Бог хор назначение. Египетская мифология: Хор

ЕГИПЕТ И ЕГО БОГИ. БОГ ГОР (ХОР), АТОН И РА

ГОР (ХОР)

Гор - один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали - в более поздние периоды - в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.
По-видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти.
Правда, цари II династии (около 2800 г. до н.э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний.
Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола».
Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.
В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.
Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Гора.
В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Гор, стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла - крокодилов и гиппопотамов. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино.
Согласно одному из мифов, Исида зачала Гора от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Гор явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему.
Сет вступил в схватку с Гором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз - чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Гор не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Гор дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору.
Когда Гор скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других - Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Гор (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено.
«В связи с этим, - писал Р. Антее, - высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н.э, при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н.э., те же посты занимали уже люди нецарского"происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь - просто сын Рэ».
По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги-покровители, осталась в прошлом. Дополнялись мифы; на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле.

РА (РЭ)

Египет - солнечная страна. Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Не удивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал главенствующим культ бога Солнца - Ра.
Далеко не сразу этому богу было определено первенство в небесном пантеоне. С развитием земледелия архаичные доисторические (до появления письменности, государств) культы животных начали меняться. Так, у божественного сокола Гора на голове появился солнечный диск (и не у него одного). Повлияло на мифологию и укрепление единой державы, для которой огромное значение имели не только земледелие, но и передвижение по могучей водной артерии, скрепляющей страну - по Нилу. Не случайно по небесному океану (или небесной реке) Ра перемещался на божественной ладье.
Только для равнодушного взгляда Солнце представляется одним и тем же. Оно постоянно меняется, и это нашло отражение в египетской мифологии. Утреннее Солнце называли Хепри. Это имя - производное от глагола «существовать». По-видимому, появление Солнца воспринималось как залог существования, бытия, жизни. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее - Атум. Сам по себе солнечный диск тоже именовался особо: Атон.
Центром культа Ра был город Иуну (по-гречески - Гелиополь, «Солнцег-рад»). И когда в середине III тысячелетия до н.э. возвысилась V династия Древнего царства, происходившая из Иуну, Ра превратился в общеегипетского Владыку Вселенной.
В Иуну-Солнцеграде была популярна своя версия сотворения мира, согласно которой Хепри восстал из неоглядного Нуна и не увидел поначалу места, куда можно было ступить. И тогда воздвиг он земляной холм Бен-бен. Дабы создать все сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»).
После этого он «изрыгнул» бога воздуха и ветра Шу, а также богиню влаги Тефнут.

Впрочем, такова одна из многих версий сотворения мира, богов и рождения Ра. По одной из них, он появился из яйца, снесенного на первом холме птицей «великий Гоготун». По другой - Ра появился из первозданного цветка лотоса - Нефертума, аромат которого вдохнул жизнь в Ра. Эта идея возникла в середине III тысячелетия до н.э., а позже упростилась, и теперь уже молодое Солнце выходило из цветка лотоса. В наиболее древнем варианте Ра представлен золотым теленком, рожденным Космической Коровой (Нут).
Чтобы понять географический подтекст этих мифов, надо учесть, что несколько тысячелетий назад в дельте Нила преобладали воды, отдельные острова возвышались среди сплошных зарослей лотоса - розового, как восходящее Солнце.
Очень интересна и оригинальна космогоническая версия, по которой Ра появился из огненного острова, который наделил его светоносной силой, позволившей преодолеть мрак и хаос. Тем самым солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины.
Этот миф удивительно созвучен научным гипотезам XX века, согласно которым синтез органических молекул, определивших появление живых организмов на Земле, происходил в процессе вулканических извержений (вулканические острова с полным основанием можно считать огненными). Еще более обоснована связь солнечной энергии со всеми проявлениями жизни на нашей планете, в биосфере.
Конечно, все это не означает, будто египетские жрецы три-четыре тысячелетия назад разрабатывали «преднаучные» концепции происхождения жизни в результате вулканических извержений. Но показателен сам факт упоминания «огненного острова». Был ли в древности действующий вулкан в дельте Нила? Или перед нами свидетельство о том, что египетские мореходы знали о существовании вулканических островов Средиземного моря? Или в далекой древности имелись прочные культурные связи между островной цивилизацией Крита и египетской?
В данном случае для нас главное - подчеркнуть, какие проблемы возникают при анализе мифов и насколько сложно они переплетаются с историей идей.
Следует еще раз напомнить, что приведенная выше генеалогия богов Великой Девятки во многом условна и отражает одно из мнений. Ведь Ра при случае могли отождествлять с разными богами, а чаще всего - с Гором (в упомянутой генеалогии - праправнуком Ра), что и вовсе кажется странным. По-видимому, египтяне относились к выяснению родовых корней тех или иных богов «легкомысленно», не видя в этом какого-то глубокого сммысла. По мнению Р. Антеса, для Ра не было «естественной мифологической почвы» (в наиболее древних преданиях) и его образ пришлось приспосабливать к мифу о Горе. При этом возникало множество несоответствий, а то и нелепостей, с которыми приходилось мириться. Юный Нефертум, вдохнувший жизнь в Ра, мог отождествляться с царем Египта, а позже - с младенцем Гором, сыном Исиды.
Алогичность подобных мифов вряд ли объясняется пренебрежением египтян к правилам мышления. Скорее всего, образы богов изменялись в зависимости от тех или иных обстоятельств (например, в связи со сменой правящих династий), от тех главных целей, которые ставили перед собой авторы (или ставили перед авторами заказчики текстов, рисунков). Египтяне сознавали, что речь идет о чем-то до конца непостижимом, о догадках и фантазиях, символах и аллегориях. В таких случаях логика отступает на задний план.
Порой рассказ о деяниях Ра приобретал достаточно формальный характер: «И узнал его величество, жизнь, здоровье, сила... И сказал его величество, жизнь, здоровье, сила, тем, кто были в его свите...» (эпитеты, которых удостоен здесь Ра, обычно стави- " лись после имени фараона в виде пожелания счастья, долголетия). А перед этим сказано: «Был же его величество, жизнь, здоровье, сила, стар; кости его стали серебром, члены его - золотом, волосы - ляпись-лазурью». Вот и выясняется, что «жизнь, здоровье, сила» - стар и слаб (он опасается злых дел со стороны людей).
В этом мифе Ра напоминает богам, что люди созданы из его слез. (Мысль не только оригинальная, но и странная; не следует ли понимать ее так, что печальная участь людей предопределена их «слёзным» происхождением?) Как люди могли восстать против верховного бога? Складывается впечатление, что в данном случае бог отождестатается с фараоном, а недовольные им люди - с населением страны.
С другой стороны, высказано мнение, что сюжет о юности и старении Ра повествует о сезонных изменениях в природе. Весной обилие влаги и ласковое Солнце способствуют росту растений. Однако летом оно становится знойным, иссушает посевы и вызывает беспокойство, отчаяние и гнев людей. В мифе в наказание людей их опаляет гневное Око Ра в образе его дочери богини Хатол-Сехмет.
Надо заметить, что Око Ра в разных мифах трактуется по-разному, вплоть до того, что у него бывает и два ока: дневное (Солнце) и ночное (Луна). Но в данном случае Око Ра олицетворяет собой, судя по всему, жгучее Солнце. Хотя при этом переставлены монетами причина и следствие: кар и сушь объясняются плохим поведением людей, проклинающих Солнце, тогда как в действительности такие проклятья должны были быть следствием засухи.
Наиболее распространенный космологический миф гласил о ежедневно повторяющемся небесном плавании солнечного Ра на божественной ладье. (Фараоны совершали подобные ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца.)
Отстранившись от земных дел, Ра поведал землю во владение Гебу. Ночью, с уходом Ра в подземное царство, замещать его следовало Тоту - богу мудрости, счета и письма. (Возможно, это было связано с тем, что астрономические знания приобретались преимущественно в процессе ночных наблюдений жрецов за звездами.)
Сохраняя установленный порядок в мироздании, Ра выплывает каждое утро на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу и своими острыми лучами прогоняя демонов. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется в подземный мир вечного мрака. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами мрака.
В подземном царстве Ра встречают души умерших, распевая в его честь гимны. Ра приветствует их и передает привет от живущих на земле, благодаря жертвоприношениям которых души почивших сохраняют силу и благополучие (очевидный намек жрецов на необходимость приносить жертвы в храмы). Здесь же предстает перед Ра бог урожая Непри, тело которого увито пшеницей (действительно, урожай во многом зависит от состояния почвы, а оно, в свою очередь, - от лучистой солнечной энергии).
Наиболее трудное испытание предстоит Ра при встрече с извечным его врагом - великим змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного Нила. Начинается жестокое сражение, в котором побеждают боги, возглавляемые Ра. Пронзенный копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остается в подземелье, тогда как ладья Ра восходит над землей.

