Дредноуты англии. Линейный корабль «Дредноут

Линкор под названием «Дредноут » (H.M.S. «Dreadnought») (англ. «бесстрашный») был единственным представителем британских кораблей с наиболее удачным дизайном среди эпохи броненосцев. Он отличался от своих собратьев завидной скоростью и обладал прекрасными мореходными качествами.

«Дредноут » стал первым кораблем, который был оснащен десятью главными орудиями и несколькими орудиями меньшего калибра, против четырех больших орудий ранних построек. Устаревшие и доведенные до предела совершенства паровые поршневые двигатели тройного расширения заменили прямоприводные паровые турбины, придавшие большую скорость. Единственным его недостатком была слабая защита от передних атак, которую устранили значительно позже.

Постройка « Дредноута » началась в октябре 1905 года, на верфи «HM Dockyard » в городе Портсмут, а вступил в строй в декабре 1906 года. После четырех месяцев работ на стапеле корпус корабля был готов к спуску на воду. Серым ветреным днем в феврале 1906 года десятки тысяч зрителей собрались на Портсмутской верфи. Разбив бутылку австрийского вина, король Эдуард дал надводному кораблю имя «Дредноут ». В течение следующих восьми месяцев 3000 рабочих превращали пустой корпус в плавучую крепость. Только тогда стало очевидна невероятная огневая мощь «Дредноута ». Его вооружение составило 10 двенадцатидюймовых орудий в два с половиной раза больше чем у предшественников. По мнению изобретателя, такой линкор с крупнокалиберными орудиями станет настоящим воплощением огневой мощи. Дредноут хорошо показал себя во время морских испытаний, на котором присутствовали руководители государства. Он был досконально изучен военно-морскими ведомствами. А в 1907 году было принято решение назначить его в качестве флагманского корабля Королевских ВМС. Несколько недель газеты переполняли сообщения об исключительности, размерах, секретности нового корабля и его неслыханной огневой мощи.

«ДРЕДНОУТ» фото

«Дредноут» во время испытаний

дредноутом восхищался британский флот

форштевень дредноута

дредноут

Линкор «Дредноут » стал первым кораблем Британского флота, на котором полностью было изменено размещение экипажа. Решение было вызвано опасением относительно того, успеет ли экипаж быстро занять свои посты во время боевой тревоги. То есть места размещения офицеров максимально приблизили к их основным боевым постам, на мостиках и центральных постах, а матросов - к машинно-котельным отделениям, где была задействована большая часть личного состава.

линкор «Dreadnought» в боевом походе

Идея постройки дредноута принадлежала первому морскому лорду адмиралу Джону Фишеру. Первый корабль должен был стать последним воплощением идей в металлургии и проектировании силовых установок на вооружение. «Броня - это скорость » - заявил Фишер. Это был первый линкор, на котором была установлена недавно изобретенная паровая турбина. Она позволила развить скорость до 21 узла. Фишер хотел построить надводный корабль со всеми орудиями среднего калибра, эта концепция получила название «all-big-gun ». Причем удалось их разместить так, что не изменилось стандартное водоизмещение общепринятое на кораблях с четырьмя тяжелыми орудиями. Эти орудия стали лучшим среди своего калибра за всю историю Британского флота, поскольку дальнейшие увеличения положительного успеха не давали.

носовая 305 мм башня дредноута в положении предельного угла горизонтального обстрела

В 1914 году при вспышке первой мировой войны дредноут стал флагманом четвертой боевой эскадры на Северном море. Его единственной значительной битвой было потопление немецкой U-29 18 марта 1915 года. Как большинство устаревших броненосцев, его состояние пришло в негодность из-за частого патрулирования в морях, и вскоре был выведен в резерв, а в феврале 1919 года был продан на слом компании «TW Ward & Company » за 44000 фунтов стерлингов.

калибр головного орудия линкора «Dreadnought» составлял 305 мм

Линкор «Дредноут » во всех отношениях оказался выдающимся кораблем. Он сочетал в себе столько нововведений, что это сделало его конструкцию качественно новой. Все последующие за ним линкоры, построенные в соответствии с идеей этого судна, сразу стали называться дредноутами . А Британия с одним «Дредноутом » намного обошла соперников. Но его создание привело к тому, что все созданные ранее линкоры стали устаревшими, в том числе и британские. И почти сразу же «Дредноут» разжег гонку вооружений. Затеянная опасная игра привела мир к невероятной катастрофе, величайшему противостоянию на море, которого еще не видел мир.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова дредноут

дредноут в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

дредноут

А, м. Большой броненосец, предшественник современного линейного корабля.

прил. дредноутный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

дредноут

м. Крупный броненосец с мощной артиллерией, предшественник современного линейного корабля (в первые десятилетия XX в.).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дредноут

"ДРЕДНОУТ" (англ. "Dreadnought" букв. - неустрашимый), английский броненосец (постройки 1906). Имел 10 305-мм башенных орудий и 24 орудия 76-мм, 5 торпедных аппаратов; броня до 280 мм. До 30-х гг. "Дредноутами" называли линейные корабли этого типа.

