Буддизм в древнем китае кратко. Появление буддизма в китае

фо-цзяо 佛教 . Китайскую буддийскую мысль принято отделять от т.н. классической китайской философии, основанной в первую очередь на построениях конфуцианства и даосизма . Буддизм — филос.-религ. течение, зародившееся в Индии как ответвление от брахманизма или, по др. версии, в противовес ему в среде небрахманистской культуры, — на протяжении всей своей истории в Китае оставался маргинальным по отношению к осн. культурному потоку явлением. Тем не менее он не только оказал огромное влияние на развитие культуры Китая, но и, в его китайских версиях, стал одним из оснований духовных культур др. стран Вост. Азии. На уровне массового сознания он, по крайней мере с начала I тыс. н.э., стал восприниматься как одна из равноценных составляющих комплекса сань цзяо 三教 — «трех учений», наряду с конфуцианством и даосизмом, а его философская проблематика в отд. частях была интегрирована различными течениями китайской мысли. Процесс адаптации буддизма к китайской культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм философии и культовой практики.

Согласно традиции, основателем буддизма считается инд. принц Сиддхартха Гаутама (VI-V вв. до н.э.) из племени шакья (сакья), впоследствии получивший имя Будды — «Просветленного». В противоположность брахманизму буддизм декларирует равенство людей независимо от сословной и кастовой принадлежности, а также выступает против доктрины атмана — субстанциального «я», «души», всепроникающего и постоянного духовного начала. Предмет буд. философии изначально составила психология, или теория сознания. Она опосредовала онтологич. проблематику буддизма, в к-ром мир предстает как отраженный в сознании психокосм. Гл. целью буддизм полагает выход из круга сансары (кит. лунь хуй) — цепи смертей-рождений, в к-рой статус живого существа при каждом следующем рождении определяется соотношением положительной и отрицательной активности в предыдущем существовании — кармой (кит. ). «Спасение» мыслится как погружение в нирвану (кит. непань , нидань, нихуань) — «состояние будды», абс. покоя, освобождения от страстей и желаний, а потому и от имманентных им страданий. Нравств. идеал буддизма — ахимса, абс. непричинение вреда окружающему. Филос. проблематика буддизма в целом сводится к анализу психики в связи с обоснованием путей «спасения», а религ. практика — к их осуществлению.

В I-III вв. н.э. буддизм разделился на два основных направления: хинаяну и махаяну. Хинаяна (кит. сяо чэн — «малая колесница») — буддийское течение, сторонники к-рого называют его «тхеравада» («учение старейших»). Хинаяна нацеливает на индивид., монастырский путь спасения. Она рассматривает нирвану как абс. статику «непроявленного» состояния бытия, когда прекращается «волнение» реальных психофизич. элементов-дхарм (кит. фа ), череда комбинаций к-рых образует нереальные «я» и мир в «проявленном» состоянии бытия. Наибольшее распространение получили в Китае школы махаяны (да чэн — «великой колесницы»), предполагающей возможность спасения в миру с помощью божеств — будд и бодхисаттв. В учении одной из школ махаяны — мадхьямики (шуньявады) — Вселенная предстает как целостность, в к-рой наличествует только «пустота»-шунья (см. Кун ). Шуньявада утверждает в качестве сущности дхарм «пустотность»-шуньяту, к-рая выступает в роли абсолюта и отождествляется с мистич. «телом будды», или «телом Закона» (санскр. дхармакайа, кит. фа шэнь ). «Тело Закона», в свою очередь, объявляется тождественным нирване. Тезис о тождестве «проявленного» (сансара) и «непроявленного» (нирвана) бытия подкрепляет учение махаяны о необходимости положительной активности как деятельного служения, о бодхисаттвах — потенциальных буддах, отказывающихся от нирваны, чтобы помочь другим в ее обретении.

Буддийские проповедники проникли в Китай по Великому шелковому пути в I в. н.э. (по др. сведениям, еще раньше) из Кушанского царства (на стыке Сев. Индии и Средней Азии). Традиция считает первым центром буддизма монастырь Баймасы близ Лояна (пров. Хэнань). Первым переводчиком буддийских текстов на кит. яз., имя к-рого сохранила история, был Аньшигао , прибывший из Парфии в 148 г. Посвящения кит. послушников в монахи стали регулярными в III в. в монастыре Баймасы при Дхармакале — виднейшем деятеле китайского буддизма того времени. С конца III в. крупным центром буддизма стал Чанъань — резиденция Дхармаракши, выходца из Вост. Туркестана, переводчика и организатора перевода важнейших текстов махаяны. В IV — нач. V в. при индийце Кумарадживе , возглавившем работу по переводу памятников махаяны в Чанъани, столице гос-ва Поздняя Цинь, переводческая деятельность иностр. миссионеров достигла пика, и в ней уже широко участвовали буддисты-китайцы.

В условиях раздробленности страны и междоусобиц III-VI вв., уменьшения авторитета конфуцианства внимание образованных слоев об-ва в значительной степени переключилось на даосскую и буддийскую доктрины. Росту влияния буддизма в народной среде способствовала его религ. практика, включавшая экзорцистские обряды, заупокойные молебны и т.п. Кроме того, в обстановке политич. неустойчивости и смут буддийские монастыри могли обеспечить защиту как членам монашеской общины — сангхи, так и крестьянам, обрабатывавшим монастырские земли и нередко отдававшим свои наделы монастырю в обмен на его покровительство.

Расцвет буддизма в Китае приходится на VI-VIII вв., когда там насчитывалось несколько десятков тыс. монастырей, миллионы монахов и послушников. Важнейшими социальными функциями буддизма, сохранившимися в последующие столетия, стали обеспечение погребальных церемоний, поминовение душ усопших, благотворительность — помощь голодающим, больным и т.п.

Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. Буддизм и даосизм выполняли сходные социальные функции (помощь в достижении идеала спасения или освобождения, ритуально-магич. «обеспечение» повседневной жизни и т.п.), ставили близкие филос. проблемы и приходили к похожим решениям (невозможность выражения и описания истинно сущего, негативная оценка привязанности к профаническим объектам и т.п.), использовали психотехнику для достижения измененных состояний сознания, определяемых традицией как «совершенные». При переводе буддийских текстов использовались гл. обр. термины даосизма. Только с нач. V в. во многом благодаря Дао-аню и Кумарадживе метод толкования буддийских доктрин через реалии китайской философии стал уступать место попыткам выражения исходного содержания санскр. терминов, данных в транскрипции или переданных в виде китайских неологизмов. Среди первых китайских буддистов получила распространение доктрина «просвещения варваров», согласно к-рой буддизм был проповедан в Индии прибывшим туда Лао-цзы . Позднее эта доктрина была заимствована даосами и стала средством критики самостоятельной ценности буддизма.

