Что же такое стигматы? Стигматы. Что это такое

Мой добрый знакомый из Флоренции, Марко, собирался жениться на очаровательной украинке Ане. Они знакомы уже давно и фактически живут в гражданском браке. Свадьба должна была состояться еще в прошлом году. Но, очевидно, високосный год, которого многие справедливо опасаются, дал о себе знать. Теперь торжество намечено на июнь этого года, а я молю Христа, чтобы он даровал благодать и возможность соединиться двум любящим сердцам в лоне святой Церкви.

Но что же произошло в 2012 году? Почему свадьбу перенесли? Дело в том, что у Марко месяца за два до торжества появились странные раны на руках и ногах.

Иногда из них сочилась кровь. Но особенно необычным было то, что открытые раны не беспокоили Марко и боли он не испытывал.
Врачи осматривали Марко и разводили руками. Диагноз поставить не мог никто.

Наконец, один из старых врачей во время консилиума произнес слово «стигматы».

И тут все как будто встало на свои места, но по большому счету ничего не прояснилось. Ибо до сих пор ни наука, ни религия не могут дать простой и ясный ответ: какова причина появления стигматов - кровоточащих ран, открывающихся именно на тех участках тела, где были раны у распятого Иисуса Христа: кисти, ступни, голова, подреберье…

Крестные страдания

Вспомним: руки и ноги Иисуса Христа были пробиты гвоздями, когда Его прибивали к кресту. Надетый на голову Спасителя терновый венец царапал лоб. Один из римских легионеров проткнул Ему копьем грудь, и в этом месте осталась глубокая рана.
Стигматы могут иметь вид кровавых ран («стигматос» в переводе с греческого - «знаки», «раны», «язвы») на ладонях, словно в них забивали гвозди… Иногда такие же раны появляются на ступнях.
Некоторые носители стигматов имеют раны на лбу, напоминающие уколы и царапины от тернового венца, другие - кровавые полосы на спине, как следы бичевания.

Я читал о стигматах, помогая Марко выстоять и понять: это благословение или проклятие? Аня постоянно была рядом с ним… Интересно, что местный священник настороженно отнесся к чуду, произошедшему с Марко. Падре обещал написать в Рим и собрать комиссию.
Но, очевидно, священники не спешили к жениху. А в последнее время стигматы у Марко уменьшились, но не исчезли совсем. Мы надеемся, что, как говорят русские, у Марко до свадьбы все заживет…

История стигматизма

Винченцо Фоппа. «Святой Франциск принимает стигматы»

Тем не менее я начал собирать сведения о столь необычном явлении. Оказывается, вот уже в течение восьмисот лет на телах некоторых христиан (преимущественно католиков), да и других людей появляются стигматы, знаки страданий Христовых.

Но возникает вопрос: а кто же был первым из стигматиков? Очевидно, сам апостол Павел. В Послании к Галатам апостол говорит: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Это можно понимать и буквально, и в переносном смысле. Но вот у выдающегося мыслителя Франциска Ассизского стигматы точно были. Искренне уверовавший в Христа, он в 1224 году основал францисканский монашеский орден. А вскоре после этого в день Воздвижения Креста во время молитвы на горе Верна его посетило видение. Именно тогда в местах ран Христовых тело Франциска начало кровоточить.

И продолжалось это последние два года его жизни.
Дальше - больше. Оказывается, стигматы были описаны у сотен людей. После тщательных проверок врачами и священниками были отметены редкие симулянты, жулики. У подавляющего же большинства людей - верующих и неверующих - действительно появлялись стигматы.
В 1918 году двадцатилетняя Тереза Нойманн из городка Коннерсройт в Баварии пострадала на пожаре и оказалась прикованной к постели. В 1925-м у нее начались видения, а в следующем году ее ладони, ступни и лоб начали кровоточить каждую пятницу. Бывало даже, что девушка плакала кровавыми слезами.

