Фредерик Перлз. Биография

По Перлзу все люди имеют свой багаж проблем, который тянется из детства. Дети перенимают (интроекция) опыт у родителей, но они ещё не способны его осознать и применить для себя

Найти и осознать себя

Психотерапевт Фредерик Перлз был родом из Берлина. Прежде чем начать заниматься психологией, он прошел тернистый путь различных испытаний.

С детства он не ладил с родителями, несколько раз был исключен из школы, не находил общего языка с авторитетами.

Обучаться психоанализу в Вене он начал после армии, несколько позже решил улететь в Африку, где им был создан психоаналитический институт. В 1940 он прекратил заниматься институтом, через 6 лет переехал в Америку и там уже продолжил работу над гештальттерапией. В 60-х он создал институт гештальттерапии и его исследования стали распространяться по всему миру, в том числе и в России.

Разногласия между Фрейдом и Перлзом больше касались самих методов психотерапии, нежели теории Фрейда о роли неосознаваемой мотивации, развитии личности.

Из гештальтпсихологии Перлз вывел понятие организма - как целого и начал работу над подходом, в котором человек и его окружающая реальность являлись бы непрерывно взаимодействующими элементами единого поля.

Всякая деталь поведения при этом воспринимается как неотделимый и важный элемент целого.

Перлз считал, что крайне важно рассматривать каждое событие в настоящем, а не искать проблемы и их причины в прошлых ситуациях . Осознание личностью своего поведения от момента к моменту более весомо для изучения себя, чем понятие, почему он поступает именно так. (Подробнее об этом - чуть ниже.)

Фредерик говорил, что наш организм обладает целыми рядами потребностей, мы чувствуем их, если теряется физиологический или психологический баланс, и начинается процесс восстановления. Он утверждал, что все потребности – это отражение инстинктов и в процессе осознания самый важный вопрос, на который нужно ответить - «Каким образом я ухожу от осознания?» .

По Перлзу все люди имеют свой багаж проблем, который тянется из детства. Дети перенимают (интроекция) опыт у родителей, но они ещё не способны его осознать и применить для себя. Так, чужой неосознанный опыт со временем превращается в привычку, вплетается в характер и поведение. Становясь взрослым, из-за таких привычек человек живет и ведет себя не так, как он этого хочет, а как его сформировал опыт взрослых. Чтобы найти и осознать себя, сначала нужно выявить чужой опыт, отделить его от своего и убрать, отвергнуть.

Каким образом дети вбирают в себя привычки родителей? Взрослые заставляют детей вести себя так, как удобно им, а не так как хочется. Вместо игр – учить буквы и читать, вместо пробежек и танцев – рисовать, вместо громких криков и веселья – вести себя прилично и молча. Так ребенок начинает таить злость на родителей, которая не выходит наружу, а попадает в бессознательное. В итоге уже взрослый человек выбирает себе для общения людей, похожих на тех, с кем он проводил раннее детство, пытаясь таким образом решить незакрытые вопросы.

Перлз применял в своей работе принципы гештальтпсихологии, один из которых: изучение частей не дает представление о целом, так как целое – это объединение и взаимная работа всех частей . Если выделять и изучать какую-либо часть отдельно – она не будет иметь то же значение, которое имела в целом.

Ещё один принцип: человек привыкает к среде, приобретая при этом максимальную гармонию всех частей, и если произойдет изменение в одной части, то соответственно изменятся все остальные . Обычно человек делает выбор в зависимости от существующих проблем и потребностей. Например, если проводить тест по картинкам, в которых можно увидеть несколько вариантов, то человек будет видеть то, что является его проблемой и на чем сейчас сосредоточено его внимание. Можно увидеть, например, поцелуй двух влюбленных, что указывает на проблемы в сфере личных отношений, а можно – рюмку, что говорит о вредной привычке.

Когда человеком овладевает какая-либо потребность, то все его мысли и чувства направлены на неё же. Всё изменится, как только потребность будет реализована.

Крыжановский очень интересно объяснял положения гештальтпсихологии. Он выдвинул теорию о детерминантных структурах, которые образуются в головном мозгу в процессе какого-либо действия. Такая структура состоит из нескольких центров, один из них будет детерминантным, а остальные – в его подчинении. При окончании деятельности, такая структура (это и есть гештальт) рушится, свободные центры начинают присоединяться к другому союзу, соответствующему потребностям индивида в этот момент, где главным центром уже будет иная часть мозга.

По Перлзу сознание (то есть ум) является интенцией (намерением) и понимается в совокупности с мыслями. Интенция – это любое психологическое действие, воспринимаемое вместе с тем, что мыслится. Порой поступки человека нельзя объяснить определенными причинами, все действия ещё зависят от индивидуального опыта личности.

Понятия гештальттерапии:

- Организм – единая система, объединяющая физические функции и общую деятельность индивида. То есть на самом деле деятельности физическая и ментальная не разделены, а объединены. Все действия человека очень его характеризуют, наравне с его словами и мыслями. Индивид существует и действует в среде, между ним и средой есть граница. Она называется контактная, у здорового индивида пластична – возможен контакт со средой, и завершение контакта. При контакте создается гештальт, при завершении – всё выполнено, гештальт закрывается. Невротики не могут доводить дела до конца, потому что контакт и окончание его у них нарушены. В итоге накапливается множество неоконченных действий, которые постоянно беспокоят невротика. Чтобы распутать такой клубок, нужно вспомнить иерархию потребностей, определить самую важную и первостепенную и направить всё внимание на её реализацию. Но, к сожалению, невротики не в состоянии определять главную потребность.

