Гибель африканской цивилизации. Особенности традиционной африканской цивилизации

Ее существование наиболее часто подвергается сомнению. Многообразие африканских народов, языков и культур к югу от Сахары дает некоторым ученым повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации. Это - крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию. По мнению Л. Сенгора, бывшего президента Сенегала, философа (одного из авторов африканской идеологии «негритюда»), основные факторы, определившие развитие африканской цивилизации, - эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой. Сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете народов банту , манде и др.

Народы Тропической Африки, пройдя длительный путь развития, внесли большой, до сих пор еще мало изученный вклад в историю мировой культуры. Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы замечательные наскальные изображения. Впоследствии то в одном, то в другом месте огромного региона возникали и исчезали очаги древних, подчас родственных культур.

Упомянем достигшее расцвета в IV-VI вв. н.э. Аксумское государство на Абиссинском нагорье, культура которого была тесно связана с южноарабской. На территории современной Нигерии и Чада в VIII-XIX вв. развивались государства народов хауса (в частности, султанат Кано). В XIV- XVIII вв. ряд крупных государств сложился в бассейне реки Конго, из числа которых лучше известно царство Конго. В Средние века в междуречье Замбези - Лимпопо процветала выдающаяся культура Зимбабве, характеризующаяся монументальными каменными сооружениями и развитой металлургией (ее создатели - земледельцы и скотоводы народов байту - образовали могущественную раннеклассовую державу - Моно- мотапу, оказавшую огромное влияние на развитие культуры народов современных Зимбабве, Мозамбика, Ботсваны и др.). Заметный след в истории негро-африканской цивилизации оставило искусство народов ашанти, йоруба и других этносов и государств, сформировавшихся в эпоху позднего Средневековья на Гвинейском побережье Африки.

Лишь на территории современной ЮАР в последние века складывались культура и искусство европейских колонистов-буров (африканеров), а затем англичан.

Конечно, на развитие культуры стран южнее Сахары существенное влияние оказали колонизация, работорговля, расистские идеи, массовая исламизация и христианизация местного населения. Начало активному смешению двух цивилизационных типов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой - насаждавшимися миссионерами еврохристианскими нормами, было положено на рубеже XIX-XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы разрушаются быстрее, чем формируются новые. Обнаружились трудности в адаптации африканцев к западным ценностям.

Конечно, большая часть негроидных народов Африки до XX в. не знала письменности. Здесь не сложились самостоятельно высокие религии (подобно христианству, исламу или буддизму), нс появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения - все это пришло к африканцам из других регионов. Однако, исходя из принципа рядополо- женности (равноправности) всех культур и цивилизаций, было бы ошибкой недооценивать африканскую культуру. Нет народа без культуры, и она не является синонимом европейских стандартов.

Мы живём в стремительно меняющемся мире, когда каждый день происходит множество судьбоносных для наций событий, но есть в нём и то, что формируется и остаётся практически неизменным десятилетиями, даже столетиями. Это цивилизации...
Именно они и стали объектами изучения на апрельских уроках географии в 10 классах. Было сделано более 200 фотографий, снято около 30 видеороликов, спето много песен, дети танцевали, играли на музыкальных инструментах, ели что-то необычное. И всё это прямо на уроке!

Предлагаю поближе познакомиться с некоторыми мировыми цивилизациями в понимании десятиклассников...
Но сегодня мы не просто посмотрим фото и видео, но и на самом деле узнаем много нового и интересного!

Существует мнение, что первые цивилизации на Земле возникли не ранее чем 3-4 тыс. лет до н. э.
А на вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, нет однозначного ответа. Учёный Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь цивилизаций :
1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австралийско-новозеландским очагами;
2) китайскую (или конфуцианскую);
3) японскую ;
4) исламскую ;
5) индуистскую ;
6) славяно-православную (или ортодоксально-православную);
7) африканскую (или негро-африканскую ) и
8) латиноамериканскую .
Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными...

Текст самого материала про цивилизации довольно серьёзный... Но иллюстрировать его будут не картинки из интернета, а... дети, учащиеся 10 А, Б, В, Г классов. По датам на фото станет понятно, что представление цивилизаций происходило на нескольких уроках подряд. Было всё - от чтения сложнопонимаемых самими чтецами текстов, презентаций, докладов до представлений с танцами, домашних видеозаготовок, инсценировок, угощения. Но было соблюдено одно важное условие - о каждой цивилизации было рассказано и что-то особенное. Думаю, и показано тоже...

Теперь, предлагаю познакомиться с заданием , которое получили ребята. Они должны были подготовить презентацию одной из цивилизаций . Но именно так, презентацию цивилизации, а не "про цивилизацию". Приветствовалось наличие музыки, танцев, песен, угощения, иллюстраций, демонстраций . И вот, что у нас получилось....

ИНДУИСТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Это одна из самых древних цивилизаций: истоки относят к началу II тыс. до н.э. Кристаллизационное ядро индуистской цивилизации относится к бассейну рек Инд и Ганг.

Связующим звеном индуистской цивилизации являлась каста - обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов. По легенде касты появились из частей тела бога Брахмы. Потому у людей разных каст такое разное значение в обществе.

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего сама религия - индуизм (брахманизм).

Индуисты поклоняются Богу как у себя дома, так и в храмах. Можно прийти к Богу с помощью беззаветного служения (бхакти ), приобретения знаний и медитации (джняна ) или добрых дел (кармы ).

Некоторые индуисты отрекаются от мира. Они не женятся, носят особое оранжевое одеяние, живут либо в религиозных общинах, либо сами по себе, за счет милостыни.

Семьи, ведущие одинаковый образ жизни, заранее договариваются о браке своих детей. Семейная жизнь и работа индуистов напоминает о давней кастовой системе, где профессия человека и его место в обществе были определены с самого рождения.

Образование, жизнь в городах и новые законы препятствуют кастовой дискриминации.

Ганг считается священной рекой; каждый год в города, расположенные на его берегах, приходят тысячи паломников-индуистов.

Как основатель Индии почитается Махатма Ганди (1869 - 1948гг.), возглавивший индийский народ в борьбе за независимость и против владычества Великобритании (Индия долгое время была её колонией).

