Элан макс биография. Илон Маск — биография и причины успеха

Этот человек вызывает восхищение, уважение и зависть. Его успех закономерен: талант, харизматичность и деловое чутье дополняются работоспособностью, умением грамотно расставлять приоритеты. Основные вехи деятельности: компьютерная компания Zip2, PayPal, TeslaMotors, SolarCity, SpaceX.

История Илона Маска интересна тем, что по факту рождения он не был претендентом на то, чтобы стать знаменитым миллиардером. Родился он в ЮАР, в семье инженера и диетолога. Несмотря на то, что мальчишка был умным и развитым с детства (в школу пошел на год раньше сверстников), даже родители признавали факт, что контакты со сверстниками у сына не ладились. Впоследствии он сам скажет: «Я был маленьким ребенком-ботаником, достаточно умным... так что в школьное время я просто читал много книг и старался не вставать у людей на пути».

Отсутствие друзей парень компенсировал постоянным чтением всего, что ему попадалось в руки: от комиксов про Человека-паука до энциклопедий. В 17 лет, после окончания школы в Претории, будущий миллиардер принимает смелое решение начать самостоятельную жизнь в США.

В 1989 г. он сел на самолет в Канаду, понимая, что родители не смогут помочь финансово, и придется надеяться на себя.Целый год Илон жил сложно: работал, где получится, зарабатывая на жизнь. Ситуацию меняет поступление в УниверситетQuins в Онтарио. Талантливый студент обратил на себя внимание, и в 1992 году мечта попасть в США исполняется, благодаря получению стипендии на обучение в Пенсильвании.В Пенсильванском университете Илон становится бакалавром бизнеса за год, второй год посвящает изучению физики и тоже получает степень бакалавра.

История серийного бизнесмена Илона Маска

Термин появился сравнительно недавно, используется для обозначения предпринимателей, которые прикладывают талант, давая начало различным, порой не связанным между собой, проектам.

Первый проект Элона - компьютерная игра Blastar, создание которой принесло 500 в 12 лет. Первоначально Элон и его брат собирались осуществлять прокат разработки в игровом зале. Они сделали почти все для этого:

  • нашли помещение для аренды;
  • договорились с провайдером автоматов, который мог поставить оборудование.

Однако получить одобрение города не удалось: родители о затее сыновей не знали, а юным предпринимателям не исполнилось 18 лет.

Второй start-up более удачен. Чтобы открыть интернет- компанию Zip2 Илон уходит из аспирантуры Стендфордского университета, пробыв там всего два дня! Решение объясняет так: «Я понял, что в Стендфорде ничего не происходит, поэтому позвонил преподавателям, сказал, что хочу основать свою компанию и договорился, что если ничего не получится, будет возможность вернуться назад».

В рамках деятельности Zip2:

  • разработана платформа, которая позволяла газетам оказывать клиентам коммерческие услуги;
  • происходит перевод многих печатных изданий, в том числе и авторитетных, в цифровую эру;
  • создается первый городской справочник он-лайн.

Степень успешности идеи легко оценивается цифрами: Zip2 была продана компании Compaq за 307 млн. долларов и 34 млн. ценными бумагами. К миллионерам «силиконовой долины» Маск присоединился, когда ему было всего 28 лет, получив 22 млн. долларов.

Эта сделка вошла в историю, как крупнейшая финансовая операция, проведенная за наличные деньги.

Третья часть бизнес истории Илона Маска - система электронных платежей PayPal. Первоначально стартап имел название X.com, после объединения с конкурентной компанией Confinity на паритетных началах, получает название PayPal. Вклад Маска в развитие компании неоценим:

  • разработка принципиально новой бизнес-модели;
  • грамотная, талантливая реклама, близкая к вирусной;
  • выведение платежной системы на первые позиции.

Все это изменило принцип покупок: сегодня мы уже не представляем, как можно осуществлять их без помощи интернета. Ранее на совершение покупки при помощи карты была необходима неделя, PayPal оформляет платеж за несколько секунд. О ценности идеи свидетельствует покупка компании конкурентом - Ebay - за 1,5 млрд. долларов.Маск продал свою долю в компании за 180 млн. долларов.

Четвертый проект миллиардера - TeslaMotors - можно по праву считать одним из гениальнейших. Начиная с того, что Маск вложил в проект все имеющиеся сбережения и заканчивая тем, что участвовал в разработках лично, доказав, что он не только бизнесмен, но и изобретатель. Поначалу все шло замечательно:

  • выпуск дебютной модели спорткараRoadster, в разработке и проектировании которой Маска лично принимал участие (разработка модуля батарей велась часто в его гараже, дизайн фар, а также материал кузова - заслуги миллиардера-изобретателя);
  • получение за вклад в экологичное производство премии GlobalGreen;
  • изменение образа электрокара: неудобные, маленькие автомобили после работы над ними команды Маска превратились в престижные скоростные спорткары;
  • привлечение новых инвесторов, таких, как Ларри Пейдж, Сергей Брин и др.

Ситуация обострилась в 2007 году, когда зашла речь об открытии конвейерной линии. Выяснилось, что просчеты менеджмента привели к тому, что стоимость электрокара будет вдвое выше той, что заложена в смете - 92 тыс. долларов. Были также выявлены и технические недостатки (концепция трансмиссии, предложенная гендиректором Эберхардом, оказалась ошибочной и требующей серьезных доработок).

