Французская система. Cистема образования во Франции

Директор французского лицея Lycée Comte de Foix в Андорре Даниэль Рейналь (Daniel Raynal) рассказал сайт о новых тенденциях развития французской системы среднего образования, в том числе за пределами Франции:

Каковы последние тенденции развития французской системы среднего образования в целом?

Французская система среднего образования подвержена большим изменениям. Новый министр национального образования Франции Жан-Мишель Бланке (Jean-Michel Blanquer) выступил с инициативой реформировать систему среднего образования, которая во Франции называется бакалавриат (baccalauréat). Совсем скоро реформа вступит в силу. Основная идея состоит в том, чтобы разгрузить июнь, который сегодня практически весь состоит из письменных и устных экзаменов. Ученикам будет гораздо проще, если они будут сдавать экзамены в течение года. В июне будет проводится самый главный устный экзамен, и у учеников будет достаточно времени, чтобы достойно к нему подготовиться.

Реформа бакалавриата автоматически подразумевает реформу программы средней школы (до поступления учеников в лицей). Сегодня в образовательной системе средней школы есть три направления – литературное (L), научное (S) и экономическое и социальное (ES). В следствие реформы обучение станет модульным. Ученик сможет выбрать направление, на котором он хочет сосредоточиться, чтобы более детально изучать профильные предметы.

Реформа системы среднего образования во Франции очень важна. Ведь она не менялась уже 200 лет.

Если говорить о системе среднего образования в Европе в целом, какая система, на Ваш взгляд, является более сильной?

Я работаю за пределами Франции последние десять лет – я был в Италии, в Польше, теперь в Андорре… И я достаточно знаком с другими европейскими образовательными системами. Очевидно, что все образовательные системы преследуют одну и ту же цель – дать образование. В Европе существует множество систем образования, и у каждой есть свои сильные и слабые стороны, а также свои характерные особенности, которые соответствуют истории той или иной страны. Во Франции предметам, связанным с изучением науки, уделяется больше внимания, чем, например, в Великобритании или Германии. В Польше система образования далека от демократичной – она более элитарна: для поступления в лицей необходимо сдать экзамен, и в зависимости от результатов ученики распределяются в сильные или слабые группы.

Каковы основные преимущества и недостатки французской системы образования по сравнению с другими образовательными системами?

Французская система образования побуждает учеников размышлять. Это действительно очень важно, я бы назвал это основной силой французской системы. Наши ученики мотивированы размышлять, прогнозировать, излагать. Мы много работаем над развитием презентационных навыков учеников, развиваем их речь, уделяем устной речи больше внимания, чем письменной.

Раньше французская система образования строилась на развитии письменной речи с её тезами, антитезами. Ученики обучались организации изложения мыслей в письменном виде, основной упор уделялся сочинениям, изложениям.

Сегодня мы задаём ученикам устные вопросы и просим давать быстрые и аргументированные решения. В современном мире очень важно быстро думать и быстро находить решения.

Могу также добавить, что раньше французская система образования была более элитарна. Существовало ранжирование студентов в зависимости от их успеваемости. Сегодня наша система более открыта и доступна. Максимум студентов даёт больший процент успеваемости.

У французской системы образования есть особенность: каждую среду ученики заканчивают занятия в 12 часов. Почему?

Это связано с тем, чтобы ученики могли больше заниматься спортом. Каждую среду студенты лицея Lycée Comte de Foix имеют возможность ездить во Францию, чтобы кататься на лыжах, заниматться регби, волейболом, триатлоном, плаванием и т.д. Мы работаем с высшими учебными заведениями Тулузы и Арьежа.

Так что послеполуденное время по средам – это время спорта. Мы действительно очень большое значение уделяем физической культуре и спорту наших учеников, это отличительная особенность французской системы образования.

Такое правило действует уже много лет. Правда, когда я был учеником, это был четверг.

К студентам университетов это не относится. У них другой, не такой напряжённый график. Они старше, организованнее и автономнее. Студенты высших учебных заведений, как правило, занимаются спортом по вечерам.

Сколько предметов у учеников средней школы? Появились ли новые обязательные предметы?

Мы придерживаемся одной и той же системы вот уже много лет. Разница лишь в том, что, как я упомянул раньше, ученики теперь смогут сконцентрироваться на том или ином направлении. Если ученик выбрал науку – он будет более углублённо изучать науку, если экономику – предметы, связанные с экономикой; если литературу – ему предстоит прочитать много книг по философии, и у него почти не будет математики.

По статистике, сколько выпускников французского лицея в Андорре поступают в университеты Франции?

75% или трое из четырех учеников.

Какие это, в основном, университеты? Какие факультеты?

В основном, это университеты Тулузы. Факультеты науки, экономики, права. Медицинский факультет. Университет спорта STAPS в Фон-Рому (Font-Romeu) также очень популярен среди наших студентов.

Совсем немногие студенты уезжают учиться в Перпеньян или другие города Франции.

Сколько учеников сейчас в лицее? Их количество стабильно или растёт?

В этом году у нас около 1500 учеников. В последнее время их количество стремительно растёт, и эта тенденция продолжится. По нашим прогнозам, через 4-5 лет у нас будет учиться 1700-1800 учеников.

А сколько учителей?

У нас работают 165 учителей.

Какова их квалификация? Дипломы каких университетов позволяют работать в образовательных учреждениях Франции?

Во Франции чтобы стать учителем необходимо окончить магистратуру и быть интегрированным в образовательную систему путём сдачи специальных экзаменов. Наши преподаватели имеют научную степень BAC плюс 5. Раз в год проводится тестирование.

Что Вы можете сказать об уровне знаний учеников, которые приходят учиться в лицей после французских школ Андорры?

Общий уровень знаний довольно высокий – это подтверждено результатами тестов и экзаменов. Мне нравится, что французская система образования имеет отношение ко всем поколениям учеников – как в рамках общего, так и в рамках профессионального образования.

Каков бюджет лицея?

Нас полностью субсидирует министерство национального образования Франции, бюджет стабилен. Проблем с финансированием французских учебных заведений за пределами Франции, насколько мне известно, нет.

И много таких заведений?

Всего около 160, включая Россию.

Мой следующий вопрос касается бесплатных вечерних курсов французского языка для взрослых. Два года назад количество часов занятий сократилось: теперь вместо двух часов занятия длятся полтора часа. Есть ли планы вернуть количество часов?

Курсы для взрослых не имеют никакого отношения к лицею. Лицей даёт площадку для проведения бесплатных занятий для взрослых по вечерам. Курсы сейчас полностью финансируется правительством Андорры. Раньше часть финансирования брала на себя администрация региона Лангедок-Руссильон. После того, как Лангедок-Руссильон объединился с регионом Миди-Пиренеи, финансирование прекратилось.

