Биография фрейда. Фрейд

Рождение психоанализа

История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко , оказавшего на него сильное влияние. Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими соматическими заболеваниями , как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом никаких характерных в таких случаях органических нарушений. До работы Шарко считалось, что женщины с истерическими признаками имели блуждающую матку (hystera по-гречески означает «матка»), но Фрейд установил, что у мужчин тоже могли возникать подобные психосоматические симптомы. Фрейд также ознакомился с экспериментами в области лечения истерии, проводимыми его наставником и коллегой Йозефом Брейером . Это лечение представляло собой сочетание гипноза и катарсиса , и позднее подобные этому методу процессы разрядки эмоций получили название «абреакция ».

Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.

В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным . Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений . Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией , а в настоящее время известно как конверсионный синдром.

Символы, в отличие от обычных элементов явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для разных людей) и устойчивое значение. Символы встречаются не только в сновидениях, но и в сказках , мифах , обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидених символами, ограниченно.

Метод толкования сновидений

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков. После того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос - что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы , и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу. Кроме того, некоторые особые элементы сновидений всё же могут быть истолкованы психоаналитиком и без помощи обладателя сновидения. Это символы - элементы сновидений, имеющие постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.

Последние годы жизни

Книги Фрейда

  • «Толкование сновидений», 1900
  • «Тотем и табу», 1913
  • «Лекции по введению в психоанализ», 1916-1917
  • «Я и Оно», 1923
  • «Моисей и монотеизм», 1939

Литература

  1. Брайн Д. «Психология Фрейда и постфрейдисты». - Рефл-бук. - 1997.
  2. Зейгарник. «Теории личности в зарубежной психологии». - Издательство Московского университета. - 1982.
  3. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954) М: Гнозис/Логос, 1998.
  4. Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954-1955) М: Гнозис/Логос, 1999.
  5. Марсон П. «25 ключевых книг по психоанализу». Урал Ltd. - 1999
  6. Фрейд, Зигмунд. Собрание сочинений в 26 томах. СПб., изд-во «ВЕИП», 2005 - изд. продолжается.
  7. Пол ФЕРРИС. «Зигмунд Фрейд»

Необходимость зарабатывать деньги не позволила ему остаться на кафедре, он поступил сначала в Физиологический институт, а затем в Венскую больницу, где работал врачом.

В 1885 году Фрейд получил звание приват-доцента, и ему была предоставлена стипендия для научной стажировки за границей.

В 1885-1886 годах стажировался в Париже у врача-психиатра Жана-Мартена Шарко в клинике Сальпетриер. Под влиянием его идей пришел к мысли, что причиной психонервных заболеваний могут быть ненаблюдаемые динамические травмы психики.

По возвращении из Парижа Фрейд открыл частную практику в Вене, где использовал метод гипноза для лечения больных. Поначалу метод казался эффективным: за первые несколько недель Фрейд добился моментального исцеления нескольких больных. Но вскоре появились и неудачи, и он разочаровался в гипнотической терапии.

Фрейд обратился к изучению истерии и внес в эту область значительный вклад, связанный с использованием свободной ассоциации (или "разговорной терапии"). Результаты его совместного с австрийским врачом Йозефом Брейером исследования истерических явлений и проблем психотерапии были опубликованы под названием "Исследования истерии" (1895).

В 1892 году Фрейд разработал и использовал новый терапевтический метод — метод настояния, ориентированный на постоянное понуждение пациента к воспоминанию и воспроизведению травматических ситуаций и факторов. В 1895 году он пришел к выводу о принципиальной неправомерности отождествления психического и сознательного и о значимости изучения неосознаваемых психических процессов.

С 1896 года по 1902 год Зигмунд Фрейд разработал основы психоанализа. Он обосновал новаторскую динамическую и энергетическую модель психики человека, состоящей из трех систем: бессознательного — предсознательного — сознательного.

Впервые понятие "психоанализ" он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года.

Психоаналитический способ лечения больных, разработанный Фрейдом, заключается в анализе по определенным правилам спонтанно возникающих у больного ассоциаций по поводу какого-либо элемента его душевной жизни (метод свободных ассоциаций), толковании сновидений, а также различных ошибочных действий (оговорок, описок, забывания и т.п.) с целью вычленения с помощью психоанализа истинных (бессознательных) причин этих явлений и доведения этих причин до сознания больного.

Результатом обобщения психоаналитических исследований Фрейда этого периода явились опубликованные в начале XX века классические работы "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) и др.

Причинами многих неврозов у пациентов Фрейда в то время были различные сексуальные проблемы, поэтому Фрейд обратился к исследованиям сексуальности и ее развития в детстве. С тех пор развитие сексуальности Фрейд ставил в центр всего психического развития человека ("Три очерка по теории сексуальности", 1905) и пытался объяснить им такие явления человеческой культуры, как искусство ("Леонардо да Винчи", 1913), особенности психологии первобытных народов ("Тотем и табу", 1913) и др.

В 1902 году Фрейд стал профессором Венского университета.

В 1908 году (вместе с Эйгеном Блейлером и Карлом Густавом Юнгом) основал "Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований", в 1910 году — Международную психоаналитическую ассоциацию.

В 1912 году Фрейд основал периодическое издание "Международный журнал по медицинскому психоанализу".

В 1915-1917 годах он читал лекции по психоанализу в Венском университете и готовил их к изданию. Тогда же вышли из печати его новые работы, где он продолжил свои исследования тайн бессознательного.

В январе 1920 года Фрейду было присвоено звание ординарного профессора Венского университета.

В 1920-х годах ученый разрабатывал новые проблемы психоанализа: он пересматривал учение о влечениях ("По ту сторону принципа удовольствия", 1920), выделяя "влечения к жизни" и "влечения к смерти", предложил новую модель строения личности (Я, Оно и Сверх-Я), распространял идеи психоанализа на понимание практически всех сторон общественной жизни.

В 1927 году опубликовал книгу "Будущее одной иллюзии" — психоаналитическую панораму прошлого, настоящего и будущего религии, трактуя последнюю в статусе навязчивого невроза. В 1929 году издал одну из наиболее философических своих работ "Беспокойство в культуре". В ней Фрейд описал теорию, согласно которой не Эрос, либидо, воля и человеческое желание сами по себе выступают предметом творчества мыслителя, а совокупность желаний в состоянии перманентного конфликта с миром культурных установлений, социальными императивами и запретами, олицетворенными в родителях, разнообразных авторитетах, общественных идолах и т.д. В 1939 году Фрейд опубликовал книгу "Моисей и монотеизм", посвященную психоаналитическому осмыслению философских и культурологических проблем.

В 1930 году Фрейд был удостоен Литературной премии им. Гёте. Он был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации.

В 1938 году после захвата Австрии фашистской Германией Фрейд эмигрировал в Великобританию.

В 1923 году у Фрейда был диагностирован рак челюсти, вызванный его пристрастием к сигарам. Операции по этому поводу проводились постоянно и мучили его до конца жизни. Летом 1939 года состояние здоровья Зигмунда Фрейда начало ухудшаться, и 23 сентября того же года он умер.

