Что есть дух человека. "Душа" и "Дух" - в чём отличие этих понятий? Православие и душа

Существуют разные понимания того, что такое «дух» и « ». Кто-то говорит, что это одно и то же, а кто-то разделяет эти понятия. Интересно было бы разобраться подробнее, потому что на самом деле это многое определяет в нашей жизни. Кем я являюсь, я – человек душевный или человек духовный? Как связаны между собой понятия душа и дух?

Чаще всего понятие «душа» ассоциируется с внутренней природой, которой наделено любое живое существо. Мы можем говорить о том, какими душевными и отзывчивыми могут быть наши любимые домашние животные, можем сказать, что у растений также есть своя душа, которая отзывается на нашу заботу. Некоторые люди наделяют душой реки и моря, деревья и камни. И уж, конечно, сама наша матушка Земля обладает душой. Иначе как можно объяснить многочисленные природные катаклизмы, которые нарастают на нашей планете с каждым годом? Душа Земли «вопиет», видя духовное состояние современного человечества, населяющего планету.

Понятие «дух» чаще всего связывают с некоей внутренней силой или направленным действием. Есть даже такое устоявшееся словосочетание «Божественный дух». Иными словами, дух – это нечто такое, что подразумевает под собой развитие, деятельность, внутреннее активное начало. Можно сказать, что все люди наделены душой, но не у всех людей развит дух, духовность.

Размышляя дальше, дух и душу человека можно представить как два аспекта нашего духовного «я» – внутренний и внешний. Душа человека больше связана с нашими отношениями с другими людьми, отношениями, ограниченными рамками времени и пространства, отношениями как бы «в горизонтальной плоскости». Дух больше связан с нашими отношениями с Богом или вертикальными, вечными взаимоотношениями. Душевный человек – это тот, кто открыт душою ко всем людям, кто может откликнуться на чужую боль как на свою собственную, кто способен сочувствовать другим и понимать их. Человек «духовный» – это тот, кто развивает свои личные , открывается в и возможно даже чувствует .

Несомненно, нам в жизни очень важно развивать в себе оба аспекта, но даже сам русский язык подсказывает нам какой из них для нас важнее. После смерти наша душа отправляется в ДУХовный мир. То есть духовный мир – это мир душ, которые созрели духом. Другими словами, нам важно строить отношения с людьми, мы, безусловно, должны развивать – интеллект, эмоции, волю и сердце. Но, прежде всего, в нашей жизни очень важно построить глубокие взаимоотношения с Богом, которые позволят нам развить и совершенствовать наш дух. Душевное и духовное развитие человека должны идти вместе, рука об руку.

Духовным началом наделен каждый человек, но дух каждого из нас находится на разной стадии развития. Кто-то находится только на уровне «формирующегося духа» , когда человек еще не способен строить глубоких отношений с Богом, не способен думать ни о ком другом кроме себя самого. Это не обязательно означает, что такой человек «плохой», просто его дух еще не развит, его дух только начинает формироваться. Мышление такого человека можно сравнить с мышлением маленького ребенка, который привык все требовать только для себя.

Есть люди, которые духовно растут и развивают свои отношения с Богом, постепенно достигая уровня, который можно назвать «духом жизни» , когда они способны позаботиться не только о себе и о своей собственной жизни, но и наполнить жизнью других людей. Таких людей мы обычно называем добродетельными людьми (добрыми людьми) или праведниками. Они способны жить ради других, связывая свои желания также с желаниями Бога.

И лишь немногие достигают третьего, самого высокого уровня развития человеческого духа – уровня «божественного духа» . Эти люди в наиболее полной мере способны ощутить то, чего хочет Бог, а также понять сердце Бога в отношении другого человека. Они способны действовать от имени Бога, и как Его представители нести в мир Божью любовь, Божью истину и свет. Таких людей мы заслуженно называем святыми.

Все мы обладаем потенциалом стать людьми божественного духа, развить свою душу, наполнив ее Божьей любовью к людям. Однако это зависит, прежде всего, от наших усилий. Все начинается с первого шага к Богу, с построения наших личных отношений с Ним. Только так мы сможем стать людьми, у которых гармонично развиты и дух, и душа. И тогда наша душа сможет достойно занять свое место в прекрасном духовном мире, который превосходит все наши мыслимые земные ожидания.