Примерно с III в. все более явным становилось расхождение ряда буддийских и присущих китайской культуре установок. Напр., общепринятое в Китае отношение к жизни как высшему благу, дарованному человеку Небом, затрудняло восприятие буддийской доктрины сансары с ее отношением к жизни как цепи страданий. Исходный акцент буддизма на улучшение личной кармы противоречил установке на процветание прежде всего семьи, рода, а также культу предков. В III-VI вв. одним из важных пунктов обвинений в адрес буддизма была проповедь им аскетизма, в к-рой конф. идеологи усматривали небрежение телом, дарованным человеку предками, и, т.о., неуважение к ним, к продолжению рода как социальному долгу. В вину буддизму ставилась также несостоятельность буд. доктрин познания, в к-рых конфуцианцы видели проповедь субъективизма и произвола, абсолютизацию роли индивид. сознания-«сердца» (синь ).

«Китаизация» буддийских доктрин привела к возникновению самобытных школ буддизма, крупнейшие из к-рых развивали традиции различных направлений махаяны. Так, школа саньлунь («школа трех трактатов»; см. Саньлунь-цзун), основанная Цзи-цзаном (VI — нач. VII в.) на базе созданной в 1512 г. Сань-ланем школы шэлин сянчуань («школа преемственности в горах Шэ»), продолжила учение мадхьямики, наиболее радикально отрицающее реальность и внеш., и внутр. мира. Школа получила название от трех трактатов-шастр. Первые два — «Мадьямика-карикас» («Чжун [гуань] лунь», «Шастра о срединном ви дении») и «Двадаша-мукхашастра» («Ши эр мэнь лунь», «Шастра о двенадцати вратах») — приписываются основоположнику махаяны Нагарджуне (II в.), к-рый считается первопатриархом школы саньлунь ; «Шата шастра» («Бай лунь», «Шастра в ста стихах») предположительно написана его учеником Арьядевой.

Согласно доктрине этой школы, отдельно взятые дхармы существуют лишь относительно друг друга, а потому сами по себе нереальны, «пустотны». В отличие от других буддийских школ учение саньлунь постулировало одновременность, а не поэтапность «устранения ложного и выявления истинного» в восприятии человеком самого себя и мира. Цзи-цзан продолжил предложенную Нагарджуной трактовку «двух истин» — «мирской» (словесно выражаемой; кит. су ди ) и «абсолютной» (кит. чжэнь ди ) — как последовательных и взаимообусловленных этапов и методов познания, соединение к-рых дает совершенное «срединное видение» (чжун гуань ). Основатель школы саньлунь выделил по три уровня каждой из «истин»: в «мирской» — утверждение наличия, утверждение наличия и отсутствия, утверждение и отрицание как наличия, так и отсутствия; в «абсолютной» — утверждение отсутствия, отрицание и наличия и отсутствия, ни утверждение, ни отрицание и наличия и отсутствия. В нек-рых трудах саньлунь добавляется четвертый уровень — в «мирской» истине это соединение двух первых уровней «мирской» и «абсолютной» истин, в «абсолютной» истине — отрицание отрицания не-наличия и не-отсутствия. Каждый из предыдущих уровней «абсолютной» истины выступает как «мирская» истина по отношению к последующему уровню. Важный элемент доктрины саньлунь — концепция «срединного пути восьми отрицаний» (ба бу чжун дао): «Тысяча вещей не рождаются и не исчезают, не постоянны и не прерываются, не едины и не различны, не приходят и не уходят». В VII в. школа саньлунь пришла в Японию (Санрон сю).

Учение школы вэйши («школа только сознания»; см. Вэйши-цзун) восходит к реформированной в VII в. Сюань-цзаном и его учеником Куй-цзи традиции виджнянавады (йогачары), к-рая в отличие от мадхьямики признает реальность внутр. мира. Основополагающими трактатами школы стали «Дасабхумика шастра» («[Ши] ди лунь» — «Шастра о ступенях [учителей йогачары]») Васубандху (V в.) и «Махаяна санграха» («Да чэн шэ лунь» — «Сводные сведения о махаяне») Асанги (V в.). Комментарий инд. мыслителя Дхармапалы (VI в.) на эти трактаты послужил основанием для построений китайских буддистов Куй-цзи и Сюань-цзана, разработавших своеобразную буддийскую «феноменологию сознания». Вся сфера опыта в вэйши трактуется как различные состояния сознания (санскр. виджняна, кит. ши [4 ]). Высший из выделяемых доктриной этой школы восьми видов сознания — алая-виджняна (кит. алайе ши , цзан ши — «сознание-сокровищница», «абс. сознание»), рассматривается как субстрат и источник пр. видов сознания. «Сознание-сокровищница» порождает комбинации дхарм, образующие вещи и явления, вследствие того, что в него заложены «отпечатки» опыта — кармические впечатления (санскр. васана, кит. сюнь си ), или «семена», к-рые актуализируются через психику, и возникающая т.о. новая кармическая активность вновь создает васаны, закладываемые в алая-виджняну. Соответственно, цель религ. практики видится в том, чтобы очистить «сознание-сокровищницу» и предотвратить поступление в нее новых впечатлений — «семян».

Другое название вэйши — фасян-цзун (школа дхарма лакшаны, т.е. «свойств дхарм»), стяжение от доктринальной формулы школы: чжу фа ши сян — «реальность свойств всех дхарм», подразумевающей, в противоположность мадхьямике, отрицание «пустотности», нереальности дхарм. Иногда школа фасян расматривается как направление, отдельное от вэйши , толковавшее преимущественно о свойствах дхарм. С VII в. школа фасян стала известна в Корее (Попсан), с VII-VIII вв. — в Японии (Хоссо сю).

