День авиации военно-морского флота россии. Авиация вмф ссср после второй мировой войны Вертолеты морской авиации

Костюм предназначен для гражданской и малой авиации. Костюм хорошо сидит на фигуре. Срок носки изделия увеличен благодаря качественным отечественным материалам, конструктивным решениям и многолетнему опыту специалистов. Использование дублирующих материалов обеспечивает сохранение формы в процессе эксплуатации, предохраняет срезы от растяжения и придает стойкость к сминанию воротников. Изделие разработано в соответствии с государственными стандартами. 1171 Куртка Куртка мужская укороченная, без подкладки, с центральной застежкой на молнию, с внутренним ветрозащитным клапаном. Ширина куртки по низу регулируется с помощью эластичной тесьмы (резинки) в боковых вставках на поясе, также дополнительно защищает от проникновения ветра в пододежное пространство засчёт плотного прилегания. В нижней части проймы размещены вентиляционные отверстия из сетки в цвет ткани. Карманы различного назначения: накладные с наклонным входом на «молнии», на изнаночной стороне левой полочки расположен внутренний карман для документов, на левом рукаве накладной карман на «молнии» с клапаном, застегивающимся на контактную ленту; на него настрачивается карман для авторучек с тремя отделениями. На правой полочке – ответная часть контактной ленты (мягкая) для размещения летного шеврона (35 на 100), на левой полочке – ответная часть контактной ленты (мягкая) для размещения стандартного именного шеврона (45 на 90), шлевка под бейдж. Спинка с кокеткой, с вертикальными складками для свободы движения. Ширина рукавов регулируется засчёт эластичной тесьмы (резинки), вставленной в манжеты. На левом рукаве размещена контактная лента для ношения знаков различия (55 на 80). 1172 Брюки Ширина брюк по талии регулируется боковыми вставками с эластичной тесьмой и шлевками для ношения ремня. Карманы различного назначения: на передних половинках брюк – накладные карманы с наклонным входом на «молнии», нижние накладные карманы на «молнии» с двумя входами; на правой задней половинке расположен карман для инструментов, застегивающийся на кнопку, который настрачивается на деталь усиления; в нижней части брюк на боковых швах настрочены накладные карманы на «молнии». Для фиксации инструментов предусмотрен шнур, с петлями в начале и конце, который закрепляется в кармане через люверс. Над карманом настрачивается держатель с полукольцом. По низу брюк молнии для ношения поверх обуви.

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Костюм мужской «Авиатехник» мод. 1168/1169 (смесовая ткань) Костюм предназначен в качестве повседневной униформы для гражданской и малой авиации, не является защитным обмундированием ВВС. Под рукавами и в складках спинки куртки расположены вентиляционные элементы из сетки. Модель оснащена десятью карманами различного назначения. Липучек под шевроны на костюме нет. Вес -1100 гр. Костюмы в продаже без шевронов.

Матросский воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой. Форменный матросский воротник также носит сленговое наименование Гюйс (гюйс - носовой флаг корабля) Изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины на рубахе две пуговицы для пристегивания воротника

Комбинезон мужской предназначен для пилотов и техников гражданской и малой авиации. Комбинезон хорошо сидит на фигуре. Срок носки изделия увеличен благодаря качественным отечественным материалам, конструктивным решениям и многолетнему опыту специалистов. Изделие разработано в соответствии с ГОСТ 12.4.100-80 . Комбинезон с центральной застежкой на двухзамковую молнию; внутренним ветрозащитным клапаном; плечевыми накладками; в области подмышечных впадин размещены вентиляционные отверстия, внутри вентиляционные отверстия закрываются сеткой в цвет ткани. Ширина комбинезона по линии талии регулируется с помощью эластичной тесьмы (резинки) на контактной ленте (липучке). В боковых швах разрезы на «молнии»; внизу брюк комбинезона выполнены «молнии» для ношения поверх обуви. Карманы различного назначения: накладные карманы с наклонным входом на «молнии» на полочках, на левом рукаве - накладной карман на «молнии» с клапаном, застегивающимся на контактную ленту (липучку); на него настрачивается карман для авторучек с тремя отделениями, нижние накладные карманы на «молнии», на правой задней половинке комбинезона расположен карман для инструментов, застегивающийся на кнопку; который настрачивается на деталь усиления. Для фиксации инструментов предусмотрен шнур, который закрепляется на кармане через люверс и держатель с полукольцом. На правой полочке – ответная часть контактной ленты (мягкая) для размещения летного шеврона, на левой полочке – ответная часть контактной ленты (мягкая) для размещения стандартного именного шеврона, шлевка под бейдж. Спинка с вертикальными складками для свободы движения. Рукава втачные одношовные, по низу регулируются с помощью хлястика на контактной ленте (липучке). Над карманом на левом рукаве настрачивается ответная часть контактной ленты (мягкая) для размещения шеврона.

