Что посетить в Варшаве — достопримечательности польской столицы. Александро-невский собор в варшаве

Центр науки и культуры, бизнеса и промышленности Польши – это Варшава, столица государства. Варшава – самый крупный по населению город в стране, первые упоминания о котором относятся к XIV веку. За несколько веков в Варшаве были построены красивейшие дома, дворцы, скульптуры и памятники, однако во ІІ Мировую войну очень многие из них были уничтожены. Но город практически восстал из пепла: огромнейшую работу проделали архитекторы, реставраторы, строители и скульпторы, восстанавливая город по старинным фотографиям, картинам и чертежам. Благодаря им, центр Варшавы, который можно увидеть сейчас, выглядит почти идентично тому, каким его видели горожане в XVI-XVII вв.

Осмотр достопримечательностей Варшавы обычно начинают с самого величественного символа исторического наследия – Королевского замка. По соседству с ним находится Старый Город, который привлекает своими узкими улочками и прекрасными зданиями, расположенными вокруг центральной площади Рынок. От Замковой Площади начинает свой путь туристический маршрут, носящий название «Королевский Тракт», он тянется через ул. Краковское предместье, ул. Новый Свет, ул. Уяздовские Аллеи, Ботанический сад и приводит к красивейшему дворцово-парковому ансамблю города – Лазенки.

Строительство Королевского замка велось на месте деревянной крепости в 1598-1618 гг., когда страной правил король Сигизмунд III Ваза. На площади перед замком стоит в его честь памятник – колонна Сигизмунда. В 1644 г. ее поставил сын Сигизмунда III король Владислав IV. Бронзовая скульптура, стоящая на 30-метровой колонне, изображает короля, на котором одеты рыцарские доспехи. Правая рука короля держит меч, а левая опирается на большой крест.

Замок получил статус официальной королевской резиденции, когда столицу Польши было решено перенести из Кракова в Варшаву, и стал свидетелем многих исторических событий. Именно в Королевском Замке была принята Конституция 3 мая 1791 г. С 1918 г. здесь работали Президенты Польши и временные главы государства.

Восстановительные работы Королевского замка велись по уцелевшим его фрагментам вплоть до 1988 г. Архитектурное украшение замка – великолепная башня с часами, с которой ежедневно можно услышать мелодию в исполнении трубача. К счастью, во время войны удалось сохранить множество произведений искусства, которые сейчас выставлены в музее, расположенном в Замке. Здесь можно увидеть картины Рембрандта «Ученый за пюпитром» и «Девушка в шляпе», полотно Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом» и старинные виды Варшавы в исполнении итальянского художника Бернардо Беллотто. В Королевском замке также хранится урна с прахом национального героя Польши Тадеуша Костюшко.

В Старом Городе находится главный католический храм Варшавы – это Костел святого Яна (Иоанна) Крестителя, построенный в 1390 г. Костел возведен в стиле кирпичной готики, а внутренне убранство в начале XVII в. было оформлено в стиле барокко. Храм основательно разрушили въезжавшие в него танки во время войны, поэтому в 1963 г. он был восстановлен.

В Костеле св. Яна были коронованы в 1705 г. Станислав Лещинский и в 1764 г. Станислав Август Понятовский. Кроме праха мазовецких князей, здесь же похоронены польский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Генрик Сенкевич, а также первый президент Польши Габриэль Нарутович. В Костеле св. Яна произносил свои проповеди Петр Скарга, здесь молились генерал Ромуальд Траугутт и Тадеуш Костюшко, а в 1935 г. тут состоялась панихида по маршалу Юзефу Пилсудскому.

Рядом с Костелом св. Яна находится Иезуитский костел, или Костел Милостивой Божьей Матери – храм, построенный в стиле польского маньеризма в 1609-1626 гг. После строительства Костел постоянно украшали, внутри находилась богатая барочная мебель и алтари из мрамора и даже серебра. Однако в 1944 г. здание было разрушено и восстановлено уже в 1950-1973 гг. в наиболее приближенном, но все же упрощенном архитектурном стиле. Внутри костела хранятся: деревянное распятие 1383 г.; восстановленные фрагменты памятника маршалку Яну Тарло; икона с изображением Божьей Благодати – подарок Папы Римского Иннокентия X, сделанный в 1651 г.; каменная скульптура, изображающая лежащего медведя, середины XVIII в. и восстановленные эпитафии Яна Килинского, Матея Сарбевского, Станислава Конарского и Онуфрия Копчинского.

