Элегия. Определение

Введение

Каждому человеку дано испытать чувство любви, но мне кажется, что только поэт способен выразить все оттенки и нюансы этого чувства. Недаром большую часть мировой поэзии составляет именно любовная лирика. И одно из самых заметных мест принадлежит в ней нашему великому национальному поэту А.С. Пушкину.

Для Пушкина любовь была одной из важнейших жизненных ценностей. В трагической по мироощущению «Элегии», написанной в 1830 году, высказывает свою заветную мечту:

И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Вся творческая биография поэта неотделима от его любовной лирики. В изображении А.С. Пушкина, как и в самой жизни, любовь многолика и многогранна. Ей сопутствуют самые разнообразные и противоречивые переживания. Все их невозможно перечислить. Это и слепая страсть, кипящая в крови, и ревность, и уязвленная гордость, вызванные неразделимым чувством … Это печаль и радость, увлечение и разочарования и многое-многое другое… Чувства любви у каждого человека проходит путь развития.

Поэтому тема: «Эволюция любовной элегии Пушкина 20-30-е годов» является актуальной, т.к. отражает то новое, что входит в жизнь, в настоящее время.

Объект: Любовная лирика А.С. Пушкина.

Предмет: Особенности эволюции любовной элегии Пушкина в период 20-30-х годорв.

Цель: На основе изучения научной литературы проследить эволюцию любовной элегии Пушкина.

1. Определить сущности ключевых понятий «эволюция», «элегия».

2. Описать особенности элегии Пушкина.

3. Выявить ход эволюции в элегии Пушкина.

Гипотеза: В связи с многообразными событиями в жизни поэта пушкнский герой любовной лирики переживает эволюцию.


1 Элегия – как жанр лирической поэзии

Элегия – греч. Elegeia – жалостная песня, литературный и музыкальный жанр; в поэзии стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего от первого лица, без отчетливой композиции. Элегия возникла в Греции в 7 веке до н.э., первоначально имела преимущественно морально-полититическое содержание; потом в эллинистической и римской поэзии преобладающей становится любовная тематика.

Так называемая описательная поэзия широко запечатлела картины природы, которая в эту пору давалась преимущественно элегически – в тонах сожалений о прошлом.

Элегические тона присутствуют и в пейзажах. В воображении чарующие картины прошлого – «сельские танцы, резвые игры в лугах», «на деревьях очаровательные плоды»

Древними греками элегия мыслилась как произведение, написанное строго определенным стихотворным размером – элегическим дистихом и исполнявшаяся речитативом под аккомпанемент флейты. Этой элегии (ее родоначальник- поэт Калин, 7 в. До н.э.) был присущ весьма широкий круг тем и мотивов (прославление доблестных воинов, философские размышления, любовь, нравоучение) элегия стала жанром, сосредоточенным прежде всего на любовной теме.

Слово «элегия», как видно обозначает несколько жанровых образований. Элегии ранних эпох и культур обладают различными признакам, что являет собой элегия как таковая и в чем ее надэпохальная уникальность, сказать невозможно в принципе. Единственно корректным является определение элегии «вообще», как «жанра лирической поэзии».

В русской поэзии элегия появляется в 18веке у А. П. Сумарокова, переживает расцвет в творчестве Василия Андреевича Жуковского, К.Н. Батюшкова.

Жанр элегия был распространен в конце 19 начале 20 года, когда на смену классицизма пришли сентиментализм и романтизм. Широко известны элегии Жуковского, Баратынского, Батюшкова.

Первые произведения Баратынского были элегии. Имя и произведения Баратынского быстро стали известны всей читающей России. Его произведения читались, неизменно одобрялись в Вольном обществе любителей российской словесности. В традиционной форме «унылой» элегии Баратынский, сумел воплотить богатство и сложность, противоречивость и многогранность эмоционального мира конкретного человека. В лучших элегиях Баратынского мы видим не традиционное элегическое «Я» с неизменными мотивами увядания, разочарования в жизни и скорби по уходящей молодости, а индивидуальную личность, чувства которой объясняются обстоятельствами ее жизни. Раскрывая изменчивость и противоречивость чувства, поэт использовал ее воплощения в стихе новую, более широкую палитру художественных средств. Существо творческих открытий Баратынского, его умение с реалистической точностью и холодной трезвостью анализировать движения чувств, психологические процессы, протекающие в душе человека. Баратынский рисует чувство в динамике, пристально следит за тем, как каждое изменение в нем накладывает отпечаток на образ жизни.

