Домино что развивает. Цель игры: построить цепочку из карточек домино с одинаковыми картинками

Дидактическая игра для дошкольников

Дидактическая игра «Цветное домино»


Смольникова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №118», г. Череповец, Вологодская область.

Описание: дидактическая игра для детей дошкольного возраста для развития у них знаний цветов, их оттенков. Материал предназначен для воспитателей детского сада, родителей.


Материал: коробка, баночки с крышками (на которых нарисованы цвета и правила смешивания цветов), искусственные цветы разного цвета (по одному на каждого ребенка) на резинках.


Количество участников: до 16 человек
Цель: Научить детей выбирать нужный цвет, узнавать цветы по окраске их лепестков.

Задачи:
1. Совершенствовать умение различать и называть основные цвета и их оттенки (смешивание цветов).
2. Формировать умение находить предметы одинакового цвета
3. Обогащать словарь детей (названия цветов по окраске их лепестков, их оттенков)
4. Формировать навык совместной игры

Интеграция образовательных областей:
1. Художественное творчество (закрепление цветов, их оттенков при смешивании)
2. ФЭМП (определение предметов по цвету)
3. Познание (формирование представлений о названиях цветов)

Вариант 1.
Дети смотрят на крышки баночек, называют какого цвета в баночке находятся цветы (жёлтый, красный, синий, белый), а также угадывают цвета, которые получаются при их смешивании (розовый, оранжевый, голубой, фиолетовый).



Вариант 2.
Дети выбирают по цветку разного цвета, надевают резинки с цветами на запястья. При этом дети называют цветок и его окраску. Потом под музыку, или напевая, они поднимают руки, любуются цветами, повторяют движения за воспитателями (хлопают в ладоши, подняв руки над головой; делают круговые движения кистями; хлопают в ладоши впереди и позади туловища и т.д.)


Прохаживаясь по комнате, приплясывая, напевая, дети демонстрируют свои цветы и одновременно ищут тех, у кого цветы такого же цвета. По сигналу они должны попарно взяться за руки так, чтобы рядом оказались цветы одинаковой окраски.


Вариант 3.
По сигналу дети образуют круг, соединяя руки с цветами одного цвета (красного, желтого, белого, голубого и др.). Потом все поднимают руки вверх. Ошибки обнаруживают и исправляют.


Вариант 4.
Необходимо не только правильно подать друг другу руки в паре или круге, но и демонстрируя, как выполнено задание, назвать цветок.
Можно использовать стихи, загадки о цветах.
Гвоздика


Стих:
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет веер,
Лепестки свернет цветок.
«До утра!до новой встречи!»
(Е.Серова)
Загадка:
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими

Алыми….(гвоздиками)
Календула


Стих:
Что за странные цветки
Под названием Ноготки
Так похожи на ромашки-
Все в оранжевых рубашках.
(Т.Лаврова)
Загадка:
Я совсем не царапучий,
И не жгучий, не колючий.
На ромашку я похож,
Только жёлтый, ну и что ж?
Вот когда я отцвету,
Ноготками обрасту.(Календула, ноготки)
Роза


Стих:
Зовут меня розой,
примите меня,
я очень душиста
и цветом нежна.
по цвету и имя
такое мне дали
и даже царицей
за пышность назвали.(без автора)
Загадка:
Посмотрите – у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка… (роза)
Василек


Стих:
Как чиста в колхозе рожь-
Василек едва найдешь.
Всем бы ты, цветок, хорош,
Да зачем ты портишь рожь?
Приходи –ка лучше в сад,
Вот обрадуешь ребят!
(Е.Серова)
Загадка:
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок, найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.(василек)
Мальва


Стих:
Красавица мальва по окном расцвела,
И на праздник лета она нас позвала.
Розовые, нежные, славные цветы,
Мальву нарядили на конкурс красоты.
(В.Найдич)
Загадка:
Вырос прут-хлест
В два метра рост,
А по хворостинке до вершинки
Идет эстафета пышного цвета. (Мальва)
Колокольчик


Стих:
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?
(Е.Серова)
Загадка:
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
Пион


Стих:
Пион расцвел на грядке
И удивил красой,
Он весь покрыт росою-
На нас глядит украдкой.
(Л.Кузьминская)
Загадка:
Был скован ознобом
И спал под сугробом
Весной раскустился,
К лету распустился,
Стал белым как невеста,
И красным, прелестным.(Пион)
Ромашка


Стих:
Кто-то думает-это сорняк!
Вы мне поверьте это не так!
Это полезный и чудный цветок,
Многим спастись от болезней помог.
Маленький- силой большой обладает,
Люди ромашкой его называют.
(С.Джус)
Загадка:
Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве … (ромашки)

Конструкт проведения НОД на производственной практике по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей
Мельниковой Ирины Леонидовны
(Специальность 44.02.01. Дошкольное образование, группа 33 А)

ДОО: «Детский сад № 73 комбинированного типа».

