Борьба католической церкви с еретиками в европе. Что такое еретик? Борьба церкви с еретиками

II. Католическая церковь в эпоху крестовых походов

153. Могущество католической церкви в XII‑XIII веках

В XII и XIII веках, т. е. в эпоху крестовых походов католическая церковь достигла наибольшего могущества. Папская власть, поставленная на небывалую высоту в середине XI в. Григорием VII , держалась на этой высоте до начала XIV столетия. Самостоятельность национальных церквей Запада была сломлена. Духовная власть пап распространилась на новые страны вместе с завоеваниями крестоносцев в Азии и на Балканском полуострове. Многие государи в это время особыми актами признавали свою зависимость от папства, которое серьезно стало распоряжаться королевскими коронами, а в борьбе с империей в середине XIII в. одержало полнейшую победу. Торжество духовной власти над светскою сопровождалось расширением прав духовенства по отношению к другим классам общества. Католическое духовенство разных стран, объединенное под властью папы, одно обладавшее образованием и сильное своими материальными средствами, привыкло выделять себя из светского общества и отождествлять церковь главным образом с самим с собою. Миряне были поэтому лишены всякой самостоятельности в церковной жизни. Народные языки были исключены из богослужения, и неклирикам запрещено было читать священное писание. Равным образом у них было отнято право причащаться под обоими видами (т. е. хлеба и вина), оставленное за одним духовенством, и причастие стало даваться им лишь под видом облат (т. е. освященного хлеба). Церковь стала в это время вводить в обычай раздачу индульгенций , т. е. прощение грехов для живых и умерших за денежные пожертвования или какие‑либо услуги. Еще Григорий VII объявил прощение грехов всем, кто будет помогать ему в борьбе с Генрихом IV , а Урбан II, провозглашая крестовый поход , тоже велел проповедовать, что участие в нем будет вознаграждаться прощением грехов. Составилась особая теория, по которой церковь была распорядительницей великой сокровищницы заслуг Христа и святых, спасающих людей вопреки их грехам. Не довольствуясь, как духовным наказанием, отлучением отдельных лиц, католическая церковь стала прибегать еще к интердиктам , т. е. наложению на целые страны прекращения всех таинств , за исключением крещения. В борьбе с непокорными государями это было сильное орудие в руках пап рассматриваемого периода. Другим орудием духовной власти сделалась инквизиция , занимавшаяся розыском и расследованием ересей и судом над еретиками, которые в случае виновности подвергались казни посредством сожжения на костре. Наконец, папы объявляли крестовые походы не только против мусульман, но и против еретиков, и даже против своих политических врагов.

154. Монашеские ордена

Главною опорою папской власти было монашество. Возникший в VI в. орден св. Бенедикта имел много монахов, которые в первую половину средних веков немало потрудились над осушкою болот, расчисткою лесов и разными сельскохозяйственными улучшениями на землях, отдававшихся монастырям благочестивыми мирянами. По мере того, как возрастало богатство монастырей, монашеские нравы приходили в упадок. Клюнийская реформа вывела, однако, монашество из этого печального положения, и множество монастырей вернулось к прежней строгости аскетической жизни. В XII в. особенно прославился суровым исполнением монашеских обетов и громадным влиянием на улучшение монашеских нравов аббат Клервоский святой Бернард , который известен еще, как красноречивый проповедник второго крестового похода. В XIII столетии возникли еще два новые монашеские ордена – францисканцев и доминиканцев, получившие название нищенствующих орденов .

