Брюсов юному поэту история создания. Анализ стихотворения В

Во многом человечество существует благодаря передаче опыта. Конечно, люди оставляют и какие-то материальные следы своего присутствия на этой планете, но наиболее существенными являются идеи и мысли, которые они оставляют, если оставляют вообще. К примеру, Маркс оставил после себя не так много материальных объектов, по сути, только книги, но там содержались идеи, которые управляли и преобразовывали мир, эти идеи также повлияли, к примеру, и на Брюсова, которому «посчастливилось» жить во времена перемен и вкусить плоды революции.

Стихотворение «Юному поэту» довольно раннее, оно описывает по большей части мысли Брюсова, которые тот хотел вложить даже не любому поэту, а только своим будущим соратникам – символистам. Как предводитель этой школы, он выпускает своеобразную инструкцию, которая позволяет молодым поэтам наметить ориентиры и понять каким заветам следовать для того чтобы стать достойными представителями этого течения.

В работе мы видим три основных завета: обратить свой взор в сферу грядущего, никому не сочувствовать и сконцентрироваться только на собственной фигуре, поклоняться искусству.

Безусловно, для того чтобы разбирать досконально эти заветы потребуется изучать более глубоко концепцию символизма и тут есть возможность даже для написания отдельного философского трактата. Поэтому в рамках данного сочинения остается только кратко наметить те контуры мыслей, который запечатлел в своих словах поэт.

Обращение взгляда в грядущее и «не живи настоящим» вполне понятно, поэт как пророк, а помимо этого Брюсов оставлял именно за временем роль главного судьи, который может определять состоятельность разных идей, поэтому поэт смотрит в грядущее, чтобы в том числе определить и состоятельность настоящего. Второй завет указывает на потребность отрешиться от банальности и повседневности, сосредотачиваясь на себе поэт постигает высшие сферы бытия. Третий завет предлагает поэту дополнительную область концентрации и основную жизненную цель «поклоняйся искусству, только ему, безраздумно, бесцельно» - служение высокому идеалу, духовный труд.

Анализ 2

Произведение относится к философской лирике поэта и основной тематикой имеет авторские рассуждения о назначении поэтического искусства, а также роли творческих людей в общественной жизни.

Композиционная структура стихотворения состоит из трех основных частей, представленных в виде определенных наставлений, заветов для молодых поэтов, описанных в форме повелительного наклонения, заключенных в бессоюзных предложениях и обращениях, придающих повествованию логичную, лаконичную и ясную смысловую нагрузку.

Первый завет направляет творческие мысли юного поэта в будущее, стремясь абстрагироваться от проблемной реальной действительности, во второй части содержится совет о проявлении творцом личного эгоизма в виде любви к собственной персоне, а третья часть наставлений посвящается важности творческой деятельности, которая должна стать для юнца истинный жизненным смыслом, которому поклоняется каждый творец.

В качестве стихотворного размера в стихотворении используется трехстопный дактиль, в котором ударение делается на первый слог, с перекрестным способом рифмовки, а также с применением точной и неточной женской рифмы.

Среди средств художественной выразительности, являющихся немногочисленными и недостаточно разнообразными, автор применяет немного эпитетов, метафор, а также устаревших слов, включенных в стихотворное содержание, которые позволяют проиллюстрировать возвышенную роль поэтической деятельности, стоящую, по мнению автора, намного выше, чем каждодневные человеческие заботы и проблемы.

Стихотворные наставления, содержащиеся в произведении, в лаконичном виде передаются программные принципы лирики символизма, придающие стихотворению публицистический оттенок. Лирический герой преподносит понятие искусства в виде жизненного смысла творческого человека, заключенного в его интересах, чувствах, мыслях, составляющих внутренний мир поэтического художника.

В стихотворении автор представляет двух действующих персонажей в виде лирического героя, представляющего уроки юному поколению, и молодого поэта, описываемого автором в качестве поэта будущего времени, изображенного как бледного юношу, имеющего горящий взгляд.

В общем виде стихотворение представляет собой авторское наследие для будущих потомков, решивших связать свою судьбу с поэтическим творчеством.

Анализ стихотворения Юному поэту по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Маяковского

    Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

    Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

  • Анализ стихотворения День Брюсова

    Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.

  • Анализ стихотворения В будущем Брюсова

    Произведение Валерия Брюсова В будущем относится к раннему творчеству поэта. На момент создания стихотворения Брюсов был еще совсем юным мальчишкой. Как и свойственно всем юношам, поэт Валерий Брюсов был высокого о себе мнения

  • Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9 класс

    Это стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. На процесс его создания повлияло крайне неприятное событие – арест восставших декабристов. Большинство из них были друзьями поэта

Валерия Брюсова принято считать одним из основоположников символизма в России. Он ратовал за приобщение людей к искусству, а юных поэтов непосредственно к символизму, считая это течение дарующим максимальные возможности для развития творчества.

В 1896 году он создает стихотворение под названием «Юному поэту», которое имеет форму посвящения и обращено к начинающим творцам пера.

