанно, так как эти 25 тыс. турок, имеющих двойное гражданство, по действующему грузинскому законодательству имеют право участвовать в предстоящих в октябре наших парламентских выборах», – пояснил Багатурия. По мнению оппозиционера, эти 25 тыс. новых граждан Грузии будут голосовать в знак благодарности за правящую партию – «Единое национальное движение».

Депутат также утверждает, что в Турции радикальные силы заявляют о том, что якобы Аджария является исконной турецкой территорией, оккупированной Грузией 100 лет назад.

«Предательское молчание нашего руководства в отношении этой пропаганды позорно и опасно, так как эти радикальные силы могут через выборы прийти к власти в Турции, после чего повторится то, что произошло в Абхазии и Южной Осетии», – сказал Багатурия. Он пояснил, что под предлогом защиты своих граждан в будущем в Аджарию могут вторгнуться турецкие войска. Он назначил в связи с этим на 30 июня акцию протеста в Аджарии и предложил поддержать ее всей оппозиции.

«Это будет нашим гражданским протестом и предупреждением всем антигрузинским силам, что Аджария – наша территория, наше сердце, наш мозг и позвоночник, – провозгласил Багатурия. – Никому не уступим Аджарию. Она не станет полем для грязных дел, которые ведут в Аджарии и турки, и некоторые грузины».

«Второе Косово»

Запал депутата объяснялся разными причинами – от попыток Турции усилить религиозную экспансию в Аджарии до сообщений, что автономия превращается попросту в секс-курорт для турок. Следует сказать, что экономическое влияние Турции в Аджарии в последние годы стало колоссальным. Даже аэропорт Батуми используется уже соседними турецкими провинциями как внутритурецкий и даже управляется турецкой администрацией.

При этом, как рассказывают местные жители, в «свой» бизнес турки привозят «своих» турок, которые работают в Аджарии на строительстве, в сфере обслуживания и так далее. Местные жители в большинстве своем по-прежнему остаются без работы.

«Маленький Бангкок»

Бывший премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа разделяет обеспокоенность по поводу происходящего в Аджарии. «Там почти все производство перешло в подчинение туркам. Вот еще показательный пример. В Батуми была прекрасная библиотека. По моим данным, ее купили турки, открыли в ней игорный дом. 70% инвестиций в Грузии – из Турции. Это, может, и хорошо, если бы мы не отдавали им рычаги. Почему Батумским аэропортом распоряжается Турция? Да, Турция – наш доброжелательный сосед, у нас прекрасные отношения. Но столь сильное влияние, на мой взгляд, недопустимо!» – заявил он.

«Конечно, было бы желательно, чтобы наши власти внимательнее следили за ростом интересов Турции к Аджарии, – сказал политолог Рамаз Сакварелидзе. – В Турции сильны идеи пантюркизма. Возможно, экономические амбиции Турции по отношению к Аджарии, как и религиозные, – это материализация таких вот именно идей. Во что же это может вылиться, пока неясно».

Стоит напомнить, в мае 2004 года Аджарию покинул ее лидер Аслан Абашидзе, бессменно правивший там с начала 90-х. Он улетел в Москву на самолете тогдашнего главы МИД России Игоря Иванова. Москва тем самым сыграла миротворческую роль и помогла избежать вооруженного противоборства сторонников Абашидзе с наступавшими из Тбилиси силами, верными новому президенту Михаилу Саакашвили. Стоявшие тогда в Аджарии российские войска демонстративно держали нейтралитет, хотя Абашидзе, возможно, рассчитывал на их поддержку.

Саакашвили тогда, в мае 2004 года, заявил, что Аджария отныне «свободна» и «возвращена в лоно Грузии». После этого он говорил, что «удочерил» Аджарию, и охотно приглашает туда высоких гостей, чтобы показать разницу между тем, что там было при «феодале» Абашидзе, и сегодняшним днем. И действительно, сделано там немало. Главный бульвар стал заметно краше, построено много новых отелей, административных зданий. Недавно в восхищении от строительных проектов Аджарию покинула госсекретарь США Хиллари Клинтон.

Однако впервые после 2004 года в Тбилиси вновь заговорили, что могут потерять автономию, и на этот раз угрозу для территориальной целостности Грузии представляет не «феодал»-сепаратист, а соседняя держава – Турция.

В эти дни грузинская печать много рассказывает о том, что турки превратили в бордель небольшое курортное село Гонио в Аджарии у границы с Турцией. Несколько десятков жителей Гонио провели пикет у местной полиции, протестуя против превращения их села в центр пограничной секс-индустрии, сообщила грузинская телекомпания «Маэстро». На место прибыл мэр Батуми Роберт Чхаидзе, пообещавший разобраться в ситуации и «вернуть мирную жизнь в Гонио». Не поверив мэру, около 450 жителей Гонио написали обращение Саакашвили с просьбой помочь избавиться от засилья секс-притонов.

По словам авторов обращения, в селе – в гостиницах, ресторанах и барах – находятся 47 борделей, где работают не менее 400 проституток – в основном девушки из Узбекистана и Турции. Владельцами этих притонов являются турки, которые ведут себя столь нагло, пишут селяне, что жители стараются не выпускать из домов жен и детей.

В искренность обещаний Чхаидзе не верит председатель Аджарского отделения Лейбористской партии Давид Робакидзе. Оппозиционер публично обвинил самого Чхаидзе и главу Аджарии Левана Варшаломидзе в том, что те «крышуют» бордели в Гонио, а часть выручки якобы перечисляют на счета правящего «Единого национального движения». Ответа от властей на эти обвинения пока не последовало.

Лес минаретов

Другой серьезной проблемой является религиозный фактор. С весны в Батуми периодически сотни людей выходят на митинги протеста против строительства в столице Аджарии мечети в честь османского султана Абдула Азиза. Организаторы акций заявляют, что в автономии уже действуют 180 мечетей, а также 60 медресе и школ-пансионов. Они напоминают, что это тот самый султан, который «поработил Аджарию», и что «идет турецкая экспансия». Напомним, в ХIХ веке в Батуми уже стояла мечеть Азиза, но она сгорела.

Министр культуры и охраны памятников Ника Руруа говорил, что мечеть Азиза будет построена в Батуми, несмотря на протесты. По словам Руруа, взамен турки отремонтируют грузинскую церковь Ошки на своей территории. Он рассказал, что мечеть будет «очень небольшая».

Но очевидно, что уже и власти отчасти обеспокоены турецким влиянием в автономии. Такой вывод можно сделать из того, что на днях Батуми решил усилить контроль за гидами из Турции, которые сопровождают экскурсантов, рассказывая им об истории края. Департамент туризма Аджарии призвал турецких коллег проверять уровень подготовки направляемых в автономию гидов.
По мнению чиновников, гиды из Турции все чаще искажают в своих рассказах историю Аджарии в выгодном для турок духе. Решено, что будут подготовлены карты на турецком языке, а в самой Аджарии прошли подготовку 15 местных туркоязычных гидов.

Еще несколько недель назад МИД Грузии приступил к изучению жалоб о том, что в учебниках истории для турецких старшеклассников территория Аджарии вместе с Батуми представлена как часть Турции. Представители грузинской общественности потребовали разъяснений от посла Турции Левента Бурхана. Аджария, напомним, отошла к Грузии по Карсскому договору 1921 года. Анкара уже пообещала «исправить» учебники.


2006 08 25

Президент Грузии Михаил Саакашвили не впервые выдвигает свои боевые отряды в горную область Грузии Сванетию. Еще в первые месяцы своего президентства, когда мир с тревогой ожидал реванша молодого и энергичного победителя в Абхазии и Южной Осетии, Тбилиси провел не очень замеченную и молниеносную операцию в горах затерянной и забытой грузинской провинции, которой самым феодальным образом руководила семья Омехи Апрасидзе. Отца и его сыновей называли криминальными авторитетами, но это было, скорее, для ясности, для чужих, неспособных почувствовать аромат истинного грузинского средневековья, самым заповедным образом сохранившейся в сванских горах. В этих краях никогда не было ничьей власти, кроме нескольких таких семей, наводивших ужас на пришельцев и внушавших уважение своим.

А уже потом была Аджария. А после Аджарии все снова принялись ждать военного похода в Абхазию и Южную Осетию.

