Что значит имя фатинья. Имя Фотиния: значение, толкование, характер и тайна

Др.-греческое имя (Φωτίνια), образовано от др.-греческого корня (φωτεινός) в значении - "лучезарная, сияющая, светлая, ясная". Женская форма мужского имени . Современная форма имени .

Православные Именины (День Ангела):
26 февраля - преподобная Фотиния
2 апреля - мученица Фотиния самаритянка.
16 ноября - мученица Фотиния.

Святая Фотиния была родом самаритянка, жена сначала беспорядочной жизни и суеверная, а после святая подвижница и проповедница истинной веры. Она была та самая жена, с которою Иисус Христос беседовал у студенца Иаковлева. Она имела двух сыновей Виктора, переименованного Фотином и Иосия, и пять сестер: Анатолию, Фото, Фотиду, Параскеву и Кириакию. С младшим сыном она проповедовала евангелие в Карфагене в Африке; старший был воеводою в Италии и мел случай укрепить в вере Севастиана вождя. Ее старший сын храбро сражался в римских войсках против варваров и за свои заслуги был назначен военачальником в город Атталию.

Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Господь Христос пришел в самаритянский город называемый Сихарь, где находился колодец, данный Иаковом своему сыну Иосифу и его потомкам. Устав с дороги, Господь промыслительно сел отдохнуть у колодца пока ученики Его пошли в город купить еду. В это время пришла из города за водой некая женщина. Господь попросил ее дать Ему пить. Женщина удивилась просьбе, т. к. Иудеи никогда не общались с самаритянами. Иисус сказал ей: если бы ты знала Кто с тобой говорит, ты сама попросила бы у Него пить и Он дал бы тебе живую воду. Самаритянка еще больше удивилась, откуда Иисус мог бы дать живую воду, не имея даже почерпала?
Господь ей ответил, что пьющие воду из колодца опять будут жаждать, а вода, которую Он даст, сделается источником в жизнь вечную. Под живой водой Господь подразумевал Свое живоносное учение, приводящее к вечному блаженству в Царстве Божием.
Затем Господь, зная что самаритянка, хотя и сожительствует тайно во грехе, но имеет пылкую веру в Бога и твердое ожидание пришествия Мессии, постепенно открыл ей, что Он, говорящий с ней, и есть ожидаемый Христос. Тогда самаритянка на радостях бросила свой кувшин и побежала в город пригласить своих сограждан выйти ко Христу, и по ее свидетельству многие самаритяне тогда уверовали в Него.
Сама же блаженная самаритянка, удостоившаяся беседовать с Господом, пострадала за Христа, вместе со своими сыновьями и сестрами, во время воздвигнутого римским императором Нероном гонения на христиан. Это лютое гонение продолжалось с 65-го по 68-ой год, и во время его пострадали в Риме святые апостолы и , а мучители затем стали разыскивать всех их последователей. В это время святая Фотиния жила в городе Карфагене (ныне город Тунис), где она с младшим своим сыном Иосиею безбоязненно проповедовала Евангелие, а старший сын ее Виктор состоял в римской армии, воевавшей против варваров. После войны Виктор был назначен начальником над войсками в городе Атталия, где он многих привел ко Христу, включая и правителя города, Севастиана.
Когда Нерону доложили, что в Атталии Виктор и Севастиан исповедуют веру Петра и Павла и насаждают там христианство, и что то же самое делают в Карфагене Фотиния и Иосия, посланные туда святыми апостолами, - сильно разгневался и вызвал всех на суд в Рим. Фотиния явилась в Рим в сопровождении многих христиан, включая и своих пять сестер - Анастасии, Фото, Фотиды, Параскевы и Кириакии; все они ожидали мученических страданий, о чем были заранее извещены явлением им Самого Христа. По приказу Нерона все они были подвергнуты жестоким мучениям, особенно святая Фотиния, но по благодати Божией они не ощущали никакой боли и оставались невредимы. Тогда Нерон, не зная что еще с ними делать, приказал Виктора, Иосию и Севастиана ослепить и бросить в темницу вместе с Фотиной и ее сестрами.
Святые мученики пробыли в темнице три года. Однажды Нерон вспомнил о них и послал своих слуг проверить их. Вернувшись из темницы, слуги сообщили императору, что ослепленные галилеяне видят и совершенно здоровы, что сама темница светла, наполнена обильным благоуханием, и из места заключения стала местом для прославления Бога и святым домом, что много народа собирается к святым и принимает от них крещение. Услышав все это, Нерон пришел в ужас и ярость, и приказал святых мужей распять вниз головой и бить ремнями пока не распадутся их тела, что и было исполнено, а затем оставить их висеть три дня. На четвертый день пришли посланные императором слуги посмотреть, живы-ли еще мученики, и когда увидели их еще живыми, то немедленно ослепли. В это время ангел Божий сошел с неба, отвязал святых и сделал их совершенно здоровыми. Тогда святые помолились над ослепшими царскими слугами и те прозрели. Уверовав, они крестились и стали последователями святых мучеников.
Нерон, узнав об этом, сильно разгневался и призвал к себе Фотину, приказав содрать с нее кожу и бросить в колодец. Затем он приказал привести ее пятерых сестер и с них тоже содрать кожу, а после этого повелел всем мученикам отсечь головы. Святую же Фотину вынули из колодца и еще долго мучили, уговаривая принести жертву идолам, но Фотиния плюнула в лицо императору и посмеялась над ним, за что снова была брошена в колодец, где она и предала свою душу Богу.