Дредноут

«Дредноут» («Dreadnought», буквально ≈ неустрашимый), английский линейный корабль , положивший начало этому классу кораблей. Постройка «Д.» явилась попыткой учесть опыт русско-японской войны 1904≈1905, в которой выявились недостатки броненосцев. Построен в 1905≈06 в Портсмуте; водоизмещение 17900 т, скорость хода ≈ 21 узел (39 км/ч), вооружение: 10 орудий 305-мм (в 5 двухорудийных башнях), 14 орудий 76-мм (вдоль бортов, на башнях крупного калибра, в носу и на корме), 5 подводных торпедных аппаратов (4 бортовых и 1 кормовой); бронирование: в средней части 280 мм, в носу и на корме 200 мм, палубы 40 мм, башен и рубки 280 мм. Основные отличительные черты Д. от его предшественников ≈ броненосцев: введение единых калибров всей главной и противоминной артиллерии, увеличение скорости хода, противоминной защиты, ромбическое расположение артиллерийских башен, что позволяло вести огонь с бортов и кормы из 8, а по носу из 6 орудий главного калибра. В России были построены более совершенные линейные корабли типа «Севастополь» .

Википедия

Дредноут (гитара)

Дредноут - вид акустических гитар, отличающийся увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. По сравнению с классическим корпусом обладает повышенной громкостью, большим сустейном и преобладанием низких частот в тембре. Разработан в 1920-х годах фирмой « Мартин » и до сих пор считается стандартом в гитаростроении.

В 20-х годах использовался в основном для « кантри » и популярно -эстрадной музыки. В 50-х, наряду с другими фолк-гитарами, также использовался для домашних или бардовских стилей, акустического блюза.

В отличие от оркестровых моделей, которые обычно используются для игры пальцевой техникой, дредноут чаще применяется для игры «чесом». Также дредноут, поскольку у него длинный сустейн, звучит громче, чем оркестровые модели, хотя у такой гитары и более сбалансированный звук.

У некоторых дредноутов есть вырез, что облегчает игру сольных партий.

Дредноут (фильм)

«Дредноут» (кит. 勇者無懼, англ. Dreadnaught , букв. Ставший бесстрашным ) - гонконгский фильм с боевыми искусствами режиссёра Юань Хэпина, вышедший в 1981 году.

Дредноут (класс кораблей)

Дредноут - появившееся в начале XX века поколение артиллерийских военных кораблей, характерной особенностью которых было однородное артиллерийское вооружение из большого числа орудий только крупного калибра (all-big-gun ). В широком смысле термин может применяться к кораблям различных классов, обладающим этой особенностью, однако наиболее часто это понятие ассоциируется с линейным кораблём и является синонимом линейного корабля первой четверти XX века. Последний в мире дредноут - «Вэнгард» - был построен в Великобритании в 1946 году, и служил до конца 1950-х годов.

Примеры употребления слова дредноут в литературе.

Хэн поглядел вверх на дредноут , который возил их в гиперпространстве последние двое суток.

И еще информируйте командира абордажной команды - я хочу немедленно взять этот дредноут в имперские руки.

Смотрите, этот дредноут уходит в глухую оборону, второй сейчас сделает то же самое.

Алексею Фомичу Надя и, когда он показал ей этот дредноут , протянула: - Вот он какой!

Вторая часть триптиха - зритель должен увидеть воочию - горит не что-то и не где-то, а вот: эта огненная стихия охватила огромный дредноут , красу, мощь и гордость военного флота.

Феня немедля ушла, и он остался один на один со всем тем, что на него так жестоко свалилось в этот день, точно был он тоже дредноут , и один за другим прогремели в нем совершенно нежданные оглушительные взрывы.

Прошляпили дредноут и молчите, и смотрите во все глаза, чтобы опять чего-нибудь не прошляпить.

А если это меньшинство будет состоять из таких, как злоумышленник, погубивший и дредноут , и несколько сот человек?

В результате на каждый халианский дредноут придется не менее двух больших кораблей Флота, а такое соотношение сил почти наверняка означает гибель халианских супергромадин.

Решение капитана лайнера оказалось абсолютно верным - первый дредноут вскоре заполыхал.

Неожиданно дредноут наскочил на сгусток мин, видимо, заботливо заготовленный кем-то из наших, и прекратил сопротивление.

Итак, у халиан остался только один дредноут , а это значит - конец близок.

Вначале нам надо захватить дредноут , этот трофей крайне важен для Конфедерации.

На один дредноут требуется не двадцать ракет, а в два раза больше плюс удача.

А потом прилетел этот чертов дредноут и я еле дождалась, когда же вы наконец поднимете свою оборонную сферу.

10 февраля. /ТАСС/. Ровно 110 лет назад, 10 февраля 1906 года, в Портсмуте был спущен на воду британский военный корабль “Дредноут”. К концу того же года он был достроен и введен в состав Королевского флота.

“Дредноут”, сочетавший в себе целый ряд новаторских решений, стал родоначальником нового класса боевых кораблей, которому он дал свое имя. Это была последняя ступень к созданию линкоров – самых больших и мощных артиллерийских кораблей, когда-либо выходивших в море.
Вместе с тем, “Дредноут” не был уникальным – революционный корабль стал продуктом долгой эволюции броненосцев. Его аналоги уже собирались строить в США и Японии; больше того, американцы приступили к разработке собственных дредноутов даже раньше англичан. Но Британия оказалась первой.

Визитная карточка "Дредноута" - артиллерия, состоявшая из десяти орудий главного калибра (305 миллиметров). Их дополняло множество небольших 76-миллиметровых орудий, а вот промежуточный калибр на новом корабле отсутствовал вовсе.

Такое вооружение разительно отличало "Дредноут" от всех предыдущих броненосцев. Те, как правило, несли лишь четыре 305-миллиметровых орудия, зато снабжались солидной батареей среднего калибра - обычно 152 миллиметра.