Труды Фрейда оказали колоссальное воздействие на ранее существовавшие представления о человеке и его мире, и положили начало формированию новых представлений и психологических теорий.

В Санкт-Петербурге, Вене , Лондоне , и Пршиборе есть музеи им. Фрейда. Памятники Фрейду установлены в Лондоне, Пршиборе, Праге.

Зигмунд Фрейд был женат на Марте Бернейс (Martha Bernays), в семье было шестеро детей. Самая младшая дочь Анна (1895-1982) стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Осенью 1885 г., получив стипендию, Фрейд отправляется на стажировку к прославленному психиатру Шарко. Фрейд заворожен личностью Шарко, но еще больше молодого врача впечатляют эксперименты с гипнозом. Тогда, в клинике Сальпетриер Фрейд сталкивается с больными истерией и тем удивительным фактом, что тяжелые телесные симптомы, такие как параличи, снимаются при помощи одних только слов гипнотизера. В этот момент Фрейд впервые догадывается, что сознание и психика не тождественны, что существует значительная область психической жизни, о которой сам человек не имеет представления. Давняя мечта Фрейда - найти ответ на вопрос как человек стал тем, кем он стал, начинает приобретать контуры будущего открытия.

Вернувшись в Вену, Фрейд выступает с сообщением в "Медицинском обществе" и сталкивается с полным неприятием коллег. Научное сообщество отвергает его идеи, и он вынужден искать собственный путь их развития. В 1877 году Фрейд знакомится с известным венским психотерапевтом Йозефом Брейером, и в 1895 году они пишут книгу "Исследования истерии". В отличие от Брейера, представляющего в этой книге свой катартический метод, заключающийся в выплескивании связанного с травмой аффекта, Фрейд настаивает на важности вспоминания самого события, вызвавшего травму.

Фрейд выслушивает своих пациентов, веря в то, что причины их страданий известны не ему, а им самим. Известны таким странным образом, что они хранятся в памяти, но доступа к ним у пациентов нет. Фрейд выслушивает рассказы пациенток о том, как они были соблазнены в детстве. Осенью 1897 года он понимает, что в действительности этих событий могло и не быть, что для психической реальности нет разницы между воспоминанием и фантазией. Что важно не выяснить, что было "на самом деле", а анализировать то, как устроена сама эта психическая реальность - реальность воспоминаний, желаний и фантазий. Как возможно узнать что-то об этой реальности? Позволяя пациенту говорить все, что ему приходит в голову, позволяя его мыслям течь свободно. Фрейд изобретает метод свободных ассоциаций. Если мыслям не навязывать извне ход движения, то в неожиданных ассоциативных связях, переходах с темы на тему, внезапных воспоминаниях обнаруживается их собственная логика. Говорить все, что приходит в голову, - основное правило психоанализа.

Фрейд бескомпромиссен. Он отказывается от гипноза, потому, что тот направлен на снятие симптомов, а не на устранение причин расстройства. Он жертвует дружбой с Йозефом Брейером, не разделявшим его взгляды на сексуальную этиологию истерии. Когда в конце ХIХ века Фрейд заговорит о детской сексуальности, пуританское общество отвернется от него. Почти на 10 лет он будет отделен от научного и медицинского сообщества. Это был тяжелый период жизни и, тем не менее, весьма продуктивный. Осенью 1897 г. Фрейд приступает к самоанализу. Не имея собственного аналитика, он прибегает к переписке со своим другом Вильгельмом Флиссом. В одном из писем, Фрейд скажет, что обнаружил у себя множество бессознательных мыслей, которые раньше встречал у своих пациентов. Позднее это открытие позволит ему поставить под вопрос само различие психической нормы и патологии.

Психоаналитический процесс самопознания субъекта обнаруживает важность присутствия другого. Психоаналитик участвует в процессе не как обычный собеседник и не как тот, кто знает об анализируемом субъекте что-то, чего тот сам не знает. Психоаналитик - тот, кто слушает особым образом, улавливая в речи пациента то, что тот говорит, но сам не слышит. Кроме того, аналитик - тот, на кого совершается перенос, тот, по отношению к кому пациент воспроизводит свое отношение к другим, значимым для него людям. Постепенно Фрейд понимает важность переноса для психоаналитического лечения. Постепенно ему становится ясным, что два важнейших элемента психоанализа - перенос и свободные ассоциации.

Тогда же Фрейд приступает к написанию «Толкования сновидений». Он понимает: толкование сновидений - королевский путь к пониманию бессознательного. В одной этой фразе прочитывается вся осторожность в отношении Фрейда к слову. Во-первых, толкование, а не интерпретация. Это роднит психоанализ с астрологией, толкованием древних текстов, с работой археолога толкующего иероглифы. Во-вторых, путь. Психоанализ - это не практика снятия симптомов, каковой является гипноз. Психоанализ - это путь субъекта к собственной истине, его бессознательному желанию. Желание это не расположено в скрытом содержании сновидения, а находится между явным и сокрытым, в самой форме преобразования одного в другое. В-третьих, это путь к пониманию, а не путь в бессознательное. Целью психоанализа, таким образом, является не проникновение в бессознательное, а расширение знания субъекта о себе. И наконец, в четвертых, Фрейд говорит именно о бессознательном, а не о подсознании. Последний термин отсылает нас к физическому пространству, в котором нечто расположено снизу, а нечто - сверху. Фрейд уходит от попыток локализовать инстанции психического аппарата, в том числе и в головном мозге.

Зигмунд Фрейд сам обозначит свое открытие как третью научную революцию, изменившую взгляды человека на мир и самого себя. Первым революционером был Коперник, доказавший, что Земля не является центром вселенной. Вторым стал Чарльз Дарвин, оспоривший божественное происхождение человека. И, наконец, Фрейд заявляет, что человеческое Я не является хозяином в своем собственном доме. Подобно своим знаменитым предшественникам, Фрейд дорого заплатил за нанесенную человечеству нарциссическую рану. Даже получив долгожданное признание общественности, он не может быть удовлетворен. Америка, которую он посетил в 1909 г. с лекциями по введению в психоанализ и где его принимают «на ура», разочаровывает своим прагматическим отношением к его идеям. Советский Союз, где психоанализ получил государственную поддержку, уже к концу 20-х годов отказывается от психоаналитической революции и встает на рельсы тоталитаризма. Та популярность, которую психоанализ получает, пугает Фрейда не меньше, чем то невежество, с которым его идеи отвергаются. Стремясь предотвратить злоупотребления своим детищем, Фрейд участвует в создании международных психоаналитических движений, но всячески отказывается занимать в них руководящие должности. Фрейд одержим желанием знать, а не желанием управлять.