- «Здесь и сейчас». Из-за череды незакрытых действий, невротики не могут действительно и осознанно находиться в настоящем, так как постоянно переживают нерешенные ситуации. Очень много энергии уходит на все эти переживания, поэтому на настоящее остается совсем немного. Сложно быть активным и эффективным на работе, если постоянно переживаешь и проживаешь в мыслях несложившиеся отношения. Человек может даже не осознавать, что все эти нерешенные вопросы тянут из него силы. Гештальттерапия предлагает не зацикливаться на прошлом, а помочь пациенту осознать, что именно он переживает постоянно в своем настоящем, какие ситуации крутятся в его мыслях, в них и будут содержаться все травмы. Их нужно ещё раз прожить и отпустить.

Также неудачи в прошлом мешают невротику напряжением и страхом, что неудачи повторятся в будущем. Поэтому ему приходится постоянно продумывать свое будущее и возможные травмы, что сильно отвлекает и забирает много внимания от настоящего.

- «Важно - как, а не почему». Осознавая как я действую, я понимаю действие как таковое. Каждый наш поступок имеет ряд причин, если мы будем вникать в них все, то мы уйдем очень далеко от самой сути действия.

На основе этой идеи можно сформулировать следующий принцип общения: “Не пытайся вникнуть в поступок человека, а попроси сделать то, что необходимо тебе”.

- Сознавание. Гештальттерапия утверждает, что человек должен уделять всё внимание на осознание своего поведения, а не на поиск причин.

- Осознание. Перлз считал, что рост зависит от увеличения областей самосознания, а тормозит развитие – нежелание заниматься самосознанием. Здоровая личность является саморегулирующимся индивидом. Если самосознание прерывается, то все недоработанные травмы остаются незакрытыми.

Перлз выделил три области осознавания:

  • осознавание себя,
  • осознавание мира,
  • осознавание того, что существует между ними – область фантазии.

Перлз считал, что здоровая личность отличается способностью опираться на себя и саморегулироваться. Незрелый индивид постоянно играет в манипуляции и пытается с их помощью управлять людьми и ситуациями. Лечение такого индивида будет основываться на его взрослении и обретении гармонии между собой и миром.

Здоровый индивид знает, какими он обладает способностями, и как найти возможность для удовлетворения потребностей. Рост индивида по Перлзу заключается в закрытии гештальтов.

Перлз описал невроз в виде структуры, состоящей из 5 уровней. Чтобы победить невроз, необходимо пройти все уровни.

1. Уровень штампов, которые мы встречаем всюду (Добрый вечер, Приятного отдыха, Прощайте).

2. Игровой уровень. Здесь преобладают роли, которые мы себе выбираем. Все мы играем того, кем хотим казаться – успешным ученым, умным инженером, приятной девушкой и т.д.

3. Когда мы прошли и преобразовали первые уровни, переходим к третьему – уровню пустоты. Для нас это сложный момент, похожий на депрессию, мы ощущаем пустоту внутри. Всё, что раньше было ценным – становится неинтересным, родные люди – далекими и будто незнакомыми. Одни индивиды на этом уровне возвращаются к какой-либо роли и начинают ее вновь играть. Но тот, кто сможет осознать и прожить эту пустоту – выйдет на следующий уровень.

4. Внутренний взрыв. На этом этапе старые установки стираются, появляется новая личность, наполненная энергией взрыва, который может выражаться в нескольких видах: печаль, гнев, оргазм, смех. Эта энергия должна выплеснуться наружу, блокировать её не стоит.

5. Внешний взрыв. Настоящая личность прочувствует этот уровень. Невротики не смогут найти границу между миром и собой. Это отражается в социальных установках, оставшихся слишком глубоко в сознании, и защитных реакциях, с помощью которых невротик старается гармонизировать себя во враждебном мире.

Существует 4 невротических процесса, искажающих границы между миром и индивидом:

- Интроекция – процесс приписывания себе чужих механизмов и стандартов мышления. При этом они не становятся своими, не осознаются. Индивид не может отличать, что он чувствует на самом деле, а какие эмоции хотят присвоить ему другие люди. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно осознать интроекты и избавиться от них.

- Проекция - процесс перекладывания ответственности за свои неудачи на окружающих людей.

- Слияние – процесс стирания границ, сбивается ритм контакта с миром и его завершения, человек перестает принимать границы между людьми и различия.

- Ретрофлексия – процесс направления энергии против себя, в тот момент, когда можно направить ее вовне. Индивид может злиться, но держать негативные эмоции в себе, зажимая их и вредя себе. Это приводят к заболеваниям сердца и сосудов.

Все эти механизмы обычно работают совместно. Перлз считал, что главное для индивида – это мудрость, которую он рассматривал, как интуицию . Он считал, что люди переоценивают важность разговоров и различной болтовни. Главное направление в гештальттерапии – это раскрытие той энергии и потенциала, которые были зажаты мышцами из-за напряженности и нервозности. Благодаря лечению индивид осознает себя, такого, каким является, и видит все роли, которые он играл. И при успешной терапии, человек закрывает все гештальты и развивается дальше более динамично. опубликовано

