«Белых нужно убивать, они – аномалия» – чёрный расизм из университета Техаса. Черный расизм при обаме

Американский черный расизм

В США быть белым расистом совершенно немыслимо: допустить самые мягкие высказывания не только о неравенстве рас, а даже о том, что расы не одинаковы, будет актом политического и профессионального самоубийства.

А вот черный расизм - явление такое заметное, что о нем защищают диссертации.

Автор и не думает отрицать, что американская культура до Второй мировой войны была пронизана белым расизмом. Раздельное школьное обучение белых и африкано-американцев признавалось законным, а армия, ВВС, ВМФ и Корпус морской пехоты официально проводили политику сегрегации.

Одним словом, негры «вообще не принимались во внимание как полноценные члены общества», а «самой лучшей карьерой для африкано-американца считалась профессия скрутчика сигар».

Даже общение между черным и белым сообществами затруднено: язык африкано-американцев развивался иначе, чем язык белых. Мало того, что в нем есть другие звуки: негр говорит по-английски с акцентом, даже если несколько поколений его предков родились в США. Для этого языка типичны упрощение и символизация, грамматические нормы «языка белых» в нем не соблюдаются.

Английский подлинник знаменитой книги Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» трудно читать даже тому, кто хорошо знает английский: в этом романе негр Джим говорит так, что иностранцу его почти невозможно понять.

Накануне Первой мировой войны в стране проживало 9,8 миллиона негров (10,7 % всего населения), 90 % которых были сосредоточены на Юге, большей частью в сельской местности. В 1910 году свыше 54 % негров были заняты в сельском хозяйстве, 21 % - в обслуживании, 13,8 % - в горной и обрабатывающей промышленности, 5 % - на транспорте и в связи. Положение негров в городе и в «деревне» было почти одинаково тяжелым.

Принятый конгрессом закон о мобилизации на фронты Великой войны 1914–1918 годов требовал раздельного военного обучения и службы белых и черных, рекомендовал направлять последних во вспомогательные, а не строевые части. Хотя негритянские войска сражались храбро, американские генералы не хотели этого признавать, открыто порочили и дискредитировали негров в глазах союзных войск и французского населения как представителей «низшей расы». Европейцев это удивляло, французов - особенно.

В тыловых лагерях, особенно в южных штатах, негры постоянно становились жертвами местных расистов. Так, в г. Хьюстон (штат Техас) полиция спровоцировала вооруженное выступление черных солдат, по итогам которого военный суд приговорил 19 негров к повешению и 91 - к тюремному заключению. Дискриминация, антинегритянский террор приобрели во время войны новый размах и остроту. Сами же негры начали относиться к самим себе более уважительно.

За годы войны усилилась массовая миграция негров с Юга на Север. Миграция только обострила межрасовые отношения. Белое население враждебно встречало пришельцев с Юга, видя в них конкурентов по работе и причину вздорожания жизни. Вновь был возрожден ку-клукс-клан: в 1915 году некий «полковник» и баптистский деятель У. Симмонс объявил, что «провидение» призвало его восстановить клан. Через год в рядах этой террористической организации насчитывалось около 100 тысяч человек.

Именно в военные годы расширялись негритянские гетто в больших городах. Продолжались линчевания негров; по официальным данным, не менее 260 человек за годы войны. В 26 городах произошли массовые негритянские погромы.

И после Мировой войны случались погромы. И какие! России такие и не снились. В 1921 году город Тулса, в Оклахоме, насчитывал около 72 тысяч человек, из которых около десяти процентов были афроамериканцы. Они жили обособленной жизнью в отдельной части города, как здесь говорили - «за железной дорогой». Благодаря нефти работа находилась всем, кто хотел. Черное население жило сравнительно в достатке. Там были свои отели, пресса, больница и, конечно, свои школы.

Белых более-менее благоустроенная жизнь афроамериканцев не вдохновляла, они посматривали на них с опаской и неприязнью. Бульварная пресса подстрекала, говоря: скоро вся Тулса может превратиться в маленькую Африку или в негритянский городок. Нужно негров унять, чтобы они слишком не зажирели. В 1921 году 59 афроамериканцев было линчевано в окрестностях Тулсы. Обычным поводом для линчевания было состряпанное обвинение, что некий афроамериканец хотел изнасиловать белую девушку. После Первой мировой войны, в которой участвовало много афроамериканцев, некоторые участники войны вздумали было протестовать. Но это еще больше ожесточило ку-клукс-клан.

В 1921 году некий афроамериканец, молодой человек Ричард Роуланд, должен был спуститься на лифте. Девушка, обслуживающая лифт, увидя черного, нажала на спуск прежде, чем он вошел в лифт. Он заторопился и упал ей под ноги».

На вопли девицы сбежалась толпа. Никто и не думал разбираться, что вообще произошло. Зеваки «точно знали», что парень собирался охально изобидеть белую, и собирались его линчевать. Полиция тоже не вникала в детали, потому что и полицейским было «все ясно».