Центр Старого города и сердце Варшавы – площадь Рынок, четыре стороны которой названы в честь политических деятелей Польши: северная – Яна Декерта, восточная – Франтишека Барсса, западная – Гуго Каллантая, южная – Игнация Закшевского. В 1953 г. завершилась уникальная реконструкция площади Рынок, которая велась по довоенным изображениям. Многие дома на Рыночной площади носят разные названия (например, «Под св. Анной», «Под Василиском», «Под негритенком») и каждый из них имеет свою увлекательную легенду или историю. А основными достопримечательностями, которые стоит посетить на Рынке (кроме множества сувенирных магазинчиков и кафе), являются Музей литературы им. А. Мицкевича, Исторический музей Варшавы и Дом культуры Старого города.

Также на площади Рынок установлен спроектированный в 1855 г. памятник Варшавской русалке, являющейся символом города и изображенной на его гербе. На набережной реки Вислы стоит и второй памятник русалке, созданный в 1939 г.

Барбакан

Варшавский барбакан – полукруглый бастион, предназначенный для защиты города – был воздвигнут в 1540 г. Проектировал его архитектор из Венеции Джованни Баттиста. Ширина стен барбакана составляла 14 м, а высота – 15 м. Как и большинство других зданий Старого города, барбакан не избежал разрушения во время ІІ Мировой войны. Восстанавливали его в 1952-1954 гг. по сохранившимся чертежам XVII ст. В современной Варшаве крепостные стены и барбакан – излюбленное место туристов, здесь выступают уличные артисты, играют музыканты и выставляют на продажу свои полотна художники.

Краковское предместье

Одна из самых красивых улиц Варшавы, где расположены многие достопримечательности города, – это Краковское предместье. Здесь есть на что посмотреть:


  • Костел построен при монастыре бернардинцев еще в 1454 г., реконструирован в 1946-1962 гг. и представляет собой смешение различных архитектурных стилей: от поздней готики до неоренессанса.

  • Инициатор сооружения монумента был Генрик Сенкевич. Памятник воздвигли к 100-летию со дня рождения поэта в 1898 г. на деньги, собранные соотечественниками поэта.

  • Самый большой дворец

    Варшавы имеет несколько названий: Дворец Радзивилов, Дворец Конецпольских, Дворец Любомирских и Дворец Наместника. Президентский дворец создан в XVII в. и практически не пострадал во время войны. Во дворце есть часовня, зимний сад, и различные залы: рыцарский, картинный, синий, белый, колонный, гетманский и зал рококо. На площади перед дворцом установлен памятник князю Юзефу Понятовскому.

  • В XVII в. здание было летним королевским дворцом, а в 1816 г. здесь открыли Варшавский университет – один из самых крупных и престижных ВУЗов современной Польши.

  • Этот костел с фасадом в стиле рококо был построен в 1728-1765 гг. Сейчас он находится в практически неизменном состоянии и является одной из немногих достопримечательностей Варшавы, которые уцелели во время войны. В 1825-1826 гг. великий польский композитор Фредерик Шопен играл в этом костеле на органе, а с 1960 г. здесь служил настоятелем священник и поэт Ян Твардовский.

  • Костел построен в стиле барокко в 1679-1696 гг. Здесь хранятся мощи Святой Фелициссимы и урны с сердцами Фредерика Шопена и Владислава Реймонта, польского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. Перед базиликой установлена знаменитая статуя Иисуса Христа, несущего крест.

Уяздовские аллеи, вдоль которых расположены красивейшие дома, виллы и дворцы Варшавы, ведут к знаменитому дворцово-парковому комплексу Лазенки, разбитому на 76 гектарах земли. Неподалеку от главного входа в парк возвышается Бельведерский дворец, который сейчас является одной из резиденций президента Польши. Свое название дворец получил от итальянского выражения «belle vedere» — прекрасный вид. А вид на Королевские Лазенки действительно прекрасен и романтичен.

