Фамилия автора знаменитой скульптуры девушка с веслом. История «Девушки с веслом

Проект «Архитектурные излишества» начал общественную кампанию по воссозданию знаменитой фигуры на «доме под юбкой». Речь идет о здании на пересечении Тверской улицы и Тверского бульвара. В 40-50-е годы прошлого века ротонду на его крыше украшала скульптура танцовщицы в летящих одеждах, с серпом и молотом в руке.

Московский краевед Юрий Федосюк так описывал историю появления декоративного элемента: «Чтобы акцентировать угол дома №17, выходящего на Пушкинскую площадь, Мордвинов, зодчий весьма посредственный, ни к селу ни к городу установил на верхушке статую балерины с поднятой рукой (а не ногой), ныне давно уже снятую. Под статуей, в начале Тверского бульвара, оказался памятник Пушкину». По этому поводу, как вспоминал Федосюк, кто-то посвятил Мордвинову эпиграмму:

«Над головою у поэта / Воздвиг ты деву из балета, / Чтоб Александр Сергеич мог / Увидеть пару стройных ног».

Правда, потом памятник Пушкину перенесли на противоположную сторону Тверской, на место снесенной колокольни Страстного м стыря, и горожане злословили, что теперь он отворачивается от «срама».

Новогодняя ярмарка на Пушкинской площади. Москва, 1947 год.

Анатолий Гаранин/РИА Новости

По воспоминаниям краеведа Федосюка, все говорили, что статуя изображает балерину , якобы жившую в том же доме. В пользу этой версии говорило и то, что Сталин, определявший облик улицы Горького, часто бывал на постановках с ее участием. Как-то, оказавшись на одном приеме за столом рядом с балериной, кравед спросил ее об этом. Вот ее ответ: «Никогда я там не жила и никто статую с меня не лепил. Слухи, может быть, вызваны тем, что в начале войны я дежурила на этой крыше вместе с Мишей Габовичем, тушили немецкие зажигалки».

60 лет назад — в 1958 году — статую убрали с привычного места. По одной из версий, она треснула и стала представлять опасность: посыпался армированный бетон из-за коррозии. Другой же вариант гласит, что партийному руководству не нравилось проезжать по Тверской «под юбкой».

Девушка с веслом

Пострадать из-за внешности в свое время пришлось даже такой банальной, казалось бы, скульптуре как «Девушка с веслом». Фигуры крепко сбитых спортивных девушек в советские времена, пожалуй, были в каждом центральном парке города. Но самая первая «Девушка» отличалась от них так же сильно, как Венера Милосская от Венеры Виллендорфской.

Работу скульптора (он, кстати, в свое время брал уроки у Огюста Родена) установили у главного входа в парке Горького в 1935 году. По легенде, моделью для статуи стала студентка Вера Волошина, которую Шадр увидел, когда она выполняла тренировочные прыжки в воду с вышки. Судьба Волошиной сложилась трагически: осенью 1941 года она добилась зачисления в разведывательно-диверсионный отряд для работы в тылу врага, где оказалась в одной группе с Зоей Космодемьянской. 21 ноября Волошина, прикрывая отход партизанского отряда, была ранена в плечо и попала в плен. После пыток немцы повесили ее в лесу.


Скульптура девушка с веслом в ЦПКиО имени Горького, 1935 год

Наум Грановский/ТАСС

Что касается памятника, созданного с Волошиной, то он практически сразу вызвал возмущение : скульптура получилась слишком сексапильной и вовсе не соответствовала образу женщины-труженицы. «Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью.

Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло… Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы…»,

Шадру пришлось переделывать скульптуру, а оригинальную «девушку» за собственный счет отправить в «парк любого города, который согласится ее принять». После многочисленных отказов самая первая «Девушка с веслом» оказалась в Ворошиловграде (Луганске), где была разрушена во время войны при артобстреле.

У второй «Девушки с веслом» были более широкие бедра, пышная грудь, меньше мускулов и не такие длинные ноги, как у первой. Кроме того, изменилась прическа. Ее облик эстетику власти удовлетворил. Эта скульптура простояла в парке Горького до начала войны и была уничтожена во время бомбежек осенью 1941 года.

Что касается более привычных нам крепких физкультурниц в трусах и майках, растиражированных по всему Союзу, то их создал совсем другой скульптор — Ромуальд Иодко. Первая его работа называлась «Женщина с веслом» и была установлена в 1935 году на московском стадионе «Электрик» в Черкизове. Годом позже он изготовил уже статую «Девушки с веслом», уже в купальнике, для водного стадиона «Динамо», и именно ее копии стали массово устанавливать в парках.


Скульптура «Девушки с веслом» Ромуальда Иодко в Центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО) имени А. М. Горького, 2011 год

Сергей Пятаков/РИА Новости

У этой истории все же счастливый конец: Шадр успел сделать уменьшенную гипсовую копию самой первой «Девушки с веслом», которую в 50-е годы перевели в бронзу для Третьяковской галереи. Копию статуи, слепленной с Веры Волошиной, изготовили в 2011 году и установили на «родине», то есть в парке Горького.