В 1923 г. врачи обнаруживают у Зигмунда Фрейда опухоль в ротовой полости. Фрейд перенес безуспешную операцию, за которой в течение 16 остававшихся ему лет жизни последовали еще 32. В результате развития раковой опухоли часть челюсти пришлось заменить протезом, оставлявшим незаживающие раны и к тому же мешающим говорить. В 1938 г., когда Австрия в результате аншлюса становится частью нацистской Германии, Гестапо обыскивает квартиру Фрейда на Бергассе 19, его дочь Анну забирают на допрос. Фрейд, понимая, что так больше продолжаться не может, решается эмигрировать. Последние полтора года своей жизни Фрейд живет в Лондоне, окруженный семьей и только самыми близкими друзьями. Он дописывает свои последние психоаналитические труды и борется с развивающейся опухолью. В сентябре 1939 Фрейд напоминает своему другу и врачу Максу Шуру об обещании оказать последнюю услугу своему пациенту. Шур держит слово и 23-го сентября 1939 г. Фрейд уходит из жизни в результате эвтаназии, самостоятельно выбрав момент своей смерти.

После себя Фрейд оставил огромное литературное наследие, русскоязычное собрание сочинений насчитывает 26 томов. Его работы по сей день вызывают живой интерес не только у биографов, будучи написанными выдающимся слогом, они содержат в себе идеи, которые вновь и вновь требуют осмысления. Не случайно один из известнейших аналитиков XX в. Жак Лакан озаглавил программу своей работы «Назад к Фрейду». Зигмунд Фрейд не раз повторял, что мотивом его работы было желание понять, как человек стал тем, кем он стал. И это желание находит отражение во всем его наследии.

Биография Зигмунда Фрейда

Зигмунд Шломо Фрейд - создатель направления, которое приобрело известность под именем глубинной психологии и психоанализа, родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе Фрейбурге (ныне Пршибор) в семье небогатого торговца шерстью. Он был первенцем у молодой матери. После Зигмунда у Фрейдов с 1858 по 1866 родилось пять дочерей и еще один сын. В 1859 году, когда торговля шерстью пришла в упадок, семья переехала в Лейпциг, а в 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. "Бедность и нищета, нищета и крайнее убожество",- так вспоминал Фрейд своей детство. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия. Если другие дети учили уроки при свечах, то Зигмунду выделили керосиновую лампу. Чтобы дети ему не мешали, им не позволяли при нем музицировать. Все восемь лет в гимназии Фрейд сидел на первой скамье и был лучшим учеником. Свое призвание Фрейд ощутил очень рано. "Я хочу познать все акты природы, совершавшиеся на протяжении тысячелетий. Быть может, мне удастся вслушаться в ее бесконечный процесс, и тогда я поделюсь приобретенным со всеми, кто жаждет знаний", - писал другу 17-летний гимназист. Он поражал эрудицией, владел греческим и латынью, читал на древнееврейском, французском и английском, знал итальянский и испанский.

Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и поступил в знаменитый Венский университет на медицинский факультет в 1873 г.

Вена тогда была столицей Австро-Венгерской империи, ее культурным и интеллектуальным центром. В университете преподавали выдающиеся профессора. Обучаясь в университете, Фрейд вошел в студенческий союз по изучению истории, политики, философии (это в дальнейшем сказалось на его концепциях развития культуры). Но особый интерес для него представляли естественные науки, достижения которых произвели в середине прошлого века настоящую революцию в умах, заложив фундамент современного знания об организме, о живой природе. В великих открытиях этой эпохи - законе сохранения энергии и установленном Дарвином законе эволюции органического мира - черпал Фрейд убеждение в том, что научное знание есть знание причин явлений под строгим контролем опыта. На оба закона опирался Фрейд, когда перешел впоследствии к изучению человеческого поведения. Организм он представлял как своего рода аппарат, заряженный энергией, которая разряжается либо в нормальных, либо в патологических реакциях. В отличие от физических аппаратов, организм является продуктом эволюции всего человеческого рода и жизни отдельного индивида. Эти принципы распространялись на психику. Она также рассматривалась, во-первых, под углом зрения энергетических ресурсов личности, служащих "горючим" ее действий и переживаний, во-вторых, под углом зрения развития этой личности, несущей память и о детстве всего человечества, и о собственном детстве. Фрейд, таким образом, воспитывался на принципах и идеалах точного, опытного естествознания - физики и биологии. Он не ограничивался описанием явлений, а искал их причины и законы (такой подход известен под именем детерминизма, и во всем последующем творчестве Фрейд является детерминистом). Этим идеалам он следовал и тогда, когда перешел в область психологии. Его учителем был выдающийся европейский физиолог Эрнст Брюкке. Под его руководством студент Фрейд работал в венском физиологическом институте, просиживая по многу часов за микроскопом. Под старость, будучи всемирно признанным психологом, он писал одному из своих друзей, что никогда не был так счастлив, как в годы, потраченные в лаборатории на изучение устройства нервных клеток спинного мозга животных. Умение сосредоточенно работать, всецело отдавая себя научным занятиям, выработанное в этот период, Фрейд сохранил на последующие десятилетия.

В 1881 г. Фрейд закончил университет. Он намеревался стать профессиональным научным работником. Но вакантного места в физиологическом институте у Брюкке не было. Тем временем ухудшилось материальное положение Фрейда. Трудности обострились в связи с предстоящей женитьбой на такой же бедной, как и он, Марте Верней. Науку пришлось оставить и искать средства к существованию. Имелся один выход - стать практикующим врачом, хотя к этой профессии он никакого тяготения не испытывал. Он принял решение заняться частной практикой в качестве невропатолога. Для этого пришлось сперва пойти работать в клинику, так как медицинского опыта у него не было. В клинике Фрейд основательно осваивает методы диагностики и лечения детей с пораженным мозгом (больных детским параличом), а также различных нарушений речи (афазий). Его публикации об этом становятся известны в научных и медицинских кругах. Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. Своих больных он лечил принятыми в то время методами физиотерапии. Считалось, что поскольку нервная система представляет собой материальный орган, то и болезненные изменения, которые в ней происходят, должны иметь материальные причины. Поэтому устранять их следует посредством физических процедур, воздействуя на больного теплом, водой, электричеством и др. Очень скоро, однако, Фрейд стал испытывать неудовлетворенность этими физиотерапевтическими процедурами. Эффективность лечения оставляла желать лучшего, и он задумался над возможностью применить другие методы, в частности гипноз, используя который некоторые врачи добивались хороших результатов. Одним из таких успешно практикующих врачей был Иосиф Брейер, который стал во всем покровительствовать молодому Фрейду (1884). Они совместно обсуждали причины заболеваний своих пациентов и перспективы лечения. Больными, которые к ним обращались, были главным образом женщины, страдавшие истерией. Болезнь проявлялась в различных симптомах - страхах (фобиях), потере чувствительности, отвращении к пище, раздвоении личности, галлюцинациях, спазмах и др.