Светлана (Свитлана) - одно из поздних православных имен. Впервые упоминания появились в литературе XIX века. А. Х. Востоков включил его в один из своих романсов, несколько лет спустя, эстафету подхватил В. Жуковский, назвав так балладу. Однако происхождение имени уходит вглубь веков.

Святые именины

Распространилось имя Светлана (по церковному при крещении Фотиния, Фатиния, Фотина) только в XX веке. Существует мнение, что Фотиния стало производным от мусульманского Фатима или Фатина. Именины Светланы празднуют три раза:

В любой из этих дней можно поздравить любимую Свету именной открыткой, подарить маленький подарок или устроить сюрприз.

Имя имеет славянское происхождение . Существует мнение, что оно произошло от «свытлань», «светлань», «светлад» и дословно означает светлая земля. Также его трактуют, как «свет Земли». Могло оно обозначать и дословное значение: светловолосая, светлокожая или добрая, открытая.

Светлана - имя, которое долго использовалось, как художественный образ, либо в качестве названий кораблей и других объектов. Дело не в популярности имени, а в том, что оно отсутствовало в святцах. Православие не включило имя в перечень для имянаречения. В 30-х годах XX века имя стали использовать для наречения младенцев. С приходом коммунистов не стали предавать особого значения святцам. Сам вождь И. Сталин назвал дочь Светой.

В 1943 году имя внесено в церковные святцы и стало использоваться при крещении. Однако крестить младенцев продолжали именем Фотиния. Разница между именами уберегает младенцев от зла и сглаза. Крещеный младенец имеет, как правило, два имени .

Пик популярности пришелся на 50−60-е года прошлого века. В годы развития коммунизма имя приняло идеологический характер: путь в «светлое будущее».

В других культурах также встречаются имена с аналогичным значением, например, итальянское имя Кьяра (Chiara), немецкое - Клара (Klara), итальянское - Лючия (Lucia), Фиона (Fiona) кельтского происхождения, еврейское Лиора, а в древнегреческом языке - Фаина и Евлампия.

Особенности характера и судьба

Как известно, как корабль назовешь, так он и поплывет. Имянаречение влияет на то, какой характер будет у человека. Это светлые и легкие личности, с непростым характером. Это женщины с авторитарным характером, которые любят и умеют руководить другими. Однако она не умеет владеть собой в стрессовых ситуациях, поэтому ее судьба сложна и полна переживаний.

Как рыба в воде, чувствует себя в мужском коллективе, а вот с женщинами ей приходится нелегко.

Если говорить о личной жизни, то она всегда трагична. Светлана не умеет контролировать свои эмоции, она недоверчива и подозрительна к представителям противоположного пола. Поэтому несмотря на свою природную красоту ей трудно построить счастливую семейную жизнь. Но число ее поклонников впечатляет.