Они арестовали Ричарда Роуланда и увели его в тюрьму. «Пресса подняла вой, что, дескать, время унять негров, что они якобы обнаглели, забыли свое место. Журналисты представили девушку 17-летней бедной сиротой, которая зарабатывала трудовые гроши на образование. Описали ее страдания, «разорванное платье», царапины на лице. Позже было установлено, что ничего этого не было, что девушка была совсем не девушка, а женщина сомнительного поведения…

Под вечер у здания суда, которое служило и тюрьмой, собралась толпа человек в 500, требуя выдачи черного юноши на расправу. Афро-американское население всполошилось. 25 черных с оружием прибыли к зданию суда».

Вот, собственно, и весь пусковой механизм начавшегося погрома. Кто первый начал стрелять и кто первый пустил в дело нож, выясняют до сих пор, причем есть очень разные версии. Все эти версии выдвигаются в очень большой зависимости от цвета кожи и убеждений исследователя.

Во всяком случае, началась драка с применением дубинок и холодного оружия, раздались револьверные выстрелы. Черных было меньше, порядка 75 человек против двух тысяч белых, они отступали внутрь черного квартала.

«Когда погром начался, начальник полиции послал телеграмму губернатору штата с просьбой выслать национальную армию резервистов. Поезд с солдатами прибыл только утром, когда все уже было окончено. Солдаты не торопились. Да и вмешиваться уже не имело смысла».

Говоря коротко - негритянская часть города Тулсы перестала существовать. Число убитых называют разное - от 36, по официальной версии того времени (но власти, скорее всего, старались преуменьшить масштаб события), до 175 по версии бульварных газет (но они могли преувеличить). Наиболее вероятна цифра одного из современных исследователей - «около 100». Известно, что Красный Крест оказал помощь примерно 1000 человек, в том числе женщинам и детям. Известно, что грузовики, нанятые властями, вывозили трупы из города и потом эти трупы сваливали в реку или в наспех вырытые братские свальные могилы.

Черная молодежь и вообще все, кто мог, ушли из города. Те, кто уйти не мог или кому было некуда идти, зимовали в палатках и очень нуждались в самом необходимом. Городские же власти изо всех сил замалчивали происшествие, мешали оказывать помощь пострадавшим, а неграм мешали восстанавливать свои жилища.

75 лет спустя, летом 1996 года, городские власти официально извинились за погром и поставили мемориальную стену на одной из улиц бывшего афро-американского города с надписью: «1921, Черная Уолл Стрит». Несколько уцелевших и доживших до нашего времени пострадавших заговорили о материальной компенсации… но не получили ни гроша.

Погром в Тулсе - вовсе не единичное явление. В Сент-Луисе погром произошел в 1917 году, причем убито было 125 черных, в Чикаго в 1919 году - 36 человек, в городе Элайн (штат Арканзас) в 1919 году убили 38 негров.

Конечно, участие в Первой мировой войне многое изменило в сознании негров. Они сравнивали положение в Европе, где не было подобного оголтелого расизма, и в США, делали соответствующие выводы. Ветераны войны встали в первых рядах негров, оказывавших вооруженное сопротивление расистам в погромах 1919 года.

Вторая мировая 1939–1945 годов еще больше изменила массовую психологию. В войне принимало участие 900 тысяч темнокожих солдат и 8 тысяч негров-офицеров. Несмотря на политику сегрегации, они служили даже в элитных войсках, в частности ВДВ и ВВС. При том, что и здесь воинские подразделения были не смешанные.

Военнослужащие - американские негры побывали на Европейском, Тихоокеанском и Континентальном (Китай, Бирма, Индия) театрах военных действий. Они получили не только боевой, но и жизненный опыт. После войны им был присвоен статус ветеранов. Формально это давало ряд льгот, в первую очередь на получение образования, а неформально ветераны всегда пользовались уважением в американском обществе. Большая часть белых ветеранов войны очень лояльно относилась к афроамериканцам, особенно к ветеранам.

В первой половине XX века у американских негров наметились две идейные альтернативы.

Первая - путь «черных джентльменов», то есть перенимать консервативные белые ценности: создание крепкой семьи, вхождение в средний класс.

Вторая альтернатива - развивать свою культуру, отрицая ценности белой культуры, максимально отмежевываясь от белого сообщества.

Трудность этого пути в том, что культура африканских предков у этих людей давным-давно была утрачена. Разве что ее можно придумать…

Уильям Эдуард Беркхард Дюбуа (1868–1963) разрабатывал доктрину африкано-американской общины по образцу белого общества. В Массачусетсе, где он родился, сегрегации не было. Еще недавно этот штат имел репутацию самого «белого» штата США. Негритянская община здесь была небольшая, материально и социально респектабельная.