Могу сказать, что на курсы французского языка в Андорре большой спрос. Я знаю, что многие не могут попасть в списки из-за перегруженности – в классах более 30 человек. Бесплатные курсы французского языка – некий трамплин для людей, которым нужно изучать французский язык для учебы или работы.

Сегодня финансирование курса поддерживается только правительством Андорры. Поэтому и сократилось количество часов. Правительство Андорры заинтересовано в продолжении существования бесплатных курсов. Есть планы по сокращению количества человек в группах, например, путём привлечения новых преподавателей. Правительство Андорры ведёт переговоры о возобновлении финансирования с администрацией образовавшегося региона Окситания. Но это вопрос политический.

Можете ли Вы назвать имена выпускников лицея, которые стали известными людьми?

Я не так давно в лицее и не слишком хорошо знаю бывших выпускников. Однако мне известно, что среди андоррцев есть много бывших учеников лицея. В их числе – министр образования Андорры, мэр Ордино, мэр Канильо…

Вы – новый директор лицея. Намерены ли Вы проводить какие-либо изменения?

Я не в праве проводить радикальные изменения – мои инициативы ограничены общими правилами. То, что я пытаюсь и буду пытаться сделать, – это привлечь новых учеников, создать комфортные условия для обучения и, конечно же, приводить в действие реформу средней школы.

Историки права часто считают, что развитие французской системы ко­ролевской юстиции отставало от английской почти на столетие. Они указы­вают, что в Англии центральный королевский суд появился в 1170-х гг., тогда как во Франции центральный королевский суд - парламент Парижа, был создан только в 1250-х гг. Это, однако, все равно, что сравнивать яблоки и апельсины. Parlament Парижа был преимущественно апелляционным судом, он рассматривал апелляции на дела, разрешенные в качестве первой инстан­ции либо подчиненными королевскими судами провостов и бальи, либо под­чиненными судами герцогов, графов и других феодалов. В отличие от этого английские королевские судьи, как разъездные, так и вестминстерские, обыч-

но рассматривали дела в качестве первой инстанции на основании исходного инициального предписания. Поэтому нужно сравнивать английскую королев­скую юрисдикцию XII в. с юрисдикцией в тот же период герцогов и графов в отдельных французских герцогствах и графствах: Бургундии, Мене, Тулу­зе, - а также с юрисдикцией короля в королевском домене (во Франции термин "графство" относился к политическому образованию, управлявше­муся графом, а не к английскому типу графства, или "shire"). Следует также сравнивать английскую королевскую юрисдикцию с французской си­стемой королевских судей - бальи, созданной Филиппом II в 1190 г. Главное различие состояло в том, что бальи не были ни разъездными, ни центральными судьями, а действовали в отдельных округах. Парламент Парижа при Людовике IX, с другой стороны, занимался тем, чем англий­ский центральный королевский суд не занимался: он регулярно разбирал апелляции. Это различие не учитывается теми, кто считает, что развитие в Англии было "ранним", а во Франции - "отставшим".

Если сравнить централизованную юстицию в Англии с централизован­ной юстицией не во Франции в целом, а в каком-либо большом французском герцогстве, то в XII столетии обнаруживается примечательное сходство между ними. Наглядным примером является Нормандия, поскольку здесь в XII сто­летии разбирательство герцогскими судьями крупных гражданских дел было по существу похоже на разбирательство аналогичных дел королевскими судь­ями в Англии, причем нормандский герцог соответствовал английскому ко­ролю. В это время ни в Нормандии, ни в Англии не существовало системы апелляций на решения по таким делам. Лишь столетие спустя, когда фран­цузский король Людовик был правителем Нормандии, решение дел, разби­равшихся центральным герцогским судом Нормандии, могло быть обжаловано в новый центральный королевский суд в Париже.

В создании иерархической системы судов с упорядоченной процедурой апелляции на решения судов провостов в суды бальи и на решения последних, а также судов герцогов, графов и других феодалов в центральный королевский суд в Париже французское государство было значительно "впереди", а не "позади" английского.

Конечно, для английских королей было бы совершенно невозможно по­пытаться учредить систему апелляций, поскольку в соответствии с процедурой английских королевских судов такие апелляции должны были подаваться на вердикты присяжных, представлявшие собой ответы "да" или "нет" на по­ставленные королевскими судами вопросы о фактах или о сочетании фактов и права с учетом ранее собранных ими сведений. Наиболее близким к апел­ляциям институтом, созданным в английском праве, была процедура "attaint", применявшаяся только по гражданским делам, в соответствии с которой для пересмотра вердикта прежнего жюри присяжных созывался "grand assize" из 24 человек. Если предшествующий вердикт признавался ложным, пострадав­шей стороне возвращалось все, что она потеряла из-за него, а первоначаль­ные присяжные подвергались конфискации имущества, сами они заключались в тюрьму, их жены и дети изгонялись на улицу, дома разрушались, садовые деревья уничтожались, луга перепахивались.

Французская система гражданского и уголовного судопроизводства сначала, т.е. в XII и в начале XIII в., не была столь отличной от английской.

Не в центральных королевских судах, конечно, но в центральных герцогских и графских судах и в местных королевских судах провостов и бальи судьи председательствовали над непрофессиональными членами суда. Решение суда принималось не председательствовавшим должностным лицом, а не профес­сиональными членами суда (suitors). Это деление суда на председательству­ющее должностное лицо и непрофессиональных судей восходило по времени, как и английское жюри присяжных, к французскому институту расследования присяжными. Опора на сельских жителей, участвующих в разбирательстве судебных дел, была подкреплена законодательством Филиппа-Августа, создав­шим суды бальи. Для определения местных обычаев был также изобретен институт "народного расследования" (enquete par turbe): для этой цели со­зывались 12 человек, и их представитель излагал их общее мнение.

Французская система испытала драматические изменения во второй половине XII в. и позже. Как показал Джон ШДоусон, французский судеб­ный процесс стал более профессионально подготовленным и более сложным. Профессионально подготовленные юристы появились не только на уровне апелляционной инстанции, но и в судах провостов и бальи, а также герцогов и графов и даже феодалов более низкого ранга. В XIV-XV вв. иногда не только парламент Парижа, но и судьи в нижестоящих судах во время су­дебного разбирательства применяли письменную процедуру, похожую на ус­тановленную каноническим правом: стороны обменивались письменными из­ложениями претензий и возражений, использовались письменные протоколы допросов и тайные показания свидетелей под присягой, решение суда из­лагалось в письменной форме с указанием установленных фактов и аргу­ментированием выводов суда. Стороны задавали друг другу вопросы. Ре­шения лиц, проводивших следствие, протоколировались. Имелось огромное количество формальностей. Апелляции со ссылкой на ошибки в обширных протоколах направлялись из нижестоящих судов в вышестоящие вплоть до парламента Парижа. Как отмечает Доусон, непрофессиональные члены ни­жестоящих судов постепенно отходили в сторону, будучи "смущены и за­путаны становившейся все более сложной процедурой"^ Официальный должностной компонент стал доминировать над компонентом народного представительства, хотя enquete par turbe сохранился.

