Эстетика движения. История прерафаэлитов (продолжение) - Калейдоскоп — LiveJournal Кто был лидером эстетического движения

4.1. «Искусства и ремёсла»

Прерафаэлитизм в это время проникает во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг, иллюстрации.

Уильям Моррис считается одной из наиболее влиятельных фигур в истории декоративного искусства XIX века. Он основал движение «Arts and Crafts Movement» (англ. «Движение искусств и ремёсел» ), главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, а также возведение в ранг полноправных искусств книгопечатания, словолитья, гравюры. Это движение, которое подхватили Уолтер Крейн, Макинтош, Нельсон Доусон, Эдвин Лаченс, Райт и другие, впоследствии проявилось в английской и американской архитектуре, дизайне интерьеров, ландшафтном дизайне.

4.2. Поэзия

Большинство прерафаэлитов занимались поэзией, но, по мнению многих критиков, имеет ценность именно поздний период развития прерафаэлитизма. Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Россетти, Джордж Мередит, Уильям Моррис и Алджернон Суинберн оставили значимый след в английской литературе, но наибольший вклад внес Россетти, захваченный стихотворениями итальянского Возрождения и особенно произведениями Данте. Главным лирическим достижением Россетти считается цикл сонетов «Дом Жизни» (The House of Life ). Кристина Россетти также была известной поэтессой. Поэзией занималась и возлюбленная Россетти, Элизабет Сиддал, чьи произведения остались неизданными при жизни. Эрудит Уильям Моррис был не только признанным мастером витражей, но и вел активную литературную деятельность, в том числе написал много стихов. Его первый сборник «Защита Гвиневры и другие стихотворения» был опубликован в 1858 году, когда автору было 24 года.

Под влиянием поэзии прерафаэлитов развивалось британское декадентство 1880-х годов: Эрнст Доусон, Лионель Джонсон, Майкл Филд, Оскар Уайльд. Романтическая тоска по Средневековью нашла отражение в раннем творчестве Йейтса.

Известный поэт Алджернон Суинберн (англ. Algernon Swinburne ) , прославившийся смелыми экспериментами в стихосложении, к тому же был драматургом и литературным критиком. Первую драму «Королева-мать» (англ. The Queen Mother and Rosamond ), написанную в 1860 году, Суинберн посвятил Россетти, с которым его связывали дружеские отношения. Однако, хотя Суинберн и декларировал свою приверженность принципам прерафаэлизма, он безусловно выходит за пределы этого направления.

4.3. Издательская деятельность

В 1890 году Уильям Моррис организовал издательство «Келмскотт-пресс» (Kelmscott Press ), в котором вместе с Бёрн-Джонсом напечатал несколько книг. Это период называют кульминацией жизни Уильяма Морриса. Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, также как и английский график Уильям Блейк, попытался найти единый стиль оформления страницы книги, её титульного листа и переплета. Лучшим изданием Морриса стали Сочинения Джеффри Чосера (англ. The Works of Geoffrey Chaucer ); поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы. Как писал Дункан Робинсон,

Современному читателю, привыкшему к простым и функциональным шрифтам XX века, издания «Келмскотт-пресс» кажутся роскошными порождениями Викторианской эпохи. Богатый орнамент, узоры в виде листьев, иллюстрации по дереву - всё это становится важнейшими образцами декоративного искусства XIX века; всё сделано руками человека, внесшего больший вклад в эту область, чем кто-либо другой.

Моррис оформил все 66 книг, выпущенных издательством, а Бёрн-Джонс исполнил большинство иллюстраций. Издательство просуществовало до 1898 года и оказало сильное влияние на многих иллюстраторов конца XIX века, в частности, на Обри Бердслея.

4.4. Эстетическое движение

В конце 50-х годов, когда пути Рёскина и прерафаэлитов расходятся, возникает необходимость в новых эстетических идеях и новых теоретиках, формирующих эти идеи. Таким теоретиком стал историк искусства и литературный критик Уолтер Патер (англ. Walter Horatio Pater ). Уолтер Патер полагал, что главное в искусстве - непосредственность индивидуального восприятия, поэтому искусство должно культивировать каждый момент переживания жизни: «Искусство не дает нам ничего, кроме осознания высшей ценности каждого уходящего момента и сохранения всех их». В значительной мере через Патера идеи «искусства для искусства» , почерпнутые от Теофиля Готье, Шарля Бодлера, трансформируются в концепцию эстетизма (англ. Aesthetic movement ), которая получает распространение в кругу английских художников и поэтов: Уистлера, Суинберна, Россети, Уайльда. Оскар Уайльд также оказал сильное влияние на развитие эстетического движения (в том числе на позднее творчество Россетти), будучи лично знакомым и с Холманом Хантом, и с Бёрн-Джонсом. Он, как и многие его сверстники, зачитывался книгами Патера и Рёскина, и эстетизм Уайльда во многом вырос из прерафаэлитизма, который нес в себе заряд острой критики современного общества с позиций красоты. Оскар Уайльд писал, что «эстетика - выше критики», что считает искусство высшей реальностью, а жизнь - разновидностью вымысла: «Я пишу потому, что писать для меня - высшее артистическое удовольствие. Если мое творчество нравится немногим избранным, я этому рад. Если нет, я не огорчаюсь». Прерафаэлиты также увлекались поэзией Китса и целиком приняли его эстетическую формулу «красота есть единственная истина».

5. Сюжеты

Поначалу прерафаэлиты предпочитали евангельские сюжеты, причём избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, например, в «Светоче мира» Ханта в виде Спасителя с ярким светильником в руках изображён таинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытые человеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища.

Прерафаэлиты привлекают внимание к теме общественного неравенства в Викторианскую эпоху, эмиграции (творчество Мэдокса Брауна, Артура Хьюза), приниженного положения женщины (Россетти), Холман Хант даже затронул тему проституции в своей картине «Проснувшаяся стыдливость» (англ. The Awakening Conscience , 1853 г.). На картине - падшая женщина, которая вдруг поняла, что грешит, и, забыв о своем любовнике, освобождается из его объятий, как будто услышав какой-то зов через открытое окно. Мужчина не понимает её духовных порывов и продолжает игру на фортепиано. Здесь прерафаэлиты не были первопроходцами, их предвосхитил Ричард Редгрейв со своей знаменитой картиной «Гувернантка» (1844). И позже, в 40-е годы, Редгрейв создал много подобных произведений, посвященных эксплуатации женщин.

Прерафаэлиты занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей; обращались к произведениям классической поэзии и литературы, к творчеству Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Джона Китса. Они идеализировали Средневековье, любили средневековую романтику и мистику.

