Этнографический словарь.

Публиковался в газете Союз в 1990-1991 гг. Ценности особой нет, но почитать можно.

Евреи грузинские

Самоназвание - эбраэли.
В группе так называемых «туземных» евреев, в отличие от европейских (ашкенази), грузинские евреи были в наибольшей степени подвержены ассимиляции.

Согласно данным переписи 1989 г., впервые после долгого «молчания» давшей дифференцированные сведения по различным группам еврейского населения (европейским, среднеазиатским, горским и т. д.), численность грузинских евреев возросла за одно десятилетие, с 1979 г. по 1989 г., с 8 455 до 16.054 чел., т. е. почти в 2 раза (90.7%). (В предыдущих публикациях численность народов на 1989 г. указывалась по предварительным данным).

По вероисповеданию грузинские евреи - иудеи.
Разговорный язык грузинских евреев мало чем отличается от грузинского языка.

Своей особой письменности грузино-говорящие евреи не изобрели. Борьбу за литературный язык грузинские евреи вели начиная с середины XIX в. вместе с поколением молодых грузин, участников начинающего грузинского наиионально-освободительного движения.

Происхождение и точное время поселения грузинских евреев на Кавказе не вполне ясно.
Полагают, что они являются потомками древнейших переселенцев. Путешественники конца XVIII - начала ХIХ вв. засвидетельствовали наличие легенд согласно которым сами кавказские евреи (как грузинские так и горские) считали себя потомками десяти колем израилевых, поселенных В Мидии ассирийскими царями.

К наиболее ранним письменным сведениям относятся упоминания, содержащиеся в «Истории Армении» Моисея Хоренского (около V в. н.э.), сообщения, приписываемые испанскому еврею I из города Туделы Биньямину Тудельскому, относящиеся к XII в.
Тяжелое положение кавказских евреев, сложившееся в средневековье, мало улучшилось после присоединения Кавказа к России.
О давности еврейского пребывания (не только грузинских, но и горских) на, Кавказе свидетельствуют следы бывших еврейских поселений, сохранившихся в памяти у местного нееврейского населения под еврейскими наименованиями «Чуфут-тебе» (Еврейская гора), «Чу-фут-кабур» (Еврейские могилы) и т.п. В конце XVIII - начале XIX вв. в связи с началом проникновения русских на Кавказ положение евреев в мусульманском окружении ухудшилось. Возродившийся патриотизм местного населения и фанатизм мусульман ожесточили преследования евреев, участили погромы и опустошительные набеги на их поселения.

По официальным данным, в 1835 г. Грузии и кавказских областях насчитывалось 23 кагала (еврейских общин, к которым было причислено 12 234 еврея) 14 синагог, 18 молитвенных школ 19 школ для обучения детей, 73 городских и негородских раввина.
Кагалы играли большую роль в организации самоуправления. Выборы администрации кагала происходили на третий день пасхи.
В 1896 г. в г. Тифлисе насчитывалось 835 грузинских и 1007 европейских (ашкенази) евреев. По данным переписи 1897 г., в Тифлисском уезде было 4.089 грузинских евреев. Попытки царской администрации объединить местных и пришлых евреев в конце XIX в. оказапись несостоятельными. Местные евреи согласились, чтобы в 1892 г. их раввином стал неместный еврей, но потом отказались от него.

В материальной культуре грузинских вреев (жилише одежда, украшения) много сходных черт с культурой грузин. Самобытные черты больше сохраняются в духовной жизни, в обрядах, ритуалах, праздниках.


г. «Союз» 30/1990 с.19

Латыши

Самоназвание латвиеши происходит от этнонима древнелатвийской народности латгалов. В русских летописях были известны под именем летьгола.

В Советском Союзе, по переписи 1989 г., проживает 1.458.986 латышей.
Латышский язык входит в балтийскую группу индоевропейской языковой семьи. Структурно близок литовскому языку. Относительно близким является языковое родство между группами балтийских и славянских языков, что дает повод делать вывод об общности в их происхождении. В разговорном языке выделяются среднелатышский, верхнелатышский и латгальский диалекты. На основе первого из них в середине XIX в. сформировался латышский литературный язык на базе латинской графики.

Основу этногенеза латышей составили балтийские племена, поселившиеся на территории современной Латвии в III- ll тыс. до н. э. В начале I тыс. до н. э. предками латышей были племена латгалов, расселенных севернее реки Даугавы, селов, обосновавшихся на левом берегу среднего течения Даугавы, земгалов, облюбовавших территорию в бассейне реки Лиелупе, куршей, отдавших предпочтение побережью Балтийского моря. Продвигаясь постепенно на север, эти племена осваивали новые земли, оттесняя и частично ассимилируя проживающее здесь прибалтийско-финское автохтонное население (например, ливов).
Начавшиеся рано, на стыке I-II тыс. н. э. этноконсолидационные тенденции среди перечисленных племен, включая процессы формирования единого латышского народа, были блокированы в конце XII-начале XIII в. хлынувшим сюда истребительным нашествием Ливонского ордена. Несмотря на отчаянное совместное сопротивление этому вторжению древнелатышских и эстонских племен и оказанную им древнерусскую помощь (успешная битва в 1242 г. на льду Чудского озера), немецким колонизаторам удалось закрепить свои позиции до «Ливонских войн» Ивана Грозного второй половины XVI в. и далее, вплоть до Ништадского мира 1721 г.

В XVI-XVII вв. формирование единого латышского народа было заторможено разделом территории Латвии между Речью Посполитой и Швецией. После освобождения от крестоносцев и их идеологии и присоединения Латвии в начале XVIII в. к России возникли условия для нормального развития латышей и складывания их в единый народ с единым национальным самосознанием.
В середине XIX в. завершилось формирование единой латышской нации.

Основные традиционные занятия латышей: земледелие, животноводство, а на побережье - рыболовство дополнялись развитыми кустарными ремеслами - ткачеством, гончарством, деревообрабатывающим и кузнечным делом.

