Биография а блока для начальной школы. Будьте всегда в настроении

Биография Блока - это история жизни великого поэта, чье творчество оказало огромное влияние на русскую и мировую литературу. Александр родился в дворянской семье 28.11.1880 года. Отец его был юристом, мать была дочерью ректора университета в Петербурге. Брак его родителей распался еще до его появления на свет. Первые годы жизни он воспитывался в семье деда по отцовской линии.

Биография Блока содержит много занимательных фактов. Известно, что первое стихотворение маленький Саша написал еще в 5-ти летнем возрасте. Оно было наполнено особой поэтичностью, которая в будущем постоянно присутствовала в его Серьезное его творчество началось с 17-ти лет.

Окончив гимназию в 1898 году, Александр поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Выбор его был сделан достаточно безотчетно, но со временем творческое начало взяло верх, и он, спустя 3 года, перевелся на историко-филологический факультет, при котором было славяно-русское отделение. Окончил университет Александр в 1906 году.

Важным в жизни поэта был 1901 г., когда он познакомился с поэтом А. Белым, повлиявшим на формирование его творческих взглядов. Позже эти дружеские отношения принесли немало разочарований.

17.08.1903 г. поэт обвенчался с Л. Менделеевой, дочерью величайшего Менделеева Д.И.. В отношениях этой пары практически не было духовной близости, из-за чего происходил многолетний конфликт. В их вмешался А. Белый, увлекшись женой поэта и создав ситуацию, которая едва не переросла в дуэль.

1903 год также знаменателен и выходом первого сборника стихов поэта, в котором отразились любовные переживания первых счастливых месяцев супружеской жизни. В этот период на творчество А. Блока оказали немалое влияние Пушкин А. и Соловьев Вл.

Биография Александра Блока не может рассматриваться изолированно от его творчества, поскольку именно оно отражает основные события его жизни. Первый сборник поэм вышел в 1904 году, он назывался «Стихи о прекрасной даме». Здесь автор выражает свои представления об идеализме и божественной мудрости. Поэтические сборники «Город» и «Снежная маска» отражают религиозную тему, которая также волновала поэта.

В 1909 г. Александр путешествует по Германии и Италии, в результате чего появляются «Стихи об Италии», признанные лучшими в русской поэзии.

Блок призван был на военную службу в 1916 г. Затем он возвращается в Петроград после В 1917 г. Александр участвует в работе ЧК по расследованиям преступлений, совершенных при царском режиме. Об этом повествует его книга, вышедшая посмертно в 1921 г. - «Последние дни императорской власти».

Краткая биография Блока содержит много фактов, свидетельствующих о тонкости его натуры, которая чувствовалась во всем. Даже его чаяния по поводу судьбы Родины пронизаны трепетом и нежностью. Поэт высказывал большие опасения в отношении будущего России. Иллюзии поэта, связанные с большевистским режимом, со временем потерпели крах. Изначально он с оптимизмом принимал революцию 1917 года, отказавшись от эмиграции, о чем сообщает нам биография Блока.

Однако позднее Александр разочаровывается в действиях большевиков, поскольку они шли вразрез с представлениями поэта и их обещаниями. В незавершенном произведении «Возмездие» описывается политическая позиция поэта, которой он придерживался в годы революции. В нем в полной мере отражается отчаяние от собственных заблуждений.

Тем не менее, у него оставалась вера в несокрушимость России, которая должна была сыграть исключительную роль для всего человечества. Это подтверждает биография А. Блока и его произведения «Скифы» и «Родина». Используя для передачи своих чувств в работе «Скифы» цыганский фольклор, поэт отразил в полной мере накал человеческих страстей.

Краткая биография Блока, к сожалению, не вмещает всех событий его жизни, но позволяет нам ознакомиться с самыми значимыми из них и с его лучшими произведениями. Одним из них является противоречивая и загадочная поэма 1920 года «Двенадцать». Здесь автор применяет достаточно жесткий язык повествования, чтобы читателю было легче представить описываемые события.

Хочется отметить, что в истории русского театра Блок тоже оставил заметный след, а его переводы отмечаются высокой художественностью и близостью к подлинникам.

07.08 утром в Петербурге в 1921 году после тяжелого недуга. Он оставил после себя огромное наследие в виде бессмертных произведений.

Поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей. Любящий и страждущий объять необъятное, человек с широкой душой и трагичной жизнью. Жизнь и творчество Блока заслуживают внимания своей полнотой и трогательностью.

Биография поэта

Блок Александр Александрович, год рождения 1880, 28 ноября. Место рождения - Петербург. Его родители: отец - А.Л. Блок, работал юристом в университете в Варшаве, мать - А.А. Бекетова, дочь знаменитого ученого-ботаника.

Родители мальчика развелись еще до его рождения, поэтому вырасти в полной семье у него не получилось. Однако дедушка по материнской линии А.Н. Бекетов, в семье которого и вырос Александр, окружил ребенка должной заботой и вниманием. Дал ему хорошее образование и старт в жизни. Сам А.Н. Бекетов был ректором университета в Петербурге. Высоко моральная и культурная атмосфера окружающей обстановки наложила свой отпечаток на формирование мировоззрений и воспитание Блока.

С самого детства в него заложена любовь к классике русской литературы. Пушкин, Апухтин, Жуковский, Фет, Григорьев - это те имена, на чьих произведениях маленький Блок рос и приобщался к миру литературы и поэзии.

Обучение поэта

Первой стадией получения образования для Блока стала гимназия в Петербурге. После ее окончания в 1898 году он поступает в Петербургский университет на отделение юристов. Заканчивает юридическое обучение в 1901 году и меняет направление на историко-филологическое.

Именно в университете он окончательно принимает решение углубиться в мир литературы. Также это желание подкрепляется красивой и живописной природой, среди которой расположено имение его деда. Выросший в таком окружении, Александр навсегда впитал в себя чуткость и тонкость мировосприятия, и отразил это в своих стихах. С этих пор и начинается творчество Блока.

Со своей матерью Блок поддерживает очень теплые отношения, его любовь и почтение к ней безгранично. Он до самой смерти матери постоянно посылал ей свои произведения.

Внешний облик

Их бракосочетание состоялось в 1903 году. Семейная жизнь складывалась неоднозначно и сложно. Менделеева ждала огромной любви, как в романах. Блок же предлагал умеренность и спокойствие быта. Результатом стало увлечение жены его другом и единомышленником, Андреем Белым, поэтом-символистом, который сыграл не последнюю роль в творчестве самого Блока.

Работа в течение жизни

Жизнь и творчество Блока складывались таким образом, что он, помимо литературы, принимал участие во вполне житейских делах. Так, например:

    был активным участником драматургических постановок в театре и даже видел себя актером, однако литературное поприще привлекло его больше;

    два года подряд (1905-1906 гг.) поэт является непосредственным свидетелем и участником революционных митингов и демонстраций;

    ведет свою колонку обзора литературы в газете "Золотое руно";

    с 1916-1917 гг. отдает долг Родине, проходя службу под Пинском (инженерно-строительная дружина);

    входит в состав руководства Большого ;

    по приходу из армии устраивается на работу в Следственную комиссию чрезвычайного характера по делам царских министров. Работает там редактором стенографического отчета до 1921 года.

    Раннее творчество Блока

    Свой первых стих маленький Саша написал еще в пять лет. Уже тогда в нем читались задатки таланта, который нужно было развивать. Чем Блок и занялся.

    Любовь и Россия - две любимые темы творчества. Блок писал очень много и о том, и о другом. Однако на начальном этапе развития и реализации своего таланта больше всего его привлекала любовь. Образ прекрасной дамы, который он повсюду искал, захватил все его существо. И земное воплощение своим представлениям он нашел в Любови Менделеевой.

    Тема любви в творчестве Блока раскрывается настолько полно, ясно и красиво, что трудно это оспорить. Поэтому неудивительно, что его первое детище - сборник стихов - называется "Стихи о Прекрасной Даме", и посвящен он его жене. Большое влияние при написании этого сборника стихов на Блока оказывала поэзия Соловьева, учеником и последователем которого он и считается.

    Во всех стихотворениях сквозит ощущение Вечной женственности, красоты, естественности. Однако все выражения и обороты, применяемые в написании, носят иносказательный, нереальный характер. Блок уносится в творческом порыве в "миры иные".

    Постепенно тема любви в творчестве Блока уступает место более реальным и насущным проблемам, окружающим поэта.