Она очень любит детей. Для Светы семья - это центр вселенной. Это прослеживается, как в раннем возрасте (она зависит от родителей и родных) и в позднем (ее семья зависит от нее).

Это трудолюбивый человек, который берется за любую работу. Она с легкостью меняет профессии, наиболее подходящими для нее будут специальности с творческим стержнем, например, дизайнер, музыкант, артист.

Сегодня это одно из распространенных женских имен. Среди известных носительниц имени:

И это далеко не полный список гениальных обладательниц этого имени.

Среди многих женских имен присутствует и имя славянского происхождения Светлана, которое означает светлая и чистая. Именины Светланы по православному календарю отмечаются дважды. 26 (13) февраля - день памяти преподобной Фотины (Светланы Палестинской) и 2 апреля (20 марта) - преподобной мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни Римской.

Именины Светланы. Жизнь святых

История жизни этих двух святых поражает. По Евангелию преподобная мученица Фотина однажды беседовала с Иисусом, повстречавшимся ей возле колодца Иаковлева.

Отмечая именины Светланы, необходимо знать историю святых с этим именем, которые свою жизнь посвятили служению вере во Христа.

Фотина жила в Карфагене вместе с младшим сыном Иосией, и там проповедовала Слово Божие. В это же время ее старший сын Виктор состоял в римских войсках и воевал против варваров. За хорошую службу его отправили военачальником в Атталию, город в Малой Азии, где он обратил в свою веру градоначальника святого Севастиана и его слуг.

Преподобная мученица Фотина Римская

Слухи эти дошли до императора Нерона, в то время были страшные гонения на христиан, и тогда он приказал доставить этих проповедников христианских к нему в Рим. Но сам Господь явился к своим людям и сказал: «Я не оставлю вас, Нерон будет побежден, и все, кто ему служит».

Святая Фотина тоже была извещена Спасителем о том, что им предстоит принять мученическую смерть во имя веры. Она присоединилась к святым проповедникам и вместе с ними отправилась в Рим. Там император повелел им отречься от Христовой веры, но они этого не сделали. Тогда было приказано раздробить им кисти, но святые люди боли не чувствовали, а руки Фотины не пострадали. Следом Нерон приказал ослепить святых Севастиана и Иосию и бросить их в тюремный подвал. А святую Фотину вместе с ее сестрами, которых было пять, отправить под надзор своей дочери Домнины в императорский дворец. Святая Фотина обратила Домнину и ее служанок в веру во Христа, а также слугу, который принес им отравленное питье.

Через три года Нерон вспомнил про ослепленных им святых мучеников и послал за ними слуг, которые, вернувшись, рассказали, что те живы и здоровы и даже в тюрьме продолжают проповедовать Христа. Как только ни мучил святых Нерон, но они оставались живыми, в итоге им отсекли голени, с живых содрали кожу и кинули в колодец. Сестрам Фотины тоже была уготовлена мученическая смерть.

Со святой Фотины также содрали кожу и кинули в колодец, потом ее оттуда вытащили и держали в темнице 20 дней. Нерон думал, что после таких страшных пыток она отречется от Христа и принесет жертву идолам, но она отказалась, и поэтому опять оказалась в колодце, где и погибла. Было это где-то в 66-м году.

Именины у Светланы по церковному календарю

История преподобной Фотины (Светланы) Палестинской тоже удивляет и восхищает. Все началось с преподобного Мартиниана, который с 18-ти лет жил в пустыне недалеко от города Кесарии Палестинской. 25 лет жил он в подвижническом подвиге и полном безмолвии, но враг посылал ему всякие искушения. Однажды соблазнить его в ночной час под видом странницы пришла женщина, но святой не поддался искушению. Эта женщина в итоге раскаялась и стала монахиней монастыря святой Павлы, ее звали Зоя.

Преподобная Фотина Палестинская

После этого случая святой Мартиниан стал жить на скалистом необитаемом острове. Пищу ему привозил корабельщик. Однажды во время шторма волны вынесли к берегу обломки корабля и девицу Фотинию. Монах-отшельник оставил девице хлеба и воды и попросил, чтобы она дождалась корабельщика, а сам поплыл по морю, и два дельфина помогли ему выплыть на сушу. С тех пор он стал странствовать.

