Что такое неопалимая купина. Икона «Неопалимая Купина»: в чем помогает? Ин тропарь, глас той же

Икона Божией Матери «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина́» - одна из самых сложных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов - неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею.

Согласно книге Ветхого Завета «Исход», когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хорив, которая сегодня называется Синай, или еще гора Моисея, поскольку на этой горе Бог дал пророку Десять заповедей.

Моисей увидел Ангела Господня, явившегося из середины тернового куста, который горел, но не сгорал при этом, и пошел посмотреть на это чудо. И тут - услышал глас Божий, велевший ему не приближаться близко и снять обувь, ибо стоял Моисей на месте, которое было святой землей. Долго Господь говорил с Моисеем о его предназначении - вывести народ израильский из египетского рабства, Он наградил его даром чудотворения и пророчества, а поскольку Моисей не обладал даром красноречия, необходимого для возвещения слова Божия, то Бог назначил ему в помощники брата Моисея Аарона.


Монастырь Святой Екатерины - один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив)

На Синайском полуострове, у подножия горы Синай стоит монастырь Святой Екатерины , основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель, которая никогда не закрывалась. Ее насельники - греческие православные монахи. Там до сих пор произрастает куст этого удивительного растения.

На территории монастыря растет Неопалимая купина́ - куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. Считается, что это единственный куст терновника такого рода на всем Синайском полуострове...

По преданию - это и есть тот самый куст Неопалимой Купины . Это растение обладает удивительными биологическими особенностями. Ботаники относят его к семейству рутовых, русское название - ясенец, встречается на огромной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока, в частности, в Крыму. Его листья и ствол усеяны желёзками, испаряющими эфирные масла. Если поднести к нему огонек, когда стоит ясная и безветренная погода, то он вспыхнет сильнее и будто пробежится по веточке, не нанеся ей ущерба. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела!

В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить на месте неопалимой купины капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины» .


Куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на эту тему.

Богословское толкование

Неопалимая Купина. Конец XVIII в. Москва. Богоявленский Кафедральный Собор. Внизу иконы приведены слова из тропаря и дата поновления: "Не имамы иныя помощи. Не имамы иныя надежды, разве Тебе владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Твои бо ее мы рабы. Да не постыдимся. Возобновленъ въ 1835 апреля 2 день."

В Новом Завете Неопалимая Купина и события, связанные с нею, получили новое, более глубокое богословское толкование. Это очень важная параллель - Неопалимой Купиной мы почитаем Божию Матерь, как Невесту Неневестную - по непорочному зачатию Ею от Святого Духа, несущего Свет пламенный. Этот же Божественный Свет воссиял вкруг Её Сына на священной горе Фавор, как когда-то вокруг неопалимого куста на священной горе Синай, когда Бог-Отец говорил из него с Моисеем, ведь еще одно прежнее название монастыря святой Екатерины - Преображение.

Всю земную свою жизнь до Успения Она прожила в божественной чистоте, непопаляемой тем Божиим пламенем, о котором когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал, что «Бог сообщает горение, но не питается веществом» и сохраняет цельность духовного и телесного того, чего это пламя касается. Она приняла в Себя Святого Духа, и - оказалась нетронута Его пламенем, отжигающем каждую нечистоту, ибо Бог был в Ней.

Иконография

Значение иконы «Неопалимая Купина» заложено в ее иконографии. Это образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.


В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив (Исх.3:1-5). Неопалимая купина́ — это объятый пламенем, но несгораемый куст, истолкованный богословами как прообраз Богоматери и воплощения Сына Божиего .

Тот самый неопалимый куст с трудом, но можно увидеть в правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они раскрываются далее в сюжетах, представленных по краям иконы.

Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения или Оранты) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним.

Позднее, уже в XVIв., сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа.

Центр композиции - овальный медальон с изображением Богоматери - Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, которая и есть Сама - лествица, по которой проложен путь в небеса. Здесь же мы видим изображение палаты как дома Младенца Христа. Четыре зеленых луча обозначают купину, т.е. куст, четыре красных луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил — букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Она окружена архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью - символом Крови Спасителя. Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем - видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу - видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, - видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - лествицы с ангелами.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Чудотворные образы


Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Эта святыня была помещена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля . Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.


Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины» в Хамовниках , разрушенной в 1930 году, от которой осталось лишь имя в названии Неопалимовского переулка. Ее история связана со следующим преданием. Стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм.
Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечали, что в нем бывали очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами.

Замечательно событие с ризой этой иконы . В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В 1835 году церкви в Хамовниках был пожертвован еще один образ «Неопалимой Купины». На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Вместе с исчезновением храма эти святыни были также утрачены.

В новое время чудотворный образ «Неопалимая Купина» особенно прославился после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен. В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница - полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». С тех пор почитание иконы, а особенно ее Славянского списка в Воскресенском храме, укрепилось в этом краю и далеко за его пределами. 12 сентября 2008 года президент Украины подписал указ, установивший новый профессиональный праздник - день спасателя Украины - в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же
В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати cладчайшаго Госпо-да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро-ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла-гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За-ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро-вом милости Твоея Церковь Свя-тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае-мых грехами многими и не иму-щих дерзновения ко Христу Гос-поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося-ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон-чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де-ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико-лепное Имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило-сердие, во веки веков. А минь.

