Габаритные размеры бтр 80. Вооружение отечественных бронетранспортеров

БТР-80А — боевая колесная плавающая машина, предназначенная для транспортирования мотострелковых подразделений и огневой поддержки их на поле боя, ведения боя из машины.

Машина является модификацией бронетранспортера БТР-80 с сохранением основных узлов и агрегатов. Она вооружена башенной пушечно-пулеметной установкой БППУ-1 с наружным размещением 30-мм автоматической пушки 2А72 с двухленточным селективным питанием и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ПКТ с углами наведения от -5° до +70° по вертикали и 360° по горизонтали. Башенная установка оснаще­на дневным 1ПЗ-9 и ночным ТПНЗ-42 с прожектором ОУ-5М прицелами, системой запуска дымовых гранат 902В. Боекомплект пушки и пулемета составляет 300 выстрелов (в двух лентах по 150 штук) и 2000 патронов (в одной ленте). В зависимости от характера и вида целей оператор может легко выбрать тип боеприпаса, благодаря двухленточному питанию пушки, а также темп стрельбы.

Эффективность боевого применения вооружения БППУ-1 при стрельбе по наземным целям в 2,1-2,4 раза превосходит вооружение бронетранспортеров с 14,5-мм пулеметом, а при отражении атак вертолетов потери бронетранспортеров снижаются в 2 раза.

Механизмы наведения оружия ручные с тормозными устройствами. Механизм взведения пушки электромеханический. Пульт управления огнем имеет три положения для выбора режимов стрельбы из пушки: одиночными выстрелами, малым и большим темпом.

Огневая мощь штатного вооружения бронетранспортера увеличивается за счет ведения огня из личного стрелкового оружия, ручного гранатомета и переносного зенитного ракетного комплекса типа «Стрела» или «Игла»

Боевой расчет машины, ее оборудование, силовая установка и другие системы такие же, как и на БТР-80.

Особенности устройства машины связаны с применением башенной пушечно-пулеметной установки. Корпус БТР-80А для обеспечения функционирования автоматической пушки и достижения заданных требований по кучности и меткости ее боя выполнен более жестким. В целях исключения возможного поражения элементов кормовой части огнем из собственного оружия установлена дуга обвода.

Для БТР-80А проработана принципиальная возможность стабилизации вооружения башенной установки, применения более современных приборов прицеливания и систем вооружения

Основные характеристики БТР-80А

Полная масса машины, кг 14550

Максимальная скорость на шоссе, не менее, км/ч

Максимальная скорость движения на плаву, не менее, км/ч

Запас хода по шоссе, км

Запас хода на плаву при 1800-2200 об/мин, час

Преодолеваемые препятствия:

— угол подъема, град.

— угол бокового крена, град.

— ширина рва, м:

Характеристика преодолеваемой водной преграды:

— угол входа машины в воду, град.

— угол выхода машины из воды, град.

Двигатель, тип

дизель с турбонаддувом

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

Прицельная дальность стрельбы,м:

из 30-мм пушки:

— днем БТ снарядом

— днем ОФЗ и ОТ снарядами

из пулемета ПКТ:

Фотографии БТР-80А

Работы над новым бронетранспортером были начаты в первой половине 1980-х годов в конструкторском бюро Горьковского автозавода. Новая машина получила заводское обозначение ГАЗ-5903.

Бронетранспортер БТР-80 ранних выпусков

В 1986 г. после успешных заводских и государственных испытаний бронетранспортер ГАЗ-5903 был принят под обозначением БТР-80 на вооружение Советской Армии. Предприятием-производителем был определен АМЗ - Арзамасский машиностроительный завод.
БТР-80 (ГАЗ-5903) представляет собой модернизированный вариант БТР-70 . Компоновка машины такая же, что и у его предшественников: в передней части корпуса находится отделение управления, за ним десантное отделение и в кормовой части - моторно-трансмиссионное отделение. Герметичный, полностью закрытый корпус сваривался из катаных стальных броневых листов, расположенных под большими углами наклона. Он защищал экипаж и десантников от пуль ручного стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов, а лобовая броня - и от пуль калибра 12,7 мм.
В отделении управления оборудованы места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью ведется через смотровые люки, закрываемые бронированными крышками, и перископические приборы наблюдения. Тут же установлены щиток контрольно-измерительных приборов, органы управления, радиостанция и переговорное устройство. В правой части лобового листа установлена амбразура с шаровой опорой для стрельбы из автомата. Доступ в отделение управления осуществляется через два люка в крыше корпуса.

