Бомбардировка лондона. Расправленные крылья - бомбардировки ч.1

Появления германских бомбардировщиков в небе Лондона 7 сентября 1940 года ознаменовало смену тактики в попытках Гитлера покорить Англию. Предшествующие два месяца целью Люфтваффе в преддверии вторжения на остров было уничтожить аэродромы ВВС и радары. Когда же планы вторжения были отложены, а потом и отменены, Гитлер переключил своё внимание на разрушение Лондона, чтобы деморализовать население и вынудить Англию принять его условия.

Примерно с 4:00 и до 6:00 этого сентябрьского утра, 348 германских бомбардировщиков сопровождаемые 617 истребителями перепахивали Лондон. Двумя часами позже, бомбардировщики начали вторую атаку, которая длилась до 4:30 следующего утра.

Это было начало блица – периода интенсивных бомбардировок Лондона и других городов, которые продолжались до мая следующего года. В течение 57 дней, Лондон атаковали днём и ночью. Пожары уничтожили целые районы. Жители пытались найти убежище, где только могли – многие спасались в подземных станциях метро – по ночам там пряталось до 177 000 человек.

Одним из самых трагических моментов тех дней стала гибель людей, которые прятались в школе, служившей им бомбоубежищем. Бомба разрушила здание и унесла жизни четырехсот пятидесяти человек. Лондонцам, как и всему миру, была представлена новая техника террора и разрушения из арсенала методов и способов ведения войны в XX веке. Блиц закончился 11 мая 1941 года, когда Гитлер отозвал налетчиков, для того чтобы перебросить их на восток, для подготовки германского вторжения в Советский Союз.

Дети у развалин своего дома после бомбардировки

«Они прилетели с наступлением темноты…»

Эрни Пайл был одним из популярных корреспондентов Второй мировой войны. В основном он писал о простых солдатах. Его статьи были пронизаны юмором, симпатией, сочувствием к ним. Он был очевидцем военных действий в Европе — от Битвы за Британию до высадки союзных войск в Нормандии. В 1945 году он получил новое назначение на Тихоокеанский театр военных действий и погиб во время битвы за Окинаву. Он описывает ночной налёт на Лондон в 1940 году:

«Этой ночью Лондон был предан огню…

Они прилетели с наступлением темноты, и по резкому, ожесточённому огню пушек ПВО можно было понять, что этой ночью «дурака валять» никто не собирается.

Вой сирен предупреждал о приближающейся воздушной атаке. Вскоре над головой послышался рокот немецких самолетов. В моей комнате, через занавешенные черными шторами окна, были слышны разрывы и треск тяжелых бомб раскалывающих дома на части. Взрывы звучали недалеко. Через полчаса после начала огня я взял с собой пару друзей, и мы вышли на затемнённый балкон, откуда нашему взору открывалась треть всего Лондона. Как только мы вышли на балкон, огромное внутреннее волнение овладело нами. В нём не было ни страха, ни ужаса, только трепет.

Многие из нас видели пожары, но я сомневаюсь, что вы когда-нибудь видели целый горизонт, залитый городскими пожарами, десятками пожаров, возможно даже сотнями. В их ужасающей свирепости было что-то завораживающее. Мы слышали треск пламени и крики пожарных. Прямо на наших глазах малые пожары разрастались в большие и затихали, подавленные мужеством пожарных. Затем разгорались вновь.

Волны самолётов шли с периодом в две минуты. Моторы не рычали, но, казалось, мололи воздух, зло пульсировали, как осы в слепой ярости. Орудия не трещали непрестанным грохотом, как в те сентябрьские дни. Они прерывались - иногда на секунды, иногда на минуту и дольше. Ближние орудия звучали резко, а дальние мягче и глуше. Выстрелами был заполнен весь Лондон. Зажигательные бомбы падали целыми пачками в темные пространства под нами: мы видели, как за несколько секунд взорвались две дюжины. Они ярко вспыхнули и превратились в иглы ослепительно белого яростного огня. Люди тушили их песком, и они исчезали одна за другой. Но в то же время другие бомбы продолжали гореть, и скоро из под белой иглы вспыхивало жёлтое пламя. Они делали своё дело, огонь охватывал очередное здание.

Самый большой пожар бушевал прямо перед нами. Воздух хлестали языки пламени в десятки метров длиной. Розово-белый дым большим облаком клубился вверху и сквозь это облако постепенно вырисовывался огромный купол собора св. Петра. Здание утопало в пламени, но огонь, все же, не мог скрыть его величия. Сквозь клубы дыма медленно выступала громада собора. Его контуры становились всё чётче и чётче, как очертания предметов в утренних сумерках.

Улицы под нами были освещены светом от пожара. Небо над огнём было красное и гневное, и облака розового дыма смыкались в громадный саван под потолком небес. В этом розовом саване крошечными алмазными крапинками взрывались малокалиберные снаряды орудий ПВО. Вслед за вспышками до нас долетали хлопки разрывов.

