Домашние задания. Как овладеть катаной Как крутить саблю в руке

Нижеследующий текст предназначен только для тех, кто посещает или посещал курсы. Для тех, кто не посещал, он не принесёт никакой пользы.

Первое занятие

1. Всё вспомнить.

2. Упражнение «пять шагов» - коррекция походки по точкам, выложенным диагональным крестом.

3. Упражнение «восемь наклонов» - наклоняться во все стороны, развивая гибкость и равновесие.

4. Нанести как минимум по десять ударов каждого типа по всем направлениям со всеми вариациями: с правой ноги, с подшагом левой, можно и без шага, можно с шагом назад, локтевые, плечевые, кистевые, одной рукой, двумя руками.

5. Держать меч при себе и обращаться к нему как можно чаще.

Второе занятие

1. Повтор предыдущего домашнего задания. Нанесите больше разнообразных ударов.

2. Тренируйте блоки, сливы и проходы от ударов, наносимых воображаемым противником.

Сейчас важнее количество, чем качество движений. Качество потом придёт. Но было бы неплохо для разнообразия попробовать хотя бы несколько ударов нанести медленно, плавно и геометрически идеально, следя за каждым аспектом движения.

3. После «пяти шагов» отдельно тренируйте сокращение дистанции с воображаемым противником. Например, с деревом во дворе. Старайтесь резко сближаться и уходить в тыл, проскальзывая сбоку.

4. Контроль удара по неодушевлённому предмету.

Третье занятие

1. Переходы между стойками с выполнением результативных действий. Надо идти вперёд, а не отступать назад после каждого шага. При этом можно спокойно делать паузы и обдумывать уже прошедшее и ещё предстоящее действия. Чёткость и некоторое разнообразие действий здесь важнее скорости, но она тоже приветствуется.

Напоминаю вариации стоек:
Фронтальная / боковая - как стоять, грудью или боком.
Левая / правая - в какую сторону взгляд и оружие, относится скорее к боковым.
Передняя / задняя / центральная - распределение центра тяжести, причём передние для фехтования подходят ситуационно.
Правая ведущая / левая ведущая / параллельная - расположение ног. Если есть привычка всегда держать впереди, например, только правую ногу, то имеет смысл попробовать стоять с левой ведущей. Правой ногой получится совершать очень длинный шаг.
Нормальная / широкая / узкая - расстояние между ногами, узкая практически не имеет смысла.
Прямая / согнутая / низкая - изгиб коленей.
Закрытая / открытая - прикрывается ли тело мечом.
Дальняя / умеренная / ближняя - расстояние между кистями и телом. Дальние стойки - защитные, ближние - агрессивные.
Меч горизонтально / диагонально / вертикально - просто расположение меча, тут всё понятно. Горизонтальные обычно более защитные чем вертикальные, но не всегда.
Наклон левый / правый / отсутствует - наклон клинка. Наклон в закрытых стойках обычно помогает несколько улучшить защиту, но при этом выделяется приоритетное направление для атаки и информация об этом явно сообщается противнику.
Положение левостороннее / правостороннее / центральное - положение меча относительно тела. Обычно используется центральное. При положении справа, например, можно обходить противника слева, оставаясь в относительной безопасности. Недостаток тот же - очевидность действий.

3. Тренируйте защиту от ударов воображаемого противника: блоки, парирования, отбивы и доводки. Всё это из разных стоек.

Четвёртое занятие

1. Тренируйтесь в развитии чувства дистанции. Вы никогда не должны ошибаться в оценке дистанции до цели. Меняйте стойки, пробуйте всё что можно.

2. Наносите по воздуху из разных стоек колющие, режущие и рубящие удары разных видов, варьируя намерение и мощность удара.

3. Обязательно проведите изматывающую отработку мастерских ударов (200 х 3). Особое внимание обратите на первый, второй, третий и пятый удары. Четвёртый можно пока что отложить, он может показаться чуждым и неочевидным.

4. Займитесь сооружением балды. Может быть, вы и не успеете возвести эту несложную конструкцию до конца обучения, но в будущем она всё равно пригодится. Далее этот вопрос снова подниматься не будет, надеюсь на вашу сознательность.

Учтите, что на четвёртом занятии заканчивается изучение простых техник фехтования. В дальнейшем вам предстоит знакомство с более сложными составляющими этого искусства. Их понимание и осознание без крепкого фундамента, сложенного из знаний и навыков с первых четырёх уроков, будет очень сложным.

Пятое занятие

1. Тренируйтесь в выполнении изученных техник, то есть просто продолжайте отрабатывать простые и прямолинейные вещи.