Сапожник без сапог

Еще один пример советской «цензуры» связан с одним из главных символов Союза — «Рабочим и колхозницей». Тело рабочего лепили с бывшего артиста балета Игоря Басенко, тело колхозницы — с телефонистки Анны Богоявленской. Последняя поначалу была убеждена, что художники ошиблись и никак не могли выбрать ее в качестве модели, на первый сеанс она даже отправила свою «более красивую» подругу Эльзу. Но была нужна именно Богоявленская.

Примечательно, что тела и лица рабочего и колхозницы «взяты» от разных моделей. Прототипов для головных частей скульптуры Вера Мухина увидела на параде физкультурников. Лицом рабочего стал Сергей Каснер, строитель, а колхозницы - откатчица Метростроя Зоя Мухина, однофамилица скульптора.

Большое пятитонное полотнище материи, летящее за группой, должно было прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Веры Мухиной юноша и девушка были обнаженными. Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы — ею девушка придерживает стальную «ткань».


Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» у входа на ВДНХ, 2017 год

Альберт Гарнелис/ТАСС

Впрочем, творческий полет мысли Мухиной высокая комиссия оценила не полностью. Скульптор вспоминала о том, как уполномоченный правительства по приемке павильона для Всемирной выставки в Париже посмотрел ее работу: «Он сказал мне:

— Девяносто девять процентов за то, что делать будете вы. Только...

— Одеть?.. (Рабочий был у меня обнаженный.)

— Да, оденьте, тогда видно будет, что это рабочий.

Я одела рабочего, — теперь он в спецовке, сверху только лямки, а спина и грудь голые. Девушка в сарафане».

Когда вид будущего памятника был утвержден, монумент начали изготавливать уже в полном масштабе. «Тут близко находился завод «Шарикоподшипник» и пролегала трамвайная линия на ЗИС, Динамо. Скульптура вся была видна из-за невысокого забора. За этим забором постоянно толпился народ, слышались разговоры, споры.

Кто-то выражал недовольство тем, что у девушки волосы растрепаны.

Другой, вступаясь за скульптуру, сердито возражал: «Вы что, парикмахер?», — рассказывала Мухина.

Аполлон: падают листья

Самым свежим примером «цензуры» (хотя, конечно, как посмотреть) можно назвать реконструкцию Большого театра. Точнее — его фронтона, который, напомним, украшает квадрига, управляемая покровителем искусств и предводителем муз Аполлоном. После открытия отремонтированного театра в 2011 году выяснилось, что причинное место бога прикрыли фиговым листком, хотя в советские времена Аполлон красовался в чем богиня родила.АиФ » завотделом искусства и археологии древнего мира ГМИИ им. Пушкина Владимир Толстиков, — Не могли сделать иначе. Во всех дворцах, усадьбах, парках того времени у скульптур обязательно есть фиговые листы. Странно, что раньше фигового листа не было, потому что в Советском союзе не поощрялись такие вещи, даже в нашем музее в 50-е годы все слепки античных статуй были снабжены фиговыми листами, которых у них раньше не было, а затем уже в 60-70-е их сняли».

По разным данным, листок «облетел» то ли в начале прошлого столетия, то ли после бомбежек в 1941 году, когда снаряд попал в голову Аполлона, повредил колесницу и скульптуры музы лирической поэзии Эрато, а также музы танца Терпсихоры.

На то, что фиговый листок все же был, указывают и следы от штырей, которыми он крепился к статуе. Неизвестно, о крепежной детали ли речь или все же об анатомическом нюансе, но , ведущая реставрацию в Спасо-Андрониковом монастыре, часто подшучивала над обсуждением у них в ЦНПРМ (Центральные научно-реставрационных проектных мастерских) проекта реставрации «штыря у Аполлона».

Лист, как объяснялось, был «изготовлен по аналогам, которые существуют, в частности в Петродворце. Я подсмотрел подходящие листы на фонтане «Адам и Ева», говорил один из реставраторов . Помимо листа, Аполлону вернули лавровый венок в правой руке, состоящий из почти 100 медных листьев и ягод, и пряжку на плаще.

Михаил Золотоносов

Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный католог

садово-паркового искусства сталинского времени. - СПб.: ООО ИНАПРЕСС, 1999, с. 20-29.

I. Доминирующей скульптурой ЦПКиО им. М.Горького являлась «Девушка с веслом», созданная Иваном Дмитриевичем Шадром (1887 - 1941) и установленная как украшение центрального фонтана (фото «второго паркового варианта» см.: Проспект 1937: обложка и с.32). Как «массовая продукция», «Девушка» выполнялась из «тоталитарного» железобетона, имела высоту 4,6 м, была установлена на плинте 1,35х1,3 м высотой 0,75 м, стоила 23 000 руб. (Прейскурант 1937). На Ленинской площади ЦПКиО, в центре фонтана (арх. А.В.Власов), скульптура была установлена в 1937 году (фото см.: Вечерняя Москва. 1937. 10 июня; проект центрального фонтана ЦПКиО см. Власов 1936: 37). До этого стояла в центре водоема (фото см. Архитектура СССР. 1935. № 10/11, вклейка к с. 49).

