Глобализация и специфика развития российского образования. Глобализация образования

Воздействие мировых социальных, экономических, политических, культурных и образовательных процессов усиливает тенденции увеличения взаимовлияния стран и народов. В условиях глобализации образования происходят существенные изменения группового и индивидуального сознания людей, жесткая конкуренции цивилизационных моделей, каждая из которых вносит свои краски в развитие мировой культуры и педагогики. Глобализация в сфере образования принимает определенные очертания в первую очередь под влиянием основных мировых цивилизаций Запада, Евразии и Востока.

Глобализация сулит человечеству качественно важные изменения в сфере культуры и образования. Открываются новые возможности обмена педагогическими знаниями, проектами. Образование становится мостом между воспитательными идеалами Севера и Юга – развитых и развивающихся стран. Как замечает в связи с этим филиппинский педагог Э. А. Аберин, глобализация сулит "новый синтез" национальных и мировых ценностей образования и воспитания. Увеличиваются возможности личности овладевать новыми и разнообразными духовными богатствами. Меняются направления и принципы воспитания и образования. Анализируя такую трансформацию, американский ученый Р. Хенви говорит о нарастании в воспитании "мировоззренческой перспективы" в виде широкого и открытого взгляда па многообразный социум, уважения любых "образов мира". Педагогическим принципом становится формула: "Культура моего народа нс лучше и не хуже культуры любого другого народа, в ней может быть то, чего нет в других культурах, но может присутствовать многое, что присуще другим культурам; следовательно, мое духовное обогащение зависит от моего умения вступать в диалог с иными культурами".

Глобализация оказывает неоднозначное воздействие на образование. Возникает немало социальных, культурных и педагогических проблем. Есть опасность, что глобализация может наносить ущерб национальным ценностям в воспитании, обострять проблемы несоблюдения социальной справедливости в сфере образования в соответствии с культурными, этническими, языковыми и прочими различиями. Системы образования многих стран испытывают сильнейший напор стандартов американской цивилизации. Подобный "американистский перекос", по словам австрийского ученого К.-Х. Грубера, вызывает отторжение у сторонников культурного многообразия при воспитании и образовании.

Отдельные государства как объекты глобализации образования выглядят сложным феноменом. Они включают в первую очередь несколько подсистем и социальных страт: педагогическую науку, структуры формального и непрерывного образования, учащихся и их семьи; преподавательский корпус. Судьбы подобного объекта складываются по-разному. Не исключен его распад (Чехословакия, Югославия и др.). В целом вследствие глобализации имеется тенденция к интеграции и расширению образовательных пространств.

Во многих государствах в немалой степени под влиянием глобализации возникает новая национальная общность. Последствия глобализации для культуры и воспитания могут быть различными: исчезновение национального многообразия культуры и воспитания; сосуществование глобальной и многонациональной культур и воспитания без сколько-нибудь заметной их интеграции; синтез глобальной и многонациональных культур и воспитания. В последнем случае глобализация вовсе нс означает культурную универсализацию и гомогенизацию воспитания. Напротив, в воспитании происходит слияние, взаимодействие мировых и национальных ценностей культуры.

Стремление к созданию общности образовательного пространства – историческая традиция жителей Нового Света и Зеленого континента. Непрестанный поток иммигрантов привел к появлению в США, Канаде и Австралии уникального национального и культурного многоцветия. Воспитание оказалось мощным инструментом государственности и национального объединения. Вместе с тем всегда сохранялись стремления отдельных национальных групп путем воспитания и образования сберечь и развить язык и культуру предков. Современная педагогическая политика – продолжение традиций исторически длительного и неоднозначного процесса конвергенции населения Северной Америки и Зеленого континента.

В Западной Европе на притяжении последних 50 лет возник крупнейший в мире транснациональный объект воспитания и образования. Это произошло в условиях демографических перемен, которые привели к тому, что население Западной Европы сделалось значительно более пестрым в культурном и этническом отношении.

Педагоги Западной Европы ставят вопросы образования на фоне и под влиянием глобализации. Принципы образования аккумулированы в виде лозунга "учить жить вместе" (learning to live together). Воспитание предназначено для развития плюралистической европейской идентичности, восприятия личностью ценностей различных этносов и культур, для конструктивного диалога жителей Европы. Образование должно удовлетворять потребности национальных и общеевропейской культур. Подчеркивается двойная функция воспитания европейской гражданственности: поощрения национальной самобытности и преодоления национальных антагонизмов.

В сфере образования эффективно действуют два главных интеграционных объединения – Совет Европы и Европейский союз. Школа и педагогическая наука принимают активное участие в строительстве "европейского дома". Создание общего образовательного пространства, воспитание европейского сознания – одни из главных векторов интеграции. Движение в этом направлении происходит при поддержке разветвленной структуры политических, научных, общественных институтов: Конференции министров образования, Европейского фонда культуры, Европейской ассоциации преподавателей, Европейской сети исследований в области образования, Европейского общества сравнительной педагогики и др.

Инициативы Совета Европы и Европейского союза предусматривают формирование гражданина Европы на основе диалога и сотрудничества участников интеграционных процессов. При воспитании гражданина Европы предлагается учитывать историческую и культурную общность Запада. Рекомендуется опираться на дидактические материалы, отражающие такую общность. Объединенная Европа придает особое значение согласованным решениям проблем воспитания и обучения. На пространстве Европейского союза возникает мощная федерация, существенным инструментом создания которой оказывается глобализация в сфере образования. Начало этого процесса относится к середине прошлого столетия. В 1954 г. Совет Европы принял Европейскую культурную конвенцию, где подчеркнута приоритетная роль образования в развитии европейской культуры. В дальнейшем Советом Европы принимаются новые документы, где всякий раз подчеркивается подобная стратегическая цель. В соответствии с ней даются педагогические рекомендации. Тематика рекомендаций по единой педагогической политике чрезвычайно обширна: экологическое воспитание (1991), борьба с расизмом и ксенофобией (1993), воспитание религиозной терпимости (1993), равенство полов в образовании (1995) и др.

Европейская интеграция создает новые проблемы в образовании. Требуется учитывать культурно-образовательные интересы возникающих суперэтносов и одновременно предусматривать развитие и обогащение путем образования и воспитания языков и культур национальных меньшинств. Нарастает злободневность сотрудничества в сфере культуры и образования представителей больших и малых этносов, европейцев и неевропейцев, христиан и мусульман, иммигрантов и автохтонов. Европейский союз, решая задачи создания общего образовательного пространства, должен ответить на культурно-образовательные запросы представителей региональных и транснациональных малых культур. Выстраивание новых отношений с национальными меньшинствами – важнейшее направление педагогической политики Европейского союза. Правящие элиты Западной Европы на протяжении последних 50 лет прошли путь от имперских амбиций относительно национальных меньшинств до признания их права на достойное и особое воспитание и обучение. В политических кругах сосуществуют два взгляда на будущее этих меньшинств: необходимость их адаптации и поддержка культурно-образовательных интересов. Главным стратегическим ориентиром остается интеграция путем образования и воспитания в культуру доминирующих наций.

К духовному сближению европейских народов привлекается школа. В 1990 г. вступила в силу многолетняя программа ЛИНГВА, инициирующая изучение официальных языков Евросоюза в западноевропейских общеобразовательных учебных заведениях. Реформа должна содействовать успешным контактам и сотрудничеству жителей Европы.

"Разделение Европы но языковому признаку подрывает европейскую интеграцию", – говорит французский филолог Ж.-П. Венсан. Вместе с другими учеными он полагает, что во имя достижения европейского единства целесообразно внедрять обязательное обучение единому для всех языку. Впрочем, известно, что такую роль уже выполняет английский язык. Но это не устраивает Ж.-П. Венсана, как и его единомышленников – сторонников европейской интеграции и противников экспансии англоязычной американской культуры. Ими выдвигаются довольно неожиданные проекты. В 2005 г. они выступили с предложением повсеместно и обязательно обучать латыни в школах Европы.

Очевидно, однако, что возвращение в средневековье, когда латынь была языком обучения и общения европейцев, выглядит явной утопией.