Господствующий тип расселения латышей - помещичья усадьба («мыза») и примыкающие к ней хутора. В годы буржуазной республики вместо мыз, принадлежащих ранее немецким баронам, распространились латышские высокорентабельные фермы. Латгальцы и рыбаки Балтийского побережья предпочитали жить в деревнях.

Традиционные крестьянские постройки, преимущественно деревянные, срубные, территориально и социально дифференцированы. Выделяются несколько типов: например, в юго-западной части Латвии, в Курземе, жилой дом, иногда имеющий аналоги с литовским жильем, возводился посередине усадьбы, с хлевом с одной стороны, клетью и стойлом для скота - с другой; в Земгалии и Видземе хозяйственные постройки располагались вокруг многоугольного двора. Латыши создали богатый прозаический и песенный фольклор. Знаменитые «Певческие праздники», регулярно проводимые с 1873 г., играют важную роль в развитии самобытной национальной культуры, в воспроизводстве этничности, в поддержании ее устойчивости, в передаче национальных ценностей из поколения в поколение.

Подавляющее большинство верующих латышей - протестанты (лютеране).

Под редакцией доктора исторических наук М.Н. Губогло и доктора исторических наук Ю.Б. Симченко.
г. «Союз» 2/1991 с.19

Литовцы

Самоназвание - летуаа, лиетувяй.
Литва и литовцы упоминаются в западноевропейских источниках в 1009 г., а русских летописях-в 1040 г.
В современном мире насчитывается более 3 млн. 7S3 тыс. литовцев, в том числе 3.067.390 в СССР.
Антропологически литовцы принадлежат к беломорско балтийской расе большой европеоидной расы. Вместе с тем в антропологическом типе отдельных групп проявляются южные элементы.

Литовский язык входит я состав балтийской группы индоевропейской семьи языков.
В разговорном языке выделяются несколько диалектов, среди которых основными являются жемайтский (нижнелиговский) и аукштайтский (верхнелитовский).

Литературный язык начал складываться на аукштайтском диалекте с XVII в. и развивается до сих пор на латинской графической основе. Письменность появилась в 1547 г. в связи с изданием на литовском языке катехизиса и букваря.
В национальном движении литовцев против русификации, проводимой царизмом политики большую роль сыграла их борьба за язык и письменность. Запрет на употребление литовского языка в книгопечатании и в школах, установленный царским правительством в 1864 г. под мнимым флагом борьбы против ополячивания литовцев, был отменен в 1904 г. под давлением литовского национапьно-освободительного движения.

Среди литовцев устойчиво и стабильно сохраняется в качестве родного язык своей национальности (около 98,0%) и одновременно распространяется свободное владение русским языком (35.9% - в 1970 г., 37.9% - в 1989 г).
В происхождении предков современных литовцев ощутимую роль сыграли различные балтийские (петто-литовские) скотоводческие и земледельческие племена, создатели неолитической культуры ладьевидных топоров, продвигающиеся с юга на север в пределы бассейнов рек Немана и Даугавы давно, еще в конце III - начале II тыс. до н. э., и ассимилирующие на своем пути местное население.

Основой же формирования современного литовского народа, процесс складывания которого пришелся на IX- XII вв. и совпал с периодом возникновения феодальных отношений, стали средневековые племена, в том числе собственно литовцы (аукштайты или литва, по сведениям русских летописей), жемайты (жемойть, жмудь), скальвы, надрувы, а также часть судавов (судинов по Птолемею - II в н. э., ятвягов, по русским летописям) южной группы куршей (корсь), земгалов (земи-гола), селов, часть северных пруссов (барты, ноганги, сембы). Катализатором этнической консолидации литовцев в единый этнос явилось образование первой половине XIII в Литовского государства. Феодальная раздробленность и изнурительная многовековая борьба с Тевтонским орденом, с одной стороны, блокировали укрепление внутриэтнических связей с другой, вырабатывали понимание необходимости сплочения и совместной борьбы за самостоятельность, самобытность и оригинальность исторического пути. Противоречивость и незавершенность этногенетических процессов сказывается в том, что в составе литовского народа до сих пор сохраняются этнографические группы с заметными культурно-бытовыми и диалектными различиями, в том числе аукштайты - в восточной части Литвы, жемайты - на западе, дзуки - на юго-востоке, капсы - в южном и занаваки - в северном Занеманье.

Подавляющее большинство верующих литовцев - с 1387 г. (год крещения) католики, за исключением западных литовцев, живущих в бывшей «Малой Литве» (и под немецким влиянием частично перешедших в лютеранство.

Под редакцией доктора исторических наук М.Н. Губогло и доктора исторических наук Ю.Б. Симченко.
г. «Союз» 5/1991 с.19

Марийцы

Самоназвание - марий, мари, мар, что означает-«человек». Старое название марийцев - черемисы.
По переписи 1989 г., в СССР проживает 670 868 марийцев.

Марийский язык относится к восточной ветви финно-угорских языков уральской языковой семьи. Язык имеет три основных наречия: луговое, восточное и горное. Марийская литература Двуязычна: лугово-восточная и горно-марийскоязычная. Эти языки отличаются количеством гласных (в первом - 8 гласных, а во втором - 10) и некоторыми другими особенностями.

Марийцы живут главным образом в пределах Среднего Поволжья. Больше половины их сосредоточено в Марийской республике, где проживают также русские, татары, чуваши, мордва, удмурты и башкиры. Марийцы также небольшими группами расселены за пределами республики в Башкирии, Татарии, Удмуртии, Кировской, Нижегородской, Свердловской, Пермской и Opeнбургской областях.

Марийцы подрвзделяются на три основные группы: горные - «курых марий», луговые - «олык марий» или лесные - «кожла марий» и вocточные — «yпo марий». Горные марийцы живут в основной массе на правом высоком берегу Волги. Луговые или лесные марийцы живут в лесистых местах левобережья. Восточные марийцы расселяются в Башкирии, Свердловской области и в Татарии. Это деление традиционно.

Марийцы являются аборигенами этого края. Предки марийцев оставили множество археологических памятников по обоим берегам Волги так называемой пьяноборской и позднегородецкой культур.

