Что такое фонетика.

Что такое фонетика? Давайте разберемся. Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Что такое фонетика?

Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается отдельная наука. Мы говорим сейчас именно о фонетике. Само слово произошло от греческого термина, обозначающего "звуковой", "звук". Поможет ответить на вопрос о том, что такое фонетика, определение - это раздел языкознания, в котором изучаются различные звуки речи, а также их соединения в том или ином языке (слоги, закономерности создания речевой цепочки звуков, их сочетания). Возможно, еще не совсем ясно, о чем идет речь. Сейчас главное - лишь отметить, что важнейшим понятием этого раздела является звук.

Изучает его влияние на объекты и субъекты специальная дисциплина - звуковедение.

Звук и буква

Для того, чтобы уяснить себе, что такое фонетика, необходимо сначала четко разграничить термины "звук" и "буква". Не следует смешивать данные понятия. Слова "кто" и "что" различаются именно звуками ([ш] и [к]), а не буквами. Ведь именно в речи существует русский язык. Что такое фонетика, вы поймете, когда уясните разницу между двумя понятиями, данными в заголовке.

Звуки слышатся и произносятся, буквы же читаются и пишутся. Другие соотношения невозможны: нельзя произнести букву, проговорить, пропеть, продекламировать, невозможно ее и услышать. Элементы алфавита не бывают ни мягкими, ни твердыми, ни звонкими, ни глухими, не безударными, ни ударными. Все подобные характеристики относятся именно к звукам. Это они являются языковыми единицами, буквы же принадлежат лишь алфавиту и не имеют, чаще всего, отношения к описанию языковых закономерностей. Выбор буквы определяет качество звука, а не наоборот. Следовательно, можно сделать следующий вывод. В любом языке существуют звуки независимо от того, есть в нем письменность или нет.

Сам по себе он, в отличие от других единиц языка (слова, морфемы, предложения, словосочетания), не имеет определенного значения. Функция звуков в языке - обеспечение возможности нашего общения - сводится к различению и формированию слов и морфем.

Предмет фонетики

Отвечая на вопрос, что такое фонетика, определение мы уже привели. Рассмотрим теперь предмет этого раздела языкознания. Его составляет тесная связь между письменной, устной и внутренней речью. В отличие от разных других языковедческих отраслей, фонетика занимается изучением не только лишь языковой функции, но также материальной стороны объекта: рассматривает работу аппарата речи, акустическую характеристику некоторых звуковых явлений, а также то, как носители языка воспринимают их.

Данная наука, в отличие от так называемых "нелингвистических" дисциплин, рассматривает все эти явления как элементы определенной системы, которые служат для воплощения предложений и слов в звуковую, материальную форму. Без этого, как известно, общение невозможно.

Поскольку звуковую сторону нашего языка можно рассматривать в функционально-языковом и акустико-артикуляторном аспектах, в этой науке выделяют собственно фонетику и фонологию.

Следует также знать, что такое фонетика и орфоэпия, в чем их различие. Последняя представляет собой раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.

История науки фонетики

Что такое фонетика, правило соединения звуков в речи, различные ее аспекты - все это люди знали не всегда. Эта дисциплина не сразу же составила раздел науки о языке, несмотря на то, что древнеиндийские ученые имели блестящие достижения в данной сфере, а александрийские и греческие составили удачную классификацию различных звуков. В дальнейшем лингвистика на эту сторону языка обращала мало внимания.

17 век отмечен как начало изучения того, как звуки образуются в речи. Подобный интерес был вызван необходимостью обучения глухонемых (труды Х. П. Бонета, И. К. Аммана, Дж. Уоллиса). В конце 18 века ученый Х. Краценштейн основал акустическую теорию гласных, развитую в дальнейшем Л. Р. Гельмгольцем в середине 19 века. К этому времени исследования в области физиологии и анатомии были обобщены в работах Э. В. Брюкке. Учение о звуковой стороне с лингвистической точки зрения во всех разделах впервые было представлено в труде Й. Шмидта и Э. Зиверса в 1872 году. Большой вклад в данную науку внесло на сегодняшний день множество ученых, задававшихся вопросом, что такое фонетика. Примеры наиболее известных из них: Р. Раск, Панини, Я. Гримм, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. Шлейхер, Ж. П. Руссло, Ж. Жильерон, П. Пасси, Э. Зиверс, Д. Джоунз, М. Граммон, Л. В. Щерба, В. А. Богородицкий, Н. С. Трубецкой, Е. Д. Поливанов, Р. О. Якобсон, М. Халле, Г. Фант, Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, Л. Л. Касаткин, М. В. Панов, Л. А. Вербицкая, Л. В. Бондарко, О. Ф. Кривнова, С. В. Кодзасов.

Стоит отметить, что даже в первой половине 19 века ученые еще плохо различали буквы и звуки. Сильно продвинула фонетику вперед необходимость создавать в колониях грамматики туземных языков, а также изучение различных бесписьменных диалектов и описания языков в сравнительно-историческом аспекте.

Три аспекта исследований

Существует три аспекта фонетических исследований. Первый из них - артикуляционный (то есть анатомо-физиологический). Он изучает звук речи с позиции его создания (например, установлено, что он произносится на выдохе). Рассматривается, какие органы участвуют в произношении, пассивны или активны голосовые связки, вытянуты ли при этом губы вперед и т. д.

Второй аспект - акустический (другими словами, физический). В нем звук изучается как некоторое колебание воздуха, отмечаются его физические характеристики: сила (амплитуда), частота (высота) и длительность.

Третий - функциональный (фонологический). При его рассмотрении мы отмечаем функции, которые имеют звуки в языке, применяем такое понятие, как "фонема".

Акустическая, перцептивная, артикуляционная и функциональная фонетика

Акустическая фонетика изучает звуки речи как физические явления, описывает такие их характеристики, как высота (которая зависит от частоты колебаний), сила (от амплитуды), громкость, тембр и длительность звука. Также этот раздел рассматривает физиологию и анатомию речевого аппарата.

