Человек познает мир рабочий лист. "человек познает мир"

Обществознание, 5 класс. Конспекты уроков

Конспект урока по обществознанию в 5 классе: Как человек познаёт мир и самого себя

Описание материала: Познание как человеческая потребность. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное, рациональное познание. Самопознание. Материал будет интересен и полезен учителям обществознания, психологам, так как в конспекте есть психологические тесты.
Назначение данной темы заключается в формировании на доступном пятиклассникам уровне представлений о познании человека. Знакомство с ней носит пропедевтический характер. Имеющийся у пятиклассников личный опыт дает возможность углубить и расширить представления об игре, учебе и труде как основных видах деятельности.
Автор материала: Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания
Место работы: МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра

Тема: Как человек познает мир и самого себя

Цели и задачи: сформировать понятие о знании, познании, мышлении и самопознании, его уровнях; объяснить, с помощью чего осуществляется познание, что является его результатом; определить роль познания и самопознания в жизни человека и общества; познакомить с понятиями и терминами: познание, знания, мышление, самопознание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать уровни познания; сравнивать социальные объекты; находить сходство и различие познания и самопознания; смогут объяснить механизм познания мира и самого себя; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополни¬тельный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задачи; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; осознание важности процесса познания и самопознания.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы с тестами, мультимедийная презентация.
Тип урока: исследование.

Ход урока

I. Организационный момент
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.
Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока. Для этого проведём тест. У вас на партах лежат листочки с задание теста. Подпишите и приступайте к выполнению.
Тест.
Фамилия уч-ся ___________________________ класс 5 -
Тест № 1 по теме «Общество и человек»
1. В Обществознание входят элементы нескольких наук. В том числе:
1) социологии, политологии
2) географии, физики
3) биологии, математики
4) астрономии, химии.
2. Пятиклассник Арсений хорошо учится, ставит школьные спектакли, занимается спортом и стремится выиграть детский городской чемпионат по плаванию, помогает маме ухаживать за маленьким братом. Все это характеризует Арсения как:
1) ученика
2) друга
3) личность
4) сына
3. Пятиклассница Вера каждый день совершает действия и поступки. Что из перечисленного является поступком?
1) заходит в автобус
2) уступает место пожилой женщине
3) поднимается в квартиру на лифте
4) садится делать уроки
4. Духовные и социальные потребности – это высшие потребности человека. К ним относятся:
1) пища, одежда
2) общение, знание
3) вещи, деньги
4) автомобиль компьютер
5. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек – это биологическое и социальное существо.
Б. Человек – это только социальное существо
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения верны
6. Верны ли следующие суждения о самооценке?
А. Самооценка – это оценка человеком своих качеств, способностей, достоинств и недостатков.
Б. Самооценка всегда должна быть завышенной.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
(На выполнение теста 8-10 минут, после этого работы сдаются учителю)
III. Мотивационно-целевой этап
Послушайте притчу.
Однажды к старцу пришел послушник и спросил:
Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал:
Что ты видишь? Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:
На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
Вопросы к классу
- О чем притча?
- В чем ее смысл?
- Какое отношение эта притча, по-вашему, имеет к нашему уроку?
(Ответы учеников.)
Тема нашего урока: «Как человек познает мир и самого себя».
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Что такое познание.
2. Способы познания.
3. Самопознание.
IV. Введение в новый материал
- Скажите, все вы читали роман английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» или возможно вы смотрели фильм?
- Что ему помогло выжить на острове?
- При помощи чего он разжигал огонь, как он определял время, каким способом он добывал себе пищу?)
(Рассуждение детей)
Вывод: значит, Робинзон Крузо знал, как разжечь огонь, добыть пищу, мог определить время, не имея часов.
V. Работа по теме урока
1.Что такое познание.
Ответьте на вопросы.
- Что человека отличает от от других живых существ?
(Способность мыслить, задавать вопросы и искать ответы на них.) Мы познаем мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями и благодаря этому учимся жить, радоваться и добиваться своих целей. Ученые утверждают, что потребность в познании дана человеку от природы.
Задание: послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: о каком человеческом качестве идет в нем речь?
Бабушка-энциклопедия.
Н.Иванова
У бабули - внук и внучка
Почему и Почемучка.
Целый день свои вопросы
Задает народ курносый:
«Почему зеленый лист?
Почему поет артист?
Почему усы у кошки?
Почему у стула ножки?
Почему огонь горит?
Почему орел парит?
Почему растет трава?
Почему шумит листва?»
- О чём же идёт речь? (О любопытстве)
Итак, речь идет о любопытстве. Любопытство подвигало людей к постижению законов природы. Эти знания зачастую приходили как озарение, открытие. Например, знаменитый физик Исаак Ньютон, как гласит легенда, открыл закон всемирного тяготения в тот момент, когда с дерева прямо ему на голову упало яблоко. А химик Дмитрий Иванович Менделеев увидел таблицу химических элементов во сне.
- Вспомните, обладают ли любопытством животные?
- Если да, приведите примеры любопытства животных.
- Какие чувства используются ими в процессе познания?
(Ответы учеников.)
Животные любопытны от природы. Так они удовлетворяют свои природные потребности. Принюхиваются, оглядываются, прислушиваются - и в основе этого лежит инстинкт безопасности, самосохранения.
- Для чего человек участвует в процессе познания? (Ответы детей.)
А для чего человеку нужны эти знания?
Знания, это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация.
- При помощи чего мы получаем знания?
При помощи познания. Познание – это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации.
- А что такое информация? Каким образом мы получаем информацию?
Читаем в учебнике на странице 49 определения.
2. Способы познания
Итак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир?
Послушайте стихотворение, про что оно?
Органы чувств.
С.Волков
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
-Как по-вашему про что это стихотворение? (Органы чувств.)

