Библейская диета, или Что будет, если питаться как во времена Ветхого Завета? Вегетарианство и Библия. Разрешает ли Бог человеку есть мясо? Пища не упомянутая в библии

Лекция доктора биологических наук Т.Ю. Угаровой
БИБЛЕЙСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ЗДОРОВЬЕ В СВЕТЕ ДАННЫХ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Фундамент, которому можно доверять

Последние 50 лет человечество стремительно теряет здоровье. Сейчас медики числят свыше 10 тысяч болезней человека и постоянно возникают новые. И старые инфекции, которые были объявлены побежденными (холера, чума, и др.) в наши дни снова поднимают свою голову. Бичом цивилизованных стран стали так называемые "дегенеративные болезни". Это, прежде всего, болезни сердечно-сосудистой системы, рак, диабет, дисбактериозы, остеопороз, и др. Многие люди чувствуют хроническую усталость. Дегенеративные болезни не являются сейчас только болезнями пожилого возраста, они стремительно молодеют. Медиков не удивляет остеопороз у подростков, гипертония и атеросклероз у 15-ти летних. Более того, уже у 3-5-ти летних детей обнаруживаются изменения в сосудах.

Все это происходит, несмотря на огромные успехи медицины в деле диагностики, хирургического вмешательства и лекарственной терапии отдельных заболеваний. Создается впечатление, что все эти успехи медицины бьют мимо цели. Представьте себе водопроводный кран, засоренную раковину и лужу на полу. Похоже, что медицина все более и более эффективно занимается вытиранием луж на полу и не заботится о том, чтобы прочистить раковину. Т.е. лечится болезнь, вытирается лужа, но здоровье из рук медицины мы получить не можем, потому что медицина не занимается здоровьем. И люди начинают поиск альтернативных путей к здоровью, причем предложений - огромное количество.

Нам буквально со всех сторон обещают здоровье. И среди этих предложений есть такие, я бы сказала, "зловредные болотные огоньки ", которые заводят нас в очень опасную трясину - опасную, прежде всего, для нашего духовного здоровья, а, следовательно, и здоровья физического. Хотелось бы опереться на какой-то незыблемый фундамент, такой, которому можно доверять. Я предлагаю опереться на Библию.

У некоторых, наверное, возникает вопрос, как может Библия, книга, написание которой началось почти 3,5 тысячи лет назад и закончилось почти 2 тысячи лет назад, помочь нам в поисках здоровья? Что может сказать эта книга о реалиях современной жизни? И могут ли что-то посоветовать ее авторы людям, живущим в современной экологической ситуации, при стрессах и гиподинамии? Ответ зависит от того, что представляет собой эта книга. Если Библия - это творение человеческого гения, то ее авторы, безусловно, ничего не могут посоветовать людям, живущим в условиях современного мегаполиса. Но если Библия - это откровение любящего Бога, то, значит, там должны быть ответы на все вопросы современности, и в ней мы сможем найти незыблемые, вечные рекомендации по нашему здоровью.

Когда я взялась проанализировать рекомендации Библии по здоровью, то я поняла, что прикоснулась к колоссальной теме, которая не может быть раскрыта в одной лекции. Поэтому решила ограничить лекцию одним частным вопросом, и этот вопрос такой: Какие же рекомендации дает нам Священное Писание по вопросу питания? Почему именно питания? Потому, что пища - главный фактор в ряду других важных факторов, которые определяют наше здоровье. На этом сходятся все авторитеты древности и нашего времени. Итак, сегодня мы будем рассматривать библейские рекомендации по питанию. Так какую же диету предлагает нам Библия?

Первоначальная (райская) диета - вегетарианская

О диете, которая была дана на заре человечества, мы читаем на второй странице Библии. Вот библейский текст:
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, которая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу" Быт. 1:29

На языке современной науки это означает, что нам предлагаются в пищу травянистые семенные растения, их плоды и семена, а также плоды древесных семенных растений. Эти пищевые растения нам хорошо известны: зерновые и бобовые культуры, овощи, пряно-вкусовые травы - все это "травы, сеющие семя", а также фрукты и орехи - "плоды древесные". Из этого растительного многообразия Библия в качестве главного выделяет зерно, хлеб. Слово "хлеб" появляется уже на следующей странице Библии (Быт. 3:19) и красной нитью проходит через все Священное Писание. Хлеб в Библии является символом пищи, необходимой для физической жизни, к хлебу применяется эпитет "насущный", что означает жизненно необходимый, чрезвычайно важный для жизни. Вспомним строку из молитвы Господней: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день". Мтф. 6:11

А вот поэтический отрывок, в котором говорится о хлебе, как о благословении:

"Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; Напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее; венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук. Источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью, луга одеваются стадами и долины покрываются хлебом, восклицают и поют". Пс.64:10-14

О хлебе, т.е. о зерне, говорится во множестве других текстов Библии, которые я не могу привести здесь. Нет сомнения, что именно хлеб, зерновые культуры предлагаются как основа питания.

Интересно, что в русской крестьянской традиции был поистине библейский взгляд на пищу. Пословица "Хлеб всему голова" отводит зерну первое место в питании. Известно крестьянское отношение к хлебу, как к чему-то совершено священному. Никто не мог выбросить крошки со стола, т.е. все понимали, что хлеб, это что-то такое, данное человеку, что определяет само его существование. Нет хлеба - голод, есть хлеб - изобилие.

В Библии есть потрясающее свидетельство, что зерно с добавлением бобовых является тем достаточным минимумом, на котором человек может существовать долгое время. Пророк Иезекииль по повелению Господа должен был 390 дней питаться такой пищей:

"Возьми себе пшеницы, и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы, по числу дней, в которые ты будешь лежать на боку твоем; триста девяносто дней ты будешь есть их. И пищу твою, которою будешь питаться, ешь весом по двадцати сиклей в день".

Двадцать сиклей - это 230 г в день. Кроме 230 г многозернового хлеба у пророка была только вода. Это была скудная пища, которая символизировала нехватку продовольствия во время осады Иерусалима, но для нас важно то, что она обеспечивала жизнь и активную проповедническую деятельность пророка в течение 13 месяцев! Это подтверждает ценность зерновых культур для обеспечения основного обмена, и бобовых как источника белка.

/ответ на вопрос из зала:/
Что такое полба?
- Что такое полба? Полба - это сорт пшеницы, но сорт особенный, все-таки это полба. Полбу сейчас сеют мало по причине относительно низкой урожайности, но, по-видимому, полба ценна в пищевом отношении, она упоминается в Библии многократно.

Питание людей после потопа

После потопа условия на земле меняются в худшую сторону, резко сокращается продолжительность жизни людей. Людям предстоит расселиться "по всему лицу земли", освоить места обитания пригодные и не пригодные для земледелия. Характер питания меняется - наряду с растительной пищей дается пища животного происхождения.

"Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте". Быт. 9:3,4

Все языческие народы, которые рассеялись по земле, могли употреблять в пищу все, что они находили: беспозвоночных и позвоночных животных, водных и наземных, травоядных и хищных, птиц и насекомых - "все движущееся, что живет, будет вам в пищу". Отметим два момента:

1. произошла не замена одной диеты на другую, а существенное расширение данной ранее. Пища животного происхождения была добавлена к основной, т.е. к растительной пище: "как зелень травную даю вам все".

2. вводится фундаментальный запрет на употребление крови. Кровь должна быть слита, люди не следует употреблять ее в пищу.

Диета для народа Божьего: существенные ограничения

По прошествии времени Господь избирает Себе особый народ и дает ему Закон. Заметное место в Законе отводится предписаниям по питанию. Использование животной пищи было существенно ограничено, причем ограничения касались как видового состава животных, разрешенных в пищу, так и в отношении того, какие части животного можно есть.

Согласно Синайскому законодательству основная пища животного происхождения - это мясо травоядных копытных животных, но далеко не всех:
"Всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте". Лев.11:3.
Если исключить неактуальных для современного россиянина оленя и серну, то остается мясо крупного рогатого скота, овец и коз, т.е. говядина, баранина и козлятина. Категорически запрещена свинина. Об этом в Библии говорится неоднократно. Лев. 11:7,8;Ис.65:4; 66:17.
Запрещены в пищу все хищные животные и грызуны, а также все пресмыкающиеся ("ползающие на чреве").
Птиц можно есть, но не всех. В весьма длинный список запрещенных птиц вошли хищные и рыбоядные птицы, а также птицы, питающиеся падалью и птицы-мусорщики. Лев.13-19. Не привожу библейские тексты, они очень объемные.
Из водных и водоплавающих были разрешены в пищу те, "у которых есть перья и чешуя". Лев.11:9. Следовательно, разрешена покрытая чешуей рыба, а отсечены все водные беспозвоночные животные (например, устрицы и омары) - они попали в пищу запрещенную для избранного народа.

Второе ограничение было дано на части, которые можно употреблять в пищу. Повторен данный ранее безусловный запрет на употребление в пищу крови:

"И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота". Лев.7: 26.

А вот тексты, которые запрещают использование жира животных (тука). Обратите внимание, как скрупулезно перечисляются все жировые отложения, как подкожные, так и внутренние, которые необходимо отделить от мяса:

"Тук ее(овцы), весь курдюк, отрезав его по самую хребтовую кость, и тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях, и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками он отделит это; священник сожжет это на жертвеннике; это пища огня..." Лев.3:9-11.

(Здесь говорится об овцах, но аналогичные тексты есть о другом скоте)

"Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших: никакого тука и никакой крови не ешьте" Лев.3:17.

Так было предписано избранному еврейскому народу.

Почему многие христиане едят свинину?

Многие христиане не считают эти предписания для себя обязательным. Почему? В среде первохристиан были острые споры по поводу Синайских законов вообще и о пищевых запретах в честности. В Новом завете, в книге "Деяния апостолов" мы читаем, что Первый Иерусалимский собор, на котором присутствовали апостолы Иисуса Христа, постановил не возлагать на христиан, пришедших из язычников, "никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины". Деян.15:20, 28, 29.

Таким образом, видовые ограничения были сняты, но остался запрет на кровь, т.е. христианам нельзя употреблять в пищу ни кровь, ни мясо, из которого не сцежена кровь(удавленина). Отказ от употребления крови очень важен, он несомненно имеет принципиальное значение, если повторяется трижды: для всех людей земли (завет с Ноем), для избранного народа и для христиан. Позже тот же жесткий запрет на кровь был дан в Коране для мусульман.

Итак, если христиане едят свинину, других "нечистых" животных или животный жир, они не несут на себе формального греха. Но я думаю, что предписания по питанию, данные евреям, разумно рассматривать как совет любящего Бога, данный всем народу Божию, и вообще всем людям. Будем ли мы пренебрегать Божиими советами, прямо относящимися к нашему здоровью? Да, формального греха мы не несем, если едим такую пищу, но вместе с апостолом Павлом мы можем сказать:
"Мне все позволительно, но не все полезно" 1 Кор.6:12.
и к этому безусловно надо прислушаться.

Отношение Библии к молоку, меду и соли

Чтобы поставить точки над i в Библейской диете, надо сказать, что еврейскому народу вместо жира животных было дано оливковое масло, лучшее из растительных масел; что из "плодов древесных" первое место было отдано винограду; что Библия хорошо относится, в отличие от многих современных диет, к молоку и меду, и к соли тоже:
"Соль - это добрая вещь" - это слова Иисуса Христа. Мк. 9:50
Безусловно, речь не идет о злоупотреблениях. Воздержание в использовании даже полезных продуктов необходимо, это то, что идет из всего духа Библейского.

Библейский запрет на генетически модифицированную пищу

И последнее, что я хочу сказать о библейской диете. В Библии мы находим запрещение на использование генетически модифицированной (геноинженерной) пищи. Генная инженерия считается величайшим достижением последних десятилетий. И то, что в Библии есть четкое запрещение на создание генетически модифицированных организмов, говорит о том, что Библия - не творение человеческого гения, а именно глас Божий к человечеству: "Кто имеет уши слышать, да слышит!" - как часто говорил Иисус.

Неужели Библия говорит нам о явлении, возникшем спустя тысячелетия после ее написания? Да, и очень убедительно и определенно. На первых страницах Бытия при описании растений, рыб, пресмыкающихся, птиц и животных настойчиво, семнадцать раз подряд, семнадцать раз для непонимающих и не желающих прислушаться к этому, повторяется: "по роду ее", "по роду его", "по роду их" (Быт.1:11,12,21,24,25; 6:20; 7:14). Еще 30 лет назад этот рефрен мог показаться архаичным и не несущим особо важной смысловой нагрузки, но пришло время, и смысл раскрылся. Библия категорически против смешения, перемешивания генного материала, чем занимается генная инженерия.

Едим ли мы пищу, полученную из ГМО (генетически модифицированных организмов)? Да, безусловно. И чем дальше, тем больше. К началу века 90% мирового производства сои и 75% кукурузы - это ГМО. Чужеродные гены вводят коровам, чтобы скармливать несвойственные им корма, рыбам, чтобы быстрее росли, растениям, чтобы выносили повышенную пестицидную нагрузку. А что стоят "запахи, идентичные натуральным", которыми взбадривают многие продукты, например, фруктовые соки или лапшу из пакетиков. Какой запах желаете? Ананаса, чеснока, винограда или грибов? Любые пищевые запахи в вашем распоряжении, ими торгуют в электричках, ими широко пользуется пищевая промышленность. В натуральных продуктах запах - это краткая аннотация, если хотите, реклама, сотен полезных веществ, которые организм получит из данного продукта. За запахом "идентичным натуральному" ничего не стоит, никакой пользы, но есть реальная угроза аллергической реакции.