Уже а X в. хазарский царь Иосиф числе подвластных ему племен упоминает неких «церемис», что несложно отождествляется со старым названием этого народа-черемис.

В русской летописи «Повесть временных лет» указывается, что черемисы проживают в районе слияния Оки и Волги. Этот факт позволяет предполагать, что предки марийцев жили не только в междуречье волги и Вятки. Уже в конце I тыс. - начала II тыс. марийцы подпадают под власть Булгарского государства. В XIII в. Булгарское государство подверглось разгрому со стороны татаро-монгольских кочевников.

Марийцы оказываются под властью Золотой Орды, которая сменилась в XV в. Казанским ханством. После разгрома Казанского ханства в 1552 г марийские земли вошли в состав Русского государства. С этого времени начинаются более или менее тесные контакты марийцев с русскими.

Начиная с XVI в., марийцы принимают христианскую религию, однако марийское население сохраняет и прежние верования в доброго бога неба Юмо и владыку всяческого злого начала — Керемета Этим божествам молились более прилежно, чем христианскому богу, им приносили жертвы в специальных «кереметовых рощах» и т. д. Среди марийцев сохранились так называемые «чи марий» - настоящие мари», которые избегали крещения и исповедовали весь традиционный комплекс культов. У марийцев в XX в. существовала особая секта-«Кугу Сорта», которая отстаивала национальные верования и национальный уклад.

Марийцы издревле занимались земледелием как основной отраслью хозяйства. В прошлом они знали трехпольный оборот, а в некоторых местах практиковали подсечное земледелие. До XX в. сохранялось бортничество - добыча меда диких пчел. В настоящее время у марийцев развито пасечное пчеловодство.

Марийские деревни, как правило, располагались вдоль дорог и состояли из бревенчатых изб с двускатными крышами. Избы богато украшались резьбой. В безлесных местах попадались глинобитные постройки. Избы были курными, вплоть до начала нашего века.

Под редакцией доктора исто рических наук М.Н. Губогло и доктора исторических наук Ю.Б. Симченко.
г. «Союз» 7/1991 с.19

Нанайцы

Самоназвание - нанай, что означает «местный человек». Старое название нанайцев - гольды. У нанайцев бытовали и другие названия, образованные от названий мест проживания и родов.

По переписи 1989 г., в СССР насчитывается чуть более 12 тысяч нанайцев.

Нанайский язык относится к тунгусской ветви тунгусо-маньчжурской языковой семьи.

Нанайцы как народ сложились на основе аборигенного населения, по всей видимости, родственного нивхскому и пришлым тучгусоязычным группам, оказавшим влияние как на язык, так и на многие элементы культуры.

Нанайцы являются исконными таежными охотниками и рыболовами. Поселения нанайцев, как правило, строились на рыбных реках, где был возможен лoв в течение круглого года. Нанайцы на небольших речках устраивали запоры - загороди, в проходах которых устанавливали плетеные ловушки. Однако главным по значению орудием лова были сети различного типа. Сети делались ставными и плавными. Рыбу неводили, ловили ее крючковыми снастями, отрогами и особыми орудиями - большими крюками на длинных палках. Рыбу разделывали главным образом на юколу - резали ее по хребту и сушили на специальных вешалках. Рыбка шла на пищу людям и собакам.

В меньшей степени нанайцы употребляли в пищу морского зверя.
Ведущее место в нанайском хозяйстве занимала таежная охота. Нанайцы добывали мясного зверя - оленей, лосей и косуль множеством способов.

Они устраивали на тропах самострелы, выслеживали зверя на солонцах. Добывали медведей, поднимая их из берлог, а также скрадывая на прошлогодних ягодниках, во время нереста лососей.
Пушная охота имела торговый характер. Нанайцы совершали длительные охотничьи экспедиции в районы, соседствующие с нивхами и ульчами, для промысла соболя и других ценных зверей, на которых нивхи охотились мало. Нанайцы отлично знали повадки всех пушных зверей, безошибочно определяя места максимального скопления белки, жировки соболей и куниц, а также вообще обстановку в различных районах тайги.
Нанайский охотник, вооруженный лишь луком, эвенкийской пальмой - большим ножом на длинном древке и набором стрел, проводил целые месяцы в глухой тайге. Такой образ жизни требовал исключительной выносливости, которая вырабатывалась с детства. Охотник-нанаец за сезон проходил многие сотни километров по рыхлому снегу и ломкому насту, таща за собой ручную нарту или простейшую волокушу. Летом он носил тяжелый груз на спине на специальном приспособлении. Транспортными животными служили собаки.
Только отдельные семьи нанайцев приобретали у эвенков ездовых оленей. Нанайцы умели изготавливать долбленые лодки для многих гребцов и для одного человека.

Исключительно красочной была одежда нанайцев. Обычной одеждой мужчинам служили халаты из ткани, шкур и рыбьих кож, игравших роль плащей, охотничьи куртки из шкур косули, безрукавки, кожаные передники, штаны и ноговицы - голенища, заправляемые в обувь, и головные уборы типа шлемов. Все эти детали одежды были украшены богатым орнаментом.
Шитье одежды составляло значительную часть женского труда. Женские халаты шились с более богатой отделкой. В костюм входили штаны и нагрудник, украшенный вышивкой и металлическими подвесками.

Нанайцы были шаманистами, исповедовали ряд промысловых, родовых и прочих культов.

Под редакцией доктора исторических наук М.Н. Губогло и доктора исторических наук Ю.Б. Симченко.
г. «Союз» 10/1991 с.19

Немцы

Самоназвание - дейтше, дойчен. Советские немцы в основном - потомки немецких колонистов, переселившихся в Россию в XVIII -XIX вв. Перепись населения 1989 г. зафиксировала в СССР около 2 млн. 40 тысяч немцев.

Антропологически большинство советских немцев принадлежит к атланто-балгийской расе большой европейской расы.
Немецкий язык входит а состав германской группы индоевропейской семьи языков. В разговорной речи проявляют несколько диалектов (в том числе верхне-, средне- и нижне-немецкий).