С точки зрения более позднего развития права можно подумать, что ранее заимствование французскими королями процедур из канонического права и создание ими иерархической апелляционной системы, увенчанной центральным королевским судом в Париже, оказали негативное воздействие на последующую историю французского права и что раннее заимствование английскими королями системы присяжных из франкской традиции оказало благотворное воздействие на последующую историю английского права. Од­нако с учетом условий XII и XIII столетий французская система судов и судебного процесса имела значительные преимущества перед тогдашней ан­глийской системой с точки зрения и ее справедливости для тяжущихся сторон, и роли королевской власти как упорядочивающего фактора в обществе.

С точки зрения справедливости для тяжущихся сторон французская судебная процедура, как и процедура церковных судов, была предназначена для выявления всех фактов и спорных пунктов дела, тогда как английская процедура имела целью сведение фактов и проблем к максимально узкой по-

становке вопроса или вопросов. Английская система судоговорения и вердикта присяжных, выносившегося без судебного разбирательства, хорошо подходила только к определенным типам дел. Именно этот недостаток более, чем что-либо, вынудил английского канцлера учредить в конце XIV-XV столетиях юрисдикцию на основе права справедливости для защиты бедных и слабых, ввести юридическое оформление доверительных отношений и создать меха­низм судебных приказов и иных способов, имевших целью освобождение от ответственности (в отличие от денежных возмещений по общему праву). Ан­глийский канцлер, почти неизменно являвшийся высокопоставленным цер­ковным должностным лицом, следовал каноническо-правовой процедуре, ко­торая была также французской королевской процедурой, - процедуре вызова свидетелей в суд под угрозой штрафа и допроса их под присягой.

С точки зрения задачи упорядочивания общественных отношений справедливым является вывод, что французская система королевского права не могла быть во Франции столь эффективной, какой была английская сис­тема королевского права в Англии, частично потому, что французский король должен был управлять в четыре или пять раз большим населением, чем в Англии, которое была рассредоточено в гораздо активнее соперничавщих меж­ду собой политических образованиях. Больший смысл имеет вопрос о том, хорошо ли подходила система королевского права, разработанная в эпоху французских королей XII-XIII вв., для максимального усиления их способ­ности предотвратить беспорядки в обществе, или для них было благоразумнее создать систему королевского права, более походившую на английскую. Фи­липп-Август построил свою систему бальи частично по образцу английских шерифов и разъездных судей, но при Людовике IX развитие апелляционной юрисдикции парижского парламента и связанной с ней сложной и разрабо­танной письменной процедуры в конечном счете уменьшило роль обществен­ного участия и привело к появлению особого класса ученых юристов, с те­чением времени отдалявшегося от населения и становившегося все более и более коррумпированным.

Но и здесь нельзя оценивать то, что было сделано при Людовике IX, мерками того, что произошло при Людовике XIV. Что касается XII и XIII столетий, то представляется правильным вывод, что господствовавшая во Франции система королевского права по сравнению с той, что имела место в Англии, была в высшей степени эффективным инструментом упорядочива­ния королем экономической и социальной жизни страны, и если она была менее эффективна в борьбе с преступностью, то это, по-видимому, объясня­лось тем, что юрисдикция по уголовным делам во Франции была менее цен­трализована, чем в Англии, в большей степени находилась в руках герцогов, графов и других феодалов, а также городских сообществ, что вовсе не было неизбежно негативным явлением.

Эффективность французского королевского права в XIII столетии опи­ралась на тонкое сочетание в нем местных обычаев и юридической ученостью и разработанную в нем процедуру использования правовых знаний в толко­вании местных обычаев. Применение правовой процедуры и правовой научной подготовки к местным обычаям создало совокупность французского обычного права, действовавшего как мощная объединительная и образовательная сила.

Под "местными обычаями" имеются в виду различные обычаи много­образных местностей, городов и поместий, графств, феодальных доменов, гер­цогств и других политических образований, из которых состояла Франция. Имелось относительно небольшое число обычаев Франции как страны в це­лом, например обычаи, относившиеся к центральной власти, по поводу на­следования короны, а также общие местные обычаи, такие как ограничение прав мужа распоряжаться собственностью жены в течение их брачной жизни. Несмотря на растущее число establissements и ordonnances имелся также не­значительный объем материального статутного права Франции как целого, французское статутное право большей частью было процессуальным. Однако тот факт, что в королевских судах Франции дела чаще всего решались на основе местного обычая, не означает, что королевские суды не играли ни­какой роли в формировании этого обычая. Напротив, королевские суды, вклю­чая парламент Парижа, и иногда сам король, не признавали какие бы то ни было "плохие" обычаи и принимали только "разумные". Здесь они исполь­зовали полномочие истолковывать обычаи, чтобы привести их в соответствие с разумом. Таким образом, можно говорить об общем обычном праве Франции в целом, состоящем из разнообразных обычаев, действовавших в различных местах, и интерпретировавшихся и формировавшихся королевскими судами.

Утверждение, что Франция управлялась общим обычным правом, не означает отрицания того, что очень многие французские юристы и судьи по­лучили образование на основе римского права. Не означает это и отрицания, что в некоторых областях Франции, прежде всего на юге, римское право в определенной степени сохранилось с домеровингских времен. Но имелись два различных вида римского права. Первый вид - то римское право, которому учились юристы и судьи, - был правом текстов Юстиниана, заново упоря­доченных, переосмысленных и заново оцененных учеными юристами в уни­верситетах (включая университет Монпелье, основанный в XII в., и универ­ситет Орлеана, основанный в XIII в.).

Римское право университетов было идеальным правом, а не изданными в законодательном порядке кодексами, статутами или другими формами пози­тивного права. Оно являлось совокупностью правовых понятий и принципов, с помощью которых могли быть отобраны и истолкованы действовавшие нормы обычного и законодательного права. Второй вид римского права, сохранившийся, особенно в Южной Франции, с домеровингских времен, состоял из разбросанных римских правовых понятий, норм и процедур, сохранившихся в народном со­знании в течение столетий, некоторые из которых вошли в последующие гер­манские кодификации (например, вестготские и лангобардские) и в указы и дру­гие акты правителей. Это "вульгарное римское право", как его часто называют, само стало обычным правом. Изучавшееся в университетах римское право, на­против, было не столько правом в смысле общеобязательных норм, сколько пра­вом в смысле способов правовой аргументации.