Отрицательные последствия ГМО для живой природы и здоровья человека многообразны, а отдаленные последствия - пугающие. Полным ходом идет биологическое загрязнение планеты, которое будет пострашнее химического загрязнения. Я не могу на этом останавливаться, это может быть предметом отдельной лекции. Скажу одно - использование геноинженерной пищи уже дало огромную вспышку аллергии. Соя за последние десять лет вышла в лидирующую десятку аллергенов. Никогда не было, чтобы соя была мощным аллергеном. И это будет касаться всякой пищи с использованием ГМО.

/ответ на вопрос из зала:/
Поясните подробнее, что такое геноинженерная пища?
- Что такое геноинженерная пища? Генетическая инженерия с жизнью обращается как с техникой: берется генный материал живого, ДНК, режется, клеится, берутся куски ДНК с генами одного организма, встраиваются в геном другого, абсолютно неродственного организма. В результате получаются сконструированные по воле человека генетические монстры, ГМО, когда в помидоре, например, имеется ген рыбы, в корове - ген бактерии, в бактерии - ген человека и т.д. Люди знают, чего они хотят, они режут, кроят, комбинируют, но не задумываются о последствиях. А побочные эффекты очень страшные. Предупреждение в Библии было дано, но человек, как всегда, не прислушался. Будем ли мы обвинять Бога во всех бедствиях, нас постигающих?

Алкоголь опасен

Библия предостерегает от неумеренного употребления алкоголя: Вот один из текстов

"Не смотри на вино, как оно краснеет, как искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид" Пр.23:31

Любители выпить могут поразмышлять над таким глубоким текстом: "Дай секеру погибающему". (Сикера - виноградная водка).

Доктор биологических наук Т.Ю. Угарова

Суббота, 16 Авг. 2014

Священные писания просты для тех, кто прост, но сложны для ловкачей. Современному читателю Библии может показаться, что во многих местах это писание поощряет мясоедение. Но так ли это на самом деле?

Более важной диетой является не крайнее средство Ноя (связанное с наводнением, уничтожившим всю растительность), как сказано в Бытие Гл. 9:3, а изначальная диета, провозглашенная Господом в Бытие Гл. 1:29:

Это очень ясно выделено, однако, опять же, все следует изучать в контексте.

Например, случай с перепелами, посланными Богом для детей Израиля после того, как они вкусили его манны (Числа 11:31) — это хороший пример цитаты, не соответствующей контексту.

Действительно, стихи 31 и 32 (Числа) описывают этот момент появления перепелов и последующий пир. Но необходимо прочитать и стих 33, чтобы понять все содержание абзаца:

«И пока мясо еще было в их зубах, не будучи съедено, как возгорелся гнев Господа и поразил их Господь великой язвою».

Т.е. Он был отнюдь не рад их мясоедению.

Кроме того, при изучении ранней истории Церкви становиться ясным, что ее отцы-основатели признавали вегетарианский идеал. Можно изучить историю их жизни: Тертуллиан, Плиний, Ориген, Св. Иоанн Златоуст — этот список можно продолжать и продолжать. А обет вегетарианства, которому следовали эти христианские отцы, может подсказать нам многое из того, что мы прочитали бы в Библии до её переработки на различных Вселенских соборах и дальнейшей в так называемом "Синодальном переводе" ...

«И пока мясо еще было в их зубах, не будучи съедено, как возгорелся гнев Господа и поразил их Господь великой язвою»

Числа 11:33

С наступлением эпохи императора Константина (4-й век) христиане-вегетарианцы вынуждены были оставаться в подполье, поскольку Константин был мясоедом. К тому же, он был маньяком, и книги по истории христианства изобилуют рассказами о том, как он вливал расплавленный свинец в горло христиан-вегетарианцев за избранную ими диету. Между прочим, он умертвил и свою жену, бросив её в жбан с кипящей водой.

Что значит «не убий»?

Священные писания просты для тех, кто прост, но сложны для ловкачей. Библия ясно говорит «Не убий» (Исход 20:13). Невозможно сказать это проще. Точное еврейское слово: tirtzach, что буквально переводится: «Не убий».

Один из величайших ученых еврейско-английской лингвистики (в 12-м веке) доктор Рубен Алкалей написал в своем величайшем труде, полном еврейско-английском словаре, что слово «tirtzach» относится «к любому виду убийства вообще». Слово «1о», как вы можете догадаться, означает «Не».

НЕ УБИВАЙТЕ! Посмотрим правде в глаза, Библия очень ясно говорит по этому поводу.

Ведическая литература также дает здесь ясные указания. На самом деле, Веды говорят о том, что находится выше обычного вегетарианства — ведь даже убийство растений влечет греховные последствия. Поэтому Веды предписывают молочно-растительную диету, или лакто-вегетарианство , которая приносит наименьший вред живым существам, а также особый процесс , освобождающий человека от минимальных греховных последствий убийства растений.

В элементарной форме этот процесс дается в Бхагавад-Гите , а подробно описывается в Шримад-Бхагаватам . Применение этого процесса, который сосредотачивается вокруг воспевания Святого Имени Господа с любовью и преданностью, превращает пищу в прасадам, что в переводе с Санскрита означает «милость Господа».

Христос, Библия и мясо

Многие исследователи Библии, настаивающие на том, что Христос ел плоть животных, очевидно, руководствуются в своих суждениях личными привычками и убеждениями. Желание уступать предрассудкам и поддерживать существующую традицию характерно для людей на протяжении многих столетий, но сегодня истина ещё более важна, ибо сейчас человек все больше проявляет свою независимость.

Уважаемый исследователь Библии В.А. Холмс-Гор исследовал частое употребление слова «meat» /мясо/ в Евангелиях Нового Завета, которое очень часто встречается в английских версиях Библии. Он проследил его значение до изначального греческого оригинала.

Таким образом, каноническая версия стиха 21:5 Иоанна «Есть ли у вас пища (meat) — неверна. Это надо перевести: «Есть ли у вас еда».

Рыба — не мясо. А что говорит об этом Библия?

«Рыба» — другое слово Библии, часто переводимое неверно. Имеется в виду не существо, живущее в воде, а символ, с помощью которого ранние христиане могли узнавать друг друга. Проще говоря, это был секретный знак, очень необходимый в эпоху тотального преследования, до признания христианства государственной религией.

Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова «ichthus» — рыба. Поэтому он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: «Iesous Christos Theou Uios Soter» — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Но символ рыбы не был одобрен римлянами. Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться больше на смерти Иисуса , чем на его выдающейся жизни. Возможно, что это одна из причин, по которой лишь десятая часть Его жизни записана в канонических писаниях. Опущена большая часть из Его первых 30-ти лет.

