Бук который сбил боинг. О «буке», которым сбили «боинг» — неожиданные детали расследования (фото)

НЕ ПРОЛЕЗЕТ, НЕ ПРОЙДЕТ

Предваряя свой, без сомнений, любопытный фактический материал, американский журналист Патрик Ланкастер, заявил, что занимается расследованием гибели трагического рейса МН-17 уже почти четыре года, и «больше чем кто-либо проработал на месте катастрофы «Боинга». Это действительно так. Патрик уже несколько лет живет в Донецке , женился на местной девушке, и недавно стал отцом.

После того, как «Объединенной следственной группой» в Голландии был обнародован вероятный маршрут зенитно-ракетного комплекса «Бук», якобы приехавшего на Донбасс через Луганск , прямо из российской военной части под Курском, Патрик Ланкастер, знающий состояние дорог и мостов на Юго-Востоке Украины усомнился в этом факте. Вес прицепа, на котором перевозили «БУК», тягача и вес самой установки «Бук» с четырьмя ракетами, легко складывался, в итоге, получалось ни много, ни мало - 56,3 тонны. Второстепенными дорогами такой груз сложно перевезти. На большинстве мостов в Донбассе стоит ограничение по весу – 20-25 тонн, в лучшем случае 30 тонн.

После того, как «Объединенной следственной группой» в Голландии был обнародован вероятный маршрут зенитно-ракетного комплекса «Бук», якобы приехавшего на Донбасс через Луганск, прямо из российской военной части под Курском, Патрик Ланкастер, знающий состояние дорог и мостов на Юго-Востоке Украины усомнился в этом факте. Вес прицепа, на котором перевозили «БУК», тягача и вес самой установки «Бук» с четырьмя ракетами, легко складывался, в итоге, получалось ни много, ни мало - 56,3 тонны. Второстепенными дорогами такой груз сложно перевезти. На большинстве мостов в Донбассе стоит ограничение по весу – 20-25 тонн, в лучшем случае 30 тонн.

Журналисты «КП », во время Дебальцевской операции, под Логвиново, видели и отсняли украинский танк Т-72АВ, который пытался вырваться из котла по какой-то региональной трассе, и рухнул в реку вместе с мостом. Причем, мост этот выглядел «надежно» - покрытие из шпал на мощном швеллере, бетонные опоры, но 45 тонн танкового веса он не выдержал.

Украинский танк Т-72АВ пытался вырваться из котла по какой-то региональной трассе, и рухнул в реку вместе с мостом Фото: скриншот с видео Дмитрия Стешина

НИ ПО ВЕСУ, НИ ПО ВЫСОТЕ

Чтобы не уподобляться западным «диванным» расследователям, Патрик взял с собой инженера-мостостроителя Сергея, главного специалиста отдела искусственных сооружений Министерства транспорта ДНР (он комментирует видео не скрывая лица, но свою фамилию по ряду причин не называет) и отправился вместе с ним по предполагаемому маршруту «Бука».

Мы находимся под путепроводом у города Харцизск , возле поста ДАИ. Путепровод имеет ограничение по массе 30 тонн и находится в неудовлетворительном состоянии, потому что текущие ремонты проводились очень давно или не проводились вообще. Мостов, которые могли бы выдержать подобную нагрузку (больше 50 тонн, - ред.) в округе нет. Вообще таких мостов на территории ДНР очень и очень мало.

Следующий пункт в расследовании Патрика и Сергея: плотина-путепровод возле ЗУГРЭС , его «Бук» тоже не смог бы миновать. Сергей сообщает ограничение по массе – 25 тонн. Подобные сооружения строятся с некоторыми допусками, превышающими их предельную нагрузку, но не в два с лишним раза, не на 30 тонн! Следующий путепровод – то же самое ограничение – 25 тонн, и еще один – 24 тонны.

Дальше, в ходе своих полевых исследований, Патрик и Сергей выясняют одну любопытную деталь – высота «Бука» на прицепе – 4,7 метров, а на большинстве мостов, под которыми должен был проезжать трейлер висит знак с ограничением по высоте – 4,5 метра. Теоретически, эту разницу в двадцать сантиметров можно попробовать убрать, стравив давление до минимума в 12 шинах прицепа. Потом накачать обратно, если колеса не разбортируются… А в Перевальске – высота моста 3,8 метра и под ним трейлер не проедет, ну никак.

Бук сбивший Боинг не мог приехать из России.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ФРОНТА

В конце этого путешествия по маршруту мифического «Бука», инженер резюмирует – «такая поездка потребовала бы сложных технических решений и заняла бы две или три недели». А Патрик Ланкастер замечает, что в отчете JIT («Объединенной следственной группы») совершенно не случайно, вероятный маршрут «Бука» показан абстрактной стрелочкой. Скорее всего, СОУ 9А310 ЗРК «Бук-М1» приехал на позицию совсем с другой стороны линии фронта и госграницы России .

ЗЛОВЕЩИЙ ГОСТЬ ИЗ ДНIПРА

«Бук» №312 приехал на Донбасс из Днепропетровска », - заявляет блоггер с ником Белый Монгол, в реальности Павел Гагалинский. Заявляет, и выкладывает в Сеть аж 34 снимка пресловутого «Бука». Снимки сделаны на так называемом Ясиноватском посту ДАИ за несколько месяцев до трагедии – 17 марта 2014 года.