Бенедиктинцы , из которых вышли и клюнийцы, и святой Бернард , давали обед нестяжания лишь в смысле отказа от личной собственности, но сами их монастыри были очень богаты. Нищенствующие монахи отказывались от всякой собственности и жили подаяниями. Основателем одного из этих орденов был итальянец святой , от имени которого и самый орден стал называться францисканским. Франциск, отличавшийся в юности веселым характером и роскошною жизнью, был настоящим воплощением аскетического идеала средних веков, но кроме подвигов благочестия, он прославился и подвигами милосердия, которое готов был изливать на всякую живую тварь. Он оказывал разную, какая только была в его силах и средствах, помощь всяким несчастным, особенно больным и бедным. Когда около Франциска собралось много сторонников такого служения Богу и ближним, папа Иннокентий III (1198 – 1216) позволил ему в 1209 г. основать новый монашеский орден миноритов, т. е. меньшей братии (fratres minores), как иначе назывались францисканцы. Главною обязанностью миноритов. сделалось учить народ, проповедуя ему веру и нравственность, и облегчать страдания бедных, больных и т. п. Францисканцы были настоящими представителями идеи отречения от мира и презирали светскую науку.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Наоборот, другой орден нищенствующих монахов, доминиканцы , прославились ученостью и представляли собою скорее другую идею средневекового католицизма, идею власти над миром. Этот орден был основан современником Франциска, испанцем святым Домиником. Это был ученый монах, который жил одно время на юге Франции, где· в XII и начале XIII в. бела распространена так называемая альбигойская ересь . Для борьбы с нею и с ересями вообще Доминик и задумал основать особый орден братьев‑проповедников (fratres praedicatores), на что скоро получил папское согласие (1220). Приняв миноритский устав, доминиканцы поставили своею задачею поддерживать чистоту католического вероучения, делаясь для этого преподавателями в низших и высших школах и забрав в свое ведение инквизицию.

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Своею добровольною бедностью, близким участием своим ко всем труждающимся и обремененным, а также своею ученостью нищенствующие монахи приобрели большое влияние на народ, а освобождение их из‑под власти местных епископов делало их непосредственными орудиями папской власти ,которой без всяких промежуточных инстанций были подчинены их начальники (генералы), жившие в Риме.

155. Церковная наука

Господствующему положению духовенства в обществе содействовало и то, что оно одно владело умственными орудиями образования и учености. Некоторое возрождение образования произошло на Западе при Карле Великом , но школы той эпохи существовали лишь при епископских церквах (кафедральных соборах) и в монастырях. В эпоху крестовых походов возникли высшие школы, получившие название университетов. В Италии прославились университеты салернский и болонский, в одном из которых изучалась медицина, а в другом юриспруденция, но самым знаменитым сделался университет парижский, где процветало преподавание философии и богословия. Он был основан или, вернее говоря, преобразован из более ранней школы в начале XIII в. Сюда стекались студенты из всех западноевропейских стран, и по образцу парижского университета, как общей матери‑кормилицы (alma mater) высших школ, стали устраиваться университеты и в других местах. Король Филипп II Август освободил всю парижскую общину (universitas) учащих и учащихся от подсудности местному превоту (административному и судебному чиновнику короля), а папа Иннокентий III – от подчинения соборному капитулу (коллегии так называемых каноников при кафедральной церкви). Средневековые университеты утверждались папами, и профессорские должности занимались в них клириками. Богословие считалось главным предметом, а на философию смотрели, как на служанку богословия (philosophia est ancilla theologiae). Задачею тогдашней школьной философии или схоластики , как ее называли, было подтверждать от разума церковные учения. В середине XIII в. один из представителей этой философии, доминиканец святой Фома Аквинский , в своем сочинении «Summa theologiae» разработал в подробностях и изложил в систематическом порядке тогдашнее учение католической церкви по вопросам веры и нравственности, права и государственной жизни. Фому прозвали ангельским учителем (doctor angelicus), и его «Summa» до сих пор пользуется громадным авторитетом у католического духовенства.