А блаженная Фотиния не захотела покидать остров, приняла на себя подвижнический подвиг и прожила там 6 лет, где и скончалась. Корабельщик, который привозил ей пищу, ее и обнаружил. Тело ее он перевез в Кесарию Палестинскую, где ее похоронили с честью. Именины Светланы (святой Фотинии Палестинской) и Зои отмечают в один день - 2 апреля (20 марта).

Вопрос: «Умерла девочка 6-ти лет, крестили ее Светланой. Действительно ли разрешено теперь крестить со своими именем, а не Фотинией, как раньше?»

Ответ: Вопросы, связанные с именем при Крещении задаются довольно часто. Причина тому – некоторое недопонимание, которое существует среди прихожан. Есть мнение, что при Крещении человеку дается какое то «тайное, церковное» имя, которое надо называть только в Церкви. Конечно, это не так. В Таинстве Крещения присутствует чин наречения имени, которое священник, по согласованию с родителями, возглашает, налагая на малыша руку. Дело в том, что по учению Церкви, к каждому христианину при его Крещении приступает ангел – хранитель, присутствующий рядом с ним всю жизнь. Однако есть благочестивая традиция, согласно которой если младенец носит имя кого-то из угодников Божиих, уже прославленных в святости, то кроме ангела-хранителя, ему споспешествует в жизни еще и небесный покровитель, имя которого он носит. Важно понимать, что младенца крестят не «во имя» того или иного святого. Крещение может быть совершено только во имя Пресвятой Троицы, как заповедал нам Спаситель: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,» (Мф 28:19). Наличие небесного покровителя не возникает «автоматически», это не «механическое колдовское действо». К тому святому, имя которого носит малыш надо еще обратиться, «познакомиться» с ним, почитать его жития, узнать каким подвигом он прославлен в сонме угодников Божиих. И обязательно молитвенно обратиться к нему. Конечно, святые угодники всегда готовы прийти нам на помощь, но надо, чтобы человек попросил об этом, сказал, что помощь действительно нужна ему. Для обращения ко святым есть молитвы, акафисты, особенно хорощи Каноны ко святым. И конечно, должна быть икона своего небесного покровителя, чтобы нам знать, видеть к кому мы обращаемся.

Что касается того, можно ли давать при Крещении такие имена, которых нет в «Святцах», то каких либо строгих канонических соборных запрещений этому нет. Однако, на наш взгляд, разве плохо, если у новокрещеного малыша появится небесный покровитель, заступник, к которому можно обратиться в трудную минуту за молитвенной помощью и советом. Важно лишь, чтобы это обращение действительно было, и было осознанным. Поэтому в Русской Церкви (именно в Русской, в других Православных Церквах, скажем в Грузинской, Сербской, Греческой такой традиции нет), существует многовековая благочестивая традиция называть новокрещеных теми именами, которые носят святые угодники. Поэтому при Крещении священники обычно следуют этой традиции.

Наиболее часто этот вопрос возникает в связи с русским именем «Светлана». На наш взгляд здесь имеет место некая путаница. Имя «Фотинья» (Фотиния, Фотина), греч. Φωτεινή», является лишь переводом на греческий имени Светлана, или, скорее, наоборот, имя «Светлана» - перевод с греческого на русский имени Фотинья. Мы считаю, что это одно и тоже имя, просто произнесенное на разных языках, а не разные имена. Церковное Предание доносит до нас, что это имя носила Самарянка, с которой Спаситель говорил у колодца, (Ин 4:4-42). С древних времен она поминалась как Фотиния, затем в 19-м веке имя перевели и появилась «Светлана», но это одно и то же имя. Сейчас в издающихся церковных календарях это разночтение устранено, и так и указывается: «Фотина (Светлана) Самаряныня Римская» или «Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская». Поэтому поминать можно и с так и так, повторим, это одно и то же имя.

Вообще, предаваясь излишне рассуждениям на тему «как правильно поминать, как написать, где точку поставить и т.д.» мы тем самым выражаем подспудно недоверие Богу и нашей Святой Церкви. Господь же ведает все наши имена, все о нас, грешных, «у вас же и волосы на голове все сочтены;» (Мф 10:30), так говорит Спаситель. Поэтому храни, Господи всех наших Светлан, Фотиний, Фотин, живых и усопших!

