Димитрий солунский о чем молятся. Димитрий Солунский: биография

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий - христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но вместо этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

8 ноября Православная Церковь чтит память великомученика Дмитрия, названного Солунским. На Руси его считали «своим» святым, но где и когда он родился? Почему называется Мироточивым? За что Русь так полюбила святого? Почему перед днем его памяти была установлена Дмитриевская поминальная суббота? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Детство и юность великомученика

Великомученик Дмитрий Солунский родился в ІІІ веке в греческом городе Фессалоники (современные Салоники). На Руси этот населенный пункт называли «Солунь». Отсюда и название святого «Солунский» и многие версии о том, что великомученик был русским. Но они не соответствуют действительности.

В то время, когда жил Дмитрий, Фессалоники принадлежали к Римской империи, а отец святого был римским проконсулом. Так как христианство тогда еще не было официальной религией, родители тайно крестили сына в их домовой церкви и воспитывали мальчика в христианском духе.

Императоры того времени — Диоклетиан и Максимиан Галерий — поддерживали язычество и устраивали гонения на христиан. Если бы они знали, что проконсул в Фессалониках — последователь Христа, то отец будущего великомученика вряд ли остался на своей должности и умер своей смертью.

От службы на императора до казни — один шаг

Что требовалось от юного проконсула? Защита границ империи от внешнего врага, организация деятельности военных командиров. Но император поручил своему подданному и новое задание: бороться с христианами.

Дмитрий Солунский сделал все наоборот: стал язычников просвещать верой Христовой. Это был открытый вызов императору. Максимиан не потерпел такой дерзости и заключил проконсула в тюрьму.

Дмитрий прекрасно знал, что его ожидает за открытое исповедание христианства, и еще до темницы раздал все свое имущество. Не известно, сколько бы он провел в заключении, если бы не согласился на вторую дерзость. А смысл ее был вот в чем.

Император Максимиан устраивал гладиаторские бои, выставляя против христиан гордого супротивника Лия. Собственными силами его никто не мог победить. Но христианский юноша Нестор, надеясь на Божью помощь, пришел к заключенному проконсулу и попросил благословения. Дмитрий Солунский благословил Нестора и попросил у Господа помощи. Так юноша одолел надменного Лия, бросив его на воинские копья.

Максимиан отомстил за смерть своего любимца казнью Нестора. А когда узнал, от кого юноша получил благословение, приказал убить и его советчика.

8 ноября 306 года, с самого утра слуги Максимиана прибыли в темницу. Они застали Дмитрия за утренней молитвой и насмерть пронзили его копьями.

Как Дмитрий Солунский стал Дмитрием Мироточивым?

Тело святого, по замыслу императора, должны были съесть дикие звери. Но Господь этого не допустил. Святые мощи погребли христиане.
Слуга великомученика Лупп оставил себе в память о праведнике ризу в крови и перстень. Молитвой и прикосновением этих вещей он исцелял больных, за что также был убит императором-язычником.

Лишь с приходом Константина Великого, когда прекратились гонения за веру, над могилой великомученика построили храм. На этом место приходило множество людей, и Дмитрий Солунский многим помогал. Одним из них был вельможа Леонтий, который в первой половине V века воздвиг на этом месте большую церковь.

Во время строительства обрели и святые мощи. Они не только были нетленны, но и источали благовонное миро. По свидетельству византийского чиновника и историка Иоанна Скилицы, первое мироточение наблюдалось в 1040 году.

Как пишут очевидцы, миро истекало настолько обильно, что ампулы с ним привозили многие верующие, пребывавшие в Фессалониках. Но благовонную жидкость набирали не только христиане. Когда город захватили турки-мусульмане, они увозили с собой и миро от мощей святого, считая его лекарством от всех недугов. За чудотворение от мощей Дмитрий Солунский получил и второе название — Мироточивый.

Бывали и случаи сверхкощунственного отношения к святыни. Как пишет византийский историк Никита Хониат, скандинавы во время осаждения города в 1185 году тоже набирали миро. Жидкости было настолько много, что норманны черпали ее кастрюлями, готовили на ней рыбу и смазывали обувь.

В XIV веке совершилось иное чудо: из колодца в крипте, в которой пребывали мощи, потекла миро-вода. Когда выстроенный храм превратился в мечеть, мироточение из колодца прекратилось.

В наше время праведные останки Дмитрия Солунского не источают благовонную жидкость.

Великомученика почитает как Православная, так и Католическая Церковь. Длительный период (с начала ХІІІ века и до 1978 года) мощи пребывали в Италии, и только во второй половине ХХ века вернулись в родной город Салоники.

Почитание святого на Руси и Дмитриевская поминальная суббота

Во многих древнерусских храмах обязательно была икона Дмитирия Мироточивого с частичкой мощей. Откуда берет начало такое почитание? Еще со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия. Просветители Руси после создания азбуки первым же делом перевели на славянский «Канон Димитрию Солунскому».

Очень часто храмы на Руси называли именно в честь святого. Пожалуй, самый интересный пример — Дмитриевский монастырь ХІ века в Киеве. Его построил сын Ярослава Мудрого Изяслав (крещенный как Дмитрий). Длительное время историки не могли понять, что с ним случилось, пока не пришли к версии: со временем его переименовали в Михайловский Златоверхий.

Первый каменный храм Московского Кремля, построенный в конце XIII века на средства князя Даниила Московского, также был освящен во имя великомученика Дмитрия.