Иногда Апоп осмеливается напасть на Ра днем Ему удается на некоторое время овладеть солнечным диском. Но это длится недолго, и Ра вновь предстает во всем блеске, низвергая Апопа в бездну. Ясно, что тут речь идет о солнечных затмениях.

О том, что Солнце порой попадает в пасть небесному дракону и временно пропадает, слагали мифы многие народы планеты. Однако вряд ли просвещенные египтяне принимали всерьез подобные поэтичные легенды. Да и ночное путешествие Ра с опасными приключениями напрямую сопоставляли с действительностью разве что только дети и темный люд. Ведь нормальный человек прекрасно знает, что Солнце свершает свой путь с точностью необыкновенной и постоянством, которые не свойственны живым существам. Тем более что египетские жрецы научились предсказывать солнечные затмения.
Культ Ра, сопряженный с культом фараона, имел серьезное идеологическое значение, способствовал укреплению государственной власти. Существовали мифы, «объясняющие» (фантастическим образом) особенности календаря. Астрономические"знания были привилегией жреческого сословия и держались в тайне от непосвященных Конкретные астрономические сведения накапливались постепенно в результате длительных наблюдений и математических расчетов. Позже их стали сопровождать магическими обрядами. Жрецы стали выступать как хранители сокровенных тайн, от которых зависели судьбы людей. Соединение астрономии с магией привело к возникновению астрологии - мнимого искусства определять судьбы людей по звездам.
С богом Ра в истории Египта происходили существенные изменения. Когда держава была единой и мощной, его культ (в лице фараона) достигал апогея; тогда это был действительно повелитель богов, о чем повествовали мифы. Но в периоды распада единого государства образ Ра тоже дробился. Каждый местный владыка претендовал на этот образ и связывал его с каким-либо местным богом-покровителем.
Когда в эпоху Среднего царства Фараоны XII династии (около 1990-1780 гг. до н э.) обосновались в Фаюме, солнечный бог превратился в Себек-Ра. Метаморфоза достаточно странная, если учесть, что Себек - крокодил, обожествляемый в Фаюме, но обычно выступающий в сонме демонов, врагов Ра. Еще более странно, что в то же время существовал и божественный Амон-Ра, представленный в виде Солнца и являвшийся покровителем южноегипетского города Фивы, откуда происходил царский род.

Как мы знаем, к подобным несуразицам египтяне относились философски, не придавая им большого значения. Но так было в периоды стабильности В периоды разброда и междоусобиц, когда многие местные царьки становились воплощением Ра, образ этого бога и вовсе дробился и терял всякие связи с традиционной мифологией. Ситуация усугублялась в результате вторжений чуждых народов с их богами, которые в случае победы обретали порой большую популярность.
Так произошло в переходный период 1640-1550 г. до н.э. Воспользовавшись междоусобицами местных владык, Египет захватили гиксосы, обитатели Палестины. Вновь возродился великий Египет после их изгнания И не случайно вскоре произошла одна из величайших религиозно-философских революций в истории человечества. После того как усилиями Тутмоса III, славной женщины-фараона Хатшепсут, Египет обрел независимость, единство и господство над соседними странами, культ многообразных, многоликих Ра, соединенных вдобавок с Амоном, вносил идеологический разброд в общество и смятение в умы людей. Назрела настоятельная необходимость упорядочить представления о боге Солнца.

АТОН

С этим именем, олицетворяющим солнечный диск, связана первая великая религиозная революция, о которой мы упоминали в предыдущей статье о боге Ра
Около 1375 г. до н.э. фараон Аменхотеп IV провозгласил Атона наивысшим и единственным богом. Все другие божества были запрещены, храмы, посвященные им, разрушены, а жрецы оставлены не у дел. По велению фараона священное имя Амона было стерто отовсюду, даже с глиняных табличек
Почему был возвышен один-единственный бог вопреки многовековой традиции? Как такая мысль могла прийти в голову фараона? Почему после этого египтяне не восстали от мала до велика, не защитили своих небесных покровителей?
Принято считать, что, вводя единобожие, Аменхотеп ГУ старался добиться полнейшего единовластия фараона, освободиться от влияния на государственные дела авторитетных жрецов Амона-Ра. Как предположил английский египтолог Д. Раффл, фараон стремился «объединить нацию и стабилизировать обстановку».

Однако и без того фараон считался наместником бога Солнца на земле, а запрещение культа сразу всех богов, включая их «небесного фараона» Амона-Ра, безусловно, осложняло ситуацию внутри страны и расшатывало общественные устои.
Есть ли принципиальная разница между Амоном-Ра и Ато-ном-Ра? Ведь и тот и другой являются символами Солнца. Отличие между ними в том, что Атон не имеет человеческого облика. Это - реальный солнечный диск, материальное солнечное тело, излучающее свет и тепло - источник жизненной, энергии, а не мифический «дух Солнца», к тому же очеловеченный.
О сущности Атона превосходно сказано в гимне, посвященном ему (имеется несколько вариантов перевода; здесь приведен перевод В. Потаповой):
Великолепно твое появление на горизонте,
Воплощенный Атон, жизнетворен!
На небосклоне восточном блистая,
Несчетные земли озаряешь своей красотой.
Над всеми краями,
Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.
Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,
Ты их отдаешь во владенье любимому сыну.
Ты - вдалеке, но лучи твои здесь, на земле.
На лицах людей твой свет, но твое приближенье скрыто.
Когда исчезаешь, покинув западный небосклон
Кромешною тьмою, как смертью, объята земля.
Очи не видят очей.
В опочивальнях спят, с головою закутавшись, люди.
Из-под их изголовья добро укради - и того не заметят.
Рыщут голодные львы.