Привычка снабжать броненосцы множеством - до 12 и даже 16 - пушек среднего калибра объяснялась просто: 305-миллиметровые орудия довольно долго перезаряжались, и в это время 152-миллиметровые должны были осыпать противника градом снарядов. Эта концепция доказала свою состоятельность в ходе войны между США и Испанией в 1898 году - в битве при Сантьяго-де-Куба американские корабли добились удручающе малого количества попаданий главным калибром, но буквально изрешетили неприятеля среднекалиберными "скорострелками".

Однако Русско-японская война 1904-1905 годов продемонстрировала совсем другое. Русские броненосцы, которые были намного больше испанских кораблей, выдерживали массу попаданий 152-миллиметровых пушек - серьезный урон им наносил только главный калибр. К тому же японские моряки оказались просто точнее американских.


12-дюймовые орудия на HMS Dreadnought
© Library of Congress Bain collection



Авторство идеи

Автором концепции линкора, оснащенного исключительно тяжелой артиллерией, традиционно считается итальянский военный инженер Витторио Куниберти. Он предлагал построить для военно-морских сил Италии броненосец с 12 305-миллиметровыми орудиями, турбинной силовой установкой, использующей жидкое топливо, и мощным бронированием. Итальянские адмиралы отказались реализовать идею Куниберти, но разрешили ее опубликовать.

В издании Jane’s Fighting Ships за 1903 год появилась короткая - всего три страницы - статья Куниберти "Идеальный боевой корабль для британского флота". В ней итальянец описал гигантский броненосец водоизмещением в 17 тыс. тонн, оснащенный 12 305-миллиметровыми пушками и необычайно мощной броней, да еще и способный развить скорость в 24 узла (что делало его на треть быстрее любого броненосца).

Всего шести таких "идеальных кораблей" будет достаточно, чтобы разгромить любого противника, считал Куниберти. За счет своей огневой мощи его линкор должен был топить вражеский броненосец одним залпом, а благодаря высокой скорости - сразу же переходить к следующему.

Автор рассматривал скорее отвлеченную концепцию, не занимаясь точными расчетами. Во всяком случае, вместить все предложения Куниберти в корабль водоизмещением 17 тыс. тонн представляется почти невозможным. Полное водоизмещение реального "Дредноута" оказалось куда больше - порядка 21 тыс. тонн.

Так что, несмотря на сходство предложения Куниберти с "Дредноутом", вряд ли именно итальянец оказал большое влияние на строительство первого корабля нового класса. Статья Куниберти была опубликована в то время, когда "отец" "Дредноута" адмирал Джон "Джекки" Фишер уже пришел к схожим выводам, но совсем другим путем.


Пушки на крыше башни. HMS Dreadnought, 1906 год
© US Library of Congress Bain collection


"Отец" "Дредноута"

Адмирал Фишер, продавливая проект "Дредноута" через британское Адмиралтейство, руководствовался не теоретическими, а практическими соображениями.

Еще командуя военно-морскими силами Британии в Средиземном море, Фишер опытным путем установил, что стрельба из разнокалиберных орудий чрезвычайно затрудняет прицеливание. Артиллеристы того времени, наводя пушки на цель, ориентировались на всплески от падения снарядов в воду. А на большой дистанции всплески от снарядов калибра 152 и 305 миллиметров различить практически невозможно.

К тому же существовавшие тогда дальномеры и системы управления огнем были крайне несовершенными. Они не позволяли реализовать все возможности пушек - британские броненосцы могли стрелять на 5,5 километра, но по итогам реальных испытаний рекомендуемая дальность прицельного огня составила всего 2,7 километра.

Между тем увеличивать эффективную дистанцию боя было необходимо: серьезным противником броненосцев стали торпеды, дальность хода которых в то время достигла порядка 2,5 километра. Был сделан логичный вывод: лучше всего сражаться на дальних дистанциях будет корабль с максимальным количеством орудий главного калибра.


Рубка дредноута USS Техаs, США
© EPA/LARRY W. SMITH

В какой-то момент в качестве альтернативы будущему "Дредноуту" рассматривался корабль, оснащенный множеством 234-миллиметровых орудий, которые тогда уже применялись британцами в качестве средней артиллерии на броненосцах. Такой корабль сочетал бы скорострельность с огромной огневой мощью, однако Фишеру нужны были по-настоящему "большие пушки".

Фишер настоял и на оснащении "Дредноута" новейшими паровыми турбинами, позволявшими кораблю развивать свыше 21 узла в час, тогда как для броненосцев считалось достаточным и 18 узлов. Адмирал хорошо понимал, что преимущество в скорости позволяет навязать противнику выгодную для себя дистанцию боя. С учетом огромного превосходства "Дредноута" в тяжелой артиллерии, это означало, что несколько таких кораблей способны разгромить вражеский флот, оставаясь фактически недосягаемыми для большей части его пушек.


© H. M Stationery Office



Без единого выстрела

"Дредноут" был построен в рекордно короткие сроки. Как правило, называют впечатляющий год и один день: корабль заложили 2 октября 1905 года, а 3 октября 1906 года линкор вышел на первые ходовые испытания. Это не совсем корректно - традиционно время постройки отсчитывают от закладки до включения в боевой состав флота. "Дредноут" же вошел в строй 11 декабря 1906 года, через год и два месяца с начала строительства.