Переселение немцев в Россию имеет свою историю. Первые группы немецкого населения начали расселяться в Прибалтике еще в раннем средневековье, составив позднее там значительную часть местного дворянства.

Основной поток немецких иммигрантов пришелся на вторую половину XVIII - начало XIX вв. и был вызван манифестами Екатерины II, открывшими с 1762-1763гг. широкую дорогу всем желающим. Пустующие земли России нуждались в крепких и умелых рабочих руках, привлекали многих переселенцев, которые селились «колониями». К 1764- 1774гг. на волге, на землях в районах между Саратовом и Камышинам появилось 106 колоний. Одновременно научалось переселение немцев в Закарпатье.

Второй этап массового переселения колонистов - выходцев из юго-западных земель Германии, уроженцев Баварии, Восточной Тюрингии, Верхней Саксонии и Вестфалии связан с присоединением к России Крыма и причерноморских степей и дальновидной политикой Екатерины И по освобождению вновь приобретенного края и по охране неспокойных границ. Чуть позднее, в первой четверти XIX в., в годы правлении Александра I появились 134 немецких поселения на юге Украины, 17 - в Бессарабии, 8- в Крыму, а также несколько немецких колоний на Кавказе.

Третий (внутренний, в рамках Российской империи) этап немецких переселений относится к рубежу XIX-XX вв. и в значительной мере связан с кануном и претворением в жизнь столыпинской аграрной реформы. Состоявшееся в то время новое передвижение было направлено на восток. Значительные «контингенты» немецкого населения, снявшись со своих обжитых мест на Волге, Причерноморья и с Волыни, направились за пределы Южного Урала, далее на север Казахстана, на Алтай и в Сибирь.

Значительные передвижения немецкого населения, повлиявшие на общее сокращение его численности, состоялись накануне и в ходе второй мировой войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. немцы были переселены из европейской части СССР в Казахстан и восточные районы РСФСР, а «районы бывшей республики немцев Поволжья» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. включены в состав Саратовской и Сталинградской областей.

350 тысяч немцев из числа тех, кто в период наступления немецко-фашистских войск не успел эвакуироваться из западных районов страны, были объявлены «фольксдойче» (этническими немцами, гражданами рейха) и вывезены из СССР с отступавшими войсками вермахта. По окончании войны свыше 200 тыс. было репатриировано и направлено на спецпоселение и зачислено в трудовую армию, около 150 тыс. остались жить за рубежом.

В религиозном отношении верующие советские немцы неоднородны. Наряду с католиками и протестантами-лютеранами среди них встречаются представители различных сект и течений, в том числе реформаты, вюртембергские сепаратисты, баптисты, адвентисты, меннониты и др.

Под редакцией доктора исторических наук М.Н. Губогло и доктора исторических наук Ю.Б. Симченко.
г. «союз» 13/1991 c.19

Аборигены- народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных, до прихода туда переселенцев из других мест.

Автохтоны- коренные жители какой-либо местности.

Аккультурация- процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.

Антропогенез - процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Антропология- научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас.

Ассимиляция- слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа.

Апартеид- принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп.

Вестернизация- - заимствование англо-американского или западно-европейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры.

Геноцид- истребление отдельных групп людей или целых народов по расовым, национальным, религиозным или идеологическим мотивам.

Диаспорачасть народа, живущая вне страны его происхождения, в новых районах своего расселения.

Идентичность- осознание индивидом себя как личности, отличной от других.

Инкультурация- процесс вхождения человека в культуру, овладение этнокультурным опытом.

Инструментализм- подход к определению этноса и этничности, не интересующийся объективной основой существования этноса, а лишь той ролью, которую он выполняет в культуре.

Историко- этнографическая область- территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности.

Конструктивизм- направление в изучении этноса, представляющее этнос как конструктор, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит).

Ксенофобия- страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного.

Культура этноса- исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнографии включают происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

Культурный шок- эмоциональный или физический дискомфорт, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом.

Малые народы- собирательный термин, принятый в середине 1920 х гг. для обозначения группы малочисленных народностей.

Метисация- физическое смешение (половые контакты с последующим появлением генетически смешанного потомства) разных популяций людей, принадлежащих как к близким, так и к разным, особенно удалённым друг от друга этносам и расам.

Межкультурная коммуникация- связь и общение между представителями различных культур.

Миграция- перемещения населения, связанные с переменой места жительства.

Модернизация- процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития.

Мулат- потомки от смешанных браков представителей европеоидной и негроидной рас.

Народность- исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.

Национализм- идея верности, преданности своей нации, развития чувства национального самосознания.

Национальное меньшинство- Группа людей той или иной этнической принадлежности, уступающая по численности окружающему ее иноэтническому населению в ареале ее основного расселения или в соответствующих административно территориальных границах.

Нация- исторически сложившаяся устойчивая этническая общность людей, основанная на общности языка, территории, экономической жизни, а также на специфической для данного народа культуры.

Негритюд- культурно-философская и идейно-политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности негроидной расы.

Обряд- церемония, по которой совершается что-либо.

Пассионарность- страстное стремление к цели и готовность к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели.

Племя- этническая и социальная общность людей, ведущих патриархальную жизнь и связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.

Примордиализм- одно из научных направлений, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками.

Раса- группа людей, в которой характерный внешний облик обусловлен общими наследственными конституционными признаками (цветом кожи, формой головы, формой лица и носа, формой и цветом волос, размерами тела) и т. д.

Расизм- идеология о разделении человечества на неравноценные по умственным и духовным способностям расы и о превосходстве одной расы над другими.

Резервация- территория, отведённая для (в прошлом насильственного) поселения остатков коренного населения.

Ритуал- порядок обрядовых действий.

Русификация- насаждение русского языка; переход на русский язык в быту, литературе или делопроизводстве.

Сегрегация- вид расовой дискриминации, принудительное разделение групп населения по определенному социальному признаку, чаще всего - расовому и этническому.

Сепаратизм- стремление к отделению, обособлению.

Субкультура- часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства.