Фредерик Саломон Перлз родился в 1893 г. в Берлине в небогатой мелкобуржуазной семье. Учиться он не хотел и не любил. Дважды оставался в 7 классе. По окончании школы поступил на медицинский факультет Берлинского университета. После этого поступил на службу в армию и был врачом до конца Первой мировой войны. Затем снова возвратился в Берлинский университет, специализировался по психиатрии, а позже получил докторскую степень. Здесь же он выполнил свои первые работы и заложил основы гештальт-терапии. В 1926 г. Перле работал с Куртом Гольдштейном в Институте военных мозговых травм. Примерно в это же время Перле увлекается психоанализом, сам анализируется у Вильгельма Райха. В 1933 г., когда к власти пришел Гитлер, Перле эмигрировал сначала в Голландию, а затем в Южную Африку, где основал Южноафриканский союз психоаналитиков. В 1936 г. ученый вновь приехал в Германию, чтобы прочитать доклад на психоаналитическом конгрессе, и здесь впервые встретился с . Эта встреча длилась всего несколько минут и принесла Перлзу огромное разочарование. Может быть, именно этот факт сыграл решающую роль в решении Перлза отмежеваться от психоанализа и заняться новым направлением, которое позже получило название гештальт-терапия. Окончательно Перле порвал с психоанализом лишь в 1946 г., после приезда в Соединенные Штаты. В 1952 г. Перле основал в Нью-Йорке Институт гештальт-терапии. Позже он переезжает в Лос-Анджелес, а с 1964 по 1969 г. работает в институте Эсалена в г. Биг-Суре (штат Калифорния). Здесь Перле проводит семинары, ведет терапевтические группы и курсы по обучению гештальт-терапии. Его теоретические взгляды и метод психотерапии начинают завоевывать широкую популярность. В 1969 г. он переехал в Канаду с намерением создать там институт гештальт-терапии. Зимой 1970 г. он умер.

Основные положения учения Перлза

Основной принцип гештальтпсихологии заключается в том, что анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть - только часть, и никакого представления о целом не дает.

Ученый полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Перлзу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон.

Ф. Перлз рассматривал здорового человека как саморегулирующееся существо («мудрость организма»). Каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой. Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от равновесия ведет к разрушению фигуры, размыванию четких границ между нею и фоном.

Фокус интересов Перлза больше сосредоточивался не на гештальт-психологии, а на гештальт-терапии.

Гештальт-терапия - это сложный синтез психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осозиавании настоящего).

Основные понятия: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.

Отношение фигуры и фона. Фигура - информация, наиболее важная и значимая в данный момент. Остальная информация временно отодвигается на задний план - фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостаз.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагированным и уступить место другому. Такая неотреагированная потребность становится причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.

Осознание потребностей и сосредоточение на настоящем. Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

Организм и среда - единое целое, есть контактная граница между индивидуумом и его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна. Поэтому возможны как контакт со средой, так и отход от нее. Контакт сопровождается формированием гештальта, отход - его завершением. Движущей силой этого ритма (контакт - отход) - иерархия потребностей.

Такие ключевые понятия перлзсовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, «как» важнее, чем «почему», составляют основу и этапы осознания. Ученый ввел и развил понятие континуума (непрерывности) осознания. Есть три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и миром - зона фантазий (третья зона).

Противоположности - внутренние стороны явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга, находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Эти противоположности помогают сформировать и завершить гештальт. Полностью осознавая противоположные полюсы своего Я - своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать самих себя.

Противоположные стороны нашего Я в гештальт-терапии получили названия Нападающего и Защищающегося.

Функции защиты. Среди реакций, препятствующих росту личности, Перле выделяет четыре основные:
- реакция слияния - индивидуум не может дифференцировать себя от других, граница собственного.# размыта;
- ретрофлексия - «обращение назад на себя». Граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Происходит разделение Я как субъекта и Я как объекта. Самоосуждение, самобичевание.
- интроекция - тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки друг их людей без критики и попытки сделать их своими собственными. Граница перемещается вовнутрь.
- проекция - это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду. Граница смещается в сторону среды.

Зрелость, или психическое здоровье - способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознание иерархии потребностей. Основной составляющей равновесия является ритм контактов и отходов. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта.

Понятие зрелость связано с понятием социальное созревание.

Фредерик Перлз полагал: чтобы достичь зрелости и принять ответственность за самого себя, человек должен тщательно проработать все свои невротические уровни: 1 уровень - клише - характеризуется стереотипностью и конформностью поведения. 2 уровень - искусственный, где доминируют роли и различные игры. На этом уровне человек, пытаясь получить поддержку, манипулирует другими. Далее - уровень тупика, для которого характерны отсутствие поддержки и неумение в достаточной мере опереться на себя. Следующий уровень - внутренний взрыв.

Вы считаете, что в вашей жизни в целом все в порядке: вам удается лавировать между обязанностями и удовольствием, между тем, что делать нужно и что хочется? Вы стараетесь вести здоровый образ жизни, не допускаете нервных срывов и более-менее управляете собственным настроением? С каждым годом вы становитесь мудрее и научились выстраивать отношения с родными-близкими-любимыми и, наоборот, с неблизкими: начальниками, подчиненными, соседями, прохожими? На вопрос: «Как жизнь?» вы смело можете улыбнуться широкой голливудской улыбкой и на американский манер бодро ответить: «ОК!» То есть, уж вам-то точно помощь психологов и психотерапевтов не нужна!

Не тут-то было. Фредерик Перлз, основатель гештальттерапии, утверждал, что одного факта, что вы родились и существуете достаточно для того, чтобы иметь основания и повод для психотерапии.

Выдающийся психолог XX века Фредерик (Фриц) Перлз не создал собственной стройной и завершенной психологической теории в первую очередь потому, что во главу своей деятельности поставил практику психологической помощи. Главной задачей он видел применение достижений психологии для роста и развития человеческой потенциальности, для улучшения жизни каждого человека и общества в целом.