Одними из самых известных памятников индуистской цивилизации можно считать золотой храм в Амритсаре и знаменитый Тадж-Махал в Агре (древней столице).


Несколько видеофрагментов выступлений ребят:

ЯПОНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Японская цивилизация, хотя и отпочковалась от китайской в первые столетия новой эры, обрела неимитируемые своеобразные черты, о которых сказано и написано более чем достаточно.

Но часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры в истории человечества (сравнивая ее с уникальностью культуры античной Греции), они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации.

Действительно, китайско-конфуцианские традиции (высокая культура труда, почитание старших, нашедшее отражение в культуре самурайской этики, и т.д.) подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны.

Но в отличие от Китая, более "скованного" традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность.

В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский.

Среди непреходящих ценностей японской культуры - местные традиции и обычаи, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, граверное и театральное искусство, высокое качество продукции, гигантские туннели, мосты и т.д.

Видеофрагменты выступлений:

НЕГРО-АФРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Существование негро-африканской цивилизации часто подвергается сомнению. Многообразие африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации, а существуют только "ни на что непохожести". Это крайнее суждение.

Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию.

Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов банту и др.

Характерные особенности данной цивилизации: эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой.

На развитие стран южнее Сахары сильное влияние оказали:

Колонизация,
-- работорговля,
--расистские идеи,
-- массовая исламизация и христианизация местного населения.

Большая часть негроидных народов Африки до 20 века не имела письменности (ее заменяло устное и музыкальное творчество), здесь не сложились самостоятельно "высокие" религии (подобно христианству, исламу или буддизму), не появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения. Все это пришло к африканцам из других регионов.

Но хватит о серьёзном! Быть может, кто-то хочет бананов? Или попробовать почти настоящий кус-кус?

Не уверена, что хотели ВСЕ попробовать, но Владимир был очень настойчив, так что, попробовали!))))

И фото на память с африканским вождём...

Правда, почти настоящим!))))

Предлагаю посмотреть несколько видеофрагментов:

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Но есть ещё и европейская цивилизация... Это самое запутанное понятие и определение цивилизации, как по началу зарождения (от Древней Греции), так и по территориальному охвату. Кто-то считает, что северная Америка и Россия входят в её состав, кто-то Россию выделяет в некое отдельное евразийское образование. Последнее может быть и правильно, Россия - это не Европа.
А мы на уроках рассматривали именно Западноевропейскую цивилизацию...

Западноевропейская цивилизация вобрала в себя достижения античной культуры, идеи Возрождения, Реформации, эпохи Просвещения и Французской революции.

При этом история Европы знает времена инквизиции, кровавых режимов и национального гнета; она заполнена бесчисленными войнами, пережила чуму фашизма.

Культурное наследие западноевропейской цивилизации, представленное материальной и духовной сферами, неоценимо. Философия и эстетика, искусство и наука, техника и экономика Западной Европы представляют собой уникальное достижение человеческого разума.

"Вечный город" Рим и афинский Акрополь, вереница королевских замков в долине Луары и ожерелье античных городов европейского Средиземноморья, парижский Лувр и британский Вестминстерский дворец, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, музыка Паганини, Моцарта, Бетховена и поэзия Петрарки, Байрона, Гете, творения Рубенса, Пикассо, Дали и многих других гениев - все это элементы западноевропейской цивилизации.

Пока что европейский Запад имеет явный перевес (прежде всего, в экономической сфере) над другими цивилизациями. Однако западная культура "пропитывает" лишь поверхность остального мира.
Западные ценности (индивидуализм, либерализм, права человека, свободный рынок, отделение церкви от государства и др.) находят слабый резонанс в исламском, конфуцианском, буддийском мире.
Хотя западная цивилизация уникальна, но она не универсальна.

Страны, добившиеся в конце XX в. реальных успехов в социально-экономическом развитии, вовсе не перенимали идеалы западной цивилизации (европоцентризма), особенно в духовной сфере.

Япония, Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия - современные, процветающие, но явно не западные общества.

Жизненное пространство западноевропейской цивилизации нашло продолжение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, частично ЮАР.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Она органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций (майя, инков, ацтеков, и др.).

Фактическое превращение европейскими завоевателями (конкистадорами) материка в "заповедное поле охоты на краснокожих" не прошло бесследно: индейская культура понесла большие потери.
Однако ее проявления можно встретить повсеместно.

Речь идет не только о древних индейских обычаях, орнаментах и гигантских фигурах пустыни Наска, танцах и мелодиях кечуа, но и об элементах материальной культуры: дорогах инков и высокогорном животноводстве (ламы, альпаки) в Андах, террасном земледелии и навыках возделывания "исконных" американских культур: маиса, подсолнечника, картофеля, фасоли, томатов, какао и т.п.

Ранняя колонизация Латинской Америки (главным образом испанцами и португальцами) способствовала массовой, подчас насильственной "католизации" местного населения, обращению его в сторону западноевропейской цивилизации.

И все же длительное обособленное развитие местных обществ и происшедший симбиоз разных культур (включая африканскую) дают основание говорить о становлении особой латиноамериканской цивилизации.

КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Ядро этой древнейшей цивилизации - бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии "побеги" в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т. д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства, что позволяет иногда говорить о несовпадении границ Китая как историко-культурной области и как государства.

Термин "конфуцианская" указывает на огромную роль, которую в развитии китайской цивилизации сыграло конфуцианство (по имени основоположника Конфуция) - религия-этика. Согласно конфуцианству, судьба человека определяется "небом" (отсюда Китай часто называют Поднебесной), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышестоящему и т. д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены едва ли не в каждом человеке. Учиться, познавать, совершенствоваться всю жизнь, говорил Конфуций, должен каждый.

Китайцы издревле отличались высокой организацией труда. Миллионы, сотни миллионов неутомимых тружеников под бдительным "оком" государства веками создавали материальные ценности, немалая Доля которых сохранилась до наших дней, они создали величественные памятники и прославленные гигантские сооружения - от Великой Стены до дворцово-храмовых комплексов.

В сокровищницу мировой цивилизации древние китайцы внесли четыре величайших изобретения: компас, бумагу, книгопечатание и порох.