Воспитание "европейского сознания" ставится в зависимость в большой мере и от содержания общеобразовательных гуманитарных учебных курсов, в первую очередь по истории. На встрече глав государств Европы (Вена, 1993) была подчеркнута необходимость пересмотра преподавания истории и изъятия учебных материалов, которые могут поощрять расовые и националистические стереотипы. Кое-что в этом направлении делается. Так, во Франции и Германии сокращен объем изучения тем, посвященных европейским войнам и религиозным противостояниям; одновременно более обстоятельно излагаются экономические, культурные связи народов Европы.

Многие рекомендации и директивы Совета Европы и Европейского союза по налаживанию путем образования межкультурного диалога далеки от систематического осуществления. Власти отдельных государств отодвигают соответствующие педагогические проекты на задний план. Не предпринимается систематических усилий, направленных на сохранение культур малых этносов. Часто дело ограничивается заявлениями, за которыми следуют мало- значимые реальные меры.

Курс на укрепление европейского образовательного пространства по-разному отражен в политике отдельных государств. Так, в Великобритании официально признана необходимость воспитания в духе межкультурного диалога. В докладе Национальной комиссии по образованию (1993) подчеркнуто: чтобы дети росли гражданами демократического общества, они должны быть в числе прочего воспитаны в толерантном духе. О перспективе воспитания в направлении диалога культур говорится в документах Британского школьного совета: "Хорошее образование означает осмысление своего сообщества, достаточное знание и понимание других сообществ. Хорошее образование не может базироваться лишь на одной культуре, и в Британии, где этнические меньшинства непрестанно формируют и составляют часть населения, воспитание должно сглаживать противоречия между культурами и не пытаться навязывать доминирующую культуру. Напротив, воспитание должно впитывать опыт многих культур, чтобы развивать общество и расширять культурные горизонты каждого".

Путь официальной Британии к признанию интересов субкультур в сфере образования претерпел определенную эволюцию – от планов ассимиляции до педагогической поддержки многообразия культур. Национальная ассоциация мультирасового воспитания предложила программу, которая предусматривала: 1) введение информации о национальных меньшинствах в учебные пособия; 2) создание пособий и учебных программ для этнических и расовых меньшинств; 3) учет в учебных программах предложений по воспитанию осознания этнической принадлежности; 4) специальные занятия по ознакомлению с культурами меньшинств.

На традиционных ценностях демократии, уважения культурных и расовых различий основана политика в сфере образования Французской республики. В инструкциях Министерства образования Франции (1985) мы читаем: "В процессе обучения необходимо воспитывать личность цивилизованного и демократического обществ... с чувствами... уважения к другим людям... неприятия расизма, понимания универсальности различных культур..."

Поучительный пример общего культурно-образовательного пространства, баланса в сфере воспитания, с одной стороны, общенациональных интересов, а с другой – культурных и образовательных интересов различных этнических групп дает Бельгия. Система образования в Бельгии на первый взгляд хаотична. Но это поверхностное впечатление. Многонациональная школа работает, как хорошо отлаженный механизм, детали которого состыкованы со специфическими социокультурными, этническими и политическими условиями. Школа – органическое звено особого федерального устройства. В стране существуют три равноправные лингвистические общины: 1) фламандская; 2) франкоговорящая (франкофоны); 3) немецкоговорящая. Королевство поделено на три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель. Регионы имеют значительные права в сфере просвещения. Они фактически распределяют средства, выделяемые на школу. В правительстве три министра образования, которые представляют интересы автохтонных этнических групп, светских школ и учебных заведений, находящихся под контролем церквей (прежде всего католической). Полномочия распределены между центральными и региональными властями. Так, министерства контролируют обязательность обучения, стандартность типов учебных заведений, наполняемость классов, ведают выдачей дипломов об образовании, выплатой заработной платы и т.д. Регионы отвечают за обучение родному языку, профессиональное и непрерывное образование, физическое воспитание школьников и пр.

Таким образом, в педагогической политике Западной Европы сильна тяга к культурной универсализации и интеграции. Европейские лидеры питают надежды на возникновение новой европейской идентичности. Вряд ли, однако, можно предполагать, будто интеграция в сфере воспитания и образования приведет к появлению некоего "европейского народа". Тем не менее в Западной Европе вполне реальны достижения по организации общего культурно-образовательного пространства, сохранению и развитию путем воспитания культуры доминирующих и малых народов.

Во многом идут вразрез с демократическим курсом на создание общего образовательного пространства Латвия, Литва и Эстония. В государственных декларациях стран Балтии по вопросам образования и культуры нет прямых рекомендаций дискриминации образовательной меньшинств. Более того, официально признается правомерность учета мультикультурного фактора в образовании. Так, в Генеральной концепции образования в Литве (1994) записано о предназначении образования оберегать и поощрять плюралистичную культуру, обогащенную национальными меньшинствами.

Однако подобные декларации перечеркиваются другими официальными документами и практическими шагами. Обратимся для примера к Латвии. Латвийский парламент в 2005 г. принял общеевропейские документы о гарантиях культурных и образовательных прав для национальных меньшинств. Однако согласно латвийской версии в число людей, которые могли бы рассчитывать на подобные гарантии, не попали сотни тысяч русских и русскоязычных, которые имеют статус неграждан. Власти Латвии вытесняют из сферы образования русский язык и языки других национальных меньшинств. Они добиваются повсеместного перехода с обучения на русском языке к обучению исключительно на латышском языке. Русскоязычным общеобразовательным учебным заведениям отказывают в государственной финансовой поддержке как учреждениям, где обучение идет не на национальном языке. Число обучающихся на русском языке сокращается. Сокращение можно объяснить тем, что расширяется обучение коренных этносов на родном языке. Официальная педагогика справедливо заботится о развитии национальной школы, расширении использования латышского языка. Но такой процесс рассматривается фактически вне диалога латвийской и русскоязычной школ.

Проблема глобализации и интеграции образовательного пространства касается всех крупных государств Азии и Африки. В отдельных случаях признается актуальность проблемы. Филиппинский педагог Э. Аберин считает, что во имя национальной идентичности следует путем воспитания развивать и сближать культурные традиции, внедрять повсеместное обучение на общенациональном языке.

Педагогика в афро-азиатском регионе в целом остается за пределами идей создания общего национального образовательного пространства. Исключение в определенной степени составляет ЮАР. Государственные школы ЮАР открыты для детей и подростков без различия рас. В вузах поощряется обучение африканских студентов. Реформы по сегрегации создали благоприятный климат для воспитания и образования. В педагогике растет понимание того, что правом на достойное воспитание обладают все дети Южной Африки, включая представителей различных культур. Говорить, однако, о триумфе педагогики межнационального диалога в ЮАР преждевременно. На смену белому апартеиду приходит этноцентризм черного большинства. Многие африканские интеллектуалы убеждены, что воспитание заключается в противостоянии западным и европейским ценностям. Среди части образованных африканцев, впрочем, бытует иное мнение. Декларируется целесообразность совместных усилий белых и африканцев в образовании, использования педагогических ценностей Запада. Приведем соответствующие высказывания представителей чернокожей элиты ЮАР: "Все то, что преподается нашим детям в многонациональных школах, является западным. Предпосылок для африканских ценностей нет. Наши дети проводят большую часть времени в школе... и становятся в плане культуры совершенно иными, чем мы, так что это также облегчает им сближение с другими, отличными от нас народами". "Вестернизация, если только она не означает утраты своих ценностей и традиций, вещь прекрасная".

Рассмотрим еще один фактор, существенно влияющий на систему образования.

В последние годы термин "глобализация" прочно вошел в научный оборот и политический лексикон. Чаще всего его используют для характеристики изменений, происходящих с конца 70-х годов в системе «мирохозяйственных связей и международных отношений». В частности, известный американский политолог С. Краснер отмечает, что термином """глобализация" обозначаются такие явления, характерные для мирового и; развития в конце XX в., как легитимизация прав человека; унификация, правил заключения торговых сделок; невиданные темпы создания и распространения новых средств связи; увеличение числа и усиление влияния международных неправительственных организаций; быстрый рост международных рынков капитала; расширение легальной и нелегальной иммиграции и

Некоторые исследователи полагают, что понятие "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация", и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Важнейшей чертой новой системы становится ее транснациональность. Общепризнанно, что глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия.

Как пишет в своей работе «Глобальное видение и новая наука» М.А. Чешко, термин глобальность означает широкую совокупность процессов и структур, которую можно выразить как процесс взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Иначе говоря, в современном мире создается единое целое, где любое локальное событие определяется событиями в других локусах и наоборот. Эти процессы и выступают как «феномен глобальности и глобализации».