Для каждого верующего религиозного человека понятия духа, души, тела и связи между ними очень важны. Ответив на вопрос, что есть дух и душа, какую роль играет в нашей жизни тело, мы понимаем, кто мы, что такое человек.

Конечно, это понятия в разных религиях отличаются. Однако существуют проверенные ответы на эти вопросы, данные святыми людьми, имевшими благодать и пребывающими сейчас рядом с Господом на Небесах. Православная Церковь имеет тысячелетний опыт понимания душ человеческих и их излечения от пороков и скверны.

Понятие разницы тела, души и духа сформулировано еще в древние времена, однако наиболее современное и ясное исследование представил святитель Феофан Затворник, живший в XIX веке. Именно его книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» рекомендуют всем православным христианам, которые хотят узнать больше о богоугождении и устройстве человека. Труды святителя Феофана по сей день изучаются многими философами и богословами, являясь к тому же величайшей духовной помощью для каждого православного христианина

Святой Феофан Затворник — автор разъяснения разницы между душой и духом

Святитель Феофан жил в XIX веке. Он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, был ее ректором, затем совершал служение в ряде регионов. Он был добрым пастырем, добродетельным человеком и заботливым начальником. Ближе к концу жизни по примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) — и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.

Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.

Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни — и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело — храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.

Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января — в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!)Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни.

Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.

Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» — поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно — слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.


Тело в отношении к душе

Святитель Феофан особо отмечал, что личность человека является целостной. Наше тело также важно для Бога, будучи одним из трех основных составляющих человека: духа, тела и души. Они являют единство и взаимопроникновение. О теле человек должен заботиться, не пренебрегать своим здоровьем. В соответствии с толкованиями на Книгу Апокалипсис Иоанна Богослова, в конце времен люди возродятся в тех же телах, в том же внешнем образе. По Священному преданию, люди будут выглядеть как имеющие возраст Христа — 33 года.


Душа и дух в Православии

Даже в современной православной литературе понятия души и духа часто смешиваются.
Оба они — нематериальная сущность человека. Душа — некий двигатель жизни человека. С появлением души тело обретает жизнь, через душу мы познаем и понимаем окружающий мир, испытываем эмоции.

Если души нет — нет и жизни. Вопрос прихода и ухода души в мир сегодня толкуется Церковью так.

  • Душа появляется в теле ребенка, пока эмбриона (то есть ребенка в утробе), сразу после зачатия. Именно поэтому нельзя делать аборт, убийство не просто скопления клеток, а существующего уже крохотного тела, пока имеющего зародышевую форму, но имеющего уже и душу, и дух.
  • Душа уходит из тела человека в небесные обители. Здесь ученые говорят, что тело человека после смерти легчает на несколько грамм, поэтому идут споры, нет ли у души даже материальной природы.
  • Дух же представляет собой естество человека в высшей его степени, то, что называется «образ Божий». Дух направляет личность к Господу. Именно дух позволяет человеку в иерархии стать выше других живых созданий.

Душа создает, генерирует наши

  • Мысли,
  • Чувства,
  • Эмоции.

Душа грешна, и собственно душа испытывает греховные наслаждения.Она существует в горизонтали этого мира, связывает человека ним и с областью вожделения. Дух же можно упрощенно назвать нашей совестью, ориентиром, означающим стремление к Господу.

Тяга ко греху — это прерогатива души. Увы, душа сильнее духа у человека, который не стремиться к духовной жизни. Жизнь духовная потому и называется так, что это жизнь чистая, в церковных Таинствах и в добродетели. Поэтому нужно тренировать свою душу постоянно, словно тело:

  • Принять Святое Крещение;
  • Читать молитвы утренние и вечерние, которые есть в каждом молитвослове;
  • Посещать богослужения в храме;
  • Читать духовную литературу и Евангелие;
  • Подготовившись, приступать к Таинствам Исповеди и Причастия примерно раз в два месяца.


