Бог Коляда — Бог зимнего Солнца. Коляда славянский бог

Бог, который имеет множество имен: сербские имена Каледа и Колодий , латинское имя Calenda, персидские имена Кадм и Калёнда. Коляда – это богжество, которое подарило своим Родам Календарь (в переводе означает «Коляды Дар»), а также передал свои Мудрые Веды. Языческий бог Коляда является покровителем всех земледельцев. «Коло» - это древнейшее название солнца, поэтому слово «Коляда» в переводе означает «Круглый».

Почитали славянского бога за его щедрый подарок людям – Календарь. До этого славяне использовали круголет Числобога. Славянское Лето разделялось на три периода: Весна, Зима и Оусень. В каждом времени года имелось по три месяца, поэтому в году было всего 9 месяцев. После ввода григорианского календаря, в году появилось ещё одно время года, и месяцев стало 12. Тем не менее большой разницы между старым и новым календарем не было. Каждый месяц по старому календарю насчитывал 40 дней, поэтому год состоял из 360 дней.

Коляда бог славян, который подарил им не только эффективную систему вычисления времен года, но и считался великим богом, который сеял мир между народами, дабы те жили в полном согласии. Именно поэтому почитали славяне бога Коляду не только в установленные для этого дни (с 21 по 25 декабря), но и после битвы между враждующими племенами.

Славянский бог Коляда относили к солнечным божествам. Считалось, что он является сыном бога Даждыбога – главного бога солнца. Коляда же – это самое малое олицетворение Даждыбога, Солнце-Младенец. Поэтому его праздник выпадает на день, когда солнце почти не видно и тепла от него исходит очень мало – время зимнего солнцестояния. После зимнего солнцестояния солнце поворачивает в направлении лета, и с этого момента оно прибавляет свою силу.

Коляда – это молодое божество, молодое солнце, которое сменяет в праздник старое солнце. Он сильный и ретивый, всегда готов противостоять зиме. В летописях Коляду изображают в виде младенца, фактически новорожденного. Поэтому его рождение и отмечают большим праздником, который в народе так и прозвали – «Праздник Коляды».

Стихотворения, которые принято считать колядками – это некие древние заклинания, которые приносят людям, услышавшим их счастье и уют в дом, мир в семье и окончание вражды между близкими людьми. Обязательно за колядку нужно вручить подарок, так как скупым людям предрекалось в будущем разорение. Читали колядки в разных нарядах: в костюме козы, медведя, оленя, зайца, коровы и т.д. Все эти перевоплощения были символом плодородия.

Бог Коляда и древний Славяно-Арийский Праздник в Его честь.

Бог Коляда помогает жрецам и воинам. На многих изображениях он вооружен мечом, при этом острие его клинка направляется вниз. Это имеет глубокое значение: бог не стремится воевать, а хочет сохранить божественную мудрость и древние традиции предков. Поэтому он призывает всех следовать законам, установленным богами.

Каждый год в день зимнего Солнцестояния наши предки праздновали менари — день перемен, посвященный славянскому богу Коляде . В этот день мужчины одевались в звериные шкуры и в таком виде ходили по дворам односельчан. Они и были первыми ряжеными, еще их называли дружиной Коляды. Эти люди пели песни, в которых прославлялся их бог-покровитель, и водили хороводы вокруг больных. Древние славяне верили, что такой ритуал способствует скорейшему исцелению.

История праздника Менари имеет мифологические корни. В древние времена из Пекла (царства смерти) были освобождены люди, которые вернулись к своим очагам и были радостно встречены сородичами. Чтобы вернувшихся не забрала нечисть, от нее стали откупаться разными дарами. Так и пошла традиция каждый год отмечать день перемен, который и стал широко известен как Коляда. Люди стали наряжаться в разных чудовищ и ходить по дворам. Не желая их пускать, хозяева откупались печеньями и сладостями. «Чудища», не в силах вытерпеть чужую радость и счастье, уходили от щедрых людей.