Дюбуа сделал вывод, что причины белого расизма лежат в невежестве, в первую очередь черных. Черная раса почему занимает подчиненное положение? Из-за отсутствия образования. Значит, за образование негров надо бороться! «Белые намеренно создали неравную систему школ для негров, - писал Дюбуа. - Если бы американские негры имели половину тех возможностей научиться читать, писать и считать, которыми располагают русские, то сегодня не было бы никакого негритянского вопроса».

При чем тут русские?! При том, что в СССР («у русских») больше нет «эксплуатации», «все равны», и, следовательно, надо делать так же для негров в США.

В Гарлеме не было, к счастью тамошних негров, коммунизма. Но черное общество, построенное по образцу белого, - было! Сегодня образ Гарлема - исключительно негативный, как «дна». Но этот изначально престижный район Нью-Йорка стал таким только после Великой депрессии 1929–1933 годов.

Сначала его планировали заселить людьми белого среднего класса… но в 1910-е годы цены на жилье резко упали, и район стали заселять респектабельные негры.

Дети своего общества, они тоже были расистами. Например, черные гарлемиты яростно протестовали против десегрегации школьного образования в 1920-е годы. Они не хотели, чтобы их дети посещали общие школы вместе с белыми детьми: не были уверены, что белые дети «будут достаточно хороши».

А параллельно с этими тихими, интеллигентными расистами поднимается движение «гарвинизма» - по имени его организатора, Маркуса Гарви.

Маркус Гарви родился в Британской Вест-Индии, на Ямайке, в 1867 году. С молодых лет он начал изучать негритянские движения не только Вест-Индии, но и всего мира. В 1914 году он основывает на Ямайке Всемирную ассоциации по улучшению положения негров (ВАУПН). На Ямайке его мало кто слушает, «приходится» ехать в США. Вот в Гарлеме газету «Черный мир» читают!

В ней Гарви требовал «установить всемирное братство среди [людей черной] расы, распространить расовую гордость и любовь, восстановить величие падшей расы, распространить христианство среди исконных африканских племен, основать университеты, колледжи и школы для дальнейшего развития образования и культурного уровня детей расы, поддерживать всемирные коммерческие и производственные отношения». Речи, которые привели бы Гитлера в умиление.

В 1919 году в США было уже 30 местных отделений ВАУПН, а в 1923-м - 418 отделений.

Гарви был убежден, что черные американцы не добьются равноправия в США, им необходимо переехать в Африку, на землю своих предков, и там организовывать новое справедливое государство. Главный лозунг «гарвинизма» был: «Назад в Африку!» Все черные, где бы они ни проживали, объявлялись гражданами Африки. Но Либерия его категорически не устраивала. В своих речах он предрекал коронацию черного короля на Африканском континенте.

Для вооруженного сопротивления белым Гарви сформировал несколько военизированных отрядов - вооруженные части армии нового негритянского государства. «Вооруженные силы» «Африканской Республики» включали «Всемирный африканский легион», «Всемирную организацию сестер черного креста», «Всемирный африканский механизированный корпус» и «Летный корпус Черного орла». То есть, говоря попросту, организовывал незаконные вооруженные формирования.

Стремясь оградить негритянское население от влияния белой культуры, Гарви основал Африканскую ортодоксальную церковь. Он утверждал, что Бог, Дева Мария и ангелы были неграми, а дьявол, естественно, белым. В конце 1930-х годов Гарви даже заявил: «Европейский фашизм вторичен, ведь идея превосходства и чистоты расы принадлежит нам и датируется началом века. Это мы были первыми фашистами». Сознался, гад!

На почве расизма Гарви очень сблизился с ку-клукс-кланом и проводил с ними совместные заседания.

Поскольку переезд всего африкано-американского населения в Африку представлялся явно невозможным, Гарви нашел простой «выход»: основал «Африканскую Республику» в Нью-Йорке, со своими «армией» и «правительством». Для привлечения сторонников велась широкая пропагандистская кампания. Активно проводились красочные парады, празднества, церемонии, привлекавшие массу зрителей. Себя Гарви объявил королем будущей «Африканской империи», назначенным на эту должность милостью Чернокожего бога.

Маркус Гарви присвоил себе до двух десятков титулов: «Его высочество повелитель», «Его превосходительство временный президент Африки» и даже «Наместник черного Бога». Быть без аристократии императору несолидно (как и императорам Гаити). Гарви раздавал своим приближенным такие титулы, как «рыцарь Нильский» или «герцог Нигерийский».

Все официальные лица, аристократия и военные чины носили униформу с наградами «Африканской Республики». Парады в Гарлеме с участием оркестров привели к огромному росту популярности движения ВАУПН и росту его членов до двух миллионов человек (Гарви называл от 6 до 11 миллионов, но это он явно завирался).

С 1919 года Маркус Гарви всерьез занялся бизнесом. Он основал пароходную компанию «Линия Черная звезда». Она должна была обслуживать сообщение на линии США - Либерия, по которой афроамериканцы должны были переправляться в Африку на постоянное место жительства. Компания была преобразована в акционерное общество, причем акции продавались исключительно афроамериканцам. Затем были основаны Корпорация негритянских фабрик, сеть кооперативных магазинов, ресторан, ателье с магазином одежды и издательство.