5.1. Женские образы

Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты - отрешённый, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Женщина на полотнах прерафаэлитов - средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Особенно это заметно у Россетти, которого восхищали красота и загадочность, а также у Артура Хьюза, Милле, Бёрн-Джонса. Мистическая, губительная красота, la femme fatale позже нашла выражение у Уильяма Уотерхауса. В этом плане знаковой можно назвать картину «Леди из Шалотта» (1888), до сих пор остающаяся одним из самых популярных экспонатов галереи Тейт . Она основана на поэме Альфреда Теннисона. Многие живописцы (Холман Хант, Россетти) иллюстрировали произведения Теннисона, в частности, «Леди Шалотт» . История повествует о девушке, которая должна оставаться в башне, находясь в изоляции от окружающего мира, и в тот самый момент, когда решается на побег, она подписывает себе смертный приговор.

Образ трагической любви был притягателен для прерафаэлитов и их последователей: в конце XIX-начале XX века на тему «Леди Шалотт» было создано более пятидесяти картин, а название поэмы превратилось во фразеологизм. Прерафаэлитов привлекали, в частности, такие темы, как душевная чистота и трагическая любовь, безответная любовь, недостижимая девушка, женщина, погибающая ради любви, отмеченная позором или проклятьем, а также мёртвая женщина необыкновенной красоты.

Была пересмотрена викторианская концепция женственности. Например, в «Офелии» Артура Хьюза или серии картин «Прошлое и настоящее» (англ. Past and Present , 1837-1860) Огастаса Эгга, женщина показана как человек, способный испытывать сексуальное желание и страсть, зачастую приводящую к безвременной кончине. Огастас Эгг создал серию работ, где показано, как разрушается семейный очаг после того, как открылась супружеская неверность матери. На первой картине женщина лежит на полу, уткнув лицо в ковёр, в позе совершенного отчаяния, а браслеты на её руках напоминают наручники. Данте Габриэль Россетти использует фигуру Прозерпины из древнегреческой и римской мифологии: молодая женщина, украденная Плутоном в подземное царство и отчаянно мечтающая вернуться на землю. Она съедает лишь несколько гранатовых семечек, но достаточно маленького кусочка пищи, чтобы человек навеки остался в подземном мире. Прозерпина Россетти - не просто красивая женщина с задумчивым взглядом. Она очень женственна и чувственна, а гранат в её руках - символ страстей и соблазна, которому она поддалась.

Одна из главных тем в творчестве прерафаэлитов - соблазнённая женщина, разрушенная безответной любовью, преданная возлюбленным, жертва трагической любви. В большинстве картин явно или неявно присутствует мужчина, ответственный за падение женщины. Как пример можно привести «Проснувшуюся стыдливость» Ханта или картину Милле «Мариана».

Аналогичная тематика прослеживается и в поэзии: в «Защите Гиневры» (англ. The Defence of Guenevere ) Уильяма Морриса, в стихотворении Кристины Россетти «Быстрая любовь» (англ. Light Love , 1856), в поэме Россетти «Дженни» (1870), где показана падшая женщина, проститутка, которая совершенно не обеспокоена своим положением и даже наслаждается сексуальной свободой.

5.2. Пейзаж

Холман Хант, Милле, Мэдокс Браун много работали в жанре пейзажа. Определенной известностью также пользовались живописцы Уильям Дайс, Томас Сэддон, Джон Бретт. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображением облаков , унаследованным ими от знаменитого предшественника, Уильяма Тёрнера. Пейзаж старались выписывать с максимальной достоверностью. Хант так выразил свои мысли: «Я хочу рисовать пейзаж,.. изображая каждую деталь, какую смогу увидеть». А о картине Милле «Осенние листья» Рёскин говорил: «Впервые сумерки изображены настолько совершенно».

Живописцы делали скрупулёзные этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо. Эта микроскопическая работа требовала огромного терпения и труда, в своих письмах или дневниках прерафаэлиты жаловались на необходимость часами стоять под жарким солнцем, дождем, ветром, чтобы нарисовать, порой, очень небольшой отрезок картины. По этим причинам, прерафаэлитский пейзаж не получил широкого распространения, а затем ему на смену пришёл импрессионизм.

6. Фотоискусство

Ещё Рёскин писал, восхищаясь дагеротипами: «Как будто волшебник уменьшил предмет,.. чтобы его можно было унести с собой». А когда в 1850 году была изобретена альбуминная фотобумага, процесс фотографии упростился и стал более доступным.

Прерафаэлиты внесли большой вклад в развитие фотоискусства, например, использовали фотографии во время живописи. Снимки прерафаэлитов показывают то же внимание к литературной концепции произведения, те же попытки отобразить внутренний мир модели (что для фотографии тех лет было почти непосильной задачей), те же композиционные особенности: двухмерность пространства, концентрация внимания на персонаже, любовь к деталям. Особенно известны фотографии Джейн Моррис, сделанные Данте Габриэлем Россетти в июле 1865.

Многие знаменитые фотографы впоследствии вдохновлялись прерафаэлитским творчеством: такие как, например, Генри Пич Робинсон.

Рассказ >> Литература и русский язык

Дурака прерафаелита… – «Братство прерафаэлитов» («Preraphaelite Brotherhood») возникло в 1848 г... защиту условности в искусстве. Прерафаэлиты обратились к изучению итальянских мастеров... «исторической школы» относились к прерафаэлитам резко отрицательно. 11 … ...

  • Оскар Уальд

    Реферат >> Литература и русский язык

    Зачитывается поэтами-романтиками, восхищается прерафаэлитами , а также слушает лекции... явилось несомненно признаком влияния прерафаэлитов . Основным содержанием своих... преемственную связь английского декаданса с прерафаэлитами , Уайльд резко подчеркивал свое...

  • Романтизм в мировой литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    Возникшее в 1848 г. "Братство прерафаэлитов" , объединённое вокруг яркого художника и... поэта Данте Габриэля Россетти. Прерафаэлиты выступили с проповедью искренности в... теории Оскара Уайльда - в творчестве прерафаэлитов и в суждениях крупнейших мыслителей...

  • 1.1. Движение искусств и ремесел и формирование концепции дизайнерской деятельности / 1.2. Художественно-эстетические ценности стиля модерн в рекламном плакате Франции и Великобритании / 1.3. Концепция проектирования детской книги как целостного организма / 1.4. Русские балетные сезоны в Париже: концепция синтеза искусств / 1.5. Сатирическая журнальная графика и зарождение жанра социального плаката

    Движение искусств и ремесел и формирование концепции дизайнерской деятельности

    Формирование концепции дизайна как профессионально-творческой деятельности началось в эпоху предмодерна в Великобритании. Широкое распространение и воздействие эстетики романтизма на общественное сознание привело к тому, что в этой стране вторая половина XIX в. была ознаменована появлением крупных социально-эстетических движений, которые объединяли художников, архитекторов, писателей, дизайнеров, ремесленников, обеспокоенных тем, что в результате несовершенства технологических процессов в сфере промышленного производства визуальнопредметный мир человека все больше наполнялся уродливыми формами. Наиболее крупными из них были Движение искусств и ремесел (Arts and Crafts Movement), возглавляемое У. Моррисом, и Эстетическое движение (Aesthetic Movement), основоположниками которого были К. Дрессер и О. Джонс.