Умерла Тереза в 1962 году. И стигматы у нее появлялись регулярно.
У десятилетней Клоретты Робертсон из Окленда (Калифорния) стигматы появились в 1972 году после просмотра фильма о Христе. Поскольку Клоретта была девочкой нерелигиозной, ее история подтвердила то, что появление стигматов возможно и у неверующих людей. Это доказали и события, произошедшие в 1932 году с американкой Элизабет, пациенткой психиатрической лечебницы, за которой наблюдал доктор Альберт Лечлер. После просмотра изображений распятия Христа она почувствовала легкое покалывание в ладонях и на ступнях. Вскоре на этих местах появились раны.

Интересно, что английский доктор Эрик Дингуолл достаточно долго собирал сведения о случаях появления стигматов. Например, он тщательно изучил историю Марии Магдалены де Пацци, впоследствии объявленной святой, стигматы у которой появились в 1585 году после того, как она всем сердцем приняла веру. Дингуолл утверждал, что в ее случае это просто нанесение увечий самой себе из-за фанатизма и мазохистских наклонностей.

Однако его предположения опровергает множество других случаев. Например, в 1918 году начали кровоточить стигматы итальянского священника, падре Пио.
Кровь у него сочилась постоянно, и закончилось это лишь со смертью священника в 1968 году.

Избранники Божьи

Отец Пио обладал уникальными способностями

Тысячи людей веруют, что стигматы - дар Божий. Но есть и другое мнение: одна из теософских школ считает, что стигматы - знак сатаны. И все-таки среди верующих к стигматикам относятся как к избранникам Божьим. Известны многочисленные рассказы о способностях избранных стигматиков к левитации. Говорят, что от ран некоторых исходит чудесный аромат…
В Католической церкви есть течение, сторонники которого считают необходимым провозглашение святым упомянутого отца Пио. С ним связано немало сверхъестественных случаев. Очевидцы рассказывают о способностях падре к мгновенному перемещению за тысячи километров из одной точки планеты в другую. Случаи чудесных исцелений, которые творил отец Пио, по мнению его приверженцев, позволяют считать священника избранником Божьим.

Не обошлось без пришельцев

Ватикан обычно очень осторожно относится к случаям появления стигматов. Теологи, священники ждут, чтобы прошло время - иногда до ста лет - со дня смерти стигматика, чтобы Церковь могла провозгласить его блаженным или даже святым. Священники и медики тщательно изучают каждый случай появления стигматов, взвешивая все за и против.
Католическая церковь признает, что стигматы могут иметь чудесную, необъяснимую природу. Однако в большинстве случаев, по мнению отцов Церкви, причину появления стигматов нужно искать в области психиатрии. Ведь многие стигматики имеют явные признаки истерии, у них отмечались различные психические странности, склонность к самоистязанию, низкая самооценка и ненависть к самим себе.

Интересную группу стигматиков, как с удивлением узнал автор статьи, составляют те из них, кто объясняет происхождение своих ран контактами с инопланетянами. Один из наиболее известных стигматиков - итальянец Джорджио Бонджованни - рассказывает странные истории, представляющие собой эдакую смесь католицизма с уфологией, и объясняет происхождение своих стигматов влиянием пришельцев.

Верить в чудо

Стигматы - знаки страданий Христовых

Конечно, можно заявить, что люди с «больной головой» сами наносят себе раны, но проблема в том, что большинство стигматиков не помнят, когда и при каких обстоятельствах у них на теле появились раны. Это затрудняет работу исследователей. Существуют многочисленные доказательства того, что стигматы, как их ни лечи, вновь и вновь появляются на теле человека в одних и тех же местах.

Несколько экспериментов, проведенных итальянским доктором Марко Марнелли с известной носительницей стигматов Ло Бьянко, показали, что залеченные раны способны многократно появляться на ее руках вновь. Причем каждый раз, когда стигматы начинали проступать на ее теле, Ло Бьянко впадала в транс и видела в этом состоянии четки и крест.
Упомянутый отец Пио в трансе видел самого себя на кресте. Американка Этель Чапмен обрела стигматы на ладонях, будучи в больнице, где в бессознательном состоянии увидела сцену собственного распятия.
Состояние транса, в которое иногда впадают стигматики, позволяет некоторым исследователям предполагать, что стигматы (если речь не идет о намеренном травмировании самого себя) объясняются самовнушением. Вот только как это происходит?