Что такое духи и какие они бывают

У каждого человека есть Ангел-Хранитель, который оберегает его с момента Крещения. Это светлый дух, небесный покровитель, приставленный Богом. Ангелы ближе всех к людям и пребывают на самом низу иерархии Небесных Сил. Они чаще всего являлись людям, обычно праведникам и святым, но бывало, что наказывали или вразумляли грешников.

    По словам Священного предания, Ангелы — личности, но природа их отличается от человеческой и животной. Они выше, совершеннее людей, хотя и у них есть ограничения. Их природа такова:

    Они невидимы для человеческого глаза, но могут открываться людям, только по воле Божией.

    Являясь в человеческом мире, они могут влиять на него (в Ветхом Завете сохранены истории, как Ангелы разрушали города язычников).

    Они передвигаются и по земле, и в воде, и в воздухе.

    Ангелы похожи друг на друга и не имеют пола, изображаясь обычно в виде прекрасных юношей.

Возглавляет Ангельские воинства Архистратиг Михаил. Само его имя «Михаил» переводится с еврейского «Кто как Бог». Его звание Небесного Архистратига означает, что Михаил — предводитель воинства ангелов. Божией благодатью именно он низверг восставшего Люцифера (сатану) и легионы бесов во ад, воскликнув: «Кто как Бог?!» — так Архистратиг выразил свое негодование тем, что диавол поставил себя как Бога, равным Самому Творцу.

Еще до начала сотворения Земли Богом Ангелы имели свободную волю. Часть их вместе с Люцифером хотела встать выше Бога, возгордившись, другие Ангелы выбрали сторону добра. С тех пор ни светлые Ангелы, ни павшие ангелы (аггелы, бесы, дьяволы во главе с Люцифером, то есть сатаной) не меняют своей воли и делают, соответственно, только добрые и только злые дела.

Таким образом, есть существа целиком духовные. Их природа, в отличие от человеческой души, неизменна: они бывают только светлыми (ангелы) или темными (бесы, дьявол).

Молитесь своему Ангелу-Хранителю, берегите свою душу от зла и да хранит вас Бог!

Вопрос остается открытым. Однако он очень важен. В разных религиях и учениях на него отвечают неоднозначно. Для начала надо рассмотреть эти термины отдельно. Душа - нематериальная суть личности, обитающая в ее теле. Другими словами - "жизненный двигатель" человека. Вместе с душой начинает свой жизненный путь и телесная оболочка, которая познает окружающую среду с ее помощью. Без души не будет жизни. Дух же является высшей степенью сущности личности. Он влечет и ведет человека к Богу. Именно присутствие духа выделяет людей как высших существ в иерархии животного мира.

Философия и душа

Философы с древних времен пытались найти ответ на вопрос, что такое дух и душа, в чем их разница и сходство. Понятия духа и души в философии обозначают слои совершенства нашего мир и наиболее досконально воплощены в людях. Они являются ступенями между человеческим сознанием и реальностью. Душа считается совокупной величиной, объединяющей в себе психические характеристики индивидуума, которые определяют его социальность. В душевном мире находят свой приют все жизненные переживания человека, его психические состояния и влечения. Душа - связующий между внутренним и внешним. Она объединяет сферу социальной жизни с внутренними качествами человека, помогает личности адаптироваться в окружающем обществе, взаимодействовать с другими индивидуумами.

Философия и дух

Дух и душа - в чем разница? Философия не дает конкретного ответа. Данная наука лишь предполагает, что дух является высшим ценностно-мировоззренческим пластом. Он - центр человеческой духовности. Духовное не считается лишь индивидуальным, оно представляет собой уникальное объединение нравственности, искусства, языка, философии. Наиболее значимые человеческие проявления, такие как любовь, вера, свобода, относятся к духовному миру. Во многих философских учениях термины дух и душа имеют отношению к миру в целом, а не к отдельному индивидууму.

Ведизм и душа

Наши предки верили, что душа дана человеку для отработки отрицательных качеств. Она наделена возможностью выбора, то есть может развиваться в негативном или позитивном направлении. Ее дело, какую сторону избирать, отрицательную или положительную. Душа в ведизме считается субстанцией из тонкой материи и частью энергетической оболочки планеты. Веды говорили, что душа сама выбирает себе воплощение, то есть дату и место рождения. В момент смерти человека душа старается вернуться на изначальную точку, то есть в родной город умершего. В ведизме считается, что душа похожа на перфоленту с отверстиями. Эта лента как будто обволакивает духовное зерно и может негативно влиять на положительные порывы самого духа. По этой причине возникают депрессивные состояния, а тело становится слабее и уязвимее.