1 августа 1920 года Гарви открыл международную конференцию, в которой участвовали делегаты 25 африканских колоний. На ней была принята «Декларация прав негритянских народов мира», провозглашавшая борьбу против притеснения черного населения во всем мире и требовавшая предоставления ему основных прав.

Сложность в том, что идеология идеологией, а американцы убеждены: нужно соблюдать законодательство! А Гарви его не соблюдал, как придуманное отвратительными белыми.

В 1922 году Гарви осуждается за финансовые махинации и на пять лет попадает в тюрьму. После выхода из тюрьмы он пытался возродить движение, однако ничего не вышло: он полностью потерял весь свой авторитет в негритянском движении. В 1927 году по личному приказу президента Кулиджа его депортируют на Ямайку. Там он тоже никому не нужен. Гарви умер в 1940 году в Лондоне, в полной политической изоляции.

Но идеи «гарвизма» не умерли!

Даже идея Африканской церкви - живехонька.

Преподобный Элберт Клидж, крупный теоретик «черного христианства», даже написал монографию «Черный Мессия». Он уверял, что Христос был негром, пришедшим из Африки в Палестину. Его идеологии Америка обязана демонстрациями под лозунгами «Белые распяли Христа» и убийствами белых - надо полагать, лично распинавших черного Иисуса.

Идея особого негритянского государства?

В 1960-е лидеры движения «Власть черным» вновь выдвинули эту идею.

X. Ньютон (1942–1989), глава партии «Черная пантера», считал необходимым отделение черной «колонии» от белой «метрополии» всеми возможными средствами. Этот черный маоист и расист одновременно даже написал несколько книг: «О правильном подходе к революции», «Движение за освобождение женщин и гомосексуалистов», «Пробуждение сознания». В своей автобиографии «Революционное самоубийство» Ньютон объяснял: обычно самоубийства совершаются реакционные, как признак слабости перед миром. А он совершает революционное самоубийство: отрекается в жизни абсолютно ото всего, ради победы революции. Такие примерно идеи были в России у народовольца Нечаева.

В 1971 году он посетил Китай. Его кумир Мао революционера не принял - ведь Ньютон не был главой государства. Принимал его премьер-министр Чжоу Эньлай и жена Мао - Цзян Цинь.

По возвращении в США Хью Ньютона опять арестовали за новое убийство, он сбежал на Кубу. В марте 1989 года Ньютона в очередной раз осудили на шестимесячный срок за присвоение общественных средств, собранных на содержание школ в Окленде. В августе 1989 года его застрелил активист Черной партизанской семьи - еще одной подпольной левацкой организации - прямо на улицах Окленда.

Р. Каренга, лидер движения «US», упоминал о необходимости создания независимого государства афроамериканцев прямо на территории США.

Ф. Маккиссик, национальный директор Конгресса расового равенства, требовал: надо добиться контроля афроамериканцев над несколькими штатами и там строить свое государство.

«Черные мусульмане» также хотели создать свое государство.

Основатель и первый лидер движения «Назад к исламу» еще в 1913 году даже сменил имя с Тимоти Дрю на Нобель Дрю Али - очень мусульманское, ведь «как известно», все ввезенные в Америку в кандалах африканцы были мусульманами. Он основал даже несколько «храмов марокканской науки», а в 1929 году был убит в Чикаго - судя по всему, одним из членов своей же организации.

В 1930 году в Детройте Уоллес Д. Фард назвал себя перевоплощением Дрю Али. Какое отношение переселение душ имеет к исламу - вопрос не ко мне.

По словам Фарда, исповедующие ислам восточные народы - сплошь негры. Бог сделал избранным народом вовсе не евреев, а не ведомый никому выдуманный им народ шабазз: предков американских негров. Ни в каких исторических источниках никакой шабазз никогда не упоминается. Ввозили негров в США из разных мест Африки.

Итак, американские негры - это потерянная и вновь найденная «нация ислама». «Нация ислама» должна возглавить все «небелые» народы мира и поголовно уничтожить злую, жестокую белую христианскую цивилизацию. Как только убьют последнего белого, наступит новая эпоха вечной гармонии, мира и счастья.

По дороге к этому счастью черные мусульмане должны создать свое суверенное государство - опять же на территории США.

Руководствуясь этими идеями, Фард основал храм в Детройте и начал организовывать вооруженные отряды под названием «Плод ислама»: бороться за автономию «Нации ислама» в США.

В 1934 Фард исчез при невыясненных обстоятельствах. Его тут же начали поминать как «Аллаха». Помощник исчезнувшего Фарда Илайджа Мухаммед сделался его «пророком». Этот «пророк» возглавлял «черных мусульман» до 1975 года, его сменил некий Фаррахан. При нем появился лозунг «Если два народа, черные и белые, в Америке не могут жить в мире, разве не мудро для нас развестись?»