В Древнем Китае была изобретена десятичная система исчисления. Китайцы достигли вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и птицы, шелководство и шелкоткачество, чаеводство, изготовление астрономических и сейсмических приборов, и др.

Долгие века Китай фактически был изолирован от внешнего, мира. Только после опиумных войн в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Лишь в последние десятилетия в КНР стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике (в частности, созданы свободные экономические зоны).
Вместе с тем китайцы всегда отличались культурной восприимчивостью и отсутствием ксенофобии, а местные власти не чинили препятствий распространению христианства и ислама в прибрежных провинциях.

Вот такие печеньки с предсказаниями получил каждый ученик нашего класса. Вернее, выбрал. Удивил Дмитрий, так удивил!!!

И каждый раз при выборе фото и видеофрагментов что-то остаётся за кадром ... Но не в этот раз. Надеюсь, ребятам понравилось и было интересно!
Но... не можем же мы завершить наш виртуальный урок так серьёзно?)))))))

Огромное спасибо Ване Куничкину , который собрал воедино все видеофрагменты!! Он проделал огромнейшую работу!!! А наши "Танцы" вообще выше всех похвал!
Все ребята молодцы! Самое главное, они очень старались! Уверена, что при подготовке выпускного видео мы к видеофрагментам ещё вернёмся!! Нашлось время и на пошутить, посмеяться, чуть покрасоваться перед противоположным полом... А что делать - это ведь дети!)))) И какие же они умницы, что не стеснялись, танцевали!! Пишу эти строки и понимаю - а ведь мой 10 А так и не станцевал...
Ну что ж, малышата, я подумаю об этом завтра! ;))

Вот такие у нас бывают уроки географии... И с котелком, наполненным только что приготовленным кус-кусом, и с танцами, и с печеньками с предсказаниями... Я надеюсь, что эти уроки запомнятся ребятам надолго!

А какие самые необычные уроки школьной поры запомнились Вам?

Конечно, чтобы рассказать об особенностях цивилизаций, мне помогали рассказы детей и два источника информации. Главный - наш учебник географии за 10 класс (издательство "Просвещение", Москва, 2016 год, авторы Ю.Н.Гладкий и А.В.Николина), а также сайт http://biofile.ru/geo/ , где информация из учебника была чуть более подробна...

Первые Цивилизации стали возникать 100 в. назад.

Последняя Цивилизация остановилась 32 в. назад.

Тойнби приводит в числе независимых цивилизаций африканскую.

Современные справочники делят Африку также на северную, центральную и южную.

Есть деление на древнеафриканскую и современную африканскую цивилизацию.

Первые цивилизационные общества примитивных социокультов возникают в центре Африки, где наметилась стабилизация природных условий, несмотря на не совсем подходящие самих этих условий.

Типично Африканские цивилизации перестали возникать с проникновением в Африку иноземных социокультурных технологий, которые несли на своих горбах невиданные в Африке верблюды, понукаемые берберами.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Африка была местом рождения подсемьи и рода Homo, включая восемь разновидностей, от которых остался только Человек разумный.

Согласно последнему палеонтологическому и археологическому свидетельству, гоминиды уже существовали по крайней мере пять миллионов лет назад. Эти животные все ещё очень походили на их близких кузенов, больших африканских обезьян, но приняли двуногую форму передвижения, что дало им критическое преимущество в борьбе за выживание, поскольку это позволило им жить и в лесистых областях и на открытой саванне, в то время, когда Африка высыхала, с саванной, вторгающейся на лесистые области.

3 миллиона лет назад несколько разновидностей австралопитеков развились всюду по южной, восточной и центральной Африке.

Археологические полученные данные показывают, что примитивные племена жили по Нилу прежде, чем династическая история фараонов началась. Организованное сельское хозяйство появилось 6000 до н.э.

Лингвистические данные показывают, что люди языковой группы банту (например, Xhosa и зулу), эмигрировали в юго-западном направлении в места, где до них жили Khoisan, и что банту вытеснили прежних жителей. Поселения банту использовали характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы). В Африке расположено 56 стран. Большинство из них долгое время были колониями европейских государств и обрели независимость только в 50-60-х годах XX века.

До этого независимыми были только Египет (c 1922), Эфиопия (c 1941), Либерия (с 1847 года) и ЮАР (с 1910 года), но в ЮАР вплоть до 90-х годов XX века сохранялся режим апартеида, дискриминационный к коренному (чёрному) населению.

На Севере континента расположены территории Испании Сеута, Мелилья. Распространены традиционные религии: ислам, христианство (католики, протестанты, православные, монофизиты).

В связи с тем, что границы африканских государств проводились искусственно, без учёта расселения различных народов и племён, а также традиционное африканское общество не было готово к демократии, во многих африканских странах после обретения независимости начались гражданские войны. Во многих странах к власти пришли диктаторы. Возникшие в результате этого режимы отличаются пренебрежением к правам человека, бюрократией, тоталитаризмом, что в свою очередь приводит к кризису экономики и растущей бедности.

Наиболее распространены арабский, английский, французский языки, также суахили, конго, фульбе.

Современная Африканская цивилизация (южнее Сахары) проходит стадию формирования, однако ее положение среди цивилизаций 5-го поколения остается самым тяжелым. Виной тому наиболее высокие темпы прироста населения при одновременном сокращении объемов ВВП на душу населения. Так, доля этой цивилизации в общей численности жителей планеты возросла с 6,2% в 1950 г.до 10,6% в 2000 г., а в первой половине XXI в. увеличится до 18,6%, рост численности населения составит 2,5 раза. В то же время доля в мировом ВВП сократилась с 3,4% в 1950 г. до 2,4% в 2000 г., а в 2015 г., согласно прогнозу ИМЭМО РАН, составит всего 2,1%. Уровень жизни в большинстве африканских стран рекордно низкий.

В целом по африканской цивилизации ВНП на душу населения в 11,4 раза ниже среднемирового, а в Эфиопии (население 69 млн. человек), Нигерии (130 млн. человек) - в 15,7 раза. В 2000 г. в Африке проживало 540 млн. человек, а к 2050 г. их будет уже 692 млн. При пессимистичном сценарии развития Африканской цивилизации разрыв между богатыми западными и бедной африканской цивилизациями только увеличится, что еще более осложнит мировую обстановку. Африка - это своеобразный стенд, на котором пройдут испытание эффективность глобализации, способность цивилизаций 5-го поколения к взаимной поддержке и партнерству.