Между тем, при всех своих воинственных заявлениях Саакашвили прекрасно понимает, сколь самоубийственным было бы для него подобное начинание. Собственно говоря, Запад так приветствовал приход Саакашвили на смену Шеварднадзе отнюдь не для того, чтобы на Южном Кавказе вспыхнула одна из законсервированных горячих точек. Вопреки уверениям российских геополитиков, для Запада в его каспийско-южнокавакзской политике российский фактор отнюдь не является первичным. Главным для него является хоть какая-то стабильность, и ее он намерен добиваться любой ценой. Исходя из этого главного мотива Запад и предъявляет Тбилиси (равно, как и Баку, и Еревану) совершенно конкретное требование: решайте свои территориальные проблемы, как хотите, но - без войны. Переговоры ни к чему не приводят ни в Карабахе, ни в Абхазии, но этот замороженный мир вполне устраивает мир. Поэтому и Брюссель, и Вашингтон довольно спокойно смотрят на особенности демократического устройства в кавказских странах. Конечно, было бы очень неплохо, если бы внутриполитическая стабильность в этих странах достигалась технологиями традиционной демократии, но реальность неумолима, и стабильность превыше всего.

Строго говоря, по степени внутренней демократии Грузия при Шеварднадзе не слишком уступала Грузии Саакашвили. Молодой президент не скрывает, сколь симпатичен ему стиль власти российского президента, он явно готов взять на вооружение все методики Москвы по построению вертикали власти, которому нисколько, оказывается, не мешают либеральные лозунги революции. Представители грузинской власти, кстати, отвечая на подобные подозрения, уверяют: да, проблема есть, но Запад не даст ей усугубиться до опасных масштабов. Некоторые в это по-прежнему верят.

Но, как кулуарно отмечали в те годы иностранные представители в Тбилиси, Запад устал от Шеварднадзе. Инерция его демократического имиджа постепенно угасала, а государственное устройство Грузии становилось все печальнее по мере того, как утверждался негласный бартер Шеварднадзе с политическими, региональными и бизнес-элитами: он не вмешивается в их дела, а они за это обеспечивают ему вечное большинство на любых выборах. В соответствии с этим, практически все регионы Грузии контролировались Тбилиси примерно в той же степени, что и Абхазия.

Сванетия, затерянная в горах область, сообщение с которой горным дорогам возможно только семь-восемь месяцев в году была катастрофическим воплощением всей государственной системы, и была своя логика в том, что именно отсюда Саакашвили начал восстановление территориальной целостности. Но Сванетия – это еще и верхняя часть Кодорского ущелья, которое спускается непосредственно в Абхазию. Нынешний мятежник Эмзар Квициани – политический персонаж примерно того же ряда, что семья Апрасидзе. Сваны, с древних времен славившиеся даже в Европе как отличные наемники для крестовых походов, не очень изменили за века свой бизнес. В грузино-абхазской войне их роль полностью соответствовала истории, обновленной сегодняшней реальностью. Как соседи абхазов, они не очень рвались с ними в бой, как грузины, они принимали беженцев. А о дани, которую приходилось оставлять за это гостеприимство, беженцы с ужасом вспоминают по сей день. А наш герой Эмзар Квициани, сделавший свой бизнес вдалеке от Сванетии, тем не менее, считался там авторитетом. Что и использовал тогда Тбилиси, взяв на довольствие его боевую бригаду, назвав ее отрядом «Охотник».

Теперь Москва и Тбилиси обвиняют друг друга в провокации. По версии Кремля, Тбилиси сам создал себе мятежника, чтобы на штыках полицейской операции спуститься по Кодорскому ущелью в Абхазии. По грузинскому представлению, Квициани – агент Москвы, который по ее заданию создал Тбилиси проблему там, где и без него все для Тбилиси очень скверно.

Крупицы правды проскальзывают в обеих версиях. Судя по всему, Квициани, самостийность которого Тбилиси терпеть больше не желал, обиделся на Тбилиси и легко нашел себе союзников по другую сторону грузино-абхазского фронта.

Но явно не среди абхазского руководства. Вся глубокая геополитическая интрига заключена в том, что Сухуми в войне заинтересован не более, чем Тбилиси. В отличие от другой мятежной грузинской провинции, Южной Осетии, которая остается криминальным оффшором на дороге, соединяющей Россию и Южный Кавказ, Абхазия за годы фактической независимости в определенной степени состоялось как государство, причем более демократическое, чем Грузия или Россия. И если для Южной Осетии война с Грузией остается едва ли не единственным шансом выживания, то для Абхазии подобное продолжение абсолютно гибельно. Конечно, Сухуми прекрасно понимало тактику Москвы, чреватую для Абхазии новой вспышкой, но проявлять независимость в этом вопросе она не в состоянии.

На самом деле, не слишком нужна война и Москве. Для нее осложнение в Кодорском ущелье – примерно то же самое, что и запрет грузинского вина. Только если в винном случае расчет был на внутреннюю экономическую дестабилизацию, то первые залпы, которые позволит себе Грузия в Абхазии, станут погребальным звоном по всем ее западным надеждам – Запад может простить Грузии многое, но не войну. Потеря же западной поддержки становится полной катастрофой для президента Саакашвили и его режима: иных ставок у него нет, и дальнейшее его свержение становится делом отработанной техники. Революции, как известно из ленинского опыта, очень удобно устраивать во время войны. К тому же Москва не оставляет надежд открыть для Грузии еще один подобный фронт – области на границе а Арменией, в которой еще очень много горячих голов считают Джавахетию армянской.

Однако в Грузии сегодня нет ни одного сколь-нибудь вменяемого и популярного политика, которого хоть в какой-то мере можно было бы считать пророссийским. Ничего антироссийского в Грузии не наблюдается, однако идея НАТО в Грузии намного популярнее, чем продолжение членства в СНГ. Грузия – одна из самых консервативных постсоветских республик, но в Москве явно недооценивают, что теперь, по мере отвыкания от СССР, инерция этого консерватизма направлена отнюдь не на Россию. Дестабилизировать ситуацию в Грузии возможно, но если не путать цель со средством, совершенно непонятно, какую выгоду может получить из этой дестабилизации Москва. Но цель со средством, как обычно, путается, и Эмзар Квициани поднимает мятеж.

Саакашвили прекрасно понимает, что поставлено на карту. Не обращать внимания на Квициани – подорвать свой имидж энергичного восстановителя страны. Поддаться на провокацию – обречь себя на обвинения в стремлении развязать войну в Абхазии, которая, кстати, непопулярна и в самой Грузии. И на бурные выступления оппозиции.

Саакашвили рискнул. Предварительно, впрочем, заручившись пониманием Вашингтона, который бы его никогда не проявил, не получи надежных заверений в том, что в Абхазии ни один грузинский солдат не появится. И, снарядив на операцию самых близких к нему людей, включая министра обороны Ираклия Окруашвили, он, конечно, очень рисковал. Но в итоге выиграл. Операция была молниеносной. Эмзар Квициани, по вполне достоверным слухам, в Москве.

Турция сегодня грозит войной. Войной не только на севере Сирии и не только против курдов или официального Дамаска. Официальная Анкара демонстрирует готовность скрестить оружие с Ираном и Россией - в Ираке, Закавказье и даже в Крыму. Эрдоган зовёт к себе в союзники Украину, Саудовскую Аравию и другие "нефтяные монархии" Персидского залива, снабжает оружием крымских татар, обращается за помощью к США и НАТО, шантажирует Европу новыми миллионами "беженцев" из зоны ближневосточного конфликта, а Россию - дестабилизацией её мусульманских регионов и "туранской солидарностью".

Ничего неожиданного в подобном поведении государства, которое долгие годы ассоциировалось в российском общественном сознании с курортами Антальи и рынками Стамбула, нет: последние годы Турция, накачанная западными кредитами, переживала экономический бум, который усиленно конвертировала в расширение зоны своего политического влияния по всем направлениям. Одним из таких направлений стала Аджария, формально входящая в состав Грузии, а на деле оккупированная своим "сильным соседом-единоверцем".

Аджария, Батуми… Крохотная автономная республика на юго-западе Грузии с населением около 350 тысяч человек. Морской порт, имеющий стратегическое значение в качестве торговых ворот Закавказья. Мусульманский уголок христианской, православной страны.

Создание автономии в 1921 г. продемонстрировало необычный и демократический подход советской власти к формированию национальных административных единиц. Ведь национальности "аджарец" не существует. Аджарцы суть грузины, которые в результате трёхвекового пребывания под властью Османской империи были отуречены, приняли ислам. Они в основном оставались такими и после окончания последней русско-турецкой войны 1877-78 годов, по итогам которой стали подданными Российской империи.