    В основе идеологии этих движений лежали идеи Дж. Рескина о необходимости привнести искусство в повседневную жизнь человека. Он утверждал, что «с математической точностью, не допускающей никаких уклонений и никаких исключений, искусство страны, какое бы оно ни было, служит критерием ее этического состояния». По его мнению, «хороший вкус есть существенно нравственное качество... Вкус не только часть или признак нравственного достоинства, это единственная нравственность. Скажи мне, что ты любишь, и я тебе скажу, что ты такое» .

    По мысли Рескина, искусство следует понимать как синтез природы, красоты и нравственности. Эта формула вполне перело-жима и для дизайна, который синтезирует функциональное (восходящее к Природе), художественно-эстетическое (восходящее к Красоте) и социальное (восходящее к Добру) начала проектирования. Именно совокупность этих аспектов дизайна делает его средством эстетического преобразования жизни.

    Главной заслугой и достижением У. Морриса и английского движения искусств и ремесел в целом нужно считать укоренение в общественном сознании мысли о том, что создание благородной визуально-предметной среды способно облагородить нравы общества и стать эффективным средством мирного, а не революционного его преобразования на основе социальной справедливости.

    Идеалом культурной эпохи для романтиков была не античность, а национальное средневековье, эпоха готики. Идея синтеза искусств, заложенная в основе художественно-эстетического решения готического собора, станет ключевой для дизайна как вида профессионально-творческой деятельности. Принцип целостного художественно-эстетического решения готического храма будет привнесен первыми английскими дизайнерами в проектирование повседневной среды человека - от визуально-графического решения книги до дизайна «английского дома» в целом.

    Одним из первых У. Моррис обратил внимание на тот факт, что производство не только удовлетворяет существующие потребности, но и формирует новые. Производство художественно несовершенной визуально-предметной среды не только наполняло мир уродливыми формами, но и формировало тип эстетически невежественных потребителей. Эстетическая ценность объекта дизайна отождествлялась У. Моррисом, с одной стороны, с качеством изделия, а с другой - с ремесленной технологией. Именно эти принципы легли в основу его дизайнерской деятельности.

    Впервые на практике У. Моррис смог реализовать свои идеи в 1860 г., когда получил заказ спроектировать Красный Дом (Red House) в южном Лондоне. Работа по проектированию мебели, обоев, гобеленов, витражей в средневековом духе увлекает его настолько, что он создает фирму «Моррис, Маршалл, Фокнер и К°» (1861), которая стала прообразом дизайнерской организации. Очень быстро продукция компании, занимавшейся обработкой цветного стекла, дизайном витражей, вышивкой по ткани, обоями, мебелью, ткачеством, стала пользоваться высоким спросом. В производство было внедрено свыше 600 проектов У. Морриса, которые воплощались мастерами-ремесленниками, приглашенными со всей Англии.

    Стилевые особенности дизайна У. Морриса определяются эстетикой романтизма - в принтах для обоев и ковров преобладают растительные и анималистические мотивы. Растительные мотивы могли представлять собой упорядоченные раппорты (как в случае со знаменитыми моррисовскими артишоками) или выполнялись в непринужденной естественной манере (обои «Фрукты»), часто композиция строилась по принципу характерной для растительного мира симметрии масс (гобелен «Дятел»).

    При создании графических принтов У. Моррис применял средневековые приемы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, при этом его растительные орнаменты для тканей, ковров, обоев, кажущиеся естественными, на самом деле продуманы в мельчайших деталях. В работах У. Морриса «всегда чувствуется свежесть и непосредственность, удивительное ощущение естественного роста и изобилия природы,- наверное, от страстной любви Морриса к природе в соединении с редко встречающимся орнаментальным даром» .

    Качество и художественный уровень изделий его фирмы оказались настолько высокими, что моментально превратили производимые мебель, ковры, предметы быта в предметы роскоши. На их производство уходило много времени, а материалы часто оказывались слишком дорогими. Тщательная работа над изделием требовала приложения огромного количества трудовых затрат. На практике идеи Морриса, мечтавшего создавать доступные широким слоям населения качественные и красивые предметы домашнего обихода, обернулись своей противоположностью.

    Очень важной частью творчества У. Морриса стала издательская деятельность. Несовершенство полиграфических технологий и резко возросший в XIX в. спрос на полиграфическую продукцию

    привели к тому, что, несмотря на иллюстрирование и оформление хорошими художниками, книга потеряла свою гармоническую целостность. Иллюстрации часто выглядели инородными в книжном блоке, отсутствовала гармонизация элементов наборной полосы - размеров, пропорций, шрифтов.

    Рис. 1.1.

    Рис. 1.2.

    Проблему создания книги как целостного произведения искусства, все элементы которого взаимосвязаны, первыми осознали прерафаэлиты. Они разрабатывали приемы набора и верстки, обеспечивающие гармонию изображений, шрифтов, книжной орнаментики.

    Видную роль в возрождении искусства книги сыграл У. Моррис. Его интерес к книге как объекту дизайна впервые проявился еще в 1856 г., когда он выполнил на пергаменте три рукописных подарочных экземпляра поэмы «Золотая долина» (Story of the Glittering Plain).

    В 1890 г. в имении Хаммерсмит Моррис основал типографию «Келмскотт Пресс». Его кредо издательской деятельности сформулировано в статье «Заметки о моих намерениях при основании Kelmscott Press» (1898), в которой цель издательского предприятия

    ^THIS IS THE PICTURE OP THE OLD HOUSE BY THE THAMES TO WHICH THB PEOPLE OF THIS STORY WENT. P HEREAFTER FOLLOWS THE BOOK IT. SELF WHICH IS CALLED NEWS FROM NOWHERE OR AN EPOCH OF REST & IS WRITTEN BY WILLIAM MORRIS/?/?

    Рис. 1.3.

    У. Морриса «Вести ниоткуда». 1893 Начальный лист издания «Сочинения

    Джеффри Чосера». 1894

    была обозначена как «создание таких книг, которые в качестве произведений печати и благодаря облику наборной полосы представляли бы собой нечто такое, что могло бы доставить радость при созерцании» . У. Моррис считал, что в первую очередь надо обращать внимание на следующие элементы издания: бумагу (он использовал бумагу ручной выделки), форму букв, определение интервалов между литерами, отдельными словами и строками и расположение текста на развороте в целом.

    В типографии Морриса были отлиты новые антиквенные и готические шрифты: Kelmscott Golden, 1890 - версия классической гарнитуры венецианского типографа XV в. Н. Иенсона, отличающаяся более жирным начертанием; Troy, 1891 - 1892 - основанная на готическом шрифте Г. Цайнера, книгопечатника из Аугсбурга, и А. Кобергера, книгопечатника из Нюрнберга (оба известны как издатели инкунабул); Chaucer, 1892-12-пунктовая версия «Трои».