Пока что и научные, и церковные эксперты считают, что однозначно объяснить феномен стигматизма нельзя.
Многие стигматы имеют «обычное» происхождение, но большинство случаев не поддаются объяснению. Это очень сложный феномен, и, возможно, со временем мы поймем природу стигматизма. А пока нам остается верить в чудо.

Стигматы (греч. stigma - пятно, знак) - психосоматический феномен (наряду с такими, как внушенный ожог, эффект плацебо, "чудесное исцеление" у верующих, др.), заключающийся в изменении кожно-мышечных покровов тела в форме определенных знаков, наблюдающийся на фоне экзальтированного состояния человека. Как правило, стигматы наблюдаются у фанатично верующих в форме крестов на теле или ран на руках и ногах, своим расположением повторяющих раны распятого Иисуса Христа.

О явлении стигматизации впервые рассказывается в жизнеописании Франциска Ассизского; за два года до смерти (1224) у него появились раны на местах, в которых Христос был пригвожден к кресту. Сохранились многочисленные средневековые описания данного феномена у верующих, одержимых религиозным экстазом, особенно в период Страстной недели. Также сохранились описания появления на теле человека очертаний комет во время их появления на небе. Заключение о невропатологической природе стигматизации было впервые вынесено в 19 веке на заседании Брюссельской академии после специального медицинского обследования некой Луизы Лато, прославившейся своими стигматами. Явление стигматизации чаще обнаруживается у истеричных женщин, лиц, истощенных аскетическими упражнениями и подверженных кровоизлияниям. Стигматы толковались и как истерические превращения. В соответствии с представлениями З. Фрейда при истерическом превращении вытесненные сексуальные мысли и влечения находят свое замещающее выражение в изменении физических функций. В физическом симптоме происходит символическое преобразование бессознательных конфликтов и инстинктивных побуждений. Наряду со случаями стигматизации, имеющими психосоматическую природу, встречаются случаи, вызванные искусственными повреждениями и обманом.

А. С. Калашников

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от греч. stigma – точка), в христианском мистицизме – знаки на теле, шрамы или раны, соответствующие ранам распятого Христа. Стигматы располагаются на руках или ногах, возле сердца, иногда на голове (царапины от тернового венца) или плечах и спине (ссадины от креста и следы...

Энциклопедия "Религия"

СТИГМЫ, стигматы (греч. "клеймо, укол, рубец, знак, пятно") - покраснения на коже, кровавые подтеки, язвы, непроизвольно возникающие на телах искренне верующих людей в тех местах, где, согласно Библии, у распятого Иисуса Христа находились раны от тернового венца и гвоздей....

История

Принято считать, что впервые стигматы появились у святого Франциска Ассизского в 1224 году . Согласно биографам святого Франциска стигматы были ему дарованы в день Воздвижения Святого Креста во время молитвы на горе Верне. С этого момента Католическая церковь насчитывает более 300 случаев появления стигматов, признанных Церковью подлинными.

Святая монахиня доминиканского ордена Екатерина Сиенская обрела стигматы во время визита в Пизу , 1 апреля 1375 года. Но в отличие от более типичных случаев, у неё не проступала кровь, это были «незримые стигматы». После её смерти и канонизации представители францисканского ордена выдвинули протест, поскольку в этом она «конкурировала» с их основателем св. Франциском. Поэтому в 1471/72 году папа Сикст IV специальной буллой запретил писать её со стигматами по причине противостояния между францисканцами и доминиканцами. Папа Урбан VIII в 1630 году отменил этот запрет, указав впрочем, что стигматы не должны быть показаны кровоточащими .

В XX веке большую известность в католическом мире приобрели стигматы итальянского капуцинского монаха Пия из Пьетрельчины .

Описание

У некоторых стигматиков раны кровоточат постоянно, у других - периодически. В отличие от обычных ран стигматы не поддаются лечению, но и не приводят к осложнениям, они могут оставаться неизменными на протяжении множества лет. Чаще всего стигматы образуются в местах «пяти ран Христа»: на ладонях (запястьях), ступнях и в боку, однако иногда они проявлялись и на других частях тела (следы тернового венца на лбу, след от креста на плече и др.).