Таким образом, создание Аджарской АССР было продиктовано не этническими, а конфессиональными причинами плюс наличием некоторого количества турецких и иранских подданных. По мере советизации иностранцы уезжали из Аджарии, и к сороковым годам почти все они покинули её. Примечательно, что сегодня примерно половина коренного аджарского населения исповедует православие.

Не будем отвлекаться и поговорим о сегодняшних реалиях Южного Кавказа в свете кровавой схватки за "переформатирование" Ближнего Востока. До тамошнего театра военных действий отсюда рукой подать. А до Турции, активно вовлечённой в эту схватку, можно, как говорится, доплюнуть. Из центра Батуми вы за 15 минут доезжаете на автобусе до грузинско-турецкой границы. Через неё спокойно и безвизово снуют граждане десятков государств…

Оживление панисламистских, пантюркистских настроений в Турции началось не вчера. Налицо территориальные и иные гегемонистские поползновения Анкары, которая, оставаясь холуём США и НАТО, тужится играть роль неформального лидера региона и всей исламской ойкумены. Хищные аппетиты турок относительно Сирии известны. Укорот, который сделала им российская авиация, взбесил турецкую военщину. Во-первых, из Сирии пошли гробы, (вернее - мешки) с телами погибших турецких военнослужащих, в том числе кадровых офицеров. Во-вторых, незадолго до того она получила другой удар под дых: с Россией воссоединился Крым, который пантюркисты на картах давно закрасили в свои цвета.

Короче, есть от чего придти в ярость господам в Анкаре, которые потирали руки после уничтожения СССР и презрительно относились к России, прогнувшейся перед Западом в 1990-х годах. Но я хотел бы обратить внимание на другое, менее знакомое проявление турецкого экспансионизма. Оно наблюдается в Грузии - в частности, в Аджарии и Месхет-Джавахети.

Настроения, царящие здесь среди простых людей и представителей наиболее осведомлённой интеллигенции, можно выразить лаконично - "тревога". Она возникла фактически сразу после дезинтеграции Советского Союза. И всё же, пока в 2004 г. власть не захватил Саакашвили, проблема не была столь острой. Хотя бы по той причине, что "посторонним", даже иногородним гражданам Грузии, не позволялось приобретать в Аджарии недвижимость. Турецкий бизнес, разумеется, проникал сюда. Но не в таких колоссальных масштабах.

Саакашвилевская клика распахнула двери перед иностранным капиталом, турецким в первую очередь. Развивать экономические связи с соседями - вещь необходимая, естественная. Недопустимо, однако, чтобы они приобретали характер экономического господства соседа над тобой. Грузия, с её упадочными промышленностью и сельским хозяйством, при почти бесконтрольном хозяйничании турок превратилась в придаток их экономики, в объект бессовестной эксплуатации.

В Турции мне на каждом шагу встречались приехавшие на заработки грузины-гастарбайтеры. Люди с высшим образованием заняты на неквалифицированных работах. Их третирует самый ничтожный из турок. Особенно тяжело женщинам. Грузинки со слезами рассказывали об унижениях, претерпеваемых от работодателей. К нам относятся, как к собакам, утверждали они. Но самое прискорбное, что турецкий хозяин зачастую и на территории Аджарии не лучше относится к наёмному персоналу из местных.

Турки интенсивно заселяют автономию. Официальная статистика занижена, но полагают, что только в Батуми их приблизительно 30 тысяч из 150.000 горожан. Они скупили до 70% лучших земель и завладели самыми крупными объектами здешней инфраструктуры (аэропортом, одной из сетей сотовой связи и т.д.). Преуспевающие дельцы, молодые люди, многие с военной выправкой, нередко с семьями, обживают коттеджи и многоквартирные дома, возводимые турецкими же фирмами. Турецкое правительство субсидирует их бизнес, если тот оказался неприбыльным. Помогает кредитами на приобретение жилья. Разными мерами побуждает оседать в Аджарии, где к услугам новопоселенцев есть всё - от собственных магазинов и учебных заведений до низкопробной сервильности многих уполномоченных от грузинской власти.

Услужливость саакистов перед Западом была беспрецедентной. Полиция Грузии имела строгое указание не обижать турка, виновен он или нет, в случае его стычек с грузинским населением. О принятии мер к западноевропейским либо американским правонарушителям даже подумать было нельзя. Зато своих граждан полиция мордовала без всякого стеснения.

Старые приказы отменены. Но у патриотически настроенных кругов большие претензии к властям, по-прежнему закрывающим глаза на ползучее отуречивание. При этом влияние проевропейских и проамериканских сил, действующих заодно с протурецкими, таково, что немало членов грузинских общественных организаций, сотрудников госучреждений, рядовых граждан в беседах со мной просили не ссылаться на имена и названия.

В Тбилиси, Батуми, Зугдиди одни стесняются, другие боятся возражать носителям саакизированных взглядов. В батумском отеле "Шератон" проходила конференция турецких и грузинских кардиологов. Мероприятие вроде не связанное с политикой. Тем не менее, турецкий делегат заявил с трибуны, что Аджария - часть исторической Турции, отнятая Россией. Никто из грузинских коллег не дал отповеди беспардонному визитёру; сказалась деформированная за годы упадка психология.

Либерально ориентированные грузинские деятели всей своей душонкой за отуречивание родины. Ибо они не только в приватных разговорах, но зачастую открыто заявляют: Турция - это верный союзник США, следовательно, это друг Грузии. Они обрушиваются с критикой на "Нейтральную евразийскую Грузию", "Родовой союз сынов отечества Аджарии", "Общество Ираклия II", на другие политические и культурные организации, которые ратуют за отпор ложным ценностям, насаждаемым Западом.

Казалось, подлая мысль, высказанная несколько лет назад небезызвестным Вахтангом Кикабидзе ("Россия… Надо каким-то образом покончить с этой страной"), больше никогда не прозвучит на земле, избавившейся от Саакашвили. Она действительно не прозвучала бы, если бы президенту-негодяю не позволили улизнуть от правосудия. Увы, сегодня её вслух произносят отвязные саакисты, которыми кишат органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Они не были вычищены до конца, хотя большинство народа однозначно требовало этого от новых лидеров. Последние постепенно теряют опору в народе, у которого вызывают протест русофобские заявления грузинских министров.

Поневоле спрашиваешь сам себя: чем нынешнее правительство отличается от саакистского? Почему оно игнорирует мнение народа, не желающего ни евроинтеграции, ни вступления в НАТО? Знает ли оно, что пока членом Евросоюза не станет Турция, Грузии не светит быть даже подстилкой у входа в Европу? А Турцию туда не примут, несмотря на то, что она бьётся башкой о европейскую дверь с прошлого столетия.

Выходит, сегодняшние тбилисские правители (по крайней мере, определённая их часть) сознательно дурят и манят народ европейской морковкой - как того осла. Я имею в виду полуграмотную, несознательную часть народа, так как сознательной давным-давно всё ясно, включая невидимое внешне обстоятельство. А именно: на самом деле Аджарию и Месхет-Джавахети отдают не туркам, а Соединённым Штатам. Турция скорее выполняет функцию прикрытия будущих южнокавказских баз США. Мечты объятого сладкими османоимперскими грёзами Эрдогана отлично вписаны в вашингтонскую стратегию и тактику.

Грузинский европеизм мелковат, но спесив. Он забывает об амбициях только когда суетится у натовского порога, желая лизнуть руку хозяину. После того, как турки сбили российский самолёт, якобы нарушивший их воздушное пространство, чиновники из Минобороны Грузии в лучших традициях девочек по вызову внезапно заголосили о том же. Дескать, российский вертолёт нарушил воздушную границу Грузии. "Будем сбивать!" - хорохорятся вояки, у которых подгузники ещё с событий 2008 года не просохли. Но как чутко держат нос по натовскому ветру наши липовые единоверцы!

Слыша, как иные простачки либо жулики пытаются взывать к христианской или исламской, да к любой другой религиозной солидарности, хочется ткнуть носом в следующее обоснование фальшивости подобных призывов.