    За период работы издательства (1891 - 1897) были выпущены 53 книги. Тираж каждого издания был около 400 экземпляров. Первой книгой, выпущенной в Kelmscott Press, был роман самого Морриса «История сверкающей долины». Шедевром Морриса стали «Сочинения Джеффри Чосера», известного средневекового писателя, автора «Кентерберийских рассказов». Книга была напечатана в большом формате, прекрасно орнаментирована и иллюстрирована гравюрами Э. Берн-Джонса. Было напечатано 425 экземпляров на бумаге и 13 на пергаменте .

    Эстетическое движение в отличие от Движения искусств и ремесел имело своим девизом выражение «искусство ради искусства» и утверждало приоритет эстетических ценностей перед этическими и социальными проблемами. Помимо средневекового синтеза искусств эстетическое движение в значительной степени было ориентировано на использование мотивов китайской и японской графики, абстрактные геометрические формы японского прикладного искусства.

    Самой крупной фигурой в Эстетическом движении был Кристофер Дрессер (1834-1904), который начинал свою карьеру, исследуя взаимодействие естественных форм и орнамента. В 1862 г. Дрессер, открыв свою студию в Кенсингтоне в Лондоне, начал работать как независимый дизайнер. В этом же году были опубликованы его первые книги по дизайну - «Искусство декоративного оформления» и «Развитие орнаментального искусства».

    К. Дрессер считал, что хороший дизайн должен быть доступен каждому члену общества вне зависимости от социального статуса, поэтому необходимо проектировать изделия для массового производства, так как только в этом случае они могут быть коммерчески жизнеспособными. Идею «искусство для каждого» разделяли и члены Движения искусств и ремесел и Эстетического движения, но оба движения негативно относились к массовому производству, тогда как К. Дрессер положительно оценивал перспективы современной промышленности.

    Принты обоев и текстиля, созданные Дрессером, значительно отличались от тех, что выпускались в то время массовым производством. Он использовал самые различные источники творческого вдохновения, применяя имитацию различных материалов - мрамора, деревянной облицовки, драпировки из тканей. Жестковатые по своей структуре орнаментальные композиции Дрессера представляли собой стилизацию растительных, цветочных или геометрических мотивов, заимствованных из китайского, японского, египетского, греческого, аравийского и мавританского искусства. Для текстиля и обоев, созданных Дрессером, характерна приглушенная цветовая гамма, которую дизайнер считал единственно приемлемой в интерьере.

    К. Дрессер создавал дизайн для крупнейших художественнопромышленных компаний, входящих в Art Manufacturers. Дизайнер сотрудничал с более чем 50 предприятиями, в том числе со знаменитой фирмой Wedgwood, производящей фарфор.

    Свои работы К. Дрессер подписывал словами: Designed by Dr С Dresser, предвосхитив, таким образом, появление брендинга. Изделия с его именем стали символом «хорошего дизайна». Совершенное им в 1876-1877 гг. по поручению музея Королевы Виктории и Принца Альберта путешествие по Японии для пополнения музейной коллекции привело к тому, что Дрессер практически отказался от использования орнамента в дизайне металлических чайников и предметов сервировки стола, делая акцент на материале и форме, предугадав, таким образом, стилевые предпочтения дизайна на несколько десятилетий.

    В целом декоративизм английских романтиков воплощал идеи бурного роста и изобилия природы, при этом сформировалось четкое неприятие украшательства ради него самого. Деятельность представителей Движения искусств и ремесел и Эстетического движения привела к тому, что уже в эпоху зарождения графического дизайна во второй половине XIX в. были сформированы универсальные принципы дизайнерской деятельности: проектирование на основе синтеза всех видов искусств и ремесел; утверждение идеи доступности красоты вне зависимости от социального статуса; проектирование на основе решения социальных проблем общества; целостный подход к объекту проектирования.

    • Рескин Дж. Искусство и действительность. М. : Типо-лит. т-ва «Кушнерев и К0», 1900. С. 5.
    • Некрасова Е. Л. Романтизм в английском искусстве. М.: Искусство, 1975. С. 203.
    • Моррис У. Заметка о моих намерениях при основании Kelmscott Press // Книгопечатание как искусство. М., 1984. С. 88.
    • См.: Некрасова Е. А. Указ. соч. С. 215.

    Я больна Оскром.
    Я больна его творчеством.
    Я больна его произведениями.
    Я больна.
    Я больна...)))

    Итак...что он из себя представляет:

    Оскар Уайльд - великий ирландский поэт и драматург, который стал известен благодаря своим сатирическим произведениям "Lady Windermere"s Fan", 1892, и "The Importance of Being Earnest", 1895.
    Уайльд был идейным лидером эстетического движения в Англии в XIX веке, который выступал за искусство ради самого искусства.
    Оскар Уайльд в конце жизни оказался в центре скандала, связанного с его гомосексуальной связью, шокировавшей лондонскую общественность.

    Уайльд родился 16 октября 1854 года в Дублине, в семье профессиональных литераторов.
    Его отец был хирургом, однако совмещал эту деятельность с изданием книг по археологии, фольклору и биографии и творчеству Джонатана Свифта. Что касается мамы, то она принадлежала к революционному крылу английской литературной общественности и увлекалась кельтскими мифами и фольклором.
    После окончания королевского колледжа в Эннискиллене (1864-1871) Уайльд поступил в Тринити колледж в Дублине (1871-1874), а затем в 1874-78 годах учился в Оксфорде, окончив его с отличием.
    Ещё во время учебы Уайльд искрил остроумием, был настоящим позером, но, тем не менее, в 1878 году получил премию Ньюдигейт за поэму "Равенна".

    Практически все основные работы Уайльда были созданы и опубликованы в последние годы его жизни.
    Например, в "The Picture of Dorian Gray", 1890, Уайльд совместил элементы готической новеллы с греховностью французского декадентства. В "Intentions", 1891, состоящей из нескольких ранее опубликованных эссе, Уайльд определил свое отношение к искусству, заимствовав идеи у французских поэтов Теофила Готье и Шарля Боджелера, а также у американца Джеймса Уистлера.
    В том же году свет увидели две отдельные работы - "Lord Arthur Savile"s Crime" и "A House of Pomegranates".

    Оскар Уайльд умер совершенно неожиданно 30 ноября 1900 года от менингита, полученного через ушную инфекцию.
    В последние дни жизни он перешел в лоно Римского католической церкви, которой всегда восхищался.

    Крылатые выражения

    Храни любовь в сердце своем.
    Жизнь без нее подобна бессолнечному саду с мертвыми цветами

    Тоска - страшный недуг тех, кому жизнь ни в чем не отказывала

    Опыт - это имя, которое каждый дает своим ошибкам

    Мужчины женятся со скуки, женщины - из любопытства. И те, и другие испытывают разочарование

    Мужчины всегда хотят быть первой любовью женщины. Женщины мечтают быть последним романом мужчины

    Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество - к своим богам: они нам поклоняются - и надоедают, постоянно требуя чего-то

    Это - то и злит меня в женщинах.
    Обязательно им подавай хорошего мужчину

    Чтобы вернуть свою молодость, я готов делать все, - только не вставать рано, не заниматься гимнастикой и не быть полезным членом общества

    Женщины бывают только двух родов: некрасивые и накрашенные

    Джентльмен - это человек, который никогда не оскорбит ближнего без намерения

    Весь мир - театр, но труппа никуда не годится

    Образование - вещь превосходная, но хорошо бы иногда помнить, что ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя

    Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему

    Оптимизм начинается с широкой улыбки и кончается синими очками

    Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило,- люди злые

    В жизни есть только две настоящие трагедии: одна - когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая - когда получаешь

    В любви есть некоторая романтика, в помолвке - никакой, ведь помолвка большей частью кончается свадьбой.