Субэтнос- компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры и осознают это отличие.

Суперэтнос- этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением.

Титульный этнос- часть населения государства или субъекта федерации, национальность которой определяет официальное наименование данного государства.

Толерантность- терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям и т. п.

Традиционная культура- культура традиционного общества, иногда термин используется в значении народная культура.

Шовинизм- противопоставление интересов одной нации интересам других наций, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти.

ХКТ- комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития иобитающих в сходных естественно-географических условиях.

Экзоэтноним- название какого либо этноса, которое ему дают другие народы.

Эндоэтноним- самоназвание этносов.

Эпикантус- монгольская складка» - особая складка у внутреннего угла глаза, в большей или меньшей степени прикрывающая слёзный бугорок.

Этничность- общее для группы людей культурное наследие.

Этническая культура- часть культуры этноса, которая воспринимается им самим и соседними народами как специфичная только для данного этноса, отличающая его от других.

Этногенез- процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.

Этнография- описание обычаев и нравов разных народов.

Этнология- наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Этноним- название этноса - племени, народа, нации, субэтнической группы.

Этнофобия- идеология, социальная практика, политика, групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса, часто противопоставляемых интересам других этносов и индивидуальным правам человека.

Этнофор- индивидуальный носитель определенной этнической культуры.

Этноцентризм- понятие, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собств. культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах.

Приложение

Этнографический словарь

Амбар - помещение для хранения зернового хлеба, муки*.

Балалайка - струнный музыкальный инструмент, родственный лютне, гитаре и мандолине. Звук извлекается щипком (бряцанием) - ударом указательного пальца одновременно по всем струнам, натяну­тым на деревянный треугольный или полусферический корпус и длин­ный гриф. Известна на Руси не одну сотню лет, была особенно любима в народе. В конце XIX века включена в число оркестровых инструментов.

Бёрдо - принадлежность ткацкого стана. По виду напоминает зам­кнутый в рамку гребень. Одна половина нитей основы протягивается через небольшие отверстия в его зубьях, другая свободно движется между ними. Благодаря движению берда во время работы между нитями ос­новы образуется зев, через который пропускается уток.

Божница - особая полочка в Красном углу избы для икон и других принадлежностей религиозной практики.

Борона («конные грабли») - сельскохозяйственное орудие для раз­бивания комьев земли после вспашки, выравнивания поверхности поля и заделки семян в почву.

Верёвка - самое общее название свитой в несколько прядей толстой нити, обычно из пеньки. Вначале каждая из прядей скручи­вается отдельно, а затем они «спускаются» (соединяются, скручиваясь) вместе.

Веретено (от «вертеть»?) - приспособление для ручного прядения нити. Имеет вид точеной палочки, несколько утолщенной к нижнему концу.

Веять - очищать зерно от мякины. Обмолоченное зерно подбрасы­вали вверх деревянной лопатой с учетом направления ветра так, чтобы оно кучно падало вниз, а более легкая шелуха отлетала в сторону.

Вить - скручивать кудельные пряди в одну нить или веревку.

Горшок (от «горн»?) - старинный вид крестьянской посуды из обожженной глины для приготовления пищи (в первую очередь варки каши) в русской печи. В нем жар одновременно охватывает округлое тулово горшка с боков, при этом его донце нагревается слабее, потому оно и имеет сравнительно небольшие размеры.

Гость - человек, находящийся в доме по приглашению хозяев или явившийся неожиданно («незвано») по какому-либо делу, ради досуга, на праздник. Это же название закрепилось за торговыми людьми - купцами иногородними и иноземными.

Греча (гречка, гречиха) - хлебное растение, неприхотливое к по­чвам и не требующее особого ухода. «Сей рожь, а греча не печа» (не печаль),- говорили в народе. Гречишное зерно использовали на кашу, муку из него - на выпечку хлебцев (гречаников) и блинов. С гречиш­ного поля получали мед.

Гусли - струнный музыкальный инструмент, родившийся, подобно арфе, из натянутой тетивы лука. Вначале струны у гуслей натягивались на деревянную доску, а затем, для получения лучшего резонанса, на плоский ящик, стороны которого имели разную длину в соответствии с длиной струн. Это были гусли звончатые, память о которых хранит русский фольклор. Исполнитель - гусляр - клал их на колени и, пере­бирая струны, пел песни, сказывал былины. В XVIII веке появились другие, более совершенные настольные гусли с большим, чем у звонча­тых, количеством струн. Сейчас в оркестре народных инструментов ис­пользуются клавишные гусли, имеющие приятный, яркий, насыщенный тон и широкий звуковой диапазон.

Деревня (от «дерево») - небольшое крестьянское поселение без церкви, выросшее из починка.

* Некоторые слова, вошедшие в данный словарь, в русском языке имеют различные толкования. Здесь приводятся лишь те их значения, разъяснение которых необходимо для грамотного проведения занятий с детьми по предла­гаемой программе.

** Курсивом выделяются слова, которым также дается объяснение в словаре.

Дудка (дуда, дудочка) - духовой музыкальный инструмент (трубка из ствола камыша или тростника, реже из коры, снятой в начале весны с ивовых прутьев). Наряду с балалайкой , жалейкой, рожком, свирелью, гуслями относится к народным музыкальным инструментам.

Жалейка - духовой музыкальный инструмент, некогда широко рас­пространенный в России, Белоруссии, Литве и на Украине. Имеет вид небольшой (длина около 10 см) трубки из дерева или тростника, конец которой вставлен в раструб из коровьего рога или бересты. Зажимая пальцами отверстия, проделанные в стенках инструмента, можно извле­кать звуки различной высоты. Тембр жалейки резкий, пронзительный, слышный издалека, благодаря чему она была, в частности, любимым инструментом пастухов.

Жать - срезать серпом хлебные колосья, убирать урожай с поля. Жали пшеницу и рожь (овес скашивали, а лен дергали с корнем, чтобы оставить длинный стебель).

Жернова - ручная мельница, состоящая из двух плоских камней: верхнего («бегуна») и нижнего («постава»), В середине верхнего камня имеется отверстие - «вечея», куда ковшом ссыпается зерно.