Для чего они нужны? (Познавать мир, себя)
- Как назовём это вид познания? (Чувственный)
- Как вы понимаете слово чувственный?
- Как вы можете объяснить, и перечислить, что именно и при помощи каких органов чувств можно познать. (Примеры детей.)
- А как ещё можно познавать мир? (С помощью разума, ума, мышления).
- Как назовём этот вид познания? (Ответы детей)
Называют его рациональный, то есть который осуществляется с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности.
- Найдите в учебнике определение мышления.(Зачитывает ученик.)
Давайте посмотрим с вами на картинку в учебнике, на странице 51. Посмотрите, какие способы познания иллюстрируют фотографии? Аргументируйте свой ответ.
Итак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир? Существует два основных способа:
чувственный;
рациональный.
- Что объединяет эти две ступени познания?
(Ответы учеников, запись общих выводов.)
1. Процессы познания находятся в единстве.
2. Процессы познания взаимно дополняют друг друга.
3. Две ступени познания создают целостное впечатление об увиденном.
Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Познакомьтесь с тремя высказываниями и скажите, с помощью каких способов познания была определена истина.
1. Планета Земля представляет собой шар. Как люди убедились, что Земля - шар? (Эта истина - результат научных исследований, результат рационального познания.)
2. Не зная брода, не суйся в воду. (Эта истина повседневная, результат здравого смысла.)
3. Унылая пора, очей очарованье... (Иногда узнать истину нам позволяют средства искусства (поэзия, живопись) - способ чувственного познания.)
V.Физическая пауза
Назовите виды деятельности, присутствующие на нашем уроке (учебная, творческая, трудовая, общение)
- Какой вид деятельности ещё не назвали? (игровую деятельность)
- А можем мы включиться в игровую деятельность?
- Каким образом? Что вы предложите? (Провести физкультминутку)
- Кто из вас сможет провести её? (Желающие учащиеся 2-3 человека проводят физпаузу)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
3.Но человек познает не только окружающий мир, но и себя. Как вы думаете, как называется этот процесс? (Самопознание.)
- А с чем связанно самопознание? (С самооценкой.)
Правильно, самопознание связанно с самооценкой. Оценивая себя, человек может получить истинное знание (рационально взглянув на себя), или ложное знание (то есть с преувеличением своих достоинств о себе). Очень важно сравнивать себя с самим собой, какими вы были вчера, месяц назад, год назад.Задавайте себе эти вопросы и не ленитесь отвечать на них.Таким образом, процесс познания направлен не только на то, чтобы пополнять информацию, человек познает и самого себя. Этот процесс называется так и называется самопознание.
Великий философ Сократ любил повторять вот такое изречение: «Познай себя самого».
- А зачем человек познает себя?
(Ответы учеников.)
Познать себя - значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?
Практикум. Психологи разработали большое количество тестов - несложных, но эффективных способов, с помощью которых можно найти ответы практически на все интересующие вопросы. Причем с помощью тестов можно узнать много интересного не только о самом себе, но и об окружающих людях.
Сегодня мы попробуем разобраться, что вам ближе, хорошо ли вам с вашими друзьями. Заодно посмотрим, какой род деятельности вам надо предпочесть.
Задание
Во время выполнения задания важно записывать ответы.
I. Нарисуйте 8 кругов. Посмотрите на кружки и определите, где вы? Поставьте в выбранном кружочке галочку.
II. Нарисуйте два ряда кружков. В каждом ряду семь кружков. Вы живете с папой и мамой? Напишите внутри первого круга (он специально выделен), предположим, «мама». Или «папа». Если в первом «мама», то вписывайте «папа» в кружок снизу. Внимательно посмотрите на ряд кружков и определите, где находитесь вы. Сначала в первом ряду, потом во втором. Поставьте галочки.
III. Нарисуйте две группы кружков - девять и два два кружка отдельно. Найдите среди них себя. Отметьте галочкой или крестиком.
(Можно заранее для учащихся заготовить карточки к этому заданию, то есть нарисовать кружки, как того требует задание, а ученики только расставят и подпишут в них, что требуется.)
Оценка результатов
I. Быстрота выполнения. Если вы быстро выполняли задание, то в ваших отношениях с людьми нет ничего сложного, вы приятный в общении человек. Если вы долго не решались поставить галочку, можно сказать, что вы нерешительный человек, друзей у вас мало.
Галочка слева - вы хорошо себя чувствуете в коллективе, человек компанейский.
Галочка справа - с окружением у вас явная незадача, вы предпочитаете одиночество.
Галочка посередине - все зависит от настроения. В классе вы особо не выделяетесь, не рветесь в лидеры, но и в откровенные изгои не стремитесь попасть.
II. Кого первым написали - тот и является для вас в жизни главным.
Написали маму - вы ориентируетесь на маму, больше с ней общаетесь, с каким-нибудь вопросом в первую очередь пойдете именно к ней. Написали папу - такое бывает. Значит, с отцом вам комфортнее, чем с матерью.
Если вы поставили галочку рядом с их кружками, то у вас доверительные и искренние отношения с родителями.
Вы в хороших отношениях, но у каждого свои секреты - 3-4-й кружки от начала.
Неважные у вас отношения, если вы себя видите в самых дальних от родителей кружках.
III. Насколько вы хорошо себя чувствуете в «стае».
Вы нашли себя среди девяти кружочков. Стая принимает вас, вы можете в ней затеряться и быть одним из них. Вы чувствуете себя чуть выше стаи (верхний ряд), равноправным членом (средний ряд).
Вы выбрали кружок в стороне. Коллектив вас изгнал, или вы сами ушли. А может, вы пишете стихи и мечтаете витать далеко- далеко отсюда? Значит, вы осознаете свою индивидуальность.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать § 7, с. 48-53 учебника.
2. Подготовиться к участию в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?».
VII. Рефлексия (У детей на листочках или на слайде в презентации написаны данные вопросы, на которые они дают ответ.)
- Что я уже знаю о самооценке, о собственной личности?
- Что в том, что сегодня было, меня расстроило?
- Что хорошего было на уроке?
- Какие у меня возникли чувства?
- Дает ли урок возможности для творческого роста?
- Что мне даст этот урок для моей личной жизни?
Китайский философ, житель царства Чу, Лао-цзы (579-499 гг.до н. э.) говорил: «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает. По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков». Изучайте себя, познавайте себя, открывайте себе себя!