Сколько же поклоняющихся прямо из церкви направляются к себе домой и садятся за пир есть зарезанных животных, нарушая те самые заповеди, которые они только что защищали?

Приводимые стихи в статьях Библия и вегетарианство. Цитаты из Ветхого завета и Библия и вегетарианство. Цитаты из Нового завета должны рассеять все сомнения читателя в этой связи.

По материалам книги Стивена Роузена «

В главе 11 Левита и в главе 14 Второзакония даются четкие правила относительно того, что можно есть, а что нельзя. Это своего рода рецепт здоровой диеты и образа жизни. Та пища, которая разрешена Богом, помогает нам расти здоровыми. Та же, которая запрещается, может нанести значительный урон нашему здоровью.

Чистые животные

Левит 11:1-3

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: Скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всякого скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте.

Второзаконие 14:3-6

Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы. Олень и серна, и буйвол и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте.

В Левите 7:22-24 говорится, что мы не должны есть жира из любого из вышеперечисленных животных, а также из животных, умерших своей смертью или убитых другим животным. Нам не позволено принимать этот жир в пищу, из него разрешается лишь варить мыло или делать свечи.

Левит 7:22-24

И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело, а есть не ешьте его.

Кровь животных также не годится в пищу.

Бытие 9:4

Только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте

Левит 3:17

Это постановление вечное в рода ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте.

Второзаконие 15:23

Только крови его не ешь: на землю выливай ее как воду.

Нечистые животные

Бог говорит нам о тех животных, которые можно употреблять в пищу, а также о тех, мясо которых есть нельзя.

Левит 11:4-8

Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И свиньи, потому что копыта у него раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас. Мяса их не ешьте и к трупам не прикасайтесь; нечисты они для вас.

Второзаконие 14:7-8

Только сих не ешьте, из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас. И свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.

Здесь Бог говорит нам не принимать в пищу мясо таких животных, как свиньи, кролики, верблюды и лошади. Медики выяснили, что подобные животные могут вызывать различные заболевания. Принимая в пищу мясо этих животных, мы подвергаем опасности наше сердце, печень и другие органы.

Свиньи являются переносчиком большего количества заболеваний, чем любое другое животное. Под «свининой» понимаются все продукты, которые производятся из этого мяса – ветчина, колбасы, котлеты, пельмени…

Не имеет значения, в какой чистоте содержатся свиньи, это не преуменьшает риск цирроза печени. Тем же людям, которые принимают алкоголь и едят свинину, следует помнить, что для них риск заболеваний печени увеличивается. Но все равно, основной причиной цирроза все-таки остается свинина.

Чистая рыба

Левит 11:9

Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли или реках), тех ешьте

Второзаконие 14:9

Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя.

Таким образом, чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие.

Нечистая рыба

Левит 11:10-12

А все те, у которых нет перьев и чешуи (в морях ли, или реках, из все, плавающих в водах, и из всего, живущего в водах), скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи, в воде, скверны для вас.

Второзаконие 14:10

А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.

И вновь Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей. Медики знают, что эти виды рыб и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества. Для людей они могут оказаться губительными.

Нечистые птицы

Левит 11:13-19

Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, филина, рыболова и ибиса, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.

У Бога были серьезные причины запрещать нам употреблять в пищу мясо этих птиц. Одной из наиболее очевидных является то, что большинство, если не все из этих птиц питаются падалью. Это означает, что они едят, в том числе, и мясо мертвых животных. Это не сулит человеку, который ест это мясо, ничего хорошего, поскольку их мясо может оказаться источником какого-нибудь заболевания. В их организме также содержаться ферменты, помогающие им переваривать эту падаль и мясо других нечистых животных, которые могут оказаться губительными для человека.

Чистые птицы

К чистым относятся птицы отряда куриных, индюк, голуби и голубки, все, у кого есть зоб. Утки и гуси также относятся к чистым птицам.

Закон Бога, касающийся насекомых

Левит 11:20-23

Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех лапах, скверны для вас. Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле. Сии ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас.

Некоторым из нас может показаться странным есть жуков, однако, для некоторых людей в мире саранча является частью их каждодневного рациона. Если вы очень голодны, вы тоже можете попробовать. Бог разрешает принимать в пищу саранчу, сверчков и кузнечиков.

Закон Бога, касающийся животных, которые ходят на лапах

Левит 11:27

Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера.

Нельзя принимать в пищу кошек, собак и других четвероногих, которые ходят на лапах.

Закон Бога, касающийся грызунов и рептилий

Левит 11:29-31

Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет. Сии нечисты для вас из все пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.

Левит 11:41-42

Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его. Всего, ползающего на чреве, и всего, ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных, пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны.

В этом месте Бог говорит нам не есть животных, подобных змеям, ящерицам, крысам, мышам, муравьям, червям и многим другим, относящихся к отряду грызунов, рептилий и жуков. Впрочем, многие из нас в любом случае не ели бы этого.

«БЛАГОСЛОВЕННАЯ ТРАПЕЗА. Библейские истории и рецепты» - так называется книга Энтони Чиффоло и Рейнера Хессе, которую выпустило издательство «КоЛибри, Азбука-Аттикус». Авторы - священник Рейнер Хессе и историк и издатель Энтони Чиффоло посвящена миру Ветхого и Нового Заветов, праздникам, ритуалам и обыденной жизни библейских героев.

Тут и отрывки из Священного Писания, и исторические комментарии, и главное — рецепты блюд, которые вкушали библейские герои и апостолы. При желании читатель и сам сумеет приготовить нечто похожее на то, что ели наши далекие предки, и таким образом совершить увлекательное путешествие в прошлое, а шедевры мировой живописи помогут сделать это путешествие еще более ярким.

Мы знакомим читателей сайт.Кухня с выдержками из нее. Перед вами - первая часть.

Гостеприимство Авраама

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего.

Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре, и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки, и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

(Бытие, 18:1-8)

Авраам, Сарра и три религии

Точная дата рождения Аврама неизвестна. Поскольку единственным источником наших сведений о нем является Библия, некоторые ученые видят в нем не историческую личность, а своего рода персонификацию какого-то кочевого племени. Как следует из Книги Бытия, жизнь Аврама в Уре, страна Харран, проходила неприметно.

Он женился на женщине по имени Сара, но детей у них не было. Когда Авраму исполнилось семьдесят пять лет, он, согласно Писанию, получил от Господа повеление покинуть Харран и идти в страну Ханаан, располагавшуюся между Средиземным морем, рекой Иордан и Мертвым морем (примерно там, где теперь находится государство Израиль). Следуя этому повелению, Аврам должен был оставить свой народ, пересечь пустыню и поселиться среди чужеземцев. А главное, отныне он должен был чтить единого Бога. За отказ от прежних верований Господь обещал ему многочисленное потомство, которое унаследует землю Ханаанскую, хотя Аврам и жена его были уже в преклонных летах, а Сара ни разу не смогла зачать.