Бронетранспортер БТР-80 поздних выпусков

В средней части корпуса и башне бронетранспортера находится боевое отделение. Здесь сразу за местами командира и механика-водителя установлены два одноместных сиденья для одного из пехотинцев десанта и стрелка башенной пулеметной установки. Все серийные бронетранспортеры БТР-80 оснащены автономной башенной пулеметной установкой БПУ-1, в которой установлен 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность при стрельбе из пулемета КПВТ по наземным целям - 2000 м, из ПКТ - 1500 м, по воздушным из КПВТ - 1000 м. Боекомплект КПВТ состоит из 500 патр., а ПКТ - из 2000 патр. Наведение пулеметов по вертикали возможно в диапазоне от -4° до +60°, по горизонтали - 360°. Механизмы наведения - ручные. Для стрельбы используется прицел 1ПЗ-2, который обеспечивает поражение как наземных, так и воздушных целей. Для ведения стрельбы наводчик занимает место на подвесном сидение, установленном в башне. На бронетранспортерах поздних выпусков для освещения целей при стрельбе ночью на консоли пулеметной установки устанавливался осветитель ОУ-3ГА2М. На кормовой стенке башни размещены 6 пусковых установок 3Д6 системы 902В "Туча" для запуска 81-мм дымовых гранат. Кроме того, внутри БТР-80 в укладках перевозятся 2 автомата Калашникова, 2 переносных ЗРК 9К34М "Стрела-2", гранатомет РПГ-7 и 5 выстрелов к нему.

Бронетранспортер БТР-80А

Основная часть десанта - 6 полностью экипированных пехотинцев - располагается лицом к борту на двух сиденьях, смонтированных в десантном отделении вдоль продольной оси корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах корпуса имеется 7 амбразур и еще одна в лобовом листе, которые снабжены шаровыми опорами и приборами наблюдения. Кроме того, имеется по одной амбразуре для стрельбы по высокорасположенным целям в бронированных люках крыши десантного отделения. Кроме двух люков в крыше корпуса для посадки и спешивания десанта используются двустворчатые двери на обоих бортах бронетранспортера. Одна створка двери откидывается вверх, а другая опускается вниз и образует подножку.
Силовое отделение находится в задней части корпуса размещены двигатель, обслуживающие его системы и агрегаты трансмиссии. В отличие от БТР-70 на этой машине силовая установка состоит из одного дизельного 8-цилиндрового V-образного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения КамАЗ-7403 с турбокомпрессорным наддувом мощностью 260 л.с. при 2600 об./мин. Для облегчения запуска двигателя в холодное время на нем установлены электрофакельное устройство, позволяющее запускать двигатель при температуре до -20°С, и предпусковой подогреватель. Размещение одного двигателя повлекло за собой и изменения в конструкции агрегатов трансмиссии. Она включает в себя сухое двухдисковое сцепление, пятискоростную коробку передач, карданную передачу. Вместо двух раздаточных коробок установлена одна межосевая двухступенчатая с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-й - 3-й и на 2-й - 4-й мосты) и принудительной блокировкой дифференциала. На раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку.

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 "Нона-СВК"

Ходовая часть БТР-80 по колесно формуле 8х8. Колеса с разъемными ободами и с бескамерными пулестойкими пневматическими шинами КИ-80 или КИ-126 размерами 13.00-18. Машина может продолжать движение при полном выходе из строя одного и даже двух колес. Подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия. Колеса 1-й и 2-й осей - управляемые.
Силовая установка позволяет боевой машине массой 13,6 т развивать максимальную скорость по шоссе не менее 80 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км.
Движение по воде обеспечивается одноступенчатым водометным движителем с рабочим колесом диаметром 425 мм. Максимальная скорость на плаву - не менее 9 км/ч. Запас хода на плаву при средних эксплуатационных режимах работы двигателя (1800 - 2200 об./мин.) - 12 ч. Для удаления забортной воды, попавшей в корпус при движении по воде, машина оборудована эжекционной системой водоотлива и одним центробежным насосом с электроприводом.
В апреле 1993 г. была разработана установка на бронетранспортер дизеля ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с.

Командирский бронетранспортер БТР-80К
(ГАЗ-59031)

На машинах устанавливались радиостанции Р-123М и ТПУ Р-124 (на машинах более поздних выпусков - Р-163-50У и Р-174), средства защиты от ОМП (в том числе и ФВУ, прибор радиоционной разведки ДП-3Б, прибор химической разведки ВПХР), автоматическая противопожарная система и лебедка для самовытаскивания.
В ходе производства в конструкцию БТР-80 вносились некоторые изменения. Так ранние БТР-80 имели короткие десантные поручни на бортах, позднее их существенно удлинили. Вокруг люка механика-водителя сначала имелось только три прибора наблюдения, затем слева был добавлен еще один. Менялись конфигурации передних и задних бамперов. На ранних БТР-80 передние демпферы имели округлую форму, а на поздних они стали прямоугольными. В задних бамперах первоначально имелись крупные отверстия овальной формы, позднее все отверстия стали круглыми т.д.
В 1994 г. был принят на вооружение бронетранспортер БТР-80А (ГАЗ-59029). Работы по созданию этой машины велись АО ГАЗ. Основное отличие новой модификации от БТР-80 - башенная пушечно-пулеметная установка.

