Дидактические игры по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха. Консультация для воспитателей «Дидактические игры в обучении слабослышащих детей

Как известно, работа по развитию неречевого слуха осуществляется в ходе фронтальных занятий. Чтобы она была результативной, нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций.

1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т. е. ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Перед этим предъявляются образцы звучания на слух. Детям показывают предмет, который будет звучать, или демонстрируют характеристику звучания - долго, громко, марш. Педагог за ширмой или экраном воспроизводит звучание. Затем он предлагает детям угадать, что звучало. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять дошкольникам образец звучания, который они воспринимают на слухо-зрительной основе, а затем и на слух.

2. В ходе игр-упражнений следует предъявлять звучания в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не гадали, а вслушивались в звучания.

3. При проведении игр-упражнений следует учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психофизического и речевого развития, их индивидуальные особенности. Это в первую очередь относится к тому, из какого выбора звучаний предлагается выбирать услышанное: из двух, трех и более. Целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор - из 2-х резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением в столь облегченных условиях слухового восприятия, следует расширять выбор (до 3–5) и предлагать звучания, более близкие по акустическим характеристикам.

4. Игры-упражнения в основном проводятся с использованием индивидуальных слуховых аппаратов. Часть из них, где в качестве источника звука выступают речевые сигналы (слогосочетания или слова) и звукозаписи, целесообразно проводить с использованием стационарной звукоусиливающей аппаратуры. Если все дети или отдельные дошкольники могут воспринимать на слух предлагаемые для различения звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 1,5-2 метров (т. е. на том расстоянии, на котором от них обычно находится педагог), то игры-упражнения целесообразно проводить без использования звукоусиливающей аппаратуры.

5. Крайне важно, чтобы занятие проходило в интересной и занимательной форме, чтобы ребенок каждый раз убеждался в своих возможностях.

6. Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерный. Он может изменяться и дополняться с учетом уровня психофизического и слу-хоречевого развития детей группы, их индивидуальных особенностей, а также конкретных условий дошкольного учреждения.

7. При проведении описанных игр фронтальная работа обязательно должна сочетаться с индивидуальной: детям предлагается выполнять описанные упражнения по одному или по двое. При этом в первую очередь опрашиваются те дети, которые могут ошибиться.

Работа по развитию речевого слуха глухих и слабослышащих дошкольников в первую очередь происходит на индивидуальных занятиях, при этом должны максимально учитываться особенности каждого ребенка. Восприятие на слух речи для дошкольника с тяжелой тугоухостью, а тем более глухого является трудной задачей. Поэтому крайне важно, чтобы занятие проходило в интересной и занимательной форме, чтобы ребенок каждый раз убеждался в своих возможностях.

В ходе обучения различению, опознаванию и распознаванию на слух речевого материала можно использовать различные игровые приемы поощрения детей с тем, чтобы повысить их интерес к занятиям, например, предложить наклеить изображение услышанного, нарисовать или слепить. При восприятии фраз детям интересно не только показывать соответствующую картинку, но и самим проделывать требуемые ситуацией действия, изображая их по-разному. Речевой материал вместо педагога может «произносить» игрушка. В этом случае она должна стать полноправным действующим лицом занятия: игрушка не только «предлагает» материал, но и «хвалит», «выражает свое одобрение», ей дети дают те или иные предметы и картинки. За правильный ответ ребенок может получать фишки; его самолетик может подниматься все выше и выше, а при ошибке опускаться - у кого из детей группы самолет поднялся выше, тот лучше слушал.

При обучении детей восприятию на слух речевого материала следует придерживаться отмеченных выше рекомендаций. Кроме того, обучая детей различению на слух речевого материала, важно обеспечить осмысленность, мотивированность их деятельности при выборе той или иной игрушки, предмета, картинки. Также важно следить за тем, чтобы выбор при различении на слух в ходе игры не сокращался.

При проведении игр в ходе обучения опознаванию и распознаванию речевого материала на слух следует помнить, что дети должны научиться узнавать на слух знакомые слова, словосочетания и фразы без опоры на наглядный образец (т. е. перед ними не должно быть игрушек, предметов, названия которых предлагаются на слух). При этом речевой материал должен относиться к разным тематическим группам.

Приведем в качестве примера некоторые игры, которые могут быть использованы для развития слухового восприятия на фронтальных и индивидуальных занятиях в начальный период обучения.

Солнышко

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания.

Оборудование: фланелеграф или доска, оранжевый круг (солнышко), длинные и короткие полоски (солнечные лучи), таблички, маленький экран, закрывающий лицо педагога ниже глаз.

Речевой материал: будем играть, СЛУШАЙТЕ, да, нет, верно, неверно, солнышко, ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО). Здесь и далее речевой материал, набранный большими буквами, предъявляется детям с на рушенным слухом в письменном виде - на табличках.

Дети стоят или сидят полукругом около фланелеграфа или доски. Педагог говорит: «Будем играть. Вот солнышко» (показывает рукой на оранжевый круг на фланелеграфе или доске).