Перцептивная изучает особенности анализа и восприятия звуков речи органом слуха, то есть ухом.

Функциональная фонетика (то есть фонология) рассматривает в качестве элементов языковой системы звуковые явления как служащие для формирования слов, морфем и предложений.

Методы фонетических исследований

В различных аспектах применяются разные методы.

Для артикуляционного аспекта - интроспекция (самонаблюдение), палатографирование, одонтографирование, лингвографирование, фотографирование, рентгеносъемка, киносъемка.

Методы, применяемые в акустическом аспекте изучения: осциллографирование, то есть преобразование различных колебаний воздуха в конкретный акустический сигнал, интонографирование, спектрографирование.

Разделы фонетики

Фонетика также делится на общую, историческую, сравнительную и описательную. Общий раздел изучает закономерности, характерные для всех мировых языков, их звукового строя. Сравнительная сопоставляет его с другими (в основном родственными) языками. Фонетика историческая прослеживает то, как развивался он на протяжении длительного периода (иногда с момента появления конкретного языка - отделения его от праязыка). Предмет описательной - звуковой строй на конкретном этапе развития (чаще всего фонетический строй именно современного языка).

Основные фонетические средства и единицы

Итак, что такое фонетика, мы определились. Перечислим теперь основные ее единицы. Они делятся на суперсегментные и сегментные.

Сегментные - это единицы, которые возможно определить в потоке речи: слоги, звуки, фонетические слова (такт, ритмические структуры), фонетические фразы (синтагмы).

Остановимся поподробнее на этих терминах. Фонетическая фраза - определенный отрезок речи, который представляет собой смысловое и интонационное единство, с обеих сторон выделенное паузами. Синтагма (иными словами, речевой такт) - это отрезок некоторой фонетической фразы, который отмечен тактовым ударением и особой интонацией. Между тактами паузы не обязательны (либо они могут быть короткими), деление это не очень интенсивно. Следующий термин - фонетическое слово (то есть ритмическая структура) - представляет собой часть фразы, которая объединена словесным ударением. Наименьшая единица любой речевой цепочки - слог. А звук - это минимальная единица фонетики.

Суперсегментные единицы

Суперсегментные (различные интонационные средства) накладываются в речи на сегментные. К ним относятся динамические (ударение), мелодические (тон) и темпоральные (длительность или темп). Ударение представляет собой выделение определенной единицы в ряду некоторых однородных с помощью интенсивности звука (энергии). Тон - речевой ритмико-мелодический рисунок, который определяется изменением частоты некоторого звукового сигнала. Темп представляет собой скорость речи, определяющуюся числом сегментных единиц, которые мы произносим за единицу времени. Время звучания этого сегмента называется длительностью.

Надеемся, вы понимаете теперь, что такое фонетика, какова история этой науки, можете назвать ее основные разделы и единицы. Мы постарались максимально полно и по возможности лаконично все это описать.


Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слот.
ЗВУКИ ЯЗЫКА
Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением (см. с. 22,157). Однако в отличие от последних сам по себе он не имеет никакого значения.
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Примечание. Кроме звуков, различать слова и их формы помогает ударение, например: кружки - кружкй (см. с. 15).
ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВ ЯЗЫКА
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ро-

товую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только и з голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шу ма, а некоторые - из голоса и шума.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В русском языке основных, т. е. находящихся под ударением, гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бывают ударными (например, сок , вар [а], бур Iу], лес [б], синь [й]) и безударными (на- пример, водй [а], травй [а], судйк [у], лесок [и], Лией [и], былй [ы]).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кбн’] и кон [ибн]; лук [лук] и люк [л’ук].
Парные и непарные согласные по твёрдости / мягкости


Парные согласные по твёрдоёти / мягкости

Непарные согласные по твёрдости / мягкости
твёрдые Нягкие твёрдые мягкие только твёрдые только мягкие
м [б’1 [Я] ІН’] [ж], [ш], [ц] К], [Щ’1 ІЙ’]
[в] м [П] [П’]
[г] [Г’] [р] ІР’]
[Д] [ДІ [С] [с’]
[в] [в’1 [Т] [»’]
[х] [к’] [ф] [ф’1
[я] [Л"] [X]
М [«* ]

Звонкие и глухие согласные могут различать слова, например: шар - жар, кол - гол, дом - том.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.
Парные и непарные согласные по звонкости / глухости
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).
Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (просьба [з’]).
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ
Чередование звуков - это мена звуков в одной и той же
части слова, например: забросить - забрасывать, пеку-печёт.
На месте ударных гласных [а], [о], [э] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [вбды] - [вадamp;], [вбс]-[воз’йт"], [л*5с] -
[лЬисок]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.
Примечания. 1. Чередование гласных [а], [о], [э] иод ударением и в безударном положении на письме не отражается, например: стол - столы.
  1. Чередование парных звонких и глухих, глухих и звонких согласных на письме не отражается, например: сад - сйдик.
На месте ударных гласных [у], [й], [ы] в безударном положении произносятся эти же звуки, например: сук - сучбк, лист - листок, стык - стыковка.
Звонкие и глухие согласные перед всеми гласными и непарными звонкими согласными й, р, л, м, н различаются, например: вода, фонарь, вить, фитиль, сок, зоб, вред, флаг, снег, знать.
В словах бывают чередования согласных перед гласными и перед непарными звонкими согласными, например:
УДАРЕНИЕ
Ударение - это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ударение всегда падает на гласный звук в.слоге, например: травй, дзеро, небесный, приветствовать.
Примечания. 1. Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак " вверху над ударной гласной.
  1. В некоторых словах русского языка ударение ставится то яа одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: твдрог и теорб г, инйче и йначе, мышление и мышление, кёта и кетй, одновременно и одновременно и др.
  2. В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение, например: мелкомасштйбный, сёнокосйлка.
РОЛЬ УД АРЕНИЯ В СЛОВЕ
Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова, например: пйритъ и парйть.
Примечания. 1. В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным, например на первом слоге: бёгатъ, вечером, нйволочка, плбтничатъ; на втором слоге: бежйтъ, ребёнок, коричневый, запamp;мятоватъ;

яа третьем слоге: прибежйтъ, актуamp;лъный. авансировать; на четвертом слоге: аккордеЬн, аккумулктор; на пятом слоге: авита- минЬз, наперегонки и т. д.