Бронированная медицинская машина БММ-80
(ГАЗ-59039) "Симфония"

В установке размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТ. Вертикальные углы наведения от -5° до +70°. Боекомплект - 300 снарядов и 2000 патр. Все вооружение размещено на лафете, вынесенном за пределы обитаемого отделения. На БТР-80А установлены дневной прицел 1ПЗ-9 и танковый ночной прицел ТПН-3-42 "Кристалл", позволяющий в ночных условиях поражать цели на дальности до 900 м. Боевая масса машины возросла до 14,5 т. Высота увеличилась до 2800 мм. Вынос вооружения из обитаемых отделений БТР позволил увеличить объем подбашенного пространства, повысить удобство работы наводчика и решить проблему шума и загазованности обитаемых отделений во время стрельбы.
Одновременно с БТР-80А был разработан БТР-80С - вариант для внутренних войск. Вместо 30-мм пушки на нем установлен 14,5-мм пулемет КПВТ. Боекомплект КПВТ состоит из 500 патр., пулемета ПКТ - 2000 патр. Углы наведения в горизонтальной плоскости 360°, в вертикальной от -5° до +70°.

Командно-штабная машина БТР-80КШ (ГАЗ-59032)

С 1990 г. в войска поступает самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С23 "Нона-СВК". В качестве базы при его создании использовано шасси БТР-80. 120-мм нарезное орудие 2А60 установлено в конической сварной башне, выполненной из алюминиевого сплава. Угол горизонтального наведения составляет 70° (по 35° на сторону). Вертикальное наведение возможно в пределах от -4° до +80°. Максимальная скорострельность - 10 выстр./мин. Стрельба из САО может вестись только с места как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами и 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными, осветительными, дымовыми и зажигательными минами. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом 3ВОФ54 - 8700 м, осколочно-фугасной миной - 7100 м. Башня оборудована командирской башенкой, на крыше которой установлен пулемет ПКТ, предназначенный для самообороны. Пулемет соединен тягой с прибором ТКН-3А, что позволяет вести прицельную стрельбу, управляя огнем из башенки. Машина оборудована системой постановки дымовых завес 902В "Туча".

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033)

На базе БТР-80 создавались различные боевые машины.
Командирский бронетранспортер БТР-80К (ГАЗ-59031) предназначен для командира мотострелкового батальона. Боевой расчет состоит из 6 чел.: экипаж 3 чел. и 3 офицера. Для работы офицеров оборудовано три рабочих места. На машине установлены две радиостанции Р-163-50У, 11-м телескопическая мачта, навигационная аппаратура ТНА-4-6 с индикаторным планшетом, две выносные УКВ-радиостанции Р-159.
Бронированная медицинская машина БММ-80 (ГАЗ-59039) "Симфония". Кроме экипажа в ней возможна перевозка 7 раненых в медицинском отделении и 2 - на крыше на носилках. В зависимости от состава медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, БММ может использоваться для эвакуации раненых с поля боя (БММ-1), как медпункт батальона (БММ-2) и подвижная перевязочная с врачебной бригадой и комплексом автоперевязочной АП-2 (БММ-3).
На шасси БТР-80 созданы командно-штабная машина БТР-80КШ (ГАЗ-59032), бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033), машина радиационной и химической разведки РХМ-4 (РХМ-4-01), унифицированное шасси К1Ш1, коротковолновая радиостанция оперативно-тактического звена управления Р-165Б, подвижные пункты управления ПУ-12М6 и ПУ-12М7 батареи ЗРК, подвижной командно-наблюдательный пункт ПКНП "Кушетка-Б", станция спутниковой связи и звуковещательная станция, машина управления артиллерией 1В118.

Машина радиационной и химической разведки

Командно-штабные машины, созданные на базе БТР-80, не имеют вооружения в башне. Они оснащены специальным оборудованием в виде автоматизированных рабочих мест командного, оперативного состава и специалистов связи. Машины оснащены персональными ЭВМ. Средства связи способны функционировать как автономно, так и в составе узлов связи. Основные средства связи состоят из радиостанций КВ и УКВ диапазонов, малогабаритных станций спутниковой связи и навигации и др.
Разведывательно-дозорная машина БРДМ-3 создана на базе БТР-80А. Боевой расчет машины 6 чел. Вооружение идентично БТР-80А. Для ведения разведки машина оборудована радиологической станцией наземной разведки, ночными биноклями, миноискателем, навигационной аппаратурой ТНА-4-6, дополнительные средства связи.
На базе БТР-80 были разработаны гражданские модификации на рубеже восьмидесятых - девяностых годов.