Элегия выдвигается на первый план в творчестве Василия Андреевича Жуковского. Успех, признание у читателей, широкая литературная известность. В поэтической типографии «Вечера» легко угадываются окрестности Белева и Мишенского, в элегических сетованиях и раздумьях автора находят отражение реальные события жизни, пережитые им испытания и утрат, художественные открытия Жуковского определившие новаторские черты его элегий, связаны с утверждением биографизма как особого метода лирической поэзии, с повышением роли личного начала в ней. Постепенно элегия получает у Жуковского и более отчетливые признаки жанра национально-русского, а текст насыщается острым социальным содержанием. В дальнейшем Жуковский прибегает к этой жанровой форме в поворотные моменты своей творческой эволюции, обозначая элегией события своей внутренней жизни.

Элегия за годы своего существования претерпевала некоторые изменения, т.е. эволюцию.

Эволюция от латинского слова evolutio – развертывание, в широком смысле синоним развития; в более узком смысле – один из основных типов развития: медленные, постепенные, количественные и качественные изменения. При этом каждое новое состояние объекта имеет по сравнению с предшествующим более высокому уровню организации и дифференциации функций.


2 Значение жанра элегии в поэзии Пушкина 20-25годов XIX в.

История «элегии» еще одно доказательство, что юный Пушкин испытывал недостаток более в мастерстве, чем в содержании. Когда же достиг вершины мастерства, то появились «Дар напрасный, дар случайный…» и «В часы забав иль праздной скуки…» по своим мотивам несомненно несомненно восходящие к «Подражанию» но не отменяющее и не заменяющее «Подражания» если требует всегда быть готовым к преодолению отчаяния, значит, оно все-таки неустранимо, хотя смысл человеческой жизни всякий раз возвышается над ним. Значит, бытие наше сразу трагично и героично. Таким образом, сам характер Пушкина в своем даре свидетельствовал о неограниченных возможностях его дара. И это началось с его первых поэтических шагов и продолжалось до самого конца. Обращенная ко всем нам, поэзия Пушкина представляет собой как бы эталон простоты и совершенства.

Надо сказать, вечная забота о просторе – один из решающих признаков именно русского искусства, и прежде всего литературы.

Брюсов верно интерпретирует лирические мотивы и темы ранних пушкинских элегий. Однако он излишне уточняет и конкретизирует биографические детали, психологические мотивы этих элегий. Конечно, сознание невозможности открытого, а тем более взаимного проявления чувств шестнадцатилетнего поэта по отношению к светской красавице, фрейлине двора, избалованной всеобщим преклонением и успехом, вызвало пессимистические мотивы в Пушкинских стихах.

Но все признания «унынии», «печали» в «души холодном молоке», в том что поэт смотрит на жизнь «недвижными глазами», «холодным взором» («Разлука»), свидетельствуют лишь об обращении к привычному реквизиту элегической поэзии Батюшкова и Жуковского. Да и самый образ поэта, который возникает в этих стихах – облик романтического лирического героя, каким его представляли Жуковский и Батюшков.

Уныл, как сумрак полуночи,

И бледен, как осенний свет.

С главою, мрачно преклоненной,

С укрытой горестью в груди,

Печальной думой увлеченный….

(«Наездники»)

В стихотворениях, обращенных к Е.П. Батюшкову, лишь угадывается затаенное чувство поэта: они лишены тех конкретных и индивидуальных оттенков, той стремительности и взволнованности чувства, которые так характерны для зрелых стихов поэта. Свои переживания Пушкин в лицейских стихах облекает в условные поэтические образы. Да и самые чувства молодого поэта еще во многом поверхностны, внушены литературными образцами. В своих стихах он идеализирует и украшает переживания и впечатления, которые зародились от случайных встреч, светских намеков, идеальных мечтаний.

Один из лучших образцов этой юношеской лирики – элегия «Любовь одна – веселье жизни хладной…» (1816). Уже певая строка элегии удивительна по изяществу и совершенству стих, предвещающего дальнейшее развитие пушкинской поэзии.

Любовь одна – веселье жизни хладной,

Любовь одна – мучение сердец:

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.

Первоначально понятие "элегия" было связано с формой стихотворения, но со временем главенствующим свойством стало содержание и настроение произведения. Какие произведения сейчас называют элегией? Что такое элегия? Какой мотив она несет?