Программа из цикла "СВЯТЫНИ" - НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА.

Описание иконы Божьей Матери «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»:

В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая купина»

Молитва первая

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Бого­родице, нескверная, неблазная, не­тленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки вся­ческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие мило­сердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чре­ве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе при­бегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озло­бление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да по­стыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Влады­чице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сла­дость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во бла­го; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покровитель­нице всех, к Тебе прибегающих! При­зри с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго к чудотвор­ному лику Твоему: услыши мою смиренную молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит мрачную мою душу светом Божественныя благодати Своея, да из­бавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет мне тихое и мир­ное житие, здравие телесное и душев­ное, да успокоит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела, очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя ко исполнению заповедей Своих, изба­вит от вечныя муки и не лишит Свое­го Небеснаго Царствия. О, Пресвятая Богородице, Ты- «всех скорбящих Радосте», услыши и мя скорбнаго. Ты,- именуемая- «Утоление печа­ли», утоли и мою печаль. Ты - «Ку­пина неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных, огненных стрел врага. Ты- «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда и упование! Буди мне Покро­вительницею в жизни временной и вечной и Ходатаицею пред возлюб­ленным Сыном Твоим, Господом на­шим, Иисусом Христом.Научи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно чтити Тебе, Пресвя­тая Мати Божия, Преблагословенная Марие! Твоим святым молитвам вручаю себе до скончания дней моих. Аминь.

Молитва четвертая

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми мно­гоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоня­ющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой об­раз, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощ­ным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, ув­рачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосер­дия заступница, да всегда поем, вели­чаем и славим Тя, яко благую За­ступницу рода христианского, со все­ми угодившими Богу. Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купи­на, заступи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого ог­ня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая Купина»

Тропарь, глас 4

Иже в купине, огнем горящей и несгораемой, показавый Моисеови Пречистую Твою Ма­терь, Христе Боже, огнь Божества неопальне во чреве приимшую, и нетленну по Рожде­стве пребывшую: Тоя молитвами пламене страстей избави нас, и от огненных запалений град Твой сохрани, яко Многомилостив.

_____________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая Купина»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованней Деве Бого­родице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение, Ты же о, Богомати Купина нео­палимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Тво­его заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти: Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от Ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас земных и перстных возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческо­му. И аще недостойны есьми пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко Благая, не возгнушайся на­ших недовлеющих похвал: и яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любо благоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих: Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопально носив­шая; Радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая. Радуйся, силу адову пречи­стым рождеством Твоим упразднившая; Радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая. Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно по­служившая; Радуйся, Творца Небесе и земли безсеменно воплотившая. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 2

Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сго­равшую ужасеся, и се бысть Глас к нему Божественный от купи­ны: иззуй сапог от ногу твоею: место бе, на нем же ты стоиши, земля Свята есть. Сего послушая и мы смиреннии таинство воп­лощения Бога Слова от Пречи-стыя Девы, чудом неопалимыя Купины прообразованное, исповедуем и со страхом поклоняем­ся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может постигнуть таинство смотрения Божия, от сложения мира, искупления падшаго человечества пред-определившаго в Совете Пред­вечном Триипостаснаго Божества: обаче Духом Святым вдохнове­нии, святии Божии Пророци издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными, имущее совершитеся искупление рода человеча обето­ванным Искупителем. Ему же Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Материю Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе: Радуйся, огнезрачная Палато на Херувимах Седящаго; Радуйся, светоносная ложнице Серафимы Повелевающаго. Радуйся, одре Царя Великаго верху горы небесныя; Радуйся, Престоле одушевлен­ный обладающаго горними и дольними. Радуйся, киоте освященный Божества, Святая святых Боль­ший; Радуйся, стамно всезлатая, в ней же манна спасительная уготовася, плоть и кровь Божественнаго Агнца. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 3

Силою Всевышняго действуя, Владычице Преблагая, силу есте­ства огненнаго укрощаеши свя­тою иконою Твоею, и многая чудеса ею соделываеши во вселенной. Темже род христианский ублажает Тя гласы хвалебными и в бедах внезапных, наипаче же во время огненнаго запаления к Тебе молитвенно притекает,приемля помощь от Тебе благовременну. Сего ради благодарствен­но вопием прославльшему Тя Царю Славы Христу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея любовь велию к людям искупленным честною Кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистая, прияла еси от Него власть строити и покрывати род христианский: Ты бо грешником еси Споручница покаяния их пред Творцем, ненадежным Надеждо спасения, бедствующим Помоще скорая, погибшим Взыскание державное, и всякому ми­ру Покров. Тебе милосердой и благолюбивой Заступнице нашей за любовь любовию воздающе, смиренномудренно глаголем: Радуйся, Радосте всемирная, еюже слезы отъемлются от очес страждущих и скорбящих; Радуйся, прибежище благоотишное, в немже спасаются обуреваемии бурею страстей житейскаго моря. Радуйся, умолительнице все­могущая праведно движимаго на нас гнева Божия; Радуйся, пламень огня угаша­ющая росою молитв Твоих у Престола Вседержителя. Радуйся, от грома и молнии соблюдающая предстательством Твоим небесным; Радуйся, помощь Твою святую благовременно подающая всякой душе, верно Тебе молящейся. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 4

