Где родился заболоцкий. Краткая биография николая заболоцкого

(1903-1958) русский поэт

Поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершенности стиха - таким вошел Николай Алексеевич Заболоцкий в нашу поэзию. Писал он стихи скупо, лишь когда вызревала мысль, и оставил после себя только томик своих поэтических произведений да несколько книг переводов, единодушно признанных образцовыми.

Николай Заболоцкий родился в Казани. В ту пору его отец служил агрономом на ферме Казанского земства в семи километрах от города. Поэт гордился своей родословной. Его дед был николаевский солдат, отец - сельский агроном. Детские годы Николая прошли в Вятской губернии, в селе Сернур, неподалеку от города Уржума. Впечатления от тамошней природы, ее девственной свежести на всю жизнь сохранились в душе поэта, сказались в его творчестве. Здесь он окончил три класса начальной школы, здесь впервые начал писать стихи. Семилетним ребенком он уже выбрал свою будущую профессию.

В 1913 году Николай Заболоцкий был принят в Уржумское реальное училище и с этого времени жил вне семьи, приезжая домой только на каникулы. Его юношеский мир складывался в годы Первой мировой войны в обстановке маленького провинциального городка, расположенного в 180 километрах от железной дороги. Такая жизнь мало устраивала юношу, он рвался в центр, к живой жизни, к искусству.

После окончания реального училища в Уржуме Заболоцкий в 1920 году семнадцатилетним юношей едет в Москву продолжать образование и поступает там одновременно на филологический и медицинский факультеты Московского университета.

Однако жизнь в Москве его не устроила, и в августе 1921 года он уехал в Петроград, где поступил в педагогический институт им. Герцена на отделение языка и литературы общественно-экономического факультета. Педагогом поэт быть не собирался. Он лишь хотел получить филологическое образование, необходимое для писательской работы. Жил Николай Заболоцкий в студенческом общежитии, много писал, подражая то Маяковскому , то Блоку , то Есенину . Собственного голоса в поэзии он тогда еще не имел, но считался способным студентом и одно время даже думал посвятить себя всецело науке. Однако привязанность к поэзии оказалась сильнее, и Заболоцкий оставил эти мысли.

В 1925 году он окончил институт, имея к тому времени объемистую тетрадь не очень хороших стихов и небольшую корзинку с имуществом. Но молодой человек во что бы то ни стало хотел стать писателем, поэтому был настойчив и целеустремлен. «Надо покорять жизнь, - писал он в феврале 1928 года. - Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется - его песня спета. Вера и упорство, труд и честность. ..Моя жизнь навсегда связана с искусством - вы это знаете. Вы знаете - каков путь писателя. Я отрекся от житейского благополучия, от «общественного положения», оторвался от своей семьи - для искусства. Вне его - я ничто... »

В 1926 году Николай Алексеевич Заболоцкий был призван в армию и служил в Ленинграде в команде краткосрочников. Он был членом редакции воинской стенгазеты, которая считалась лучшей в округе. В 1927 году, сдав экзамен на командира взвода, он был уволен в запас.

Следует отметить, что в это время Николай Заболоцкий активно сотрудничает в детской литературе - пишет в журналах для детей «Еж» и «Чиж», «Пионер» и «Костер». Он выпустил несколько детских книг, лучшими из которых были обработки «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле и «Тиля Уленшпигеля» Ш. де Костера. Конечно, детская литература не исчерпывала его интересов, и он продолжал писать лирику. В 1929 году вышла первая книга стихов Заболоцкого «Столбцы», выдержанная в сатирическом духе по отношению к окружавшей поэта обывательской, нэповской реальности.

В 1930 году молодой поэт женился на Е.В. Клыковой, через два года в семье родился сын Никита, а через пять лет - дочь Наташа.

