Деление животных на группы: типы, классы, отряды, роды и виды. Звери животные Чем звери отличается от других животных

1.Окружающий мир. 1 класс Учитель Корнеева Н.И.

Тема: Кто такие звери?

2. Форма : классно-урочная.

3. Цели :

Предметные :

Научить различать зверей от других групп животных

Сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей.

Определять принадлежность животного к своей группе.

Метапредметные:

Личностные:

Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание

приобретать новые знания, умения,

Стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности,

Участвовать в творческом процессе;

Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные : -

Принимать и сохранять учебную задачу,

Планировать свои действия, операции,

Действовать по плану,

Оценивать свои результаты.

Познавательные :

Понимать информацию,

Осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Коммуникативные :

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,-

участвовать в общей беседе,

Задавать вопросы;

Отвечать на вопросы других;

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

4. Результаты урока для учеников:

Личностные: проявление себя как индивидуальность , овладение умениями и навыками самоконтроля, самооценки

Предметные: осознание понятия «звери», умение находить и определять отличительные признаки зверей.

Метапредметные: формирование умственных действий обучающихся, которые направлены на применение полученных знаний в реальной жизни.

5. Виды деятельности учащиеся на уроке :

Работа по учебнику, работа в парах и группах, фронтальная беседа, решение практических задач, тестовая работа, работа в рабочей тетради.

    Личное целеполагание учеников на занятии :

Знать понятие «звери»

Иметь представление, чем звери отличается от других групп животных;

Уметь определять и находить их отличительные признаки;

    Образовательная ситуация .

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

(На доске изображения животных: воробья, лебедя; бабочки, кузнечика; щуки, окуня; белого медведя, лисы ) Ребята работают группой.

У. На какие группы можно разделить данных животных?

Д. (Воробей и лебедь – птицы, потому что их тело покрыто перьями;

Бабочка и кузнечик - насекомое, потому что у них 6 ног;

Щука и окунь – рыбы,потому что их тело покрыто чешуей)

2. Создание проблемных ситуаций и открытие новых знаний.

У. А сейчас прослушаем разговор Муравьишки и Черепашки.

У. А кто такие звери? На этот вопрос мы сегодня попробуем найти ответ.

У. А какую цель мы поставим перед собой?

Д. Рассказать Муравьишке Вопросику о том, кто такие звери и как их отличить от других

групп животных.

3. Работа по теме урока.

У. Мудрая Черепаха предлагает нам прочитать вопрос и рассмотреть рисунок под ним.

Чтобы ответить: кто на рисунке зверь, надо установить – кто точно не зверь. (Слайд)

(ВЫСЛУШИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ ДЕТЕЙ)

Итак, кто такой орел?

Д. Орел – птица, ……………

У. К какой группе относится жук?

Д. Жук – насекомое,…………

У. Остались крокодил и мышь. Вариантов 2: или звери оба, или кто-то один из них.

И чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей.

Начнем наше исследование со знакомства со строением тела зверей. О Ком же пойдёт речь? Отгадайте загадку:

Он ходит, голову задрав

Не потому, что важный граф

Не потому, что гордый нрав

А потому, что он …

Рассмотрим тело жирафа(с.38).

У. Из каких частей состоит тело жирафа?

ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.

Слайд

- Отгадайте следующую загадку про зверя:

Посреди двора стоит копна:

Спереди - вилы, сзади – метла(Корова)

-А кто это?

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

Но с водой не знается (кошка).

У. Найдите эти же части тела у кошки и коровы

А чем же покрыто тело зверей?

Д. Тело покрыто шерстью. Шерсть – мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей.

Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого

медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь.

У. Теперь мы знаем отличительный признак зверей.

ВЫВОД : Тело зверей покрыто шерстью. (Слайд)

У. А на какие две группы можно разделить зверей.

Д. Домашние и дикие.

У. Чем они отличаются?

Д. …………………………….