Фредерик Саломон Перлз (нем. Friedrich Salomon Perls) родился в Берлине в 1893 году. Детство и юность Фриц провел в постоянной войне с родителями. Примечательно, что позднее он назовет свою автобиографию «Внутри и снаружи мусорного ведра». Тем не менее, Фриц сумел завершить медицинское образование по специальности психиатрия и получить докторскую степень.

После Первой мировой войны, во время которой Перлз служил в армии, он возвращается в Берлин, вступает в Берлинское богемское общество, работает в Институте военных мозговых травм и начинает личный семилетний курс психоанализа у небезызвестного Вильгельма Райха, а позднее у Карен Хорни. Психоанализ разочаровывает Перлза: по его признанию он чувствует себя тупицей. Перзл называет время, занятое психоанализом, «бесполезной жизнью на кушетке».

В эти же годы Перлз знакомится с Лаурой (Лорой) Познер, доктором психологии, изучавшей гештальтпсихологию. В 1930 году Лора становится женой Фредерика и его верной соратницей.

С началом гитлеровского режима супруги Перлз покидают Германию и в 1933 году уезжают сначала в Голландию, а позже — в Южную Африку. В этот период Перлз еще считает себя психоаналитиком и «проповедует Фрейдовское евангелие», основывая в Южной Африке институт психоанализа.

В 1946 году супруги Перлз эмигрируют в США и, продолжая работать с клиентами, постепенно развивают направление психологической помощи, которое впоследствии получило название «гештальттерапия». Трудно сказать, кто из супругов больше вложил в новое направление, но нужно отдать должное Фредерику, который был блестящим популяризатором, отлично владевшим речью и умевшим своей дерзостью привлечь внимание слушателей и читателей.

В 1951 году в Нью-Йорке Перлз основывает первый институт гештальттерапии, офис которого располагает в собственной квартире. Позднее открывается Кливлендский институт, а группы гештальттерапии начинают работать по всей Америке.

До последних дней жизни Перлз ведет группы и семинары, читает лекции и преподает в учебных заведениях. Гештальттерапию он называет не просто видом помощи, но образом жизни человека, стремящегося к личностной целостности. Умер Фредерик С. Перлз в 1970 году в основанной им гештальттерапевтической общине (кибуце).

Синтез подходов к пониманию психики человека

Гештальттерапия — это практика, которая стараниями супругов Перлз была основана на лучших к тому времени достижениях психологии и философии в области поведения и психологического здоровья человека.

Начав как психоаналитик, Перлз и в последующем признавал открытия Фрейда, критикуя, однако, практику психоанализа. На представления Перлза о взаимосвязи тела и психики человека оказали влияние идеи другого крупного психоаналитика Вильгельма Райха о «мышечном панцире».

Как понятно из названия терапии Перзла, он много взял из гештальтпсихологии, основанной М. Вертгеймером, В. Кёлером и К. Коффкой. Понятия «гештальт» (целостный образ, форма), «фон и фигура», открытые в гештальтпсихологии, нашли отражение в таком принципе гештальттерапии, как целостность. Согласно этому принципу анализ частей не может обеспечить понимание целого, потому что целое — это не простая сумма частей, а их сложная взаимозависимость и взаимодействие.

Перлзу были близки экзистенциальная и феноменологическая философия, поэтому он резко возражал против излишне рационального механистического естественнонаучного подхода к психологии человека и критиковал бихевиоризм. Как и экзистенциалисты, он понимал терапию не просто как отношения врача и пациента, а как встречу двух значимых друг для друга личностей.

Гештальттерапия вобрала в себя также и практику работы с экспрессией: в частности Перлз использовал некоторые идеи ролевых игр, применявшихся в психотерапии Дж. Л. Морено.

В последних трудах Перлза все более отчетливо просматривается влияние дзен-буддизма.

Гештальттерапия – основные положения

Каковы же взгляды Перлза на человека и его жизнь? Почему он считал, что гештальттерапия ни для кого не будет лишней?

В представлениях Перлза человек — это единое и неделимое целое: организм, в котором невозможно отдельно рассматривать и анализировать тело и психику, поведение и интеллект, эмоции и мотивацию и так далее.

Так же нельзя полностью отделить человека от окружающего его мира. Человек выделяется из внешнего мира, имеет собственные границы, подобно тому как фигура выделяется на фоне на рисунке.

Но как невозможно точно сказать, что именно изображено на рисунке: белая ваза на черном фоне, или два темных профиля на белом, так нельзя рассматривать поведение и переживания человека в отрыве от его личного опыта или от его окружения.

Вместе с тем, между индивидуумом и средой есть контактная граница, которая и определяет взаимоотношения человека и его окружения. В норме эта граница у индивидуума подвижна — постоянно допускается как контакт со средой, так и уход из неё.

Контакт со средой осуществляется тогда, когда у человека возникает какая-либо потребность, точнее сказать, когда какая-либо потребность настоятельно выделяется из общего фона. Перлз считал, что не существует каких-либо основных потребностей-инстинктов, какими в психоанализе, например, считались сексуальное влечение или инстинкт сохранения жизни. Из мириада потребностей в определенный момент, как фигура из фона (здесь тоже прекрасно подходит иллюстрация фигуры и фона на рисунке 1.) восприятие выбирает то, что наиболее важно и интересно. Например, если в жаркий день вас мучает жажда, то поиск прохладительного напитка станет настолько необходимым, что ничем другим вы просто не сможете заниматься. Однако стоит напиться, ваше внимание, скорее всего, будет переключено на что-то другое.