2. Уделите внимание финтам и провокациям, подумайте над тем, как вы будете использовать их на следующем спарринге. Очень желательно придумать что-то своё.

3. Отрабатывайте сокращение дистанции. Попробуйте привыкнуть к технике скрытого наступления и к прилипанию.

4. Вращайте меч кистью, отрабатывая переводы. Можно вспомнить ранее показанное упражнение «упор и вращение», когда кончик клинка упирается в столб или стену, а кисти описывают широкие дуги.

5. Тренируйте ближние блоки и уклонения с контратаками от ударов воображаемого противника. Задача - получить некий зародыш примитивных ката, то есть проработанную и отложившуюся в подсознании комбинацию «противник делает А, я делаю Б».

6. Проведите упражнения для повышения точности. Можно поиграть с товарищами в бадминтон, как обычный, так и наш «специфический». Любыми палками, если мечей недостаточно.

Шестое занятие

1. Проведите обычную тренировку.

2. Подумайте о своей стратегии. Представьте несколько кризисных ситуаций с собой в главной роли «жертвы». Проведите тактическое планирование, чтобы найти выходы.

3. Опишите стиль своего боя. Вспомните про шаблоны А-З-М и в принципе составьте описание того, как именно вы предпочитаете сражаться. Снова проведите тактическое планирование, уже относительно спарринга.

4. Выберите из списка и изучите несколько отдельных тактик и приёмов. В спаррингах на следующем занятии постарайтесь ими воспользоваться.

5. Научитесь менять хват с прямого на обратный и наоборот. Привыкайте крутить меч между пальцами. Он не должен падать.

6. По выбору: медитация для очистки сознания или тренировка с полной отдачей и концентрацией.

7. Подумайте о расширении снаряжения. Фехтовального или самооборонного, неважно.

Список тактик и приёмов: это краткий конспект для тех, кто дошёл до шестого занятия. Для тех, кто не дошёл, текст не обязан быть понятным.

Единый меч - поразите противника одним ударом, отбросив им же его меч в сторону.
Малая цель - достаньте до противника хоть как-то.
Смертоносность - бейте строго в полную силу. Опасно в спарринге.
Атака с фланга - резко сместитесь с вектора движения наступающего противника и ударьте его по диагонали.
Провокация и ускользание - спровоцируйте на атаку в определённую часть тела, отскочите и поразите в силуэт, зная, куда направлен вектор движения тела противника.
Встречное столкновение - уйдите в тыл атаки, уколов или ударив на встречном ходу.
Встречный прыжок - против наступления резко уйдите не влево, а вправо, развернитесь против часовой стрелки и ударьте в спину.
Привязывание - меч противника «привязан» к вашему поясу. Когда он уведёт его назад, нанесите порез или укол одними ногами.
Атака во все стороны света .
Атака из любого положения .
Противодействие - мешайте планам противника, не давая ему выполнить ничего из задуманного.
Моментальный удар - немедленно бейте, не думая.
Небрежная атака - наносите расслабленные удары в небрежной манере.
Продвижение вперёд - атакуйте сердце, не обращая ни на что внимания.
Контроль центра - выдавите противника из центра, заставив его бить только по дугам, а сами наносите прямые удары строго вперёд.
Центральная атака - отведите меч противника в сторону, оставив кончик вашего меча в центре, затем немедленно атакуйте.
Склеивание с мечом - техника прилипания, доведённая до абсурда.
Внезапное отклеивание - прилипните, давите на меч противника, затем внезапно отдёрните меч, заставив оружие противника сместиться по инерции, и нанесите удар по рукам.
Скрытое увеличение дистанции - держитесь на дистанции чуть превышающей дальнюю, но делайте вид, что противник может вас достать.
Быстрое сокращение дистанции - большой-малый шаги.
Постоянное наступление - в лоб на противника, как носорог, не пытайтесь обходить.
Притирка вплотную - если противник попытается разорвать дистанцию, немедленно бейте, а так - рукопашка всякая.
Раздувание противника - вынуждайте противника отбиваться до глубокого выдоха, снова атакуйте на его вдохе.
Использование окружения .
Укорачивание оружия - приблизьте руки к телу и сражайтесь в таком положении. Когда противник отступит, нанесите удар, распрямив руки и шагнув - вы сможете до него достать.
Опережение ритма - определив ритм противника, нанесите удар тогда, когда он не будет к этому готов, сразу после окончания одного из его ударов.
Смена ритма - навяжите ритм, быстрый или медленный, затем резко смените его.
Изменение базовых техник - используйте не типичные для себя техники.
Разнообразие - эклектично используйте все техники одновременно, лишив себя идентифицируемой манеры боя.
Смена манеры боя - начните бой в одной манере, затем резко смените её на другую.
Отскакивание - чередуйте удары с двух сторон, нанося их на разном уровне.
Течение - уподобьтесь воде, наносите удары в мягкой манере, протекающие мимо жёсткой защиты. Станьте мягким, но тяжёлым, не давая с лёгкостью отбивать атаки.
Лавина - очень длинный удар на несколько шагов, достающий до убегающего противника.
Падающая скала - разрубите противника целиком сверху вниз.
Самопожертвование - защититесь от оружия противника рукой, пожертвовав ей, и поразите противника. Не тренировочная тактика.
Готовность к самопожертвованию - проявите несокрушимость и непоколебимость.
Смена тактики - просто поменяйте тактику, если выбранная не срабатывает.