Ряд школ китайского буддизма махаяны, например хуаянь , чань и тяньтай , не имеют индийских аналогов. Школа хуаянь (см. Хуаянь-цзун) свое учение основывает на инд. «Аватамсака сутре» (кит. «Хуаянь цзин», «Сутра цветочной гирлянды»). Первопатриархом хуаянь традиционно считается Ду-шунь (VI-VII вв.), автор трактата «Хуаянь фа цзе гуань» («О созерцании дхармадхату [по учению] хуаянь [цзин ]»), но в действительности основал школу и систематизировал ее учение Фа-цзан (VII — нач. VIII в.). В доктрине хуаянь сочетаются положения двух ведущих направлений классического буддизма — мадхьямики и виджнянавады. Идеи виджнянавады дополнены положением мадхьямики об «истинной реальности» — объективном внерефлективном бытии (санскр. татхата, бхутатхата, кит. чжэнь жу). Абс. и единое субстратное сознание (санскр. татхагата гарбха, кит. жулай цзан — «вместилище так-приходящего». т.е. будды) выступает источником не только эмпирич. видов сознания, но и порождающего их «сознания-сокровищницы» (к-рое, т.о., в отличие от виджнянавады не рассматривается как исходный вид сознания). Учение хуаянь о «беспрепятственном взаимопроникновении принципов и вещей/дел» (ли ши у ай ) рассматривает мир как универсум, к-рый полностью присутствует в каждом из его элементов — дхарм. Универсум уподобляется сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или образу будды, со всех сторон окруженному зеркалами и бессчетное число раз отраженному в них. Используя разработанное в классич. китайской философии понятие об универсальном структурообразующем начале ли (принцип), мыслители хуаянь описывали совершенное состояние «единого сознания» (букв. «единого сердца» — и синь ) как совокупность содержащихся друг в друге «принципов»: они пребывают в таком же единстве с «вещами/делами» эмпирич. мира, к-рые так же являются аспектами «единого сознания». Др. важнейшая доктрина хуаянь — «беспрепятственное [взаимопроникновение] вещей/дел» (ши ши у ай ) — предполагает «взаимовключенность» всех вещей и явлений. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как «единым сознанием», выходя из иллюзорного мира рождений-смертей. Доктрины всех других школ буддизма мыслители хуаянь рассматривали как ступени к постижению учения хуаянь — «единственной колесницы» — или ее частные аспекты. После IX в. начался постепенный упадок хуаянь , но она еще несколько лет продолжала оставаться одной из ведущих доктринальных школ кит. буддизма. В Корее хуаянь известна с VII в. (школа Хваом), в Японии — с VIII в. (Кэгон сю).

Хуаянь , акцентировавшая разработку филос. проблем бытия, дополняла и подкрепляла теоретич. основания школы чань (см. Чань школа ; Чань-сюэ), делавшей упор на практику постижения высшей истины посредством интуитивного озарения. Ее создание приписывается инд. миссионеру Бодхидхарме (кон. V — нач. VI в.) — личности полумифической, к-рый якобы сформулировал четыре ее основных принципа: «не опираться на слова и тексты», «особая передача вне учения», «прямое указание на сознание», «созерцая собственную природу, становиться буддой». Название школы восходит к транслитерации санскр. термина «дхьяна» (сосредоточение, медитация; кит. чань дин ). Др. ее названия — чжуань фо синь инь («передача сознания/сердца будды»), фосин-цзун (школа сознания/сердца). В VII в. школа разделилась на несколько направлений. Т.н. сев. ветвь чань , основанная Шэнь-сю, и ряд др. течений придерживались доктрины виджнянавады, течение, шедшее от Хуй-жуна, стояло на позциях мадхьямики-шуньявады. Особую роль в истории чань сыграла ее т.н. южн. ветвь, основоположником к-рой считается Хуй-нэн . Доктрина, к-рой придерживался он и его последователи, исходила из идеи «единого сознания/сердца» (и синь ). Последнее понятие подразумевает всю совокупность дхарм — как «просветленных», так и «омраченных», к-рые находятся друг с другом в отношениях «недвойственности». К нирваническому состоянию сознания ведет постижение этой «недвойственности» в результате «внезапного просветления» (дунь у).

Тезис южн. ветви чань о «внезапном просветлении», противостоящий идее «постепенного просветления» (цзянь у ), достигаемого в результате практики «постепенного очищения» (подавления «омраченных» дхарм), к-рого придерживалась сев. ветвь, стал выражением чаньской ортодоксии. Наряду с важнейшими текстами махаяны в число ее канонов вошел кит. памятник «Лю цзу тань цзин» («Сутра помоста шестого патриарха», VIII в.), включающий проповеди, записи бесед Хуй-нэна с учениками и мирянами, эпизоды из его жизни и т.п. Наиболее крупными течениями в чань были школа линьцзи — линьцзи-цзун , получившая название по прозвищу своего патриарха И-сюаня (ум. 866), проживавшего в одноименном монастыре в пров. Хэбэй, и цаодун-цзун — школа цаодун (стяжение на основе названий двух монастырей — Цаошань и Дуншань). Учение линьцзи-цзун акцентировало внезапность «просветления» «здесь и сейчас», для чего следует отбросить все внутренние преграды на пути к нему, в т.ч. привязанность к сакральным понятиям — «будда», «нирвана» и т.п., отказаться от каких-либо целенаправленных искусств. усилий к исправлению своей природы. Психопрактику линьцзи-цзун отличает использование шоковых воздействий на психику адептов (удары, внезапные окрики), парадоксальных задач (гун-ань , больше известны в япон. варианте — коан), не имеющих рационального решения, что призвано актуализировать «природу будды» в спонтанном акте «просветления». Школа цаодун разрабатывала восходящие к хуаянь теоретич. проблемы «недвойственности», для нее характерны статические методы медитации.

В VIII-IX вв. учение чань распространилось в Корее (школы Сильвансан, Тоннисан, Каджисан, Чанкульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан, Суммисан), в XIII-XIV вв. в Японии (линьцзи-цзун — Риндзай сю, цаодун-цзун — Сото сю и т.д.), позднее — во Вьетнаме. В ХХ в. японская версия чань — дзэн в адаптированной форме получила популярность среди зап. интеллектуалов, во многом благодаря усилиям популяризаторов — Судзуки Дайсэцу Тэйтаро, А.И. Уоттса и др. Идеи дзэн подкрепили утвердившиеся в значительных слоях зап. постгегелевского сознания представления о Божестве как универсуме в непроявленном состоянии, о возможности самостоятельно «раскрыть» его в себе и др. мировоззренческие тенденции, восходящие к гностич. и каббалистич. идеям, до XIX-XX вв. остававшимся на обочине магистрального потока зап. духовной культуры.

Одно из крупнейших ранних течений китайского буддизма — школа тяньтай (по названию горы в пров. Чжэцзян; см. Тяньтай-цзун), осн. доктрины к-рой разработал Чжи-и (VI в.), стремилась к синтезу учений др. направлений махаяны и настаивала на идее присутствия «природы будды» во всем сущем. Ее главный доктринальный текст — «Саддхарма пундарика сутра» («Сутра Лотоса благого закона», «Лотосовая сутра»; кит. «Мяо фа лянь хуа цзин», сокр. «Фа хуа цзин»). Доктрина тяньтай основана на учении и нянь сань цянь («одно [мгновение] мысли — три тысячи [проявлений]»). Три тысячи — число проявлений взаимопроникаемости десяти «миров дхармы» — физич. и психич. состояний, переживаемых живыми существами; просветление достигается посредством реализации в человеке мира будд. Согласно доктрине «четырех колесниц», разработанной Чжи-и, тяньтай представляет истину «единой колесницы», объединяющей три другие «колесницы» — уровни соответственно мирян-шраваков (кит. шэн вэнь ), аскетов-пратьекабудд (юань цзе фо ), самостоятельно ставших буддами, а также колесницы боддхисаттв — собственно учения махаяны. Чжи-и сформулировал также концепцию «пяти периодов — восьми учений», выделяющую в истории буддизма пять периодов, в последнем из к-рых открываются истины «Лотосовой сутры», а также подробную теорию самосовершенствования, известную как чжи гуань — «самопрекращение и самопостижение». В IX в. школа тяньтай была перенесена в Японию (Тэндай сю) и в XIII в. серьезно реформирована Нитирэном.