В ту пору богатство мерилось не только золотом и стадами, но еще и количеством жен и детей, поэтому над Аврамом смеялись соседи, ведь детей у него не было, а жена всего одна. Удрученная своей бездетностью Сара убедила мужа взять в наложницы ее служанку-египтянку Агарь, по некоторым версиям, дочь фараона. Агарь родила сына и назвала его Измаил. Но Сара, страдавшая теперь от ревности, изгнала Агарь с сыном в пустыню.

Авраму было тогда восемьдесят шесть лет, и он уже не надеялся на законных наследников. Но, как сообщает Книга Бытия, вмешался Господь. Когда Авраму исполнилось девяносто девять лет, Бог явился ему и «поставил с ним завет»: Бог изменил имена Аврама и Сары — отныне они стали зваться Авраам и Сарра — и обещал, что в течение года у них родится сын. Аврааму же надлежало сделать обрезание и себе, и своим домочадцам мужского пола в знак того, что и они, и все потомки их — народ Божий.

Как рассказывается в приведенном выше отрывке из Книги Бытия, когда Авраам сидел при входе в свой шатер, к нему приблизились «три мужа» — возможно, сам Господь и два ангела, и он принял их с добром и гостеприимством, а они подтвердили, что у Сарры будет сын. Год спустя Сарра родила Исаака.

Так, в соответствии с иудейской традицией Авраам — через Исаака и его детей — считается праотцем еврейского народа. А согласно традиции исламской через Измаила Авраам стал прародителем и всех арабских народов. Евреи, мусульмане, а также христиане почитают Авраама за его верность завету с Богом и веру во всемогущество Божие, а его гостеприимство по отношению к странникам все три монотеистические религии рассматривают как пример, которому необходимо следовать.

Меню встречи у дубравы Мамре

Авраам приготовил для своих гостей простую еду, можно сказать, что он угостил их чем-то вроде древнего фастфуда. Дело происходило вблизи Хеврона, города, расположенного в тридцати километрах к югу от современного Иерусалима, на высоте девятисот с лишним метров над уровнем моря. Сюда, как рассказывается в Писании, и явились три мужа, и Авраам «поспешил» приготовить для них еду, ведь он не ждал гостей в знойный полдень, когда принято отдыхать.

Сарре было велено сделать хлебы; обязанность молоть муку и печь хлеб возлагалась на обитательниц женской части дома, чаще всего на жену хозяина. Муку смешивали с водой и скатывали из теста колобки. Колобки приминали руками, выкладывали на разогретую огнем землю, сверху посыпали горячими углями и оставляли до готовности. Этот процесс был непродолжительным.

А вот приготовление тельца из стада требовало гораздо больше времени, но странники, к счастью, не слишком торопились. Обычно тушу, по-видимому, зажаривали целиком, но, чтобы сэкономить время и не томить гостей, могли разрубить ее на небольшие куски и приготовить их на вертеле над огнем. Многие ученые считают, что мясо подавали с зер- новым или овощным блюдом.

Десертом служили кувшин верблюжьего молока, сыр или творог; кулинар XXI века, обладающий чувством юмора, может добавить к этому меню «ангельский пирог».

Авраам выставил это или подобное угощенье в Мамрийской дубраве, под сенью раскидистых деревьев — в наше время такое место сочли бы идеальным для пикника.

Нижеследующие рецепты рассчитаны на обед для шести-восьми персон, но, если вы хотите организовать его на природе, придется немного потрудиться заранее. Многие ингредиенты, входящие в состав этих блюд, упоминаются в Библии: дрожжи (Левит, 10:12), мука, репчатый лук, лук-порей и чеснок (Числа, 15:4;11:5), шафран, корица, орех (Песнь Песней, 4:14; 6:11), мед (Третья Книга Царств, 14:3), мята, оливковое масло (Евангелие от Луки, 11:42; 16:6), цикорий — одна из “горьких трав” (Исход, 12:8), яич- ные белки (Книга Иова, 6:6), телятина (Первая Книга Царств, 6:7), виноград, тмин (Книга Пророка Исаии, 1:8; 28:25), козий сыр (Вторая Книга Царств, 17:29).

Не бойтесь заменять эти ингредиенты другими, которые окажутся под рукой, — у вас все равно получатся божественные яства!

Рецепты времен Авраама

Ячменные лепешки от Сары

Самое простое блюдо, скажете вы… но ведь и самое вкусное!

Потребуется: 1 чайная ложка сухих дрожжей, ¼ чашки теплой воды, 1 чашка кислого молока, ½ чайной ложки пищевой соды, ½ чашки ячменной муки, ½ чашки ржаной муки, ½ чашки семян тмина, ½ чашки турецкого гороха (нута), ½ чашки молотой полбы, ½ чайной ложки соли, столовая ложка оливкового масла.

Приготовление: Распустить дрожжи в теплой воде. Размешать пищевую соду в кислом молоке. Высыпать всю муку в миску, добавить соль, дрожжи и молоко с содой, перемешать. Всыпать семена тмина и месить тесто руками 10 минут. Выложить тесто в миску, накрыть пищевой пленкой и поставить подниматься на пару часов, пока оно не увеличится в объеме вдвое. Выложить готовое тесто на хорошо смазанную доску и месить несколько минут.

Разделить тесто на 8 равных частей, скатать в колобки. Раскатать каждый колобок на лепешки примерно 15 сантиметровв диаметре. Накрыть влажной салфеткой и отставить минут на 20.

Разогреть сковороду до средней температуры. Налить несколько чайных ложек оливкового масла и выпекать лепешки по отдельности по 2 минуты с каждой стороны, надавливая тыльной стороной ложки, чтобы образовались пузырьки как при жарке блинов. Каждую лепешку завернуть в салфетку, чтобы не остыли, и подавать к столу как можно скорее.

Выход: 8 порций.

Суп из полбы

Суп из полбы (цельнозерновой пшеницы) — вкусная и здоровая «увертюра» к библейской трапезе

Потребуется: 1 чашка полбы (цельнозерновой пшеницы), 4 чашки горячей или холодной воды для замачивания, 5 чашек томатного соуса, 1½ чашки черных бобов, 6 нашинкованных картофелин, 4 головки измельченного чеснока, 4 чайные ложки тмина, 1 столовая ложка куркумы, ½ чайной ложки черного перца, 2 нашинкованных зеленых перца.

Приготовление: Замочить на ночь полбу в холодной воде. Если времени нет, засыпьте крупу в миску, залейте горячей водой и поместите в небольшую кастрюлю с кипящей водой. Поставьте на огонь и держите на водяной бане, пока вся вода не выкипит. Зерна станут мягкими.