Разве не христианские США бомбили христианскую Югославию? Разве не мусульмане убивают сейчас друг друга на Ближнем Востоке? Ах, это разные религии, говорите… Ах, католики и православные, сунниты и шииты, говорите… Откройте глаза, посмотрите, как православных натравили на православных (украинцев на русских), как сунниты сцепились с суннитами (ливийцы с ливийцами). Примеров тьма. Потому что не в формальном вероисповедании дело, а в экономических интересах транснациональных - они же транслюдоедские - корпораций, у коих на поводке и правительства, и священнослужители, и террористы.

Почва для оптимизма, впрочем, тоже есть. Я её видел и осязал. Заключается она в том, что в борьбе за правое дело всё чаще идут рука об руку и тот, у кого в рюкзаке свёрнутый молельный коврик, и тот, у кого там же иконка богородицы - в Ливане и в Донбассе, в Сирии и в Аджарии…

Не потерявшие способности соображать аджарцы настаивают на введении визового режима с Турцией, расценивая его отмену саакистами как антинациональную акцию. Это должно ослабить массированное распространение ненормальных взглядов, причисляющих Аджарию и Месхет-Джавахети к неотъемлемым частям Турции. Анкара без лишнего шума поддерживает выгодную для неё историческую трактовку морально и материально.

Поведение Тбилиси тоже смахивает на её одобрение. По конституции иностранцам грузинское гражданство даётся за особые заслуги. Спрашивается, за какие заслуги получили его множество турок? Сохраняя за собой гражданство турецкое, они вызывающе заявляют, что оно для них главное.

Более того, многие из них являются этническими грузинами, утерявшими, однако, национальную самоидентификацию, ставшими проводниками османских идей. Претерпев исламизацию, они враждебно настроены к иноверцам, включая единокровных. Они не выступают за воссоединение с матерью-Грузией. Напротив - убеждены в том, что Турция обязана (!) вернуть (!) себе (!) утраченные ею грузинские земли. У этих социальных мутантов, невзирая на биологическую принадлежность к грузинской нации, турецкий менталитет.

Разумеется, есть и противоположно настроенное меньшинство. Но официальная Грузия надлежащую просветительскую работу в зарубежной диаспоре, к сожалению, не ведёт.

Возникает параллель с ситуацией на Украине. Российскому руководству давно надо было предпринимать контрмеры, а не ждать финала начавшейся 20 лет назад бандеризации. Украинцев же могу предупредить, что они столкнутся с обстановкой, которую в Аджарии создали турки, а на Львовщине создадут поляки.

Гигантский ущерб нанёс Грузии поразивший её после развала СССР морально-этический кризис. Продолжающаяся вестернизация углубляет его. В падении нравов активно замешана Турция, которая, по идее, должна была бы соблюдать исламские строгости в данном вопросе. Ан нет. Если в своих краях турок ведёт себя относительно сдержанно, то, попав в Грузию, "оттягивается" по полной.

Атака на духовность идёт по разным направлениям.

Аджарская столица превратилась в средоточие игровых заведений. Там заправляют турецкие боссы, которые, что называется, дорвались. Ведь в их стране этот бизнес ограничен. Сообщалось, что батумское казино "Леогранд" - крупнейшее в Закавказье.

Чему удивляться, если автономия стала центром проституции, тоже в закавказском масштабе.

Народ, потерявший достоинство, не сможет эффективно сопротивляться экспансии, и задача турок будет облегчена. Вот почему аджарцы в массе своей придерживающиеся достаточно высокого уровня нравственности, сознают всё ханжество религиозной пропаганды, исходящей от деструктивных, псевдоисламских сил.

Грузинский язык интенсивно засоряется англицизмами - процесс типичный для большинства постсоветских республик. Беда в том, что это, наряду с другими пороками, тоже разлагает молодёжь.

Одних усилий общественных активистов, даже разгневанных, недостаточно, чтобы покончить с многоликим злом. Нужны государственные меры, нужна воля правительства, которое найдёт в себе смелость отвергнуть западный (читай: педерастический) диктат.

Аджарская семья - это самобытное явление, характеризовавшееся патриархальностью и крепкими узами. Её особенность в том, что практически у каждой есть родственники в Турции. Во времена СССР контакты с ними были затруднены, а чаще невозможны. На советско-турецкой границе не было ни одного КПП, её нельзя было пересечь легально. Это вызывало глухое недовольство местных жителей. Ведь к родственнику, чей дом порой стоял на противоположной стороне реки, можно было попасть лишь через Москву и Стамбул.

Но вот грянула горбачёвщина. Границы полуоткрылись. Дальше - больше: границы открылись окончательно. И что же? Наездившись по многочисленной родне и знакомым, большинство аджарцев были шокированы образом жизни, уровнем образования и культуры, социальной защищённости, другими личностными и общественными явлениями на сопредельной территории. Перестройщики и их последователи, громившие советскую систему, не ожидали, что эффект от их усилий получится обратным. Начиная с 1990-х годов, не было в Грузии более патриотически и пророссийски настроенного населения, чем аджарцы.

Даже бедная Российская Федерация во главе с президентом-алкоголиком была привлекательнее для них, нежели посулы европейских и турецких аферистов. Причём, как для христиан, так и для мусульман. Надо сказать, что число последних в сегодняшнем движении против отуречивания растёт.

О степени современной их тяги к России, так и быть, политкорректно промолчу.

У людей давно вызывали сомнение переговоры, которые полусекретно вели министерства культуры Грузии и Турции. Их темой было восстановление исторических памятников. Задача как будто благая. Но, обещая восстановить у себя всего четыре грузинских разрушенных объекта, турки настаивают на возрождении значительного количества памятников османского владычества в Грузии. Подчеркну, что это владычество носило для грузин трагический характер, исковеркав древнюю культуру и общее развитие единого в прошлом народа, расколов его конфессионально, разделив искусственными границами.

Невинный на первый взгляд статус музеев, который турки собираются придать ряду планируемых к реанимации объектов османского прошлого, повлечёт усиление протурецкой пропаганды, таит угрозу территориальной целостности Грузии.

Опять напрашивается параллель, на этот раз с армянами. Если исконно-грузинских земель в пределах Турции находится не менее трети, то армянских - ещё больше. Многих армян, которых в Турции не вырезали, тоже насильно обратили в мусульманство; их называют хемшилами. Однако на этом параллель заканчивается. Правительство Армении, при всех издержках его политики, гораздо последовательнее, нежели грузинское, защищает национальные интересы, не допускает никакой турецкой экспансии.

Не могу не заметить, что сталинский СССР никогда не мирился с противоестественным, грабительским расчленением территорий и народов. При нём политика империалистических держав и их сателлитов, кромсавших географию по живому в угоду своим эгоистическим потребностям, всё чаще получала отпор и давала сбои. Вспомним, что именно советская власть вернула Украине и Белоруссии их западные окраины, Литве - Виленскую и Мемельскую области, России - Курилы, южный Сахалин, часть Восточной Пруссии, Печенгу, Карельский перешеек и Ладожскую Карелию.

Сталин лично занимался изучением вопроса нашей госграницы на Южном Кавказе и не собирался оставить безнаказанной враждебную политику Турции, подавлявшей стремление угнетённых и разделённых наций к свободе и объединению. В тот период настроения грузинского населения по турецкую сторону границы были совершенно иными. В немалой степени - прогрузинскими, просоветскими. Да это и понятно: тогда с ними по соседству была великая, набирающая силу мировая держава, ныне - её униженный, разграбленный осколок.

Пребывая в Батуми, я не мог не поинтересоваться злободневной темой. Как в Аджарии обстоит дело со сторонниками примазавшихся к исламу террористических организаций?

Среди аджарцев-мусульман не имеет успеха агитация за поддельные, неправедные цели, за выдвинутые международными мошенниками программы - джихад, халифат. Исламских фундаменталистов (не совсем правильно именуемых ваххабитами) здесь единицы, они наперечёт. Правда, при хорошей подпитке из-за рубежа даже незначительная группа экстремистов может нанести огромный урон. Надежду на лучшее вселяет то, что в Аджарии и Месхет-Джавахети превалирует прогрессивная - антизападная, пророссийская ориентация.

Много переполоха наделала инициатива "Съезда грузинского единства" по установке в Батуми мемориала в честь освобождения Аджарии от турок русскими войсками. Этот проект есть проявление благодарной памяти аджарцев, всех грузин, которые на протяжении столетий боролись против османских агрессоров.

Последняя русско-турецкая война вернула южногрузинские земли в лоно исторической родины. События Первой мировой войны позволили туркам отыграть часть этих территорий. Но Аджария с памятного 1878 года, невзирая на позднейшие вторжения сюда германских, английских и турецких интервентов, неизменно оставалась частью Грузии.