Изучавшееся в университетах римское право было особенно полезно при определении того, какие обычаи были "разумными" и какие "плохи­ми". Каноническое право церкви в этом отношении давало важные ори­ентиры. Именно каноническое право впервые стало проповедовать необ­ходимость отличать разумные обычаи от неразумных. Каноническое право даже проповедывало необходимость различать между тем, что приемлемо,

и тем, что неприемлемо, в самом римском праве. Канонические принципы интерпретации обычаев, как правило, применялись как критерии оценки римско-правовых норм и понятий.

Во французских королевских судах XIII в. существование обычая мог­ло доказываться множеством способов по усмотрению судьи. Судья мог зая­вить, что он лично знает обычай, поскольку сам применял его в каком-либо предшествующем аналогичном деле, называвшемся "прецедентом" 73 . Он мог проконсультироваться с непрофессиональными советниками, помогавшими ему в суде. Он мог вызвать группу людей, знавших обычай: группу духовных лиц для установления обычая города, группу моряков для установления обы­чая порта. Наконец, в соответствии с процедурой enquete par turbe судья мог созвать 12 знающих людей и попросить их сообщить через их представителя свое мнение о существовании конкретного обычая или обычаев.

В XIII в. король иногда сам вмешивался в качестве выразителя "общего блага для всех" (bien commun de tous), беря на себя роль председательству­ющего в дискуссии знатоков по поводу спорного обычая и объявляя или из­лагая на бумаге свой вывод. Говоря словами французского юриста XIII сто­летия Филиппа де Бомануара, "король должен уважать обычаи своего госу­дарства и следить за тем, чтобы их уважали другие" . Неразумный обычай должен быть "отброшен". В то же время, однако, король мог предоставить "привилегии" некоторым лицам или группам, которые противоречили обычаям и освобождали от подчинения им на основе права справедливости, т.е. в ка­честве исключения. Так, король предоставлял привилегии "вопреки общему обычаю" некоторым церквам, городам, гильдиям, крестоносцам и другим со­циальным субъектам.

Наконец, если обычай являлся неудовлетворительным не просто в при­менении к конкретному лицу или группе, по отношению к которым должно быть сделано справедливое исключение, но и в более общем плане, так что он нуждался в изменении, король мог издать новый статут или предписание, пересматривающие обычай. Теория сэра Генри Мэна, согласно которой в ис­тории права имеет место движение в направлении от права справедливости к законодательству, находит подтверждение в средневековой французской практике, которая сама выводилась из теории канонистов, санкционировавшей изменение обычая на основе права справедливости и обобщение последнего с помощью статута.

Однако фактически во Франции было относительно мало новых ста­тутов или предписаний, менявших старые обычаи, и совсем мало привилегий, предоставлявших исключения из старых обычаев. Обычаи, признанные ко­ролевскими судами неудовлетворительными, большей частью либо отвергались как "плохие", либо истолковывались заново, чтобы сделать их "разумными". Фактически норма разума и совести была встроена в обычное право.

Таким образом, французское королевское право XIII в. было, с одной стороны, гораздо более связанным с наукой, чем английское королевское пра­во, в том смысле, что во французской системе имелось гораздо больше ученых судей и адвокатов 76 , однако влияние на него королевских статутов было мень­шим. С другой стороны, оно было более многообразным в том смысле, что не существовало какой-либо значительной совокупности единообразных обы­чаев, применимых во всей Франции, однако имелась большая совокупность

"общего права" в смысле общей совокупности процедур и принципов, при­менявшихся королевскими судами на территории множества политических об­разований, составлявших французское королевство.

В детский сад дети идут в возрасте трех лет, где проводят три года в разных группах: сначала в младшей группе, затем в средней, а после в старшей группе. Занятия во французском детском саду начинаются в девять часов и заканчиваются в половине пятого вечера. Малыши, как и в России, выполняют различные поделки, учатся обращаться с клеем и ножницами, рисуют, раскрашивают и лепят из глины, а также поют и танцуют. В некоторых детских садах ребятам преподают основы работы с компьютером. В младшей и средней группах после обеда тихий час. В старшей группе дети учатся читать и писать.

Начальная школа (L’ecole Primaire)

В возрасте шести лет дети идут в начальную школу. Первый год обучения в этой школе называется C.P. (от французского – le cours preparatoire – подготовительный курс). По окончанию этого года дети должны уметь читать и писать. После подготовительного класса идут 4 следующих: C.E.1 (cours elementaire 1 – элементарный курс 1), C.E.2 (cours elementaire 2 – элементарный курс 2), C.M.1 (cours moyen 1 – элементарный курс 1), C.M.1 (cours moyen 2 – элементарный курс 2). Учебная неделя – пятидневная, но дети не учатся по средам и воскресеньям. Однако сейчас многие школы переходят на четырехдневную учебную неделю: в них занятий нет по средам, субботам и воскресеньям. С понедельника по пятницу занятия длятся с девяти до шестнадцати тридцати, в субботу – с девяти часов до полудня. Многие дети ходят в группу продленного дня, которая во Франции называется la garderie. В отличие от российской группы продленного дня, французская начинает свою работу утром, до начала занятий, в 8 утра и продолжает свою работу после занятий, до половины седьмого вечера.

Колледж (Le College)

Первый класс колледжа – это уже шестой год обучения. В колледж поступают после начальной школы, в возрасте 11 лет и проводят там 4 года: в шестом, пятом, четвертом и третьем классе. В отличие от российской системы, где классы идут на повышение, французские школьники в ходе обучения переходят в меньший класс. В шестом классе школьник должен выбрать иностранный язык для обучения: обычно это английский, но также может быть немецкий или испанский. В четвертом классе выбирают второй иностранный язык. Здесь выбор шире: английский, немецкий, испанский, итальянский или русский. С шестого по третий класс занятия идут всю неделю, кроме субботы и воскресенья. Обеденный перерыв длится полтора часа – с полудня до половины второго. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются в половине пятого, кроме среды, когда занятия заканчиваются в полдень. Помимо иностранных языков в колледже изучают математику, французский язык, историю-географию (это один предмет во французской системе обучения), химию, физику, естествознание, есть занятия по физкультуре и музыке, труду, изобразительному искусству, правоведению, и иногда по латыни. В течение недели между занятиями у учеников есть несколько свободных часов, в течение которых они должны оставаться в школе и проводить это время в специальном классе под присмотром преподавателя, выполняя домашние задания. Помимо этой работы, французские школьники выполняют часть домашних заданий по вечерам, уже после колледжа. По окончанию колледжа, в третьем классе, все сдают экзамен, который называется le Brevet des colleges. Ученик покидает колледж в возрасте пятнадцати с половиной – шестнадцати лет.