Бронированное унифицированное шасси

Плавающий вездеход универсального назначения ГАЗ-59037, который имел бортовую платформу на 5 т груза. На шасси этой машины производится машина с установкой мобильной системы пожаротушения ГАЗ-5903В "Вертлуга", которая способна тушить пожар на расстоянии от 50 до 300 м на взрывоопасных и промышленных объектах в режиме быстрого реагирования. Машина доставляет к месту пожара экипаж (2 чел.), средства для тушения огня (22 заряда в стволах и 22 в пеналах) и пожарное оборудование.
Еще одна спецмашина ГАЗ-59038 - это плавающий автомобиль с гидроподъемником, который предназначен для обслуживания линий электропередач и выполнения различных высотных работ в труднопроходимой местности. Подъемник обеспечивает работу на высоте до 18 м, имеет грузоподъемность 250 кг и люльку на 2 чел.
Интересен автомобиль на комбинированном ходу ГАЗ-5903Ж, который способен передвигаться и по обычной дороге, и по бездорожью, и по железнодорожным путям, и предназначен для ремонта контактных сетей электрофицированных железнодорожных путей. Он оснащен гидравлической вышкой грузоподъемностью 500 кг с высотой подъема 8 м. Салон машины расчитан на экипаж из 8 чел. Автомобиль может ехать по железной дороге со скоростью до 50 км/ч.
В Румынии выпускалась копия БТР-80 под названием Zimbru, имевшая незначительные отличия от своего советского прототипа.
БТР-80 находятся на вооружении практически во всех странах СНГ, а также в Эстонии, Венгрии, Турции, Индонезии (12 БТР-80А), Бангладеш и Сьерра-Леоне.

Конструкцией предусмотрено, что БТР-80 может продолжать движение при полном выходе из строя одного или даже двух колес.

БТР-80 разработан по той же конструктивной схеме, что и его предшественники БТР-60 и БТР-70: в передней части, а находится отделение управления, за ним десантное отделение и в кормовой части корпуса - моторно-трансмиссионное отделение.

Герметичный, полностью закрытый корпус бронетранспортера сварен из катаных стальных броневых листов, расположенных с большими углами наклона к вертикали. Он защищает экипаж и десантников от пуль ручного стрелкового оружия калибра 7,62мм, а лобовая броня - от пуль калибра 12,7мм.

В отделении управления оборудованы места механика-водителя и командира машины. В их распоряжении находятся перископические приборы наблюдения. В правой части лобового листа оборудована шаровая опора для ведения стрельбы из автомата. Доступ в отделение управления осуществляется через два люка в крыше корпуса. За местами механика-водителя и командира установлены одноместные сиденья одного из пехотинцев десанта и: стрелка башенной пулеметной установки. Основное вооружение БТР-80 состоит из 14,5-мм пулемета КПВТ и спаренного с ним 7,62-мм пулемета ПКТ. Пулеметы установлены в конической башне с углами наведения 360° по горизонтали и от - 4° до +60° по вертикали.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-80

БОЕВАЯ МАССА,т.

ЭКИПАЖ, чел.:

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина - 7650, ширина - 2900, высота - 2350, база - 4400, колея -2410, дорожный просвет - 475.

ВООРУЖЕНИЕ-

Пулемет КПВТ калибра 14,5мм, пулемет ПКТ калибра 7,62мм, 6 пусковых установок для 81 -мм дымовым гранат.

БОЕКОМПЛЕКТ;

500 патронов калибра 14,5мм, 2000 патронов калибра 7,62мм.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ:

прицел 1ПЗ-2.

БРОНИРОВАНИЕ, мм:

лоб корпуса - 10, борт - 7... 9, корма - 7, башня - 7.

ДВИГАТЕЛЬ:

КамАЗ-7403, восьмицилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, с турбокомпрессорным наддувом, жидкостного охлаждения, мощность - 260л.с. при 2600 об./мин, рабочий объем - 10 850 см3.

ТРАНСМИССИЯ:

сухое двухдисковое сцепление, пятискоростная коробка передач с синхронизаторами на 2, 3,4 и 5-й передачах, карданная передача, двухступенчатая раздаточная коробка с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-3-й и 2-4-й мосты) и блокировкой дифференциала, но раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку, 4 главные передачи, 4 дифференциала, 8 колесных редукторов.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ:

колесная формула 8x8, размер шин 13,00-18", давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см2 подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч;

по суше - 80, на плаву - 9.

ЗАПАС ХОДА:

по суше - 600км, на плаву - 12 часов.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ

ПРЕПЯТСТВИЯ:

угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2;

высота стенки, м - 0,5.

СРЕДСТВА СВЯЗИ:

радиостанция P-163-50y и переговорное

устройство Р-174.

Для освещения целей при стрельбе ночью на консоли пулеметной установки смонтирован ИК-осветитель. На кормовой стенке башни установлены дымовые гранатометы системы 902В «Туча», а в крыше - прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора. Основная часть десанта - шесть полностью экипированных пехотинцев -располагается лицом к бортам на двух сиденьях, смонтированных в десантном отделении вдоль продольной оси корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах корпуса имеется семь амбразур, выполненных с разворотом по курсу, причем две из них предназначены для ведения стрельбы из пулеметов. Амбразуры снабжены шаровыми опорами, позволяющими стрелять без разгерметизации десантного отделения на зараженной местности. По одной амбразуре для стрельбы вверх имеется и в обеих бронированных люках крыши десантного отделения. Кроме двух люков в крыше корпуса, для посадки и спешивания десанта используются двустворчатые двери в обоих бортах бронетранспортера. Одна створка двери откидывается вверх, а другая опускается вниз и образует подножку, благодаря чему в случае необходимости посадка и спешивание десанта могут производиться при движении машины.