Итак, при выделении какой-либо потребности из фона у организма возникает необходимость взаимодействия со средой: он ищет что-либо, что может эту потребность удовлетворить. Этот момент называется формированием гештальта. Далее происходит контакт со средой, потребность удовлетворяется, и организм вновь замыкает свои границы — гештальт завершается.

К сожалению, такой счастливый исход в нашей суматошной жизни возможен не всегда. В силу обстоятельств и требований социума далеко не все потребности могут быть удовлетворены, а некоторые и вовсе оказываются под запретом. Чем старше мы становимся, тем чаще мы подчиняемся правилам, требованиям, запретам. Так возникают гештальты, которые в том или ином отношении не были полностью закончены: или не до конца сформированы (когда мы запрещаем себе осознавать потребность) или оставшиеся незавершенными (потребность осознавалась, но была отодвинута без удовлетворения). Наличие таких незавершенных гештальтов и есть, по Перлзу, невроз.

Незавершенные гештальты, которых в течение жизни накапливаются целые пласты, — это дыры в контактных границах, сквозь которые утекает столь необходимая жизненная энергия.

Восстановление границ, другими словами, завершение гештальтов и есть главная цель гештальттерапии.

Перлз утверждал, что изначально каждый индивид обладает мудростью организма (wisdom of the organism), и в состоянии здоровья человек имеет все возможности для саморегуляции и максимального раскрытия заложенного потенциала. Все, что нужно сделать гештальттерапевту — это возвратить человеку способность руководствоваться мудростью организма.

Достигается такое восстановление, в первую очередь, посредством осознавания. Осознавание — это полноценное переживание всего, что происходит внутри организма и в его взаимодействии со средой. Осознавание больше, чем просто интеллектуальное понимание и больше, чем неясное чувствование. Это единство ощущений, эмоций, образов, идей, воспоминаний и предвосхищений, которое можно выразить такими словами: «Я полностью осознаю где я, кто я, что я чувствую, чего хочу и так далее». Это подлинная целостность человека.

Западная цивилизация, по мнению Перлза, не учит осознаванию. Эпоха пуританства и морализма, с её строгими запретами и отказами от естественных потребностей, в начале XX века сменилась эпохой гедонизма, насыщенной непрерывным стремлением к удовольствию, неумеренным потреблением, «жизнью для вещей». Личность, воспитанная в западных традициях, не умеет распознавать свои истинные потребности и не умеет полноценно удовлетворять их, не входя в конфликт с окружающей средой.

Нарушение осознавания приводит к тому, что поведение человека подчиняется невротическим механизмам интроекции, проекции, слияния и ретрофлекции.

Интроекция или «проглатывание непережеванным» наблюдается тогда, когда человек подчиняется нормам поведения и мыслям, которые не стали его собственными. Должен — это слово часто употребляет человек, подверженный интроекции: «Я должна обеспечить моим детям все самое лучшее», «Я должен выполнить эту работу, чего бы мне это не стоило». Попросите человека объяснить, почему он решил, что именно это он должен делать, и объяснения будут примерно такими: «так положено», «так принято», «а как иначе?».

Проекция — это, напротив, приписывание другим того, что исходит от себя, собственных желаний и мыслей. «Они ненавидят меня» — скажет проектор о коллегах, в то время как сам испытывает ненависть по отношению к сослуживцам.

Слияние возникает тогда, когда человек не различает собственных границ. «Я» и «Не-Я» у такого человека сливаются. «Мы же такие капризные» — говорит мама, рассказывая о дочери. Слияние не дает человеку признавать отличие другого от себя, отрицает у него (или у себя) наличие собственных чувств и желаний.

Ретрофлексия (буквально: «обращение назад на себя») — невротический механизм, при котором всю энергию, вместо действий по изменению среды, человек направляет на себя. Например, человек бьет себя по колену, когда злится, или в отчаяние начинает вырывать на себе волосы.

Задача гештальттерапевта помочь человеку осознать свои истинные потребности и те способы, с помощью которых эти потребности удовлетворяются или не удовлетворяются, восстановить нарушенные границы личности и открыть путь, при котором организм руководствуется собственной, заложенной в нем изначально, мудростью.

Проводя терапию гештальттерапевт руководствуется двумя основными принципами:

«Здесь и теперь»

Незавершенные гештальты делают невозможной жизнь в настоящем: мыслями и чувствами человек постоянно «убегает» в прошлое, что отнимает у него энергию и способность полно действовать в настоящем. Ничем не лучше и «убегание» в будущее. Желание представить наперед, как будут развиваться события, что может ожидать человека в том или ином случае, так же забирает энергию человека и парализует его возможности для действий сейчас. Тревога, которая часто приводит к бессмысленной или неадекватной активности есть ничто иное, как разрыв между «сейчас» и «тогда». К примеру, студент волнуется перед экзаменом: его мысли убегают к моменту, когда он будет отвечать вопрос преподавателю, неуверенность, которую он испытывает, порождает физиологические реакции — потеют ладони, кровь приливает к щекам, в горле пересыхает. Энергия, нужная для концентрации внимания на ответе, расходуется напрасно, и, в результате, бедный студент не может понять даже сути вопроса, «забывает, что и знал».

Поэтому первостепенной задачей гештальттерапевта является обучение человека умению сфокусироваться на настоящем для полноценного и открытого переживания всей полноты жизни от мгновения к мгновению. Когда в переживании настоящего обнаруживаются следы прошлых незавершенных гештальтов, пациенту предлагается проиграть ситуации, которыми они были вызваны и найти способы завершения. Способность жить настоящим делает человека открытым к будущему, без чего невозможны, по мнению гештальтистов, спонтанность и рост.