Лицей (Le Lycee)

После колледжа французские школьники идут в колледж, где и заканчивается их обучение в школе. В лицее обучение длится три года – во втором, первом и терминальном (последнем) классе. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются обычно в половине шестого вечера. Во втором классе изучают те же предметы, что из в колледже, за исключением музыки, изобразительного искусства, права и труда. По желанию можно выбрать третий иностранный язык для изучения.
В первом классе необходимо выбрать общую специализацию: направление литературы, научное направление, экономическое или направление в области сервиса и непроизводственной сферы. Можно выбрать более узкое направление: например, медицинское, актерское или гостиничное дело. В конце первого класса учащиеся сдают экзамен по французскому языку и оценки за данный экзамен суммируются с оценками, полученными учеником в последнем терминальном классе; все оценки будут отображены в финальном дипломе по окончанию лицея. В конце обучения в терминальном классе ученики сдают бак (le bac) – экзамен по выбранной специальности. В последнем классе к имеющимся предметам добавляется философия. Средняя оценка за бак, которую получают учащиеся, 10 и более баллов из 20.

Университет (L’Universite)

Если французский школьник сдает бак с первого раза, он поступает в университет в 18 лет. Вступительных экзаменов во французские университеты не предусмотрено. По результатам бак можно выбрать университет и подать туда документы. Обычно у студентов занятия проходят не каждый день. Бывают недели, когда студенты ходят на пары не более 3-4-х дней. Предмет, который выбран студентом в качестве основного, занимает, обычно, бОльшую часть времени в обучении. Так, студенты, изучающие в университете английский язык, занимаются им около 18 часов в неделю (это зависит от университета). Почти все студенты, которые не получают стипендию, работают, чтобы оплатить свое обучение. Ранее во французской системе образования было 5 видов дипомов: le D.E.U.G., le diplome d’etudes universitaires generales (его получали спустя 2 года обучения в университете после получения бак), la Licence (3 года обучения), la Maitrise (4 года обучения), le D.E.A. (Diplome d’Etudes Approfondies) или le D.E.S.S. (Diplome d’Etudes Superieures Specialisees) после пяти лет обучения, и le Doctorat (8 лет обучения). Сейчас во Франции действует новая европейская система и дипломов всего три, их называют L.M.D. (по заглавным буквам названий дипломов): la Licence (3 года обучения после бак), le Master (5 лет обучения) и le Doctorat (8 лет обучения).

Франция - динамично развивающаяся европейская страна, входящая в ЕС и Шенгенскую зону. С каждым годом нарастает популярность и престиж местного образования среди иностранных студентов, в том числе из СНГ. Причиной тому служат превосходные условия обучения и перспективы трудоустройства в государствах Евросоюза. Какие отличительные черты имеет французское образование? Что необходимо абитуриентам-иностранцам для зачисления на учёбу в местные вузы?

Особенности системы образования во Франции

Система образования Франции является централизованной, его политика полностью контролируется Министерством нацобразования. В стране функционирует свыше 60000 учебных заведений различных уровней, до 20% которых являются частными. При этом учащиеся в совокупности составляют более 15 миллионов человек.

Основной язык преподавания - французский. Некоторые вузы разработали и внедрили курсы для студентов-иностранцев на английском.

Важно: преподавание религии запрещено в учреждениях начального и среднего образования.

Система французского образования включает несколько этапов

Когда начинается учебный год во Франции

Продолжительность учебного года стандартизована на уровне Министерства национального образования. Во всей стране дети начинают учиться в начале сентября, а заканчивают - в начале июля. В течение года предполагаются каникулы:

  1. Осенние, приуроченные ко Дню всех святых (последняя неделя октября и первая неделя ноября - 2 недели).
  2. Рождественские и новогодние (2 недели).
  3. Зимние (2 недели в середине февраля).
  4. Весенние, приуроченные к Пасхе (2 недели в середине апреля).
  5. Летние (2 месяца - с июля по сентябрь).

Структура образовательной системы состоит из 3 уровней.

Начальное образование

Учреждения начальной образовательной ступени - ДОУ (ясли, детские сады) и начальные школы.

Дошкольные учреждения

Ясли посещают дети с 2 месяцев до 2 лет, а детские сады - с 2 до 5. Они работают, как правило, в течение рабочего дня (7:30–18:30) либо несколько часов в день. Возможен и продлённый день по согласованию с руководством.

Дети 2–5 лет во Франции посещают детские сады

В яслях нет групп, все малыши находятся вместе. В детских садах идёт разделение на две подгруппы - до 4 лет и с 4 до 5 лет. В первой дети играют, общаются друг с другом, а во второй - поют, рисуют и занимаются реализацией прочих творческих навыков, гуляют на свежем воздухе и изучают окружающий мир.

Коренное население не стремится отдавать своих детей в ДОУ, поскольку в них ходит большое количество детей иммигрантов.

Посещать ДОУ ребёнок может только по желанию родителей.

Начальная школа

Учреждения начальной школы посещаются детьми 6–11 лет. Программа обучения включает в себя 5 классов.

До обучения в начальной школе дети должны посещать дополнительные курсы подготовки к школе при детских садах

Первый класс представляет собой курсы подготовки к учёбе в школе, которые преподаются в рамках детского сада. Здесь дети учатся письму, чтению, разговорной речи и самостоятельности. Учёба в последующих классах осуществляется уже в стенах начальных школ. Учебный план включает такие дисциплины, как математика, речь, письмо, этика, рисование, коммуникация.

Одарённые дети по наставлению учителей могут быть переведены в старшие классы.

Посещать начальную школу должен каждый ребёнок во Франции.

Видео: французская система начального образования

Среднее (школьное) образование

Учреждения средней образовательной ступени - коллежи и лицеи. При этом нумерация классов здесь обратная (с 6 по 1 класс + выпускной).

Коллежи

Коллежи - младшие средние школы. Здесь обучаются дети 11–15 лет (всего 4 года обучения: 6–3 классы). Учебный процесс подразделяется на циклы:

  1. Адаптационный (6 класс). Из начальных школ сюда принимаются дети без вступительных испытаний. Программа направлена на закрепление и систематизацию знаний, полученных ранее. В неё включён один иностранный язык по выбору ученика.
  2. Основной (5–4 классы). Главная цель - углубление имеющихся навыков и знаний, а также подбор наиболее подходящего направления обучения в лицее. К базовым учебным дисциплинам добавляют естественные науки и несколько иностранных языков по выбору.
  3. Профессиональный (3-й класс). Происходит специализация по одному из направлений - общему, профессиональному, техническому. По окончании цикла сдаётся национальный экзамен.

Учёба в коллежах является обязательной. По окончании этих учреждений выдаются сертификаты об окончании неполного среднего образования.

Лицеи

Лицей - старшая средняя школа, где учатся дети 15–18 лет (3 класса в общем случае) и по окончании учёбы сдают экзамены. Лицеи разделены на общие, технологические и профессиональные (аналог российских ПТУ). Профессиональные проводят вступительные испытания для абитуриентов, в то время как в учреждениях других типов необходима запись.