В философии, начиная с античности и вплоть до XIX в. Было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие – разумом. Первые иногда назывались сенсуалистами (от слова sense – чувство) или эмпирики, вторые – рационалистами.

Сенсуалисты считали, что чувства – единственный достоверный источник наших знаний. Чувства нас никогда не обманывают, дают нам самую точную информацию. Уж если я взялся рукой за горячий утюг, то точно буду знать, что это такое. А вот когда мы начинаем размышлять, то тут кроется источник ошибки. Основной лозунг сенсуалистов: чтобы знать – надо видеть! Видеть в широком смысле слова: видеть, слышать, обонять, ощущать и т.д. Основные формы чувственного познания – ощущение (когда мы воспринимаем какое-то отдельное качество: теплое, тяжелое, синее и т.д.), восприятие (когда мы воспринимаем целостный образ предмета – видим, например, яблоко, человека) и представление (когда мы можем представить себе наглядно и конкретно предмет, который сейчас не видим и не ощущаем).

Рационалисты, напротив, полагали, что чувства наши очень слабы и недостоверны. Чувствам не дана сущность вещей, не дано прошлое, не дано будущее. Зато все это доступно разуму. Еще Платон утверждал, что наши чувства недостоверны и обманчивы. Нельзя что-нибудь одновременно знать и не знать: либо я знаю, либо я не знаю. Но можно одновременно видеть и не видеть, закрыв рукой один глаз. У рационалистов свой лозунг: чтобы видеть – надо знать. Поскольку мой глаз не вооружен мыслью, знанием, я и не увижу того, что мне нужно. Допустим, я открываю заднюю крышку телевизора – если я никогда не изучал электроники и электротехники, я там ничего не увижу, кроме бессмысленного переплетения проводов, схем и т.д.