Педагог берет длинную оранжевую полоску, произносит па__ и прикрепляет ее к солнышку. Далее он показывает на луч, ведет по нему пальцем, произнося протяжно па__, и побуждает к этому же и детей. Затем педагог берет короткую оранжевую полоску, произносит кратко па и прикрепляет ее к солнышку. Педагог показывает на короткий лучик, произносит кратко па и побуждает к этому же и детей (рис. 1).

Педагог произносит то протяжный слог, то краткий и каждый раз предлагает детям повторить его, выбрать на столе луч соответствующей длины и прикрепить к солнышку, сначала на слухо-зрительной основе (видя его губы), а затем - только на слух. В случае ошибки, если ребенок выбирает луч не той длины или протяжный звук произносится как краткий (или наоборот), педагог повторяет слог, не закрывая лицо экраном.

Для того чтобы дети овладевали словесным обозначением длительности произнесения, на лучах можно написать соответственно ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО). В этом случае на вопрос педагога: «Как звучало?», дошкольники не только повторяют слог и берут соответствующий лучик, но и говорят: долго, недолго или кратко, прочитывая слова по табличке или называя самостоятельно.

Угадай, это марш или вальс?

Цель: учить различать на слух контрастные музыкальные ритмы.

Оборудование: музыкальный центр (или магнитофон), диски (или кассеты), таблички.

Речевой материал: БУДЕМ СЛУШАТЬ, Что звучит? Что вы слышали? Будем танцевать, ТАНЦУЙТЕ, да, нет, верно, неверно, МАРШ, ВАЛЬС.

Дети стоят полукругом вокруг магнитофона или сидят за столами, если используется аппаратура коллективного пользования. Педагог показывает детям диск (кассету), называет его и помещает в наборное полотно табличку со словом диск (кассета). Он говорит детям: «Там (на диске) музыка: марш и вальс. Будем слушать музыку». Затем он включает магнитофон, звучит музыка (например марш). Педагог показывает соответствующую табличку (МАРШ) и побуждает детей выполнять определенные действия, например: марш - шагать на месте, вальс - выполнять плавные движения руками над головой. Затем дети еще раз прослушивают данную запись и выполняют в момент ее звучания определенное движение.

Познакомив детей со звучанием марша и вальса, педагог предлагает им различать мелодии на слух. Он каждый раз спрашивает: «Что звучит?» или «Что вы слушали?». В момент звучания дети выполняют соответствующие движения, а после его окончания называют, что они услышали. В ходе одной игры должны звучать разные марши, вальсы, польки. При включении в работу нового марша (вальса, польки) педагог дает образец его звучания. С этой целью, показывая соответствующую табличку (например ВАЛЬС), он дает прослушать дошкольникам новое произведение (его фрагмент).

Игра может изменяться и усложняться. Детям предлагается:

Различать на слух не только контрастные музыкальные ритмы - марш и вальс, марш и польку, но и более близкие звучания - вальс и польку;

Различать музыкальные ритмы при выборе из трех: марш - вальс - полька.

Уберем игрушки

Оборудование: по 3–4 разных маленьких машинок и птичек, коробка или мешочек, маленький экран.

Речевой материал: Будем играть, СЛУШАЙТЕ, да, нет, верно, неверно, убери, у__, пипипи.

Педагог показывает ребенку коробку (или мешочек), заинтересовывает его содержимым: «Что там?». Он достает одну машинку, называет ее: у__; показывает, как она едет; организует игру с ребенком, повторяя вновь и вновь у__, и побуждает малыша к повторению. При этом ребенок воспринимает звучание вначале на слухо-зрительной основе (видя губы педагога), а затем - только на слух (при произнесении звукоподражания за маленьким экраном). Машинка ставится на столе справа от малыша.

Затем педагог достает из коробки (мешочка) птичку, показывает, как она летает, клюет, организует с ней игру ребенка, многократно называя игрушку пипипи; побуждает ребенка повторить звукоподражание. Малыш воспринимает его вначале на слухо-зрительной основе, а затем - на слух. Птичка ставится на столе слева от ребенка.

Аналогично в разной последовательности из коробки (мешочка) извлекаются оставшиеся в нем игрушки и расставляются на столе: машинки справа, а птички - слева.

После того как ребенок вместе с педагогом поиграл с игрушками, его просят убрать их в мешочек или коробку. Педагог говорит: «Убери (слухо-зрительно, подкрепляя естественным жестом) пи-пипи (на слух)». Название игрушек повторяется в разной последовательности. Таким образом, в течение занятия ребенок воспринимает на слух каждое слово по 3–4 раза. Каждый раз, когда ребенок выбирает нужную игрушку, его просят ее назвать (как может). Постепенно малыша нужно научить сначала повторить за педагогом то, что услышал, а потом брать соответствующую игрушку. Нередко бывает, что ребенок, верно повторив звукоподражание, берет не ту игрушку. В этом случае следует сказать малышу: «Нет, неверно, послушай, что я говорила», - и повторить звукоподражание вновь на слух. Если и в этом случае ребенок ошибется, оно предъявляется слухо-зритель-но (т. е. ребенок видит лицо говорящего), а затем опять на слух.

