Г плеханов был представителем. Они стояли на высоте русской мысли своего времени

Георгий Валентинович Плеханов - российский приверженец марксизма, философ и яркий активист движения социал-демократов в конце XIX - начале XX века. Он родился в Тамбовской губернии в семье военного 29 ноября 1856 года.

Детство и молодость

С самого детства Георгий самостоятельным мальчиком, у него были незаурядные умственные способности. От сверстников он отличался своей дисциплинированностью, выносливостью и любовью к порядку. На эти черты характера наложило отпечаток воспитание строгого отца, который придерживался консервативно-монархических взглядов.

Природная одаренность и желание постигать что-то новое помогали Плеханову в учебе. Он с отличием закончил в воронежскую военную гимназию, после чего он поступил в юнкерское училище в Петербурге, заявив отцу, что он не хочет быть штатским человеком. Однако, быстро разочаровавшись в военном искусстве, там оставляет учебу в петербургском училище и поступает в один из престижных высших учебных заведений того времени, в Горный институт. Но его закончить Плеханов не сумел, хотя и подавал большие надежды. Здесь он увлекается идеями Михаила Бакунина и становится приверженцем движения бакунистов. Одновременно с этим, он вступает в народное движение «Земля и воля».

Взрослая жизнь

После распада этого движения на два течения, он становится во главе одного из них. Приверженцы этого движения стали называть его «Черный передел». Оно исповедовало социально-демократические взгляды, старалась прививать их мирным путем, в отличие от второго движения. Однако, органы правопорядка в те времена не старались различать эти два направления, и Плеханова хотели посадить за решетку. Он вынужден был по подложным документам покинуть страну. В 1880 году он оказывается в Швейцарии.

За границей он продолжает развивать свою теоретическую деятельность. Георгий Валентинович увлекается идеями марксизма. Он переводит «Манифест Коммунистической Партии», адаптируя его под российскую действительность. Лев Троцкий, оценивая заслуги Плеханова, называл его «крестоносцем марксизма». В 1883 году он организовал свою первую российскую группу приверженцев марксизма, называлась она «Освобождение труда».

Все годы в эмиграции он стремился повлиять на ситуацию, которая творилась в стране. В то время он участвовал в создании оппозиционной газеты «Искра». Он стал ее первым руководителем. Во время революции 1905 года Он хотел вернуться в страну, но из-за тяжелой болезни не смог попасть в Россию. В 1887 году он заразился туберкулезом, с которым боролся до конца своих дней.

Последние годы

Плеханову удалось вернуться в страну только после революционных событий 1917 года. Он выступал активным сторонником временного правительства, критикуя идеи о передаче власти пролетариату, так как считал, что российское общество к этому не готово. Осенью 1917 года его здоровье значительно ухудшилось, обострился туберкулез. Чтобы бороться с недугом его супруга вывезла Плеханова в Финляндию, где ему стало лучше, однако, это были лишь временное улучшение. Весной 1918 года у Георгия Валентиновича открылось кровотечение из легких, и он стал быстро угасать. 30 мая этого года его не стало.

Деятель российского и международного социал-демократического движения.

Дво-ря-нин. Окон-чил Во-ро-неж-скую во-енную гим-на-зию (1873), учил-ся во Втором военном Кон-стан-ти-нов-ском училище (1873-1874) и в Гор-ном институте (1874-1876) в Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Всту-пил в «Се-вер-ную ре-во-лю-ци-он-но-на-род-ни-че-скую груп-пу», став-шую ядром организации «Зем-ля и во-ля» 1870-х годов. Один из ор-га-ни-за-то-ров по-ли-тических де-мон-ст-ра-ции ра-бо-чих и сту-ден-тов у Ка-зан-ско-го со-бо-ра в декабре 1876 года. В 1877 году в связи с уг-ро-зой аре-ста несколько ме-ся-цев про-вёл за гра-ни-цей, по воз-вра-ще-нии уво-лен из института, пе-ре-шёл на по-ло-же-ние рево-лю-цио-не-ра-под-поль-щи-ка. Вёл про-па-ган-ду сре-ди ра-бо-чих в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Са-ра-то-ве, Рос-то-ве-на-До-ну, счи-тал в этот пе-ри-од, что ра-бо-чий ва-жен не сам по се-бе, а пре-ж-де все-го как со-юз-ник главной ре-во-люционной си-лы - кре-сть-ян-ст-ва. Один из ре-дак-то-ров окон-чательного ва-ри-ан-та про-грам-мы «Зем-ли и во-ли» (1878) и жур-на-ла с тем же на-зва-ни-ем. Опуб-ли-ко-вал в нём статью «За-кон эко-но-ми-че-ско-го раз-ви-тия об-ще-ст-ва и за-да-чи со-циа-лиз-ма в Рос-сии» (1879, № 3-4), ко-то-рая сра-зу вы-дви-ну-ла Плеханова в чис-ло ве-ду-щих тео-ре-ти-ков на-род-ни-че-ст-ва . При-зна-вая от-кры-тую К. Мар-ксом за-ко-но-мер-ность сме-ны об-щественно-эко-но-мических фор-ма-ций и ре-шаю-щую роль со-ци-аль-но-эко-но-мических фак-то-ров в этом про-цес-се, Плеханов ут-вер-ждал, что Рос-сия по-ка не под-чи-ня-ет-ся этой за-ко-но-мер-но-сти, по-сколь-ку кре-сть-я-не дер-жат-ся за об-щи-ну. По-это-му основные уси-лия российских ре-во-лю-цио-не-ров долж-ны быть на-прав-ле-ны на пол-ное раз-ру-ше-ние вся-ко-го го-су-дар-ст-ва и обес-пе-че-ние кре-сть-я-ни-ну воз-мож-но-сти раз-ви-вать кол-лек-ти-ви-ст-ские на-ча-ла, за-ло-жен-ные в об-щи-не. Уст-ра-не-ние са-мо-дер-жа-вия, по мне-нию Плеханова, при-ве-ло бы в ко-неч-ном счё-те к тор-же-ст-ву в Рос-сии об-щин-но-го со-циа-лиз-ма. В свя-зи с пе-ре-хо-дом зем-ле-воль-цев к тер-ро-ри-стической дея-тель-но-сти Плеханов по-ки-нул в знак про-тес-та их съезд (июнь 1879).

