Что такое апейрон у анаксимандра. Проблема первоначала и ее разрешение в ионийской философии: «Вода» Фалеса; «Воздух» Анаксимандра; «Апейрон» Анаксимена

Изучающие философию, вероятно, слышали такое понятие, как «апейрон». Значения слов из философской науки понятны далеко не всем. Что же это такое? Каково происхождение термина, что он означает?

Определение

Апейрон в философии - это понятие, которое было введено Анаксимандром. Означает оно бесконечное, неопределенное, не имеющее пределов первичное вещество. Согласно этому древнегреческому философу, апейрон - это основа мира, которая вечно движется. которая не обладает никакими качествами. Он считал, что все появилось путем выделения из этой материи противоположностей.

Что такое первовещество?

Первичная материя в широком философском смысле является основой всего, что существует в мире. Часто ее отождествляют с субстаницей. Еще в античные времена философы думали, что в основе всего существующего лежит один первичный элемент. Чаще всего это были природные стихии: огонь, воздух, вода и земля. Некоторые предполагали, что и небесная субстанция является также первовеществом.

Такая теория была во всех философских учениях. Мудрецы неизменно считали, что в основе всего лежат какие-то элементы или стихии.

Философские ступени

Согласно порядку, который принят в истории философии, про Анаксимандра говорят после Фалеса. И только потом ведется речь об Анаксимене. Но если подразумевать логику идей, то второго и третьего следует разместить на одной ступени, так как в теоретико-логическом смысле воздух является всего лишь двойником воды. Мысль же Анаксимандра должна быть поднята на другой уровень - к наиболее абстрактному облику первовещества. считал, что апейрон - это начало всех начал и принцип всех принципов. Переводится этот термин как «беспредельное».

Анаксимандр

Прежде чем более детально рассматривать эту важнейшую и очень перспективную идею философии Греции, нужно сказать несколько слов об ее авторе. С его жизнью, так же, как и с жизнью Фалеса, связывается только одна приблизительно точная дата - второй год 58-х Олимпийских игр. Согласно некоторым источникам, считается, что тогда Анаксимандр был в 64-летнем возрасте, и что он скончался в скором времени. Эту дату выделяют из-за того, что, согласно старой легенде, это был год, в котором появилось философское сочинение, созданное Анаксимандром. Несмотря на то что в нем предпочтение отдавалось прозаической форме, древние свидетельствуют, что написано оно было очень вычурно и высокопарно, что приближало прозу к эпической поэзии. О чем это говорит? Что жанр сочинения, которое было научно-философским, достаточно строгим и обстоятельным, рождался в нелегких поисках.

Уважение в народе

Образ философа вполне укладывается в типаж античного мудреца. Ему, как и Фалесу, приписывается множество очень важных практических достижений. К примеру, до наших дней дошло свидетельство, где сказано, что Анаксимандр возглавлял колониальную экспедицию. Такое выселение в колонию было привычным для той эпохи делом. Для этого необходимо было выбрать людей, снарядить их. Все требовалось делать оперативно и с умом. Вполне вероятно, что философ казался людям именно таким человеком, который подходит для этой цели.

Инженерные и географические достижения

Анаксимандру приписывают большое число инженерно-практических изобретений. Считается, что им были построены универсальные солнечные часы, которые носят название «гномон». С их помощью греки вычисляли равноденствие и солнцестояние, а также время суток и времена года.

Также философ, по мнению доксографов, знаменит своими географическими сочинениями. Считается, что он одним из первых попытался изобразить планету на Каким образом он это сделал - неизвестно, но важен сам факт, что появилась мысль представить на рисунке то, что нельзя увидеть непосредственно. Это были схема и образ, которые очень близки охвату мира мыслью философии.

Астрономические знания

Анаксимандр был увлечен и наукой о звездах. Он предлагал версии о том, и другие планеты. Для взглядов на астрономию характерно, что он называет ряд цифр, которые относятся к светилам, величинам Земли, других планет и звезд. Есть свидетельство, что философ утверждал: Солнце и Земля равны. В те времена не было никакой возможности проверить и доказать это. Сегодня ясно, что все названные им цифры оказались далеки от истины, но, тем не менее, попытка была предпринята.

В области математики ему приписывают создание очерка геометрии. Он подытожил все знания древних в этой науке. К слову, все, что он знал в этой области, до наших дней не дошло.

Философские взгляды

Если в течение последующих веков слава Анаксимандра как философа была развенчана, то шаг, который он сделал на пути изменения идеи первоначала, сохранил до текущего времени статус великого и крайне перспективного интеллектуального достижения.

Симпликий свидетельствует о том, что Анаксимандр полагал началом и элементом всех вещей бесконечную материю - апейрон. Это он первым ввел данное название. Началом он считал не воду либо какой-то другой элемент, а некую бесконечную природу, которая порождает небосводы и космосы, находящиеся в них.

В то время казалось необычным утверждение о том, что первоначало не определено качественно. Другие философы утверждали, что он ошибается, так как не говорит, чем является бесконечное: воздухом, водой или землей. Ведь в то время было принято выбирать некое определенное материальное воплощение первоначала. Так, Фалес выбирал воду, а Анаксимен - воздух. Анаксимандр вклинился между этими двумя философами, которые придают началу определенный характер. И он утверждал, что первоначало не имеет качеств. Никакая определенная стихия не может им являться: ни земля, ни вода, ни воздух. Определить значение и толкование термина «апейрон» тогда было делом нелегким. Сам Аристотель не мог в точности истолковать его суть. Он был удивлен, что бесконечное нематериально.