В том, что Шадр, ученик А.Майоля. обратился к обнаженной натуре, нет ничего удивительного (особенно с учетом соответствующего социального заказа). Закономерно и обращение к «водному мифу», в сталинской культуре очень важному и по традиции связанному с женщиной. Удивительнее другое: использование вульгарной эротической образности. Весло в скульптуре теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает либо к уключине, в которую вставляется весло (ср. «ключ» и «замок»), либо к тирсу Диониса, являвшемуся метафорой фаллоса; наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками (эрегированные соски и массивный бюст были и у статуи «Освобожденный Восток» работы И. Д. Шадра) стала украшением фонтана, который является символом «вечной жизни» (Лихачев 1982: 42), но также моделирует водометанием извержение спермы. Впрочем, и Б.Л.Пастернак не был слишком изыскан, когда дал своей героине «вагинальную» фамилию «Люверс»: люверс - это отверстие в парусе для продевания снасти.
20

Говоря о пластических прототипах шадровского симулякра, прежде всего следует указать на Венеру Таврическую (Эрмитаж) с ее удлиненными пропорциями и Афину Лемнию работы Фидия, стоявшую на Афинском акрополе (ок. 450 г. до н. э.), которая опирается на копье левой рукой. Отсюда поза богини-победительницы. Может быть, точнее говорить не о какой-то конкретной Афине, а о целом кластере «Афин», имея в виду Афину на здании Конногвардейского манежа в Ленинграде-Петербурге (Раков 1996: 13; копье в правой руке) и Афину, установленную на Главной аллее Летнего сада (Раков 1996: 12; копье в левой руке). Кстати, к этому же разряду статуй, установленных на крышах ленинградских зданий, относится Беллона (богиня круга Марса) на фасаде здания казарм Кавалергардского полка (Шпалерная ул., 41/43). Следующим номером в списке античных прототипов идет «Статуя эллинистического монарха» (II в. до н. э.) (см. Античная скульптура 1961: илл. 75), также опирающегося на копье левой рукой (фигура монарха обнажена). Не исключено, что весло как чисто мужской атрибут перешло к «Девушке» от прототипа XVIII века - медного Нептуна, который держал в левой руке трезубец (установлен в Петергофе на морской террасе у Екатерининского корпуса дворца Монплезир; выполнен неизвестным скульптором по рисунку Петра I в 1716 г.; см. Декоративная скульптура 1981: раздел «Петродворец», илл. 24 - 26). Перекодировка в этом случае имела тройной характер: «петровский», мифологический (Древняя Греция), мужской персонаж трансформировался в сталинский, советско-мифологический (спортивный), женский. При этом и возникла двусмысленность семантики (особенно с заменой мужского трезубца на женское весло). Кстати, у Нептуна гениталии были закрыты повязкой. Отмечена также связь с фигурой Навигации скульптора Д.Иенсена на крыше павильона для ботика Петра I (1891) и с двумя фигурами нимф реки с веслами, входящими в оформление фонтана «Нептун» в Верхнем саду Петергофа (1652 - 1660, бронза) работы Х.Риттера и Г.Швейгера (Шумов 1989; точные данные см. Каталог 1977).
21

Возможно также, что на Шадра могли оказать влияние фигура «Победитель в метании копья» (1927, бронза, 40 см) М. Г. Манизера (см. Манизер 1940: альбом иллюстраций), статуэтка работы Н.И.Шильникова «Физкультурница с веслом» (Скульптура 1932: альбом иллюстраций, раздел «Массовая скульптура»), скульптура М.Л.Симонович «Лыжница» (1935) (фото см. Искусство. 1935. № 6. С. 148), статуя работы Г.И.Мотовилова «Физкультурник с веслом» (1935, изображение не найдено) и «Копьеносец» (1935) Д.П.Шварца (цемент, 3 м), предназначенный для оформления главного входа стадиона «Электрик» в Москве (фото см. Нейман 1955; Искусство. 1936. № 1. С. 141). Стоит также упомянуть многочисленные фотографии, на которых изображались гребцы, державшие весла в вертикальном положении. К примеру, такая фотография была опубликована в газете «Парк культуры и отдыха» (1934. 31 авг. № 30. С. 1): на ней изображены двое юношей и одна девушка с веслами в левой руке, поставленными вертикально (аналогичное фото см. также в книге Советский эрос 1997: 68).

Обилие возможных современных прототипов говорит прежде всего о том, что Шадр запечатлел типовой жест эпохи , подведя своего рода итог пластическим поискам многих скульпторов, нашел удачный симбиоз античного и спортивного кодов, воплощенный в образе фаллической женщины.

