Что можно кушать в сырную седмицу. Седмица сырная

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной , сыропустной , масленой , масленицей .
На ней уже не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов: молока, сыра, масла, яиц. Церковь постепенно вводит нас в подвиг поста, от мяса и многоядения к строгому воздержанию.

Эта неделя сплошная , т.е. в среду и в пятницу обычного поста нет, однако, в сыропустные среду и пятницу пост всё-таки положен до вечера, а вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни Масленицы.

Хотя Масленица является полупостной седмицей, во время неё продолжается усиленная духовная подготовка к Великому Посту. Однако в народные обычаи издавна вошла практика так называемой «широкой» Масленицы.

В эти дни празднуются проводы Зимы и встреча Весны.
Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.

Каждый день сырной недели имеет своё название, свои традиции.
Понедельник — «Встреча» — устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы — Масленицу — и наряжали её.
вторник — «Заигрыш» — катание молодых со снежных гор, продолжается угощение блинами во всех домах.
Среда — «Лакомка » — к тёще на блины.
Четверг — «Разгуляй» — широкий четверток, разгул, перелом. Кулачные бои, снежные городки, ряжение. чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.
Пятница — «Тёщины вечёрки» — зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть — мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
Суббота — «Золовкины посиделки» или «Проводы» — молодая невестка приглашала родных мужа к себе. Наряженную Масленицу — чучело из соломы — на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали.
Воскресение — «Прощёное воскресение » — все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост , поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения, говоря друг другу: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою». А в ответ слышали: «Бог простит». В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

Масленица — вовсе не христианский праздник. Это языческое славянское празднество. Поэтому Церковь не поощряет, но и не порицает празднование Масленицы.


Постный календарь на неделю:

  • пн – Встреча -нет поста
  • вт – Заигрыш — нет поста
  • ср – Лакомка — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • чт – Разгуляй — нет поста
  • пт – Тёщины вечёрки — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • сб – Проводы- нет поста
  • вс – Прощёное воскресение — нет поста — последний день, когда можно есть молочное

—————————————————————————————————————————
Так как на неделе есть два «полупостных» дня, то предлагаем два постных блюда:

Но, конечно же, основное блюдо на Масленицу — это .
Предлагаем вам почитать и несколько рецептов необычных блинов и оладий.

Протоиерей Г.С. Дебольский

П оследняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется сырной , а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и сыропустною , потому что ей оканчивается перед Четыредесятницей употребление сырной пищи. Своим богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже « преддверие покаяния, предпраздненст­во (πυοεόρτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная » (cм. церковную службу в седмицу сырную). В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием и постом, соответственным времени богослужением и примирением взаимным, или обычаем взаимного прощения.

«Дабы мы, от мяса и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало–помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста », Церковь, снисходя нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан употреблять в последнюю неделю перед Четыредесятницей сырную пищу; а по словам блаженного Симеона Фессалоникийского - в противодействие какому-то еретическому мнению . Это древнее постановление Церкви в 7 веке еще более утвердилось и распространилось по обету византийского царя Ираклия (610–640). Шесть лет воюя против Хозроя, царя персидского, Ираклий, отягченный продолжительною и изнурительною войною, дал обещание Богу пресечь совершенно, по благополучном окончании этой тягостной войны, употребление мяса в последнюю неделю перед Четыредесятницей. По благополучном прекращении брани, уважая благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь исполнила его благое желание, согласное с ее св. намерениями, подтвердив употребление сырной пищи в седмицу перед Великим постом (Синаксарь в субботу сыропустную).

Кроме этого постановления о воздержании в сырную седмицу, Церковь предписывает в среду и пятницу ее пощение до вечера, как в Великий пост, хотя это пощение состоит более во времени, нежели в пище, которая бывает сырная, как и в прочие дни настоящей седмицы. Сообразно намерениям приготовлений к св. Четыредесятнице, предочищая души и тела верующих к подвигам поста, Церковь в неделю сырную не сочетает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает Литургий, а вместо нее Часы, и, как во дни Четыредесятницы, в эти два дня сырной седмицы с коленопреклонением произносит молитву св. преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыка живота моего » и проч. Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста, по словам Господа: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании (Иоил. 2:12); в пятницу сырную воспоминает крестные страдания Спасителя, а в субботу творит память всех св. преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, синаксарь в эту субботу начинается стихами:

Душам праведным, их же память присно пребывает:
Жертвы покаяния приношу словеса.