    В наше время у каждого великого человека есть ученики, причем его биографию всегда пишет Иуда

    В наш уродливый и благоразумный век поэзия, живопись, музыка черпают вдохновение не из жизни, а друг у друга

    Вопросы никогда не бывают нескромными. В отличие от ответов

    В поведении людей, которых разлюбили, всегда есть что-то нелепое

    Все великие идеи опасны

    Все женщины похожи на своих матерей, и в этом их трагедия, но ни один мужчина не похож на свою мать, и в этом тоже его трагедия

    Все можно пережить, кроме смерти, и люди все вам готовы простить,кроме незапятнанной репутации

    В современном мире ничто не производит столь благоприятного впечатления, как бесцветность.
    Она сближает

    В старые добрые времена книги писали писатели, а читали все; теперь же книги пишут все, но не читает никто.

    Должен сознаться, что родственники вызывают у меня живейшее отвращение. Происходит это, видимо, оттого, что невозможно переносить, когда у других такие же недостатки, как у тебя

    Дружба между мужчиной и женщиной - вещь невозможная; между ними может быть страсть, вражда, обожание, любовь, но только не дружба

    Дружба трагичнее любви - она умирает гораздо дольше

    Душа рождается старой и постепенно молодеет. Это комедийная сторона жизни. Тело же рождается молодым и постепенно стареет. А это сторона трагедийная

    Единственное, чего не видит художник,- это очевидное.
    Единственное, что видят другие,- это очевидное.
    Результат - критические статьи о художнике в газетах

    Женщины вдохновляют нас на создание шедевров, но мешают нашему вдохновению реализоваться

    Женщины стали слишком остроумными. Ничто так не мешает в любви, как чувство юмора у женщины и его отсутствие у мужчины

    Жизнь - слишком серьезная штука, чтобы воспринимать ее слишком серьезно

    Жить в средние века значило не иметь тела; жить сегодня - значит не иметь души; жить в Древней Греции значило не иметь на себе одежды

    Истина перестает быть истиной, если в нее поверят больше,чем один человек

    Каждая женщина - бунтарь по натуре, причем бунтует она исключительно против себя самой

    Мужчин можно анализировать и обсуждать, женщин же только обожать

    Большинство из нас - это не мы.
    Наши мысли - это чужие суждения;
    наша жизнь - мимикрия;
    наши страсти - цитата

    Бывать в обществе просто скучно.
    А быть вне общества - уже трагедия

    Быть естественной очень трудная поза - долго не выдержишь!

    Абсурдно делить людей на хороших и плохих.
    Люди бывают или обаятельные или занудные

    Как только человек начинает мыслить, у него непропорционально вытягивается нос, или увеличивается лоб, или что-либо другое портит его лицо.
    Посмотри на выдающихся деятелей любой ученой профессии - как они уродливы!
    Исключение составляют, конечно, наши духовные пастыри, - но эти ведь не утруждают своих мозгов

    Верность!
    В ней - жадность собственника.
    Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что
    кто-нибудь другой это подберет...

    Честолюбие - последнее прибежище неудачников
    Самый большой порок - поверхностность
    ...Скептицизм - начало веры
    Злословие - это сплетня со скучным оттенком морали
    Мода - это то, во что одеваемся мы сами.
    Немодно то, что носят другие
    Это ужасно тяжелая работа - ничего не делать

    Цель жизни - самовыражение.
    Проявить во всей полноте свою сущность - вот для
    чего мы живем

    Красота выше гения, потому что не требует понимания

    Философия учит нас с невозмутимостью относиться к неудачам других

    Когда о вас говорят, то хуже этого может быть только одно - когда о вас не говорят

    Женщину никогда нельзя обезоружить комплиментом, мужчину можно всегда

    Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно

    Своих мужей ревнуют некрасивые женщины.
    Красивым женщинам не до того - они заняты тем, что ревнуют чужих мужей

    Настоящая великая страсть встречается ныне довольно редко.
    Это привилегия людей, которым больше нечего делать

    Только неглубокие люди знают себя до самых глубин

    Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь

    Прощайте ваших врагов- это лучший способ вывести их из себя

    Пунктуальность - воровка времени

    Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестает быть молитвой и становится перепиской

    Я предпочитаю мужчин с будущим, а женщин - с прошлым

    Мода - настолько невыносимая разновидность уродства, что приходится менять ее каждые полгода

    Я всегда очень дружески отношусь к тем, кто мне безразличен

    Мужчина может быть счастлив с любой женщиной, если только он не влюблен в нее

    Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы

    Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут

    Когда человек приходит в гости, он тратит время хозяев, а не свое

    У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего

    Если вы хотите узнать, что на самом деле думает женщина, смотрите на нее, но не слушайте

    Нельзя доверять женщине, которая не скрывает свой возраст. Такая женщина не постесняется сказать все что угодно

  • 3. Реализм во Франции второй половины XIX века. «Расин и Шекспир» Стендаля как эстетическая программа реалистической художественной системы.
  • 4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.
  • 5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.
  • 6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».
  • 13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.
  • 14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)
  • 15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.
  • 16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.
  • 17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».
  • 2) Перетекающие друг в друга чувственные впечатления обладают силой внушения: они пробуждают воспоминания. Главным становится аромат (стихотворения "Экзотический аромат", "Волосы").
  • 3) Сам природный психофизический мир (мир вещей, чувств.Впечатлений, эмоц. Переживаний) оказывается знаком, отзвуком, отражением духовной сверхприроды (мир вещей/мир идей)
  • 18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).
  • 19.Мастерство Мопассана-новеллиста.
  • 20.Романное творчество Мопассана
  • 21. Художественный мир ч. Диккенса
  • 22. Жанр рождественской повести в творчестве ч. Диккенса. («Рождественская песнь в прозе»). «Рождественская философия» ч. Диккенса.
  • 40-Е годы - Диккенса глубоко волнует вопрос о путях усовершенствования общества.
  • 23.Своеобразие поэтики романа ч. Диккенса «Домби и сын».
  • 24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.
  • 25.Английские романистки XIX века. Творчество Дж. Остен, ш. Бронте, э. Бронте, Дж. Элиот (1 роман по выбору).
  • 1) Творчество отражает характерные тенденции в развитии реализма 50-70-х годов XIX в. 2) Вступила в литературу в то время, когда общественный подъем 40-х годов был уже позади.
  • 2) 1862-1880; Романы «Ромола» (Romola, 1863), «Феликс Холт, радикал» (Felix Holt, the Radical, 1866), «Миддл-марч» (Middlemarch, 1872) и «Даниэль Деронда» (Daniel Deronda,1876).
  • 26.Романтические и реалистические тенденции в романе ш. Бронте «Джейн Эйр».
  • 27.Художественный мир у.Теккерея.
  • 28.Художественное своеобразие романа у. Теккерея «Ярмарка Тщеславия». Символика заглавия и подзаголовка. Образ Кукольника.
  • 2 Сюжетные линии ведутся параллельно, но пересекаются в определенных точках, изображается жизнь двух семейств:
  • 36. Проблематика американской литературы (на примере романного творчества г. Бичер-Стоу, м. Твена и др. Авторов).
  • 5 Июня 1851 года в газете «НациональнаяЭрф» в Вашингтоне началось серийное издание еще не законченной книги.
  • 35. Своеобразие поэтики у. Уитмена.
  • 34. Символика названия сборника «Листья травы» у. Уитмена. Лирический герой у.Уитмена. Уитмен и Маяковский.
  • 33. Значение жанра романа для развития реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX века.
  • 32.Синтез романтического и реалистического начал в западноевропейской литературе XIX века.
  • 31.Тема «утраченных иллюзий» в западноевропейской литературе XIX века.
  • 30.Эстетика и творчество поэтов и художников прерафаэлитов.
  • 30.Эстетика и творчество поэтов и художников прерафаэлитов.

    Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites) - направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

    Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти (духовный лидер), живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, УолтерКрейн, Джон Уильям Уотерхаус.

    Первым этапом развития прерафаэлитизма было возникновение так называемого «Братства прерафаэлитов », состоявшего первоначально из семи «братьев»: Дж. Э. Милле, Холмана Ханта (1827-1910), Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера и живописцев Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона.Братство прерафаэлитов - общество, находящегося в оппозиции по отношению к официальным художественным течениям.

    Они противники старых канонов живописи. Прерафаэлиты поднимают эстетический бунт. Ориентируются на средневековых мастеров. Обращаются и к сюжетам Античности, Востока, библии и евангельских сюжетов. Сочетание детального изображения пейзажа и сложной символики. Это игра света, ярких красок жизни.

    Их издание – издание «Росток».

    Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Так, например, на картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру Кристину. Он же, во время создания картины «Офелия», заставлял Элизабет Сиддал по нескольку часов лежать в наполненной ванне. Более того, прерафаэлиты изменили отношения художника и модели - они стали равноправными партнерами. Россетти мог рисовать королеву с продавщицы, богиню с дочери конюха.

    Большинство прерафаэлитов занимались поэзией, но, по мнению многих критиков, она имеет ценность именно поздний период развития прерафаэлитизма. Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Россетти, Джордж Мередит, Уильям Моррис и АлджернонСуинберн оставили значимый след в английской литературе, но наибольший вклад внес Россетти, захваченный стихоторениями итальянского Возрождения и особенно произведениями Данте. Главным лирическим достижением Россетти считается цикл сонетов «Дом Жизни» (TheHouseofLife). Кристина Россетти также была известной поэтессой. Поэзией занималась и возлюбленная Россетти, Элизабет Сиддал, чьи произведения остались неизданными при жизни. Уильям Моррис был не только признанным мастером витражей, но и вел активную литературную деятельность, в том числе написал много стихов. Его первый сборник «Защита Гвиневры и другие стихотворения» был опубликован в 1858 году, когда автору было 24 года.

    Источником вдохновения для них служит – поэзия Теннисона.

    Под влиянием поэзии прерафаэлитов развизвалось британское декадентство 1880-х годов: Эрнст Доусон, Лионель Джонсон, Майкл Филд, Оскар Уайльд. Романтическая тоска по Средневековью нашла отражение в раннем творчестве Йейтса.

    А. Теннисон, Р. Браунинг

    В 1890 году Уильям Моррис организовал издательство «Кельмскотт-пресс» (KelmscottPress), в котором вместе с Бёрн-Джонсом напечатал несколько книг. Это период называют кульминацией жизни Уильяма Морриса. Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, также как и английский график Уильям Блейк, попытался найти единый стиль оформления страницы книги, ее титульного листа и переплета. Лучшим изданием Морриса стали «Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера; поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы.

    В последние дни первополосной стала тема молодежного движения в России. Аналитики спорят о том, какое из направлений более перспективно, за кем пойдут массы. Мы решили поговорить о молодежном движении с одним из его пионеров, Ильей Пономаревым , членом оргкомитета Молодежного Левого Фронта

    Скажите, на ваш взгляд, чем обусловлено столь пристальное внимание всех политических сил к молодежному движению, проявившееся в последнее время?

    Мне кажется, причина лежит на поверхности. В стране эволюционный путь развития политической системы практически исчерпан. Демократическая модель управления образца 90-х, и без того не слишком развитая, оказалась разрушена. Ни один из признаков демократического государства - разделение властей, система сдержек и противовесов, федерализм и местное самоуправление - не выражен в России. Ветви власти потеряли свою самостоятельность, и политическая самореализация через парламентские процедуры невозможна.

    Отсюда резко возросли ожидания революционных преобразований. А они могут быть осуществлены только молодежью, по понятным причинам. Так что кто будет контролировать молодежное движение, тот и будет следующим лидером страны.

    Кто был первопроходцем, вы в КПРФ или НБП? Почему коммунистам не удалось кооптировать молодежь на выборах-2003?

    НБП - это не молодежное движение. Это постмодернистский эстетический проект интеллектуальных провокаторов (употребляю это слово в позитивном смысле), к которому приложили руку многие яркие и нетривиальные личности: Лимонов, Дугин, Курехин, Белковский и др. Это попытка, и довольно успешная, отмобилизовать наиболее пассионарную, интеллектуально и эстетически неудовлетворенную часть общества (в противоположность социальной и экономической неудовлетворенности, питающей левых). Для осуществления этой мобилизации НБП используется причудливая смесь тоталитарных и фашистских символов, геополитических построений, примитивно понятых левых идей и национал-патриотической демагогии.

    Настоящее молодежное движение, основанное на тех или иных идейных и политических принципах, безусловно, рождалось другими людьми и по-другому. Были левые движения, наследники комсомола - прежде всего, РКСМ Малярова и его наследники - СКМ РФ (комсомол КПРФ), РКСМ(б) (комсомол РКРП) и т.п. Появились независимые левые группы и тенденции, от анархистов и троцкистов до антиглобалистов. Эти организации, большинство из которых объединено сейчас в коалицию, называемую Молодежный левый фронт, владеет инициативой на левом фланге.

    Последние полтора года активно развивается молодежный либеральный проект - "Молодежное Яблоко". Сейчас создается твердое ощущение, что кроме ММЯ и группы отставных политиков у либералов ничего и нет.