МПА-78 Легкая куртка отлично защищает от продувания, благодаря притачной подкладке, съемному капюшону и ветрозащитной планке. На правой и левой полочках расположены накладные карманы, застегивающиеся на текстильные застежки. Также имеются передние боковые прорезные карманы на «молнию». Рукава регулируются по ширине при помощи ленты и пластиковых пат (липучек). По линии плеча расположены фальш-погоны, застегивающиеся на кнопки. На левой части подкладки куртки расположен горизонтальный карман на «молнии». Демисезонная куртка Министерства обороны отлично защищает от продувания благодаря притачной подкладке, съемному капюшону и ветрозащитной планке. На правой и левой полочках расположены накладные карманы, застегивающиеся на текстильные застежки. Внешний вид. Куртка прямого силуэта на утепленной притачной подкладке, с центральной бортовой застёжкой на «молнию», с внешней ветрозащитной планкой, с кулиской по линии талии. Перед с притачной кокеткой переходящей на спинку, с верхними прорезными карманами с клапанами,застегивающимися на текстильные застежки, боковыми прорезными карманами, застегивающимися на «молнию». Рукава втачные двухшовные с притачными манжетами на эластичной ленте и пластиковыми патами (липучками) по низу, для регулировки ширины. По линии плеча расположены погоны с фальш-погонами, застегивающиеся на кнопки. Воротник -стойка. Капюшон пристегивается на тесьму «молнию», состоящий из трех частей. Капюшон по лицевому вырезу регулируется эластичным шнуром и фиксаторами. На левой части подкладки куртки расположен горизонтальный карман на «молнии». Характеристики защита от холода защита от дождя и ветра уставной крой Материалы рип-стоп мембрана

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Фуражка Военно-космических сил Российской Федерации офицерская с верхом синего цвета, голубым околышем и голубым кантом. Фуражка укомплектована кокардой, эмблемой на тулью и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см. Фуражка производится в течении 3-5 рабочих дней.

Костюм предназначен для пилотов и техников гражданской и малой авиации, не является защитным обмундированием ВВС. Костюм комплектуется курткой мод. 1162 и брюками мод. 1163. Костюмы в продаже без шевронов. Цвет: синий. Материал: твил.

Повседневный костюм военнослужащих МО РФ. Куртка мужская: на поясе застегивается на «молнию», с длинными рукавами, без подкладки. Воротник отложной со стойкой и фиксацией углов пуговицами. Карманы застегиваются на контактную ленту. Ниже располагаются прорезные карманы «рамка», застегивающиеся на молнию. Внутренний карман для документов застегивается на пуговицу. Брюки с притачным поясом, застегивающимся на пуговицу. Цвет: Синий, зеленый, черный. Размер: 88-132 Размер: 84-100 Рост: 158-200 Ткань: Рип–стоп Фурнитура: Усиленная Цвет: синий, зеленый, черный. Материал: рип–стоп.

Костюм МПА-35 предназначен для комфортной работы сотрудников Министерства обороны в жаркую погоду. Состоит из брюк и куртки с длинными рукавами. На рукавах присутствуют усилительные накладки в области локтя. Низ куртки регулируется по объему. ХАРАКТЕРИСТИКИ Для жаркой погоды Уставной крой Для работы в штабе МАТЕРИАЛЫ Габардин (100% п/э)

Штабной костюм состоит из брюк и рубашки с короткими рукавами, выполнен из облегченной ткани, которая не мнется, не выгорает и не теряет свою форму даже после многочисленных стирок.

Куртка предназначена в качестве зимней повседневной униформы, оснащена семью карманами различного назначения и широким меховым воротом для защиты лица от ветра. Куртка не является защитным обмундированием ВВС. Вес -1900гр. Куртка в продаже без шевронов и без липучек (контактной ленты). Цвет: синий. Материал: смесовая ткань.

Ранее производилась только в СССР Двойная вязка обеспечивает толщину изделия Материал: 100% Хлопок

Фуражка Военно-морского флота Российской Федерации офицерская парадная с белым верхом, черным околышем и белым кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи - от 8 до 10 см. Фуражка производится в течении 3-5 рабочих дней.

17 июля летчики российского Военно-морского флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник — День авиации ВМФ России .

Праздник был учрежден в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности", а дата выбрана в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем. 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года четыре гидросамолета поднялись с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами для защиты от ударов германских самолетов русской военно-морской базы на острове Сааремаа. В ходе боя, закончившегося полной победой русских морских летчиков, два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два обратились в бегство. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно-морского флота .

С момента зарождения самолетостроения в России делались попытки использовать аэропланы для нужд армии и флота. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. Он же разработал проект специального аэроплана с усиленным шасси, что вызывалось условиями посадки на корабль. Весной 1910 года группа российских морских офицеров и нижних чинов была отправлена для обучения воздухоплаванию за границу.

История морской авиации началась в 1910-1911 годах с создания первых гидросамолетов и успешного опыта взлета и посадки самолета на надводный корабль. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года — первый полет на самолете-амфибии. Первый в России поплавковый самолет построил инженер Яков Гаккель в феврале 1911 года. Первый успешный взлет колесного самолета с палубы корабля был выполнен в ноябре 1910 года американским летчиком Юджином Эли с крейсера "Бирмингем"; он же в январе 1911 года осуществил первую успешную посадку самолета на палубу крейсера "Пенсильвания".

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки, что объяснялось дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.

Первые подразделения морской авиации в России были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-1914 годах. В 1915-1916 годах на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Дмитрия Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени летными характеристиками. К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

В ходе войны наряду с задачами дозора, разведки, целеуказания и корректировки артиллерийского огня морская авиация стала вести поиск подводных лодок, прикрывать корабли и пункты базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям. К 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала 269 гидросамолетов, летающих лодок отечественных конструкций и колесных истребителей иностранного производства.

Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году и принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом (ныне Санкт-Петербург), на Балтике, Черном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере.

В 1920 году морская авиация была передана в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот (с 1924 года — Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Красной армии, ВВС РККА). С мая 1935 года по январь 1937 года она входила в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), затем вновь была переподчинена ВВС РККА. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, которые к началу Великой Отечественной войны (1941-1945) насчитывали около 2,5 тысяч самолетов. Из них были сформированы на каждом флоте (Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном) по две авиационные бригады и по несколько отдельных эскадрилий. Морская авиация в своем составе имела 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев.

В начале Великой Отечественной войны советская морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах. В августе — сентябре 1941 года летчики Балтийского флота совершили восемь налетов на Берлин и другие объекты Германии. С 1943 года главные усилия морской авиации были направлены на уничтожение кораблей и морских транспортных средств противника. Всего на счету советских морских летчиков свыше 5,5 тысяч уничтоженных самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило около половины общих потерь врага от воздействия сил советского военно-морского флота. 241 авиатору было присвоено звание Героя Советского Союза, а пять человек удостоены его дважды.

В послевоенные годы морская авиация прошла перевооружение на реактивные самолеты, получила новые средства поражения — управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерными зарядами и др. В 1960-1961 годах была ликвидирована минно-торпедная и истребительная авиация и созданы новые рода авиации — ракетоносная и противолодочная. С созданием советских авианесущих кораблей появилась палубная авиация.

После распада СССР части морской авиации, находившиеся на территории РСФСР, вошли в состав Вооруженных Сил РФ.

В современной России морская авиация является родом сил Военно-морского флота, предназначенным для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты и вертолеты различного назначения.

Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).

По месту базирования подразделяется на палубную авиацию (на авианесущих кораблях) и авиацию берегового базирования (на аэродромах).

Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

В 2017 году морскую авиацию ВМФ пополнили новые летательные аппараты, велось обновление имеющейся техники по нескольким направлениям. Так, шла работа по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования морской авиации ВМФ на самолеты Су-30СМ, которые в дальнейшем станут их основным самолетом. В 2018 году в морской авиации парка летательных аппаратов, имеющих значительные сроки службы. Это касается модернизации самолета Ил-38 в вариант Ил-38Н "Новелла" и обновления парка вертолетов Ка-27 на Ка-27М, который в ближайшем будущем составит основу противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок.

Начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(Дополнительный

Военно-морской флот исторически отличается более высоким политическим значением по сравнению с другими видами Вооруженных сил, приближаясь по этому показателю к порождению новейшего времени – стратегическим ядерным силам . За процессами перевооружения флота и его реорганизации в этой связи пристально следят во всех крупных державах - и Россия здесь не исключение. Развитие морской авиации, важнейшей составляющей флотов во всем мире, может сказать о военных планах государства гораздо больше, чем многие иные процессы.

Испытания Ка-52 на БПК СФ «Вице-адмирал Кулаков»

Российская морская авиация в постсоветское время пережила один из самых сложных периодов своего существования, когда от грозной силы в несколько сотен самолетов и вертолетов различных классов остались считанные десятки машин в составе разрозненных частей с неясным будущим. Возрождение морской авиации сегодня начинается в значительной мере с нуля, и до приведения ее в нормальное состояние предстоит пройти еще долгий путь.

В 2011 году российская морская авиация практически полностью лишилась ударной составляющей - ее , истребители , фронтовые бомбардировщики Су-24, а также часть транспортных самолетов были переданы ВВС. Исключением стали лишь бомбардировщики Су-24 из состава авиации Черноморского флота, оставшиеся в подчинении ВМФ в связи с тем, что соглашения между Россией и Украиной допускали базирование в Крыму лишь авиации ВМФ, но не ВВС России.

Помимо эскадрильи черноморских Су-24 в составе авиации флота остались противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, гидросамолеты Бе-12, штурмовики Су-25, палубные вертолеты Ка-27 и некоторое количество транспортных самолетов и вертолетов.

Российский авианосец: пора переходить к делу

Изъятие ударных сил из состава морской авиации было вызвано стремлением упростить управление и содержание соответствующих частей и соединений, а также их очень плохим состоянием ввиду хронического недофинансирования - так, из нескольких десятков ракетоносцев Ту-22М3 выполнять боевые задачи могли не более десяти машин.

В плачевном состоянии находилась и палубная авиация: единственный российский с авиагруппой в составе полутора десятков Су-33 советской постройки, нескольких учебных самолетов Су-25УТГ и вертолетов выходил в море достаточно редко, а перспективы обновления парка палубной авиации были более чем туманными. В подобном состоянии речь могла идти скорее о ликвидации морской авиации как рода сил ВМФ, чем о каких-либо перспективах.

Палубная авиация: новая надежда

Перспективы серьезных изменений забрезжили после того, как в 2011 году был заключен контракт на постройку для ВМФ России универсальных десантных кораблей типа . Получение даже двух таких кораблей предполагает серьезную модернизацию имеющегося вертолетного парка флота и постройку новых машин.

Главной новинкой стали палубные ударные вертолеты Ка-52К, предназначенные для поддержки морской пехоты и частей спецназа при действиях на берегу. Кроме того, они смогут поражать и надводные цели. В настоящее время проходят испытания этого типа вертолета. 8 февраля 2014 года был подписан контракт на поставку для ВМФ России 16 Ка-52К.