При любой возможности русичи старались привезти в свои храмы частицы мощей праведника или ампулы с миром. Судя по количеству икон с мощевиками, им это удавалось.

Дмитрий Солунский также был запечатлен Андреем Рублевым на фреске Успенского собора во Владимире.

Многие русские князья называли своих старших сыновей именем этого святого (вспомните Юрия Долгорукого, Александра Невского или Ивана Грозного).

Покровитель воинов?

Так как святой при жизни занимался воинским делом, то на Руси его считали покровителем воинов. Особо чтил своего небесного покровителя Дмитрий Донской, с которым связана Дмитриевская поминальная суббота.

Осенью 1380 года войско князя Дмитрия победило в сражении с армией Золотой Орды. В память о павших воинах была установлена Дмитриевская поминальная суббота. Впервые ее отслужил Сергий Радонежский в субботу перед днем памяти небесного покровителя Дмитрия Донского. Сам князь присутствовал на поминовении.

Традиция поминать усопших перед праздником солунского святого сохранилась до наших дней. Этот день так и называется: Дмитриевская поминальная суббота.

О жизни святого рассказывается в предлагаемом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Святой великомученик Димитрий, сын благородных и благочестивых родителей, происходил из города Солуни, где отец его был воеводою. В то время нечестивые цари воздвигли на христиан жестокое гонение; посему отец Димитрия, тайно веровавший в Господа нашего Иисуса Христа и исполнявший Его заповеди, не осмеливался явно исповедовать пресвятое Его имя, боясь страшных угроз язычников.

Внутри палат своих в сокровенной горнице он имел две святые иконы, украшенные золотом и каменьями; на одной из них было изображение Господа нашего Иисуса Христа, а на другой – Пресвятой Богоматери; пред сими иконами он возжигал свечи, воскурял фимиам. В сей уединенной храмине он вместе с супругой своей часто возносил молитвы Истинному Богу, в вышних живущему, Единородному Сыну Его и Пренепорочной Владычице. Сии благочестивые супруги щедро оделяли нищих милостыней и никогда не отказывали людям нуждающимся. Одно лишь сильно печалило их: не было у них детей. Они усердно просили Господа, чтобы Он даровал им наследника, и спустя несколько времени желание их исполнилось.

Всевышний внял их молитвам и даровал им сына, святого Димитрия. Велико было ликование родителей, сильно они благодарили Господа. Вся Солунь разделяла радость своего воеводы, который устроил трапезу для всего города, особенно же для убогих.

Когда отрок возрос и мог уже постигать истину, родители ввели его в храмину, где были святые иконы и, указывая на них, сказали:

– Вот изображение Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю, а это – образ Пресвятой Богородицы.

Они научили его святым заповедям Христовым, объяснили ему все, чрез что человек может познать Господа нашего Иисуса Христа и представили ему, насколько суетна и пагубна вера в скверных богов языческих.

С сего времени Димитрий, вразумляемый как словами своих родителей, так в особенности наставляемый свыше Духом Святым, познал истину: уже Божия благодать почивала на нем; всей душой уверовал он в Господа и, поклоняясь святым иконам, с благоговением лобызал их.

Тогда родители Димитрия, призвав священника и некоторых известных им христиан, в потаенном своем храме крестили отрока во имя Отца и Сына и Святого. Духа.

Восприняв святое крещение, Димитрий поучался истинной вере, возрастал как годами, так и разумом, поднимался и выше и выше по лествице добродетелей – и благодать Божия в более просвещала и вразумляла его.

Когда Димитрий достиг совершеннолетнего возраста, родители его переселились из сей временной жизни, преподав своему сыну пример Богоугодной жизни и оставив его наследником всего имения.

Между тем царь Максимиан, узнав о смерти воеводы Солунского, призвал к себе сына его, святого Димитрия. Заметив, что он разумен и храбр в боях, царь назначил его правителем всей Солунской области; поручая ему такую должность, сказал:

– Сохраняй родной твой город и очисти его от нечестивых христиан, предавай смерти каждого, кто только призовет имя Распятого.

Приняв царское назначение, Димитрий возвратился домой и с честью был встречен жителями города. Уже давно он желал утвердить в родном городе свет истинной веры и скорбел, когда видел, что жители Солуни покланялись бездушным идолам. Теперь, по прибытии в город, тотчас же пред всеми он начал исповедовать и прославлять Господа нашего Иисуса Христа; он всех поучал заповедям Христовым, обращал язычников к святой вере и искоренял скверное многобожие; словом, он был для солунян вторым апостолом Павлом. Слух о сем скоро дошел и до самого Максимиана. Царь, узнав, что поставленный им правитель Димитрий – христианин и многих уже обратил в свою веру, сильно разгневался. Как раз в то самое время, возвращаясь с Сарматской войны, царь остановился в Солуни. Еще до прибытия Максимиана в город, Димитрий поручил своему верному слуге по имени Луппу, все имущество, доставшееся ему после родителей, золото, серебро, драгоценные каменья и одежды и велел все сие раздать бедным и нуждающимся.

– Раздели сие богатство земное между ними, – прибавил святой, – будем искать себе богатства небесного.