что означает слово "элегия"

Владимир Даль в толковом словаре дает такое определение этому термину: это грустное, жалобное, немного унылое стихотворение. В толковом словаре Ушакова Д.Н. также объясняется, что такое элегия:

  • в античной литературе - это стихотворение, которое написано двустишьями разнообразного содержания;
  • в - это преимущественно печальный тон любовной лирики;
  • в новой поэзии Западной Европы - это лирическое произведение, которое проникнуто печалью и грустью и посвящено каким-либо размышлениям или любовной теме;
  • в музыке - это название музыкальных произведений грустного и печального характера.

Ожегов С.И и Шведов Н.Ю. в своем толковом словаре дают следующее объяснение, что такое элегия:

  • это лирическое стихотворение, которое проникнуто грустью, еще их называют романтическими элегиями;
  • музыкальное произведение скорбного, грустного, задумчивого характера.

Ефремова Т.Ф. в толковом словаре объясняет, что термин используется в нескольких значениях:

  • это лирический жанр литературы 18-19-го веков;
  • это лирическое стихотворение, пропитанное грустью и печалью;
  • поэзия, которая написана двустишиями и заключает в себе размышления автора;
  • это синоним слов "меланхолия" или "грусть".

В энциклопедическом словаре приведены те же объяснения термина, что и в толковом словаре Ушакова Д.Н.

В википедии «элегия» - это:

  • лирический жанр, который содержит в стихотворной форме жалобу, печаль или эмоциональное философское раздумье над вопросами мироздания;
  • музыкальное произведение грустного, задумчивого характера.

История элегии

Итак, что такое элегия? Откуда пришел этот термин? Когда возник? Какое имел первоначальное значение?

Слово происходит от греческого «элегос», которое переводится на русский язык как «жалобная песня».

Итак, определение, что такое элегия: в литературе это вид жанра или стихотворение эмоционального содержания, чаще написанное от первого лица.

Само понятие возникло в Древней Греции в 7-м веке до нашей эры (основоположники жанра - Мимнерм, Каллин, Феогнид, Тиртей), первоначально элегия имела морально-политическое содержание или обозначало форму стиха. В своеобразной форме создавались произведения на разные темы, например Архилох писал обличительные и печальные произведения, Солон - стихотворения с философским содержанием, Тиртей и Каллин - о войне, Мимнерм - о политике.

Но в период римского развития поэзии (Овидий, Проперций, Тибулл, Катулл) это понятие отождествляют с любовной лирикой.

Расцвет элегии наступает в эпоху романтизма (Грей Т., Юнг Э., Мильвуа Ш., Шенье А., Ламартина А., Парни Э., Гете).

Пишет в середине 18-го века элегию, которую почти через 50 лет переводит на русский язык Жуковский В.А. - «Сельское кладбище». Она положила начало развитию сентиментализма. В это время в литературе понимание того, что такое элегия, полностью меняется. Теперь это понятие означает стихотворение, которое пронизано грустью и задумчивостью. Для произведений этой эпохи характерны такие темы, как одиночество, интимность переживаний, разочарование, неразделенная любовь.

Но со временем элегия утрачивает жанровую отчетливость, и термин постепенно выходит из употребления, оставаясь только как знак традиции (Рильке Р.М. «Дуинские элегии», Брехт Б. «Буковские элегии»).

Определение: что такое элегия в литературе Западной Европы

Расцвет этого жанра в европейской литературе начался с элегии английского поэта Томаса Грея. В немецкой литературе в этом жанре написаны Гете «Римские элегии», Шиллером «Идеалы», «Прогулка», многие произведения Матиссона, Гейне, Гервега, Ленау, Фрейлиграта, Платена, Шлегеля и других авторов.

У французов в этом жанре творили Дебор-Вальмор, Шенье, Мильвуа, Мюссе, Ламартин, Делавинь, Гюго.

В Испании - Гарсиласо де ла Вега, Хуан Боскан.

В Италии основными представителями этого жанра, являются Кастальди, Гуарини, Аламанни.

В Польше - Балинский.

История элегии в русской поэзии

В русской лирике элегия появляется только в 18-м веке, этот жанр встречается у Тредиаковского В. К. и Сумарокова А. П., в творчестве Жуковского В. А., Батюшкова К. Н., Пушкина А. С., Баратынского Е. А., Языкова Н. М.; начиная со 2-й половины 19-го века термин употребляется только как название циклов у Фета А. А. и в названии отдельных стихотворений у Ахматовой А., Самойлова Д.