Павел Гагалинский выложил в Сеть снимки пресловутого «Бука». Снимки сделаны на так называемом Ясиноватском посту ДАИ

Через сутки после референдума в Крыму . А еще через несколько дней, через этот пост проехали журналисты КП, выбравшиеся из Крыма на поезде и взявшие в Луганске машину в прокате. Это главный въездной пост в Донецк, стоящий на новенькой автотрассе идущей в Луганск. Сейчас, правда, через место, на котором снимали «Бук» проходит линия фронта, совсем рядом находится так называемая «Промка» - место ожесточенных сражений последних лет. И от поста ДАИ уже не осталось даже фундамента. Но, в марте 2014 там было относительно тихо. Тогда мы обратили внимание, что рядом с «даишниками» был еще один пост – на нем стояли первые донецкие повстанцы-общественники с георгиевскими ленточками. «Даишники» были не против. Собственно, кто-то из пикетчиков и отснял этот «Бук», а так же, номера трейлера, который перевозил зенитно-ракетный комплекс.

Петр Гагалинский считает, этот «Бук» прибыл из Днепропетровска. Географически, путь абсурден. Не ездят в Днепропетровск через Ясиноватский пост, есть более короткая дорога, всего 250 километров. И, скорее всего, такой длинный маршрут, через Горловку и Бахмут , был выбран как раз из-за веса трейлера и самой установки ЗРК.

То есть, по «Боингу» скорее всего выстрелили именно из этого украинского «Бука».

И получилось так, что две, казалось бы, разные версии – Патрика и Петра, совершенно не связанных между собой людей, вдруг подтвердили друг друга с разницей в сутки. Это вам не стрелочка, нарисованная халтурщиками из JIT на гугл -карте Донбасса.


Петр Гагалинский считает, этот «Бук» прибыл из Днепропетровска

ЧЬЯ ЛОГИКА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЕЙ

Лучше бы западники, вместо того чтобы позориться, выкручиваясь из последних сил, обнародовали данные «черных ящиков» и закрыли эту трагическую тему с рейсом МН17. Кстати, бортовые самописцы были переданы международным экспертам еще в конце июля 2014, и больше их никто не видел и не слышал. И не знает – что там внутри, хотя, как показывает мировая практика – 99% самописцев выживают в катастрофах и без особых проблем выдают всю информацию через сутки, максимум – неделю. Прошло почти четыре года, по слухам, содержимое «черных ящиков» почему-то взялась расшифровывать Великобритания , и занимается этим до сих пор. А пока эти данные самописцев не оглашены, журналистам и блогерам приходится заниматься расследованиями по мостам и случайно сделанным фото. Причем, и сама голландская «Объединенная следственная группа» так же пока строит свои «доказательства» на отрывочных вбросах и отфотошопленных картинках в соцсетях. И не принимает во внимание ни натурные эксперименты российского холдинга Алмаз-Антей, производящего «Буки», ни данные радиолокации неба над Донбассом в момент трагедии, предоставленные российской стороной. Так же почему-то не затребованы у украинской стороны записи переговоров авиадиспетчеров, повернувших «Боинг» с первоначального маршрута на ставший роковым, ни данные с космических спутников США , которые, как говорили сами американцы, видели все передвижения в зоне конфликта в Донбассе. А главное - подозрительно молчат «черные ящики» «Боинга»...

При таком раскладе расследования американского журналиста в Донбассе и блогера из Фейсбука Белый Монгол оказываются намного весомей всей «доказательной базы» голландской «Объединенной следственной группы». Потому что эти расследования хотя бы сделаны на месте трагедии, с железобетонными фактами и логикой, а не виртуально и с очевидной всем заданной политической целью.

Подпишитесь на нас

Прежде всего, я, наверное, должен принести извинения МО РФ за то, что давеча сказал, будто под видом доказательства украинской принадлежности той фатальной буковской ракеты — они сляпали какую-то херню. Ибо они вроде как предъявили журнал учёта принятия и отгрузки с Долгопрудненского завода ракет, но как раз графы с изделием 8720 (заводской номер собранной ракеты с движком и с соплом, обнаруженными на месте инцидента) — нихрена не видно. И пёс его знает, чего там на самом деле, но никаких намёков на то, что там украинский адрес доставки (в/ч 20152), а не «дитто» (прочие ракеты в той серии отправлялись в Рыбинский Арсенал).

Честно признаюсь, я был не прав. Нет, тут претензии могут быть не к МО, а только и конкретно к Вести24, которые в своих выпусках держат внизу эти дурацкие инфоплашки, и в те моменты записи брифинга, где появлялась фотка журнала учёта ракет — эти плашки перекрывали как раз ту самую интересную строчку (фотка появляется впервые на 7:39, и потом ещё разок через пару минут).

И, поскольку я на тот момент отсмотрел только репортаж Вестей, на который ссылалась и «ватосфера» как на «решительное разоблачение хохлов» — ну, я немножко прифигел. Подумал: «Чего за фигня? Вы хотите впарить инфу, что именно эта ракета пошла в УССР — и закрываете соответствующую строку. Чего, блин, за шулерство такое?»

Ну это всё равно как вам в турагентстве впаривают номер с шикарным видом на море, показывают фотки — а там окна зашторены.

Но оказалось, это косяк только Вестей. В других репортажах с того брифинга (в частности, во «Времени» на ОРТ) — фотка журнала показана так, что видна строка с той конкретной ракетой. И да, действительно, там указано, что изделие с номером 8720 предназначается в/ч 20152 (в ту пору — 223 зенитноракетная бригада СА, впоследствии — 223 полк ВСУ). Во всяком случае, так значится на картинке. А уж подлинность её, и журнала, и отсутствие позднейших правок — это может только экспертиза установить. Но картинка в оригинале показана полностью, и только Вести24, по причине какой-то исключительной криворукости и косоглазости (не в расовом смысле) своих сотрудников — умудрились исказить её, скрыть самое важное.