Седьмое занятие

1. Проведите строгий анализ себя как фехтовальщика. Вспомните про составляющие успешного бойца.

2. Обратитесь к внешним источникам. Прочитайте трактаты о военном деле, фехтовании и боевых искусствах.

3. Ищите свои слабые стороны и искореняйте их по возможности. Вылепите из психики тот идеал, которому бы хотели соответствовать. Следите за спортивной формой и здоровьем. Становитесь сильными, ловкими и выносливыми. Озаботьтесь снаряжением - тренировочным и настоящим.

Понятно, что это домашнее задание выполняется не за неделю. Поставьте сроки самостоятельно. Идите к цели, понимая, зачем вам это надо. И помогайте идти другим. Помните, что никто, кроме вас самих, не мешает вам стать мастером.

Самый сложный раздел в кинжальном это техника перехватов. Быстрая смена хвата кинжала и выбор его оптимального положения в руке во время передвижения. Овладение искусством перехватов кинжала или ножа требует не только высокого технического мастерства, феноменальной работы пальцами и кистями рук, но также и хорошей технической подготовки. Это означает, что просто усвоение всей комбинаторики перехватов малоэффективно в фехтовании.

Различаются базовая система комбинаций перехватов и вспомогательная, включающая многочисленные переходные и редко употребляемые варианты смены оружия в руке. Базовый раздел перехватов составляют комбинации, которые ведут к принципиальному изменению ориентации оружия, к существенной смене возможностей движения.

Перехваты кинжала или ножа можно проводить в трех ситуациях.

— Когда рука неподвижна и перехватом выбирается нужное положение клинка для предполагаемой атаки.
— При движении руки вперед, в процессе удара.
— При возврате руки после удара, если траектория следующего движения уже известна.

Практически все перехваты проводятся в технике вращения между пальцами. Перехват кинжала из полного хвата клинком вперед в положение клинком вниз — один из самых распространенных (рис. 1).

Из начального положения А пальцы разжимаются. Рукоятка начинает движение вниз, придерживаемая у основания гарды большим и указательным пальцами Б. Когда клинок, вращаясь, будет направлен вниз, рукоятка перехватывается сначала безымянным пальцем и мизинцем В, а затем — и всей кистью руки Г.

Техника перехватов кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение клинком вниз.

Перехват кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение клинком вниз (рис. 2, сравните с комбинацией на рисунке 1), можно проводить вращением клинка вниз.

Из начального положения А распрямите указательный и средний пальцы и наложите их сверху на рукоятку в районе гарды Б. При этом большой палец легким давлением на рукоятку посылает клинок вниз, помогая кинжалу занять положение между средним и безымянным пальцами.

Средний палец давит на гарду, переводя конец рукоятки вверх. Закончить перехват можно одним из двух способов: большой палец фиксирует конечное положение на конце рукоятки В, либо безымянный палец и мизинец перехватывают ручку, как это показано на Г. Этот перехват удобно делать с вспомогательным скручивающим движением кистью в направлении вращения оружия.

Техника перехватов кинжала в положение для ударов сверху и сбоку.

Положение кинжала для прямых ударов (рис. 3) можно перевести в положение, предназначенное для ударов сверху и сбоку.

Указательный палец убирается из-под рукоятки и накладывается на нее сверху Б. Одновременным движением указательным пальцем от себя и средним — к себе, кинжал переводится в положение клинком вниз В, большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение Г.

Техника перехватов кинжала в мягкий хват для ударов из нижнего сектора.

Традиционный жесткий хват клинком вниз (рис. 4) меняется на мягкий хват для ударов из нижнего сектора.