Ядовитые ползают змеи.
Тьмой вместо света повита немая земля,
Ибо создатель ее покоится за горизонтом.
Только с Заходом твоим вновь расцветает она.
Подобно Атону, сияешь на небосклоне,
Мрак разгоняя лучами.
Празднуют Верхний и Нижний Египет
Свое пробужденье.
На ноги поднял ты обе страны.
Тела освежив омовеньем, одежды надев
И воздев молитвенно руки,
Люди восход славословят.
Верхний и Нижний Египет берутся за труд.
Пастбищам рады стада.
Зеленеют деревья и травы.
Птицы из гнезд вылетают,
Взмахом крыла явленье твое прославляя.
Скачут, резвятся четвероногие твари земные.
Оживают пернатые с каждым восходом твоим.
Корабельщики правят на север, плывут и на юг.
Любые пути вольно выбирать им в сиянье денницы.
Перед лицом твоим рыба играет в реке.
Пронизал ты лучами пучину морскую.
Продолжим цитировать отрывки в переводе (с английского подстрочника) М.Э. Матье:
Птенец в яйце говорит еще в скорлупе,
Ты даешь ему воздух внутри ее, чтобы ожить.
О бог единый,
Нет другого, подобного ему!
Ты создал землю по своему желанию, ты один,
Людей, всякий крупный и мелкий скот,
Все, что ходит по земле ногами,
Все, что в вышине летает на своих крыльях...
Ты творишь миллионы образов из одного себя,
Города, селения, поля, дорогу и поток...
Ты в сердце моем,
Нет другого, познавшего тебя...

Автором этого прекрасного гимна считают самого Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон («Угодный Атону»). Хотя возможно, что гимн сочинили по его указанию, авторство Эхнато-на представляется более вероятным. Недаром сказано: «Ты в сердце моем, / Нет другого, познавшего тебя».
Гимн вполне реалистичен, даже с элементами натурализма. Он заставляет вспомнить поэму о природе Лукреция Кара и научно-философские стихотворения М.В. Ломоносова. В отличие от мифов, здесь отсутствуют мистика, фантастические образы. С научной точки зрения значение Солнца для земной жизни здесь представлено вполне корректно. В природе не признаются никакие особые духовные сущности. Такое мировоззрение приближается к атеистическому.
Произошел религиозно-философский переворот, потрясший основы духовной культуры. Это было ошеломляющее деяние. Недаром многие египтяне сочли Эхнатона безумцем.
И все-таки, как верно отметила М.Э. Матье: «Гимны Атона, которые часто считаются совершенно особым, новым явлением в египетской религиозной литературе, в действительности отнюдь не были таковыми». Некоторые литературные обороты в приведенном выше гимне почти дословно совпадают с выдержками из более раннего гимна Осирису, а также «Большого гимна Амону-Ра»
Еще предшественники Эхнатона начали проводить политику, ослабляющую духовную власть жрецов Амона-Ра. Аменхотеп III по разным поводам упоминал Атона, называя его именем свой дворец, воинские подразделения, царские ладьи. Но в то же время величайшим богом называли и Амона, и Гора, и Осириса, и Хеп-ри, и Ра, не говоря уже о множестве местных богов-покровителей. Подобная разноголосица заставляла усомниться в самом существовании богов.
Каким бы разным не представлялось Солнце земному наблюдателю, оно остается единым и, конечно, ничем не напоминающим человека. Утверждая эту очевидную истину, Эхнатон невольно сближал свой «атонизм» с атеизмом, отрицанием всех богов как мистических сущностей, и материализмом. Однако если даже он в глубине души склонялся к таким воззрениям, выражать их явно было бы настоящим безумием, подрывом единовластия фараона как наместника, или, вернее, земное воплощение Всевышнего. Такой поступок был бы равносилен самоубийству.
Эхнатон - одна из наиболее загадочных фигур мировой исто рая - явился первым основателем религии нового типа, исповедующей единобожие, признающей одну высшую духовную субстанцию.
Самое удивительное, что общество (не считая чрезмерно разросшейся касты жрецов) без особых потрясений приняло нововведения Эхнатона. Более того, последовал расцвет культуры. Вот что писала об этом видный советский египтолог Матье:
«Успех проводившихся мероприятий, быстрое создание новой столицы, сложение нового религиозно-философского учения и оформление нового культа, наконец, яркий расцвет нового стиля в искусстве нельзя объяснить только личными действиями Эхнатона и раболепным следованием ему принявших его учение царедворцев. Все это не могло бы произойти в столь короткий срок, если бы для нового идеологического течения не было и соответствующей питавшей эти идеи среды».
Эхнатон приблизил к себе незнатных простых свободных граждан - немху. Например, одним из высокопоставленных царедворцев стал Май, написавший о себе: «Я расскажу всем о благах, которые сотворил мне владыка, и вы скажете - о, как велико сотворенное этому немху! Я - немху по отцу и матери, и создал меня царь... когда я не обладал имуществом... И когда я стал господином поселения, он причислил меня к вельможам... хотя я и был на последнем месте... (раньше) я просил хлеба».
Интересное соответствие идеологическим переменам продемонстрировало искусство, чему свидетельство - реалистические изображения Эхнатона, его супруги Нефертити и двух дочерей; при этом показаны непропорциональные и даже несколько уродливые черты лица фараона (а красота Нефертити, по-видимому, вдохновляла художников и скульпторов). При Эхнатоне были созданы замечательные картины, изображающие реалистические сцены из жизни, пейзажи, проникнутые светлым чувством.
...Головокружительное возвышение Атона длилось сравнительно недолго. Силы, которые противодействовали новшествам, были слишком велики. Вообще, крупный общественный организм обладает огромной инертностью, а духовные традиции, какими бы нелепыми они ни были, никогда не исчезают бесследно. Воздвигнув в кратчайшие сроки новую столицу державы, посвященную Атону - Ахетатон, - фараон остался в этом городе в относительной изоляции. Начались волнения в подвластных Египту азиатских странах. Ослабление власти фараона его враги стали объяснять ложностью бога Атона и гневом истинных прежних богов, возглавляемых Амоном-Ра.
Еще раз подчеркнем: Эхнатон обожествил Ра не в образе человеческом, а в виде реального солнечного диска Атона, отменив всех других богов. Такой монотеизм имел материалистические черты и даже, можно сказать, научную основу (с позиций учения В.И. Вернадского о биосфере). В этом смысле культ Атона можно считать научной религией.