Поэтому я приношу извинения МО РФ. И вынужден признать, что это они только воюют хуёво, а картинки — порой весьма даже качественно снимают.

И одновременно — приношу им соболезнования. Ей-богу, это какой-то злой глумливый рок. Вот вчера они из кожи вон лезли, доказывая, что они (или их прокси) не могут сбить из ЗРК ошибочную цель — а сегодня российская (или сирийская) ПВО завалила российский же разведчик Ил-20.

Шутки шутками (украинцы-то, понятно, злорадствуют по полной, и их можно понять), но на самом деле — это печально. Пятнадцать человек, большинство из которых, скорее всего, были хорошие люди. Война — это вообще такое дело, где, преимущественно, одни хорошие люди убивают других хороших людей. Поэтому, конечно, только уроды и упыри развязывают войны без какой-то совсем уж крайней необходимости. Но, к сожалению, «уроды и упыри» - это именно та характеристика, которая подходит к военно-политическому руководству Московии на протяжении абсолютно большей части её пятисотлетней истории, за редкими моментами просветления.

Вернёмся, впрочем, к Буку и Боингу (и брифингу).

Я буду очень откровенен. Вновь всплывающие подробности, связанные с этой ракетой и с инцидентом в целом — ценны для следствия, но в действительности малосущественны. Ибо, по хорошему счёту, с самого первого сообщения о том, что над Донбассом был сбит гражданский авиалайнер, было предельно ясно, кто это сделал. Разумеется, те, кто и прежде сбивал там украинские боевые и военно-транспортные самолёты.

Только раньше они сбивали сравнительно маловысотные (в пределах пяти километров) цели, доступные для ПЗРК, однако — шла эскалация средств ПВО мятежников (и российских «отпускников», конечно). Так, в конце июня над Славянском был подбит разведчик Ан-30 на шести с лишним километрах. Из ПЗРК на такой высоте его могла достать только российская «Верба», которая никогда не поставлялась в Украину. То есть, уже в то время — откровенно забили болт на изображение видимости, будто бы Россия не снабжает сепаров оружием, будто бы они всё сами надыбали на украинских складах.

Когда появятся и начнут стрелять более мощные ЗРК, вроде того же Бука — было вопросом времени. И появились. И сепары очень хвастались, что теперь у них есть Бук. Ну и применили. Кто конкретно управлял установкой, то ли кадровые российские зенитчики, то ли местные, имеющие подобный армейский опыт — это уж детали. Но что ракету пустили «витязи русского мира», именно их, сепаратистская сторона — это было и остаётся совершенно однозначным фактом всю дорогу. Отрицать его — могут либо слабоумные, либо психопаты, погрязшие в конспирологических бреднях. Ну или клоуны, косящие то ли под дуриков, то ли под психов.

Ну и как бы ни относиться к этим «витязям русского мира» (я лично, будучи русским, отношусь к ним очень плохо именно потому, что эти охуевшие придурки подставляют всех нас, заставляют видеть в каждом русском такого же козла, как они), но в данном случае, скорее всего, они считали, что работают по «легальной» цели. То есть, по боевому или по военно-транспортному украинскому самолёту. Что делали много раз прежде — и для них это были «кровавые стервятники Киевской Хунты». А в этот раз — они просто ошиблись с идентификацией цели, угодили в мирный малайзийский лайнер, от чего сами прифигели.

Могли ли они намеренно жахнуть ракетой по пассажирскому лайнеру, осознавая невоенный характер цели? Ну, хочу надеяться — что нет.

То есть, понятно, что среди этих «витязей русского мира» - имеются и просто маньяки, ёбнутые на всю голову, которым вообще похер, кого мочить ради каких-то своих тёмных целей или просто из любви к мочилову. К счастью, впрочем, таких всё меньше планету топчет, с каждым месяцем: их гасят и на Донбассе, гасят и в России.

Но вот чтобы экипаж Бука представлял собой сборище маньяков, которые намеренно завалят гражданский самолёт с тремя сотнями пассажиров? Я бы хотел лучше думать и про действующих российских зенитчиков-ракетчиков, и про ранее служивших донбасских.

Всё-таки — это технари, от которых требуется некоторый уровень интеллекта и психической нормальности. Хотя бы такой — чтобы чел не стал вдруг пулять ракетами в небо почём зря, поругавшись с девушкой или что-то подобное. А при некотором уровне интеллекта — человек должен понимать, что если ему говорят: «Нажми на кнопку, сбей гражданский лайнер» - то, скорее всего, потом ликвидируют.

Поэтому наиболее правдоподобная версия — что это в любом случае была ошибка, а не намеренное уничтожение гражданского лайнера с кучей ни в чём не виновных пассажиров, включая детишек.

Но с чьей стороны вероятна такая ошибка?

Со стороны «сепаров» (и российских помощников) — более чем вероятна. Да, они сбивали украинские военные самолёты прежде, они и сейчас думали, что бьют по «легальной», по военной цели. И в этом случае — достаточно просто дать ракетчикам информацию, что летит очередной транспортник или разведчик, они на него наведутся и выстрелят.

А со стороны украинцев — что нужно сказать расчёту Бука? Как им объяснить, почему они вообще должны пускать ракету в небо? По кому?

В связи с малазийским Боингом — вата часто поминает инцидент при Кучме в начале нулевых, когда на совместных российско-украинских учениях в Крыму украинская (вероятно) ракета случайно сбила российскую «тушку» с пассажирами из Израиля.