Три школы китайского буддизма — саньлунь , хуаянь и тяньтай — относят к «школе сущности дхарм» — фасин-цзун , поскольку они трактовали «сущность дхарм» на основе доктрины мадхьямики, постулирующей наличие у всех людей «сущности будды», или «истинной сущности», выражающей «пустотность» дхарм. Школу фасин принято в доктринальном плане противопоставлять школе фасян (см. Фасян-цзун), хотя нек-рые теоретики кит. буддизма отрицают правомерность такого противопоставления.

Интегрирующую роль в кит. буддизме играла люй-цзун («школа винаи»), восходящая к инд. миссионеру Дхармакале (сер. III в.) и окончательно доктринально оформленная в VII в. Дао-сюанем. Гл. условием спасения ее учителя объявляли скрупулезное соблюдение монашеских уставов (винаи, кит. люй ), подкрепленное медитативным постижением их внутр. смысла. Уставы школы люй поныне приняты в крупнейших буддийских монастырях Китая. В Корее она известна с VII в. (школа Юльчон), в Японии — с VIII в. (Риссю).

Проникал в Китай и тантрический буддизм ваджраяны, наиболее тесно связанный с магич. практикой и учениями о половых энергетич. началах. Он был представлен «тайной школой» — ми-цзун , уделяющей особое внимание психопрактике, в к-рой большое место занимает созерцание мандал — изображений вселенского круговорота, произнесение мантр — молитвенных формул, а также дхарани — отдельных сакральных словосочетаний. К XII-XIII вв. тантризм в чистом виде почти полностью исчезает из китайской культуры: его сексуальная символика вызывала активное неприятие властей, к тому же подозревавших в ми-цзун тайную мятежную секту, а тантристская магия уже имела в Китае более привычные даос. аналоги и не выдержала конкуренции с ними. Вместе с тем тантризм оказал глубокое влияние на культовую практику, психотехнику и иконографию даосизма и китайского буддизма, в отдельных школах к-рого активно применялось созерцание мандал, рецитация мантр и дхарани.

Особое место в китайском буддизме занимает школа цзинту (см. Цзинту-цзун), возникновение к-рой связывают с именем Хуй-юаня (кон. IV — нач. V в.). Популярная в народе идея «счастливой земли», где обитают божества и «святые-бессмертные», была сопряжена со схожими буддийскими представлениями и культом будды Запада Амитабхи (амидаизмом), нацеливавшим адептов на возрождение в «чистой земле (цзин ту ) предельной радости». Основу доктрины цзинту составляет идея спасения на основе постоянного сосредоточения на сущности будды Амитабхи и веры в силу его обета спасти от страданий все живые существа. «Думать о будде» (нянь фо ) — вызывать в сознании его образ — помогала практика постоянной рецитации имени Амитабхи. В сочетании с культом Майтрейи — будды грядущего — амидаизм лег в основание милленаристской идеологии многих народных сект буддийского толка и тайных обществ. В XII в. учение цзинту пришло в Японию (Дзёдо сю), в Корее аналогом цзинту была школа Чонтхо.

Китайский буддизм способствовал усилению проидеалистич. тенденций в китайской философии, проявившихся в проблематике и понятийном аппарате даосизма и неоконфуцианства . Напр., в даосизме появились креационистские идеи, не свойственные ни китайской традиции, ни индийскому буддизму и восходящие к философии школы вэйши , рассматривающей все сущее как порождение некоего трансцендентального сознания. В частности, в одном из самых авторитетных в ср. века даос. трактатов — «Гуань Инь-цзы» (VIII-X вв.), к-рый традиция относит к VI в. до н.э., дао творит мир так же, как спящий порождает образы сновидений, и уподобляется горшечнику, делающему кувшины. Центр. в неоконфуцианстве категории ли [1 ] (принцип) и синь [1 ] (сердце) были разработаны при участии буд. мысли: так, понятие ли [1 ] подробно рассматривалась в учении школы хуаянь как изначальная абс. субстанция, внутр. регулирующая природа всех вещей/дел (ши [3 ]), а «сердце» толковалось не только как основа всех психич. явлений, но и (в школе вэйши ) как «сознание-сокровищница», интегральная основа всех видов сознания, что дало различным течениям неоконфуцианства основания для сближения и даже отождествления понятий «сердца» и «принципа». Нек-рые даосские и конфуцианские мыслители сознательно обращались к буддийским идеям. Например, Сунь Чо, гос. деятель Вост. Цзинь, обосновывал идейное тождество буддизма с китайскими учениями, интерпретируя учение о праджне — трансцендентальной интуции — с позиций китайской философии сюань-сюэ — «учения о сокровенном». Онтологич. учение известного философа-конфуцианца Ван Тин-сяна содержит следы хуаяньской доктрины о «семенах»-васанах: по Ван Тин-сяну, универсальная мировая субстанция — «изначальная пневма» (юань ци ), существовавшая «до рождения неба и земли», содержит в себе «семена» всех преходящих и изменчивых объектов феноменального мира. Но по преимуществу воздействие буддийских доктрин на китайскую идеологию проходило опосредованно и стихийно по мере адаптации буддизма к китайской культуре. На уровне «книжной» культуры дистанция между буддизмом и его идеологич. оппонентами неизменно сохранялась.

Буддизм периодически подвергался гонениям, наиболее сильным — в середине IX в., во времена правления императора У-цзуна. Особенно пострадали школы хуаянь и тяньтай . В последующие годы, особенно в эпохи Юань (1280-1368) и Мин (1368-1644), буддизм не раз переживал полосы расцвета, однако его школы уже никогда не достигали такого мощного интеллект. подъема, как в VI-VIII вв. Развитие теоретич. наследия школ китайского буддизма имело продолжение в Японии и Корее. В Тибете и Внутренней Монголии преобладает ламаизм — тибетско-монгольская версия поздней инд. традиции махаяны.

Китайский буддизм
Буддизм и китайская культура

Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия. За это время он сильно изменился в процессе приспособления к китайской цивилизации. Однако он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре Китая. Многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы, изящные, порой ажурные и всегда великолепные по своей художественной цельности пагоды придали китайской архитектуре совершенно новый, иной облик, фактически преобразили ее. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы, которые были созданы еще в III-VI вв., и сейчас остаются ценнейшими памятниками китайской культуры, национальной гордостью Китая. В комплексах Лунмыня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры являются фрески, барельефы и особенно круглая скульптура.

Искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма. Однако именно индо-буддийская скульптура, генетически восходящая к эллинисти-ческо-кушанскому прототипу, с характерными для будд, бодисатв и буддийских святых канонами изображений, поз и жестов завоевала популярность и получила наибольшее распространение в Китае. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых так или иначе восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно.