Выложите полбу вместе с остальными ингредиентами в большую кастрюлю и варите на медленном огне 1 час. Готовый суп подавайте горячим.

Выход: 8 порций.

Ближневосточная овощная запеканка

В этой запеканке собран целый «огород» ближневосточных овощей — от баклажа- нов и огурцов до фасоли и тыквы

Потребуется: 2 крупных баклажана, соль по вкусу, 2 больших огурца, 2 маленьких зеленых перца, 1 маленький красный перец, 1 маленький желтый перец, 100г зеленой фасоли, ½ чашки оливкового масла, 2 большие луковицы, 3 головки измельченного чеснока, 2 желтые тыковки, разрезанные на кубики, 20 помидоров черри, разрезанных пополам, ½ чайной ложки свежемолотого перца, 100 г лимской фасоли (по желанию), горсть свежего базилика (по желанию).

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. Баклажаны очистить от кожуры, разрезать на кусочки, посолить. Выложить на блюдо и отставить. Огурцы мелко покрошить, перцы нашинковать; зеленую фасоль разрезать пополам. ¶Часто помешивая, поджарить баклажаны с половиной порции оливкового масла до коричневого цвета. Вынуть баклажаны, масло не сливать. Добавить оставшееся масло и жарить лук до золотистого цвета. Всыпать измельченный чеснок, накрыть крышкой и тушить 1 минуту. Не пережарьте!

В большую кастрюлю уложить слоями баклажаны, огурцы, тыкву, перцы, зеленую фасоль. Добавить смесь лука и чеснока, сверху положить половинки черри-помидоров. Посыпать солью и перцем.

Если у вас найдется лимская фасоль, положите ее сверху вместе с луком и чесноком и добавьте немного баклажанов. Посыпать базиликом, солью и перцем; залить водой так, чтобы она покрывала овощи, сверху положить мелкие сухарики. Запекать 1-1½ часа, пока овощи не станут мягкими. Можно подавать с козьим сыром.

Выход: 8 порций.

Верблюжье молоко

Верблюжье молоко, в отличие от коровьего или козьего, обладает специфическим вкусом. Чтобы оно лучше усваивалось, пить его следует медленно, небольшими глотками. Подавать холодным или подогретым.

Потребуется: 6 чашек верблюжьего молока, 2-3 чайные ложки сахара, 1 чайная ложка шафрана, ½ чайной ложки кардамона или мускатного ореха.

Приготовление: Вылить молоко в миску, добавить сахарный песок и поставить на медленный огонь. Добавить шафран и кардамон или мускатный орех, кипятить 2-3 минуты. Добавить еще сахару по вкусу. Подавать в подогретых кружках.

Выход: 8-12 порций.

Финики с медом и творогом

Потребуется: 2 чашки жирного свежего творога, 2 столовые ложки меда, 1 столовая ложка измельченных грецких орехов, ¾ чайной ложки молотой корицы, ⅛ чайной ложки мускатного ореха, веточка мяты.

Приготовление: Выложить творог, мед, орехи, корицу и мускатный орех в небольшую глубокую охлажденную посуду. Размешать до получения однородной массы. Измельчить листья мяты и высыпать сверху на творожную массу.

Использовать как начинку для фиников, освобожденных от косточек, или намазать сверху на сельдерей или цикорий; эта паста также хороша с поджаренным хлебом с корицей.

Мясо на углях

Кебаб — самый эффективный способ приготовить большое мясное блюдо в считанные минуты

Потребуется: 1 кг говядины или телятины, порубленной на кубики, 6 небольших луковиц или лук-порей, 1 большой баклажан, разрезанный на ломтики, 2 желтые тыковки, разрезанные на ломтики, горсть помидоров черри, измельченный чеснок (по вкусу), соль и перец ямайский, перец натуральный, йогурт и сироп от абрикосового или персикового варенья, хлеб с жесткой корочкой.

Приготовление: Последовательно насадить на шампуры кубик мяса, немного лука, ломтик баклажана, ломтик тыквы, два томата и так далее. Измельчить несколько головок чеснока в небольшой посуде; растирая чеснок пальцами, рассыпать его поверх мяса и овощей. Смешать в чашке соль, перец и ямайский перец; посы- пать смесью каждый шампур. Жарить, переворачивая, над горячими углями, стараясь не пережарить.

Во время приготовления смачивать йогуртом или сиропом от варенья. Нарезать хлеб толстыми ломтями, вынуть мякоть и, сняв с шампуров, разложить мясо с овощами в хлебные «плошки». Сверху украсить приправой сумах (1-2 столовые ложки).

Для приготовления приправы взять одну мелко нашинкованную луковицу и ½ чашки рубленой петрушки.

Выход: 8 порций.

Ангельский пирог

Если вы никогда не пробовали домашней ангельской пищи, вас ждет истинное наслаждение!

Потребуется: 1 чашка муки, 1½ чашки сахарной пудры, 12 яичных белков, 2 столовые ложки холодной воды, 1½ чайной ложки винного камня, 1 чашка сахарного песка, ½ чайной ложки соли, 1½ чайной ложки ванили, ½ чайной ложки измельченного миндаля, взбитые сливки, 1 чашка сушеной шелковицы (можно заменить другими ягодами).

Разогреть духовку до 180 градусов. Просеять муку в большую металлическую миску. Добавить сахарную пудру и просеять смесь два-три раза. Взбить яичные белки, воду и винный камень миксером до образования пены. Взбивать до загустения, постепенно всыпая сахарный песок. Добавить соль, ваниль и миндаль и взбивать до образования тугого теста. Понемногу высыпать муку с сахарной пудрой во взбитую яичную смесь и тщательно перемешать.

Выложить полученное тесто в высокую несмазанную форму. Выпекать примерно 35-40 минут, протыкая сверху соломинкой и определяя по ней готовность пирога (к соломинке не должно прилипать тесто). Вынуть из духовки, дать остыть и переложить на блюдо. Подавать со взбитыми сливками или с ягодами.

Выход: 8 порций.

Э. Чиффоло, Р. Хессе Благословенная трапеза. Библейские истории и рецепты / Энтони Чиффоло, Рей- нер Хессе: пер. с англ. Н. Цыркун. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. — 368 с.

Адвентисты проповедуют принципы заботы о здоровье, изложенные Богом на страницах Библии. Заботиться о своем здоровье - святая обязанность верующих людей, поскольку "тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа... и вы не свои?, ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божий" (1 Кор. 6:19,2б).

Поговорим о питании.