Свое развитие в классическом стиле парк ведет с XVIII в., когда его приобрел король Станислав Август Понятовский и занялся его разработкой. Слово «лазенки» означает «купальни, бани», и в парке действительно был расположен купальный павильон. Во время II Мировой войны многие здания в парке пострадали от пожаров, но все же сохранились лучше, чем дома в Старом Городе. Реконструкция строений закончилась через несколько лет после окончания войны. К достопримечательностям парка относятся такие здания: Дворец на воде, Римский театр, Белый домик, Дворец Мысьлевице, Храм Сивиллы, Египетский замок, Водосбор, Старая и Новая Оранжереи.

В наше время парк Лазенки – особое место, где можно гулять, дышать свежим воздухом, восхищаться красотой природы, слушать пение птиц и наслаждаться созерцанием прекрасных архитектурных шедевров.

Собор святого Иоанна Крестителя- главный католический храм Варшавы, был возведён в 1390 году, в стиле кирпичной готики. Расположен в Старом городе, в составе которого входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор Святого Иоанна Крестителя служит местом захоронения ряда выдающихся деятелей польской истории и культуры.

В конце шестнадцатого века, он стал одним из самых важных храмов Польши и впоследствии был свидетелем многих исторических событий.В начале XVII века собор был оформлен внутри в стиле барокко, в 1618 алтарь украсила картина Джакомо Пальмы-младшего «Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Станиславом».

В 1944 наряду с остальным историческим центром города собор Святого Иоанна Крестителя был разрушен немецкими оккупационными войсками в ходе подавления Варшавского восстания, погибло всё внутреннее убранство.После войны первоначальный облик собора был восстановлен. В соборе есть один из выдающихся памятников готики – это огромное деревянное распятие, которое чудом осталось неповрежденным.Наибольший интерес вызывал тот факт, что волосы на Иисусе били настоящие, человеческие. Сейчас это распятие стало национальной святыней. Около него преклоняли колени перед решающими сражениями польские короли.В склепе хоронили почетную знать Польши, и здесь также похоронен известный польский писатель Генрих Сенкевич.

Каждый год, когда проходит Международный фестиваль камерной и органной музыки, здесь проводят концерты. Это очень интересное место для туристов. Здесь можно насладиться божественным духом, прекрасною органною музыкой, и увидеть множество архитектурных и исторических конструкций.

Церковь св. Марии Магдалины.

Описание старой фотографии: Содействие в строительстве церкви (1867-1869) оказывала императрица Мария Фёдоровна, она же подарила церкви главную икону. В 1892 г. в церкви был освящён второй престол в честь Иова Почаевского. Эта церковь одна из двух (вторая - церковь при православном кладбище) уцелевших во время акции по сносу православных церквей в 20-х годах ХХ в. на территории воссозданной Польши. В 1921 г. церковь стала кафедральным собором Польской православной церкви. С 1928 года в церкви сохраняются уцелевшие фрагменты мозаик разрушенного в Варшаве собора Александра Невского.

Костёл св. Александра.

Описание старой фотографии: Построен в 1818-1825 годах в честь первого прибытия Александра I в Варшаву. Костёл существует по настоящее время.

Входная арка православного кладбища.

Описание старой фотографии: Православное кладбище, открытое в 1912 как кладбище военного гарнизона, послужило началом существующего и ныне Воинского кладбища.

Кладбище-мавзолей советских воинов в Варшаве.

Описание старой фотографии: Здесь похоронены 21 468 советских воинов, погибших в 1944-1945 при освобождении Варшавы от немецкой оккупации.

IV женская гимназия.

Описание старой фотографии: Это прекрасное здание построено в 1892-1902 г.г. специально для женской гимназии по ведомству Министерства народного просвещения. В период существования II Речи Посполитой здесь также размещались учебные заведения. Во время 2 мировой войны здание было уничтожено, на месте его расположения в 1977 г. был установлен памятный камень.

Демонтаж памятника Ф.Э. Дзержинскому

Описание старой фотографии: Скульптура памяника была изготовлена из бетона, покрытого снаружи химическим составом, придававшим бронзовый оттенок. При срыве скульптуры с постамента с помощью автокрана она распалась на 3 сегмента, из которых была смонтирована. Нижний и верхний сегменты упали и разбились. Осколки были разобраны на сувениры.

Памятник Ф.Э. Дзержинскому на площади его имени.