Было несколько недель с нулевыми счетами в банках. У меня был выбор: взять весь капитал, оставшийся от продажи PayPall,и инвестировать его в Tesla, или Tesla умрет. (Цитата из фильма 2014 года «Миллиардер Илон Маск, как я стал настоящим «Железным Человеком»).

Предприниматель берет ситуацию в свои руки, спасая компанию от банкротства:

  • увольняет Эберхарда и высших менеджеров, допустивших крупные ошибки;
  • вкладывает в Tesla все деньги, которые у него имелись на тот момент - 20 млн. долларов;
  • безжалостно сокращает количество сотрудников компании, оставляя только тех, кто необходим;
  • ведет переговоры с поставщиками, торгуясь за каждый цент;
  • привлекает инвесторов традиционными и нетрадиционными способами (к счастью, таких имеется множество, нужно только грамотно искать варианты);
  • изыскивает любые средства, даже продает свой любимый автомобиль McLaren F1.

Вскоре весь мир заговорил о принципиально новом средстве передвижения, экологически чистом, стильном и почти совершенном. Подробнее об источниках инвестиций - в таблице 1. В 2016 году стало известно о том, что в Америке произошел смертельный случай ДТП с участием инновационного седана Tesla. Это снизило стоимость акций на 3%, однако все уверены: развитие компании не остановить.

Прибыли компании до 2015 года включительно имели отрицательную динамику, то есть компания работала в убыток. По словам миллиардера, прибыльность существенно повысится, когда продажи достигнут миллиона машин в год, в 2020 году. Пока рост убытков связывают со снижением цен в ключевых регионах для компании: Европе, Китае, США. На данный момент доступны в продаже электромобили Model S и Model M.

Логичным продолжением стало открытие заправок для электромобилей от TeslaSupercharger. Речь идет о том, что они будут доступны по всему миру, что сделает электромобили более доступными.

Пятый проект: SpaceX.

В долгосрочной перспективе я очень бы хотел попасть на Марс. Это - первостепенная цель SpaceX. (Цитата из фильма 2014 года «Миллиардер Илон Маск, как я стал настоящим «Железным Человеком»).

Самый амбициозный проект, который поддерживается в США на государственном уровне. Компания основана в 2002 году, ее цель - возможность путешествия к другим планетам с помощью современных высокотехнологичных ракет. Точка отправления - Марс.

Достижения в этой сфере уже сегодня колоссальны:

  • снижение издержек в 10 раз;
  • создание «с нуля» ракеты и трех видов жидкостных двигателей;
  • изменение концепции космических полетов, отныне цель - колонизация космоса, а не эпизодические полеты туда.

Сегодня «бредовая» идея Маска не только общепризнанна, но также поддерживается на государственном уровне. NASA заключило со SpaceX контракт на 12 миссий по доставке грузов на МКС.

Как Маску удалось уменьшить себестоимость полетов? Когда для выравнивания поверхности ракеты был необходим теодолит, Маск не стал его заказывать у госстуктур, он купил его на eBay, при этом сэкономив 25 тыс. долларов.

Доставку человека к Марсу планируется осуществить в 2026 году.

«Личный стиль» Илона Маска и история успеха

У Илона Маска никогда не стояло выбора, делать или не делать. Вопрос стоял так: что делать дальше? (Цитата из фильма 2014 года «Миллиардер Илон Маск, как я стал настоящим «Железным Человеком»).

Илон Маск - не человек с деловой хваткой. Он мечтатель, работающий над тем, чтобы его проекты, даже самые фантастические, стали реальностью. Тем не менее, в сложных ситуациях он поступает, как жесткий бизнесмен, не оглядывающийся на личности. Неполный перечень ситуаций, когда поступки предпринимателя, казавшиеся остальным безумием, приводили к потрясающему успеху:

  • вложения денег не просто в инновационные, а в революционные проекты;
  • умение видеть на шаг впереди там, где остальные перспектив не видели;
  • стремление не просто заработать денег, а изменить мир.

Чтобы сделать идею электрокара привлекательной, Маск поменял мировоззрение людей. Отныне на электромобилях ездить легко, удобно и престижно! Также была построена целая сеть заправок, обслуживающих этот тип машин.

Кроме того, что этот человек - изобретатель и успешный бизнесмен, он также стал прототипом знаменитого персонажа комиксов и кино - Железного человека. К слову, он снялся в «Железном человеке-2» в качестве друга главного героя. О его феномене говорят и говорят!

История Илона Маска впечатляюща и поучительна. Она дает надежду тем, кто мечтает об успехе и готов работать ради него день и ночь.

Взгляните на главные эпизоды биографии Илона Маска:

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в городе Претория в ЮАР.

«Илон всегда был интровертом. Там где большинство людей пойдет на отличную вечеринку, Илон будет проводить скорее время в библиотеке за прочтением . Для него они и были развлечением. Как-то в возрасте 3-4 лет он задал вопрос: «Где начинается и заканчивается весь мир? «. Подобные вопросы дали мне понять, что он мыслит по-особенному», — в одном из интервью поделился воспоминаниями отец Илона Эррол Маск.


Мать Илона — Майе Маск — канадка по национальности, профессиональный и модель, лицо которой появлялось на упаковках хлопьев Special K и обложке журнала Time.