Существует основные принципы рационального питания:

В пищу употреблять лишь натуральные продукты разнообразных цветов, ароматов, состава;

Продукты должны быть свежими, богатыми питательными веществами: предпочтение отдавайте предпочтение бурому рису, хлебу с отрубями, свежим сокам. Свести к минимуму употребление рафинированных и консервированных продуктов (особенно покупных с применением синтетических консервантов и усилителей вкуса);

Очень ценна пища растительного происхождения. Она содержат пищевые волокна – клетчатку, которая содержится в листьях, корнях, клубнях, плодах. Клетчатка действует на кишечник, подобно щетки для уборки мусора, т. е. это природный очиститель. Клетчатка удерживает воду, благодаря чему облегчается работа кишечника, усиливается его перистальтика, повышается скорость транспортировки веществ через толстый кишечник, тем самым быстрее удаляются токсичные вещества, ведь наш кишечник длинный.

Продукты животного происхождения не содержат клетчатки.

Наиболее эффективные источники клетчатки:

Фрукты с семенами и кожурой, ягоды, бобовые, семена, отруби, цельное зерно, корнеплоды, капуста. Потребление клетчатки должно составлять 16 – 20 грамм в день.

Употребляйте пищу не в избыточном количестве, а в достаточном, чтобы поддерживать вес в зависимости от возраста так, чтобы количество потребляемых калорий было равно количеству затраченной организмом энергии. Из-за стола нужно вставать с ощущением неполного насыщения, небольшого голода, которое через несколько минут проходит.

За стол садитесь в один и тот же час.

Исключите из рациона все жареное, а сахар по возможности, заменяйте медом. Ограничьте потребление соли, сахара, жиров.

Избегайте потребления животных жиров, молочных продуктов, алкоголя, чая, кофе, десертных напитков.

Не ешьте множество продуктов, даже полезных, за один прием.

Выпивайте в день 1,5 – 2 литра воды.

В последние годы из-за распространения онкозаболеваний и болезней сердечно-сосудистой системы во всем мире произошло смещение акцентов количественной ценности продуктов в рационе питания: большую часть рациона должны составлять – зерновые, хлеб с отрубями, макаронные изделия из муки грубого помола. Меньшее количество – овощи и фрукты, на 3-ем месте - бобовые, орехи, семена. 4 – место - растительные жиры, масла, сладости, соль – ешьте в очень небольших количествах.

Сегодня диетологи утверждают, что самым здоровым является двухразовое питание. Но, если вы не можете без ужина, то необходимо помнить 3 правила, касающиеся ужина: - ужинайте не позднее 18 час.; ешьте ровно столько, чтобы не испытывать голод; избегайте употребление жирной пищи.

Завтрак должен представлять собой самую обильную еду дня. Многие, без привычки, говорят: утром мне не хочется есть. Но, во-первых, завтракать лучше через 2-3 часа после сна, когда организм окончательно проснется. Во-вторых, если вы не голодны за завтраком, причиной может быть плотный поздний ужин. Съешьте вечером 1 яблоко, и через пару дней завтрак покажется вам желанным. Фрукты быстрее всего усваиваются, поэтому лучше подходят для ужина (если вы ужинаете). А жиры заставляют ваш желудок работать до поздней ночи.

Правила здорового питания:

Ешьте только при ощущении голода.

Чтобы не перепутать чувство голода с аппетитом, за 30 мин до еды приучайте себя выпивать 1-2 стакана воды.

Не пейте воду во время и сразу после еды (минимум через 3 часа после еды).

Никогда не принимайте пищу при недомоганиях, болях, повышенной температуре. Заменяйте еду водой.

Не ешьте между приемами пищи. Интервал 5-6 часов.

Давайте посмотрим, что происходит, когда желудок получает новую порцию пищи, когда предыдущая еще не выведена из желудка. В адвентистском госпитале в Вашингтоне был проведен эксперимент с группой медсестер, которым в пищу во время стандартного завтрака добавляли сульфат бария (который дает возможность видеть на рентгене пищу в желудке). В среднем желудку потребовалось 4 часа, чтобы освободиться от обычной пищи.

Одной из групп стали давалась пищу через 2 часа после завтрака: 1 стаканчик мороженого и банан. Оказалось, что остатки пищи еще находились в желудке спустя 8 часов!

Другой группе через каждые 2 часа после завтрака давались пол- ломтика хлеба с маслом, и так несколько раз, но при этом они не получали обеда в обычное время. Было обнаружено, что спустя 9 часов в желудке еще оставалась более половины завтрака. Доктора, проводящие эксперимент утверждают, что «никакой орган, постоянно работающий сверх меры, не может функционировать нормально. Усвоение пищи замедляется и при этом замедляется общий процесс питания организма, что открывает путь болезням». Постоянная еда истощает организм и приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и других органов.

Е.Уайт пишет: «между приемами пищи должен быть интервал 5-6 часов. Не разрешайте, чтобы даже самый маленький кусочек пищи вошел в ваши уста в запрещенное время».

Как мы видим, предложения некоторых диетологов о приемах пищи, особенно больным с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, необоснованны.

Для приготовления завтрака лучше всего подходят хлеб грубого помола, каши, фрукты.

Люди, потребляющие фрукты и бобовые в достаточном количестве, защищены от риска возможного развития рака.

Потребляющие орехи и продукты из цельного зерна, подвержены меньшему риску заболеть ишемической болезнью сердца.

У потребляющих красное мясо и птицу более 3 раз в неделю увеличивается риск заболевания ишемической болезнью сердца.

Даже одна порция говядины в неделю увеличивает риск заболевания раком толстого кишечника на 37%.

Переедание и правильное питание

Цивилизованный человек набивает себя пищей так, что органы пищеварения и выделения не в состоянии ее переварить и эвакуировать из организма.

Предпримите небольшой эксперимент. Приготовленную порцию обеда положите в кастрюлю и поставьте ее в воду и постоянно поддерживайте температуру 380С (что соответствует температуре кишечника). А потом посмотрите, что будет с вашей пищей через 10 часов. Первое, что вы заметите – это неприятный запах. Вскоре вы заметите, что пища начинает бродить и выделять газы. Когда в организме такое количество перебродившей пищи непрерывно вырабатывает токсины, (а наш кишечник длинный), они вызывают головную боль и др. неприятности, особенно вредят печени, которая является очистителем организма.

Но и это не все. Несдержанность в еде приводит к слишком интенсивной и продолжительной работе пищеварительной системы. Органы пищеварения во время выполнения этой работы требуют усиленного притока крови, поэтому наступает ее дефицит в головном мозге. Следовательно, нарушаются интеллектуальные и нервные процессы. Е. Уайт пишет: «чрезмерное количество даже здоровой пищи парализует нервы головного мозга и снижает их жизнедеятельность. Переедание причиняет гораздо более вреда, нежели чрезмерный труд».

Отсутствие умеренности в еде - грех (Гал.5.21), «Смотрите за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими…».

Этот грех настолько неприятен Богу, что Он сказал Моисею, что такие «обжоры» пусть будут побиты камнями. Положение человека, алчного в еде, считалось безнадежным.