Буря огненная егда найдет на нас внезапно и пламень грады и веси наша обымет, тогда, Госпо­же Всемилостивая, ускори на по­мощь к нам безпомощным и иконою Твоею честною защити и избави нас от огненнаго наказания, егоже сотворихомся достойни грех ради наших, Тебе бо грешнии и имамы Заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и прославляюще силу молитв Твоих рождшемуся от Тебе Силу мира зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышим и видим чудеса велия от иконы Твоея бываемыя, Царица наша Всеблагая, юже да­ровала еси нам во утешение и защиту в несчастиях: се бо и всепоядающий огнь изнемогает в силе своей, пред силою благо­датною Твоего Пречистаго обра­за якоже многажды видехом и испытахом, неопалимою Купи­ною Тя именующе в изображении сего Твоего образа, и пред ним Тебе воспевающе гласы хва­лебными сице: Радуйся, Молитвенница неусы­пающая ко Христу Богу, на ми­лость к нам Его преклоняющая; Радуйся, кару Божию за безза­кония наша от глав наших от­водящая. Радуйся, ризою Твоею чест­ною от всяких несчастий нас сохраняющая; Радуйся, Матерним покровом щедрот Твоих жилища наша от огня и грома соблюдающая. Радуйся, Всемилостивая Услышательница гласов наших молебных в скорби и обстоянии; Радуйся, державная Скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 5

Боготечная звезда, икона Твоя всечестная: Богородице Дево, во всем мире чудес множеством благодатно сияет и просвещает души и сердца человеческия к познанию велия Твоего милосер­дия, имже род христианский покрываеши и заступаеши, яко Мати благосердная. О сем радую­щиеся благодарим Христа Бога, Тебе Матерь Свою по плоти и нам в Матерь по духу даровавшаго, и зовем Ему во умилении глубоцем: Аллилуиа.

Икос 5

Видим икону Твою, Владычи­це, яко воистину Купину нео­палимую, во огни несгорающую, и присутствием Своим жилища человеческия в пламени несгора­емыми соделывающую: Тебе бо дадеся благодать свыше, силу ес­тества во чреве Твоем неопально вместившей, сея же благодати и пречистый образ Твой причастен показася, тем же от верных нео­палимою Купиною наименовася, его же мы чествуем благолепно, и Тебе хвалебно вопием: Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах за нас у Престола Господня присногорящая; Радуйся, огнем любве Божия и наша хладная сердца воспламеняющая. Радуйся, сению молитв Твоих зной страстей наших прохлаж­дающая; Радуйся, в час скорби и недо­умения помыслы душеполезныя нам ниспосылающая. Радуйся, во время безпомощия нашего, егда бедствуем и не имамы помогающаго, на помощь к нам ускоряющая; Радуйся, в годину несчастий внезапных державною рукою Твоею от погибели нас исхищающая. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 6

Проповедует Церковь христи­ан чудеса Твоя, Богородительнице, иже песка морскаго и звезд небесных многая суть: от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы и несть града или страны идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исце­ление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя Святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи мило­сти и щедрот бедствующему и болящему человечеству. Сего ра­ди славословим Тя гласы песний духовных, и вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси в светолитии божественныя славы, Дево Богоотроковице, Младенца и Предвечнаго Господа Иисуса Христа на руку Твоею держащи, и ликом силы Ангельских окружаема, якоже Тя видим на иконе изобра­женную, Моисейскую неопали­мую Купину таинственно пронареченную, от нея же дары благодатныя верным даруеши, от огня и грома спасаеши, недуж­ные врачуеши, скорбящии утешаеши, и всем вся благая и душе­полезная ниспосылаеши, во еже пети Тебе гласы немолчными сице: Радуйся, о Ней же радуется и торжествует Ангельский собор и человеческий род; Радуйся, Еяже слава превосхо­дит похвалы земныя и небесныя. Радуйся, от горних высот всю вселенную Матернею любовию Твоею надзирающая; Радуйся, юдоль земную много­скорбную благодеянии Твоими посещающая. Радуйся, неисчетною благостынею Твоею не оставляющая презренныя и отверженныя; Радуйся, сердоболием Твоим от рова погибельнаго исхищающая безнадежных. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 7

Хотя Господь явити любовь Свою к людям искупленным Его Кровию, дарова нам в покров и защиту Матерь Свою Пренепорочную и сию сотвори прибежи­ще благоотишное всякой душе христианской, скорбящей и оз­лобленней, помощи и милости требующей. Ведуще убо о таком милосердом служении Твоему роду человеческому, Владычице Всеблагая, к Тебе очи наша в скорбех возводим, и руце молебно простираем, утешения от Те­бя единыя просяще, да спасеши нас предстательством Твоим от скорбей временных и вечных, и сподобиши на земле живых в радости святых пети Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно прославила еси чудесы икону Твою святую Купиною не­опалимую именуемую, Богородительнице Дево, еюже грады и веси от запаления огненнаго и молниеноснаго грому соблюдаеши и домы верных благословляеши, в них же чествуется благо­говейно Пречистаго лика Твоего подобие. Сего ради яко дар многоценен, образ Твой благодатный радостно приемлем, достодолж­ным поклонением почитаем, и Тя по долгу ублажаем благохвалении сими: Радуйся, алавастре врачевания на всяк недуг врачевство со­держащий; Радуйся, мироположнице бла­гоухания Христова облагоухавшая падшее человечество. Радуйся, узы греховныя разре­шающая кающимся грешникам; Радуйся, пленницы страстей сокрушающая подви-зающимся о чистоте. Радуйся, дев Младопитательнице и матерей тихое веселие; Радуйся, вдов Заступнице и сирот благосердное призрение. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избаляющая.

