Что если благодатный огонь не сойдет. Три случая, когда благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей

Что будет, если Благодатный огонь не сойдет, рассказывает архимандрит Виктор (Коцаба).

Справка:

Благодатный огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел апостол Петр.

Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков.

– Отче, сколько раз Вы присутствовали при схождении Благодатного огня?

– Милостью Божьей довелось быть несколько раз свидетелем этого чуда. Конечно, впечатления незабываемые. Прежде всего, сама поездка требует определенных усилий: в эти дни в Иерусалиме огромное количество людей и совсем не просто пройти в Кувуклию Гроба Господня, где сходит Благодатный огонь.

Такое ощущение, что именно в этот день, в Великую субботу, Храм Гроба Господня становится центром мира. Народ прибывает еще с вечера, весь город перекрыт, активизируются полицейские на постах. Непрост и путь до Храма Воскресения Христова, который нужно преодолеть, войдя в старый город. Через каждые 100-200 метров – новый пост, люди сбиваются в толпы. В одной из них мы однажды стояли больше часа. Сам путь не длинный, но занимает примерно до 1,5 – 2 часов. Случается, что тебя зажмут в центре давки, и ты никуда не можешь продвинуться. Все торопятся к Храму Гроба Господня.

Мне запомнилась моя первая поездка на схождение Благодатного огня, тогда у меня не было никаких особых пропусков, но удалось спокойно пройти весь путь и остановиться прямо возле входа в Кувуклию. Тогда для меня это было тоже чудом. (улыбается)

– Никто не знает, в какой момент сойдет Благодатный огонь? Как проходит ожидание?

– Вся наша делегация уже с 10 утра находится в Храме. Огонь сходит обычно около 2 часов дня. Мы все это время пребываем на одном месте, потому что если выйдем, то зайти будет нелегко, практически невозможно. Вокруг крики, суета, шум и жара. Есть, конечно, возможность помолиться, потому что стоим возле самой Кувуклии Гроба Господня.

Сначала появляется арабская православная молодежь, которая на своем языке выкрикивает лозунги, предвозвещающие, что Христос Воскрес, поет разные песни, бегает, вылезает с барабанами на Кувуклию. Увидев впервые такое поведение в храме, я был поражен. Но это считается нормой: во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить эти «дикарские» пляски, молодежь в Храм не впустили – и Огонь не появился. Патриарх молился в Кувуклии два часа и затем приказал впустить арабов... Тогда только огонь снизошел.

Арабы словно обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи.

Далее Патриарх с архиереями Иерусалимской Церкви возглавляет Крестный ход, трижды обходя Кувуклию, после чего полностью разоблачается и заходит во внутрь. Тушат все лампады. Устанавливается царственная тишина, несмотря на большое количество людей, только появляются вспышки телефонов, фотоаппаратов. Спустя минут 15 Патриарх выходит уже с Огнем и раздает его всем. Кто-то из «танцевавших» православных арабов подбегает к нему, берет Огонь, и, рассекая толпу, просто бежит в другой конец Храма. Через считаные минуты весь Храм пылает Благодатным огнем.

Сразу же после схождения огонь обладает особым свойством, он не жжет лицо и руки. Я проверял на себе, действительно это так. Он ощущается мягким, не похожим на привычный для нас огонь. После этого все друг друга поздравляют словами «Христос Воскрес!»

– Есть предание, что если не сойдет огонь, то будет конец света.

– Это, конечно, известное предание, поэтому все ждут с трепетом и страхом схождения Благодатного огня.

– А были случаи, когда огонь не сходил?

– Был единственный случай в истории, когда схождение Благодатного огня произошло за пределами Храма по молитвам православного патриарха. Произошло это в 1579 г.

Как известно, владельцами Храма Гроба Господня являются несколько Церквей. И вот священники Армянской Церкви, вопреки традиции, уговорили и подкупили султана Мурата Правдивого и градоначальника, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. По призыву армянского духовенства со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были отстранены не только от Кувуклии, но и выведены из Храма. Они молились о схождении огня перед входом в святыню, скорбя о случившемся.

Армянский Патриарх молился около суток, однако никакого чуда не произошло. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снисхождении огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный Патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески – и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный огонь. Это колона до сегодняшнего дня сохранилась у входа в Храм Воскресения Христового.

Беседовала Наталья Горошкова

Тем, что лишь на православную Пасху сходит с неба Благодатный огонь (при условии, что в храме Гроба Господня служит православный патриарх по православному календарю), Бог свидетельствует об истинности православной веры, Православной Церкви.