А сам стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому. Царь немедленно начал узнавать, правда ли то, что слышал он о Димитрии? Бестрепетно выступив пред царем, Димитрий исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Злой мучитель тотчас же приказал заключить исповедника истинной веры в темницу. Войдя туда, святой молился словами пророка Давида: «Поспеши, Боже, избавить меня, [поспеши], Господи, на помощь мне » (Пс.69:2). «Ибо Ты – надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей. На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет. Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою » (Пс.70:5, 6, 23, 24).

Как в светлом чертоге сидел Димитрий в темнице, хваля и прославляя Бога. Диавол, желая устрашить его, обратился в скорпиона и хотел уязвить святого в ногу. Ознаменовав себя крестным знамением, святой безбоязненно наступил на скорпиона, произнося слова Давида: "на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона " (Пс.90:13).

Проводя таким образом время в темнице, святой удостоился посещения ангела Божия; в ярком свете предстал пред ним небесный посланник с прекрасным райским венцом и сказал:

– Мир тебе, страдалец Христов, мужайся и крепись! Святой же отвечал:

– Радуюсь о Господе и веселюсь о Боге Спасе моем! Сие явление ангела утешило и ободрило святого страдальца; еще сильнее желал он запечатлеть своею кровью исповедание истинной веры Христовой.

Между тем царь устроил игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один выдающийся боец, родом Вандал , по имени Лий. Приказав для него построить высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел на то, как Лий борется с своими противниками и, низвергая их с высоты на копья, предает их мучительной смерти. Среди зрителей находился один юноша – христианин – по имени Нестор; узы духовной дружбы соединяли его со святым Димитрием, который был его наставником в вере. Видя, что Лий многих убивает и особенно сильно губит христиан, – последних насильно заставляли вступать в бой с Лием, – сей юноша, воспрянув духом, пожелал сразиться с царским борцом. Но прежде, нежели вступить в бой, он отправился в темницу к святому Димитрию. Здесь Нестор рассказал ему все, что делает Лий, сообщил, что желает вступить в борьбу с сим немилосердным губителем христиан и просил у святого благословения и молитвы. Ознаменовав его крестным знамением, Димитрий предрек ему:

– Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!

Подойдя к месту зрелища, Нестор во всеуслышание воскликнул:

– Боже Димитриев, помоги мне в борьбе с моим противником!

Затем, вступив в бой с Лием, он одолел царского борца и сбросил его вниз с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила царя; он тотчас же приказал предать смертной казни блаженного Нестора . Но сие не могло утешить Максимиана, весь день и всю ночь жалел он о смерти Лия. Узнав, что Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению Димитрия, царь повелел и святого великомученика пронзить копьями.

– Лий, – думал беззаконный мучитель, – был низринут рукою Нестора на острия копий; какую смерть претерпел он, такую же должно претерпеть и святому Димитрию, пусть он погибнет тою же смертью. какой погубил и нашего любимого борца Лия.

Но безумный мучитель прельщался, полагая, что смерть праведника и грешника одинакова; он заблуждался в сем, ибо смерть грешников люта, а кончина святых честна пред очами Господа.

Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу .

Ночью христиане тайно взяли тело святого, бесчестно поверженное в прахе, и благоговейно погребли его.

На месте блаженной кончины святого великомученика находился верный раб его, вышеупомянутый Лупп; он благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес, исцеляя всякие болезни и изгоняя лукавых духов.

Слух о таких чудесах разнесся по всей Солуни, так что все больные стали стекаться к Луппу. Узнав о сем Максимиан приказал взять блаженного Луппа и отрубить ему голову. И так добрый раб последовал за господином своим, святым Димитрием, в обители небесные.

Когда уже прошло много времени и гонение на христиан прекратилось, над гробом святого Димитрия воздвигли небольшой храм; здесь совершалось много чудес, и много болящих получали исцеления от своих недугов. Один иллирийский знатный вельможа по имени Леонтий , впал в тяжкий, неизлечимый недуг. Слыша о чудесах святого страстотерпца, он с верою обратился к святому великомученику Димитрию. Когда его внесли в храм и положили на том месте, где были погребены мощи святого великомученика, он тотчас получил исцеление и встал совершенно здоровым, благодаря Бога и прославляя Его угодника святого Димитрия.

По чувству благодарности к святому Леонтий захотел выстроить в честь сего славного великомученика великую и прекрасную церковь. Прежний небольшой храм был разобран и вот, когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия. совершенно целые и без всякого тления; из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием.

На сие духовное торжество собралось много народа. С великим благоговением святые мощи были взяты из земли, причем бесчисленное множество больных получали исцеление чрез помазание истекавшим миром . Леонтий радовался не столько о своем исцелении, сколько об открытии святых мощей. Скоро окончил он начатое дело и построил на том месте прекрасный храм во имя святого Димитрия. Здесь в ковчеге, окованном золотом и серебром и украшенном драгоценными камнями, и были положены честные мощи великомученика. Но заботы Леонтия простирались еще далее: он купил села и виноградники и отдал их на содержание служащих при сей церкви. Когда пришло ему время возвратиться на родину, он задумал взять с собою некоторую часть мощей святого, чтобы в своем городе построить церковь во имя Димитрия. Но святой, явившись, запретил ему отделять какую бы ни было часть мощей. Тогда Леонтий взял только обагренную кровью святого плащаницу и, вложив ее в золотой ковчег, отправился к себе в Иллирию. Во время путешествия от той плащаницы по молитвам святого произошло много чудес. Раз Леонтию во время своего возвращения надлежало переправляться чрез одну реку, которая сильно разлилась и грозно бушевала ; страх и ужас охватили его, но вдруг пред ним предстал святой Димитрий и сказал:

– Возьми ковчег с плащаницей в руки и перестань бояться.