Идея Анаксимандра о первоначале

Что такое «апейрон»? Определение понятия, о котором впервые заговорил именно Анаксимандр, можно передать таким образом: начало является материальным, но в то же время неопределенным. Эта идея стала результатом расширения внутренней мысленной логики о первоначале: если есть разные стихии, и если кто-то каждую из них последовательно возводит до первоначала, то стихии уравниваются. Но, с другой стороны, всегда предпочтение неоправданно отдается одной из них. Почему, к примеру, выбирается не воздух, а вода? Или почему не огонь? Может, стоит отвести роль первичной материи не какой-то определенной стихии, а всем сразу. При сопоставлении всех таких вариантов, каждый из которых имеет под собой достаточно прочное основание, оказывается, что все-таки ни один из них не обладает достаточной убедительностью перед остальными.

Не исходит ли из всего этого такой вывод, что нельзя выдвигать на роль первоначала ни одну из стихий, так же, как и все их вместе взятые? Несмотря на такой «героический» прорыв в философии, множество ученых столетиями будут возвращаться к мысли о том, что значит апейрон.

Близко к истине

Анаксимандром был сделан очень дерзкий шаг к тому, чтобы понять неопределенно-бескачественное материальное. Апейрон - это такое материальное и есть, если смотреть на его содержательный философский смысл.

Именно по этой причине неопределенность в качестве характеристик первоначала стала крупным шагом философской мысли вперед в сравнении с вытягиванием на первые роли только одного-единственного материального начала. Апейрон - это еще не понятие материи. Но это самая близкая остановка философствования перед ним. Именно поэтому великий Аристотель, оценивая попытки Анаксимандра, пытался приблизить их к своему времени, говоря о том, что он, пожалуй, толковал о материи.

Итог

Итак, теперь ясно, что это за слово - apejron. Значение его следующее: «безграничное», «беспредельное». Само прилагательное близко к существительному «предел» и частице, означающей отрицание. В данном случае это отрицание границ или пределов.

Таким образом, это греческое слово образуется точно так же, как новое понятие о первоначале: через отрицание качественных и других пределов. Анаксимандр, скорее всего, не осознавал истоков своего величайшего изобретения, но смог показать, что первоначалом является не какая-то особая реальность материального типа. Это специфические мысли о материальном. По этой причине каждая последующая стадия раздумий о первоначале, которая логически необходима, образуется из философской мысли самой философской мыслью. Исходным шагом является абстрагирование материального. Термин «апейрон» наиболее точно передает происхождение философского понятия о беспредельном. И неважно, создан ли он был самим философом или же заимствован из древнегреческого словаря.

Это понятие заключает в себе попытку ответа на еще один вопрос. Ведь первичное начало должно было объяснить то, как все рождается и погибает. Выходит, что должно быть что-то, из чего все появляется, и во что потом разрушается. Другими словами, первопричина рождения и гибели, жизни и небытия, появления и разрушения должна быть постоянна и неуничтожима, а также бесконечна относительно времени.

Античная философия четко разделяет два противоположных состояния. То, что существует сейчас, когда-то появилось и когда-то исчезнет - преходяще. Таковыми являются каждый человек и каждая вещь. Таковы все состояния, которые наблюдаются людьми. Преходящее является многообразным. Следовательно, существует множественное, которое также является преходящим. Согласно логике такого рассуждения, первоначалом не может быть то, что является преходящим, так как в этом случае оно не было бы началом для другого преходящего.

Отличаясь от людей, тел, состояний, миров, первоначало никогда не разрушается, как это делают другие вещи. Таким образом рождена и стала одной из важнейших для мировой философии идея бесконечности, которая составлена из идеи об отсутствии границ в пространстве и из идеи о вечном, непреходящем.

Среди историков есть гипотеза, утверждающая, что понятие «апейрон» было введено в философскую науку не Анаксимандром, а Аристотелем либо Платоном, которые пересказывали данное учение. Документального подтверждения этому нет, но это уже не самое важное. Главное, что идея дошла до наших времен.

Означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении. Апейрон - это бескачественная материя, всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей (например, горячее и холодное).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Апейрон" в других словарях:

    - (от греч. apeiron беспредельное, безграничное, безмерное) единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего (Анаксимандр). Истолкования: «мигма» смесь (земли, воды, воздуха и огня); «метаксю» нечто среднее (между огнем и воздухом) … Философская энциклопедия

    АПЕЙРОН - АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ отрицательная частица и πέρας конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие… … Античная философия

    Апейрон - (гр. аpeiron – шексіз, бітпейтін) – Анаксимандр философиясында бастама, барлық бардың басы мен негізі , уақыт пен кеңістікте басы жоқ шексіз алғашқы материя. Апейрон сапасыз, бірақ барлық сапалы анықталған денелердің негізі болады; мәңгі… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Протовещество Словарь русских синонимов. апейрон сущ., кол во синонимов: 2 материя (50) … Словарь синонимов

    - (греч. apeiron бесконечное беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в Физике … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. Α отрицательная частица, peiron предел, конец) понятие древнегреческой философии, обозначающее ‘беспредельное’. В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) ‘беспредельное’ исполняло роль значимого космогонического… … История Философии: Энциклопедия

    - (греч. а отрицательная частица, peiron предел, конец) понятие древнегреческой философии, обозначающее «беспредельное». В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) «беспредельное» исполняло роль значимого космогонического… … Новейший философский словарь

    - (греч. ápeiron бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в «Физике». * * * АПЕЙРОН АПЕЙРОН (греч. apeiron … Энциклопедический словарь

    АПЕЙРОН - понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что … Тематический философский словарь

    - (греч. áреiron бесконечное) в философии Анаксимандра неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. было шагом вперёд в выработке понятия материи по сравнению с отождествлением перво вещества с одним каким либо… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Античная философия , Тимощук В. С., Дворянов С. В., Шавкунов И. В.. &171;Античная философия&187;экскурс в традицию античного философствования. В работе подробно разбираются концепции ведущих философов античности: онтология, космология, антропология, этика,…

Древнегреческая философия.
Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
- Найти незримое единство мира -

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все? » Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр.