На сегодняшний день четкое определение глобализации в научной литературе практически отсутствует. Проблемами глобализации занимаются многие общественные научные дисциплины, при этом в термин "глобализация" вкладываются присущие конкретной науке специфические значения. Для одних глобализация -"распространение рынка на всю планету", "возрождение универсальных западноцентристских ценностей", "утверждение идеологии неолиберализма", "проявление нового империализма и

нового колониализма", "гомогенизация мира". Другие видят в глобализации "движение к общечеловеческим ценностям", "позитивный процесс, способствующий экономической и социальной эффективности", и т.п.

В конце 90-х годов по мере проявления влияния глобализации на национальные, социально-экономические и политические системы взгляды на нее претерпели существенную эволюцию. Не подтвердились многочисленные прогнозы относительно "заката" национальных государств. Такие понятия, как "мировое общество" или "глобальная культура", пока еще больше относятся к сфере социальной фантастики, нежели являются реальностью. Недостаточно эффективны в достижении поставленных целей международные организации, которые, по мысли отдельных авторов, должны были стать основой нового глобального политического управления. Более того, их все чаще критикуют за лоббирование интересов транснациональных корпораций и внедрение рыночной идеологии во все сферы деятельности и по всему миру. Как писал французский исследователь Э.Перро, глобализация представляет собой "процесс интеграции разнообразных культур в единую рыночную логику".

В последнее время со всей очевидностью проявились негативные последствия глобализации. В первую очередь это относится к таким сферам, как массовая информация и мировые финансы, где глобализация приобрела наиболее ясные и четкие формы.

Так, вместо "планетарной деревни", в которую должен был превратиться мир благодаря революционным изменениям в сфере телекоммуникаций и созданию глобальной сети Интернет, сегодня все больше говорят о "культурном империализме" и навязываемой насильственной вестернизации. Активизируются движения в защиту прав граждан и потребителей на свободный доступ к информации и культурному наследию. Последнее требование приобретает особое звучание, если учесть, что под влиянием стимулируемой глобализацией миграции населения общества в развитых странах становятся во все большей степени многоэтническими и мультакультурными, в то время как по каналам средств массовой информации гражданам навязываются стандартизированные культурные стереотипы. Что касается развивающихся стран, то там культурная глобализация чревата ростом напряжения в обществе, поскольку ведет к трансформации или разрушению традиционных связей, ценностей и поведенческих моделей.

Кризисы, потрясшие мировую финансовую систему и финансовые рынки, на которых котируются акции высокотехнологичных компаний, составляющих основу "экономики знаний", показали, что глобализация не устранила противоречий свободно-рыночной экономики, но лишь перенесла их на глобальный уровень.

Негативные проявления глобализации и неоправдавшиеся прогнозы тем не менее не устраняют того факта, что глобализация носит объективный характер и стала результатом экономических, политических, иституциональных и социальных перемен, вызванных радикальными преобразованиями в производственной сфере под влиянием технологического переворота, связанного в первую очередь с микроэлектронной революцией.

Рассмотрим, как влияет глобализация на образование. Процесс информатизации, рассмотренный выше, привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности предприятий. Рост влияния таких показателей, как повышение качества товаров и услуг, их диверсификация и сокращение жизненного цикла, на конкурентоспособность заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии развития, интегрально решающие вопросы внедрения принципиально новых технологий, типов организации производства, управления и подготовки кадров. Образование и подготовка кадров, таким образом, становятся постоянными составляющими деловой стратегии предприятий.

Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать "обеспечение непрерывной полготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.

Так, в докладе "Образование и компетентность в Европе", опубликованном в январе 1989 г. "Круглым столом" европейских промышленников (КСЕП) указывалось, что промышленные корпорации рассматривают образование и подготовку кадров как стратегические инвестиции, жизненно важные для их будущего процветания. В докладе также выражалось сожаление, что "правительства все еще рассматривают образование как исключительно внутреннее дело, из-за чего промышленность может оказывать лишь слабое воздействие на образовательные программы". Вывод, сделанный в докладе, состоял в необходимости усиления связей между образовательными учреждениями и промышленностью, в частности, путем развития дистанционного обучения и образования, а также внедрения в сферу образования компьютерной техники.

В целом указанная стратегия должна была способствовать приспособлению системы образования и профессионального обучения к требованиям промышленных корпораций, действующих сегодня в условиях формирования мирового рыночного пространства.

Требованиям новой модели экономического развития должно соответствовать и содержание школьного образования. По мнению адептов неолиберализма, в условиях глобализации промышленные

страны могут успешно конкурировать в борьбе за инвестиции только путем повышения уровня подготовки своей рабочей силы, инновационных способностей научного и технического персонала, обеспечивающих эффективность функционирования предприятий. Современная школа, по их мнению, должна постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда. В этих условиях задача школы - дать будущему работнику широкое образование, включая знания в области предпринимательства, разрешения кризисных ситуаций и др., а также обучить навыкам восприятия новых знаний, с тем чтобы, придя на производство, он смог получить знания, необходимые для выполнения конкретной работы.

Поиск решения проблемы идет по самым разным направлениям. В Великобритании, например, в 80-е годы упор был сделан на развитие системы профессиональной подготовки молодежи. Правительство приняло две специальные программы и финансировало их реализацию "Схемы молодежного профессионального обучения" и "Инициативы в области профессионально-технического образования", направленные на укрепление связи между "школой и производством" и на внедрение предпринимательской культуры в школьное образование. Ныне по этому пути идут французские власти. В частности, в октябре 2000 г. министерство образования Франции совместно с Движением предприятий Франции провели "Неделю взаимодействия школы и предприятия". Цель мероприятия - улучшить взаимодействие школ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся, стимулировать интерес школьников к предпринимательству.

Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие

Идея непрерывного образования получила поддержку и в деловых кругах. В докладе КСЕП, подготовленном в 1995 г., утверждалось, что человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей его жизни, причем главная задача образования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний".

Основная роль в процессе обучения на протяжении всей жизни отводится системе дистанционного обучения. Как отмечалось в отчете о "круглом столе" стран - членов ОЭСР, состоявшемся в феврале 1996 г. в Филадельфии, новые формы обучения не требуют постоянного присутствия педагогов, но могут реализовываться компаниями, предоставляющими образовательные услуги. Что касается

государственной системы образования, то ей участники "круглого стола" отвели роль гаранта доступа к обучению преимущественно тех, кто "не в состостоянии обеспечить рентабельный спрос на образование". В целом, по мнению деловых кругов, на государство возлагается обязанность обеспечивать гражданам базовое образование.

Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие.

Однако столь радикальное вытеснение государства из образовательного процесса пока носит декларативный характер. Скорее приведенные выше высказывания отражают стремление деловых кругов, и прежде всего корпораций, работающих в сфере информации и коммуникаций, освоить новый рынок образовательных услуг, формирующийся под влиянием глобализации. Что касается государства, то ему в этом процессе отводится роль финансового донора.

В последнее двадцатилетие многие развитые страны мира осуществляют реформирование национальных систем образования, содержание и направление которых все в большей степени определяет глобализация. Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и национальных «экономик в целом требует от системы образования большей гибкости, открытости переменам, способности адекватно реагировать на них. В новых условиях особую важность приобретают вопросы эффективности функционирования образовательных учреждений и рациональности распределения финансовых ресурсов.

По мнению либеральных идеологов глобализации, достижение указанных целей возможно лишь в условиях рыночных отношений в сфере образования. В докладе Мирового банка "Политикой стратегия в области образования", подготовленном в 1995 г., утверждается, что логика глобализации диктует существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, поскольку государственное управление ""оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения"

Эксперты Мирового банка считают, что в новых условиях задача государства в сфере образования состоит в гарантировании права бедных на доступ к образованию, распространении информации об образовательных возможностях, обеспечении качества образования путем внедрения образовательных стандартов и мониторинга их соблюдения.

Уже сегодня во многих странах централизованный контроль государства за образовательными учреждениями, особенно школьными, вменяется контролем со стороны местных органов власти и негосударственных организаций, являющихся своего рода попечительскими советами, куда наряду с представителями местного самоуправления и родителями входят представители деловых кругов. Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления образовательными учреждениями, стимулирование конкуренции между учебными заведениями ведут к коммерциализации образования. Рынок (как институт) начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг, и на основе такого подхода строятся их взаимоотношения с образовательными учреждениями. Активно входят в жизнь такие понятия, как "рынок образования», образовательные предприятия", "образовательный бизнес" и т.п.