Леонтий поступил по совету святого: и сам он и бывшие с ним все благополучно переправились. Когда он возвратился к себе на родину, то прежде всего построил прекрасный храм во имя святого великомученика Димитрия. Призывая с верою имя сего великого подвижника Христова, Леонтий по молитвам святого сотворил чудеса. Правитель Иллирии был сильно болен, так что гной и струпья покрывали все его тело от головы до ног. Но Леонтий избавил болящего от его тяжкого недуга, обратившись с молитвой к святому Димитрию; также дивно исцелил он одного кровоточивого, уврачевал другого беснующегося; много и других чудес там произошло по молитвам святого. Но особенно много было чудес в Солуни, где почивали мощи сего великомученика.

Однажды в храме, посвященном святому великомученику произошел пожар. Особенно сильно повреждена была серебряная сень над мощами угодника Божия: от огня она расплавилась. Бывший в то время архиепископ Евсевий весьма заботился о том, чтобы вновь сделать сень. Но у него было слишком мало серебра. В сем храме находился серебряный трон, оставшийся совершенно неповрежденным во время пожара. Сей трон и задумал архиепископ перелить на сень ко гробу святого, но пока еще не сообщал никому о своем намерении. В то же самое время при сем храме был один благочестивый пресвитер, по имени Димитрий. Святой великомученик явился ему и сказал:

– Иди и скажи епископу города: не дерзай переливать трона, который находится в моем храме.

Димитрий тотчас же отправился к Евсевию и сказал ему, чтобы он отказался от своего намерения. Архиепископ сначала сильно был поражен словами пресвитера, но потом, полагая, что Димитрий мог как-нибудь узнать его намерение, перестал дивиться сему и даже сделал выговор пресвитеру. Спустя несколько дней архиепископ уже приказал явиться к себе мастерам. В это самое время к Евсевию вторично пришел пресвитер Димитрий и сказал:

– Святой великомученик снова явился мне грешному в сонном видении и приказал сказать тебе: ради любви ко мне не переливай трона.

Архиепископ также сурово отпустил пресвитера, но однако пока не велел переливать трона. Чрез несколько времени он опять хотел было отдать трон, но святой Димитрий, явившись тому же пресвитеру сказал:

– Не унывайте, я сам забочусь о моем храме и городе предоставьте мне самому попечение о том.

Тогда архиепископ уже не мог воздержаться от слез и сказал всем окружающим:

– Подождем немного, братие, ибо нам обещал свою помощь сам угодник Христов.

Не успел архиепископ кончить своей речи, как пришел один солунский гражданин, по имени Мина, и принес с собою 75 фунтов серебра.

– Часто святой Димитрий, – говорил Мина, – избавлял меня от опасностей и даже спасал от смерти. Я уже давно хотел сделать пожертвование в храм моего милостивого покровителя и дивного заступника. Ныне с самого утра какой-то голос побуждал меня:

– Ступай и сделай то, что намеревался давно сделать. Отдавая серебро, Мина пожелал чтобы сие серебро было истрачено на сень ко гробу великомученика. После сего явились и другие граждане солунские и также принесли серебро. Из пожертвований была сделана прекрасная сень к гробнице святого великомученика Димитрия.

В царствование императора Маврикия авары потребовали большой дани от жителей Византии, но Маврикий отказался исполнить их требование. Тогда они собрали громадное войско, в состав которого входили главным образом славяне, и решили взять Солунь, отличавшуюся своей обширной торговлей и великими богатствами. Хотя император Маврикий и прислал в сей город войско, но свирепствовавшая незадолго перед тем язва сильно уменьшила число Солунских жителей, да и число неприятельского войска было громадно: оно простиралось до 100000. Еще дней за 10 до прибытия врагов, святой Димитрий явился архиепископу Евсевию и сказал, что городу грозит страшная опасность. Но солуняне думали, что неприятельское войско приблизится к городу еще не скоро. Вдруг, вопреки ожиданию, неприятель показался недалеко от городских стен. Он даже мог бы беспрепятственно войти ночью в город, но могущественная десница Всевышнего, по молитвам святого Димитрия, остановила дивным образом страшных врагов недалеко от города. Враги приняли один из укрепленных монастырей, находившихся вне города, за самую Солунь и простояли под ним целую ночь; на утро они заметили свою ошибку и устремились на сам город. Неприятельские отряды прямо пошли на приступ, до тут на городской стене на глазах у всех появился святой Димитрий в виде вооруженного воина, и первого из неприятелей, который поднялся на стену, он поразил копьем и сбросил со стены Последний, падая, увлек за собою других наступавших – ужас тогда вдруг овладел врагами, – они немедленно отступили. Но осада не окончилась, она только еще начиналась. При виде множества врагов, отчаяние овладело даже самыми храбрыми. Все сначала думали, что гибель города неизбежна. Но потом, видя бегство врагов и покровительство дивного заступника, жители ободрились и стали уповать, что защитник Солуни, святой Димитрий, не оставит своего родного города и не допустит, чтобы он достался врагам. А между тем неприятели начали осаждать город, придвинули орудия и стали потрясать основания городских стен; тучи стрел и камней, пущенных из метательных орудий, застилали свет дневной – вся надежда оставалась на помощь свыше, и толпы народа наполняли храм во имя святого Димитрия. В то время в городе был один богобоязненный и весьма добродетельный человек, по имени Иллюстрий. Придя ночью в церковь святого великомученика Димитрия, он в церковном притворе горячо молился Богу и Его славному угоднику об избавлении города от врагов, и вдруг сподобился узреть дивное видение: пред ним предстали два неких светлых юноши, кои были похожи на царских телохранителей – то были ангелы Божии. Двери храма сами распахнулись пред ними, и они вошли внутрь церкви. Иллюстрий последовал за ними, желая посмотреть, что будет потом. Войдя, они громогласно сказали:

– Где находится господин, живущий здесь?