Способность какого-либо потенциального сердцевинного государства (одна из важнейших характеристик цивилизации) лидировать в Тропической Африке ограничивается ее делением на франко- и англоговорящую части. Какое-то время Кот-д"Ивуар был сердцевинным государством франкофонной Африки. Однако ту же роль в значительной мере выполняла Франция, которая после обретения колониями независимости поддерживала с ними тесные экономические, военные и политические связи. Обе африканские страны, наиболее подходящие на роль сердцевинного государства, англофонны.

Размеры, ресурсы и расположение делают Нигерию потенциальным сердцевинным государством, но отсутствие внутрицивилизационного единства, массовая коррупция, политическая нестабильность, репрессивное правительство и экономические проблемы резко ограничили ее способность играть эту роль, хотя время от времени она это и делала.

Мирный, на основе переговоров, отход Южной Африки от апартеида, ее индустриальная мощь, более высокий по сравнению с другими африканскими странами уровень экономического развития, ее военные возможности, природные ресурсы и умудренное опытом черно-белое руководство ясно указывают на это государство как на лидера южной части Африки - вероятного лидера английской Африки и возможного - всей Тропической. (Хантингтон)

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Понятия: культура, цивилизация

Для того чтобы лучше разобраться в сложной картине культурно-исторической дифференциации человечества, попытаемся дать предварительные определения понятий «культура» и «цивилизация».

Культура - совокупность знаний, которые человек должен приобрести для обогащения своего духовного опыта и вкуса посредством занятий искусством, литературой и науками. Иногда культура трактуется более широко - как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения; в этом смысле она практически «сливается» с понятием цивилизация.

Существует мнение, что культура (понимаемая в узком смысле) в отличие от цивилизации относится к явлениям субъективного порядка, поскольку совокупность знаний у человека может формироваться через образование и средства массовой информации, которые в свою очередь могут контролироваться центральной авторитарной властью в своих целях. В истории можно найти примеры, когда навязываемая обществу культура оказывалась в противоречии с традиционными ценностями цивилизации (нацистская Германия и т.д.).

Термин «цивилизация» впервые вошел в обиход во Франции. Им первоначально обозначались добродетели завсегдатаев просвещенных парижских салонов. Сегодня под цивилизацией понимается «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности после того, который отделяет человека от других биологических видов» (Huntington, 1993).

Совершенно очевидно, что цивилизация может определяться как объективными критериями (история, религия, язык, традиции, институты), так и субъективными - характером самоидентификации. Она может охватывать множество государств (как западноевропейская) или только одно (Япония). Каждая из цивилизаций отличается своей неповторимой спецификой и только ей свойственной внутренней структурой (так, японская цивилизация имеет, в сущности, один вариант; западная цивилизация - два основных варианта: европейский и североамериканский; исламская - по крайней мере три: арабский, турецкий и малайский).

В данном случае цивилизация интересует нас прежде всего как региональное (глобальное) пространство, наполненное особым культурным содержанием. Любую из цивилизаций образуют совокупности компонентов и компонентных связей, причем не следует забывать, что понятием «цивилизация» охватывается не только материальная и духовная культура людей, но и окультуренные естественные ландшафты, т.е., в сущности, природа.

Культурная интеграция мира и регионализм

Одно из замечательных проявлений современного процесса общения - разнообразные культурные контакты человечества. Они берут начало в древнейшие времена с обмена предметами материальной культуры между первобытными племенами и продолжаются сегодня в масштабной интеграции региональных культур и цивилизаций. Подобный синтез культур способствует устранению изоляционизма народов и экономической автаркии государств, преодолению обывательского чувства страха перед всем новым и непривычным.

На рубеже XX-XXI вв. мир меняется с невиданной быстротой. Культурная экспансия теперь вовсе не обязательно связана с территориальными завоеваниями. Сегодня стремительно укрепляются экономические связи, расширяется сеть глобальных коммуникаций и средств массовой информации, огромный размах приобрел обмен ценностями культуры в рамках различных национальных и международных программ. Судьбы народов сливаются в одну всемирную судьбу.

Некоторыми западными учеными в этой связи высказывается мнение о том, что мир перерос суверенитет. Действительно, с каждым годом государства делегируют мировому сообществу (в частности, ООН) все больше полномочий. Однако роль государства как стабилизирующей и направляющей силы в процессе мировой интеграции не уменьшается, а скорее усиливается.

Процессы интеграции и регионализма всегда «шествуют» рядом, центростремительные тенденции сменяются центробежными и наоборот. Острое соперничество государств в экономической, военной и идеологической сферах имеет самое непосредственное отношение к культуре и цивилизации.

Культурная интеграция мира может и должна опираться на развитие (возрождение) национальной культуры, самобытное развитие народов, их самоопределение в области языка, духовной культуры. Иногда при этом добавляют: и государственность. Однако этот вопрос очень непрост. Начиная с И. Фихте, а отчасти и раньше в европейской общественной мысли утверждалась идея о том, что каждая нация должна иметь свое государство. Но сегодня нация может быть дисперсно «вкраплена» в другую. Нередко суверенитет одного народа автоматически ведет к потере независимости другого. Многие этносы в силу исторических обстоятельств вообще не имеют собственной территории. Проблем и вопросов много, вплоть до того, что не ясно, что вообще следует понимать под нацией?

Культура и общественно-политические территориальные формирования

Существует некая условность, как в определении сторон света, так и в делимитации общественно-политических регионов. Например, стороны света не являются геостационарными: они фиксируются в зависимости от местонахождения наблюдателя (классическая восточная страна Япония по отношению к США превращается в западную). Для того чтобы стороны света из относительных понятий превратились в геостационарные, необходима «логическая точка отсчета» - пространственный центр. Нечто подобное иногда происходит и с общественно-политическими регионами. Так, в свое время по «логике» конфликта между Востоком и Западом Япония, Южная Корея и Тайвань вдруг стали ассоциироваться с Западом, а находящаяся в западном полушарии Куба - с Востоком. Само понятие «Восток» на протяжении столетий неоднократно меняло свое содержание. До XX в. оно употреблялось в зависимости от контекста как синоним Китая, Византийской империи, православного христианства, славянского мира. Примерно с 1920-х гг. Восток стал ассоциироваться с «коммунистическим миром» и приобрел сугубо азиатские контуры. Впрочем, в дальнейшем к Востоку нередко стали относить даже Африку.