За праздником Коляды следовала неделя для воспоминаний о предках. В это время было принято вспоминать людей, так и не пришедших из Пекла. Тогда же Перун ходил по всей Земле, уничтожая всю нечисть и очищая от нее мир.

Согласно древним знаниям, Коляда появился в 7 тысячелетии до н.э. Он должен был предотвратить духовное вырождение человечества. Для этого он собрал 60 жрецов от разных племен и начал обучать их уже почти забытым ведическим знаниям. Его божественное откровение поведало людям о существовании Великого Коло (Круга) Сварога. Он сообщил им о существовании дня и ночи и оставил календарь. Даже в его названии легко прослеживается этимологическая связь с богом — «Коляды дар». То есть главным подарком бога стал его рассказ людям о законах движения времени, прошлом, будущем и настоящем.

Символ бога Коляды — — был очень далек от современного способа исчисления времени. В его основе была 16-ричная система, год состоял из 9 месяцев, неделя - из 9 дней, а в сутках было 16 часов. При этом час в переводе на наше время составил бы полтора часа, делился на доли, мгновения и миги. Самым мелким временным отрезком был сиг. От этого корня впоследствии и появилось слово «сигануть» — то есть практически телепортироваться (существуют предания, что наши предки обладали такой способностью).

Е Ц Э

Коляда

Майя Златогорка и Дажьбог родили бога Коляду, подобно тому, как много тысяч лет назад, в прошлых своих нисхождениях на Землю, Злата Майя и Вышню родили Крышня. Также Майя и Дажьбог родили брата Коляды - бога Овсеня.

Рождение Коляды и Овсеня приветствовали все небесные боги и все жители Земли. Услышал об этом и сам Сварог. Он послал с небес Огнебога Семаргла, дабы тот поклонился Коляде.

Семаргл сошел с небосвода, прилетел к Сарачинской горе, и увидел, что в глубокой пещере укрывается Златогорка, которая держит на руках младенца Коляду с книгой Вед в руках. Майя и Коляда хотели пить, поэтому Семаргл ударил золотой секирой по Сарачинской горе. Из-за этого гора озолотилась и в ней раскрылась златая крыница. Из этой крыницы истекла живая вода - и ту воду стали пить Златогорка, младенец Коляда, и сама книга Вед.

Тут к горе съехались от сорока народов волхвы-колежане. Они видели, как Семаргл сошел с небосвода, видели младенца Божича и книгу Вед, и они также припали к источнику живой воды.

Коляда пришел в мир, чтобы вновь дать людям ведическое знание, которое уже давал Крышень, но которое они не уберегли. Потому, когда настал Вечер Дня Сварога, Всевышний воплотился на Земле богом Колядою. И настала эра Коляды.

Коляда явился как карающий лик Всевышнего. И явился он уже не у Алатырской горы, а у горы Сарачинской. Он явился, чтобы покарать демонов и принести Свет Ведического Знания. И Книга Вед стала учить царей и волхвов, собравшихся вокруг Сарачинской горы:

«Книга Коляды», X а И тогда цари и волхвы подносили Коляде дары -золото и серебро. Они зажигали свечи, пили медовую Сурью и славили Коляду: «Коляда наш Коляда! Коляда Святой! Святой Величайший! Великий - Пречистый! Пречистый и Божий! И Божий Родитель!»

Песни о Рождестве Коляды поныне исполняют во всех славянских землях накануне Нового года- В России - это колядки и виноградья. В «Веде славян» эти песни существенно дополнены. Например, там рассказывается, как Коляду рождают Вишна-бог и Злата Майка. Та же традиция была и на Руси, достаточно сравнить текст из «Веды славян» и «Книгу Велеса».

И те Святы приходят к нам, и первыя Свято - Коляда, а другте Яр и Красноя гора, и Овсень великий и малый. И идут те Святы, как мужи от града до села огнищанского, и сними на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам. «Книга Велеса», Бус 11, 4:5

Коляда - бог, особо почитаемый древними славянами. В последние несколько сотен лет его имя упоминается разве что в колядках – песнях-славлениях, которые приносят в дом счастье. Узнайте о старинных традициях праздника в честь Коляды, а также сакральном значении колядок.