Там, наверху, ясно, как днём, были видны противовоздушные аэростаты, только сейчас они были розовыми, а не серебряными. Время от времени сквозь дыры в этом розовом покрывале неуместно проблёскивали звёзды. Темза под нами стала светлее, а всё вокруг неё погрузилось в тени - тени от домов и мостов, из которых словно из мазков складывался страшный шедевр.

Немного погодя я одолжил каску и пошёл по улице среди пожаров. Это будоражило. Но то, что навсегда останется в моей памяти — это чудовищное очарование от одного вида содрогающегося от взрывов Лондона, погружённого в пламя, от проплешин темноты, прошитых иглами раскалённых добела зажигалок, вдоль Темзы. И всё это накрыто розовым пологом, в котором смешались аэростаты, разрывающиеся снаряды, блики пламени и рокот злых моторов. Невозможно забыть трепет и удивление в душе, что всё это вообще могло каким-то образом произойти.

Всё слилось вместе в самую отвратительную и одновременно чарующую картину, какую я когда-либо видел».

Перевод с английского для сайта
Сергея Соколова

Рейды Люфтваффе на города Англии в 1940 и 1941 годах, известные как “Блиц”, несли с собой разрушение и смерть, но немцам не удалось добиться главных целей: деморализовать народ Великобритании и нанести урон военной промышленности. В Лондоне погибло более 20000 мирных жителей (по всей Англии 40000), но дух британцев не был сломлен.

Вид разрушений в Лондоне, 1940 год. Черчилль пишет: "Вся мощь удара была сосредоточена на центре Лондона. Время было рассчитано таким образом, чтобы бомбардировка пришлась на час отлива. Главные водяные магистрали были выведены из строя взрывами морских мин, сброшенных с самолетов на парашютах. Людям пришлось бороться с пятнадцатью тысячами очагов пожаров. Серьезный урон был нанесен доками и железнодорожным станциям. Восемь церквей Кристофера Рена были уничтожены или повреждены.

Вид Лондона в 1940 году.

Рабочие расчищают завал на месте, где стояло здание, Лондон, 1940 год. Черчилль писал в своих мемуарах: "То было время, когда англичане, и в особенности лондонцы, которым принадлежало почетное место, проявляли свои лучшие качества. Ожесточенные и воодушевленные, упрямые и готовые к испытаниям, люди не желали видеть себя покоренными, и адаптировались к новой реальности (Блица), со всеми ее ужасами и потрясениями".




Разрушенные дома в Лондоне, 1940. Мемуары Черчилля: "За Атлантическим океаном длительные бомбардировки Лондона, а впоследствии и других городов, вызвали волну сочувствия в Соединенных штатах, какой не бывало ни до ни после того в англоговорящем мире. В сердцах американцев пылало сопереживание, и сильнее всех – в сердце президента Рузвельта. Я чувствовал желание миллионов мужчин и женщин разделить наши страдания и нанести ответный удар. Американцы ехали в Великобританию и везли столько, сколько могли взять с собой. Их уважение, почтение, чувство любви и товарищества очень воодушевляли. Однако на дворе был всего лишь сентябрь, и нам предстояло еще много месяцев такого странного выживания".

Британцы работают в "саду победы", 1940 год. "Сады победы" – участки земли, на которых жители Англии, США, Канады и даже Германии выращивали фрукты и овощи для военных нужд.

Автобус в воронке от бомбы, Лондон, 1940 год.

Здание охвачено огнем после бомбардировки Лондона. 1940 год. В ночь на 29 декабря немцы попытались вызвать в городе пожар, сбросив 10000 зажигательных бомб.

Вид Лондона после немецкого авианалета, 1940 год. Мемуары Черчилля: "Ратуша была уничтожена, а Собор Св. Павла удалось спасти только героическими усилиям. В центре Британии теперь зияет провал, но когда король и королева прибыли на место, их встретили с энтузиазмом, какой не увидишь даже на дворцовых торжествах".

Мужчина читает, сидя на лавочке, Лондон, 1940 год. За его спиной поднимают заградительный аэростат, еще один такой же виден в небе. Эти аэростаты были созданы для защиты от ракет "Фау-1": более 200 ракет не достигли своих целей, получив повреждения или взорвавшись от столкновения с аэростатами или их веревками и металлическими тросами.

Отряд гражданской обороны вытаскивает раненых и убитых мирных жителей из поврежденных зданий после удара ракет "Фау-1", 1940 год.

Лондон, 1940 год.

Жизнь в Лондоне продолжается, несмотря на бомбежки, 1941 год.

В течение июня и в начале июля немецко-фашистские воздушные армии готовились к нанесению решающего удара по Британским островам. После предварительной разведки и пробных полетов 10 июля был проведен первый большой налет немецкой авиации. Началась ожесточенная "битва за Англию".

Можно выделить три основных этапа немецкого воздушного наступления. Первый этап - с 10 июля по 18 августа, когда основные удары немецкой авиации наносились по английским военным и торговым судам в Ла-Манше и по южным портам Англии от Дувра до Плимута. Немецкое командование ставило задачей вовлечь в бой английскую авиацию и измотать ее, а также нанести удар по тем морским портам Южной Англии, которые должны были стать объектами вторжения по плану "Морской лев".