В отличие от частей света и общественно-политических регионов культурно-исторические очаги всегда фиксируются как более или менее геостационарные. Связующим элементом таких территорий становится культура, в целом слабо подчиняющаяся усилиям общественно-политического порядка по ее ликвидации или изменению. В отдельных случаях (например, при образовании Российской империи и СССР) географические границы формировались под воздействием скорее политических и идеологических факторов, чем культурных. Иначе трудно объяснить сосуществование в пределах одного государства регионов, принадлежащих к разным цивилизациям.

Вместе с тем даже при перемещении культуры «на месте» остаются элементы «твердого осадка»: архитектурные формы, геопланировка, археологические памятники и т.п.

Цивилизационные пространства

Попытки установления границ существующих ныне цивилизаций наталкиваются на хорошо известную трудность: их наиболее характерные признаки отчетливо проявляются лишь в фокусных зонах (ядрах), в то время как периферийные участки отличаются от ядер увеличением чуждых им особенностей. Так, если Франция, Великобритания или страны Бенилюкса отражают идеальное сочетание признаков, характерных для западноевропейской цивилизации, то в странах Восточной Европы эти признаки несколько «тускнеют» - здесь наблюдается своеобразное смешение или переплетение «трансцивилизационных» элементов. Не отражают внезапных межцивилизационных переходов также многие регионы Российской Федерации (например, территории преобладания мусульманской и буддистской идентичностей), Тибет в Китае и т.д.

Распространения цивилизации

На протяжении истории очаги цивилизации постоянно меняли свои очертания, расширялись в разных направлениях - вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долина Нила и бассейн Тигра и Евфрата, где возникли центры цивилизации Египет и Шумер. Расширение древнеегипетской цивилизации происходило на соприкасающихся частях трех материков Старого Света, включая часть Малой Азии, Эфиопии и более отдаленные районы. От Двуречья движение цивилизации шло как в сторону Малой Азии, Сирии, Ливана, Палестины, так и в сторону Закавказья и Ирана.

Расширение древнекитайского цивилизационного района в бассейне реки Хуанхэ происходило на северо-восток - в сторону позднейшей Маньчжурии и на северо-запад - в сторону будущей Монголии, на запад в сторону современной провинции Сычуань, а на юг - будущего Вьетнама и на восток - Японии. Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в ее орбиту вошел Цейлон, на востоке - прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, восточной Суматры и западной Явы и т.д.

Постепенно образовалась обширнейшая цивилизационная зона от Атлантического до Тихоокеанского побережья, представленная как старыми очагами цивилизации - Евро-афро-азиатским (на стыке Африки, Азии и Европы), Китайским и Индуистским, так и новыми - Афро-карфагенским, Латинским, Среднеазиатским и другими. Рост Римской империи на рубеже старой и новой эр вовлек в «цивилизационное поле» Испанию, Галлию, Британию и т.д. Дальнейший ход географического развития цивилизации хорошо известен. Расширение цивилизационного пространства происходило за счет новых районов Европы, азиатской части Евразийского континента, Северной Америки, Австралии, Океании и т.д.

Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны, в областях, разбросанных между пустынями, степями и горными кряжами, возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации - индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке иинков (как называют их некоторые историки, «римлян Нового Света») в Южной, народов Черной Африки и др.

Современные цивилизации

На вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, разные авторы отвечают по-разному; так, Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь цивилизаций: 1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австралийско-новозеландским очагами; 2) китайскую (или конфуцианскую); 3) японскую; 4)исламскую; 5) индуистскую; 6) славяно-православную (или ортодоксально-православную); 7)африканскую (или негроидно-африканскую) и 8) латиноамериканскую .

Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными.

Взаимоотношения между народами и странами, принадлежащими к разным цивилизациям, в нашу эпоху расширяются, но это не нивелирует, а порой усиливает самосознание, чувство принадлежности к данной цивилизации. (Например, эмигрантов из Польши французы встретили более доброжелательно, чем из Северной Африки, а американцы, вполне лояльно относящиеся к экономической экспансии западноевропейских держав, болезненно реагируют на японские инвестиции в США.)

Линии «разлома» между цивилизациями, по мнению некоторых ученых, могут заменить в XXI в. политические и идеологические рубежи времен холодной войны, стать очагами кризисов и даже войн. Одной из таких линий цивилизационного «разлома» является дуга от исламских стран Африки (Африканский рог) до Средней Азии бывшего СССР с целой серией недавних конфликтов: мусульмане - иудеи (Палестина - Израиль), мусульмане - индуисты (Индия), мусульмане - буддисты (Мьянма). Думается, у человечества хватит мудрости избежать противоборства цивилизаций.

Цивилизации Востока

Среди «классических» восточных цивилизаций обычно различают китайско-конфуцианскую, индуистскую и исламскую. Часто к ним относят также японскую, несколько реже - африканскую цивилизации (народов южнее Сахары).

Восточные общества во многом отличны от европейского. Например, роль частной собственности здесь всегда была невелика. Земля, ирригационные системы и т.д. были собственностью общины. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, а среди его духовных ценностей одно из ведущих мест занимала установка на адаптацию к природным условиям. Ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставилась выше экономической. На Востоке ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание и самосовершенствование. Свято почитаются традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Поэтому данный тип общества получил название традиционного.

Широко известно крылатое выражение английского писателя Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». Но сегодня в эпоху универсализации мировой истории оно нуждается в уточнении. Запад и Восток, сохраняя свою самобытность, обязаны «сойтись» во имя решения глобальных проблем человечества и сохранения стабильности на планете.

Индуистская цивилизация

Как и китайская, индуистская (индийская) цивилизация насчитывает тысячелетия. Ее «кристаллизационное ядро» относится к бассейну рек Инд и Ганг. На стыке старой и новой эр цивилизационным процессом был охвачен весь Индостан и соседние регионы. Впоследствии появились «индуизированные» государства даже на территории современной

Индонезии, которые, по мнению ученых, вовлекли в цивилизационный процесс и далекий Мадагаскар.