Описание старой фотографии: Памятник открыт в 1951 г., в 25-ю годовщину его смерти. На постаменте надпись: "Феликс Дзержинский - это гордость польского революционного движения. Болеслав Берут" 16.11.1989 в присутствии представителей СМИ и варшавян памятник был демонтирован; при демонтаже скульптура разрушилась. Площади возвращено прежнее наименование - Банковская.
Площадь образовалась в 1825 г во времена Царства польского в составе Российской империи, на ней были построены здания важнейших государственных институтов. На фото за памятником здание построенное в 1825 г для правительственной комиссии по финансам и имуществу, в наст. вр. здесь размещаются правительства Варшавы и Мазовецкого воеводства.

Разборка церкви иконы Божьей Матери "Неустанная помощь (Страстная)"

Описание старой фотографии: На фото запечетлен процесс раборки православной церкви иконы Божьей Матери "Неустанная помощь"

Здание сейма II Речи Посполитой.

Описание старой фотографии: В 20-х годах XX в. в здании Александринско-Мариинского девичего института (http://www.etoretro.ru/pic89552.htm?ai=1)разместился сейм II Речи Посполитой

Церковь иконы Божьей Матери "Неустанная помощь (Страстная)".

Описание старой фотографии: На фото справа - православная церковь иконы Божьей Матери "Неустанная помощь (Страстная)" при больнице "Младенца Иисуса" (в центре). Икона Божьей Матери "Страстная" больше известна в Польше как икона "Неустанная помощь". Слева на фото небольшой костёл (каплица) Младенца Иисуса (годы строительства 1897-1901) при той же больнице; в 1925г. костёл был реконструирован с целью его увеличения в размерах. Костёл существует и поныне, с 1986 года это приходской костёл, посвящённый св. Алозию Орионе.
Церковь иконы Божьей Матери "Неустанная помощь" (годы строительства 1900-1902) была небольшой, вместимостью до 300 чел. Возведена она была не в традиционном русско-византийском, а в неороманском стиле, о котором варшавские газеты писали как о средневековом привислинском. Подобно каплице она была пастроена из красного кирпича, да и многие элементы были визуально схожи. Однако всё это не спасло: в 1926 церковь была разобрана в рамках компании по сносу святынь православия на территории вновьобразованной Польши.

Гостинный двор

Описание старой фотографии: Торговое здание Гостинный двор построено в 1841 г., разрушено немцами в 1939 г.

Варшава. Александринско-Мариинский девичий институт

Описание старой фотографии: Институт учрежден в 1855 г., как благородный мужской институт и тогда же в верхнем этаже институтского здания устроен православный храм во имя Св. Николая. В 1862 г. этот институт упразднен, а вместо его в том же здании учрежден Александринско-Мариинский девичий институт, просуществовавший до 1915 г.

Варшава. Церковь в честь Св. Архистратига Михаила.

Описание старой фотографии: Церковь в честь Св. Архистратига Михаила - полковая церковь лейб-гвардии Литовского полка. Церковь была расположена на Уяздовской аллее отдельно от казарм полка, находившихся по другую сторону аллеи. Начало постройки - 1892 год. 21.12.1894 церковь была освящена. Храм каменный, пятиглавый, со стройными формами древне-русского стиля. Главы покрыты жестью и раскрашены в виде шахматной доски зеленой краской. Над входом в храм возвышается небольшая колокольня. Колонны у входов, сделаны из мягкого камня c гранитным цоколем и такими же ступенями. Не менее красива была и внутренняя обстановка храма. Церковь была закрыта в 1915 г. и разобрана в 1923 в рамках компании по сносу святынь православия на территории вновьобразованной Польши.

Варшава Памятник Яну Собескому

Рochowany na cmentarzu Pow?zki wojskowe Польша, Мазовецкое воеводство, Варшава

W tle Pa?ac Saski i fontanna w Ogrodzie Saskim Польша, Мазовецкое воеводство, Варшава

Leopold Maksymilian J?zef Maria Arnulf, Ksi??? Bawarii obok Sobоr ?w. Aleksandra Newskiego Польша, Мазовецкое воеводство, Варшава

Описание старой фотографии: — русский православный собор в столице Польши, построенный на исходе императорской России. Располагался на Саксонской площади (сегодня переименована в площадь Пилсудского). Собор по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа был заложен в 1894 и открыт в 1912 году. После завершения строительства собор достигал в высоту 70 метров и был на то время самым высоким зданием в Варшаве.
Собор был разрушен польскими властями в середине 1920-х годов, спустя менее чем 15 лет после открытия. Главными мотивами сноса послужило то, что собор, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей. Кроме собора св. Александра Невского в Варшаве поляками по тем же мотивам были уничтожены и многие другие православные храмы на территории страны.