3. Физкультминутка

Хлопай, мишка,

Топай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

У . О чем она хотела напомнить нам еще раз? Прочитайте.

ВЫВОД : Звери - животные, тело которых покрыто шерстью.

СЛАЙД (животные кормят детёнышей)

ВЫВОД : Звери- животные, которые кормят своих детенышей молоком, т. Е. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

Слайд

4. Работа по теме (продолжение) (Слайд)

* Обсуждение вопроса: кто зверь? (СТАЛКИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ ДЕТЕЙ)

У.Вернемся к крокодилу и мыши. Можем ли мы сейчас помочь Муравьишке ответить на вопрос: «Кто же зверь?»

Д. Мышь – зверь, потому что ее тело покрыто шерстью.

5. Закрепление.

1.Игра «Найди зверя»

У. - Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. А звери решили сыграть с ним в прятки.

Рассмотрите рисунок и помогите Муравьишке отыскать зверей .

Кого вы узнали?(.Белка, лось, заяц, медведь)

У. Какие это звери? (Дикие)

Раскрасьте одного из зверей.

А мудрая Черепаха приготовила карточки, где изобразила только силуэт зверя. Узнай его?

А что ты знаешь об этом звере? Составь рассказ.

6.Беседа «Что такое зоопарк». (слайд)

Зоопарк – место, где содержат животных, чтобы люди могли за ними наблюдать и больше о них узнать.

Очень интересно в Московском зоопарке. Сколько здесь замечательных животных! Их привезли из разных стран. Животных поселили не в тесных клетках, а в просторных вольерах. Люди постарались, чтобы животные чувствовали себя как дома. Спустившись в подземную галерею, попадаешь в удивительный мир ночных животных. В «Доме птиц» мы увидим огромных страусов, симпатичных пёстрых попугаев, красавцев павлинов. В «Экзотариуме» можно понаблюдать за диковинными морскими обитателями.

В зоопарке нужно соблюдать правила:

Не кормить и не дразнить животных

Не просовывать руки и не перелезать через ограду.

Но сейчас появились т такие зоопарки, где эти правила не действуют. Их называют контактными зоопарками. Там содержатся только безобидные животные. Дети могут заходить в вольер, гладить и угощать своих любимцев, фотографироваться с ними. Такое тесное общение приносит много радости.

8. Итог урока.

Что вы можете рассказать Муравьишке о зверях?

-
Чем отличаются они от других животных?

ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП

    Рефлексия.

* Тест. (Слайд №16)

.Кто такие звери? Как их отличить от других животных?

.Что такое зоопарк?

.Для чего нужны зоопарки?

- Если вам было интересно на уроке, и считаете, что достигли поставленной цели подарите (нарисуйте) улыбку Муравьишке.

Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками зверей, внешним строением, разнообразием мира зверей.

Оборудование: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”. 1 класс; персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, интерактивная доска, учебное пособие, смайлики.

План урока:

I. Организационный момент – 1 минута.
II. Повторение ранее изученного материала
III. Знакомство с новым материалом – 15 минут
IV. Физическая минутка – 2 минуты.
V. Закрепление изученного материала – 9 минут.
VI. Итог урока – 3 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Он весной поёт красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай – ка поскорей,
Что за птичка?

(Соловей)

Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.

(Дятел)

4. Колюч, да не ёж. (Ёрш)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири).

Молодцы! Итак, мы разгадали кроссворд и в выделенных квадратиках вы видите тему нашего урока. Какая тема нашего урока?
- Совершенно верно! Тема нашего урока “Звери”. Мы познакомимся с отличительными признаками зверей, то есть, чем они отличаются друг от друга, и разнообразием мира зверей.

III. Основная часть.

Приложение 1. Слайд 3. На слайде изображены животные (щука, аист, кузнечик, корова).

Расскажите, к какой группе относится каждое животное. Какие признаки помогают определить принадлежность к группе?

(Кузнечик – насекомое, у которого есть крылья и шесть ног. Щука – рыба, тело покрыто чешуёй, живёт в воде. Аист – птица, тело покрыто перьями, есть крылья, летает).