Иерей Михаил Макаров

Вопрос: «Умерла девочка 6-ти лет, крестили ее Светланой. Действительно ли разрешено теперь крестить со своими именем, а не Фотинией, как раньше?»

Ответ: Вопросы, связанные с именем при Крещении задаются довольно часто. Причина тому – некоторое недопонимание, которое существует среди прихожан. Есть мнение, что при Крещении человеку дается какое то «тайное, церковное» имя, которое надо называть только в Церкви. Конечно, это не так. В Таинстве Крещения присутствует чин наречения имени, которое священник, по согласованию с родителями, возглашает, налагая на малыша руку. Дело в том, что по учению Церкви, к каждому христианину при его Крещении приступает ангел – хранитель, присутствующий рядом с ним всю жизнь. Однако есть благочестивая традиция, согласно которой если младенец носит имя кого-то из угодников Божиих, уже прославленных в святости, то кроме ангела-хранителя, ему споспешествует в жизни еще и небесный покровитель, имя которого он носит. Важно понимать, что младенца крестят не «во имя» того или иного святого. Крещение может быть совершено только во имя Пресвятой Троицы, как заповедал нам Спаситель: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,» (Мф 28:19). Наличие небесного покровителя не возникает «автоматически», это не «механическое колдовское действо». К тому святому, имя которого носит малыш надо еще обратиться, «познакомиться» с ним, почитать его жития, узнать каким подвигом он прославлен в сонме угодников Божиих. И обязательно молитвенно обратиться к нему. Конечно, святые угодники всегда готовы прийти нам на помощь, но надо, чтобы человек попросил об этом, сказал, что помощь действительно нужна ему. Для обращения ко святым есть молитвы, акафисты, особенно хорощи Каноны ко святым. И конечно, должна быть икона своего небесного покровителя, чтобы нам знать, видеть к кому мы обращаемся.

Что касается того, можно ли давать при Крещении такие имена, которых нет в «Святцах», то каких либо строгих канонических соборных запрещений этому нет. Однако, на наш взгляд, разве плохо, если у новокрещеного малыша появится небесный покровитель, заступник, к которому можно обратиться в трудную минуту за молитвенной помощью и советом. Важно лишь, чтобы это обращение действительно было, и было осознанным. Поэтому в Русской Церкви (именно в Русской, в других Православных Церквах, скажем в Грузинской, Сербской, Греческой такой традиции нет), существует многовековая благочестивая традиция называть новокрещеных теми именами, которые носят святые угодники. Поэтому при Крещении священники обычно следуют этой традиции.

Наиболее часто этот вопрос возникает в связи с русским именем «Светлана». На наш взгляд здесь имеет место некая путаница. Имя «Фотинья» (Фотиния, Фотина), греч. Φωτεινή», является лишь переводом на греческий имени Светлана, или, скорее, наоборот, имя «Светлана» - перевод с греческого на русский имени Фотинья. Мы считаю, что это одно и тоже имя, просто произнесенное на разных языках, а не разные имена. Церковное Предание доносит до нас, что это имя носила Самарянка, с которой Спаситель говорил у колодца, (Ин 4:4-42). С древних времен она поминалась как Фотиния, затем в 19-м веке имя перевели и появилась «Светлана», но это одно и то же имя. Сейчас в издающихся церковных календарях это разночтение устранено, и так и указывается: «Фотина (Светлана) Самаряныня Римская» или «Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская». Поэтому поминать можно и с так и так, повторим, это одно и то же имя.

Вообще, предаваясь излишне рассуждениям на тему «как правильно поминать, как написать, где точку поставить и т.д.» мы тем самым выражаем подспудно недоверие Богу и нашей Святой Церкви. Господь же ведает все наши имена, все о нас, грешных, «у вас же и волосы на голове все сочтены;» (Мф 10:30), так говорит Спаситель. Поэтому храни, Господи всех наших Светлан, Фотиний, Фотин, живых и усопших!

Иерей Михаил Макаров