Как воинов, ополченных и готовых на брань, воеводы одушевляют наставлением и напоминанием им о воинах, отличившихся мужеством и храбростью, так Церковь, при ополчении нас на духовную брань в дни св. Четыредесятницы, укрепляет нас на духовные подвиги примером св. подвижников. « Яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидные и различные делаем добродетели, якоже комуждо сила есть », помня, что и св. подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были также люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству (Синаксарь в субботу сыропустную).

Изобразив вкратце дела Божий от начала мира и приблизив нас ко вратам св. Четыредесятницы, Церковь в воскресный день сыропустной седмицы приводит нам на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, представляя в утрате ими невинного блаженного состояния достойный предмет для слез и покаяния в св. Четыредесятницу; а бедствием, в которое низвергла человечество страсть себялюбия и плотских угодий, внушая: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения и как опасны чувственные греховные удовольствия. Синаксарь в неделю сырную начинается словами:

Мир с родоначальники горько да восплачет:
Снедию сладкою падший с падшими.

На Литургии в воскресный день сыропустной седмицы словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно нам для получения от Бога прощения грехов во время поста, и как должно поститься (Мф. 6:14-20). Она научает нас, что для получения от Бога прощения наших грехов, нам самим надобно прежде простить ближних, согрешивших против нас, Господь глаголет в Евангелии:

аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный.

Истинный же пост состоит в нелицемерном и искреннем соблюдении церковных правил пощения не перед глазами ближних, но перед очами Бога всеведущего. Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время удобнейшее для стяжания духовных сокровищ, подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ; есть истинный день для делания благих Дел, как говорит Церковь словами ап. Павла, читаемыми в неделю мясопустную: нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся в оружие света. Ядый не ядущего да не укорят: и неядый ядущаго да не осуждает (Рим. 13:12-14:3).

Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день перед Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились по окончании вечерни по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы; врата обители закрывались до недели Ваий, в которую пустыно–подвижники обыкновенно возвращались в монастырь. И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни сырной недели по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем богослужении, в знак примирения и освящения постановлено Церковью для верующих лобызать и священные изображения Бога и святых.

Примечание. Так прощение перед св. Четыредесятницей изображается в исторических актах 1598 года, относящихся к России: «Митрополиты, архиепископы, епископы благословиша царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг св. Четыредесятницы совершити» (Исторические акты археографическ. экспедиц. об избрании Годунова, 1598 г., том 2, № 7.)

Чин богослужения в сырную седмицу получил начало свое в древние времена христианства. О церковном воспоминании изгнания прародителей из рая в сырную неделю говорит в письме своем об уединенной жизни Феофил, патриарх Александрийский, живший в 4 веке. Святитель при вступлении в Четыредесятницу, говоря о важности поста и молитвы, между прочим представляет в пример пощения ветхозаветных постников - Давида, Ананию, Азарию, Мисаила. Св. Григорий Нисский при вступлении в Четыредесятницу поучал:

Все вы, любящие Бога паче, нежели удовольствия чрева, с радостию и благодушием вступите во дни поста. Может ли называться мужественным тот борец, который еще при начале подвигов обнаруживает скорбное малодушие? Не печальтесь подобно детям, ведомым в училище, не ропщите на дни очищения, не ждите конца седмицы, как ждут появления весны после хладной зимы.

Подобно св. Григорию Нисскому перед вступлением в Четыредесятницу поучал в 6 веке Лев Великий, епископ Римский.

В 9 веке Феодор и Иосиф Студиты, Христофор Протосинкрит написали многие песнопения, ныне исполняемые Церковью в сырную седмицу.


Сырная (Масленица)

Масленица — неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два главных его сезона — зиму и весну. У русских начало Масленица приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, т. е. на так называемое мясное заговенье, когда в последний раз разрешалось есть мясо. В этот день обычно устраивали небольшие семейные пирушки. Кое-где разводили костры, поясняя детям, что в них якобы «мясо жгут». Собственно же «встреча» Масленица отмечалась далеко не везде: дети и молодежь выходили на катальные горы с блинами «встречать Масленицу», веселились, катались с гор.