В статье:

Коляда - бог славянского календаря

О том, что Коляда - бог, почитаемый древними славянами, сейчас знает далеко не каждый. Некоторые и вовсе считают его персонификацией старинного зимнего праздника, о котором речь пойдет немного ниже, и при этом даже не задумываются о том, откуда произошло его название. Однако даже в те времена, когда наши предки почитали языческих богов, и это не было нарушением закона, Коляда упоминался исключительно в колядках . Только в одной летописи, датированной семнадцатым веком, его упоминают в роли божества.

Славянский бог Коляда подарил людям календарь, этимология этого слова проста - Коляды Дар. Кроме этого, его считают дарителем Мудрых Вед. Коляду считают также покровителем земледельцев и людей, рожденным в . До календаря древние славяне использовали круголет Числобога, в котором было 360 дней.

Коляда не только подарил удобную систему исчисления лет, месяцев и дней. Он также был богом, который сеял мир между соседствующими народами. Легенды гласят, что идущие за Колядой народы всегда жили в полном согласии. Поэтому почитали его не только в посвященный ему календарный период, но и после битв и переговоров между враждующими племенами. Этому же богу были благодарны за переселение в западные земли.

Казаки и вовсе считали его своим родоначальником. Особенным почетом Коляда пользовался у характерников. По казацким легендам, он дал казакам часть своих умений и мастерства. Каждый казак знал, откуда берется казачья сила и для чего им требуется особое благословение, но теперь эти знания считаются утерянными. Характерников практически не осталось.

Коляду считали одним из сыновей Даждьбога, а также самым малым его олицетворением, Новорожденным Солнцем, изображаемым в виде младенца. Коляда - молодое божество. Он символизирует молодое солнце, которое сменяет старое, уставшее за год работы на небосклоне, светило во время посвященного этому божеству праздника.

Коляда - праздник у славян

Итак, откуда взялся праздник Коляда? Он посвящен одноименному богу, которого отождествляли с молодым солнцем, сменяющим старое во время зимнего солнцестояния. После него солнце набирает силу, а годовой круг поворачивается к весне. Дневное светило дольше остается на небосклоне, а ночи становятся короче.

Сам праздник Коляда выпадает на день, когда солнце практически не видно, а тепла невозможно заметить. В этот день ночь - самая длинная в году, а день - самый малый. Однако отмечать его было принято далеко не один день. Сейчас эквивалентом считают период Святок , которые длятся от Рождества до Крещения.

Рождение Коляды, молодого солнца, отождествляют с рождением Иисуса Христа. Многие старинные языческие традиции были переделаны на христианский лад с приходом новой религии на славянские земли. На местах капищ были построены церкви, языческие праздники заменили христианские. Однако Рождество, как известно, не совпадает с зимним солнцестоянием, которое отмечается 21-22 декабря и считается первым днем Коляды. Связь с Рождеством заметна также в названии традиционного обрядового блюда - сочиво, которое сейчас называют кутьей. Считается, что слово «Сочельник» происходит именно от него.

Сейчас праздник Коляды заменен на Рождество, и день зимнего солнцестояния отмечают только люди, которые чтят традиции предков. В старину это был один из самых значимых праздников в году - новое, молодое солнце рождается в этот день, чтобы дарить свет и тепло людям на протяжении всего года.

Сохранились легенды о принесении в жертву козла молодому солнцу и последующем произнесении славлений Коляде. В старину верили, что этот обряд поможет солнцу набрать силу и принести хороший урожай в новом году.