По-сле окон-ча-тель-но-го рас-ко-ла ор-га-ни-за-ции во-шёл в «Чёр-ный пе-ре-дел» , стал идей-ным ру-ко-во-ди-те-лем ор-га-ни-за-ции. Жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге по фаль-ши-во-му пас-пор-ту. На-пи-сал ма-ни-фест «Чёр-но-го пе-ре-де-ла», в ко-то-ром кре-сть-я-нам пред-ла-га-лось со-би-рать схо-ды и по-сы-лать хо-до-ков к на-след-ни-ку пре-сто-ла с прось-ба-ми: пе-ре-де-лить ме-ж-ду кре-сть-я-на-ми по-ров-ну и без вся-ко-го вы-ку-па все ка-зён-ные и по-ме-щи-чьи зем-ли, лу-га и ле-са; пре-до-с-та-вить на-ро-ду пра-во сво-бод-но и бес-по-шлин-но за-ни-мать-ся лю-бы-ми про-мыс-ла-ми; умень-шить по-да-ти и по-вин-но-сти и про-стить не-до-им-ки; ли-к-ви-ди-ро-вать долж-но-сти уряд-ни-ков, ста-но-вых, ис-прав-ни-ков и др. В слу-чае от-ка-за цар-ских вла-стей удов-ле-тво-рить эти прось-бы кре-сть-я-нам ре-ко-мен-до-ва-лось не пла-тить по-да-тей, от-ка-зы-вать-ся от во-енной служ-бы и при-ся-ги на вер-ность ца-рю, а ес-ли на них пой-дут си-лой - «сто-ять друж-но». Изу-чая тру-ды ста-ти-сти-ков, по-свя-щён-ные кре-сть-ян-ской об-щи-не и сви-де-тель-ст-во-вав-шие о про-цес-се её раз-ло-же-ния и по-яв-ле-нии в ней со-ци-аль-но-го не-ра-вен-ст-ва, Плеханов на-чал со-мне-вать-ся в ос-но-вах на-род-нической док-три-ны.

В 1880 году был вы-ну-ж-ден эмиг-ри-ро-вать в свя-зи с мас-со-вы-ми аре-ста-ми на-род-ни-ков, на-чав-ши-ми-ся по-сле по-ку-ше-ния на императора Алек-сан-д-ра II в но-ябре 1879 года. До 1917 года жил в Ев-ро-пе (в Швей-ца-рии, Фран-ции, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Ита-лии), по-се-щал лек-ции в Же-нев-ском университете и Сор-бон-не, ус-та-но-вил лич-ные кон-так-ты с ли-де-ра-ми западноев-ропейской со-ци-ал-де-мо-кра-тии. Из-вес-тие о смер-тельном ра-не-нии 1(13) мара 1881 года императора Алек-сан-д-ра II чле-на-ми «На-род-ной во-ли» Плеханов вос-при-нял как ко-нец на-ро-до-воль-че-ст-ва.

В начале 1880-х годов, раз-оча-ро-вав-шись в идео-ло-гии и прак-ти-ке на-род-ни-че-ст-ва и пе-ре-жив в этой свя-зи глу-бокий идей-ный кри-зис, Плеханов пе-ре-шёл на по-зи-ции мар-ксиз-ма . Пе-ре-вёл на русский язык «Ма-ни-фест Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии» К. Мар-кса и Ф. Эн-гель-са (опубликован в 1882 году в Же-не-ве с пре-ди-сло-ви-ем ав-то-ров и Плеханова, ти-раж не-ле-галь-но пе-ре-прав-лен в Рос-сию). Один из ос-но-ва-те-лей пер-вой российской мар-к-си-ст-ской груп-пы «Ос-во-бо-ж-де-ние тру-да» (1883). В сво-их пер-вых марк-си-ст-ских ра-бо-тах «Со-циа-лизм и по-ли-ти-че-ская борь-ба» (1883), «На-ши раз-но-гла-сия» (1885; обе опубликованы в Же-не-ве), первом (1883) и втором (1885; опубликован в 1888 году в Же-не-ве) ва-ри-ан-тах «Про-ек-та про-грам-мы рус-ских со-ци-ал-де-мо-кра-тов» Плеханов бли-жай-шее бу-ду-щее Рос-сии свя-зы-вал с раз-ви-ти-ем ка-пи-та-лиз-ма и ра-бо-че-го дви-же-ния. На-ро-до-воль-че-ской мо-де-ли со-циа-ли-стического пе-ре-во-ро-та он про-ти-во-пос-тав-лял идею двух сле-дую-щих друг за дру-гом с от-но-си-тель-но не-боль-шим (позд-нее при-шёл к вы-во-ду, что зна-чи-тель-ным) ин-тер-ва-лом ре-во-лю-ций - бур-жу-аз-но-де-мо-кра-ти-че-ской и со-циа-ли-сти-че-ской. Главной дви-жу-щей си-лой этих ре-во-лю-ций счи-тал про-ле-та-ри-ат, ру-ко-во-ди-мый мар-кси-ст-ской пар-ти-ей. Плеханов ви-дел в кре-сть-ян-ст-ве, как и в на-ро-ж-дав-шей-ся ли-бе-раль-ной бур-жуа-зии, ре-аль-ных со-юз-ни-ков ра-бо-чих в их борь-бе с са-мо-дер-жа-ви-ем. Рус-ская бур-жуа-зия, по мне-нию Плеханова, за-по-зда-ла в сво-ём со-ци-аль-но-по-ли-тическом раз-ви-тии, по-это-му её гос-под-ство не смо-жет быть про-дол-жи-тель-ным. Под-го-тов-ку ус-ло-вий для со-циа-ли-стического (ком-му-ни-стического) пе-ре-во-ро-та (с це-лью ус-та-нов-ле-ния дик-та-ту-ры про-ле-та-риа-та, пе-ре-хо-да средств про-изводства в об-щественную соб-ст-вен-ность) Плеханов, вслед за Мар-ксом, свя-зы-вал с бы-ст-рой про-ле-та-ри-заци-ей кре-сть-ян-ст-ва и городского ме-щан-ст-ва, пре-вра-ще-ни-ем на-ём-ных ра-бо-чих в са-мый мно-го-численный слой об-ще-ст-ва.

В 1889 году Плеханов вы-сту-пил на уч-ре-дительной кон-грес-се Ин-тер-на-цио-на-ла Второго (Па-риж), зая-вил, что за-да-ча российских со-ци-ал-де-мо-кра-тов - ус-во-ить взгля-ды на-учного со-циа-лиз-ма, рас-про-стра-нить их в ра-бо-чей сре-де и с по-мо-щью ра-бо-чих «при-сту-пом взять твер-ды-ню са-мо-дер-жа-вия». Стал од-ним из при-знан-ных ли-де-ров ев-ропейской со-ци-ал-де-мо-кра-тии, поль-зо-вал-ся у них боль-шим ав-то-ри-те-том как один из ве-ду-щих тео-ре-ти-ков марк-сиз-ма. Уча-ст-во-вал в Цю-рих-ском (1893), Па-риж-ском (1900; из-бран членом Ме-ж-дународного со-циа-ли-стического бю-ро от Рос-сии), Ам-стер-дам-ском (1904), Ко-пен-га-ген-ском (1910) кон-грес-сах Второго Ин-тер-на-цио-на-ла. В конце 1890-х годов Плеханов од-ним из пер-вых вы-сту-пил про-тив по-пы-ток Э. Берн-штей-на пе-ре-смот-реть не-ко-то-рые фун-даментальные по-ло-же-ния марк-сиз-ма. Плеханов ка-те-го-ри-че-ски от-вер-гал его мысль о «за-ту-ха-нии» клас-со-вой борь-бы, вы-смеи-вал те-зис о воз-мож-но-сти пре-одо-ле-ния про-ти-во-ре-чий ка-пи-та-лиз-ма по-сред-ст-вом ре-форм, счи-тал прин-ци-пи-аль-но не-вер-ным от-каз от на-силь-ст-вен-ных спо-со-бов ус-та-нов-ле-ния дик-та-ту-ры про-ле-тариа-та , хо-тя и под-чёр-ки-вал, что не-об-хо-ди-мо све-сти к ми-ни-му-му по-тря-се-ния при пе-ре-хо-де к со-циа-лиз-му. Не ста-вя под со-мне-ние ос-но-во-по-ла-гаю-щий вы-вод Мар-кса об ис-то-рической об-ре-чён-но-сти бур-жу-аз-но-го спо-со-ба про-изводства, Плеханов всё же не отри-цал, что Маркс за-бе-жал впе-рёд, пред-ска-зы-вая ско-рый крах ка-пи-та-ли-стической сис-те-мы.