Но там-то — были учения. Стрельба велась по мишеням. Ничто иное — не предполагалось теми, кто нажимал на кнопки. Просто — трагическое стечение обстоятельств, что вместо мишени ракета пошла на гражданский самолёт (и, надо думать, всё-таки идиотизм тех, кто вот так планировал учения, что авиалайнер в принципе попал под раздачу).

А в ходе АТО и в пределах досягаемости Бука (это километров 25 по цели на десяти километрах высоты) — каким образом можно было бы объяснить украинским зенитчикам, на кой хрен и по кому они стреляют?

Учений — в такой близости от зоны АТО не проводится. У противника — нет самолётов. Так по кому стрелять-то?

Ладно, хорошо, допустим, в некую украинскую зенитно-ракетную часть пришло срочное сообщение, что за каким-то хреном в эти края припёрся самолёт с Путиным на борту, Россия-1. Завалить его — и войне конец.

Да, искушение было бы велико. И пофиг collateral damage: и пилоты, и стюардессы, и все, кто рядом с Путиным на его борту — знают, на что идут, приближаясь к его персоне.

Но потом выясняется, что это всё была наёбка, что реально завалили невинный пассажирский лайнер. И что — непосредственные участники будут хранить молчание? Или их грохнет Правый Сектор, а правосеков — бойцы Нацгвардии, а тех — СБУ, а тех — перестреляет лично Порошенко?

Ну бред же.

Как ещё можно заставить украинских ракетчиков, находящихся близко к линии фронта, долбануть по самолёту в небе? Сказать, что это российский бомбардировщик, который несёт термоядерную бомбу на Киев? Так он удаляется ведь, летит с Запада на Восток.

В общем, если включить здравый смысл и хоть немножко учитывать человеческий фактор, то версия о том, что Боинг сбила украинская сторона — выглядит абсолютным бредом. Годным только для любителей всякой конспирологической ахинеи про false flag operations везде и всюду (а уж в данном случае — совершенно непонятно, какие выгоды от этого инцидента получила Украина или хоть какие-то влиятельные группы в ней).

Поверить в причастность украинцев к пуску ракеты — можно будет лишь тогда, когда предъявят справки о невменяемости всей командной цепочки от Порошенко до расчёта Бука. Ибо оплошность поражения Боинга — для украинской стороны исключена, а намеренность — подразумевает невменяемость.

Между тем, пророссийская сторона, с самого начала и всю дорогу имела, что называется, the benefit of the doubt. То есть, обоснованное сомнение в том, что они осознавали истинный характер цели, не понимали, что она гражданская, а поразили, считая военной.

И это признанный факт, что сбили Боинг именно с пророссийской стороны. Пусть пока ещё не полностью доказанный — но абсолютно признанный, ибо просто в здравом уме невозможно представить, чтобы это мог сделать кто-то ещё, кроме ошибившихся с целью сепаров (или «снятых» ими российских вояк при Буке).

Ну и подтверждено давно было, что пуск произведён с подконтрольной сепарам территории, есть видео со шлейфом оттуда (и, кстати, как бы вы себе представляли действия предположительных маньяков из ВСУ, сбивающих Боинг со своей территории, но при этом кишащей гражданами, сочувствующими «ДНР», которые обязательно заснимут тот пуск?)

Отпираясь же от данного общепризнанного факта — Россия, МО, лишаются вот того «преимущества сомнения», что трагедия была результатом ошибки.

Выяснение пути той ракеты и её элементов от завода до воинской части в УССР — ничего не даёт.

Ибо Союз распался, везде был тот ещё бардак (да и продолжается, что в РА, что в ВСУ, что в любой другой постсоветской армии... да в любой вообще регулярной армии).

Сейчас украинские (и грузинские) СМИ заявили, что значительная часть установок Бук и ракет для них было продано Украиной Грузии, особенно — из того 223-го полка в Прикарпатье.

Это факт, что украинцы при Ющенко поставляли Грузии разные виды вооружения, в том числе и Буки (и ракеты к ним, естественно).

Как это оформлялось — да хрен его знает. Может, и так, что просто «вот вам Буков дивизиончик, и ракет к ним пучочек».

Но если документально зафиксированы конкретные бортовые номера тех ракет, и номера их агрегатов, и если выяснится, что именно эту ракету украинцы поставили Грузии, а потом в Грузии она числится захваченной Россией в ходе Пятидневной Войны — вот тогда «ой» для России.

Тогда получается, что Россия, передавая свой Бук в услужение этим «дамбасским впопучленцам», намеренно подбирала под него ракеты так, чтобы они были какими-то «левыми», к которым Россия якобы отношения не имеет.

А зачем это? Тут — могут обостриться конспирологические подозрения, что Россия намеренно собиралась сбить гражданский лайнер такой ракетой, чтобы получить нечто вроде casus belli с Украиной, карт-бланш на развёртывание полномасштабной операции. И именно поэтому запасала мало-мальски серьёзное оружие, вроде буковских ракет, как-то связанных с Украиной.

Я лично в это не верю, что России нужен был casus belli для полномасштабной войны с Украиной. Да когда Россия («Московия») думала, что в силах победить — она никогда не нуждалась в какой-то «уважительной причине». Просто нападала (как в этой войне — с оккупацией Крыма было). А когда чувствовала, что тут можно выгрести по сусалам — уползала, имея даже десяток «казус белли». Как было, скажем, после сбитого турками Су-24. Ну, такая вот подлая московитская душонка — то, чему не будет места в мире и не должно быть.

И не будет никакого обсуждения на тему того «А вдруг это не российский Бук сбил Боинг?» Тут абсурдно предполагать что-либо иное.