Что можно сказать о корове? (Корова – животное).

Расскажите о строении коровы. (У коровы есть голова, шея, туловище, ноги, хвост, тело покрыто шерстью, есть вымя, она даёт молоко).

Вспомните тему нашего урока и назовите, к какой группе относится корова. (Корова относится к группе зверей).

Какой признак помогает определить, что животное относится к группе зверей? (Тело покрыто шерстью, животное даёт молоко).

Давайте проверим свои знания по учебнику. Откройте учебник на стр. 26, внизу страницы рассмотрите строение жирафа.

Учащиеся сравнивают строение жирафа, кота, коровы.

Сделайте вывод. (Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью).
- Что такое шерсть? (Шерсть – это волосяной покров животного, мех).

Теперь рассмотрите иллюстрацию на стр.26 вверху страницы и назовите, какое животное – зверь? (Мышь – это зверь, потому что тело покрыто шерстью).

Мы с вами рассмотрели зверей: жирафа, корову, кота, мышь. По какому признаку можно разделить этих животных на две группы? (На домашних животных и на диких животных).

Сделайте вывод. (К группе зверей относятся как дикие животные, так и домашние животные).

Назовите диких зверей, домашних зверей.

Физическая минутка.

Приложение 1. Слайд 4. Ребятам предлагаются анимации животных, которые двигаются. Необходимо повторять движения за животными.

Приложение 1. Слайд 5. Найдите животных, спрятанных на этом рисунке, и вы узнаете задание.

Учащиеся называют животного, а учитель с помощью карандаша на интерактивной доске обводит ту часть тела, которая принадлежит этому животному.

Ответы: лось, медведь, заяц, белка.

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание с изображением зверя.

1-я группа – определите, к какому виду относится животное заяц. По каким признакам определили?
2-я группа – определите, к какому виду относится животное лось. По каким признакам определили?
3-я группа – определите к какому виду относится животное медведь. По каким признакам определили?
4-я группа – определите, к какому виду относится животное белка. По каким признакам определили?

Заслушиваем выступление групп.

Внизу на стр.27 изображён чёрно-белый рисунок. Прочитайте задание к рисунку.

Найдите четырёх зверей, назовите их.

Чтобы правильно раскрасить рисунок, нужно знать, какое время года изображено.

Вспомните времена года.

Какое время года изображено? (Изображено лето).
Почему вы так считаете? (На деревьях изображены листья, медведь гуляет по лесу, зимой он спит).
Какого цвета шерсть у зайца летом? (Летом шерсть у зайца серая, а зимой белая)
Какого цвета шерсть у белки летом? (Летом шерсть у белки рыжая).

Учащиеся самостоятельно раскрашивают рисунок на стр. 27 учебника.

Приложение 1. Слайд 6,7,8. Ребята! Давайте посмотрим видеоролики и скажем, о ком идет речь. (олень, гепард, волк, лиса, тигр, слон, зебра, морж, обезьяна и т.д.)

Что объединяет всех этих животных?

(Эти животные – звери).

Приложение 1. Слайд 9. На слайде изображены летучая мышь, зебра, лев.

Чем питаются звери, представленные на слайде? (Летучая мышь – насекомыми, зебра – растениями, лев – животными.)

Какой вывод можно сделать? (Звери питаются животной и растительной пищей).

Приложение 1. Слайд 10. На слайде изображены ленивец, дельфин, тигр, крот.

Где обитают эти животные? (Ленивец – на деревьях, дельфин – в воде, тигр – на земле, крот – в земле).

Сделайте вывод о питании и обитании зверей. (Звери обитают там, где они приспособились к жизни и могут добывать себе пищу).

От чего зависит строение тела зверя? (Строение тела зверя зависит от места обитания).

Теперь рассмотрим рисунок вверху на стр. 27. Самостоятельно подготовьте ответы на вопросы.

Заслушиваются ответы учащихся.