В своем творческом развитии Николай Алексеевич Заболоцкий постоянно обращался к чистым родникам классической русской поэзии - стихам Пушкина, Тютчева , Баратынского . Поэзия Николая Заболоцкого - это поэзия мысли, которая выражена в метафорической, образной форме. Поэта неизменно волнует проблема творчества. Многие стихи его воссоздают самый процесс рождения произведения искусства - вдохновение, зарождение подсознательного замысла и торжество мысли в завершенном целом. В стихотворении «Бетховен» мысль творца возникает «перед лицом пространства мирового», становится музыкой:

И сквозь покой пространства мирового До самых звезд прошел девятый вал... Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Природа воспринимается поэтом как историческая действительность, изменяющаяся под воздействием человеческого разума и труда. Отсюда путь к таким стихотворениям, как «Город в степи», «Север», «Творцы дорог», в котором постройка дороги совершается в условиях девственной природы Дальнего Востока. В ее строительстве принимал участие и сам поэт. Никита Заболоцкий вспоминал: «О своей жизни и работе на стройках отец рассказывал скудно. Помню только его рассказ о том, как однажды на работе в карьере, где добывали строительный камень, отцу пришлось лезть на высокую, почти отвесную скалу, чтобы закрепить наверху веревки, необходимые для подготовки к очередному взрыву.

Приходилось всем телом прижиматься к обрыву и тщательно выбирать едва заметные уступы, куда можно было поставить ногу. И вдруг какой-то торчащий из камней корень зацепился за дужку очков, и очки повисли на одном ухе. Потеря очков в такой ситуации близорукому человеку грозила падением со скалы. Руки были заняты, и только изгибаясь всем телом, с невероятными усилиями удалось вернуть очки на свое место».

В поздних стихах Заболоцкого величие и духовность мира приобретает особую прозрачность. В них природа не подавляет человека, не противостоит ему, а дает радость узнавания, она для него воплощается в знакомом и близком сердцу пейзаже родного края:

Я воспитан природой суровой. Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый. Подорожника твердый клинок...

Николай Алексеевич Заболоцкий - поэт с обостренным чувством цвета, живописности. Эта особенность его поэтического видения проявлялась на всем протяжении творческого пути.

Отношение поэта к природе определяется как узнавание мира, его «живых черт», как единство человека с природой. Познание природы становится более интимным, более человечным, так же как и сама природа проявляется в реальности изображаемого пейзажа:

Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, Или вдали заскрипела рябина. Или запела щегла окарина, Или малиновка, маленький друг. Мне на закате ответила вдруг?...

Николай Заболоцкий всегда любил живопись. Он увлекался работами П. Филонова, М. Шагала, старых фламандцев. Поэт высоко ценил цельность и зоркую наивность таких художников-примитивистов, как Анри Руссо и Нико Пиросманишвили . Он любил творчество Питера Брейгеля , чье ощущение природы, картины крестьянского труда и веселья были особенно близки поэту.

В жизни Николая Заболоцкого был один трагический период, который он перенес мужественно и с достоинством. 19 марта 1938 года поэт был арестован органами НКВД и приговорен к пяти годам заключения. Лишь в мае 1946 он получил разрешение переехать в Москву и продолжать литературную работу.

Говоря о его творчестве, нельзя не упомянуть его многочисленные переводы из грузинской поэзии (ему принадлежит перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»), стихотворное переложение «Слова о полку Игореве», над которым он работал около восьми лет.

В последние годы жизни Заболоцкого в его творчестве все более заметно обращение к человеку, появление личной темы, интерес к быту. В это время он пишет такие стихи, как «Некрасивая девочка», «В кино», «Генеральская дача», «Старая актриса» и другие. Особенно широкую известность получило стихотворение «Некрасивая девочка» - о судьбе девочки, еще не сознающей, что она «лишь бедная дурнушка».

В эти годы у Николая Заболоцкого появляется и любовная лирика, которая нашла свое выражение в цикле стихов «Последняя любовь» (1956-1958). Это стихи о любви, которая сохранила свою неизменную власть и особенно болезненно переживается в разрыве:

Можжевеловый куст, можжевеловый куст.