156. Борьба католической церкви с ересями

В эту пору наивысшего процветания католицизма ему приходилось, однако, бороться с ересями, возникавшими в недрах церкви. Среди самих схоластиков появлялись люди, которые доходили до богословских и философских положений, с которыми церковь не могла согласиться и которые потому подвергала преследованию. Но особенно много хлопот создавали папе и духовенству религиозные секты, находившие последователей в народных массах. На рубеже XII и XIII вв. весь юг Франции был охвачен двумя ересями – альбигойской и вальденской. Первая ересь была происхождения восточного. Это было манихейство , возродившееся в Болгарии в форме богомильства и оттуда перешедшее через Иллирию и Италию в южную Францию. Ересь получила название альбигойской от города Альби, но сами сектанты называли себя катарами , т. е. чистыми или совершенными. Они верили в существование двух мировых начал – доброго и злого, видели в Ветхом завете откровение дьявола и проповедовали аскетизм, признавая жизнь плотью и мирскими интересами равносильною служению дьяволу. Рядом с этою сектою на юге Франции развилась и другая, чисто христианская, напоминающая протестантизм нового времени. Вальденсы находили, что католическая церковь отступила от чистоты первоначальной христианской общины, и хотели реформировать веру и церковную жизнь, руководясь одним св. писанием. Еретики производили большое впечатление на народ своею строгою жизнью и обличением жадности и пороков духовенства.

С южнофранцузскими еретиками вступил в борьбу папа Иннокентий III. Против них и поддерживавшего их графа тулузского им был объявлен крестовый поход с отпущением грехов за участие в подавлении ереси. Рыцарство северной Франции бросилось на южную Францию и стало ее разорять. Папский легат требовал у них при взятии одного города, чтобы они убивали всех без разбора, потому что «Бог потом своих узнает». В это же время для борьбы с ересями и был основан доминиканский орден и введена инквизиция, попавшая в заведование этого ордена. Начались пытки подозреваемых в ереси, сожжения осужденных на кострах, конфискации их имуществ. Собственно церковные суды только приговаривали к казни «без пролития крови», исполнение же казни совершалось светскою властью. Схоластики старались и теоретически оправдать казни еретиков, ссылаясь даже на один неправильно переведенный текст Евангелия (в притче о царе, пригласившем гостей на пир и, когда они не пришли, пославшем звать нищих; в латинском переводе было сказано: « заставь войти»). Несмотря на гонения и казни, ереси, однако, не прекращались. В XIII в., напр., была в ходу проповедь Вечного Евангелия , в которой говорилось, что Ветхий завет был откровением Бога Отца, Новый – Бога Сына, и что наступает время откровения Духа Святого, когда вся жизнь человечества будет основана на новых началах. Замечательно, что это учение увлекло весьма многих францисканцев, которые готовы были видеть в основателе своего ордена предтечу будущего царства Святого Духа.

Что проповедовали еретики? Как католическая церковь боролась с еретиками? :

  1. вы евреи
  2. Саша даун ты. Нахрен сюда зашел?
  3. а как церковь то боролась?
  4. Что проповедовали еретики?

    проповедовали.
  5. Светская власть связывает Церкви руки, поэтому единственные методы воздействия, доступные инквизиции - изменение статуса в своей собственной системе. Короче еретиков попросту увольняют.