Российский истребитель 5 поколения

Вслед за обновлением парка вертолетов (выраженном в том числе и в поступлении на флот модернизированных противолодочных Ка-27М с цифровой аппаратурой) наступила очередь модернизации авиакрыла единственного российского авианосца. Помимо капитального ремонта остающихся в строю Су-33, которые смогут после этого эксплуатироваться до середины-конца 2020-х годов, «Адмирал Кузнецов» должен получить новые палубные истребители МиГ-29К. В результате, его авиакрыло будет включать 12-16 истребителей Су-33 и 24 МиГ-29К, что значительно повысит возможности авианосца, приблизив состав его авиагруппы к изначально запланированному еще в 1980-х годах.

В качестве более далекой перспективы рассматривается перспективный палубный истребитель пятого поколения, создаваемый в рамках программы ПАК КА – перспективного авиационного комплекса корабельной авиации. Предполагается, что эта машина будет представлять собой флотскую версию «сухопутного» истребителя пятого поколения Т-50, впервые поднявшегося в воздух в 2010 году, и в настоящее время проходящего испытания.

Появление нового палубника возможно в первой половине 2020-х годов, и он должен будет заменить Су-33 на капитально отремонтированном «Адмирале Кузнецове», а также составить основу авиакрыла нового российского авианосца, проект которого в настоящее время разрабатывается.

После Крыма: возвращение ударной мощи

В 2014 году планы развития вооруженных сил в целом и ВМФ в частности пришлось серьезно корректировать с учетом изменения обстановки: воссоединение с Крымом сильно изменило обстановку не только на юго-западных рубежах России, но и в мире. Изменения затронули и морскую авиацию. В частности, в ее состав вернутся ударные силы. Эти планы обсуждались еще до крымских событий, но они стали катализатором процесса.

В ближайшие несколько лет флот получит многоцелевые истребители Су-30СМ, которые могут обеспечить эффективную поддержку боевым кораблям как на морских театрах (в Черном, Японском, Балтийском морях), так и увеличить радиус авиационной поддержки на океанских ТВД, действуя с баз на Кольском полуострове, Сахалине и Камчатке.

Многофункциональный истребитель Су-30СМ

Ожидается, что до конца 2015 года будет подписан контракт на поставку 50 истребителей этого типа для ВМФ России, в дальнейшем возможно увеличение этого числа. Су-30СМ поставляются также для ВВС (60 самолетов по двум действующим контрактам).

Обновление затронет также и противолодочную авиацию, круг задач которой значительно расширится. В большинстве развитых стран по мере развития бортового радиоэлектронного оборудования противолодочные самолеты в ходе модернизаций начали превращаться в многоцелевые морские патрульные машины. Яркий пример представляют собой модернизированные P-3 Orion ВМС США, ровесники и одноклассники российских Ил-38.

В ходе эволюции за последние 30 лет «Орионы» научились атаковать надводные корабли с помощью противокорабельных ракет, работать в качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления, патрулировать исключительную экономическую зону и территориальные воды, ведя поиск контрабандистов и браконьеров.

Подобная модернизация уже идет и на российских противолодочных машинах – первый Ил-38Н передан флоту 15 июля 2014 года. Но для всего спектра задач, которые ставит перед Россией ее самая протяженная в мире морская граница в сочетании с устойчивым таянием полярных льдов, 28 Ил-38, которые планируется модернизировать, явно недостаточно – например, США располагают 130 машинами этого класса. При этом данное число многие американские специалисты также полагают недостаточным.

Проект гидросамолета A-42PE

Соревноваться с США, догоняя их по численности морской авиации, Россия не может, но возможности для существенного усиления морской авиации закупками новых машин есть.

Прежде всего, речь идет о гидросамолете А-42, который создан на основе разработанного в 80-х годах прошлого века А-40 «Альбатрос». Эти машины, способные садиться на воду, помимо всех прочих задач морских патрульных самолетов, могут использоваться в спасательных операциях.

О планах по закупке А-42 военное ведомство уже объявляло. В частности, в 2008 году сообщалось о намерении закупить к 2010 году четырех таких самолетов в поисково-спасательном варианте, а затем перейти и к закупкам многоцелевых машин, способных нести вооружение. Однако пока эти планы не реализованы.

По мнению экс-командующего ВВС и ПВО военно-морского флота генерал-лейтенанта Валерия Уварова, ВМФ России хватило бы 15-20 новых гидросамолетов, чтобы покрыть потребности в поисково-спасательных машинах и значительно усилить парк противолодочной авиации. Говорить о полной замене старых машин на А-42 вряд ли можно – с учетом состояния Таганрогского завода, где производятся эти машины, а также меньший по размерам Бе-200, закупаемый МЧС, выполнение заказа хотя бы на 40 таких машин может занять около 20 лет.

Еще один вариант, который позволил бы полностью заменить парк старых самолетов в приемлемые сроки, – это закупка самолетов Ту-214П. Эта машина, созданная на основе лайнера Ту-204/214, по идеологии примерно соответствует новейшему американскому патрульному самолету P-8 Poseidon, созданному на основе лайнера B-737.