Ведизм и дух

Древние веды считали человека духовным, если он достиг конкретного энергетического уровня. Дух и душа - в чем разница? Ведические книги указывают на веру в то, что дух - это первоначальное в человеке. Он дан личности с самого начала ее существования. Дух помогает человеку совершенствоваться, несмотря на негативное влияние окружающего мира. Веды говорили, что дух суммирует энергию всех своих воплощений. И если он не смог собрать достаточно энергии со своих прошлых жизней, то человека называть бездуховным нельзя, так как его дух только начинает свой путь совершенствования. В ведизме говорится, что человек не может существовать без духа, а вот без души жизнь вполне возможна.

Православие и душа

Дух и душа - в чем разница? Православие, как религия, отвечает на этот вопрос следующим образом. Считается, что душа - это тонкая нить между личностью и внешним миром, она связывает человека и реальность. Дух же, наоборот, помогает индивидууму обрести связь с Богом. Душой обладают все живые существа, но духом наделен только сын Божий, то есть человек. Тело оживотворяется с помощью души, а она, в свою очередь, - с помощью духа. В момент рождения человека ему посылается душа, но не дух. Он же приходит во время покаяния. Дух несет ответственность за разум, а душа обязана контролировать чувства и эмоции. Человек способен осуществлять контроль над своей душой, но над духом он не властен. Душа склонна к переживанию физических страданий. Дух же не имеет подобных ощущений и не привязан к телесной оболочке. По своей природе дух нематериален, а связь имеет лишь с душой. А душа, напротив, неразрывно связана еще и с телом. Душу можно запятнать греховными поступками. Но дух несет в себе Божественную силу и не может быть затронут грехом.

Дух в исламе

Дух и душа - в чем разница? В исламе с давних пор задавались этим вопросом. В отличие от православия, здесь понятия духа и души трактуются несколько по-другому. Считается, что дух наделен бесконечным количеством качеств и умений. Он может различать с помощью сознания, осознавать умом, быть в единстве с совестью, прислушиваться к мечте, любить сердцем. Некоторые способности духа проявляются через материальные человеческие органы, другие - ограничены ими. В исламе говорится, что дух - закон Аллаха, который управляет телесной оболочкой. Традиционно в исламской религии тело человека обозначается клеткой, а дух олицетворяется в образе птицы. Такая аллегория дает множество поводов для размышлений. К примеру, тело живет и служит духу, но дух ничем не обязан телу. Увеличивая в размере клетку, птицу не сделать больше. Подобным образом можно сказать и о физической и духовной красоте. Украсив клетку, нельзя сделать красивее саму птицу. Также физическое здоровье человека не указывает на его духовное развитие. В исламе говорится, что дух после смерти тела обретает свободу и освобождается от оков оболочки. Далее он сам по себе ожидает Судный День. Новую физическую форму дух обретает уже в загробном мире.

Душа в исламе

В религии ислама тоже стоит вопрос о том, что такое дух и душа, в чем разница между ними? Главная книга Коран приводит неоспоримые факты существования человеческой души. Ислам рассказывает о возникновении души следующим образом. Сначала человек формируется в течение ста двадцати дней в животе своей матери, потом появляется ангел, который наделяет зародыш душой. При этом ангел приходит с определенной миссией: он записывает дату рождения человека, длительность его жизни и дату смерти. В исламе говорится, что душа покидает свою физическую оболочку на сороковой день после смерти человека. Теорию реинкарнации в исламе полностью отрицают. Считается, что после того, как душа покидает человеческое тело, она отправляется в мир душ. Тело же хоронится и стает частью земли. После истечения определенного временного периода, согласно религии ислам, Аллах воскресит тела всех умерших и вернет каждому человеку его собственную душу. После этого все люди предстанут перед Богом всех миров, дабы ответить за свои грешные деяния.