В 1979 году родители Эррол и Майе Маск развелись. 9-ти летний Илон и его младший брат Кимбал приняли решение остаться с отцом.


В 1983 году в возрасте 12 лет Илон продал компьютерному журналу свою первую написанную игру под названием «Blastar» за 500 долларов. Ту игру сам Маск считал тривиальной.


Школьные годы молодого исследователя были не самыми лучшими. В книге Эшли Вэнс «Илон Маск: Tesla, SpaceX и квест в фантастическое будущее» рассказывается история о том, как Маск был госпитализирован, когда группа задир в школе спустила его с лестницы и избила до потери сознания.


После школьного выпуска Илон вместе со своей матерью Майе, сестрой Тоска и братом Кимбалом переехали в . Следующие 2 года он провел обучаясь в Университете Квинс в городе Кингстон канадской провинции Онтарио.


Однако продолжать свое обучение Илон принялся в , где и получил степени по физике и экономике.


Во время обучения в Пенсильвании Илон со своим другом из университета Адео Ресси (Adeo Ressi) снимали 10-комнатный дом, который, порой, превращали в настоящий ночной клуб. Это был ранний предпринимательский эксперимент для обоих студентов.


После выпуска из университета Илон принял решение продолжить обучение для получение ученой степени PhD (кандидат наук) в , но в конечном итоге бросил эту затею и решил проверить свою удачу в начинающейся интернет-лихорадке. Об учебе в Стенфорде Илон Маск больше никогда не вспомнит.


Илон и его брат Кимбал (на фото ниже) взяли 28 000$ из бюджета своего отца для основания компании Zip2 — веб-стартапа, который предоставлял городские тревел-гиды таким газетам как New York Times и Chicago Tribune .


По словам Маска, пока компания Zip2 вставала на ноги, он буквально жил в офисе и принимал душ в местном отделении молодежной волонтерской организации YMCA . Все эти усилия будут щедро вознаграждены в момент, когда компания Compaq приобретёт Zip2 за $ 341 000 000 .


Фото: Noah Berger | REUTERS

Собственный бюджет Илона Маска после сделки составит 22 миллиона долларов, половину из которых в 1999 году молодой предприниматель потратит на основание очередной компании в области онлайн-банкинга — X.com . Через год проект сольется со стартапом Confinity, который к тому времени основал Питер Тиль. Это объединение создаст новую компанию, которую назовут PayPal .


Илон Маск был назначен на пост CEO новосозданной компании PayPal . Но спустя некоторое время внутри проекта возникнут серьезные ссоры: Илон настаивал на том, чтобы перевести сервера компании с бесплатной операционной системы Unix на продукт, с чем был не согласен главный технический директор PayPal Макс Левчин (на фото).


Фото: Getty | Drew Angerer

В 2000 году Маск взял свой первый за долгое время отпуск. Пока Илон находился , совет директоров PayPal принял решение уволить его и сделал новым CEO Питера Тиля.


«В этом и заключается проблема отпусков» , — в одном из своих интервью позже пошутит Илон.

Однако Маск так и останется одним из крупнейших акционеров PayPal , что принесет ему 165 миллионов долларов из $1,5-миллиардной суммы, которую в 2002 году заплатит за PayPal компания eBay .


Еще до продажи PayPal любитель научной фантастики Маск уже вынашивал идею по отправке мышей или растений на Марс. Он даже пытался приобрести списанные советские ракеты для этих целей. Но продавец из России хотел получить более 8 миллионов долларов за ракету, что заставило Маска задуматься о постройке собственной более дешевой версии.


В 2002 году Илон Маск основывает компанию, известную под названием Space Exploration Technologies или просто SpaceX . Целью Маска станет разработка процессов, которые помогут сделать полёты в космос более доступными.


Фото: Mario Anzuoni | Reuters

Первыми аппаратами SpaceX станут Falcon 1 , названный в честь космического корабля «Тысячелетний сокол» (Millenium Falcon) из фильма «Звездные войны» (Star Wars) ..


..и корабль SpaceX Dragon , названный в честь песни «Puff the Magic Dragon» . Этим названием Илон Маск хотел ответить всем скептикам, которые утверждали, что SpaceX никогда не сможет запустить космический аппарат.


В долгосрочной перспективе целью SpaceX является колонизация Марса. В одном из интервью Маск отметил, что не выведет акции SpaceX на IPO (первичное публичное размещение) до тех пор, пока «колониальный траспортер на Марс» не будет совершать регулярные полёты.


В то же время довольно много задач у Илона Маска остается и на Земле. В 2004 году он совершает первое инвестирование в размере 70 миллионов долларов в Tesla Motors — компанию по производству , которую он соосновал вместе с одним из опытнейших исполнительных менеджеров — Мартином Эберхардом.


Илон Маск принял активную роль в работе над продуктами компании, а также занял пост председателя. Он также помог в разработке первого электрокара — Tesla Roadster , выпуск первой версии которого начался в 2006 году.


Фото: Scott Olson | Getty Images

Так как и этого было недостаточно, в 2006 году Маск реализовал идею SolarCity — компании по производству , продукты которой должны были помочь в борьбе с . Для развития компании Илон Маск привлек своих кузенов Питера и Линдона Райве.