Группа: младшая группа.

Вид деятельности: дидактическая игра.

Тема: «Домино».

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактическая задача: закрепить знания детей о овощах и фруктах; правильно их называть и подбирать парные изображения; капуста, морковь, огурец, помидор, яблоко, груша, апельсин, банан.

Игровая задача: правильно подбирать парные изображения.

Игровые правила: класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.

Игровые действия: если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах, закрепить названия овощей и фруктов.

Планируемый результат: дети проявляют интерес и принимают игровую задачу, понимают правила игры и игровые действия, проявляют умение классифицировать овощи и фрукты, демонстрируют знания об овощах и фруктах, проявляют желания помочь игровому персонажу, проявляют умение анализировать достижение игровой задачи, проявляют желание использовать игру в самостоятельной деятельности.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится объектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образования;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; воспитание через взаимодействие; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.

Принципы обучения: принцип природосообразности; принцип сознательности; принцип доступности; принцип систематичности и последовательности.

Методы воспитания: ситуация свободного выбора, игра, создание ситуации успеха.

Методы обучения: методы эмоционального стимулирования (использование игр, поощрение), временная работа в подгруппах, Методы закрепления и повторения изученного материала беседа, повторение).

Учебно-методический комплект:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

Этапы деятельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат

Мотивация на совместную деятельность

Задача: смотивировать детей на игровую деятельность, принятие игровой задачи
Игра

Демонстрация

Воспитатель эмоционально побуждает детей принять участие в игре, беседуя о овощах и фруктах. Педагог выясняет знания ребят о различиях овощей и фруктах.

- Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Перед вами лежат карточки, посмотрите на картинки.

Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что на карточке изображены два овоща (фрукт и овощ, фрукт и фрукт), разделенные вертикальной полоской (как в игре «Домино»).

Создает игровую ситуацию, ставит игровую задачу.

Дети принимают игровую задачу. Обращают внимание, что на карточке изображены два овоща (фрукт и овощ, фрукт и фрукт), разделенные вертикальной полоской (как в игре «Домино»). У детей вызван интерес к игре. Дети приняли игровую задачу.

Совместное планирование

Задача: побудить детей к совместному обсуждению игровых действий и правил, планированию игры
Беседа

Объяснение

Демонстрация педагогом

Ситуация свободного выбора

Воспитатель организует диалог по обсуждению игровых действий, игровых правил (объясняет игровые правила и игровые действия), демонстрирует и комментирует игровые действия.

Я сейчас вам раздам карточки (по 4-6), и мы поиграем в игру «Домино». Что изображено на картинках?

(Ответ детей.)

Правильно, яблоко и капуста.

- У кого есть на картинке капуста, тот положит рядом с моей (демонстрирует действие).

-А у кого есть яблоко, куда он положит свою карточку?

(«с другой стороны»)

Правильно.

Дети наблюдают за деятельностью воспитателя, принимают участие в диалоге Дети заинтересованы в совместном обсуждении игровых правил и действий, проявляют активность, любознательность, инициативность, показывают и комментируют игровые действия

Реализация игрового замысла

Задача: закрепить знания об овощах и фруктах. Научить подбирать пару. Воспитывать желание помочь игровому персонажу.
Игра

Упражнение

Создание ситуации успеха

Объяснение

Педагог играет вместе с детьми. наблюдает за правильностью хода игры, побуждает к самоконтролю, корректирует игровые действия.

А теперь какие картинки лежат у вас по краям?

(Апельсин и огурец). У кого есть такие картинки? Положите их в один ряд.

Посмотрите, как много у нас фруктов и овощей стало.

А сейчас, послушайте, какие правила еще нужно выполнять в игре. Свои карточки класть по очереди: начнет Степа, потом будет класть свою карточку Вика, а за ней Саша. Запомнили? Если у вас не будет в руках нужной парной картинки, тогда вы пропускаете ход, скажете «У меня нет такой картинки». И будете ждать, когда на конце ряда появится ваша парная картинка.

Будьте внимательны!

Дети находят одинаковые картинки и кладут их на концы образовавшегося ряда.

В порядке очереди кладут карточки.