Но если Россия будет предоставлять доказательства того, что ракета с такими номерами двигателя и сопла принадлежала Украине всю дорогу (а не была передана в Грузию или в Крым, где могла быть захвачена русскими), то вопрос будет один: «Вы украли эти части, чтобы подбросить на месте крушения — или вы украли ракету, чтобы стрельнуть ей по Боингу?»

Ну вот как бы это объяснить? Представьте, что в «Месте встречи» - с самого начала ментам известно, что у убитой Ларисы Груздевой был дружок Фокс, профессиональный бандит. А убита она — из наградного пистолета Баярд своего мужа Груздева (кстати, в фильме там демонстрируется вовсе не Баярд, а Вальтер седьмой модели, если кому интересно), который хранился в квартире Ларисы, а найден был на съёмной комнате, где Груздев жил со своей новой пассией.

При этом Груздев — военный хирург, а Фокс — сертифицированный отморозок. И следствию — с самого начала известно про наличие Фокса, и кто он такой по жизни.

Естественно, главный вопрос будет - «Ну и как ты, Фокс, подбросил тот волын, из которого убил Ларису, чтобы подставить немножко вспыльчивого, но в целом положительного врача-хирурга, который только-то и виноват, что с бабами своими вовремя не разобрался, да пистолетики разбрасывает, где попало?»

Ну, как-то так. Репутация — всё-таки тоже имеет значение.

Украина — это, конечно, бардак был все постсоветские годы, который они только сейчас пытаются как-то привести урезонить.

А Россия — это не только бардак, но и зашкаливающее количество шизоидов с манией выебанного в жопу имперского величия, в том числе и в вооружённых силах, и эти обиженные реально готовы на многое, чтобы повысить самооценку.

Но я всё равно не хочу верить, что и с российской стороны — расчёт Бука мог намеренно выпустить ракету по мирному пассажирскому лайнеру, осознавая характер цели.

Международная следственная группа к выводу, что комплекс «Бук», из которого сбили гражданский «Боинг» под Донецком 17 июля 2014 года, принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде ПВО, расположенной под Курском. Ранее к такому же выводу пришли члены исследовательской группы Bellingcat. На основе этих данных «Сноб» рассказывает, как российский «Бук» добрался до точки запуска ракеты с территории ДНР и вернулся обратно

Главный прокурор Фред Вестербеке выступает рядом с частью ракеты БУК, которая была выпущена во время полета MH17 авиакомпании Malaysia Airlines Фото: Robin van Lonkhuijsen/ANP/AFP

Путь «Бука»

«Привет, Игорь, еще не забыл Зубра?» — писал в конце апреля 2014 года человек под псевдонимом Зубр, он же Карахан, он же Хмурый, тогдашнему главе ДНР Игорю Стрелкову. Хмурый — ветеран Афганистана и сотрудник ГРУ в отставке Сергей Дубинский. Он живет в поселке под Ростовом и считается руководителем операции по транспортировке «Бука», который в 2014 году сбил малайзийский «Боинг». Предположительно, его голос на перехваченной записи просит отправить «штучку» в Первомайский. Именно оттуда, считают следователи, был сбит самолет. Сам Дубинский все отрицает. Его и еще сто человек, полные имена которых не раскрываются, следователи из Нидерландов считают причастными к транспортировке «Бука» и атаке на гражданский самолет.

23 июня конвой из 45 машин, включая 6 комплексов «Бук» на тягачах, покинул территорию 53-й зенитно-ракетной бригады, расположенной под Курском, и отправился в сторону военного аэродрома Миллерово, который находится неподалеку от границы с территорией Украины, контролируемой ДНР.

В течение двух дней тягач с установкой «Бук» с номером 332 ехал в составе колонны в обход трассы М-4. Согласно данным Bellingcat, его замечают в населенных пунктах Старый Оскол, Алексеевка и Россошь; далее в районе Богучара колонна поворачивает на трассу М-4 и добирается до Миллерово 25 июля.


Фото: Bellingcat

Спустя три недели, в ночь на 17 июля «Бук» уже на другом тягаче перевозят из Миллерово до российского Донецка . Границу с Украиной он пересекает не позднее 4 часов утра в районе населенных пунктов Северный / Верхняя Ореховка по полю.

Около 8 часов утра «Бук» замечают уже возле Енакиево. Согласно перехваченным переговорам военных ДНР, установка перешла через «полоску», то есть через границу, на тягаче, после чего ее переместили «на трал» и отправили дальше «своим ходом». Под «тралом» имеется в виду грузовик донецкой компании ОАО «Строймеханизация» марки «Вольво», именно он везет установку. Его сопровождает черный «Фольксваген» и УАЗ камуфляжного цвета.

На некоторое время конвой останавливается в украинском Донецке — это самая западная точка нахождения «Бука», затем он снова едет на восток — примерно в 11 часов утра конвой выезжает в город Торез. В соседнем с Торезом поселке Снежный «Бук» выгрузили с тягача возле магазина «Фуршет», далее «Бук» своим ходом едет в поле в нескольких километрах от поселка Первомайский.


Фото: Bellingcat

Атака

За полтора месяца, предшествующих катастрофе, Украина потеряла в небе над Донбассом как минимум 15 самолетов. За три дня до крушения «Боинга» упал украинский военно-транспортный самолет «Ан-26», за сутки — два штурмовика «Су-25».

Полеты ниже 9750 метров над территорией боевых действий были запрещены Украиной 1 июля; эшелон FL330 на высоте 10 050 метров был самым нижним, полеты на котором разрешались. «Боинг» «Малайзийских авиалиний» с 298 пассажирами на борту вылетел из Амстердама в Куала-Лумпур в 14:31 по Москве. За двадцать минут до катастрофы экипаж отклоняется от курса на 37 километров к северу из-за плохих погодных условий. За минуту до атаки украинский диспетчер передает рейс под российский контроль. Самолет летит на эшелоне FL330.