Расплывчатая разница

Итак, дух и душа - в чем разница этих понятий? Как видно из этой статьи, каждая религия по-своему трактует значение этих слов. Но в основных идеях о душе и духе как религии, так и философские учения сходятся. Разница между духом и душой заключается в том, что душа неразрывно связана с телом, а дух, наоборот, стремится только к Богу, отвергая все физическое и мирское. Очень важно найти тонкую грань между своим духом и душой. Тогда их можно будет держать в гармонии, ведь в основном дух тянется к высоким идеалам, а душа слишком подвержена негативному влиянию окружающего мира. Когда человек сам для себя осознает, в чем разница между духом и душой, он сможет спокойно жить и радоваться каждому мгновению. Конечно, это задача не из легких. Но тот, кто имеет терпение и выдержку, сможет обрести себя и наладить гармоничную связь между душой и духом.

Все в мире – есть проявление божественного триединого начала. Дух, душа и тело – три единых элемента всего сущего: будь это растение, животное, человек или космическое тело.

Энергия, соприкасаясь с материей, рождает взаимодействие, суть которого – жизнь. Все живое живо только этим постоянным движением. В клетках безостановочно происходят обменные процессы. Электроны вращаются вокруг атомных ядер. Планеты движутся вокруг своих солнц. Невозможно себе представить жизнь без этого движения, как невозможно, представить, чтобы движение вдруг прекратилось.

Дух

Духовной творящей энергией создана вся Вселенная. И эта духовная энергия — есть любовь Творца. Как писал в свое время святитель Лука:

«Любовь не может заключаться в себе самой, ибо основное свойство ее – потребность изливаться на кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом мира».
Лука Войно-Ясенецкий

Дух – это божественный огонь, изливающийся из Первоисточника и вдыхающий жизнь в застывшую форму. И подобно тому, как энергия не может существовать в покое, так и природа духа — есть вечное движение. Дух же бессмертен, подобно тому, как бессмертна и энергия.

Энергия преобразовывается в материю, материя преобразовывается в энергию. Энергия никогда не исчезает, а только лишь меняет свою форму. Потому, дух божественный везде и во всем. Недаром во множестве традиций Бога уподобляли Солнцу, которое дает жизнь всему земному. Растения используют энергию фотонов, излучаемых Солнцем, в построении собственных химических связей. На примере растительного мира мы явно видим, как энергия, сливаясь с материальной формой, рождает жизнь. Все та же энергия света, множественно преобразуясь, проходит всю иерархическую цепочку мира природы, сотворяя на своем пути буйное разнообразие видов. И во всем, абсолютно во всем ни на миг не прекращается движение. Так себя проявляет присутствие духа.

Фотон света может быть поглощен электроном, изменив состояние последнего – выведя его на новый энергетический уровень. Но однажды, электрон вернется на исходную позицию, и освободит захваченный фотон. Смерть физической формы – это вовсе не конец, а только очередная трансформация животворящей энергии, когда дух покидает свое временное вместилище и возвращается в изначальный мир света. Тело однажды вернется туда, откуда оно вышло – в лоно природы, а дух, который есть энергия, вновь обретет свободу, и вольным потоком направиться туда, где его ждет новое воплощение.

Когда дух покидает тело, материя рассыпается на кирпичики: атомы и кванты. Только присутствие духа может объединять эти кирпичики в единую систему. Система же наблюдается во всем: как в Микро-, так и в Макрокосме. Атом, клетка, организм, солнечная система — все это системы разных уровней реальности. Вместе они составляют иерархию миров.

Дух присутствует на всех уровнях. Движение является знаком присутствия духа. В мире физике такое движение. выражено энергией кванта. В свободном состоянии энергия проявляется, например, как поток фотонов света. В состоянии «захваченности» квант передает свою энергию электрону, формируя магнитное поле вокруг еще более плотного ядра. Смерть физического означает высвобождение энергии квантов в виде фотонов света или электромагнитного поля.

Графическое изображение атома: ядро внутри и электромагнитное поле вокруг

Душа

Душа рождается при встрече божественной искры и материальной формы – духа и тела. Она так же безостановочно движется, как и все живое. И путь ее по умолчанию направлен в сторону развития и эволюции. Души живых существ шаг за шагом проходят долгий путь перерождений, чтобы с каждым разом усложняясь и совершенствуясь, однажды родиться в человеческом облике.

