Брюс ли факты и мифы. Легенда о Брюсе Ли – не правдивое изложение биографии Брюса Ли

Брюс Ли, несомненно, является ключевой фигурой в нашем восприятии боевых искусств. Его знают все. Им восхищаются все. Без него, честно говоря, развитие боевых искусств в сегодняшних масштабах было бы невозможно.

В чем смысл его появления? Чего добился Брюс Ли?

Славы самого высокооплачиваемого китайского актера – да. Славы капризного и взбалмошного человека – да. Отека мозга – да. Что после него осталось? Единственная книжка, которая необработана и представляет собой кучу разрозненных заметок, ученики, которые оказались обычными недоучками, поскольку не знали классической базы, да фильмы, в которых он избивает толпы дилетантов… У него ведь не было ни единого серьезного противника! Даже Чи Хванчже и Иносанто ложатся под него по сценарию – и, кстати, только Иносанто выглядит серьезным противником.

Основной проблемой, которая связана с Брюсом Ли и его наследием, является то, что китайские мастера не признавали его Джит-кун-до китайским стилем – и вообще никаким стилем не признавали. И от этого основоположник «стиля без стилей» почему-то всегда сильно сердился, костеря китайцев почем зря. Почему это так его волновало? Ведь по логике вещей он должен был относиться к этому по крайней мере спокойно. Ну да, это не стиль — раз уж «стиль без стиля». Зачем ему было так навязываться традиционным шифу, которых он ни во что не ставил и всех мог одной левой?

Дело в том, что созданный Брюсом образ себя, как представителя кунфу, причем ПРОСТОГО, рядового его представителя, был ему очень выгоден и крайне необходим. На нем держалась вся его сверхзадача, вся идея «проекта», который он продвигал.

Отказаться от этого образа значило потерять исключительность представителя великой цивилизации, хранителя неких секретных знаний, которые будто бы запрещалось разглашать – а вот он, революционер, смело обнародовал. Отказ от этого образа сразу опускал Брюса на одну доску со многими кинодрачунами, которые никогда не поднимались выше вторых-третьих ролей. И тот факт, что Брюс прекрасно изучил технику тэквондо, филиппинские кали, бокс, хапкидо и винчун, совершенно не интересовал бы западного зрителя. Тогда моды еще не было – Брюс создавал именно ее, создавал целый пласт культуры. Задача была громадная, и имидж кунфу, как волшебной таблетки ото всех проблем, доступной для ПРОСТОГО парня, был одним из важнейших условий.

Потеря этого имиджа сразу означала бы, что никаких «древних» секретов он не открывал – то есть, обыватель (особенно янки) мог бы решить, что любой другой смог бы так же. Брюсу пришлось бы волочь на себе весь груз хлопот, связанных с организацией новой системы – а это ему совершенно не было нужно. Он хотел в кино сниматься и деньги зарабатывать именно на фильмах, а не на преподавании.

Но созданный им кинообраз требовал именно ореола «кун-фу» — иначе как он смог бы сыграть «простого китайского паренька», который при этом занимался несколькими стилями рукопашки, причем некоторые из них в то время были уникальными? Таких «простых пареньков» не бывает.

Вместо милого образа деревенского правдоискателя, которому прощается многое из-за его наивности, получился бы карикатурный портрет самого Брюса – честолюбивого драчуна, предпочитающего все проблемы решать кулаком. Причем недалекого, не любящего думать, что вряд ли устроило бы самого Брюса, магистра философии. Согласитесь, этот образ был бы не столь популярен. Скорее всего, Брюсу пришлось бы сосредоточиться на «злых» ролях, подобно Боло Янгу и Тосисиро Обате – прекрасным мастерам, оказавшимся в плену своего образа.

Брюса такое положение не устраивало.

Что характерно для Брюса — так это четкость движений, их УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ, хоть даже и заметен уклон к чисто внешним эффектам. Так мало кто умеет двигаться – даже сегодня, хотя Брюс создал целую киноиндустрию и умельцев драться на экране мелькает предостаточно.