Из положения А рука движется вниз, кистью разворачивая кинжал вперед ручкой. Одновременно с этим указательный палец переводится в положение над рукояткой Б. Надавливая на конец рукоятки, указательный палец переводит кинжал в положение клинком вверх В. Большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение хвата на указательном пальце Г.

Техника перехватов кинжала для смены его положения в руке.

Оптимальный вариант смены жесткого положения кинжала показан на рисунке 5. Перехват проводится в технике, показанной на рисунках 2 и 4, тремя способами.

— Кинжал вращается да счет перебора пальцами, без изменения положения руки.
— Перехват сопровождается вспомогательным движением кисти.
— Вся рука участвует в проведении перехвата.

На рисунке 6 показан следующий перехват.

В исходном положении кинжал берется полным хватом клинком вниз А. Пальцы разгибаются, выбрасывая кинжал вперед Б. Рукоятка оружия зажимается у основания большого и указательного пальцев. Кинжал продолжает до тех пор, пока рукоятка не коснется указательного пальца. Тогда оружие перехватывается снизу и плотно сжимается всей ладонью в положении клинком вперед В.

Прямые удары удобно проводить хватами с внешним положением клинка. В тех случаях, когда в комбинации прямой удар сменяется боковым или нижним, можно пользоваться перехватом, показанным на рисунке 7.

В начальном положении А кинжал плотно зажат между средним и указательным пальцами клинком вперед. Одновременно с началом вращения кинжала в руке, пальцы разгибаются. При этом средний палец направляет движение клинка вниз, а указательный подхватывает снизу поднимающуюся рукоятку Б.

Поддерживая вращение, указательный палец давит на рукоять, а мизинец и безымянный сгибаются, позволяя кинжалу вращением выйти в положение клинком вверх В. Пальцы одновременно сжимаются в кулак, фиксируя хват на указательном пальце.

Хват кинжала на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца.

Хват на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца (рис. 8, Г,Д) обслуживает практически все траектории и считается универсальным. Поэтому в системе кинжального фехтования любое положение оружия в руке связано с ним соответствующим перехватом или переводом. На рисунке 8 показан один из таких перехватов.

Из начального положения А средний палец давлением на рукоятку посылает клинком вверх Б, где рукоятка подхватывается указательным пальцем. Вращение кинжала поддерживается на указательном пальце, пока клинок, совершив полный круг, не опустится вниз В. Большой палец подхватывает рукоятку снизу и фиксирует ее в конечном положении с обхватом у гарды Д, либо с упором Г.

Техника перехватов кинжала для в внешний центральный хват.

Внешний центральный хват универсален. Вывод оружия в это положение показан на рисунке 9.

Исходное положение А предназначено для ударов из нижнего и бокового секторов. Техника перехвата аналогична комбинации, показанной на рисунке 8. Указательный палец начинает вращение кинжала внутрь Б. Рукоятка попадает между средним и безымянным пальцами В, указательный палец перехватывает ее сверху и все пальцы плотно сжимаются в кулак Г, заканчивая перехват.

Упражнения для отработки техники перехватов кинжала и ножа.

Для отработки техники перехватов используются упражнения, развивающие скорость и легкость вращения кинжалов между пальцами. На малом круге вращения оружия пальцами в переборе участвуют все пальцы, кроме мизинца (рис. 10).

Из начального хвата А указательный палец задает вращение движением внутрь. Быстрым перебором пальцами, как это показано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е совершает один оборот, возвращаясь в исходное положение.

Все движение делается без остановки, на одном импульсе. Необходимо добиться вращения, при котором пальцевый перебор не мешал бы движению кинжала. В полном круге вращения кинжала участвуют все пальцы руки (рис. 11).

Из начального положения оружие совершает два оборота, возвращаясь в исходную точку, как показано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З. Так же, как и на малом круге, движение делается безостановочно. Вращение необходимо проводить как можно ближе к основанию пальцев.

Техника вращения в руке позволяет останавливать их в любом необходимом положении. На рисунке 12 (в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З) показан пример того, как практически в любой фазе вращения оружие может быть остановлено для проведения необходимого приема.

Техника перехватов кинжала и ножа для броска.

Подготовка оружия для проводится перехватом из любого положения: из центрального хвата (рис. 13), из полного хвата (рис. 14), из хвата на указательном пальце (рис. 15).

Хват кинжала в районе гарды для проведения броска можно делать как клинком вверх (рис. 15 В), так и клинком вниз (рис. 15 Г).

Рисунки О. Н. Манько.