«С неба падали люди. Летели с раскинутыми руками и ногами. Падали прямо на землю», — рассказывали местные жители, которые найдут в собственных дворах 40 трупов.

— Только что сбили самолет, группа Минера, за Енакиево упал, — говорит человек, чей голос похож на командира «отряда Безлера» Игоря Безлера.

— Понял, ***, — отвечает ему человек, чей голос похож на полковника ГРУ Василия Геранина.

После этого идет вторая беседа, где двое неизвестных обсуждают, что «борт был гражданский» и «двухсотых очень много». Третья беседа — неизвестного и, предположительно, казачьего атамана Николая Козицына. «По телевизору передают, что АН-26, украинский транспортник. Но на нем написано "Малайзийские авиалинии". Что он делал на территории Украины?» — говорит неизвестный. «Значит завозили шпионов. Не *** летать, сейчас война идет», — резюмирует человек с голосом Козицына.


Фото: Maxim Zmeyev/Reuters

После атаки

«Бук», согласно анализу телекоммуникационных данных, отправился обратно сразу после пуска ракеты в сторону поселка Снежный, затем добрался до населенного пункта Красный Луч и через село Дебальцево приехал в Луганск. Рано утром, 18 июля 2014 года, грузовик «Вольво», который перевозил «Бук», был зафиксирован камерой наблюдения в Луганске. На записи видно, что «Бук» едет в сторону России с тремя ракетами вместо четырех.

По заявлениям СБУ, им удалось перехватить телефонный разговор , который состоялся утром в день вывоза боевой установки. Голоса принадлежат неустановленным ополченцам ДНР:

— Все, машина ушла туда, куда надо, и дошла нормально, все. Там просто начались непонятные звонки еще от десяти человек.

— От каких десяти?

— Ну, на его (водителя) номер стали звонить разные люди и представляться. Потом, говорит, сам Стрелков (Игорь Стрелков — бывший главнокомандующий самопровозглашенной Донецкой народной республики. — Прим. ред. ) начал звонить. И он взял и выключил телефон. И мы не знаем, где машина вообще.

Гуманитарная миссия ОБСЕ добиралась до тел и обломков два дня: 18 и 19 июля вооруженные люди не допускали спасателей к обломкам. «Самолет лежит между двумя фронтами, — журналистам вице-премьер ДНР Александр Пургин. — Мы пытаемся не дать украинским военным открыть огонь по наблюдателям ОБСЕ. Мы доводим их до линии, куда может достать крупнокалиберный пулемет. Далее их можем, конечно, отпустить, но тогда мы будем обвинены в том, что не обеспечивали их безопасность».

Спасатели получили полный доступ к обломкам 20 июля. Они фотографировали тела и убирали их в мешки для транспортировки. Затем трупы, по заверению тогдашнего премьер-министра ДНР Александра Бородая, «с максимальной корректностью» погрузили в пять рефрижераторных вагонов на железнодорожной станции Торез.

«Этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины», — принес Владимир Путин свои соболезнования руководству Малайзии.

«Бук» к тому моменту был в России уже несколько часов.

Подготовил Игорь Залюбовин

17 сентября МО РФ сообщило, что ракета 9М38 от зенитного комплекса Бук, за номером 886-847-379 была произведена в 1986 году. Именно ее обломки нашли следователи в районе падения сбитого малазийского Боинга.

Министерство обороны России заявило, что ракета, которой был сбит самолет Malaysia Airlines в Донецкой области 17 июля 2014 года, принадлежала украинской воинской части. Об этом на пресс-конференции . Об этом на пишет редакция портала «Cyxymu.Info».

Российское Минобороны якобы установило, что ракету 9М38 для зенитно-ракетного комплекса «Бук», которой сбили «Боинг», в декабре 1986 года передали в воинскую часть 20152 – зенитно-ракетную бригаду в Тернопольской области Украинской ССР.

Запись о передаче ракеты.

Ракету № 886-847-379 в том же году поставили в Украину, в воинскую часть ВС СССР №20152, которая после распада СССР получили номер 223 ВСУ.

Ответ на запрос.

И именно из этой в/ч № 223 Грузия закупила 6 единиц зенитно-ракетного комплекса Бук-М1, конечно со своими ракетами. Вот что заявлял еще при Януковиче некий украинский депутат: “Комплексы “Бук-М1″ были сняты с боевого дежурства, и 223-й ракетный полк просто оказался небоеспособным”.


Ракеты на грузинской военной базы в Сенаки.

Это все фотографии с грузинской военной базы в Сенаки, где хранились эти Буки, так и не успевшие вступить в боевые действия. Всех их, вместе с ракетами захватили российские оккупанты после российско-грузинской войны в августе 2008 и вывезли в Россию. Возможно,что одна из них была на том самом Буке, из которого российские террористы сбили малазийский Боинг.


Запись свидетельствующая об экспорте.

Российские военные утверждают, что установили ракету по серийным номерам сопла и двигателя, представленным в мае 2018 года Международной следственной группой.


Установки «Бук» на базе в Сенаки.

Напомним, что это не первая версия России, которая пытается снять с себя ответственность за преступление.


Установки «Бук» на базе в Сенаки. Другой ракурс.

«Заявление Российской Федерации о якобы украинском следе ракеты, которая сбила МН-17 – это очередной неудачный фейк Кремля для того, чтобы прикрыть свое преступление, которое уже доказано как официальным следствием, так и независимыми экспертными группами», – сказал Турчинов.