Десантный корабль «Мистраль»

Развертывание серийного производства подобных машин по заказу ВМФ – более реальная задача, чем запуск в крупную серию А-42, и, помимо прочего, это позволит поддержать производство самолетов Ту-204, на которые сегодня практически отсутствуют коммерческие заказы. Производство 50-60 таких машин за десять лет в сочетании с малой серией А-42, ориентированных прежде всего на спасательные задачи, могло бы в целом снять остроту проблемы и заложить основу для дальнейшего развития авиации ВМФ.

Наконец, поддержать авиационную группировку в ближней зоне можно заказом самолетов Ил-114 в патрульной модификации. Такие машины могут вполне эффективно обеспечить патрулирование на закрытых морских театрах, высвободив модернизированные Ил-38Н и, в случае их заказа, Ту-214П, для океанских ТВД.

Оценивая перспективы изменений морской авиации в целом, можно сказать, что ключевой задачей этого рода сил ВМФ остается обеспечение возможностей флота по защите собственных морских рубежей . Тем не менее, определенное внимание возможностям проекции силы также уделяется - модернизация авиакрыла «Адмирала Кузнецова», планируемый капитальный ремонт самого авианосца, строительство двух десантных кораблей типа «Мистраль» позволит ВМФ сформировать ядро сил, способных вести локальные операции на большом удалении от баз с полноценной авиационной поддержкой. Дальнейшее увеличение таких возможностей зависит в первую очередь от перспектив экономического развития страны.

По аналогии с сухопутными войсками РФ авиация ВМФ резко увеличивает возможности флота. Создано подразделение МА ВМФ для решения нескольких задач:

  • поиск, поражение морских, воздушных и сухопутных целей;
  • воздушная разведка и наведение кораблей;
  • изготовление/уничтожение минных полей;
  • радиоэлектронная борьба;
  • поиск/спасение пострадавших;
  • перевозка и десантирование спецподразделений.

Основная часть авиации базируется на берегу, меньшая ее часть – корабельная авиация находится на единственном в РФ авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». В состав входят только вертолеты и самолеты, ранее использовавшиеся гидропланы теперь применяются силами МЧС для перевозок и тушения пожаров.

Формирование морской авиации

Входящие в состав Воздушно-космических сил ВВС России отмечают День Авиации 12 августа. Подразделения морской авиации ВМФ РФ празднуют свой «День Рождения» почти на месяц раньше – 17 июля. Этот род войск очень специфичен, защищает рубежи сразу двух стихий – воды и неба. Историю развития морской авиации можно представить такими датами:

  • 1910 г. – летом закуплен самолет Антуанет-4 для Морского ведомства, первый полет на нем произвел лейтенант Дорожинский с аэродрома Куликово в Севастополе;
  • 1912 г. – вице-адмирал Григорович подписал в мае приказ о создании авиаотрядов на флоте, в августе спущен на воду на Васильевском острове в СПб первый гидроплан;
  • 1914 г. – Первая мировая война помешала развертыванию авиаотрядов на Тихоокеанском флоте, а существующие подразделения приказом передали службе связи;
  • 1916 г. – 17 июля четыре самолета России отразили нападение такого же количества немецких самолетов на Балтике, что принято считать Днем МА ВМФ России;
  • 1916 г. – сформирована структура подразделений – отряд из 4 – 8 самолетов, дивизион из 2 – 4 отрядов, бригада из 2 – 4 дивизионов, дивизия – минимум из 2 бригад, взаимоотношения начальников/командиров авиационных и корабельных регламентированы Положением о дивизионе КА (корабельной авиации);
  • 1916 г. – создание Ванской флотилии (оз. Ван, Турция) из двух гидросамолетов М-5 под началом мичмана Иванова для поддержки Бакинского отряда, Чудского гидроавиаотряда (оз. Чудское);
  • 1917 г. – формирование бригады особого назначения с полномочиями дивизии для поддержки флотилии Северного Ледовитого океана;
  • 1917 г. – для руководства авиацией флотов создано управление УМАиВ во главе с А. А. Тучковым;
  • 1917 г. – В. И. Ленин назначает комиссаром МА А. П. Онуфриева, затем авиация присоединяется к воздушным силам УВОФЛОТ, выходит из подчинения;
  • 1918 г. – Балтийская дивизия эвакуируется на Волгу, командование изменяет ее статус на бригаду особого назначения (три дивизиона из восьми отрядов);
  • 1918 г. Черноморская дивизия прекращает существование после потери личного состава и техники;
  • 1920 г. – подчинение морской авиации Воздушному флоту РККА, помощником по гидроавиации становится М. Ф. Погодин, затем А. П. Онуфриев.

В дальнейшем с 1920 года в течение 18 лет российский Морской авиационный флот подчинялся ВВС РККА. В 30-е годы из летчиков МА сформирована Полярная авиация. Затем Народный Комиссариат ВМФ вновь выделяет Морскую авиацию в декабре 1937 года, дальнейшее развитие этого рода войск продолжается:

  • 1937 г. – С. Ф. Жаворонков становится начальником авиации ВМФ (Маршал авиации СССР с 1944 года);
  • 1941 г. – формирование трех отрядов из гражданской авиации в конце июня для транспортных перевозок внутри флотов, придание подразделениям штурмовиков и боевых самолетов Погранвойск, относящихся к НКВД;
  • 1941 г. – создание ударной особой группы из самолетов ДБ-3Т количеством 15 штук по указу Наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова;
  • 1941 г. – осенью расформированы части и соединения, утратившие боевую технику, экипажи отправлены в тыл.