    "В 1992 году, к примеру, со своего поста в Чикаго был снят американский доминиканец отец Мэтью Фокс за то, что организовал в Калифорнии институт, посвященный творческому и духовному развитию, среди преподавателей которого была самозваная ведьма. В 1993 году трое немецких епископов были принуждены Конгрегацией отречься от своего утверждения о том, что католики, повторно сочетавшиеся браком без одобрения Церкви, по-прежнему могут принимать причастие. В 1995 году епископ Жак Гайо из Эвр лишился своего поста за то, что поддержал священника, который женился, одобрял использование презервативов в качестве средства защиты от СПИДа и всего лишь пользовался возможностью благословлять гомосексуальные браки. Когда он отказался сложить с себя обязанности, Ватикан силой сместил его с должности. Свыше 20 тысяч человек присутствовали на его прощальной мессе.
    В том же году в августинский монастырь в Бельгии на года так называемых занятий была сослана бразильская монахиня Ивона Хебара дабы могли быть исправлены ее теологические неточности. На это время ей было запрещено писать или выступать с какими-либо публичными речами. В том же самом 1995 году была уволена из своего института теологии в Индиане американская монахиня Кармела Макинрой за то, что поставила свою подпись под заявлением, одобрявшим посвящение в сан женщин. В январе 1997 года был отлучен от Церкви шриланкиец отец Тисса Баласурия выпускник Григорианского университета в Риме, основатель и директор Центра за общество и религию в Шри-Ланке и член-основатель Экуменической ассоциации теологов третьего мира за эссе, опубликованное семью годами раньше, о Деве Марии и правах женщин в Церкви. Отец Баласурия осмелился высказать предположение, что женщины могли бы пользоваться теми же правами и занимать те же должности в Церкви, что и мужчины. Таковы некоторые примеры деятельности Конгрегации доктрины веры за последние двадцать лет. "
    Источник: Бейджент М. , Ли Р. Цепные псы церкви. Инквизиция на службе Ватикана. ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. КОНГРЕГАЦИЯ ДОКТРИНЫ ВЕРЫ

  6. Их пытала инквизиция. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергли жестоким пыткам и Смертными казнями
  7. Что проповедовали еретики?
    - Еретики стремились вернуть евангельскую простату, требовали, чтобы
    духовенство отказалось от богатств. Подражая апостолам, они раздавали
    свое имущество нищим, одевались в лохмотья, странствовали и
    проповедовали.

    Почему с еретиками боролась церковь?
    Еретики проповедовали правду - истину, но это мешало
    католической церкви, поэтому на еретиков устраивались гонения.
    В проповедях и действиях еретиков мы видим толерантное поведение
    по отношению к христианам

  8. вы дауны из учебника читайте

Вопрос 1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

Ответ. Согласно учению церкви того времени, справедливым было деление общества на тех, кто молится, тех, кто сражается и, наконец, тех, кто работает. Образцовым поведением считалось следование заповедям Нового Завета. В частности святыми считались те, кто отрёкся от земных благ. В пример людям ставили, например, отшельников, которые уходили в пустыни и годами жили там в одиночестве, скудно питаясь и постоянно молясь Господу. Но сама церковь не стремилась к бедности. Она сосредоточила в своих руках значительные богатства, иногда самые значительные в стране.

Вопрос 2. Что было главной причиной разделения церквей?

Ответ. Причиной был спор про то, кто должен быть главным в христианском мире: папа римский или патриарх Константинополя. А поводов нашли много, в основном это были расхождения в обрядах, обвинения со стороны католиков, будто православный патриарх заставляет священников не брить бороды и т. д.

Вопрос 3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

Ответ. Факты об Иннокентии III:

1) расширил границы Папской области до наибольшего в её истории объёма;

2) в противостоянии с королём Англии Иоанном Безземельным одержал полную победу, заставил короля принять все свои условия;

3) организовал первый в истории крестовый поход на территории Западной Европы – в Лангедок (сегодня южная часть Франции);

4) не только организовал IV крестовый поход, но и первым из римских пап организовал сбор денег на нужды похода;

5) организовал Латеранский IV Вселенский Собор, который принял много важных решений;

6) вассалами его были Англия, Польша и некоторые государства на Пиренейском полуострове.

Вопрос 4. Что проповедовали еретики?

Ответ. Еретический учений было много, они проповедовали разное. Но часто встречалась критика пышности обрядов церкви, их дороговизны, богатства церкви и власти папы римского. Также многие (и не только среди еретиков, но и в самой церкви) утверждали, что человек, который грешит, не может быть священником.

Вопрос 5. Как католическая церковь боролась с еретиками?