Чем эта идея отличается от идей белого апартеида? Как в ЮАР? Принципиально - не отличается ничем, но никакого возмущения в мировой прессе по их поводу нет. Это белым нельзя пропагандировать и практиковать апартеид. Неграм - можно.

«Нация ислама» отличается от других американских черных расистов только одним: долговечностью. Она как возникла в 1930-е, так до сих пор, уже почти сто лет, существует почти в неизменном виде.

Удивляться ли тому, что полиция преследует людей, готовых буквально разорвать США на части? Из «Нации ислама» или из «Черных пантер»?

В СССР невероятно много шумели о судьбе некой Анджелы Дэвис (р. 1942) - ныне профессора философии в Калифорнийском университете в Санта-Крусе. Ее тоже преследовала буржуазная полиция США… Особенно после того, как она не где-нибудь, а в тюрьме Сан-Квентин встретила некого Джорджа Джексона, активиста «Черных пантер». Его обвиняли в нападении на полицейского.

Анджела Дэвис вроде как бы влюбилась… Правда, позже в интервью журналу Out в 1997 году Дэвис сообщила, что она - лесбиянка. В своей книге она пишет об извращенках с таким сочувствием, что, похоже, это правда.

Брат преступника Джонатан и двое его приятелей попытались освободить заключенных, захватили в заложники обвинителя, нескольких судей и присяжных. Заложников освобождали, убили Джонатана, одного из его сообщников, а те успели убить судью. По законам штата Калифорния владелец оружия, из которого совершено убийство, - соучастник. Дэвис два месяца скрывалась и все же была арестована.

Доказать причастность Анджелы Дэвис к захвату заложников и убийству не удалось, но полтора года она провела в тюрьме. Мало у кого были сомнения в ее виновности.

Просто поразительно, но во всем мире «демократическая общественность» подняла вой о «нарушении прав» человека и особенно негров в США. Призывы «Свободу Анджеле Дэвис!» получили широчайшее распространение. В тюрьму Дэвис писали письма, в том числе дети из школ всего Советского Союза.

Член ЦК Компартии США Анджела Дэвис приезжала в СССР, общалась с Брежневым, но не оставляла и расовых вопросов. Как и Сенгор, она помнила, что принадлежит к угнетенной расе.

В 1991 году Компартия США поддержала ГКЧП, и тогда Дэвис вышла из нее. Сейчас она состоит в какой-то другой радикальной партии, борется за права женщин и заключенных. Выступает против гомофобии, то есть против некой «ненависти к педерастам», и смертной казни.

Рэп Браун, «министр юстиции» партии «Черная пантера», опубликовал книгу «Умри, ниггер, умри!». Эту книгу по характеру оценок сравнивают с творениями идеологов ку-клукс-клана.

Другой сборник статей называется «Долой свиней! История и литература партии «Черная пантера». Кто такие «свиньи»? А это американские полицейские. Действительно, и чего это полиция «прицепилась» к бедным борцам за свободу?

Из книги Еврейский вопрос глазами американца автора Дюк Дэвид

СИОНИЗМ КАК РАСИЗМ После 2000 лет конфликтов, еврейская молитва «Следующий год в Иерусалиме» наконец стала выражаться в открытом политическом движении, называемом Сионизмом. В 1862 году Моисей Хесс, учитель (духовный) Карла Маркса и духовный отец как Сионизма, так и

Из книги К барьеру! 2009 № 02 автора Газета Дуэль

РАСИЗМ В ООН? ВОТ ГДЕ РАСИЗМ!Текст речи иранского президента Махмуда Ахмадинежадана Конференции «Дурбан-2», посвящённой проблемам расизма,20 апреля в ЖеневеГосподин председатель, уважаемый Генеральный Секретарь Организации Объединённых Наций, уважаемый Верховный

Из книги Газета Завтра 268 (3 1999) автора Завтра Газета

ОБЫКНОВЕННЫЙ РАСИЗМ Русские в Латвии превращены в бесправных рабов. Это известно всем правительствам и парламентам мира и всем международным организациям. Но ООН не подвергает санкциям расистское латвийское государство, правозащитники в европейских столицах не

Из книги Апология капитализма автора Рэнд Айн

Расизм Расизм - это самая низкая, самая грубая и примитивная форма коллективизма. Он являет собой принцип, по которому нравственная, социальная или политическая значимость человека приписывается его происхождению; принцип, гласящий, что интеллектуальные свойства и

Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора Буровский Андрей Михайлович

Расизм? Или что-то другое? Первобытные племена и древние народы вовсе не были расистами. Конечно, все они очень хорошо знали, как выглядят «свои». Ведь долгое время все «свои» жили и размножались в полной изоляции от «других». В отдельных поселках все были даже внешне

Из книги Финансовый кризис 2009. Как выжить автора Попов Александр

Чей расизм «круче»? Не будем делать вид, будто в XVII, XVIII или XIX веках на земле жили только злые европейские расисты и жертвы их ужасного расизма. Мягко говоря, все намного сложнее.Для ВСЕХ людей, вовсе не только для европейцев, типично считать себя лучше остальных. Более того