Жито (от «жить»?) - зерновой немолотый хлеб.

Изба - крестьянский дом, построенный из бревен; жилая горница, чистая половина дома, где не готовят еду.

Кадка (кадушка) - предмет домашней утвари; емкость из дерева или луба, стянутая обручем. Использовалась для хранения хлеба, крупы и муки.

Квашня - кадка, в которой заквашивают тесто, ставят хлеб.

Кичига - орудие для молотьбы, заменяющее цеп. Имеет вид длин­ной, слегка изогнутой палки, похожей по форме на кочергу.

Конопля - волокнистое растение, более распространенное в средней полосе России; из его семян выжимали масло, а стебли обрабатывали до получения пеньковой кудели, из которой вили веревки и ткали холсты. По прочности пеньковые (конопляные) холсты превосходят льняные.

Короб - приспособление для переноски или хранения чего-либо; ук­ладка из гнутой коры, картона или жести (реже плетеная из лыка или прутьев) с крышкой. Короб небольших размеров - коробок или коробка.

Косоворотка - название мужской рубахи с воротником-стойкой или застежкой, расположенной на груди сбоку («косо»), обычно с левой стороны. Этой особенностью кроя русские рубахи отличаются от ана­логичной одежды других славянских народов.

Кострика - кора волокнистых растений, годных после обработки к прядению нити.

Кочерга - предмет, относящийся к домашней кухонной утвари, железная клюка для помешивания углей в печи.

Крестьянин (т. е. «крещеный человек») - сельский житель, земле­пашец, «мужик». В царской России - человек, принадлежащий к низ­шему податному сословию.

Кросна (кросно, кросны) - старинное название ткацкого станка.

Крупа - хлебное зерно, крупно смолотое или только очищенное от лузги (шелухи). Манную крупу получают из пшеницы, ржаную из ржи, ячневую из ячменя, овсяную из овса, гречневую из гречи, пшенную из проса.

Крынка (кринка) - высокий глиняный сосуд с расширяющейся горловиной для молочных продуктов.

Кудель (куделя, кужель) - пучок льна или пеньки, готовый к пря­дению.

Лавка - неподвижная скамья, укрепленная вдоль стены дома; реже - скамья переносная на ножках.

Лапоть - плетеная обувь, охватывающая ступню, к ноге крепится с помощью веревок - «обор», завязываемых чуть ниже колена. До распространения в русских Деревнях валенок (не ранее XIX в.) лапти круглый год были обычной обувью крестьян. Летом их обували на холщевые онучи, зимой на шерстяные. Недостатком лаптей является их недолговечность, что вошло в поговорку: «В дорогу идти - пять пар лаптей плести».

Ларец (ларь, ларчик) - маленький сундук, шкатулка с замком В ларцах хранили украшения, деньги и пр. Русские мастера умели делать ларцы «с секретом», зная который, можно было открыть ларец без ключа. Не зря появилась поговорка: «А ларчик просто открывался!»

Лён - растение, из волокон которого делают нити и ткут полот­на. Более известно на Русском Севере.

Луб - волокнистая внутренняя часть коры липы.

Лукошко - гнутый короб округлой формы из луба или бересты.

Лучина - тонкая щепка; использовалась для растопки печи и ос­вещения дома, для чего просмоленная лучина вставлялась в металличес­кий светец.

Лыко - молодой луб, сравнительно мягкий подкорковый слой дерева.

Мельница - механическое приспособление с жерновами для из­мельчения зерна, а также само строение, в котором оно помещено. На мукомольных мельницах из зерна получают муку, на мельницах-крупо­рушках - крупу. По приводящей их в движение силе мельницы в старину разделялись на водяные, ветряные, паровые и работающие с помощью лошадей или волов. Ручные мельницы называются жерновами.

Молотить - колотить плашмя, бить с плеча, со всего маху; выби­вать зерно из колоса.

Молоть - растирать, измельчать зерно, превращать его в крупу или в муку.

Мука - мелко смолотое хлебное зерно.

Мякина (от «мягкий») - остатки хлебного колоса, от которого веянием отделено зерно. («Во всяком хлебе не без мякины», «На ветер мякины не напасешься», «Старого воробья на мякине не об­манешь».)

Мялка - орудие ручного труда, приспособление, с помощью кото­рого ломают и мнут льняные стебли, чтобы затем было легче отделять волокна от внешней оболочки - кострики.

Нива - обработанное поле, пашня; полоса, клин, участок под посев; рожь на корню. («Нивка, нивка, отдай мою силку, пока тебя жала, всю силку растеряла...» - закончив работу, приговаривала крестьянка, пере­катывалась с боку на бок по жнивью.)

Оберег (от «оберегать») - в традиционной культуре предмет, на­деляемый магической силой охраны, защиты человека от порчи, сглаза, укусов змей, пожара, болезней и прочих несчастий. В качестве оберега широко использовались, в частности, соль, камешки необычной формы или цвета, волчьи клыки, щучьи зубы и антропоморфные фигурки - куклы. Обережное значение имели также различные орнаментальные символы, которыми в старину украшались народная одежда, жилище, посуда, предметы домашней обстановки и прочее.

Обечайка - широкий плоский обруч, согнутая вкруг полоса луба, бока сита, решета, лукошка, короба.

Образа - старинное название икон.

Обряд - совокупность установленных законом или народным обы­чаем каких-либо действий, совершаемых в определенном порядке. Соот­ветствующими обрядами сопровождались все значимые события в жизни русской деревни: начало и конец полевых работ, календарные и семейные праздники, встреча гостей и т. д.

Обычай - стереотипный способ поведения, который воспроизво­дится в определенном обществе.

Овёс - хлебное растение с колосом, кисти которого в отличие от пшеницы или ржи свисают в одну сторону. Из овсяной крупы варили кашу, из муки пекли блины и простой хлеб - «овсяник». Любимым кушаньем в народе был также овсяный кисель. Повсеместно овес ис­пользовали и как кормовую культуру, что нашло отражение в фольклоре: «Не гони коня кнутом, а гони кота овсом».