«Как» важнее, чем «почему»

Гештальтисты полагают, что каждое действие имеет множество причин, и попытки выяснить, почему человек ведет себя тем или иным образом заранее обречены на провал. Причины уводят в прошлое, в излишнюю интеллектуализацию. Гораздо важнее понять, как пациент делает что-то, потому что это дает ему возможность овладеть самим действием, а, следовательно, увеличить свою осознанность. Осознавание же, как писал Фредерик Перлз «уже само по себе может быть целительным».

Избавление от невроза в процессе гештальттерапии проходит последовательно через пять слоев:

  • — Первый слой — слой клише или слой символьного существования. Это привычные всем нам ритуалы контакта, сопровождающиеся выражениями «доброе утро», «привет», «всего доброго» и так далее. Эти слова, хотя мы и произносим их ежедневно, могут совсем не отражать нашего действительного состояния и не имеют ничего общего с осознаванием.
  • — Второй слой — ролевой или игровой. Находясь на этом слое, мы делаем вид, что кем-то являемся: строгим начальником, безупречным подчиненным, ответственным родителем. Это уровень «как будто». Осознавание на этом слое поверхностное.
  • — Расширение осознавания в процессе гештальттерапии приводит человека на третий — тупиковый — слой, называемый также слоем антисуществования или слоем фобического ухода. Этот слой переживается человеком, как пустота, небытие. Это неприятные и тревожащие человека переживания. Именно отсюда, избегая пустоты, мы чаще всего прекращаем осознавание и возвращаемся к ролевому слою.
  • — В процессе гештальттерапии специалист помогает человеку сохранить самосознание в пустоте, преодолеть тупиковый слой и выйти в четвертый слой — слой смерти или слой имлозии (смычки). Здесь человеком переживается страх смерти.
  • — И лишь когда человеку удается сохранить контакт со своей внутренней смертью, он выходит на слой эксплозии, слой взрыва (пробуждения). Перлз считал, что именно отсюда, с пробуждения, начинает рождение подлинного «Я» человека, его способности ощущать и выражать подлинные эмоции.

Эксплозия, которую проходит человек, может быть выражена печалью — переживанием какого-либо горя или потери, которые не были ранее пережиты. Другим выражением эксплозии может стать переживание оргазма у сексуально зажатых людей. Возможно также переживание эксплозии в виде гнева, если ранее сильные негативные эмоции были подавлены. И, наконец, эксплозия возможна в виде веселья и смеха, того, что Перлз назвал «радость жизни».

Гештальттерапия, созданная Фредериком и Лаурой Перлз и продолженная их последователями, обогатила представления о природе человека следующими важным аспектами.

Во-первых, Перлз показал, что природой в человека заложено все необходимое для удовлетворяющей, счастливой, деятельной жизни — мудрость организма. Поэтому человеку нужно прислушаться к себе, не пытаться постоянно держать под контролем интеллекта всё происходящее, а довериться внутренней мудрости, и организм сам найдет наилучший способ удовлетворения возникающих потребностей.

Во-вторых, гештальтисты обозначили, что человек сам ответственен за все происходящее с ним и в его жизни. Он сам выбирает, что ему воспринимать, и как себя при этом чувствовать. Расширяя осознавание, человек становится способным самостоятельно разрешать все свои проблемы, приобретает способность опираться на себя. Это способность обходится без внешней поддержки и регуляции, руководствуясь только самоподдержкой и саморегуляцией — и есть, по мнению Перлза, психологическое здоровье и зрелость.

Сущность гештальттерапии отлично выражена в сформулированной Фредериком Перлзом гештальтмолитве:

Я делаю свое, а ты делаешь свое.
Я в этом мире не для того, чтоб соответствовать твоим ожиданиям.
А ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты, а я – это я.
Если нам случиться найти друг друга – это прекрасно.
А если нет – с этим ничего не поделать.

Фредерик Перлз (1893-1970) - легендарная фигура мировой психологии, По собственному признанию, не прочитал ни одного учебника по гештальт-психологии, но создал гештальт-терапию. Союзник многих видных деятелей гуманистической психологии, никогда не причисляемый к ней. Фрейдист, на склоне лет он говорил о «фрейдистском вздоре».

Фредерик (Фриц) Соломон Перлз родился в Берлине. В книге «Внутри и вне помойного ведра» свой жизненный путь он описывает так: «От безвестного мальчика из еврейской семьи среднего класса к посредственному психоаналитику и далее - к сносному „творцу“ нового метода лечения и выразителю жизненной философии, которая могла бы сделать кое-что для человечества».

С «приключениями» закончив школу, Перлз продолжил образование на медицинском отделении Фрейбургского университета, затем Берлинского, где в 1920 г. получил степень доктора медицины. В 1926 г. он работал под руководством К. Гольдштейна, чьи взгляды на целостность человеческого организма оказали на него существенное влияние.

В конце 20-х Перлз заинтересовался психоанализом. Лично встретиться с Фрейдом тогда не удалось, но он сумел наладить контакты со многими представителями психоаналитического движения, у некоторых проходил психоанализ. О результатах вспоминал так: «От Фенихеля я получил нарушение ориентации, от Райха - наглость, от Хорни - способность к участию без злоупотребления специальной терминологией». Он успел поучиться и в театральной школе, основателем которой был Макс Рейнгардт. Будущему лидеру нового направления очень повезло с женой: Лора Перлз была доктором гештальт-психологии, и она вложила свои знания в разработку того, что потом превратилось в гештальт-терапию.