Рыночные силы становятся катализатором трансформации традиционной системы предоставления образования. Появляется все больше негосударственных образовательных учреждений, деятельности которых и предоставляемые ими услуги стремительнодиверсифицируются по мере развития информационных технологий, формирование мирового рынка образовательных услуг, которого к 2005 г. могут составить в 90 млрд. долл. В мае 2000 Ванкувере состоялся первый мировой салон образования, в которого приняли участие 3 тыс. профессионалов, представляющих 458 частных и государственных организаций из 56 стран, занимаются подготовкой кадров, дистанционным обучением, созданием образовательных систем, обучением иностранных студентов и размещение учебных заведений за рубежом, производством технического образования и программного обеспечения для образовательных учреждений. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями.

Необходимо обратить внимание на то, что сегодня растет число противников глобализации образования. Они считают, что транснациональные корпорации и крупные монополии угрожают национальным образовательным системам, а дальнейшая либерализация и дерегулирование будут означать наступление на права граждан, в том числе на свобод доступ к образованию. Они выступают против усиления утилитарного, потребительского подходов к образованию, против выхолащивай» образования духовности и просветительства.

Глобализация как объективный фактор, имеющий позитивные и негативные влияние требует тщательного учета его на развитие системы образования.

Выводы

    Информатизация является объективной закономерностью развития общества и системы образования. Отличительной чертой этого явления является широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе Интернет во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и образовании.

    Термин "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация" и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, в том числе и образование.

    Одним из следствий глобализации, а также в силу индустриализации и коммерционализации образования возникает понятие образовательные услуги. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в перечень услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями. Это было подтверждено документами на мировом салоне образования в Ванкувере в 2000г.

УДК 37:008

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

А.В. ПАНИБРАТЦЕВ

В статье рассматриваются основные проблемы глобализации высшего образования, дается определение глобализации. Отмечено, что глобализация явилась основой начатой трансформации профессионального образования. Указывается, что основное назначение глобализации высшего образования - ориентация на построение общества, основой которого должен стать высокообразованный человеческий капитал. Выявлены основные направления глобализации - интернационализация, интеграция и информатизация высшего образования. Показано, что глобализация образования - это концепция, ориентирующая учащегося на выработку планетарного сознания.

Ключевые слова: высшее образование, глобализация, информатизация, интернационализация, интеграция, университет, единое образовательное пространство.

Мировая система современности характеризуется общностью многих процессов, которые происходят в различных сферах и протекают во многом одинаково, независимо от каких-либо особенностей страны.

Основным двигателем прогресса и самой большой ценностью в мире признаются знания, поэтому высшая школа каждого стремящегося к поступательному развитию государства должна отвечать некоторым общим для всего мира требованиям, чтобы соответствовать тем условиям, которые на образование возлагают и новая система экономики, и новая система международного устройства. Все эти требования воплотились в тех направлениях глобализации, которые сейчас оказывают влияние на развитие и существование высшего профессионального образования во всем мире, несмотря на то, насколько естественны эти направления развития для каждой системы образования.

Глобализация высшего образования и ее основные направления нуждаются в классификации, осмыслении и анализе всех возможных положительных и отрицательных черт, последствий их реализации в российской высшей школе, а также в обосновании их целесообразности. Выявление этих направлений, их характеристик и особенностей, возможных трудностей, степеней и форм влияния на общество будет способствовать прояснению терминологической составляющей понятия глобализации в сфере высшего образования, поскольку в этом аспекте существует путаница и неправомерное замещение одних определений другими в силу неясности и размытости понятийного аппарата.

К термину «глобализация» по этой причине не одно десятилетие приковано огромное внимание, так как при его помощи научные деятели пытаются обобщить и объяснить повсеместно происходящие в мире процессы . Самым общим считается определение, данное Генеральным секретарем ООН Кофи А. Аннаном, утверждающим, что «глобализация является общим термином, обозначающим все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий не только между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, но и между государствами» .

«Глобальное образование» - это созданная во второй половине XX в. в Америке концепция образования, применяющаяся преимущественно в средней школе, ориентированная на воспитание толерантной, восприимчивой к другим культурам личности, человека мира, способного разобраться в мировых процессах и уважающего противоположные точки зрения, а также осознающего неизбежность глобальных преобразований и умеющего адаптироваться к ним.

Согласно определению, это концепция, «ориентирующая учащихся на выработку планетарного сознания, но не форма или организация получения образования» , т.е. глобальное образование не является результатом глобализации в сфере высшего образования, поэтому заменять одно понятие другим в данном контексте, несмотря на частоту употребления и понят-

ную семантику, не представляется правильным в большинстве случаев . Учет сложившейся тенденции в исследованиях на данную тему и фактическое расширение семантики этого термина скорее всего приведут к закреплению дополнительного значения за этим понятием. Примененный в данной работе термин «глобализация образования» будет приравнен к «глобальному образованию» и означать идентичные процессы.

Исследуя направления и некоторые последствия глобализации в высшей школе и влияние их на общество, провоцирующее изменения в нем, можно сделать вывод, что под ней подразумеваются следующие основные направления деятельности в вузах - это интернационализация, интеграция, информатизация. Но к этим направлениям, которые считаются все-таки не основными и не столь очевидны и революционны для высших учебных заведений, добавляются еще два общемировых направления изменений в высшем образовании - Болонский процесс; изменение экономических условий существования университетов Российской Федерации после вхождения страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) .

Основным признаком глобализации образования, в отличие от интернационализации, является то, насколько сильны национальные интересы в глобальном мире. Только благодаря существованию национальных систем высшего образования с их отличительными особенностями может осуществляться процесс интернационализации высшей школы, подразумевающей разработку и реализацию национальных образовательных учебных программ. Этими программами можно обмениваться с другими странами, они будут привлекательны для иностранных студентов, приезжающих учиться в другую страну, а также можно будет производить обмен сотрудниками, организовывать совместные научные исследования, разработки .

Существует мнение, что интернационализация уходит от своего исконного значения и начинает рассматриваться с точки зрения ресурса по форсированию глобализации или же определяется как одна из ее фаз, так как во многом их основные направления влияния идентичны .

Для национальных высших школ, и для российской в том числе, для сохранения своей культурно-исторической идентичности, участвуя в процессе интернационализации, так как она несет значительные черты глобализации, не стоит забывать об истории своего государства, о его национальных интересах и пропагандируемой идеологии. В противном случае университет перестанет быть важнейшим общественным институтом . Процесс интернационализации с исторической точки зрения не является следствием глобализации, так как он является намного более ранним процессом, который существует практически со времени создания первых университетов, и с увеличением их количества только набирает обороты .

Но с развитием академической автономии вузы могут определять направления взаимодействия и выбирать университеты для сотрудничества самостоятельно, исходя из своих индивидуальных интересов. Для российских вузов, которые за редким исключением отстают от мирового уровня высшего образования, тенденция интернационализации высшей школы является одним из престижнейших и перспективных направлений .

Уже сегодня многие учащиеся вузов участвуют в подобной деятельности, но говорить о массовости в этом направлении, к сожалению, пока не приходится, так как в этой сфере существуют серьезные проблемы не только финансового порядка, но и личностного, когда студенты не хотят использовать предоставленные возможности или просто не знают о них . Этот пробел в восприятии студентами своей образовательной траектории должны заполнять высшие учебные заведения, различными способами стимулируя интерес и вовлеченность учащихся в международные программы. Те возможности, которые дает для студентов интернационализация, трудно переоценить, так как подобный опыт в студенческие годы не только обогащает образовательный уровень, но и формирует в учащихся положительное отношение к подобной деятельности. Кроме того, высшим учебным заведениям очень важно вести работу по информированию потенциальных абитуриентов о предоставляемых образовательных возможностях, участвовать в международных выставках и конференциях, ярмарках и встречах .