IV. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? Был ли урок для вас интересен? Если да, то поднимите веселый смайлик и объясните чем? Если нет, то поднимите грустный смайлик и объясните почему?

Термины «звери» и «животные» многими обывателями, поэтами-песенниками и писателями используются практически, как слова-синонимы. И лишь те, кто не пропускал в школе уроки биологии, услышат диссонанс в использовании не к месту этих слов.

Звери – это один из подклассов Млекопитающих. В нем собраны представители всех ныне существующих на Земле млекопитающих, но из него исключены Однопроходные. Представители этого подкласса именуются еще Первозверями. К ним относятся ехидны и утконосы, имеющие один проход, откладывающие яйца, но выкармливающие своих детенышей молоком, выделяемым «первобытными», примитивными молочными железами.

Звери же своих наследников вынашивают в плаценте или в специальных сумках, яйца не откладывают, а детенышей выкармливают молоком, которое те высасывают из сформированных молочных желез. Интересной чертой зверей, кроме системы воспроизведения, является наличие внешних ушей, дифференцированных зубов, волосяного покрова и теплокровности.

Происхождением своим звери обязаны цинодонтам, небольшим организмам, которые появились в конце триаса. Массовое вымирание ящеров позволило пращурам современных зверей выжить и распространиться практически по всей земле, кроме внутренних районов Антарктиды.

Подотряд Звери насчитывает 28 отрядов, среди которых одними из самых выдающихся являются: Хищные и Китообразные, Копытные и Непарнокопытные, Приматы и Грызуны.

Животные – это одна из основных единиц живого мира. В старой классификации, которая использовалась в советской биологии, говорилось про существование Царства Животных, Растений и Грибов. Сегодня Животные — это царство, которое относится к домену Эукариот или организмов, чьи клетки имеют ядро. Животными занимается наука зоология, а сами организмы имеют ряд отличительных свойств, выделяющих их из прочих представителей живых организмов, населяющих Землю.

Царство животных удивляет количеством организмов и многообразием форм. К нему относятся одноклеточные и многоклеточные организмы. Целые таксоны отданы Губкам, Кишечнополостным, Первичноротым и Вторичноротым. В последней группе нашлось место для Типа Хордовых, в котором себя отлично чувствует множество известных обывателям организмов – от ланцетника до акулы, от змеи до Homo sapiens, от морской звезды до орла.

Выводы сайт

  1. Понятие животных намного шире, чем звери. Подкласс Звери лишь входит в Царство Животных.
  2. Представителей Царства Животных намного больше чем Зверей.
  3. Звери – это самый высокоорганизованный подкласс Царства Животных.

С давних времен люди уделяли пристальное внимание млекопитающим, или зверям.

Знаменитый шведский ученый Карл Линней в своей «Системе природы» (10-е изд., 1758) перечислил только 86 видов млекопитающих. Сегодня науке известно около 4050 видов этих животных.

Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства,- наземные животные, бегающие на четырех ногах (собаки, кошки, лошади, мыши). Но разве утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминает птиц? Разве водные звери (дельфины, киты) своим обликом и быстрым плаванием не напоминают рыб? Чешуйчатый покров ящеров-панголинов, панцирь броненосцев, иглы ехидны, дикобраза, ежа - это тоже примеры разнообразного и удивительного облика млекопитающих.

Чем же объясняется Многообразие млекопитающих? По-видимому, тем что их предки в течение многих миллионов лет приспосабливались к различным условиям жизни. В результате дожили до наших дней только наиболее приспособленные.

Млекопитающих различают и по их величине. Самый маленький зверек - землеройка-малютка массой 2 г, а самое крупное животное из всех когда-либо живших и живущих на Земле - синий кит массой до 130 т. Синий кит тяжелее землеройки-малютки в 65 миллионов раз. Если бы можно было поставить синего кита на хвост, то его голова достигла бы крыши десятиэтажного дома. Чтобы уравновесить массу такого гиганта, на другую чашу весов пришлось бы поместить около 180 быков или поставить 2000 людей.