Особого рассмотрения заслуживает история создания скульптуры. Сама железобетонная статуя не сохранилась, обстоятельства ее сноса нам не известны, существует только бронзовая отливка 117х79х34, по поводу которой накопились противоречивые мнения. По одной версии, это этюд для скульптуры, выполненный самим Шадром (Колпинский 1964. илл. 53 - 54). По другой версии, «гипсовая "Девушка" в конце 50-х годов стараниями жены Шадра вместе с другими его работами была переведена в бронзу <...>. Отливку делал известный мастер Владимир Лукьянов» (Мартыненко 1995).
22

Однако при сопоставлении сохранившихся фотографий «парковой девицы» с бронзовой становится очевидным их существенное анатомическое и эстетическое различие. В бронзе девушка приземистее, у нее гораздо шире таз и бедра, она полнее, мясистее, у нее короче и толще ноги. Для ЦПКиО же была сделана более стройная, более длинноногая и узкобедрая, с ногами и фигурой куда более романтичными и возбуждающими, но при этом с сильными мускулистыми руками. Поэтому, скорее всего, бронза является не уменьшенной копией парковой статуи, а самостоятельным этюдом, в котором гораздо сильнее подчеркнуто женское «земное» начало, находящееся в русле традиции А.Майоля.

Отвергнув эту традицию, Шадр в 1934 - 1935 гг. создал «первый парковый вариант» (название дано нами условно): самое раннее его упоминание обнаружено в газете «Советское искусство», 1935, 17 июля, № 33. На фото А.А.Гринберга работа Шадра была изображена в мастерской скульптора, а в подписи к фотографии говорилось:

«Скульптор А.(!) Д. Шадр заканчивает большую монументальную композицию "Девушка с веслом", которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров» (фото воспроизведено в Шадр 1978". илл. 41; Московские новости, 1996. 18 - 25 авг. № 33. С.24).

К слову сказать, статуя Афины Парфенос работы Фидия имела высоту тоже 12 метров.

Однако «первый парковый вариант» (фото в ЦПКиО см. Архитектура СССР. 1935. № 10/11, вклейка к с. 49) был отвергнут, о чем общественности сообщила директор парка Бетти Глан в интервью «Вечерней Москве» 10 мая 1936 г.:

«Этим летом парк украсят новые скульптуры наших советских мастеров. У парашютной вышки устанавливается фигура "Парашютистка" работы скульптора Шварца. Скульптор Янсон-Манизер закончила свое новое произведение "Балерина" <...> У берега большого пруда водружается скульптура "Юность" Фильдса. Он же работает сейчас над двумя большими скульптурными группами на тему о физкультуре. В соответствии с критикой и замечаниями посетителей парка скульптор Шадр переделал фигуру "Девушка с веслом", которая отливается сейчас из бронзы.
По вечерам на темнозеленой стене Нескучного сада будут пылать слова великого вождя народов тов. Сталина: "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее", выписанные гигантскими неоновыми буквами» (Глан 1936; подчеркнуто нами. - М. 3.).
23

Возможно, Шадр «переборщил», создав в «первом парковом варианте» не столько женщину в ее привычном для сталинского социализма облике детородного орудия, сколько модель фаллической женщины, прежде всего испугавшей длиной ног, объемом мышц плечевого пояса и вытянутостью пропорций. Кроме того, как показывает сравнительное изучение фотографий первого и второго парковых вариантов, первый отличала сексапильная прическа: волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты, форма головы четко обрисована. Кстати, такую идеально обтянутую головку пловчихи - для придания блеска и сохранения прически в воде - еще покрывали желатином, окончательно превращавшим волосы в подобно резиновой купальной шапочки.

К лету 1936 г. появился «второй парковый вариант», видимо, более устроивший общественность. Изменилась не только прическа, которая стала более вольной и менее сексуальной. Исчезли мужские мускулы рук. Девушка стала тоньше и романтичнее. Один из рецензентов отмечал в статье о выставке 1937 года: «Показанный новый вариант "Девушки с веслом" Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы» (.Маслов 1937). Можно предположить, что в подтексте такого недовольства содержалось осуждение отказа от майолевского физиологизма и женственности: в идеале женщина не должна быть самодостаточной, она предназначена для продолжения рода, о чем должны недвусмысленно свидетельствовать широкие бедра и большая грудь, которых не вылепил скульптор.

Различным вариантам «Девушки» соответствовали две натурщицы, о которых точно известно, что они позировали Шадру: Вера Волошина и Зоя Бедринская. Вероятнее всего, что с Волошиной были сделаны тяжелоногие «майолевские» этюды или «первый парковый вариант» (не менее вероятно, что «майолевские» этюды вылеплены вообще без натурщицы, как «цитата»), а второй Шадр лепил с романтически прелестной Бедринской. Во всяком случае имеющиеся в наличии варианты «Девушки» раскрывают смысловой диапазон поисков скульптора: между «женщиной» и «девушкой», между сексуальностью зрелого тела со слишком выпуклыми формами, готовыми плодоносить, и воплощением мужской мечты о «фалличсской» длинноногой, мускулистой, самовлюбленной, холодной диве с вытянутыми сосками, к которым никто не подпущен, пугающей и эротически раздражающей недосягаемостью и совершенством. Шадр как будто вспомнил афоризм Шопенгауэра: «Только отуманенный половым влечением рассудок мужчины мог назвать прекрасным низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол» (цит. по Вересаев 1985. 358).