Собор св Александра Невского Польша, Мазовецкое воеводство, Варшава

Посещение Польши И. Риббентропом. Министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп, президент Польши Игнаций Мосьцицкий, министр иностранных дел Польши Юзеф Бек и посол Германии в Польше Мотке во дворце президента

Описание старой фотографии: 29 января 1939 г.
Место съемки: Варшава
Автор съемки: не установ.

Жители Варшавы встречают освободителей - бойцов Красной Армии и 1-й армии Войска Польского

Прекрасная и загадочная польская столица раскинулась на берегу реки Висла. Варшава имеет многовековую историю, которая отразилась на ее архитектуре и достопримечательностях. Первые записи в летописях о Варшаве датируются еще XIV веком. Варшава является одним из красивейших городов Европейского союза. Сегодня город находится под защитой ЮНЕСКО.

Рассмотрим самые главные и самые интересные достопримечательности польской столицы с фото и описанием.

Площадь входит во все туристические путеводители Варшавы и является одной из главных достопримечательностей города. Именно здесь проходят важные городские мероприятия, такие как парады, митинги, национальные праздники и концерты. Площадь названа в честь Юзефа Пилсудского, который сыграл важную роль в восстановлении государственной власти Польши. Памятник политическому деятелю возвышается в центре площади, символизируя возрождение Польского Государства. Интересно, но во времена немецкой оккупации эта площадь носила имя Адольфа Гитлера. Далее после победы над фашизмом ее переименовали в Площадь Победы, а сегодня ей вновь вернули имя Пилсудского.

Помимо памятника здесь можно возложить цветы к мемориалу Погибшего Солдата, и осмотреть руины Саксонского Дворца. Этот дворец перенес за свою жизнь несколько глобальных реконструкций. Изначально он был построен в стиле барокко и являлся королевской резиденцией. Позже дворец несколько раз перестраивался и перепланировался. В 1944 году дворец был разрушен фашистскими войсками и от него остались лишь три аркады, под которыми и возвели мемориал Погибшему Солдату.

Ресторан «Dom Polski»

На карте Варшавы, на улице Французская, в стенах средневековой виллы расположился ресторан традиционной кухни «Польский Дом». Сегодня ресторан входит в число самых интересных достопримечательностей Варшавы. Гастрономическая примечательность открыла свои двери первым посетителям в 1998 году и уже много раз признавалась рестораном года. Сегодня у ресторана десятки наград, в том числе и звезда Мишлен, которой удостаиваются только лучшие рестораны. Этот символ свидетельствует о высокой кухне и отличном обслуживании. Если вы попадете сюда в воскресенье или в понедельник, вы сможете насладиться прекрасной живой польской музыкой, исполняемой на виолончели и скрипке.

«Польский Дом» имеет несколько уютных залов, где можно расположиться на семейный обед или ужин. Ресторан окружен великолепной оранжереей, с экзотическими растениями, фонтанами и скульптурами. Заведение открывается ежедневно с 12.00 по местному времени и продолжает свою работу, до тех пор, пока его не покинет последний гость. Кухня ресторана представлена традиционными польскими блюдами из мяса, птицы и рыбы.

Свою историю Костел Святого Креста начал в далеком 1267 году. На месте современного храма в те времена была выстроена маленькая часовня, которая позже была перестроена в деревянную церковь. Храм несколько раз разрушался, но всегда восстанавливался. Сегодняшний облик церковь приобрела в 1696 году. Церковь сильно пострадала в годы ВОВ. Немцами храм был разграблен и взорван. Были утеряны уникальные иконы и разрушен алтарь. Однако после войны храм был полностью отреставрирован и сегодня, как и прежде в храме идут службы, проводятся свадьбы и крестят детей. Храм имеет исключительное значение для страны, и даже его алтарь, восстановленный по старым эскизам, теперь носит имя Алтарь Отечества.