Как многообразны у зверей образ жизни и повадки! У одних млекопитающих (например, у первозверей) детеныши вылупляются из яиц, у других (например, у сумчатых) они рождаются недоразвитыми, у третьих (например, у хищных, грызунов, зайцеобразных) новорожденные беспомощные, слепые, слабые. В то же время у многих зверей (например, у непарнокопытных и хоботных) детеныши в скором времени после рождения могут стоять, ходить и даже следовать за матерью.

Известно много млекопитающих, бодрствующих весь год, но есть много и таких, которые полгода проводят в спячке.

Что же объединяет в одну большую систематическую группу столь разнообразных животных?

Главная особенность, отличающая зверей от других позвоночных, заключается в том, что они вскармливают своих детенышей молоком (отсюда и название всего класса - млекопитающие). Тело большинства зверей покрыто волосяным покровом. Важная особенность, обеспечивающая млекопитающим превосходство над другими животными, очень хорошо развитая нервная система. В этом может убедиться каждый, кто содержит собак или кошек, кто знаком с поведением обезьян в зоопарках или дельфинов в дельфинариумах, а также с выступлениями многих зверей в цирках.

Звери или млекопитающие - это наиболее высокоорганизованные Развитая нервная система, вскармливание молоком детенышей, живорождение, теплокровность позволили им широко распространиться по всей планете и занять самые разнообразные места обитания. Млекопитающие - это животные, которые обитают в лесах (кабаны, лоси, зайцы, лисы, волки), горах (бараны, степях и полупустынях (тушканчики, хомяки, суслики, сайгаки), в почве (слепыши и кроты), океанах и морях (дельфины, киты). Некоторые из них (например, летучие мыши) проводят значительную часть своей активной жизни в воздухе. Сегодня известно о существовании более 4 тысяч видов зверей. Отряды млекопитающих, а также характерные особенности, присущие зверям - обо всем этом мы расскажем в данной статье. Начнем с описания их строения.

Внешнее строение

Тело этих животных покрыто шерстью (ее остатки имеются даже у китов). Различают волосы грубые прямые (ость) и тонкие извилистые (подшерсток). От загрязнения и сваливания подшерсток предохраняет ость. Шерстяной покров млекопитающих может состоять только из ости (например, у оленей) или же из подшерстка (как у кротов). Эти звери периодически линяют. У млекопитающих при этом изменяется густота меха, а иногда и окраска. В коже зверей находятся луковицы волос, потовые и сальные железы и их видоизменения (млечные и пахучие железы), роговые чешуйки (как на хвосте у бобров и у крыс), а также другие роговые образования, встречающиеся на коже (рога, копыта, ногти, когти). Рассматривая строение млекопитающих, отметим, что ноги у них расположены под туловищем и обеспечивают этим животным более совершенное передвижение.

Скелет

В черепе у них находится сильно развитая мозговая коробка. У млекопитающих зубы расположены в ячейках челюстей. Обыкновенно они разделяются на коренные, клыки и резцы. Шейный отдел позвоночника состоит практически у всех зверей из семи позвонков. Они между собой подвижно соединяются, кроме крестцовых и двух хвостовых, которые, срастаясь, образуют крестец - единую кость. Ребра сочленяются с грудными позвонками, которых обычно от 12 до 15. У большинства млекопитающих пояс передних конечностей образуют парные лопатки и ключицы. Лишь у незначительной части зверей сохранились вороньи кости. Таз состоит из двух тазовых костей, сросшихся с крестцом. Скелет конечностей - из таких же костей и отделов, как и у других представителей четвероногих позвоночных.

Какие у млекопитающих органы чувств?

Млекопитающие - это животные, у которых есть ушные раковины, помогающие улавливать запахи, а также определять их направление. Глаза у них имеют веки и ресницы. На конечностях, брюхе, голове расположены вибриссы - длинные жесткие волосы. Животные с их помощью ощущают даже малейшее прикосновение к предметам.