Да, душой обладает все. Но только душа человека, как вершина эволюции биологического мира, наделена в полной мере свободой выбора своего пути. Выбор – это высший дар Творца. И именно возможность самоопределения делает нас подобными Богу.

Не было бы у человека выбора, не было бы зла, страданий и лжи. Но тогда не было бы индивидуальности и творчества. Ибо для каждого путь был бы только один. Жизнь была бы подобна строгому алгоритму действий. Такая жизнь не имела бы смысла и была бы похожа на жизнь биороботов, которые не задают себе вопросов, не мыслят, не чувствуют, не анализируют, а просто делают то, что задано кем-то вшитой программой.

По правде, вышеописанное и так довольно похоже на современный мир. Ведь многие люди, не используют свою возможность выбора. Но, несмотря на это, каждый обладает многомерной структурой, называемой душой. И каждый в силах направить свою душу на путь эволюции.


Символическое изображение тонкой структуры души

Тело

Тело – лишь временное вместилище более тонких структур человеческой сути. Кто-то его относит к смертным телам души, кто-то называет его только лишь инструментом души на пути эволюции. Верно и то, и другое. Но при этом, стоит помнить о том, что дух, душа и тело неразделимы, пока человек является человеком. Без тела мы не сможем взаимодействовать с материальным миром. Но без духа и души тело превращается в прах.

Да, физическая форма – только лишь отражение души, и она не вечна. Но не правы те, кто умаляет важность сохранности телесной оболочки в течение жизни. Тело дано нам Матерью Землей для того, что бы у нас была возможность приобретать опыт в ее мире, нужный для эволюции нашей души. И небрежное отношение к своему телу — такое же нарушение, как и небрежность к миру тонкому. Потому нет ничего зазорного в заботе о своем теле. Даже наоборот это важно и нужно. Следует содержать его в чистоте, давать ему положенный отдых и прислушиваться к его желаниям. Ведь многие желания происходят из инстинктов, которые даны нам с целью выживания в мире материи. Игнорирование инстинктов может привести к нежелательным последствиям, точно так же, как и чрезмерное следование лишь только одним инстинктивным порывам. Помните, жизнь – это постоянный поиск золотой середины. И наше воплощение в мире материи – это тренировочная площадка, где души методом проб и ошибок учатся отыскивать свой серединный путь.

Физическая форма — отражение души, крайняя степень материализации тонкого в плотном.

Дух, душа и тело составляют каждую индивидуальную единицу мира: будь это атом, животное, человек или планета. Все живое — есть сознание. Какая-то единица сознания ушла дальше в своем развитии, какая-то меньше. Ведь с уровня планеты, возможно, кажется, что и человек — будто микрочастица с вращающимися вокруг ядра электронами.

Только эти три элемента мироздания вместе организуют движение жизни, проявленное в развитии и совершенствовании. Одно без другого не существовало бы. Ведь и свет виден только тогда, когда ему есть, от чего отражаться.

В учении о человеческой ипостаси, включающей различные природы, не догматизированы и не осуждены две схемы: дихотомия и трихотомия, поэтому этот вопрос относится к области богословских мнений. Общепринятым в Православии можно считать следующее представление о природе человека: «Cвятые отцы разделялись во мнениях о составе человеческой природы. Одни учили о двухчастности человеческого состава, то есть о том, что человек состоит из души и тела. Другие выделяют в нем три части: дух, душу и тело. Однако между этими двумя мнениями нет противоречия…