Интернационализация высшего образования, что очевидно, процесс не новый, но при этом его актуальность совершенно не утратила смысл, особенно в условиях современных требований к производству знаний и качеству обучения. Интернационализация помогает российским университетам гармонично существовать в мировых академических образовательных пространствах, активно в них развиваться и совершенствоваться, что может помочь не только с достижением максимально высокого уровня образования в Российской Федерации, но и с опережением уровня образования других государств. В наше время любой стремящийся к качеству и престижу университет обязан иметь в партнерах хотя бы один иностранный вуз и реализовы-вать совместно с ним исследовательские или образовательные программы .

В плотной связке с интернационализацией идет следующий аспект глобализации - интеграция. Этот процесс значительно за последние десять лет затронул российскую систему высшего образования. Интеграция трактуется как совершенно закономерный, предсказуемый и естественный процесс, свойственный системе образования различных государств.

Таким образом, интеграция - направление намного более серьезное и сложное, нежели интернационализация, поскольку в данном случае речь идет уже не просто о сотрудничестве при обмене знаниями и студенческой мобильности, а о развитии этих связей на государственном уровне, в итоге ведущих к интеграции основ национальных систем образования. Исходя из этого, интеграция более близка по сути к термину «глобализация», так как согласно ее особенностям соотносятся не некоторые, интересные нескольким сторонам, учебные программы или процессы, а происходят некоторое уподобление и гармонизация основных, самых главных черт систем образования . В таком случае еще больше стираются, а иногда даже теряются полностью, в зависимости от степени желания государства влиться в предоставленную структуру, национальные черты образовательной сферы.

Становится очевидным, что интеграция образования - направление развития намного более высокого уровня, нежели интернационализация, так как задействует еще и государственный уровень. Это не значит, что при интеграции сфер образования сами университеты имеют роль статичную, являясь просто исполнителями государственной воли, наоборот, у высших учебных заведений появляются дополнительные возможности для сотрудничества - объединенные диссертационные советы, объединенные университеты, что постепенно реализуется государством .

Более актуальной и злободневной является интеграция высшего образования в единое общемировое пространство, инициированная на государственном уровне, ориентированная на принципы общеевропейских или общемировых систем, не просто затрагивающая структуру высшего образования Российской Федерации, а значительно ее меняющая. Поэтому в рамках этого аспекта глобализации становится необходимым согласование международной политики в сфере образования, сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, «синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего» .

Приоритетным направлением интеграции в последние годы считается принятие образовательных стандартов Европейского Союза и вхождение в общеевропейское образовательное пространство. Из-за вхождения в общеевропейское мировое пространство система высшего образования России претерпевает значительные и серьезные изменения не только в структуре, но и в подходах к образованию.

Те структурные изменения, которые происходят сейчас в рамках гармонизации образовательной системы Российской Федерации с европейской: приведение нормативной базы в соответствие с общими требованиями, общие программы и соотносимые степени, все это поможет сформировать адекватный требованиям рыночной экономики единый рынок труда .

Известно, что в Европе ценятся единицы наших высших учебных заведений и такие же единицы направлений профессиональной подготовки, поэтому ожидать большой приток студентов из европейских стран после структурных изменений в соответствии с требованиями Бо-лонской декларации было бы очень оптимистично и неосмотрительно . В то время как привлечение студентов из бывших республик СССР было бы как раз очень разумно и рационально.

Ориентация на международную интеграцию высшей школы позволит российским вузам не только сотрудничать с мировыми лидерами профессионального образования, повышая таким образом свой рейтинг на региональном рынке образовательных услуг, но и привлекать в свои стены тот слой потенциальных студентов, которые хотят получить конвертируемый в европейских странах диплом и при этом не уезжать далеко от своего места жительства . Опыт, хоть и не очень глубокий и продуктивный, полученный Россией при формировании общего образовательного пространства в СНГ может помочь стране хотя бы теоретически проанализировать возникающие сложности и пути их решения при вхождении в общеевропейское образовательное пространство.

Формирование идеи о постоянном обучении в течение всей жизни по различным причинам в рамках существующей системы высшего образования у учащейся молодежи практически не формируется. Идея непрерывного образования должна быть воспринята всеми учащимися, так как только благодаря ей они смогут быть конкурентоспособными и квалифицированными работниками, от чего зависит не только их будущие социальное положение и уровень его престижа, но и будущее развивающейся российской экономики, нуждающейся в качественном человеческом капитале. Следовательно, концепция непрерывного образования является одной из составляющих глобализации образования .

Еще одним процессом, характерным для высшего образования и относящимся к процессам глобализации, является всеобщая информатизация всей сферы образования вне зависимости от ее уровня. Информационная обеспеченность - это и доступ к общемировым знаниям, и техническое оснащение, и развитие интернет-технологий. Информатизация университетов является динамично развивающейся только потому, что развиваться это направление начало совсем недавно, когда у вузов появилась возможность самостоятельно оснащать свои исследовательские лаборатории, центры, аудитории и библиотеки информационной техникой и технологиями .

Переход развитых мировых держав от индустриального к информационному обществу показал, что самой большой ценностью стали не природные ресурсы и не развитость экономики, а знания, новые технологии, уровень образованности и способность эти знания создавать. Это привело страны к необходимости расширять потоки знаний, доводить их до всех желающих, где бы они не находились и какие бы формы образования ни выбирали, тем самым гарантируя себе формирование высококлассного человеческого капитала, способного не только поддержать то положение, которое занимает страна на мировой арене, но и поднять его на еще более высокий уровень.

Не только академическая мобильность и совместные учебные планы характеризуют глобализацию. Многие из направлений информатизации образования являются не менее, если не более глобальными процессами, происходящими сейчас во многих странах, в том числе и в России. Одним из таких новых, эффективных и перспективных направлений в рамках информатизации является развитие дистанционного образования.

Несмотря на то что ярых противников эта форма образования, за очень редким исключением, не имеет, тем не менее она не признается на данном этапе панацеей для тех групп населения, на которые в большинстве своем оно рассчитано. При том что дистанционное образование имеет огромное количество несомненных плюсов: индивидуальный темп обучения, образование без отрыва от дома или работы, более низкая стоимость обучения, отсутствие привязанности к местонахождению высшего учебного заведения и т.д.; объективных минусов у него не меньше . Все-таки высшее образование - это не просто полученный диплом и опреде-

ленное количество усвоенных знаний, университет еще несет и функцию воспитания, возможность поговорить и обсудить интересующие вопросы в коллективе, услышать противоположную точку зрения и научиться аргументированно ее защищать, формулировать мысль и грамотно, понятно ее подавать. При том что дистанционная форма образования также предполагает и общение с преподавателем, и даже возможность участия в коллективных обсуждениях, отсутствие прямого контакта с коллегами не всегда помогает пробудить желание к ведению дискуссий или обмену мнениями. Это вовсе не значит, что дистанционная форма обучения хуже или менее продуктивна, чем форма очная, они фактически равноценны, но тот или иной вид получения знаний зависит от очень многих факторов, сочетание которых может значительно перевесить чашу весов в ту или иную сторону.

Еще одним плодом глобальной информатизации образовательной сферы стало появление интернет-университетов или виртуальных университетов. Для нашей страны подобный вид высшего учебного заведения крайне непривычен и вызывает вполне однозначную реакцию - опасение. Если в других странах такие университеты функционируют уже достаточно давно и не вызывают недоверия, то в нашей стране они пока в должной степени не прижились, хотя проект их развития существует.

Для российского населения, уставшего от неясностей, внезапных изменений и неопределенных состояний, университет, который, что называется, нельзя «потрогать» или увидеть, на психологическом уровне не вызовет доверия и желания там учиться, тем более что всегда найдется реальный государственный университет, реализующий такие же или близкие по смыслу образовательные программы. Виртуальные университеты в нашей стране в ближайшее время вряд ли получат распространение еще и потому, что недостатка в реальных университетах сейчас нет .

Но основная проблема вовсе не в минусах такой формы, как дистанционное обучение или эфемерности виртуальных университетов, а в том, что на деле в России полезные информационные технологии не приобрели пока еще того спроса, который должен быть при стремлении к информационному обществу. Основная проблема информатизации состоит в том, что личный уровень людей в освоении информационных технологий все еще достаточно низок. Даже те, кто имеет для этого достаточный уровень технического оснащения, далеко не всегда умеют пользоваться теми ресурсами и возможностями, которые предоставляет информатизация. Попытки интегрировать образовательные ресурсы и социальные сети, которые предоставляют такую возможность, на практике не приводят к желаемым результатам, что сигнализирует в первую очередь о низком уровне вовлеченности студентов в информационную образовательную среду и неумении использовать предоставленные им информационные возможности .