    Начало разочарования

    Революционные события, разлад в семейных отношениях, с треском проваливающиеся мечты о чистом и светлом будущем для России заставляют творчество Блока претерпевать явные изменения. Следующий его сборник носит название "Нечаянная радость" (1906 год).

    Все больше он высмеивает символистов, к которым себя уже не относит, все сильнее и циничнее относится к надеждам на лучшее впереди. Он участник революционных событий, который находится полностью на стороне большевиков, считая их дело правым.

    В этот период (1906 год) выходит его трилогия драм. Сначала "Балаганчик", спустя какое-то время "Король на площади", а завершает это трио испытывает горькое разочарование от несовершенства мира, от своих обманутых надежд. В этот же период он увлекается актрисой Н.Н. Волоховой. Однако взаимности не получает, что добавляет его стихам горечи, иронии и скепсиса.

    Андрей Белый и другие ранее единомышленники по поэзии не принимают перемены в Блоке и критикуют его нынешнее творчество. Блок Александр остается непреклонен. Он разочарован и глубоко опечален.

    "Трилогия вочеловечения"

    В 1909 году у Блока умирает отец, с которым он не успевает попрощаться. Это накладывает еще больший отпечаток на его душевное состояние, и он решает объединить свои самые яркие на его взгляд произведения в одну поэтическую трилогию, которой дает название "Трилогия вочеловечения".

    Так творчество Блока в 1911-1912 годах ознаменовалось появлением трех сборников стихотворений, которые носят поэтичные названия:

    1. "Стихи о Прекрасной Даме";

      "Нечаянная радость";

      "Снежная ночь".

    Годом позже он выпускает цикл любовных стихов "Кармен", пишет поэму "Соловьиный сад", посвященные его новому увлечению - певице Л.А. Дельмас.

    Родина в творчестве Блока

    Начиная с 1908 года, поэт позиционирует себя больше не как лирик, а как воспеватель своей Родины. В этот период он пишет такие стихотворения, как:

      "Осенняя волна";

      "Осенняя любовь";

    • "На поле Куликовом".

    Все эти произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране. Поэт одновременно показывает две стороны жизни в России: нищету и голод, богомольность, но в тоже время дикость, необузданность и вольность.

    Тема России в творчестве Блока, тема родины - одна из самых основополагающих во всей его поэтической жизни. Для него Родина - это нечто живое, дышащее и чувствующее. Поэтому ему слишком тяжело, непомерно тяжело даются происходящие события Октябрьской революции.

    Тема России в творчестве Блока

    После того как революционные веяния захватывают весь его дух, поэт практически полностью теряет лирику и любовь в своих произведениях. Теперь весь смысл его произведений направлен на Россию, его родину.

    Свою страну Блок олицетворяет в стихах с женщиной, он делает ее практически осязаемой, настоящей, будто очеловечивает. Родина в творчестве Блока принимает настолько масштабное значение, что больше о любви он не пишет никогда.

    Веря в большевиков и их правду, он испытывает жестокой, почти убийственное для него разочарование, когда видит результаты революции. Голод, нищета, разгром, массовое истребление интеллигенции - все это формирует в сознании Блока острое неприязненное отношение к символистам, к лирике и заставляет отныне творить произведения только с сатиристической, ядовитой насмешкой над верой в будущее.

    Однако при этом любовь его к России настолько велика, что он продолжает верить в силу своей страны. В то, что она поднимется, отряхнется и сумеет показать свою мощь и славу. Творчество Блока, Маяковского, Есенина в этом схоже.

    В 1918 г Блок пишет поэму "Двенадцать", самое скандальное и громкое из всех своих произведений, вызвавшее массу кривотолков и разговоров о ней. Но поэта критика оставляет равнодушным, зарождающаяся депрессия начинает поглощать все его существо.

    Поэма "Двенадцать"

    Автор начал писать свое произведение "Двенадцать" в начале января. В первый день работы он даже не делал перерыва. В его записях сказано: “Внутри дрожит”. Потом написание поэмы приостановилось, и закончить ее поэт сумел только 28 января.

    После выхода в свет этого произведения резко переменилось творчество Блока. Кратко охарактеризовать это можно следующим образом: поэт потерял себя, наступил застой.

    Основная мысль поэмы каждым признавалась по-разному. Кто-то видел в ней поддержку революции, насмешку над символистическими взглядами. Кто-то, напротив, сатирический уклон и издевку над революционными порядками. Однако сам Блок при создании поэмы имел в виду и то и другое. Она противоречива, как и его настроение на тот момент.