Кондак 8

Странно есть видети, яко ико­на Твоя, Владычице, на досце написанная и по естеству Своему огненному действу подверженная, силу паче естественную являет и присутствием Своим силу огня укрощает, все познавая силу Божию и Твоих молитв действо, величаем возвеличившаго Тя Зиждителя всяческих Бога, во отраду и утешение нам даровавшаго образ Твой чудотворный и им спасающаго нас от огненнаго запаления, да присно зовем Ему благодарственно и хвалебно: Ал­лилуиа.

Икос 8

Весь мир христианский славит имя Твое, Преблагословенная Марие Богородице, и всякому верному сладостно и утешитель­но взирати на Пречистаго лика Твоего подобие, имже обыкла еси являти многая и преславная чудеса. Се и мы смиреннии Твою святую икону видяще боголепно ей поклоняемся и с любовию ю лобызаем, чающе от нея помощи и заступления Твоего державнаго, наипаче во время безпомощия нашего, егда грех ради наших, огненное запаление на ны найдет внезапно, да спасаеми Тобою от погибельнаго пламени благодарными усты Те­бе вопием: Радуйся, нерукотворенная ски­ния Бога Слова, Херувимы пре­вышающая и Серафимы превос­ходящая святынею и чистотою; Радуйся, облаче легкий Солн­ца Правды, имже Небесный к темным прииде, да на Небо с Собою нас возведет. Радуйся, райския двери отверзшая падшему человечеству рождеством Твоим святым; Радуйся, Небо и землю во едино совокупльшая пети Тебе и Рождшемуся от Тебя немолчныя хвалы. Радуйся, Божественный Источниче, воду жизни источивший, от неяже пиющии к тому не умирают; Радуйся, Гроздь спасения воз­растившая благословенная лоза, вино безсмертия искапающая че­ловеком. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 9

Всяку похвалу превосходит слава Твоя, Преблагословенная и Препрославленная Матерь Госпо­да нашего: недоумевают бо и умы безплотнии пети Тя по достоянию, тем паче нам зем­ным и перстным сие неудобно есть, но любовию к Тебе побеждаемии, дерзаем приносити Тебе посильное пение, хвалы и благо­дарения за премногую милость Твою к роду человеческому, егоже возлюбила еси и ему же благотворити не престаеши, подвизая всяк возраст верных взывати Рождшемуся от Тебя Спасу Христу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии человеческия изнемо­гают постигнути велию тайну Твоего Приснодевства, Богородительнице, юже утаи Господь от премудрых века сего, верою откры смиренным и благоговей­ным, пытливаго испытания чуждым, от них же православно и несомненно до рождества и в рождестве, и по рождестве Дева проповедуешися. Приими убо, о, Мати и Дево, и наше о сем исповедание вседушевное и укрепи нас последовати Тебе житием непорочным и сердечною чистотою, да возможем благоугодно воспевати к Тебе песни сицевыя: Радуйся, крине белоснежный девства и чистоты, неувядаемо цветущий горе; Радуйся, к девству и чистоте, невидимо руководствующая жи­вущих доле. Радуйся, Материнство и девство в Себе чудно сочетавшая; Радуйся, во обою непорочно и свято Себя соблюдшая; Радуйся, иноческих ликов пред­водительнице в чистоте души и тела; Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 10

Спасение человеческое устрояя Един от Троицы воплотитися от Тебе изволи, Богоневесто Владычице естество человеческое про­славив сидением одесную Отца на Престоле Божества, яко Сын Единородный, Тойже и Сын Твой по плоти бысть и Тебе с Собою прослави славою превышшею всякия славы, еяже добро­тою осеняема, не забываеши милостивно род человеческий, но молитвенно предстательствуеши пред Творцем в Троице Единым, о всех верно поющих Ему славословия песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девственным ликам и иноческим соборам, Богороди­це Дево, всем усердно к Тебе в молитвах притекающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим: Тебе бо единей даровася от Господа благодать всемирнаго заступления, и верных в девстве и чистоте утверждения. Темже непорочнаго жития рачителие под Матерний покров Твой от бури страстей прибега­ют, и благоотишие душевное на­ходят, согласно Тебе взывающе: Радуйся, иноков и инокинь благочестивых изрядная Покро­вительнице и теплая к Богу о них Ходатаице; Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих всегдашняя По­мощнице, и в подвизех духовных Руководительнице. Радуйся, юных Наставнице целомудрия и воздержания; Радуйся, старцев благоговей­ных Упоение и Отрадо. Радуйся, домы и семейства христианския осеняющая благим Твоим покровом; Радуйся, всяк возраст верных сподобляющая Твоего благосерднаго попечения. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 11