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что ученые, чьей сферой интересов является глобализация сферы высшего образования, понимают под ней обычно один или сочетание нескольких более понятых общемировых тенденций в области профессиональной подготовки, которые упрощают понимание понятия глобализации. При этом далеко не все исследователи единодушны в том, что можно причислить к этому термину, а что нельзя.

Анализ материалов по данной теме показывает, что именно обозначенные направления наиболее полно характеризуют мировое явление, обозначаемое понятием «глобализация образования», и являются составными его частями. Из обозначенных вариантов России выбрать одно направление достаточно трудно, потому что в условиях необходимости модернизации образования аспекты глобализации как раз и могут стать основным ориентиром развития.

Таким образом, под глобализацией в сфере образования мы будем понимать такие характерные как для развитых, так и для развивающихся стран направления развития в системе высшего профессионального образования, как интернационализация, информатизация, интеграция, их сочетание, ориентированные на подъем престижа национального университетского образования путем повышения качества предоставляемых услуг и повышение уровня подготовки человеческого капитала до уровня мировой конкурентоспособности или превосходящего его, ко-

торые помогают вузам своевременно или даже заранее отвечать на существующие и появляющиеся требования информационного общества и знаниевой экономики, обеспечивая тем самым лидирующее положение государству на мировой арене.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтбах Ф. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // Alma mater. - 2004. - № 11.

2. Андреев А.Л. Россия в глобальном образовательном пространстве // Высшее образование в России. - 2009.

- № 12. - С. 11-21.

3. Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования // Высшее образование в России. - 2009. - № 10.

4. Волков А., Романенко И., Кузьминов Я., Рудник Б., Фрумин Н., Якобсон Л., Андрушак Г., Юдкевич М.

Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях // Совет ректоров.

2008. - № 8. - С. 14-28.

5. Гранин Д.Д. Глобализация или «вестернизация» // Вопросы философии. - 2008. - № 2. - С. 3-21.

6. Данильченко В.М. Глобализация и образование в XXI веке // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

7. Добреньков В.И. Выводы глобализации и перспективы человечества // Вестник московского университета, серия 18. Социология и политология. - 2004. - № 4. - С. 3-32.

8. Жуковский И.В. Всемирная торговая организация и развитие образования // Высшее образование сегодня.

2001. - № 2. - С. 18-32.

9. Захаревич В., Попов В., Гребнев Л. Международная аккредитация образовательных программ // Высшее образование в России. - 2005. - № 12. - С. 2-8.

10. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и глобализация как американизация // Вопросы философии. - 2004. - № 4. - С. 58-74.

11. Качиева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004.

12. Климанович О., Ганчеренок И. Понятийно - терминологический аспект проблемы интернационализации высшего образования // Alma mater. - 2001. - № 1.- С. 9-19.

13. Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании. Европейский опыт // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 2. - С. 42-59.

14. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. - 2006. - № 3.

15. Мещеряков Д.А. Глобализация образования и общеевропейское образовательное пространство // Философия образования. - 2007. - № 1. - С. 72-90.

16. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. - 2004.

- № 8. - С. 15-28.

17. Ракитянский Н.М. Россия и вызов глобализации // Социологические исследования. - 2002. - № 4. - С. 54-69.

18. Садлак Я. Болонский процесс: региональный ответ на глобальные проблемы // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 10. - С. 14-23.

19. Сазонова З. Болонский процесс: позиция российского преподавателя // Высшее образование в России.

2004. - № 3. - С. 24-38.

20. Слепухин А. Высшая школа в условиях интернационализации // Высшее образование в России. - 2004. - № 6.

21. Телегина Г.В., Штыкова И.В. Университет в глобальном мире: новая миссия // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 5. - С. 62-75.

22. Чисяева А. Университетское образование на пути к новому самоопределению // Высшее образование в России. - 2007. - С. 130-141.

GLOBALIZATION AND HIGHER EDUCATION PROBLEMS IN RUSSIA

Panibrattsev A.V.

The paper deals with the main challenges of globalization of higher education, a definition of globalization is given. It is noted that globalization was the basis for the transformation of vocational education. The main purpose of the globalization of higher education is to focus on building a society that is based on well-educated human capital. The main directions of globalization are internationalization, integration and computerization of higher education. It is shown that the globalization of education is a concept that orients a student on the development of planetary consciousness.

Key words: higher education, globalization, informatization, internationalization, integration, university, unified educational space.

Панибратцев Андрей Викторович, 1962 г.р., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1984), профессор, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - история русской философии, современные проблемы образования в глобальном мире.

1.2 Влияние глобализации на образование в современном мире

Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами:

· Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики;

· Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;

· Стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность, уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними, в взаимообогащения культур;

· Вестернизация (американизация) духовных ценностей, связанная с доминирующей позицией западной цивилизации в экономическом, научно-техническом и политической жизни человечества.

Мировая наука полиструктурная: для нее характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры. Процессы глобализации в образовании можно рассматривать в нескольких аспектах: институциональном, концептуальном, процессуальном.

Институциональный аспект. К ним относятся ЮНЕСКО, Всемирный Банк, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития и т.д.. ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера.

Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческой деятельности ЮНЕСКО ориентирована на:

· Создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

· Обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

· Привлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

· Исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны;

· Прогнозирование эффективных путей развития и интеграции;

· Сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

ЮНЕСКО сегодня остается главным учреждением, которое в наибольшей влияет на образование. Свою деятельность в образовательной сфере она осуществляет через ряд институций, основными среди которых являются: Международное бюро образования (МБО), что с 1969 г. официально стало частью ЮНЕСКО. Его штаб-квартира находится в Женеве.

Учреждение является ведущей в области сравнительно-педагогических исследований, предметом которых выступает: содержание образования, принципы и методы обучения, педагогические инновации подобное. Международный институт планирования образования (МИПО) было создано в 1963 г. в Париже. В 1998 г. офис института открылся в Буэнос-Айресе.

Рассматриваются актуальные проблемы теории и практики прогнозирования и планирования образования. Ведущая функция МИПО - содействие повышению качества образовательной политики, планирования развития образования и образовательного менеджмента в разных странах мира путем повышения квалификации управленческого персонала, исследование проблем и перспектив его деятельности.

В 1951 г. в Гамбурге был основан Институт образования ЮНЕСКО (ИОЮ). Он занимается проблемами образования взрослых, непрерывное образование, преодоление неграмотности среди взрослых.

Среди международных проектов интеграционной активности институтов ЮНЕСКО выделяется существующая с 1953 г. сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО (АSР-пеt). Деятельность ее является примером глобализации в образовательной сфере - примером сотрудничества в деле повышения роли образования в утверждении ценностей мира, культуры и толерантности. Провидниим центром, который создает и испытывает самые формы и методы интеграции в различных сферах общественной жизни является Совет Европы (СЕ), создана 5 мая 1949 В последние годы СЕ особенно озабочена проблемами исследования среднего образования. Европейский союз (ЕС) играет первостепенную роль в разработке направлений социально-экономической и политической стратегии западноевропейских государств. Он был основан в 1951 г., современное название получил в 1994 г.

Приоритетными целями ЕС развитие общеевропейского измерения образования, содействие мобильности и налаживания связей между университетами и школами Европы. Достаточно влиятельным относительно развития глобализационных процессов в образовательной сфере остается Всемирный Банк. По мнению специалистов Банка, наиважнейшими факторами, которые повлияют на развитие образования на современном этапе, является демократизация, рыночная экономика, глобализация, значительные технологические инновации, эволюция общественного и частного факторов.Своей деятельностью Банк способствует предоставлению каждому индивиду шанс для получения начального и базового образования на должном уровне качества; соответствующих навыков, достаточных для жизни в условиях глобальной экономики; пользования выгодами, что создает образование в общественной жизни; обогащение положительным опытом духовных отношений. Итак, ведущей целью своей образовательной политики Всемирный Банк сегодня считает содействие улучшению качества образования путем:

· Перехода от традиционных методов, направленных на репродуктивное усвоение знаний, к инновационным, предусматривающие индивидуализацию учебного процесса, придания ему формы активного творческого сотрудничества всех участников;

· Акцентирование внимания на развитии фундаментальных учебных навыков, к которым относятся: чтение, письмо, счет, навыки мышления, социальные навыки;

· Предоставление возможности учиться в любом возрасте, что крайне необходимо для получения профессиональной мобильности;

· Оптимизации инфраструктуры образовательной сферы.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая 29 стран мира, является непосредственным участником процессов интеграции в образовательной сфере. В центре ее внимания - экономическая политика. Организация занимается проблемами успешного поступления людей в мир труда, повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов через непрерывное образование, соответствие профессионального образования спроса на рынке труда и т.д.