Форма посвящения не была нова для русской литературы. К ней в своем творчестве уже прибегали Жуковский, Пушкин, Некрасов и другие поэты. Брюсов в своем произведении дает три наказа будущему возможному приемнику. Все они представлены в повелительном наклонении. Этот факт указывает на то, что автор не просит, а почти требует, заклинает выполнять указанное. Ведь он прожил на Земле уже не так мало лет, имеет опыт за плечами и волнуется за начатое им дело, жаждет, чтобы оно нашло почитателей и продолжало существовать и развиваться. Но это не просто три завета поэта, это, ко всему прочему, кратко оформленная программа символистов. Такие деятели искусства должны смотреть в будущее, любить себя и поклоняться лишь искусству.

Лирический герой, коим в стихотворении является сам Брюсов, призывает молодого поэта думать о будущем. Ведь от его мыслей и деяний может зависеть картина завтрашнего дня. Отсюда и вытекает призыв думать о себе. От качества внутреннего мира художника зависит, будут ли читаться его творения.

Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Лишь ради него стоит быть на этом свете. Даже сочувствовать поэт запрещает. И этот призыв сперва настораживает. Но стоит обратиться к теории символизма, как понимаешь, что все произведения данного направления строятся на созерцании, на умении видеть прекрасное. А когда человек погружен в чужие проблемы, он не сможет лицезреть красоту вокруг.

Данное стихотворение не может похвастать обилием изобразительно-выразительных средств. Среди употреблённых можно назвать лишь эпитеты «юноша бледный», «взором горящим», инверсию «бойцом побежденным» и сравнение смерти с падением побежденного в бою бойца. В целом же оно строго, лаконично, четко выстроено и всей своей композицией и стилем напоминает программу. Оно похоже на публицистическое произведение.

В произведении можно заметить образы двух героев: сам лирический герой и адресат его обращения. На первый взгляд лирический герой кажется даже авторитарным. Ведь он наставляет, говорит, что стоит делать, а чего стоит избегать. Но достаточно прочитать последние строки стихотворения, как понимаешь, что это не так.

Лирический герой понимает, что дело его жизни еще не совершенно и боится, что без четкого контроля после его смерти, оно может кануть в Лету. Герой, напротив, мечтателен. Он верит и надеется, что следующие поколения будут лучше: более талантливы, более трудолюбивы.

А каким видит Брюсов поэта будущего? В начале стихотворения это молодой юноша полный энергии и сил. В последних строках сочетание «со взором горящим» заменено на «со взором смущенным». Та ответственность, которую Брюсов хочет возложить на его плечи превращает юношу в смущенного и тихого. Но в душе он все равно готов на свершения, так как до боли любит дело, которым занят.

Таким образом, в данном стихотворении Брюсову удалось отобразить программу символистов и в то же время оставить таким незатейливым способом завещание потомкам.

Валерий Брюсов является ярким представителем символистов и считается основоположником этого литературного течения в России. Многие поэты, творившие в конце XIX - начале ХХ века, прибегали к символизму, который выражал протест против догм, нравоучений и традиций. Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что автор хотел дать напутствие будущим литераторам, оставить после себя последователей, которые продолжат начатое им дело.

В 1896 году написал Брюсов «Юному поэту». говорит о том, что автор мечтал о новом поколении символистов, которые, невзирая ни на что, будут служить искусству. Валерий Яковлевич призывал молодых людей быть безжалостными к обществу, эгоистичными и иметь лишь одну цель в жизни - проявлять свой писательский талант. Символисты на первое место ставят духовное и презирают материальное, поэтому последователи этого течения должны быть лишены приземленности и отрицать свою связь с текущим временем.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что автор призывает литераторов абстрагироваться от внешнего мира, грезить о прекрасном и свои мечты передавать в стихах. Каждый поэт-символист должен стать полубогом, которого будут уважать обыватели. Валерий Яковлевич требовал любить себя, понимать собственную неповторимость и четко идти к намеченной цели, не сбиваясь с пути. Настоящий поэт, несмотря ни на что, должен всю свою жизнь посвятить музе.

Скрытый смысл стихотворения

В конце XIX века все чаще стали происходить народные волнения, в обществе начали витать революционные идеи, противником которых был Брюсов. «Юному поэту» - стихотворение, призывающее к духовному развитию и отречению от всего материального. По мнению символистов, материализм не может править миром, сам же Валерий Яковлевич всегда считал, что только время может рассудить, кто был прав, а кто нет. В результате стало классикой русской литературы, а революционные идеи показали свою несостоятельность и утопичность.

Когда поэт требует от последователей любить себя, он имеет в виду не нарциссизм, а постижение личной неповторимости, которое поможет развить в себе хорошие качества, не быть зависимым от мнения окружающих. Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» говорит о том, что автор считает, будто духовный мир человека, кроме него самого, никто не в состоянии оценить. Самовлюбленность помогает поэту лучше познать свой внутренний мир и раскрыться в поэзии.