  1. Ударение в русском языке может быть на любой частя слова, например иа приставке: нamp;дпись, выкрикнуть, подпись, Ьбжиг, набело, на корне: жирный, прикйдывать, подосйновик, яблонька, молдчный, пескарик, на суффиксе: деревкнпый, дубовый, рождк, прессовать, белйть, украшение, горячо, пиши, на окончании: горяча, молодой, пятй, степнде, берём, несут, несла.
  2. Русское ударение в изменяемых самостоятельных словах при их склонении или спряжении может сохраняться на той же части слова, на которой оно было в начальной форме: води - водй, молодЬй - молодого, сйний - сйнего, вйехать - вйеду, лйпа - на лйпе, курйный - курйного, красить - крашу - красил, может переходить на другую часть слова (с начала слова на конец и наоборот): рождк - рожки, принять - приняли, игрун - игруни, сйний - синёе, реки - реки, ugpU - йгры.
  3. При словообразовании ударение тоже может сохраняться на той же части слова, например: дом - домик, дёлать - надёлать, сйний - сйненький, может переходить либо ближе к концу слова, например: сйний - синйть, пёс - лесной, хорёший - хорошб, пктъ - пяток, либо ближе к началу слова: просить - прЬеьба, город - эйгородный, мёртвый - замертво.
  4. Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет: при овладении родным языком мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове. При затруднении обращаемся к словарю.
СЛОГ
Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова.
Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: зе-мля, во-да, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: пар-та, кос-тюм, крас-ный, жел-тетъ, гор-дость, чёрный).
ГРАФИКА
Графика - это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.
Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел (промежуток между буквами),

чёрточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (см. с. 238).
БУКВЫ РУССКОГО ПИСЬМА
Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки - буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.


Русский алфавит и

названия букв
А Б В Г д Е Е Ж 3 И И К Л
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка эль
М Н О П р С Т У Ф X ц. Ч Ш
эм эн О пэ эр эс та У эф ха цэ че ша
щ Ъ Ы Ь э Ю Я
ща
твёрдый
знак
ы мягкий
знак
э ю я

Примечания. 1. Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этик звуков: [л] - звук, «эль» -7 буква.
2. О букве говорите: буква обозначает звук.
По начертанию различают следующие виды знаков букв:
а) большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные), например: В и в; Ж и ж; Б и в; Ж и ж;
б) печатные и рукописные, например: Б и Б; б я б; А и А; а и а.
Буквы русского алфавита делятся на три группы: 1) 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и; 2) согласных букв -21: б, є, г, д, й, ж, з9 к9 я, м, и, л, р, с, г, ф, х, ц9 н, ш, щ; 3) 2. буквы, ие обозначающие звуков: ь, ъ.
Всего букв в русском алфавите 33.
ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ЗВУКОВ
Гласные звуки обозначаются специальными буквами.
Не все основные согласные звуки обозначаются специальными буквами.
Твёрдые согласные, составляющие пары с мягкими согласными, а также твёрдые шипящие имеют свои буквы, например: [б] (борьба), [ц] (цапля), [р] (рама), [ж] (жар), [ш] (шапка). Для обозначения нехшшящих мягких согласных используются буквы твёрдых согласных в сочетании с буквами ь, е, е, ю, я, и (см. таблицу на с. 19).
Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами

для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).
Мягкие шипящие согласные [ч*] и [ш*] обозначаются своими буквами: чугун [чв], щука [ш*].
Мягкий согласный [й] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями (см. таблицу).
СООТНОШЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ
Полного соответствия букв и звуков в русском письме нет. Одни буквы обозначают свой звук (бор, сон) и другие звуки (зуб [п], ёж [ш]).
Одни буквы имеют одно звуковое значение, т. е. обозначают одни звук: апрель [а]; окна , другие - два звуковых значения, т. е. обозначают два звука: яма [йа], ёж [йб], ель [йэ], южный [йу].
Некоторые сочетания букв обозначают один звук: счастье [щ’], рассвет [с], дрожжи [ж*], бесшумно [ш] и т. п., другие - два звука: льёт [йб], подъезд [йэ].

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Тема исследовательской работы «Звуки времён года» (фонетика) выбрана мной не случайно.

Актуальность исследования заключается в том, что тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц…Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой. Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Почему – то услышав громкие звуки, мы пугаемся, а тихие - завораживают нас, заинтересовывают? С незапамятных времён на протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в определённый порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает своё место. Если заменишь – меняется смысл: кот –ток, сила – лиса, аист –лист, жил – шил и т.д.

А могут ли быть словами отдельные звуки? Да, и их много: я,у,в,к,а,и,о,с. И маленькие приставочки, суффиксы тоже могут кое-что рассказать о себе, не говоря уж о целом слове.

Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Фонетика – интересная наука.

Цель исследования : какие звуки ассоциируются с временами года.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Найти информацию о фонетике;

Проанализировать информацию о гласных и согласных звуках;

Узнать о звуках речи.

Источниковая база представлена в виде опроса учащихся о том, какие звуки ассоциируются у них с временами года.

Из литературы наибольший интерес представляют книги, в которых о звуках речи излагается в простой и доступной форме. Это книги: «Весёлая грамматика» Волиной В.В., «Звук и смысл» А.П. Журавлёва и др.

1. Фонетика

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка , природа которых материальна.