Член ре-дак-ции газеты «Ис-кра» (1900-1905; опуб-ли-ко-вал в ней свыше 50 ста-тей и за-ме-ток) и журнала «За-ря». Один из ос-но-ва-те-лей Рос-сий-ской со-ци-ал-де-мо-кра-ти-че-ской ра-бо-чей пар-тии и основных ав-то-ров её про-грам-мы (при-ня-та II съез-дом РСДРП, 1903). Не-од-но-крат-но по-ле-ми-зи-ро-вал по по-во-ду её со-дер-жа-ния с В.И. Ле-ни-ным , од-на-ко на II съез-де под-дер-жал его по всем во-про-сам. По-сле рас-ко-ла пар-тии на боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков примк-нул пер-во-на-чаль-но к пер-вым, од-на-ко вско-ре пе-ре-шёл на про-ти-во-по-лож-ную сто-ро-ну, при этом ос-та-вал-ся цен-три-стом, не раз-де-ляя край-них по-зи-ций боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков. В русско-японскую вой-ну 1904-1905 годов счи-тал, что по-бе-да Рос-сии ук-ре-пит по-зи-ции са-мо-дер-жа-вия, а по-ра-же-ние - ос-ла-бит их и при-бли-зит ре-во-лю-цию в Рос-сии. Из-да-вал в Же-не-ве «Днев-ник со-ци-ал-де-мо-кра-та» (1905-1916; с пе-ре-ры-ва-ми). С на-ча-лом Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов рас-смат-ри-вал шан-сы на ус-пех вос-ста-ния как дос-та-точ-но вы-со-кие, при-зы-вал российских со-ци-ал-де-мо-кра-тов ус-ко-рить по-ли-тическое вос-пи-та-ние про-ле-та-риа-та, сде-лать всё воз-мож-ное, что-бы в ре-шаю-щий мо-мент на-род был воо-ру-жён и обу-чен, ко-ор-ди-ни-ро-вать дей-ст-вия всех «вра-гов цар-ско-го са-мо-дер-жа-вия», вклю-чая ли-бе-ра-лов, под ло-зун-гом «врозь ид-ти, вме-сте бить».

На IV (Объ-е-ди-ни-тель-ном) съез-де РСДРП (Сток-гольм, 1906) Плеханов вы-сту-пил как один из док-лад-чи-ков по аг-рар-но-му во-про-су, под-дер-жал пред-ло-жен-ную мень-ше-ви-ка-ми про-грам-му «му-ни-ци-па-ли-за-ции» зем-ли (пе-ре-да-чу круп-ных и средних по-ме-щичь-их име-ний в рас-по-ря-же-ние ор-га-нов ме-ст-но-го са-мо-управ-ле-ния для по-сле-дую-щей раз-да-чи этих зе-мель в арен-ду кре-сть-я-нам), ка-те-го-ри-че-ски от-верг боль-ше-ви-ст-скую про-грам-му на-цио-на-ли-за-ции зем-ли. По-сле по-ра-же-ния Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов вы-сту-пал за ис-поль-зо-ва-ние ле-галь-ных воз-мож-но-стей ре-во-люционной ра-бо-ты, в ча-ст-но-сти три-бу-ны Государственной ду-мы , при-да-вал боль-шое зна-че-ние раз-ви-тию проф-со-юз-но-го дви-же-ния, под-дер-жи-вал идею со-зы-ва «ра-бо-че-го съез-да». В то же вре-мя счи-тал не-до-пус-ти-мым от-каз от не-ле-галь-ной дея-тель-но-сти, к че-му при-зы-ва-ли пра-вые мень-ше-ви-ки (так называемые ли-к-ви-да-то-ры). Воз-гла-вил те-че-ние ре-во-люционной час-ти мень-ше-ви-ков , вы-сту-пав-ших за со-хра-не-ние не-ле-галь-ной пар-тии (мень-ше-ви-ки-«пар-тий-цы»). В 1910 году на ко-рот-кое вре-мя вновь сбли-зил-ся с Ле-ни-ным, од-на-ко с 1911 года на-чал ак-тив-но при-зы-вать к объ-еди-не-нию боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков, кри-ти-куя Ле-ни-на и его сто-рон-ни-ков за рас-коль-ни-че-ст-во, из-да-вал га-зе-ты «За пар-тию» и «Един-ст-во» (1912-1914). Од-но-вре-мен-но ра-бо-тал над мно-го-том-ной «Ис-то-ри-ей рус-ской об-ще-ст-вен-ной мыс-ли» (т. 1-3, 1914-1917, ра-бо-та не за-вер-ше-на).

В Первую ми-ро-вую вой-ну за-нял обо-рон-че-скую по-зи-цию, счи-тал, что ло-зунг ми-ра, с ко-то-рым вы-сту-пи-ли уча-ст-ни-ки ме-ж-ду-народной со-циа-ли-стической кон-фе-рен-ции в Цим-мер-валь-де (Швей-ца-рия, 1915), рав-но-си-лен пре-да-тель-ст-ву национальных ин-те-ре-сов Рос-сии и вы-го-ден толь-ко Гер-ма-нии и её со-юз-ни-кам. По-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года вер-нул-ся в Пет-ро-град, воз-гла-вил не-боль-шую внеф-рак-ци-он-ную груп-пу «Един-ст-во». Под-дер-жи-вал по-ли-ти-ку Временного пра-ви-тель-ст-ва, три-ж-ды по-лу-чал при-гла-ше-ние вой-ти в его со-став, од-на-ко вы-ну-ж-ден был от-ка-зать-ся в свя-зи с тем, что Ис-пол-ком Пет-ро-со-ве-та не под-дер-жал его кан-ди-да-ту-ру. При-зы-вал к пат-рио-тическому еди-не-нию всех клас-сов российского об-ще-ст-ва. Ка-те-го-ри-че-ски от-ри-цал воз-мож-ность осу-ще-ст-в-ле-ния в тот пе-ри-од в Рос-сии со-циа-ли-стической ре-во-лю-ции, не-га-тив-но оце-ни-вал дея-тель-ность боль-ше-ви-ков и лич-но Ле-ни-на (тре-бо-вал его аре-ста, но не счи-тал германским шпио-ном) по под-го-тов-ке во-оруженного вос-ста-ния с це-лью свер-же-ния Временного пра-ви-тель-ст-ва. Осу-дил ор-га-ни-зо-ван-ное боль-ше-ви-ка-ми воо-руженное свер-же-ние Временного пра-ви-тель-ст-ва в Пет-ро-гра-де, рос-пуск Уч-ре-ди-тель-но-го со-б-ра-ния и за-клю-че-ние Бре-ст-ско-го ми-ра 1918 года с Гер-ма-ни-ей. С января 1918 года в свя-зи с ухуд-ше-ни-ем здо-ро-вья на-хо-дил-ся в са-на-то-рии в Фин-лян-дии. По-хо-ро-нен на Ли-те-ра-тор-ских мос-тках Вол-ко-ва клад-би-ща (Санкт-Пе-тер-бург).