Таким же образом можно расставлять игрушки на полке, в шкафу, приносить их, чтобы вымыть и т. д.

Это кто?

Цель: обучение различению на слух звукоподражаний.

Оборудование: шапочки-маски коровы, собаки, лошади, кошки, овцы, птички, лягушки; маленький экран.

Речевой материал: Это кто? Кто? Му, ав-ав-ав, прр, мяу, бэ, пипипи, ква-ква-ква.

Педагог раздает детям шапочки-маски (или вешает на шею картинки) с изображением животных, звукоподражательные названия которых дети уже знают.

Он произносит одно из звукоподражаний, например, му__. Дети показывают на того ребенка, у которого маска коровы (или картинка), повторяют звукоподражание. Малыш изображает корову, а педагог вместе с детьми еще 2–3 раза повторяет звукоподражание, предъявляя его не только для слухо-зрительного восприятия, но и на слух - за маленьким экраном. Аналогично педагог в разной последовательности произносит то одно, то другое звукоподражания.

По мере того как дети начинают уверенно справляться с заданием при восприятии звукоподражаний на слухо-зрительной основе, задание предлагается педагогом уже только на слух - за маленьким экраном. Дети повторяют услышанное, показывают на того ребенка, у которого соответствующая маска, и он изображает свое животное.

Вариант игры (проводится, когда дети овладеют умением самостоятельно произносить звукоподражания). Выбирается водящий. Он поворачивается к детям спиной. По указанию педагога один из детей произносит звукоподражательное название животного, соответствующее его маске. Педагог зовет водящего по имени или поворачивает его сам и спрашивает: «Это кто?». Водящий повторяет звукоподражание и показывает на ребенка в соответствующей маске.

У кого?

Оборудование: предметы или картинки, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух, соответствующие таблички, маленький экран.

Речевой материал: слова, которые будут предъявляться для различения на слух. У кого? У меня.

Педагог показывает детям предмет или картинку, просит назвать его и выбрать соответствующую табличку. Потом педагог сам повторяет слово, словосочетание или фразу, не закрывая лицо экраном, а затем на слух (за экраном) и отдает предмет или картинку одному из детей. Аналогично раздаются и все остальные предметы или картинки.

Педагог в разной последовательности называет предметы или картинки, находящиеся у детей, и спрашивает: «У кого?». Тот или иной ребенок показывает соответствующий предмет или картинку и табличку, называет его и говорит: «У меня».

Когда дети начинают справляться с заданием при восприятии речевого материала на слухо-зрительной основе, педагог предлагает его только на слух - за маленьким экраном.

Вариант игры (для индивидуального занятия). Предметы или картинки раздаются игрушкам, например кукле, зайке, мишке. Игра проводится аналогично тому, как описано выше. Ребенок повторяет услышанное, показывает соответствующий предмет или картинку и говорит: «У мишки». «Собака у куклы» и т. п.

Лото

Цель: обучение различению на слух речевого материала.

Оборудование: карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу который будет предъявляться для различения на слух, фишки или картинки, парные тем, которые изображены на карточках-лото, маленький экран.

Речевой материал: У кого? У меня. Выиграл(а), я первый (первая), лото; речевой материал слуховых упражнений.

Педагог раздает детям самодельные карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух. Карточки-лото имеют разное количество делений в зависимости от слуховых возможностей конкретного ребенка. Речевой материал подбирается индивидуально с учетом уровня слухоречевого развития. У одного ребенка на карточке-лото может быть более сложный речевой материал, у другого - более простой, у одного ребенка на карточках картинки с подписями, у другого - без подписей, а у третьего часть картинок заменена написанным словом или фразой.

Педагог предлагает детям игру в лото: выигрывает тот, кто быстрее заполнит фишками или картинками свою карту. Вначале игра проводится при предъявлении речевого материала на слухо-зрительной основе, а затем - только на слух.

Вариант игры (для индивидуального занятия). Самодельные карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух, «раздаются» игрушкам - мишке, зайке.

Что нарисовал художник (дети)?

Оборудование: картинки, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, соответствующие таблички, фланелеграф, маленький экран.

Речевой материал: картинки, возьми картинку, поставь картинку; речевой материал, который будет предъявляться на слух.

Педагог показывает картинку, на которой художник рисует, и предлагает детям угадать, что тот нарисовал (или, показав до занятия, как старшие ребята рисуют, узнать, что они изобразили). Он размещает на доске фланелеграф или ставит наборное полотно, показывает, что у него есть картинки, и предлагает послушать, какие это картинки.

Педагог за экраном называет картинку, например, У мальчика мяч и предлагает детям повторить, что они услышали. Тот из детей, кто первым точно повторит данную фразу, получает картинку и размещает ее на фланелеграфе или наборном полотне. Если фраза точно не воспринята, педагог предъявляет ее для восприятия на слухо-зрительной основе (дети повторяют ее, при необходимости прочитывают по табличке), а затем на слух, показывает картинку и с сожалением убирает. После предъявления других слов, словосочетаний или фраз она вновь повторяется.

Украсим елку

Цель: обучение восприятию на слух речевого материала.

Оборудование: вырезанная из бумаги большая елка, картинки, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, соответствующие таблички, маленький экран.