Основной едой на Масленицу были блины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначали умершим: его клали на божницу или слуховое окошко — «для родительских душ», а иногда отдавали нищим также на «помин души». Блины, а также хозяйственную утварь, используемую для их приготовления давали в руки чучелу Масленицы; как символ скоромной пищи их уничтожали в костре при проводах Масленицы. Блины как важнейший атрибут масленичных гуляний не раз упоминались и в песнях. Значительная часть обычаев на Масленице так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на Масляной чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года.

Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают продуцирующие обряды аграрно-хозяйственного цикла и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли «долгими» (высокими), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели.

Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими.

Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы», нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т. е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т. п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение, вождение «козы» или «козла», кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:

Понедельник — «встреча»,
вторник — «заигрыш»,
среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,
четверг-«разгуляй-четверток», «широкий»,
пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье — «прощеный день».

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая. боярыня-масленица, госпожа масленица».

Масленичная или сырная неделя - очень веселый праздник, который любили и отмечали еще со времен язычества. Масленица 2015 проходит с 16 по 22 февраля. Христиане отмечают последнюю неделю перед Великим Постом 2015, который начинается 23 февраля…

Если в языческие времена Масленицу отмечали в течение семи дней перед днем Весеннего равноденствия и семь дней после него и праздновали пробуждение природы от зимнего сна и "совершеннолетие" солнца, то христиане разрешают себе повеселиться и хорошо поесть перед началом Великого 40-дневного Поста, после которого наступит Пасха.

Среди традиций масленицы не только вкусная еда и много игр, но и активная сексуальная жизнь, так как после необходимо воздержание в течение семи недель.

Все дни масленичной недели объединяет идея радости, встречи солнца и весны, угощений и беззаботного веселья.

Что такое Узкая и Широкая Масленица?

Масленичная неделя делится на две части — Узкую и Широкую масленицу. В первые три дня — «Узкую масленицу» — крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось, начиналась «Широкая Масленица». У каждого дня масленичной недели есть своё имя и свои обычаи празднования.

Что означают дни Масленицы?


Понедельник - первый день сырной недели - Встреча масленицы. Блины пекут дома для всей семьи. Первый блин обязательно отдают нищим - на помин усопших. Раньше в этот день готовились к народным гуляниям: делали ледяные горки, качели.

Дети с самого утра делали куклу из соломы - Масленицу, наряжали ее, насаживали на кол и ходили от дома к дому с песнями. Взрослые обсуждали, как будут отмечать праздник, с кем, кого позовут в гости, делились рецептами блинов.

Вторник — заигрыш , день, когда устраивали смотрины невест, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

Среда — лакомка , в этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила.

Четверг — разгул предвещал начало Широкой Масленицы. С четверга начинались настоящие празднования и гуляния: катания на санках, лошадях, кулачные бои и главное занятие в этот день — захват снежной крепости.


Пятница — тёщины вечёрки : тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла её дочь. Полагалось не просто пригласить тёщу накануне, а зазывать старательно, уважительно и неутомимо, а утром в пятницу зять присылал за ней нарядных нарочных, передающих его желание угостить тёщу. Тёща приходила в гости с родственниками и подругами.

Ещё в четверговый вечер она должна была прислать «оборудование»: таган, сковородки и половник, а тесть — обеспечить «расходный материал»: мешок гречневой (именно гречневой!) муки и масло. Зять должен был показать своё расположение к тёще и её близким..


Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодая невестка приглашала в гости сестёр мужа, а если она новобрачная — то и одаривала их. При незамужних золовках на посиделки с блинами можно было звать своих незамужних подруг, а при замужних — только тех, кто уже обзавелся семьёй.

Прощёное воскресенье — древнейшая церковная традиция. Её начало положено словами Христа в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это — неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

В этот день все близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды, подражая древним инокам Палестины, которые прощались друг с другом перед уходом в пустыню на время Великого поста, зная, что не все из них вернутся в монастырь в Страстную неделю. Отсюда, как мы видим, и произошло Русское «прощаться».

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили в баню. В кульминации народного празднования сохранились отголоски древних языческих обычаев: жечь чучело Масленицы, а заодно и старые ненужные вещи и остатки скоромной еды и развеивать прах в поле или над речной водой, как бы сжигая смерть и зиму и очищая дорогу весне, теплу, жизни и плодородию.