Тогда явился другой юноша, по виду похожий на слугу, и спросил их:

– Для чего он нужен вам?

– Господь послал нас к нему, – отвечали они, – чтобы сказать ему нечто.

Указав на гроб святого, слуга-юноша сказал:

– Вот он!

– Возвести ему о нас, – сказали они.

Тогда юноша поднял завесу, и оттуда навстречу пришедшим вышел святой Димитрий; видом он был такой, как его изображают на иконах; от него исходил яркий свет, подобный солнечному. От страха и ослепительного блеска Иллюстрий не мог смотреть на святого. Пришедшие юноши приветствовали Димитрия.

– Благодать да будет с вами, – ответствовал святой, – что побудило вас посетить меня?

Они же отвечали ему:

– Владыка послал нас, повелевая тебе оставить город и пойти к Нему, ибо Он хочет предать его в руки врагов.

Услышав сие, святой преклонил голову и молчал, проливая горькие слезы. А юноша-слуга сказал пришедшим:

– Если бы я знал, что пришествие ваше не принесет радости моему господину, не сказал бы ему о вас.

Тогда и святой начал говорить:

– Так ли изволил Господь мой? такова ли воля Владыки всяческих, чтобы город искупленный честною кровью, предать в руки врагов, которые не знают Его, не веруют в Него и не чтут Его святого имени?

На сие пришедшие отвечали:

– Если бы не изволил так Владыка наш, не послал бы Он нас к тебе!

Тогда Димитрий сказал:

– Ступайте, братие, скажите Владыке моему, что раб Его Димитрий говорит так:

– Знаю я щедроты Твои, человеколюбивый Владыко Господи; даже беззакония всего мира не могут превзойти милосердия Твоего; ради грешных Ты пролил Свою святую кровь, Ты положил за нас душу Свою; прояви же ныне милость Свою на сем городе и не повелевай мне оставлять его. Ты Сам поставил меня стражем сего города; позволь мне подражать Тебе, моему Владыке: дай мне положить душу свою за жителей сего города, и если им суждено погибнуть, то погибну и я вместе с ними; не погуби же, Господи, города, где все взывают к Твоему святому имени; если люди сии и согрешили, они все-таки не отступили от Тебя: ведь, Ты Бог кающихся.

Пришедшие юноши спросили Димитрия:

– Так ли отвечать нам пославшему нас Владыке?

– Да, отвечайте так, – сказал он, – ибо я знаю, что Господь "не до конца гневается, и не вовек негодует " (Пс.102:9).

Сказав сие, святой вошел в гробницу, и священный ковчег затворился; а беседовавшие с ним ангелы стали невидимы. Вот что сподобился узреть Иллюстрий в чудесном и страшном видении. Наконец, придя в себя, он упал на землю, благодарил святого за попечение о городе, возносил ему хвалу за то, что он молил Владыку не предавать жителей Солуни в руки врагов. Утром Иллюстрий рассказал обо всем виденном гражданам и ободрял их мужественно бороться с неприятелями. Услыхав рассказ Иллюстрия, все со слезами просили Господа, чтобы Он ниспослал им милость, и призывали на помощь святого Димитрия. Заступлением святого, город остался цел: в скором времени враги отступили от стен с великим стыдом, не имея сил взять город, хранимый славным угодником Божиим. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в беспорядочное бегство, побросав свои палатки и метательные орудия. На следующий день некоторые из врагов вернулись и рассказали следующее:

– С самого первого дня осады мы видели у вас такое множество защитников, что они далеко превосходили наше войско. Мы думали, что воинство ваше скрывается у вас за стенами. Вчера оно вдруг устремилось на нас, и мы побежали.

Тогда изумленные граждане спросили: "кто предводительствовал войском?"

– Мы видели, – отвечали возвратившиеся враги, – огненного сияющего мужа на белом коне в белоснежной одежде.

Граждане Солунские, слыша сие, поняли, кто обратил врагов в бегство. Так святой Димитрий защитил свой город.

Вскоре после того, как неприятели отступили от Солуни, другое бедствие обрушилось на сей город. Враги, в великом множестве, опустошали во время осады все хлебные запасы, так что в самом городе произошел великий голод: люди в большом числе стали умирать от недостатка пищи. Видя, что его родной город гибнет от голода, святой несколько раз являлся на кораблях, плававших в море, обходил пристани и многие острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницею плыть в Солунь, и таким образом избавил от голода свой город .

Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил прекрасный и великолепный храм в Царьграде во имя Премудрости Божией, он послал в Солунь честных мужей, чтобы они принесли оттуда некоторую часть мощей святого на украшение и освящение вновь воздвигнутого храма. Придя в Солунь, посланные приблизились к честному ковчегу, где почивали мощи великомученика, чтобы исполнить царское повеление; вдруг из ковчега вырвался столб пламени, осыпав всех целым снопом искр, и из огня послышался голос:

– Стойте и не осмеливайтесь.

Объятые страхом, присутствовавшие упали на землю; затем посланные, взяв только несколько земли с того места возвратились к царю и рассказали ему обо всем случившемся с ними. Все слушавшие их рассказ были поражены удивлением. Одну половину взятой земли посланные передали царю, а другую положили в церковную сосудохранительницу.

На обязанности некоторого юноши Онисифора лежало зажигать свечи и оправлять лампады в церкви святого Димитрия. Наущаемый диаволом, сей юноша стал красть свечи и тайно продавал их, а деньги, вырученные от такой продажи, присваивал себе. Святой Димитрий не потерпел такого злодеяния, совершаемого в храме, ему посвященном: он явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением стал обличать его:

– Брат Онисифор, мне неприятно, что ты крадешь свечи; чрез сие ты причиняешь убыток тем, кто приносит их; не менее ты вредишь самому себе; вспомни, что людей, поступающих подобно тебе, ждет осуждение; оставь сие злое дело и покайся.

Онисифор, проснувшись, почувствовал стыд и страх; но спустя некоторое время он забыл повеление святого и опять стал красть свечи, как делал то раньше, – наказание скоро постигло его. Однажды некий благочестивый человек, встав рано утром пришел в церковь святого Димитрия и принес несколько больших свечей. Он зажег их, поставил у гроба великомученика и, помолившись, ушел из храма. Подойдя к свечам, Онисифор протянул руку свою, чтобы взять их, как вдруг раздался голос из гроба святого:

– Опять ты делаешь то же!

Пораженный сим голосом, как громом, Онисифор тотчас рухнул на землю и лежал, как мертвец, до тех пор, пока не вошел один из клириков. Пришедший поднял юношу, объятого ужасом. Как только Онисифор пришел в себя, он рассказал все: и свою греховную страсть, и первое явление ему во сне святого, и вторичное обличение Димитрия. Тогда все, слыша такой рассказ, пришли в великий ужас.

Много пленных было освобождено святым великомучеником Димитрием от ига неверных. – Так один епископ был взят варварами и заключен в оковы, но святой явился ему, освободил его от оков и, хранимый святым, епископ благополучно прибыл в Солунь. В другой раз варвары, нахлынувши в пределы сего города, забрали многих жителей. Между пленниками находились две прекрасные девицы; они хорошо умели вышивать на пяльцах и изображать на ткани разные цветы, деревья, птиц, зверей и человеческие лица. Варвары отвели их в свою землю и отдали в дар своему князю. Узнав об их искусстве, князь сказал им:

– Мне известно, что в вашей земле есть великий бог Димитрий, который творит дивные чудеса; вышейте на полотне его изображение, и я поклонюсь ему.

Девицы отвечали:

– Нет, князь, Димитрий не Бог, а только великий слуга Божий и помощник христианский. Твоего требования мы не исполним, ибо знаем, что ты хочешь не поклониться ему, а надругаться над его изображением.

– В моей власти, – отвечал им князь, – ваша жизнь и смерть; выбирайте, чего вы хотите: или сделайте то, чего я требую от вас, тогда будете живы; а если не исполните моего приказания, вас немедленно казнят.

Боясь погибнуть, пленницы стали вышивать изображение святого Димитрия. Пред самым днем, когда празднуется память святого, девицы окончили свою работу и ночью на 26 октября, сидя за пяльцами, они, склонившись на вышитый ими образ, начали плакать:

– Не прогневайся на нас, мученик Христов, – говорили они, – мы знаем, что беззаконный князь хочет посмеяться над твоим изображением; призываем тебя в свидетели, что мы не хотели вышивать твоего образа, нас заставили сделать сие под угрозой злой смерти.

Плача таким образом над изображением святого, они заснули.

Во время их сна святой Димитрий, чудесным образом, как некогда ангел Аввакума , перенес тех девиц вместе с их работою в ту же самую ночь в Солунь на свой праздник и поставил их в церкви у своих мощей во время всенощного бдения. Видя такое чудо, все удивились, а девицы, пробудившись, возгласили:

– Слава Богу. Где находимся мы?

От удивления они не могли придти в себя и думали, что все сие происходить во сне.

Наконец, они убедились окончательно, что действительно находятся в Солуни, видят пред собою гробницу святого, предстоят в его храме, где находится множество молящегося народа. Тогда во всеуслышание они стали благодарить своего заступника, святого Димитрия, и рассказали все, случившееся с ними. Жители Солуни, обрадованные таким дивным чудом, с великим ликованием праздновали тогда день памяти святого Димитрия, а вышитый образ поставили над алтарем, и много чудес совершалось от него во славу Бога, Единого в Троице. Слава, честь и поклонение от всей твари да будет Ему во веки, аминь.

Тропарь, глас 3:

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, языки по беждающа. Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, тако, святе Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость.