В 1942 году 1, 5 и 13 полк Балтики, 72 полк Северного флота удостоены звания Гвардейских. Чуть позже к ним добавились 2,5, 6 и 8 полки ЧФ. После придания морской авиации в следующие два года бомбардировщиков и штурмовиков Пе-2 и Ил-2 добавлены соответствующие подразделения МА ВМФ.

В 1943 году вместо плавающих лодок в разведывательных подразделениях начинают использоваться иностранные бомбардировщики и истребители Бостон, Аэрокобра Р-39 , Киттихаук, Томахок и Р-40.

В последние годы войны на Северном флоте добавлена 14 дивизия САД, Тихоокеанском 15 и 15 САД, Черноморском 13 ПАД. После Победы штурмовые подразделения авиации ВМФ ликвидированы, зато созданы три дивизии 17, 18 САД на Тихоокеанском флоте, 19 МТАД ГК ВМФ. С учетом эффективности боевых действий во время ВОВ дальше развитие морской авиации происходило следующим образом:

  • 1946 г. – упразднение ГК ВМФ, подчинение министру ВС, переименование в ВВС ВМФ в Авиацию ВМС, переход на штат мирного времени;
  • 1946 г. – расформирование всех летных частей из-за списания летающих лодок МБР-2;
  • 1947 год – деление ТФ на 5 и 7 Тихоокеанские флоты, БФ на 4 и 8 Балтийские флоты.

До 1950 года сокращено 3 дивизии, флотилии утратили базы, оборонительные районы и саму авиацию. Со следующего года летчики истребителей начали переподготовку на самолетах реактивного типа МиГ-15 и МиГ-17. Реформа 1951 года перевооружила части торпедоносцами взамен минно-торпедных самолетов. В 1953 году Тихоокеанский флот вновь стал единым, а в 1956 году это произошло и Балтийским флотом.

В 1953 году Авиация флотов вновь была переименована в ВВС ТОФ, СФ, БФ и ЧФ, соответственно. В это же время на вооружение поступили вертолеты:

  • Ка-15 базировались на кораблях;
  • Ми-4 формировались в отдельные эскадрильи на суше.

Позже в 1958 году их переформировали в полки ОАПВ. Часть истребительной авиации переподчинялась войскам ПВО, для командиров которых летчики в тельняшках становились головной болью. Совершенно новое подразделение – Морская ракетоносная авиация МРА – возникло в 1961 году. По мере возникновения новых боевых машин ими комплектовались подразделения морской авиации флотов:

  • 1962 г. – разведчик сверхзвуковой Ту-22Р;
  • 1963 г. – модификация разведывательного самолета Ту-95РЦ;
  • 1965 г. – амфибийный самолет Бе-12;
  • 1967 г. – противолодочный самолет Ил-38;
  • 1969 г. – Ту-142 (комплекс дальнего действия);
  • 1972 г. – вертолет Ка-27 для дальнего патрулирования с берега и борта судна.

В 70-е годы произошло освоение морской авиацией дальних аэродромов за пределами СССР:

  • Тихий океан – Вьетнам;
  • Атлантический океан – Ангола, Гвинея и Куба;
  • Индийский океан – Йемен, Сомали, Эфиопия;
  • Средиземное море – Сирия и Египет.

С 1974 года ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-22М2 поступил в МРА Балтики и Черноморского флота.

Через шесть лет он стал штатной единицей вооружения ТОФ. Авианесущие крейсеры ТАВКР, пригодные для самолетов вертикального взлета Як-38, были спущены на воду в середине 70 годов. Для СФ был построен крейсер ТАВКР Киев, для Тихоокеанского флота Новороссийск и Минск.

В 1975 году созданы штурмовые береговые подразделения с самолетами Су-17М. В 1979 году под нужды экранопланов типа Орленок МДЭ была создана 11 авиагруппа ВМФ, подчинявшаяся напрямую Москве.

В 1980 году АВМФ в очередной раз переименованы в ВВС ВМФ. Единственный на сегодняшний день авианесущий тяжелый крейсер Адмирал Кузнецов введен в строй в 1991 году.

Изменение структуры МА ВМФ

На начало года, следующего за созданием авиаотрядов во флотах Российской Империи, то есть январь 1913 г. Черноморский флот был вооружен 5 гидропланами, а Балтийский – 2 аэропланами колесными и одним гидропланом. В Генштаб ВМФ введено подразделение из 3 офицеров – отделение авиации.

На начало I Мировой войны 10 летчиков-офицеров готовилось на флотах, а 20 уже имели дипломы, на Балтике и Черном море было 10 и 8 гидросамолетов, соответственно. К 1915 году Черноморский и Балтийский флот имел 30 и 47 гидропланов, соответственно, насчитывал в штате 859 нижних чинов и 78 офицеров.

К 1917 году количество аэропланов достигло 264 единицы:

  • 29 самолетов – Бакинская и Петроградская авиашколы;
  • 88 самолетов и 20 гидросамолетов Григоровича М-11, М-12 – Балтика;
  • 152 самолета, 4 управляемых малых аэростата, 61 гидроплан М-11 и М-12 – Черноморский флот.