Беспрецедентная скорость работ имела обратную сторону. На фотографиях из Портсмута видна не всегда качественная сборка корпуса - иные броневые плиты стоят криво, а крепящие их болты имеют разный размер. Немудрено - 3 тыс. рабочих буквально "горели" на верфи по 11 с половиной часов в день и по 6 дней в неделю.

Ряд недоработок связан с самим проектом корабля. Эксплуатация показала недостаточную эффективность новейших систем управления огнем "Дредноута" и его дальномеров - самых больших на тот момент. Дальномерные посты даже пришлось переносить, чтобы их не повредило ударной волной орудийного залпа.

Самый мощный корабль эпохи так ни разу и не выстрелил по противнику из своего главного калибра. "Дредноут" не присутствовал при Ютландском сражении в 1916 году - самом масштабном столкновении флотов, состоявших из дредноутов, - он был на ремонте.

Но даже будь "Дредноут" в строю, ему пришлось бы остаться во второй линии - всего за несколько лет он безнадежно устарел. На смену ему и в Британии, и в Германии пришли более крупные, скоростные и мощные линкоры.

Так, представители типа "Куин Элизабет", вступившие в строй в 1914-1915 годах, несли уже орудия калибра 381 миллиметр. Масса снаряда этого калибра более чем вдвое превосходила вес снаряда "Дредноута", и стреляли эти пушки в полтора раза дальше.

Тем не менее "Дредноут" все-таки смог добиться победы над кораблем противника, в отличие от многих других представителей своего класса. Его жертвой стала немецкая подводная лодка. По иронии судьбы могучий дредноут уничтожил ее не огнем артиллерии и даже не торпедой - он просто-напросто протаранил субмарину, хотя именно "Дредноут" британские корабелы не стали оснащать специальным тараном.

Впрочем, потопленная "Дредноутом" подводная лодка была отнюдь не обычной, а ее капитан был прославленным морским волком. Но это уже совсем другая

Дредноут (класс кораблей)

Старейший сохранившийся дредноут, BB-35 «Техас», спущенный на воду в 1912 году

Супердредноут

Через пять лет после ввода в эксплуатацию «Дредноута», было построено новое поколение более мощных линкоров. Первыми супер-дредноутами принято считать, британские линкоры типа «Орион» . Введение мощной 13,5-дюймовой (343 мм) артиллерии главного калибра и усиление бортового бронирования позволила называть их «супер». За пять лет между «Дредноутом » и «Орионом», водоизмещение увеличилось на 25 %, а вес бортового залпа удвоился.

См. также

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. - М .: Харвест, АСТ, 2002. - ISBN 985-13-1009-3
  • All the world"s battleships. 1906 to the present. - London: Conway Maritime Press, 1996. - ISBN 0-85177-691-4
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906-1921. - Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. - ISBN 0-87021-907-3
  • Friedman N. U.S. Battleships: An Illustrated Design History. - Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. - ISBN 0-087021-715 -1
  • Silverstone P.H. The New Navy. 1883-1922. - New York, USA: Routledge, 2006. - ISBN 978-0-415-97871-2
  • Gardiner R., Gray R. Conway"s All the World"s Fighting Ships: 1906–1921. - New York, USA: Naval Institute Press, 1984. - ISBN 0-87021-907-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дредноут (класс кораблей)" в других словарях:

    В Викисловаре есть статья «дредноут» Дредноут (неправильно Дендроут) (англ. … Википедия

    HMS Dreadnought История Тип: линкор (дредноут) Класс: Dreadnought Принадлежность: Великобритания … Википедия Википедия

    Во время Первой мировой войны помимо суши, широкомасштабные боевые действия проходили и на море. В течение войны впервые использовались новые классы военных кораблей, таких как дредноуты, линейные крейсера, авианосцы и гидроавиатранспорты,… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль (значения). «Дредноут» родоначальник класса линкоров … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль. Линкор «USS Arizona» Линкор (сокр. от «линейный корабль») класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м,… … Википедия

    - «Вавилон 5» Дредноут класса Nova Вооруженных Сил Земного Альянса Общая информация Место постройки: верфи компании Rocketdyne Мир: Земля, Марс, колонии Земного Альянса Статус: на вооружении Приписка: Земной Альянс … Википедия

Дредноут (англ. dreadnought - «бесстрашный», по имени первого корабля этого класса) - появившееся в начале XX века поколение артиллерийских военных кораблей , характерной особенностью которых было однородное артиллерийское вооружение из большого числа орудий только крупного калибра (all-big-gun ). В широком смысле термин может применяться к кораблям различных классов, обладающим этой особенностью (линейным кораблям, линейным крейсерам, тяжёлым крейсерам и т. д.), однако наиболее часто это понятие ассоциируется с линейным кораблём и является синонимом линейного корабля первой четверти XX века. Последний в мире дредноут - HMS Vanguard - был построен в Великобритании в 1946 году, и служил до конца 1950-х годов.