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное - не растение, океан - не планета, воздух - не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу - очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).

Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, - не одно и то же. Эта идея является одной из вечных философских проблем - какой мир сам по себе: такой, каким мы его видим, или же совершенно другой, но мы этого не видим и потому не знаем об этом? Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы являются разными состояниями одного мирового вещества - воды. Дерево - это одно состояние воды, гора - другое, птица - третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или порождения, или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму, ибо то, что нельзя воспринять глазом, можно постичь мыслью.

Эта идея о разных способностях чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса) и разума тоже является одной из основных в философии. Многие мыслители считали, что разум намного совершеннее чувств и более способен познать мир, чем чувства. Эта точка зрения называется рационализмом (от лат. rationalis - разумный). Но были и другие мыслители, которые считали, что в большей степени надо доверять чувствам (органам чувств), а не разуму, который может нафантазировать что угодно и поэтому вполне способен заблуждаться. Эта точка зрения называется сенсуализмом (от лат. sensus - чувство, ощущение). Обратите внимание на то, что термин «чувства» имеет два значения: первое - человеческие эмоции (радость, печаль, гнев, любовь и т. д.), второе - органы чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). На этих страницах речь шла о чувствах, конечно же, во втором значении слова.

Из мышления в рамках мифа (мифологического мышления) оно стало преобразовываться в мышление в рамках логоса (логическое мышление). Фалес освободил мышление как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязывавших его к непосредственным чувственным впечатлениям.

Именно грекам удалось разработать понятия рационального доказательства и теории как его средоточия. Теория претендует на получение обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации. При этом и теория, и полученная с ее помощью истина должны выдержать публичные испытания контраргументами. У греков возникла гениальная идея, что следует искать не только собрания изолированных фрагментов знания, как это на мифической основе уже делалось в Вавилоне и Египте. Греки начали поиски всеобщих и систематических теорий, которые обосновывали отдельные фрагменты знания с точки зрения общезначимых свидетельств (или универсальных принципов) как оснований вывода конкретного знания.

Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют милетскими натурфилософами. Они принадлежали к первому поколению греческих философов.

Милет - один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии. Именно здесь - переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника - изначальной стихии, первоначала - архэ. Это была натурфилософия, или философия природы.

Мир неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость.

ФАЛЕС (VII-VI вв. до н. э.)
1. Все начинается из воды и в нее возвращается, все вещи произошли из воды.
2. Вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи, вода пребывает во всех вещах и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды.
3. Разрушение мира по истечении "мирового цикла" будет означать погружение всего сущего в океан.

Фалес утверждал, что «все есть вода». И с этого утверждения, как считается, начинается философия.


Фале́с (ок. 625-547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии

Фалес выдвинув идею субстанции — первоосновы всего , обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в ВОДЕ (во влаге) : ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.

В положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т. е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания.

Фалес считал основой всего сущего воду: есть только вода, а всё остальное - ее порождения, формы и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она - некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Фалес был деятель, соединявший интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к вопросам о строении мироздания. Будучи купцом, он использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений. Он был гидроинженером, прославившимся своими работами, разносторонним ученым и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. Как ученый он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения, наблюдавшегося в Греции в 585 г. до н. э. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки. Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Все постоянно рождается из этого «единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоема. В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено. Пример и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу.

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его философское представление о мире полно отзвуков мифологии.

«Считается, что Фалес жил между 624 и 546 г. до Р.Х. Частично это предположение основывается на утверждении Геродота (Herodotus, ок. 484-430/420 до Р.Х.), писавшего, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до Р.Х.
Другие источники сообщают о путешествии Фалеса по Египту, что было достаточно необычным для греков его времени. Сообщают также, что Фалес решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста. Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона. Он также обладал познаниями по геометрии — области математики, которая была развита греками.

Фалес, как утверждают, принимал участие в политической жизни Милета. Он использовал свои математические знания для улучшения навигационного оборудования. Он был первым, кто точно определял время по солнечным часам. И, наконец, Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.

Мало что можно сказать о его работах, так как все они дошли до нас в переложениях. Поэтому мы вынуждены придерживаться в их изложении того, что сообщают о них другие авторы. Аристотель в Метафизике говорит, что Фалес был родоначальником такого рода философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее, то есть то, что существует, и куда потом все возвращается. Аристотель также говорит, что Фалес полагал, что таким началом является вода (или жидкость).

Фалес задавался вопросами о том, что остается постоянным при изменении и что является источником единства в разнообразии. Кажется правдоподобным, что Фалес исходил из того, что изменения существуют и что существует какое-то одно начало, которое остается постоянным элементом во всех изменениях. Оно является строительным блоком вселенной. Подобный «постоянный элемент» обычно называют первоначалом, «первоосновой», из которой сделан мир (греч. arche).»

Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

Из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду.

1) Фалес поставил вопрос о том, что является фундаментальным «строительным блоком» вселенной. Субстанция (первоначало) представляет неизменный элемент в природе и единство в разнообразии. С этого времени проблема субстанции стала одной из фундаментальных проблем греческой философии;
2) Фалес дал косвенный ответ на вопрос, каким образом происходят изменения: первооснова (вода) преобразуется из одного состояния в другое. Проблема изменения также стала еще одной фундаментальной проблемой греческой философии.»

Для него природа, physis, была самодвижущейся («живущей»). Не различал он дух и вещество. Для Фалеса, понятие «природы», physis, по-видимому, было очень обширным и наиболее близко соответствующим современному понятию «бытие».

Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции). Вода - это то, что в последующем многие философы стали называть материей, "матерью" всех вещей и явлений окружающего мира.


Анаксимандр (ок. 610 — 546 до н. э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр расширяет понятие начала до понятия «архе», т. е. до первоначала (субстанции) всего сущего. Это первоначало Анаксимандр называет апейрон. Основная характеристика апейрона заключается в том, что он «беспредельный, безграничный, бесконечный ». Хотя апейрон веществен, о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что он «не знает старости», находясь в вечной активности, в вечном движении. Апейрон не только субстанциональное, но и генетическое начало космоса. Он — единственная причина рождения и гибели, из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое время исчезает по необходимости. Один из отцов средневековья сетовал, что з своей космологической концепции Анаксимандр «ничего не оставил божественному уму». Апейрон самодостаточен. Он все объемлет и всем управляет.

Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому - неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).

Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду» и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть «беспредельное » (apeiron). По обособлении из него теплого и холодного возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землей. Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось заключенным некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга: круг звезд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Все обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже.

Анаксимандр не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Если вода преобразуется в землю, земля в воду, вода в воздух, а воздух в воду и т. д., то это означает, что все что угодно преобразуется во все что угодно. Поэтому логически произвольно утверждать, что вода или земля (или что-то другое) является «первоосновой». Анаксимандр предпочел утверждать, что первоосновой является апейрон (apeiron), неопределенное, беспредельное (в пространстве и времени). Этим способом он, очевидно, избежал возражений, аналогичных упомянутым выше. Однако с нашей точки зрения, он «утратил» нечто важное. А именно, в отличие от воды апейрон не является наблюдаемым. В результате Анаксимандр должен объяснять чувственно воспринимаемое (объекты и происходящие в них изменения) с помощью чувственно невоспринимаемого апейрона. С позиции экспериментальной науки, подобное объяснение является недостатком, хотя такая оценка, конечно, является анахронизмом, поскольку Анаксимандр вряд ли обладал современным пониманием эмпирических требований науки. Возможно, наиболее важным для Анаксимандра было найти теоретический аргумент против ответа Фалеса. И все же Анаксимандр, анализируя универсальные теоретические утверждения Фалеса и демонстрируя полемические возможности их обсуждения, называл его «первым философом».

В Космосе существует свой порядок, не созданный богами. Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.


Анаксимен (ок. 585-525 до н. э.) полагал, что первоначалом всего сущего является воздух («апейрос») : все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения. Он мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — водой, землей, вещами. Воздух более бесформенный, чем что-либо. Он менее тело, чем вода. Мы его не видим, а только чувствуем.

Самый разреженный воздух - это огонь, более густой - атмосферный, еще гуще - вода, далее - земля и, наконец, - камни.

Последний в ряду милетских философов — Анаксимен, достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, — развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. «Воздух» для него — дыхание, обнимающее весь мир , подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей «воздух» — род пара или темного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд. Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим милетским философам. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также кое-что из его учения о небесных светилах.

От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.

Анаксимен, третий натурфилософ из Милета, обратил внимание на другое слабое место в учении Фалеса. Каким образом вода из ее недифференцированного состояния преобразуется в воду в ее дифференцированных состояниях? Насколько нам известно, Фалес не ответил на этот вопрос. В качестве ответа Анаксимен утверждал, что воздух, рассматриваемый им как «первооснова», сгущается при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущается в лед (и землю!). При нагревании воздух разжижается и становится огнем. Таким образом, Анаксимен создал определенную физическую теорию переходов. Используя современные термины, можно утверждать, что, согласно этой теории, разные агрегатные состояния (пар или воздух, собственно вода, лед или земля) определяются температурой и величиной плотности, изменения которых ведут к скачкообразным переходам между ними. Этот тезис является примером обобщений, столь характерных для ранних греческих философов.

Анаксимен указывает на все четыре субстанции, которые позднее были «названы «четырьмя началами (элементами)». Это — земля, воздух, огонь и вода.

Душа также состоит из воздуха. "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир". Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение - с нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первиичен даже по отношению к богам. Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, совсем как наша душа, воздух подддерживает все и управлет всем.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия здесь возникает как рационализация мифа. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами (греч.hyle и zoe - вещество и жизнь - философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan - все и theos - Бог - философское учение, в соответсвии с которым "Бог" и "природа" отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Александр Георгиевич Спиркин. «Философия.» Гардарики, 2004.
Владимир Васильевич Миронов. «Философия: Учебник для вузов.» Норма, 2005.

Дмитрий Алексеевич Гусев. «Популярная философия. Учебное пособие.» Прометей, 2015.
Дмитрий Алексеевич Гусев. «Краткая история философии: Нескучная книга.» НЦ ЭНАС, 2003.
Игорь Иванович Кальной. «Философия для аспирантов.»
Валентин Фердинандович Асмус. «Античная философия.» Высшая школа, 2005.
Скирбекк, Гуннар. «История философии.»

«То апейрон» Анаксимандра ( Appendix II ).

(пер. М.Н. Вольф)

из книги:

Charles H. Kahn

Anaximander and the Origins of Greek Cosmology.

Columbia University Press, New York , 1960.

Со времени обзора Аристотелем взглядов своих предшественников в первой книге Метафизики , изучение ранней греческой философии было сфокусировано на вопросе, что каждый мыслитель имел сказать на предмет ajrcai > или «первых принципов». Здесь этой темой мы пренебрегли. Она постоянно служит для противопоставления философов одного другому, тогда как наше отношение касается открытия общих концепций, которые связали бы их вместе. Но «первоначало» Анаксимандра, to < a ] peiron , кроме того, играет собственную роль в его космологии и эта роль должна быть вкратце здесь рассмотрена.