Происхождение млекопитающих

Так же как и птицы, млекопитающие - это потомки древних пресмыкающихся. Об этом говорит сходство современных зверей с современными пресмыкающимися. В особенности оно проявляется на ранних стадиях развития зародыша. Еще большее количество признаков сходства было обнаружено у них со зверозубыми ящерами, вымершими много лет назад. Также за родство с пресмыкающимися говорит тот факт, что существуют звери, которые откладывают яйца, содержащие множество питательных веществ. У некоторых из этих зверей есть клоаки, развитые вороньи кости и другие признаки, свидетельствующие о низкой организации. Речь идет о первозверях (яйцекладущих). Расскажем о них подробнее.

Первозвери

Это подкласс наиболее примитивных млекопитающих из живущих сегодня. Вместе с признаками, уже названными, следует отметить, что у них нет постоянной температуры тела. Млечные железы первозверей не имеют сосков. Детеныши, вылупившиеся из яиц, слизывают с шерсти матери молоко.

В данном подклассе выделяется один отряд - Однопроходные. К нему относятся 2 вида: ехидна и утконос. Этих животных сегодня можно встретить в Австралии, а также на островах, прилегающих к ней. Утконос - это зверек средней величины. Он предпочитает селиться по берегам рек и ведет здесь полуводный образ жизни. В норе, вырытой им в крутом берегу, он проводит большую часть времени. Самка утконоса весной откладывает яйца (их обычно два) в специальной норе, обустроенной гнездовой камерой. Ехидны - звери роющие. Тело их покрыто жесткой шерстью и иглами. Самки этих животных откладывают одно яйцо, которое они помещают в сумку - складку кожи, находящуюся на животе. Детеныш, вылупившийся из него, до тех пор находится в сумке, пока на теле его не появятся иглы.

Сумчатые

В отряд Сумчатые входят звери, которые рожают недоразвитых детенышей, после чего донашивают их в специальной сумке. У них слабо развита или вовсе не образуется плацента. Распространены сумчатые главным образом в Австралии, а также на островах, прилегающих к ней. Самые известные из них - сумчатый и исполинский кенгуру.

Насекомоядные

Насекомоядные - это отряд, который объединяет древних плацентарных примитивных зверей: ежей, землероек, кротов, выхухолей. Мордочка у них удлиненная, имеется вытянутый хоботок. У насекомоядных мелкие зубы, а ноги их пятипалые. У многих из них около корня хвоста или на боках тела имеются пахучие железы.

Землеройки - самые мелкие представители насекомоядных. Они обитают в лугах, кустарниках, густых лесах. Эти зверьки прожорливы и нападают на мелких животных. В зимнее время они прокладывают под снегом ходы и находят насекомых.

Кроты - животные, ведущие подземный образ жизни. Они роют своими передними ногами многочисленные норы. У крота глаза развиты слабо и представляют собой черные точки. В зачаточном состоянии находятся ушные раковины. Короткая густая шерсть не имеет определенного направления и плотно прилегает при передвижении к телу. Кроты проявляют активность круглый год.

Рукокрылые

Отряд Летучие мыши или Рукокрылые включает в свой состав зверьков средних и мелких размеров, которые способны к длительному полету. В субтропиках и тропиках они в особенности многочисленны. Зубы у этих типа. Наиболее обычны в нашей стране ушаны, кожаны, вечерницы. селятся на чердаках домов, в дуплах деревьев, в пещерах. Днем они предпочитают спать в своих убежищах, а в сумерки выходят на ловлю насекомых.