Из книги Неистовый Лимонов [Большой поход на Кремль] автора Додолев Евгений Юрьевич

Расизм белый и черный Вообще когда говорят о расизме, обычно подразумевается именно белый расизм. Был ли он? Был. Было законодательное ограничение прав негров по сравнению с белыми, апартеид, сегрегация, суды Линча, ку-клукс-клан, вывески «Только для белых» на скамейках и

Из книги К барьеру! Беседы с Юрием Мухиным автора Мухин Юрий Игнатьевич

Расизм жив… Что означает все сказанное? Да сущую «мелочь»! Всего-навсего то, что расизм никуда не делся. В США белый расизм частью ушел в подполье, частью приспособился к новым условиям. Черный расизм получил государственную и общественную поддержку, но ведь и он никуда не

Из книги Странная цивилизация автора Цаплин Владимир Сергеевич

Глава 7. Наш «черный вторник» и «черный четверг» Чем опасны «токсичные»

Из книги Спартак vs ЦСКА. Великое противостояние автора Макаров Илья

Мой личный расизм «Элвис был героем для большинства, Никогда не значил ни х… для меня. Законченный расист был этот х…сос в натуре. Мать его е… и Джона Вэйна туда же, Потому что я Черный, и Я горд». Из песни «Борись с силой» группы «Враг народа» Никто, разумеется, не помнит о

Из книги Все та же старая история: Корни антиирландского расизма автора Кертис Лиз

Еврейский расизм - Вы высказали свое видение проблемы, но ведь есть и устоявшееся мнение, что евреи своему положению в обществе обязаны своему уму и предприимчивости и что именно за это им завидуют, а из зависти ненавидят.- Видите ли, ум народа трансформируется в его

Из книги Мир на взводе: пружина разжимается автора Лукьянов Федор

Расизм Расы отличаются объективными внешними признаками в цвете кожи, чертах лица и тела. Но эти черты не имеют никакого отношения к формированию мышления, которое у всех людей планеты потенциально одинаково. Происхождение рас, возможно, объясняется тем, что люди

Из книги Осколки эпохи Путина. Бюрократия против нации автора Савельев Андрей Николаевич

Сектор I Расизм И с тех пор один я, Три недели пью, Страшные картины В голове встают. Сердце каменеет, Вижу, например, Как её имеет Двухметровый негр. Весь, как Майкл Джордан, Чёрен его лик. Детородный орган У него велик… А я не согласен, Слышите, друзья! Будь он хоть Майк

Из книги автора

«Научный» расизм К середине 19 века Англия прямо управляла обширными территориями - Ирландией, Британской Вест-Индией, Канадой, Австралией, Южной Африкой, Индией, и косвенно контролировала даже большие регионы. Затем она захватывала одну страну за другой, пока к концу

Из книги автора

Исламофобия и расизм Нападения исламских боевиков на граждан западных стран вызвали в СМИ антиисламскую истерию. Количество заявлений и публикаций, содержащих безосновательные обвинения мусульман, огромно, и даже их перечисление едва ли представляется возможным.

Из книги автора

Придворный расизм 2006 год был для политбюрократов и олигархии ключевым. В этот год им удалось добить партию «Родина»: перекупить многих ее активистов, запугать нестойких милицейским произволом и прокурорскими репрессиями, привести к присяге на верность кремлянам

По одной из версий человек произошёл от обезьян, которые превратились в двуногого и выйдя из Африки, рассеялись по всей планете... В советское время в Абхазии работал специальный закрытый институт, в котором проводились исследования приматов и люди поговаривали, что там ставились опыты по скрещиванию обезьяны с человеком. В начале 1990 гг. в прессе сообщалось, что из-за прекращения финансирования обезьян стало нечем кормить и кто-то выпустил голодных приматов из этого НИИ в природу. Ходили слухи о необычном поведении ставших вдруг свободными обезьянок, люди рассказывали страшные истории о нападениях мутантов на местных жителей и случаи рождения в Грузии и Абхазии волосатых младенцев, некоторые миролюбивые граждане даже оправдывали агрессивное поведение оказавшихся на свободе подопытных приматов вынужденной мерой, связанной с выживанием... Но всё это на уровне слухов. Не собираюсь обсуждать теорию Дарвина и не считаю себя потомком диких обезьян, а вспомнил эту историю в связи появившимся сообщением из Франции о вызывающе-шокирующем поведении проживающего там африканца:

________________________________________ _____________________________

"БЕЛЫМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН" : ВО ФРАНЦИИ РАЗВИВАЕТСЯ РАСИЗМ НАОБОРОТ

© REUTERS / Jean-Paul Pelissier

Видеоклип чернокожего французского рэпера Ника Конрада, в котором он призывает убивать белых и устраивает расправу над светлокожим соотечественником, возмутил и зрителей, и политиков. Музыканта намерены судить, но по статье, не связанной с разжиганием межрасовой розни, поскольку власти страны не готовы даже частично признать проблему расизма против белых.