Ответ. С еретиками боролись жестоко. Раскаявшихся заключали в тюрьму, вынуждали совершать долгие и опасные путешествия к святым местам. Тех, кто не раскаялся отлучали от церкви. Римский папа мог отлучить целую область, или страну. Это было инструментом политической борьбы. Тогда обычно вассала восставали против сеньора этой области или короля этой страны. А отдельные люди, отлучённые от церкви за ересь, попадали в руки к светским властям, которые приговаривали их к сожжению на костре.

Вопрос 6. Что такое нищенствующие ордены?

Ответ. Некоторые люди отказывались от земных благ для того, чтобы жить по заповедям Христа. Они объединялись в монашеские ордены, чтобы жить по единым правилам и иметь свою организацию. Члены таких орденов приносили обеты (то есть давали клятвы) обычные для монахов, но правила их жизни отличались от обычных монашеских.

Вопрос 7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чём это выражалось?

Ответ. Помогал папе римскому орден доминиканцев. Монахи именно этого ордена проводили следствия папской инквизиции (кроме ней были и другие виды инквизиции, где следствие вели другие люди). Но при этом они старались уберечь от ересей и проповедями.

Вопрос 8. Начертите схему «Источники богатства церкви».

Ответ. Источники богатства церкви:

1) десятина со всех верующих;

2) плата за все церковные обряды;

3) продажа индульгенций;

4) подарки королей и феодалов (в виде крупных сумм денег и земель с крестьянами).

На вопрос Что проповедовали еретики? Как католическая церковь боролась с еретиками? 🙂 заданный автором Настя:з лучший ответ это Что проповедовали еретики?



проповедовали.
- Почему с еретиками боролась церковь?
Еретики проповедовали правду - истину, но это мешало
католической церкви, поэтому на еретиков устраивались гонения.
В проповедях и действиях еретиков мы видим толерантное поведение
по отношению к христианам

Ответ от Малена Нечаева [новичек]
Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлучённый был вне закона, верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют. Наказывая, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и проводить интердикт (богослужения). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещёными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие християне.


Ответ от юлия соловьева [гуру]
Иисуса тоже еретиком считали, а сами потом от лица Иисуса церквей настроили и государствами упавляли...


Ответ от Ѐоман Лагутин [новичек]
Их пытала инквизиция. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергли жестоким пыткам и Смертными казнями


Ответ от Влад Штекель [новичек]
Саша даун ты. Нахрен сюда зашел?


Ответ от Арина Тян [новичек]
вы евреи


Ответ от саша нечкин [новичек]
вы дауны из учебника читайте


Ответ от Даниил Митрофанов [новичек]
а как церковь то боролась?


Ответ от Ђатьяна Бабкина [новичек]
Что проповедовали еретики?
- Еретики стремились вернуть евангельскую простату, требовали, чтобы
духовенство отказалось от богатств. Подражая апостолам, они раздавали
свое имущество нищим, одевались в лохмотья, странствовали и
проповедовали.