    Есть и проект путинских хунвейбинов - "Идущие вместе", которые, хотя и скрепляются на финансовой основе, имеют определенную систему взглядов и принципов. Думаю, что именно перечисленные мной организации и являются тем полем, которое можно определить как современное молодежное движение. Причем традиционные политические партии (ни КПРФ, ни Яблоко, ни Единая Россия), как правило, не имеют к нему никакого отношения.

    - Почему? Вы считаете, что они (КПРФ, ЕР и Яблоко) не умеют работать с молодежью?

    Дело не в умении. Мое глубокое убеждение, что наличие "дочерней" молодежной организации у партии - признак ее болезни. Это следствие того, что сама партия не в состоянии предложить молодому человеку возможности для самореализации внутри себя. Но так как молодежь все-таки нужна (должен же кто-то раздавать листовки, работать "в поле" на избирательных кампаниях и т.п.), то старые политики и создают им альтернативный "загончик", обезопасивая себя от конкуренции, снимая в то же время дивиденды от деятельности своих юных сторонников. Это так же, как чиновники придумали "молодежную политику", "молодежные парламенты" - лишь бы молодые люди не занимались настоящей политикой, и не претендовали на настоящий парламент.

    Заканчивается это одинаково - либо молодежная организация становится чисто бюрократическим отстойником, либо входит в конфликт с партийным руководством. Это произошло или происходит и с РКСМ, и с СКМ, и с "Молодежным Яблоком", и с "Молодежным СПС", и с "Идущими вместе".

    Чем должна, на ваш взгляд, заниматься молодежная организация? Какие акции или действия в последнее время предпринимаете вы?

    Революцией (смеется).

    Если серьезно, то конкретными делами - и чем более они радикальны и нетрадиционны, тем более привлекательно будет выглядеть подобная организация для молодежи.

    Вы сказали, что молодежная организация должна заниматься революцией. Но почему? Почему обязательно революцией? Может быть, лоббированием интересов молодежи, состоящей в организации? Может быть, созданием дополнительных инструментов социальной мобильности? Почему мы сразу упираемся в желание все сломать, а затем...?

    Потому что молодежи заниматься "лоббированием" скучно и не интересно (смеется).

    На самом деле, о ненормальности желания "до основания, а затем", я говорю и сам. Но только в том случае, если в стране есть нормальный политический процесс, политик - такая же профессия, как и любая другая. Только тогда молодой человек может встать на этот путь, быть избранным в органы власти и отстаивать те или иные интересы (в т.ч. интересы молодежи). Сейчас это невозможно не только для молодых (хотя для молодых особенно), но и в принципе. Через выборы сложившийся строй не сменить. Поэтому сейчас резко усилившийся приток молодежи в политические организации можно только приветствовать, потому что у представителей старшего поколения энергетики не хватит, чтобы сменить систему, а у молодых - вполне. Причем, к нам приходят люди, которые не хотят быть профессиональными политиками, зато хотят восстановить попранную справедливость, создать новые возможности для самореализации для всех, в том числе и для себя. Разве это не прекрасно?

    - А чем занимается МЛФ? Какие вопросы вы решаете, какие акции проводите?

    Левый Фронт фактически заявил о себе осенью 2003 года с такой нетривиальной формой действий, как флэш-мобы. Это западное веяние было нами переосмыслено для ведения политической борьбы. В нашем варианте, это были театральные точечные акции, перформансы. Они наполнены определенными символами, часто эпатажными, и при сравнительно небольшом количестве участников привлекают значительное внимание СМИ и позволяют обходить юридические препоны (к счастью, закона о проведении флэш-мобов Дума еще не приняла). Такие акции как "выстрел Авроры", "Матрица.Революция", "Вова, домой", "Марш голосовавших за Путина", прошли в целом ряде регионов и имели значительный резонанс.

    Сейчас, правда, подобные акции в наших структурах встречаются не так часто - потому что от задачи привлечения внимания к себе мы перешли к системной работе. Выросшее число активистов, налаженные организационные механизмы, а главное - большое количество мест приложений усилий, подкидываемых нам властью, это позволяет. Примеров подобной деятельности может быть много.

    Во-первых, это уличные акции. Мы, конечно, не можем претендовать на то, что мы в состоянии самостоятельно организовать многотысячные выступления, подобные тем, что прокатились по стране в январе-феврале. Но в подавляющем большинстве случаев молодежные лидеры вставали во главе масс протестующих, так как были единственными политическими фигурами, которые были готовы к любым действиям, а также к тому, чтобы формализовать требования протестующих не в виде абстрактных резолюций митингов, а в виде конкретных требований от конкретных властных структур. Во многих местах благодаря молодым левым протесты имели осязаемый успех.

    Например, в Красноярске, на 50% повышены нормы потребления электроэнергии. В Твери отменено повышение тарифов на ЖКХ. В Перми был взят в заложники губернатор Чиркунов, после чего власть пошла на значительные уступки по монетизации льгот. Аналогично был захвачен первый вице-губернатор Краснодарского края Ахеджак. В Алтайском крае, Томской области, еще нескольких регионах молодые коммунисты были в первых рядах штурма региональных администраций.

    Во-вторых, рабочее и профсоюзное движение. Первые успехи были в прошлом году. При поддержке наших организаций и дружественных МЛФ профсоюзов (прежде всего, это ВКТ - Всероссийская Конфедерация Труда, в которую входит профсоюз Норильского никеля, профсоюз АвтоВАЗа, профсоюз Московского метрополитена, Независимый профсоюз горняков) был достигнут ряд конкретных результатов.

    На крупнейшем горнодобывающем предприятии Мурманской области осенью силами СКМ была организована забастовка, в результате которой всем работникам комбината были подняты зарплаты и начат процесс пересмотра условий труда. Последний пример - в жестком противостоянии с одним из лидеров московского строительного рынка, на котором владельцы позволяли себе не платить людям зарплату по 6 месяцев, вчера достигнута полная победа восставшими рабочими. Их действиями руководили Революционная Рабочая Партия (РРП) и также СКМ.

    При этом, надо сказать, что не стоит полностью отказываться и от "традиционных" политических действий. Например, региональные организации, входящие в МЛФ, более чем успешно участвовали в ряде избирательных кампаний. Мы поставили целую серию "рекордов" самых молодых избранных политиков, начиная с 18-летней Марии Марусенко, ставшей депутатом муниципального собрания в Москве. Есть и 27-летний мэр, и 28 летний глава района, и 29 летний спикер регионального законодательного собрания.

    Молодые левые сейчас владеют инициативой с точки зрения теоретической работы по политическим, социальным и экономическим проблемам российского общества, ведя анализ положения дел в стране, основываясь на марксистской теории. Это то, что руководство КПРФ, например, давно забросило, и что завело партию весьма далеко от тех принципов, которые закладывались ее основоположниками. Работы активистов левых организаций регулярно публикуются в нашей прессе и в Интернете.