Буддизм познакомил Китай с зачатками художественной прозы - жанра, до того почти не известного там - Новеллы, восходящие к буддийским прототипам, к жанру бяньвэнь и некоторым другим (в конечном счете - к индо-буддийским джатакам), со временем стали излюбленным видом художественной прозы и в свою очередь сыграли определенную роль в становлении более крупных жанров, в том числе классического китайского романа.

Буддизм, особенно чань-буддизм, сыграл немалую роль в расцвете классической китайской живописи, в том числе эпохи Сун (X-XIII вв.). Тезис чань-буддизма о том, что Истина и Будда везде и во всем - в молчании гор, в журчании ручья, сиянии солнца или щебетании птиц и что главное в природе - это великая бескрайняя Пустота, оказал большое влияние на художников сунской школы. Для них, например, не существовало линейной перспективы, а горы, в обилии присутствующие на их свитках, воспринимались как символ, иллюстрировавший Великую Пустоту природы.

Буддийские монастыри долгими веками были одним из главных центров китайской культуры. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов - переводчиков, компиляторов, переписчиков. Как известно, многие из сочинений буддийской Трипитаки сохранились и дожили до наших дней именно благодаря их труду. Очень важно и еще одно: именно китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т. е. книгопечатания, размножения текста с помощью матриц - досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и индо-буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йогов и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае, причем рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо переплетались в рационалистическом китайском сознании с реальными историческими событиями, героями и деятелями прошлого (та же Гуань-инь, Например, получила в Китае новую биографию, сделавшую ее в прошлом почтительной.дочерью одного из малопочтенных чжоуских князей). Буддийская метафизическая философия сыграла свою роль в становлении средневековой китайской натурфилософии. Еще большее воздействие на философскую мысль Китая оказали идеи чань-буддизма об интуитивном толчке, внезапном озарении и т. п. Влияние этих идей отчетливо заметно -в философии неоконфуцианства, в работах Чжу Си.

С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайское. Вот, например, легенда о возникновении чая и чаепития. Чань-буддисты в состоянии медитации должны были уметь бодрствовать, оставаясь неподвижными, в течение долгих часов. При этом уснуть в таком состоянии прострации считалось недопустимым, постыдным. Но однажды знаменитый патриарх Бодхидхарма во время медитации уснул. Проснувшись, он в гневе отрезал свои ресницы. Упавшие на землю ресницы дали ростки чайного куста, из листьев которого и стали затем готовить бодрящий напиток. Конечно, это лишь легенда. Однако фактом остается то, что искусство чаепития действительно впервые возникло в буддийских монастырях, где чай использовался как бодрящее средство, а затем чаепитие стало национальным обычаем китайцев.

Буддизм был единственной мировой религией, получившей широкое распространение в Китае (ни христианство, ни ислам никогда не были там популярны, оставаясь достоянием лишь незначительного меньшинства). Однако специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с. его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял свое место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.

Васильев Леонид Сергеевич. История Религий Востока. 1983 г.
(с) Издательство "Высшая школа" 1983

Влияние буддизма на культуру Китая велико, к тому же это учение имеет глубокие корни в самых разных странах. Но в чем заключается это влияние и что оно несёт людям? Понимают ли жители страны настоящие ценности названного верования и живут ли согласно советам великого Будды? Далее в статье мы рассмотрим, как выглядит буддизм в Китае. И так как эта тема очень обширна и многогранна, нам придётся лишь кратко излагать основные положения.

Немного о буддизме

Прежде чем перейти к основной теме статьи, следует разобраться с тем, что же такое буддизм. Бесспорно, каждый из нас слышал это слово много раз и имеет примерное понятие о том, что это такое. Но эти знания могут быть разрозненными или даже ошибочными, если их черпали из непроверенных источников. Именно для этого следует хотя бы кратко узнать историю и суть буддизма.

Где же возник буддизм как учение? Появился он на севере Индии, именно там, где располагались такие древние государства, как Магадха и Кошала. Зарождение данной религии произошло в I тысячелетии до н. э.

К сожалению, информация ученых очень скудна об этом периоде, но даже из имеющихся данных можно сделать определенные выводы. Так, на указанное время приходится кризис ведийской религии, а как мы знаем, подобные ситуации всегда способствуют возникновению чего-то нового, появлению альтернативных учений. Создателями нового направления стали обычные путешественники, странствующие старцы, шаманы и монахи. Среди них нашелся лидер буддизма Сиддхартха Гаутама, который признан его основателем.

Кроме того, в это время происходил Властителям нужна была сила, помимо армии, которая помогала бы держать народ в повиновении. Такой силой и стал буддизм. Он по праву считается царской религией. Замечено, что он развивался только в тех государствах, правители которых разделяли буддистские взгляды.

Философия буддизм, даосизм, конфуцианство

Три названные течения являются фундаментальными в философии Китая. Религиозная система страны полностью построена на этих трех учениях, которые очень схожи между собой. Почему три? Дело в том, что территория Китая очень большая, и найти общий язык разным религиозным общинам было довольно трудно. Именно поэтому в разных окрестностях формировались отдельные течения, но через время все они трансформировались в какую-то из трех названных религий.

Что же общего у этих течений? Важной особенностью является отсутствие божества, которому необходимо поклоняться. Это очень важный момент, который отличает буддизм от других религий мира, в которых всегда есть верховный Бог. Также этим учениям свойственна философская оценка мира. Другими словами, здесь вы не найдёте четких указаний, заповедей или приказов, потому что у каждого человека есть свобода выбора. И третьей важной особенностью является то, что эти три направления в одинаковой степени направлены на развитие человеческого потенциала и самосовершенствование.

Конфуцианство, даосизм, буддизм в Китае зарождались не одновременно. Первой массовой религией стал буддизм, который насчитывал с каждым годом всё большее число последователей. При этом следует отметить, что китайский несколько отличался от того учения, которое было популярно в Индии. На смену ему постепенно пришел даосизм, который популярен и по сегодняшний день. Это учение рассказывает о духовном пути и помогает правильно его отыскать.

И завершающим было конфуцианство, которое основывалось на утверждении, что цель жизни любого человека заключается в творении блага для окружающих, гуманизме и справедливости. Конфуцианство, буддизм в Китае распространены больше всего. Даже на сегодняшний день эти две религии имеют самое большое число верных последователей на территории Китая.

Проникновение буддизма в Китай

Буддизм в Китае зарождался постепенно. Время его становления пришлось на рубеж нашей эры. Правда, существуют данные, в которых говорится, что буддистские проповедники появились на территории Китая раньше, но доказательств этому нет.

Следует отметить, что информация учёных настолько разнится, что некоторые источники утверждают, что буддизм зародился в Китае в то время, когда там уже существовали даосизм и конфуцианство. Эта версия так же не имеет абсолютных доказательств, но к ней склоняется большинство учёных.