В тоже время, спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что Россия распространяет фейки, когда говорит об украинском происхождении ракеты, которая сбила рейс МН17 в Донецке в 2014 году, а некоторые украинские средства массовой информации ретранслируют российскую пропаганду. Об этом .

На вопрос журналистов, как он может прокомментировать обвинения России в том, что ракета, которой рейс МН17 якобы был сбит украинской ракетой, Парубий ответил:

«Это очередной информационный фейк и Украина уже должна бы получить иммунитет к ним. Фактически каждую неделю мы получаем потоки российской пропаганды и лжи, задача которой заключается в одном: заставить усомниться».

По его словам, России важно, чтобы черное назвать белым, важно ввести украинцев в хаос и смятение.

«Кроме того, чтобы не обращать внимания на эти фейки, нам крайне важно на этой сессии внимательно подойти к вопросу информационной безопасности», – подчеркнул Парубий.

Спикер Рады отметил, что вопрос информационной безопасности в период выборов является одним из ключевых, когда «не только часть украинских территорий оккупирована, но и часть информационного пространства тоже оккупирована».

Он пожаловался на то, что некоторые украинские СМИ ретранслируют российские фейки и пытаются их перенести на украинскую территорию.

«Мы должны очень серьезно, на уровне закона подумать, как не допустить того, чтобы в гибридной войне, которую ведет Путин и РФ против Украины, не давать шансов делать наступления для их информационных войск, используя информационное поле Украины», – заявил Парубий.

Министр обороны Украины Степан Полторак считает, что озвученная Российской Федерацией информация об украинском происхождении ракеты «Бук», сбившей самолет рейса МН17 над Донбассом в 2014 году, свидетельствует о том, что Москва не отказалась от своих планов по обострению ситуации. Такое заявление министр сделал сегодня на совместном брифинге с министром обороны Великобритании Гэвином Уильямсоном, пишет «Интерфакс-Украина».

«Это очередная ложь, это очередной фейк Российской Федерации, который свидетельствует о том, что Россия точно не отказалась от своих планов по подрыву авторитета Украины, по подрыву ситуации в целом. Им нужна причина, чтобы обострить ситуацию», – сказал Полторак.

В свою очередь глава Минобороны Великобритании добавил, что независимое расследование показало, кто причастен к атаке самолета «Боинг» авиакомпании Malaysia Airlines рейса МН17.

«Это еще один пример российской дезинформации», – сказал Уильямсон.

Основатель международной исследовательской группы «Bellingcat» Элиот Хиггинс назвал «актом отчаяния» озвученную Российской Федерацией информацию об украинском происхождении ракеты «Бук», сбившей самолет рейса МН17 над Донбассом.

Он напомнил, что большая часть информации о ракете была получена в результате анализа фрагментов, найденных на месте крушения и извлеченных из тел погибших. Эта информация была опубликована в докладе Совета Безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board) и оглашена Совместной следственной группой (JIT) во время пресс-конференции.

«Так что о них было мало что известно до пресс-конференции Совместной следственной группы в начале этого года, во время которой был продемонстрирован большой обломок, хотя они не утверждали категорически, что он имеет отношение к MH17, а лишь сказали, что он был найден в Украине», – подчеркнул Хиггинс.

«Хотя мы не можем считать достоверной какую-либо информацию, распространяемую Российским оборонным ведомством, поскольку в прошлом их часто ловили на вранье и использовании сфабрикованных доказательств. Минобороны России не интересует истина, поэтому они часто распространяют разные версии событий и доказательства», – добавил основатель «Bellingcat».

О том, что заявление Минобороны РФ о недостоверности некоторых данных Международной следственной группы (JIT) по катастрофе МН17, является недостоверным, Хиггинс написал в твиттер. Он отметил, что конвой, перевозивший «Бук», попал не только на видео, но и был зафиксирован со спутника. таким образом, по мнению Хиггинса, видео не может быть фейком.

Также эксперт прокомментировал заявление РФ о якобы фейковой фотографии из доклада JIT.

«РФ прав, говоря, что машина движется в неправильном направлении анимации JIT. Однако, местоположение, на котором была сделана фотография, отличается … Российское министерство использует это, чтобы ошибочно заявить, что фотография подделана», – написал он.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Пользуясь методикой Bellingcat, можно с большой долей уверенности утверждать, что данный "Бук", участвовавший в параде на Красной площади в 2013 году, не сбивал малайзийский "Боинг" в июле 2014 года

Международная группа расследований Bellingcat определила точный номер самоходной огневой установки зенитно-ракетной системы "Бук", которая, по мнению Bellingcat, 17 июля 2014 года сбила над Украиной пассажирский "Боинг" Малайзийских авиалиний, совершавший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур.

Новый доклад группы озаглавлен "Бук 3х2": тайна потерянной цифры" и посвящен детальному анализу улик, по которым можно установить, из какой именно установки был произведен выстрел.

"17 и 18 июля 2014 года на востоке Украины была снята на фото и видео самоходная огневая установка "Бук" под номером 332 российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся в районе города Курск. На одном из видео этот "Бук", который мы ранее обозначали как "Бук 3х2", движется в направлении центра района, откуда, по оценке Совета по безопасности Нидерландов, была запущена ракета, сбившая MH17", - делают вывод авторы доклада.

Таким образом, эксперты Bellingcat утверждают, что с помощью открытых источников, главным образом публикаций в социальных сетях, определили не только круг лиц, причастных к катастрофе "Боинга", но и назвали конкретное оружие, состоявшее в тот момент на вооружении российской армии, из которого был произведен выстрел.