Хор (Гор) – эллинское имя одного из самых древних египетских божеств. Сами древние египтяне произносили его, вероятно, как «Хару». Бога Хора обычно изображали человеком с головой ястреба, на которую была надета египетская царская корона (пшент ).

Бог Хор (Гор)

Первоначальный смысл культа Хора и место, где он возник, точно не известны. Скорее всего, он был богом ясного, светлого неба. На это намекает перевод его имени («дальний », «горний », «тот, кто в высоте ») – связанный с ним образ величественно парящего в лазурной выси ястреба. На заре древнеегипетской истории поклонение Хору процветало в расположенном почти на самом юге страны Нехене («Городе Ястреба», по-гречески – Иераконполь). Поэтому часто считают, что начала культа этого бога восходят к Верхнему (Южному) Египту. Однако существует и мнение, что почитание Хора впервые возникло в древнейшем городе Бехдет (Дельта Нила) – то есть в Нижнем (Северном) Египте.

С древнейших времён культ Хора носил не только «природную» (небо), но и «общественную» окраску. Хор являлся покровителем устойчивого миропорядка и защитником монархической власти фараонов . Считается, что само государственное объединение Древнего Египта на рубеже IV-III тысячелетий до Р. Х. было произведено правителями, поклонявшимися Хору как верховному божеству. Священный сокол изображён на так называемой «палетке Нармера », которая относится к самому началу египетской царской истории.

Бог Гор. Видеофильм

В древнейших мифах боги Хор и Сет образуют пару непримиримых соперников, которые, однако, не могут существовать один без другого, друг друга обусловливают. Тогда они обычно признавались братьями. Но в конце эпохи Древнего царства , миф о Хоре и Сете был переосмыслен жрецами авторитетного религиозного центра, Гелиополя. Те ввели сюда образ Осириса – олицетворение умершего фараона. В этом новом богословии Хор (Гор) представлялся сыном Осириса. Жена и сестра последнего, Исида , зачала Хора от погибшего супруга при помощи волшебства. Хор признавался теперь уже не братом, а племянником Сета, убийцы Осириса. Придя в совершеннолетний возраст, он стал мстить за своего отца и вступил с Сетом в жестокую битву. После долгих усилий Хор одержал победу и низверг Сета с египетского трона, захваченного тем после гибели Осириса. Исида собрала части тела Осириса, разбросанные Сетом по всей земле, и воскресила мужа. Хор стал править над людьми, а Осирис – над душами мёртвых в загробном мире . Если Осирис признавался в Древнем Египте олицетворением умершего фараона, то Хор – царя живого, правящего. Побеждённый Сет был изгнан с плодородных, земледельческих земель Египта в окрестные пустыни.

До битвы с Сетом ребёнку-Хору пришлось преодолеть множество опасностей. Он с трудом избег гибели от руки дяди, который искал его, собираясь убить. Образ Бога-ребенка, страдающего от жизненных тягостей, сделался одним из главных воплощений Хора (Хор Младший, Гарпократ), повлияв, как считается, на возникновение культа младенца-Христа.

Исида и младенец Хор прячутся от Сета в болотном папирусе

Как олицетворённое Небо Хор позднее прославлялся в облике космического божества Хорахти («Хор обоих горизонтов»). Иногда оно объединялось с богом Ра (Ра-Хорахти). Глазами Хора считались солнце и луна. Считалось, что левый глаз Хора (Луна) был повреждён в битве с Сетом и поэтому светит не так ярко, как правый (Солнце). Однако тот же глаз был вылечен лунным богом Тотом и потому обрёл огромную волшебную силу, превратившись в магический символ (уаджет). «Глаз Хора» трансформировался во «Всевидящее око » многих позднейших учений (например, масонства ). Смену лунных фаз древние египтяне связывали с одним из любимейших своих религиозных представлений – идеей постоянного умирания во имя последующего возрождения.

Различным воплощениям Хора поклонялись по всему Египту. Его великолепный храм находился в городе Эдфу. Ежегодно сюда «на свидание» с Хором привозили из Дендеры статую богини любви и красоты Хатхор . Этот обряд исполнялся вплоть до византийского времени. В Ком Омбо, «Хор Старший», мститель за Осириса, ассоциировался с крокодилоподобным богом Себеком . В конце античной истории поклонение «матери Исиде» и её сыну «Гарпократу» широко распространилось во всем Средиземноморье, не оставшись без влияния на образы Богоматери и младенца-Христа.

Гор - один из солнечных богов, имя его означает «высота», «небо». Гора изображали с головой сокола, а его символом было солнце с распростертыми крыльями.

Сын Осириса и Исиды, Гop родился после смерти своего отца. К тому времени власть над Египтом захватил погубивший Осириса коварный Сет. Исида бежала от его злобы в дельту Нила и там, среди болот, в уединении и тайне стала воспитывать Гора. Когда Гор возмужал, из царства мертвых к нему явился сам Осирис и благословил сына на борьбу с Сетом.

В первом поединке Гор потерпел поражение - Сет вырвал ему глаз. «Око Гора» - один из важнейших символов в египетской мифологии, средоточие божественной силы. После долгой борьбы Гор вернул свое Око и с его помощью оживил Осириса. Но Осирис предпочел остаться владыкой царства мертвых, с тем чтобы царем живых стал Гор.

Некоторые варианты мифа заканчиваются тем, что Гор становится царем Египта, а Сета Ра забирает с собой на небо и делает повелителем грозы. В других вариантах сюжет развивается дальше: Сет предлагает Гору различные испытания - превратившись в гиппопотамов, три месяца просидеть под водой, проплыть по реке на каменных ладьях, пытается опорочить Гора перед богами, поссорить его с Исидой и т. д.

Наконец, между ними происходит решительный бой, Гор побеждает Сета и повергает его к ногам Осириса. Светлый Осирис торжествует над темным Сетом.

Гор может показаться нам знакомым, потому что все мы помним его знаменитое изображение в виде человека с соколиной головой. На самом деле божественная сущность Гора сложнее.

Гор принимал множество воплощений и отождествлялся с другими богами, поэтому в египетском искусстве он предстает перед нами в разных обличьях и под разными именами.

Гор - важнейший персонаж египетского пантеона, поэтому его внешность, мифология, и особенно культ с трудом поддаются описанию. Все египтяне знали, что Гор - бог, ставший земным владыкой, бог, от которого произошел фараон, бог, чья земная жизнь во многих отношениях была очень человеческой: любовные похождения, соперничество... В его истории каждый мог найти что-то близкое себе.

Изображения Гора

Самое знаменитое (и самое распространенное в искусстве) воплощение Гора - человек с головой сокола. Этот бог изображается стоящим или коленопреклоненным; на голове у него может быть одна из трех египетских корон (белая, красная или пшент), корона атеф (она же венчает Осириса, отца Гора), или корона хемхемет.