Дело в том, что конфуцианство, буддизм в Китае переплетались очень тесно. Если бы последователи двух течений не разграничивали постулаты религий, то возможно они бы слились в единое направление. Четкое разграничение происходило из-за того, что буддизм в Древнем Китае в некоторой мере противоречил нормам поведения в конфуцианстве.

Принесли религию в Китай купцы, которые следовали по Великому шёлковому пути из других государств. Примерно во втором веке нашей эры буддизмом начинает интересоваться и двор императора.

Но неужели китайский народ мог так просто отказаться от старых, пусть и похожих, верований и принять новое учение? Дело в том, что буддизм воспринимался китайцами как некая модификация даосизма, а не абсолютно новое течение. С течением времени даосизм и буддизм так же очень тесно сплелись, и на сегодняшний день эти два течения имеют очень много точек соприкосновения. История проникновения учения Будды в Китай заканчивается в начале второго века, когда была создана «Сутра 42 статей» - письменное изложение основ учения.

Монах Ань Шигао

Основоположника буддизма мы знаем, но кто же считается родоначальником этой религии в Китае? Такой человек действительно был и звали его Ань Шигао. Он был простым парфянским монахом, который приехал в город Лоян. Это был образованный человек, и благодаря этому он проделал огромную работу. Конечно, он работал не сам, а с группой помощников. Вместе они перевели около 30 буддийских сочинений.

Почему же это огромная работа? Дело в том, что перевести религиозный текст не сложно, но сделать это правильно, понять замысел автора и передать именно его точку зрения - это не каждый переводчик сможет. Ань Шигао это удалось, и он создал прекрасные переводы, которые полностью отображали суть буддийского учения. Кроме него этим также занимались и другие монахи, которые переводили сутры. После появления первых достоверных переводов всё большее число людей стали интересоваться новым течением.

С этого момента в хрониках того времени всё чаще упоминалось о великих празднествах, которые проводили буддийские монастыри. Религиозное течение становилось более популярным с каждым годом, а в государстве появлялось все больше иностранных миссионеров. Но даже несмотря на активизацию всех этих процессов, ещё целое столетие течение не было признано в Китае на официальном уровне.

Время смуты

Буддизм в Древнем Китае был воспринят отлично, но время шло вперед, менялись люди и власть. Заметное изменение произошло в IV веке, когда это течение стало завоевывать верховных властителей. Почему новая религия резко стала так популярна?

Особенности буддизма в Китае заключаются в том, что он приходит во времена кризисов, когда народ недоволен и растерян. Так случилось и на этот раз. В государстве началось время смуты. Буддийские проповеди посещало много людей, ведь эти речи успокаивали людей и приносили умиротворение, а не злость и агрессию. Кроме того, такие отрешенные настроения были весьма популярны среди аристократического общества.

Аристократы Южного Китая любили отгораживаться от происходящих событий, и обычный народ перенял эту способность, только в несколько ином виде. Именно в период кризиса люди захотели окунуться в свой внутренний мир, найти себя настоящего и понять окружающих. В этом и состоят особенности буддизма в Китае - он давал своим последователям ответы на все волнующие вопросы. Ответы были ненавязчивые, каждый свободно выбирал свой путь.

Судя по достоверным источникам, можно сказать, что в это время в стране процветал буддизм переходного типа, в котором значительное внимание уделялось медитации. Именно из-за этого некоторое время народ воспринимал новое течение как модификацию уже известного даосизма.

Такое положение вещей привело к созданию некоего мифа в народе, который гласил о том, что Лао-Цзы покинул родные края и отправился в Индию, где стал учителем Будды. Доказательств эта легенда не имеет, но даосы часто использовали её в своих полемичных речах с буддистами. По этой причине в первых переводах очень много слов заимствовано из даосской религии. На этом этапе буддизм в Китае характеризуется тем, что складывается определённый Китайский буддийский канон, в который входят китайские переводы, тексты с санскрита и сочинения из Индии.

Следует отметить монаха Даоань, который внес наибольший вклад в развитие буддизма в Китае. Он занимался миссионерской и комментаторской деятельностью, создал монастырский устав, а также ввел культ будды Майтреи. Именно Даоань начал добавлять к фамилиям всех буддийских монахов приставку «Ши» (из-за того, что Гаутама Будда происходил из племени Шакья). Ученик этого монаха активно доказывал и защищал тезис о не подвластности религии правителю, а также именно он создал культ Амитабхи, который стал самым известным и популярным божеством на Дальнем Востоке.

Кумараджива

В определенное время считалось, что Китай - центр буддизма. Такое мнение бытовало в те времена, когда государство стало предметом нападения для ряда кочевых племен. Религия только выиграла от того, что в Китае смешалось столько этносов. Пришедшие племена благоприятно воспринимали новое верование, так как оно напоминало им магию и шаманство.

Кумараджива - это известный монах-проповедник на севере Китая. Стоит отметить, что именно в этой части государства, религия развивалась под очень строгим контролем со стороны императора. Именно Кумараджива заложил фундаментальные основы буддийской школы в Китае. Он также занимался переводом оригинальных текстов и проповедничеством. В V-VI веках началось четкое разграничение религии по ветвям (этот процесс начал Кумараджива). Активно происходил процесс «индианизации» и принятия подлинных буддийских концепций. Последователи разделились, что послужило возникновению 6 разных школ. Таким образом, окончательно сформировался чань-буддизм в Китае.

Каждая школа группировалась вокруг своего последователя, а также вокруг определённых текстов (китайских или оригинальных буддийских). Именно ученик монаха Кумарадживи создал учение о том, что дух Будды присутствует во всём живом, а также о том, что можно спастись при помощи «внезапного просветления».

Династия Лян

Влияние даосизма и буддизма на культуру Китая сделало своё дело. Уже в VI веке буддизм становится официальной религий и господствующим течением. Однако, как мы уже знаем, случиться такое без поддержки верховной власти не могло. Кто же этому поспособствовал? Поднял буддизм на новый уровень император У-ди из династии Лян. Он провел довольно заметные реформы. Буддийские монастыри стали крупными собственниками земель, они начали приносить доход императорскому двору.

Если вы спросите, какой буддизм в Китае, то однозначного ответа вам никто не даст. Именно во времена императора династии Лян сформировался так называемый комплекс трех религий, или сан цзяо. Каждое учение из этой тройки гармонично дополняло другое. Считалось, что буддийское учение отражает внутреннюю и сокровенную мудрецов. Также в это время буддизм получил свою нишу, которая заняла достойное место в обрядности китайского народа, - речь идет о заупокойных обрядах.

Этот этап характеризовался тем, что китайцы начали праздновать молебнами день поминовения усопших и отмечать день рождения Будды. Все большее распространение набирал культ, который сводился к освобождению живности. Этот культ возник из учения о том, что всё живое имеет в себе частичку Будды.