Возвращаясь к делам Tesla , всё шло не совсем так, как того ожидал сам Илон. Под руководством Эберхарда Tesla сжигала больше финансовых ресурсов, чем ей удавалось приносить. В 2007 году по инициативе Маска на одном из заседаний членов правления Эберхард был отстранен от дальнейшей работы.


В 2008 году с приходом глобального финансового кризиса Маску пришлось инвестировать $40 миллионов в Tesla и одолжить еще $40 миллионов для избежания банкротства компании. В этом же году Маск становится СЕО Tesla , что, конечно, не случайно.


В тот год компании SpaceX , Tesla и SolarCity окончательно разорили Маска. Он описывает 2008-й год как худший год своей жизни, так как Tesla по-прежнему продолжала терять деньги, а SpaceX столкнулся с проблемами по запуску ракеты Falcon 1 . К 2009 году Илон выживал лишь за счет личных займов.


Фото: Bobby Yip | REUTERS

Приблизительно в то же время Илон Маск проходит через развод со своей первой женой Джастин Маск — канадской писательницей, которая подарила ему 6 сыновей.


2008 года приносит Илону две хорошие новости: SpaceX получает $1,5 миллиардный контракт с NASA на полёты в космос, а для бизнеса Tesla наконец-то находятся внешние инвесторы.


К 2010 году ситуация вновь серьёзно меняется: в июне того года Tesla оценивается в $226 миллионов на IPO и становится первой публичной со времен Ford в 1956 году. В этот момент Илон продает акции компании на сумму $15 миллионов, чтобы вернуть свое финансовое состояние в привычное русло.


Фото: Brendan McDermid | REUTERS

Экстраординарная карьера Илона Маска стала заметна также и в других кругах. Образ Тони Старка из «Железный человек» был частично основан на реальной жизни Илона. Более того, во второй части фильма Маск сам появляется в кадре.


Все это время личная жизнь Илона была наполнена чередой различных событий. В 2008 году он начинает встречаться с актрисой Талула Райли. В 2010 году они поженятся, а в 2012 уже разведутся. К июлю 2013 года они поженятся вновь, однако в декабре 2014 года Илон Маск снова подаст на развод, хоть и после заберет обратно документы. В марте 2016 года на развод уже подаст Райли.


Фото: Pascal Le Segretain | Getty Images

Дела с работой в тот период будут идти неплохо. К концу 2015 года SpaceX совершит 24 успешных запуска к Международной Космической Станции, совершая множество исследований в процессе. Спустя некоторое время Falcon 9 совершит первое успешное приземление многоразовой орбитальной ракеты на водную платформу.


Идеи по-прежнему не прекращают посещать Илона Маска. Несмотря движение в сторону развития солнечной энергии, электрических транспортных средств и колонизации Марса, Маск принялся за разработку нового проекта под названием Hyperloop — транспортной системы, способной перемещать пассажиров на значительные расстояния со скоростью более 1000 км/ч.


Илон Маск убежден, что в скором будущем человечество может столкнуться с угрозой потери управления над искусственным интеллектом, в связи с чем в конце 2015 года предприниматель представил очередной — OpenAI , целью которого станет наблюдение за развитием .


Фото: jurvetson | Flickr

В начале 2016 года стало известно об очередном невероятном проекте Илона Маска — по производству литий-ионных батарей, площадь которой будет составлять более 300 000 квадратных метров. Ожидается, что Гигафабрика сможет производить больше батарей, чем все аналогичные фабрики по всему миру вместе взятые. Запуск проекта намечен на 2020 год.


В июне 2016 года Илон Маск представил свой , с целью объединить два самых крупных своих энергетических проекта «под одной крышей». Позднее в августе сделка на сумму 2,6 миллиарда долларов была подтверждена окончательно.


В декабре 2016 года Илон Маск основывает очередной бизнес — THE BORING COMPANY — бурильно-строительную компанию, задачами которой станут создание подземной инфраструктуры в оживленных мегаполисах, благодаря которой жители и автомобилисты смогут избегать дорожных пробок, а также помощь в развитии проектов сверхскоростных поездов Hyperloop .

2018 год уже стал худшим в истории. Производитель электрокаров до сих пор не может выйти на заявленные производственные мощности, квартальные убытки растут рекордными темпами, репутация трещит по швам, инвесторы негодуют, а эксцентричное поведение Маска только подливает масла в огонь. Теперь его пытаются засудить акционеры и британский водолаз, а Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) что-то вынюхивает на предмет финансовых манипуляций. Главный новатор современности всерьез рискует попасть под гражданское, а то и уголовное преследование. Как Илон Маск тянет собственную компанию на дно - в материале .

Твиты крутятся - лавэха мутится

В начале августа по всему интернету мгновенно разлетелась новость о том, что Маск собирается все акции Tesla и превратить ее в частную компанию. Об этом предприниматель легко и непринужденно сообщил в своем Twitter, добавив, что «финансирование обеспечено». По словам Маска, он был готов заплатить за каждую акцию Tesla 420 долларов, что превышало текущее на тот момент рыночное предложение примерно на 15 процентов. Заявление главы компании мгновенно спровоцировало ажиотаж на рынке ценных бумаг, поскольку желающие подзаработать на разнице цен кинулись скупать акции Tesla, в результате чего котировки выросли на семь процентов.