Самое древнее изображение Гора в виде человека с головой сокола хранится в музее Лувра: это стела фараона Кахеджета (III династия, Древнее царство).

Есть и другие рисунки, некоторые очень древние, восходящие к началу истории царской власти: сокол с короной (или без нее), крылатый солнечный диск и урей перед ним, и, наконец, ребенок.

Мифы о Горе

Гор, один из величайших и древнейших богов египетского пантеона, отличается также числом своих изображений. На самом деле, следует говорить не об одном Горе, а о нескольких! Каждое из его воплощений или отождествляемых с ним божеств имело собственное имя и даже облик.

Однако множество воплощений не обязательно должно подразумевать множество мифов. И хотя о Горе упоминает впечатляющее количество мифологических циклов, совпадений в них немало, что служит доказательством наличия общих корней. Одно из таких общих мест - сказание о Горе, сыне Осириса и Исиды, прямом потомке бога царской власти Ра, далеком божественном предке фараонов. Эпопея Гора - одна из ключевых в древнеегипетской мифологии.

Тяжелое семейное прошлое Гора

История Гора неразрывно связана с запутанной историей его семьи. Она полна соперничества, ненависти и убийств! Разумеется, это сказание о богах, но в то же время оно напоминает о слабостях рода человеческого.

Гор появился на свет при драматических обстоятельствах. Юный бог лишился отца задолго до своего рождения. Великий Осирис, прямой потомок Ра, был коварно убит собственным братом Сетом. Жена Осириса и мать Гора, Исида, неутомимо защищала свое дитя, даже пока оно еще было в ее утробе. Она родила сына втайне от убийцы. Тщетная предосторожность - Сет обо всем узнал. Избавившись от брата, чтобы занять вместо него египетский трон, этот бог рассчитывал так же поступить и со своим маленьким племянником. Ведь юный сокол был новым - и законным - претендентом на власть над Египетским царством!

Сет знал это. Исида тоже. Знал и Гор: «Я есмь Гор, великий сокол... Далеко мое место от Сета, врага отца моего... Я иду войной на его убийцу, я помещу его под мои сандалии во имя моей ярости. Ибо я есмь Гор, и место мое далеко от людей и от богов. Я есмь Гор, сын Исиды», - так говорил он, напоминая о себе тем, кто желал к нему прислушаться. Но бог был еще совсем юн, чтобы не сказать хрупок.

Почти обычный ребенок...

Хоть Гор и был богом, сыном, внуком и правнуком бога, его детство проходило так же, как и у любого маленького египтянина. Он играл, учился читать и считать, он даже болел! От этой напасти он страдал особенно часто. Болезни и несчастные случаи шли сплошной чередой. Но боги бдели, и в первую очередь, его мать. Стоит отметить, что место, где жили Исида и Гор, было весьма необычным. И действительно, богиня решила вырастить своего ребенка вдали от Сета - в болоте Хеммиса. Она знала, что тот никогда не отважится забраться в такие места. Но в болоте не слишком-то приятно и полезно жить! Постоянные лихорадки и кишечные заболевания часто вызывали тревогу Исиды.

...но окруженный заботой

Однажды вечером, вернувшись домой, Исида нашла своего сына бездыханным. Он даже не мог сосать материнскую грудь. И тогда богиня обнаружила след укуса: вероятно, Гора ужалил скорпион. Мальчик был на грани смерти, и Исида призвала на помощь других богов. Нефтида, ее сестра, и Селкет, богиня-скорпион, тут же ответили на зов и явились к ней. «Нужно, чтобы вмешался Ра, - решили они. - Он должен любой ценой прервать свой бег и остановить время». Произнес «время» - значит, обратился к Тоту! Бог мудрости пришел к Исиде и успокоил ее: «Ничего не бойся, Исида! Я явился к тебе, вооруженный дыханием жизни, которое исцелит ребенка». Обернувшись к мальчику, Тот сказал: «Выйди, яд! Ра сумеет изгнать тебя. Его ладья прервала свой путь и не тронется с места, пока наш больной не излечится. Колодцы будут сухи, урожай иссохнет на корню, люди останутся без хлеба, пока к Гору не вернется здоровье». Но до таких крайностей дело не дошло. Гор быстро поправился. Однако это была лишь одна из малых бед, ждавших Гора на его сложном жизненном пути.

Сандалии, чтобы попрать своего врага

«Далеко мое место от Сета, - сказал Гор. - Я иду войной на его убийцу, я помещу его под мои сандалии во имя моей ярости». Это странное выражение свидетельствует о распространенном обычае Древнего Египта. Действительно, было принято писать имя или даже рисовать портрет своего злейшего врага на подошве сандалий. Таким образом его можно было легко, без малейших трудностей попирать ногами.

Око уаджет

Око уаджет, один из самых распространенных египетских амулетов, отсылает нас к одному из увечий, которые Гор получил в течение жизни. Вот как это произошло: во время сражения Сет вырвал глаз у своего противника Гора и разрубил его на множество кусочков. Добрый бог Тот собрал их, восстановил глаз и сделал его здоровым (уаджет). Это лунное око стало охранным амулетом-оберегом, который египтяне носили на теле для защиты и погребали вместе с мумиями.

Существование, отравленное Сетом

Сет отравлял, как в буквальном, так и в переносном смысле этого слова, существование Гора. Коварному богу мало было убийства Осириса: он исполнился страшной ненависти к Гору, который стал по закону наследником своего отца и воцарился над всем Египтом. Сет, брат Осириса и дядя Гора не желал с этим примириться. Власть должна была вернуться к нему! Средства не имеют значения, главное - достичь цели. Возмущенные происходящим боги созвали божественный суд. Однако интересы одних не всегда совпадают с интересами других: голоса в суде немедленно разделились. Ситуация, осложнявшаяся с каждым днем, выходила из-под контроля! Сет и Гор неустанно сражались друг с другом, устраивая одну ловушку за другой. Казалось, что их противостояние никогда не закончится и будет длиться вечно.

В этом отношении воображение Сета не иссякало! Он предложил Гору спортивные состязания. Одним из них было состязание в воде: два бога, превратившись в гиппопотамов, должны были погрузиться под воду, задержав дыхание. Кто продержится дольше, получит Египетское царство! Но Исида, пристально следившая за злоключениями своего сына, помешала соперникам, вызвав недовольство обоих! Между тремя божествами завязался яростный спор. Ра, отчаявшийся дождаться примирения, предложил противникам устроить пир. Но празднество продлилось недолго: вскоре тяжба возобновилась с не меньшим ожесточением. Исида торопила суд, мешая его заседаниям и протестуя против пассивности богов. Однако все заслуги в этом деле принадлежат Осирису: именно он сумел разрешить ситуацию.