Различаются общая фонетика и фонетика конкретного языка . Общая фонетика изучает закономерности, действующие в разных языках мира, и является основой для фонетического анализа системы любого конкретного языка . Русский язык, как и любой другой язык народов мира, имеет свои фонетические особенности, которые образуют фонетическую систему русского языка, именно ее изучает русская фонетика .

Кроме того, в силу материальной природы звуков речи разные разделы фонетической науки могут углубленно исследовать все стадии порождения (производства) и восприятия речи: процесс формирования звучания (артикуляция речи), процесс распространения воздушных звуковых колебаний (акустика речи) и процесс слухового восприятия (перцепция речи). Поэтому в общей фонетической науке выделяют артикуляторную фонетику, акустическую фонетику и фонетику перцептивную . Материальная природа звуков речи позволила использовать для их изучения объективные физические методы исследования: специальные физические приборы, регистрирующие колебания воздуха при речепроизводстве, кинофоторентгеносъемку движений органов артикуляции, физическое преобразование речевого сигнала в заданных рамках для построения моделей восприятия речи и т.д. Такие модели исследований легли в основу экспериментальной (или инструментальной) фонетики .

Специальным разделом фонетики является фонетика историческая - она изучает то, как изменялась фонетическая система конкретного языка с течением времени. Диалектная фонетика имеет своей задачей изучение фонетических особенностей отдельных диалектов, (говоров) конкретного языка. Сопоставительная , или контрастивная, фонетика занимается сопоставлением фонетических систем родственных и неродственных языков; часто прикладным ее результатом является создание письменности (алфавита ) для бесписьменных языков. С фонетикой тесно взаимодействуют такие науки, как графика и орфография , занимающиеся способами передачи звучащей речи на письме, а также орфоэпия , изучающая нормативное литературное произношение .
Русская лингвистика имеет давние и плодотворные традиции во всех областях фонетической науки.
Российским филологам и лингвистам принадлежит в ней немало открытий.

Русская экспериментально-фонетическая школа известна своими достижениями во всем мире. Основателем школы был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де Куртене . Русские языковеды внесли большой вклад и в изучение истории развития фонетической системы праславянского и древнерусского языков (А.Х. Востоков , Ф.И. Буслаев ), русской диалектологии и диалектной фонетики (Н.Н. Дурново , А.А. Шахматов , Р.И. Аванесов , П.С. Кузнецов ). Результатом теоретических и практических изысканий лингвистов, в том числе фонетистов, XIX - XX вв. стала реформа орфографии 1917-1918 гг. Современное правописание в целом основано на правилах, закрепленных в документах Орфографической реформы 1917-1918 гг. (подготовлена Ф.Ф. Фортунатовым , А.А. Шахматовым , Д.Н. Ушаковым ). Теоретические основы орфографии как раздела языкознания были заложены Г.О. Винокуром .

Гласные – река, а согласные – берега звучащей реки

К.С. Станиславский

2. Гласные звуки

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk - волк). Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной - " “Как она пла-авает!” " - говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение). Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения . Этот признак - суммарная энергия произнесения - важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов . Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными - взрывными, шумными и аффрикатами . Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов).
кит – пакт – кепка – папа – сито
мал – нам – лавр – мама – норма - рама
Основа гласных звуков - тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи -
гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру , тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем "ау-у-у!"); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласных звуков в русском языке шесть: а,о,у,и,ы,э.

Гласные характеризуются по месту образования (в зависимости от горизонтального движения языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда); по способу образования, что зависит от его вертикального движения (бывают гласные верхнего, среднего и нижнего подъёма). Кроме того, по участию губ гласные делятся на огубленные (когда мы произносим [о] и [у], губы округляются) и неогубленные.

Таблица классификации гласных звуков

3. Согласные звуки

Если гласных звуков в русском языке шесть, то согласных – тридцать шесть!

Согласные никак нельзя пропеть, они не похожи на музыкальные тоны, это скорее шумы. По мнению изобретателей слова «согласный», его предназначение состоит не в «соглашательстве» с гласным, а в том, что согласный можно произнести только с гласным.

Все согласные звуки немножко похожи друг на друга. Чтобы произнести их, нужно рот закрыть (хоть чуточку, а нужно). Из-за этого шум получается. Но шумят согласные по-разному. Ведь согласные бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Согласные различаются также по месту образования шума – в зависимости от того, где и какими органами речи образована преграда, которую должен преодолевать поток выдыхаемого воздуха. По этому признаку согласные характеризуются как губные и язычные. Губных согласных в русском языке десять: м,м", б,б",в,в",ф,ф",п,п". Шесть из них называются губно-губными, а четыре – губно-зубными.

Большинство согласных – язычные. Но и они разнообразны. Есть заднеязычные согласные, их шесть: г,к,х,г",к"х" (при их произношении задняя часть языка движется к задней части нёба). Среднеязычный согласный – только [й]. Произнесите слово я , которое начинается эти звуком: вы почувствуете, как средняя часть языка устремляется к средней части нёба.

Остальные девятнадцать согласных – переднеязычные : при их произношении язык устремляется вперёд – к зубам или переднему нёбу.

Разнообразны согласные звуки и по способу их образования. Выдыхаемый воздух может прорываться сквозь сомкнутые произносительные органы (образуются смычно-взрывные звуки) или «протираться» сквозь образованную ими щель (это свойственно щелевым звукам). Смычных (взрывных) звуков в русском языке двенадцать. Эти звуки очень краткие, их иногда называют мгновенными . В самом деле, - они звучат, как выстрел: б,б",п,п",д,д", т,т",г,г",к,к". Щелевых согласных четырнадцать. Это длительные звуки; они свистят, шипят, жужжат, «фыкают», «хыкают»: в,в",ф,ф",з,з",с,с",х,х",ж,ш,щ,й.

Два звука в русском языке называются слитными, потому что они наполовину смычные, наполовину щелевые:[ц] и [ч]. В самом деле: [ц] состоит из слившихся [т] и [с ], а [ч"]- из [т"]и [ш"].