1 Силовая установка БТР-80 состоит из одного дизельного 8-цилиндрового V-образного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения КамАЗ-7403 с турбокомпрессорным наддувом мощностью 260л.с. при 2600об./мин, рабочий объем - 10 850см2. Размещение одного двигателя вместо двух повлекло за собой и изменения в конструкции агрегатов трансмиссии. Она включает в себя сухое двухдисковое сцепление, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами на 2,3,4 и 5-й передачах, карданную передачу. Вместо двух раздаточных коробок установлена одна межосевая двухступенчатая раздаточная коробка с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-3-й и 2-4-й мосты) и принудительной блокировкой дифференциала. Блокировочные устройства обеспечивают включение понижающей передачи и блокировку межосевого дифференциала только при включенных передних мостах. Чтобы при перегрузке элементов трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке имеется фрикцион - муфта предельного момента. На раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку.

2 Главные передачи ведущих мостов - с кулачковыми дифференциалами повышенного трения. Колесные редукторы - одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями. Колеса с разъемными ободами и с бескамерными пулестойкими пневматическими шинами КИ-80 или КИ-126 размером /3.00-/8". Давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см2, подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые. Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах позволяет водителю в зависимости от условий движения устанавливать соответствующее давление в шинах, чем обеспечивается низкое удельное давление на грунт и тем самым высокая проходимость по бездорожью, сравнимая с гусеничными машинами. Кроме того, БТР-80 может продолжить движение при полном выходе из строя одного или даже двух колес. Машина не повреждается при наезде на противопехотную мину, а при подрыве на противотанковой мине сохраняет подвижность, так как энергия взрыва повреждает, как правило, одно из восьми колес.

3 Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого водометного движителя с четырехлопастным рабочим колесом диаметром 425мм. Выходное окно водомета при движении по суше закрывается броневой заслонкой. При движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода. Максимальная скорость на плаву не менее 9 км/ч. Запас хода на плаву при средних эксплуатационных режимах работы двигателя (1800-2200)- 12 часов.

4 На машинах ранних выпусков устанавливались радиостанции P-I23M и ТПУ Р-124, в дальнейшем замененные на P-163-50У и Р-114.

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

В первой половине 80-х гг. конструкторское бюро Горьковского автозавода во главе с главным конструктором А. Масягиным вело разработку нового бронетранспортёра ГАЗ-5903, продолжавшего конструктивный ряд БТР-60 - БТР-70. Этот бронетранспортёр был принят на вооружение Советской Армии в 1986 г. и в том же году был запущен в серийное производство на Арзамасском машиностроительном заводе под обозначением БТР-80.

БТР-80 разработан по той же компоновочной схеме, что и его предшественники: в передней части корпуса находится отделение управления, за ним десантное отделение и в кормовой части корпуса - моторно-трансмиссионное отделение.

Характеристики
Боевая масса: 13,6 т
Экипаж: 3 чел
Десант: 8 чел

Размеры:
Длина корпуса 7650 мм
Ширина корпуса 2900 мм
Высота 2350мм
База 4400 мм
Колея 2410 мм
Клиренс 475 мм

Бронирование:
Тип брони: стальная катаная
Лоб корпуса: 10 мм/град.
Борт корпуса: 7-9 мм/град.
Корма корпуса: 7 мм/град.
Лоб башни: 7 мм/град.
Борт башни: 7 мм/град.
Корма башни: 7 мм/град.

Вооружение:
Прицелы: телескопический 1ПЗ-2
14,5-мм КПВТ 500 патронов
7,62-мм ПКТ 2000 патронов

Двигатель:
Марка / тип КамАЗ-7403/ дизель

Мощность: 260 л.с.
Максимальная скорость по суше: 80 км/ч
Максимальная скорость на плаву: 10 км/ч
Запас хода: 600 км
Удельная мощность: 19,1 л. с./т
Колёсная формула 8 × 8
Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами

Препятствия:
Преодолеваемый подъём: 30 град.
Преодолеваемая стенка: 0,5 м
Ширина преодолеваемого рва: 2 м
Преодолеваемый брод: плавает

Бронетранспортёр БТР-80

БТР-80 - советский бронетранспортёр. Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2008 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты. Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов является основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших советских республик и использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно поставлялся и поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2007 год БТР-80 состоит на вооружении приблизительно 26 государств.

История создания

Основным бронетранспортёром СССР к началу 1980-х годов стал запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их эксплуатации уже вскоре показал, что несмотря на немалые улучшения по сравнению с более ранним БТР-60, большинство основных недостатков предшественника перешли к нему почти без изменений. Одним из них была сравнительно сложная и ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, отличавшихся к тому же повышенным расходом топлива и рядом других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Не менее серьёзной проблемой оставалась неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшившаяся по сравнению с БТР-60. Неудовлетворительной, как показала Афганская война, оставалась и защищённость машины. Ко всему этому на БТР-70 прибавились проблемы с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и тому подобными предметами.

Для исправления этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортёр ГАЗ-5903. При сохранении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё целым рядом изменений. Вместо спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хотя общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Дальнейшее развитие получило стремление обеспечить экипажу возможность ведения огня из-под защиты брони, для чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено лишь незначительно, но даже при этом масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, хотя подвижность машины в целом осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-80.