Дети демонстрируют свои умения подбирать пару, знания о овощах и фруктах

Итог игры

Задача: побуждать детей к совместному анализу достижения игровой задачи.
Игра

Эмоциональное стимулирование

Воспитатель эмоционально стимулирует детей, выражает искреннее восхищение. Побуждает детей к анализу достижения игровой задачи.

Ребята, как вы думаете у нас получилось выложить все фрукты и овощи?

Спасибо вам большое за, то что соблюдали правила игры.

Дети эмоционально реагируют на игровую ситуацию, анализируют достижение игровой задачи, активно участвуют в диалоге. Дети совместно с педагогом анализируют достижение цели, оценивают деятельность игроков

Открытость

Задача: смотивировать детей на использование знаний полученных в игре в режимных моментах
Беседа Воспитатель побуждает к использованию игры в самостоятельной деятельности, в совместной деятельности с родителями.

Ребята, а вы сможете узнать овощи и фрукты, которые мы сегодня увидели?

Вы сможете поиграть с мамой или папой также как сейчас?

Дети активно участвуют в диалоге, отвечают на вопросы. Дети проявляют желание использовать игру в самостоятельной деятельности.

Ефремова Юлия Владимировна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-04 Дидактическая игра – домино “Игрушки” Ефремова Юлия Владимировна МБДОУ "Детский сад №12" Предлагаю свою разработку дидактической игры -домино "Игрушки" для детей 3-4 лет. Эта игра будет способствовать развитию речи малышей. Она поможет детям обогатить свой словарный запас по теме и они будут образовывать, играя в домино имена существительные в единственном и множественном числе.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дидактическая игра – домино “Игрушки”

Цель : Упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).

Материал: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе. Картинок: 20 штук.

Ход игры: Все картинки разделены на две равные части, на левую часть нанесены предметы во множественном числе, на правую-в единственном числе. В начале игры картинки раздают участникам, обычно на руки выдают семь или пять картинок, в зависимости от количества игроков, которое может меняться от двух до четырех. Чем больше участников - тем меньше картинок выдают на руки. Например, если в домино играет два человека, то каждому положено получить по семь картинок, если четыре - по пять.Дети должны сказать: «У меня колесо» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

, . .

Разнообразные настольные игры относятся в педагогике к дидактическим (развивающим) играм, основная цель которых - научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий.
Настольные игры, скрывают огромный потенциал, позволяющий ребёнку без напряжения и в игровой форме усваивать знания о различный сторонах жизни, приобретать практические навыки и умения.
С их помощью настольных игрребенок учится анализировать последовательность своих действий, расширяет представления о предметах и явлениях окружающего мира, а также тренирует мелкую моторику. Задача настольных игр — научить малыша самостоятельно принимать решения, развивать пространственное мышление, память и логику. Кроме того, в дошкольном возрасте настольные игры позволяют существенно обогатить словарь крохи, выявить и исправить недостатки в произношении отдельных звуков, закрепить представления о величине, форме, цвете предметов, ознакомить с цифрами и буквами.
Настольные игры для детей способствуют развитию у ребенка таких психических функций как память, внимание, воображение, речь и таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение и др. Настольные игры предусматривают творческий подход взрослого, выступающего в роли ведущего, - он может предложить детям свои варианты игры.
Учитывая свойство детей быстро переключаться с одного предмета на другой, детские психологи и педагоги рекомендуют родителям иметь не меньше пяти разноплановых настольных игр. Тем самым Вы всегда сможете безболезненно заполнить вакуум, возникающий при поиске ребёнком нового объекта своего внимания и занять ребёнка полезной деятельностью.

В разделах Настольные игры для детей вы найдете игры:
- на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, операций сравнения и классификации, формирование умения выделять существенные связи между предметами и явлениями;
- на обучение сравнению множеств, состоящих из однородных предметов;
- на закрепление представлений о величине, форме, цвете предметов;
- на ознакомление с цифрами, математическими знаками;
- на расширение представлений детей о предметах и явлениях окружающего мира;
- на обогащение и активизацию словаря, развитие связной речи и мн.др.


Домино


Домино - популярная детская игра. Объединяет детей самого разного возраста. Домино содержит богатый познавательный материал по различным темам, который знакомит малышей с формой предметов, количеством, животным и растительным миром, транспортом и т.д. (этому способствует разнообразие рисунков, нанесенных на детали)

Домино помогает приобретать в процессе игры знания и навыки.

Домино:

· развивает сосредоточенность, логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность

· развивает наблюдательность и внимание, развивает операции сравнения и обобщения, формирование умения выделять существенные связи между предметами и явлениями;

· Но, прежде всего, эта игра учит детей умению играть в коллективе.