История элегии в музыке

Что такое элегия в музыке? Это жанр музыкального произведения печального или грустно мечтательного характера.

Элегия развивается как музыкальная пьеса только в конце 19-го - начала 20-го века, это произведения Бузони Ферруччо, Грига Эдварда, Форе Габриэля, Рахманинова Сергея, Калинникова Василия. Особо популярной стала «Эллегия», написанная Массне.

В конце 18-го века на русскую вокальную лирику существенно повлияла протяжная песня. Она очень близка к элегии по содержанию и способам выражения. Ей были близки темы смерти, несчастной любви, одиночества.

Протяжная песня сменяется сольной лирической, которая неразрывно связана с литературой - Теплов Г., Майер Ф., Дубянский Ф., Козловский О.

В первой половине 19-го века основной сферой для элегии был романс. А во второй половине столетия элегия присутствует в камерно-инструментальном творчестве Рахманинова, Чайковского, Аренского.

В 20-м веке многие эстрадные песни это потомки лирических элегий. Много в этом жанре работал Кутуньо Т., Дога Е., Крутой И., Паулс Р. Каждый из них подарил миру талантливые и удивительные мелодии, от которых душа становится прекрасней, как и их музыка.

- (греч. elegeia, от elegos плачевный, жалобный). Лирическое стихотворение, выражающее грустное настроение души; обыкновенно состояло из чередующихся гекзаметра и пентаметра. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

Элегия - (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Рубинштейна 18, Цен … Каталог отелей

См … Словарь синонимов

Элегия - ЭЛЕГИЯ стихотворение с характером задумчивой грусти. В этом смысле можно сказать, что бопылая часть русской поэзии настроена на элегический лад, по крайней мере, исключая поэзию новейшего времени. Этим, конечно, не отрицается, что в нашей… … Словарь литературных терминов

элегия - и, ж. élégie f. <гр. elegeia. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью, печалью. БАС 1. Элегия. Род стихотворного сочинения, которым описуются печальныя или полюбовныя дела. Кантемир. Для чего любители, которые знают, что больше… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Занимает значит. место в лирике Л. В антич. поэзии Э. называлось стих., написанное особым размером элегич. дистихом; в новой лит ре Э. признают всякое стих., заключающее в себе размышления поэта и выражение его чувств, преим. печальных. В. Г.… … Лермонтовская энциклопедия

- (греч. elegeia) ..1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет… … Большой Энциклопедический словарь

ЭЛЕГИЯ, элегии, жен. (греч. elegeia). В античной поэзии стихотворение, написанное двустишиями определенной формы, первонач. разнообразного содержания, а впоследствии, в римской поэзии, преим. любовного содержания и печального тона (лит.). || В… … Толковый словарь Ушакова

Жен. жалобное, грустное, унылое стихотворенье. В первой четверти этого века было много элегических писателей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (греч. elegeia) лирическое стихотворение грустного,задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь вслово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна:его производят от предполагаемого припева elege… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Элегия, Op. 8 , А. Глазунов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Glazunov, Aleksandr "Elegy, Op. 8" . Жанры: Elegies; Funeral music; For…
  • Элегия, Op. 44 , А. Глазунов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Glazunov, Aleksandr "Elegia, Op. 44" . Жанры: Elegies; Funeral music; For…

П ритча – иносказательный рассказ, характеризующийся моральным пафосом и дидактикой, чаще всего религиозной (обилие притчей в Евангелии, в частности «Притчи Соломона»). Иногда притчи назывались баснями (А.Сумароков).

Притча - малая эпическая прозаическая форма, нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из челове­ческой жизни (евангельские притчи, Соломоновы притчи).

Э ссе, по-видимому, самая свободная форма изложения авторских мыслей. Эссеистика часто несет на себе черты парадоксальности, она нарушает все законы «чистых» жанров, часто одновременно вбирает в себя научный, публицистический и беллетристический стили.

Эссеистика имеет давнюю историю. Наиболее известным ее представителем, чуть ли не духовным отцом считается М.Монтень с его «Опытами».