Уникальной достопримечательностью храма является статуя Иисуса Христа, несущего на себе огромный крест. Ранее этот памятник был бетонным, но после порчи вандалами было принято решение отлить скульптуру из бронзы. Во время войны немцы вывезли статую, но бросили в придорожном окопе, где ее и нашли польские солдаты. Памятник был возвращен и после победы над фашизмом его вновь установили перед входом в храм.

Старе Място – это древнейший исторический район Варшавы. Самые древние его постройки датируются XIII веком. Район отделен от остального города средневековыми стенами с одной стороны, и пересохшим руслом реки с другой. Попадая в это место, мгновенно переносишься на много веков назад. Узкие вымощенные улочки, лавки торговцев и конечно, рыночная площадь. Бродя по старому городу можно увидеть совершенно необычные постройки времен средневековья. Во время второй мировой войны большая часть старого города была разрушена, но после ее окончания все старинные памятники архитектуры были кропотливо восстановлены по старым фотографиям и чертежам.

В Старом Городе можно посмотреть такие интересные достопримечательности, как треугольная площадь, дворцовая площадь, Собор Иоанна Крестителя, Тонкий Дом, Костел Отцов иезуитов. Старый город как предмет Мирового Наследия находится под охраной ЮНЕСКО. Каждый год эту достопримечательность посещают сотни тысяч туристов. Примечательно, но даже восстановленные здания здесь выглядят так, как будто им и вправду 300-400 лет.

Рыночная площадь находится в Старом Городе Варшавы. Эта торговая площадка на протяжении всего существования города играла огромную роль в экономике Варшавы. Именно здесь торговали местные и заморские купцы, сюда приезжали бродячие артисты, и только тут ремесленники могли сбыть плоды своего труда. Рыночная площадь и сегодня является центром торговли. Каждый турист может купить себе здесь массу сувениров или серьезных вещей. Туристам приятно гулять по площади, заглядывая в торговые лавчонки, маленькие ресторанчики и кафе. Особую атмосферу задают свободные музыканты и художники, они, как и несколько веков назад приходят сюда развлечь народ и заработать немного денег.

В пределах старой площади есть несколько исторических достопримечательностей, которые можно посетить всей семьей, это музей литературы, музей истории и изваяние Варшавской Сирены. Памятник был создан в 1855 году и отлит из цинка. Позже его переносили в разные районы города, но 2008 году Сирену отлили из бронзы и вернули на историческое место. Оригинал передали городскому музею. Интересно, что площадь поделена на четыре части, каждая из которых названа в честь известных польских политических деятелей.

В свое время Варшава была богата не только на католические соборы, которые, безусловно, являются главным ее украшением, но и на православные церкви.

Одним из наиболее грандиозных храмов этой столицы можно считать разрушенный в первой половине прошлого века Александро-Невский варшавский собор.

Сейчас остались лишь разрозненные фрагменты данного храма, а также исторические сведения и фотографии собора, однако сам храм все еще играет значительную роль в жизни Варшавы. Давайте же ознакомимся с его историей, и разберем, почему он так важен для города Варшава.

Предыстория

В девятнадцатом веке в Варшаве количество православных соборов было крайне мало. Все действующие церкви могли вместить только десятую часть верующих.

При том, что количество православных в городе постоянно возрастало в связи с большим количеством приезжих гражданских лиц из России, а также военных, которые после падения Польши как государства охраняли порядок в городе Варшава.

Официально же идею о строительстве столь крупного собора в Варшаве выдвинул местный губернатор Гурко И.В.

Он же отправит официальное письмо на имя император с прошением разрешить построить подобный храм в городе Варшава. После того, как такое разрешение было получено, этот же губернатор возглавил специальную комиссию, обеспечивающую строительство собора по всем вопросам, включая создание проекта, а также сбор денег для нового храма.


В 1894 году началось успешное строительство одного из наиболее крупных храмов города. 2 июня того же года площадь, на которой планировалось строительство собора, была освящена. Деньги же на строительство храма собирали, что называется, всем миром: варшавский собор воздвигли на пожертвования лиц частных.

Всего строительство собора потянуло на 3 миллиона рублей по тем временем.
Строительство закончилось только в 1900 году. Сам собор получился пятикупольным. Более того, он получил самую высокую колокольню из всех, имеющихся на то время в Варшаве. Убранство же храма готовили еще 12 лет.