Чуть позже в тот же день глава Tesla подогрел ситуацию, сообщив, что не будет продавать свой пакет и для верности еще раз повторил свое предложение. В итоге NASDAQ даже была вынуждена на какое-то время приостановить торги акциями Tesla, а на момент их закрытия котировки акций компании прибавили в общей сложности 11 процентов. По подсчетам , на паре постов в Twitter Маск заработал 1,4 миллиарда долларов. Правда, через несколько дней объявились те, кто деньги, наоборот, потерял.

«Шортисты», или акционеры Tesla, играющие на понижение, потеряли на скандальном твите Маска в сумме более миллиарда долларов. Некоторые из них объединились для обращения в суд. Истцы утверждают, что глава Tesla нарушил законодательство о ценных бумагах, а его заявление об обеспечении финансирования вывода компании с биржи недостоверно. Иными словами, недовольные акционеры уверены, что Маск преследовал одну единственную цель: толкнуть акции вверх. Однако действия главы компании не понравились не только «шортящим» акции Tesla инвесторам - достоверность его слов и Комиссия по ценным бумагам США.

Ловко соскочил

Свою инициативу Маск объяснил тем, что превращение в частную компанию помогло бы успешному развитию Tesla. Он отметил, что статус публичной компании скорее вредит ее продвижению, в частности, из-за необходимости обнародования квартальных финансовых отчетов и колебаний курса акций. Однако как всегда громкие заявления предпринимателя вылились почти в недельное молчание. 13 августа Маск обнародовал обновление, заявив, что компанию готов выкупить Суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии (PIF), у которого уже есть пятипроцентный пакет акций. Тем самым он подтвердил информацию источников , сообщавших ранее о заинтересованности Эр-Рияда в Tesla.

Правда, уже 17 августа в интервью Маск сообщил, что выдал желаемое за действительное. По словам источников, переговоры с представителями фонда вселили в бизнесмена уверенность в поддержке начинания, но саудовцы в итоге не подтвердили заинтересованности в приватизации Tesla. Одновременно в СМИ слухи, что PIF ведет переговоры с конкурентом американской компании - китайским стартапом Lucid Motors, а выкуп Tesla может профинансировать Space X. Правда, откуда у другой компании Маска 66 миллиардов долларов - столько потребуется для выкупа без учета пакета CEO компании - не уточнялось.

Еще через несколько дней Маск объявил, что все останется как есть - Tesla не будет частной. «Исходя из отзывов, которые я получил, очевидно, что большинство нынешних акционеров Tesla считают, что нам лучше оставаться публичной компанией», - говорится в сообщении, размещенном в официальном блоге производителя электромобилей. По словам Маска, он и раньше знал, что процесс преобразования в полностью частную компанию будет сложным, но после консультаций понял, что он окажется «еще более затратным по времени и сбивающим с толку».

А воз и ныне там

Помимо новых разбирательств о себе дают знать и старые проблемы компании - а именно ее убыточность и трудности на производстве. Отказавшись от идеи делать Tesla частной, Маск признал, что уход с биржи помешал бы увеличить производство электромобилей Model 3, что на сегодняшний день остается приоритетной задачей. Tesla подкралась к объему выпуска Model 3 в пять тысяч машин в неделю на полгода позже обещанного срока - по состоянию на 31 августа еженедельно с конвейера сходят 4588 электромобилей. Маск обещал добиться такого уровня производства еще в конце 2017 года. Более того, по итогам второго квартала 2018 он заявил о планах выйти на уровень производства шести тысяч Model 3 в неделю к концу августа - и снова слова на ветер.

В начале августа компания отчиталась о финансовых результатах за апрель-июнь 2018 года. И хотя совокупная выручка Tesla выросла до четырех миллиардов долларов против 2,79 миллиарда годом ранее и опередила ожидания аналитиков в 3,29 миллиарда, убытки компании также подросли. Чистый убыток за второй квартал составил 717,5 миллиона долларов по сравнению с 336,4 миллиона долларов за аналогичный период 2017 года. Но Илон Маск все равно заверил инвесторов, что уже до конца 2018 года компания выйдет на устойчивую прибыль и начнет возвращать долги. Он также извинился перед аналитиками за их прошлую беседу: тогда Маск на «тупые» вопросы и заявил, что ему скучно. А Bloomberg похвалил бизнесмена, написав, что он ведет себя как «настоящий CEO», но в обещания Маска верится с трудом.

Чувак, ты очень странный

На проблемы финансового и производственного характера накладывается экстравагантное поведения главы компании. Последнее время Маск не вылезает из скандалов и уже приобрел славу одиозной фигуры. Теперь с ним судятся не только акционеры Tesla, но и спасавший тайских детей из затопленной пещеры британский дайвер, которого миллиардер бездоказательно «педофилом». Такую реакцию у предпринимателя вызвало то, что водолаз Верн Ансворт раскритиковал мини-субмарину, которую собрали инженеры Space X специально для спасательной операции. По словам Ансворта, у подлодки, которая являлась не чем иным, как пиар-ходом, не было ни единого шанса добраться до детей, заблокированных в пещере. В итоге он заключил, что Маск может засунуть себе эту подлодку куда подальше.. Сам бизнесмен как главный акционер потерял почти 300 миллионов долларов после разборок в Twitter. Он также вступил в словесную перепалку еще с парой подписчиков. Один из них заявил, что Маск выкачивает деньги со всего мира ради своих проектов. На это инженер ответил, что, в отличие от автора вопроса, он создал рабочие места для 300 тысяч человек, и полюбопытствовал, чем может похвастаться подписчик.