    После издания "Двенадцать" все и без того слабые связи с символистами были разорваны. От Блока отвернулись почти все близкие друзья: Мережковский, Вяч, Прищвин, Сологуб, Пяст, Ахматова и другие.

    В Бальмонте к тому времени он разочаровывается сам. Таким образом, Блок остается практически один.

    Послереволюционное творчество

    1. "Возмездие", которое он так и писать.

    Революция прошла, а горечь от разочарования большевистской политики наросла и усилилась. Такой разрез между тем, что было обещано, и тем, что делалось в результате революции, стал для Блока невыносимым. Можно охарактеризовать творчество Блока кратко в этот период: не пишется ничего.

    Как будут писать впоследствии о смерти поэта, "его убили большевики". И это действительно так. Блок не сумел побороть в себе и принять такое расхождение между словом и делом новой власти. Не сумел простить себе поддержку большевиков, свою слепоту и недальновидность.

    Блок переживает сильнейший разлад внутри себя, полностью уходит в свои внутренние переживания и терзания. Следствием этого является болезнь. С апреля 1921 года по начало августа болезнь не отпускает поэта, терзая его все сильнее. Лишь изредка выходя из полузабытья, он пытается утешить свою жену, Любовь Менделееву (Блок). 7 августа Блок скончался.

    Где жил и творил поэт

    Сегодня биография и творчество Блока увлекают и вдохновляет многих. А место, где он жил и сочинял свои стихи и поэмы, превратилось в музей. По фотографиям мы можем судить об обстановке, в которой работал поэт.

    Внешний вид поместья, в котором проводил время поэт, вы можете увидеть на фото слева.

    Комната, в которой поэт провел последние горькие и тяжелые минуты жизни (фото ниже).

    Сегодня творчество поэта любят и изучают, им восхищаются, признают его глубину и целостность, необычность и яркость. Россия в творчестве Блока изучается на школьных занятиях, по этой теме пишут сочинения. Это дает полное право назвать автора великим поэтом. В прошлом символистом, затем революционером и на закате просто глубоко разочаровавшимся в жизни и власти несчастным человеком с горькой, тяжелой судьбой.

    В Санкт-Петербурге установлен памятник, увековечивающий имя автора в истории и отдающий должное уважение его неоспоримому таланту.

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мальчик был отдан в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1898 году.

В 1898 году Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1901 году перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению.

С начала 1900-х годов Александр Блок сблизился с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 году в руководимом Мережковскими журнале "Новый путь" появилась первая подборка стихотворений Блока "Из посвящений". В том же году в альманахе "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме" (название предложено Брюсовым).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907 годов, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирике этого времени становится ведущей тема "стихии" - образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества. Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок публиковался в символистских журналах "Вопросы жизни", "Весы", "Перевал", "Золотое Руно", в последнем с 1907 года вел критический отдел.

В 1907 году в Москве вышел сборник Блока "Нечаянная Радость", в Санкт-Петербурге - цикл стихов "Снежная Маска", в 1908 году в Москве - третий сборник стихов "Земля в снегу" и перевод трагедии Грильпарцера "Праматерь" со вступительной статьей и примечаниями. В 1908 году он обратился к театру и написал "лирические драмы" - "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка".

Поездка в Италию весной и летом 1909 года стала для Блока периодом "переоценки ценностей". Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи".

В 1909 году , получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах. С 1910 года он начал работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена). В 1912-1913 годах написал пьесу "Роза и Крест". После выхода в 1911 году сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (1911-1912). При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-1921 годах.

С осени 1914 года Блок работал над изданием "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора.

В июле 1916 года во время Первой мировой войны он был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском (ныне город в Белоруссии).

После Февральской революции 1917 года Блок возвратился в Петроград, где в качестве редактора стенографических отчетов вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Материалы следствия были им обобщены в книге "Последние дни императорской власти" (1921).

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы "Двенадцать" и "Скифы".

После "Двенадцати" и "Скифов" Александр Блок написал шуточные стихи "на случай", готовил последнюю редакцию "лирической трилогии", однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года. В этот период поэт делал культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы — Вольной философской ассоциации, в Школе журнализма, писал лирические фрагменты "Ни сны, ни явь" и "Исповедь язычника", фельетоны "Русские денди", "Сограждане", "Ответ на вопрос о красной печати".