В 1999 году опуб-ли-ко-ва-но (При-ло-же-ние к «Не-за-ви-си-мой га-зе-те» за 1 декбря) «По-ли-ти-че-ское за-ве-ща-ние» Плеханова, яко-бы про-дик-то-ван-ное им в апреле 1918 дру-гу Л.Г. Дей-чу, ко-то-рый за-тем пе-ре-дал его пле-мян-ни-ку Плеханов - С.Г. Пле-ха-но-ву. В хо-де на-учной дис-кус-сии ав-тор-ст-во Плеханова не под-твер-жде-но.

Па-мят-ник Плеханову ус-та-нов-лен в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1925, скульп-то-ры И.Я. Гинц-бург, М.Я. Хар-ла-мов, архитектор Я.Г. Ге-вирц). Имя Плеханова но-сят Российский эко-но-мический университет, Санкт-Пе-тербургский государственный гор-ный институт, ули-цы в ря-де го-ро-дов (Харь-ков, Ни-ко-ла-ев, Во-ро-неж и др.), на-се-лён-ные пунк-ты в Ле-нинградской, Ли-пец-кой, Туль-ской, Тю-мен-ской об-лас-тях.

Сочинения:

Год на ро-ди-не. Па-риж, 1921. Т. 1-2;

Со-чи-не-ния. М., 1923-1927. Т. 1-24;

Из-бран-ные фи-ло-соф-ские про-из-ве-де-ния. М., 1956-1958. Т. 1-5;

Фи-ло-соф-ско-ли-те-ра-тур-ное на-сле-дие Г.В. Пле-ха-но-ва. М., 1973-1974. Т. 1-3;

Из-бран-ные тру-ды. М., 2010.

(1856-1918) русский философ и писатель

Будущий основатель русского революционного марксизма происходил из небогатой дворянской семьи и родился в небольшом имении неподалеку от Тамбова. Его отец, Валентин Петрович, штабс-капитан в отставке, был человеком образованным, и соседи даже считали его «вольтерьянцем», как называли тогда последователей французского философа и писателя Вольтера. Мать Плеханова была внучатой племянницей Белинского. Она сама учила детей русскому и французскому языкам, математике, географии.

По семейной традиции Георгий избрал себе военную карьеру, поступив в Воронежскую военную гимназию. Она считалась одной из лучших в России. В гимназии убеждения молодого человека коренным образом изменились, и его идеалом стал Николай Гаврилович Чернышевский . Георгий Плеханов стал задумываться над тем, стоит ли ему посвящать себя военной карьере.

Тем не менее после окончания гимназии он поступил в Константиновское артиллерийское училище в Петербурге, но всего через три месяца после этого подал рапорт об освобождении от военной службы. Принять такое решение ему было нелегко. К этому времени у Плеханова умер отец, имение находилось в запущенном состоянии, и семья ждала от него помощи. Но он уже твердо решил изменить свою жизнь и избрал для себя тот путь, по которому прошла большая часть интеллигентов-разночинцев.

Увлечение химией и естествознанием привело Георгия Валентиновича Плеханова в Петербургский горный институт, куда он поступил осенью 1874 года, блестяще выдержав конкурсные экзамены. Он с удовольствием учился и зарекомендовал себя аккуратным и способным студентом. Однако, несмотря на интерес к естественным наукам, Плеханов вскоре понял, что у него «общественные интересы преобладают над всеми прочими».

Юноша вступает в кружок народников, где знакомится с видными революционерами - С. Перовской, А. Михайловым, С. Степняком-Кравчинским. Вскоре он начинает вести пропагандистские занятия среди рабочих. После выступления на демонстрации 6 декабря 1876 года ему пришлось перейти на нелегальное положение и на некоторое время уехать из России. Вернувшись летом 1877 года, он становится активным деятелем народничества - печатается в нелегальной газете «Земля и воля», выступает на различных собраниях. Во время похорон Н. Некрасова, Георгий Плеханов смело вступил в полемику с Достоевским, доказывая, что Некрасов был выше Пушкина.

Движение народников было направлено против политики правительства, и власти, естественно, всячески препятствовали их деятельности. Над Плехановым тоже вскоре нависла угроза ареста, и ему пришлось эмигрировать. Уезжая из России, он не знал, что вернется сюда только в 1917 году.

Период эмиграции стал для него огромной жизненной школой. На его долю выпали тяжелые испытания. Скрываясь от преследований, он постоянно переезжал с места на место, бывали времена, когда он оставался совершенно без денег и голодал. Однако физические лишения не повлияли на его целеустремленность. Именно в это время Георгий Плеханов получил всеобщее признание как политический вождь, завоевал славу серьезного литературного критика, сделал научные открытия в социологии, истории, эстетике.

Плеханов Георгий Валентинович первым из русских революционеров заинтересовался идеями марксизма, а вскоре окончательно порвал с народниками и даже стал их убежденным противником. С 1882 года, когда Ленину было еще только 12 лет, он уже стал марксистом. Тогда же он впервые перевел некоторые труды Маркса и Энгельса на русский язык, а также написал ряд собственных работ, в которых отстаивал и развивал марксистские взгляды. Плеханова больше считают теоретиком, но он занимался и практической деятельностью. Так, в 1883 году Георгий Плеханов создал в Женеве первую русскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда» - и был автором ее программных документов.

Георгий Валентинович Плеханов также установил и поддерживал тесные связи с другими деятелями рабочего движения в Европе, а с момента основания Второго Интернационала в 1889 году активно участвовал в его работе и был знаком с Энгельсом. Несмотря на свою активную политическую деятельность, Плеханов чувствовал свою оторванность от России, поэтому с радостью принимал приехавших оттуда революционеров. В 1895 году он встретился с Лениным, а позже принял участие в работе ленинской газеты «Искра». Однако между ними почти сразу же возникли разногласия по поводу реализации идей марксизма в России. Георгий Плеханов считал, что революция в стране возможна только тогда, когда там разовьется капитализм, а поскольку капитализм в России находился, как он писал, в «младенческом возрасте», то она, конечно, еще не готова к революции. Причем он считал, что должна произойти буржуазно-демократическая, а не пролетарская революция. Ленин же придерживался прямо противоположных взглядов. Поэтому в 1903 году, когда Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) разделилась на два лагеря - большевиков и меньшевиков, Плеханов и Ленин оказались по разные стороны баррикад.

Случилось так, что во всех своих надеждах Георгию Плеханову довелось пережить жесточайшее разочарование. Русская революция произошла задолго до того, как в стране развился капитализм. Поэтому он и называл тактику Ленина «беспочвенной политической импровизацией». Он основал собственную газету «Единство» и на ее страницах вел полемику с большевиками. Но Плеханов не мог оставаться в стороне, когда революция в России все-таки произошла.