Связующим звеном индуистской цивилизации являлась каста как социальное явление, наиболее соответствующее местной мифологии и религии (каста - обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов). Именно каста, веками обеспечивая стабильность, породила специфическую индийскую общину, помогла сохранить языческую религию индуизма, повлияла на политическую раздробленность государства, закрепила многие черты духовного склада (например, восприятие скорее идеала, чем реальности) и т.д. (Ко времени получения независимости в 1949 г. в стране насчитывалось более 3000 каст, делившихся на высшие и низшие. Конституция Индии отменила кастовое деление, однако в деревне его пережитки дают о себе знать до сих пор.)

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего религия - индуизм (брахманизм) как комплекс религиозных, этических и философских представлений, учение «отца индийской нации» Махатмы Ганди о ненасилии, многочисленные памятники духовной и материальной культуры.

Китайско-конфуцианская цивилизация

Ядро этой древнейшей цивилизации - бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии «побеги» в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т.д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства, что позволяет иногда говорить о несовпадении границ Китая как историко-культурной области и как государства.

Термин «конфуцианская» указывает на огромную роль, которую в развитии китайской цивилизации сыграло конфуцианство (по имени основоположника Конфуция) - религия-этика. Согласно конфуцианству, судьба человека определяется «небом» (отсюда Китай часто называют Поднебесной), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышестоящему и т.д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены едва ли не в каждом человеке. Учиться, познавать, совершенствоваться всю жизнь, говорил Конфуций, должен каждый.

Китайцы издревле отличались высокой организацией труда. Миллионы, сотни миллионов неутомимых тружеников под бдительным «оком» государства веками создавали материальные ценности, немалая Доля которых сохранилась до наших дней, они создали величественные памятники и прославленные гигантские сооружения - от Великой Стены и Великого Канала до дворцово-храмовых комплексов.

В сокровищницу мировой цивилизации древние китайцы внесли четыре величайших изобретения: компас, бумагу, книгопечатание и порох. Наиболее древний из дошедших до нас шедевров китайской медицины «Медицинский канон Желтого императора» (18 томов) был написан около III в. до н.э. В Древнем Китае была изобретена десятичная система исчисления. Китайцы достигли вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и птицы, шелководство и шелкоткачество, чаеводство, изготовление астрономических и сейсмических приборов, и др.

Долгие века Китай фактически был изолирован от внешнего, мира. Только после опиумных войн в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Лишь в последние десятилетия в КНР стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике (в частности, созданы свободные экономические зоны).

Вместе с тем китайцы всегда отличались культурной восприимчивостью и отсутствием ксенофобии, а местные власти не чинили препятствий распространению христианства и ислама в прибрежных провинциях. Своеобразными посланцами китайской цивилизации за рубежами Китая являются многочисленные хуацяо (эмигранты).

Важным фактором китайской цивилизации является иероглифическая письменность.

Японская цивилизация

Часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры в истории человечества (сравнивая ее с уникальностью культуры античной Греции), они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации. Действительно, китайско-конфуцианские традиции (высокая культура труда, почитание старших, нашедшее отражение в культуре самурайской этики, и т.д.) подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны. Но в отличие от Китая, более «скованного» традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность. В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский. Среди непреходящих ценностей японской культуры - местные традиции и обычаи, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, граверное и театральное искусство, высокое качество продукции, гигантские туннели, мосты и т.д.

Исламская цивилизация

Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании за исторически короткий срок были объединены в гигантское государство - Арабский халифат, постепенно рассыпавшийся на самостоятельные государства. Но с момента арабских завоеваний все они (за исключением Испании) сохранили одну важнейшую общность - исламскую религию.

Со временем ислам проник еще дальше - в Тропическую Африку, Малайзию, Индонезию и т.д. Своеобразной «экологической нишей» ислама является аридный пояс (сердце арабского мира - пустынная Аравия со священными городами Меккой и Мединой), и несколько неожиданным оказалось широкое проникновение ислама в мусонную Азию. Во всяком случае, сегодня мир ислама значительно шире арабского мира. Внутри исламской цивилизации различают субкультуры (варианты цивилизации): арабскую, тюркскую (в частности, турецкую), иранскую (или персидскую), малайскую.

Культурное наследие исламской цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур (древних египтян, шумеров, византийцев, греков, римлян и др.) богато и многообразно. Оно включает величественные дворцы халифов (правителей), мечети и мусульманские школы (медресе) в Аммане, Анкаре, Багдаде, Дамаске, Иерусалиме, Каире, Мекке, Рабате, Тегеране, Эр-Рияде и других городах.

Здесь высоко развито искусство керамики, ковроделия, вышивки, художественной обработки металла, тиснения на коже. (Меньшее развитие получило изобразительное искусство, так как ислам запрещает Изображать живые существа, особенно человека.) Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фирдоуси, Омар Хайям и др.), ученых (Авиценна - Ибн-Сина), философов.

Крупнейшим достижением исламской культуры является Коран.

Heгрo-африканская цивилизация

Существование негро-африканской цивилизации часто подвергается сомнению. Многообразие африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации, а существуют только «ни на что непохожести». Это крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию. Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов банту, манде и др.

Народы Тропической Африки, пройдя длительный путь развития, внесли большой, до сих пор еще мало изученный вклад в историю мировой культуры. Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы замечательные наскальные изображения. Впоследствии то в одном, то в другом месте огромного региона возникали и исчезали очаги древних, подчас родственных культур.

На развитие культуры стран Тропической и Экваториальной Африки сильное влияние оказали колонизация, чудовищная практика работорговли, расистские идеи, целенаправленно насаждавшиеся на Юге континента, массовая исламизация и особенно христианизация («крещение») местного населения. Начало активному смешению двух цивилизационных типов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой - западноевропейскими миссионерами, насаждавшимиеврохристианские нормы, было положено примерно на рубеже XIX-XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы, «правила» жизни разрушаются быстрее, чем формируются новые, «рыночные». Обнаружились трудности в культурной адаптации африканцев к западным ценностям.