Тысячи русских солдат и офицеров пожертвовали собой в боях 1877-78 годов. Плечом к плечу с ними сражались грузины, мусульмане включительно. В минувшем году в аджарском селе Хуцубани близ города Кобулети был реставрирован обелиск на месте захоронения 1800 российских воинов, павших при штурме крепости Цихисдзири. Но главный символ той победы должен быть установлен в нынешнем году в Батуми. Споры вокруг разрешения на его установку ещё не закончены. Однако на многолюдный митинг, посвящённый его закладке, съехались представители патриотических кругов со всей Грузии.

Мощным ударом по турецким экспансионистам и фальсификаторам истории станет высеченная на четырёхметровом пирамидальном граните надпись, что мемориал посвящён "Освобождению Аджарии от 300-летнего османского господства (1552-1878) и самоотверженным героям, боровшимся за её возвращение к матери-Грузии". День вхождения русских войск в Батуми - 25 августа - предлагается, к великому неудовольствию врагов грузинско-российской дружбы, объявить национальным праздником. Неудовольствие - мягко сказано. Желание воздать должное решающему вкладу России в борьбу грузин за избавление от чужестранного ига рассматривается кое-кем во властных структурах в качестве государственной измены.

Как тут не коснуться неприятного события минувшего лета. На турецкой стороне, буквально в сотне метров от границы с Грузией, Михаил Саакашвили провёл сходку своих сторонников. Десятки человек прибыли туда получить инструкции по ведению подрывных действий и подготовке реванша. Почему на глазах властей строго режимного государства, каким является Турция, разыскиваемый по обвинению в уголовных преступлениях иноземец призывает к свержению правительства соседней страны, с которой Турция имеет, как уверяет, добрые отношения? Где адекватная реакция Тбилиси? Эта безнаказанная провокация добавила внутренним и внешним врагам Грузии наглости в их попытках вернуть бесноватого Мишико на трон.

Западные кураторы, пристроившие грузинского социопата на Украине, одновременно готовят для него запасной вариант. Возврат к власти столь одиозного деятеля, как Саакашвили, имел бы для Грузии трагические последствия. Ведь он готов перепороть и перевешать всех своих оппонентов. Поскольку вешать немодно и несовременно, то остаётся забить их до смерти, чем его свора раньше и занималась.

Запад спускает Саакашвили с цепи, как азартного пса, везде, где нужно ломать хребет неугодным персонам, народам, государствам. Что касается Аджарии и аджарцев, то президент-кобель из вышеупомянутой псарни ненавидел их за гордость и независимость, за стремление жить по правилам мира, а не войны, обзывал "бабуинами". И это несмотря на то, что, по мнению патриарха Илии II, "однажды Грузия через Аджарию воссияет".

Возврата к ужасному прошлому не будет, отуречивание не состоится, если тбилисская власть начнёт тесно взаимодействовать с патриотами, с широкими массами народа, опираться на них. Пора ставить заслон тотальному и негативному иностранному проникновению в экономическую, политическую, образовательную, культурную сферы жизни. Кстати, не только в Грузии.

Р.В. Леков
аспирант кафедры новой, новейшей истории и исторической политологии СОГУ


С распадом в 1991г. Советского Союза, началась геополитическое борьба за Закавказье. Объяснить это можно тем, что Россия, с распадом СССР утратила свою монополию на освоения и транспортировку природных богатств этого региона, дав возможность таким сильным «игрокам» как США и Европа начать реализовывать свои экономические и геополитические проекты, в данном регионе. Не редко это происходит в ущерб российским интересам.

России, несмотря на болезненный постсоветский переходный период, который сопровождался длительным политическим и экономическим кризисом, удалось все же сохранить статус региональной державы и закрепится в таком стратегически важном регионе как Закавказье. Сегодня с помощью определенных рычагов влияния (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах) Москва в состоянии отстаивать и реализовывать национальные интересы в регионе. Не у кого не вызывает сомнения что Россия по-прежнему остаются внешней силой, которая обладает большими возможностями оказывать влияния на политическую и экономическую жизнь Закавказья.

Москва достаточно болезненно относится к вмешательству таких стран как США во внутренние дела закавказских республик, тем более что последствие этих вмешательств носит характер соперничества с Россией, нежели сотрудничество. Этот процесс весьма интенсивна развивается на территориях Азербайджана и Грузии, где предметом первоочередного внимания американцев являются огромные нефтегазовые запасы Каспия. Ресурсы нефти и газа Каспия и открывшиеся перспективы участия иностранных компаний в их разработке разогрели и без того не самый спокойный регион до состояния одной из самых горячих точек мира, в которой сошлись геополитические интересы множества стран. В фокусе этих интересов находится вопрос транспортировки нефти и газа - проблема, которая в реальности выходит за рамки чисто транспортной и является внешним выражением происходящей борьбы за сферы влияния. По большей части именно этими обстоятельствами можно объяснить большинство политических катаклизм, с которыми столкнулась Грузия.

Доступ к Каспийским ресурсам позволил бы США как ведущему государству западного мира уменьшить зависимость от ближневосточной нефти и установить в будущем более низкие цены на энергоносители. Соединенные Штаты самый крупный экспортер нефти они потребляют ¼ часть от всей добываемой в мире нефти. Идея диверсификации мировых потоков нефти и появления принципиально нового маршрута транспортировки - напрямую из Каспийского региона в Средиземное море - очень привлекала США. Как подчеркивал бывший государственный секретарь США Джордж Бейкер, «в XXΙ веке каспийская нефть может иметь такое же значение для индустриального мира, какое сегодня имеет нефть Персидского залива» 1 . В середине 90-х годов США удалось заметно усилить свое присутствие в Каспийском регионе. В американской администрации был создан особый пост – специального советника президента и госсекретаря США по вопросам энергетической дипломатии. И с этого момента бассейн Каспийского моря объявлен зонный жизненных интересов Америки. Нефтегазовые ресурсы Каспия оцениваются в 15-40 млрд. баррелей, что составляет примерно 2 процента достоверных мировых запасов.2 Объем вероятных запасов может быть втрое выше указанного верхнего предела, что в два раза превышает величину запасов в месторождениях Северного моря. Однако освоение этих ресурсов будет, по всей вероятности, идти медленно, поскольку Каспийский регион находится в глубине материка. К тому же для доставки добываемых там нефти и газа на мировой рынок, необходимы безопасные маршруты транспортировки, вряд ли Закавказский регион можно назвать мирным и стабильным.

Проблема транспортировки выходит на первое место в каспийской энергетической политики Запада. В роли основного транзитного государства выступает Грузия – инвестиционная привлекательность этого государства «оставляет желать» лучшего. Это пожалуй самое нестабильное государства на всей территории постсоветского пространства. Тем не менее, в руках Грузии остаются основной козырь – ее географическое положение. Грузия, по сути, является единственным сухопутным «входом», через который Турция, страны западной Европы, а через них и США могут получить доступ к Каспию и странам Азии (за исключениям Ближнего Востока), минуя Россию и Иран.

Старт геополитической борьбе был дан сразу же после заключения правительством Азербайджана в сентябре 1994 года «контракта века» с рядом крупнейших нефтяных компаний Запада. Именно тогда встал вопрос о маршрутах доставки нефти на Запад.

Основываясь на конкретных данных разведочного бурения, «Азербайджанской международной операционной компании» (АМОК), которая разрабатывала месторождения Азери – Чигар – Гюнешли планировала начать экспортные поставки «ранней нефти» в объемах от 5 до 10 млн. т. в год с конца 1997 г. Ну а в середине первого десятилетия XXl в. предполагалась начать экспортные поставки «большой» азербайджанской нефти.