Речевой материал: елка, повесь, отложи; речевой материал, который будет предъявляться на слух.

Педагог показывает детям вырезанную из бумаги большую елку и предлагает ее украсить. Он называет первую картинку, например, большой красный шар. Дети воспринимают словосочетание на слухо-зрительной основе, повторяют его (при затруднении прочитывают по табличке). Педагог размещает картинку на елке, а затем называет следующую, например, Мама спит, дети повторяют воспринятое (при затруднении прочитывают по табличке). Педагог спрашивает, показывая на елку: «Можно повесить на елку?», и помогает детям ответить: «Нет». Картинка устанавливается в наборном полотне.

Аналогично педагог предъявляет для слухо-зрительного восприятия еще 2–3 картинки. По мере того как дети начинают справляться с заданием при предъявлении речевого материала на слухо-зрительной основе, он начинает предъявлять его на слух. Тот ребенок, который первым точно повторил слово (фразу, словосочетание), получает соответствующую картинку и размещает ее на елке или помещает в наборное полотно.

Волшебный кубик

Цель: обучение восприятию на слух речевого материала.

Оборудование: кубик (пластмассовый или из бумаги), на гранях которого написаны цифры от 1 до 6, таблички-задания, на обороте которых написаны цифры от 1 до 6, картинки и предметы, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, маленький экран.

Речевой материал: кубик, брось кубик, сколько? покажи табличку, дай табличку; речевой материал, который будет предъявляться на слух.

Педагог показывает детям кубик и предлагает одному из них бросить его. Затем дети называют цифру, написанную на верхней грани, находят соответствующую табличку и отдают ее педагогу (рис. 6). Он произносит слово, словосочетание, фразу, написанную на данной табличке, которую дети воспринимают слухо-зри-тельно. Дети повторяют услышанное или отвечают на вопрос, или выполняют поручение. Аналогично предъявляется следующее задание. В дальнейшем задания предъявляются на слух - за маленьким экраном; в случае затруднения речевой материал сначала предъявляется на слухо-зрительной основе и прочитывается, а затем вновь предлагается для восприятия на слух.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант 2

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны - «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков - 6-8.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2. Собрать треугольники красного цвета.

3. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания

· Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

· Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

«Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

· Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

· Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

· Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков - 10-12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

«Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания: игра повторяется несколько раз, выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Цветные палочки»

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты

1. Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

2. Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

3. Командное исполнение заданного самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

· От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

· Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

· Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

«Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки - фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По

«Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1-12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши. Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр - заданий.

Варианты игры

«Месяц»

Играющие рассчитываются на 1-12 (соответственно количеству месяцев в году):

а) если ведущий называет, например, - цифру «пять» - игрок или игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят название месяца;

б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки, соответствующие номеру «6», хлопают в ладоши.

«Дни недели»

Играющие рассчитываются на 1-7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.

выборе заданного цвета.

«Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Начало формы

«В шеренгу становись»

Инвентарь: канат.

Варианты

«Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа - левую руку, игрок слева - правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

Начало формы

«В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств - ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты

1. Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

2. Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упражнения вслед за ведущим.

«Поймать Бармалея» -сюжетная игра

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. В зале устанавливаются скамейки в наклон-пом положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

  • Игры в слова
  • Игры с движениями
  • Игры на площадке
  • Игры в лесу и на поляне
  • Аттракционы
  • Игры на воде

ИГРЫ В СЛОВА

АЛФАВИТ ВОКРУГ НАС

Ведущий предлагает играющим написать в алфавитном порядке в течение 5-10 минут названия предметов и вещей, находящихся в комнате. Можно писать по нескольку предметов на одну букву. Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет самым длинным.

СОБЕРИ СТРОЧКУ

В конвертах - карточки из плотной бумаги. На них написаны слоги, из которых можно составить строчку песни или стихотворения (самый первый слог пишется с большой буквы). Все слоги перемешаны. Какие именно песни и стихотворения и в каких конвертах - неизвестно.

ПО АЛФАВИТУ

На столе лежит комплект карточек, на которых написаны все буквы алфавита. Играющие берут из стопки по одной карточке. По сигналу организатора игры все должны построиться по алфавиту. Если игроков немного, можно взять не все буквы алфавита, а только часть.

"ЛЕСТНИЦА"

Играющим предлагается буква, например, У. Под ней надо написать слово из двух букв, начинающееся на У, ниже - слово из трех, четырех букв и т.д. Выигрывает тот, кто в установленное время построит самую длинную "лестницу". Например:

У Ум Уха Узор Улица Упадок Удилище Упаковка Усталость Упражнение

СМОТРИ В КОРЕНЬ!

Придумать как можно больше слов с одним и тем же корнем за определенное время.

ГОРОДА-ГОРОДА

На листочке напишите название города так, чтобы буквы располагались в столбик. К каждой букве приписываем название города, в котором она стоит первой. Кто первым запишет города на все буквы, поднимает руку, и игра прекращается. По очереди читаем свои списки и зачеркиваем повторяющиеся города. Выигрывает тот, у кого в списке остается наибольшее количество городов. Например, вы записали название: Саратов. Далее можно выстроить такой ряд:

Сызрань Архангельск Рига Ашхабад Таллинн Оренбург Владивосток

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

ВСЕ РАВНО СОБЬЕТЕСЬ!