Эссеистами были люди, которые даже в своих художественных произведениях тяготели к острой общественной проблематике. К ним были близки ученые-естествоиспытатели, торопившиеся донести до читателей свои, пусть еще не окончательно оформившиеся взгляды на природу. Иногда эссеисты предполагали своими текстами полемизировать с чем-то, получившим общее признание. Таково пушкинское «Путешествие из Москвы в Петербург» и «Дневник писателя» Ф.Достоевского, где отдельные части обширного повествования не очень связаны между собой тематически, но зато содержат некий философско-публицистический вызов общественному и литературному мнению.

Билет 10

Лирические жанры: элегия и ода, эпиграмма и эпитафия

Элегия (от греческого eleos - жалобная песня) - малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философ­ские размышления, грустные раздумия, скорбь.

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) - жанр лирической поэзии. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма.

Элегия в русской литературе

Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море».

В первой половине XIX века давать своим стихотворениям названия элегий было распространено, особенно часто свои произведения называли элегиями Баратынский, Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды.

Элегия - лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица.

Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин , М.Лермонтов , Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию . Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

Ода (от греческого ode - песня) - малая лирическая форма, стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.

О́да - поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.

Кратко:

Элегия (от гр. elegos - жалобная песнь) - жанр лирической поэзии; стихотворение, передающее грустное, печальное настроение, раздумье.

Эта форма лирики появилась в древнегреческой литературе около VI в. до н.э. Среди римских авторов элегий известны Проперций, Тибулл, Овидий. В русской литературе появление этого жанра связывают с предромантизмом, сентиментализмом и романтизмом. Элегии писали Н. Карамзин, К. Батюшков, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Фет, В. Брюсов, А. Блок и др.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Элегия возникла в Греции в VII в. до н.э. Первоначально так называлось любое стихотворение, предназначенное для исполнения под аккомпанемент флейты и в соответствии с этим написанное так называемым элегическим дистихом (сочетанием гекзаметра и пентаметра). Своей связью с пением и большим объёмом она отличалась от эпиграммы, также писавшейся этим размером; тематика же не имела для нее значения: известны военные элегии Тиртея, политические — Солона и т. д. Лишь римские поэты Тибулл, Проперций и Овидий сделали ее жанром преимущественно любовной и медитативной лирики, однако и у них это было лишь приёмом, а не законом.

Напротив, для элегии нового времени важнейшим признаком стала именно тематика, унаследованная от римских классиков. В Англии элегия была главным образом философской медитацией, связанной с темами природы, смерти и т. п. (элегии Томсона, Грея, позже Вордсворда). В Германии крупным литературным событием стало появление «Римских элегий» Гёте, в которых, стилизируя элегии древнеримских поэтов, Гёте выразил основные идеи европейского Просвещения. Недаром, изучая эту книгу, Шеллинг писал, что «элегия может охватить весь мир, хотя и фрагментарно». Во Франции она первоначально была жанром галантной лирики. В конце XVIII в. Парни, Бертен и некоторые другие поэты создают книги элегий — своего рода лирические романы о несчастной любви, где эротика сочетается с психологическим анализом. А. Шенье, опираясь в значительной мере на их традицию, усиливает в то же время связь элегии с её античными истоками. Одновременно с этим французская элегия испытывала сильное влияние со стороны английской, что в конце концов привело к появлению религиозно-медитативных стихотворений Ламартина.

Русская элегия в большей или меньшей степени связана со всеми этими традициями. Произведения этого жанра на русском языке появились в 1720-1730-х годах и принадлежали И. В. Паузе и В. К. Тредиаковскому, но первым крупным русским «элегиком» был А. П. Сумароков.

Ранние элегии Сумарокова варьируют ситуацию даже не несчастной любви вообще, а разлуки с возлюбленной. Они строятся как цепь более или менее произвольно связанных формул, развивающих эту ситуацию, схематизм которой доведён до предела: только два персонажа, никаких аксессуаров, имен, никакой мотивировки лирического высказывания. В то же время появляются и нелюбовные элегии, и прежде всего у самого Сумарокова, написавшего в конце жизни ряд таких произведений по поводу своих авторских и житейских несчастий. Также элегия начинает оказывать воздействие на целый ряд других жанров: песню, стансы и особенно драматический монолог. Многие монологи трагедий Сумарокова неотличимы от его элегий. Новый этап в истории русской элегии начинается в 1802 году, когда был опубликован вольный перевод Жуковского из Томаса Грея «Сельское кладбище. Элегия». Затем она стала появляться в печати всё больше, и к 1810-м годам заняла в русской литературе ведущее место.