Соблюдайте простоту и умеренность в подборе продуктов питания.

Употребляйте только свежие и натуральные продукты.

Разнообразие прекрасно, но принимать множество разнообразных продуктов надо не в один прием.

Разнообразие – толчок к прожорливости. Слишком много продуктов осложняет процесс пищеварения и стимулирует аппетит (все хочется попробовать).

Не спешите во время еды, тщательно пережевывайте пищу. В этом случае вы не только облегчаете процесс пищеварения, но еще и съедите меньше.

Употребляемая нами пища включает в себя углеводы, белки, жиры, минералы, витамины, клетчатку – вещества, которые дают разнообразное питание организму.

Углеводы - самый лучший источник энергии. Существует два типа углеводов: простые, это различные типы сахара: глюкоза (виноградный сахар), фруктоза (плодовый сахар) и сахароза (свекловичный сахар и тростниковый сахар) и которые требуют незначительного переваривания до того, как будут усвоены организмом. Простые углеводы (сахара) в организме усваиваются быстро и при отсутствии клетчатки поступают в кровь в виде глюкозы в считанные минуты.

Второй вид углеводов называют сложными. Он хорошо знаком нам как крахмал. Все углеводы в пищеварительном тракте перерабатываются до получения из них глюкозы. Эта глюкоза всасывается в кровь из кишечника и используется организмом как источник энергии. Углеводы в основном содержатся в растительных продуктах. Цельные зерна, хлеб с отрубями, бобовые, овощи и фрукты, а также сделанные из них продукты питания (макаронные изделия, крупы) – это продукты с большим содержанием углеводов.

Сложные углеводы (крахмал) построены из очень длинных молекул, которые в организме расщепляются на более простые составные части. Поскольку размер молекул сложных углеводов гораздо больше, чем у молекул сахаров, то и времени на переваривание требуется больше, а также благодаря большому содержанию клетчатки в крахмалах расщепление сложных углеводов вводит в организм глюкозу постепенно и не происходит резкое повышение уровня сахара в крови.

Но разве крахмал не способствует ожирению больше, чем другие продукты?

Белки необходимы для роста и обновления клеток тела. Наибольшее количество белков содержится в бобовых, орехах, семечках, и в меньших количествах – в злаковых.

Жир – следующий источник энергии, но не самый лучший. Только 10% жира могут превратиться в сахар в крови. Все остальное количество сохраняется в жировых тканях – депо.

Клетчатка – необходимый компонент хорошего здоровья. Клетчатка поддерживает нормальную функцию кишечника и помогает выводить отходы пищеварения из организма. Клетчатка содержится во всех зерновых, фруктах, овощах, орехах. Обычно люди потребляют только 15 гр. Клетчатки ежедневно, хотя норма – 25 -30 г. К сведению: 200г бобовых содержит 15г клетчатки, яблоко-3г, банан – 2г.

Витамины и минералы, необходимые для нас, в большом количестве содержатся в зерновых, фруктах и овощах.

Следует ли есть раздельно белки, жиры и углеводы? Природа не поддерживает эту, получившую довольно широкое распространение, идею. Все растительные и многие из животных продуктов представляют собой смесь этих веществ.

Как желудок переваривает эти разные компоненты пищи?

Процесс пищеварения происходит сначала во рту при смачивании пищи слюной, затем в желудке и в кишечнике. Съедите ли вы белки, жиры и углеводы вместе или по отдельности, каждый компонент будет переварен там, где ему положено. В удивительно строгом порядке углеводы начинают расщепляться сначала во рту под действием слюны, затем в желудке и кишечнике. Белки перевариваются сначала в желудке и затем в кишечнике. Расщепление жиров происходит только в кишечнике.

Имеет ли значение для переваривания кислотная или щелочная реакция пищи?

Желудок выполняет две основные функции:

Доводит все поступающие куски пищи до одинакового размера с помощью работы мышц желудка.

Путем добавления или всасывания жидкости приводит пищевую массу к определенной консистенции.

Придает содержимому желудка необходимую степень кислотности с помощью секреции желудочного сока. На этой стадии завершается тот раздел пищеварения, который требует кислой реакции среды.

После перехода содержимого из желудка в кишечник оно приобретает щелочную реакцию под действием соков поджелудочной железы и желчи. В кишечнике процесс пищеварения завершается.

Какие виды пищи перевариваются с трудом?

Труднее всего организму приходится с содержащими большое количество жиров продуктами. Переваривание жиров может начаться только после образования из них эмульсии под действием щелочных соков кишечника (также, как вы не сможете удалить жир с рук, если не образуете из него эмульсию с помощью мыла и теплой воды). Специальные защитные механизмы обеспечивают постепенное поступление жиров из желудка в кишечник, чтобы процесс образования эмульсии проходил успешно. Если пища содержит большое количество жиров, то может потребоваться много времени на ее переход из желудка в кишечник и в желудке на длительное время задержится пища.

После этого пища поступает в двенадцатиперстную кишку, где содержимое желудка приобретает щелочную реакцию под действием соков поджелудочной железы и желчи. Далее в кишечнике процесс пищеварения завершается.

Естественным стимулятором выработки желудочного сока является пища. Благодаря действию соляной кислоты и ферментов пепсина и гастриксина, происходит начальное расщепление белковой пищи, а окончательное переваривание осуществляется в двенадцатиперстной кишке. Все остальные компоненты потребляемой нами пищи перевариваются в двенадцатиперстной кишке: жиры – соками поджелудочной железы и ферментами желчи, и углеводы – соками поджелудочной железы.

Как же перевариваются эти разные компоненты пищи?

Пищеварение – это процесс, в ходе которого пища в организме расщепляется на составные части. Углеводы становятся глюкозой, жиры – жирными кислотами, белки – аминокислотами. Эти вещества в кишечнике всасываются в кровь.

Съедите ли вы белки, жиры и углеводы вместе или по отдельности, каждый компонент будет переварен там, где ему положено. Белки в желудке почти не перевариваются (только в начальной стадии под действием ферментов пепсина и гастриксина). В желудке в основном происходит санитарная обработка всех компонентов пищи кислотой, а окончательное переваривание белков осуществляется в двенадцатиперстной кишке, где среда только щелочная. Расщепление жиров происходит только в двенадцатиперстной кишке. Углеводы (сахара, но не крахмал) в начальной стадии расщепляются сначала во рту под действием ферментов слюны, и затем в двенадцатиперстной кишке. Т.е. практически вся наша пища в основном переваривается в двенадцатиперстной кишке с помощью щелочного панкреатического сока, вырабатываемой поджелудочной железой в большом количестве. В двенадцатиперстную кишку поступает и желчь, которая облегчает переработку жиров, эмульгируя их (так же, как вы не сможете удалить жир с рук, если не образуете из него эмульсию с помощью мыла и теплой воды).