Онуча - портянка; холщевая или шерстяная обмотка на ногу под сапоги или лапти.

Пахать - поднимать землю, взрезывать ее плугом или сохой, готовя посев.

Пашня - вспаханное поле.

Пенька - волокна конопли,

Пест (от «пехать», «пихать», т. р. «толкать», «уминать») - орудие для измельчения (растирания, толчения) в ступе какого-либо вещества или продукта. I

Плести - соединять, перевивая пряди, нити, гибкие полосы кожи, прутья и т. д. Плести можно косу, кружева, лапти, корзины, ремни, плети.

Плуг - тяжелое пахотное орудие. В отличие от сохи плуг не про­сто вспарывает бороздой земляной пласт, но и переворачивает его. При пахоте плугом использовали тягловую силу волов.

Полотенце (полотенец, ручник, утиральник, ширинка, крючник и др.) - отрез полотна длиною до трех метров, как правило, с орна­ментированными концами. В народной культуре применение полотенец могло быть различным: бытовым (для вытирания лица, рук или посуды) и ритуальным (как праздничное украшение дома или костюма, для проведения крестильного или свадебного обряда). Узору на полотенце придавали значение оберега.

Полотно - ткань, в основном льняная или пеньковая; от холста отличалось более тонкой работой.

Порты (от «портно» - названия узкого грубого холста) - часть крестьянского костюма, мужские штаны. Первоначально это название относилось к одежде в целом и употреблялось в значении «сшитое портно».

Починок (от «починать», «начинать») - закладка в лесу новой пашни, рядом с которой строили жилье, а также название недавно заселенной небольшой деревушки.

Пояс (от «поять» - обнять?) - необходимая часть русского на­родного костюма; плетеная, вязаная или тканая полоса, нередко узор­ная или декорированная на концах кистями, к которой крепились гребни, кошельки, ключи, кисеты с табаком и пр. Обычай постоян­ного ношения пояса очень древний, он связан с верой в охранную, обережную силу замкнутого круга. Отсюда происходит уверенность, что человек без пояса («распоясанный») опасен для окружающих, так как им владеет нечистая сила. В старину пояса использовались, на­пример, в различных обрядах. Гадая на Святках о предстоящем за­мужестве, девушка клала свой пояс на землю, трижды ему кланялась, после чего прятала на ночь под подушку со словами: «Пояс, ты мой пояс! Покажи ты моего суженого, пояс!»

Просо - хлебное растение, из зерен которого после толчения в ступе и очищения от мякины получают пшено.

Прялка - приспособление для прядения нити.

Прясло - металлическое или глиняное кольцо для утяжеления нижнего конца веретена .

Прясть - скручивать, свивать в нить волокна кудели. Кроме льна и конопли можно прясть также шерсть и хлопок.

Пшеница (пашеница, от «пахать»?) - хлебное растение средней и южной полосы России. Выпечка из пшеничной муки - белый хлеб (в отличие от черного - ржаного).

Пшено - крупа, получаемая из проса. Использовалась для приго­товления каши и как начинка для пирогов.

Решето - приспособление для просеивания (очистки и отделения крупных частиц от мелких) сыпучих продуктов: зерна, крупы, муки. Со­стоит из обечайки и донца, плетеного из лыка, полосок кожи или прово­локи.

Рожок - духовой музыкальный инструмент в виде берестяной трубы, по форме, материалу и тембру звучания близкий к жалейке, но превосходящий ее по размерам.

Рожь (от «родить»?) - растение, из зерен которого выпекается хлеб. Ранее - основной хлеб Северной Руси. Чаще рожь сеяли как озимую культуру, что отражено в фольклоре: «Загану я загадку, закину за грядку: в год пущу, в другой выпущу».

Рубаха (от «рубить»?) - основа славянского костюма, мужская и женская одежда, надеваемая на тело.

Сарафан - старинная безрукавная одежда русской крестьянки; на­девался поверх рубахи и носился с поясом. Сарафанный комплекс рус­ской одежды был в прошлом распространен очень широко, так одева­лись крестьянки Русского Севера, Поволжья и Сибири.

Светец (от «свет», «светить») - старинное приспособление для ос­вещения дома; металлическая подставка с развилкой для лучины.

Свирель - духовой музыкальный инструмент, представляющий собой две деревянные трубки разной величины с проделанными в них отверстиями и свистками. Подобно рожку и жалейке свирель некогда была распространена в России и на Украине в качестве пастушьего инструмента. Небольшой диапазон звучания свирели позволял играть на ней лишь самые простые мелодии.

Село - большое по сравнению с деревней крестьянское поселение с церковью.

Серп - орудие, с помощью которого жнут хлеб. Обычный русский серп имеет округлое лезвие с зубчатым внутренним краем и заострен­ным прямым концом. Для крестьянских нужд серпы изготавливали фаб­ричные мастера или местные кузнецы. На серпах кузнечной работы иногда ставили клеймо , а их лезвия украшались орнаментом

Сито - мелкое (частое) решето.

Солома - стебли хлебных растений. «Хлеб весь в солому ушел», говорили крестьяне, если стебли были высокими, а колос небольшим.

Соха (от «сохнуть»? «рассыхаться»?) - относительно легкое орудие для вспашки земли с неглубоким плодородным слоем В соху запрягали лошадь.

Сруб (от «рубить») - бревенчатая постройка; основа избы.

Ступа - деревянная долбленая колода с высокими стенками, в ко­торой пестом толкут, измельчают зерно.

Сундук - предмет домашней утвари; большой ящик с крышкой, нередко окованный железом и запирающийся на замок. Служил для хранения продуктов, одежды, холстов и пр. Отдельные сундуки пред­назначались для хранения приданого невесты.

Терем - старинное название высокого строения с башенкой. Так же именовали женскую часть боярского дома, которая по древнему обычаю располагалась всегда выше других жилых помещений.

Ткать - создавать из нитей цельное полотнище, пропуская уток между нитями основы.