Одним из самых дивных чудотворений, коими Бог благоволил прославить Своего великого угодника было истечение мира от его честных мощей. Сие истечение – дивное знамение благодати Божией. Истечение мира началось с VII века. Целый ряд писателей и историков свидетельствуют о сем непостижимом явлении. Приведем Свидетельство одного из писателей, именно Димитрия Хризолога, жившего во второй половине XIV века: "оно (т.е. миро) по свойству своему не вода, но гуще ее и не походит ни на одно из тел на земле ни из жидких, ни из твердых и ни на одно из приготовленных искусственно... оно удивительнее всех благовоний, не только приготовленных искусством, но и по естеству созданных Богом". Много исцелений произошло чрез помазание этим миром; даже народы, неверующие во Христа, дорожили сим дивным током. Так при разорении Солуни Турками в 1429 г. благоразумные из врагов намеревались взять с собою некоторое количество сего мира, про цельбоносную силу коего они так много слышали. Святая Церковь, именуя святого Димитрия мироточивым, так восхваляет Христова подвижника: "мира благовонно и честна, Димитрие, отверзенный источниче (Канон, песнь 1-я). Твоего проливаются мира источницы приснотекущии".

Святой Димитрий Солунский всегда был почитаем в Средневековой Руси и в целом у славянских народов. Одна из причин такой любви состояла в том, что великомученик считался славянином по своему происхождению. Другая - в тех удивительных чудесах, которые были от мощей святого.

Житие св. Димитрия Солунского

Точный год рождения святого неизвестен, но было это в III веке. Родители Димитрия занимали высокое положение в обществе. Отец являлся проконсулом Фессалоник, т. е. он был правителем обширной провинции с центром в древней Солуни (так Фессалоники называли славяне). Эта провинция примыкала к землям населенными славянскими племенами, да и самих славян в городе было немало. Точно неизвестно, где родился великомученик, возможно, это был Сирмий столица провинции Нижняя Паннония (сейчас это территория Сербии). Однако известно, что родители Димитрия были тайными христианами и воспитали в христианской вере своего сына.

Святой великомученик Димитрий Солунский

Консульство

Достигнув взрослого возраста, получив хорошее образование, святой был вызван ко двору императора Галерия Максимиана жестокого гонителя христиан. Он назначил Димитрия проконсулом Солуни, произошло это в 305 году.

Назначение стало началом мученического пути Димитрия.

  1. Новый проконсул, прибыв в Солунь, не только не стал исполнять приказа своего императора о том, что он должен предавать казням всякого, кто исповедует себя христианином, но и открыто проповедовал учение Христа среди солунян.
  2. Разумеется, информация об этом довольно быстро дошла до императора, который в это время находился в военном походе. Возвращаясь из него Максимиан так скорректировал свой путь, чтобы пройти именно через Солунь.
  3. Зная о том, что император приближается к городу, проконсул раздал все свое имущество нищим и занялся усердной молитвой, испрашивая у Бога сил, чтобы укрепиться в предстоящем подвиге мученичества.
  4. По прибытии в город, император тотчас вызвал к себе Димитрия и велел ему отречься от Христа и поклониться идолам. Но великомученик решительно отказался от этого и стал обличать всю мерзость языческого многобожия.
  5. Великомученик был отправлен в темницу и здесь произошло первое чудо, связанное со святым: ему, явились в темницу ангелы и утешали его.
  6. Между тем император устроил в Солуни гладиаторские бои, где его любимец германский гладиатор Лий безжалостно уничтожал христиан. Друг и ближайший сподвижник Димитрия воин Нестор, видя такое жестокое мучение христиан, отправился в темницу к Димитрию и испросил его благословение на то, чтобы сразиться с безжалостным германцем.
  7. Получив это благословение от Димитрия Нестор отправился на арену, где в честном поединке одолел Лия и сбросил его с помоста на копья.

Этот поединок окончательно решил судьбу солунского проконсула и его сподвижника.

Житийная икона Димитрия Солунского

Казнь мученика

Нестор был тут же казнен, а в темницу к Димитрию послали воинов, которые пронзили святого копьями. Император распорядился бросить тело великомученика на съедение зверям, но те даже близко не подошли к нему. А ночью солунские христиане тайно унесли тело святого и погребли его.

Интересный факт! На месте гибели великомученика во времена императора Константина Великого была построена базилика в честь святого. Много позже после ее строительства, во время очередного ремонта, под престолом был найден ковчег, в котором находился стеклянный флакон с запекшейся кровью великомученика.

Чудеса

Житие Димитрия Солунского повествует о нескольких чудесах, которые произошли у мощей св. Димитрия.

  1. Однажды в солунском храме, посвященном св. Димитрию, случился пожар и расплавился навес из серебра, помещенный над ракой. Епископ Солунский решил восстановить навес, но серебра на это не хватало. Однако в храме имелся серебряный трон, и епископ решил его переплавить. Но священнику, который служил в этом храме, трижды являлся великомученик и велел передать архиерею, чтобы не делал этого, так как Бог пошлет необходимое серебро. И действительно вскоре явился благотворитель и пожертвовал нужное количество серебра.
  2. Во время осады города аварами, святой являлся на стенах осаждаемой Солуни и поражал врагов своим копьем, так что они несколько раз в ужасе прекращали осаду.
  3. Во время осады один благочестивый христианин молился в храме при мощах великомученика и видел, как явились два ангела, а св. Димитрий восстал из гроба. Ангелы передали повеление Господа о том, что город будет взят врагами и что Димитрий должен покинуть город. Но св. Димитрий отказался это сделать, несмотря на обещание гнева Божия. Через неделю авары сняли осаду без всякой причины.
  4. После осады в Солуни начался голод, так как все съестные припасы были съедены. И тут св. Димитрий не оставил своего города в беде. Он во многих окрестных странах являлся видимым образом купцам, торгующим съестными припасами с повелением им, поспешить в Солунь с припасами, и так жители были спасены от голодной смерти.