Читателя может шокировать призыв автора никому не сочувствовать, но анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что он имеет в виду попытку оградить себя от всего материального и заниматься лишь духовными поисками. Если литератор начнет интересоваться чужими проблемами, то он попросту погрязнет в них, времени на творчество не останется вовсе. К тому же стихи должны быть легкими, возвышенными и не иметь ничего общего с земной жизнью, а для этого поэту нужно оградить себя от общества.

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Юному поэту»

влиянием классической литературы «золотого» века. Это хорошо заметно в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова.

Он - один из теоретиков русского символизма, стоял у его истоков. Как-то он воскликнул, говоря о символизме как литературном направлении: «Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя! А этим вождем буду Я! Да, Я!»

этих писателей и поэтов были заложены основы эстетики данного направления. Символизм нашел свое отражение не только в литературе, но и в изобразительном, а также театральном искусстве. Истоки западного символизма исходят из философии Артура Шопенгауэра, немного из философиН Фридриха Ницше и некоторых других философов.

Западные поэты-символисты в своих стихах обращались к средневековому искусству, в них сквозило апокалиптическое восприятие мира. Например, в стихотворении А. Рембо «Пьяный корабль»:

Но я, затерянный в кудрях травы летвйской, я, бурей брошенный в эфир глухонемой, шатун, чьей скорлупы ни парусник ганзейский, ни зоркий Монитор не сыщет под водой, - я, вольный и живой, дымно-лиловым мраком пробивший небеса, кирпичную их высь, где б высмотрел поэт все, до чего он лаком, - лазури лишаи и солнечную слизь...

Символизм как таковой предполагает выдвижение на первый план субъективного начала, отодвигая назад социальное. Существующая действительность находит отражение в двух планах: мистическом (символическом) и реальном. Поэт-символист познает мир через приобретенный духовный опыт. Символ многозначен, он рождает ассоциативную связь, поэтому в стихах поэтов-символистов нет четкого сюжета или же он вообще отсутствует. Западный символизм оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, как, впрочем, и русской. Русский символизм берет свое начало из западною символизма, откуда он перенял многие эстетические программы, но, тем не менее, у русского символизма есть ряд своих особенностей. Во-первых, русский символизм зародился в достаточно неспокойное время, а потому имел еще более апокалиптическое мировосприятие, чем западный, во-вторых, а русский символизм проявлял немалое внимание к личности, ее роли в истории, к сути вселенского процесса. Что касается жанров, то русские поэты-символисты большое внимание уделяли форме, а потому особой популярностью пользовался сонет. По словам Брюсова, символизм предполагает искусством как «постижение мира иными, не рассудочными путями». Сам процесс творчества для поэтов-символистов был подсознательным видением тайных смыслов, а выражением всего тайного мог быть только Я символ. Символ давал поэтам возможность по-разному трактовать его смысл.

Брюсов, как поэт-символист, изложил программу этого литературного течения в стихотворении, которое называется «Юному поэту»:

Третий храни: поклоняйся искусству,

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду Я бойцом побежденным,

Это произведение было написано в 1896 г. - и напечатано в сборнике «Это- я». Оно находится в самом начале поэтической карьеры писателя. Взгляд на сложившиеся облик творческой личности и цель ее деятельности В. Я. Брюсов убежденно выразил в стихотворении «Юному поэту»: Только грядущее - область поэта. Поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.

Основа стиха не событие, а движение души. От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее. Возможно, поэт хочет найти точки соприкосновения человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы.

«три завета». Автор, имея большой жизненный опыт, обращает внимание молодых поэтов на то, чтобы они преклонялись искусству, любили себя, никому не сочувствовали. Он готов уступить место настоящему великому поэту, пасть «побежденным бойцом» перед его талантом. Основа стиха в поэзии Брюсова - метафора, создающая образ, символ. Автор использует аллитерацию и ассонанс, употребляет эпитеты («горящий», «бледный», «смущенным», «побежденным»). В этом стихотворении присутствует перекрестная рифма: «горящий» - «настоящий», «завета» - «поэта», «беспредельно» - «бесцельно». Все эти приемы придают удивительную музыкальность произведения. Брюсов передает в слове не предмет, а впечатление от него. Размер стиха - ямб.

«Юному поэту» масштабно. Ведь оно принадлежало не обычному человеку, а создателю поэзии, своей силой проникающей в тайны мира. Вот почему поклонение искусству само по себе, по словам автора, «бесцельно». Стихи Валерия Брюсова читаемы до сих пор, они прошли испытание временем. Связано это, прежде всего, с тем, что поэт признавал возможность «другой позиции», не замыкался в рамках формального эксперимента. Однажды он сказал: «Как нашему Брюллову, мне хочется воскликнуть: «Дайте мне свод небесный, я распишу его весь!» Я один написал бы целую литературу, был бы поэтом, математиком, романистом, историком, критиком, драматургом... Дайте мне тысячу рук, чтобы писать. Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в моей душе и мыслях!»

Валерий Яковлевич Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, — это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира , стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности . Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность - не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.