Пение хвалебное приносит Тебе немолчно святая Христова Церковь, Всепетая Владычице, возвещающи милости Твои и чу­деса, имиже обогатися вся все­ленная. Воистину, кто бо яко Ты скоропослушлива есть к молит­венным прошениям нашим, но и самыя прошения обыкла еси предваряти, милующи и ущедряющи требующих помощи Твоея святыя, сяже не лиши и нас смиренных, в час сей поющих во славу имени Твоего, и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная Твоя икона, Богомати Пречистая, просвещает потемненныя грехами души наша сиянием Божественных чудес, в них же познаем Божия всемогущества силу и Твое милосердие неисчетное, присно готовое спо­собствовати нам в покаянии и обращении от злых дел на путь спасения. Молим убо Тебя, Все­благая, не остави нас заблуждати в дебрях грехов и страстей, но приведи к тихому пристанищу благочестнаго и Богоугодного жития, да возможем достойно приносити Тебе сия песнопенныя дары: Радуйся, не попускающая обладати им над нами насилием смертнаго сего телесе; Радуйся, яко бесы имени Тво­его Святаго боятся и трепещут. Радуйся, яко икона Твоя чест­ная всяку силу диаволю присут­ствием своим прогонит; Радуйся, подвижников благочестия укрепляющая в бранях духовных со врагами спасения человеческаго. Радуйся, в час кончины помогаялюбовь и веру к Тебеимущим: Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 12

Благодати Божия причастну исповедуем Твою святую икону, Богоблагодатная Дево, и светло торжествуем праздник ея явле­ния во образе со неопалимыя купины сея явльшися, тоежде и действо показует Своими чудесы, от огненнаго пламени сохраняющи и соблюдающи жилища наша Своим присутствием. Сию убо, яко щит и забрало, имуще Тебе, Помощницу нашу державную хвалами песненными ублажаем и Рождшемуся от Тебя Спасителю нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, Богородительнице, едину надежду и упование наше, проповедуем милости Твоя и не таим чудес Твоих, прославляем неисчетную благость Твою к ро­ду христианскому, благословляем имя Твое святое, еже воистинну миро излиянное есть любящим Тя, благоуханием духовным ис­полняющее благочестивыя души. Облагоухай убо и нас, Владычи­це, смердящих страстьми духов­ными и сподоби чистым сердцем и нескверными усты взывати к Тебе: Радуйся, миро источающая в сладостное и душеспасительное, имже умащаются сердца Боголюбивые; Радуйся, недуги душевныя и телесныя врачующая единым прикосновением к иконе Твоей святей. Радуйся, Водительнице Благая на путь Богоугождения и спасе­ния направляющая кающихся грешников; Радуйся, лествицею добродете­лей возводящая подвижников Христовых ко вратам Царствия Небеснаго. Радуйся, смиренных и тер­пеливых страдальцев венчающая утешением благодатным; Радуйся, изгнанных и гонимых безвинно услаждающая пред­вкушением блаженства райскаго. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, и неопалимая Купина от нас недо­стойных именуемая: вонми гласу молений и пений наших, пред святою иконою Твоею усердно Тебе возносимому, и теплою мо­литвою Твоею ко Господу огня временнаго и вечнаго избави нас, хвалящих имя Твое и про­славляющих чудеса Твоя, Сыну же Твоему и Богу нашему во­пиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

_____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Возле икон с утренними молитвами начинается, а с вечерними молитвами заканчивается день православного христианина. Их размещение в жилище не может быть случайным или подчиняться потребностям интерьера. Там, где находятся иконы, все должно быть подчинено одной цели - созданию духовного, молитвенного настроения.

Красный угол

В старину иконы по всей Руси ставили в красном углу - самом дальнем от входа, в пространстве между боковой и фасадной стеной. Он всегда был самым освещенным, потому что по обе его стороны находились окна.

Главным украшением красного угла был киот или божница - деревянная полочка с иконами и лампадкой. Довольно часто она была двухъярусной: внизу ставились новые иконы, а вверху - старые, «намоленные», передававшиеся в семье из поколения в поколение. Кроме икон, на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, веточки вербы, пасхальные яйца, Евангелие. Здесь же лежало перышко для обметания икон.

Как правило, в красном углу, кроме божницы, находился стол. Здесь отмечались все значимые события семейной жизни. За столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. В красном углу совершалось сватание, из красного угла невесту увозили на венчание в церковь. В красном углу совершались молитвы, с которых начиналось любое важное дело. Он был самым важным и почетным местом в доме.

Вечные принципы

Сегодня и не получится, да и нет смысла в точности воспроизводить традиционную систему размещения домашних икон. Важнее следовать не подверженным времени духовным принципам, которые должны ее определять.

Домашний иконостас должен быть подобием иконостаса церковного. Поскольку в церквях алтарь ориентирован на восток, то и в наши дни иконы лучше всего размещать на восточной стене - ведь именно с востока, согласно евангельскому пророчеству, состоится второе пришествие Христа: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). Располагая иконы на востоке, вы выражаете свою готовность встретить

Сына Божия.

Если вы живете в одной комнате и восточная стена занята, например, огромным окном, то что ж, ничего не поделаешь, размещайте иконы там, где есть место. Но в любом случае рядом с иконами не должно находиться никаких светских украшений - картин, календарей, плакатов, статуэток.

Теснота, в которой вынуждены жить многие, не позволяет завести, как у предков, специальную полочку-божницу. Не будет ничего плохого, если вы разместите иконы в шкафу, но только в этом случае рядом с ними не должны стоять книги светского содержания. Соседствовать с образами может лишь духовная или, в крайнем случае, близкая к ней литература, изданная по благословению Патриарха.