Применяя легкий гипноз (внушенное состояние, подобное сну), Брейер и Фрейд просили своих пациенток рассказывать о событиях, которые некогда сопровождали появление симптомов болезни. Выяснялось, что, когда больным удавалось вспомнить об этом и "выговориться", симптомы хотя бы на время исчезали. Такой эффект Брейер назвал древнегреческим словом "катарсис" (очищение). Древние философы использовали это слово, чтобы обозначить переживания, вызываемые у человека восприятием произведений искусства (музыки, трагедии). Предполагалось, что эти произведения очищают душу от омрачающих ее аффектов, принося тем самым "безвредную радость". Брейером этот термин был перенесен из эстетики в психотерапию. За понятием о катарсисе крылась гипотеза, согласно которой симптомы болезни возникают вследствие того, что больной прежде испытал напряженное, аффективно окрашенное влечение к какому-либо действию. Симптомы (страхи, спазмы и т. д.) символически замещают это нереализованное, но желаемое действие. Энергия влечения разряжается в извращенной форме, как бы "застревая" в органах, которые начинают работать ненормально. Поэтому предполагалось, что главная задача врача - заставить больного вновь пережить подавленное влечение и тем самым придать энергии (нервно-психической энергии) другое направление, а именно - перевести ее в русло катарсиса, разрядить подавленное влечение в рассказе врачу о нем. В этой версии о травмировавших больного и потому вытесненных из сознания, аффективно окрашенных воспоминаниях, избавление от которых дает лечебный эффект (исчезают расстройства движений, восстанавливается чувствительность и т. д.), содержался зародыш будущего психоанализа Фрейда. Прежде всего в этих клинических исследованиях "прорезалась" идея, к которой неизменно возвращался Фрейд. На передний план отчетливо выступили конфликтные отношения между сознанием и неосознаваемыми, но нарушающими нормальный ход поведения психическими состояниями. О том, что за порогом сознания теснятся былые впечатления, воспоминания, представления, способные влиять на его работу, давно было известно философам и психологам. Новые моменты, на которых задержалась мысль Брейера и Фрейда, касались, во-первых, сопротивления, которое сознание оказывает неосознаваемому, в результате чего и возникают заболевания органов чувств и движений (вплоть до временного паралича), во-вторых, обращения к средствам, позволяющим снять это сопротивление, сперва - к гипнозу, а затем - к так называемым "свободным ассоциациям", о которых речь пойдет дальше. Гипноз ослаблял контроль сознания, а порой и совсем снимал его. Это облегчало загипнотизированному пациенту решение задачи, которую Брейер и Фрейд ставили,- "излить душу" в рассказе о вытесненных из сознания переживаниях.

В 1884 году Фрейду, как ординатору в больнице, была прислана проба кокаина для исследования. Он публикует в медицинском журнале статью, которая заканчивается словами: "Применение кокаина, основывающееся на его анестезирующих свойствах, найдет себе место и в других случаях". Эту статью прочел хирург Карл Коллер, товарищ Фрейда, и провел в институте экспериментальной патологии Штриккера исследования анестезирующих свойств кокаина на глазах лягушки, кролика, собаки и своих собственных С открытием анестезии Коллером наступила новая эра в офтальмологии - он стал благодетелем человечества. Фрейд долго предавался болезненным размышлениям и не мог примириться, что открытие принадлежит не ему.

В 1885 году получил звание приват-доцента, и ему была предоставлена стипендия для научной стажировки за границей. Особенно успешно использовали гипноз французские врачи, для изучения опыта которых Фрейд на несколько месяцев съездил в Париж к знаменитому неврологу Шарко (ныне его имя сохранилось в связи с одной из физиотерапевтических процедур - так называемым душем Шарко). Это был замечательный врач, прозванный "Наполеоном неврозов". У него лечилось большинство королевских семей Европы. Фрейд- молодой венский доктор - присоединился к большой толпе практикантов, которая постоянно сопровождала знаменитость во время обходов больных и при сеансах их лечения гипнозом. Случай помог Фрейду сблизиться с Шарко, к которому он обратился с предложением перевести его лекции на немецкий. В этих лекциях утверждалось, что причину истерии, как и любых других заболеваний, следует искать только в физиологии, в нарушении нормальной работы организма, нервной системы. В одной из бесед с Фрейдом Шарко заметил, что источник странностей в поведении невротика таится в особенностях его половой жизни. Это наблюдение запало в голову Фрейда, тем более что и он сам, да и другие врачи сталкивались с зависимостью нервных заболеваний от сексуальных факторов. Через несколько лет, под впечатлением этих наблюдений и предположений, Фрейд выдвинул постулат, придавший всем его последующим концепциям, каких бы психологических проблем они ни касались, особую окраску и навсегда соединивший его имя с идеей всесилия сексуальности во всех человеческих делах. Эта идея о роли сексуального влечения как главного двигателя поведения людей, их истории и культуры придала фрейдизму специфическую окраску, прочно ассоциировала его с представлениями, сводящими все бессчетное многообразие проявлений жизнедеятельности к прямому или замаскированному вмешательству сексуальных сил. Такой подход, обозначаемый термином "пансексуализм", стяжал Фрейду во многих странах Запада огромную популярность - притом далеко за пределами психологии. В этом принципе стали усматривать своего рода универсальный ключ ко всем человеческим проблемам.

Как уже говорилось, Брейер и Фрейд пришли в клинику после нескольких лет работы в физиологической лаборатории. Оба были естествоиспытателями до мозга костей и, прежде чем занялись медициной, уже приобрели известность своими открытиями в области физиологии нервной системы. Поэтому и в своей медицинской практике они, в отличие от обычных врачей-эмпириков, руководствовались теоретическими идеями передовой физиологии. В то время нервная система рассматривалась как энергетическая машина. Брейер и Фрейд мыслили в терминах нервной энергии. Они предполагали, что ее баланс в организме нарушается при неврозе (истерии), возвращаясь к нормальному уровню благодаря разряду этой энергии, каким является катарсис. Будучи блестящим знатоком строения нервной системы, ее клеток и волокон, которые годами изучал с помощью скальпеля и микроскопа, Фрейд предпринял отважную попытку набросать теоретическую схему процессов, происходящих в нервной системе, когда ее энергия не находит нормального выхода, а разряжается на путях, ведущих к нарушению работы органов зрения, слуха, мышечного аппарата и другим симптомам болезни. Сохранились записи с изложением этой схемы, получившей уже в наше время высокую оценку физиологов. Но Фрейд испытывал крайнюю неудовлетворенность своим проектом (он известен как "Проект научной психологии"). Фрейд вскоре расстался и с ним, и с физиологией, которой отдал годы напряженного труда. Это вовсе не означало, что он с тех пор считал обращение к физиологии бессмысленным. Напротив, Фрейд полагал, что со временем знания о нервной системе шагнут столь далеко, что для его психоаналитических представлений будет найден достойный физиологический эквивалент. Но на современную ему физиологию, как показали его мучительные раздумья над "Проектом научной психологии", рассчитывать не приходилось.

По возвращении из Парижа Фрейд открывает частную практику в Вене. Он сразу решает испробовать гипноз на своих больных. Первый успех был окрыляющим. За первые несколько недель он добился моментального исцеления нескольких больных. По Вене распространился слух, что доктор Фрейд чудотворец. Но вскоре появились и неудачи. Он разочаровался в гипнотической терапии, как в свое время в лекарственной и физической терапии.