Не топчи чужую землю

Действие клипа рэпера разворачивается в городке Нуази-ле-Гран к северу от Парижа, в департаменте, населенном мигрантами. Главный герой - местный житель, заметивший белого, случайно оказавшегося в чужом районе. Избив незваного гостя, он перевозит его в багажнике автомобиля на парковку. Там ставит пленника на колени и приступает к пыткам.

Профессионально снятые сцены издевательств перемежаются нарезкой кадров из спортивных репортажей, демонстрирующих успехи чернокожих атлетов. Насмехаясь над пленником, герой Конрада предлагает ему пуститься наутек, но ставит условие: сделать это быстро. "Вы, белые, хорошо умеете бегать, верно?" - с иронией спрашивает исполнитель. Когда беглец не укладывается в отведенное время, ему стреляют в спину. На экране появляются кадры с чернокожим чемпионом Хусейном Болтом, самым быстрым спринтером на планете.

Издевательства продолжаются даже после убийства - мертвого вешают на столбе. В кадре возникают чернокожие друзья рэпера.

Такое самовыражение

По требованию пользователей скандальный клип удалили с популярного видеохостинга, а у рэпера попросили объяснений. Исполнитель рассказал журналистам, что предпринял попытку поменять черных и белых местами. По мнению Конрада, европейцы в колониальную эпоху истязали африканцев. И чтобы донести это до граждан Франции, следовало прибегнуть к крайним художественным средствам. Кроме того, Конрад сослался на свободу творческого самовыражения.

Такие объяснения никого не удовлетворили. Официальный представитель правительства Бенжамен Гриво назвал речитативы Конрада "полными ненависти и отталкивающими". Глава "Национального фронта" Марин Ле Пен заявила, что в ролике "нет ничего художественного, а содержатся одни только призывы к ненависти и убийствам". Министр внутренних дел Жерар Коллон пообещал довести дело до суда (по статье "Подстрекательство к совершению убийства") и добиться удаления роликов рэпера из интернета. Но их по-прежнему нетрудно найти в соцсетях.


Рэпер Ник Конрад / © Фото: Аккаунт Nick Conrad в социальной сети Facebook

Оскорбления белых - не новость во французском шоу-бизнесе. Ранее другой рэпер Медин и группа Table d"écoute записали речитатив, в котором коренные жители страны сравнивались с домашним скотом. Тот же исполнитель призвал бороться со сторонниками светского государства, притесняющими, по его мнению, мусульман. "Я ношу бороду, и это значит, я не той масти, надела хиджаб - и вот ты попала в переделку, так давайте же распнем этих безбожников на Голгофе", - предложил он в одной из песен. В этом году Медин собирался выступить в театре "Батаклан", где в 2015-м исламские террористы расстреляли 90 мирных жителей. Под давлением общественности концерт отменили.

Белым вход воспрещен

Во Франции уже несколько лет действует Ассоциация по борьбе с расизмом против белых (OLRA), фиксирующая случаи вербального и физического унижения коренных жителей по признаку цвета кожи. Среди инцидентов подобного рода, например, такой: коллектив афрофеминисток Mwasi проводит семинары и показы фильмов, вход на которые заказан не только белым, но и всем мужчинам. Табличку "Белым вход воспрещен" вешают и другие организации.

"В августе 2016-го в Реймсе организовали "летний лагерь, посвященный деколонизации", куда не пускали не только светлокожих, но и смешанные пары. Власти города заявили, что нет никаких оснований запрещать это мероприятие, поскольку оно проводится с целью дать отпор противникам миграции", - рассказывает РИА Новости французский публицист, жительница Москвы Франсуаза Компуэн. По ее мнению, это свидетельство "осознанной капитуляции перед лицом будущих хозяев Европы".

В том же 2016-м в университете Париж-VIII состоялись антирасистские семинары, куда вход белым был также запрещен. А в этом году помещения вуза, расположенные в департаменте с мусульманским большинством, захватили политические активисты, выступающие за неограниченный приток мигрантов из третьего мира. На стенах появились граффити "Не Франция победит" и "Женщины, надевайте хиджабы". Профессора университета, осудившие самозахват, получили анонимные послания с угрозами. Понадобились месяцы, чтобы выдворить сквоттеров на улицу.

По словам Виржини Жорон, главы фракции "Национального фронта" в законодательном собрании французского региона "Большой Восток", терпимость к расизму в отношении белых связана со своего рода комплексами элит Пятой республики. "Со времен деколонизации минуло больше полувека, но находятся желающие использовать прошлое как оружие политической борьбы. Они хотят сделать из белых, из французов, вечных палачей. Расизм в отношении этнических французов замалчивают, потому что, по мнению левых, они не имеют права называть себя жертвами, - объяснила Жорон в интервью РИА Новости. - А между тем нападок на наших белых соотечественников не сосчитать! Для этой формы расизма важная тема физической уязвимости: белых представляют слабыми от природы, а темнокожих - агрессивными и полными жизненной силы".