Немногословие. Склонность действовать, а не болтать. Отсутствие всяких рефлексий (столь привычных для американцев) по поводу «надо – не надо» — причем не по причине тупости героя, нет: просто он готов принять любой исход боя, ответить за принятое решение, даже если оно окажется неверным. И ожидает того же от противников: предупреждал же он покалеченного американца-Норриса в Колизее: не рыпайся. А коль уж тот принял свое решение – убил его без малейшей заминки. А уже потом пошел – не молиться в церковь и не вешаться, а разбираться с теми гадами, которые так подставили коллегу….

Потом, большинство драк в его исполнении очень скоротечны. И это правильно, если исходить из реальности: попав под правильный сильный и жесткий удар мастера такого уровня, люди потом не встают, а если встают, то снова в драку не кидаются. Любой боксер или «уличник» это знает. «Финальные поединки», как дань жанра, могут длиться долго, но и они достаточно логичны. А то у Ван-Дамма как правило, так: сперва ему по физиономии, он лежит, потом он встает – и в ответ. И никакой попытки ухода или защиты. Скучно. Неубедительно. Глупо.

В гонконгских боевиках, как вы сами знаете, классикой являются «пошаговые» драки, где присутствует куча лишних движений, маханий по воздуху и полетов на веревочках. А у Брюса кроме наивного «трафарета», проделанного телом хулигана в стене в «Большом боссе», все вживую. Ну или почти все – может, я чего не заметил. Оттуда и убедительность.

Джеки Чан все делает сам, что требует немалого опыта, солидных тренировок и прекрасной отработки, не говоря уж о развитом мышлении. При этом если Джеки иногда и использует «веревочки», то старается, чтобы они были НЕЗАМЕТНЫ, — чего не скажешь о других корифеях гонконгского кино, у которых «веревочка» – самая важная и практически основная часть трюка. Вот Джет Ли: — хоть и хороший актер и бесспорный мастер, но постоянно норовит сжульничать: то законы тяготения нарушит, то стену проломит… На фоне прекрасной техники и хорошей актерской работы это настолько резкая фальшь, что скулы сводит. ХАЛТУРА!!! Это не только не помогает фильму, но и портит весь эффект. А он с упорством, достойным куда лучшего применения, все летает и летает на своих веревочках. Кстати сказать, сюжеты в традиционных гонконговских фильмах обычно тоже не блещут умом. То есть, сюжет, поскольку он у них, по-моему, вообще один. Хотя есть просто восхитительные исключения: «Бритва», он же «Клинок», он же «Дао» и «История китайских призраков». А Брюс, оставаясь в рамках жанра, все-таки пытался как-то разнообразить сюжет.

На мой взгляд, «Путь дракона», где он охраняет китайский ресторан, является самым лучшим из его фильмов. А если хотите хороший фильм с хорошими боями и хорошим Само Хуном, то посмотрите «Жертву». Какой класс! И сюжет не вполне стандартный, и смешно, и техника вполне реальная, и драки каждые две минуты – но при этом вполне логично вписываются в сюжет, не набивая оскомину.

Желаю приятного просмотра.

Наверное, это самая мифологичная из всех фигур мирового кинематографа и мира боевых искусств. Несмотря на то, что Брюсом Ли многие восхищаются, многие считают его основателем, чуть ли не смешанных боев и спортивного кунг-фу, все же вы не найдете ни одного боя Брюса Ли, ни в одном турнире по боевым искусствам. И осмелюсь предположить, что его мастерство было зафиксировано только в кинолентах, подобно мастерству прочих актеров, таких как Сигал, Ван Дамм и других героев боевиков. В этом плане, если говорить, о действительно «боевых» актерах, то это, конечно же, Чак Норрис (правда, только в рамках каратэ, хотя актер повлиял на создание кикбоксинга), Дон Дракон Уилсон (10-ти или 11-ти кратный чемпион мира по кикбоксингу, правда фильмы с его участием были скучны и наивны), некоторые другие актеры.