В 1886 году Фрейд вступает в брак с Мартой Бернейс. С Мартой, хрупкой девушкой из еврейской семьи, он познакомился в 1882 году. Они обменивались сотнями писем, но встречались довольно редко. Впоследствии у них рождается шесть детей- Матильда (1887-1978), Жан Мартин (1889-1967, назван в честь Шарко), Оливер (1891-1969), Эрнст (1892-1970), София (1893-1920) и Анна (1895-1982). Именно Анна стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.

В 1895 году Фрейд окончательно отказался от гипноза и начал практиковать метод свободных ассоциаций - лечение разговором, впоследствие названный "психоанализ". Впервые понятие "психоанализ" он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. В период с 1885 по 1899 годы Фрейд ведет интенсивную практику, углубленно занимается самоанализом и работает над своей самой значительной книгой "Толкование сновидений". Известна точная дата, когда Фрейд расшифровал первый собственный сон, - 14 июля 1895 года. Последующие анализы привели его к выводу: во сне исполняются нереализованные желания. Сон - это замена действию, в его спасительной фантастике душа освобождается от избытка напряженности.

Продолжая практику психотерапевта, Фрейд обратился от индивидуального поведения к социальному. В памятниках культуры (мифах, обычаях, искусстве, литературе и т. д.) он искал выражение все тех же комплексов, все тех же сексуальных инстинктов и извращенных способов их удовлетворения. Следуя тенденциям биологизации человеческой психики, Фрейд распространил на объяснение ее развития так называемый биогенетический закон. Согласно этому закону, индивидуальное развитие организма (онтогенез) в краткой и сжатой форме повторяет основные стадии развития всего вида (филогенез). Применительно к ребенку это означало, что, переходя от одного возраста к другому, он следует за теми основными этапами, которые прошел человеческий род в своей истории. Руководствуясь этой версией, Фрейд утверждал, что ядро бессознательной психики современного ребенка образовано из древнего наследия человечества. В фантазиях ребенка и его влечениях воспроизводятся необузданные инстинкты наших диких предков. Никакими объективными данными, говорящими в пользу этой схемы, Фрейд не располагал. Она носила чисто умозрительный, спекулятивный характер. Современная детская психология, располагая огромным экспериментально проверенным материалом об эволюции поведения ребенка, полностью отвергает эту схему. Против нее однозначно говорит и тщательно проведенное сравнение культур многих народов. Оно не обнаружило тех комплексов, которые, согласно Фрейду, как проклятие висят над всем человеческим родом и обрекают на невроз каждого смертного. Фрейд надеялся, что, черпая сведения о сексуальных комплексах не в реакциях своих пациентов, а в памятниках культуры, он придаст своим схемам универсальность и вящую убедительность. В действительности же его экскурсы в область истории лишь укрепили в научных кругах недоверие к притязаниям психоанализа. Его обращение к данным, касающимся психики "первобытных людей", "дикарей" (Фрейд опирался на литературу по антропологии), ставило целью доказать сходство между их мышлением и поведением и симптомами неврозов. Об этом говорилось в его работе "Тотем и табу" (1913 г.).

С тех пор Фрейд стал на путь приложения понятий своего психоанализа к коренным вопросам религии, морали, истории общества. Это был путь, оказавшийся тупиковым. Не от сексуальных комплексов, не от либидо и его превращений зависят социальные отношения людей, а именно характер и строй этих отношений определяют в конечном счете психическую жизнь личности, в том числе и мотивы ее поведения.

Не эти культурно-исторические изыскания Фрейда, а его идеи, касающиеся роли неосознаваемых влечений как при неврозах, так и в обыденной жизни, его ориентация на глубинную психотерапию стали центром объединения вокруг Фрейда большого сообщества врачей, психиатров, психотерапевтов. Прошло то время, когда его книги не вызывали никакого интереса. Так, потребовалось 8 лет, чтобы была раскуплена книга "Толкование сновидений", отпечатанная тиражом в 600 экземпляров. В наши дни на Западе столько же экземпляров продается ежемесячно. К Фрейду приходит международная слава.

В 1907 г. он устанавливает контакт со школой психиатров из Цюриха и его учеником становится молодой швейцарский врач К.Г. Юнг. С этим человеком Фрейд связывал большие надежды - именно его он считал наилучшим преемником своего детища, способного возглавить психоаналитическое сообщество. 1907 год, по оценке самого Фрейда, переломный в истории психоаналитического движения - он получает письмо от Э. Блейлера, который первым в научных кругах высказал официальное признание фрейдовской теории. В марте 1908 года Фрейд становится почётным гражданином Вены. К 1908 Фрейд имел последователей по всему миру, "Психологическое общество по средам", собиравшееся у Фрейда, преобразовывается в "Венское психоаналитическое общество". В 1909 г. он приглашен в США, его лекции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Вильям Джемс. Обняв Фрейда, он сказал: "За вами будущее".

В 1910 г. в Нюрнберге собрался Первый международный конгресс по психоанализу. Правда, вскоре среди этого сообщества, которое объявило психоанализ особой наукой, отличной от психологии, начались распри, приведшие к его распаду. Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были такие, в частности, ставшие крупными психологами исследователи, как Альфред Адлер и Карл Юнг. Большинство рассталось с Фрейдом из-за его приверженности принципу всемогущества сексуального инстинкта. Против этого догмата говорили как факты психотерапии, так и их теоретическое осмысление.

Вскоре и самому Фрейду пришлось вносить коррективы в свою схему. К этому вынудила жизнь. Грянула первая мировая война. Среди военных врачей имелись и знакомые с методами психоанализа. Пациенты, которые теперь у них появились, страдали от неврозов, сопряженных не с сексуальными переживаниями, а с травмировавшими их испытаниями военного времени. С этими пациентами сталкивается и Фрейд. Его прежняя концепция сновидений невротика, возникшая под впечатлением лечения венских буржуа в конце XIX века, оказалась непригодной, чтобы истолковать психические травмы, возникшие в боевых условиях у вчерашних солдат и офицеров. Фиксация новых пациентов Фрейда на этих травмах, вызванных встречей со смертью, дала ему повод выдвинуть версию об особом влечении, столь же могучем, как сексуальное, и потому провоцирующем болезненную фиксацию на событиях, сопряженных со страхом, вызывающих тревогу и т. п. Этот особый инстинкт, лежащий, наряду с сексуальным, в фундаменте любых форм поведения, Фрейд обозначил древнегреческим термином Танатос, как антипод Эросу - силе, обозначающей, согласно философии Платона, любовь в широком смысле слова, стало быть, не только половую любовь. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. Тем самым агрессивность возводилась в ранг извечного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. Представление об исконной агрессивности человека еще раз обнажило антиисторизм концепции Фрейда, пронизанной неверием в возможность устранить причины, порождающие насилие.

В 1915-1917 гг. он выступил в Венском университете с большим курсом, опубликованным под названием "Вводные лекции в психоанализ". Курс требовал дополнений, их он опубликовал в виде 8 лекций в 1933 г.