Проблема заключается в ином – в том, имеют ли сами держатели меча право заниматься этими видами ударов, чтобы раздавать их затем без разбора направо и налево?

То, что меч держат в руках, очевидно всякому. Но начинается этот непростой Путь вовсе не с вопроса о руках и их способностях, а с выяснения предназначения первоосновы скелета человека – тазобедренного сустава и всех его связей в повседневной жизни.

Почитатели видеопохождений бравых ниндзя и прочих махателей меча (иногда и в самом деле виртуозов своего дела) никогда не задумывались над проблемой уважения прав людей, живущих рядом с ними (зачем им тогда меч?). Но если бы их учителя знали, что человеку, не имеющему Расового излучения в тазу, нельзя притягивать к своему телу ни одного события в жизни, то их память могла бы подсказать им, чтобы они не вкладывали в руки таких людей никаких предметов вообще. Так как самих рук у этих людей тоже нет (в виде излучений тонких энергий). Отсюда и последующая пустота быта и бизнеса самих учителей владению мечом (или, например, теннисной ракеткой) и каждого из их воспитанников.

Таким образом, получается, что техникой владения меча зачастую занимаются вовсе не те люди, кому он указан, как тренинг вестибулярного аппарата (что просто необходимо для определенной категории людей – техника вращения предметов напоминает им о постоянном (к тому же, неритмичном) вращении Земли и помогает приспосабливать ритм жизни своего тела к постоянным смещениям земной поверхности).

На самом деле, меч целесообразен лишь тем жителям Земли, чей ритм жизни привязан к биоритмам двух земных океанов – Тихого и Атлантического. Тело таких людей почти не связано с земными грунтами (то есть, их память, «зашифрованная» в глубинах подсознания – большей частью, в рефлексах спинного мозга, не помогает им соответствовать конкретным значениям величины земного тяготения, характерной для тех или иных регионов планеты).

По этой причине им приходится тратить значительные усилия на расширение границ восприятия их земным сознанием реальных условий окружающего мира. Для чего, собственно, еще со времен глубокой древности и вырабатывались:

Различные способы передвижения людей (с предметами и без);

Различные виды дыхательных упражнений, с помощью которых легкие заставляли принудительно усиленно вентилироваться или, наоборот, в них совершенно прекращали доступ воздуха - порой, на очень длительное время;

Наконец, людей учили мыслить вне движений собственного тела и даже вне существования самого этого тела, что, в итоге, помогало им все-таки иногда (а то и систематически – все зависело от мастерства самого изучавшего меч) улавливать биоритмы иногда далеких от них океанов.

Еще одной целью обучения владению мечом людей, защищающих свою земную жизнь естественной связью с океанами, было формирование в них способности к добрососедству во время проживания в окружении людей, связанных с грунтами Земли. То есть, носитель и обладатель меча, в первую очередь, обязан был стать ДРУГОМ всем земным жителям, с которыми он хоть на мгновенье да встречался в своей жизни. Но не соперник и, тем более, не враг, пришедший для уничтожения всего живого.

(Продолжение следует.)

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 21 человек(а).

Для ясности здесь опущены обычаи всех японских искусств, таких как, проявление уважение к своему оружию или завязывание хакама (самурайских штанов). Если не указано иначе, «вид искусства», «искусство» и «форма» относятся к искусству владения японским мечом.

Шаги

    Выберите вид искусства. Поскольку каждый имеет свои особенности боя, вы должны найти вид боевого искусства, в котором вы компетентны. Если вы не знакомы с японскими боевыми искусствами, то вот несколько самых известных:

    Соберите необходимое снаряжение. Снаряжение зависит от вида искусства. Среди видов оружия известны такие:

    Возьмите книги. После того, как вы выбрали вид искусства, в котором заинтересованы и подобрали необходимое снаряжение, подберите учебники по теме и проведите некоторые исследования. Книгами нужно пользоваться В СОЧЕТАНИИ с квалифицированным учителем! Пытаться самостоятельно изучить приемы настоятельно не рекомендуется, поскольку это может разрушить ваши основы.

    Найдите сенсея (боевого наставника). Невозможно обучиться искусству без учителя. Найдите додзё или школу для изучения желаемого искусства.

    Тренируйтесь. Практикуйте ката, или последовательность движений, до того, как вы сможете выполнять их быстро и эффективно. При необходимости, найдите себе партнера для тренировки. Затем, если разрешено, переходите на других. Не забывайте о старых.

  1. Приобретайте настоящее (или, по крайней мере, лучшее) оружие. Как только вы почувствуете в себе уверенность, приобретите лучшее (которое обычно означает более опасное) оружие.