Сидя на стуле, надо делать круги рукой и ногой одновременно, но в разные стороны. Скорость постепенно увеличивается.

ИГРЫ НА ПЛОЩАДКЕ

Старинная народная игра. Играющие становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга - водящий. Он вращает по кругу шнур (на высоте 10-15 см), к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся их ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и временно выбывает из игры.

Одного из играющих назначают "охотником". Все остальные - "белки". "Охотник" ловит "белок". Ловит он их только тогда, когда они находятся на земле. Если "белка" взбирается на дерево, т.е. на любой деревянный предмет (ветку, скамейку, щепку), то ловить ее нельзя. "Белка", которую поймает "охотник", сменяет его.

САЛКИ В ДВА КРУГА

Участники игры образуют два круга: внешний и внутренний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу водящего они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются задеть игроков внешнего круга таким образом, чтобы последние не успели присесть раньше, чем их заденут. Те игроки, которых задели, встают во внутренний круг, игра возобновляется. Игра заканчивается, когда во внешнем круге остается 2-3 игрока.

"ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ"

Взяв в обе руки по мячу, участник одновременно ударяет ими о землю так, чтобы мяч, брошенный левой рукой, поймать правой и наоборот.

КОМИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ

Два стула, ножки которых служат воротами, ставят на расстоянии 5-8 метров. Играют два человека. Их задача: со связанными ногами загнать в ворота противника волейбольный мяч.

"МУШКА" Старинная русская народная игра

В землю вбивают кол, на него вешают "мушку". Играющие с определенного расстояния бросают биту, стараясь ударить по колу так, чтобы "мушка" улетела возможно дальше. Побеждает тот, у кого "мушка" улетела дальше всех.

ИГРЫ В ЛЕСУ И НА ПОЛЯНЕ

Участники делятся на команды по 6-8 человек. Каждая команда выстраивается в колонну по одному. По сигналу ведущего первый играющий каждой команды поворачивается кругом, после чего второй игрок берет его за пояс и они повторяют поворот вдвоем, затем поворачиваются втроем и т.д. Игра заканчивается, когда последний игрок одной из команд выполнит поворот. Эта команда объявляется победительницей.

ЛЕСНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Расположившись на поляне, участники игры рассчитываются на первый-второй и делятся на пары. Ведущий, вручив первым номерам какой-нибудь предмет: мячик, кусок коры, отмеченную краской шишку, - уводит их с поляны на 200-300 метров. Там они прячут свои предметы и вместе с ведущим возвращаются на поляну, заметив путь по лесным ориентирам. Первый номер сообщает своему напарнику (второму номеру) место расположения предмета и путь следования до него. По общей команде вторые номера отправляются на поиск спрятанных предметов. Выигрывает та пара игрокой, второй номер которой быстрее остальных найдет спрятанный предмет и принесет его. Можно повторить игру, поменяв игроков в парах ролями.

"СЛЕДОПЫТЫ"

Двое водящих уходят в глубь леса, оставляя за собой условные знаки: стрелки, кусочки бумаги и т.п. Пока один ставит знаки, другой следит, чтобы они были достаточно заметными. Отойдя от остальных на 100-150 метров, они прячутся. Оставшиеся игроки устремляются на поиски. Они должны обнаружить расставленные знаки (собрать их, чтобы не сорить в лесу). Знаки приводят к месту, где надо найти и поймать спрятавшихся (они не должны убегать от своего последнего знака дальше чем на 20 шагов).

"КОЛОБОК" (БОЛГАРИЯ)

Игроки делятся на две команды и строятся в колонны. Приседают, обхватывают руками колени - это и есть "колобок". Перед каждой командой на расстоянии 10 шагов - воткнутый в землю флажок. После сигнала "Вперед!" первые в колонне "колобки" начинают "катиться" к флажкам, огибают их и возвращаются каждый в конец своей колонны. После возвращения первого в путь отправляется второй "колобок", потом - третий и т.д. Выигрывает та команда, которая первой закончит соревнование.

НАЙТИ ФЛАЖКИ

Ребята, собравшись на поляне, садятся в кружок лицом друг к другу, а руководитель уходит в лес и прячет в радиусе ста метров 10 флажков. Вернувшись на поляну, руководитель подает сигнал, по которому ребята разбегаются искать флажки. Через 5 минут руководитель свистит в свисток. По этому сигналу участники снова собираются вместе. Выигрывает тот, кто оказался лучшим следопытом и обнаружил больше всего флажков.

АТТРАКЦИОНЫ

ПОДВИЖНАЯ МИШЕНЬ

Доска длиной 2-3 метра кладется одним концом на стул или скамейку, другим концом - на землю. Играющий получает мяч и становится в 5-8 шагах от доски. Ведущий пускает по доске кольцо. В это времы нужно бросить мяч так, чтобы он успел пролететь через движущееся кольцо. Каждому играющему разрешается делать три попытки.