В январе 1920 года Фрейду присваивается звание ординарного профессора университета. Показателем настоящей славы было чествование в 1922 году Лондонским университетом пяти великих гениев человечества - Филона, Мемонида, Спинозы, Фрейда и Эйнштейна.

В 1923 году годов судьба подвергает Фрейда тяжелым испытаниям: у него развивается рак челюсти, вызванный пристрастием к сигарам. Операции по этому поводу постоянно проводились и мучили его до конца жизни.

В 1933 г. в Германии к власти пришел фашизм. Среди сожженных идеологами "нового порядка" книг оказались и книги Фрейда. Узнав об этом, Фрейд воскликнул: "Какого прогресса мы достигли! В средние века они сожгли бы меня, в наши дни они удовлетворились тем, что сожгли мои книги". Он не подозревал, что пройдет несколько лет, и в печах Освенцима и Майданека погибнут миллионы евреев и других жертв нацизма, и среди них - четыре сестры Фрейда. Его самого, всемирно известного ученого, ждала бы после захвата Австрии нацистами та же участь, если бы при посредничестве американского посла во Франции не удалось добиться разрешения на его эмиграцию в Англию. Перед отъездом он должен был дать расписку в том, что гестапо обращалось с ним вежливо и заботливо и что у него нет оснований жаловаться. Ставя свою подпись, Фрейд спросил: нельзя ли к этому добавить, что он может каждому сердечно рекомендовать гестапо? В Англии Фрейда встретили восторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, и по его просьбе его лечащий врач Макс Шур сделал два укола морфия, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 г.

http://zigmund.ru/

http://www.psychoanalyse.ru/index.html

http://www.bibliotekar.ru/index.htm

7 декабря, 1938 года команда BBC посетила Зигмунда Фрейда на его новой квартире в северной части Лондона - Хэмпстеде. Всего несколькими месяцами ранее он переехал из Австрии в Англию, чтобы избежать нацистских преследований. Фрейду 81, его речь крайне затруднена - у него неизлечимый рак челюсти. В тот день была создана единственная известная аудиозапись голоса Зигмунда Фрейда - создателя психоанализа и одной из влиятельнейших интеллектуальных фигур XX века.

Текст его речи:

I started my professional activity as a neurologist trying to bring relief to my neurotic patients. Under the influence of an older friend and by my own efforts, I discovered some important new facts about the unconscious in psychic life, the role of instinctual urges, and so on. Out of these findings grew a new science, psychoanalysis, a part of psychology, and a new method of treatment of the neuroses. I had to pay heavily for this bit of good luck. People did not believe in my facts and thought my theories unsavory. Resistance was strong and unrelenting. In the end I succeeded in acquiring pupils and building up an International Psychoanalytic Association. But the struggle is not yet over.

Я начал мою профессиональную деятельность как невропатолог, пытаясь принести облегчение моим невротическим пациентам. Под влиянием старшего друга и моими собственные усилиями, я обнаружил ряд новых важных фактов о бессознательном в психической жизни, роли инстинктивных побуждений, и так далее. Из этих открытий выросла новая наука - психоанализ, часть психологии, и новый метод лечения неврозов. Мне пришлось дорого заплатить за этот маленький кусочек удачи. Люди не верили в мои факты и думали, что мои теории сомнительные. Сопротивление было сильным и неумолимым. В конце концов мне удалось найти учеников и я создал Международную Психоаналитическую Ассоциацию. Но борьба еще не закончена.

Начало ХХ века было периодом формирования нового направления в психологии и психиатрии - психоанализа. Первооткрывателем этого направления был австрийский психотерапевт Зигмунд Фрейд. Срок его активной научной деятельности составлял 45 лет. За это время он создал:

  • теорию личности, эта концепцфия была первой в истории науки;
  • методику излечения неврозов;
  • методику изучения глубинных психических процессов;
  • систематизировал множество клинических наблюдений с использованием самоанализа и своей терапевтической практики.

По поводу своих будущих биографов З. Фрейд шутил:

Что касается моих биографов, то пусть они помучаются, мы не будем облегчать им задачу. Каждый сможет по-своему представить «эволюцию героя», и все будут правы; меня уже веселят их ошибки.

Первооткрыватель глубин бессознательного

О Зигмунде Фрейде написано много. Личность основателя психоанализа вызывала и вызывает большой интерес. В истории науки много ярких и незаурядных натур, но очень немногие из них получали оценки настолько противоположные, а их научные теории вызывали такое безусловное приятие или абсолютное неприятие. Но как бы ни оценивались воззрения Зигмунда Фрейда на психосексуальную природу человека, нельзя отрицать огромное влияние его на развитие современной культуры.

Кстати, попробуем вспомнить, сколько раз мы и сами употребляли выражение «оговорочка по Фрейду». Воззрения ученого послужили импульсом для создания целой школы в психиатрии и психологии. Благодаря ему был пересмотрен взгляд на саму природу человека. Его анализ произведений искусства и литературы повлиял на формирование методологи современного искусствоведения. Да, его любимые ученики - А. Адлер и К. Юнг - пошли своим путем, но они всегда признавали огромное влияние Учителя на становление их как исследователей. Но в тоже время мы знаем об упорном нежелании З. Фрейда хоть на йоту изменять свои воззрения на либидо как на единственный источник неврозов и бессознательных импульсов в поведении человека. Известно, что его безудержная страсть к исследованию бессознательного далеко не всегда была безопасна для его пациентов.

Эрих Фромм в своей книге, посвященной З. Фрейду, подчеркивает веру ученого в разум: «Эта вера в могущество разума говорит о том, что Фрейд был сыном века Просвещения, девиз которого — «Sapere aude» («Дерзай знать») — всецело определил как личность Фрейда, так и его труды» . Осмелюсь возразить ему. Взгляд З. Фрейда на природу человека, открытие им мощного влияния бессознательного на поступки людей включили в сферу внимания науки иррациональные явления в психике человека. Еще более чем З. Фрейд, развил эту тенденцию его любимый ученик Карл Юнг. Более того, многие свои открытия З. Фрейд делал в состоянии измененного сознания, вызванного использованием кокаина. Так что человеком рациональным, слишком одномерно воспринимающим мир, типичным наследником эпохи Просвещения Зигмунда Фрейда никак нельзя назвать. На мой взгляд, он был скорее вестником эпохи, о которой Александр Блок писал:

И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.

На первый взгляд, жизненный и творческий путь знаменитого австрийского психолога и психотерапевта досконально изучен, но чем больше знакомишься с трудами и биографией ученого, тем сильнее возникает ощущение какой-то недосказанности и тайны. Правда, это ощущение имеет некоторое основание. Почему-то опубликованы не все письма З. Фрейда, письма его к сестре жены Мине можно было обнародовать еще в 2000 году, но они до сих пор не опубликованы. Автор одной из биографических книг о З. Фрейде - Феррис Пол писал:

Желание сохранить бумаги Фрейда и отогнать от них любопытных исследователей привело к созданию архива. Бумаги необходимо было держать под замком. Фрейда нужно было защищать от унижений, когда его методы публично применяли бы к нему самому. Это не сочеталось с внутренней целью психоанализа - найти истину за фасадом, - но хорошо подходило к авторитарной личности Фрейда .