Школы буддизма

Распространение буддизма в Китае произошло довольно быстро. За короткое время успели сформироваться определённые школы чань-буддизма, которые оказали значительное влияние на традиции Дальнего Востока. Все школы можно условно разделить на три группы: школы трактатов, сутр и дхьяны.

Школа трактатов основывалась на индийский учениях. Последователи этого направления больше занимались философскими вопросами, чем распространением своего учения. Обычные люди и монахи, которые принадлежали этой школе, писали философские трактаты, а также изучали материалы, которые были написаны в глубокой древности. Ещё одним направлением их деятельности были переводы писаний с индийского на китайский.

Школа сутр базировалась вокруг одного главного текста, который выбирал лидер. Именно этому писанию следовали все ученики, и именно в нем они находили высшее выражение мудрости Будды. Как мы уже поняли, школы сутр основывались на конкретном доктринально-религиозном тексте. Несмотря на это, последователи занимались и рассмотрением многим теоретических и философских вопросов. Ещё они разрабатывали сложные системы, которые трудно отнести к определенному индийскому тексту.

Школа дхьяны - это школа практиков. Здесь последователи занимались йогой, медитацией, молитвами и тренировали психотехнику. Они несли своё знание в народ, обучали его простым способам контролировать свою энергию и направлять её в правильное русло. Также сюда относят школу монашеских заклинаний и школу монашеской дисциплины.

Буддизм и культура

Бесспорно, что буддизм в культуре Китая играет значительную роль. Влияние этой религии наиболее ярко видно в литературе, архитектуре и искусстве страны. Во времена буддийских монахов было построено огромное количество монастырей, храмов, пещерных и скальных комплексов. Они отличались архитектурным великолепием.

Строение этих времен характеризуются изящностью и ажурностью, что показывает неконсервативный характер буддистов. Новые религиозные сооружения буквально обновили старые и некрасивые постройки Китая. Они выделяются многоярусными крышами, которые символизируют небеса. Все построенные здания и подземные комплексы являются ценнейшей исторической памяткой. Очень органично в архитектурный ансамбль вписываются фрески, барельефы и характерная округлая скульптура.

Округлые здания были популярны в Китае давно, но во времена буддийских монахов они распространились в огромном количестве. На сегодняшний день, буквально в каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, восходящие к индокитайской культуре. Вместе с религией в страну также пришло и новое животное, которое очень часто можно встретить на различных скульптурных произведениях, - лев. До момента проникновения верования Гаутамы, это животное было практически неизвестно китайскому народу.

Именно буддизм привил китайской культуре некую любовь к художественной прозе, которая до этого была совершенно не распространена там. Новеллы со временем стали самым дорогим для китайского человека видом художественной прозы. В то же время, возникновение художественной прозы в Китае повлекло за собой создание более крупных жанров, таких как классический роман.

Именно чань-буддизм занимает важное место в формировании китайской живописи. Для художников сунской школы присутствие Будды во всем сущем отыграло особенную роль, благодаря чему их картины не имели линейных перспектив. Монастыри стали богатым источником информации, так как именно здесь собирались, размышляли и писали свои труды великие монахи, художники, поэты и философы. Эти люди приходили именно в монастырь для того, чтобы отрешиться от внешнего мира и следовать своему внутреннему творческому пути. Стоит отметить, что китайские монахи первыми изобрели ксилографию, то есть книгопечатание при помощи размножения текста посредством матриц (досок с зеркальными иероглифами).

Китайская устная культура очень пополнилась благодаря буддийским легендам и мифам. тесно сплелись в сознании людей, что породило даже некоторую привязку к реальным историческим событиям. Большое влияние на философскую мысль Китая имели буддийские идеи о внезапном просветлении и интуиции.

Удивительно, но даже известная чайная также берет свое начало в буддийском монастыре. Считается, что искусство чаепития зародилось именно тогда, когда монахи искали способ медитировать и не засыпать. Для этого и был изобретен полезный и бодрящий напиток - чай. По легенде, один монах заснул во время медитации, и чтобы больше такого не происходило, он обрезал свои ресницы. Упавшие ресницы дали ростки чайного куста.

Настоящее время

Есть ли сегодня буддизм в ответить на этот вопрос сложно. Все дело в том, что исторические обстоятельства сложились таким образом, что начиная с 2011 года деятельность буддистов в КНР находится под строгим контролем. Это связано с тем, что современная китайская власть, начиная с 1991 года, ведет жесткую политику. Правительство само диктует правила того, как должен развиваться буддизм в Китае.

В частности, монахи должны были отречься от Далай-ламы XIV, чтобы заняться изучением коммунистических текстов. Естественная реакция буддистов на это понятна. Буддизм в Китае не имеет возможности развиваться и находить новых последователей. Такая политика государства приводила к неоднократным случаям ареста и произвола. К сожалению, на сегодняшний день КНР не принимает буддизм в его естественном виде. Возможно, в будущем ситуация пойдет на улучшение, ведь исторически китайскому народу очень близок буддийский взгляд на жизнь.

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что философия Древнего Китая буддизм воспринимает, как нечто подобное и родное. Представить религиозно-философские идеи этой страны без буддийских мыслей просто немыслимо. Такие слова, как «Китай», «религия», «буддизм» исторически связаны и неразделимы.

佛教 fójiào

Эта статья будет посвящена развитию буддизма в Китае . Я не буду останавливаться на самом буддизме, на его сути, развитии в Индии и становлении, так как на эту тему уже написано много книг и статей.

Существуют различные точки зрения на время проникновения буддизма в Китай . Называют даже 3-2 вв. до н.э., во что мало верится, так как в то время еще попросту не было сообщения между Индией и Китаем. Даже Великий Шелковый Путь появился лишь в середине 2 века до нашей эры. Еще одна дата, которой придерживаются многие ученые, это первая треть 1 века.

Существует и легенда, согласно которой ханьский император Минь-ди увидел во сне Будду, после чего в Китай прибыл монах Кашьяпа Матанга. Легенда гласит, что он привез с собой сутры и статую Будды Гаутамы. В 68 г. для хранения этих реликвий был построен Монастырь Белой Лошади. Его так назвали в честь этого монаха, который, опять же по преданию, приехал на белом коне. Примечательно, что этот монастырь существует и сейчас и является одним из самых главных центров буддизма в КНР. Подлинное же знакомство китайцев с буддизмом началось во втором веке.

Приблизительно в середине 2 веке в Китай прибыл буддийский миссионер Ань Шигао. Его безусловная заслуга в распространении буддизма на территории Китая в том, что он занимался активной переводческой деятельностью, и ему принадлежит перевод около 50, а может и больше, свитков канонических сутр.

До начала 4 века продолжается дальнейшее развитие и распространение буддизма в Китае, пока Китай не разделяется на север и юг, и буддизм, в свою очередь, также разделяется на северное и южное направление.