В результате дива оказалась стройна, «физиологический» живот отсутствует, никакого намека на атлетизм, на смесь Венеры и Дискобола первого паркового варианта не осталось. Особенно же разжигают мужскую чувственность атараксия и поза, не оправданная никаким духовным состоянием (что было обязательным у А.Майоля, О.Родена или А.Т. Матвеева), но продиктованная откровенным желанием гетеры, чтобы телом любовались,
24

Чтобы тело было «окутано взглядом других» и ничто не мешало видеть все подробности. В окончательном варианте скульптуры хорошо видно то, что Умберто Эко проницательно назвал «лукавой фригидностью», понимая под этим «вкус к тому, чтобы разжигать <...> желание, не страдая от чрезмерности своего» (Эко 1995. 256).

Как заметила Т.Чередниченко, «"Девушка с веслом" далека от наивности. Многое в холоде гипса 30-х - от разгоряченных 20-х» (Чередниченко 1994: 34). Точнее сказать - от 1890-1900-х, от «секретных альбомов» и «секретных карточек», модели которых были лишены психологии и бесстрастно демонстрировали скрытое (иллюстрации см. Scheid 1994). Тело окончательного паркового варианта «Девушки с веслом» напоминает именно эти открытки,стилистика которых, к слову сказать, сильно повлияла на визуальный ряд«нэповского модерна» середины 1920-х гг.

Современники генезис «Девушки» из «секретных карточек» ощущали достаточно остро, откуда и постоянные намеки на криминальный в серединетридцатых годов эротизм: «Эта ленивая статичность особенно раздражает вогромной скульптуре Шадра "Девушка с веслом". Преувеличенно вытянутая, со слабыми изнеженными формами, девушка стоит в "изящной" позе,опираясь на весло. Но весло "не работает": видно, что девушке не приходилось грести им. Если бы не фантазия художника, она могла бы опереться одерево, о плечо спутника (! - М. 3.) и меньше всего на весло или копье.Гораздо удачнее "проблема весла" разрешена в другой скульптуре (Иодко)<..->» (.Самойлов 1937) . Забавно, что рецензент хотел видеть тот вариант«Девушки», который ранее уже стоял в ЦПКиО и который подвергся критике - вероятно, за излишнюю маскулинность, в сочетании с прочими параметрами статуи воспринятую как гиперэротизм. У Р.Р.Иодко (см. II, III, IV) действительно эротизм отсутствовал, чего не скажешь о работе Шадра.

Не менее примечательно сходство позы «Девушки с веслом» с позой модели
1930-х годов - артистки Славской (на фотографии, экспонировавшейся навыставке «Советский эрос», открывшейся 14 мая 1996 г. в Музее Анны Ахматовой, см. Буклет 1996; Золотоносов 1997. 39): Шадр стремился тело осмыслить эстетически, и отсюда различные культурные коды (в том числе неофициальный код «карточек»), которые скульптор одновременно использовал. Славская на фотографии 1930-х гг. демонстрируют специфически советский способ консервации эротизма:
«низ» (опорная нога прямая, другая немного согнута в колене) выполнен «античным» языком; левая, согнутая в колене, нога является частью S -образной линии, интерпретируемой как эротический знак;
«верх»: правая рука, поднятая за голову и демонстрирующая подмышку, напоминает о дореволюционном «мягком порно» (язык «карточек»); является частью S -образной линии; остроугольная левая рука, опирающаяся на бедро, отсылает к «спортивному» языку;
25

Спортивный переход от "верха" к "низу": слишком узки бедра, в результате очень слабо намечена S -образная линия от правой руки через живот левое бедро, обязательная в языке «карточек». Наконец, нет и томного наклона головки, продолжающего S -образную линию, голова посажена по-спортивному прямо.

Симптоматично, что этой же схемой описывается и второй парковый вариант работы Шадра (только здесь согнута в колене не левая, а правая нога): S -образная, существовавшая в одном из этюдов (восходившем А.Майолю) заметно выпрямлена, что, однако, не лишило статую следов языка «карточек». С этой точки зрения интересна упомянутая в примеч. 58 скульптура Шадра «Освобожденный Восток» (1928) с исключительносексапильным «закрученным» телом (пространственная S -образная)дополнительным акцентом в виде складки на обнаженной спине, рисовавшей все ту же S -образную (иллюстрации см. на стр. 146 наст. изд.).

Кстати, у женского тела, вылепленного Шадром, втянут живот и выгнута диафрагма, что объединяет «Девушку с веслом» с артисткой Славской, но отличает от Венеры Таврической, у которой на зрителя смотрит спокойный круглый живот, а диафрагма вогнута. За этим стоит отход от прежнего эротического канона и переход к новому, еще не в полной мере утвердившемуся. Новый канон ориентирован не на умиротворенную Венеру, а на исступленную, экстатическую вакханку.