Владыка Царства мертвых, до сих пор хранивший молчание, вмешался в тяжбу, обвинив судей в бездействии. Будучи повелителем растительности, Осирис пригрозил, что оставит Египет без продовольствия! Боги склонились перед его могуществом и внимательно пересмотрели дело. Но так как никакого определенного решения они принять не могли, то в споре между соперниками была объявлена ничья. Гор, разумеется, стал царем Египта; в дальнейшем свое право на трон он передаст фараонам. Но и Сет не остался в проигрыше: его назначили глашатаем и защитником Ра. Отныне именно он, стоя на носу ладьи бога солнца, своим ужасным криком будет оповещать весь мир о приближении рассвета. Похоже, Ра всегда имел особое расположение к Сету!

Гор, калека... и калечащий бог

Увечья тоже были частью существования Гора. Этот бог достаточно страдал.. . И не всегда от рук своих врагов. В этом отношении особенно показателен ряд эпизодов, связанных с глазом и руками Гора.

Однажды Сет в очередной раз измыслил ловушку для Гора: в результате руки последнего были осквернены семенем его дяди. Обезумев от отвращения, Исида отрубила руки сына и бросила их в самое глубокое из болот. Гор, приведенный в смятение такой немилостью, обратился к богу- крокодилу Себеку, который с огромным трудом отыскал его руки. Чтобы избежать гнева непреклонной Исиды, Себек отнес руки Гора богу Ра, и тот сотворил точно такие же: одна пара стала реликвией в святилище Нехена (греч. Иераконполь), а другая была возвращена Гору.

Судя по всему, Гор унаследовал несдержанный характер своей матери. Еще будучи подростком, он изнасиловал Исиду, повинуясь неконтролируемым побуждениям. Очевидно, именно с этим эпизодом связано отождествление Гора и Мина, бога плодородия. В другой раз Исида, к своему несчастью, посочувствовала Сету, и Гор отрубил голову собственной матери! По легенде, богиня вознеслась на небеса и превратилась в созвездие без головы. Так иногда из самых отвратительных деяний рождаются прекрасные мифы!

Сыновья Гора

У Гора Старшего и богини Исиды (матери великого Гора, сына Осириса), было четверо сыновей: их называли Гормесут, что в переводе с древнеегипетского означает «дети Гора». Все четверо по виду напоминали мумии, однако различались именами и головами: у первого божества - Амсета - была человеческая голова; у второго - Хапи - голова павиана; у третьего - Дуамутефа - голова собаки; и, наконец, у последнего - Кебексенуфа - голова сокола. Этим созданиям, не имевшим ни святилищ, ни отдельных культов, в Древнем Египте не было посвящено ни одного мифа. Тем не менее известно, что они охраняли внутренние органы умерших. Сосуды-канопы, в которых хранились печень, желудок, легкие и кишечник покойного после его бальзамирования, были вылеплены в виде детей Гора, справедливо считавшихся защитниками мертвых.

Так, сыновья Гора избавляли умершего от страданий, например, от чувства голода или жажды. Легенда гласит, что по приказу доброго бога Анубиса, дети Гора охраняли Осириса. Именно они помогли будущему владыке Царства мертвых подняться на небеса. Там они превратились в звезды и расположились неподалеку от созвездия Большой Медведицы (Бедер Сета), чтобы неустанно следить за ним: оно считалось крайне неблагоприятным, потому что ассоциировалось с Сетом... Как же без него!

Культ Гора

Гору поклонялся весь Египет, начиная с фараона, который пользовался покровительством бога-сокола. Народ тоже хранил верность этому божеству. Но у каждого города или области был «свой» Гор: в разных уголках страны имена и праздники, которые ему приписывались, заметно различались.

Вера в бога-сокола объясняется большим количеством хищных птиц, обитавших в Египте, а также восхищением, которое они вызывали у людей. Соколу принадлежит немало рекордов, и в первую очередь, рекорд скорости: свыше двухсот километров в час при пикировании! Сапсан, довольно редкая в современном Египте птица, судя по всему, в древности встречался гораздо чаще.

У истоков веры

Вне всяких сомнений, Гор родился из восхищения, которое испытывали египтяне древности перед величественным и потрясающим полетом сокола в небесах Иераконполя («города сокола», как называли его греки в Поздний период). Перенесемся во времена самых первых династий Египетского царства. Гегемония правителей города Гора постепенно распространилась на весь Египет, и начался процесс объединения. Исподволь под крылом сокола из Иераконполя оказалась вся страна, и в том числе сам фараон, чьим покровителем и божественным предком стал Гор. Статуя фараона Хефрена из IV династии, хранящаяся в каирском Египетском музее, увековечила эти взаимосвязи в камне: знаменитый владыка восседает на троне, положив руки на колени, а за его спиной простирает крылья сокол-защитник. Кажется, что человек и птица - единое существо. Отныне славный Гор и великий фараон связаны неразрывными узами.

Гор и фараон

Покровительство Гора, верность Гору, отождествление с Гором фараон и бог-сокол всегда связаны. Гор, защищающий фараона - иконографический сюжет, который встречается во многих произведениях, посвященных владыке Египта! На барельефе, изображающем фараона Сахуру (V династия) и обнаруженном в его пирамиде (Берлинский музей), мы можем прочитать имя царя. Иероглиф вписан в картуш, будто карта города, окруженного крепостью. На стене восседает сокол-Гор, охраняя имя фараона. От Унаса, другого царя из V династии, до нас дошла алебастровая ваза с картушем, который охраняет Гор, изображенный с широко распростертыми крыльями (Лувр).

О верности Гору в Египте писали буквально на всем, что имело отношение к фараону. Свидетельство тому - паланкин царицы Хетепхерес, матери Хеопса (IV династия). Надпись на нем гласит: «Мать царя Верхнего и Нижнего Египта, верная Гору, наставлявшая владыку, милостивая, та, чьи распоряжения всегда исполнялись, дочь от плоти бога, Хетепхерес».

Гор и имя фараона

И наконец, отождествление с богом становится очевидным при прочтении полного имени владыки. Имя фараона в действительности более сложно устроено, чем можно подумать, исходя из его греческой транскрипции. «Великое имя», как его принято называть, состоит из пяти имен-титулов (повторяющихся у разных фараонов), которые дополняются пятью прозвищами (которые во время коронации формулировал писец из Дома Жизни). Полное имя Рамсеса I в действительности звучит так: «Гор, могущественный бык, возлюбленный правосудием, Две владычицы, защищающие Египет и покоряющие чужие земли, золотой Гор, богатый летами, великий своими победами, владыка Верхнего и Нижнего Египта, Ра, сильный истиной, избранный Ра, сын Ра, Рамсес, возлюбленный Амоном, которому, как его отцу Ра, каждый день даруется вечная жизнь». Дважды фараон нарекается Гором, он отождествляется с ним. Так это понимал народ. Весь народ, от простого феллаха до храмового жреца, от дворцовой прислуги до вельможного визиря видел в имени божественную сущность фараона.