Концептуальный аспект. Последствия глобализации в образовательной сфере, ее цель, принципы, методы легли в основу ряда концепций, широко обсуждались педагогами на IX и X Всемирных конгрессах по сравнительной педагогики. В частности, известный бразильский компаративист Жасира да Силва Комара весь спектр образовательных глобализационных концепций предложил объединить в три группы в зависимости от типа взаимодействия различных культур в рамках учебной программы школы:

· Ассимиляционные, предусматривающие обеспечение приоритетного культурного и образовательного развития одной доминирующей нации и упадок других путем унификации;

· Мультикультурные, определяющие автономное развитие различных культурных групп, которые подчеркивают свою специфику, уникальность. Такой подход не создает предпосылок для взаимодействия, взаимообогащения этих культур.

· Интеркультурная, направленные на взаимном и взаимообогащение различных культур путем установления широкого спектра контактов.

Процессуальный аспект. Примерами глобальных образовательных преобразований, т.е. процессуальных аспектов, являются: введение во всём цивилизованном мире в ХVII в. классно-урочной системы, переход от монополии классической среднего образования к сосуществованию классической и реальной начале XX в., введение обязательного начального, а затем и базовой (неполной средней) образования, разработка и введение стандартов качества образования.

Анализ подходов к образованию как системе, процессу, результату

"Мы переживаем не кризис, а величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетие" "right">В.И.Вернадский, 1930 Для того...

Анализ профессионального имиджа педагога (на примере МБОУ "СОШ №107" г. Барнаула)

В настоящее время широко поставлена проблема формирования образа учителя, она связана с формированием имиджа не только конкретного учителя, но и имиджа профессии учителя вообще. Также в современных школах сложилась система статусной градации...

Влияние глобализации на образовательный процесс

Глобализация образования. Основные моменты, проблемы

На рубеже XX-XXI веков мир приобрел новые очертания. Культура вошла в эпоху постнеклассики, а наука выработала новую методологию - постнеклассическую. Постнеклассическая реальность проявляет себя во всех сферах культурного бытия человека и...

Дистанционное обучение: состояние и перспективы развития дистанционного обучения в Республике Казахстан

Стремительные темпы научно-технического прогресса и своего рода информационная революция, происходящая сейчас в мире, являются реальными предпосылками преобразования и совершенствования системы образования. Появление мощных компьютеров...

Исследование возможностей обучения грамматике средствами информационных технологий

информационный технология иностранный язык В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества...

Организация досуга молодежи на примере Всероссийского детского центра "Океан"

В настоящее время в связи с изменчивостью макроэкономических условий внешней среды произошли коренные изменения в направлении деятельности культурно -- досуговых учреждений на пути решения задач воспитания молодого поколения в будущем...

Основные тенденции развития образования в современном мире

Необходимо говорить о смене парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону...

Педагогическое мастерство учителя

Проблема подготовки современного учителя -- одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки...

Сравнение образовательных систем Древнего мира и Средневековья

Периоды развития воспитания и школы в античном мире: 1. Архаичный (древнегреческий) период. IX в. до н.э. по VIII в. до н.э. 2. Период расцвета Эллады(новогреческий): VII-IVв. до н.э. 3. Эллинистический период: III в. до н.э. - I в. до н.э. Древняя Спарта...

Теоретико-методологические аспекты развития образования опережающего типа

Интернет-образование - одна из тенденций глобализации. Глобализацию определяют, как «сжатие пространства-времени», «преодоление расстояния», «конец географии», что позволяет производствам, товарам...

Теоретические основы воспитания

Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками

Рассмотрим еще один фактор, существенно влияющий на систему образования.

В последние годы термин "глобализация" прочно вошел в научный оборот и политический лексикон. Чаще всего его используют для характеристики изменений, происходящих с конца 70-х годов в системе «мирохозяйственных связей и международных отношений». В частности, известный американский политолог С. Краснер отмечает, что термином """глобализация" обозначаются такие явления, характерные для мирового и; развития в конце XX в., как легитимизация прав человека; унификация, правил заключения торговых сделок; невиданные темпы создания и распространения новых средств связи; увеличение числа и усиление влияния международных неправительственных организаций; быстрый рост международных рынков капитала; расширение легальной и нелегальной иммиграции и

Некоторые исследователи полагают, что понятие "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация", и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Важнейшей чертой новой системы становится ее транснациональность. Общепризнанно, что глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия.

Как пишет в своей работе «Глобальное видение и новая наука» М.А. Чешко, термин глобальность означает широкую совокупность процессов и структур, которую можно выразить как процесс взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Иначе говоря, в современном мире создается единое целое, где любое локальное событие определяется событиями в других локусах и наоборот. Эти процессы и выступают как «феномен глобальности и глобализации».

На сегодняшний день четкое определение глобализации в научной литературе практически отсутствует. Проблемами глобализации занимаются многие общественные научные дисциплины, при этом в термин "глобализация" вкладываются присущие конкретной науке специфические значения. Для одних глобализация -"распространение рынка на всю планету", "возрождение универсальных западноцентристских ценностей", "утверждение идеологии неолиберализма", "проявление нового империализма и


нового колониализма", "гомогенизация мира". Другие видят в глобализации "движение к общечеловеческим ценностям", "позитивный процесс, способствующий экономической и социальной эффективности", и т.п.


В конце 90-х годов по мере проявления влияния глобализации на национальные, социально-экономические и политические системы взгляды на нее претерпели существенную эволюцию. Не подтвердились многочисленные прогнозы относительно "заката" национальных государств. Такие понятия, как "мировое общество" или "глобальная культура", пока еще больше относятся к сфере социальной фантастики, нежели являются реальностью. Недостаточно эффективны в достижении поставленных целей международные организации, которые, по мысли отдельных авторов, должны были стать основой нового глобального политического управления. Более того, их все чаще критикуют за лоббирование интересов транснациональных корпораций и внедрение рыночной идеологии во все сферы деятельности и по всему миру. Как писал французский исследователь Э.Перро, глобализация представляет собой "процесс интеграции разнообразных культур в единую рыночную логику".

В последнее время со всей очевидностью проявились негативные последствия глобализации. В первую очередь это относится к таким сферам, как массовая информация и мировые финансы, где глобализация приобрела наиболее ясные и четкие формы.

Так, вместо "планетарной деревни", в которую должен был превратиться мир благодаря революционным изменениям в сфере телекоммуникаций и созданию глобальной сети Интернет, сегодня все больше говорят о "культурном империализме" и навязываемой насильственной вестернизации. Активизируются движения в защиту прав граждан и потребителей на свободный доступ к информации и культурному наследию. Последнее требование приобретает особое звучание, если учесть, что под влиянием стимулируемой глобализацией миграции населения общества в развитых странах становятся во все большей степени многоэтническими и мультакультурными, в то время как по каналам средств массовой информации гражданам навязываются стандартизированные культурные стереотипы. Что касается развивающихся стран, то там культурная глобализация чревата ростом напряжения в обществе, поскольку ведет к трансформации или разрушению традиционных связей, ценностей и поведенческих моделей.

Кризисы, потрясшие мировую финансовую систему и финансовые рынки, на которых котируются акции высокотехнологичных компаний, составляющих основу "экономики знаний", показали, что глобализация не устранила противоречий свободно-рыночной экономики, но лишь перенесла их на глобальный уровень.


Негативные проявления глобализации и неоправдавшиеся прогнозы тем не менее не устраняют того факта, что глобализация носит объективный характер и стала результатом экономических, политических, иституциональных и социальных перемен, вызванных радикальными преобразованиями в производственной сфере под влиянием технологического переворота, связанного в первую очередь с микроэлектронной революцией.