Звуки [м], [м"],[н],[н"],[л],[л"] называются смычно-проходными ; в этих случаях произносительные органы в общем-то сомкнуты, но оставляют проход для воздуха: или через нос (образуются носовые звуки [м],[м"],[н],[н"] ), или по бокам языка (образуются боковые звуки [л],[л"] ).

Особо образуются звуки [р] и[р"], которые называются дрожащими; действительно, при их образовании язык многократно прикасается к переднему нёбу и отступает от него: дрожит, вибрирует. Пожалуй, этот звук по способу образования самый трудный, не случайно многие дети его не выговаривают.

Можно определить звонкий это или глухой звук, произнося его с закрытыми ушами. При произнесении звонкого согласного в ушах чуть-чуть звенит.

Ещё один признак, различающий согласные звуки: твёрдость и мягкость. Термины эти, конечно, условны: ведь звук нельзя потрогать пальцами, чтобы проверить, твёрдый он или мягкий. При образовании мягких звуков язык дополнительно (по сравнению с образованием твёрдых звуков) приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух, и получается звучание, условно названное мягкостью . Твёрдые звуки как бы выдуваются через широкую трубу, а мягкие – через узкую. Не все согласные могут быть и мягкими и твёрдыми. Например, согласные ж,ш,ц – всегда только твёрдые, а ч,щ –всегда только мягкие.

Между прочим, не во всех языках есть мягкие согласные. Поэтому мягкие звуки придают национальный колорит русской речи.

4. Звукопись

Звукопись – это соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине. Ср. повтор звуков [ш], [п] и [н] в известных стихах А.С. Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).

Звукопись - подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Звукопись проявляется, например, в звукоподражании, когда в словах слышатся звуки, воспроизводящие «голоса» природы.

Есть «звукоподражательные» слова, задача которых в том и состоит, чтобы передать звуки окружающего нас мира: мяу-мяу, ку-ку, бах и т.п. От них образуются глаголы, имена существительные, не услышать которые просто невозможно: мяукать, куковать, мяуканье и т.д.

Но бывает и так, что в художественном тексте звучание поддерживается и другими словами, которые «перекликаются» со звукоподражательными.

В стихотворных строчках слова будто просыпаются от волшебного сна, и мы слышим скрытое в них звучание. Прислушайтесь к пушкинским словам об осени. Вы услышите в них шелест опадающих листьев.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

В двух последних строчках звукопись создаётся свистящими и шипящими глухими звуками: [с-с-с-с-ш-с].

Но звукоподражание – это простейшее проявление звукописи. Звуковая инструментовка может создавать настроение, объединять слова, связанные по мысли и чувству. И вот тут возникает вопрос об оценке звука, о том общем впечатлении, которое он производит на слушателя: грубый это звук или нежный, приятный или неприятный. Например, считается, что [р] – резкий, грубый звук, а [л] – наоборот: нежный, плавный.

Может быть, действительно, отдельные звуки, не обладая значением, способны передавать какие-то оценочные признаки? Вопрос этот сложный и спорный. Интересные наблюдения по этому поводу вы можете найти в книге А.П. Журавлёва «Звук и смысл» . Вот один из экспериментов, проведённых им. Детям показали две куклы-матрёшки: большую и маленькую- и сказали, что это две сестрички, одну из которых зовут А, другую – И. Нужно было догадаться, какую сестричку зовут И.

Большинство детей показало на маленькую матрёшку. Почему вы удивились? Ведь ещё М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал об этом: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…учащение письмен Е, И, Ю – к изображению нежности, ласкательства… или малых вещей…»

Как видите, М.В. Ломоносов замечал какую-то содержательность звуков и даже предлагал использовать их своеобразие для придания художественной речи большей выразительности.

Подобные впечатления, производимые звуками, называются фонетической значимостью . Она не обозначает ни понятия, ни предмета, её характеристика – это набор признаков: хороший, приятный, радостный, сильный, могучий, быстрый, подвижный, тёмный, страшный, маленький, лёгкий.

Писатель стремится вызвать у читателей наиболее полное впечатление, переживание, размышление. В художественном тексте становится «видным», укрупняется каждое слово не только по содержанию, но и по звуковому оформлению.

Часто писатели показывают звуковую сторону речи, характеризуя интонацию персонажей. Ведь действующие лица, как и реальные люди, говорят тихо и громко, медленно и быстро, грустно и весело, высоким и низким голосом. Кстати, в «Словаре эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло (Л., 1979) более четырёх страниц посвящено описанию голоса, который бывает бархатным и визгливым, звонким и бесцветным, рокочущим и воркующим, густым, вялым, журчащим, клокочущим, монотонным, натруженным, охрипшим, певучим – и мало ещё каким!

5. Звуки времён года

Когда мы произносим словосочетание времена года , то перед нами возникают одна за другой картины нашей родной природы, спокойная красота и очарование родного края в их неизменной, но всегда новой смене времён года.

Моросит дождь. Лиловые, багряные, золотые листья хороводом закружились в воздухе. Птицы улетают в тёплые края. Это печальная картина осени.

Перед нами возникает зимний пейзаж во всём великолепии морозного дня и переливающихся на солнце снегов.

Красавица весна приносит с собой тёплые денёчки, и природа оживает. Журчат весенние ручейки, весело щебечут воробьи.

Изумрудная травка, одуванчики, ромашки – это лето.

Еще в Древней Греции возник знаменитый лингвистический спор о том, как рождаются слова, как даются имена вещам. Одни мыслители древности считали, что имена даются «по соглашению», полностью произвольно, по принципу «как хотим, так и назовем». Другие полагали, что имя каким-то образом выражает сущность предмета, т. е. как бы предопределено для этого предмета заранее, по принципу «каждому - по его свойствам».