Исследования

Католическая церковь однозначно признаёт чудесный характер стигматов, однако для отсечения случаев шарлатанства все случаи появления стигматов тщательно изучаются, причём с привлечением независимых медиков . Исследователи-материалисты либо обвиняют носителей стигматов в обмане (историк Серджио Луццато заявлял, что Пио из Пьетрельчины сделал себе стигматы фенолом ), либо объясняют их появление самовнушением и неврозом на религиозной почве .

Известные носители стигматов

  • Мария Иисуса
  • Рита из Кашии
  • Тереза Нойманн
  • Марта Робэн

Литература

  • А. Гуревич. Культура и общество средневековой Европы глазами современников ; там же: Св. Бонавентура. «Legenda maior»: Глава XIII. О святых стигматах; П. Динцельбахер. Мистика.
  • Раймон Пейрэ. "Тайна Марты. Очерк жизни Марты Робэн. - М., Истина и Жизнь, 1996. - 112 с.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Стигматы" в других словарях:

    - «СТИГМАТЫ» (Stigmata), США, MGM, 1999, 102 мин. Мистика У парикмахерши Френки вдруг появляются стигматы раны. Чтобы разобраться в ситуации, из Ватикана приезжает отец Эндрю, который начинает понимать, что высшее духовенство скрывает правду о… … Энциклопедия кино

    - (греч.). Знаки, клейма, которые выжигали железом в древности рекрутам и как позорное клеймо беглецам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТИГМАТЫ знаки, которые клались в древности на левое плечо воина … Словарь иностранных слов русского языка

    СТИГМАТЫ, в католическом мистицизме отметины или раны на человеческом теле, соответствующие ранам Христа. Обычно их пять на руках и ногах и близ сердца, иногда добавляются отметины на голове, как бы от коронования терновым венцом, на спине и… … Энциклопедический словарь

    СТИГМАТЫ - СТИГМАТЫ, см. Истерия … Большая медицинская энциклопедия

    Стигматы - промоутеры христианства утверждают, что имели место случаи появления на теле верующих ран на местах, соответствующих ранениям Иисуса Христа; сообщалась о ранах, открывавшихся каждую пятницу и через один два дня затягивавшихся, о крови, которая … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Стигматы - ♦ (ENG stigmata) (греч. уколы остроконечного инструмента, лат. знаки) в христианской истории знаки, появляющиеся на теле верующих людей в местах, соответствующих ранам, нанесенным Христу, на руках, ногах, в боку. Известным стигматиком был… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Стигматы. Стигматы Stigmata … Википедия

    Микеланджело Стигматы Святого Франциска, 1500 итал. Stigmate di san Francesco дерево, темпера. Сан Пьетро ин Монторио, Рим, Италия «Стигматы Святого Франциска» (итал. … Википедия

Люди-стигматики – одно из уникальных чудес, существование которых католическая церковь вынуждена была подтвердить.

С тех пор, как о стигматах стало известно всему миру, их то приравнивают к божественным отметинам или знакам Дьявола, то считают фокусом. Так какую же из этих точек зрения можно считать наиболее близкой к истине?

Что такое стигматы?

В Древнем Риме стигмами называли клейма, которые ставили на тела рабов или опасных преступников. Этот опознавательный знак помогал честным гражданам римского общества избежать риска взять на работу вора или сбежавшего от прошлого хозяина слугу. С греческого же языка слово «стигмы» переводится совсем в ином ключе – оно означает рану или укол. Именно в этом смысле сегодня оно и употребляется.

Стигматы – раны, язвы и кровоподтеки, вызывающие болезненные ощущения и имитирующие предсмертные ранения Христа. Ранее считалось, что они могут появиться только на теле католических подвижников и религиозных фанатиков. В современном мире все чаще фиксируются случаи появления ран у людей, имеющих мало общего с верой. Их и называют стигматиками. Поскольку происхождение отметин до сих пор считается мистическим, не все стигматики спешат заявить о себе.