    • Боккен является очень эффективным инструментом для обучения. Он на самом деле облегчит размахивание настоящим мечом во многих случаях.
    • Правильно изъятие шинкена, или боевого клинка, не производит никакого звука. Плохое производит все виды звуков. Работайте с новым клинком или используйте новые техники пока вы не научитесь не царапать сая (ножны). Самая большая ошибка при изъятии оружия – это когда оно вынимается вверх, выходит наружу и может порезать сая-ножны.
    • Не торопитесь. Наспех изучая технику и виды без освоения понятия в целом, приведет к целому ряду проблем. Рубить быстро не настолько важно, как рубить правильно.
    • Отступайте. Не все твердо, как камень. Если вы находите что-то особенное некомфортным, экспериментируйте, пока не найдете то, что вам подходит, но не изменяйте это настолько, что будет далеко от оригинала.
    • Держите меч правильно. Правая рука (или ваша рабочая рука) должна находиться непосредственно под цуба (металлическая пластинка-защита), а левая (или нерабочая) рука должна быть как можно дальше от правой. Самые маленькие пальцы должны сжимать крепче, давление должно уменьшаться вверх по руке и наконец, указательный палец должен просто опираться на рукоятку, а не схватывать ее. При размахивании левая рука должна выполнять тяговое движение, в то время как правая направлять левую. Когда вы размахиваете мечом, плотнее схватите его рукой, превращая руку с рукояткой в одно целое. Если все сделано правильно, это одновременно создаст разрубающее и распиливающее движение.
    • Наличие хай (пазов) на мече сделает его легче, таким образом, ставя под угрозу целостность плохо выполненного разреза. Пазы присутствуют, т.к. материал был удален.
    • Катана не предназначена для блокирования и может обрубить при ударе, поскольку ее край сделан из твердой стали. Единственный способ, которым вы могли бы повредить режущий край – это блокировать им удар. Блокирование при использовании катаны осуществляется с помощью мун, или задней кромки клинка. Лучше всего отойти, когда вы отклоняете удар мечом. Нужно пытаться использовать его для отражения удара и дать ему соскользнуть, вместо того чтобы остановиться вместе, соприкасаясь лезвиями, что действительно искорежит вашу катану, если вы неосторожны. Для каждого типа кири-режущего движения или цуки-нападения существует защита с помощью скользящего блокирования.
    • Поищите кого-нибудь, чтобы потренироваться, это очень помогает при спарринге.
    • После обращения со своим мечом, лучше всего протереть его чистой тряпочкой и нанести тонкий слой масла. Исходя из традиционной точки зрения, вы можете использовать масло чожи, хотя минеральное масло тоже хорошо действует. Несколько капель масла на чистую тряпочку сделают свое дело – не надо промачивать катану. Будьте осторожны при чистке вашего меча – сконцентрируйте на нем все свое внимание и продолжите свой разговор по окончанию чистки. Люди поймут.
    • В действительности овладение любым видом боевого искусства может занять более 50 лет. Наберитесь терпения, если вы действительно хотите изучить искусство.