Грызуны

Этот отряд объединяет треть видов млекопитающих, населяющих сегодня нашу планету. К ним принадлежат белки, суслики, крысы, мыши и другие звери средней и мелкой величины. Грызуны в большинстве своем - животные растительноядные. У них есть сильно развитые резцы (в каждой челюсти - по два), коренные зубы, имеющие плоскую жевательную поверхность. Нет корней у резцов грызунов. Они постоянно растут, самозатачиваются и стачиваются при поедании пищи. У большинства грызунов имеется длинный кишечник со слепой кишкой. Грызуны ведут древесный образ жизни (сони, летяги, белки), а также полуводный (ондатры, нутрии, бобры) и полуподземный (суслики, крысы, мыши). Это плодовитые животные. У большинства из них детеныши появляются на свет слепыми и голыми. Обычно это происходит в гнездах, дуплах и норах.

Зайцеобразные

Этот отряд объединяет различные а также пищух - животных, похожих во многом на грызунов. Главным отличительным признаком зайцеобразных является специфическая зубная система. У них есть 2 небольших резца позади 2-х крупных верхних. Зайцы (русак, беляк) питаются корой кустарников и молодых деревьев, травой. Они выходят на кормежку в сумерки и ночью. Детеныши у них рождаются зрячими, с густой шерстью. В отличие от зайцев, кролики роют глубокие норы. Самка перед рождением голых и слепых детенышей делает гнездо из пуха, который она выдергивает из своей груди, а также из сухой травы.

Хищные

Представители этого отряда (медведи, горностаи, куницы, рыси, песцы, лисицы, волки) питаются обычно птицами и другими зверями. Свою добычу хищное млекопитающее активно преследует. Зубы этих животных делятся на резцы, коренные и клыки. Самыми развитыми являются клыки, а также 4 коренных зуба. У представителей этого отряда короткий кишечник. Связано это с тем, что хищное млекопитающее ест легко перевариваемую и высококалорийную пищу.

Ластоногие

Перейдем к рассмотрению ластоногих. Представители их (моржи, тюлени) - крупные хищные морские млекопитающие. Редкими грубыми волосами покрыто тело большинства из них. Конечности этих зверей видоизменены в ласты. Толстый слой жира откладывается под их кожей. Ноздри открываются лишь на время совершения вдоха и выдоха. При нырянии ушные отверстия замыкаются.

Китообразные

Настоящие морские млекопитающие - киты и дельфины - входят в этот отряд. Тело у них рыбообразной формы. Эти морские млекопитающие в большинстве своем не имеют на теле волос - они сохранились лишь около рта. В ласты преобразовались передние конечности, а задние отсутствуют. В передвижении китообразных большое значение имеет мощный хвост, который оканчивается хвостовым плавником. Неверно утверждать, что морские млекопитающие - рыбы. Это звери, хотя внешне они и напоминают рыб. Представители китообразных - самые большие млекопитающие. Синий кит достигает в длину 30 метров.

Парнокопытные

В этот отряд входят средней величины и крупные всеядные и травоядные звери. Ноги их имеют по 2 или 4 пальца, у большинства покрытых копытами. По особенностям строения желудка и способам питания их делят на нежвачных и жвачных. У последних (бараны, козлы, олени) резцы есть лишь на нижней челюсти, а коренные зубы имеют широкую жевательную поверхность. У нежвачных однокамерный желудок, а зубы делятся на коренные, клыки и резцы.

Непарнокопытные

Продолжим описывать отряды млекопитающих. Непарнокопытные - это такие звери, как лошади, зебры, ослы, тапиры, носороги. На ногах у большинства из них есть по развитому пальцу, на которых находятся массивные копыта. Сегодня из сохранилась только лошадь Пржевальского.

Приматы

Это самые высокоразвитые млекопитающие. Отряд включает в себя полуобезьян и обезьян. У них хватательные пятипалые конечности, при этом большой палец кисти противопоставляется остальным. Почти у всех приматов есть хвост. Подавляющее большинство из них обитает в субтропиках и тропиках. Они населяют в основном леса, где живут небольшими семейными группами или стадами.

Млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные - всех их можно описывать очень долго. Мы лишь вкратце охарактеризовали зверей, описали существующие отряды. Семейство млекопитающих разнообразно и многочисленно, в чем вы только что убедились. Знакомство с ним, надеемся, было вам полезно.