БЛИЗКО, А ВЗЯТЬ НЕЛЕГКО!

На стул кладут яблоко или конфету - это приз тому, кто сумеет его взять. А взять нелегко: помощники ведущего держат за концы шнур с петлей посередине. Петля большая, но ее могут затянуть, как только кто-нибудьсунет в нее руку. При этом условии далеко не всякий сумеет взять приз и успеет вынуть руку из петли, пока она не затянулась.

Играть могут от двух до десяти человек. Ведущий предлагает игрокам взять правой рукой нос, а левой рукой - правое ухо; затем левой рукой - нос, а правой - левое ухо. Делать это надо все быстрее и быстрее. Побеждает тот, кто меньше допустит ошибок.

"ТРОПА АЛЬПИНИСТОВ"

В руке игрока - ракетка с шариком на ней. Задача: подняться на стол с помощью табуретки и сойти без посторонней помощи, пройти по лежащемум бревну или планке. На всем пути шарик ронять нельзя.

ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

ПЕРЕДАЙ МЯЧ

Двое игроков (это могут быть ребенок и взрослый) в воде по пояс становятся друг за другом на расстоянии 0,7-0,8 м, ноги - на ширине плеч. Один из игроков, взяв в руки мяч, нагибается вперед, погружается в воду с головой и передает мяч под водой между ног стоящему сзади напарнику. Потом мяч передается в обратном направлении.

Ребята становятся парами, лицом друг к другу, на глубине по пояс. Они берутся за руки и, по очереди приседая, погружаются в воду с головой по 4-5 раз. Отпускать руки, чтобы смахнуть воду с лица, нельзя.

"ЗЕРКАЛЬЦЕ"

Держась за руки, ребята стоят в кругу. Ведущий внутри круга выполняет какое-либо движение (присесть, встать на одну ногу, выдохнуть в воду и т.д.). Опустив руки, дети должны повторить это движение за ведущим.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

МЯЧ-САЛКА

Перед началом игры ребята встают по кругу на глубине по пояс или по грудь, а водящий с волейбольным мячом выходит на середину. По команде руководителя водящий старается осалить игроков мячом. Тот, в кого летит мяч, быстро погружается в воду. Игрок, не успевший это сделать и осаленный мячом, сменяет водящего. Если играют больше десяти человек, можно выбрать двух влдящих.

"ПОЕЗД В ТУННЕЛЕ"

Играющие изображают "поезд": они становятся друг за другом, положив руки на пояс впередистоящему. "Поезд" медленно двигается вперед. Двое ребят, взявшись за руки и подняв их вверх, образуют "туннель". Чтобы "проехать через туннель", играющие поочередно погружаются с головой в воду. После того как "поезд" пройдет через "туннель", игроки, изображающие "туннель", пристраиваются к концу "поезда". Двое играющих, стоящих первыми, отделяются от "поезда" и образуют новый "туннель".

ДЛЯ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

"ВСАДНИКИ"

Ребята разбиваются на пары. Один в паре изображает коня, а другой - всадника. "Всадники" садятся на плечи "коней" и выстраиваются друг против друга по грудь в воде. Затем по сигналу судьи сближаются и начинают "бой", во время которого "всадники" стараются сбросить друг друга с "коней". После этого участники меняются ролями и игра продолжается. ("Кони" участия в борьбе не принимают.) Для борьбы можно применить веревку - "всадники" берутся за ее концы. В этом случае каждый "всадник" тянет веревку на себя и пытается сбросить соперника в воду.

"ОХОТНИКИ" И "УТКИ"

Играющие делятся на две команды. Они образуют на воде два круга на глубине выше плеч. Игроки внешнего круга называются "охотниками", а внутреннего - "утками". "Охотники", перебрасывая мяч друг другу, стараются при удобном случае осалить им "уток". Те, спасаясь, ныряют в воду. После каждого попадания "утка" покидает круг. Через некоторое время ребята меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая за определенное время осалить большее количество игроков.

ЗАЩИТИ ТОВАРИЩА

Все игроки входят в воду и встают в круг, в центре которого друг за другом стоят два игрока. Задача состоит в том, чтобы, отбивая мяч руками и головой, постараться "подстрелить" игрока, который прячется за спиной товарища, защищающего его. Игрок, сумевший послать мяч точно в цель, сменяет стоящего впереди защитника. Тот занимает место сзади. "Выбитый" занимает место в общем кругу. Победа в игре - на стороне того, кому удалось дольше продержаться в центре круга.

ПЕРЕПРАВА ДУНОВЕНИЯ

Играющие выстраиваются на берегу в шеренгу лицом к воде. Руководитель перед игрой раздает всем по чистому сухому листу бумаги. По сигналу играющие входят в воду и плывут к лодке или флажку, являющемуся ориентиром (20-30 м от берега), а затем возвращаются обратно. Выигрывает тот, кто первым возвратит руководителю сухой лист. По правилам игры нельзя мешать плыть товарищу или умышленно брызгать на бумагу рядом плывущего.