История появления

Эпоха додредноутов

Принцип «только большие пушки» (англ. all-big-gun) был не нов. Ещё в эпоху деревянных парусных кораблей именно так были вооружены линейные корабли , батареи которых состояли из 100 и более пушек одинакового калибра. Полностью соответствовали этому принципу и первые батарейные броненосцы 1860-х годов. Однако в дальнейшем эволюция броненосцев пошла другим путём- сначала в сторону сведения всей артиллерии к нескольким «орудиям-монстрам» калибра до 18″ (460 мм), короткоствольным, с отвратительной баллистикой, рассчитанным на пробивание сплошным бронебойным снарядом брони наибольшей толщины в ближнем бою, а затем - после появления скорострельных орудий среднего калибра, стреляющих разрывными снарядами - специализации артиллерии по выполняемым ей задачам. Вооружение типичных броненосцев 1890-х годов, которые принято называть додредноутами , состояло из четырёх 12” (305мм) орудий главного калибра, размещенных в башнях и среднего калибра, в состав которого входило от шести до восемнадцати скорострельных орудий калибром от 4.7” (120 мм) до 7.5” (191 мм), размещенных в меньших орудийных башнях, казематах или спонсонах . Согласно доктрине того времени, морское сражение следовало начинать на большом расстоянии с последующим сокращением дистанции для нанесения решающего удара более точными и скорострельными орудиями среднего калибра, легко пробивавшими слабо бронированные оконечности тогдашних броненосцев, в то время как 305-мм главный калибр мог пробивать на большой дистанции основной броневой пояс, защищавший цитадель и середину корпуса, толщина бронирования которого превышала 400 мм. Каждое орудие находилось под командованием собственного комендора , а из-за несовершенства методик определения расстояния и отсутствия централизованной системы управления огнём, главный калибр обладал низкой точностью и скорострельностью, поэтому эффективные дистанции боя броненосцев были не слишком высоки и основной силой броненосцев в бою был средний калибр.

Только большие пушки

Возвращение к идее использования унифицированной артиллерии крупного калибра в начале XX века было тесно связано со стремлением всех крупнейших морских держав увеличить огневую мощь и дальность стрельбы. Улучшение механизмов подачи снарядов и введение электропривода в конце XIX века позволило увеличить скорострельность тяжёлых орудий калибра 9.2” (234 мм) – 10” (254 мм), практически не уступавших по темпу стрельбы артиллерии среднего калибра, обладая при этом гораздо более высокой огневой мощью и дальностью стрельбы. Положительно на темпе стрельбы сказалось и появление новых башенных установок, которые позволяли вести перезарядку не возвращая орудие в диаметральную плоскость, а в некоторых случаях – даже не меняя угол вертикальной наводки. Введение новых прицелов и дальномеров позволило увеличить точность артиллерии крупного калибра, но что немаловажно, улучшились сами методы пристрелки: в конце XIX-начале XX века начали отрабатывать корректировку стрельбы по всплескам снарядов, что позволило вести централизованное управление огнем и накрывать цель не одиночными выстрелами, а бортовыми залпами. Учения Средиземноморского флота Великобритании под командованием адмирала Фишера наглядно показали, что корректировка по всплескам снарядов позволяет даже без внедрения каких-либо достижений идущего вперед прогресса вести уверенную стрельбу на считавшиеся ранее запредельными дистанции в 25-30 кабельтовых (4,5-5,5 км). Впрочем, введение нового метода столкнулось с одним из главных недостатков додредноутов: орудия главного и вспомогательного калибра обладали разной баллистикой, однако на большой дистанции всплески от их снарядов становились почти неразличимы, что очень сильно мешало правильной корректировке стрельбы. Русско-японская война наглядно показала несостоятельность старой системы вооружения разнокалиберной артиллерией. По итогам Цусимского сражения , наиболее эффективные результаты давал концентрированный огонь главного калибра целых соединений кораблей по одной цели. При этом новейшие броненосцы того времени обладали гораздо более высокой живучестью и более совершенной схемой бронирования, из-за чего даже 254-мм орудия были неэффективны, в то время как развитие минно-торпедного вооружения делало сокращение дистанции боя нежелательным. Адмиралы и конструкторы всего мира сделали необходимые выводы, и всего через год после окончания Русско-японской войны появился первый корабль нового типа – HMS Dreadnought .

Первый дредноут

Инициатором создания корабля, название которого стало именем нарицательным для всего класса, является адмирал Джон Арбетнот Фишер , который первым сформулировал принцип «Только больших пушек» и считается «отцом» линейного флота Великобритании. Именно по его инициативе была собрана комиссия, сформировавшая следующие требования к новому кораблю Королевского Флота :

  1. Должны быть введены конструктивные улучшения корпуса, в первую очередь улучшена противоторпедная защита.
  2. Бронированная площадь надводного борта должна быть максимально большой, так как небронированная будет поражаться фугасными снарядами.
  3. Скорость корабля должна быть повышена, необходима замена поршневой паровой машины на турбинную.
  4. Необходимо иметь как можно больше орудий крупного калибра. При введении на корабле системы централизованного управления стрельбой артиллерии главного калибра с единого поста главного артиллерийского офицера корабля применима только однокалиберная артиллерия.
  5. Количество малокалиберных скорострельных пушек должно быть увеличено, причём они должны быть распределены по всему кораблю, так как атака миноносцев будет скорее всего иметь место в конце боя, когда многие из них будут повреждены или выведены из строя.
  6. Наличие тарана нецелесообразно.
  7. На мачтах должны находиться оборудованные и защищённые пункты наблюдения.
  8. Дерево и другие подобные горючие вещества должны быть исключены из конструкции.