Поздно вечером 31 марта 1917 года он приехал в Петербург. Поскольку в то время он принадлежал к так называемым «оборонцам», призывавшим вести войну до победного конца, то с большевиками, которые придерживались противоположного взгляда, у него сразу же установились напряженные отношения. Деятели Временного правительства, напротив, стали посещать его, пытаясь склонить на свою сторону. У Георгия Плеханова побывали В. Пуришкевич, М. Родзянко, Александр Колчак . Но он не спешил ни с кем сотрудничать, не желая поддерживать воинствующие политические группировки. Октябрьскую революцию он также не принял, считая, что она ведет страну по ложному пути.

Когда войска Керенского потерпели поражение, большевики произвели у Плеханова обыск. Он тяжело переживал это событие. Возможно, оно косвенным образом сказалось на состоянии его здоровья. Спустя всего семь месяцев после этого, 30 мая 1918 года, Плеханов Георгий Валентинович умер.

Г. В. Плеханов (1856-1918) был родоначальником российского марксизма. Его подрывная деятельность против Империи нанесла огромный удар по нашей стране. Тем не менее, в личном плане Плеханов был убежденным патриотом России. Он категорически возражал против пораженческой позиции Ленина, которую тот занимал во время первой мировой войны. Показательно, что известный черносотенец В. М. Пуришкевич прислал на похороны Плеханова венок с надписью «Великому патриоту Земли Русской».

Политическая деятельность Плеханова началась с 1875 года, когда он установил связи с революционерами-народниками. Воспитанный в образованной семье с передовыми взглядами молодой Плеханов не мог остаться в стороне от политической жизни того времени. В известной революционной народнической организации "Земля и воля" он играл крупную роль, вел пропаганду среди рабочих Петербурга. Покинув Петербургский горный институт, Плеханов становится профессиональным революционером, видным практиком и публицистом революционного народничества. В 1879 году после раскола "Земли и воли" на "Народную волю" и "Черный передел" Плеханов возглавил организацию "Черный передел". Он выступал против тактики политических заговоров и индивидуального террора как средства свержения самодержавия. В январе 1880г., преследуемый правительством, Плеханов эмигрировал за границу и жил до 1917 года в Швейцарии, Франции и других странах.

В эмиграции Плеханов изучал произведения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, знакомился с западно-европейским рабочим движением, установил личные контакты с видными лидерами социал-демократического движения: К. Каутским, В. Либкнехтом, А. Бебелем и другими, а с 1889 года установил и личную связь с Фридрихом Энгельсом.

Г. В. Плеханов перевел на русский язык "Манифест Коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Эта работа составила, как признавал сам Плеханов, эпоху в его жизни, она явилась переломным этапом в его идейном развитии.

К 1883 году Плеханов порвал с народничеством и стал на позиции марксизма. Плеханов стал первым русским марксистом, видным теоретиком, блестящим популяризатором и смелым защитником научного социализма. После народнического начался второй - марксистский этап в жизни и деятельности Плеханова.

Осенью 1883 года он основывает вместе с В. Засулич, Л. Дейчем, П. Аксельродом, В. Игнатовым в Женеве первую русскую марксистскую организацию - группу "Освобождение труда". Эта группа положила начало распространению марксизма в России. Она переводила на русский язык и распространяла на родине важнейшие сочинения Маркса и Энгельса. Для того, чтобы расчистить путь социал-демократическому направлению в России, Плеханов и его группа развернули идейную борьбу с народничеством. Плеханов стремился творчески применить основные положения марксизма к российской действительности. Г. В. Плеханов опубликовывает книги "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", в которых с позиций исторического материализма подверг решительной критике все направления народничества и взгляды его идеологов П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, М. А. Бакунина. Он убедительно доказывал несостоятельность и ошибочность народнической доктрины в целом. Эти работы стали первым выпуском из серии "Библиотека современного социализма", которую начали члены социал-демократической группы "Освобождение труда".

В работе "Социализм и политическая борьба" Плеханов призывает народников стать под новые знамена - знамена научного социализма. Пересматривая народническую точку зрения о том, будто в России крестьянство, а не пролетариат явится главной революционной силой, что будущая революция явится крестьянской социалистической революцией, Плеханов ориентировал российское революционное движение на работу прежде всего среди пролетариата. Это не означало полного отказа от революционной борьбы среди крестьянства, Плеханов выражал надежду на то, что русским революционерам потребуется в будущем обращать большое внимание на пробуждение революционного движения в крестьянстве. Плеханов показал ошибочность народнических теорий о том, будто в России должна произойти сразу же социалистическая крестьянская революция, минуя демократический этап революции: "Связывать в одно два таких существенно различных дела, как низвержение абсолютизма и социалистическая революция, вести революционную борьбу с расчетом на то, что эти моменты общественного развития совпадут в истории нашего отечества, -значит отдалять наступление и того и другого".

В работе "Наши разногласия" Плеханов доказывает, что капитализм в России развивается быстрыми темпами, что он проникает во все сферы хозяйства, разлагая сельскую общину. В результате его развития происходит формирование класса промышленного пролетариата, а в деревне идет дифференциация крестьянства, из которого выделяются сельская буржуазия, бедняки и батраки. С точки зрения марксизма Плеханов излагает в этой работе важные философские вопросы - о роли личности в истории, о диалектике свободы и необходимости и другие проблемы, ставшие предметом идейной борьбы марксизма против идеалистической философии, в частности субъективной социологии народничества, которая исходила из того, что главным двигателем истории являются не народные массы, не трудящиеся классы, а герои, революционеры-интеллигенты, "критически мыслящие личности". Свобода, как писали Маркс и Энгельс, есть познанная необходимость, она осознание объективных закономерностей общественного развития. "Мы убеждены, -писал Плеханов, -что когда общество ступило на след естественного закона своего движения, оно не может ни перескочить естественные фазы своего развития, ни устранить их декретами. Но оно может сократить и облегчить мучения родов".

Социалисты, ставшие на позиции научной теории Маркса и Энгельса, овладевшие их философским методом - диалектикой, убедились в "исторической закономерности" капитализма в России, в том, что "никакие исторические особенности данной страны не избавляют ее от действия общих социологических законов".

Главный вывод книги Плеханова "Наши разногласия" - идея о необходимости создания партии рабочего класса: ". . . возможно более скорое образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России. На этой дороге нас ждут успех и победа, все же другие пути ведут лишь к поражению и бессилию".

Г. В. Плеханов первым в России рассмотрел вопросы о характере предстоящей в России революции, об исторической миссии пролетариата в русском революционном движении, выдвинув перед русскими революционерами задачу образования рабочей социалистической партии. Несмотря на все трудности, настроение у Плеханова в первые годы деятельности группы было приподнятое, бодрое. После многих лет идейных исканий, как ему казалось, путь был найден. В начале 90-х годов активизировалась идейная борьба марксизма против идеологии и тактики русских народников. Но теперь это уже были не революционные народники, а либеральные. Они, отказавшись от традиций революционного народничества, но прикрываясь его авторитетом, пытались приспособиться к условиям общественной жизни в царской России.

В начале 90-х годов расширились революционные связи Плеханова и его группы с деятелями европейского рабочего движения. Он участвует в Цюрихском (1893г.), Амстердамском (1904г.), Копенгагенском (1910г.) конгрессах Интернационала.