Древнегреческий философ Платон выбрал «золотую середину». Да, считает он, мы (коллектив носителей языка) вольны в выборе имени предмета, но это не воля случая, не свобода анархии. Свобода выбора ограничена свойствами предмета и свойствами звуков речи. По мнению Платона, в речи есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые и т. д. И есть предметы быстрые, тонкие, громадные, округлые и т. д. Так вот, «быстрые» предметы получают имена, включающие «быстрые» звуки; «тонким» предметам подойдут имена с «тонким» звучанием; в состав имен для «громадных» предметов должны входить «громадные» звуки и т. п. Например, при произношении звука Р язык быстро вибрирует, поэтому Р - «быстрый» звук, и слова, обозначающие быстрое или резкое движение, включают, как правило, этот звук: река, стремнина, трепет, дробить, крушить, рвать, вертеть и т. д. (Заметьте, что примеры Платона в переводе на русский язык подтверждают рассуждения древнегреческого философа - содержат звук Р.)

А какие звуки подойдут временам года?

Провели эксперимент. В эксперименте участвовали 23 человека.

Задание: напишите звуки, которые ассоциируются с временами года.

Я попросила прокомментировать, почему выбраны именно эти звуки. У меня получились следующие результаты:

Осень

Золотые рощи

День был очень тихий, в больших облаках с просветами солнца. И куда попадал луч – там открывалась чудесная картина с золотыми рощами, и земля в этом свете так вспыхивала бодро по-своему, что если бы на картину, так никто и не поверил бы художнику.

М. Пришвин

[с, н] – серое небо, сырость; стаи галок и ворон

[ш] – шуршат листья

[х] –холодно

[р] – рябина

[д]- деревья с увядшими желтоватыми листьями; дождь моросящий

[м]- морозец утром

[к, ж]- курлыкают журавли, улетающие в тёплые страны

[в] – влажно

[л] – листья золотые, лиловые, багряные, жёлтые

Зима

Приметы зимы

День пасмурный, а мороз не боится и днём держится, и к вечеру ещё нарастает. И вот это-то и есть верный признак зимы: мороз и тучи создают благоприятные условия нового снегопада, а ведь ещё две-три таких пороши, как первая, и конец, всё будет завалено и не растает, и все наши охоты с гончими кончатся.

М. Пришвин

[ррр]- очень холодно зимой

[х]- хрустит снег, холод, снежные хлопья

[д] – деревья

[ш] – шапки снега

[з] – матушка-зима, зимний вечер, злой ветер

[с] –серебряный иней, снежинки пушистые, морозная свежесть; сосульки, сугроб, санки, снегопад, снежная белизна

[н] – ночи длинные

[л"] – лёд

[ж] – жемчуг

[ч"] – чудесная зима

[в] –воздух морозный; воет ветер; волшебница-зима; вьюга

[к] –крепкий мороз

[г]-горы снега

[м",м] –метель, мороз

[б] –блестящий иней, белый снежок; блестит снег разноцветными огоньками

[а] –алмазы сверкают на ветках деревьев

[у] – ветер завывает в трубах

Весна

Картина весны

Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонял нежную головку. Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними в догон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И всё собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах! Рай, радость и ликованье всего! Деревня звучала и пела, как бы на свадьбе. Н. Гоголь

[р] – ручейки

[л,л"]-листва, ландыши

[з,з"]-зелень изумрудная, первая зелень

[к]-клейкие листочки

[ш]-шум воды

[ж]-журчание ручейка, жаворонок, жёлтые цветочки

[п]-подснежник, почки берёзовые, полянка

[ч"]-черёмуха

[с]-солнце яркое; скворцы, сирень

[т,т"]-тихо, тепло

[м]-майские денёчки, молодая весна, март, май

[ф]-фиалка бледно-голубая

[в]-весна

[д]-дорожки, деревья; мелкий, тёплый дождь

[н]-незабудки у ручья

[о]-оттепель, ольха; оживает природа; одуванчики

[у]- пение птиц

[а]-апрель

Лето

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим.

Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля.

Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Л.Н. Толстой.

[ж]-жаркие дни

[б]-бабочки

[с]-красная смородина, соловей, сенокос

[ш]-шиповник, шмели

[к]-кувшинки, камыши, колокольчики, крыжовник, кузнечик

[ч"]- чёрная смородина

[р]-роса, радуга, радость, ромашки

[н]-голубоглазые незабудки

[д]-

[т]-трава; трескотня насекомых

[в"]-ветерок прохладный

[х]-

[ц]-цветы

[п]-широкий пруд, полынь, пчёлы

[м"]-

[ф]-фиолетовые звёздочки гвоздичек

[л"]-белые и жёлтые водяные лилии; лето красное

[з]-зелёный лес, знойный полдень, земляника

[о]-облака

Из результатов мы видим, что согласные звуки назывались чаще, чем гласные. Представляя себе времена года, учащиеся называли различные звуки и «привязывали» их к конкретным словам или явлениям природы.

Осень

Характеризуя осень, учащиеся назвали только твёрдые согласные звуки.

Сонорные согласные: [м],[р],[н],[л].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[ж].

Шумные глухие согласные: [к],[с],[ш],[х].

Зима

Сонорные согласные: [м],[м"],[н],[л"],[р].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[з],[ж],[г],[б].

Шумные глухие согласные: [к],[с],[ш],[х],[ч"].

Весна

Сонорные согласные: [м],[л"],[л],[р],[н].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[з],[з"],[ж].

Шумные глухие согласные: [п],[ф],[к],[т],[т"],[с],[ш],[ч"].

Лето

Сонорные согласные: [м"],[н],[л"],[р].

Шумные звонкие согласные:[в"],[д],[з],[ж],[б].

Шумные глухие согласные: [п],[ф],[к],[с],[ш],[х],[ц],[ч"],[т].

Не были названы звуки:

сонорный согласный [й"] и

шумный глухой согласный [щ].

Заключение

Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык .

К. Паустовский

Я поняла, что звуковая речь даёт возможность выражать всё разнообразие наших мыслей и чувств. Красота и благозвучие русского языка связаны с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха особенно приятны.