После обсуждения революционного проекта в Адмиралтействе , было принято решение о его постройке, и 2 октября был заложен корабль, получивший название HMS Dreadnought . На строительство потребовался ровно год и один день, и 3 октября 1906 года мир увидел первый в мире линкор . Dreadnought произвел настоящую революцию в мире морских вооружений. Несмотря на то, что из пяти двухорудийных башен главного калибра с 305-мм артиллерией, предназначавшихся для строившихся в то же время эскадренных броненосцев типа Lord Nelson , бортовой залп могли дать только восемь, огневая мощь линкора не уступала мощи сразу нескольких броненосцев, но была лучше сконцентрирована, а за счет превосходства неслыханной для того времени установки на крупный корабль турбин , а не паровых машин , он был быстрее любого броненосца и мог гораздо дольше идти полным ходом, что позволяло навязать противнику выгодную дистанцию боя. Следует, впрочем, заметить, что Фишер не был единственным, кто дошёл до идеи подобного корабля. Еще в 1903 году итальянский инженер-кораблестроитель Витторио Куниберти составлял проект броненосца с главным калибром из двенадцати 305-мм орудий, 305-мм броневым поясом и скоростью в 24 узла. Данный проект так и остался на бумаге, но в марте 1905 года, за несколько месяцев до англичан, в США были спроектированы два линкора типа South Carolina , однако из-за затянувшейся постройки они появились позже, лишь в 1910 году. С момента появления HMS Dreadnоught броненосцы перестали быть главной силой на море. Теперь могущество флотов измерялось числом дредноутов, что привело к гонке вооружений, продолжавшейся всю первую четверть XX века.

Гонка дредноутов

Великобритания

Начав новый этап гонки вооружений, британцы стремились сохранять в ней главенствующее положение и уже в 1906-1907 году были заложены три линкора типа Bellerophon , почти не отличавшихся от HMS Dreadnought . Минимальные отличия от первого дредноута сохраняли и последующие три корабля типа St. Vincent , на которых в целях повышения бронепробиваемости были установлены 305-мм орудия, имевшие длину ствола в 50 калибров в отличии от применявшихся ранее орудий с длиной ствола 45 калибров, но добиться ожидаемого результата не удалось: при повышении массы орудийных башен и снижении точности стрельбы, пробиваемость возросла лишь незначительно. Тем не менее, необходимость сохранять быстрый темп дредноутной гонки не позволяла терять время на исправление ошибок, и следующие линкоры, HMS Neptune и состоявший из двух дредноутов тип Colossus имели такое же вооружение. На этих кораблях была предпринята попытка изменить расположение орудийных башен с целью получения возможности давать бортовой залп из всех десяти орудий, но новая схема расположения главного калибра оказалась неудачной и из-за риска повреждения надстроек, вести огонь на один борт могли только четыре башни из пяти.

Дальнейшее развитие дредноутов было обусловлено нарастающим противостоянием с Германией, которая тоже проводила активное строительство линейного флота. Следующая серия из четырёх линкоров типа Orion была лишена главных недостатков предшествующих дредноутов и имела гораздо более сильное бронирование, а все десять орудий, калибр которых возрос до 13.5” (343 мм) действительно могли вести огонь с одного борта. Тип Orion положил начало поколению «супердредноутов», линкоров с артиллерией главного калибра от 343мм и выше. Последующие дредноуты типа King George V и Iron Duke развивали идею линкоров типа Orion , пока в 1912 году по инициативе нового Первого лорда Адмиралтейства, Уинстона Черчилля, не появились пять супердредноутов типа Queen Elisabeth с восемью орудиями калибра 15"(381 мм), расположенных по линейно-возвышенной схеме. На этих кораблях впервые в мире было введено чисто нефтяное отопление котлов, а благодаря более мощной энергетической установке при возросшем водоизмещении и бронировании скорость удалось повысить до 24 узлов. Последними британскими довоенными дредноутами стали заложенные в 1913-1914 годах пять линкоров типа Revenge , сохранившие вооружение предшествующего типа при более мощном бронировании и меньшей скорости.

Германия

С началом дредноутной гонки, Германская Империя взяла курс на создание мощного флота, способного бросить вызов британскому Королевскому Флоту. Первыми немецкими дредноутами стали четыре корабля типа Nassau , заложенные в 1907 году. Двенадцать орудий главного калибра располагались так, что вести огонь на один борт могли только восемь, а сама артиллерия имела чуть меньший, чем на британских дредноутах калибр 11” (280мм), который при более низком весе залпа был скорострельнее, в то время как сами корабли обладали низкой скоростью, но хорошим бронированием. Четыре дредноута типа Ostfriesland были дальнейшим развитием типа Nassau и сохраняли ключевые черты предшественника при более мощной артиллерии калибра 305мм. Следующие типы Kaiser и König , заложенные в 1909-1911 и 1912-1913 годах соответственно двумя сериями по четыре дредноута, имели не двенадцать, а десять 305-мм орудий, но из-за другой схемы их размещения, вести огонь с одного борта могли все орудия, а более совершенные энергетические установки дали возможность увеличить скорость хода при еще сильнее возросшем бронировании. Последними линейными кораблями Германской Империи стали заложенные в 1913-1915 годах супердредноуты типа Bayern , ставшие вершиной немецкого кораблестроения того времени. Ввести в строй удалось только первые два корабля из планировавшихся четырёх, однако достроенные супердредноуты, благодаря мощной артиллерии из восьми 380-мм орудий и хорошему бронированию, не уступали новейшим британским линкорам типа Revenge и Queen Elisabeth .