Основными формами рационального познания являются формы нашей мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие открывает нам какой-нибудь существенный признак вещи. Очень многие явления мира даже представить себе нельзя, например скорость света или искривляющуюся в трехмерном пространстве Вселенную, но можно понять. Суждение – это такая связь между понятиями, в которой что-либо утверждается или отрицается. Например, яблоня – это дерево. И наконец, умозаключение (силлогизм) – это такой способ мышления, когда мы из двух суждений можем непосредственно вывести третье.

Например:

Все люди смертны.

Иванов – человек.

Следовательно, Иванов смертен.

Наконец, были еще агностики, которые принципиально отрицали познаваемость мира. Так, Кант полагал, что мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он нам является. А является он нам всегда преломленным через наши чувства, через разум, через язык, искусство, т.е. через культуру. И никакого другого мира, независимого от разрешающих способностей нашей психики, от нашей культуры, мы знать не можем. Мир такой, каков он сам по себе, — есть лишь некая идея, непостижимая «вещь-в-себе». Мир, являющийся нам, такой, потому что мы такие. Этим учением Канта поставлена глубокая философская проблема.


Какие вопросы чаще всего задают люди?

Что это такое?

Для чего это?

Почему? Зачем?

Любознательные люди


Жизненное пространство человека

Трудовая деятельность взрослых

Общение со сверстниками

Каналы познания мира

Язык, речь

Через органы чувств:

Ощущения,

Восприятие

Суждения,

Умозаключения

Формулирует вопросы,

выводы, теории



Процесс познания самого себя

1. Исследование своих способностей и возможностей;

2. Оценка видов деятельности;

3. Осознание своих

особенностей;

4. Осознание своих качеств

как личности;

5. Стремление что – то изменить

в себе и в общении с людьми,

для достижения

своей цели


«Что такое самопознание»:

Запишите в тетрадь в виде схемы какой может быть самооценка.

Подумайте, почему необходимо адекватно оценивать себя?


Обсудим вместе:

Какова роль самопознания в процессе взросления человека?

Как правильно оценить себя?

Что нужно знать для объективной самооценки?

Каковы причины и следствия ложной (завышенной или заниженной) самооценки для личности, окружающих ее людей?

Как обрести большую уверенность в себе?


С тех пор как мир возник во мгле

Еще никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

(Рудаки)

Тема нашего урока «Познание мира».

Тема «Познание» изучается в 10 классе на теоретическом уровне. Это одна из сложных тем курса обществознания. В ней много сложных терминов:

гносеология, агностики, эмпирики, рационалисты, гипотеза, научная теория, истина.

Почему мы вместе проводим наш урок? У нас уже был такой опыт, мы в режиме вынужденного объединения изучали тему «Деятельность человека». По-моему, всем понравился этот эксперимент, и мы решили его повторить.

В 6 классе на уроках обществознания изучается тема «Самопознание» и это возраст, когда вы активно познаете окружающий мир, и я думаю,что тема урокабудетдля вас познавательна и полезнас практической точки зрения. А 10 класс сможет закрепить имеющиеся знания.

О чем мы будем сегодня говорить? О многообразии форм познания мира.

О том, что знания не возникают сами по себе, они результат познавательной деятельности человека. От нашего напряжения ума, трудолюбия, внимательности, настойчивости и любопытства зависит уровень наших знаний.

Слайд 1. План урока:

1. Познание какдеятельность.

Учебно-познавательная деятельность.

1. Знания и их роль в жизни человека.

2. Чувственное познание.

3. Рациональное познание.

4. Многообразие путей познания мира.

Что такое познание? Слайд 2.

Познание - вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

Познание - отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.

Знания - результат познания.

Знания - результат познания, верное отражение действительности в сознаниичеловека. Знание - это некоторая информация о мире , о самих себе.

Что изображено на картинке?

Всем наверное знаком библейский миф об Адаме и Еве, о том что жили они в райском саду Эдеме, в котором росли самые разнообразные фруктовые деревья...и они могли лакомиться плодами и только с одного яблоневого дерева запретил им Бог есть плоды с древа познания добра и зла. На том дереве жил хитрый и коварный Змей, который уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаныиз рая.

Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания?

Давайте оправдаем Еву. Возможно, ею двигало любопытство,а любопытство - не порок, если человек не сует нос в чужие дела, а проявление тяги к познанию.

Слайд 3. Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас.