Я узнала, что фонетика имеет большое прикладное или практическое значение:

1. При разработке методики обучения чтению.

2. При обучении чужому языку.

3.Знание фонетики необходимо при исправлении дефектов в произношении (логопедия).

4. Только на основе фонетических знаний можно научить звуковой речи глухонемых детей (они не слышат окружающих и потому сами не говорят).

5. Фонетическая осведомлённость необходима при создании письменности для бесписьменных народов.

Мне было очень интересно попробовать себя в роли исследователя. Может быть, у меня не всё получилось, но ведь я только учусь…

Список использованных источников и литературы:

1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

2. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1992.

3. Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-е испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.

4.Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/ В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.-Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.

5. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов, М., «Просвещение»,1985.

6. А.П. Журавлёв «Звук и смысл». Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. Издание -2-е, исправленное и дополненное. Москва «Просвещение», 1991.

Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2е испр.и доп. М., «Просвещение», 1976

Литература

План

Фонетика и орфоэпия

Лекция № 3

1. Фонетика: определение, предмет и задачи. Фонетические единицы языка.

2. Фонетические процессы в области гласных и согласных звуков.

3. Ударение и его виды.

4. Орфоэпия. Произносительные стили. Варианты произношения.

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.

3. Русская грамматика: В 2-х т. М., 1980.

4. Современный русский язык. В 3-х ч. Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

5. Современный русский язык. В 3-х ч. Под ред. П.П. Шубы. Минск, 1998.

6. Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. М., 1982.

7. Энциклопедия «Русский язык». М., 1979.

Фонетика (греч. phone - звук, phonetikos - звуковой) - это наука о звуковой стороне речи. Фонетика изучает звуковые средства, звуковую материю языка, с помощью которой образуются значимые единицы языка (морфемы, слова, фразы).

Предмет фонетики - звуковые единицы, звуковая материя языка.

Задачи фонетики - установление звуковой системы русского языка на данном этапе его развития, изучение способов образования звуков (артикуляционные признаки) и их акустических свойств.

Одна из задач - выявление особенностей функционирования звуков в речевом потоке, изучение закономерных изменений звуков речи (описательная фонетика). Историческая фонетика: изучает изменение звуковой системы языка на протяжении веков. Сопоставление звуковых систем родного и чужого языка (например, русского и таджикского) изучает сопоставительная фонетика.

Наша речь - поток, цепь звучаний. Эта цепь распадается на звенья, являющиеся фонетическими единицами. Фонетические единицы речи: звуки речи, фонетические слова, слоги, речевой такт, фразы. Звук речи - это наименьшие единицы человеческой речи, из которых образуются слоги, входящие в состав слова. Звуки речи мы слышим и произносим. Звуки речи образуют слоги. Слог - это один гласный звук или сочетание гласного звука с одним или несколькими согласными, произносимыми одним выдыхательным толчком: мо-ря, кни-ги, не-бо . Комплекс звуков, объединённый одним ударением (на месте, в селе), называется фонетическим словом. Оно может совпадать с лексическим словом: Поздняя осень, грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Служебные слова, не имеющие ударения, называются проклитиками. Безударное слово, примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой: надо же. Иногда проклитики могут перетягивать на себя ударение: без году неделя, мне это на руку. Отрезок речи, выражающий законченную мысль, объединённый интонацией и отграниченный от других значительными паузами, называется фразой , например: Я иду по тропинке. Фраза и предложение - разные вещи: 1) не всегда совпадают границы фразы и предложения; 2) если и совпадают, то рассматриваются с разных точек зрения: предложение - единица языка, в нём - грамматическая основа, простое или сложное и т.п. Фраза рассматривается с точки зрения фонетики: интонация, паузы, их количество и место постановки. Каждая фраза членится на речевые такты. Речевой такт - часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между РТ более короткие, чем между фразами. Деление на РТ зависит от интонации, пауз (индивидуальное понимание): Как поразили его слова / брата. - Как поразили его / слова брата.


В современном русском языке выделяют сегментные фонетические единицы (сегментный - «делимый на части, на отрезки»), т.е. последовательно располагающиеся в речевой цепи звуки: т-о-м, д-ы-м , и суперсегментные («накладывающий»), т.е. наслаивающиеся на речевую цепь: ударение, интонация, например: Слёзы умиления, они были едки (К. Федин).

Звуки в речевом потоке соприкасаются друг с другом, влияют друг на друга, поэтому они могут изменяться. Такие изменения звуков в потоке речи называется фонетическими процессами . Фонетические процессы могут быть 2 видов: позиционные и комбинаторные. Позиционные: это изменения звуков в зависимости от места положения их в слове (например, в РЯ невозможно произнесение звонкого согласного в конце слова: дуб, комод, год, зуб ). Комбинаторные: это изменение звуков в результате комбинаций с другими звуками, в результате влияния соседних звуков на данный (трав ка [ф] - трав а [в] ).

В области гласных звуков происходит позиционный процесс, который называется редукцией - ослабление гласного в безударной позиции (вода - воды; год - годов - годовой ). Гласные звуки в безударном положении называются редуцированными.

Основная форма существования языка – звуковая, письменная форма вторична.

Письменность – исторически конкретная форма фиксации звучащей речи и прямого отношения к сущности языка не имеет. В общем виде фонетику можно определить как уровень языка, отражающий его звуковую сторону (и соответственно -науку о нем).

ФОНЕТИКА (греч. phonetikos «звуковой, голосовой», phone «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Существуют различные определения предмета фонетики : одни ученые предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский), другие ученые в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин, А.А. Гвоздев, Л.Л. Касаткин, М.В. .Панов); способы обозначения на письме звуковых единиц (графика) + правила написания значимых единиц (Щерба).

Фонетика изучает систему звуков, их закономерные чередования в потоке речи, ударение, его виды, интонацию, членение звукового потока на слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке.