Чудо с мощами

Житие святого Дмитрия Солунского повествует также о чуде, которое произошло у мощей святого. После того как был построен храм Св. Софии в Константинополе император Юстиниан послал в Солунь своих вельмож с тем, чтобы они взяли частицу мощей святого и принесли их в Софийский собор. Но как только вельможи прибыли в Солунь, вошли в храм св. Димитрия и приблизились к раке с мощами из гробницы вылетел столп огненных искр, а грозных голос предупредил желающих взять частицу, чтобы они не приближались к гробнице святого.

Рака с мощами Димитрия Солунского (Салоники, Греция)

Необычна и сама история святых мощей. Они были обретены в V веке при строительстве храма и пребывали затем в самом этом храме. После того как в XIII веке Византийская империя была завоевана крестоносцами, мощи святого вывезли в Италию. Вернулись они на родину только спустя много веков в 1978 году, сначала глава, а затем и остальные части. То есть запрет великомученика не прикасаться к его останкам, был нарушен.

Интересный факт! Святого Димитрия Солунского называют еще Мироточивым, так как начиная с VII и до XIV веков, из гробницы святого истекало миро, да так обильно, что рядом с ней был устроен небольшой бассейн.

В целительные свойства этого масла верили даже мусульмане, которые пользовались им.

Почитание в России

Славянами, в том числе и восточными, почитание великомученика началось еще тогда, когда они были язычниками. Связано это с тем, что сами славяне не раз подвергали осаде город и видел грозного небесного покровителя Солуни на стенах, который поражал нападающих своим копьем.

Немало славян проживало и в самом городе, и они наверняка были свидетелями тех чудес, которые происходили у гроба святого мученика.

Когда Русь была крещена, великомученик стал одним из самых почитаемых, и неслучайно, что первый русский монастырь был назван в честь этого святого. Он также считался покровителем всех русских князей из Рюрикова дома.

В дальнейшем времени также видно, сколь популярен был святой из Солуни среди русских людей.

  1. Во Владимире князь Всеволод Большое Гнездо построил Дмитровский собор, который до сих пор поражает своим изяществом и красотой всех кто посещает Владимир.
  2. И в Москве первый каменный храм был воздвигнут именно в честь великомученика. А победитель татар на Куликовом поле Димитрий Донской, сам причисленный к лику святых, носил имя этого великомученика, которого очень почитал. В Средневековой Руси святой великомученик Димитрий Солунский считался покровителем ратников и полководцев.
  3. Во Владимире в Успенском соборе пребывала икона святого Димитрия, которая была написана на доске от гроба святого. Именно её перенесли в Москву накануне битвы на Куликовском поле, чтобы воины получили благословение святого воина.
  4. Почитание Димитрия Солунского тогда же в 1380 году было закреплено и богослужении Русской Церкви. Ведь после битвы было установлено ежегодное поминовение воинов, павших в бою, которое получило название Дмитриевская Родительская суббота.
Интересный факт! На Западе практически неизвестны иконографические изображения святого. В России и в Средние века и последующее время св. Димитрий Солунский по количеству написанных икон святых занимает второе место после св. вмч. Георгия Победоносца.

На иконах чаще всего св. Димитрия изображают в виде воина с копьем или мечом. Есть нестандартное изображение, где великомученик верхом на коне поражает копьем царя Калояна, по прозвищу Грекоборец. Этот сюжет связан с легендой о болгарском царе Калояне, который вел войну с Византией и смог достичь того, что Болгарское царство вновь стало независимым.

Икона «Димитрий Солунский на коне»

Калоян во время войны с византийцами разорил множество городов, убил много людей и подошел к Солуни, которую также намеревался взять штурмом и разорить. Но ночью во сне Калояну явился св. Димитрий и поразил его копьем в сердце. Проснувшись, царь болгар действительно обнаружил рану в области сердца и своим приближенным он рассказал о видении. В тот же день Калоян умер, а пораженные ужасом болгары разбежались и город св. Димитрия в очередной раз остался невредимым.

Считается, что святому надо молиться в дни болезней, тем, кто оказался на поле боя, кто нуждается материальной помощи и во время эпидемий. А также святой прекрасный помощник тем, кто одержим демонами.

День памяти святого православные отмечают 8 ноября, в католической церкви св. Димитрий чтится 9 апреля.

Житие великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название – Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами.

В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области.

Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения.

В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа . Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство.

Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом », потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул – христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан.

Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор, одолел молитвами святого угодника, свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу – пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306–337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика.

С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира , в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник.

Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению – так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира.

Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого – фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389).

«Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли – преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого († 1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. «Процвела земля Русская в лета княжения его», – свидетельствует названное «Слово».

Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368, 1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой.

Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена «Задонщина», вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора – икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия.

В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения .

В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского.

С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

ДИМИТРИЮ СОЛУНСКОМУ
Тропарь, глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки побеждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Кровей твоих струями, Димитрие, / Церковь Бог обагри, / давый тебе крепость непобедимую / и соблюдая град твой невредим; / того бо еси утверждение.