    Предупреждения

    • Не пытайтесь «поймать» падающий меч. Если вам не повезло, и вы уронили клинок, отойдите немедленно – он может отскочить в каком-угодно направлении. Если вы попытаетесь схватить падающий меч, вам может понадобиться помощь, чтобы собрать свои пальцы с пола.
    • Не покупайте катаны из «нержавеющей стали». Они обычно являются декоративными и предрасположены к разламыванию, что может быть потенциально опасно для любого, находящегося на линии прицеливания, когда (и это СЛУЧИТСЯ) она ломается. Если необходимо купить, то возьмите катану из твердой стали.
    • Настоящая катана, как известно, способна полностью уничтожить другие виды оружия. Как правило, каждая цель, пораженная катаной, имеет летальный исход. Не используйте настоящую катану для состязания, если вы и ваш партнер не являются профессионалами, или не намерены умереть.
    • Не провоцируйте и не угрожайте другим своим искусством. Помимо того, что угроза может быть уголовным преступлением, многие другие владеют или даже превосходят вас в одном или нескольких боевых искусствах. Провокация потенциально вредна для вашего здоровья. Наконец, не стройте из себя крутого или мачо только потому, что у вас есть меч.
    • Не нападайте, пока на вас не нападут, в этом случае последующее убийство (вами) будет оправдано. Используйте здравый смысл.
    • Проверяйте свой меч! Если какая-то его часть не зафиксирована, дайте взглянуть кому-нибудь с большим опытом. Если вы не знаете никого, напишите письмо в местное додзё и спросите, не согласятся ли они проверить ваш меч. У вас не получится остановить клинок, вылетающий из рукоятки.
    • Не пытайтесь чинить меч, если только поломка незначительна для вас.
    • Катана, вакизаши и танто должны быть легально зарегистрированы. Перед приобретением выясните это у адвоката.
    • Ни при каких обстоятельствах не покупайте настоящее оружие, если вы не знаете, как умело обращаться с учебным оружием. Оружие, даже находясь в вашем распоряжении, может легко обернуться против вас, если вы некомпетентны.
    • Не покупайте оружие, если вы не обращались с ним лично и не знаете, подходит ли оно вам.
    • Не изучайте искусство с целью мести или для исполнения насильственных преступлений. Это крайне позорно и, бесспорно, вы не станете такими же компетентными, как настоящие студенты.
    • Ношение оружия, которое может быть истолковано как угроза или запугивание, является при определенных юрисдикциях, размахиванием оружием. Опять же, прежде чем делать это, посоветуйтесь с адвокатом.
    • НИ ПРИ КАКИХ обстоятельствах не используйте свое лезвие, чтобы проверить, режет ли оно предметы. Возьмите слово с каждого – оно режет. Это касается упаковок воды, продуктов питания, кирпичей, баночных напитков, веток деревьев и любых других предметов, на которых люди, как известно, испытывают режущую силу. На это есть две причины; раз – неумелый разрез непоправимо испортит ваш клинок, два – если вы совершите ошибку, это может привести к потере пальца или глубокой ране прежде даже, чем вы осознаете, что вы истекаете кровью. Даже у мастеров иногда случаются оплошности, но дабы свести к минимуму вероятность травмы и максимально продлить срок службы вашего лезвия, режьте только тщательно подготовленные гоза, или свернутые татами.
    • Не рекомендуется применять любое боевое искусство, когда вы находитесь под воздействием тормозящих средств или наоборот, инкапаситантов, в состоянии болезни, расстройства или инвалидности.
    • Не изучайте искусство самостоятельно. Одна ошибка в процессе обучения приведет к эффекту снежного кома и сделает владение искусством потенциально опасным для вас.

Продолжаю публикацию наших наработок по игре клинка. Сегодня я коснусь разделения элементов на типы и подробнее разберу вращения.

Основные понятия игры клинка. Классификация элементов игры клинка.

Согласно базовым целям элементов игры клинка, из всего многообразия переходов между приёмами, непосредственно к художественному владению оружием относятся следующие виды движений:

Надо заметить, что перечисленные выше условия классификации элементов не являются их конечной целью. Перебросы не исполняются для того, чтобы подбросить меч, вращение не делают для того, чтобы просто его покрутить. Конечной целью исполнения любых элементов художественного владения оружием всегда является либо смена траектории движения меча (в общем смысле, т.е. это может быть и смена ударной техники), либо смена хвата, либо смена руки, держащей оружие.

Помимо общего деления по характерным особенностям исполнения, элементы художественного владения оружием подразделяются по направлениям (прямое и обратное); по плоскостям движения оружия (вертикальная, горизонтальная, диагональная, сагиттальная); по хвату (прямой и обратный); по положению оружия относительно корпуса (справа, слева, сбоку, спереди и т.п.) и так далее. Подробно классификация будет рассмотрена при разборе техники исполнения отдельных элементов.

2. Вращения.

В данных элементах основной принцип построения движения заключается во вращении оружия в различных направлениях, плоскостях, положениях относительно тела спортсмена, и на различном хвате. Контроль элемента заключается в контроле центра вращения и удержании оружия в заданных плоскостях. Во вращениях отсутствует безопорная фаза движения (полёт оружия) и любые смены хвата.

Классификация вращений происходит по следующим характеристикам:

  • плоскостям вращения;
  • уровню и направлению вращения;
  • хвату оружия.

Анатомия различает три основных плоскости относительно тела человека: вертикальную, горизонтальную и сагиттальную.

Для классификации вращений эту схему необходимо расширить, включив в неё положение плоскости относительно стороны тела. Так мы получаем правую и левую вертикальные плоскости, фронтальную (переднюю) и заднюю сагиттальные плоскости и верхнюю и нижнюю горизонтальные плоскости. К этим основным плоскостям добавляются две диагональные (правая и левая) плоскости, как основные для исполнения некоторых типов ударов.