Большая часть негроидных народов Африки до XX в. не имела письменности (ее заменяло устное и музыкальное творчество), здесь не сложились самостоятельно «высокие» религии (подобно христианству, исламу или буддизму), не появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения по простейшей формуле товар - деньги - товар. Все это пришло к африканцам из других регионов. Однако исходя из принципа «рядоположенности» (равноправности) всех культур и цивилизаций, ошибкой было бы недооценивать африканскую культуру. Нет народа без культуры, и она не является синонимом европейских стандартов.

Цивилизации Запада

Чаще всего к цивилизациям Запада относят: 1) западноевропейскую (техногенную, индустриальную, научно-техническую и т.д.); с некоторыми оговорками 2) латино-американскую и 3) православную (ортодоксально-православную) цивилизации. Иногда их объединяют в одну -христианскую (или западную) цивилизацию. Но независимо от названия цивилизации Запада во многих отношениях противоположны традиционному восточному обществу. Они отличаются относительной молодостью в сравнении с цивилизациями Востока, насчитывающими тысячелетия.

Сложившееся в западноевропейском регионе с его более суровой по, сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества. В связи с этим формировалась и новая система ценностей, где действовали принципы - «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честное состязание как путь к самоутверждению». Эти принципы, часто противопоставляющиеся «созерцательности» традиционных обществ Востока, были сформулированы еще в античной Греции и выдвигали на первый план творческую, преобразующую деятельность человека.

Западноевропейская цивилизация вобрала в себя достижения античной культуры, идеи Возрождения, Реформации, эпохи Просвещения и Французской революции. При этом история Европы «писана не голубыми или розовыми красками»: она знает времена инквизиции, кровавых режимов и национального гнета; она заполнена бесчисленными войнами, пережила чуму фашизма.

Культурное наследие западноевропейской цивилизации, представленное материальной и духовной сферами, неоценимо. Философия и эстетика, искусство и наука, техника и экономика Западной Европы представляют собой уникальное достижение человеческого разума. «Вечный город» Рим и афинский Акрополь, вереница королевских замков в долине Луары и ожерелье античных городов европейского Средиземноморья, парижский Лувр и британский Вестминстерский дворец, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, музыка Паганини, Моцарта, Бетховена и поэзия Петрарки, Байрона, Гете, творения Рубенса, Пикассо, Дали и многих других гениев - все это элементы западноевропейской цивилизации.

Пока что европейский Запад имеет явный перевес (прежде всего, в экономической сфере) над другими цивилизациями. Однако западная культура «пропитывает» лишь поверхность остального мира. Западные ценности (индивидуализм, либерализм, права человека, свободный рынок, отделение церкви от государства и др.) находят слабый резонанс в исламском, конфуцианском, буддийском мире. Хотя западная цивилизация уникальна, но она не универсальна. Страны, добившиеся в конце XX в. реальных успехов в социально-экономическом развитии, вовсе не перенимали идеалы западной цивилизации (европоцентризма), особенно в духовной сфере. Япония, Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия - современные, процветающие, но явно не западные общества.

Жизненное пространство западноевропейской цивилизации нашло продолжение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР.

Латиноамериканская цивилизация

Она органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций (майя, инков, ацтеков, и др.). Фактическое превращение европейскими завоевателями (конкистадорами) материка в «заповедное поле охоты на краснокожих» не прошло бесследно: индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно. Речь идет не только о древних индейских обычаях, орнаментах и гигантских фигурах пустыни Наска, танцах и мелодиях кечуа, но и об элементах материальной культуры: дорогах инков и высокогорном животноводстве (ламы, альпаки) в Андах, террасном земледелии и навыках возделывания «исконных» американских культур: маиса, подсолнечника, картофеля, фасоли, томатов, какао и т.п.

Ранняя колонизация Латинской Америки (главным образом испанцами и португальцами) способствовала массовой, подчас насильственной «католизации» местного населения, обращению его в «лоно» западноевропейской цивилизации. И все же длительное «автономное» развитие местных обществ и происшедший симбиоз разных культур (включая африканскую) дают основание говорить о становлении особой латиноамериканской цивилизации.

Православная цивилизация

Она отделена от западноевропейской по линии, проходящей вдоль нынешней границы России с Финляндией и странами Балтии и отсекающей католические «окраины» Западной Украины и Западной Белоруссии от православных областей. Далее эта линия идет на запад, отделяя Трансильванию от остальной Румынии, на Балканах она практически совпадает с границей между Хорватией и Сербией (т.е. с исторической границей между Габсбургской и Османской империями).

О месте православного мира и конкретно России в цивилизацион-ном пространстве Евразии давно ведутся ожесточенные споры (в частности, между западниками и славянофилами, отстаивающими особый цивилизационный путь России). («Да мы уж тыщу лет в Европе!» - восклицает Президент России. «Да, скифы мы, да, азиаты мы!» - отвечают ему оппоненты, цитируя известные стихи А. Блока.)

С одной стороны, Россия - действительно европейская страна: культурно, религиозно, династически. Она в значительной степени сформировала ту культуру, которую принято называть западной (достаточно вспомнить православную теологию и литургию, Достоевского и Чехова, Чайковского и Шостаковича и др.). С другой стороны, значительная часть России - это слабозаселенные, просторные равнины Азии; кроме того, Россия вплотную соприкасается с интенсивно развивающимися регионами Востока. Отсюда специфичность России - евразийской страны, служащей своеобразным мостом и «фильтром» между Западным и Восточным мирами.



В настоящее время страны Африки являются беднейшими на планете. Последствия колониальной политики европейцев, более 500 лет не дававшей нормально развиваться большей части человечества ещё не скоро изживут себя окончательно. На протяжении всего этого периода представители белой расы отнимали у местных аборигенов все их богатства, ничего не давая взамен.

Обладая бесспорным технологически преимуществом над представителями коренных народов, колонизаторы даже придумали целую теорию о том, что, дескать, отсталые народы в корне отличаются от нормальных людей, поэтому никаких прав, свойственных «белым людям» у них быть не должно.