США

Первые американские дредноуты, два корабля типа South Carolina , были заложены и спроектированы в 1905 году, еще до начала строительства HMS Dreadnought . Из-за установленных Конгрессом ограничений по водоизмещению, бронирование кораблей было довольно слабым, а скорость низкой, но тем не менее, конструкторами были предприняты некоторые передовые конструктивные решения, такие как первое в мире размещение артиллерии главного калибра в линейно-возвышенной плоскости, благодаря чему тип South Carolina с его восемью орудиями калибра 305-мм не уступал по весу бортового залпа британскому HMS Dreadnought , имевшему на два орудия больше. Из-за длительного строительства, к моменту окончания работ над линкорами в 1910 году, они уже считались устаревшими, но в ходе строительства первых дредноутов ограничения по водоизмещению уже не было, что позволило создать гораздо более сбалансированные корабли. Заложенные в 1907-1909 годах пары дредноутов типа Delaware , Florida и Wyoming отличались от South Carolina постепенно увеличивавшимся водоизмещением, бронированием, количеством 305-мм орудий главного калибра и выросшей до 21 узла скоростью, а в 1910 году появились первые американские супердредноуты – два линкора типа New York , которые представляли собой логическое развитие типа Wyoming с артиллерией из десяти 356-мм орудий главного калибра. Из-за решения заменить турбины на более экономичные паровые машины, скорость не изменилась и по-прежнему держалась в пределах 21 узла.

Важным этапом в развитии американских дредноутов стал тип Nevada , на которых впервые был применена новая схема бронирования "всё или ничего", суть которой заключалась в наращивании толщины броневого пояса в районах жизненно важных участков корабля при небронированных оконечностях с целью повышения живучести. Следующие супердредноуты американского флота были логическим развитием типа Nevada и вошли в историю как «стандартные линкоры»: обладавшие схожими характеристиками супердредноуты, способные эффективно действовать в составе соединений. В рамках концепции «стандартных линкоров» были созданы дредноуты типов Pennsylvania , New Mexico и Tennessee , имевшие одинаковую артиллерию главного калибра из двенадцати 356-мм орудий, размещенных в трёхорудийных башнях, хорошую живучесть и низкую скорость в 21 узел. Вашингтонское морское соглашение остановило развитие линкоров, в результате чего последними «стандартными линкорами» США стали три супердредноута типа Colorado , вооружение которых было мощнее, чем у их предшественников и состояло из восьми 16” (406мм) орудий.

Япония

По итогам Русско-японской войны, Императорский флот Японии взял курс на увеличение количества 12” орудий на новых кораблях. Предполагалось, что два корабля типа Satsuma должны были стать линкорами с однородной 305-мм артиллерией, но из-за проблем с готовностью нужного числа тяжёлых орудий, было принято решение оснастить их смешанной 305-мм и 254-мм артиллерией, так что Satsuma и Aki остались броненосцами. Только в 1909 году удалось заложить первые японские дредноуты типа Kawachi , оснащенные двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра, расположение которых было сходным с первыми немецкими дредноутами типа Nassau . Тем не менее, 305-мм артиллерия дредноутов японского флота обладала разной длиной стволов и соответственно, разной баллистикой, из-за чего несмотря на наличие артиллерии единого калибра, сохранялись присущие додредноутам проблемы корректировки огня на дальней дистанции. После закладки в 1911-1912 годах разработанных по британскому проекту четырёх линейных крейсеров типа Kongo , вооруженных восемью орудиями калибра 356мм и не уступавшими по характеристикам новейшим линейным крейсерам Королевского Флота, в 1912-1913 годах были заложены первые полноценные супердредноуты Императорского флота Японии – два линкора типа Fuso , которые при схожих с типом Kongo размерами несли гораздо более мощную артиллерию главного калибра из двенадцати 356-мм орудий, размещенных в шести двухорудийных башнях. Пользуясь приобретенным при строительстве типа Fuso опытом, японские конструкторы доработали проект, слегка изменив расположение орудийных башен, распределение брони и уменьшив калибр противоминной артиллерии, в результате чего заложенные в 1915 году супердредноуты типа Ise стали логическим продолжением типа Fuso . Последними супердредноутами Японии стали два линкора типа Nagato . Заложенные в конце Первой мировой войны, эти корабли несли восемь орудий калибром 410мм, а также были первыми японскими кораблями, забронированными по американской схеме, что делало их одними из самых мощных кораблей в мире на момент подписания Вашингтонского морского соглашения. Супердредноуты типа Nagato отличались высокой живучестью и огневой мощью при хорошей скорости и ходовых качествах, которые японцам удавалось долгое время держать в секрете.

Россия

Другие страны

Узнав о строительстве итальянского дредноута Dante Alighieri , правительство Австро-Венгрии приняло решение о создании четырёх дредноутов типа Viribus Unitis . Считалось, что для боевых действий в Адриатике ходовые качества и дальность плавания несущественны, что привело к появлению линкора, обладавшего неплохой для корабля с ограниченным водоизмещением артиллерией из двенадцати 305-мм орудий в трёхорудийных башнях и средним бронированием, но неудовлетворительной противоторпедной защитой и плотной компоновкой. Планировалось также строительство супердредноутов типа Ersatz Monarch с десятью 350-мм орудиями при по-прежнему ограниченном водоизмещении и низкой скорости, но их строительство было отменено из-за начала Первой мировой войны.

