Экскурсия по собору святой софии в стамбуле.

Айя-София или Собор Святой Софии — бывший патриарший православный собор, после захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея и стал всемирно известным памятником византийского зодчества, символом «золотого века» Византии. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya Müzesi).

Айя-София: история

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине, но освятили его в 537 году, и именно тогда начинается официальная история собора.
При его постройке был использован лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. В Константинополь свозились архитектурные элементы древних построек — из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из храма Артемиды в Эфесе восемь колонн из зеленого мрамора. Кроме мраморных украшений Юстиниан, для придания небывалого блеска и роскоши, использовал на его украшение золото, серебро и слоновую кость. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью — мозаики на золотом полу, стены храма также были полностью покрыты мозаиками, как сюжетными композициями, так и орнаментами.
В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования.
К достопримечательностям собора Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

Собор Святой Софии можно без проблем посетить самостоятельно, или в кассах, а можно в рамках одной из многочисленных экскурсий.

Экскурсии в Собор Святой Софии

Мы можем предложить на выбор огромное количество разнообразных экскурсий от наших партнеров, в качестве предоставляемых услуг которых уверены на 100%.

  • Сайт собрал под своим крылом лучшие экскурсии от независимых гидов Стамбула, в числе которых искусствоведы, дизайнеры, журналисты и другие творческие люди, а те маршруты, что они предлагают выходят далеко за пределы стандартного подхода к организации экскурсионного досуга. Погружение в местную среду в такой компании будет максимальным, вы сможете увидеть Стамбул с другой, не туристической стороны, испытать совершенно иные ощущения.

Топ-3 популярных экскурсий включающих Айя-Софию на сайте :

  • Sputnik8.com . Этот портал также предлагает несколько интересных экскурсий в Собор Святой Софии. Также на нем можно , чтобы не стоять очередь в кассы.
  • . Ещё один популярный сервис бронирования экскурсий. Все экскурсии с включением Айя-Софии можно посмотреть .

Полезная информация
Режим работы: с 09:30 до 17:00 в «зимнее» время, с 09:00 до 19:00 в период с 15 апреля по 30 сентября. Выходной — понедельник.
Пик посещаемости собора — промежуток с 11:00 до 16:00, так что лучше всего встать пораньше и прийти в числе первых, чтобы не стоять зачастую приличную очередь у кассы.
Стоимость посещения: ~30TL (турецкие лиры) в кассах Собора. Действует . Также можно купить билет внутрь онлайн, дабы избежать очередей в кассах.

Как добраться в Собор Святой Софии

1) На скоростном трамвае. Нужно сесть в трамвай следующий по линии T1 до остановки Султанахмет.
2) На автобусе. Подойдет любой автобус следующий до остановки Султанахмет.
3) Пешком. В случае если вы остановились в исторической части города — районе Султанахмет, то Айя-София будет от вас всего в 5-10 минутах ходьбы.
4) Персональный трансфер. Лучший вариант, если вы путешествуете с детьми или дорожите своим временем. Заказать трансфер — .

Айя-София на карте Стамбула

Айя-София: фотографии

1) Касс продающих билеты всего две и принимают они только наличные. Рядом также расположены автоматы по продаже билетов, где можно рассчитаться банковскими картами. Там же можно купить и .

2) Билеты в Собор Святой Софии.

3) План территории Айя-Софии. Крупнее — по ссылке .

4) Внутри собора.

11) Поднимаемся на второй этаж

12) Верхняя галерея.

13) Мозаики 13 века — Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель.

Почти десять веков Собор Святой Софии был христианским храмом, почти пять веков - мечетью.

Непросто назвать еще хотя бы пару зданий, столь полно олицетворяющих не город, не народ, не страну, а целую цивилизацию, как это делает Собор Святой Софии - главный символ Византии.

Чтобы понять или даже прочувствовать всю значимость древнего храма, стоит пройтись по нему, причем не раз и не два. Каждый шаг по плитам, где за долгие века великие правители и простые верующие вытоптали целые тропинки-желобы, долгим эхом уходит куда-то под купол и незаметно вплетается в дивную симфонию, состоящую из ритма гениальных озарений, молитв, утрат и страданий, коим нет числа.