Остывающий лепет изменчивых уст.

Легкий лепет, едва отдающий смолой,

Проколовший меня смертоносной иглой!

Каждый творческий этап Николая Алексеевича Заболоцкого не следует понимать как механическую схему. Каждый из них, сохраняя своеобразие поэтической структуры, оставлял свой след в его дальнейшем творчестве, обогащал его новыми открытиями. Потому и «классичность» стихов последнего периода отнюдь не обращена к прошлому, не является стилизацией классики, а глубоко современна, даже полемична по отношению к современной поэзии.

Лето и осень последних двух лет жизни поэт проводит в Тарусе на Оке. К этому времени он перенес инфаркт, тяжело болел. Вообще не очень-то любивший длительные прогулки, он вел теперь из-за болезни малоподвижный образ жизни, часто отдыхал на лавочке в саду под огромной грушей. В Тарусе ему как-то особенно хорошо работалось. Там были написаны многие лирические стихотворения. Но здоровье Николая Заболоцкого ухудшалось, и 14 октября 1958 года он скончался от второго инфаркта.

Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Смерть застала его в расцвете творческой деятельности, в преддверии новых замыслов и работ.

Сознание высокой миссии поэта делало его особенно требовательным как к себе, так и к окружающим. Недаром Александр Александрович Фадеев как-то сказал о нем Н.К. Чуковскому: «Какой твердый и ясный человек!»

Заболоцкий – из тех поэтов, которые не оставляют равнодушными. Одни в восторге от его оригинальных рифм и «ребусного стиха», у других его творчество вызывает протест. Но просто скользнуть взглядом по строчкам и тут же забыть их невозможно. Жизненный путь автора «Столбцов» и талантливого переводчика «Слова о полку Игореве» оказался столь же неровным и извилистым, с крутыми заломами, как и его литературные наработки.

О жизни и судьбе

Николай Заболоцкий родился 24 апреля 1903 г. – практически на стыке эпох. Среди представителей творческих профессий существует интересное мнение: когда люди чувствуют себя неуверенно, когда в обществе происходят крутые перемены, буквально переворачивающие представление о добре и с ног на голову, - тогда и рождаются такие стихи, странные, полные иносказаний, тоже «переломные» - словно мятущаяся душа находит в них успокоение и отдых.

Николай рано стал сочинять и к 3 классу уже издавал литературный (школьный) журнал. Получив среднее образование, юноша решил учиться дальше и поступил в медицинский. Но вскоре понял: выбранный путь ему совершенно не подходит. Его призвание – «глаголом жечь сердца людей». И Николай продолжил учебу в Петроградском университете, на факультете языка и литературы.

Закончив учебу, юный поэт попадает в армию, честно отдает долг Родине. Затем он занимается литературными трудами, создает вместе с и другими поэтами Объединение реального искусства. Этот период стал расцветом авангарда в творчестве Заболоцкого.

В 1938 г. случается страшное: поэта обвиняют в антисоветской пропаганде, арестовывают. Впереди – 5 страшных лет лагерей. В 1946 г. Заболоцкому позволили вернуться в столицу и даже восстановили в Союзе писателей. Он снова пишет, но отныне его стихи становятся внешне спокойнее и наполняются глубокой мудростью – это мысли человека, прошедшего тяжелейшие испытания судьбы.

Скончался Заболоцкий в 1958 г., пережив первый инфаркт и не выдержав второго.

Стихи

Если вы – ценитель классической поэзии и выросли на произведениях Пушкина, Лермонтова, Есенина, то первое знакомство с Заболоцким может стать сюрпризом, ведь его стихи стиль сильно отличаются от «старой доброй» классики. Хотя почему – первое знакомство? Разве вы не знаете любимого учителями всех эпох: «Не позволяй душе лениться. Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!». Это тоже – «многовалентный» Заболоцкий!