Действительно, задача биографа - раскрыть сложный внутренний мир ученого, сумев при этом не опуститься до вульгарного любопытства к подробностям личной жизни. Но нужно еще выявить наиболее значимые для понимания внутреннего мира великого человека обстоятельства его судьбы. И сегодня мы так же, как и современники знаменитого психиатра много лет назад, мысленно спрашиваем: так кто же Вы, доктор Фрейд?

Семейные тайны

Зигмунд Фрейд искал истоки неврозов, болезней и жизненных проблем пациентов в их детских впечатлениях. Возможно, и в жизни самого ученого они сыграли не последнюю роль. Он родился в 1856 году в семье коммерсанта, занимающегося торговлей тканями. Родина Фрейда - чешский городок Фрайбург. В детстве его называли Сигизмунд, и только после переезда в Вену имя известного психиатра приобрело более привычное для нас звучание - Зигмунд. «Золотой Сигги» - так называла своего первенца его мать - Амалия Натансон. Кстати, малоизвестный факт - Амалия была родом из Одессы и до 16 лет жила в этом городе. Родители обожали Зигмунда, считали, что мальчик удивительно одарен. Они не ошибались, Зигмунд Фрейд сумел с отличием окончить гимназию.

А где же секреты? - можно спросить. На первый взгляд, все кристально ясно с детством и юностью ученого. Но не многим, например, известно, что мать Фрейда была второй женой Якоба Фрейда, она была младше мужа на 20 лет. У него были дети от первого брака, и они были гораздо старше, чем Зигмунд.

Маленький Зигмунд родился дядей. Его племянник, по имени Джон, был на год старше своего дяди. Так как борьба между обоими детьми обусловила характерные черты позднейшего развития Фрейда, совершенно нелишне уже с самого начала упомянуть об этих обстоятельствах .

Гораздо менее известно, что брак с матерью будущего знаменитого психиатра был третьим для Якоба Фрейда. Возможно, этот факт не афишировали, поскольку три брака - это уже слишком для благочестивого еврея. Имя второй жены Якоба - Ребекка, о ней почти ничего не известно, упоминание о ней находим в исследовании биографии Зигмунда Фрейда, предпринятом Р. Гильхорном, Р.Кларком и Р.Дауном. Валерий Лейбин - автор «Психопоэтического портрета Зигмунда Фрейда» - предполагает, что этот туманный момент в семье Фрейдов мог оказать влияние на отношение к отцу маленького Зигмунда. Так это или нет, сложно судить, но вот то, что неформальным лидером в семье была мать и именно её вера в сына, её амбиции относительно его блестящего будущего оказали на Фрейда большое влияние, признавал сам основатель психоанализа. Уже став знаменитым ученым, он писал:

Я убедился в том, что лица, которых почему-либо выделяла в детстве мать, обнаруживают в последующей жизни ту особую самоуверенность и тот непоколебимый оптимизм, который нередко кажется геройским и действительно сохраняет этим субъектам успех в жизни .

Детские травмы Зигмунда Фрейда и формирование идей психоанализа

Были ли еще эпизоды в детстве, оказавшие большое влияние на «отца психоанализа»? Скорее всего, да. Ученый сам анализировал свои детские переживания, опыт самоанализа помог ему вытащить их на поверхность памяти. И именно это послужило основой формирования идей классического психоанализа. Для З. Фрейда он сам, его детские травмы и неосознанные переживания служили объектом исследования. В «Толковании сновидений» ученый подчеркивал, что ребенок в раннем детстве абсолютно эгоистичен и стремится к удовлетворению своих потребностей, соперничая даже с братьями и сестрами.

Когда Зигмунду был один год, у него появился братик - Юлиус, малыш прожил очень недолго и умер от болезни. Спустя несколько месяцев после трагедии сЗигмундом случился несчастный случай: двухлетний ребенок упал с табуретки, он настолько сильно ударился нижней челюстью о край стола, что на рану пришлось накладывать швы. Рана зажила и все забылось. Но в процессе самоанализа у Фрейда возникли основания счесть этот инцидент самоповреждением. Маленький Зигмунд ревновал маму к братику, после смерти малыша ребенок не мог сам простить себе свою ревность, физическая боль заглушает душевную. Этот суровый самоанализ позволил Фрейду найти источники неврозов у многих пациентов.

В работе «Психопатология обыденной жизни» описывается случай, когда чувство вины перед мужем заставило молодую женщину неосознанно травмировать себя, возникший эмоциональный блок вызвал нервное заболевание. Хотя, на первый взгляд, ничто не указывало на намеренность действий пострадавшей - она просто случайно выпала из кареты и сломала ногу. В процессе психоанализа Фрейд выяснил обстоятельства, предшествовавшие травме: в гостях у родственников молодая женщина продемонстрировала свое искусство исполнения канкана. Все присутствующие были в восторге, но мужа поведение жены очень расстроило, он сказал, что она вела себя «как девка». Расстроенная женщина провела бессонную ночь, а утром ей захотелось покататься в экипаже. Она сама выбрала лошадей, а во время поездки все время опасалась, что лошади испугаются и кучер потеряет управление ими. Как только нечто напоминающее это случилось, она выскочила из кареты и сломала ногу, никто из находящихся в экипаже рядом с нею не пострадал. Так молодая женщина неосознанно сама себя наказала, канкан танцевать она больше не могла. К счастью, сумев перевести душевную травму на осознанный уровень, З. Фрейд вылечил женщину от нервного заболевания.

Так детские впечатления и травмы великого психиатра помогали ему и в создании теории психоанализа, и в успешном лечении пациентов.

Учеба в университете

Успешно окончив гимназию, Зигмунд Фрейд поступил на медицинское отделение Венского университета. Медицина его не привлекала, но предубеждения против евреев были настолько велики, что выбор дальнейшей карьеры был невелик: бизнес, торговля, юриспруденция или медицина. Так что с медициной он связал свое будущее просто методом исключения. У Фрейда был скорее гуманитарный склад ума, он прекрасно знал французский, английский, испанский и итальянский языки, немецкий был для него практически родным. В юности увлекался чтением трудов Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Канта. В гимназии не раз получал призы за свои литературные произведения.

В университете Фрейд, помимо учебы, успешно занимался научными исследованиями, он описал неизвестные ранее свойства нервных клеток золотых рыбок, изучал репродуктивные особенности угря. В этот же период им было сделано роковое открытие - Фрейд стал использовать кокаин для лечения некоторых заболеваний, сам его употреблял, так как воздействие этого вещества значительно повышало работоспособность. Фрейд считал его едва ли не панацеей, и отказался от применения кокаина только тогда, когда было доказано, что кокаин вызывает зависимость и оказывает разрушительное действие на человека.