Немного истории:

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную - на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»:

«Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…».

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…

Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Средние века

В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху...

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.

«Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан» - писал инок Парфений.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».


ОН ВИДЕЛ ЧУДО..

141-й Патриарх Иерусалимский Феофил III. Полный титул: Блаженнейший и Всесвятейший Кир Феофил, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона. Раз в год, на богослужении совершающемся во Храме Гроба Господня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, ровно в 12:55 он, вместе с армянским архимандритом, входит в Гроб Господень. Там, стоя на коленях перед Ложем Спасителя, они читают молитву, после чего возжигают свои пучки свечей от явившегося чудесным образом огня, и выносят его ожидающему народу.

XX век

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел...

А вот, что пишет английский историк Стивен Рансимен о гонениях на православных после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году.

Факты основаны на западных хрониках: "Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы… Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав… "
Говорят также об одном случае. Благодатный огонь не появился в печальную Пасху, в 1923 году. В это время патриарх Тихон был отстранен от управления Русской Православной Церковью.
Однажды турки, овладевшие Иерусалимом, запретили православным служить, и те, не допущенные в храм, стояли у его входа, плакали и молились - Благодатный огонь вдруг вырвался из одной из колонн храма, оросив православный люд.


Эта трещина в колонне, образованная вопреки всем законам природы, доныне служит свидетельством торжества Православия.

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную - на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…».

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…

Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Средние века

В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху...

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан» - писал инок Парфений.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».

XX век

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел...

Что будет, если Благодатный огонь не сойдет, рассказывает архимандрит Виктор (Коцаба).

Справка:

Благодатный огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел апостол Петр.

Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков.


– Отче, сколько раз Вы присутствовали при схождении Благодатного огня?

– Милостью Божьей довелось быть несколько раз свидетелем этого чуда. Конечно, впечатления незабываемые. Прежде всего, сама поездка требует определенных усилий: в эти дни в Иерусалиме огромное количество людей и совсем не просто пройти в Кувуклию Гроба Господня, где сходит Благодатный огонь.

Такое ощущение, что именно в этот день, в Великую субботу, Храм Гроба Господня становится центром мира. Народ прибывает еще с вечера, весь город перекрыт, активизируются полицейские на постах. Непрост и путь до Храма Воскресения Христова, который нужно преодолеть, войдя в старый город. Через каждые 100-200 метров – новый пост, люди сбиваются в толпы. В одной из них мы однажды стояли больше часа. Сам путь не длинный, но занимает примерно до 1,5 – 2 часов. Случается, что тебя зажмут в центре давки, и ты никуда не можешь продвинуться. Все торопятся к Храму Гроба Господня.

Мне запомнилась моя первая поездка на схождение Благодатного огня, тогда у меня не было никаких особых пропусков, но удалось спокойно пройти весь путь и остановиться прямо возле входа в Кувуклию. Тогда для меня это было тоже чудом. (улыбается)

– Никто не знает, в какой момент сойдет Благодатный огонь? Как проходит ожидание?

– Вся наша делегация уже с 10 утра находится в Храме. Огонь сходит обычно около 2 часов дня. Мы все это время пребываем на одном месте, потому что если выйдем, то зайти будет нелегко, практически невозможно. Вокруг крики, суета, шум и жара. Есть, конечно, возможность помолиться, потому что стоим возле самой Кувуклии Гроба Господня.

Сначала появляется арабская православная молодежь, которая на своем языке выкрикивает лозунги, предвозвещающие, что Христос Воскрес, поет разные песни, бегает, вылезает с барабанами на Кувуклию. Увидев впервые такое поведение в храме, я был поражен. Но это считается нормой: во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить эти «дикарские» пляски, молодежь в Храм не впустили – и Огонь не появился. Патриарх молился в Кувуклии два часа и затем приказал впустить арабов... Тогда только огонь снизошел.

Арабы словно обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи.

Далее Патриарх с архиереями Иерусалимской Церкви возглавляет Крестный ход, трижды обходя Кувуклию, после чего полностью разоблачается и заходит во внутрь. Тушат все лампады. Устанавливается царственная тишина, несмотря на большое количество людей, только появляются вспышки телефонов, фотоаппаратов. Спустя минут 15 Патриарх выходит уже с Огнем и раздает его всем. Кто-то из «танцевавших» православных арабов подбегает к нему, берет Огонь, и, рассекая толпу, просто бежит в другой конец Храма. Через считаные минуты весь Храм пылает Благодатным огнем.