Как отмечали Коляду юноши и девочки - колядки, старинная народная традиция

Празднование Коляды в старину было довольно шумным. Без хождений по домам большой компанией молодежи дело никогда не обходилось. При этом пели и читали колядки – особые тексты, которые имели сакральную силу. Обязательным атрибутом при этом было солнце, а с приходом христианства звезда на шесте, которая символизировала рождение Христа. Процессия била палками в ведра, стучала ложками и прочей бытовой утварью, люди громко кричали, подражая голосам животных. Иногда колядование превращалось в настоящее театральное представление.

Старшее поколение в это время устраивало застолья. Сейчас заменившее Коляду для многих людей Рождество считается семейным праздником. Так было и раньше, но в деревне все родственники живут рядом, да и соседей часто считали достаточно близкими людьми для того, чтобы пригласить к столу на Коляду. Нормальным явлением считалось зайти в гости в несколько домов и успеть принять гостей самому за праздничный вечер.

За колядки обязательно вручались подарки и угощения. Тех, кто ничего не даст в награду за исполнение зимних праздничных песен и стихов, ожидает если не разорение, то серьезные проблемы с деньгами - в наказание за жадность.

Молодежь ходила по домам ряжеными, в основном, в костюмах диких животных - шкуры если не медведя, то коровы были доступны каждому. Переодевание символизировало плодородие, взывание к звериной сущности человека. С приходом христианства стало принято считать, что ряженые отгоняют таким образом нечистую силу подальше от деревни. Такое же значение имеет и шум, создаваемый колядующими.

Сейчас нередко колядующие вызывают исключительно негативные эмоции. В старину же приход праздничной процессии в дом был предзнаменованием счастья, благополучия, и обильного урожая в новом году. Люди верили, что колядки, исполненные чужими дому людьми, имеют неоспоримую силу. Они обменивали угощение на благополучие, которое приносили колядующие в их дома. В Воронежской области было принято усаживать самых младших из колядующих на порог и заставлять квохтать - чтобы куры лучше неслись целый год.

Угощением часто служила выпечка в виде фигур животных - это символизировало плодородие, хороший урожай, здоровье домашних животных и достаток. Долгое время домашний скот был одним из главных источников дохода, поэтому изображающие его фигуры были символом и богатства. Караваи также были частым угощением на праздник Коляды, они символизировали тучность коров. Угощения бросали в мешок, который был доверен мехоноше - человеку, отвечавшему за дележ добычи между колядующими. Иногда давали и деньги, после прихода христианства стало принято относить их в церковь после Святок.

Тексты колядок - «Пришла Коляда накануне Рождества» и другие

Если обратить внимание на тексты колядок, можно многое узнать о традициях наших предков. До нашего времени дошло немало текстов, однако большая их часть была придумана уже в христианские времена. Так, большая часть колядок содержит пожелания богатства, урожая и хорошей жизни в целом для хозяев дома, а также просьбу об угощениях:

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колоса - осьмина,
Из зерна ему - коврига,
Из полузерна - пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам Господь
Ещё лучше того!

Некоторые колядки содержат призывы заняться тем, чем издавна занимались девушки в - гаданием на гребне. Они призывают девушек к празднованию, и такими колядками нередко зазывали припозднившихся на ежегодное развлечение представительниц прекрасного пола:

Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да кидайте гребени
За грядки,
Да кидайте гребени
За грядки!
Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да пеките блины
Да ладки,
Да пеките блины
Да ладки!

Одной колядкой дело никогда не ограничивалось, и для каждого, кто был в доме, находились разные пожелания. Как правило, хозяину желали урожая, богатства и прочих благ, хозяйке - семейного счастья, если в доме были молодые девушки - желали побыстрее выйти замуж. Несмотря на то, что большинство считало процессию колядующих желанными гостями, находились и скряги, которые жалели угощения или давали слишком мало.

К ОЛЯДА - божество, являвшееся символом солнца-младенца. Сын , брат . Нарождается в период зимнего солнцеворота. Празднества в честь Коляды начинались 24 студеня (декабря), в период разгула зимних стихий, трескучих морозов, лютых вьюг и метелей, т. е. тогда, когда на земле якобы неистовствует нечистая сила, представленная слугами и , водят свои хороводы , небо заволакивают тяжелые снежные тучи, все застывает и кажется мертвым, кроме взбесившейся нечисти.