БОРЬБА ЗА МЯЧ

Играющие выстраиваются в две шеренги и входят в воду. Ведущий бросает мяч, а участники игры стараются овладеть им и передать игроку своей команды; другая же команда старается перехватить мяч. Побеждают те игроки, которые дольше владели мячом. Держать мяч в руках можно не более трех секунд.

Глухие дети играют не менее охотно, чем их слыша­щие сверстники. Игры доставляют глухим детям большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях.

Однако наряду с этим игры глухих детей имеют ряд особенностей, отличающих их от игр слышащих детей. Остановимся на некоторых из них.

Игры глухих детей, как и игры слышащих, отражают реальную действительность. Однако они несколько бед­нее то содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограни­ченного речевого общения, при минимальной познава­тельной роли речи. Поэтому сюжеты игр слышащих де­тей значительно многообразнее, в них шире отражается не только непосредственный, но и опосредованный опыт детей - то, что они узнают из общения с окружаю­щими, из рассказов, сказок, бесед, радиопередач и т. п. Игры глухих дошкольников однообразнее и проще, чем у их слышащих сверстников. Без работы, направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается обще; ственно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений.

Вследствие того что глухие дети менее обобщенно, чем слышащие, отражают ту или иную сторону дейст-


вительности, они не умеют самостоятельно вычленить в воспринимаемом основное, существенное и сосредоточи­вают внимание на воспроизведении особенностей, кото­рые имеют второстепенное значение.

Так, например, игра в «магазин» прекращается, если нет бумаги для того, чтобы завернуть покупки; при игре в «доктора» больному отказывают в медицинской помо­щи, если он не постучал в кабинет или не поздоровался. Глухие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные дейст­вия детально и педантично отражаются в их играх. Сю­жет заслоняется детально выполняемыми предметными действиями. Так, при игре в «семью», дети не забывают ополоснуть -корыто или таз во время.стирки или.купания детей, не забывают разбавить горячую воду холодной и т. д. Иногда такая детализация поглощает всю игру -она фактически сводится к детальному изображению какого-нибудь одного действия: ребенок начинает иг­рать просто в «стирку», причем эта стирка осуществляет­ся не ради какой-нибудь другой цели, а ради самой стирки.

Для глухих дошкольников типична склонность к пе­дантичному, буквальному отражению в игре действитель­ности. Из-за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается весьма ограниченной. Поскольку у глухого ребенка отстают в развитии воображение, фан­тазия, он не может творчески войти в роль, а просто под­ражает конкретным людям, воспроизводя их предметные действия, копируя внешние особенности. Например, иг­рая в «доктора» или в «детский сад», дети, как правило, называют ребенка, изображающего врача или педагога, именем врача из своего детского сада, педагога своей группы (например, тетя Надя, даже если эта роль доста­лась мальчику). При этом ребенок стремится как можно более точно передать внешние особенности изображае­мого им персонажа, вовсе не существенные, не специфич­ные для данной роли: манеру ходить, поправлять очки, привычные жесты и т. д.


У глухих детей вообще значителен элемент механиче­ского подражания друг другу во время игр. Стоит одному ребенку затеять какую-нибудь игру, как у "него сразу же находится несколько последователей, которые слепо во 12


всем ему подражают. Часто вся игра некоторых детей бы­вает построена на простом подражании действиям како­го-то одного ребенка. .Особенно ярко проявляется подра­жание у малышей, но от него не свободны и игры детей средней и даже старшей групп.

В играх глухих детей можно обнаружить тенденцию к однообразному, стереотипному, механическому повто­рению игровых действий -- одних и тех же слов, одних и тех же ролей, исполняемых одними и теми же детьми, стремление полностью воспроизвести те условия, в кото­рых эта игра протекала раньше, стремление к простому повторению предыдущих игр на эту тему.

Одним из характерных для игры моментов является использование в игре предметов, которые в жизни имеют совсем другое назначение, т. е. в игре осуществляется перенос действий с одних предметов на другие, которые в реальной жизни, вне игровой ситуации, используются по-иному. Так, например, карандаш используется в качестве термометра или ложки, кубик - в качестве утюга и т. д. При игровом употреблении предметов слышащие дети обычно называют их по-новому, соответственно тому, ка­кую роль, функцию они должны выполнять в игровой си­туации (например, карандаш называют термометром или ложкой в зависимости от того, в качестве какого пред­мета он используется в игре, какой предмет собой за­меняет) .

Перенос действий в игре связан с формированием и развитием речи детей. Вследствие речевого недоразвития игра глухих детей приобретает качественно своеобразный характер. Глухие дети испытывают трудности при игро­вом замещении предметов. Даже предмет, функциональ­но пригодный для роли заменителя, не всегда использу­ется глухим ребенком. Слово взрослого, обозначившего этот предмет-заменитель-новым названием, в большом количестве случаев не направляет ребенка на выполнение игрового действия, вытекающего из нового игрового на­звания предмета. Так, например, если взрослый назвал карандаш ложкой или кубик утюгом и ребенок принял это название, согласился так называть этот предмет, это" еще вовсе не значит, что он начнет есть карандашом или гладить кубиком. Слово (новое название) для глу­хого ребенка еще не диктует способа действия с пред­метом. Формально принимая новое название предмета,