Сразу же после схождения огонь обладает особым свойством, он не жжет лицо и руки. Я проверял на себе, действительно это так. Он ощущается мягким, не похожим на привычный для нас огонь. После этого все друг друга поздравляют словами «Христос Воскрес!»

– Есть предание, что если не сойдет огонь, то будет конец света.

– Это, конечно, известное предание, поэтому все ждут с трепетом и страхом схождения Благодатного огня.

– А были случаи, когда огонь не сходил?

– Был единственный случай в истории, когда схождение Благодатного огня произошло за пределами Храма по молитвам православного патриарха. Произошло это в 1579 г.

Как известно, владельцами Храма Гроба Господня являются несколько Церквей. И вот священники Армянской Церкви, вопреки традиции, уговорили и подкупили султана Мурата Правдивого и градоначальника, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. По призыву армянского духовенства со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были отстранены не только от Кувуклии, но и выведены из Храма. Они молились о схождении огня перед входом в святыню, скорбя о случившемся.

Армянский Патриарх молился около суток, однако никакого чуда не произошло. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снисхождении огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный Патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески – и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный огонь. Это колона до сегодняшнего дня сохранилась у входа в Храм Воскресения Христового.

Беседовала Наталья Горошкова

Большинство же собеседников Юрия Леонидовича, явно знавших что-то об этом деле, предпочитали отмаливаться. Один священник даже сказал: «Ты брось этим интересоваться… Я бросил после одного случая…» Другой, служивший в греческом приделе храма Гроба Господня, пообещавший кое-что рассказать, но уже на следующий день, видимо, посоветовавшись с кем-то из греков, сделал вид, что даже не понимает, о чем речь. Странным образом «обет молчания» связывает всех: и православных, и мусульман и даже иудеев.

Божие возмездие

Не так давно я познакомился с Юрием Леонидовичем Вдовиным, бывшим сотрудником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Деликатной темой несхождения Огня он интересуется давно. Знание арабского языка помогло ему собрать среди местных жителей некие крохи свидетельств о том, что подобный случай действительно имел место в 1923 году. Более того, убит был не только патриарх, турки вырезали и архиереев, как совершенно очевидно не угодивших Богу. После этого восстановить иерархию помогли хиротонии, сделанные епископами РПЦЗ. Этот факт подтверждается современным изданием РПЦЗ (правда, без упоминания факта несхождения Огня и последовавшей затем резни). Большинство же собеседников Юрия Леонидовича, явно знавших что-то об этом деле, предпочитали отмаливаться. Один священник даже сказал: «Ты брось этим интересоваться… Я бросил после одного случая…» Другой, служивший в греческом приделе храма Гроба Господня, пообещавший кое-что рассказать, но уже на следующий день, видимо, посоветовавшись с кем-то из греков, сделал вид, что даже не понимает, о чем речь. Странным образом «обет молчания» связывает всех: и православных, и мусульман и даже иудеев.

Но должны же остаться какие-то свидетельства в литературе, в прессе! В греческих справочниках Иерусалимского патриарха Константина не значится вовсе. А современная тому событию региональная пресса? В Александрийской, крупнейшей библиотеке, Юрию Леонидовичу сказали, что газет за 1923 год у них нет. Мусульманин, негр из Камеруна, с которым наш исследователь поделился своими недоумениями, мрачно посетовал: это все Америка, масоны… Правда, сотрудник библиотеки, наполовину араб, наполовину украинец, пообещал посодействовать. Увы, назавтра отказался и он. Удивительно, но нечто подобное произошло и в Библиотеке иностранной литературы в Москве. Пытливому исследователю там заявили, что подшивки интересующих его газет погибли во время протечки, случившейся в книгохранилище.

Происшедшее в 1923 году, несомненно, было Божиим возмездием. За что? Почему именно тогда? Что вообще произошло в мире в 1923 году? На сайте www.pp-stsl.ru/pages/pp-listok/3-1996/03.h tml читаем: Благодатный огонь не появился только в одну печальную Пасху, в 1923 году. В это время патриарх Тихон был отстранен от управления Русской Православной Церковью.

А еще - что произошло?

1923 го д

Чтобы понять смысл судьбоносных событий того страшного года, сначала надо сделать небольшое отступление. Хотя бы на несколько лет «вглубь» истории.