На втором этапе - с 24 августа по 27 сентября - немецкое командование стремилось проложить путь к Лондону, ликвидировать английскую авиацию и ее базы, радиолокационные станции, а также военно-промышленные объекты. Третий и последний этап наступил тогда, когда операция "Морской лев" была отложена (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 983. ).

Особенно ожесточенной бомбардировке подвергся Лондон - "самая большая в мире цель". На долю жителей столицы выпали тяжкие испытания. С 7 сентября по 3 ноября, в течение 57 ночей подряд, германская авиация бомбила английскую столицу и ее окрестности. В среднем на Лондон налетало по 200 бомбардировщиков. Фашисты надеялись ожесточенной бомбежкой парализовать британскую столицу с 7-миллионным населением, запугать английский народ и заставить правительство заключить мир. Однако немцы лишь посеяли бурю гнева английского народа. В ночь на 6 сентября 68 немецких самолетов бомбили Лондон. Но это была только разведка. 7 сентября 300 тяжелых бомбардировщиков в дневное время ожесточенно бомбили Лондон. По приказу Гитлера главный удар был нанесен по железнодорожным узлам и лондонским докам, в районе которых находились крупнейшие продовольственные склады с запасами для всей страны. В доках от зажигательных и фугасных бомб бушевало пламя грандиозного пожара: горело зерно; огненной лавой вытекал расплавленный сахар; горел каучук, окутывая пепелище черным едким дымом; взрывались бочки с красками, виски и вином.

С 20 часов до 7 утра при свете бушующих пожаров над Лондоном появились еще 250 бомбардировщиков. Тысячи лондонцев - стариков, женщин и детей были погребены под развалинами домов, погибли в пламени. Немецкие бомбы попали в здание английского парламента, превратили в развалины многие правительственные здания вокруг Уайтхолла. Восемь лондонских церквей работы бессмертного архитектора Кристофера Рена были превращены в развалины. Только героическими усилиями лондонцев удалось спасти собор св. Павла и гробницы Веллингтона и Нельсона.

Особенно ожесточенным, "классическим", так его называл Черчилль, был налет немецко-фашистской авиации на цитадель финансовых заправил Англии - лондонское Сити. Пожары были "благодарностью" Гитлера за те миллионы фунтов стерлингов, которые ссудили немецким фашистам банкиры лондонского Сити. Бомбы, сброшенные на Букингемский дворец, разрушили дворцовую церковь, с корнем вырвали деревья дворцового сада. Много раз во время жестоких бомбежек монарху Англии Георгу вместе с премьером приходилось в спешке спускаться в недостроенное убежище Букингемского дворца.

В воскресенье, 15 сентября 1940 г., произошло, по мнению Черчилля, одно из решающих сражений за Англию, своего рода "битва при Ватерлоо".

В этот день германские ВВС совершили крупнейший массированный дневной налет на Лондон, послав на город свыше 1000 самолетов (См.: История второй мировой войны 1939-1945, т. 3, с. 134 ). Разыгралось крупнейшее воздушное сражение.

В тот же день Черчилль покинул свою резиденцию в Чекерсе и прибыл в Аксбридж, в штаб вице-маршала авиации Парка, командовавшего 11-й авиагруппой британских ВВС.

Черчилля провели в оперативный центр, расположенный в прочном бомбоубежище на глубине 50 футов под землей. Едва он успел спуститься, как тут же поступило сообщение, что с немецких аэродромов из района Дьеппа вылетело "40 с лишком" самолетов противника. Один за другим следовали сигналы: "60 с лишком" и далее "80 с лишком". Все новые и новые волны атакующих самолетов врага шли бомбить Лондон.

Все английские эскадрильи Парка ввязались в жестокий бой. Черчилль заметил тревогу на лице вице-маршала и спросил:

Какими еще резервами мы располагаем?

Резервов больше нет, (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 296. ) - тихо ответил тот. Положение английских ВВС было отчаянным.

Кто знает, вспоминал Черчилль, что произошло бы с Англией, если бы неприятель бросил еще сотню-другую самолетов в момент, когда английские эскадрильи, вынужденные заправляться горючим и пополнять запасы боеприпасов через каждые 70-80 минут, находились на земле. Но немцы не сделали этого.

Днем Черчилль вернулся в Чекерс. После отдыха он вызвал главного личного секретаря Дж. Мартина с вечерней сводкой известий. Они были печальны. "Тем не менее, - сказал Мартин, заканчивая свой доклад, - все это искупается положением в воздухе. Мы сбили 183 самолета, потеряв меньше 40". Правда, данные, полученные после войны, показали, что потери немецкой авиации составили всего 56 самолетов, а английской - 26. Все же Черчилль склонен был считать 15 сентября переломным моментом в "битве за Англию" ( Ibid., p. 297. ). Несомненно, немецкое командование военно-воздушных сил, что признавал и Черчилль, совершило серьезную стратегическую ошибку, сосредоточив основные удары на Лондоне. Гораздо опаснее было бы для судеб Англии продолжение налетов на аэродромы.