Рассмотрим, как влияет глобализация на образование. Процесс информатизации, рассмотренный выше, привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности предприятий. Рост влияния таких показателей, как повышение качества товаров и услуг, их диверсификация и сокращение жизненного цикла, на конкурентоспособность заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии развития, интегрально решающие вопросы внедрения принципиально новых технологий, типов организации производства, управления и подготовки кадров. Образование и подготовка кадров, таким образом, становятся постоянными составляющими деловой стратегии предприятий.

Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать "обеспечение непрерывной полготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.

Так, в докладе "Образование и компетентность в Европе", опубликованном в январе 1989 г. "Круглым столом" европейских промышленников (КСЕП) указывалось, что промышленные корпорации рассматривают образование и подготовку кадров как стратегические инвестиции, жизненно важные для их будущего процветания. В докладе также выражалось сожаление, что "правительства все еще рассматривают образование как исключительно внутреннее дело, из-за чего промышленность может оказывать лишь слабое воздействие на образовательные программы". Вывод, сделанный в докладе, состоял в необходимости усиления связей между образовательными учреждениями и промышленностью, в частности, путем развития дистанционного обучения и образования, а также внедрения в сферу образования компьютерной техники.

В целом указанная стратегия должна была способствовать приспособлению системы образования и профессионального обучения к требованиям промышленных корпораций, действующих сегодня в условиях формирования мирового рыночного пространства.

Требованиям новой модели экономического развития должно соответствовать и содержание школьного образования. По мнению адептов неолиберализма, в условиях глобализации промышленные


страны могут успешно конкурировать в борьбе за инвестиции только путем повышения уровня подготовки своей рабочей силы, инновационных способностей научного и технического персонала, обеспечивающих эффективность функционирования предприятий. Современная школа, по их мнению, должна постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда. В этих условиях задача школы - дать будущему работнику широкое образование, включая знания в области предпринимательства, разрешения кризисных ситуаций и др., а также обучить навыкам восприятия новых знаний, с тем чтобы, придя на производство, он смог получить знания, необходимые для выполнения конкретной работы.

Поиск решения проблемы идет по самым разным направлениям. В Великобритании, например, в 80-е годы упор был сделан на развитие системы профессиональной подготовки молодежи. Правительство приняло две специальные программы и финансировало их реализацию "Схемы молодежного профессионального обучения" и "Инициативы в области профессионально-технического образования", направленные на укрепление связи между "школой и производством" и на внедрение предпринимательской культуры в школьное образование. Ныне по этому пути идут французские власти. В частности, в октябре 2000 г. министерство образования Франции совместно с Движением предприятий Франции провели "Неделю взаимодействия школы и предприятия". Цель мероприятия - улучшить взаимодействие школ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся, стимулировать интерес школьников к предпринимательству.

Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие

Идея непрерывного образования получила поддержку и в деловых кругах. В докладе КСЕП, подготовленном в 1995 г., утверждалось, что человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей его жизни, причем главная задача образования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний".

Основная роль в процессе обучения на протяжении всей жизни отводится системе дистанционного обучения. Как отмечалось в отчете о "круглом столе" стран - членов ОЭСР, состоявшемся в феврале 1996 г. в Филадельфии, новые формы обучения не требуют постоянного присутствия педагогов, но могут реализовываться компаниями, предоставляющими образовательные услуги. Что касается


государственной системы образования, то ей участники "круглого стола" отвели роль гаранта доступа к обучению преимущественно тех, кто "не в состостоянии обеспечить рентабельный спрос на образование". В целом, по мнению деловых кругов, на государство возлагается обязанность обеспечивать гражданам базовое образование.

Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие.

Однако столь радикальное вытеснение государства из образовательного процесса пока носит декларативный характер. Скорее приведенные выше высказывания отражают стремление деловых кругов, и прежде всего корпораций, работающих в сфере информации и коммуникаций, освоить новый рынок образовательных услуг, формирующийся под влиянием глобализации. Что касается государства, то ему в этом процессе отводится роль финансового донора.

В последнее двадцатилетие многие развитые страны мира осуществляют реформирование национальных систем образования, содержание и направление которых все в большей степени определяет глобализация. Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и национальных «экономик в целом требует от системы образования большей гибкости, открытости переменам, способности адекватно реагировать на них. В новых условиях особую важность приобретают вопросы эффективности функционирования образовательных учреждений и рациональности распределения финансовых ресурсов.

По мнению либеральных идеологов глобализации, достижение указанных целей возможно лишь в условиях рыночных отношений в сфере образования. В докладе Мирового банка "Политикой стратегия в области образования", подготовленном в 1995 г., утверждается, что логика глобализации диктует существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, поскольку государственное управление ""оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения"

Эксперты Мирового банка считают, что в новых условиях задача государства в сфере образования состоит в гарантировании права бедных на доступ к образованию, распространении информации об образовательных возможностях, обеспечении качества образования путем внедрения образовательных стандартов и мониторинга их соблюдения.


Уже сегодня во многих странах централизованный контроль государства за образовательными учреждениями, особенно школьными, вменяется контролем со стороны местных органов власти и негосударственных организаций, являющихся своего рода попечительскими советами, куда наряду с представителями местного самоуправления и родителями входят представители деловых кругов. Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления образовательными учреждениями, стимулирование конкуренции между учебными заведениями ведут к коммерциализации образования. Рынок (как институт) начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг, и на основе такого подхода строятся их взаимоотношения с образовательными учреждениями. Активно входят в жизнь такие понятия, как "рынок образования», образовательные предприятия", "образовательный бизнес" и т.п.

Рыночные силы становятся катализатором трансформации традиционной системы предоставления образования. Появляется все больше негосударственных образовательных учреждений, деятельности которых и предоставляемые ими услуги стремительнодиверсифицируются по мере развития информационных технологий, формирование мирового рынка образовательных услуг, которого к 2005 г. могут составить в 90 млрд. долл. В мае 2000 Ванкувере состоялся первый мировой салон образования, в которого приняли участие 3 тыс. профессионалов, представляющих 458 частных и государственных организаций из 56 стран, занимаются подготовкой кадров, дистанционным обучением, созданием образовательных систем, обучением иностранных студентов и размещение учебных заведений за рубежом, производством технического образования и программного обеспечения для образовательных учреждений. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями.

Необходимо обратить внимание на то, что сегодня растет число противников глобализации образования. Они считают, что транснациональные корпорации и крупные монополии угрожают национальным образовательным системам, а дальнейшая либерализация и дерегулирование будут означать наступление на права граждан, в том числе на свобод доступ к образованию. Они выступают против усиления утилитарного, потребительского подходов к образованию, против выхолащивай» образования духовности и просветительства.


Глобализация как объективный фактор, имеющий позитивные и негативные влияние требует тщательного учета его на развитие системы образования.

Выводы

1. Информатизация является объективной закономерностью развития общества и системы образования. Отличительной чертой этого явления является широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе Интернет во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и образовании.

2. Термин "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация" и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, в том числе и образование.

3. Одним из следствий глобализации, а также в силу индустриализации и коммерционализации образования возникает понятие образовательные услуги. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в перечень услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями. Это было подтверждено документами на мировом салоне образования в Ванкувере в 2000г.

Вопросы для самоконтроля и рефлексии

1. Дайте определение процесса информатизации и глобализации образования. Отметьте их положительные и отрицательные стороны.

2. Обоснуйте объективность и процессов и их всеобщность для различных сфер жизни общества.

3. Обоснуйте положение о том, что процессы информатизации и глобализации образования являются объективными процессами, характерными не только для системы образования.

4. Приведите конкретные примеры результатов информатизации и глобализации образования на уровне образовательного учреждения, где вы обучаетесь.

5. Сформулируйте отличия глобализации и интернационализации.


Литература

1. Колин К.К. Социальная информатика-М.:-198с

2. Концепция информатизации образования. «Информатика и образование». М., 1990. № 1.

3. Колин К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема. «Дистанционное образование». М., 1998, № 4.

4. Анненков В.В., Взятышев В.Ф., Казакова, Овсейцев А.А. «Учебно-научные сетевые дискуссии и их роль в активизации самостоятельной работы студентов». – М.: МЭИ,СТОИК, 2002

5. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского общества. Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». Изд-во «Наука». М., 1996, вып. 8.

6. Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты Глобализация и образование Сб. обзоров Отв ред Зарецкая С.Л. –М.: ИНИОН,2001. -с.21-38.

7. Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. - М.1998. - 81 с.