Ответ от Валерия Глухова [новичек]
Светская власть связывает Церкви руки, поэтому единственные методы воздействия, доступные инквизиции - изменение статуса в своей собственной системе. Короче еретиков попросту увольняют.
"В 1992 году, к примеру, со своего поста в Чикаго был снят американский доминиканец отец Мэтью Фокс – за то, что организовал в Калифорнии институт, посвященный творческому и духовному развитию, среди преподавателей которого была самозваная «ведьма» . В 1993 году трое немецких епископов были принуждены Конгрегацией отречься от своего утверждения о том, что католики, повторно сочетавшиеся браком без одобрения Церкви, по-прежнему могут принимать причастие. В 1995 году епископ Жак Гайо из Эврё лишился своего поста за то, что поддержал священника, который женился, одобрял использование презервативов в качестве средства защиты от СПИДа и всего лишь пользовался возможностью благословлять гомосексуальные «браки» . Когда он отказался сложить с себя обязанности, Ватикан силой сместил его с должности. Свыше 20 тысяч человек присутствовали на его прощальной мессе.
В том же году в августинский монастырь в Бельгии на года так называемых «занятий» была сослана бразильская монахиня Ивона Хебара – дабы могли быть «исправлены» ее «теологические неточности» . На это время ей было запрещено писать или выступать с какими-либо публичными речами. В том же самом 1995 году была уволена из своего института теологии в Индиане американская монахиня Кармела Макинрой – за то, что поставила свою подпись под заявлением, одобрявшим посвящение в сан женщин. В январе 1997 года был отлучен от Церкви шриланкиец отец Тисса Баласурия – выпускник Григорианского университета в Риме, основатель и директор Центра за общество и религию в Шри-Ланке и член-основатель Экуменической ассоциации теологов «третьего мира» – за эссе, опубликованное семью годами раньше, о Деве Марии и правах женщин в Церкви. Отец Баласурия осмелился высказать предположение, что женщины могли бы пользоваться теми же правами и занимать те же должности в Церкви, что и мужчины. Таковы некоторые примеры деятельности Конгрегации доктрины веры за последние двадцать лет. "

Самое известное и кровавое «достижение» католической церкви на религиозном фронте - разгром катаров или альбигойцев (по названию местечка Альби во Франции). Они были для Церкви гораздо более серьёзной угрозой, чем вальденсы и другие секты. Они вообще были самым опасным её врагом вплоть до возникновения протестантизма и 30-летней войны. Во-первых, они открыто противопоставляли себя Церкви, уж больно велики были отличия их доктрины от католической. Во-вторых, учение альбигойцев получило в средневековой Европе огромное распространение. Они создали свою теневую иерархию с приходами, священниками и епископами. Практическая борьба развернулась, когда папство обрело серьёзное политическое влияние в Европе. Важными событиями в этом смысле стали Третий (1179 год) и Четвёртый (1215 год) Латеранские соборы. Собор 1179 года предписывал светским правителям бороться с еретическими сектами. Первыми в очереди оказались вальденсы и катары . Собор же 1215 года санкционировал печально известную инквизицию и официально утвердил ордена доминиканцев и францисканцев для борьбы с ересями.

В провинции Лангедок на юго-западе Франции стала в начале 13 века преобладающей верой. Альбигойцам сочувствовали многие знатные люди, например, могущественный дворянин Раймунд VI, граф Тулузы.

Доктринальные различия между христианством и учением альбигойцев были настолько велики, что многие исследователи вообще не считают альбигойцев христианской сектой. Это связано с тем, что их мрачные верования, по мнению ряда учёных, имеют много общего с древней персидской религией - манихейством . Например, самые радикальные из альбигойских общин считали, что существуют два равных начала мира: доброе и злое, и исход их борьбы отнюдь не предрешён. А, как известно, никакие христиане никогда бы не признали дьявола равным богу.

Безуспешные попытки папства вернуть альбигойцев в лоно церкви проповедями миссионеров и политическим давлением на неблагонадёжных феодалов длились более полувека. В 13 веке славную традицию продолжил папа Иннокентий III. Он несколько раз отлучал от церкви Раймунда VI (тот был главной фигурой альбигойского сопротивления), чтобы заставить его перейти на сторону папства. Граф Тулузы несколько раз каялся и обещал исправиться, но, получив прощение, папу предавал. Терпение Иннокентия III в конце концов лопнуло, и в 1209 году он объявил крестовый поход против альбигойцев. Начались крупномасштабные военные действия, опустошившие красивую и богатую провинцию Лангедок . Расправа над сектой альбигойцев вылилась в войну, длившуюся 20 лет и унёсшую сотни тысяч жизней. Папские войска проявляли порой немыслимую жестокость, вырезая всех в захваченном городе, вне зависимости от пола и возраста и даже от вероисповедания, исходя из формулы: «Убивайте всех, Господь на небе сам узнает своих».