После победы над турками в Первой мировой войне парламент Греции, управляемый масоном Елевферием Венизелосом, окончательно встал на сторону стран Антанты и в мае 1917 года объявил войну государствам Тройственного союза. В силу Нейского (1919) и Севрского (1920) мирных договоров, к Греции отошли Северный Эпир, западная и почти вся восточная Фракия, Эгейские острова - Имроз и Тенедос, Додеканес, и значительные территории в Малой Азии с центром в Смирне. Однако партия Венизелоса стремилась к захвату всех земель, принадлежавших некогда древней Византии.

В январе 1920 года, местоблюститель Константинопольского Патриаршего престола Брусский митрополит Дорофей (1919-1921) опубликовал послание-энциклику «К Христовым Церквам всего мира». В этом экуменическом послании прозвучал призыв к объединению всех христианских церквей независимо от их догматических различий. Оно было написано в духе папизма, как бы от лица всей Церковной полноты. В качестве первого шага к сближению энциклика предлагает «принятие единого календаря для одновременного празднования главных христианских праздников».

Именно в это время при сомнительных обстоятельствах на Константинопольский престол восшел Мелетий (Метаксакис). Отметим, что прежде его карьера едва не рухнула из-за сложных взаимоотношений с иерусалимским патриархом Дамианом.

В 1900 году патриарх Дамиан назначил Мелетия секретарем Священного Синода Иерусалимской Патриархии. Восемь лет спустя, в 1908 году, тот же самый патриарх выгнал его из Святой Земли за «деятельность против Святого Гроба».

Мелетий был болезненно честолюбив и злопамятен. С большой долей уверенности можно предположить: став патриархом Константинопольским, именно он приложил руку к тому, чтобы патриарх Дамиан был низложен, а вместо него поставлен злополучный Константин, при котором Огонь не сошел на Гроб Господень. Во всяком случае, Константин полностью разделял обновленческие идеи Мелетия, который отказывался от общения со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, признавал псевдоцерковные органы обновленцев, а также всевозможных церковных «самостийников» (украинских, эстонских и т.п.). Мелетий даже призывал Святителя Тихона отказаться от патриаршего престола.

Но — мы забежали вперед. Как же повел себя изгнанный из Иерусалимской патриархии Мелетий? Сделал ставку на мировую закулису. По утверждению историка Александра Зервудакиса, офицера британского Министерства обороны (1944-1950), в 1909 году Мелетий посетил Кипр и здесь вступил в ряды английской масонской ложи «Гармония». Уже в следующем году Метаксакис становится архиепископом Афинским. *(«Немецкоязычный масонский словарь сообщает, что а греческо-православной церкви масонами были «многие патриархи. В частности… Мелетий, бывший Константинопольский патриарх»… Патр. Афинагор не скрывал своей принадлежности к масонству».

Затем он с группой своих единомышленников посещает Великобританию, где ведет переговоры о единстве между Англиканской и Православной Церквами. *(Тогда же Мелетий основал «Греческую православную архиепископию в Северной Америке». До этого в Америке не было отдельных юрисдикций, а только приходы, состоявшие из различных этнических групп, включая и греков, и официально находившиеся под юрисдикцией русского епископа. С падением империи епархии Русской православной Церкви вне Советской России потеряли свою опору. Основание архиепископом Мелетием чисто греческой этнической епархии в Америке стало первым в целом ряду последующих разделений по национальному признаку.

Мелетий считал, что по каноническим правилам верховный надзор над Церковью в Америке должен принадлежать Вселенскому патриарху. Он апеллировал к канону 28 IV Вселенского собора, согласно которому все церкви в странах „варварских“ принадлежат юрисдикции патриарха в Константинополе. Эта юрисдикция, по его мнению, была бы скорее почетной, а реальнее проявлялась бы только в случаях апелляции одной из недовольных сторон. Ни один Константинопольский патриарх до этого не пытался еще заменить первенство чести на первенство власти, или соборность Церкви неким мифом о верховном судье в «случаях обращения одной недовольной стороны»).