Продолжая активную борьбу с народничеством, защищая и обосновывая научный социализм, Плеханов в 90-х годах публикует ряд своих новых крупных работ: " К шестидесятой годовщине смерти Гегеля" (1891), "Н. Г. Чернышевский" (1894), "Очерки по истории материализма" (1896), "К вопросу о роли личности в истории" (1898), "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895).

Последняя вышла в Петербурге легально и стала настольной книгой русских социал-демократов. Ленин говорил, что на ней ". . . воспиталось целое поколение русских марксистов". Эта работа ставила своей целью раскрыть преемственную связь мировоззрения и метода " современного материализма", то есть марксизма, с предшествующими учениями материалистической и диалектической философии. Вместе с тем в этой книге философски обосновывалась закономерность, необходимость социалистического, революционного преобразования мира на основе научного познания объективных законов природного и социального развития. И эта книга была направлена против главных противников марксизма в России - либеральных народников, утверждавших, что марксизм "философски необоснован" и неприменим к России. Вопреки народническим представлениям о том, что материалистическая философия, в том числе и марксизм, страдают фатализмом, "приговаривает" все страны, включая Россию, веками испытывать муки капитализма и не дает якобы никакого простора для свободной деятельности людей, Плеханов доказывал, что именно современный материализм - марксизм - устранил фаталистический характер. Плеханов, опираясь на учение Маркса, утверждает, что "диалектический материализм никаких стран ни к чему не приговаривает, что он не указывает пути, общего и "обязательного" для всех народов во всякое данное время, что дальнейшее развитие общества всегда зависит от соотношения общественных сил внутри его. . . ".

В 1895 г. Плеханов знакомится в Швейцарии с Лениным и устанавливает связи с Петербургским "Союзом борьбы за освобождение рабочего класса". В 1900-1903 г. Плеханов принял участие в организации и руководстве газетой "Искра". Плеханов и Ленин в эти годы проделали большую работу по организации российской революционной рабочей партии, по созданию программы и устава марксистской партии, по созыву и проведению Второго съезда Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Плеханову было поручено открытие съезда. Вместе с Лениным и Мартовым Плеханов был избран редактором ЦО "Искры" и членом Совета партии.

Уже в это время между Лениным и Плехановым обнаружились глубокие расхождения по многим вопросам рабочего движения. Плеханов выступил против ленинского курса на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. У нас официально считалось до недавнего времени, что Плеханов, отойдя от позиций, занимаемых на П съезде, пошел на примирение с меньшевиками, стал лидером меньшевизма, отступил от марксизма по многим программным и тактическим вопросам, не понял особенностей новой эпохи -империализма и пролетарских революций.

Но вот что пишет о Плеханове Л. Г. Дейч. Он убеждает, что Плеханов никогда не уклонялся от раз избранного им пути. От первой брошюры "Социализм и политическая борьба", написанной в качестве молодого марксиста, вплоть до последней статьи, продиктованной им. Во всех своих произведениях Плеханов стремился содействовать развитию классового сознания рабочих, он также предостерегал своих последователей от всякого рода необычных и нецелесообразных планов. Плеханов был верен положению классического марксизма о том, что старое общество уступает место новому социальному строю лишь тогда, когда оно исчерпает возможности собственного развития, когда в его недрах созреют предпосылки для этого нового строя. Россия, доказывал он, страдает не только от того, "что в ней есть капитализм, но также от того, что он в ней недостаточно развит". В таких условиях нелепо призывать рабочих, беднейшую часть крестьянства к низвержению капитализма и овладению ими политической властью. Социальная организация производства не найдет объективной опоры, а правительство, которое бы попыталось ее осуществить, вынуждено будет прибегнуть к насилию и в конечном счете либо выродится в новую "социалистическую касту", стоящую над обществом, либо будет смещено противодействующей стихией. Плеханов не находил смысла в городских и крестьянских восстаниях, отмечая их бесплодность и малую революционность. Даже для ХХ века Плеханов не видел предпосылок революционного движения крестьянства. Народовольческому тезису о захвате власти заговорщиками Плеханов противопоставил марксистские положения о завоевании власти рабочим классом как о высшей форме классовой борьбы. Из анализа общественных отношений сделал вывод о том, что Россия стоит накануне не социалистической, а буржуазно-демократической революции.

Когда зимой 1905-06 г. г. большевики высказались за полный бойкот Государственной Думы, а меньшевики, как всегда, признавали неполное от нее воздержание, Плеханов энергично настаивал на необходимости самым активным образом участвовать во всех фазисах избирательной кампании, а также и в законодательной деятельности Государственной Думы, могущей явиться свободной трибуной для проповеди социализма широким массам населения. Находясь в эмиграции, вдали от непосредственной борьбы, Плеханов предостерегал революционеров от таких экспериментов, каким было известное вооруженное восстание, вызванное в Москве в декабре 1905 г. большевистскими агитаторами. " Если кто может еще спасти самодержавие"-, писал он из Женевы, -так это сами же революционеры несвоевременными возбуждениями к вооруженным вспышкам".

В работах того периода русской революции он подчеркивал "рискованность той игры, которая называется вооруженным восстанием". Плеханов писал: ". . . Вооруженное восстание дело нешуточное, от него зависит вся дальнейшая судьба движения, и потому легкомысленная болтовня о нем составляет настоящее преступление перед революционным пролетариатом. Между тем некоторые наши товарищи обнаруживают в этом случае почти невероятное легкомыслие. Их головы превратились в своего рода "органчики", наигрывающие одну только арию вооруженного восстания. В этом восстании для них заключается альфа и омега всей тактической мудрости. Но именно благодаря этому их тактическая мудрость становится тактическим безумством".

В разразившейся всемирной войне Плеханов занял оборонческую позицию. В этом случае, кроме создания необходимости стать на сторону стран, подвергшихся нападению, им руководило еще глубокое убеждение в преимуществе этой позиции для интересов трудящихся масс не только стран, втянутых в войну, но и нейтральных, так как победа Вильгельма означала бы подчинение наиболее демократических государств гегемонии Германии, явилась бы тогда усиленная эксплуатация трудящихся слоев этих стран немцами, а также погибли бы существующие в них демократические учреждения.

"В самом деле, если бы рабочие в странах, подвергшихся нашествию немцев, последовали призывам "интернационалистов" не защищаться, это было бы только на руку Вильгельму, -он несомненно одержал бы тогда легкую победу над всеми европейскими государствами" - считает Л. Г. Дейч. В период первой мировой войны "интернационалистами" называли тех представителей международного социалистического движения (в том числе и большевиков), которые, объявив войну империалистической со стороны всех участников, требовали ее немедленного прекращения и заключения мира без аннексий и контрибуций. Плеханов неоднократно резко критиковал действия и лозунги "интернационалистов", считая, что их требование о заключении мира без аннексий и контрибуций исключает возможность конкретно-исторического анализа и потому не достигает главной цели - устранения причин, способных привести к новой, еще более разрушительной войне.