Описание конструкции

БТР-80 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого - в средней, а моторно-трансмиссионного - в кормовой части машины. Штатный экипаж БТР-80 состоит из двух человек, командира машины и механика-водителя, помимо них бронетранспортёр может перевозить 8 человек десанта, один из которых также выполняет функции башенного стрелка.

Броневой корпус и башня

БТР-80 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра собирается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, повышаюшую его водоходные качества и снабжён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, слегка повышая таким образом его защиту.

В лобовой части корпуса размещается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, находятся механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним располагается отделение десанта, совмещённое с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения располагаются в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, находятся два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, кроме башенного стрелка, в бортах имеются восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от ±15 до ±25° для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки развёрнуты в направлении передней полусферы, в результате чего задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, небольшая мёртвая зона имеется и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, имеются в десантных люках в крыше.

На БТР-80, как и на предшественниках, имеются два прямоугольных десантных люка в крыше, однако основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери размещённые сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя открывается вниз, становясь подножкой, что, в отличие от предшественников, позволило посадку и высадку десанта из БТР-80 на ходу. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 имеется целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях осуществляют наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях или при движении ночью, наблюдение за местностью они вели через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель на машинах ранних выпусков располагал тремя перископическими смотровыми приборами ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса. В ночных условиях, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, либо за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36°, по вертикали - 33°, а дальность видения при нормальных условиях - 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5×10−3 лк.

Основным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имел увеличение в 5× для дневного и 4,2× для ночного канала, при поле зрения в 10° и 8°, соответственно. Установка прибора позволяла его поворот в пределах ±50° по горизонтали и качание в пределах −13…+33° в вертикальной плоскости. С прибором был соединён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, служивший для подсветки при недостаточной ествественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 составляла 300-400 метров. Помимо ТКН-3, командир располагает тремя приборами ТНПО-115 - двумя для обзора переднего сектора и одним, установленным в правом верхнем скуловом бронелисте.
Для башенного стрелка, основным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, кроме этого у него имеются перископические смотровые приборы: ТНП-205, расположенный в левом борту башни и ТНПТ-1, установленный в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант располагал двумя перископическими смотровыми приборами ТНП-165А, установленными в крыше корпуса за башней, у посадочных мест десантников-пулемётчиков, а также четыремя приборами ТНПО-115, установленными в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей.
Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков устанавливалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков заменённая более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оснащён танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов - командира, механика-водителя и башенного стрелка.

Двигатель

На БТР-80, в зависимости от модификации, устанавливаются двигатели КамАЗ-740.3 или ЯМЗ-238М2.

Вооружение

Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −4…+60°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществлялась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2× или 4× при поле зрения, соответственно, 49° и 14° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ - до 1500 метров по наземным целям. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника, включая низколетящие воздушные цели, и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Модификации

БТР-80 - базовая модификация с вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ;
БТР-80К - командирский вариант БТР-80, с сохранением вооружения и дополнительным связным и штабным оборудованием;

БТР-80А - модификация с вооружением из 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемёта ПКТ, установленных в новой башне лафетной компоновки. Многими специалистами классифицируется как колёсная боевая машина пехоты;
БТР-80С - вариант БТР-80А для внутренних войск, оснащённый 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне лафетной компоновки.

Машины на базе БТР-80:
БТР-80К: командирский бронетранспортёр. Оснащается дополнительным оборудованием связи.
БТР-80М: с двигателем ЯМЗ-238 и шинами КИ-128 с увеличенной пулестойкостью.
БРВМ-К: бронированная ремонтно-восстановительная машина.
БММ: бронированная машина для эвакуации раненых.
РХМ-4-01: бронированная машина для химической и радиационной разведки.
2С23 «Нона-СВК»: 120-мм самоходная гаубица.

БТР-80 – это бронетранспортер, произведенный в СССР в начале 1980-х годах, в целях устранения выявленных недостатков БТР-70, обнаруженных в ходе Афганской войны и предназначенный для использования в мотострелковых войсках. Серийное производство стартовало в 1984 году, и после этого произвелось множество модернизаций. По состоянию на 2012 год производится. Последние модификации с усиленным вооружением многие специалисты относят к колесным боевым машинам пехоты. После вывода советских войск из Афганистана стал главным БТР в ВС РФ и остальных государствах, ранее входящих в СССР. Участвовал во всех крупных войнах на его бывшей территории. В прошлом и настоящем интенсивно продается иностранным государствам.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания и производства

По состоянию начала 1980-х годов главным БТР Советского Союза являлся БТР-70. Но они не смогли избавиться от главных изъянов БТР-60, несмотря на сделанные усовершенствования. К одному из главных недостатков относилась по-прежнему неудовлетворительная посадка/высадка экипажа и десанта. Также конструкция силовой установки, изготовленная из карбюраторных спаренных двигателей, отличалась ненадежностью и сложностью, и при этом потребляла очень много топлива. Имелись другие недостатки по сравнению с дизелем. Также БТР был плохо защищен, а водометный движитель легко подвергался забиванию торфяной жижей, водорослями и другими предметами.