В своем Twitter предприниматель то о банкротстве Tesla из-за продажи пасхальных яиц, то из-за краденого рисунка единорога. С точки зрения степени эксцентричного поведения в соцсетях глава Tesla может запросто конкурировать с президентом США . Особенно их роднят склочные отношения со средствами массовой информации. Например, в июле Маск развернул травлю против журналистки Business Insider Линетт Лопес, по словам которой Tesla списывает около 40 процентов сырья на металлолом, а в Model 3 установлены дефективные аккумуляторы. До этого инженер

Илон Маск - выскочка. Илон Маск - гений. Илон Маск - просто талантливый менеджер. У кого-то он вызывает зависть, другие хотят походить на него. Все как обычно, когда речь идет об известном и успешном человеке. Мало кто помнит, где истоки, в чем правда, а в чем ложь: существующая информация, которая касается конца 1990-х - начала 2000-х, окутана каким-то странным туманом. Именно тогда, как принято считать, «все и началось».

Знакомым с биографией Маска известно, что родился он в 1971 году в ЮАР, однако родную страну покинул еще в молодости. Его мать - из Канады - была на тот момент моделью и профессиональным диетологом, отец - инженером-электронщиком. Может, именно он и повлиял на будущее сына, так как после развода родителей в 1979 году Илон и его младший брат Кимбал решили остаться с папой.

В 2015 году Эррол Маск, отец Илона, дал интервью журналу Fortune. В нем Маск-старший уверял, что сына интересовали в первую очередь книги, а не отвлеченные беседы о спорте или подобные темы. «Он был интровертом-мыслителем», - рассказал Эррол. Родители нередко идеализируют своих детей, тем более когда те действительно смогли добиться многого.

Изгой

По словам старосты школы, в которой учился Илон, будущий миллиардер состоял в компьютерном клубе учебного заведения. Вероятно. Оказалось, что в юности Маск был весьма неприметным, особой активности в общих мероприятиях не проявлял, а друзей среди других школьников у него было, мягко говоря, мало - один раз мальчик даже попал со сломанным носом в больницу, после того как его избили местные хулиганы-заводилы. Когда читаешь о детстве Илона, может сложиться образ заучки, которого никто не замечает, а если видит - норовит дать подзатыльник. Как оно было на самом деле, никто уже не признается.

В возрасте примерно 9-10 лет Маск получил в свое распоряжение только вышедший на рынок компьютер Commodore VIC-20 с обучающим курсом, рассчитанным на полгода. Пытливый ум помог разобраться в основах программирования за три дня. В 12 лет Илон написал игру, которую умудрился продать компьютерному журналу за $500 (сегодня это чуть более $1,2 тыс. с учетом инфляции). Blastar скорее ужасна, тем не менее упоминание о ней появилось на страницах издания PC and Office Technology. «Банальная, но все равно лучше, чем Flappy Bird», - заявил Маск, уже став миллиардером.

Путь в Кремниевую долину

Когда Илону стукнуло 17 лет, он иммигрировал в Канаду - ведь ЮАР не та страна, где можно получить хороший старт для технологической карьеры. «Кремниевая долина была для Маска как Земля обетованная», - пишет один из биографов. А другой источник называет совершенно банальную причину - ни Илон, ни его младший брат Кимбал не желали отбывать обязательную воинскую повинность в стране, где родились. Тем более там царил апартеид. Согласно другой версии в Канаду юный Маск отправился на собственно заработанные деньги и без согласия на то родителей, но также из-за нежелания служить. Наконец, наиболее романтичный вариант - Илон поехал покорять мир.

Илон Маск во время учебы в Канаде

Здесь будущий бизнесмен не задержался надолго и через пару лет перевелся из канадского вуза в Университет Пенсильвании в США. Затем была предпринята попытка поступить в Стэнфорд. Она оказалась безуспешной, поскольку очень хотелось работать.

Еще будучи студентом, Маск задумался о том, кем и чем он хочет стать. Отправной точкой для него оказался вопрос: «Что окажет наибольшее влияние на будущее человечества?» Ответ состоял из списка, в котором перечислялись: интернет; устойчивая энергетика; исследование космоса и, в частности, возможность создания постоянных колоний вне Земли; искусственный интеллект; перепрограммирование ДНК. Об этом Илон рассказал в одном из радиоинтервью StarTalk несколько лет назад. Слова, впрочем, воспринимаются с долей недоверия - с трудом можно представить, как полтора-два десятка лет назад Маск составляет столь продвинутый список. Впрочем, не все ограничены потребностями типа «новая машина, дом и много денег»...

Начать Илон решил с энергетики, что и привело молодого человека в Стэнфорд, где он попытался заняться изучением суперконденсаторов. Параллельно Маск занимался написанием ПО, ориентированного на интернет, да составлял бизнес-планы. В 1995 году Netscape был на коне, недавно начал свою работу Amazon, а приятель Илона Адео Ресси запустил в 1994 году городской сайт Total New York и нарадоваться не мог своему детищу (которое позже было продано корпорации AOL). Вокруг как грибы появлялись новые компании и предприятия, которые сегодня называют не иначе как стартапы. Билл Гейтс по телевизору в шоу Дэвида Леттермана вещал о будущем интернета. Сам Маск, «будучи в тренде», использовал телефонный справочник, купленный на CD, для создания сайта-каталога предприятий и организаций, но чего-то ему не хватало.