Культ Хароериса

Одно из первых, самых ранних воплощений божественного сокола, Хароерис - Гор Старший - был объектом очень сложного культа, особенно сильного в Ком-Омбо и Летополе. Этому богу поклонялись, в первую очередь, во второй эпагоменальный день - день его рождения.

Устраивались пышные празднества, на которых чествовали «Того, кто возвращается в свой город (Ком-Омбо) после пребывания в северной стране (Летополе)». По улицам города Гора проходила торжественная процессия. Соколу были посвящены и другие праздники - двадцатый день месяца тиби (ноябрь-декабрь) и четвертый месяца пахон (март-апрель). Родство (и притом очень близкое) с Ра связывало его с божественным оком, поэтому считалось, что Хароерис лечит глазные болезни. Так, в Летополе познания практиков в офтальмологии (признанные современными специалистами), по-видимому, часто воспринимались как чудеса бога-сокола.

Эдфу - город Гора

Эдфу, один из великих городов Древнего Египта, был посвящен Гору. Гора Эдфу называют также Гором Бехдетским.

Здесь поклонялись богу-соколу в воплощении Гора Бехдетского, Гора Трона. Последние фараоны Египта, Птолемеи Эвергеты, возвели тут великолепный огромный храм. Это святилище, заложенное в 237 году до н. э., разрасталось до 57 года н. э. Комплекс свидетельствует о значении, которое имел культ Гора даже после великой эпохи фараонов. Храм Эдфу - безупречный образец египетского храма: пилоны, дворы, гипостильные залы, часовни, святилище... Все сооружения, вплоть до наоса (центра храма) и ниломера, уцелели, чтобы рассказать нам об обрядах прошлого, в то время как от других храмов остались лишь руины.

На внутренней стене левого пилона посетитель по-прежнему может полюбоваться рельефами, изображающими день «священного союза», праздник, во время которого Египет отмечал соединение супругов: Гора из Эдфу и Хатор из Дендеры.

Праздник священного союза

Рельефы храма позволяют ощутить атмосферу одного из самых знаменитых праздников Египта. Великая богиня, Око Ра, каждый год навещала своего мужа Гора в месяц эпифи (май- июнь); для нее это было возможностью покинуть святилище в Дендере на целых три недели, пока длятся торжества. Статую погружали в специально предназначенную для этого большую лодку «Прекрасная Любовь», которая поднималась по течению Нила почти на сто шестьдесят километров до города Эдфу, где жил муж богини. Тем временем жрецы Гора в Эдфу совершали все необходимые приготовления, чтобы Гор и его храм могли достойно встретить Хатор.

Когда долгожданный день наставал, огромная толпа собиралась на пути, по которому Гор шествовал из храма к берегу Нила. Воссоединение супругов происходило в маленьком храме, построенном к северу от города, чуть в стороне от него. Интересно, что момент встречи египтяне рассчитывали с невероятной точностью! Ровно в восьмой час новой луны одиннадцатого месяца каждого года, ни раньше, ни позже, Гор вновь обретал свою божественную супругу. Ликующая толпа верующих провожала статуи, которые, каждая в своей ладье, неспешно плыли по реке к главному святилищу города. Когда же лодки наконец приближались к храму, их поднимали из воды и переносили на руках в священные стены храма.

По случаю этой встречи каждый год «священный союз» двух великих божеств отмечался заново; затем происходила брачная ночь. С этого момента в течение четырнадцати дней, пока луна на небе продолжала расти, в Эдфу длились нескончаемые торжества, сопровождавшиеся религиозными обрядами. Чета посещала и другие посвященные ей храмы в окрестностях города. По истечении двух недель, после большого пира, завершающего праздник, Гор возвращался в свое святилище, а Хатор пускалась в обратный путь по течению Нила, в Дендеру. Божественных супругов ждал еще один год разлуки.

Отождествления гора

Синкретизм - явление, очень характерное для древнеегипетской веры, и Гор - не исключение. Так, Хорахти сильно отличался от Гора. Он имел то же обличье и похожее имя, но при этом ассоциировался с Ра, одним из воплощений которого он считался. Хорахти - это Ра. Он - бог солнца, легко пересекающею небосвод. Другое его имя - «Гор богов». Хорахти поклонялись в Оне (библейское название древнего Гелиополя). Гор-Неджитеф, «Гор-защитник отца своего», особенно почитался в Абидосе, а в городе Хент-Мин он был уподоблен Мину и стал именоваться Гор-Мин-Ахтом, «Гором-Мином Могущественным».

Бог Хор, или Гор, являлся покровителем неба, а также солнца и царской власти.

Его имя переводится как «высота», «небо». Изображался Гор в виде человека с головой орла или сокола.

Воплощениями Гора египтяне представляли живых фараонов.

Сын мертвеца

Мифологический рассказ повествует, что когда умер Осирис, части его тела были собраны Анубисом в единое целое, он же забальзамировал его и положил в саркофаг.

Это было уже второе убийство бога – первый раз Осирис сам лёг в саркофаг, предоставленный ему Сетом. Жена его Исида опустилась на гроб мужа в виде соколицы и чудесным образом зачала от него сына. Так появился Гор, которого по этой причине изображают с соколиной головой.

Гор является единственным наследником Осириса и поэтому желает получить власть над миром, чтобы продолжить дело отца. Одновременно он выступает мстителем за его смерть. Решение Гора получить власть боги признали законным, и бог Тот записал это решение, сделав его таким образом окончательным.

После этого Гору предстояла битва с Сетом. Египтянам она представлялась как извечная битва добра и зла, сражение «божьего сына» и главного демона – прообраза Сатаны. В этой битве Сет выбил Гору глаз, который после этого начал самостоятельное существование. Этим глазом (известным ещё и как Око Ра) Гор воскрешает своего отца, дав ему проглотить его.

Осирис пробуждается, но решает не оставаться в человеческом мире, власть над которым передаёт Гору, а уйти в подземный мир и стать повелителем там.

Самый обычный бог

Гор был весьма популярным и любимым богом египтян. Несмотря на то, что он был божеством, жизнь он провёл такую, как и обычные люди: был маленьким, учился, совершал любовные похождения, сражался и даже болел. Было в этом боге нечто человеческое.

Его воплощениями и «наследниками» считались реальные люди – правящие фараоны. Но хотя Гор был «очеловеченным» персонажем, его образ, вне всякого сомнения, родился в связи с наблюдением египтян за полётом сокола – птицы, которой они восхищались. Обе природы – человеческая и «крылатая» (небесная) – слились в единый облик божественного героя, борца и повелителя.

Широкая популярность

Гор – один из египетских богов, достигших огромной популярности в античном мире. Его свойства и биография стали причиной отождествления с различными богами греко-римского пантеона:

  • Геродот отождествлял его с Аполлоном;
  • Поздние авторы отождествляли его с Аресом (Марсом) – богом войны;
  • В эпоху религиозного синкретизма Гор также сближался с другим египетским богом – Ра; полученное божество именовалось Ра-Горахти.