Фонетика как уровень языка обладает следующими функциями : 1) основные - конституирующая (строительная) и, напротив, дифференцирующая (смыслоразличительная); последняя является главной, так как именно она отвечает за основной принцип речи - членораздельность; 2) дополнительные - символическая (приобретение звуком смысловой значимости в поэзии, к примеру) и эстетическая.
Виды фонетики.

В зависимости от предмета и задач фонетики различают общую фонетику и частную.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Частная фонетика то же самое, только в пределах одного языка.

С точки зрения подхода:

Синхронная (описательная)

Диахронная (историческая) (dia – сквозь, через)
Описательная фонетика (СФ) исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Источником СФ явл. живой звучащий язык.

ДФ изучает звуковую сторону языка в ее историческом развитии.

Сопоставительная фонетика устанавливает сходства и различия в фонетическом строе разных языков.
Экспериментальная фонетика (инструментальная) является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами:

Непосредственное наблюдение (при помощи различных приборов)

Самонаблюдение

Ученик Б.де Куртенэ – В.А. Богородецкий первым в мире создал экспериментальную лабораторию при Казанском универе в 1884 г.

В Париже создана в 1886 г.

В 1899 г. С.К. Булич создает такую же лаборатория в Петерб. Универе. В 1909 г. Л.Н. Щерба.

Такая лаборатория сейчас создана в РАН.

Основные методы фонетических исследований.

1. Палатография (palatum – нёба) (статистическая и динамическая).

При помощи этого метода устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании.

2. Рентгенография позволяет увидеть положение органов речи и их движение.

3. Осциллография позволяет определить длительность, силу и интенсивность звуков.

4. Глотография (греч. gloto – горло, язык) – электронный прибор для регистрации работы голосовых связок.

5. Ларингоскоп: для изучения работы гортани

6. ЭВМ с 80-х гг.

7. Анкеты, вопросники и тд – социофонетика.

Разделы фонетики.

1. Собственно фонетика – изучает общие вопросы звуковой организации языка (артикул.-акустич. св-ва зв. и тд.)

2. Фонология – изучение звуковой природы языка в ее функциональной значимости.

3. Акцентология – изучает вопросы ударения.

4. Интоналогия (лат. intonare – громко произносить) – изучение общих и частных интонаций.

5. Силлабика (греч. syllabe – слог) – изучает природу слога и проблему слогоделения.

6. Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos - речь) – изучает нормативное произношение.

Связь фонетики с другими дисциплинами. Прикладное значение фонетики.

Связь фонетики с другими науками.

Среди всех лингвистических дисциплин только фонетика изучает план выражения языкового знака. Звуковая сторона автономна и развивается по своим законам – это дает фонетике право на самостоятельное существование.

Фонетика напрямую связана с орфографией : Фонетика формулирует правила произношения отдельных звуков и их групп, изучает и устанавливает правила взаимоотношения фонемы и графемы, их соответствие:

Например: [p] → p: p en

→ pp: happ y

→ gh: hiccough /hiccup

→ графема присутствует, но звука нет: pn eumonia

Фонетика связана с грамматикой

  1. через правила чтения.

Чтение окончаний существительных во мн. числе: основа +S = [s] / [z] /

Чтение окончаний правильных глаголов в прошедшем времени: основа +ed = [t] / [d] /

  1. чередование фонем (гласных или согласных) при образовании множественного числа существительных и временных форм неправильных глаголов.

foo t – fee t –

si ng – sa ng – su ng [i] – [æ] – [Λ]

leaf – leav es [f] – [v]

bath – bath s [θ] – [ð]

  1. через интонацию.

Интонация помогает определить логический предикат предложения.

‘He came home. (Who?)

He ‘came home. (Did he come?)

He came ‘home. (Where?)

Фонетика связана с лексикологией

  1. только ударение различает грамматическую категорию и значение слова:

‘object (предмет) - to ob’ject (не одобрять)

‘abstract (реферат) - to ab’stract (извлекать)

  1. сложные слова и сочетания слов различаются ударением:

‘bluebottle – василек и ‘blue ‘bottle – синяя бутылка; ‘blackbird – черный дрозд и ‘black ‘bird – черная птица

  1. омографы – слова с одинаковым написанием, но разным произношением. Благодаря произношению можно определить их лексическое значение.

Wind - ветер / – виток

Bow - лук / – поклон

Tear - разрыв / – слеза

Фонетика связана со стилистикой через интонацию и ее компоненты: ритм, паузу, мелодику, а также через такие явления как рифма, аллитерация, которые основываются на повторяемости звуков. Например, повторение звука [m] в стихотворении создает настроение веселья (merriment):

There are twelve months in all the year,

As I hear many men say,

But the merriest month in all the year

Is the merry month of May.

Еще одно стилистическое средство, иллюстрирующее связь с фонетикой, носит название ономатопея. Сюда относятся слова, условно передающие природные звуки или крики животных:

Bow-wow, says the dog;

Mew-mew, says the cat;

Grunt-grunt, goes the hog;

And squeak, goes the rat.

Из нелингвистических наук, изучающих звуковую сторону языка, фонетика связана с акустикой, физиологией, анатомией . Но фонетика изучает лингвистическую сущность звуковых явлений (т.е. какую функцию они выполняют в речи).

Фонетика связана с медициной и психологией при лечении люди с патологией речи.

Фонетика связана с социальными науками.

Социофонетика изучает взаимодействие произношения и общества, изменение фонетических структур в соответствии с разными социальными функциями.

Кто (мужчина / женщина, пожилой / молодой, городской / сельский …)

как (ласково, с угрозой, спокойно …)

используя какие фонетические средства

кому (другу, начальнику, незнакомцу …)

когда (на работе, дома...)

и почему (чтобы убедить, попросить …)

говорит .

Фонетика связана с рядом технических дисциплин . Прежде всего, это экспериментальная фонетика – построить прибор, провести исследования, подсчитать результат.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИКИ. Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.