Мозаика


Мозаика - способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток ит.д.).

За внешней простотой и доступностью мозаики скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, во многом способствующая раскрытию творческого видения мира.
Игра с мозаикой развивает различные способности ребенка. Во-первых, мелкая моторика. Взять фишку, аккуратно вставить в нужное отверстие — довольно сложная операция для маленького мозаиста. Во-вторых, это внимательность: фишки мелкие, разноцветные, брать надо не просто так, а именно то, что тебе надо, — для этого стоит сконцентрироваться. В-третьих , мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира. В-четвертых , создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность. И, наконец, это развитие усидчивости, аккуратности, произвольности. Если же родители попросят ребенка классифицировать фишки по цветам, познакомят с такими пространственными представлениями, как «внизу», «вверху», «слева», «справа», научат кроху определенной последовательности выкладывания фишек, например, через одно отверстие, или желтый чередуется с красным, это разовьет логический компонент мышления.
Придумывайте, ищите, творите - и вы удивитесь, какой творческой личностью вырастет ваш малыш!


Лото

Лото состоит из игрового поля с различными изображениями и небольших карточек, повторяющих картинки с поля. Задача игроков — как можно быстрее заполнить игровое поле соответствующими карточками. В более сложных лото на игровом поле нарисована только одна небольшая картинка, а весь остальной лист пустой. В этом случае игрок должен заполнить игровое поле карточками-картинками, соответствующими имеющемуся изображению. Например, нарисованному скотному двору, саду, игрушкам, людям.

· развивает сосредоточенность, сообразительность

· развивает сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук;

· закрепляет представления детей о величине, форме, цвете предметов;

· развивает наблюдательность и внимание,

· расширяет представления детей о предметах окружающего мира;

· обогащает и активизирует словарь ребенка, развивает связную речь.

· развивает наглядно-образное мышление

· учит детей умению играть в коллективе

Обучающие настольно печатные игры



Настольные игры развивают: наглядно-образное мышление, самостоятельность, сообразительность, творческие способности, механическую и произвольную память, целостное и зрительное восприятие, произвольное внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Ребёнок учится анализировать последовательность своих действий; расширяет собственные представления о предметах и явлениях окружающего мира; совершенствует описательную, повествовательную и диалогическую речь; приобретает первоначальные навыки сравнения объектов, учится выделять существенные связи между предметами; повышает свой интеллектуальный уровень.

Используя в практической работе настольные игры, можно:

· существенно обогатить словарь ребёнка;

· выявить и исправить недостатки в произношении отдельных звуков;

· закрепить представления о величине, форме, цвете предметов;

· ознакомить с цифрами, математическими знаками;

· обучить количественному счету;

· научить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание;

· показать как сравнивать и давать количественную оценку множествам однородных предметов и многое другое…



Что развивают

Настольные игры нужны для:

- развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, операций сравнения и классификации, формирования умения выделять существенные связи между предметами и явлениями;
- обучения сравнению множеств, состоящих из однородных предметов;
- для закрепления представлений о величине, форме, цвете предметов;
- для ознакомления с цифрами, математическими знаками;
- для расширения представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- для обогащенияи активизациисловаря, развития связной речи.

Юлия Слаутина

Яркие разноцветные картинки делают игру привлекательной даже для самых маленьких детей. Игра развивает внимание, зрительное восприятие, комбинаторные и логические способности, учит находить одинаковые картинки и соединять их в цепо чки.

Цель:

1. Закреплять и расширять знания детей о цвете.

2. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве, мелкую моторику.

3. Активизировать речь детей.

Комплект игры: Домино «Транспорт» состоит из 60 пластинок, разделенных на две половины, каждая из которых отмечена изображением бабочки или цветка определённого цвета.

Возраст: 2-4 года

Количество игроков: 1 - 6 человека.

Правила игры:

Совсем маленькие малыши могут просто рассматривать картинки и познакомиться с цветами: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой и синий. Детям постарше можно предложить строить дорожки по правилам домино.

Учить малыша игре в домино лучше индивидуально. Сначала выложите все пластинки картинками кверху. Рассмотрите их, пусть малыш назовёт то, что изображено на картинках. Затем возьмите одну пластинку, положите её перед собой и предложите ребёнку найти среди других пластинок такую же. Покажите, как нужно поставить её к исходной пластинке. Далее, по очереди, подбирайте подходящие пластинки, выкладывая их в ряд. Каждый раз просите малыша называть изображение и цвет.

Желаем Вам удачи!