Амбициозный юарец эмоционально заболел - на него начал наваливаться «синдром упущенной выгоды». А ведь еще не заработал Google. Кроме того, Илон якобы серьезно задолжал по студенческому кредиту. Надо было что-то делать!

PayPal

Однако чем ближе к общему признанию, тем больше противоречий появляется в биографии Маска. Но вот «звездный мальчик» родился - одновременно с компанией Zip2, примитивным по нынешним меркам «городским гидом» в сети, современной заменой тех самых «Желтых страниц». Идея была не нова и, вероятно, позаимствована у Адео Ресси с его уже существующим проектом.

После двух дней в Стэнфорде Илон покидает университет и отдает все силы Zip2, основанной совместно с братом. Говорят, Маск жил прямо в офисе, не упуская ни минуты рабочего времени. Проект успешно развивался, пока в 1999 году его не купила Compaq за $307 млн, что принесло 27-летнему Илону $22 млн.

Здесь все оказалось не слишком гладко. Дело в том, что в 1998-м Zip2 намеревалась объединиться с конкурентом в лице CitySearch и сумма сделки оценивалась в те же $300 млн. Платформа Маска должна была раствориться в новом предприятии, что, видимо, не устроило IT-бизнесмена. По неофициальным данным, соглашение в последний момент в одностороннем порядке разорвал именно будущий основатель SpaceX.

В любом случае, как только Илон избавился от Zip2, он оказался вовлечен в новый стартап - X.com, ставший впоследствии частью одной из крупнейших электронных платежных систем. Проект планировался как финансовая платформа, что-то вроде продвинутого онлайн-банка. А необычное имя? Звучит красиво, ни к чему конкретно не обязывает. Хотя кому-то буква «X» навевала мысли о порноиндустрии.

На запуск стартапа пошли деньги, вырученные от продажи Zip2, а также сторонние инвестиции. В том же здании, где находился офис новой компании, разместилась еще одна фирма со сходным родом деятельности - Confinity. И если вначале они уживались мирно, то позже стало очевидно - это прямые конкуренты. Рынок был огромен, и сегодня, вероятно, проекты смогли бы поделить сферы влияния. Однако X.com и Confinity решили слиться. В первой работало больше сотрудников, клиентская база была объемнее, темпы роста фиксировались высокие. Для основателей Confinity, которая опережала компанию Маска разве что по количеству пользователей eBay, это стало решающими факторами.

В марте 2000 года X.com приобрела Confinity. Сделка произошла после конфликта Илона с тогдашним президентом основанной им компании Биллом Харрисом, не разделявшим оптимизм Маска в отношении слияния. Стоит отметить, что Харрис уже тогда имел весьма продолжительный опыт работы в IT-сфере и поддерживал Илона со времен Zip2. В то же время один из бывших сотрудников X.com и PayPal как-то написал, что Харрис был хорошим финансистом (помог привлечь $100 млн инвестиций), однако не слишком выдающимся CEO. В итоге он покинул новообразованную компанию.

Свято место пусто не бывает, и во втором квартале 2000 года место Харриса занял Маск. Однако пробыл он на посту топ-менеджера лишь до осени того же года. Из-за разногласий с членами правления Илон лишился звания CEO. Одной из причин ухода якобы стал конфликт на почве выбора серверной платформы - Маск был против бесплатной Unix и требовал перейти на решение от Microsoft.

Кстати, Илон в чем-то походит на Стива Джобса, уволенного в свое время из Apple, - Маск переживал подобное и в Zip2, и в PayPal. Из последней его уволили, когда бизнесмен летел к месту отдыха: по его словам, это должен был быть первый отпуск за долгие годы.

В 2001 году объединенное предприятие назвали PayPal - по имени одного из продуктов Confinity. Теперь всем руководил Питер Тиль, сооснователь последней.

Ну а на момент приобретения PayPal компанией eBay в 2002-м за $1,5 млрд, у Илона имелся 11-процентный пакет акций финансовой платформы. Профит!

Мечта о космосе перестает быть мечтой. Рождение SpaceX и Tesla

Деньги есть, идеи тоже. Причем идеи давние, а не придуманные на ходу. Первым «долгоиграющим» проектом Маска стала не Tesla, как могут предположить многие, а SpaceX. Марсом и космосом Илон грезил давно (корабли SpaceX не случайно получили название Falcon - в честь «Тысячелетнего сокола» из «Звездных войн»), поэтому и приступил к реализации мечты, основав Space Exploration Technologies Corporation. Зачем? Чтобы построить свой космический корабль для полета к Красной планете, отправить туда «парник» и устроить «марсианский оазис».

Маска не останавливали слова друзей и коллег, которые отговаривали его от начатого дела. До успеха, который и сейчас выглядит несколько шатким с финансовой точки зрения, пройдет очень много времени. Ведь о SpaceX всерьез заговорили лишь в 2008 году: тогда Falcon 1 стала первой частной ракетой на жидком топливе, добравшейся до орбиты Земли и доставившей туда полезный груз. До того момента к проекту Илона относились с недоверием. А вот между 2002 и 2008 годами в истории компании образовалась дыра. В 2003-м, например, о молодом бизнесмене осторожно и с долей иронии писала газета The Los Angeles Times. Автор материала не мог определиться: технологический ли гений Маск или очередной Дон Кихот.