История появления стигматов

При распятии на кресте у Иисуса были кровоточащие ранения на ладонях, ступнях, в области сердца и на лбу. Следы травм, полученных от гвоздей и тернового венца можно увидеть практически на любой иконе. Отпечатки крови в тех же местах были найдены и на Туринской плащанице – сомнений, в том, что перед смертью Спаситель истекал кровью, быть не может!


Первым носителем стигм считается апостол Павел. В Послании к Галатам можно найти фразу «ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём», сказанную им после смерти Христа. Впрочем, некоторые скептики считают, что Павел всего лишь подразумевал свои травмы от побиения камнями.

«Однажды камнями избивали. Это произошло в Листре во время первого миссионерского путешествия. Три раза меня били палками и я терпел.»

Вот и все, что известно о тех побоях.


Первое документально подтвержденное появление стигм, которое уже нельзя подвергнуть сомнению, произошло с мыслителем и католическим святым Франциском Ассизским. Уверовав в Бога, он основал монашеский орден и решил воздать Господу молитвы. Во время их чтения на горе Верна в день Воздвижения креста в 1224 году его и настигло кровотечение на месте ран Христовых.

«Ладони рук и ступни ног, казалось, были проткнуты в середине гвоздями. Эти следы имели круглую форму на внутренней стороне ладоней и удлинённую форму на тыльной стороне, а вокруг них - рваная плоть, как языки пламени, загнутые наружу, как если бы в ладони в самом деле были вколочены гвозди.»

На закате жизни стигматы стали приносить Франциску серьезные физические страдания. Он тяжело болел, но все равно никогда не жаловался братьям в монастыре. Его современники вспоминали:

«Монахи видели, что Франциск покорно подверг себя врачеванию железом и огнем, причиняющему в сто раз более острую боль, чем сам недуг. Но они видели, что он никогда не жаловался. В последние годы от него остались кожа да кости, на руках горели стигматы, его целыми днями рвало кровью.»

Один простодушный брат сказал ему: «Отец, умолите Господа, чтобы Он избавил вас от этих невыносимых болей и скорбей».

Последние два года жизни Франциска прошли под знаком интереса к святому со стороны верующих. Особенно удивляли паломников «невидимые гвозди» в его ладонях. Отверстия были отчетливыми и если кто-то давил на одно из них с одной стороны руки, то на другой появилась свежая рана. Ни один врач не мог объяснить происхождение повреждений.


С XIII века по наши дни было зафиксировано минимум 800 случаев возникновения сигмат у людей. Из них католическая церковь согласилась признать только 400 свидетельств.

Кто достоин стать стигматиком?

Первоначальная теория священников о том, что отметки удостаивают своим появлением тех, кто верит в существование Бога, провалилась, когда стигматы стали беспокоить атеистов, проституток и убийц. Тогда служителям церкви пришлось с сожалением согласиться с тем, что Бог не выбирает людей для демонстрации своих чудес. В 1868 году 18-летняя дочь бельгийского рабочего Луиза Лато стала жаловаться на галлюцинации и жуткие сновидения. Затем каждую неделю на ее бедрах, ступнях и ладонях стали появляться спонтанные кровотечения. Многократно тщательно осмотрев Луизу, медицинская академия Бельгии была вынуждена дать название новому диагнозу «стигматизация». Никаких изменений в состоянии здоровья девушки, никогда не посещавшей церковь, замечено не было.


За столько веков Ватикан собрал множество свидетельств кровотечений и составил любопытную статистику. 60% людей, носящих стигматы, все-таки являются католиками по вере. Большая часть из них проживает в Греции, Италии, Испании или Сербии. Реже всего стигматы можно заметить у жителей Кореи, Китая и Аргентины. 90% из тех, кто перенял на себя часть страданий Иисуса – женщины разных возрастов.