По возможности надо предусмотреть перед домашним иконостасом свободное пространство, чтобы члены семьи не мешали друг другу во время молитвы. Вместо прежнего большого стола в наши дни там часто ставят маленький переносной столик с книгами, необходимыми на молитве. В первую очередь это Псалтырь, Евангелие, молитвослов.

Перед иконами полагается ставить или вешать лампаду либо возжигать свечи. Этот обычай прямо установлен в Священном Писании - Господь приказал Моисею,

чтобы в Его святилище горел огонь в светильниках: «И вели сынам Израилевым. чтобы горел светильник во всякое время» (Исход 27, 20).

Сегодня лампаду или свечи принято зажигать во время молитвы или в канун праздников. По воскресеньям и в праздничные дни их оставляют гореть в течение всего дня.

Прекрасным украшением домашнего иконостаса в любой день могут быть цветы. Лучше, разумеется, живые, но можно использовать и искусственные. В праздник

Святой Троицы принято украшать иконы веточками березы. Эти веточки - символ церкви, несущей благодатную силу Святого Духа.

Еще одно традиционное украшение икон - вышитые полотенца. Этот обычай восходит к почитанию Спаса Нерукотворного. Ведь первый образ Спасителя запечатлелся именно на полотенце: умыв лицо, Христос прижал полотенце к нему - полотенце, где чудесно запечатлелся его лик. Получив от Сына Божьего это полотенце, эдесский царь Авгарь исцелился от проказы и впоследствии принял христианство вместе со всеми своими подданными.

Красный угол - главное место домашней иконы, но никак не единственное. Иконы можно и нужно размещать во всех комнатах. Они напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина. Икона должна быть на кухне, где обедает семья, - лучше всего для этой цели подойдет икона Спасителя. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате.

Писаные или печатные

В наши дни широко распространены иконы фабричного производства, не писанные вручную, как в старину, а печатные. Из-за нехватки денег их используют даже в церквях. Надо заметить, что не все священники относятся к этому положительно. Некоторые считают, что механическое, бездушное производство икон профанирует религиозное чувство верующих.

Конечно, писанные на досках иконы во всех отношениях лучше печатных, но все-таки существование последних в наши дни диктуется временем. Ведь писаные иконы стоят очень дорого, и большинству верующих они не по карману.

Вполне оправданно и существование настенных церковных календарей с репродукциями икон. Они очень удобны, поскольку содержат информацию о праздниках и постах. По окончании года репродукцию иконы можно наклеить на доску и поместить в красный угол. Но перед этим ее нужно обязательно освятить в церкви.

Преображение плоти

В церковных лавках часто продаются фотографии святых угодников - преподобного Амвросия Оптинского, праведного Иоанна Кронштадтского и других. Порой верующие совершают ошибку, ставя такие фотографии рядом с иконами в красный угол. Они полагают, что раз фотография точнее передает облик святого, то она даже лучше иконы.

Надо иметь в виду, что икона представляет святого преображенным - в том состоянии, когда его плоть уже полностью изменена действием Святого Духа. А на фотографии он запечатлен на какой-то из ступеней своего восхождения к святости. Молясь перед иконой святого, верующий молится Господу, пришедшему на землю, чтобы избавить людей от смерти и тлена. Молитва перед фотографией - это поклонение земному человеку, пусть и исполненному всех достоинств. Поэтому помещать фотографии святых в красный угол не следует.

По сходной причине многие богословы неодобрительно относятся к иконам академического стиля. На иконах византийского или древнерусского стиля иконописец намеренно изображает плоть человека иной, чем обычная, тленная плоть. Такая икона - образ человека, в котором пребывает уничтожающая страсти благодать Святого Духа. Внимание иконописца сосредоточено на силуэте и красках, а объемностью пренебрегают ради большей одухотворенности.

Иконы академического стиля восходят к образцам западноевропейской живописи. Спаситель, Богородица, святые изображаются на них прекрасными, но прекрасными по-земному.

Вот как описывает свои ощущения от таких икон священник Василий Владимирский: «Видел я икону Богородицы во весь рост с Предвечным Младенцем на руках работы одного нашего художника. Молодая женщина с радостью, с горделивым наслаждением матери показывает вам своего первенца и как будто говорит: «Посмотрите, какой у меня милый малютка!» Надпиши над этой фигурой всякое другое имя - картина будет чудесная, но Богородице такая мысль, такое чувство, такое выражение не пристало. В другой церкви видел выражение какого-то святителя, тоже превосходной работы. Представьте себе: ветхий, седой, почтенный старец, стоя у аналоя, читает книгу. Так точно уловлено это движение, когда пожилой человек, читающий без очков, относит книгу дальше от глаз и немного отодвигает голову назад, чтобы лучше рассмотреть мелкую печать, что я подивился и новости этой мысли, и ее удачному исполнению, но. неловко молиться перед этим изображением: жалко беспокоить и отвлечь старца от книги, которую он изучает с таким прилежанием».

В общем, иконы живописного стиля имеют те же недостатки, что и фотографии, поскольку на них изображается сиюминутное и земное. Но, конечно, несправедливо распространять это утверждение на все иконы живописного письма, среди которых немало чудотворных. Главный критерий того, стоит ли вам размещать в своем иконостасе иконы академического письма, - субъективный. Вы не должны воспринимать образ на иконе как доброго дедушку, красивого рыцаря или милую женщину, которая полна точь-в-точь таких же материнских чувств, как вы. Если такое ощущение возникает, то икона превращается в идол. В этом случае вам надо выбирать иконы древнерусского стиля.