Когда немецкая авиация наносила массированные удары по аэродромам, она тем самым ставила под удар оперативные центры и телефонную связь английских ВВС. Буквально на волоске висела вся сложная система организации истребительной авиации Англии. Но когда Геринг перенес свои бомбежки на Лондон, английское командование истребительной авиации вздохнуло свободно. История "битвы за Англию" была историей не осуществленных до конца противоречивых планов Геринга, бессистемной смены первоочередных объектов военных бомбардировок. Немецкий морской штаб признавал неэффективность "воздушной войны" Геринга без учета требований морской войны и вне рамок операции "Морской лев". В той форме, в какой вел Геринг эту войну, она "не могла, - по признанию морского штаба Германии, - помочь подготовке к операции "Морской лев"" (Ibid., p. 289-290. ). По-прежнему английские корабли почти беспрепятственно действовали в Ла-Манше и Дуврском канале.

Лишь в конце сентября 1940 г. Геринг отказался от надежды превратить Лондон в груды развалин.

Лондон выстоял, несмотря на то, что в городе не было помимо метрополитена действительно безопасных убежищ, - было очень мало подвалов и погребов, которые могли бы выдержать прямые попадания. "На обширных пространствах, - признавал позднее Черчилль, - уже нечего было жечь и разрушать" (Ibid., p. 328. ). Несмотря на тяжкие испытания, выпавшие на долю лондонцев, они не пали духом. Квалифицированные и неквалифицированные рабочие, мужчины и женщины стояли у станков и работали в цехах под бомбами врага, словно они были на "передовых позициях". По существу они были в окопах "битвы за Англию". "Лондон, - с горечью вспоминал Черчилль, - походил на какое-то огромное историческое животное, способное переносить страшные раны, изувеченное и кровоточащее и все же сохраняющее способность жить и двигаться" (Ibidem. ).

Ночью 3 ноября впервые после почти беспрерывной двухмесячной бомбардировки в столице не было объявлено воздушной тревоги. Оказалось, что на следующий день Геринг приказал рассредоточить удары люфтваффе по всему острову, снова изменив тактику германского наступления. Хотя Лондон по-прежнему считался главным объектом нападения, основные усилия были направлены на разрушение других промышленных центров страны.

В ноябре немецкие летчики ожесточенно бомбили крупнейшие города Англии - Бирмингем и Ковентри, Шеффилд и Манчестер, Ливерпуль и Бристоль, Плимут и Глазго, Гулль и Ноттингем, Кардифф и Портсмут. Особенно тяжкие испытания выпали на долю жителей Ковентри. Ночью 14 ноября 1940 г. 500 немецких бомбардировщиков, летевших волнами, сбросили на город 600 т бомб большой разрушительной силы и тысячи зажигательных бомб. В городе с 350-тысячным населением почти не было убежищ. Люди спасались в громадном готическом соборе. Но при прямом попадании тяжелой бомбы под сводами собора были погребены сотни людей. В городе полыхало более 2 тыс. очагов пожара. Центральная часть Ковентри, кроме одиноко торчавшей колокольни, была сметена с лица земли.

Это был самый опустошительный налет, который пришлось пережить Англии, хотя министерство авиации за два дня было предупреждено о нем через разведку (См.: Уинтерботэм Ф. Указ, соч., с. 81, 82. ).

Германское радио заявило, что все английские города ждет печальная участь Ковентри: они будут "ковентрированы", т. е. беспощадно стерты с лица земли. Через 20 лет после окончания войны автору этой монографии довелось посетить Ковентри. В центре города еще сохранились развалины, поросшие густой травой. На них с грустью взирала покровительница Ковентри леди Годива, чудом уцелевшая на своем гранитном пьедестале во время ожесточенной бомбежки. В центре же сохранились лишь остатки готического собора, скорбным памятником напоминавшие о днях тяжелых испытаний, выпавших на долю многострадального города.

За Лондоном и Ковентри наступила очередь Бирмингема, второго по величине промышленного центра Англии с миллионным населением, родины "скобяных королей" из рода Чемберленов - министра-колониалиста Джозефа Чемберлена, его старшего сына Остина и незадачливого младшего, мюнхенца Невиля.

Правда, вскармливая фашистского зверя, помогая создавать германскую авиацию, Невиль Чемберлен и другие мюнхенцы были глубоко убеждены, что немецкие бомбы не упадут на Лондон и другие города. Однако только в 1940 г. на головы британских подданных фашистские стервятники сбросили свыше 36 тыс. бомб и более 21 тыс. бомб в 1941 г. (См.: Вторая мировая война 1939-1945 гг. М., 1958, с. 95. ) Еще при жизни Н. Чемберлена, в начале октября 1940 г. ушедшего в отставку и доживавшего свои последние дни (он скончался 9 ноября 1940 г.), история жестоко посмеялась над неразумным политиком, ставшим политическим преступником по отношению не только к английскому народу, но и к другим порабощенным немецкими фашистами народам Европы. С 19 по 22 ноября немецкая авиация нанесла три последовательных удара по Бирмингему, причинив городу огромные разрушения. После этих варварских налетов на красивой площади города - Виктория-сквер близ памятника королеве Виктории в большой братской могиле было похоронено около 800 граждан города, в том числе и детей. Потери гражданского населения Англии от немецких бомбардировок с июня 1940 по июль 1941 г., когда прекратилось немецкое воздушное наступление на Англию, составили 146 777 человек, из них 60 595 человек убитыми. По всей Англии от фашистских бомб погибло 7736 детей, не достигших 16-летнего возраста (Strength and Casualties of the Armed Forces and Auxiliary Services of the United Kingdom 1939 to 1945. London, 1946, p. 9. ).