Устранение этих недостатков было поручено КБ ГАЗа, где в начале 80-х гг. выполнилось проектирование БТРа ГАЗ-5903. Компоновка БТР-70 сохранилась, но были произведены весомые усовершенствования. Для посадки/высадки установили двухстворчатые люки, размещенные по бокам корпуса, карбюраторные двигатели заменил один, но мощнейший дизель. Габариты возросли следующим образом – высота и длина корпуса увеличились на 11,5 см, а ширина – на 10 см, при этом общая высота БТР увеличилась на 3 см. в дальнейших модификациях появилась возможность стрелять из-под брони, благодаря шаровым установкам, развернутым к передней полусфере. Бронирование возросло мало, но общая масса увеличилась на 2100 кг. Однако запас хода увеличился, а подвижность не уменьшилась. После того, как ГАЗ-5903 прошел госиспытания, он был принят в 1986 году на вооружение и получил обозначение БТР-80.

4. Конструкция

Компоновка БТР-80 следующая – в средней части находится совмещенные боевое и десантное отделение, в лобовой – отделение управления, а в корме – моторно-трансмиссионное. Штатный экипаж состоит из механика-водителя, командира машины (отделения) и наводчика. Транспортироваться в нем могут семь мотострелков.

Машина оборудована слабо дифференцированной противопульной бронированной защитой. Сборка броневого корпуса осуществляется из катаных листов броневой гомогенной стали толщиной 0,5-0,9 см. Основная часть листов вертикального бронирования бронетранспортера, кроме бортовых и кормового, имеют большой наклон. Корпус обтекаемый, что увеличивает его водоходные характеристики. А также дополнен складным волноотражательным щитком, который дополнительно увеличивает безопасность корпуса, когда укладывается на лобовой средний лист корпуса в походном положении.

В отделении управления находятся рабочие места командира и механика-водителя. Далее идет совмещенное с боевым, отделение десанта. Для десантников еще предусмотрены шесть мест в корме, и два места в передней части. Правое из этих двух мест, развернуто по ходу движения, чтобы можно было вести огонь, а десантник в левом, расположенном спиной к борту, в бою берет на себя функции башенного стрелка. Рядом с другими десантниками находятся шаровые установки, предназначенные для стрельбы из личного оружия. Так как, они расположены в направлении передней полусферы, задняя полусфера является мертвой. Также в десантных люках имеются два лючка, предназначенные для обстрела верхней полусферы, лишенные шаровых установок.

Кроме вышеуказанных двустворчатых дверей, на БТР для посадки/высадки есть два прямоугольных люка в крыше. Верхняя крышка двери открывается по ходу движения, а нижняя откидывается вниз, что позволяет пользоваться ею, как подножкой. Благодаря ей бронетранспортер может не останавливаться для посадки/высадки. Командир и механик-водитель имеют отдельные люки над своими местами. Кроме них, существует еще некоторое количество лючков и люков, ведущие к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебедки.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

  • Длина корпуса, см: 765
  • Ширина корпуса, см: 290
  • Высота, см: 235..246
  • База, см: 440
  • Колея, см: 241
  • Клиренс, см: 47,5.

5.2 Бронирование

  • Тип брони: катаная стальная
  • Лоб корпуса, см/град.: 1
  • Борт корпуса, см/град.: 0,7..0.9
  • Корма корпуса, см/град.: 0,7
  • Лоб башни, см/град.: 0,7
  • Борт башни, см/град.: 0,7
  • Корма башни, см/град.: 0,7.

5.3 Вооружение

  • Углы ВН, град.: −4..+60
  • Углы ГН, град.: 360
  • Дальность стрельбы, км: 1,5 (ПКТ); 1..2 (КПВТ)
  • Прицелы: 1ПЗ-2
  • Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ; 1 × 14,5-мм КПВТ.

5.4 Подвижность

  • Тип двигателя: КамАЗ 7403
  • Мощность двигателя, л. с.: 260
  • Скорость по шоссе, км/ч: 80
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 9 – вплавь; 20..40 по грунту
  • Запас хода по шоссе, км: 600
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 200..500 по грунтовкам
  • Удельная мощность, л. с./т: 19,1
  • Колёсная формула: 8×8/4
  • Тип подвески: торсионная индивидуальная с гидравлическими амортизаторами
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, см: 50
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод: плавает.