К несчастью, то, что Аристотель и Теофраст говорили нам о to < a ] peiron Анаксимандра, слишком скудно, и так зависит от их собственных концептуальных схем, что обзор свидетельств поднимает больше вопросов, чем мог бы решить. Существует однако, один хороший источник информации, не принадлежащий доксографической традиции –это значение слова a ] peirov в ранней греческой литературе.

] Apeirov (вместе с его Гомеровским эквивалентом a ] pei > rwn , a j peiritov , ajpeire > siov , ajperei > siov ) есть, очевидно, составное с отрицательным а- , но точная форма симплекса не вполне ясна. Корректно ли предположить (вслед за LSJ и другими), что a ] peirov восходит к существительному pei ~ rar , pe > rav , «предел»? В этом случае буквальное значение прилагательного будет «лишенное границ, безграничное». Но, хотя «безграничное» – это зачастую удобный перевод для a ] peirov , в действительности он не отвечает употреблению термина. В эпике a ] pei > rwn является характерным эпитетом земли и моря, и особенно первого . Ни земля, ни море не лишены границ, и на самом деле поэт неоднократно говорит о pei > rata и того, и другого . Так, Гесиод описывает место, где сходятся «источники и границы» (phgai < kai < pei > rata ) Земли, Тартара, Моря и Неба (Theog . 736–38 = 807–9), хотя для него и Земля, и Море ajpei > ritov (Theog . 109, 878, и др.).

Конечно, можно спорить, что старые поэты не слишком любили логики и рассматривали землю как «безграничную», без колебаний упоминая о ее границах несколькими стихами позже. Но существует другое использование термина, которое трудно объяснить посредством восхождения к pe > rav . Не только окружности и кольца описывают как a ] peirov или a ] pei > rwn , но это слово также используется в отношении одежды или сетей «в которых можно запутаться, убегая» .

Это последнее значение предполагает, что не в существительное pe > rav вносится оттенок отрицания посредством частицы а-, но глагольный корень * per - , представленный в pera > w , pe > ran и perai > nw также как и в некоторых индо-европейских наречиях и предлогах, указывает в некотором смысле на направление «вперед, впереди» (греческое pro > , латинское per , prae и т.п.). Глагольные формы указывают движение в этом направлении и группа pera > w , pe > ran , perai > nw , pei ~ rar указывает на точку, с которой движение вперед приведет к концу. Таким образом, pera > w (как peraio > w ) постоянно используется для обозначения прохождения водного пространства на другую сторону; наречие pe > ran точно отсылает к тому, что лежит «поперек (от края до края)»:

nh>swn, ai~ nai>ousi pe>rhn aJlo(B 626)

Pei ~ rar в данном пассаже есть предел или цель – точка, от которой движение вперед приведет к концу. Так, это слово регулярно встречается у Гомера вместе с глаголом движения . (Вместе с обычным чередованием гласных тот же корень встречается в существительных po > rov , porqmo > v , указывая либо на движение как таковое, либо на путь, который кто-нибудь проходит).

Это основная идея словообразования, которая отрицает в a ] pei > rwn , a ] peirov , также как в синониме ajpe > rantov , сформированном от глагольной основы perai > nw (аорист ejpe > rana ). Истинный смысл a ] peirov тогда следующий: «то, что не может быть пройдено или пересечено из конца в конец». Если земля и небо названы a ] pei > rwn , то противоречия здесь нет; оба они имеют pei > rata , но немногие смертные могут путешествовать как Гера «к пределам земли» (Q , 200). Становится понятным, что нечто круглое «не может быть пройдено до конца», поскольку, как указывали геометры, начало и конец круга в любой точке (см. Heraclit . В 103). Теперь уже нет сомнений в том, почему свободная одежда, в которой невозможно бежать, называется «непроходимой» . Любые остающиеся сомнения в том, каково же истинное значение a ] peirov могут быть рассеяны при помощи блестящего обсуждения Аристотелем этого термина (Phys . 204а2-7), где эта идея интерпретируется посредством противопоставления с dielqei ~ n , diie > nai и die > xodov ; Аристотель дает синоним ajdiexi > thtov (204 а 14). Точка зрения Симпликия в пространном комментарии не менее ясная (in Phis . 470-71), он противопоставляет a ] peirov и diexodeuto > v , diaporeuto > v .

Буквальное значение – «что не может быть пересечено из конца в конец» – легко переходит в другое – «безмерное, огромное». Такой переход значений является полным во многих гомеровских пассажах, которые повествуют о «неисчислимом выкупе» (ajperei > si j a ] poina ), о «бесчисленных козах» (i 118: ai ~ gev ajpeire > siai ), о «неизмеримой толпе» плакальщиков (W 776: dh ~ mov ajpei > rwn ) и даже о «бесконечном сне» Одиссея (h 286: u [ pnon ajpei > rona ). Во всех таких гиперболизациях присутствует идея великой длины, массы или количества.

Все это пространственные или количественные значения, которые, как показывают фрагменты, преобладают в ранней греческой философии: «Земля простирается далеко вниз ejv a ] peiron » (Xenoph . B 28); «Вещи должны быть с одной стороны такими маленькими, чтобы не иметь величины, а с другой стороны, настолько большими, чтобы быть a ] peira » (Zeno , B 1); «То, что окружает [мир] есть a ] peiron по величине» (Anaxag . B 2). Как результат философского использования, которое начинает Анаксимандр, термин систематически противопоставляется pe > rav и peperasme > non таким образом, что это аккумулирует значение «безграничного», «математически бесконечного», «качественно неопределенного» или «бесконечного» . Но до тех пор, пока философы не установили этой тенденции, a ] peirov выражал конкретную величину, размеры и протяженность.