В течение августа в различных пунктах английского побережья между островом Уайт и Корнуэллом бурное море выбросило на берег 40 трупов немецких солдат.

Говорят, у страха глаза велики. По прибрежным английским городам поползли тревожные слухи, что немцы уже предприняли попытку вторжения на Британские острова, но были разгромлены.

В действительности фашистские штабы лишь проводили учения по высадке десанта, почти каждую ночь занимаясь погрузкой и разгрузкой барж и других судов в портах французского побережья. Часть этих барж, спасаясь от ударов английской авиации, вышла в море и погибла то ли от бури, то ли от бомбовых ударов. Однако, по указанию Черчилля, слухи о разгроме десанта не опровергались. Они усиливались, принимая фантастические размеры, распространялись в оккупированных странах, подбадривая народ.

Инженерная служба английской армии поддерживала легенду о создании таких средств обороны, которые позволяли превратить побережье Англии, и особенно прибрежную полосу воды, в сплошное море пламени и тем самым сжечь все десантные суда и боевые корабли гитлеровцев.

Однако тревога нарастала. 7 сентября британское командование получило сведения о продвижении немецких барж и мелких судов к портам между Остенде и Гавром. Имперский генеральный штаб считал это передвижение попыткой высадки десанта. Тревога усилилась в связи с тем, что на передовых аэродромах в районе Па-де-Кале английские разведчики заметили новые части пикирующих бомбардировщиков ближнего действия, переброшенных из Норвегии. В начале сентября немецкие шпионы высаживались на южном и восточном побережье Англии, имея указание быть готовыми в течение двух ближайших недель в любой момент доносить о передвижении английских резервных войск в районе Исович - Лондон - Оксфорд. Между 8-10 сентября фаза Луны, условия прилива особенно благоприятствовали высадке немецкого десанта на юго-восточном побережье Англии. Поэтому начальники английских военных штабов заявили Черчиллю, что создалась непосредственная угроза вторжения (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 276. ). Силы обороны были приведены в состояние боевой готовности.

Кодовое слово "Кромвель", означавшее "вторжение близко", было передано командованием войск метрополии в 20 часов вечера 7 сентября Восточному и Южному военным округам; передовые дивизии готовы были открыть огонь по врагу. Приказ "Кромвель" был передан всем соединениям в районе Лондона, а также 7-му и 4-му корпусам резерва главного командования и сообщен всем остальным военным округам в Великобритании. В ряде районов страны командиры отрядов местной обороны по собственной инициативе созывали добровольцев колокольным звоном. Над городами и местечками Англии гудел тревожный, протяжный набат, и сотни тысяч добровольцев, вооруженных охотничьими ружьями, пиками, вилами и ножами, сбегались на свои сборные пункты, полные решимости вступить в неравный бой с вооруженным до зубов беспощадным врагом. Дороги были заминированы, в некоторых местах взорваны мосты. Появились слухи о высадке неприятельских парашютных десантов, о приближении к побережью разнокалиберной "армады" фашистских десантных судов (Ibidem. ).

"Не следует закрывать глаза на тот факт, что с присущей немцам основательностью и методичностью ведется подготовка к решительному всестороннему вторжению на наш остров и что оно может быть предпринято сейчас в Англии, Шотландии, Ирландии или сразу во всех трех местах" (Ibid., p. 291. ). Особенно опасной британское правительство и командование считали неделю с 11 по 18 сентября, когда погода весьма благоприятствовала высадке крупного десанта.

Признаки надвигающегося германского вторжения множились. Новые английские аэрофотосъемки показали, что в голландских, бельгийских и французских портах и устьях рек было сосредоточено более 3 тыс. самоходных барж, и это, не считая резервов более крупных кораблей в устье Рейна или на Балтике, о которых английская разведка не знала.

Что мы знаем о войне на Западе? А на Тихом океане? А была ли война в Африке? Кто бомбил Австралию? В этих вопросах мы профаны. О древних римлянах осведомлены достаточно неплохо. Египетские пирамиды знаем, как свои пять пальцев. А здесь, как будто учебник истории пополам разорвали. На Великой Отечественной зациклило. А Второй мировой, как и не было. Совковая идеологическая машина проехала мимо этих событий. Нет ни книг, ни фильмов. Даже диссертации историки на эти темы не писали. Мы там не участвовали, а значит и нечего об этом распространяться. Штаты потеряли память об участии Союза в войне. Ну и мы в отместку об иной войне, кроме своей, советско-германской, молчим.