17 декабря 1921 года греческий посол в Вашингтоне сообщил о том, что Мелетий «в облачении принял участие в англиканском богослужении, кланялся с англиканцами на молитве, целовал их престол, проповедовал и позднее благословил присутствовавших!» Священным Синодом Элладской Церкви в ноябре 1921 года была сформирована специальная комиссия с целью расследования. Но пока оно продолжалось, Мелетий неожиданно был избран патриархом Константинопольским. Синодальная комиссия продолжила свою работу, и на основании ее выводов 9 декабря 1921 года Священный Синод Элладской Церкви изверг Мелетия Метаксакиса за целый ряд нарушений канонического права, а также за учинение схизмы. Вопреки этому решению 24 января 1922 года Мелетий был возведен на трон Константинопольских патриархов. Затем, под сильным политическим давлением, постановление о его извержении было отозвано. Это произошло 24 сентября того же года.

Митрополит Герман (Каравангелис), который в то время законным путем уже был избран архиепископом Константинополя, сообщает следующее: «В отношении моего избрания на Вселенский престол в 1921 году не было сомнений. Из 17 голосов 16 было за меня. Тогда один из моих знакомых мирян предложил мне 10000 фунтов за отказ от всех прав на избрание в пользу Мелетия Метаксакиса. Естественно, я с огорчением и досадой отверг это предложение. Сразу после этого однажды ночью меня посетила делегация «Национальной лиги обороны» из трех человек и энергично меня убеждала отречься от избрания в пользу Мелетия Метаксакиса. Делегаты говорили о том, что Мелетий может принести 100000 долларов для Патриархии и что он в очень хороших отношениях с протестантскими епископами в Англии и Америке и может быть очень полезен в греческих национальных интересах и что международные интересы требуют избрания Мелетия Патриархом. Такова была и воля Елевферия Венизелоса.

Я обдумывал это предложение всю ночь. В Патриархии царил экономический хаос. Греческое правительство перестало присылать помощь, а других источников дохода не было. Жалование не выплачивалось девять последних месяцев. Благотворительные организации Патриархии были в критическом материальном состоянии. Из этих соображений и ради народного блага я принял это предложение».

Характерно, что в 1922 году, под давлением Мелетия Константинопольская Церковь, без предварительного уведомления прочих поместных Православных Церквей, признает оспариваемую даже и Римом действительность англиканской иерархии.

Итак, все это - предыстория. Вернемся к началу 1923 года.

4 января турецкая делегация официально потребовала от членов Лозаннской международной Конференции перевести Константинопольскую Патриархию за пределы Турции, ввиду ее враждебного отношения к турецкому правительству во время прошедшей войны. В противном случае турки грозили депортацией всех греков из Константипоноля. Делегаты предложили перевести Константиопольский престол на Св. Гору Афон (Great Britain, Parliamentary Papers, Lausanne Conference on Near Eastern Affairs, 1922-1923, Records of Proceedings and Draft Terms of Peace, Turkey No 1 (1923), Cmd 1814, p. 336). Французская делегация предложила компромиссное решение - оставить Патриархат в Константинополе, но лишить его политической власти, которой он пользовался прежде. Греческая делегация поддержала предложение французов.

10 января лорд Керзон, председатель военно-территориальной комиссии Лозаннской конференции, заручившись поддержкой всех православных держав, в ответ на требования турецкой делегации, заявил, что удаление Патриархата из Константинополя вызовет шок для совести всего цивилизованного мира. Греческий премьер Венизелос предложил туркам принять предложение лорда, обещая в свою очередь приложить все усилия к удалению с Константинопольского престола своего племянника патриарха Мелетия, замаравшего в глазах турок свою репутацию поддержкой греческой партии. В ответ глава турецкой делегации Исмет Паша нехотя согласился на эти условия.

С 10 мая по 8 июня патриарх Константинопольский Мелетий проводит «Всеправославный» конгресс. Вопреки постановлениям соборов 1583, 1587 и 1593 годов он принял решение об изменении календаря Православной Церкви. Как видим, это произошло уже после несхождения Огня в Иерусалиме. Так что же, Мелетий был совершенно неверующим человеком и не обращал никакого внимания на очевидные знаки Господнего гнева? Может быть, он решил: если Огонь не сошел, и Конца Света не случилось, то теперь все можно?

Примечательно, что на «Всеправославном» съезде присутствовали клирики только от трех Поместных Церквей: Греции, Румынии и Сербии. В то же время представители Антиохийской, Иерусалимской и Александрийской Патриархий, решили не участвовать. Мелетий председательствовал на заседаниях этого собрания. Справа от него восседал англиканский епископ Чарльз Гор.