To < a ] peiron Анаксимандра есть тогда главным образом огромная неисчерпаемая масса, протяженная вовне до бесконечности в любом направлении. Она имеет эпитет (и титул), которым Земля и Море обладали у Гомера. И мы видели уже, почему такой источник требуется для поддержания мира, «надлежащим образом, чтобы поколения вещей не могли прерваться» (6.А. с Arist .2 ). Равным образом понятным, рациональным является видение Анаксимандром того, что to < a ] peiron окружает небеса своими безбрежными объятиями (perie > cein pa > ntav tou < v oujranou > v , 8. Arist .4 ; ср. 8. H . ). Безграничное в действительности является тем, что мы называем бесконечным пространством, антецедент для пустоты атомистов так же как и для Хранилища или Кормилицы поколений в Тимее Платона. Но это не пространство, как оно мыслится абстрактно, из вещества, которое его наполняет. Место и тело здесь соединены в единую идею.

Концепция to < a ] peiron как универсального тела или массы, окружающей мир, есть постоянная характерная черта ионийской космологии. Мы цитировали описание Ксенофаном земли, простирающейся далеко вниз ejv a ] peiron . Вероятно, он опирался на теорию Анаксимандра, но что он в точности имел в виду, для нас также темно, как было и для Симпликия (Xenoph . A 47). Сохранившаяся концепция Анаксимандра более ясна в a ] peirov ajh > r Анаксимена, который окружает мир целиком (В 2). Эта точка зрения отличается от предшествующей только явным уподоблением экстра-мировой массы атмосферной среде, которая окружает землю. Милетское perie > con снова появляется в системе Анаксагора, который описывает это (как мы видели) как «неисчерпаемое по величине» (a ] peiron ejsti to < plh ~ qov ) и упоминает ajh > r и aijqh > r нашего мира как выделившиеся из этой космической оболочки (В 2). Анаксагор дает количество вещей как завершенное: «великое perie > con , вещи, которые были объединены с ним и те, которые выделились» (В 14). Как многие другие аспекты милетской космологии, безграничное perie > con также сохраняется в доктрине атомистов. Когда мир сформировался, из неограниченной массы атомов в пустоте возникли «отрезки» (ajpotomh > ) некоторых мельчайших тел, и из той же самой внешней области, которая неистово бушует, в один из дней возникнет причина разрушения мира .

Так, в ионийском видении универсума, который восходит к Анаксимандру, to < a ] peiron есть великая космическая масса, окружающая сферическое тело нашего усеянного звездами неба , и эта концепция сохраняется не только в эпикурейской космологии, но также и в космологии стоиков . Для Платона и Аристотеля, с другой стороны, не существует ни материи, ни «места» для чего бы то ни было за пределами сферического oujrano > v . Эта альтернативная концепция физического универсума как ограниченной сферы выглядит берущей начало у Парменида . Сходного взгляда придерживался Эмпедокл, остроумно поместивший милетский эпитет a ] pei > rwn в «беспредельную сферу», сформированную единством всех вещей во время правления Любви (В 28).

Тот факт, что термин a ] peirov может относиться к чему-либо круглому или сферическому, привел некоторых исследователей к предположению, что Анаксимандр также мыслил свое «безграничное» как сферу, или, по меньшей мере, как способное к круговому движению. To< a]peiron мог быть тем , что Паскаль сказал обо всем в природе : «une sphere infinite dont le center est partout, la circonference nulle part». Непрерывное вращение этой безмерной сферы вокруг себя вероятно представляет то «вечное движение», которое, в соответствии с доксографами, играло значительную роль в космологии и Анаксимандра, и Анаксимена . Весьма привлекательно отождествить это движение с универсальным вращением (pericw > rhsiv ), которое производит схожие результаты в космогонии Анаксагора (В 9, В 12-13). Но конечно, вращение у Анаксагора не является вечным, поскольку оно возникает, только когда «Нус начинает двигать вещи». Хотя циклическое движение является единственным типом, который Аристотель распознал как вечное, фраза aji > diov ki > nhsiv означает вместе с тем не более, чем ajei < kinei ~ sqai и не применима сама к циркулярному движению . Это выражение Теофраста говорит нам единственно что для милетцев, точно также как и для атомистов никогда не было (и никогда не будет) времени, когда движение не существовало. Это вероятно означает, что образование наших небес представлено только одной стадией в продолжающемся космическом цикле и «вечность» в данном случае должна быть интерпретирована вместе с греческим концептом Времени как бесконечной серией астрономических повторений . Но вместе с вниманием к образу и движению самого to < a ] peiron , наша информация оправдана не более, чем вердикт non liquet .

Что мы можем знать, так это то, что to < a ] peiron окружает мир и изначально служит как ajrch > или стартовая точка в его формировании. Исходные коннотации этого термина ajrch > как пространственные, так и темпоральные. Поскольку основной смысл глагола a ] rcw это «вести [войска в битву] », постольку это может означать «управлять» также, как и «идти первым, начинать» в любом деле, тогда фундаментальная идея ajrch > та, чтобы быть первым членом в цепи событий , и это может также означать основание, на котором все другое покоится . В обсуждении Аристотелем этого термина первое значение – нечто пространственное: точка, из которой дорога или линия берут начало .