Что же Брюс Ли - вдохновитель мальчишек 70-х, 80-х и, немного, 90-х, на занятия боевыми искусствами? Будучи известным актером в Гонконге, он перебирается в Штаты (где, кстати и родился, будучи китайцем лишь наполовину, а тои того меньше). Слава быстро вскружила ему голову и Ли почувствовал себя и впрямь непобедимым, что прослеживается в его мимике, пафосе, бескрайним самолюбовании.

Его смерть позволила раскрутить и без того, брендовый образ Брюса, так как последняя его картина повествует об актере, который борется с «киномафией», отчего бизнес-воротилы из мира кино и пытаются его убить.

В фильме, Ли инсценирует свою смерть, продолжая сражаться со своими недругами тайно. Картину доснимали уже после его смерти, что особенно отразилось на драках и сюжете, откровенно не блистающем своей оригинальностью.

В пору своего детства я слышал самые разные версии о смерти легендарного актера. Кто-то говорил, что его убила китайская мафия, кто-то, что он пал о руки шаолиньского монаха, использующего, технику «вибрирующего кулака» за то, что открывал секреты кунг-фу (сколько таинственности и чарующей мистики во всех этих словах), кто-то, переполняясь особой значимостью, высказывал мнение, что Ли убил представитель тайского бокса (о котором, на тот момент мы ничего и не знали). Даже сейчас, иронизируя все это и, понимая всю нелепость подобных гипотез, во мне просыпается что-то давно ушедшее из детства, когда слова «каратэ» и «кунг-фу» вызвали священный трепет в душе. Увы, мы стали больше знать и больше понимать, но как-то грустно, что тот самый трепет давно прошел.

На самом деле, Ли умер от аллергической реакции на лекарственный препарат (и в этом нет ничего уничижительного, к сожалению, такие случаи не редки). К тому же, Ли стал вести не вполне спортивный образ жизни, да и увлекался стимулирующими препаратами, которые тогда были в обиходе и мир еще не знал допинг-скандалов.

Как вспоминает Чак Норрис, Ли совершенно не умел расслабляться и не имел чувства юмора. Интересно рассказывается о его прошлом в документальном фильме, относительно недавно вышедшем на экраны. В нем жена, дочь и продюсер Брюса вспоминают о том, каким был знаменитый актер.

Многие поклонники боевых искусств будут удивлены, узнав, что восточного то в стиле Брюса Ли было ровно на половину. Можно сказать, что он и создал, посредствам своих фильмов, образ некоего непобедимого восточного мастера и, привычного нам, кунг-фу. Без его фильмов, малоизвестный и совершенно не популярный стиль вин чунь, так бы и остался бы единоборством некоторых китайских кварталов.

Почему - то принято считать сборники даосских и чань-буддийских афоризмов, сказанные Ли или ему приписанные, за его идеи, но это простительно, мир тогда только начинал биться в дикой лихорадке повально моды на все восточное. Да и ушу с каратэ только вступало в моду, затмив некогда популярнейшие в Европе и Америке джиу-джитсу и дзюдо.

Но не подумайте, что я хочу только раскритиковать и развенчать образ Брюса Ли. Да, признаюсь, из азиатских актеров мне ближе Джеки Чан, хотя его и считают некоторые «единоборцы» за «клоуна». Но главная заслуга Джеки в том, что он показал уязвимость главного героя, он показал, что всем присущ страх и любого могут побить, а это было важно для тех, кто привык видеть непобедимость главных героев, их бесстрашие, не понимая, что все это лишь кино.

Все же, что за стиль исповедовал великий Брюс? Его семья и продюсер вспоминали, что актер мог часами смотреть боксерские бои, всматриваясь в каждый кадр, прокручивая пленку, чтобы пересмотреть интересующие его моменты. Его кумиром был непревзойденный Мухаммед Али, чей подчерк можно увидеть в некоторых сценических движениях актера. Сам Брюс Ли говорил о своем стиле, как о синтезе бокса, западного фехтования и уже потом китайского ушу.