Выпускники лицеев получают дипломы, с которыми могут поступать в вузы

По итогам выпускных экзаменов в общих и технологических лицеях выдаются дипломы об окончании общего и технологического бакалавриата соответственно, которые необходимы для поступления в вуз. В профессиональных же цикл обучения сокращён до двух лет, а по их окончании оформляется сертификат о профпригодности, который необходим для дальнейшей работы на предприятии.

Высшее образование

Учреждениями высшего образования во Франции являются высшие школы, университеты и технологические институты. Основная масса вузов является государственными, но имеются и частные.

Абитуриенты, как правило, проходят вступительные испытания - экзамены и собеседование.

Структура образовательного процесса в вузах включает 4 этапа обучения

Все высшие учебные заведения участвуют в Болонском процессе с 2002 года. Старая система обучения была упразднена, а нынешняя включает следующие этапы:

  1. Бакалавриат. 3 года обучения. В зависимости от специализации выдаётся диплом DEUG или DEUST, подтверждающий академическое или научно-техническое образование. С DEUST выпускники могут устроиться на работу менеджерами.
  2. Магистратура. 2–3 года обучения в зависимости от специальности. После первого года обучения присваивается степень лиценциата, второго - магистра, а после третьего - инженера.
  3. Дополнительный цикл послевузовского образования. 1 год обучения. Приём осуществляется по результатам собеседования. По окончании выдаётся диплом о специальном или исследовательском образовании, который необходим для дальнейшего поступления в докторантуру.
  4. Докторантура. 3–4 года обучения. Для приёма с абитуриентом проводится собеседование. В конце обучения соискатель докторской степени должен написать и защитить диссертацию перед Национальной комиссией, после чего выдаётся диплом доктора наук.

Практически после каждого года обучения проводятся экзамены, а студентам выдаются национальные дипломы, которые соответствуют тому или иному этапу обучения в конкретном вузе. Такая особенность образовательной системы несколько затрудняет понимание образовательных документов.

Видео: краткий анализ схемы образования Франции

Сколько стоит обучение, можно ли иностранцам учиться бесплатно

Все французские ДОУ являются платными. При этом стоимость зависит от количества часов ежемесячного посещения и совокупного дохода семьи. Как правило, за одного ребёнка родители платят 200–300 € каждый месяц.

Учёба в школах и учреждениях среднего образования является бесплатной. Однако по волеизъявлению родителей ребёнок может посещать частные учреждения. Стоимость обучения в них начинается от 1000 € в месяц.

В государственных вузах учатся бесплатно, поскольку Министерство образования их субсидирует. Однако студенты должны вносить символическую плату около 185 € за год обучения в бакалавриате, 250 - в магистратуре, 400 - в докторантуре. Частные вузы взимают плату порядка 2000–10000 € в год.

Студенты из государств СНГ вправе получать образование бесплатно наравне с коренными жителями.

Таблица: самые известные французские вузы

Наименование учебного заведения Количество учащихся Особенности учебного заведения
130000 Основан в 1253. Самый знаменитый и крупный вуз Франции. В 1970 разделён на 13 независимых вузов, 5 из которых стали его преемниками, сохранили единую инфраструктуру и образовательные традиции. Среди выпускников - М. Цветаева, О. де Бальзак, О. Мандельштам. Основные направления подготовки - право, литература и театральное искусство, гуманитарные науки, медицина, иностранные языки.
46000 Основан в 2009 в результате объединения университетов Луи Пастера, Марка Блока и Роберта Шумана. Среди выпускников университета нобелевские лауреаты, выдающиеся исследователи, врачи, политики, общественные деятели. Популярные направления подготовки - медицина, менеджмент, гуманитарные, социальные и экономические науки. Занимает 87 место в Академическом рейтинге университетов мира.
44000 Основан в 1289. Шестой по величине вуз Франции. Самыми популярными направлениями обучения являются медицина, фармацевтика, стоматология, политология, экономика и право. Университет владеет обширной коллекцией картин европейских художников.
74000 Основан в 2012 году в результате слияния университетов Прованса, Поля Сезана и Средиземноморской Академии. Самые популярные направления подготовки - менеджмент, политология, экономика, наука и технологии. Входит в ТОП-10 лучших французских университетов (по мнению агентства CWUR) и в ТОП-100 вузов мира (по мнению Reuters).
130000 Основан в 1559. В 1970 был разделён на 3 независимых университета, которые находятся на территории студенческого городка «Лилль». С 2014 года запущен процесс слияния вузов. Основные направления обучения - юриспруденция, естественные науки, медицина и фармация. Преподавателями вуза были многие известные люди, такие как Луи Пастер, Рене Кассэн (лауреат Нобелевской премии), Жак Ле Гофф, Поль Паскаль.

Фотогалерея: французские высшие учебные заведения

Сорбонна - самый крупный и старый университет Франции Страсбургский университет занимает 87 место в Академическом рейтинге университетов мира Университет Монпелье - шестой по величине вуз Франции Университет Экс-Марсель входит в ТОП-100 лучших университетов мира по мнению агентства Reuters Основные направления подготовки Университета Лилля - юриспруденция, естественные науки, медицина и фармация

Как поступить во французский университет русским, украинцам, белорусам и казахстанцам

Основное требование, предъявляемое при поступлении во французские вузы - наличие аттестата бакалавра со средним баллом выше проходного. Выпускники российских школ таких аттестатов не получают, поэтому они должны отучиться в одном из вузов РФ как минимум год. А вот выпускникам вузов, окончившим бакалавриат или магистратуру, будет проще. Тем не менее руководство большинства французских вузов предлагает иностранцам перед зачислением пройти 1–2-годичные курсы подготовки к обучению, по окончании которых сдаётся языковой экзамен. Курсы можно пройти как у себя на родине, так и во Франции.

Для начала абитуриенту необходимо определиться с вузом для поступления. В вопросах получения высшего образования содействие оказывает госагентство Франции «КампюсФранс». Для прохождения обучения длительностью более 3 месяцев необходимо зарегистрироваться на сайте агентства, создать анкету и оформить долгосрочную визу студента. Вступительные испытания проводятся зимой.

Граждане РФ могут подавать документы для поступления в режиме онлайн. К своей анкете в системе нужно загрузить сканированные копии свидетельства о рождении, загранпаспорта, аттестата или диплома об образовании, выписки из зачётки. Документы должны сопровождаться переводом на французский язык. Помимо этого, абитуриент должен составить мотивационное письмо от руки. После этого представитель «КампюсФранс» назначает день прохождения собеседования.