Произведения сборника «Столбцы» включают все: здесь и игра слов, и гротескные образы, и размышления о переломной эпохе, и философские, с ироничной усмешкой (вспомним Омара Хайяма – кое-какие аналогии можно заметить) стихи о жизни и смерти.

Ранний Заболоцкий иллюзорно доступен. С одной стороны, знакомые слова и звуки, с другой –не каждый сразу сложит образы в целостную картину.

Позднее язык поэта становится мягче, легче, зрелые мысли облекаются в простые и понятные слова. Много стихотворений у взрослого Заболоцкого о природе, о ее вечном умирании и возрождении, и о месте человека в этом удивительно гармоничном мире. Прочтите «Начало зимы», «Весну в лесу» - перед нами живой, исполненный ярких красок, находящийся в вечном движении мир.

У Николая Заболоцкого есть свои горячие поклонники. Пусть вы не принадлежите к их стану, все же открывайте иногда книжку с его стихами, чтобы почувствовать слово на вкус – Заболоцкий умел так обращаться с русским языком, что его можно буквально осязать.

Николай Заболоцкий является известным русским поэтом. В краткой биографии Николая Заболоцкого, которую вы найдете ниже, мы собрали основные факты о жизни и творчестве поэта.

Семья, детство и учеба поэта

Николай родился в 1903 году недалеко от Казани. Отец был агрономом. Все детство будущего писателя прошло в Сернуре (село, Вятская губерния, город Уржум). Заболоцкий поступил в уржумское училище, успешно отучился, а в 1920 году решил перебраться в Москву, чтобы учиться дальше.

В Москве Николай Заболоцкий поступил и одновременно занимался на двух факультетах Московского Университета – филологическом и медицинском. Студенческие годы проходили весело и непринужденно, Заболоцкий погрузился в литературную и театральную жизнь. Ему было очень интересно побывать на выступлениях, где свои стихи читал Маяковский (читайте биографию Владимира Маяковского), Есенин (читайте биографию Сергея Есенина); пообщаться с футуристами и имажинистами. Известно, что сочинять Заболоцкий пробовал еще дома, учась в школе, а здесь его охватили новые чувства, переживания и вдохновения.

В 1921 году поэт уехал учиться в Ленинград – он поступил в институт Герцена, который окончил в 1925 году, стал участвовать в деятельности литературного кружка, но свой «почерк» еще не появился.

Становление, репрессии и расцвет творчества

Биография Николая Заболоцкого интересна также тем, что учась в Ленинграде, Заболоцкий знакомится с молодыми поэтами из Объединения Реального Искусства, которых достаточно ограничено допускают к публикации, но которые много выступают со своими стихами на публике. Это общение оказывает влияние на молодого Николая, и он в то время, можно сказать, находит себя, как поэта.

В 1926 году Заболоцкий отправляется на службу в армию, и год служит там. После военной службы Николай стал работать на отделении ОГИЗа, занимаясь детской литературой. Ему удалось посотрудничать с такими детскими журналами, как «Еж» и «Чиж». В то время поэт издал несколько своих сборников стихотворений, таких как «Резиновые головы», «Змеиное молоко», «Столбцы» и др.

К сожалению, в 1938 году Заболоцкий безо всяких на то законных оснований получил пятилетний срок лагерного заключения, а после этого в 1944 году он был выслан на Дальний Восток, затем в Алтайский край. Эти неприятные события, несомненно, оставили след в литературной биографии Николая Заболоцкого. Лишь в 1946 году писателю удалось вернуться работать в Москву.

Сам поэт отметил, что ни один советский поэт, по его мнению, не получал столько критики и издевательств. В 50-х годах Николай Заболоцкий получил, все-таки, заслуженную известность и популярность, и даже был признан большим мастером поэзии. В тот период вышли такие произведения, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса" и "Противостояние Марса".

В конце своей жизни известный поэт переехал на Оку, в Тарус – именно там он провел последние годы. Несмотря на плохое здоровье, Николай Алексеевич много работал, например, именно тогда он написал поэму «Рубрук в Монголии».