Открытие же грандиозного по масштабам собора свершилось уже в 1912 году. Торжество было, к слову, приурочено к юбилею Отечественной войны. Однако же этому красивому храму, к сожалению, было не суждено простоять в столице долгое время.

Уже через несколько лет государство, освободившись от уз Российский империи, решит от него избавиться.


Перед началом строительства собора Невского был учрежден конкурс на лучший проект основного культового здания столицы польской. Победил же на данном конкурсе проект Л.Н. Бенуа. Культовое сооружение по его проекту должно было быть выстроено в популярном на то время русско-византийском стиле, равно как и проект собора Христа Спасителя.

Грандиозная по своим размерам церковь должна была получить пять куполов, основание же ее делали квадратным, мало того, именно она была доминантой города за счет огромной как по тем временам высоты колокольни в 70 метров.

Для нового собора Александра Невского были задействованы лучшие умы империи. Так внутреннее убранство данного места создавалось под руководством ведущего художника того времени — Васнецова. Он обеспечил создание уникальных фресок. Иконы же заказывались у лучшего иконописца тех времен – господина Гурьянова.

В своей работе мастера задействовали лучшие материалы, при том большая часть именно таких материалов была драгоценной или же полудрагоценной. В результате именно таких работ варшавский собор получил огромное количество элементов в своем убранстве, которые предоставляли высокую ценность.

По нынешним данным таких элементов в соборе на момент его торжественного открытия было несколько тысяч. И, конечно, значительная их часть после тяжелых времен, постигших этот уникальный памятник культовой архитектуры, пропала.


Еще с началом Первой мировой в жизни собора настали крайне трудные времена. Храм варшавский Александра Невского во время эвакуации из столицы русских лишился всего внутреннего убранства.

Был вывезен весь иконостас, а также наиболее ценные декоративные элементы. И это было не зря: уже с приходом в Варшаву немцев в здании собора был организован католический костел.

Немцы дали ему имя святого Генриха, установили внутри традиционный орган, более того, сняли позолоту со всех куполов и стали проводить тут канонические католические службы.

Продолжалось все это вплоть до 1918 года, когда из Варшавы наконец были выведены войска. Номинально этот самый собор вернули православной епархии. Однако же после того, как город покинуло большинство русских, а сам же собор по факту был разграблен, популярность его была достаточно низка.

Уже после того, как Александро-Невский собор простоял на одной из крупнейших площадей города около 15-ти лет, его решили уничтожить, хотя споры по данному вопросу велись в столице достаточно долго. Власти приняли решение разрушить эту крупнейшую церковь по той причине, что он якобы напоминал о русском господстве в стране.

В то же время искусствоведы из Вильнюса уверяли, что данный объект Варшавы не имеет исторической ценности, а значит, нет никакого смысла ему сохранять.

Наименее радикально настроенные члены общества предлагали перестроить фасад собора в обычный католический костел. Также было предложение сделать из него музей, не восстанавливая разрушенные части храма. Не было только предложений восстановить его в качестве собора православного, тем более, что этот неудобный для властей объект занимал центральную площадь города, чего допустить было никак нельзя.

Уже первый созыв Сейма утвердил практически единогласно решение о ликвидации данной памятки. Вместе с ним, нужно сказать, решено было ликвидировать и другие православные церкви, оставив только 2 храма, деятельность которых должна была продолжиться.

Деньги же на снос собора, что примечательно, также собирали всем миром. Однако на этот раз государство выпустило специальные займы, которыми могли воспользоваться все желающие, погашать же их решено было за счет тех средств, которые будут получены от продажи материалов при сносе данного здания, как в итоге и получилось.


Споры о том, нужно ли оставить собор как памятку, и представляет ли он интерес для иностранцев, шли достаточно долгое время.

Однако же убедительных попыток в защиту собора Александра Невского так и не было, тех же, кто осмеливался встать на защиту храма, в основном признавали не патриотами и всячески клеймили. В результате в 1926 году его все же снесли.

Сам снос оказался делом достаточно трудным ввиду большого размера самого здания, а также наличия в нем множества ценных материалов, которые нельзя было повредить. Спасли оттуда часть фресок, а также колонны, которые позже были направлены в Краков в усыпальницу Пилсудского. Для того же, чтоб ликвидировать сами стены собора, потрачено было множество небольших зарядов, а вот на площади совершено было около 15000 взрывов, естественно, небольших.