Стирая белые пятна в истории Второй мировой, расскажем об одном ее этапе — блиц-бомбардировке Великобритании.

Бомбардировка Острова проводилась Германией с 7 сентября 1940 года по 10 мая 1941 года, как часть «Битвы за Британию». Хотя «блиц» был направлен на многие города по всей стране, начался он с бомбардировки Лондона и продолжался в течение 57 ночей подряд. К концу мая 1941 года более 43 тысяч мирных жителей погибли в результате бомбардировок, половина из них в Лондоне. Большое количество домов в Лондоне были разрушены или повреждены. 1 400 тысяч человек лишились жилья. Самая масштабная бомбардировка Лондона произошла 7 сентября, когда более 300 бомбардировщиков атаковало город вечером и ещё 250 — ночью. Бомбы большого калибра наносили существенный ущерб дамбам и другим гидротехническим сооружениям, ограждающим Темзу. Было отмечено более ста значительных повреждений, грозивших затоплением низменных частей Лондона. Для предотвращения катастрофы городские коммунальные службы вели регулярные восстановительные работы. Во избежание паники среди населения работы проводились в режиме строгой секретности.

Несмотря на то, что власти Лондона готовили бомбоубежища еще с 1938 года, их все же нехватало, а большинство из них оказалось просто «муляжами». Около 180 тысяч лондонцев спасались от бомбежек в метро. И хотя правительство первоначально не приветствовало такое решение, люди просто покупали билеты и пережидали там налеты. Фотографии веселых, поющих и танцующих в подземке людей, которые цензура разрешала публиковать, не могут рассказать о духоте, крысах и вшах, с которыми там приходилось сталкиваться. И даже станции метро не были гарантированы от прямого попадания бомбы, как это случилось на станции «Бэнк», когда погибло более сотни человек. Поэтому большинство лондонцев просто залезали дома под одеяло и молились.

10 мая 1941 года Лондон подвергся последнему мощному авианалету. 550 бомбардировщиков люфтваффе сбросили на город в течение нескольких часов около 100 тысяч зажигательных и сотни обычных бомб. Возникло более 2 тысяч пожаров, было разрушено 150 водопроводных магистралей и пять доков, 3 тысячи человек погибли. В ходе этого налета было сильно повреждено здание парламента.

Лондон был не единственным городом, который страдал во время бомбардировки авиацией. Другие важные военные и промышленные центры, такие как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Клайдбэнк, Ковентри, Эксетер, Гринок, Шеффилд, Суонси, Ливерпуль, Халл, Манчестер, Портсмут, Плимут, Ноттингем, Брайтон, Истборн, Сандерленд, и Саутгемптон выдержали тяжелые воздушные налеты и понесли большое число жертв.

Налеты осуществлялись силами от 100 до 150 средних бомбардировщиков. Только в сентябре 1940 г. на Южную Англию было сброшено 7 320 тонн бомб, в том числе 6 224 тонны — на Лондон.

К началу лета 1940 года британские власти приняли решение об эвакуации детей из больших городов, как потенциальных целей для бомбардировок в сельскую местность. За полтора года из городов было вывезено два миллиона детей. Детей лондонцев селили в поместьях, загородных домах, санаториях. Многие из них оставались вдали от Лондона всю войну.

Британская армия помогает в расчистке города

Борьба с пожаром после воздушного налета. Манчестер. 1940 г.

А в это время Сталин с Гитлером делили Европу. СССР и Германия осуществляли на практике договоренности пакта Молотова-Риббентропа. Без минуты сбоя, точно по графику, шли десятки эшелонов с зерном, металлом, нефтью, бензином, хлопком, и прочая, прочая в жернова нацистов. Это с нашего металла отливали бомбы, падавшие на Британию, это наш хлеб ели немецкие асы перед полетом на остров. Это наше топливо заливали в баки бомбардировщиков Люфтваффе. Но мы об этом молчали тогда, молчим и сегодня.

Конечно британцы, вместе с союзниками отомстили нацистам, и весьма жестоко. Ковровые бомбардировки городов Германии до сих пор вызывают ужас своими последствиями. Об этом следующий наш материал.

Стратегические бомбардировки во время Второй мировой войны приобрели больший размах, чем когда-либо до этого. Стратегические бомбардировки, проведенные нацистской Германией, Великобританией, США и Японией, использовали обычные вооружения, зажигательные бомбы и ядерное оружие.