Здоровье ухудшилось, и сначала с ним случился первый инфаркт, а затем второй, которого Заболоцкий не выдержал. Он скончался в 1958 году.

Если вы уже прочитали краткую биографию Николая Заболоцкого, вы можете поставить свою оценку поэту вверху страницы. А кроме того рекомендуем вам посетить раздел Биографии , чтобы почитать о других популярных авторах.

Гражданство:

Российская империя , СССР

Род деятельности: Язык произведений: Награды: в Викитеке.

Никола́й Алексе́евич Заболо́цкий (Заболотский) (24 апреля [7 мая ] , Кизическая слобода , Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии - 14 октября , Москва) - русский советский поэт.

Биография

Заболоцкий увлекался живописью Филонова , Шагала , Брейгеля . Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.

Уйдя из армии, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа , сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, которые составили его первую поэтическую книгу - «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и издевательские отзывы в прессе. Оценённая как «враждебная вылазка», она, однако прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала, и ему (при посредстве Николая Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда» , где было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника.

Заболоцкому удалось создать удивительно многомерные стихотворения - и первое их измерение, заметное сразу же - это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя, потому что для знающих Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальную ткань, пародийную. В его ранней лирике изменяется сама функция пародии, исчезают её сатитические и полемические компоненты, и она утрачивает роль оружия внутрилитературной борьбы.

В «Disciplina Clericalis», (1926) идёт пародирование тавтологичной велеречивости Бальмонта , завершающееся зощенковскими интонациями; в стихотворении «На лестницах» (1928), сквозь кухонный, уже зощенковский мир вдруг проступает «Вальс» Владимира Бенедиктова ; «Ивановы» (1928) раскрывает свой пародийно-литературный смысл, вызывая (далее по тексту) ключевые образы Достоевского с его Сонечкой Мармеладовой и её стариком; строки из стихотворения «Бродячие музыканты» (1928) отсылают к Пастернаку и т. д.

Основа философских поисков Заболоцкого

Со стихотворения «Меркнут знаки зодиака» начинается таинство зарождения главной темы, «нерва» творческих поисков Заболоцкого - впервые звучит Трагедия Разума. «Нерв» этих поисков в дальнейшем заставит его обладателя уделить куда как больше строчек философской лирике. Через все его стихотворения пролегает путь напряжённейшего вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций . На этом пути поэт-философ претерпевает существенную эволюцию, в ходе которой можно выделить 3 диалектические стадии: 1926-1933 гг.; 1932-1945 гг. и 1946-1958 гг .

Заболоцкий читал много и с увлечением: не только после публикации «Столбцов», но и раньше он читал труды Энгельса , Григория Сковороды , работы Климента Тимирязева о растениях, Юрия Филипченко об эволюционной идее в биологии , Вернадского о био- и ноосферах, охватывающих всё живое и разумное на планете и превозносящих и то, и другое как великие преобразовательные силы; читал теорию относительности Эйнштейна , приобретшую широкую популярность в 1920-е годы; «Философию общего дела» Николая Фёдорова .

К публикации «Столбцов» у их автора уже была собственная натурфилософская концепция. В её основе лежало представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех её элементов, и основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по выражению того же Тимирязева, «глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека». Поэтому именно Человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая «вековечная давильня» заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку.

Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. Многие стихи этого периода получили одобрительные отзывы, а в 1937 году вышла его книга, включающая семнадцать стихотворений («Вторая книга»). На рабочем столе Заболоцкого лежали начатые поэтическое переложение древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» и своя поэма «Осада Козельска», стихотворения и переводы с грузинского. Но наступившее благополучие было обманчивым.

В заключении

«Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом - сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали… » Это строки Заболоцкого из мемуаров «История моего заключения» (опубликованы за рубежом на английском языке в г., в последние годы советской власти напечатаны и в СССР, в ).