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны ,

Будто листья в ноябре...

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и: воем

Надрывая сердце мне...

А С. Пушкин

Тут-то и приходит в мир, рождается прекрасный младенец - солнце предстоящего года (солнце на лето - зима на мороз). Приходит, чтобы остановить разгул злых сил, а затем и покарать их. Подрастая, Коляда сражается с Чернобогом и его свитой, побеждает ее, низвергает в преисподнюю - свет и тепло одолевают тьму и холод. Коляда символизировал и веселые празднества, Связанные с Добрыми пожеланиями, с осуществлением добрых надежд на будущее.


В древние времена даровал Коляда людям систему исчисления сезонного времени для лучшего ведения полевых работ, а также свои Мудрые Веды, проповеди и наставления.Систему исчисления так и называют - Коляды Дар - Календарь

Коляда является священным Богом-Покровителем для людей служивых и ратных, для землепашцев и Жрецов. Он - Бог-Покровитель и Чертога Ворона во Сварожьем Круге.

Часто Коляду упоминали рядом с Крышнем, звали их, в знак отличия от творцов великих - да , малыми творцами,.

Мы знаем, что Крышень принес людям пламя огня, научил их варить священный напиток богов - сурью да еще и спас от вымирания. А что, как творец, сделал Коляда?

Оказывается, он появился на свет 8500 лет назад с великой миссией - спасти все человечество от неминуемого духовного вырождения. Коляда начал учить людей. Это было уже третье по счету божественное откровение.
Первый закон жизни о том, что жизнь бесконечна и вездесуща, дал Род. Второй закон жизни принес - люди движутся от Тьмы к Свету, вслед за Солнцем. Коляда поведал людям третий закон. Он рассказал о Великом , дал понятия о Дне и Ночи Сварога, и главное - учредил первый календарь. Собственно говоря, Коляда вывел человечество за пределы его сиюминутного существования, дав понятие о движении времени.

Имя этого славянского бога, скорей всего, известно всем, ведь от самого Сочельника и вплоть до Велесова дня во всех поселениях от дома к дому ходили яркие ряженые колядники и громко пели особые песни - колядки, которые содержали старинные магические заговоры да заклятия: пожелания добра и благополучия для дома своего, семье, детям.

Праздник Вышнего Бога Коляды приходится прямо на день зимнего Солнцестояния, именно с этого дня солнце поворачивает на лето и начинает каждый день прибавлять свои силы. Молодым Солнцем, молодым Богом считается Коляда, сменяющий в свой радостный праздник старое Солнце , которому теперь пришло время клонится к закату. Коляда - это Бог сильный и ретивый, противостоящий зиме. А иногда Бога Коляду представляют даже не просто очень юным молодцом, а уж совсем младенцем – новорождённым малышом, ведь он - ипостась нарождающегося Солнца, и прославляют его за это, и отмечают всеобщими народными гуляниями его День - «Праздник Коляда».

Этот праздник в народе имеет и другое название - Менари - День Перемен. В праздник все гуляния сопровождаются обряжением в коня или козу, корову или медведя.

Коляда прямо таки диаметрально противоположен богу .

Символизирует он умирание старого и зарождение сильного да молодого. Знаменует собой сезонный поворот и прибытие света.

Коляда считался Богом, который несет человечеству мир, он содействует пониманию между народами и полного согласия. Потому чествовали Коляду не только в привычные ему сроки - 21-25 декабря, но и каждый раз, когда устанавливался на земле мир после войн с враждебно настроенными племенами.

Бог Коляда – сильный бог, он является родоначальником многих родов славянских. Казаки его своим батькой считают. В сказе, опубликованном Ю.Миролюбовым прямо так и указывается на явную божественную родословную казаков:«Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха- и Златогорки, внук бога ) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».