Видео: поступление во французские вузы

Стипендии и гранты для студентов-иностранцев

Иностранным студентам не всегда предоставляется возможность учиться во французском вузе бесплатно. Нередко они обращаются за стипендиями и грантами, которые могут быть выделены на краткосрочное или долгосрочное обучение.

Стипендия - ежемесячная материальная помощь. Стипендии предоставляются правительством Франции, Еврокомиссией, местными вузами, а также президентом РФ. Информация об актуальных программах представлена на портале «CampusFrance» по ссылке .

Грант - единовременная выплата средств для покрытия полной или частичной стоимости обучения. Как правило, они выделяются для проведения определённых научных исследований. Найти подходящую программу можно на сайте агентства «CampusFrance» в разделе «Finance your programm».

Стипендии и гранты могут быть получены до либо во время прохождения обучения. При этом каждая программа имеет свою индивидуальную процедуру подачи заявки на участие.

Видео: рассказ о поступлении в Сорбонну (Париж)

Как живут студенты

Формально каждый студент вправе проживать в студенческом общежитии, где ему выделяется отдельная комната. Однако места в них достаются далеко не всем. Сначала жильём обеспечиваются малоимущие местные студенты, затем стипендиаты и участники международных обменных программ. При этом ежемесячная плата в государственном вузе будет составлять 100–350 € в месяц, а в частном - от 250. Все студенческие общежития принадлежат не вузам, а центру по вопросам размещения студентов (CROUS).

Студенты нередко арендуют квартиры по несколько человек и платят каждый за свою отдельную комнату. Стоимость аренды в этом случае начинается от 300 €.

Ещё одним доступным способом является проживание во французской семье. Этот вариант больше всего подходит студентам, планирующим краткосрочное обучение. Стоимость проживания, как правило, составляет 150–300 €.

Каждый студент может получить комнату в общежитии

Как получить визу

Франция является страной ЕС, входящей в Шенгенскую зону. Чтобы поехать туда поступать и учиться, гражданам РФ необходимо предварительно оформить визу. Учебные визы бывают двух типов - краткосрочные (для пребывания не более 90 дней подряд, к примеру, с целью прохождения вступительных испытаний) и долгосрочные (более 90 дней).

Для оформления визы необходимо обратиться в одно из консульских учреждений Франции в РФ. Они имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Заявитель должен предварительно подготовить следующие документы:

  • заполненную и подписанную анкету-заявку,
  • паспорт для заграничных поездок,
  • 2 фотографии,
  • полис медицинского страхования выезжающих за рубеж,
  • копию всех страниц внутреннего паспорта либо свидетельства о рождении,
  • подтверждение финансовой состоятельности,
  • приглашение от образовательного учреждения либо свидетельство о зачислении на курс,
  • подтверждение проживания во Франции.

Для обучения во Франции необходимо предварительно оформить визу

С заявителями, желающими оформить долгосрочную визу, консул в обязательном порядке проводит личную беседу.

Подробные условия оформления учебных французских виз изложены на официальном сайте посольства Франции в разделах, касающихся долгосрочных и краткосрочных шенгенских виз.

Дополнительные курсы и работа во время учёбы

Во время учёбы студенты по своему желанию могут посещать дополнительные курсы по предварительной договорённости с руководством факультета. Как правило, за это взимается отдельная плата.

Французское законодательство предусматривает возможность подработки для студентов. Предварительно нужно получить специальное разрешение в местной администрации. В течение года допускается не больше 844 часов работы (за неделю - максимум 19 часов, а в период каникул - 40).

Французские студенты имеют право подрабатывать во время учёбы

Дипломы местных вузов котируются во всех странах ЕС, поэтому выпускники могут получить высокооплачиваемую работу по окончании учёбы и остаться жить в Европе. Однако работодатели во Франции отдают большее предпочтение при трудоустройстве выпускникам специальных высших школ, где учёба платная. Это связано с тем, что работодатели не доверяют бесплатному образованию, несмотря на его высочайшее качество.

Итоговая таблица: преимущества и недостатки образовательной системы Франции

Преимущества Недостатки
Качество обучения признано одним из лучших в мире Практически у каждого вуза имеется своя система присвоения дипломов, что затрудняет понимание образовательных документов
Иностранцы могут получать образование бесплатно Процесс оформления визы многоэтапный и сравнительно сложный
Для иностранных студентов разработаны программы на английском Большая часть программ преподаётся на французском, поэтому абитуриентам необходимо посещать языковые курсы, а по их окончании - сдавать экзамен
Каждый студент обеспечивается общежитием Мест в общежитиях хватает далеко не всем
Стоимость обучения ниже, чем в других европейских странах Процесс поступления в значительной степени бюрократизирован
Во время учёбы есть возможность работы и посещения дополнительных курсов Существуют сложности при поиске работы во Франции по окончании вуза
Возможно получение стипендий, грантов Образование, полученное во Франции, менее престижное, нежели американское и британское

В силу устойчивой государственнической традиции во Франции, начиная с Наполеоном I окончательно сложились две ветви юстиции- обычная и административная.

Общегражданскими судами первой инстанции считаются трибуналы большой инстанции с коллегиальной формой отправления правосудия единолично, а также специализированные трибуналы. Трибуналы большой инстанции , каковых в стране 181 (в том числе 175- палат (11- в Марселе, 10- в Лионе, 31- в Париже) и решают дела, по которым обязательно используются услуги адвоката, а размер иска превышает 7600 евро (в случае, если они компетентны решать некоторые категории дел с меньшей суммой иска, при сумме иска в 3800 евро и ниже их решения не подвержены апелляции). Им подсудны строго определенные категории дел: например, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве.

Трибуналы малой инстанции, в каждом из округов числом в 473 (из них 462-в метрополии), используют простую, устную и дешевую судебную процедуру и им подсудны дела с суммой иска менее 7600 евро. Кроме того, эти суды обладают по ограниченному кругу дел предметной подсудностью (например, все споры об аренде жилых помещений, споры, касающиеся потребительского кредита, жалобы по вопросам составления избирательных списков).

Еще одну разновидность судов - судов, находящихся в непосредственной близости от граждан, ввел органический закон от 26 февраля 2003г. с целью улучшения доступности правосудия. К 2008г. их число должно достигнуть 3300. В этом случае судопроизводство осуществляет единоличный судья - причем не обязательно действующий, а возможно профессор права или магистрат или нотариус в отставке, бывший чиновник юридических ведомств. Им подсудны некоторые категории исков с ценой менее 1500 евро и малозначимые уголовные правонарушения.

Уголовная юстиция как бы совмещается с гражданской. Наименее серьезные правонарушения (например, превышение скорости или охота вне сезона) рассматриваются полицейскими трибуналами (т. е. теми же трибунами малой инстанции), и они наказываются небольшими денежными штрафами и до 2 месяцев тюремного заключения. Уголовные деликты являются предметом рассмотрения исправительных трибуналов (т. е. теми же трибуналами большой инстанции), и здесь выносятся приговоры в виде лишения свободы на срок не свыше 10 лет. В этом случае не существует права на судебное разбирательство с участием присяжных.