Срок он отбывал с февраля 1939 г. до мая 1943 г. в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре ; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях ; Частичное представление о его лагерной жизни даёт подготовленная им подборка «Сто писем 1938-1944 годов» - выдержки из писем к жене и детям .

С марта 1944 г. после освобождения из лагеря жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло в 1946 г. добиться разрешения жить в Москве.

В 1946 году Н. А. Заболоцкого восстановили в Союзе писателей . Начался новый, московский период его творчества. Несмотря на удары судьбы, он сумел вернуться к неосуществлённым замыслам.

Московский период

Период возвращения к поэзии был не только радостным, но и трудным. В написанных тогда стихотворениях «Слепой» и «Гроза» звучит тема творчества и вдохновения. Большинство стихотворений 1946-1948 годов получили высокую оценку сегодняшних историков литературы. Именно в этот период было написано «В этой роще берёзовой». Внешне построенное на простом и выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги-жизни и всеобщей смерти, оно несёт в себе грусть, отзвук пережитого, намёк на личную судьбу и трагическое предчувствие общих бед. В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта.

В 1949-1952 годах, годах крайнего ужесточения идеологического гнёта, творческий подъём, проявившийся в первые годы после возвращения, сменился творческим спадом и почти полным переключением на художественные переводы. Опасаясь, что его слова снова будут использованы против него, Заболоцкий сдерживал себя и не писал. Положение изменилось только после XX съезда КПСС , с началом хрущёвской оттепели , ознаменовавшей ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве.

На новые веяния в жизни страны он откликнулся стихотворениями «Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», «Казбек». За последние три года жизни Заболоцкий создал около половины всех произведений московского периода. Некоторые из них появились в печати. В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений.

Цикл лирических стихов «Последняя любовь» вышел в 1957 году, «единственный в творчестве Заболоцкого, один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии» . Именно в этом сборнике помещено стихотворение «Признание», посвящённое Н. А. Роскиной, позже переработанное питерским бардом Александром Лобановским (Очарована околдована / С ветром в поле когда-то повенчана / Вся ты словно в оковы закована / Драгоценная ты моя женщина… ).

Семья Н. А. Заболоцкого

В 1930 году Заболоцкий женился на Екатерине Васильевне Клыковой. В этом браке родился сын Никита, ставший автором нескольких биографических произведений об отце. Дочь - Наталья Николаевна Заболоцкая (род. 1937), с 1962 года жена вирусолога Николая Вениаминовича Каверина (род. 1933), академика РАМН , сына писателя Вениамина Каверина .

Смерть

Хотя перед смертью поэт успел получить и широкое читательское внимание, и материальный достаток, это не могло компенсировать слабость его здоровья, подорванного тюрьмой и лагерем. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года он умер.

Творчество

Раннее творчество 3аболоцкого сосредоточено на проблемах города и народной массы, в нём сказывается влияние В. Хлебникова, оно отмечено предметностью, свойственной футуризму, и многообразием бурлескной метафорики. Конфронтация слов, давая эффект отчуждения, выявляет новые связи. При этом стихи 3аболоцкого не достигают такой степени абсурда, как у других обэриутов. Природа понимается в стихах 3аболоцкого как хаос и тюрьма, гармония - как заблуждение. В поэме «Торжество земледелия» поэтика футуристического экспериментирования сочетается с элементами ироикомической поэмы XVIII века. Вопрос о смерти и бессмертии определяет поэзию 3аболоцкого 30-х годов. Ирония, проявляющаяся в преувеличении или упрощении, намечает дистанцию по отношению к изображаемому. Поздние стихи 3аболоцкого объединяются общими философскими устремлениями и размышлениями о природе, естественностью языка, лишённого патетики, они эмоциональнее и музыкальнее, чем прежние стихи 3аболоцкого, и ближе к традиции (А. Пушкин, Е. Баратынский, Ф. Тютчев). К антропоморфному изображению природы здесь добавляется аллегорическое («Гроза», 1946).