Но, известен Брюс был не только в мире боевых искусств, я бы даже сказал не столько в мире боевых искусств. Брюс Ли был чемпионом по ча-ча-ча. Отсюда его суперподвижность, гибкость и скорость. Вообще, очень многие герои боевиков являлись либо гимнастами, либо танцорами, например, главные герои фильмов «По прозвищу зверь», «Фанат», «Человек в зеленом кимоно», «Бросок вниз» и др.

Филигранная техника ног известного актера так же пришла к нему не сразу, а была привнесена в его технику Чаком Нориссом, так как Ли, изначально, следуя канонам южнокитайских стилей ушу, не владел широким арсеналом высоких ударов ногами.

Но мне не хотелось бы, чтобы у читателей возникло впечатление о моей субъективности в отношении роли Брюса Ли в популяризации боевых искусств, все же я признаю его заслуги. Во-первых, он показал, пусть даже через кино, что именно в синтезе различных систем, в умении внимать опыту из любого искусства, будь то бокс или каратэ, вот главное, а не замыкаться в своем стиле. Во-вторых, его роли и фильмы вдохновляли многих на занятия боевыми искусствами, кстати, ныне популярный В. Цой, перенимал мимику и движения у Брюса, чьи фильмы безумно любил. В-третьих, он культивировал облик, пусть идеального, но мастера единоборств с большой буквы (хотя первым фильмом с таким типажом был «Гений дзюдо» А. Куросавы).

Да и многим талантливым каскадерам, съемки в фильмах Брюса Ли подарили счастливый билет в большое кино, вспомним хотя бы того же Джеки Чана, игравшего эпизодичные роли у Брюса, Боло Янга и многих других.

Оценивать роль Брюса Ли и его качества бойца (которые лично у меня вызывают сомнения, при всем уважении к актеру) можно по разному, однако свою весомую роль в мире единоборств и кино он сыграл, да и играет до сих пор. Порой мне кажется, что популярность этого актера переживает некий ренессанс, видимо, его обожествление зашло так далеко, что из персонажа реалистичного, он превратился в мифический образ. Собственно, все восточные единоборства на таких мифах и живут, ведь даже серьезные мастера современности, до сих пор считают, что древние мастера намного превосходили своей силой хилых потомков, ломая пальцами стебли бамбука и, убивая голыми руками диких зверей.

Одним из многочисленных заблуждений о Брюсе Ли является то, что он родился в богатой семье. Часто можно прочесть фразу «по гонконгским стандартам», когда речь идет о доме Ли, который находился в Коулуне, над рядом многолюдных магазинов и был чем угодно, только не образцом лучших домов и садов. Не считая родителей и четырех сиблингов, дом на Натан Роуд, 218 предоставлял ночлег и питание тете Брюса и пятерым ее детям, а также супружеской паре и их сыну Ву Нгану, который двадцать лет спустя как дворецкий Брюса считался прессой главным подозреваемым в его загадочной смерти.

За железной дверью-гармошкой было несколько скудно меблированных и разделенных комнат. Ни у кого из почти двадцати жильцов не было своей спальни, вместо этого все это крошечное помещение было разделено на тесные зоны отдыха. Хотя в доме была ванная комната, ванна часто использовалась в период засухи, чтобы экономить воду для приготовления пищи и спускания воды в уборной.

Не считая тысяч китайцев, живших в грязных трущобах, сделанных из палок, брезента, картона и гофрированной стали, и еще более тысяч других, которые жили как незаконные поселенцы на крышах многоквартирных домов, семья Ли жила подобно подавляющему большинству китайцев в Гонконге весной 1941-го как селедки в ветхих квартирных домах, окруженные городским улеем кричащих неоновых вывесок и шумных прилавков. Среди ароматов пряностей, благовоний, кипящего масла в казане, систем открытых водосточных труб, парфюма и пота тел, ревущей музыки радиоприемников, безостановочного звона ложек, игральных костей маджонг, монет, абаки, молотков и электродрелей Брюс тем летом очень страдал от изнурительной жары и влажности, охватившей остров Гонконг и прилегающий район Коулун.