предложенное взрослым, глухие дети в ряде случаев д^ еи ствуют не в соответствии с этим новым названием пр ед " мета, а сообразуясь с его непосредственно восприним ае " мыми особенностями. Например, ребенок согласилс^ 1 с тем, что шарик "будет изображать в игре яблоко, а ^" рандаш - нож, и называет эти предметы (шар и кар* 21 даш) новыми игровыми названиями (яблоко, нож). ОдЯ 3 " ко в ответ на просьбу отрезать кусочек яблока, он, в^ 6 " сто того чтобы выполнить это игровое действие, дикт^У е " мое названиями предметов, в большом количестве сл ев берет карандаш и, держа его как карандаш (а не нож), рисует им ло поверхности шарика.

К умению замещать в игре одни предметы д"ругиИ и> к умению действовать с предметом в соответствии с ^ го игровым значением, сообразно с его новым названи ем детей надо подводить постепенно.

У слышащих детей в результате развития игров-° и деятельности игровые действия становятся менее иодрс? 0 " ными, как бы «сворачиваются», сокращаются. Это про^ с ходит за счет того, что исполнительная часть действ^ 51 " его операциональные компоненты могут частично реду!* и " роваться, частично совсем опускаться. Такое укороч^ н ное действие восполняется речью детей. Так, кор)^ я куклу, ребенок,"дав кукле ложку с едой всего несколь к ° раз, добавляет: «Уже поела».

Для глухих детей, наоборот, характерно, что по мер 6 овладения игровой деятельностью их игровые действия становятся более развернутыми, шолными, начинают из 0 " биловать подробностями, деталями. Так, кормя куклу, р е " бенок уже не ограничивается тем, что подносит ложку к ее рту. Предварительно он наливает еду из кастрюли в тарелку, помешивает еду, дует на нее, чтобы не обже яь куклу, наливает добавку из кастрюли и снова кормит е е> вытирает ей рот салфеткой, дает разнообразную еду, н 3 " ливая ее из разных кастрюль, и т. д.

Сюжетно-ролевая игра появляется у глухих детей д^" школьного -возраста только в случае прямого обучеш (Я их игровой деятельности.

Все эти особенности игровой деятельности глухих д^" тей, по-видимому, могут быть объяснены задержанный развитием речи, ограниченными возможностями слове 1 "" ного общения. Недостатки развития смысловой сторон^ 1 речи глухого ребенка, обобщающей и регулирующе и 14


функции слова проявляются в том, что слово не всегда определяет выполнение игровых действий.

Восприятие мира у глухого ребенка обеднено за счет отсутствия слуховых ощущений и восприятий, затруднен­ного и ограниченного речевого общения. Это усложняет как руководство детским восприятием, так и передачу ребенку накопленного взрослыми опыта. Отсутствие слу­ховых впечатлений не возмещается зрительным восприя­тием. Да и само зрительное восприятие, не "направляемое взрослыми, не может дать глухому ребенку полноценных знаний об окружающем.

В результате задержанного развития речи отстает в своем развитии и воображение глухих детей, необходи­мое для игры. «...Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, как это установлено, знаме­нует собой и задержку развития воображения... Глухие дети, которые в силу этого остаются полностью или ча­стично немыми детьми, лишенными речевого общения, оказываются в то же время детьми с чрезвычайной бед­ностью, скудостью, а иногда с положительно рудиментар­ными формами воображения» 1 . Эта "бедность воображе­ния глухого ребенка проявляется прежде всего в игре и сказывается в первую очередь на невозможности отра­зить сколько-нибудь сложное содержание с -помощью за­мещающих предметов и действий. Хотя в процессе вооб­ражения ребенок оперирует наглядными образами, одна­ко для этого необходим известный уровень абстракции и обобщения, который достигается лишь при определенном уровне развития речи. Задержка речевого развития глу­хого ребенка мешает отвлечению от непосредственно воспринимаемого и затрудняет создание воображаемой игровой ситуации.

Без специального обучения умению играть игры глу­хих детей развиваются медленно и носят в основном про­цессуальный характер. При специальном обучении игро­вая деятельность глухих детей принципиально меняется: в их играх находит отражение все больший круг впечат­лений; сюжеты игр и игровые действия детей заметно

1 Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте - В кн Развитие высших психических функций. М., 1960, с. 340.


усложняются; от простого отображения предметных дей­ствий дети переходят к изображению взаимоотношений людей, их чувств; в играх появляется разнообразное ис­пользование предметов, которые.получают многообраз­ное значение; все "более существенную роль в играх вы­полняет речь; в процессе игр обогащается словарь детей, возникает потребность в общении, реализуемая в ходе игры; повышается роль слова в регуляции.игровых дей­ствий.

Чтобы обучение глухих детей игровой деятельности было эффективным, необходимо знать те условия, кото­рые благоприятно влияют на ее развитие.

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослаб-ленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащи-

Глава 2


ми детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жес
ты говорящего.

При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

36. «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:



«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.


Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны - «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

37. «Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков - 6-8.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).


Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2. Собрать треугольники красного цвета.

3. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.