На Балтийском флоте числилось 1339 рядовых, унтеров и кондукторов, 96 офицеров. На Черноморском – 1039 и 115 человек, соответственно. М. И. Федорович в звании капитана 1 ранга стал начальником дивизии Черного моря, а Б. П. Дудоров в таком же чине Балтийского моря. Перед Октябрьской революцией в состав МА России входили дивизион и 2 бригады Черноморского флота, отряд и 2 бригады Балтики, общим количеством 169 самолетов.

После революции на Черном море было 9 истребителей Ньюпор-17 и 104 гидросамолета М-5, М-9, М-11 и М-15 на 74 летчика, на Балтийском море 24 истребителя Ньюпор-21, 74 лодки летающих М-15, М-16 и М-95 на 87 летчиков. Школы высшего пилотажа и боя воздушного работали в Красносельске (25 летчиков), Ораниенбауме (50 летчиков), Баку (180 курсантов) с 75 учебными самолетами.

Осенью 1918 года Морская авиация СССР состояла из авиаотрядов Онежского, Каспийского, Волжского и Беломорского. Истребителей осталось 9 штук (Лебедь и Ньюпор), гидросамолетов М-9 всего 18 штук, 14 машин сохранилось на Балтике.

Затем за два года этот род войск получил развитие, на 1920 год имел 4 истребительных и 10 гидроавиаотрядов с парком техники в 75 самолетов.

Начиная с 1921 года, подчиненная ВВС РККА СССР морская авиация существовала в виде подразделений:

  • ВФ Балтики – отдельный истребительный отряд, 2 разведотряда, дивизион осназа;
  • ВФ Азовского и Черного моря – истребительный отряд, 2 разведотряда, гидроавиадивизион.

Летом 1937 года открываются авиаучилища в Николаеве и Ейске, авиационно-техническое училище в Перми. Появляются бомбардировщики МА, использующие торпеды и мины. К 1940 году Авиацию ВМФ составляли 38 разведывательных самолетов и бомбардировщиков (Пе-2 и Че-2, соответственно), 51 истребитель (Як-1 и МиГ-3), 2824 боевых самолета.

Во время Финской войны морская авиация действовала исключительно над территорией суши, срывая автомобильные и ж/д перевозки. Из-за значительного удаления пунктов дислоцирования от границ с Германией, в первые дни войны этот род войск, в отличие от ВВС СССР, потерь не понес ни в технике, ни в живой силе. Зато позже морскую авиацию привлекли для прикрытия сухопутных войск, а к подобным задачам экипажи оказались не готовы, потери были очень значительные.

Сразу после формирования особой ударной группы самолеты ДБ-3Т сбросили бомбы на Берлин, и вернулись на базу без потерь. Спецоперацией командовал полковник Е. Н. Преображенский. В течение последующих 7 вылетов переделанных под бомбардировщики торпедоносцев подразделение потеряло 7 экипажей и 18 самолетов. После чего, подобных диверсий в тылу врага больше не предпринималось.

В конце 1943 года МА ВМФ имела 12 соединений:

  • ТОФ – 12 ШАД, 10 БАД, 7 ИАД, 2 МТАД;
  • БФ – 9 ШАД, 8 МТАД, 3 ИАД;
  • ЧФ – 11 ШАД, 4 ИАД, 1 МТАД.

Таким образом, в начале ВОВ (1941 – 1942 г.г.) структура морской авиации СССР имела вид:

  • авиация флотилий – Пинской, Онежской, Ладожской, Кавказской, Волжской, Азовской и Амурской;
  • ВВС флота – Тихоокеанского, Северного, Черноморского, Балтийского;
  • ВВС флотилии СТО;
  • 2 АГГУСМП;
  • 3 АГВМФ;
  • части подчинения центральному управлению – Астраханский ЛИС, 64 ОАП, 13 АП, 3 ЗАП, 2 ЗАП, 1 ЗАП, АБ школ, ВМАУ Леваневского и имени Сталина, КУНС.

Управление этими подразделениями располагалось в столице СССР. В Японию боевые вылеты совершали подразделения авиации Амурской флотилии, СТОФ и ТОФ. В 1946 году Авиация ВМС насчитывала 145 самолетов в училищах, 330 гидропланов, 482 штурмовика, 727 торпедоносца и бомбардировщика, 1159 истребителя и 1059 импортных самолетов.

С 1961 г. по 1985 г. структура МА выглядела следующим образом:

  • ракетоносная дивизия – на каждом флоте, в ТФО сразу две;
  • разведполк – по одному в каждом флоте;
  • эскадрилья или полк вертолетов – 1 – 2 на каждый флот СССР;
  • транспортный полк – по одному в каждый флот;
  • противолодочный полк – один в каждом флоте.

Эскадрильи спецназначения создавались на флоте для решения различных задач в необходимом количестве

Во времена СССР в состав морской авиации входили подразделения:

  • специальные – летательные аппараты санитарные, буксировочные, корректировочные, связи, минные тральщики, воздушные топливозаправщики;
  • транспортные – перевозка наземного транспорта и живой силы;
  • поисково-спасательные – вертолеты Ка-27;
  • противолодочные – созданы для борьбы с подлодками;
  • истребительные – сопровождение бомбардировщиков, уничтожение воздушных целей противника;
  • штурмовые – прицельное поражение сухопутных и морских целей;
  • ракетоносные – вооружались снарядами «воздух/поверхность».