Еще одним заблуждением относительно Брюса Ли является то, что он родился в этом мире с потрясающими мышцами и безграничной энергией. Наоборот, Брюс с самого начала был чрезвычайно хрупким ребенком и болезненно медленным в физическом развитии. Причина этого заключалась в том, что он родился с заболеванием, известным как крипторхизм, то есть нарушение, при котором одно или два яичка новорожденного не опустились до его рождения. Это состояние часто естественным образом корректируется введением андрогена, мужского полового гормона, который ни младенец, ни его мать не выработали в восьмой внутриутробный месяц развития плода. Хотя неизвестно, подвергался ли Брюс лечению в раннем детстве, вопрос, касающийся истории болезни, заключается в том, почему первичный дефект остался у Брюса неисправленным до значительного времени во взрослом возрасте.

В результате крипторхизма Брюса его костный и мышечный рост был затруднен, и в течение всей жизни его половая система никогда не переступала период полового созревания. Что до хорошо развитого и сформированного тела, благодаря которому он получил титул «самого атлетичного человека в мире», несмотря на свои широко освещенные в прессы физические тренировки, это геркулесово телосложение просто не было его естественной генетической способностью. Более того, особенно важно для понимания ранних лет Брюса то, что основной симптом, который наблюдается у большинства детей с нелеченым крипторхизмом, это психосоциальная незрелость.

Официальная причина гибели – кровоизлияние в мозг. Подробнее – в материале спортивного обозревателя Дмитрия Калугина. «Маленького дракона»

Смерть легендарного Брюса Ли даже спустя почти полвека продолжает обрастать легендами. Новую теорию гибели человека-легенды выдвинул автор его новой биографии американец Мэтью Полли. Ответ кроется в последних фильмах Брюса.

Если вы заметили, то на Брюсе Ли нет ни капельки пота. Мэтью Полли утверждает, что мастер удалил потовые железы из подмышек ради более красивых кадров. И такое самопожертвование в итоге стоило Брюсу жизни. Его организм стал хуже переносить нагрузки, и в итоге он умер от теплового удара.

Хотя это лишь еще одна версия в ряду десятка других. Есть и официальное заключение экспертов – Брюс Ли скончался от кровоизлияния в мозг. Но этому фанаты великого мастера не верят.

Теории выстраивают самые разные: от банальных – убийства и наркотиков до мистических. Есть версия, что Брюса убил некий мастер искусства отложенной смерти. На прощальную церемонию в Гонконге пришли 30 тысяч человек. Некоторые из-за давки теряли сознание. Над гробом Брюса висел баннер: «Звезда опустилась в Море Искусства». А рядом с телом сидела его американская жена Линда Ли, которая от горя была в почти невменяемом состоянии.

Имя Брюса Ли вообще обросло огромным количеством легенд. Но есть и совершенно неопровержимые факты.

Великий мастер обладал невероятной скоростью: всего за секунду он мог нанести до девяти ударов. При этом сила удара от скорости не страдала, она была феноменальной – 1800 килограммов, больше, чем у многих тяжеловесов. Ее Ли нарабатывал постоянными тренировками. Он мог отжаться от пола полторы тысячи раз, а лишь на одних больших пальцах рук его результат – около сотни.

Все эти достижения до сих пор вдохновляют тысячи людей. Брюс Ли создал свой собственный стиль боевых искусств – Джит Кун До. Его он совершенствовал вплоть до самой смерти. А сейчас этот стиль изучают по всему миру.

«Это стиль, который подходит, в принципе, любому. Потому что, если не идут ноги, можно пробовать руками. Если не хватает силенок, можно использовать… Это как одна из составляющих. Ну и второе, надо не забывать, кто такой был Брюс Ли. Он был целеустремленным человеком, и, самое главное – уникальная физическая одаренность. Его скорость фактически так никто и не превзошел», – рассказал тренер по Джит Кун-До Сергей Рыжов.

Это вовсе не Брюс Ли, а его точная копия. Аббас Али-заде из Афганистана уже мировая знаменитость. Технику и приемы своего кумира он изучал по фильмам, а сейчас собирается попытать счастье в киноиндустрии.