Плеханов внес большой вклад в марксистскую науку в вопросах о роли личности в истории, о соотношении экономики и идеологии, о взаимоотношении различных форм общественного сознания. В работе "К вопросу о личности в истории" Плеханов обогащает марксистскую аргументацию, делает шаг вперед в разработке одной из центральных проблем исторического материализма - о роли производителей материальных благ, народных масс и личности в истории, особенно рабочего класса в классовой борьбе. Плеханов выступал против волюнтаризма и фатализма в истории. Он показал роль субъективного фактора в истории, то есть сознательной деятельности народных масс, классов, политических партий, выдающихся личностей. Плеханов был первым марксистским историком русского освободительного и революционного движения. Плеханов указал на дворянский и разночинный периоды в русском освободительном движении, новый, третий период характеризовался, по его мнению, взаимными классовыми отношениями пролетариата с буржуазией".

Известие о Февральской революции 1917 г. застало Плеханова в Италии, где давно страдавший туберкулезом, он проводил зимние месяцы. Несмотря на крайне неблагоприятное время года ввиду состояния здоровья, Плеханов, получив приглашение от собравшейся отправиться с поздравлениями делегации Французской социалистической партии поехать вместе с нею в Россию, бросил все свои работы и собрался в путь. Несмотря на плохое состояние здоровья, Плеханов участвовал в заседаниях Совета рабочих депутатов, на некоторых митингах, ему приходилось откликаться на все злободневные вопросы. Плеханов диктовал свои статьи для редактируемой им газеты "Единство". В статье "О тезисах Ленина и о том почему бред бывает подчас интересен" Плеханов резко выступил против Апрельских тезисов Ленина и курса большевиков на подготовку и проведение социалистической революции, так как не видел объективных условий для нее. Сейчас известны его слова, относящиеся к июню 1917 года:". . . Русская история еще не смолола той муки из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма. . . ". А вот еще одно высказывание Плеханова на ту же тему:"Социалистический строй предполагает по крайней мере два непременных условия:1)

высокую степень развития производительных сил (так называемой техники), 2)весьма высокий уровень сознательности в трудящемся населении страны". В России нет ни того, ни другого, и поэтому "толковать об организации социалистического общества в нынешней России значит вдаваться в несомненную и притом крайне вредную утопию".

На совещании в Москве в августе 1917 года (встреча представителей торгово-промышленной буржуазии и русской революционной демократии) Плеханов сказал представителям левых, социалистических партий:"Россия переживает теперь капиталистическую революцию, а потому рабочему классу захватывать всю полноту политической власти совершенно неуместно. Не может быть такой капиталистической революции, в которой не было бы капиталистов. Сообразно с этим надо действовать. Раз нам предстоит пережить еще более или менее длинный период капиталистического развития, то надо помнить, что этот процесс является двусторонним, причем на одной стороне будет действовать пролетариат, а на другой - буржуазия. Тот и другой класс должен искать путь для экономического и политического соглашения".

Плеханов указывал при каких обстоятельствах может восторжествовать революция, а страна быть спасенной от разгрома, обращался с такими призывами:"Расширяйте социальную основу своей политической власти, привлекайте в свою среду действительных представителей торгово-промышленного класса. Сим победите!" в статье "А теперь ". Она была написана Плехановым в конце августа 1917 года после подавления корниловского мятежа. Статья содержала идею о необходимости консолидации демократических сил перед лицом возможной попытки государственного переворота и грозящей России экономической разрухи. В качестве неизменного последователя Маркса и Энгельса Плеханов вслед за своими учителями считал необходимой коалицию, раз производственныые условия не допускают еще диктатуру пролетариата. Поэтому он писал:"Коалиция нужна для избежания гражданской войны. Коалиция нужна для упрочения того, что было завоевано революцией. Коалиция нужна для устранения той грозной хозяйственной разрухи, борьба с которой не может быть успешно ведома силами одной революционной демократии".

Социалистическое правительство в России, считал Плеханов, оказалось бы очень непрочным, просуществовало бы недолго, а его падение обернулось бы победой контрреволюции и принесло бы наибольший вред самому пролетариату. Не принимал Плеханов и варианта, обоснованного позже в статье Ленина "О нашей революции" : сначала взять власть, а потом, используя ее как своеобразный архимедов рычаг, компенсировать недостаток цивилизованности и культуры и догнать передовые страны.

Как и многие другие лидеры П Интернационала, Плеханов считал, что диктатура пролетариата станет возможна лишь тогда, когда наемные рабочие будут составлять большинство населения страны. В противном случае она "неуместна и опасна", а диктатура нескольких десятков лиц, "диктатура Смольного института" - тем более.

Политическая платформа Плеханова в то время сводилась к следующему:во-первых, поддержка Временного правительства, коалиция меньшевиков и эсеров с кадетами, осуждение корниловщины, война до победы. И, конечно же, Плеханов резко осуждает большевиков. Он бросает Ленину упреки в том, что он собирает под свои знамена "разнузданную чернорабочую чернь", строит свои псевдореволюционные планы на недоразвитости "дикого, голодного пролетариата". Наивно было ожидать, что в накаленной атмосфере России 1917 года подобные советы могли иметь успех.

28 октября 1917 года Плеханов опубликовывает "Открытое письмо к петроградским рабочим", где предрекал гражданскую войну. При этом Плеханов повторил, что пролетариат составляет меньшинство населения страны, а крестьянство не нуждается в замене капиталистического строя социализмом. В дальнейшем Плеханов осудил такие шаги молодого Советского правительства, как роспуск Учредительного собрания и заключения Брестского мира. Однако принять участие в борьбе с Советской властью и войти в состав контрреволюционного правительства, как предлагал ему Б. Савинков, наотрез отказался.

Семь прошедших десятилетий показали, что предупреждение Плеханова об опасностях на пути социалистического созидания отнюдь не было беспочвенно. Сбылось и его предсказание о возникновении "социалистической касты"., которая все дальше и дальше отрывалась от народа, завершив эту свою эволюцию предательством национальных и социальных интересов общества.

С годами мы так меняемся, что не только не узнаём самих себя – своих былых фотографий, своих когда-то записанных мнений, это бы ничего: всё развивается и в развитии меняется, – но в старости обидно вспомнить, как целые периоды, целые периоды твоей жизни направлены были не туда, потеряны были не на то, – обидно именно сейчас, когда так дорого последнее время – а нет его, когда так нужно, несравненно нужнее всего прежнего хоть сколько-нибудь сил – а нет их.

Почему так важно было столько сил убить когда-то на дискуссии с Михайловским? – разве в нём была истинная опасность? Или как мог сомкнуться с этим мелочно-злобным деспотом Лениным – и на 2-м съезде партии, и потом после ликвидаторов , и казалось, что они надолго вперёд заодно? А вот, в исторические и роковые дни России – кто выявился для неё коварнее, чем этот Ленин?