Собор Святой Софии возводили во времена, когда умы сильных мира всего целиком и полностью были захвачены абсолютами. Античность кончилась и началось средневековье, но эти условные границы были неведомы современникам. Западная Римская империя пала под неумолимым натиском времени и варварских племен, однако на востоке Средиземноморья оплотом силы, веры и культуры оставался Константинополь. Желание не просто обрести вековечную стабильность, но и смести непродолимые преграды на пути к подлинному торжеству римского величия и православных традиций наиболее нашло полное выражение во времена правления одного из величайших императоров - Юстиниана (на мозаике - по правую руку от Богородицы).

Его правление - непрерывная череда войн, реформ и переосмысливания успехов. Византийская элита, еще не отказавшаяся от идеи захвата всего известного мира, уже отказалась от идеи почитания Рима как первого из городов. Юстиниан фактически стал правителем империи еще до официального восхождения на престол, и правил он как византиец. Историк Прокопий Кесарийский отмечает, что высшее провидение благоволило ему; но на самом деле нельзя не отметить обилие умных, верных, талантливых людей, с которыми Юстиниану довелось жить в одно время. В их числе его телохранитель Маркелл, комит Флор, полководцы Нарсес и Велизарий, а также секретарь Велизария - им был тот самый Прокопий, вошедший в историю не только как верный слуга государя, но и как историк и мыслитель; его труды, посвященные истории Византии, поистине бесценны и по сей день являются предметом самого пристального изучения.

Но, быть может, самыми одаренными, даже гениальными современниками Юстиниана были математики Анфимий и Исидор. Первый был родом из Тралл (современное название - Айдын) - древнего города, некогда бывшего столицей Лидийского царства; второй - уроженец Милета, еще одного значимого поселения, чья история насчитывает три тысячелетия. В лучших традициях предшествующих времен каждый из математиков был еще и инженером, архитектором, мыслителем... Еще в первый год правления Юстиниана они начали работу над церковью Святых Сергия и Вакха. Мученики, ныне равно почитаемые в православной и католической церкви, в те времена были символами отказа от языческих культов. Возведение церкви в честь них должно было символизировать не только окончательное расставание с политеизмом и всяческими ересями, но и подчеркнуть серьезность намерений императора, заявившего о желании возвести храмы во всех крупных городах Византии.

Работа была завершена в 529 году. Составлявшая некогда единый ансамбль с церковью Святых Петра и Павла, она сразу же полюбилась Юстиниану, отметившему работу зодчих. Сегодня церковь нередко называют Малой Софией.

Воодушевленный император словно почувствовал, что наступила пора для великих свершений и Византия вступила в эпоху величественных противоречий и противоречивого величия. Юстиниан принялся посылать армии во все концы своих владений, не учтя нестабильности в столице. В итоге в 532 году прямо в Констиантинополе случились погромы, которые нынче историки называют восстанием "Ника". Сурово подавленный бунт (не в последнюю очередь благодаря решительным действия Наксеса и Велизария), вероятно, привел Юстиниана к двум несвязанным суждениям с общим выводом: замолить грехи и отвлечь подданных можно одним способом - возведением грандиозного храма.

Место для будущей стройки было выбрано быстро: бунтовщики, среди прочего, ухитрились разрушить базилику Феодоия, датируемую началом V века. Возведенная из камня и дерева, она жестоко пострадала от пожара и мародёров в январе 532 года. До наших дней от нее сохранились лишь незначительные каменные фрагменты внутреннего убранства.

Уже весной все владения вокруг развалин церкви были выкуплены Юстинианом, и Анфимий и Исидор приступили к решению задачи, сформулированной необычайно просто: построить за 5 лет величайший храм.

Архитекоры решили использовать свои наработки и увенчать собор гигантским куполом. Поддерживать его, по замыслу проектировщиков, должны были 4 массивные арки (одна из них хорошо видна в центре фото).

Однако только арок для удержания купола над нефом было явно недостаточно. Начав решать эту проблему еще на стадии чертежей, Анфимий и Исидор встали на путь, который в конце концов вывел и их и Юстиниана к неувядаемой славе...

Собор Святой Софии, Премудрости Божией, Святой София Константинопольской, Ая-Софья - все это названия бывшего патриаршего православного собора в Стамбуле, впоследствии ставшего мечетью, а сегодня музеем. Это известный на весь мир памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальным названием памятника считается Музей Ая-Софья.