    Вы хорошо рассказали о реальной работе организации. Я сам много читаю о том, что Вы делаете. Но при этом, согласитесь, вы находитесь на медийной периферии. Ибо первенство отдано членам НБП, которые, возможно имеют на это какое-то право, и "Молодежному Яблоку", структуре, на мой взгляд, довольно аморфной и участием в серьезных акциях не замеченной. Почему такая ситуация сложилась?

    Потому что НБП и ММЯ, при всем моем уважении к их активистам, безопасны.

    НБП безопасно потому, что это не тот проект, который может претендовать на власть - по многим причинам. Кроме того, с Лимоновым всегда можно "договориться". Зато у этой организации нет идеологии, и союзнические отношения начинаются и заканчиваются вокруг простой идеи убрать Путина. Более того, существование НБП напрямую выгодно власти, потому что с помощью нацбольской символики можно дискредитировать любого оппозиционера, как Ющенко весьма успешно дискредитировали альянсом с УНА-УНСО. "Это фашисты, нацисты, разве вы не видите?"

    ММЯ безопасно потому, что также своей целью видит борьбу с персонифицированным злом в виде Путина. Оно не хочет сменить общественный строй, а радикализм этой организации скорее является формой юношеского максимализма. Наиболее радикальным по духу является лидер этой структуры Илья Яшин, но и он пока не готов выдвинуть лозунг о смене системы.

    Наконец, оба движения не являются массовыми, по сути. Это организации активистов, которые могут делать акции любой степени "отмороженности" (на что большинство "комитетчиков-2008" вряд ли способно само по себе), но которые никогда не поднимут смертельно опасный для буржуазного строя протест широких масс. Поэтому НБП и ММЯ становятся любимцами либеральной прессы.

    Посмотрите на все примеры "оранжевых революций" в Сербии, Грузии, Украине, Зимбабве и других местах. Нигде аналоги "Поры", "Кмары", "Отпора" и т.п. к власти не приходили, даже в лице отдельных своих представителей. Они всегда выстраивались так, как выстроены НБП или ММЯ, и именно поэтому от них было легко избавиться, как только их спонсоры решали свои политические задачи. Вне всякого сомнения, с нами так не получится.

    Левое движение имеет иную классовую и социальную природу. Раскрутка его идей несет системную опасность для обеих сторон противостояния - как для власти, так и для новых российских "оранжевых". Поэтому когда даже про наши акция пишет пресса, их постоянно приписывают кому-то еще, то НБП, то КПРФ (которая также вполне безопасна в своем нынешнем состоянии, хотя и по другой причине).

    Конечно, есть и чисто технологические проблемы с нашей стороны. Постоянная нехватка денег, невозможность держать в штате нормальную пресс-службу, а также глубокий внутренний скепсис многих активистов по отношению к предвзятым, по их мнению, СМИ, также играет свою роль.

    Наконец, крайне мешает дефицит своих СМИ (имеющий место по все той же финансовой причине) - но здесь, думаю, скоро ситуация начнет меняться.

    Откуда вообще берут молодежные движения средства? Откуда деньги, например, у ММЯ, откуда деньги у вашей организации? Ходят упорные слухи, что и НБП и ММЯ спонсируются Березовским. Да и Вас тоже неоднократно упрекали в связях с лондонским оппозиционером? Вообще, сколько нужно средств для молодежного движения с несколькими сотнями активистов в течение месяца, при условии активной работы?

    У всех нас, включая и НБП, и ММЯ, и МЛФ, по-моему, особенных денег нет. НБП зарабатывает на продаже своей газеты "Лимонка". ММЯ что-то получает от партии. МЛФ фактически спонсируется Институтом проблем глобализации, который ведет ряд заказных аналитических работ в Москве и регионах.

    Что касается "лондонских оппозиционеров". Я думаю, что в современной политической ситуации в России все общаются со всеми. По моей информации, даже Лимонов имеет контакты и с Администрацией, и с Комитетом-2008, и с Родиной, и с КПРФ, и с отдельными олигархами. Наверное, в отдельных случаях это имеет взаимовыгодную основу. Но это не означает, что кто-то из них его полностью контролирует.

    Дело еще и в том, что мой опыт работы в крупных российских компаниях показывает, что их владельцы мыслят очень конкретно, и временными интервалами максимум в 6 месяцев. То есть, если кто-то из оппозиционеров придет к Березовскому с четким бизнес-планом прихода к власти через полгода, то он, наверное, получит денег. Сейчас же все разговоры о финансировании кого-то международными сионистско-масонско-олигархо-империалистическими кругами есть личный пиар тех, кто их ведет. В общем, это как кредит в банке получать - его выдадут тогда и тому, кто докажет, что ему эти деньги вовсе не нужны.

    Кстати, по моей информации, вопреки пугающим слухам и цифрам, тот же Ющенко на Украине получил по международным линиям совсем незначительную часть средств, по сравнению с тем, что было им затрачено на свою избирательную кампанию.

    И это все несмотря на то, что вообще политика не самое затратное направление, если, конечно, с умом вкладывать деньги. А уж молодежные движения тем более малобюджетны - никто не зарплату не претендует, все работают за идею, нужны только относительно небольшие средства на обеспечение внутренних коммуникаций, информационное сопровождение и расходные материалы. В общем, копейки. Даже изгнанные олигархи тратят на порядок больше на абсолютно бессмысленные со стратегической точки зрения проекты.

    - О каких "затратных" проектах вы говорите?

    Ну, например, на те средства, которые были потрачены на избирательную кампанию Хакамады-2004, можно было бы содержать МЛФ в течение минимум трех лет при резком увеличении числа и качества акций.

    Вот подумайте, много ли денег было потрачено в ходе пенсионерских акций января? Думаю, тысяч 50 долларов на всю страну (если посчитать все, что разные организации и партии потратили на звук, транспаранты, листовки и т.п.). А эффект колоссальный. А эта сумма - всего-то зарплата какого-нибудь известного либерального журналиста. А во сколько в итоге обошелся провалившийся Гражданский Конгресс в декабре?

    Да мало ли глупостей делается... Миллионов по 10-15 долларов в год каждый "лондонский оппозиционер" спускает, а толку много видно? Только такие же бойцы в Кремле трепещут - у страха глаза велики. Такое ощущение, что смысл тратить эти деньги только во внутрикремлевском пиаре...

    - Видите ли вы в молодежном движении пространство для государственнического отряда, тех же "Наших", например?

    Молодежь не может поддерживать власть - это противоестественно. Если ты за власть - иди в бизнес, иди в госструктуры работать, чего митинговать-то?

    Именно поэтому "Идущие вместе" за Путина заменены на более абстрактных "Наших". Они не за власть - они против "пятой колонны". В качестве хуныейбинов потенциал у них более чем значителен. Это тот джинн, который власть сама не сможет потом контролировать. Но кто об этом думает сегодня - горизонт планирования у власти ничуть не больший, чем у олигархов, все те же 6 месяцев. За это время "Наши" вряд ли победят, а оппозиционеров замочить в сортирах можно много. А там хоть потоп...
    Беседовал Данилин Павел