Заболоцкий-переводчик

Николай Заболоцкий является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов: Д. Гурамишвили , Гр. Орбелиани , И. Чавчавадзе , А. Церетели , В. Пшавелы . Перу Заболоцкого принадлежит перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре » ( - последняя редакция перевода).

О выполненном Заболоцким переводе «Слова о полку Игореве» Чуковский писал, что он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть» .

Сам же Заболоцкий сообщал в письме Н. Л. Степанову: «Сейчас, когда я вошёл в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нём этих сечений, всё в нём полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит - это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская » . Переводил также итальянского поэта Умберто Саба .

Адреса в Петрограде - Ленинграде

  • 1921-1925 - жилой кооперативный дом Третьего Петроградского товарищества собственников квартир - улица Красных Зорь , 73;
  • 1927-1930 - доходный дом - Конная улица, 15, кв. 33;
  • 1930 - 19.03.1938 года - дом Придворного конюшенного ведомства - набережная канала Грибоедова, 9.

Адреса в Москве

  • 1946-1948 - на квартирах Н. Степанова, И. Андроникова в Москве и в Переделкино на даче В. П. Ильенкова
  • 1948 - 14 октября 1958 - Хорошёвское шоссе, д.2/1 корп.4, квартира № 25. Место жизни, работы и смерти поэта. Дом входил в реестр культурного наследия , но был снесён в 2001 (см.). В летние месяцы Н.Заболоцкий также жил в Тарусе .

Память

Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958), поэт.

Родился 7 мая 1903 г. в Казани в семье агронома. Учился в сельской школе, затем в реальном училище города Уржума.

Писать стихи начал в детстве. Окончил в 1925 г. факультет русского языка и словесности Педагогического института имени А. И. Герцена в Ленинграде.

В 1926-1927 гг. служил в армии.

В конце 20-х гг. XX в. Заболоцкий примкнул к группе обэриутов - молодых писателей, создавших Объединение реального творчества (А. Введенский, Ю. Владимиров, Д. Хармс и др.). Вместе с обэриутами начал пробовать силы в детской литературе, печатался в журнале «Ёж».

В 1929 г. вышел первый сборник поэта «Столбцы», вызвавший, по его собственным словам, «порядочный скандал» и принёсший ему популярность.

В 1929-1933 гг. он пишет поэмы «Торжество земледелия», «Безумный волк», «Деревья». Взаимоотношениям человека и природы посвящено у Заболоцкого много произведений, в том числе одно из лучших его стихотворений «Всё, что было в душе…» (1936 г.).

В 1937 г. увидела свет «Вторая книга», подтвердившая мастерство и самобытность поэта.

В конце 50-х гг. Заболоцкий перевёл грузинскую средневековую поэму «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели (1953-1957 гг.). В 1938 г. Заболоцкий был арестован по ложному политическому обвинению. Находясь в заключении, он продолжал писать, сделал вольное переложение «Слова о полку Игореве». После освобождения в январе 1946 г. приехал в Москву.

Стихи Заболоцкого конца 40-х-50-х гг. стали классикой русской лирики («Завещание», «Гроза», «Ещё заря не встала над селом…», «Я не ищу гармонии в природе…», «Ласточка», «Некрасивая девочка», «Журавли», «Уступи мне, скворец, уголок…», цикл «Последняя любовь» и др.). Их отличает философская глубина; автор открывает в жизни всё новые грани и тайны, находит новые соответствия своему изменяющемуся внутреннему миру.

Заболоцкому принадлежат также многочисленные переводы с немецкого, венгерского, итальянского, сербского, таджикского, узбекского, украинского языков.

Особенно значительны его переводы из грузинской поэзии. Итогом долголетней работы явился вышедший в Тбилиси в 1958 г. двухтомник «Грузинская классическая поэзия» в переводе Н. Заболоцкого.

Последнее его стихотворение - «Не позволяй душе лениться…».