Введение нового календаря вызвало у приходского духовенства и народа, а особенно у монашества крайнее разочарование по всему православному миру. Стало очевидным намерение Константинополя приблизиться к Западу во вред вековому литургическому единству Поместных Православных Церквей. Так называемый «Всеправославный конгресс» принял новый календарь из тех же соображений унии, из-за которых предшествовавшие православные соборы его осудили и отвергли: «ради одновременного прославления великих христианских праздников со стороны всех Церквей».

Продиктованный сверху, вводимый под политическим давлением, новый календарь вызвал расколы и кровавые уличные столкновения. Верующему народу были не по душе модернистские реформы. В Стамбуле дошло до серьезных волнений, во время которых оскорбленное православное население 1 июня разгромило Патриаршие покои и намяло бока самому Мелетию. Вскоре его вынудили покинуть Стамбул и отречься от престола в сентябре того же 1923 года.

Патриарх Мелетий стоил обширные планы, и это маленькое и бесславное собрание рассматривало не одну проблему. Были подняты вопросы отказа от фиксированного дня празднования Пасхи, вступления в брак после рукоположения в диакона и пресвитера, второбрачия священников, ослабления поста, переноса больших святительских праздников на воскресный день…

25 июня Александрийский патриарх Фотий в своем послании к Антиохийскому патриарху Григорию IV определяет календарную реформу как “бесцельную, неканоническую и вредную”. По словам патриарха Фотия, постановления Константинопольского конгресса “пахнут ересью и схизмой”.

25 июля Константинопольский Синод, еще под председательством патриарха Мелетия, обращается к поместным Православным Церквам, заявляя, что ожидает их “общего одобрения” решения о церковно-календарной реформе, для того, чтобы оповестить “решение (Всеправославного) Конгресса как решение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви”.

23 августа глава Кипрской Церкви архиепископ Кирилл в своем письме патриарху Мелетию предлагает “отложить выполнение принятых решений до тех пор, пока не будет достигнуто согласие всех Церквей, дабы избегнуть печального разъединения и схизмы.

6 сентября патриарх Иерусалимский Дамиан посылает телеграмму патриарху Мелетию: “Для нашего Патриархата невозможно принять изменение церковного календаря, так как оно ставит нас в слишком невыгодное положение во Всесвятых паломнических местах по отношению к латинянам и из-за опасности прозелитизма”.

21 октября Антиохийский патриарх Григорий IV посылает послание № 1356 митрополиту Антонию (Храповицкому) в Карловцы с приложением отрицательных отзывов о календарной реформе патриархов Александрийского и Иерусалимского, в котором говорится: “Все Преосвященные братья, члены Собора, разделили наше восхищение глубоким уважением Вашего Высокопреосвященства к св. канонам Св. Церкви и Вашей непоколебимой твердости в сохранении их неприкосновенности. Мы не сомневаемся, что Ваше Высокопреосвященство, прославившееся горячей ревностью об единстве Св. Церкви, постарается и впредь прилагать свои усилия и авторитет на утверждение строительства ее во славу Божию…»

8 ноября, пользуясь тем, что послание о переходе на новый стиль отпечатано еще не было, св. патриарх Тихон выпустил указ, в котором распорядился отложить введение нового стиля. Активным помощником Его Святейшества в этом был священномученик архиепископ Илларион (Троицкий). (ЦА ФСБ Д. Н-1780 Т.5. Л.231 а.; Опубл.: Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. С.362-363). Отмена решения о введении нового стиля было неприятной неожиданностью для властей. Возможно, это явилось одной из причин ареста и отправки на Соловки архиепископа Иллариона (Троицкого), который был арестован 15 ноября. Фактически, мужественное отстаивание юлианского календаря стоило священномученику Иллариону жизни. *(Новый календарь был формально введен св. патриархом Тихоном 2 (15) октября 1923 г. Однако это вызвало нестроение в церковном народе (хотя практически все московские приходы приняли данное распоряжение). Таким образом новый стиль действовал в нашей Церкви только 24 дня).

Со временем, однако, всевозможные интриги заставили перейти на новый календарь целый ряд Поместных Церквей. Характерным примером стали последствия избрания непотопляемого Мелетия на Александрийскую кафедру. (Англо-масонские связи никуда ведь не делись!).

20 мая 1926 года под давлением английского правительства Каир подтвердил кандидатуру Мелетия на трон Папы и патриарха Александрийского. Ничуть не обескураженный Поместным собором своего предшественника, Мелетий под предлогом заботы о единстве греческой диаспоры с родиной (в Греции под давлением революционного правительства новый календарь уже был введен) ввел новый календарь и в Александрии.Продолжение здесь-