Те, кто учил о трехсоставности человеческого естества, на самом деле выделяли в душе человека ее высшую часть и называли ее духом, или умом» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя «Догматическое богословие», курс лекций, Свято-Троицкая Лавра, 1999). В Священном Писании неоднократно упоминается дух, как составная часть человека, и, по словам прп. Иоанна Дамаскина, «он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе» (Православная энциклопедия «Азбука веры». Дух.// http://azbyka.ru/dux ). Другими словами духом в человеке называется словесная сила его души, в которой напечатлен образ Божий. Человек – это единство души и тела. «И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). И это единство может быть достигнуто посредством Божественной причастности. Так, человеческая природа наполняется Божественной благодатью, составляющей человеческого духа. Можно сказать, что первое предполагает второе. Многие св. отцы схожи во мнении, что душа человека – это дыхание Божие, а значит, Божественная энергия. Если сказать словами свт. Григория Богослова, (признавая, конечно, всю богословскую двусмысленность этого образа), наш дух есть «частица Бога». (Архимандрит Киприан Керн «Антропология св. Григория Паламы», М., «Паломник», 1996). ««Божие дыхание», указывает на модус сотворения человека, в силу которого дух человека тесно связан с благодатью (Божественной энергией) и ею произведен, подобно тому, как движение воздуха, производимое дуновением, содержит в себе это дуновение и от него неотделимо» (Православие и свобода. Протоирей Василий Попов// http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda ).

«Благодать Святого Духа проникает в человеческую душу, ибо благодать нетварна. Естественное положение человеческой природы предполагает присутствие нетварной божественной Благодати, которая как бы включена в природу человека, являясь, по выражению старца Иосифа Исихаста, душой его души» (Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского. http://www.pravoslavie.ru/37073.html/). Естественное состояние человека определяется логосом человеческой природы, созданной в «подобии» Творцу с конечной целью ее обожения. Природа и Благодать предполагают одна другую: устремленность природы к обожению, заданная логосом, может быть реализована только действием Благодати.

Из Священного Писания, мы видим, что человек становится «душею живою» только по вдохновении в ноздри его божественного духа жизни: «...и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Дух жизни становится составляющей человеческой природы, причем, составляющей неотъемлемой: «...скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются…» (Пс. 103:29). Отнятие от человека духа его - это полное разрушение человека, то есть смерть. Поэтому «совершенный человек... состоит из трех - плоти, души и духа: из коих один, т. е. дух, спасает и образует, другая, т. е. плоть, соединяется и образуется, а средняя между этими двумя, т. е. душа, иногда, когда следует духу, возвышается им, иногда же, угождая плоти, ниспадает в земные похотения» (Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 462. Кн. V. Гл. 9, 1.).

И апостол Павел говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога …» (1 Кор. 6:19). По учению святых отцов, дух либо отождествляется с душой согласно евангелисту: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38) и апостолу: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26) либо является неким бестелесным «органом» человека или качеством, проявляющим себя в соработничестве душе в деле спасения всего человека, но не являясь душой, как однажды сказал апостол Павел: «…и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1Фес. 5:23). Здесь, человеческий дух – это нетелесная составляющая человека, неотъемлемая часть человеческого естества: «В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных» (свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться). Человеческий дух есть образ своего Божественного Первообраза, но не тождественен Ему. Человеческий дух тварен и ограничен в отличие от нетварного Духа Божия. «Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им. Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть: страх Божий, совесть, жажда Бога» (Свт.Феофан Затворник.Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться).

В завершение вспомним о сотворении Богом человека. В отличие от животного мира, Бог созидает человека по «образу Нашему и по подобию». Появляется человек, о котором сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни» (Быт. 2:7). Свт. Григорий Богослов толкует этот текст книги Бытия так: «Слово, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него дух, который есть струя неведомого Божества. Так из персти и дыхания создан человек – образ Бессмертного... Посему, как земля, привязан я к здешней жизни и, как частица Божественного, ношу в груди любовь к жизни будущей» (Св. Григорий Богослов, Сл. 7, "О душе", Творения, ч. II, с. 199-200).

Таким образом мы можем увидеть, что дух в человеке это одновременно и составляющая человеческой природы и вместилище Божественной энергии, оживотворяющей человека. Понимание «дыхания жизни» свв. отцами можно сформулировать следующим образом: Своим творческим действием Бог творит из ничего человеческую душу, отличную от Него по сущности, и одновременно сообщает ей Свою благодать. Согласно преп. Иоанну Дамаскину, «Бог сотворил человека... превращающимся в Бога по причастию к божественному озарению, но не переходящим в Божественную сущность» (Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 209. Кн. 2. Гл. 12.) В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна. Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом.

ПСТГУ ИДО