Поза «Девушки» - с учетом генезиса - указывает на то, что перед зрителями стоит в прямом смысле общее тело , принадлежащее коммуне и доступное для воображаемого эротического использования каждым: вряд ли АлександруМатвееву, создавшему в 1932 и 1937 гг. ряд шедевров в жанре «ню» (мелкая пластика), пришло бы в голову делать обнаженную женщину высотой с трехэтажный дом. Терялись интимность, душевность; возникали сексуальный вызов, публичность, порнография.

О «коммунальном теле» писал М. М. Бахтин, анализируя человека на греческой площади: «Человек был весь вовне, притом в буквальном смысле это слова. <...> Быть вовне - быть для других, для коллектива, для своего народа» (Бахтин 1975: 284, 285).

В сталинском скульптурном мифе «овнешнение» превращалось в раздевание
и становилось идеологической акцией, что делало раздевание монументальным потому еще более неприличным: стриптиз оказывался государственным делом. Неудивительно, что Зоя Бедринская созналась, что позировала, лишь спустя 60 лет после того, как стояла обнаженной перед 37-летним скульптором.
26

II. Скульптура Р.Р.Иодко «Девушка с веслом» (1936). Была установлена в ЦПКиО им. М.Горького, им. С.М.Кирова и по всей стране. Изображение см. Творчество. 1937. N 7. С. 13; Красный спорт. 1937. 19 мая; 1938. 11 янв.; Советское искусство. 1937. 5 авг. № 36; Проспект 1939. 2-я стр. обложки; Кировские острова 1952: альбом иллюстраций: «У лодочной станции»; Иодко 1952.

Самая распространенная скульптура эпохи, ставшая ее символом. «<...> Почти в каждом городском парке, где имеется вода, можно встретить "девушку с веслом" и "девушку, прыгающую в воду". В Таллине, в парке Кадриорг эта статуя трижды повторяется на одном пруду» (Тарасова 1953. 10). Фотографии запечатлели «Девушку» в г. Горьком (Красный спорт. 1937. 25 авг.), в парке ЦДКА (Там же. 1939. 28 июня), у водной станции санатория РККА в Сочи {Курортная газета. (Сочи). 1937. 23 марта}, в парке санатория химиков (Сочи) (Курортная газета. 1937. 3 марта), на пляже санатория РККА в Гурзуфе [Курортные известия (Ялта). 1937. 19 июля}. В этой тотальности было нечто природное (=докультурное): статуя распространена как дерево. Именно «Девушка с веслом» Иодко была увековечена в постмодернистском послании Т.Ю.Кибирова.

О популярности можно косвенно судить по числу публикаций фотоизображения в одной лишь газете «Красный спорт» в 1937 - 1939гг.:
«Девушка с веслом» Иодко - 4 раза
(и еще один раз «Женщина с веслом» того же Иодко, см. III);
«Прыжок в воду» (IV) - 2 раза;
«Футболисты» (XXX) Циммермана и Петросяна - 2 раза;
«Парашютистка» (XXXIV) Шварца - 2 раза;
прочие (I, XVII, XXXI, XXXII, 1^ХХ1У, 1^ХХУ) - по одному разу.
27

Материал - гипс, высота 2,5 м. В отличие от «Девушки» И.Шадра, одета в купальник. Безликая «спортивная» фигура, в меру приземистая и мощная. Статуя напоминает манекен в витрине магазина; это в точном смысле симулякр по отношению к работе Шадра, что подчеркнуто зеркальностью (весло в левой руке, а у «Девушки» Шадра - в правой) и наличием купальника, который скрыл эрегированные соски оригинала. Н.Щекотов назвал статую Иодко в числе лучших работ текущего года (Щекотов 1937: 8). С ним, однако, не соглашался Б.Маслов: он отмечал дефицит непосредственности и свежести.
«В статуе есть моменты позирования, нарочитой красивости <...>> (Маслов 1937), осторожно замечал рецензент.

Работа Иодко еще в большей мере, чем статуя Шадра, демонстрирует одно из главных эстетических свойств глиптотеки Парка: неопределенность мимики, отсутствие специфических черт и индивидуального выражения, предельную, «родовую» обобщенность, напоминающую «возвышенную одухотворенность» греческих статуи V в. до н.э. Это же касается и взгляда:
«До IV века у взгляда греческой статуи нет ни индивидуальной жизненности, ни какого-нибудь определенного выражения; это абстрактный взгляд вне времени и пространства, ни на что не обращенный, не отражающий никакого характера или переживания» (Виппер 1985: 121).

Именно в этой эстетике создавалась советская парковая скульптура (и не только парковая: монументы Ленину и Сталину изображали не конкретных исторических персонажей, а Ленина и Сталина как массовндные варианты неоязыческих идолов вообще).