В 6 веке буддизм получил статус государственного вероучения южно-китайской династии Лян (502-555). Такое положение буддизма положительно сказалось на материальном благополучии монастырей. В Китае в то время функционировало около 2800 монастырей. Стоит также сказать, что после гибели династии Лян, буддизм получил новое развитие – появились даже собственно китайские школы – Хуаянь, Тяньтай и Чань. Создателем школы Чань считается полулегендарный миссионер Бодхидхарма .

7-8 века – период наивысшего расцвета и авторитета буддизма. Многие считают это заслугой буддийского наставника Сюань Цзана, который совершил длительное паломничество в Индию, где он изучал индо-буддийскую литературу. Также ему и его ученикам приписывается перевод большого количества памятников индо-буддийской литературы.

Во времена династии Тан, буддизм снова пользуется покровительством среди власти. Это связано с тем, что монахи Шаолиньского монастыря спасли жизнь будущего императора танской династии.

Благополучие буддизма длилась до 9 века . В первой половине 9 века права буддизма были существенно ограничены, а в середине 9 века он подвергся гонениям, были разграблены многие монастыри. В последующие исторические эпохи буддизм не раз переживал этапы подъема и этапы упадка, но он больше никогда не достигал такого уровня государственной поддержки, как это было в 7-8 вв.

Перестав быть системой официальной идеологии, буддизм продолжал выступать как идейно-политическая сила. В это время начинают складываться различные общества и секты, некоторые из которых впоследствии стали организаторами повстанческих движений. Одно из них, это, например, «Общество Белового лотоса», идеи которого опирались на ранне-буддийские концепции. Они поддерживали идею пророческого прихода будды Майтреи и считали, что история человечества должна пройти через три этапа – прошлое, когда миром правил будда Кашьяпа, настоящее, когда миром правит будда Шакьямуни, и будущее, когда в мир придет будда Майтреи. Свои повстанческие движения они объясняли тем, что до прихода будды Майтреи, человечество должно пережить бедствия, живыми из которых смогут выйти только последователи учения «Белого лотоса». Опознавательной цветовой символикой школы был красный цвет. Кстати, крестьянская война 1351-1366 гг., положившая конец монгольскому правлению в Китае была подготовлена именно ими.

При монгольской и маньчжурской династиях в Китай проник тибетский вариант буддизма – ламаизм, но значительного влияния он не имел.

Если говорить о влиянии буддизма на Китай в целом, то здесь можно отметить следующее:

1. Появление в Китае монахов и монастырей как особого слоя социума.
2. Знакомство китайцев с мифологемой ада и рая.
3. Привнесение элементов буддийской архитектуры (например, пагоды) и других элементов изобразительного искусства в зодчество Китая.

Что касается 20 века , то после образование КНР в 1949 году, владения многих монастырей были конфискованы властями. В 1953 году создается Китайская Буддийская ассоциация. Ее целью было объединение всех буддистов в стране (как верующих мирян, так и монахов, включая Тибет).

Следующая черная полоса для буддизма началась во время культурной революции. Все буддийские храмы и монастыри были закрыты, монахов, так же как и представителей интеллигенции и деятелей культуры отправляли на т.н. «перевоспитание». Деятельность Китайской Буддийской ассоциация также была приостановлена и была возобновлена только в 1980 году.

В последние годы интерес общества к буддизму заметно вырос. Многие люди считают себя верующими и посещают буддийские храмы.

При подготовке статьи использовались:
История культуры Китая М. Кравцова
Zhongguo wenhua, Nankai Daxue

Буддизм был впервые привезен в Китай из Индии, миссионерами и торговцами проходившими по Шелковому пути , который соединял Китай с Европой в конце династии Хань (202 до н.э. – 220 г. н.э.).

К этому времени буддизм в Индии уже просуществовал 500 лет, в Китае же Буддийская философия стала процветать только после падения династии Хань и конца строгих конфуцианских убеждений, т.к. династия Хань была глубоко конфуцианской. Конфуцианский Китай изначально был не очень дружелюбен к буддизму.

Буддизм – это система верований и практик, основанных на принципах сострадания и непривязанности, религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

В Буддийской философии выросли два основных течения. Были последователи традиционного Буддизма Тхеравады, который основывается на строгой медитации и первоначальном учении Будды. Буддизм Тхеравады хорошо распространен в Шри-Ланке, и в большинстве стран Юго-Восточной Азии.

Буддизм в Китае – это Буддизм Махаяны, который включает в себя различные формы, такие как Дзен-Буддизм, Буддизм Чистой Земли и Тибетский Буддизм – также известный как Ламаизм . Махаяна буддисты верят в более широкое обращение к учению Будды по сравнению с абстрактные философскими вопросами, поставленными в Буддизме Тхеравады. Буддисты Махаяны также принимают современных Будд, таких как Амитабха, которых нет в Тхеравада Буддизме.

Махаяна Буддизм говорит, что все физические формы, должны быть лишены внутренней самости (учение, называемое шуньята, что означает «пустота») и индивидуальной автономии. Согласно Махаяне, индивидуальное просветление не представляется возможным. Идеал в Махаяна Буддизме – это возможность всем живым существам быть просветленными вместе, не только из чувства сострадания, а потому, что мы не можем отделить себя друг от друга.

Одним из ключевых моментов успеха буддизма – был даосизм . Чтобы помочь понять китайцам буддийские понятия, буддисты заимствовали идеи из даосизма через китайский язык. И буддизм, и даосизм имел выгоду от этого обмена. Даосы расширили свои представления о космосе и способах структурирования их монашеских орденов.

Буддисты получили лексику, которая сделала его более понятным для изучения. Со временем буддизм стал популярным в жизни китайского народа, от простых людей до самого императора. Действительно, в шестом веке, буддизм соперничал с даосизмом в популярности и политическом влиянии. Именно в это время, и в течение последующих трех столетий,были сформированы основные школы китайского буддизма.

Две школы, которые сохраняют свое влияние сегодня: школа Буддизма Чистой Земли и Чань(Дзэн) буддизма. Даже в Китае, где религия часто подавлялась правительством, эти две школы китайского буддизма продолжают практиковать. Буддизм в Китае, как и в случае с религиозными учениями даосизма и конфуцианства, также претерпел множество изменений на протяжении всей истории Китая.

В так называемом классическом периоде буддизма в Китае (династия Тан, 618-907 н.э.), существует целый ряд школ буддизма, которые учили и распространяли собственные философии и медитации. Учения различных школ повлияли, и впоследствии прижились в Корее и Японии.

Одной из самых популярных фигур в китайском буддизме является Бодхисаттва Гуаньинь (тот, кто воспринимает слезы мира – Guanshiyin). Гуаньинь стал ключевой фигурой в религиозных практиках китайских буддистов и даосов.