В 1933 г. Перлз эмигрировал в Южную Африку, где основал Институт психоанализа. В 1936 г. он приехал в Германию на психоаналитический конгресс, где наконец встретился с Фрейдом. Эту встречу Перлз назвал одним из самых больших разочарований в своей жизни. Она длилось около 4-х минут: Фрейд застыл в дверном проеме и даже не вышел в комнату, где находился гость. Короткий разговор ограничился несколькими общими фразами.

Позднее Перлз писал: «…Я пытался сделать психоанализ духовным домом, религией. Позже пришло просветление: я должен принять всю ответственность за свое существование на себя». Тем не менее, он всегда сохранял уважение к Фрейду как к великому ученому. В 1942 г. Перлз публикует книгу «Эго, голод и агрессия». Ее подзаголовок «Пересмотр теории и метода Зигмунда Фрейда» - уже указывает на дистанцию по отношению к традиционному психоанализу, которая со временем будет только увеличиваться.

В 1946 г. по приглашению Хорни и Фромма Перлз приехал в Нью-Йорк и начал сотрудничество с Полом Гудменом - непризнанным писателем, эссеистом и поэтом. Гудмен сделал гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась, и придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам, которые без него могли бы остаться в черновиках. Результатом их работы стала книга «Гештальт-терапия» (1951 г.).

Вокруг Перлзов и П. Гудмена образуется так называемая «Семерка». В 1952 г. в Нью-Йорке создается первый Институт гештальт-терапии, центр которого находился… в квартире Перлза. Здесь проводились семинары и групповые занятия. Нью-Йоркская группа разработала основные принципы гештальт-терапии, которую сначала назвали терапией концентрации, а затем - экзистенциальным анализом.

В начале 1960-х гг. Перлз переехал в Калифорнию, где вошел в штат знаменитого Эсаленского института. Он проводил семинары, групповые занятия, демонстрации. Перлз и его метод приобрели широкую популярность, появилось большое количество последователей, в частности, в Кливленде и в Калифорнии. Но этот же период стал наиболее спорным в развитии гештальт-терапии. (Сейчас это направление успешно развивается в США, Европе и т.д.)

В 1969 г. Перлз перебрался в Британскую Колумбию, основал гештальт-общину и опубликовал наиболее известные работы - «Гештальт-терапия в дословном изложении» и «Внутри и вне помойного ведра» - научную автобиографию, написанную в весьма специфической манере. Многие рекомендуют начинать знакомство с теорией Перлза именно с нее, поскольку там наиболее выпукло и зримо предстает фигура создателя гештальт-терапии: без этого трудно представить его новаторские идеи. Ведь лучшим специалистом по Перлзу был и остается сам Перлз. Как утверждают современники, он далеко не всегда был настолько ответственным, насколько, по его мнению, должен стать человек по завершении курса гештальт-терапии. Это не мешало ему быть жизнерадостной и «харизматической» личностью (добавим, умевшей всех и вся вокруг «применить» себе во благо…).

Незадолго до смерти Ф. Перлз работал над двумя книгами - «Гештальт-подход» и «Свидетель терапии», изданными в 1973 г. В трудах этого оригинального теоретика и практика по сей день продолжают черпать вдохновение все новые поколения психологов, повторяя на свой лад его своеобразную заповедь:

«Я делаю свое, и ты делаешь свое.
Я в этом мире не для того, чтобы
соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы
соответствовать моим ожиданиям.
Ты - это ты, а я - это я.
Если нам случится найти друг
друга - это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь».

«Наиболее важно, как человек непосредственно и в настоящем воспринимает себя и свою среду. Невротик несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. Гештальт-терапевт помогает пациенту сосредоточиться на сознавании того, что он переживает здесь и теперь; пациент вновь проигрывает незавершенные ситуации, переживает их, чтобы завершить и ассимилировать эти гештальты.»

«…Tревога - разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда». Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее.»

«К психологическому росту ведет сознавание настоящего без убегания в прошлое или будущее. Переживание настоящего в любой данный момент есть единственно возможный реальный опыт, условие удовлетворенности и полноты жизни, и состоит в принятии с открытым сердцем этого опыта настоящего.»

Главный вклад Перлза в психологию - разработка оригинального метода психотерапии, названного им гештальт-терапией, которая началась с попытки развить психоанализ и закончилась отказом от него в пользу нового подхода.