Наиболее тяжкие преступления, такие как убийство, вооруженный грабеж, подсудны 99 региональным судам ассизов - специализированным судебным органам в составе коллегии из 3 судей и 9 присяжных (для обвинительного заключения требуется не менее 8 голосов). На приговоры данных судов невозможно подать апелляцию; имеется только возможность представить петицию в высшую судебную инстанцию страны по вопросам применения права. В процессе уголовного судопроизводства - особенно по делам высшей и средней тяжести, предварительное следствие после полицейского дознания проводит следственный судья , назначаемый на 3 года из числа судей Трибунала большой инстанции. Он вправе осуществлять широкий спектр следственных мероприятий, включая выезды на место преступления, обыски, наложение ареста на имущество, аресты, экспертизы и судебные полномочия в виде предварительного помещения лица под стражу и т. д.

Важную роль выполняют35 апелляционных судов (30 из них находятся в материковой части страны), являющиеся второй судебной инстанцией. В их составе кроме нескольких палат по гражданским и уголовным делам, имеется обвинительная палата, которая «осуществляет контроль за предварительным заключением, выносит решения по жалобам на все распоряжения следственного судьи и принимает решения о передаче дела в суд ассизов»

Увенчивает пирамиду общегражданского судопроизводства Кассационный Суд - старейший и наиболее авторитетный судебный орган страны, возглавляемый первым президентом и состаящий из 6 палат (3 по гражданским делам, одной - по коммерческим спорам, одной - по социальному праву и одной - по уголовному праву). В его составе заседает около 90 судей советников и около 40 советников - референтов (количественные параметры время от времени меняются). При нем прикомандированы генеральный прокурор, главный генеральный адвокат и 22 генеральных адвоката.

Суд в силу особенности своей позиции как высшего судебного звена постоянно сталкивается с перегруженностью делами, с которой власти пытаются бороться уменьшая кворум судейской коллегии, принимающей дела к рассмотрению, и кворум при рассмотрении дела. Одновременно налицо попытки расширить полномочия Суда с целью недопущения затягивания судебных процессов. «По традиции Кассационный суд, признав обоснованность жалобы, был вправе лишь кассировать решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции». Впоследствии у Суда появилось право выносить окончательное решение. Однако ни эта реформа, ни закрепленная законом 1967г. обязательность указаний пленарного собрания для суда, в которое дело направляется на новое рассмотрение, не спасли высшую судебную инстанцию и французскую юстицию от перегрузки, «поскольку ее причины исходили извне судебной системы. Среди них необходимо указать на инфляцию законодательства, дефекты в текстах законов, возросшие число делопроизводств, составленных без участия адвокатов, частые перемены в позициях сторон, наличие большого количества промежуточных инстанций и т. п.».

К специализированным судам относятся прежде всего коммерческие трибуналы (на территории материковой Франции их 191), и они состоят из трех членов, избираемых самими коммерсантами. Эти суды компетентны рассматривать в конечной инстанции коммерческие иски с «ценой» до 3800 евро.

В случае отсутствия на данной территории коммерческого суда истец может обращаться в трибунал большой инстанции.

К иной категории специализированных судов относятся советы прюдомов , осуществляющих разбирательство трудовых споров между работниками и работодателями. Они формируются на паритетной основе из выборных членов (по два от работодателей и по два от работников), а в случае необходимости для преодоления равенства голосов к ним присоединяется судья трибунала малой инстанции. 271 подобный орган на территории материковой Франции в составе около 15.000 советников (7500 от работодателей и 7500 от работников) выбранных на 5 лет, выносят ежегодно примерно 160.000 решений.

Во Франции еще при Старом режиме по сути дела была заложена традиция административной юстиции, а после Великой Французской революции, в начале XIXв., Государственный Совет и советы префектур приобретают судебные функции. С XIXв. существование особого административного права базируется на понятии публичной службы, действующей во имя всеобщего интереса. При этом в последние годы отказываются от жестокого противопоставления административных служб и коммерческой деятельности, допуская, что коммерческая организация может оказывать публичные услуги или что их может осуществлять публично-частное партнерство. Таким образом объективно возрастает значимость административной юстиции в лице ее 36 административных трибуналов , 6 административных апелляционных судов и Государственного Совета как вершины административной судебной пирамиды.

В современной Франции особое положение административной юстиции подкрепляется еще и характером формы правления V Республики. В ситуации, когда структура исполнительной власти замыкается на президента, являющегося не только главой государства, но руководителем исполнительной власти в стране, и в то же время когда следует говорить не о разделении функций президента и премьер-министра, а об их совмещении при доминирующей роли главы государства создаются предпосылки для актуализации административного управления и административной юстиции. Следует признать, что «в отличии от англосаксонской модели управления, не допускающей наделения административного аппарата юридическими привилегиями из-за боязни ущемить индивидуальные свободы,…французы полностью доверяют аппарату управления, предоставляя ему ряд правовых привилегий для беспрепятственного осуществления исполнительно-распорядительной и контрольной деятельности в центре и на местах», что предполагает существование административных судов.

Конституционная юстиция во Франции достаточно молода, и ее функции с 1958г. выполняет Конституционный Совет , который в полном смысле этого слова судом и не является. Формируется он на паритетной основе председателями обеих палат парламента и президентом Республики (по 3 назначенца),и в отношении его членов не существует конституционно закрепленных цензов. Справедливо, кроме того, мнение, что Конституционный Совет был сконструирован отцом V Республики Генералом де Голлем и его сторонниками во многом для того, чтобы ограничить права парламента в борьбе с наследием предшествующих парламентских III и IV Республик. В отличии от США, Конституционный Совет воплощает европейскую, централизованную модель конституционной юстиции. Обычно он рассматривает дело по поступившему запросу обязательному или факультативному, правом на который обладает президент, премьер-министр, председатели обеих палат и группы депутатов.

В целом следует подчеркнуть, что во Франции судебная власть не является в полной мере равной ветвью власти по отношению к другим властным ветвям. «Принцип конституционного ревю со стороны судов никогда не укоренялся здесь, как это имело место в Америке в первые десятилетия независимого государства. Роль судов в защите индивидуальных прав является предметом дискуссии во Франции, а к их полномочиям пересматривать законодательство или исполнительные приказы по причине несоответствия конституции относятся с большим подозрением. Суды пострадали от Великой Французской революции, и они испытали огромную потерю власти и престижа после нее». Тем не менее из этого не следует, что французская система является в каком-то смысле неполноценной, как в том нередко пытаются уверить некоторые англо-американские авторы.