На небосклоне также было созвездие Гора, которое известно сегодня под античным названием Орион. Другое созвездие – Большая Медведица – содержало звёзды, четыре из которых считались сыновьями Гора.

Гор и Хорс

Некоторые любители, имеющие опосредованное отношение к науке, склонны находить связь между египетским Гором (Хором) и славянским Хорсом. Определённое основание в этом есть, поскольку Хорс в славянском пантеоне является самым таинственным персонажем – до сих пор у учёных нет ответа на вопрос, откуда он произошёл.

Высказываются версии о его хазарском, скифском, сарматском или персидском происхождении, также как и об исконно славянском. Есть вероятность, что к восточным славянам действительно пришёл египетский Хор «через третьи руки», хотя пока такая версия и не подтверждена. Имена богов похожи, также как и функции: оба являлись богами солнца.

Супруга Гора – Хатхор

Как и у многих богов, у Гора была жена. Звали её Хатхор (в египетском оригинале – Херу). Была она богиней любви, красоты, радости, музыки и танцев. Также она почиталась как солнечная богиня, буквально родившая солнечный диск. Один из образов Хатхор – небесная корова, молоком которой считался Млечный путь. Именно поэтому основное каноническое изображение этой богини – женщина с рогами, между которыми находится солнце.

Гармахис

Гармахис, по-египетски Хоремахет, - один из самых популярных в Египте «вариантов» Гора. Изображался он с головой кобчика (птицы рода соколов) и с солнечным диском на голове, вместо которого могла быть и корона из цветов папируса. Хоремахет – это божество восходящего солнца. Иногда Хоремахет изображался с головой барана.

Хорахте

Хорахте (Горахти) – ещё одно воплощение Гора, также символизирующее восходящее солнце. На его голове изображался солнечный диск и урей – змееобразный знак, обозначавший царскую власть. Вначале Хорахте был вполне самостоятельным богом, но впоследствии сросся с богом Ра в качестве синкретического божества. По мнению некоторых исследователей, культ Хорахте вдохновил Эхнатона на создание собственного культа Атона.

Большой Сфинкс

Связан с Гором и самый известный памятник египетского зодчества – Большой Сфинкс в Гизе. Об изначальном назначении Сфинкса и его египетском названии нет никаких сведений. В позднюю эпоху он стал ассоциироваться с Ра, а в ещё более позднюю – с Хоремахет, воплощением Гора. Сфинкс считается памятником Нилу и восходящему солнцу, которое и олицетворял Гор.

По приказу бога Ра , собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту - разрубленные Сетом) члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идет, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся по одному варианту мифа восемьдесят лет, Гор признается правомочным (по-египетски «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.

После этого Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить свое око (см. «Уаджет »). Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся царём мертвых, предоставляя Гору править царством живых.


Гор в античности

Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов . Сын Осириса, египетское божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном . Созвездие Гора греки называли Орионом . Легендарный бог Света. Также был в древности богом Неба. Также был богом Солнца.

Изображался как человек с головой сокола. Или в виде самого сокола.

В египетской мифологии бог-сокол, особый покровитель царского дома и лично царя. Имя Гора входило в царскую титулатуру и слово "Гор" пред именем обозначало тоже что и "царь". А знак "сокола" обозначал термин "бог ".

Религия солнцепоклонников, что почитали Гора возникла еще во времена додинастических египтян, которые двигались на Север и путем завоеваний объединяли страну.

Существовало несколько форм бога Гора. Этот культ впитал в себя многие верования. Один Гор был братом Осириса , сыном небесной коровы Хатор. Второй Гор - сын бога Осириса и богини Исиды . Племянник бога Сета.

Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) - в форме Хнума-Ра , Гором - в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.

Гора почитали в Летополисе, городе, что был расположен недалеко от Мемфиса . Гора почитали в Эдфу. Гора Двух Глаз почитали в Шедену (Восточная Дельта).

В некоторых мифах богиня-скорпион по имени Селькит выступает как жена бога Гора.

Слияние образа Гора с другими богами: Бог Гор Двух глаз, что были представлены Солнцем и Луной был весьма популярен в Египте. Бог Гор ассоциировался с богом Харати (Горахути или Гормахис), и называтлся Гором Двух Горизонтов. Этот Гор был объединен с Ра, как солнечный бог Гелиополя и стал называться Ра-Харати. В результате символом бога Гора стал не сокол, а солнечный диск. Как золотой Гор он стал богом зари. В Летополисе был храм в честь Гора Безглазого, что символизировало Солнечное затмение. Был также Гор Открыватель Секретов.

Легенда о Горе Ра-Харати (Ра-Горахути) Когда царем Египта был еще великий бог Ра он отправился в Нубию со своей армией. И в Эдфу его встретил Гор. Причем, сказано, что Гор приветствовал Ра как своего отца. Но по легенде Гелиополя Гор был сыном Осириса, а сам Осирис был сыном Геба. И только Геб был непосредственно сыном Ра-творца. И это подтверждает тот факт, что Горов в Египте было несколько.

Ра поручил Гору преследовать и покарать врагов. И Гор бросается на них и убивает без пощады. Ра благодарит Гора за победу такими словами: "Ты убивал моих врагов. Ты наполнил воду кровью. Ты сделал воды красными и сердце мое радуется!" Затем Гор захватил в плен бога Сета, что возглавлял врагов Ра и привел его связанным к повелителю. И после этого Ра повелел Гору доставить пленного Сета к другому Гору, сыну богини Исиды. И младший Гор отрубил Сету голову, после чего тот превращается в великого змея и укрывается в земле. В этой легенде нет Осириса, и здесь жрецы Гелиополя явно хотели заменить Осириса богом Ра.


Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хор (мифология)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гор. Гор Гор Бог неба, царственности и солнца … Википедия

    Система мифологических представлений монголоязычных народов Центральной Азии и Южной Сибири: халхасов, ойратов, бурят, многочисленных племён Внутренней Монголии (баргутов, хорчинов, чахаров и др.), а также калмыков, выделившихся из группы… … Энциклопедия мифологии

    Комплекс мифологических представле ний бурят Прибайкалья и Забайкалья булагатов, эхиритов, хоринцев, хонгодоров и др. Более основательно исследована мифология первых трёх этнических групп; для всех бурят характерно единство мифологических сюжетов … Энциклопедия мифологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сет. Сет, Сутех (егип. Stẖ) … Википедия

    Ра Око Ра, или «Правый глаз Гора» Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «солнце» (коптское PH). Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством,… … Википедия

    ГОР - [Хор; егип. Hr высота, небо], в егип. мифологии одно из высших божеств, воплощенное в различных образах. В раннединастический период (3 е тыс. до Р. Х.) почитался как бог охоты. С кон. 3 го тыс. до Р. Х. существовало неск. его ипостасей: Г. сын… … Православная энциклопедия

    I Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… …

    См. также: Древнеегипетская религия Список египетских богов список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища,… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё влияние в… … Большая советская энциклопедия