Самые любопытные случаи

В 2006 году весь мир узнал о стигматике Джорджио Бонджованни из Италии. Джорджио объездил всю Европу – и в каждой стране находились врачи, желавшие его обследовать. Журналистов и медиков итальянец принимал в гостиничном номере – у него не было сил, чтобы встать с кровати. Помимо привычных стигм на кистях у него проявился кровавый крест на лбу. Предвестником случившегося с ним стало явление Богородицы, приказавшей Бонджованни ехать в португальский город Фатиму. Там у Джорджио и открылись язвы на теле. Во время медицинских исследований врачи с удивлением отмечают, что кровь мужчины пахнет розами. Стигматик называет себя пророком и утверждает, что Иисус скоро вернется на землю, чтобы совершить Справедливый Суд.

В 1815 году в той же стране родилась девочка Доминика Лазари, предназначение которой оставляет больше вопросов, чем ответов. С детства ее преследовал злой рок: в 13 лет несчастная осиротела и с горя отказалась от еды. Спустя несколько месяцев, когда она начала понемногу возвращаться к нормальной жизни, кто-то из родственников в шутку запер Лазари на мельнице, где они просидела без света всю ночь. От страха у нее начались эпилептические припадки и Доминику парализовало. Принимать пищу она так и не стала: любая еда вызывала у нее приступ сильнейшей рвоты.

В 20-летнем возрасте у лежачей больной на ладонях появились «символы Христа». В каком бы положении не находились ее руки, кровь текла по направлению к пальцам: создавалось впечатление, что она будто прикреплена к незримому кресту. Перед смертью на лбу у Доминики появился след от тернового венца и тут же исчез. Она скончалась в возрасте 33 лет.


Страдания Доминики Лазари выглядят не такими ужасными на фоне тех, что переживала Тереза Нойман. В 1898 году в Баварии родилась девочка, которой было суждено пережить страшный пожар в 20 лет и получить сотрясение мозга при падении с лестницы. Проведя в постели в парализованном состоянии 7 лет, она регулярно слушала слова докторов о том, что никогда не сможет ходить.

В 1926 году Тереза встала, вопреки их прогнозам, и к ней вернулось зрение, потерянное из-за ожогов. Исцелившись от одних болезней, она тут же приобрела новую: на теле Нойман возникли ранения-стигматы. С того самого дня каждую пятницу до своей смерти в 1962 году она впадала в забытье. Снова и снова Тереза переживала день распятия Христа на Голгофе. Отметины начинали кровоточить, в субботу кровь останавливалась, а через неделю все повторялось опять.


Православная церковь расходится с католической во всем, что касается стигмат. Во времена Средневековья представители православия первыми инициировали охоту на ведьм, посчитав кровоточащие раны стигматиков «метками Дьявола». Спустя века католическая церковь признала ошибку и подтвердила, что стигматы – проявление божественного начала. Но все ли верующие согласятся с ними?

Одной из самых больших человеческих трагедий является казнь Спасителя. Римские легионеры вошли в историю как палачи Христа. Кровавые раны на голове от тернового венца, а также на руках и ногах от гвоздей, коими Спаситель был прибит к кресту, а также рана на груди, нанесенная копьем одного из мучителей, свидетельствуют о жестокости тех, кто принял решение и тех, кто выполнил приказ.

Первое упоминание о возникающих отметинах или ранах на теле человека, которые точно соответствуют ранам, полученными Христом, появилось во времена папы Александра IV, который удостоверил их наличие на теле Франциска Ассизского. Легенды говорят, что во время праздника Воздвижения Святого Креста, святому Франциску было видение о явлении ангела, который лучами света иссек стигматы на теле священнослужителя. В некоторых источниках есть упоминание о том, что святой Павел «после распятия Христа обрел раны, как и Иисус».

На сегодня о появлении знаков страданий Христа на своем теле заявили около 300 человек, но католическая церковь признала только 60 из них. Эти раны получили и свое наименование - стигматы (стигма по-гречески - «рана», «укол»). Некоторые носители стигматов имеют раны на спине (аналогичный следу от бичевания у Христа), раны на лбу, напоминающие царапины и уколы от тернового венца.