III. Скульптура Р. Р. Иодко для фонтана «Женщина с веслом» (1935), первоначально установленная - без фонтана - на московском стадионе «Электрик» в Черкизово (фото см. Искусство. 1936. №1. С. 142). Скульптура стояла в полукруглой нише стены стадиона. Критик М.Н.Райхинштейн посчитал эту статую крайне неудачной:
«Вначале предполагалось поместить ее в центре у фонтана <...>. Сообразно с этим Иодко построил весьма сложный силуэт. Когда затем от фонтана решили отказаться и придвинули статую к стене, сложные кривые линии ее силуэта оказались в сильном противоречии с простыми линиями обрамления ниши» (Райхииштейн 1936: 142 - 143).

Фигура опирается на левую ногу, правая нога поставлена на кубическую подставку, колено сильно выдвинуто вперед; правой рукой женщина опирается на весло (на фото в журнале «Искусство» его нет), левая опущена и касается бедра; на женщине трусы и футболка. Лицо абсолютно бессмысленно, по поводу чего М.Н.Райхинштейн не удержался от замечания:
28

«В качестве общего недостатка, присущего всем статуям на стадионе, следует отметить абстрактность и невыразительность их голов. Если у греков тело говорило больше, чем лицо, то это было понятно в условиях того времени. Нам же в этом случае не следует брать пример у античности <...>. Здоровое тело мы ценим только тогда, когда оно одухотворено яркой человеческой мыслью» (Райхинштейн 1936: 144)77.

Отказавшись от всех сложностей силуэта, приведших к неудаче с «Женщиной с веслом», Иодко в «Девушке с веслом» пришел к предельной простоте.

Забавно, что в парке санатория Центросоюза (Кисловодск) стояла «Женщина с веслом» Иодко, которой вместо весла в руку вставили теннисную ракетку, нелепо торчавшую вертикально (фото см. Курортная газета. 1937. 11 июня). На периферии и это изделие Иодко пришлось по вкусу; см., например, фото этой статуи в парке санатория Интуриста в Кисловодске Красный спорт. 1938. 7 дек.), в парке санатория «Пролетарий» (Евпатория) [ Крымский комсомолец. (Симферополь). 1937. 30 июля] и в парке санатория «Красная звезда» (Ялта) (Курортные известия. 1938. 10 окт.).

В 30-е годы ХХ столетия было создано произведение, которое стало источником критики и вдохновения не только для современников, но и для потомков. А многочисленное копирование породило термин в создании художественного произведения.


Девушка с веслом.

Имя нарицательное для безликой, гипсовой скульптуры («гипсового соцреализма»), которыми в советское время обычно украшали Парки культуры и отдыха. Первое произведение было создано советским скульптором Иваном Дмитриевичем Шадром (1887-1941).
Но сам оригинал не дает повода для иронии - это одно из лучших произведений (1936) скульптора, который посвятил этой работе немало сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.)
«Скульптура должна не экспонироваться - жить!» - говорил Иван Шадр. И, как вспоминала его натурщица, Зоя Дмитриевна Бедринская (по мужу - Белоручева), скульптор относился к своей готовой работе, как к собственному ребенку, - ходил в парк смотреть на нее почти каждый день.

Иван Шадр за работой.

В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра отлили в бронзе.
К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская. Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, сама фигура девушки стала тоньше и романтичнее. В статье о выставке 1937 года один из рецензентов отмечал:
Показанный новый вариант «Девушки с веслом» Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы.

Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.
Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка Водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадринской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

Скульптура Р.Иодко.

В 1935 году Ромуальд Иодко выполнил скульптуру «Женщина с веслом» для фонтана. Первоначально её установили на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Фигура женщины опирается на левую ногу, её правая нога поставлена на кубическую подставку, колено сильно выдвинуто вперёд. Правой рукой женщина опирается на весло, её левая рука опущена и касается бедра; на женщине надеты плавки и футболка. Эта скульптура и послужила прототипом для тиражирования.
Первоначально «Женщина с веслом» (1935) была установлена - без фонтана - на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Скульптура стояла в полукруглой нише стены стадиона. Критик М.Н.Райхинштейн посчитал эту статую крайне неудачной:
«Вначале предполагалось поместить ее в центре у фонтана <...>. Сообразно с этим Иодко построил весьма сложный силуэт. Когда затем от фонтана решили отказаться и придвинули статую к стене, сложные кривые линии ее силуэта оказались в сильном противоречии с простыми линиями обрамления ниши»...

Пара трагических фактов об оригинале и натурщице:
Первая натурщица - спортсменка Вера Волошина, в годы войны сражалась в том же отряде, что и Зоя Космодемьянская. Погибла примерно в те же дни, что и Зоя, казнена через повешение. Скульптура Ивана Шадра, стоявшая в Парке культуры, в 41 году была разбомблена.

Ушли из жизни люди, утеряны произведения, но сама идея живет до сих пор. И не важно в ироничном контексте вспоминают сейчас "девушку с веслом" или желают обидеть, давая оценку произведению. Она трансформируется и развивается уже своим непредсказуемым путём, воплощаясь в творчестве многих художников.

Вторая скульптура И.Шадра, погибшая в бомбежке 1941 года.

"Девушка с веслом" Р.Иодко, г.Железноводск.