Россия последовательно отрицает какую бы то ни было причастность к трагедии МН17, в результате которой погибли 298 человек.

Машина номер 332

Bellingcat считает установленным фактом, что ракета, сбившая "Боинг", была запущена одной из самоходных установок из российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся под Курском - этому были посвящены предыдущие расследования Bellingcat.

Однако на фотографиях "Бука", предположительно сбившего малайзийский лайнер, частично стерт номер, точнее - центральная цифра трехзначного номера, поэтому условно этот "Бук" называется "3х2".

"В ходе анализа открытых источников мы установили, что цифры наносятся на установки в соответствии со структурой части. Можно сказать, что это кодовый номер подразделения. Первая цифра обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, а третья - условный номер машины в батарее", - объясняют авторы доклада Bellingcat, делая вывод, что на искомом "Буке" отсутствует цифра, обозначающая номер батареи 3-го дивизиона.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Первая цифра в номере "Бука" обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, третья - номер машины в батарее

На снимке "Бука" видны остатки краски от центральной цифры, но невозможно точно утверждать, от какой именно из трех возможных - "1", "2" или "3".

Энтузиасты Bellingcat нашли в социальной сети "ВКонтакте" фотографии всех трех "Буков" этого дивизиона, сделанные с 2009 по 2013 год, и сравнили все различимые на снимках особенности каждой из машин: повреждения корпуса, расположение внешних электропроводов, форма пятен краски, масла и копоти, а также шрифт и расстояние между цифрами номера.

"Ни одна из этих особенностей, взятая в отдельности, не позволяет достаточно убедительно установить соответствие. Однако сочетание всех этих отличительных особенностей представляет собой уникальный набор характеристик и может считаться достаточным для однозначной идентификации", - заключают авторы доклада.

Bellingcat напоминает, что перемещение "Бука" по востоку Украины в течение 17 и 18 июля (то есть в день гибели MH17 и на следующий день) попало на четыре фотографии и три видеозаписи.

"При сравнении семи отличительных черт СОУ "Бук" 53-й зенитно-ракетной бригады под номерами 312, 322 и 332 видно, что только у "Бука 332" имеется совпадение более одной черты с "Буком 3х2". Четыре из наблюдаемых особенностей могут сохраняться в течение длительного времени, одна частично видна на старых изображениях, а две другие на них отсутствуют", - утверждают авторы доклада.

Голландское расследование

13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов, расследующий причины и последствия аварий и катастроф, представил заключительный доклад о крушении самолета Malaysia Airlines MH17.

В нем говорилось, что причиной катастрофы стала ракета "Бук", взорвавшаяся слева от кабины пилотов. Однако выводов о том, кто мог выпустить эту ракету, тогда сделано не было.

Эксперты лишь очертили территорию площадью 320 квадратных километров, откуда могла быть запущена ракета. В этом районе находится селение Снежное, из района которого, по версии Bellingcat, был произведен пуск ракеты, сбившей "Боинг".

Вскоре после голландского доклада российский оборонный концерн "Алмаз-Антей" (производитель систем "Бук") собрал пресс-конференцию, на которой представил результаты собственного расследования обстоятельств катастрофы.

По версии концерна, пуск ракеты производился из района южнее села Зарощенское, которое в момент катастрофы находилось под контролем украинских силовиков. На этом основании специалисты "Антея" утверждали, что ракету запустили украинские военные.

Война версий

В феврале 2016 года Bellingcat представил, вероятно, свою самую сенсационную публикацию о гибели лайнера - "MH17: Потенциальные подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной бригады".

В этом докладе поименно называются все те, кто, по мнению Bellingcat, несет ответственность за принятие решения и запуск ракеты в пассажирский самолет: командир бригады, командир 2-го дивизиона, в состав которого могла входить пусковая установка. Командиры батарей и экипажей названы по именам и первым буквам фамилий.

Список подозреваемых, представленный в виде иерархической схемы с фотографиями, именами и должностями, не ограничивается у Bellingcat чинами бригады.

Верхний ряд занимают четыре фото, на которых изображены верховный главнокомандующий вооруженными силами России, министр обороны и два его первых заместителя.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Голландские следователи пришли к выводу, что малайзийский "Боинг" был сбит ракетой зенитного комплекса "Бук", однако пока не объявили, кто, по их мнению, управлял установкой

В ответ на эту публикацию российская сторона - в лице экспертов "Антея" - подготовила новое, более развернутое описание своей версии, добавив в список потенциально возможных точек запуска ракеты соседнее с Зарощенским село Великая Шишовка.

Вина за запуск ракеты по-прежнему возлагалась, по этой версии, на украинских военных.

Однако Bellingcat считает версию "Антея" в любых ее модификациях несостоятельной.

Bellingcat с большой долей уверенности утверждает, что, даже если согласиться с версией "Алмаз-Антея" о точке запуска ракеты, ее все равно не могли запустить украинские военные.

На основании информации из открытых источников - главным образом фотографий с геотегами в социальных сетях - энтузиасты-расследователи пришли к выводу, что 17 июля, в день гибели "Боинга", в районе Зарощенского не было украинских установок "Бук".

Точно так же была проверена версия о точке запуска возле Великой Шишовки: в результате проверки было признано, что украинских "Буков" там также не было.

Bellingcat признает, что собранные данные не позволяют делать выводы о том, какой стороной вооруженного конфликта контролировалась эта зона.

Однако сопоставление доступных более поздних данных из этого района позволяет экспертам Bellingcat предполагать, что 17 июля 2014 года там уже были, как сказано в докладе, российские военные.