Существует несколько форм проявления стигматов. Первая - внешняя. К внешним формам относятся кровоточащие раны на лбу, ногах, руках, на боку под ребрами, отметины на плече (как от ношения тяжелого креста), следы бичевания, а также графические изображения на любом участке тела (например, в виде креста). Так, например, в 2002 году у католического священника из Загреба появился на лбу стигматический знак в виде креста.

Вторая форма - внутренние. Такие стигматы наблюдать достаточно сложно. Например, внутренние стигматы были обнаружены при вскрытии медиками тела Е. Савеллы в 1691 году - на его сердечной мышце было изображение в форме распятия.

Месторасположение стигматов не всегда совпадает с расположением ран на теле Христа. В нескольких случаях они возникали как бы в инвентированном виде (зеркальном отражении). Это можно объяснить тем, что восприятие ран происходило как зрительный образ, находящийся прямо перед верующим.

Еще удивительный факт - медикам до сих пор не удается добиться положительного результата при лечении стигматов. Но все отмечают, что, несмотря на постоянную кровоточивость ран, они издают слабый запах духов.

Существует несколько версий причин появления стигматов. Первая относится к временам XI-XII века, когда особенно обострились споры по поводу человеческой природы Христа. Именно в это время появились сведения о случаях проявления стигматов. Вторая теория связана с желанием церкви принять факт появления стигматов как возможность укрепление веры мирян. Верующим давали понять, что Иисус всегда рядом с ними, т.е. «сам пасет свое стадо». Следующая гипотеза причин распространения стигматов связана экспрессивностью разнообразных форм изобразительного церковного искусства, когда изображения кровавых сцен распятия Христа, усиленно воздействовали на эмоции верующих. Колоссальное психологическое воздействие на верующих оказывала не только живопись, но и скульптура и архитектура. Эти виды искусства, благодаря образно-наглядной форме, были доступны массам и воспринимались верующими как библейский текст, зашифрованный в архитектурных, скульптурных и живописных образах. Можно с уверенностью сказать, что скульптура и архитектура средних веков была «Библией в камне», живопись же выражала те же темы, только светом и красками. Вспомним такие замечательные шедевры как «Распятие Христа» Ганса Мемлинга, «Распятие» Дуччо, «Несение креста со Св. Вероникой» Иеронима Босха, «Распятие» Лукаса Кранах Старшего - они прекрасно дают понять психологию средневековых искусств. При изображении страданий Спасителя мастера очень детально изображали капли крови, раны и эмоциональное состояние - это способствовало огромному психологическому воздействию на верующих.

В Средневековой Европе католический храм представлял собой гораздо большее, чем место вознесения молитв. Соборы были местом, где сосредотачивалась вся общественная жизнь. Именно там читались лекции, заседал парламент, исполнялись театральные мистерии. Богослужения сопровождались прекрасной органной музыкой, которая очень сочеталась с архитектурой храма, что, несомненно, также сильно воздействовало на прихожан. Для некоторых верующих желание ощутить страдания Христа стало смыслом всей жизни, что стало полной победой религиозного мировоззрения над светским.

В 19 веке французский врач Амбер-Гурбе попытался систематизировать имеющиеся сведения о стигматах. Ему удалось описать 300 случаев, основываясь на исторических записях и информации своих современников. Однако сегодня большинство, описанных им случаев признаны недостоверными. Такая неудача была связана, скорее всего, с тем, что сам врач был католиком-фанатом и подходил к описанию случаев стигматов без тщательной проверки сведений.

Сегодня специалисты говорят о том, что за последние 800 лет имелось 406 случаев стигматизма - 68% носителей стигматов были католиками, а остальные являлись членами других религий. Чаще всего стигматы появлялись на теле жителей средиземноморского региона, но сегодня стигматы зафиксированы и у корейцев, и у японцев, американцев, канадцев и аргентинцев. В 90% стигматы появлялись у женщины. Значительная часть людей со стигматами являются членами религиозных орденов, в частности, францисканцев и доминиканцев. Люди со стигматами были различного возраста. Стигматы встречаются даже у маленьких детей. В качестве примера можно привести малышку Клоретту Робинсон из Окленла (США). Она воспитывалась в глубоко религиозной католической семье, очень любила читать Библию. В возрасте 10 лет у девочки проявились стигматы. На уроке по изучению религии у девочки из ступней, лба и груди пошла кровь. На медицинском осмотре было установлено, что девочка абсолютно здорова.