В контексте космогонии, конечно, эта идея «стартовой точки, основания» имеет также прямое темпоральное значение: ajrch > есть первая и старейшая из вещей, из которой все другие возникают в течение времени. Более точно, согласно Анаксимандру to < a ] peiron «выделяет» (ajpokri > nesqai ) семя, из которого появляются противоположные принципы, чье взаимодействие создает мир. Многие современные интерпретаторы, следуя замечаниям Аристотеля, предполагают, что эти принципы должны сами присутствовать в их источнике до порождения, и что to < a ] peiron был той самой разновидностью смеси, сходной с первичной смесью вещей Анаксагора . Но такое понимание Безграничного Анаксимандра в основном анахронистично, поскольку предполагает критицизм Парменида. После него поколение чего-либо существенно нового рассматривалось как невозможное, но в VI в. генезис использовался как допущение очевидного факта природы. Более того, Теофраст уверяет нас, что to < a ] peiron был не смесью, но «единой fu > siv » (Phys . Opin . fr . 4, цит. как 7). Согласно точке зрения Аристотеля, противоположности были потенциально представлены в их источнике. Но для милетцев они были не более чем пред-существовавшими в to < a ] peiron , как дети пред-существуют в теле их родителей до зачатия.

Согласно нашей точке зрения, логические трудности такой доктрины естественно весьма велики. Они не больше, чем для любых других теорий происхождения универсума , но в любом случае они более очевидны для нас. Как появляются качественные отличия в том, что возникает из чего-то, не имеющего качеств? Какой механизм стоит за образом семени и выделения, или что в действительности имелось в виду под ajpokri > nesqai противоположных естественных принципов? Наконец, что является эквивалентом для Анаксимандра в теории Анаксимена, где воздух посредством сгущения и разрежения может пройти через различные состояния?

В общем, поставить такие вопросы означает прочитать историю греческой философии назад. Какими бы великими ни были достижения Анаксимандра, он не мог предвидеть всех проблем, которые возникнут у его последователей, продолживших идти по тому пути, который он наметил. Но он мог видеть, что стартовая точка была решающей в любых объяснениях универсума, и он выбрал ajrch > , которое ввиду своей природы было способно к порождению мира. Он принял как неоспоримый факт то, что одна вещь может возникнуть из другой, как день возникает из ночи и весна из зимы, и он выразил этот факт наиболее значительным образом из тех, которые он или любой другой человек того времени мог бы вообразить, посредством аналогии с поколениями живущих вещей. Он сделал вывод о том, что поскольку образующие начала мира, как мы знаем, находятся в непрерывном и взаимном процессе трансформации, они сами должны возникать из какого-то иного неизменного источника, который отчасти или целиком нам неизвестен, но который должен быть таким, чтобы иметь неистощимый запас созидающей силы и материала. Он назвал этот неизвестный источник мира to < a ] peiron , «то, что является неистощимым», и идентифицировал его с равно таинственным удаленным телом, которое держит видимый мир в своих объятьях. Безграничное означает неизвестную сущность, которая окружает известный мир во времени, также как и в пространстве. Это to < a ] peiron и perie > con в обоих отношениях, по контрасту с ограниченной и разрушающейся структурой небес.

Более детальное представление о to < a ] peiron не может быть извлечено из наших источников. Хотя не очевидно, что Анаксимандр не мог предложить намного больше. В таких исходных вопросах единственный убедительный принцип состоит в том, что причина должна быть достаточной для некоторого эффекта: в нашем случае она должна быть достаточной для создания универсума. В природе вещей, что любое рациональное определение Первопричины будет весьма негативным: мы заключаем, что ему недостает тех ограничений, посредством которых определяются более незначительные вещи. По сходным причинам современные философы могут говорить о Боге как о «Бесконечном». Конечно, концепция божества Анаксимандра весьма отлична и его способ выражения несравнимо более конкретен. To < a ] peiron есть по определению «не-оспоримый» или «неистощимый»; он ни воздух, ни вода, ни любой другой вид (3 ); не такой как эти вещи, он не изменяется ни во что иное, чем сам (6. S .1 ); его движение или жизненная активность продолжается всегда (7 ); его существование не подвержено ни старению, ни смерти; он есть бессмертное, неразрушимое и божественное (8 ). Ясно, что to < a ] peiron Анаксимандра не может быть сведен к материальным или количественным элементам. Это не только материя, но и двигатель мира, живая, божественная сила природных изменений. В пассаже, где Аристотель описывает милетскую доктрину некоторой длины, он говорит нам, что этот to < a ] peiron , который не имеет границ и, следовательно, не имеет начала (ajrch > ), должен пониматься как «нерожденное, равно как и неуничтожимое».

…Оно само, по всей видимости, есть начало [всего] другого, все объемлет и всем управляет, как говорят те, которые не признают, кроме бесконечного, других причин, например, разума или любви. И оно божественно, ибо бессмертно и неразрушимо, как говорит Анаксимандр и большинство физиологов. (8. Arist .1. )

Это, вероятно, точка зрения Анаксимандра, которую Аристотель имел ввиду относительно всего этого пассажа. Если так, то Анаксимандр ответственен за идею, что божественное начало должно быть не только неуничтожимым, но и нерожденным, без каких-либо начальных отметок или происхождения (ajrch > ) в прошлом. По контрасту с нестареющими, но рожденными богами эпической традиции, все философы конца VI в. – начала V в. до н.э. провозгласили новую концепцию божества, которое было свободно от рождения, равно как и от смерти . Замечания Аристотеля позволяют нам заключить, что эти философы шли вслед за Анаксимандром. Конечно, не он один, но он смог сказать, что to < a ] peiron ведет вещи и управляет всеми вещами (pa > nta kuberna ~ n ).

Наше обсуждение фрагмента Анаксимандра и ранняя концепция природы как ko > smov должна пояснить, что подразумевается под таким универсальным управлением вещами. Мы видели, что в добавление к сущему и жизненному источнику, из которого возникает субстанция мира и внешний предел, который окружает и определяет границы тел в космосе, to < a ] peiron есть также постоянная, сходная с божественной сила, которая обуславливает ритмичную циклическую жизнь этого мира. Таким образом, это не только идея хорошо отрегулированного космоса, которым Греция обязана Анаксимандру, но также и тот, кто его регулирует, Космический Бог. Эти две идеи идут вместе. Поскольку концепция натурального мира как единого целого характеризуется черезпорядок и равновесие, в результате возникает единственная в своем роде идея монотеизма, известная классической античности. Бог греческих философов не идентичен миру; но его Десять заповедей есть Закон Природы и его откровение прочитывается в вечно-движущихся циклах солнца, луны, планет и звездной сферы.