Как вы понимаете это выражение? Посмотрите на этого малыша, его явно заинтересовал этот большой мяч. Но когда он подрастет и пойдет в школу, его будет интересовать другое: какие материки и океаны есть на земном шаре, он узнает о жизни разных народов, о том, как устроена Вселенная. И этот путь проходит каждый из нас.В советские времена выходил киножурнал для детей «Хочу все знать», в котором детям в доступной форме рассказывали о тайнах и загадках окружающего мира. Фильм начинался с заставки «Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать!» - эпиграф урока.

В процессе жизни мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни: как сварить суп, как пришить пуговицу, как вырастить цветок, что такое автомобиль, почему он движется.

Слайд 4. «Знание - сила»

Мы с вами учимся в, то есть приобретаем знания о природе (на уроках биологии, физики, химии), об обществе, в котором мы живем (история, обществознание), о человеке (анатомия, физиология, психология).

Английскому философу Френсису Бэкону принадлежит фраза «Знание - сила».

Как вы ее понимаете, что значит знания - сила? Какую роль играют знания в жизни людей?

В словах выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности - для строительства жилища и производства машин, для лечения больных и государственного управления, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям развивается человек, его интеллект, благодаря знаниям общество движется вперед.

«Знания - гимнастика и пища для ума» Леонид Сухоруков.

А учение - организованный процесс получения знаний.

Слайд 5. Почему человек всегда старался познать мир, в котором он живет и самого себя?

v Практическая польза (изучение свойств камней и материалов, животного и растительного мира);

v Стремление объяснить непонятные явления природы (смена дня и ночи, изменения погоды и климата);

v Потребность передачи знаний, опыта из поколения в поколение;

v потребность учиться;

v Стремление к познанию - свойство мыслящего человека . «Я мыслю - значит я существую». Слайд 6.

Слайд 7. Связь познания с мышлением и речью.

ü Познавательная способность человека связана с мышлением (Я мыслю, значит я существую)

ü Мышление связано с речью (свои мысли идеи человек выражает при помощи речи, языка);

ü Язык - это система специальных знаков, выражающих определенные понятия и представления человека (мы понимаем друг друга благодаря языку).

ü С помощью языка мы выражаем свои мысли, идеи.

Если у человека бедная речь, он не может правильно высказать свои мысли, значит, он не работает над своим интеллектуальным развитием или он очень застенчив.

Но познание проходит не только через разум, но и сердце человека, его чувства. Какие чувства вы испытываете, когда понимаете учебный материал или решаете трудную задачку? Чувство глубокого удовлетворения и радости. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию.

Задание 10 классу. На доске составить план ответа:

1) «Виды познания (знаний)» и

2) «Особенности научного познания».

Все ли ученые признают, что мир познаваем, и человек может получать знания и пользоваться ими в процессе жизни?

Слайд 8. Решение вопроса о познаваемости мира философами. Агностики.

Агностики (от греческого « agnostos » - непознаваемый) - философы, отрицающие возможность познания.

Почему агностики отрицали возможность установления истины?

1. Мир не познаваем. «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств» (английский ученый Д.Юм)

2. Человек не может познать истину.

Античный философ Кратил утверждал, что все в мире меняется столь быстро, что пока мы будем произносить слово, обозначающее этот предмет, он уже изменится и будет не тем, за что мы его принимаем.

С позиции здравого смысла, если бы познание мира было невозможным, то человечество осталось бы на стадии развития дикости, не было бы науки и техники, не было бы движения общества вперед. Большинство ученых признают, чтомир познаваем, хотя процесс познания очень сложен, путь к истине идет через ошибки и заблуждения.

Слайд 9. Процесс познания. Объясните схему.

Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

Субъект познания - человек, познающий предмет или явление.

Объект познания - предмет или явление, которое изучает человек.

Результат познания - знания.

Слайд 10.

Как человек познает окружающий мир? «Есть два вида познания, одно посредством чувств, другое с помощью мысли» (Демокрит)

Чувственное (с помощью органов чувств человека) и рациональное (с помощью разума, мышления) познание.

Назовите органы чувств человека?

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

Познавательная задача №2. Немецкий химик Ф.А.Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола».

На основании какого метода научного исследования Ф.А. Кекуле сделал открытие?

Слайд «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ) Ограниченность познавательных возможностей человека. Безграничность знаний.

Учись учиться, не ленись,

Иди вперед, дерзай, трудись,

Все впереди у вас пока

Работа, дети и семья.

Ты развивай свой интеллект,

И помни, что ученье - свет.

Познавательная задача №3. Основоположник современной аэродинамики Н.Э. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений, он создал математическую модель крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Э. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных ученым.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример. Укажите три признака, по которым вы это определили.