Россия сразу же предложила для прокачки нефти трубопровод Баку – Грозный – Новороссийск. Данный нефтепровод мог обеспечить перекачку 7 млн. т. нефти в год т.е. практически всей «ранней нефти». Впоследствии представители России предлагали властям Баку увеличить пропускную способность этого маршрута до 30 млн. т. что к середине первого десятилетия XXl в. Было бы достаточно для перекачки «большой» нефти.3

Однако этот вариант никак не устраивал Запад, прежде всего США. Получая нефть через Россию, Вашингтон лишался сильных рычагов влияния на Азербайджан и Грузию. Поэтому, одновременно с предложением России, Турцией при прямом участии США был выдвинут проект прокладки Основного экспортного трубопровода для «большой» азербайджанской нефти от Баку через территорию Грузии и Турции до турецкого порта на Средиземном море – Джейхан. Для этого требовалось построить совершено новый трубопровод по сравнительно неудобной гористой местности, что потребует очень крупных капиталовложений и нужно будет приложить большие усилия, чтобы привлечь инвесторов в столь нестабильный регион. Однако когда в роли гаранта выступает Вашингтон, инвесторы выстраиваются в «очередь», похожее произошло и на этот раз. Межгосударственное соглашение о строительстве Основного экспортного трубопровода; Баку – Тбилиси – Джейхан было подписано президентами Азербайджана Гейдаром Алиевым, Грузии Эдуардом Шеварднадзе и Турции Сулейманом Демирелем в ноябре 1999 года. Так же планировалось, что параллельно БДТ будет проходить газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум. Проектная мощность БТД составляет 50 млн. т. нефти в год, цена проекта изначально была заявлена в размере 2,95 млрд. дол. С учетом того, что на его реализацию привлекались кредитные средства, фактические расходы на строительство трубы должны были составить 3,6 млрд. дол. Однако в итоге нефтепровод обошелся строителям в 4 млрд. дол. Турецкая госкомпания BOTAS, строившая трубу на турецком участке, потратила на выполнение работ на 400 млн. дол. больше планируемого, и ВТС – это компания занималась реализацией проекта, пришлось возместить ей эти затраты. В роли основных инвесторов выступили Всемирный банк и ЕБРР (Европейский банк развития и реконструкции). Нефтепровод заработал в июле 2006 года. Пока его мощность составляет 25 млн. т. в год, а к 2008 году достигнет проектных показателей.4 Однако реализация проекта требовало многих лет, а за это время вся «ранняя» и часть «большой» нефти должно было пойти по «северному» российскому маршруту. Но Запад высказывал опасения что, успешное функционирование этого маршрута может привести к тому, что он фактически превратился бы в дальнейшем в Основной экспортный трубопровод. Именно в этой связи возникла идея о прокладки трубы для прокачки «ранней» нефти через территорию Грузии, от Баку до грузинского населенного пункта Супса на побережье Черного моря. В октябре 1995 г. консорциум АМОК, принял решения использовать для транспортировки своей «ранней» нефти как «северный» маршрут Баку – Грозный – Новороссийск, так и «западный» Баку – Супса. Тогда же Алиев сообщил Шеварднадзе о своем согласии на строительство нефтепровода Баку – Супса. И в марте 1996 г. Была заключено соглашения между АМОК и Грузинской международной корпорацией о строительстве и эксплуатации нефтепровода Баку – Супса. Первоначальное завершение работ ожидалось в 1998 г., но полностью введен в строй трубопровод был в апрели 1999 г. Его полная пропускная способность рассчитана на 4-5 млн. т. На его строительство затрачено около 560 млн. дол. – почти в два раза больше чем планировалось. Одновременна с завершением строительства нефтепровода были введены в строй супсинский нефтяной терминал и железнодорожная паромная переправа Поти – Ильичевск – Варна – Батуми – Поти.5 Сам трубопровод Баку – Супса был для Тбилиси значительно более выгодным, чем маршрут Баку – Джейхан, поскольку Грузия сама превращалась в конечного экспортера нефти.

Однако больших доходов от транзита азербайджанской нефти Грузии ожидать было трудно, ведь грузинская сторона бала не в состояние вложить сколько-нибудь значительные средства в строительства нефтепроводов. Главная ценность проектов как рассчитывало грузинское руководство, заключалось в том, что у Запада появлялся устойчивый и постоянный интерес к Грузии, а это закладывало бы основу для превращения Грузии в важную часть коридора «Запад-Восток». В Тбилиси понимали, что некто не инвестирует в геополитику как токовую; наоборот, возможность выгодных сделок чаше всего служит поводом для раздувания как «вечных», так и новых геополитических интересов. Каждый из этих трубопроводов сам по себе крупнее любого инфраструктурного проекта, когда-либо осуществленного в регионе. Эти проекты изменят положения Грузии в мире если не в экономическом то в стратегическом плане, прочно связав его с Западом и повысив заинтересованность западных стран в обеспечении стабильности в стране, через которую на их рынки должны в безопасных условиях поступать энергоносители.

Во многом эти коммуникационные проекты не отвечают интересам России. Тем более что реализация экспортных нефтепроводов лоббируемых США имело больше геополитический чем экономический оттенок, так как финансовые затраты на эксплуатацию и расширения пропускной способности «северного» нефтепровода были бы значительно меньше, да и введен он был строй более чем на год раньше, нежели маршрут Баку – Супса. Исходя из этого, в Кремле прекрасно понимали, к чему могут привести данные проекты и как они отразятся на взаимоотношениях Москвы со своими ближайшими южными соседями. Оба «западных» нефтепровода «привязывают» ключевые республики Закавказья к Западу. У Москвы и до этого были достаточно непростые отношения, как с Азербайджаном, так и с Грузией. Но все-таки эти республики в разной степени зависели от России: Баку нуждался в российских нефтепроводов для транспортировки своей нефти, а Тбилиси были необходимы российские энергоносители. Однако теперь после того как эти проекты были реализованы, Москва упускает столь сильные рычаги влияния.

Хотя Вашингтон и не акцентирует вопрос о соперничестве с Россией в республиках бывшего СССР и даже подтверждает намерения сотрудничать с нашей страной в рамках стратегического партнерства, в реальности шаги США приводят к «мягкому», но решительному выдавливанию России из традиционных сфер ее влияния. Различия между Соединенными Штатами и Россией в характере и степени их интересов в отношении Закавказья будут в отдельных случаях приводить к напряженности и соперничеству между двумя странами. Охладятся и без того непростые отношения Москвы с Вашингтоном.6 Ответом России станет явное противодействие присутствию США вблизи российских границ, это будет происходить разными способами, от экономических и политических санкций в отношении тех республик, где позиции Москвы слабеют, до более глобальных геополитических действий, к которым Вашингтон будет не готов; например союз в том иле ином роде с Ираном.

Особый динамизм геополитической битве в Закавказье придает тот факт, что, по оценкам экспертов, мировое потребление энергии в течение ближайших трех десятилетий должно возрасти более чем в два раза. Таким образом, ставки в сражении за контроль над добычей и, главным образом, безопасной транспортировкой энергоресурсов, необычайно велики. К этому добавляется фактор постоянно возрастающего грузооборота между Востоком и Западом и поиска новых путей транзита товаров. Благодаря выгодному стратегическому расположению Грузия становиться ключевым региональным государством. Небольшое закавказское государство между Черным и Каспийскими морями представляет собой самый короткий и климатически благоприятный транспортный (главным образом, трубопроводный) коридор Центральная Азия - Европа и превращается в своеобразную точку, где пересеклись интересы Запада и Востока. Отныне кто будет контролировать территорию Грузии, тот и получит доступ к еще практически неосвоенным природным богатствам бассейна Каспийского моря.7

Геополитическая значимость Грузии возрастает в связи с близостью к «горячим точкам» Ближнего и Среднего Востока. Для Штатов, озабоченных политическим доминированием на Ближнем Востоке этот факт также не мало важен. Для американцев Грузия интересна и как один из связующих мостов в масштабных геополитических комбинациях (Иран, Ближний Восток). В Тбилиси осознают свою значимость в геополитической игре сверхдержав и пытаются с помощью лавирования, по дороже продать свою лояльность. Торг за Грузию в основном идет между Россией и США. Вашингтон, обладая большими экономическими возможностями пока его выигрывает, тем более интересы Соединенных Штатов и Грузии сегодня во многом совпадают. США без проблем реализовывают свои самые смелые проекты на территории Грузии. А грузино-натовское сотрудничество уже давно вышло за рамки программы «партнерство ради мира». Для Тбилиси натовские специалисты важны как источник соответствующей помощи, как военной – технической так и финансовой с помощью которых в Грузии рассчитывают решить свои территориальные проблемы. Что касается Соединенных Штатов то для них присутствия в этом регионе имеет огромное значение, с одной стороны США могут мирным путем или с минимальным использованиям военной силы достичь небывалого стратегического успеха. Проникнув в регион постсоветского юга, они выходят в тыл целому ряду государств, к которым у США имеются претензии или могу возникнуть в будущем, например Россия, Иран. С другой стороны при реализации глобальных коммуникационных проектов, например таких как «новый Шелковый путь», будут необходимы огромных инвестиций, которые трудно будет привлечь в такое нестабильное государство как Грузия. Но присутствующие там американские военные могут выступить в роли гарантии этих инвестиции.