Предисловие.
Стелла West сегодня разместила фотографию старой советской скульптуры в ЦПКиО им. М. Горького «Девушка с веслом» и своё замечательное стихо -
Кстати, оно заслуживает того, чтобы повторить здесь:

О ней, прекрасной, неодетой
Взирающей из под весла
На море зелени с надеждой,
С которой, якобы, гребла...

О ней, о девушке холодной
Из теплой юности моей,
Мечтой согретой всенародной
Куда-нибудь уплыть за ней...

О ней, вершине эротизма,
С веслом, воздетым в небеса,
Которой стиль соцреализма
Прикроет позже телеса...

О ней, о гипсовой фальшивке
Под мрамор греческих скульптур,
Припомню по родной ошибке
Советских парковых натур...
Стелла West

А я вспомнил, что слышал какую-то трагическую историю, связанную с этой скульптурой.
Интернет услужливо выдал эту историю. Оказалось – трагедия произошла не со скульптурой, а с живой девушкой, послужившей моделью скульптору.
Вот, эта история с небольшими сокращениями.

ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ


В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде основной моделью скульптора стала Вера Волошина , студентка Московского Института физкультуры. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.)
Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького.
В 1935 году исходная версия «Девушки с веслом» г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.
Однако скульптура подверглась критике.
Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - улыбающаяся обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе.
И первую «Девушку с веслом» в том же году переместили на Донбасс , в парк культуры и отдыха Луганска.
Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой), был установлен в 1936 или 1937 году.
Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической.
Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе.
Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее. В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта.
Иван Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

ПОДВИГ ВЕРЫ ВОЛОШИНОЙ

Вера Волошина родилась в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы. С первых классов школы занималась спортом: гимнастикой и лёгкой атлетикой. В старших классах выиграла чемпионат города по прыжкам в высоту. Переехав в Москву по окончании десяти классов, поступила в Московский институт физической культуры и спорта. Параллельно с институтом она записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолётом И-153 «Чайка» и занялась прыжками с парашютом. Кроме этого, она всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией.
Сразу после начала Великой отечественной войны она была мобилизована на рытье окопов и противотанковых рвов на подступах к Москве. В октябре добровольно вступила в ряды Красной Армии и была зачислена в войсковую часть № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.
В ноябре 1941 года в войсковую часть № 9903 поступило пополнение. Среди прибывших была вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская. Зоя поначалу держалась в коллективе несколько обособлено, но Вера вскоре смогла найти к ней подход, и девушки подружились. На свое последнее задание они уходили вместе.

21 ноября 1941 в тыл немецких войск уходили две группы разведчиков. Первой руководил Борис Крайнов. Командиром второй был назначен Павел Проворов, комсоргом - Волошина. Зоя Космодемьянская входила в состав второй группы. После перехода фронта группы должны были разделиться и начать действовать самостоятельно. Однако случилось непредвиденное: объединенный отряд попал под огонь неприятеля и распался на две случайные по составу группы. Так разошлись пути Зои и Веры. Группа Космодемьянской отправилась в сторону деревни Петрищево. Продолжила выполнение задания и Вера с товарищами. Но между деревнями Якшино и Головково группа диверсантов снова попала под обстрел. Вера была тяжело ранена, но её не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Утром двое из группы попытались найти Веру или её труп, но не смогли.

Долгое время Волошина числилась в списках без вести пропавших. Только в 1957 благодаря поисковому труду писателя и журналиста Г. Н. Фролова удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти её могилу.
Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково. Вот как описывала гибель разведчицы свидетельница казни:
Так сейчас выглядит ива, на которой в 1941 году немцы повесили Веру. Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита - висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом, стала по-нашему.
- Я, - говорит, - не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!
И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.
- "Интернационал"?
- Да, эту самую песню. А немцы стоят и молча слушают. Офицер, который командовал казнью, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины. Офицер подбежал к шофёру и дал команду трогать с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык ещё людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шофёру по-своему. Видимо, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места. Девушка ещё успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: "Прощайте, товарищи!" Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит.

Только после отступления врага в середине декабря жители Головково сняли тело Веры с придорожной ивы и с почестями похоронили здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.
В тот же день, когда немцы казнили Веру, в десяти километрах от Головково, в центре деревни Петрищево была повешена Зоя Космодемьянская. Не пережил войну и любимый человек Веры — Герой Советского Союза Юрий Двужильный, погибший в бою в ходе Могилёвской операции.
Указом Президента РФ от 6 мая 1994 года № 894 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» бывшей разведчице штаба Западного фронта Волошиной Вере Даниловне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации .
Награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

А статуя Шадра «Девушка с веслом» была уничтожена при бомбежке Москвы осенью 1941 года. Они ушли в рай вместе....

НО, ИСТОРИЯ "ДЕВУШКИ С ВЕСЛОМ" НА ЭТОМ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ.
«Подлинный Шадр» все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную – меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи – крупнейшего хранилища русского искусства.
Там однажды её и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать «Девушку с веслом» своим символом.
Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка. " frameborder="0" width="420" height="315">