«Ковровые бомбардировки» - выражение, обозначающее неприцельное бомбометание по площадям. При этом применяется большое число бомб (часто в сочетании с зажигательными) для полного уничтожения выбранного района, либо уничтожения личного состава противника и его материальной части, либо для его деморализации. Во время гражданской войны в Испании в 1937 году бомбардировке подвергся город Герника, когда во время налётов легиона «Кондор» погибло не менее 100 мирных жителей. Нацистская Германия прибегала к бомбардировке гражданских целей с первых дней Второй мировой войны. Британское правительство приказало своим ВВС строго придерживаться Амстердамского проекта международных правил, запрещавшего атаковать гражданскую инфраструктуру за пределами зоны боевых действий, но отказалось от этого 15 мая 1940 года, на следующий день после бомбардировки Роттердама. 24 августа 1940 года немецкая авиация нанесла первый бомбовый удар по Лондону. Последовал период взаимных бомбардировок городов, основной целью которых были индустриальные городские зоны. В феврале 1942 года британские ВВС прекратили попытки высокоточных стратегических бомбардировок, и перешли к практике ковровых бомбардировок, основной целью которых являлся «моральное состояние гражданского населения противника». Уточнялось что «целью бомбардировок должны быть районы жилой застройки, а не, к примеру, доки или авиационные фабрики».

США вступили в войну с намерением использовать высокоточные стратегические бомбардировки, что и было с переменным успехом применено в Европе. Однако в случае Японии из-за наличия высотных струйных течений, высокоточные стратегические бомбардировки оказались неэффективными и от них отказались в пользу ковровых бомбардировок. Англичане были под глубоким впечатлением от немецких стратегических бомбардировок времен Первой мировой войны. Впервые за сотни лет Лондон был успешно атакован противником. Когда война началась в 1939, Королевские ВВС имели всего 488 бомбардировщиков всех типов, в основном устаревших, из которых только около 60 было новых Викерсов. Большая часть остальных не обладала достаточной дальностью для нанесения ударов даже по Руру (не говоря уже о Берлине), имела незначительное вооружение, и не могла нести существенной бомбовой загрузки. Не было эффективных прицелов для бомбометания, очень мало бомб, которые могли причинить существенный ущерб противнику, и даже такие очевидные вещи как карты Европы для определения курса до цели и обратно, были в большом дефиците. Более того, сложность наведения бомбардировщиков, ночью, на больших дистанциях для точной атаки небольших целей была очень сильно недооценена.

Германия к тому времени отказалась от планов по производству стратегических бомбардировщиков. С учетом того, что немецкие технические ресурсы были уже в значительной степени задействованы для удовлетворения других потребностей. Доктрина Люфтваффе предполагала активную поддержку армии, и с учетом практического опыта Испании, немецкое командование концентрировалось на применении тактических бомбардировщиков как воздушной артиллерии для поддержки армейских операций, и истребителей как средства защиты бомбардировщиков от истребителей противника. С началом боевых действий в Западной Европе, все три основных участника (Великобритания, Германия и Франция) сконцентрировались на дневных тактических бомбардировках. ВВС Великобритании обнаружили, что храбрость в боях не может компенсировать недостаток необходимой подготовки летного состава и вооружения самолетов; потери британских бомбардировщиков во время защиты Франции были катастрофическими, а результаты их действия - минимальными. Как следствие, по итогам первого года войны, о стратегических бомбардировках мало кто вспоминал.

Из-за нарастающих потерь в ходе Битвы за Британию, Люфтваффе начало прибегать к тактике ночных бомбардировок. В течение недели начавшейся 12 августа менее четверти полетов Люфтваффе было совершено ночью, в то время как в последнюю неделю августа - уже более половины. 19 августа Геринг приказал совершить большую ночную атаку на Ливерпуль, и дал подчиненным свободу самим выбирать цели для бомбежки. Лондон подвергался бомбежкам 15, 18/19, 22/23, 24/25, 25/26 и 28/29 августа. В целом в ходе бомбежек английских городов в августе 1940 года погибло свыше 1000 человек.

Bombardments of Germany_1 (33.5 MB)

В ответ, ВВС Великобритании совершили свой первый налет на Берлин 25/26 августа. Это было политически неприятно для Геринга, утверждавшего, что Люфтваффе может защитить крупные немецкие города от авианалетов. Под давлением своих руководителей, в частности Кессельринга, и полагая, что ВВС Великобритании были намного слабее, чем на самом деле, Геринг приказал сконцентрироваться на бомбардировке Лондона, в надежде что «последние оставшиеся» истребители английских ВВС будут втянуты в воздушные бои, в которых Люфтваффе сможет победить за счет численного превосходства. Масштабные бомбардировки Лондона начались 7 сентября, когда более 300 бомбардировщиков атаковало вечером и еще 250 - ночью. К утру 8 сентября 430 жителей Лондона было убито, а Люфтваффе выпустило пресс-релиз, в котором заявило, что свыше одной тысячи тонн бомб было сброшено на Лондон в течение 24 часов. В течение последовавших 9 месяцев бомбардировкам подверглись многие английские города, включая Бирмингем, Ливерпуль, Бристоль, Белфаст, Кардифф и Ковентри. Заявленная цель бомбардировок была стратегической - разрушение портовой и промышленной инфраструктуры; но также не подлежит сомнению, что сломить волю рядовых англичан к сопротивлению было важной, если не главной, целью этой кампании.