Расположение икон

Расставляя в красном углу иконы, следует придерживаться тех же правил, что являются каноническими для церковного иконостаса. Главное место - для иконы Спасителя. Она должна быть и самой большой по размеру. Чаще всего это Спас Нерукотворный или Спас Вседержитель.

Слева от образа Христа - икона Божией Матери с Младенцем. Это основные иконы, которые должны обязательно присутствовать в красном углу.

Что касается остальных икон, выбор остается полностью за верующим. Подобно тому, как это сделано в церковном иконостасе, хорошо поместить над иконами Христа и Пречистой Девы Распятие или икону Троицы.

Ниже двух главных икон или сбоку от них можно расположить именные иконы, то есть иконы святых, чьи имена носят члены семьи. В прежние времена глава семьи часто делал иконописцу специальный заказ - изобразить всех «домашних» святых на одной иконе. Так появлялись странноватые семейные иконы, на которых рядом изображены апостол Петр, преподобная Мария Египетская и русский князь-страстотерпец Борис.

С давних пор на Руси было принято иметь дома икону святителя и чудотворца Николая. Помимо нее чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского - самых чтимых святых, просиявших в земле Русской. Из икон мучеников наиболее распространены иконы святого великомученика Георгия Победоносца и святого великомученика и целителя Пантелеймона.

В случае когда в жизни возникает сложная ситуация, целесообразно ввести в домашний иконостас чудотворную икону Божией Матери или святого, которые прославились помощью в тех или иных нуждах. Например, об исцелении от болезней молятся иконам Божией Матери «Скоропо-слушница» или «Всех скорбящих радость», об утешении в скорбях - святому мученику Трифону.

Распятие

Домашний иконостас желательно увенчать крестом или распятием. Кресты в доме также помещают на косяках дверей.

Распятия вошли в обиход у христиан значительно позже икон - новорожденная церковь боялась смущать сердца ужасным зрелищем позорной казни. Примечательно, что до IX века включительно Христос изображался на кресте живым, и только в Х веке на Западе появились изображения мертвого Христа. Догмат о крестной смерти Христа подразумевает, что смерть Господа - это выкуп всех, это призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с призывно распростертыми руками.

Часто верующие затрудняются отличить православное распятие от католического. Это легко можно сделать с помощью следующего признака. С древнейших времен кресты-распятия как на Востоке, так и на Западе имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появились на Западе во второй половине XIII века. И сейчас по этому признаку - три гвоздя вместо четырех - можно легко узнать католическое распятие.

Иконы и кресты, прежде чем занять место в нашем доме, освящаются особой молитвой и окропляются святой водой. До освящения святые образы хотя и посвящены Богу и Божественному и в некотором смысле уже освящены благодаря своему духовному содержанию, тем не менее остаются просто изделиями человеческих рук. Чин освящения придает им благодатную силу Святого Духа и способность служить проводниками в нашем общении с Богом.

Предание

Образ Божией Матери «Неопалимая Купина», известный еще с ранних веков христианства, отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход (главы 3, 4): недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Божий Моисей увидел куст купины, горящий и несгорающий, и услышал глас Божий, предсказавший скорое избавление израильтян от египетского плена. Это событие, как и вообще вся ветхозаветная история, позже для христиан приобрело прообразовательное значение. Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название «Неопалимая Купина» и стал прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества при непорочном зачатии, что хорошо выражено в одном церковном песнопении, посвященном Богоматери: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси, вместо столпа огненнаго праведное возсия солнце, вместо Моисея Христос, спасение душ наших». По другому толкованию, Богородица, родившись на грешной земле, пребывала чистой, непричастной греху и не познавшей беззакония.

Память этого ветхозаветного Богоявления была увековечена созданием часовни в честь «Неопалимой Купины», которую построили за алтарем соборного храма монастыря Святой Екатерины у подножия горы Синай. Сам алтарь собора расположен над корнями библейской неопалимой купины.

Один из древнейших образов Божией Матери «Неопалимая Купина», известный на Руси, пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Он был принесен в Москву в 1390 году палестинскими иноками и написан, по преданию, на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей увидел пылающий куст.

По народным повериям, связанным, прежде всего, с самим названием иконы, образ «Неопалимой Купины» избавляет почитающих ее от пожаров и стихийных бедствий, вызванных огнем и молнией.

Иконография

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» является одним из наиболее древних изображений, написанных на сюжет ветхозаветного пророчества, то есть на некий библейский текст, смысл которого можно передать только в символико-аллегорической форме.

К середине XVI века в русской иконописи образ «Неопалимой Купины» обрел свою законченную иконографическую форму, весьма сложную для прочтения. Он представляет собой поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом в архиерейском облачении, которое вписано в фигуру из двух четырехконечных звезд. На груди Богородицы помещены символические изображения лествицы из видения Иаковля, также ветхозаветный прообраз Божией Матери, и монастыря св. Екатерины на Синайской горе.

Зеленый и красный цвета ромбов передают естественные цвета купины и объявшего ее божественного пламени. На некоторых иконах зеленый цвет верхнего ромба заменяется синим, и тогда он символизирует небесный мир, а в соединении с красным цветом означает жертвенную Божественную любовь.

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью - символом Крови Спасителя. Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа).

В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем - видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу - видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, - видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - лествицы с ангелами.