ПЕРЛЗ Фредерик

Фриц (Фредерик Соломон) Перлз родился в 1893 г. в Берлине, в еврейской семье. Отец был мелким коммивояжером, его дело попеременно приносило то хороший доход, то убытки. Фриц и его две сестры часто наблюдали ссоры родителей, нередко доходившие до драки. Доставалось и детям, особенно от матери, использовавшей побои в целях воспитания. Маленький Фриц рос непокорным и отчаянным, постоянно восставал против родителей. Фальшивые отношения в семье сделали его нетерпимым к всякого рода лицемерию и неискренности. В школе Фриц учился не очень хорошо, в 7-м классе он просидел два года, после чего был изгнан из школы. Однако он снова пошел учиться и, закончив школу, поступил на медицинское отделение Фрейбургского, а затем Берлинского университета. Во время Первой мировой войны Фриц Перлз поступает на службу военным врачом. В это время он сотрудничает с Куртом Гольдш-тейном, работая ассистентом во Франкфуртском неврологическом институте. Вернувшись с войны в 1920 г., Перлз получает в Берлинском университете степень доктора медицины. В конце 1920-х гг. он увлекается психоанализом и проходит первоначальный курс у Вильгельма Райха, затем в течение нескольких месяцев меняет трех преподавателей. В 1933 г., спасаясь от нацистов, Фриц Перлз уезжает в Голландию, а через год - в Южную Африку, в Йоханнесбург, и основывает там Южноафриканский институт психоанализа. В 1936 г. он прилетает в Европу на международный конгресс по психоанализу. Там осуществляется давняя мечта Перлза встретиться с основателем психоанализа - Зигмундом Фрейдом. Однако эта встреча принесла только разочарование, которое в некотором роде «отрезвило» Перлза от его страстного увлечения и привело к отрыву от фрейдистов, хотя к самому Фрейду и его открытиям он сохранил глубокое уважение. В 1942 г. выходит первый труд Перлза «Эго, голод и агрессия» с подзаголовком «Ревизия теории и метода Фрейда». В 1966 г. в Америке эта книга была переиздана уже с подзаголовком «Начало геш-тальттерапии». Свою работу Перлз написал совместно с женой Лаурой Перлз, которая имела на него огромное влияние и сыграла немалую роль в разработке новой теории. В 1946 г. Перлз уезжает в Америку и занимается частной практикой, применяя различные приемы психотерапии В 1951 г. выходит его новая книга «Гештальттерапия», которую он написал в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном. В этой работе Перлз описывает собственный подход к психотерапии, основанный на врачебной практике. Вскоре после выхода книги в Нью-Йорке создается институт гештальттерапии с центром прямо на квартире Перлза. В 1954 г. подобный институт был организован в Кливленде, а к концу 1950-х гг. - по всей стране. В 1960 г. Перлз переезжает жить и работать в Лос-Анджелес, а в 1964 г. поступает работать в известный Эсаленский институт в город Биг Сур. В 1969 г. он уезжает на остров Ванкувер, где основывает свою гештальтобщину. Там же он пишет две наиболее популярные работы: «Гештальттерапия в дословном изложении» и «Внутри и вне помойного ведра». В них более четко представлены его новаторские идеи по гельштаттерапии. На формирование идей Перлза несомненно основное влияние оказал психоанализ, впрочем, критически им переосмысленный и значительно переработанный. Возможно, немалое влияние произвела идея Райха о наличии у индивидуума так называемого защит- ного панциря, который концентрирует в себе все разнообразие происходящих в организме процессов для единой защиты. Впрочем, Л другие идеи Райха Перлз воспринимал довольно скептически. Достаточно сильное влияние на Перлза оказали также труды геш-тальтпсихологов, многими идеями которых он просто восхищался. Однако во всем следовать их идеям считал для себя неприемлемым, даже невозможным. От них Перлз взял идею о незаконченной ситуации, отвергая некоторые другие основополагающие идеи. Проблему соотношения фигуры и фона Перлз перенес в область мироощущения в целом, чего не могли принять академические гештальтпсихологи, не выводящие эту проблему из области познавательных процессов. Но стоит отметить, что именно благодаря новаторским трактовкам Перлза в современной психологии присутствует понятие гештальта. На развитие гештальттерапии свое влияние оказали и идеи Дж. Морено. Из его практики психодрамы было взято Перлзом немало терапевтических приемов. Основным положением перлзовской гештальттерапии является идея о том, что способность организма к саморегуляции ничем нельзя восполнить или заменить. Поэтому основные усилия в терапии должны быть направлены на воспитание у человека (пациента) способности делать выбор и принимать решение. Поскольку саморегуляция происходит в настоящий момент, то и лечение происходит «здесь и сейчас». Пациент должен как можно больше узнать о том, что с ним сейчас происходит, чтобы быть готовым принять решение. Особое внимание терапевт уделяет невербальному способу общения, так называемому языку тела, полагая, что вербальными методами люди часто пользуются для самооправдания и уклонения от принятия решения. Основным методом гельштаттерапии являются специальные игры или действия, которые психотерапевт предлагает совершить своим пациентам. Во время игр человек экспериментирует с собой и другими людьми, имея возможность примерить на себя различные роли и образы. Отождествление себя с другим образом помогает более интенсивно пережить значимые чувства и переживания, достигая отчужденных частей личности. Цель таких игр - очистить психику человека от мрачных мыслей и тяжелых чувств, предоставляя возможность для более гармоничного развития личности В своей работе гештальттерапевты немалое внимание уделяют снам пациента, используя их для большего раскрытия личности. По их мнению, сны человека отображают различные фрагменты его личности. При проигрывании отдельных отрывков сна, через его переживание возможно определить скрытый смысл, не прибегая при этом к анализу и интерпретации, как это делают психоаналитики. Сам Перлз сначала практиковал свой метод относительно каждого пациента индивидуально. Потом он стал использовать в своей терапии группы, при этом акцент делался на одного человека, в то время как остальные являлись как бы инструментами, наподобие хора, который, оставаясь на заднем плане, высказывает свое мнение или суждение относительно действий протагониста. Во время сеанса гештальттерапии один пациент садится рядом с терапевтом, занимая «горячий стул», а другие пациенты стараются идентифицироваться с ним, производя, таким образом, молчаливую аутоте-рапию, более глубоко осознавая отдельные фрагменты своей личности и завершая незаконченные ситуации. В конце своей жизни Фриц Перлз работал над двумя книгами: «Гештальтподход» и «Свидетель терапии». Однако он не успел их опубликовать. 14 марта 1970 г. в возрасте 76 лет он скончался после непродолжительной болезни. Его последние работы были изданы посмертно в 1973 г.