Для простых колец, в классификацию включают специальное указание уровня исполнения. Это точное наименование плоскости вращения относительно стороны тела. Для некоторых сложных вращений в сагиттальных плоскостях возможны два уровня исполнения – сбоку (центр вращения на уровне груди справа или слева) и сверху (центр вращения над головой). В первом случае вращения называются боковыми, а во втором – в зависимости от сложности элемента . Для прочих сложных вращений указание уровня зачастую является излишним, так как элемент занимает несколько плоскостей и для заданного направления исполняется в них единственно возможным способом.

По направлению исполнения все вращения делятся на прямые и обратные. Данные определения даются вращениям произвольно и не зависят от каких-либо объективных характеристик. Исторически сложилось так, что в вертикальной плоскости вращения от себя сверху вниз называются прямыми, а на себя сверху вниз – обратными. То же сохраняется и для боковых вращений. Для горизонтальных вращений движение против часовой стрелки считается прямым, а по ней – обратным. Каким бы сложным ни было вращение, у него всегда есть прямой и обратный вариант исполнения.

Все вращения составляются в основном из колец, поэтому плоскости, занимаемые этим вращением являются характерными. Сложное вращение так же не может состоять из колец прямой и обратной направленности, исполняемыми в одной плоскости или с одной стороны тела. Все комбинации строятся с сохранением вращательного движения и в этом их главная характерная особенность. Благодаря ей каждый элемент можно исполнять циклично продолжительное время. Если во вращение добавляется конус как составляющая часть элемента, то его исполнение подчиняется требованиям к кольцам – оружие по возможности не покидает характерные для элемента плоскости, скорость и амплитуда исполнения конуса сопоставима со скоростью исполнения колец.

По типу хвата возможны два деления. Все вращения делят на исполняемые прямым и обратным хватом, а простые кольца – ещё и на исполненные открытым и закрытым хватом. На последнем остановимся подробнее. Рассмотрим только прямой хват и правую вертикальную плоскость. Для прямого кольца в ней исполнение открытым хватом подразумевает раскрытую вверх ладонь и свободные четыре пальца (удержание оружия происходит большим пальцем). Закрытый хват – это плотный обхват оружия всеми пальцами и исполнение элемента ладонью вниз. Этот принцип по аналогии распространяется на исполнение во всех плоскостях как прямым, так и обратным хватом.

Конструктивным материалом для сложных вращений служат кольца. Теоретически, в каждой плоскости для прямого хвата возможно исполнить четыре варианта колец: прямой и обратный и закрытым и открытым хватом. Для некоторых плоскостей некоторые из этих колец недоступны к исполнению из-за физиологических ограничений. Однако, можно увидеть, что в общем случае для пары параллельных плоскостей возможно получить двенадцать уникальных элементов (24 с учётом прямого и обратного исполнений). Легко прикинуть, каково общее количество вращений для всех плоскостей с учётом прямого и обратного хвата.

Вращения в параллельных плоскостях, состоящие из не повторяющихся колец, называют простыми, остальные – составными.

Но в практике подготовки спортсменов не разучиваются все возможные варианты. Для достижения хороших результатов в подвижности кисти, чувстве пространства и оружия достаточно нескольких вращений, которые названы базовыми. Все остальные изучаются по желанию спортсмена самостоятельно.

Базовыми в прямом и обратном исполнении считаются следующие простые вращения:

К этим элементам добавляются составные вращения «дюжина» и «чёртова дюжина».

Для вертикальных плоскостей специфичность нахождения элемента сбоку, спереди или сзади зачастую обозначает просто степень доворота корпуса к данному элементу. Если к вертикальной «восьмёрке» встать лицом – получим переднюю вертикальную «восьмёрку», если боком – боковую. Подняв её из этого положения наверх, над готовой, получим верхнюю боковую, довернувшись спиной – заднюю.

Не все вертикальные элементы возможно сделать в каждой ориентации корпуса. Например, задняя вертикальная восьмёрка крайне сложна для исполнения, так как требует развитой растяжки и проработки суставов локтя, плеча и запястья. Такая работа над подвижностью в большинстве случаев не оправдана. Зато «хвост» удобнее всего делать именно сзади.





Боковая «девятка», исполненная на верхнем уровне, исторически называется «фронтальной девяткой», а вот «восьмёрка» посохом на верхнем уровне в сагиттальных плоскостях – «солнышком». О проблемах терминологии элементов художественного владения оружием я ещё буду говорить отдельно.

«Восьмёрка», «девятка», «четвёрка», «дюжина» и др. – распространённые фольклорные обозначения вращений. На данный момент они не имеют устоявшихся официальных терминов и применяются как есть.