5.5 Остальные параметры

  • Классификация: БТР
  • Боевая масса, кг: 13600
  • Экипаж, чел.: 3
  • Десант, чел.: 7.
  • БТР-80 — базовая модификация. Вооружена пулеметами ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм
  • БТР-80К – командирская модификация БТР-80. Вооружение без изменений, установлено дополнительное штабное и связное оборудование.
  • БТР-80А – установлена башня лафетной компоновки, в ней находятся пулемет ПКТ калибра 7,62 мм и автоматическая пушка 2А72 калибра 30 мм. Многие специалисты считают, что эта модификация является колесной БМП
  • БТР-80С – модификация БТР-80А, предназначенная для внутренних войск. В башне лафетной компоновки установлены пулеметы ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм
  • БТР-80М – модификация БТР-80А. Установлены шины КИ-126 с большей пулестойкостью и двигатель ЯМЗ-238 с мощностью 240 л.с. Корпус прибавил в длине.
  • БТР-82, БТР-82А – установлена скорострельная пушка 2А72 калибра 30 мм на БТР-82А либо пулемет КПВТ калибра 14,5 мм на БТР-82. Они являются спаренными с ПКТМ калибра 7,62 мм, двухплоскостным цифровым стабилизатором вооружения, электроприводом, всесуточным комбинированным прицелом наводчика ТКН-4ГА с каналом управления дистанционным подрывом снаряда и стабилизированным полем зрения. Также установлен двигатель (300 л.с.), кондиционер и антиосколочная защита. Увеличены такие характеристики, как проходимость, ресурс эксплуатации, живучесть и надежность. Также, как считают эксперты, вдвое увеличился коэффициент боевой эффективности. Опытные образцы увидели свет в конце 2009 года. В следующем году прошли госиспытания, после чего новые модели были взяты на вооружение. В 2011 году свое вооружение на БТР-82А сменили ряд частей ЮВО. Кроме этого БТР-82 заинтересовался Казахстан.
  • БТР-82А1 (БТР-88) – модернизация БТР-82. Установлен дистанционный боевой модуль с пулеметом калибра 7,62 мм и автоматической пушкой калибра 30 мм
  • БТР-82АМ – модернизация, которая улучшила БТР-80 до уровня БТР-82А. Создана в процессе капремонта.

6.2 Зарубежные

В Венгрии было создано на основе БТР-80 семейство спецмашин, которые оснастили разнообразным оборудованием, по стандартам NATO:

  • BTR-80 SKJ — медицинская машина
  • BTR-80 VSF — машина био-, радио — химической разведки
  • BTR-80 MVJ — ремонтно-эвакуационная машина
  • BTR-80 MPAEJ — машина ремонта и технического обслуживания
  • BTR-80 MPFJ — инженерная машина

БТР-80УП – модернизированный БТР-80, разработанный Украиной для Ирака.Установлены новые пневмо- и электросистемы, шины и дизель Д-80 (300 л.с.). Убран водомет. Произошло усиление защиты. На основе этой машины осуществилась разработка следующих модификаций:

  • БТР-80УП-КР — КП командира роты
  • БТР-80УП-КБ — КП командира батальона
  • БТР-80УП-С — КШМ
  • БТР-80УП-М — санитарная машина
  • БТР-80УП-Р- разведывательная машина
  • БТР-80УП-БРЕМ — БРЭМ
  • БТР-80УП-Т - транспортная машина
  • 1В152 — унифицированный командно-наблюдательный пункт КСАУО 1В126 «Капустник-Б»
  • 2С23 «Нона-СВК» — САУ калибра 120 мм
  • БРВМ-К — ремонтно-восстановительная машина
  • БРДМ-3 — разведывательно-дозорная машина
  • БРЭМ-К — ремонтно-эвакуационная машина
  • БРЭМ-2000К — ремонтно-эвакуационная машина, производства Украины
  • ГАЗ-59037 — гражданский внедорожник
  • БПДМ «Тайфун» — боевая противодиверсионная машина
  • БПДМ «Тайфун-М» (2007-2012 гг.) — боевая противодиверсионная машина, создана на основе БТР-82
  • ГАЗ-59402 «Пурга» — пожарная машина на комбинированном пневмоколесном и железнодорожном ходу
  • УНШ (К1Ш1) — унифицированное шасси, предназначенное для производства колесных спецмашин, необходимых для установки средств разведки, аппаратуры связи, медпомощи и иных средств спецназначения. Дополнено рядом люков и большей высотой средней части корпуса. Производится в двух разновидностях: УНШ-10 – с колпаком и УНШ-12 – без такового.
  • БММ-80 — машина для транспортировки раненых
  • 9С482М6 — подвижный пункт управления подразделений противовоздушной обороны
  • Р-149БМР «Кушетка-Б» — КШМ
  • РХМ-4 — машина для радиационной и химической разведки
  • РХМ-6 — машина для радиационной и химической разведки
  • РПМ-2 — машина для разведывательно-поисковой деятельности
  • ЗС-88 — звуковещательная станция

7.2 Зарубежные

  • ASRAD — IGLA (ASGLA) — ЗРК ближнего радиуса, разработан ЕС совместно с Украиной. Вариант ЗРК ASRAD германского производства, созданного на основе машин БТР-80, принадлежащих армии Германской Демократической Республики.

8. Служба и боевое применение

  • Афганская война
  • Вооружённый конфликт в Приднестровье
  • Гражданская война в Таджикистане
  • Карабахская война
  • Грузино-абхазский конфликт
  • Чеченские войны
  • Война в Южной Осетии
  • Гражданская война в Сирии
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины
  • Турция использовала БТР-80 против повстанцев – курдов.