На звезды тогда смотрел не только Илон. В 2004 году Virgin Galactic и некоторые другие компании весьма оптимистично видели будущее космического туризма, собираясь года через 3-4 наладить регулярные коммерческие запуски «простых смертных» туда, где не летают самолеты. Как известно, реальность внесла серьезные коррективы.

Основанная Маском SpaceX активно вела разработку технологии, рассказывая как о достижениях, так и о провалах. Компоненты ракеты-носителя развалились во время испытаний из-за просчетов? На сайте проекта появляется новость: «Топливный бак деформировался из-за неисправности клапана». Вторая подряд проблема? Снова «фейл»? Пятый перенос сроков? Под сообщениями о неудачах Илон подписывается своим именем. Пошла «белая полоса»? Об этом все узнают в то же мгновение из первых уст.

Возникает чувство, что все придумал и реализовал один-единственный человек - сам Маск. Очевидно, что это не так. Простой пример: разработкой двигателей серии Merlin занимался Том Мюллер, работодателем которого до определенного момента выступала компания TRW. Здесь главный инженер входил в команду, создававшую мощнейший TR-106. Однако не всем был доволен Мюллер, который считал, что его не ценят, а идеи не используют. Как итог - разработка крупнейшего в мире ракетного двигателя на жидком топливе в частном гараже. Гараже, Карл! Что сделал Илон? Позвал Мюллера в 2002 году на работу. Сейчас инженер занимает пост технического директора в SpaceX. Маск избрал интересный подход к поиску топов, поэтому и люди в компании появлялись не случайные и по-своему интересные. Увлеченные специалисты, которым позволяют реализовать себя, ищут таких же, и все вместе они делают так, чтобы их детище - компания и ее проекты - развивались.

Когда с момента основания SpaceX прошло совсем немного времени, Илон приступил к реализации очередной своей идеи фикс. Либо просто загорелся чем-то новым. В 2004 году он, уже будучи в совете директоров Tesla, стал инвестором этого стартапа Мартина Эберхарда и Марка Тарпеннинга, основанного годом ранее. Бизнесмен увидел перспективность проекта и вложил в него деньги. При том что главной целью основателей Tesla было не создание полностью электрического средства передвижения, а лишь поиск эффективных технологий, которые позволят сократить потребление нефти. Говоря проще - сделать «зеленый» автомобиль.

История линейна, когда она стала фактом, а до того момента все может пойти в любом направлении. Это к вопросу о том, продолжила бы Tesla существование без денег Маска или нет. Может, к 2017 году о ней бы уже все забыли? Или, наоборот, компания захватила бы автомобильный рынок, как Apple или Samsung - мобильный? Сегодня в Tesla Motors Илона официально считают сооснователем - на то, судя по всему, есть причины, и стороннее мнение вряд ли кого-то волнует. Как итог, Tesla пошла по стопам Chrysler, которая в 1925 году стала «последним успешным автостартапом в США», а те, кто выходил на рынок с электрокарами, вообще не добились серьезного успеха.

Свою роль в создании Roadster - коммерческого первенца Tesla - сыграл автомобиль AC Propulsion tzero. Якобы именно его силовой блок использовался в прототипе автомобиля Маска. Внешний вид «подарил» Lotus, так как Илон был одержим британскими спорткарами. Уже в 2006 году был представлен Tesla Roadster, выпуск же массовой версии длился с 2008 по 2012 год. Именно Маск стал человеком, который смог привлечь все необходимые для реализации проекта инвестиции. Так было в 2004 году, в 2005-м, 2007-м, 2009-м - десятки миллионов долларов появились благодаря Илону. В 2007 году компанию покинул один из ее основателей - Мартин Эберхард. Предприятие ненадолго возглавил израильский бизнесмен, сокративший штат на 10% и добившийся прибыльности Tesla. В 2008-м его заменил Маск.

Где-то в этот период Tesla и SpaceX уже создают впечатление крепнущих компаний - у них появляются коммерческие продукты и доказательства того, что время было потрачено не зря. Свои коррективы внес финансовый кризис, который не затронул разве что лемуров Мадагаскара. Илон, сравнивший происходящее с периодом Великой депрессии, уволил еще четверть сотрудников компании, а также анонсировал перенос выпуска первой Model S. «Есть и положительный момент: у нас появилось время сделать ее еще лучше», - сказал бизнесмен.

Почти крах и миллиардные контракты

В 2008 году компании грозило банкротство, однако Маск смог избежать этого, а спустя пару месяцев, весной 2009-го, в штаб-квартире SpaceX был выставлен прототип Model S. Прошедший же год Илон описывал как худший в своей жизни: Tesla теряла деньги, а SpaceX не могла запустить Falcon 1…

На этот период пришелся переломный момент в новейшей истории SpaceX и Tesla: несмотря на всю критику и преграды, в том числе финансовые, проекты выстояли. А тут еще подоспел контракт с NASA на $1,6 млрд. Кроме того, народ активно оформлял предзаказы на Model S, в проект уверовала Daimler AG, прикупившая за смешные теперь $50 млн 10% Tesla (сегодня доля оценивается в миллиарды долларов). Прибыльность, к слову, по крайней мере у Tesla, до сих пор остается под большим вопросом - однако это не останавливает Маска.