Также католики часто рассказывают об отце Пио, носившего стигматы. Этот священник обладал удивительными способностями: имел дар биолокации, мог мгновенно переместиться за тысячи километров, ходили легенды о случаях исцеления им людей. Все считали его избранником Божьим.

Официальный Ватикан очень настороженно высказывается по поводу возникновения стигматов на теле человека. В каждом случае к экспертизе привлекаются священники и медики, где принимаются во внимание все детали. Иногда проходит около ста лет после смерти стигматика, чтобы церковь признала и канонизировала его. Церковь признает, что стигматы имеют необъяснимую и чудесную природу. Многие католические священники полагают, что в источнике появления стигматов следует разбираться психиатрам, поскольку многие носители стигмат имеют выраженные признаки истерии, склонность к самоистязанию, имеют очень низкий уровень самооценки, граничащий с ненавистью к себе самому. Многие носители стигмат, объясняют их наличие контактом с инопланетянами.

Так, наш современник, носитель стигматов, итальянец Джорждо Бонджованни преподносит доверчивым слушателям рассказ, являющийся причудливой смесью уфологии и католицизма.

И хотя можно допустить, что люди с больной психикой в состоянии сами нанести себе раны, но интересно то, что большинство стигматиков не могут вспомнить, где и при каких обстоятельствах возникли раны на их теле. Есть свидетельства, что лечение стигматов не избавляет их носителей от ран - они снова появляются на тех же местах. Например, итальянский доктор Марко Марнелли длительное время пытался залечить раны носительницы стигматов Ло Бьянко. Всякий раз, когда стигматы после лечения начинали проступать на ее руках, женщина впадала в транс и, по ее словам, отчетливо видела перед собой крест и четки. Надо сказать, что отец Пио, о котором речь шла ранее, в трансе видел самого себя со стороны. А вот американка Этель Чапмен, имеющая стигматы в виде следов гвоздей на ладонях, при трансе видела сцену собственного распятия. Тот факт, что стигматики часто впадают в состояние транса, дало повод предположить, что стигматы имеют психосоматическую природу. Исследуя природу механизма появления стигматов, были сделаны следующие выводы - последовательность событий четко соблюдается практически во всех случаях: «религиозный экстаз – видения – стигматы».

Русская Православная церковь отрицательно относится к обсуждению стигматов. С точки зрения православия, появление стигматов на теле людей, является только механическим повторением ран Христа. А стигматы на теле людей рассматриваются как проявление гордыни, богохульством и происками дьявола. Эта позиция основывается на каноническом обосновании. Преподобный Нил Синайский говорил: «Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам - демонам».

Медицина рассматривает стигматы с точки зрения патологии или нормы. Специалисты считают, что кровоточивость стигмат имеет неврогенное происхождение и разделили их на два вида: первый имеет истерический и невропатический характер, а второй является имитационным (синдром Мюнхгаузена).

Первый вид встречается достаточно редко, поэтому и является мало изученным. Медики предполагают тесную связь патологии с истероидными реакциями и психопатизацией личности больного. Патология заключается в том, что больной в состоянии самостоятельно вызывать кровоточивость из неповрежденной кожи.

Второй вид был описан в 1951 году R. Asher. Суть его в том, что кровотечение (имитация) является проявлением нарушения психики и истерического невроза. Больные прибегают к помощи лекарственных средств или химических веществ, уменьшающих активность свертываемости крови. Также больные наносят себе повреждения каким-либо образом и, следовательно, кровоточащие раны являются результатом имитации.

Однако, несмотря на наличие фактов, вызывающих сомнения, верующие относятся к стигматикам, как Божьим людям. Этому способствуют многочисленные рассказы о необычных способностях стигматиков, умении левитировать, источать чудесный аромат и т.д. и т.д. Пока природа возникновения стигмат и источники удивительных способностей, носящих их людей, не будут определены, загадка стигматов останется не разгаданной.