История

В период Византийской империи собор располагался в центре Константинополя, около императорского дворца. В наши дни он находится в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет. Собор Святой Софии стал мечетью после захвата города османами. С 1935 года он приобрёл статус музея. Софийский собор в 1985 году был включён наряду с другими памятниками исторического центра Стамбула в число достопримечательностей Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Более 1000 лет Константинопольский Софийский собор оставался наибольшим храмом в христианском ми, пока не был построен Собор Святого Петра в Риме. Его высота более 55 метров, а диаметр купола достигает 31 метра.
Собор Святой Софии находится на прежней рыночной площади Августеон. Появился он тут в 324—337 годах, когда правил византийский император Константин I. Сократ Схоластик строительство первого храма относит ко временам правления императора Констанция II. Н. П. Кондаков считает, что Констанций расширил постройку Константина. Точная дата освещения храма была объявлена Сократом Схоластиком: « освящена была великая церковь под именем Софии, в пятнадцатый день месяца февраля, в десятое консульство Констанция и в третье кесаря Юлиана».
В период 360-380 годов Собор Святой Софии был в руках ариан. В 380 году собор был передан императором Феодосием I православным. 27 ноября в собор пришел Григорий Богослов, который вскоре был избран новым константинопольским архиепископом.
Храм сгорел в 404 году, а отстроенная вновь церковь сгорела в 415 году. Новая базилика Феодосия сгорела в 532 году. Её руины обнаружили в 1936 году во время проводимых на территории собора раскопок.

Внешний вид

В плане Собор Святой Софии - это продолговатый четырёхугольник, размеры которого более 75 на 68 метров. Он образует три нефа: средний и два более узких боковых. Базилика имеет четырехугольное средокрестие, увенчанное куполом. Гигантская купольная система - шедевр архитектурной мысли. Прочность стен храма достигнута за счёт смешения строительного раствора с экстрактами листьев ясеня.
Внутри отделка храма продолжалась несколько столетий. Она отличается особой роскошью: мозаикой на золотом полу, 8 яшмовых колонн зеленого цвета из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма полностью были укрыты мозаиками. Величественная архитектура и убранство главного святилища внушает мысль о мощи Византийской империи и церкви.

Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.



Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.



Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше – Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.



Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире – тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.



Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” – мудрость).



Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например – на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.



Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.



На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.



Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.



Потолок в одной из галерей.



Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.



В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана.



Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола.

Является самым известным архитектурным памятником времен Византии. Так же это один из наиболее больших исторических (не современных) храмов мира.

За свою продолжительную историю собор Святой Софии успел побывать и христианской церковью и исламской мечетью. Первая базилика на месте собора была построена императором Константином в центре новосозданного города Константинополя в 324 году. В следующие века здание собора много раз перестраивалось. В более менее современном виде, собор Святой Софии был отстроен лишь в 537 году. Позже, во времена Османской империи, когда собор стал мечетью, турки пристроили к нему четыре минарета, а так же провели некоторые другие строительные работы, изменившие его внутренний и внешний вид.

Сегодня собор Святой Софии является музеем.

Вход в Айа Софию (так называют собор турки) стоит около 15 долларов. Собор находится в стамбульском районе Султанахмет, недалеко от .

Для того, что бы попасть вовнутрь этого здания придется выстоять большую очередь из паломников и туристов. Но посещение этого музея действительно стоит потраченного на ожидание времени. Если снаружи здание Святой Софии кажется каким то странным нагромождением разных элементов и архитектурных форм, то внутри оно поражает своей простотой и размерами.

В отличие от большинства других христианских церквей, внутреннее пространство собора не раздело на несколько отдельных залов, а имеет один большой основной зал с двумя небольшими нефами - пристройками по бокам. Высота потолка (от пола до купола) составляет 51 метр. Более тысячи лет Собор Святой Софии (до времени строительства в Риме) являлся самой большой христианской церковью в мире.

Сильное впечатление производят и сохранившиеся со времен Византии фрагменты фресок и мозаик собора. От них просто тянет стариной. Эти древние рисунки хорошо сохранились благодаря тому, что в Средние Века турки-османы закрасили их штукатуркой.

Посетив Собор Святой Софии, не забудьте подняться и на галереи второго этажа, откуда открывается красивый вид на главный внутренний зал собора.