понятие, обозначающее беспредельную, неопределенную, бескачественную материю, находящуюся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы (взаимодействия).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АПЕЙРОН

термин др.-греч. философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско-платоновском

словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие внутр. границ).

Как космогонич. принцип бесконечное занимает существ, место в древнейших мифологич. картинах мира. Уже в «Огдоаде» (Восьмерице) - др.-егип. Гермопольской теогонии (2-е тыс. до н. э.) в качестве одной из четырех космогонич. прапотенций выступает олицетворение бесконечного (Хух и Хаухет). Др.-инд. ведич. традиция (см. Веды) учит об Адити (персонифицированная бесконечность) как о матери богов Адитьев - охранителей космич. закона «рта». В др.-греч. орфич. (см. Орфизм) теогонии мировое яйцо зарождается в «бесконечном хаосе» (пространстве). Проблема А., в частности бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в науч.-филос. традиции начиная с милетской школы и, по свидетельству Аристотеля (О небе 1,5. 271 b2- 8), оказалась едва ли не осн. источником всех противоречий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его предшественниками. Предметом последоват. осмысления А. впервые стало в элейской школе, прежде всего в апориях Зенона Элейского, причем негативное отношение к А. у Парменида и Зенона (регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за доказательство абсурдности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяется признанием А. атрибутом «бытия» у Мелисса Самосского.

Классич. антич. анализ понятия А. дан Аристотелем в «Физике» (кн. III, гл. 4-8): А. возможно лишь акцидентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая воззрения своих филос. предшественников, Аристотель замечает, что «все они полагают А. неким онтологич. принципом» (Физика 203а 3, 203b4), но при этом одни (большинство досократич. натурфилософов) рассматривают его лишь как «атрибут другой субстанции», тогда как Платон и пифагорейцы гипостазируют А. и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля подтверждается текстами милетских философов (Анаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и Анаксагора. А. выступает как атрибут (на грамматич. уровне - прилагательное) космогонич. праматерии, объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда утверждение Аристотеля, согласно к-рому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра, принимали А. за первоначало (архе).

Существенно иным было понимание А. в пифагорейско-платоновской традиции: здесь А. (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел- беспредельное, но в то же время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным прилагательным среднего рода. В пифагорейской таблице осн. онтологич. противоположностей у Аристотеля (Метафизика 1, 5. 98ба 23 слл.) оппозиция предел - беспредельное (А.) занимает первое место, причем А. оказывается в одном понятийном ряду с четным, множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным прямоугольником - см. «пределополагающие» (активные) и «беспредельные» (пассивные) элементы в подлинных фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырех онтологич. принципов «Филеба» (23 с) наряду с «причиной» и результатом их «смешения»; позднее, в «неписанном учении» она развилась в оппозицию одно - неопределенная двоица. Пифагорейско-платоновская оппозиция предел - А. (параллельная оппозиция эйдос - пространство «Тимея») - прямая предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам осознавал понятийную близость платоновского А.- бесконечности, неопределенности, неоформленности и текучести - тому онтологич. принципу, к-рому он впервые дал имя «материала, материи» (Физика 207 b 35). Плотин (Эннеады II, 4, 15) принимает отождествление А. и «материи», но последоват. монизм заставляет его подчинить А. единому в качестве момента его эманации.

Аристотель дал в «Физике» (III, 4-8) классический анализ понятия «апейрон» как возможного лишь акцидентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая воззрения своих философских предшественников, Аристотель замечает, что «все они полагают апейрон неким онтологическим принципом» («Физика» 203а3, Ь4), но при этом одни (большинство досократических натурфилософов) рассматривают его лишь как «атрибут другой субстанции», тогда как Платон и пифагорейцы гипостазируют апейрон и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля подтверждается текстами милетских философов (Алаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и Анаксагора. Апейрон выступает как атрибут (на грамматическом уровне-прилагательное) космогонической праматерии, объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда утверждение Аристотеля, согласно которому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра, принимали апейрон за первоначало (архе).

Существенно иным было понимание апейрона в пифагорейско-платоновской традиции: здесь апейрон (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел-беспредельное, но и в то же время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным прилагательным среднего рода. В пифагорейской таблице основных онтологических противоположностей у Аристотеля («Метафизика» 15,986а23 ел.) оппозиция предел - беспредельное (апейрон) занимает первое место, причем апейрон оказывается в одном понятийном ряду с четным, множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным прямоугольником-ем, «пределополагающие» (активные) и «беспредельные» (пассивные) элементы в подлинных фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырех онтологических принципов *Фшеба» (23с) наряду с «причиной» и результатом их «смешения»; позднее, в «неписаном учении», она развилась в оппозицию одно - неопределенная двоица. Пифагорейско-платоновская оппозиция предел-алейрон (параллельная оппозиция эйдос - пространство «Тимея») - прямая предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам осознавал понятийную близость платоновского алейрона-бесконечности, неопределенности и текучести-тому онтологическому принципу, которому он впервые дал имя «материала, материи» («Физика» 207Ь35). Плотин («Эннеады» II 4,15) принимает отождествление апейрона и «материи», но последовательный монизм заставляет его подчинить апейрон Единому в качестве момента его эманации.

Отличное определение

Неполное определение ↓