На Западе сегодня крайне популярна схемы мирового устройства, согласно которой Россия и Иран должны быть отстранены от главного торгового пути ХХΙ в.– евразийской транспортной магистрали от Атлантики до Тихого океана, включающий в себя современные железные дороги, автомагистрали и трубопроводы. Эта идея возникла в начале 1990 г. в Соединенных Штатах, была благоприятно воспринята в определенных кругах Западной Европы и встретила полное одобрение в правящих элитах Грузии и Азербайджана, через территорию которых должен был проходить «кавказский коридор», соединяющей Европу с Азией. Этот проект получил красочное название – возрождения Великого шелкового пути. В марте 1999 года американским Конгрессом был принят «Акт о стратегии Шелкового пути». В нем, в частности, заявлялось о поддержки «экономической и политической независимости стран Южного Кавказа и Центральной Азии», которые могли бы своими нефтью и газом уменьшить энергетическую зависимость Соединенных Штатов от ненадежного Персидского залива. Как известно, этот путь с древних времен соединял Европу с Китаем и Южной Азией, проходя через страны, расположенные на территории Центральной Азии, нынешних Ирана и Турции. По нему в европейские государства поступали шелк, чай, пряности из далеких стран Востока. Современный Шелковый путь вначале мыслился как транспортная артерия, идущая из Европы в Турцию, Грузию, Азербайджан затем паромом через Каспийское море в страны центральной Азии, Китай, а впоследствии через Афганистан в Южную и Юго-Восточную Азию. Но вскоре в Западной Европе возник и другой вариант Шелкового пути: непосредственно из европейских северо-западных портов Черного моря (Одесса, Констанца, Варна и др.) в Грузию и далее по маршруту первого варианта Шелкового пути. В обоих вариантах Грузия занимает ключевое место. Первоочередным стимулам при разработке данного проекта была проблема транспортировки на Запад каспийской нефти и овладение контролям над нефтяными и газовыми запасами Каспия и Центральной Азии. При этом западные аналитики исходили из того, что углеводородное топливо этого региона станет в будущем необходимым не только Западу, но и ряду стран Азии, промышленность которых получит в ХХΙ в. значительное развитие. Контроль над месторождениями региона и трубопроводами в западном и восточном направлениях не только обеспечивала бы крупные прибыли западным компаниям, но и ограничивала так же экономическое и политическое влияние России в регионе.

Как уже упоминалось выше, стратегия развития Грузии основывается не на учете прибылей от будущих платежей за транзит, а на расчетах, согласно которым строительство нефтепроводов продемонстрирует всему миру, что в стране установился достаточно высокий уровень политической стабильности, позволяющий осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты. Столь желанная стабильность станет более прочной благодаря большей политической и военной вовлеченности Запада в дела региона. Надежды Грузии на позитивные экономические последствия инвестиций в трубопроводы обоснованы расчетами на то, что эти либо непосредственно окажут положительное воздействия на стабилизацию страны, либо приведут к поддержке Западом усилий Грузии по обретению стабильности. Однако сам факт стабильности, к которому так стремится грузинское руководство, вряд ли достижим без урегулирования внутренних конфликтов. Озабоченность Грузии внутренними конфликтами в Абхазии и Южной Осетии создают преграду ее руководству, стремящемуся к интеграции с Западом. Решения проблем экономического характера также отходят на второй план.

Интересы Соединенных Штатов и Грузии по поводу разрешения замороженных конфликтов совпадают, оба государства заинтересованы в стабильной, контролируемой обстановке в республике. Однако решить эту проблему без участия России невозможно, Москва играет ключевую роль в процессе урегулирования данных конфликтов. Уход России с грузинских военных баз, приход к власти проамериканского руководство во главе с Михаилом Саакашвили первоочередной задачей которого является вхождения Грузии в НАТО, серьезно подорвали российско-грузинские отношения.8 Что конечно вряд ли положительно отразится на процессе урегулирования конфликтов.

Хотя в Кремле подтверждают территориальную целостность Грузии и не признают самопровозглашенные республики суверенными государствами, отношения с ними все же предпочитают выстраивать не через Тбилиси, а напрямую с руководством Абхазии и Южной Осетии тем самым, подтверждая свой интерес в сохранения статус-кво. Руководство двух непризнанных республик опирающиеся на Кремль чувствуют себя вполне спокойно, понимая, что Грузия вряд ли решится пойти на какие та радикальные меры в отношении Абхазии и Южной Осетии, так как столкнется там не с местными ополченцами, а с Российской армией. Москва объясняет свои тесные отношения с этими республиками тем, что жители обоих республик в своем большинстве являются гражданами Российской Федерации. На самом же деле эти две республики являются сегодня самыми эффективными рычагами, с помощью которых Москва может оказывать давления на Грузию. По сути, обладая «ключами» от разрешения проблем территориальной целостности Грузии, Москва выдвигает Тбилиси ультиматум, либо вы входите в НАТО, но без Абхазии и Южной Осетии, либо вы заключаете партнерские отношения с Россией и тогда в Кремле готовы рассмотреть предложения отвечающие интересам всех сторон конфликта.

Пока Грузия отказывается от такого рода выбора и пытается разрешить проблемы территориальной целостности по-своему. Но в итоги Грузия может остаться один на один с Москвой без поддержки Вашингтона. Да, интересы Тбилиси и Вашингтона идентичны, но по ключевой проблеме они могут разойтись, а именно по проблеме территориальной целостности Грузии. На сегодня практически не осталось ни каких дипломатических методов с помощью которых можно было бы вернуть Абхазию и Южную Осетию под юрисдикцию Тбилиси, тем более что Москва всячески будет препятствовать этому. Понимая это грузинское руководство попробует прибегнуть к силовому варианту разрешения данной проблемы, но, делая такой «шаг» Тбилиси необходимо заручится поддержкой США, маловероятно что такая поддержка Грузии будет оказана. Безусловно, для Соединенных Штатов Грузия является ключевым союзником в Закавказье, и это объясняется не только геополитическим значениям Грузии. Значимость данной республики в первую очередь основывается строго на прагматических интересах, ведь на территории этой республики расположены основные экспортные трубопроводы, по которым Вашингтон планирует доставлять нефть каспийского региона на западные рынки. Стабильная работа этих трубопроводов является главной задачей США, но вряд ли это будет возможно, если Грузия решит с помощью силы вернуть отколовшиеся автономии. Заботясь о своих интересах США, не позволят Тбилиси перейти к более радикальным мерам которые, несомненно, поставят под угрозу экспортные нефтепроводы.

Наверняка статус-кво в этой республике будет сохранятся еще довольно долгого по крайней мере до тех пор, пока два основных субъекта а именно Москва и Вашингтон не пересмотрят свои приоритеты в Грузии, или не перейдут к более жесткой конфронтации.

Примечания

1. Д. Малышева. Российская карта в каспийском пасьянсе// Мировая экономика и международные отношения. №7, 2002г., с.61

3. Е.М. Кожокина // Грузия: проблемы и перспективы. Т.1. М.2001г. с.297.

4. О.Николаева. Чужая труба. // Коммерсант. 29.08.2006г. с.28

5. Е.М. Кожокина. // Грузия: проблемы и перспективы развития. Т.1. М. 2001г. с.299

6. Б. Коппитерс, Р. Легволда. // Государственность и безопасность. Грузия после «революции роз». Лондон. Кембридж; МТИ-пресс, 2005г. с.42-43

7. М. Ходаренко. США открывает ворота в Азию.12.05.2006г., http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2004.34.articles.rostrum_01

8. М. Глобачев. Диалог глухонемых. // Новое время. №6 2001г. с.30

Бедная страна Южного Кавказа, утратившая после очередного грузинского блицкрига территории Абхазии и Южной Осетии. На Кавказе Грузия выполняет функции главного форпоста США в идеологическом и геополитическом противостоянии с Россией.

В 2011 году ВВП (ППС) Грузии составил $23,9 млрд. (109 место в мире) или $5,5 тыс. на душу населения.