Выбор пути

В 1881 году З. Фрейд получил медицинскую степень и после окончания университета стал работать в Институте анатомии мозга. Будущего основателя психоанализа не интересовала практическая медицина, гораздо больше его влекла научно-исследовательская деятельность. Однако из-за низкой оплаты научной работы Фрейд решил заняться частной практикой невропатолога. Но судьба распорядилась иначе: полученная в 1885 году исследовательская стипендия позволила ему поехать в Париж и пройти стажировку у Жана Шарко. Шарко был известнейшим в то время неврологом, он успешно лечил истерию, вводя пациентов в гипнотическое состояние. Как известно, истерия проявляется в таких соматических болезнях, как паралич, глухота. Так что метод Жана Шарко помог спасти многих людей. И хотя Фрейд избегал использовать гипноз при терапевтическом лечении, опыт Шарко, его методика значительно повлияла на выбор будущего пути. З. Фрейд перестал заниматься неврологией и стал психопатологом.

Первая любовь и женитьба

Это покажется странным, но Фрейд был чрезвычайно стеснительным человеком и считал себя не слишком привлекательным для представительниц прекрасного пола. Видимо поэтому у него не было интимных взаимоотношений с ними до 30 лет. Тем прекраснее история его первой любви. Свою будущую жену - Марту Бернайс - он встретил случайно. Молодой врач переходил улицу, в руках у него была рукопись научной статьи, вдруг из-за поворота появляется карета, которая чуть не сбивает с ног рассеянного ученого. Листки рукописи рассыпаются и падают в грязь. Только Фрейд решает выразить свое возмущение, как видит прелестное женское личико с отчаянно виноватым выражением. У Зигмунда Фрейда мгновенно изменилось настроение, он ощутил какое-то странное волнение, совершенно не поддающееся научному объяснению, он понял - это любовь. А карета прекрасной незнакомки умчалась вдаль. Правда, на следующий день ему принесли приглашение на бал, там к нему подошли две удивительно похожие друг на друга девушки - сестры Марта и Мина Бернайс.

Так он познакомился со своей будущей женой, с которой прожил более 50 лет. Несмотря ни на что (имеется в виду продолжительный роман с сестрой Марты - Миной), в целом это был счастливый брак, у них было пятеро детей. Дочь Анна стала продолжательницей дела отца.

Первые открытия и отсутствие признания

Восьмидесятые годы уходящего XIX века были очень плодотворными для Зигмунда Фрейда. Он начал сотрудничать с известным венским психиатром Иозефом Брайером. Вместе они разработали метод свободных ассоциаций, который стал необходимой частью психоанализа. Этот метод сформировался в процессе работы ученых над исследованием причин истерии и методов её излечения. В 1895 году выходит их совместная книга «Исследования истерии». Авторы видят причину истерии в подавленных воспоминаниях о некогда травмировавших пациентов трагических событиях. После выхода книги сотрудничество врачей было резко прекращено, Брайер и Фрейд стали врагами. Взгляды биографов З. Фрейда на причины этого разрыва различны. Возможно, для Брайера была неприемлема теория Фрейда о сексуальных истоках истерии, этой точки зрения придерживается биограф и ученик основателя психоанализа - Эрнест Джонс.

З. Фрейд писал о себе: У меня довольно ограниченные способности или таланты - я не силен ни в естественных науках, ни в математике, ни в счете. Но то, чем я обладаю, пусть и в ограниченном виде, вероятно, развито очень интенсивно .

Если отношение И. Байера к теории З. Фрейда о сексуальной обусловленности психических расстройств достоверно не известно, то абсолютно определенно выразили свое неприятие этой теории члены Венского медицинского общества, они исключили З. Фрейда из своих рядов. Это был сложный для него период, период отсутствия признания у коллег и одиночества. Хотя одиночество Фрейда было на редкость продуктивно. Он начинает практику анализа своих сновидений. Его работа «Толкование сновидений», вышедшая в 1900 году, написана на основании анализа его собственных снов. Но этот, прославивший ученого в будущем труд был встречен крайне недоброжелательно и иронично. Впрочем, не эта книга была причиной неприязни общества к ученому. В 1905 году З. Фрейд опубликовал работу «Три очерка по теории сексуальности». Его выводы об исключительном влиянии на человека его сексуальных инстинктов, открытие сексуальности у детей вызвали резкое неприятие у общественности. Но что делать… методика излечения неврозов и истерии у Фрейда отлично работала. И постепенно научный мир отказался от своей, ханжеской по сути, точки зрения. Идеи Зигмунда Фрейда завоевывали все больше сторонников.

Основание Венского психоаналитического общества

В 1902 году Фрейд с единомышленниками создает общество «Психологические среды», а немного позже в 1908 году значительно разросшуюся организацию переименовывают в Венское психоаналитическое общество. Проходит совсем немного времени после публикации «Толкования сновидений», а Зигмунд Фрейд становится всемирно известным ученым. В 1909 году его приглашают прочесть курс лекций в Университете Кларка (США), выступления Фрейда принимают очень хорошо, ему присваивают почетную степень доктора.

Да, его теории далеко не все признают, но такая, несколько скандальная, известность только способствует все большему увеличению количества пациентов. Фрейда окружают ученики и единомышленники: Ш. Ференци, О. Ранк, Э. Джонс, К.Юнг. И пусть многие из них потом расстались со своим учителем и основали собственные школы, все они признавали огромное значение для них как личности Зигмунда Фрейда, так и его теории.

Эрос и Танатос

Две эти силы, по мнению Фрейда, правят человеком. Сексуальная энергия - энергия жизни. Мысли о деструктивной стороне человека, о его стремлении к саморазрушению приходят к Фрейду во время Первой мировой войны.

Несмотря на свой довольно преклонный возраст, Фрейд работает в госпитале для военных, пишет ряд значительных трудов: «Лекции по введению в психоанализ», «По ту сторону принципа удовольствия». В 1923 году выходит книга «Я и Оно», в 1927 - «Будущее одной иллюзии», а в 1930 - «Цивилизация и недовольные ею». В 1930 году Фрейд получает Премию Гете, которую присуждают за литературные успехи. Не зря его литературный талант заметили еще в гимназии. После прихода к власти фашистов Фрейд не смог уехать из Вены. От смертельной опасности его сумела спасти внучка Наполеона Бонапарта - Мария Бонапарт. Она уплатила Гитлеру огромную сумму для того, чтобы Зигмунд Фрейд смог покинуть Австрию. Чудом из лап гестапо спаслась его любимая дочь Анна. Семья воссоединилась в Англии.

Последние годы жизни З. Фрейда были очень тяжелыми, он страдал от рака челюсти. Умер он 23 сентября 1939 года.

Литтература:
  1. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение, школа. Л., 1991.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб., 1997.
  3. Лейбин В. Зигмунд Фрейд. Психопоэтический портрет. М., 2006.
  4. Стоун И. Страсти ума, или жизнь Фрейда. М., 1994
  5. Феррис Пол Зигмунд Фрейд. - М,: Попурри, 2001. - С.241.
  6. Фрейд З. Автобиография // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 91-148.
  7. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. М., 1997.
  8. Jones E. (1953). The life and work of Sigmund Freud. (Vol. 1, 1856-1900). The formative years and the great discoveries. New York: Basic Books., р. 119