Общепризнанными классиками этого жанра в России считались Жуковский и Батюшков. Первый из них редко называл свои стихотворения элегиями, но общий элегический характер его поэзии очевиден. Она выражает «смешанное чувство»: блаженство от созерцания идеала «духовным зрением» и печаль по отсутствию его в земной жизни. Для этого Жуковский использует целую систему категорий — «медиаторов» между земным и небесным: мечта, природа, искусство, видение, любовь... Несколько иной характер носит элегическая система Батюшкова — первого поэта, для которого элегия как таковая была основным жанром лирики. Он подчеркивает прежде всего раздвоенность между стремлением к вечным высоким ценностям и к преходящим земным наслаждениям (преходящность которых воспринимается как тяжкая трагедия). Психологизм Батюшкова носит гораздо более конкретный характер — переживание определяется данной лирической ситуацией, а не определяет её.

Многочисленные элегики 1810-1820-х годов в той или иной мере синтезировали системы Жуковского и Батюшкова. В том же ключе написаны и элегии молодого Пушкина. В них, начиная уже с лицейского периода, предельно обостряются антитезы в рамках основной элегической ситуации — несчастной любви.

В дальнейшем Пушкин все дальше идёт по пути индивидуализации элегической ситуации, которая часто связывается с конкретным событием в жизни автора («Сожжённое письмо», «Под небом голубым...» и вообще почти все элегии михайловского периода). В то же время произведения этого жанра у Пушкина активно взаимодействуют с произведениями других жанров, в том числе с таким, казалось бы, чуждым, как сатира («Деревня», «Свободы сеятель пустынный»).

Иногда элегии у Пушкина становится чистой медитацией («Демон»). В этом отношении близки Пушкину, но ещё радикальнее его были Баратынский и Языков. Для Языкова элегия — чуть ли не любое короткое стихотворение, без ограничения тематики. Баратынский относился к этому жанру более строго, однако именно он подготовил почву для его разрушения.

Баратынский в своих элегиях исходит из ряда принципов, воспринимающихся им как непреложные мировые законы, главный из которых — неизбежность перехода от юности к зрелости, от жизни к смерти, от движения к покою. Сточки зрения этих законов он переосмысляет традиционные элегические ситуации, которые у него, как правило, приобретают некоторую парадоксальность с точки зрения жанра. Так, если одной из распространённых ситуаций элегии была неверность героини, то в некоторых произведениях Баратынского («Признание», «Оправдание») герой оправдывается в собственной неверности, объясняя её действием всё тех же непреложных законов бытия. Такое превращение «смешанного чувства» в неразрешимый парадокс оказалось губительным для жанра, и поэзия Лермонтова, унаследовавшего многое из поэтики Баратынского, уже не может быть однозначно определена как элегическая, хотя элегическая традиция чрезвычайно важна для ее понимания, — Лермонтов, по существу, разрабатывает те же мотивы, то же «смешанное чувство», но ставя его в прямую зависимость от мировых законов, с одной стороны, и от романтического конфликта — с другой.

Ко времени появления в литературе Лермонтова элегия как жанр уже угасала: не только из-за явлений, происходивших внутри самого жанра, но и потому, что в русском обществе к 1830-м годам совершился переход к новому пониманию литературы, при котором главным достоинством произведения почиталась его «оригинальность», а потому следование канонам жанра стало по меньшей мере безразличным качеством, если не недостатком произведения. В лирике падение жанровой системы было тем легче, что, как с грустью писал критик О. Сомов, «все почти роды поэзии слились в один элегический». Таким образом, можно сказать, что именно элегия была непосредственной основой русской поэзии XIX—XX вв. (хотя, конечно, действовали и другие традиции), но сама она в чистом виде исчезла. Показательно, что когда Некрасов попытался создать жанр гражданской элегии, то он совершенно не воспринимался в связи с прежней элегией — да и вообще как особый жанр.

Итак, сейчас элегия не существует как литературный факт. Иногда поэты называют свои стихи «элегиями», либо исходя из бытующего представления об ней как о грустном стихотворении вообще, либо указывая на какую-то связь их со старой традицией («Северные элегии» Ахматовой). Но, как уже было сказано, поэзия XIX—XX вв. вообще во многом выросла из интересующего нас жанра, а потому при внимательном рассмотрении поэтические системы ряда поэтов могут быть определены как родственные элегии. Какую роль этот факт может сыграть в истории поэзии — покажет будущее.