Сегодня в памятный день в Гонконге открылась выставка, посвященная Брюсу Ли. На ней представлены более ста комиксов со всего мира о великом мастере боевых искусств.

18:10 / 11.01.2011 Шоу-биз

Вся правда о Брюсе Ли (ФОТО)

Брюс Ли — великий мастер восточных единоборств, американский и гонконгский киноактёр, а также кинорежиссёр, постановщик боевых сцен, продюсер и сценарист. 27 ноября 2010 года Брюсу Ли исполнилось бы 70 лет. Давайте вспомним об этом человеке, ведь именно он популяризовал восточные боевые искусства в западных странах во второй половине XX века.

Культурная икона, легенда боевых искусств и кинозвезда - все это Брюс Ли. Его стремительное восхождение к международной славе прервалось внезапной смертью в возрасте 32 лет. Родившемуся 27 ноября 1940 года в больнице «Jackson Street Hospital» Брюсу Ли в минувшем, 2010 году исполнилось бы 70 лет.

Семья Ли вернулась в Гонконг, когда Брюсу было всего три месяца. Именно там Брюс Ли обучался Вин Чун Кунг Фу, который позднее станет основой его собственного стиля боевых искусств. Его бойцовые качества плюс несколько актерских уроков стали основополагающими факторами, благодаря которым он стал звездой. Сценическое искусство давалось ему легко, и к 18 годам он уже появился в 20 гонконгских фильмах. Впервые он появился на экране в роли Ченга в фильме 1950 года «Малыш Ченг».

Страсть Ли к сценическому искусству перешла к нему от отца Ли Хон Чена (слева) - известного китайского оперного певца и кантонского актера.

В 1959 году Ли вернулся в Америку, чтобы получить гражданство и изучать философию в Университете Вашингтона. Во время обучения Ли начал преподавать кунг-фу, или, как он его называл, гунн-фу, в качестве подработки. В итоге он решил полностью посвятить себя боевым искусствам и открыл несколько школ. Однако склонность Ли к выступлениям и его естественная харизма указывали на то, что Голливуд неизбежно будет покорен.

Прорыв Ли пришел с ролью Като в телевизионной экранизации комикса «Зеленый шершень». Хотя Като - второстепенный персонаж, удивительный талант Ли в боевых искусствах сразу оказался в центре внимания. Популярность его героя Като стала настолько невероятной, что когда фильм попал в Гонконг, он стал называться «The Kato Show».

В основе его боевых искусств была система и философия, которую он разработал сам и назвал Джит Кун-Ду, или Путь опережающего кулака. Этот вид искусств можно описать, как «стиль без стиля», потому что в нем различные формы и стили сочетались с традиционными боевыми искусствами. Как говорил сам Брюс Ли, в этом виде боевых искусств нужно быть «бесформенным, как вода».

В 1972 году Брюс Ли пригласил действующего чемпиона по карате Чака Норриса на съемки фильма «Возвращение дракона». Когда Норрис спросил его, кто победит в финальной драке, Ли ответил, что это очевидно. В интервью WorldNetDaily Норрис вспомнил, как он подошел к Брюсу Ли и спросил: «так ты собираешься победить действующего чемпиона мира по карате?» «Нет, я собираюсь убить действующего чемпиона по карате», - ответил Ли.

Ли был не только актером в фильме «Возвращение дракона», он также выступил в роли сценариста и режиссера.

Снимаясь в фильме «Игра смерти», Ли получил предложение от компании «Warner Bros.» стать продюсером и сняться в другом фильме - «Выход дракона».

«Выход дракона» имел успех как у критиков, так и у зрителей, и Ли стал звездой международного уровня. Однако успех фильма был омрачен - за шесть дней до выхода фильма Ли скончался от осложнений после приема болеутоляющего «Эквагезик».

Последний фильм Ли «Игра смерти» снимали уже после его смерти - отчасти со снятым ранее материалом, отчасти с дублерами. В фильме демонстрировался талант Брюса Ли в Джит Кун-Ду на фоне таких мастеров, как Карим Абдул-Джаббар (слева).