Огромное число написанного было связано со служебной деятельностью Блока: после Октябрьской революции 1917 года он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 года он стал членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 года сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 года перешел в Большой драматический театр. Одновременно работал членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством Максима Горького, с 1920 года был председателем петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Но несоответствие между представлениями поэта об "очищающей революционной стихии" и кровавой повседневностью наступающего режима приводило его к разочарованию в происходящем. В его статьях и дневниковых записях появился мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о "тайной свободе" художника были высказаны в речи "О назначении поэта" на вечере памяти Александра Пушкина и в стихотворении "Пушкинскому Дому" (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Весной 1921 года Александр Блок просил выдать ему выездную визу в Финляндию для лечения в санатории. Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало Блоку в выезде.

В апреле 1921 года нарастающая депрессия поэта перешла в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 года Александр Блок скончался в Петрограде. Он был похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 года прах поэта был перенесен на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

С 1903 года Александр Блок был женат на Любови Менделеевой (1882-1939), дочери известного химика Дмитрия Менделеева, которой были посвящен цикл "Стихи о Прекрасной Даме". После смерти поэта она увлеклась классическим балетом и преподавала историю балета в Хореографическом училище при Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Свою жизнь с поэтом она описала в книге "И быль и небылицы о Блоке и о себе".

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где последние девять лет жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока.

В 1984 году в усадьбе Шахматово, где Блок проводил свое детство и юность, а также в соседних усадьбах Боблово и Тараканово Солнечногорского района Московской области был открыт Государственный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Блок был кумиром молодой русской интеллигенции во втором десятилетии XX века. Он – величайший поэт России эпохи символизма . Внутри этого художественного течения он представляет второе поколение. Его раннее творчество свидетельствует о влиянии романтической поэзии, например, Жуковского и Лермонтова , и чистой поэзии, например, Полонского и Фета .

Стихи о Прекрасной Даме несут на себе печать софиологии Владимира Соловьева и мистицизма петербургских символистов. В мистически возвышенных тонах говорит Блок о Прекрасной Даме как о Софии Премудрости Божией и Деве Марии. «Подруга желанная», «Царица чистоты», «Таинственная дева» – образы вечно женственного.

Блок. Лирика. Второй том. Видеоурок

Следующая книга стихов, Нечаянная радость (1906), названная по одноименной иконе Богоматери, высвечивает слой религиозного почитания женственности, но сохраняет по-прежнему амбивалентное отношение к демонизму эроса.

Стихотворение Незнакомка (1906, см. полный текст и анализ) из цикла Город , написанного в 1901-1908, когда Блок вслед за Брюсовым обращается к феномену человеческого существования в больших городах, дает сплав потусторонних и земных черт в образе городской дамы и уличной проститутки. Это уже путь к циклу Снежная маска , воздействие которого определяется динамическим развертыванием и скрещением смелых метафор.

Блок – поэт сиюминутных, реальных и привиденных впечатлений, которые порождают многоцветную образную ткань, истекая из музыкально-целостного восприятия мира.

Пьеса Балаганчик сводит все аллегории вечно женственного к комически-банальному, отражая и внутренние противоречия, и игру, разрушающую иллюзии. Эту маленькую драму и две другие – Король на площади (1906), Незнакомка (1906) – Блок объединил в трилогию.

Из поздней лирики Блока особенно выделяются стихотворения, обращенные к России, которые в начале Первой мировой войны были опубликованы в сборнике Стихи о России (1915). Из увлечения французской средневековой поэзией возникла романтически – символистская драма Роза и Крест (1913), еще одна попытка диспута с реализмом современного Блоку театра, причем построенного на постоянном пересечении исторического и воображаемого слоев. Во время войны Блок добивался постановки этой драмы в театре, но тщетно.

Поэма Двенадцать (см. её полный текст и анализ), состоящая из двенадцати ритмически и сюжетно самостоятельных частей, разворачивается под марш двенадцати красноармейцев по Петрограду. Здесь сведены воедино прощание со старым миром, хаос революции и заклинания будущего. В конце поэмы во главе этого революционного марша возникает Христос, под красным знаменем и увенчанный белыми розами.

На следующий день после окончания Двенадцати Блоком была написана поэма Скифы (см.