Вся композиция в целом символизирует соборное служение сил Небесных и земных Богоматери с Предвечным Младенцем.

Списки с иконы

На Руси множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворениями. Один из наиболее древних русских чудотворных образов происходил из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты. Он хранился в исчезнувшей в 1930 году московской церкви в честь иконы «Неопалимая Купина», от которой осталось лишь ее имя, по которому назван Неопалимовский переулок. Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году. На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». В память об этом несохранившемся храме в Москве построена новая церковь во имя «Неопалимой Купины» на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке.

Из других чтимых списков чудотворного образа можно назвать, например, икону из Троицкой церкви города Славянска Харьковской губернии и образ, находившийся в селе Кубенском Вологодской губернии.

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же

В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Вести диалог с Господом следует в храме или дома. Также не стоит забывать, что в красном углу должна быть в наличии хотя бы одна икона.

Людям верующим говорят молиться и чем чаще, тем лучше, произнося в основном слова благодарения Господу за подаренную жизнь. В том числе подойдет икона «Неопалимая купина».

Но с данной иконой существует ряд нюансов, которые следует обозреть, начиная с истории и заканчивая местами, где можно встретить Богоматерь.

И от чего оберегает эта икона?

Икона прославлена своей помощью:

  • при возгораниях, различных травмах;
  • в боях и в армии новобранцам;
  • в регрессе степени умственных заболеваний;
  • в безопасности дома от несчастных случаев.

Как же появилась икона?

Возникновение иконы пришлось на 1822 год. Однажды в одном городе начали появляться сильнейшие пожары из-за поджогов, опустошающих все на своем пути. Попытки найти преступника оказались бесплодными. Неожиданно благочестивой пожилой женщине Бельницкой явилось ночью провидение. Оно гласило: «огонь остановиться, если напишут икону Божией Матери «Неопалимая Купина»» и отслужат молебен. Икону написали мгновенно профессионалы.

А спустя какое-то время возник новый пожар. Тут то и поймали нарушителя ̶ сумасшедшую девушку. После чего пожары совсем перестали население тревожить. Люди смастерили златую рамку для иконы с хвалебной речью Святому Лику. Спустя много лет так и осталась традиция молиться иконе для сохранения своего дома от возгораний.

Также известна самая древняя история зарождения иконы, которая еще упоминалась в Библии . Моисей, пастух, около горы Синай пас стало овец и увидал на горизонте огонь. Когда он приблизился к огню. Там горел терновый куст, но физически не тлел. Тут из огня возник Господь, говорящий наставление для Моисея о том, каким образом нужно освободить израильтян от ига. Тогда же произошло великое событие – человечество получило десять заповедей.

В наш век монастырь Святой Екатерины воздвигнут около этого куста и каждому верующему следует его посетить.

Молитва от пожара

Пресвятой Богородице! Тобою Господь снизойдёт и явится людям. Ты ̶ миролюбие. Зачем к Тебе приходим, как нерушимой стене: узри милосердие, всеобъемлющая, на сильную злобу нашу и залечи нас материально и духовно от напастей всех: отведи подальше от врага подальше и люд грубый, избавь нас от отравлений и от истощения, и от смерти случайной; все ненавидящим да станет стыдно и боязно пред пламенем, да поймут все, если не с Тобою Господь, о Владычица, то с Тобою и с нами.

В осеннее время нас одари благодарностью Твоею, во мраке мертвым и павшим посвяти священным лучом с неба, всем нужная и устрашающая: поменяй слезы наши на счастье и от слез нас убереги, грешных рабов Твоих, исполняющих все обещания во благо мира и любви.

О, Пресвятая Богородица! Кланяемся в колени твои и чудесному образу Твоему, да дивны и чудесны дела твои, от костра дьявольского и всепоглощающего, убивавшего посевы и родные места наши, с недугом рабов Господа исцелявшая и всякую благородную просьбу нашу во благо мира и святого духа исполнявшая. Умирая молимся Тебе, могущественная защитница наша.

Приюти и обереги, Владычица, под крылом Твоим церковь, а также полностью страну. Госпожа Всемилостивая, прости нас, низвергающих множество грехов в мир и не имеющих смелости грубить Христу Господу, да прости Его. А когда наступит день грозного прихода Божия в царство смертных, когда все пламенем возгорятся дома наши, яви нам милостивое Твое крыло и Твое дружелюбие. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, да снизойдёт к нам огромное Твое бескорыстие навеки. Аминь.

Хотите увидеть икону воочию?

К настоящему времени множество нарисованных образов Богоматери были безвозвратно утеряны. Зато сохранился самый древний образ, сейчас он ̶ в Оружейной палате в Кремле.

Также Святой лик можно найти и в других храмах, перечисленных ниже:

  • Собор Петра и Павла (на Урале);
  • Неопалимовская церковь (в Ленинградской области);
  • Свято-Богородице-Неопалимовский собор (в Ульяновске).

На пересечении Юрловского проезда и пр. Дежнева в Отрадном построен храм для иконы «Неопалимая Купина». В середине зала в храме располагается икона. По центру образа раскинулся рисунок образа Богоматери рядом с символической атрибуцией. Все изображение заключено в звезду с восемью концами.

Сейчас же любой верующий может вступить в общение с Господом в данном храме и помолиться о благополучии, защите и безопасности своего дома и своих родных.