Потери среди гражданского населения были значительны. Ожидаемого падения воли к сопротивлению, однако, не произошло; более того, согласно широко распространенному мнению, бомбежки имели противоположный эффект. В течение 1941 года, ВВС сторон втянулись в радионавигационную войну. Немецкие ученые разработали ряд радионавигационных приспособлений, предназначенных для помощи пилотам Люфтваффе в целенаведении ночью над территорией Великобритании, в то время как англичане работали над контрмерами (из которых стоит особо упомянуть разработку воздушного радара, ложных радиомаяков и станций радиопомех). Несмотря на значительный урон, нанесенный немецкими бомбардировками, и значительные человеческие потери среди гражданского населения, воздушная защита Великобритании постепенно улучшалась, а необходимость переброски всех возможных частей люфтваффе на Восточный фронт привела к постепенному превращению бомбардировок из масштабных в редкие беспокоящие рейды.

Bombardments of Germany_2 (31.3 MB)

Британия начала свою собственную кампанию ночных стратегических бомбардировок в 1940 году и к концу войны довела ее размах до впечатляющих размеров. Воздействие стратегических бомбардировок на противника в то время плохо понималось и существенно преувеличивалось. В особенности в первые два года кампании, очень немногие понимали, насколько малы были разрушения и как быстро немцы восполняли потери в производстве, несмотря на те очевидные уроки, которые Великобритания могла получить из своего собственного опыта выживания под ударами немецкой авиации ранее.

Артур Харрис, глава Бомбардировочного командования Королевских ВВС, говорил, что «за неимением рапиры, пришлось прибегнуть к дубинке». В его восприятии, хотя намного более предпочтительным были бы точечные удары по конкретным целям, физически возможности сделать это не было, и поскольку война есть война, необходимо атаковать тем, что есть под рукой. Он поддержал идею бомбардировок городов. Зная, что она приведет к жертвам среди гражданского населения, потому что это был выбор между бомбардировками городов и полным отсутствием бомбардировок. А также, потому что бомбардировки городов означали сбрасывание большого количества бомб на районы полные экономической активности, в которых были расположены промышленные предприятия, вносящие существенный вклад в немецкое военное производство.

Очень существенная часть промышленности Великобритании была занята осуществлением задачи по созданию огромного флота тяжёлых бомбардировщиков. Вплоть до 1944 года, эффект на немецкое военное производство оставался крайне небольшим и вызывал сомнения в том, стоил ли полученный результат затраченных усилий. Обычным контраргументом на это было утверждение что, в любом случае, это было единственное направление, в котором можно было направить британское военное производство. Влияние стратегических бомбардировок на немецкое распределение ресурсов, однако, со временем стало существенным, так как Германии со временем пришлось направлять до четверти своего военного производства на противовоздушную оборону и ликвидацию последствий бомбежек. Ущерб, нанесенный немецкой транспортной системе, также был очень значительным. Кроме того, Люфтваффе было ослаблено и к середине 1944 года союзники завоевали господство в воздухе над Германией в дневное время, что было абсолютно необходимо для успешной подготовки к высадке союзников в Нормандии.

В августе 1942 в Англию начали прибывать первые экипажи 8-й воздушной армии США, имевшие на вооружении стратегические бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress. Первый пробный налет был совершен 17 августа 1942 на железнодорожный узел в г. Rouen Sotteville в северо-западной части Франции. В январе 1943 на Касабланкской конференции было принято решение начать стратегические бомбардировки Германии совместными англо-американскими силами. Целями бомбардировок должны были стать как объекты военной промышленности, так и города Германии. Операция получила кодовое название «Пойнт-бланк». Масштабным круглосуточным бомбардировкам - ВВС США днем, Великобритании - ночью - подверглись многие промышленные районы Германии, главным образом Рур. За которыми последовали атаки непосредственно по городам, таким как Гамбург, Кассель, Пфорцгейм, Майнц и часто критикуемый налет на Дрезден. Тоннаж, сброшенный ВВС США в Европе был намного меньше, чем ВВС Великобритании, поскольку последние имели бомбардировщики большей грузоподъемности и проводили бомбежки в течение более длительного периода. Несмотря на свою популярность среди военных и политиков, стратегические бомбардировки подвергались критике из практических соображений, так как не всегда давали надежный результат, и из моральных соображений ввиду значительных жертв среди гражданского населения.

В Германии, воля к сопротивлению не была сломлена в ходе стратегических бомбардировок, которые проводились с большим размахом, чем немецкие бомбежки Великобритании. В Германии, так же как и в Японии, не было бунтов с требованием капитуляции и немецкие рабочие, с угрюмым стоицизмом, поддерживали военное производство на максимально высоком уровне; мораль немецких гражданских лиц также, хотя и подверглась влиянию бомбардировок, сохранилась вплоть до конца войны. Большая часть немецких гражданских лиц, в основном женщины и дети, были эвакуированы из городов на поздних стадиях войны. Рабочие на некоторых, но не на всех, фабриках были заменены заключенными немецких концлагерей с низкой мотивацией к труду, которые подвергались жестоким репрессиям со стороны своих охранников из войск СС, если их производительность снижалась; большинство выживших немецких рабочих, однако, продолжало работать, и осталась на своих постах.

продолжение следует…