Османская Империя пыталась обзавестись дредноутами английского производства. В 1911 году турецкое правительство заказало в Великобритании дредноут Reşadiye , однако из-за финансовых проблем оно не смогло оплатить заказ и строительство линкора, созданного на основе супердредноутов типа King George V с артиллерией из 10 343-мм орудий главного калибра, было продолжено, но уже на средства англичан. В 1914 году Османская Империя предложила выкупить Reşadiye, заказать однотипный ему Fatih и перекупить предназначавшийся для Бразилии дредноут Rio de Janeiro с семью двухорудийными башнями калибра 305мм, переименовав его в Sultan Osman I , но Первая мировая война испортила их планы. Строительство Fatih было прекращено, а два других дредноута были реквизированы и включены в состав Королевского Флота под новыми названиями: Reşadiye был переименован в HMS Erin , а Sultan Osman I – в HMS Agincourt . И тем не менее, Турции удалось обзавестись дредноутом, когда Германская Империя передала туркам линейный крейсер типа Moltke , SMS Goeben . Дредноут был переименован в Yavuz Sultan Selim и находился в составе турецкого флота под именем Yavuz до вывода из состава флота в 1954 году и последовавшей отправкой на слом в 1973 году, оставаясь на активной службе дольше любого другого дредноута.

Греция предпринимала попытки обзавестись собственным дредноутом, заказав его в Германии. Согласно проекту, линкор Salamis должен был быть вооружен восемью 356-мм орудиями американского производства, но с началом Первой мировой войны его строительство прекратилось и «самый маленький супердредноут в мире», получивший это прозвище за свое мощное вооружение при крайне малом водоизмещении, был разделан на металл так и не вступив в строй. Испания начала строительство своих дредноутов в 1909 году. Из-за недостатка финансирования, строительство трёх линкоров типа España затянулось на крайне продолжительный срок, а сами корабли вошли в историю как самые маленькие дредноуты в мире, имевшие при размерах эскадренного броненосца, посредственной скорости и плохой защищенности вооружение в восемь 305-мм орудий.

Применение

Первая мировая война

Несмотря на активную гонку вооружений, предшествовавшую началу Первой мировой войны, в самой войне активных боевых действий дредноуты не принимали. Исход войны решался прежде всего на суше, а адмиралы избегали применения дредноутов, считая их слишком ценными боевыми единицами, поэтому большую часть времени линкоры оставались на своих базах. Королевский флот Великобритании имел значительное численное превосходство над германским Флотом открытого моря , поэтому немцы стараясь избегать крупномасштабного столкновения с англичанами, поставив перед собой цель навязать британскому флоту бой на выгодных для себя условиях. В первые два года войны единственными столкновениями с участием дредноутов стали Гельголандское сражение , сражение у Доггер-банки и немецкие рейды на английское побережье. Единственным крупным морским сражением с участием линкоров стало Ютландское сражение 31 мая 1916 года. Разгадав немецкий план выманить и разбить Гранд-Флит по частям, англичане вывели все боеспособные корабли, и после столкновения с превосходящими силами, германскому флоту пришлось отступить, потеряв 11 своих кораблей и уничтожив 14 английских. После этого сражения немецкие дредноуты больше не пытались прорвать блокаду и до самого конца войны оставались на базах.

Русские дредноуты в морских сражениях также не участвовали: на Балтике их действия ограничивали минные поля, а на Чёрном море из-за отсутствия соперников, их роль ограничилась обстрелами побережья. Единственным исключением является бой «Императрицы Марии» и SMS Goeben , в ходе которого германский линейный крейсер получил повреждения, но смог уйти. Всего же, по итогам Первой мировой войны, исключительно артиллерийским огнем было потоплено только три английских линейных крейсера, получивших повреждения в ходе Ютландского сражения. Основной урон дредноуты получили от минно-торпедного вооружения, что говорило о растущем потенциале подводного флота.

Послевоенные годы

После окончания Первой мировой войны место ведущих морских держав заняли США и Япония, почти не участвовавшие в войне и избежавшие потерь. Япония развернула масштабную программу по строительству дредноутного флота «8+8», предусматривавшую строительство восьми линкоров и восьми линейных крейсеров с орудиями 410-мм и 460-мм калибра для подготовки к войне за господство на Тихом Океане. Аналогичные проекты кораблей с 406-мм и 457-мм артиллерией имели и американцы с англичанами, не желавшими уступать былое превосходство во флоте, однако эта гонка вооружений нанесла бы серьезный удар по экономике истощенных войной государств, поэтому в 1922 году между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией было заключено Вашингтонское морское соглашение . Были свернуты все программы строительства новых кораблей, ограничено количество, тоннаж и вооружение флотов крупнейших морских держав. Большинство дредноутов было разобрано на металл, и лишь самые современные корабли остались в строю. Серьезно было ограничено количество супердредноутов с 406-мм артиллерией, которых по итогам соглашения оставалось всего семь: Япония оставила супердредноут Nagato и получила право достроить Mutsu , США сохранили три супердредноута типа Colorado , а Великобритании, не имевшей кораблей с 406-мм вооружением, позволили построить два линкора типа Nelson . В дальнейшем, после Второй мировой войны , в которой из-за возросшей роли подводного флота и авиации линейный флот не принимал активного участия, пережившие войну дредноуты были списаны в 1950-х годах и разобраны на металл. Последними линкорами дредноутной эпохи, окончательно исключенными из состава флотов, стали супердредноуты

Литература

  • Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров . - М.: Харвест, АСТ, 2002. - ISBN 985-13-1009-3
  • All the world"s battleships. 1906 to the present . - London: Conway Maritime Press, 1996. - ISBN 0-85177-691-4
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906-1921 ISBN 0-87021-907-3
  • Friedman N. U.S. Battleships: An Illustrated Design History . - Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. - ISBN 0-087021-715 -1
  • Silverstone P.H. The New Navy. 1883-1922 . - New York, USA: Routledge, 2006. -