После распада СССР обострились Абхазский и Южноосетинский конфликты, имеющие глубокие исторически корни. Южный Кавказ «вернулся» на Ближний Восток, где его экономика оказалась неконкурентоспособной. Для новых независимых государств Южного Кавказа характерна имитация демократии и поиск «большого брата», способного стать гарантом их независимости.

Для так называемых демократических постсоветских государств характерна тенденция евразийской передачи власти «по крови» или назначение «отца нации» (или бая или хана) и продление его бессрочного пребывания на Олимпе власти. Не исключением явился и «ангел» кавказской демократии - грузинский президент. Проведенные изменения в Конституции позволяли продлить власть, но уже в кресле премьер-министра. По иронии судьбы этими изменениями воспользовалась победившая на парламентских выборах оппозиция.

Не вызывает сомнений, что относительно новая власть сохранит внешнеполитический курс на вступление Грузии в Европейский Союз и НАТО. При этом высказаны намерения о готовности нормализации экономических отношений с Россией. Грузинскую продукцию не ждут с объятьями в ЕС и США, тогда как российский рынок остаётся привлекательным для местного бизнеса.

Выступая за территориальную целостность, новая власть в Тбилиси расценивает грузинский блицкриг 2008 года как большую провокацию. Грузия должна стать привлекательной для абхазцев и осетин.

Отменена реализация проекта вольного портового черноморского «города-мечты» Лазика. Тем более что при определенных обстоятельствах «мечта» могла быть стать американской военно-морской и военно-воздушной базой.

В статье «Грузия» русскоязычной Википедии приведены основные даты грузинской истории. С 1917 по 1921 год было отмечено девять событий, а с 1924 года по 1977 год образовалась «черная дыра» в истории Грузии. Советский период с индустриализацией и коллективизацией вытравлен из памяти.
Во время советской «оккупации» население Грузии назло имперской Москве увеличилось с 1926 по 1990 гг. с 2,7 до 5,5 млн. человек. В 2012 году население составило 4,5 млн. человек (оценка на 1 января 2012 года с учетом населения Абхазии и Южной Осетии). За пределами Грузии проживает более 1,6 млн. грузин (в основном в России), в 2010 году 158 тыс. грузин имело российское гражданство. Причиной миграции титульного народа является безработица и бедность.

Во время пребывания у власти радикальных националистов страна погрузилась в анархию. Я вспоминаю пассаж 90-х годов из газеты «Известия» - на грузинских дорогах стало почти безопасно передвигаться, грабят и убивают только по ночам.

Благодаря последовательной националистической политике независимой Грузии удалось выдавить из страны значительную часть не титульных народов. Современный национальный состав демократической Грузии (в % к общему итогу) - грузины (83 %), азербайджанцы (6,5 %), армяне (5,7 %), русские (1,5 %), осетины (0,9 %), абхазцы (менее 0,1 %). Для сравнения: национальный состав по переписи населения 1959 года - грузины (64,3 %), армяне (11,0 %), русские (10,1 %), азербайджанцы (3,8 %), осетин (3,5 %) и абхазы (1,6 %). В Грузии осталось примерно 60 тыс. русских, а сотни тысяч уехали в Россию. Из 100 тыс. греков осталось 10 тыс. В регионах компактного проживания азербайджанского и армянского меньшинства (Джавахети и Картли) отмечается напряженность межэтнических отношений. Меньшинства не владеют государственным языком, их участие в общественной жизни страны ограничено, все важные местные должности занимаю этнические грузины. Идет процесс миграции меньшинств в Армению и Азербайджан.

В прошлом на геополитический выбор Грузии влияло Православие. Но чтобы восстановить роль грузинской церкви, необходимо доминирование в обществе истинно верующих граждан. Грузинская православная патриархия является одной из древнейших православных христианских церквей. В IV веке Грузия приняла христианство в качестве государственной религии. В современном конфессиональном пространстве, в отличие от армянской древневосточной церкви, Грузия относится к странам, где большинство исповедуют православие, то есть к Восточной Европе. Но и здесь отмечается своеобразная специфика. У Грузии тесные культурные связи не только с православной Россией, но и с Францией, где находится один из крупнейших «островов» православия в Западной Европе и хранятся святыни, чтимые православным миром. В православной Грузии значительная часть мусульманского населения. Из-за эмиграции катастрофически сокращается число этнических грузин и увеличивается доля мусульман.

После выхода Грузии из Советского Союза «ненавистная» оккупационная советская экономика была успешно уничтожена, в том числе благодаря запрету 1992 года на торговлю с Россией. К началу нового столетия Грузия установила абсолютный рекорд среди бывших братских советских республик по падению ВВП (38 % от уровня 1990 года). В результат был сделан правильный выбор во внешней политике - под кого залечь. И маленькая гордая страна выбрала Соединенные Штаты. Грузия стала очередным американским проектом и форпостом на Кавказе, направленным против России.

«Революция роз» закрепила внешнеполитическую ориентацию Грузии. Запад во главе с США присвоил Грузии титул страны правильной демократии. И пришла иностранная финансовая помощь. С благодарностью Тбилиси объявило экономический курс - «продать все, кроме совести». На торги был выставлены крупные оставшиеся предприятия, которые не успели разрушить.

За последнее два десятилетия Соединённые Штаты вложили в Грузию $3 млрд., из них миллиард после войны с Россией. Американские капиталы уже дали политические дивиденды. Соединённые Штаты осуществили в Грузии крупномасштабный проект по модернизации правовой системы и правоохранительных органов Грузии. На этом фоне реформа правоохранительных органов в России выглядит как пародия на грузинскую правоохранительную систему, хотя и не устранившую кроме коррупции другие местные проблемы. Под патронажем США была успешно осуществлена налоговая реформа (из 20 налогов оставили только 7).

Денежные переводы мигрантов, поступления от транзита нефти и приватизированных предприятий привели к экономическому росту. За период 2002 – 2007 гг. среднегодовой рост ВВП составил 9,7 % (65 % от ВВП 1990 года). Но сохранилось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса (40 % ВВП), а дефицит платежного баланса стал одним из самых больших в мире (20 %). Благодаря кредитам международных финансовых институтов Грузия по сравнению с другими постсоветскими странам относительно успешно пережила мировой финансовый кризис, несмотря на неудачный грузинский блицкриг. В 2009 году падение ВВП составило на Украине 14,8 %, в Армении - 14,2 %, в России – 7,8 %, а Грузии всего 3,8 %. Но оппоненты грузинской власти отмечают низкое качество экономического роста. За годы независимости сократилась доля промышленности в ВВП, ведущей отраслью экономики стала пищевая промышленость, относительно развита черная и цветная металлургия, добыча марганцевых руд.

В сельском хозяйстве занято половина трудоспособного населения. Сельскохозяйственные земли переданы в частную собственность и активно скупаются китайцами, азербайджанцами и армянами. Грузинская экономика, особенно сельское хозяйство не могут эффективно существовать без российского рынка. Сельскохозяйственная продукция Грузии, расположенной на северной периферии создаваемого американцами Большого Ближнего Востока, является здесь абсолютно неконкурентоспособной. Поэтому местные предприниматели заинтересованы в восстановлении экономических отношений с Россией.

В советские времена Грузию посещало до 5 млн. туристов. В 2006 году впервые за годы независимости - 976 тыс. Из-за ограниченного купального сезона (четыре месяца) трудно создать конкурентный курорт мирового уровня. Кроме того в Большом Сочи к Олимпийским играм появится 42 тыс. новых гостиничных номеров.

В постсоветском пространстве Грузия стала важным коммуникационным узлом Кавказа. Если Азербайджан и Армения осуществляют экономическую блокаду друг друга, то торговые связи Азербайджана с Турцией, а Армении с Россией осуществляются через Грузию, где мусульманская Аджария стала основным торговым мостом Турции с Азербайджаном.

Возможно, Соединённые Штаты превратят маленькую Грузию в государство образцовой демократии на Кавказе. Но крупномасштабное восстановление экономических связей с Россией будет реальным при отказе от создания на территории Грузии кавказского плацдарма НАТО (США). Проблематично членство православной Грузии в Евразийском Союзе, который пока существует как намерение. Только после эффективной работы Таможенного Союза можно будет обсуждать более глубокую экономическую стадию интеграции постсоветского пространства

Другие статьи на Портале по геополитике Большого Черноморья:
Многопартнерская геополитика Турции
Геополитическая трансформация Крыма
Крым. Евразийский микрокосмос

«Геополитика сверхдержав»