С 1950 г. по 1954 г. в состав также входили авиационные учебно-тренировочные эскадрильи в каждой дивизии минно-торпедных и истребительных подразделений. Например, на Тихоокеанском флоте существовало 10 тренировочных эскадрилий. Расформированы они были после выполнения переобучения летного состава на машины Ил-28 и МиГ-15.

Вооружение и техника

Для авиации ВМФ России используется закупка авиатехники за рубежом, чего во времена СССР не было в принципе. В основном это чешские учебно-боевые самолеты L-39. В состав подразделений входят боевые летательные аппараты:

  1. Радиоэлектронная разведка:
  2. Противолодочная авиация:
  3. Транспортная и дальняя авиация:
  4. Истребительная авиация:
  5. Вертолеты:

Морская авиация наземного и корабельного базирования привлекалась к военным операциям в Сирии в период 2016 – 2017 г.г. При этом ТАВКР Адмирал Кузнецов потерял два самолета, экипажи остались живы.

Боевой состав

До 2008 года структура военно-морской авиации выглядела следующим образом:

  • ТОФ – транспортная эскадрилья №71, база Кневичи, состав Ту-134, Ан-26, Ан-24 и Ан-12; истребительный полк №865, база Елизово, состав МиГ-31; смешанный полк №568, база Каменный ручей, состав Ту-142М3, Ту-142МР и Ту-22М3; смешанный полк №317, база Елизово, состав Ан-26, Ми-8 и -38; противолодочный полк №289, база Николаевка, состав Ка-29, Ка-27, Ил-18 и Ил-38;
  • ЧФ – штурмовой полк №43, база Гвардейское, состав Су-24МР и Су-24; смешанный полк №917, база Кача, состав Бе-12, Ан-26 и Ан-2; противолодочный вертолетный полк №25, база Кача, состав Ми-8, Ми-14 и Ка-27;
  • СФ – противолодочная эскадрилья №73, база Кипелово, состав Ту-142; ракетоносный гвардейский полк №924, база Оленегорск, состав Ту-22М3; противолодочный вертолетный Краснознаменный полк №830, база Североморск-1, состав Ка-29 и Ка-27; смешанный полк №403, баз Североморск-1, состав Ту-134, Ил-38, Ан-26 и Ан-12; истребительный полк №279, база Североморск-3, состав МиГ-29КУБ, МиГ-29К, Су-25УТГ и Су-33;
  • БФ – транспортная эскадрилья №398 база Храброво, состав Ан-26 и Ан-24; противолодочная вертолетная эскадрилья №396, база Донское, состав Ка-29 и Ка-27; вертолетная эскадрилья №125, база Чкаловск, состав Ми-24 и Ми-8; истребительный полк №689, база Чкаловск, состав Су-27; штурмовой гвардейский полк №4, база Черняховск, состав Су-24.

Поскольку Единственный в России ТАВКР приписан к СФ, палубная авиация ВМФ России имеется только в Северном флоте. Под категорию авианосец это судно не попадает, в сравнении с ударными группировками США сложилась следующая ситуация:

  • один российский несущий крейсер против 10 полноценных американских авианосцев;
  • из проектных 50 боевых единиц на борту Адмирала Кузнецова находится 4 МиГ-29КУБ, 10 МиГ-29К, 2 Су-25УТГ и 14 Су-33, то есть 30 штук;
  • из-за нехватки кораблей окружения ТАВКР не сможет использовать свое главное преимущество – П-700 Гранит и П-1000 Вулкан.

Однако на 2017 – 2020 годы запланировано дооснастить подразделения морской авиации 100 единицами новых летательных аппаратов.

Морская авиация ВМФ РФ

После многочисленных преобразований, смены названий и изменения решаемых задач морская боевая авиация ВМФ РФ свосстановила боеспособность и получила развитие. В настоящее время командующий морской авиацией ВМФ России И. С. Кожин, вступивший в ту должность в 2010 году, в августе. Боевые машины имеют собственные опознавательные знаки, а личный состав – стандартную для ВС РФ форму одежды и смешанные звания.

Форма одежды

Поскольку авиация российского ВМФ не относится к специальным подразделениям, для личного состава принята форма одежды нескольких типов:

  • повседневная – камуфляж последней реформы (куртка и брюки);
  • летно-техническая – тропическая или синяя, комбинезон, костюм, куртка;
  • парадная – черный погон с голубым кантом и просветом такого же цвета.

На головных уборах используются кокарды ВМФ с якорями, для пилоток предусмотрена эмблема дополнительная, крепящаяся слева.

Опознавательные знаки

В настоящее время авиация ВМФ РФ носит трехцветные звезды – красная обведена жирным синим и тонкой красной линией – и госномером типа FR-00000. Надпись может иметь вид МА ВМФ России» либо «ВМФ России». В планах командования восстановление звезд образца СССР без окантовки синим цветом.

Воинские звания

Поскольку авиация ВМФ России одновременно относится к двум родам войск, военнослужащие имеют звания:

  • генерал-полковник, генерал-лейтенант и генерал-майор;
  • полковник и подполковник;
  • майор;
  • капитан, старший лейтенант и лейтенант;
  • старший прапорщик и прапорщик;
  • старшина;
  • старший сержант, сержант и младший сержант;
  • старший матрос и матрос.

Таким образом, в настоящее время морская авиация является родом ВМС РФ, недоукомплектована техникой и личным составом, потому решает ограниченный круг задач, уступает аналогичным подразделениям вероятного противника.