Что примечательно, аналогичная технология была использована в соборе Христа Спасителя, снесенном Сталиным. Эти памятки вообще имеют много общего, ведь строились по весьма даже схожим проектам.Освобожденная после сноса собора площадь была действительно огромной.

Даже сейчас она считается одной из самых крупных в Варшаве. К сожалению, на ней совершенно не осталось никаких памяток старому собору.


Конечно, в Варшаве собор Александра Невского прожил крайне короткую как для сооружения таких масштабов жизнь, однако ему удалось попасть в историю. Прежде всего, благодаря большому количеству казусов, связанных с ним. Так, к примеру, именно для строительства этого гигантского собора пришлось передвинуть даже памятную колонну, посвященную семи генералам, погибшим в восстании 1830 года.

Кроме того, именно решения по воздвижению, а также последующему сносу именно этого культового сооружения были зафиксированы в основных документах своей эпохи, к примеру, в протоколе первого заседания Сейма.

Также именно церковь Александра Невского имеет символическое значение для самой Варшавы.Однако рассматривать это сооружение исключительно как символ русского господства здесь нельзя.

Скорее справедливо было назвать сооружение в Варшаве собора Александра Невского своего рода итого культурной политики на этих землях Российской империи, поскольку на его проектирование и строительство было брошено не только огромное количество средств, но и колоссальные усилия многих великих умов государства.


Несмотря на то, что город Варшава уж очень давно лишился своего грандиозного православного храма, интерес к нему среди туристов довольно велик. Так многие охотно пересматривают старые фотографии, на которых запечатлен собор (больше всего его снимали приезжие после войны, удивляясь красоте и размерам сооружения), а также те его фрагменты, которые сохранились и по сей день.

Особое внимание привлекают работы Васнецова, создававшие некогда тот самый оригинальный стиль внутреннего убранства храма (хотя с ними также можно ознакомиться в основном по фотографиям).

Кроме того, популярной является и сама площадь, на которой ранее размещалась церковь Александра Невского, ведь только она сейчас дает возможность представить себе реальные размеры давно снесенного собора. Хотя, конечно, несмотря на огромный интерес к этому старому сооружению, восстанавливать его никто не собирается.

Почему собор представляет такую большую ценность

Причин, по которым Александро-Невский собор важен для истории Польши, достаточно много. Среди наиболее важных нужно отметить такие:

  • Огромное количество материалов после разрушения памятника пошло на многие другие сооружения в Варшаве. Так часть его досок была использована для укрепления набережной Вислы, кроме того, некоторые фрагменты были использованы для создания памятника русалочке, а также оформления других церквей и соборов.
  • Уникальность сооружения. Это был наиболее крупный по тем временам собор с рекордным количеством ценных элементов, использованных в нем. Сложно представить себе аналогичное сооружение, которое даже после вывоза основных реликвий и фактического разграбления остатков убранство собора могло дать колоссальное количество материалов для строительства других объектов.
  • Большой интерес к собору со стороны туристов. Известно, что после войны он был чуть ли не наиболее популярным местом для приезжих из Англии и Франции. Очень многие фотографировали его на память, не отдавая должного внимания местным костелам. Именно по этой причине отдельные государственные лица призывали сохранить памятку как еще один символ Варшавы.
  • Наличие в соборе ценных культурных памяток. Образцы иконописи, а также мозаики можно считать замечательными произведениями искусства, равных которым по тем временам было не так уж и много. Все это давало собору возможность существовать если не в качестве действующего храма, то хотя бы под видом музея.
  • Это был действующий храм. В данном соборе проводились богослужения вначале по православным обрядам, а во время войны и по католическим. Примеров таких церквей на территории Польши на самом деле не так уж и много.
  • И сооружение, и снос собора не были решением небольшой группы человек. В каждом из этих случаев место имел огромный объем пожертвований, благодаря которым эти операции можно было совершить. И очень жаль, что такие жертвы не дали возможность остаться в веках уникальному памятнику русско-византийского стиля.

В завершение хочется добавить, что именно этот памятник мог бы стать еще одной жемчужиной польской столицы, доживи он до наших дней.

Однако судьба распорядилась иначе, ввиду чего нынешние поклонения варшавян, как и гости города, не имеют возможности увидеть это фантастическое сооружение.