Впрочем, со временем, было рождено и другое оправдание - в виде сказок о «бремени белой расы», несущей отсталым народом свет знаний и просвещения…

Как бы то ни было, учитывая крайне низкий уровень развития африканского населения, слишком долгое время считалось, что, собственно, так было всегда. Учёным миром подразумевалось, что в Африке никогда и не существовало никакой мало-мальски развитой цивилизации, кроме египетской. Да и то, египтяне не были африканцами в полном смысле этого слова - они ведь были не чернокожими.

Однако, именно исследование Древнего Египта и приоткрыло завесу тайны, окружавшую таинственные цивилизации Африки. Комизм ситуации заключался в том, что первое упоминание о них было на том самом артефакте, с которого и началась официальная египтология - Палермском камне.
Этот артефакт состоит из 4-х частей, расположенных в крупнейших музеях мира (ни один из которых не находится в Африке - вот к чему привели колониальные грабежи). Датируется он 5-й династией фараонов, то есть примерно 2400 годом до нашей эры. Среди всего прочего на этом камне упоминается государство Пунт, расположенное в западной части Центральной Африки.

Причём, это государство не просто упоминается, а говорится о том, что фараон Сахура (правивший примерно в 2500 г до н.э.) отправил в Пунт торговую экспедицию, которую возглавил лично. Это вообще нонсенс, если фараон куда-либо выезжал из страны, кроме, как на войну. Даже переговоры о мире со всякими князьками подписывались в Египте, поскольку ездить по отдалённым провинциям и городишкам варваров фараонам было «не по чину».

Со временем фактов особого отношения к Пунту прибавилось. Путешествия с подобными экспедициями в Пунт предпринимались множеством фараонов - от того же Сахуры аж до Рамзеса 3-го, правившего в 1180 г. до н.э. То есть, на протяжении почти полутора тысяч лет фараоны регулярно ездили в Пунт лично. И даже дело было не в расстоянии в несколько тысяч километров: Единственный раз, когда фараон зачем-то выезжал из Египта, это был случай подписания мирного договора с Хеттским царством и подписывал его не кто-нибудь, а лично Рамзес 2-й Великий. Но это был очень уж особый случай, поскольку египетско-хеттская война и последовавший за ней династический брак египетской и хеттской династий на долгие столетия поменяли политическую карту Древнего мира.

Однажды даже имел место совсем уж удивительный случай. Единственная женщина-фараон, Хатшепсут, жившая через тысячелетие после Сахуры, именно во время путешествия в Пунт «проморгала» бунт её зятька, Тутмоса 3-го и лишилась власти. То есть фактически, поездка в Пунт для неё была важнее сохранения трона.

В этой связи возникает два серьёзнейших вопроса. Первый - почему фараоны, фактически тогдашние правители всего прогрессивного человечества за чем-то ездили на поклон к никому не известным чернокожим? Не то, чтобы египтяне были расистами, но к представителям чёрной расы у них было немного предвзятое отношение. Так повелось ещё со времён Нармера - первого фараона объединённого Египта, постоянно воевавшего с представителями Нубии и других государств, находившихся на южной границе. Чернокожие нубийцы постоянно терпели от египтян поражения и, естественно, египтяне смотрели на них, как и на всех им подобных, немного свысока.

И второй вопрос - а чем же торговали жители Пунта, что египетские фараоны время от времени контролировали эту торговлю лично?

В одном из папирусов пятой династии упоминается перечень товаров, которые Пунт отправлял в Египет. Среди массы полезных и нужных вещей, как то дрессированные обезьяны, ягуары и краски для волос была одна, казалось бы, малозначимая деталь - ароматические масла и благовония. Именно их в большом количестве Египет закупал у Пунта. Причём, расплачиваясь самым дорогим товаром того времени - рабами. Египтяне, несмотря на большое количество войн, пленников захватывали относительно редко, поэтому рабы ценились достаточно дорого.

Почему же были так важны благовония и ароматические масла для жителей Египта? Да всё очень просто - эти ресурсы использовались при ритуальной мумификации. Если учесть тот факт, что для жителей Египта загробная жизнь была гораздо важнее земной, то, как бы всё становится на свои места. Египетская верхушка, жрецы и фараоны, были зависимы от стратегического ресурса, который были вынуждены покупать у Пунта.

Но это ещё не самое интересное. Считается, что Египет на тот момент был передовой технической державой, почему же он не смог освоить производство этих товаров в своём государстве? Ведь климат Пунта и Египта мало чем отличались, и выращивать растения, из которых получают эти компоненты, можно было бы без проблем. Однако, египтяне сделать этого не смогли.

Причины этого могут быть самые разные, но, когда развитое государство не может освоить важные для него технологии и остаётся зависимым от внешнего поставщика, это, по меньшей мере, странно. Вполне возможно, что Египет был не таким уж и продвинутым государством и Пунт был гораздо развитее, а, возможно, и сильнее Египта.

Намёки на то, что Египетское царство критически зависимо от своего сильного южного соседа иногда проскакивают в тех или иных источниках. Естественно, говорится об этом не прямо. Оно и понятно - практически все дошедшие до нас источники из Древнего Египта отзываются о государстве и его руководителях исключительно в хвалебном и пафосном тоне. Практически нигде нельзя найти критики власти или существующего строя. Единственный случай, когда власть Египта представляется в отрицательном свете - это правление Эхнатона. Но там всё ясно: совершившие государственный переворот люди, взявшие после него власть, хотели даже стереть имя Эхнатона из истории (в прямом смысле - скалывая его имя с гранитных стел). Естественно, они отзывались о своём предшественнике весьма нелестно.

После завоеваний Рамзеса 2-го Египет наконец-то смог избавиться от неприятной необходимости что-то у Пунта покупать. Необходимые для ритуалов предметы поставлялись в страну из Ливана и Междуречья. Кроме того, после этих завоеваний вектор направленности египетской политики был направлен не на юг, а на север. Основными задачами теперь были порабощение Иудейского царства и дальнейшая экспансия на северо-восток. А Пунт после этого остался в сознании египтян как мифическая страна, населенная полубогами и сказочными существами. А ещё лет через 500 о нём вообще забыли…

Что же эта была за страна, кто населял её? В настоящее время мало что известно об этом уникальном историческом явлении. Археологи только начали активные поиски ушедшей цивилизации. Возможно, в будущем нам откроются новые тайны древних жителей Африки, и кто знает, возможно, учебники истории будут снова переписаны…