Трепало (от «трепать») - деревянное орудие для ручного трепания льна. Имеет вид лопасти или широкого ножа. Нарядные трепала укра­шались резным орнаментом и считались хорошим подарком от жениха невесте. «Сделай, миленький, трепало, чтобы сердце припадало, - поется в одной старинной частушке. - «В серединке вырежь круг, вековечный будешь друг».

Трепать - бить, теребить лен или коноплю, очищать волокнистый внутренний слой стебля от кострики.

Трещотка - старинный русский народный музыкальный инструмент, состоящий из тонких дощечек, соединенных между собою в верхней части при помощи шнура. Играющий на трещотке держит шнур за концы и, по-разному встряхивая инструмент, извлекает сухие звонкие звуки.

Утварь - совокупность предметов домашнего обихода, включающая кухонную и столовую посуду, а также приспособления для переноски и хранения вещей, продуктов питания и пр.

Уток - нить челнока, пропускаемая поперек нитей основы, натя­нутых на ткацком стане.

Ухват (от «хватать», «ухватывать») - предмет кухонной утвари. Представляет собой длинную /палку с железной насадкой наподобие ко­ровьих рогов, благодаря чему получил и второе название - «рогач». При помощи ухвата ставили в печь и доставали из нее горшки и чугунки.

Хлеб - растение, образующее колос с мучными зернами; самое общее название еще несжатых колосьев («хлеб на корню»), а также обмолоченного зерна («хлеб в закромах»).

В собирательном значении - различного рода выпечные изделия.

Хлев - утепленное помещение, крытый загон для скота.

Холст - конопляная или льняная ткань, грубое полотно.

Цеп - орудие, с помощью которого обмолачивают колосья. Состоит из двух палок, подвижно соединенных между собой куском кожи. Во время молотьбы цепом берутся руками за более длинную палку («держал­ку»), а короткой («билом») бьют по снопам. Эта работа считалась муж­ской, поскольку требовала приложения физической силы. («Мужика не шуба греет, а цеп».)

Челнок - деталь, необходимая для тканья, по форме похожая на лодку (челн). К челноку крепится катушка с утком.

Чугунок - крестьянская печная посуда в форме горшка, но выполненная из чугуна. Использовалась для приготовления щей, варки картофеля и т. п.

Ячмень -- самое холодостойкое из хлебных растений. Ячневая крупа, с добавлением ржаной, шла на выпечку простого хлеба - «яч-ника», а из крупы варили ячневую кашу. (Ее особенно любил Петр I, предпочитая всем другим «за спорость и отменный вкус».) Ячмень ис­пользовался для приготовления пива.

К этнографии относящийся, ей принадлежащий, свойственный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ Относящийся, свойственный этнографии. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

этнографический - ая, ое. ethnographique adj. 1. Отн. к этнографии. Этнографический музей. Этнографическая коллекция. БАС 1. || Отражающий характерные черты быта, культуры и т. п. жителей какой л. местности, страны. БАС 1. Многие специфические чисто… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Субэтнический, этнологический Словарь русских синонимов. этнографический прил., кол во синонимов: 6 народоведческий (2) … Словарь синонимов

ЭТНОГРАФИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прил. 1. соотн. с сущ. этнография, связанный с ним 2. Свойственный этнографии [этнография 1.], характерный для неё. 3. Отражающий особенности быта, нравов, культуры какого либо этноса. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Этнографический, этнографическая, этнографическое, этнографические, этнографического, этнографической, этнографического, этнографических, этнографическому, этнографической, этнографическому, этнографическим, этнографический, этнографическую,… … Формы слов

Этнографический - то есть относящийся к сфере этнографии, то есть исследованиям традиционной культуры и быта народов мира, их происхождения, истории расселения, передвижения и культурно исторических взаимоотношений … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

этнографический - этнограф ический … Русский орфографический словарь

этнографический - … Орфографический словарь русского языка

этнографический - этнографи/ческий … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Книги

  • Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом. Вып. 6 , Н А Янчук. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…
  • Этнографический обзор Витебской губернии , А. Сементовский. Этнографический обзор Витебской губернии Александра Сементовского. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1872 года (издательство`Санкт-Петербург, Типография М. Хана`).…

Этнологический … Орфографический словарь-справочник

Прил., кол во синонимов: 2 антропосоциологический (1) этнографический (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

этнологический - ая, ое. ethnologique adj. Отн. к этнологии. БАС 1. Этнологическое изследование древняго общества. Слово 1878 11 1 55. Кроме лингвистической критики, больщая часть варягоборцев страдает незнанием этнологической критики. Забелин Ист. рус. жизни.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Прил. 1. соотн. с сущ. этнология, связанный с ним 2. Свойственный этнологии, характерный для неё. 3. Принадлежащий этнологии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Этнологический, этнологическая, этнологическое, этнологические, этнологического, этнологической, этнологического, этнологических, этнологическому, этнологической, этнологическому, этнологическим, этнологический, этнологическую, этнологическое,… … Формы слов

этнологический - этнолог ический … Русский орфографический словарь

этнологический - … Орфографический словарь русского языка

Этнологический факультет I го МГУ (Этнофак МГУ) (апрель 1925; реорганизован в историко этнологический факультет в сентябре 1929; расформирован в 1930). Содержание 1 Общие сведения о факультете … Википедия

I го МГУ (Этнофак МГУ) (апрель 1925; реорганизован в историко этнологический факультет в сентябре 1929; расформирован в 1930). Содержание 1 Общие сведения о факультете 2 … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Этнографический музей. Координаты: 52°27′25.2″ с. ш. 13°17′31.2″ в. д. / 52.457° с. ш … Википедия

Книги

  • , Жуков В., Тавадов Г.. Словарь включает более 1200 статей справочного и аналитического характера, раскрывающих содержание категорий, понятий, терминов этнологической науки. Рассматриваются теоретические и…
  • Большой этнологический словарь , В. И. Жуков, Г. Т. Тавадов. Словарь включает более 1200 статей справочного и аналитического характера, раскрывающих содержание категорий, понятий, терминов этнологической науки. Рассматриваются теоретические и…