И недолог срок человеческой жизни, но и не так уж мал. И сколько раз за него мы успеваем повернуться и измениться? Мать (Белинская, отдалённая родственница критика) направляла к религии, отец ото всех 13 детей (от двух жён) требовал: трудиться! (Мелкопоместный, 200 десятин земли.) А Георгий, старший от второго брака, слушая о военных подвигах отца, отринул быть штафиркой, замечтал стать полководцем, и в 9 лет – в воронежскую военную гимназию, и там проглатывал военные книги, впрочем уже вступал и в диспуты с законоучителем. Потом – Петербург, Константиновское юнкерское училище и страстное подражание старшему единокровному брату Митрофану – выпускнику Академии Генерального штаба, блестящему офицеру, пессимисту и скептику под образ лермонтовского Печорина. (И загадочно кончил самоубийством, в Киеве, в саду св. Владимира.) Но уже и юнкером Георгий отклонялся ко взглядам демократическим и революционным. (Приехал домой, а мать склоняется продать землю не крестьянам, ниже цена, а купцу. Помешал: тогда сожгу хлеб у купца и объявлюсь властям. Продали крестьянам.) А желание быть полководцем – растерял. Окончив училище, выхлопотал освобождение от офицерской службы – и в 17 лет поступил в Горный институт. При смутных представлениях о народе – он жаждал идти в народ. И очень стеснялся: как это надо делать? Начал вести занятия с петербургскими рабочими. Кое-кто из них, а больше учащаяся молодёжь на праздничный Николин день в декабре 1876 года устроили демонстрацию у Казанского собора – и тут Плеханов выступил со своей первой революционной речью, ставшей знаменитой в истории России. А после неё при возгласах «да здравствует Земля и Воля!» развернули красное знамя, тоже первое в русской истории. Подступивших полицейских даже обратили в бегство. После того дня были аресты, но Плеханов ускользнул.

Плеханов в молодости. Фото 1870-х гг.

Три года жил по подложным документам. Пытался стать деревенским учителем по подложному аттестату. На рабочих похоронах в Петербурге студенческой группой отбили от ареста рабочего оратора. Искал, где мог, благоприятных случаев для агитации в народе. Ездил и на Дон, где казаки волновались против вводимого земства. Несколько раз задерживался полицией – но всегда удачно отпускали. Весной 1878 написал программу партии «Земля и Воля» : продолжать титанов народно-революционной обороны – Болотникова , Булавина , Разина , Пугачёва . А через год против этой программы пробилась мысль Александра Михайлова: работа среди крестьянства – медленна, трудна, это бочка Данаид, надо не агитировать в массах, а – наказывать и дезорганизовывать правительство, и тем мы достигнем народной свободы. И Ткачёв тоже призывал к прямому захвату власти революционным меньшинством, к диктатуре революционеров. Так – всё меньше верили в способность народа добиться чего-нибудь собственными силами, из народничества – вытравлялась вера собственно в народ! Плеханов воспротивился. Он соглашался на террор частичный – фабричный, аграрный, но лишь как дополнительное средство к агитации народных масс. И – ушёл с землевольческого съезда в Воронеже, создавал «Чёрный передел». Тот быстро умер, но из него пошли ростки российской социал-демократии. Эти три года Плеханов жил нелегально, и даже готовился не отдаваться в руки полиции без вооружённого сопротивления (не пришлось) – а в начале 1880, когда в Петербурге ожидалась массовая проверка паспортов, – выехал за границу, вместе с женой Розалией Марковной, курсисткой-медичкой.

А наверно – роковая ошибка. Выезжаешь – думаешь: на несколько месяцев, вот переждать сплошную проверку, кажется – опасный короткий период. Опасными кажутся – лишь преследования от царского самодержавия. А не знаешь, какой это сухой, выматывающий и безплодный ужас – эмиграция. Уезжаешь – на несколько месяцев, и кто бы тебе прошептал: на 37 лет! Сразу – туберкулёз (и вечный бронхит). Безденежье (твоё писательство нигде ничего не зарабатывает). Кормит – жена (а ей ещё надо добиться диплома доктора). Из трёх дочерей одна умерла, две растут почти не зная русского языка. Порыжелое пальтишко, жалкий костюм, бахрома брюк. Швейцарское правительство высылает (жена остаётся работать в Женеве, Георгий Валентинович – через границу, во французской деревне). Потом высылает и Франция. Лондон. Потом Швейцария разрешает вернуться – и 22 года там. (Даже и в Пятом году не было средств подняться на поездку в Россию.)

Отвергнутый пророк. Георгий Плеханов

37 лет – нищеты и выживания. А какая долгая духовная история этих же лет. После убийства Александра II – сочувствие к разгромленным народовольцам, надо их поддержать. Союз с Тихомировым. Потом разрыв с Тихомировым. «Освобождение труда». Полемика, полемика с народниками. И против изменника Струве. Подрастают молодые революционные марксисты – и с ними не в одно, полемика и с ними. Только создали партию – раскол. Потом хлипкое соединение. Опять раскол. А уму – простор десятилетий, есть время читать, обрабатывать чужое, думать своё. Маркс выводит понятие красоты только из производственной деятельности – узко. Почва красоты – несравненно шире, и даже может быть – биология? раса? Горький пишет предельно пролетарски-выдержанную «Мать» – но это бездарно тенденциозно. А Ропшин едва не заражает нас ренегатством от революции – но объективно это допустимо в искусстве. И какая-то сила затягивает в глубь веков – XVIII – XVII – XVI века, «История русской общественной мысли». Ты остаёшься верен своим революционным взглядам, но родная история ещё по-своему и по-новому омывает. А родной язык из древности – учит писать не так, как пишем мы наши брошюры.

Жил на родине – понимал её как поле агитации и боя, освобождение народа. Надо лишиться её – на десять лет, на двадцать, на тридцать, – чтобы ты с удивлением увидел, что любишь её даже такою, как она есть сейчас, – растоптанную самодержавием. Да наверно, вот это чувство родины удержало и в молодости вне террора народовольцев (хотя ведь и он тренировался когда-то, истыкивая табурет кинжалом, и восхищался чигиринской мистификацией). Не мог заставить себя быть пораженцем в японскую войну. А началась великая европейская война – и немецкие, французские социал-демократы поддерживают свои правительства, как бы к ним ни относились, – а что же мы? отринутей? безродней? Столько лет призывал Плеханов через Интернационал: душить Россию международной изоляцией, не давать ей ни кредитов, ни чего другого. А теперь написал социал-демократу думцу: голосование против военных кредитов было бы изменой России, голосуйте за. И предостерегал русских рабочих от революционных действий во время войны: это равнялось бы измене. Он обнаружил в себе чувство края – края гибели для родины.

И такой поворот совсем не лёгок: три четверти российских революционных эмигрантов ощерились на Плеханова как на предателя Интернационала. Сколько грязных оскорблений от грубого Ленина из Цюриха, от ядовитого Троцкого из Парижа – и за что? что Плеханов и его группа признали право народа защищаться, если на него напали. Такой «интернационализм» – несложная премудрость убогого состава. (И почему-то Троцкий всё поливал грязью только союзников, а Германии всё прощал, даже потопление санитарной «Лузитании».)

Ах, сумасшедший! Да кто ж его уймёт?

А у Казанского собора?

Член Совета Бройдо энергично нападал на правительство:

«Если бы мы захотели, то через два часа свергли бы это правительство и взяли власть в свои руки!» – «А вы не боитесь, что ещё через два часа и вас свергнут?» – «Нет, мы – народ, нас свергнуть нельзя!»

У Казанского собора!

И как же через эту сумятицу умов донести: и отечество в опасности, и социализм в опасности. Товарищи! если мы действительно стремимся к свободе – то какие между нами могут быть разногласия?..