Разделение на своих и чужих

Представитель русской общины во Франции Дмитрий Кошко в разговоре с РИА Новости отмечает, что светлокожие жители Парижа не сталкиваются с расизмом на регулярной основе, но набирает силу очень тревожная тенденция. "Враждебность к белым распространяется среди детей мигрантов, зачастую родившихся во Франции. Темнокожие называют белых французов "галлами". Арабы используют презрительное "франсауи". Чувствуется разделение на своих и чужих" , - говорит Кошко.

"Со мной, например, был неприятный случай у кассы супермаркета. Один чернокожий обогнал меня в очереди. Я сделал замечание, довольно мягкое и безобидное. Тот начал скандалить. Подбежал охранник, тоже черный, и попробовал его успокоить. Но он закричал ему: "Ты что, с ума сошел? Хочешь защищать этого белого?" Другие в очереди отвернулись и молчали, - рассказывает Кошко. - Был еще эпизод в метро. Я заметил карманника, который пытался вытащить кошелек из женской сумки, и схватил его за руку. Тот объявил, что я расист и нападаю на него. Этот жулик был арабом или цыганом".

Кошко добавляет: "Забавно, но в похожей ситуации лет двадцать назад воришка крикнул: "Осторожно, он педераст!" Вот как меняется политкорректность".

О накапливающейся расовой напряженности в беседе с РИА Новости порассуждала депутат Европарламента Кристелль Ле Шевалье : "Люди европейского происхождения мирно жили и трудились на окраинах городов многие десятилетия. И неожиданно обнаружили, что стали меньшинством. Это не мигранты оказались на окраинах, как в гетто, а наоборот - сегрегации подверглись белые европейцы. Им приходится уезжать из предместий". Парламентарий обозначает главную, с ее точки зрения, проблему: "Никогда и никто на верхних этажах власти во Франции не осудил расизм в отношении белых. Из-за этой безнаказанности дело уже не ограничивается страхом - речь идет о нападениях на "галлов".

Согласно данным Национального института статистики Франции INSEE, в 2014 году в Пятой республике насчитывалось около шести миллионов мигрантов - жителей страны, родившихся за рубежом. Это девять процентов населения. Однако Eurostat дает другую оценку: 7,9 миллиона и, соответственно, 12 процентов. Влияние миграции особенно заметно в новом поколении французов: среди 802 000 малышей, появившихся на свет в 2010 году, 27 процентов - дети одного или двух иностранцев, при этом у 24 процентов один родитель или оба - не европейского происхождения. Официальную статистику по этнической и религиозной принадлежности граждан страны правительство Франции не публикует.

________________________________________ ___________________________________

Очевидно, что когда определённая группа со сложившимися взглядами и своими правилами разрастается, то начинает заявлять о себе и старается получить какие-либо привилегии для себя и своих сторонников, как можно больше привелегий. Негры и арабы, объединённые религией, уже не скрывают свою ненависть к людям белой расы. Родившиеся в Европе африканцы и азиаты зачастую стремятся менять законодательства европейских государств на более удобные для адептов ислама и им нет дела до вековых устоев, сложившихся на этих территориях с традиционно белым населением.

Вчера публиковал материал о проблемах в Европе и России, создаваемых мигрантами и евреями, заявляющими о необходимости уничтожения людей с белой кожей [ к сожалению, на ресурсе Конт читатели остались равнодушными к этому материалу ]: «Цветные против белых. Геноцид белой расы»: https://cont.ws/@artads/108766...

Бывший министр МВД Nicolas Sarkozy (Николя Саркози) , ставший в своё время президентом благодаря беспорядкам, организованным мигрантами и легализованными цветными гражданами в Париже и пригородах, говорил:

"Какова цель? Она становится всё более спорной. Цель - принять вызов расового смешения. Вызов расового смешения, с которым мы встречаемся в 21 веке. Это - не предмет выбора, это - обязанность. Это безаппеляционно! Мы не можем иначе".


Фото^ Николя Саркози и Сьюзан Зонтаг

Susan Sontag (сьюзен зонтаг) - американская писательница, режиссер и политактивистка:

"Белая раса - опухоль на теле мировой истории"


Африканский репер словно следует наставлениям сионистского активиста, журналиста и писателя Исраиля Коэна(Когана), заявлявшего:


"Мы будем помогать неграм поднимать их общественное положение, как в профессиональной области, так и в спорте и шоу-бизнесе. С таким престижем негры смогут перемешиваться с белыми и обеспечить процесс, отдающей Америку в наше распоряжение".

Сказанное Коэном касается не только американцев, У людей, изучавших проблему белого геноцида, не возникает сомнений о том, что и в Европе евреи всячески способствуют заселению в страны с традиционно белым населением мигрантов и потворствуют засилью своих братьев-арабов и негров. Особенно не стесняются в выражениях, связанных с ненавистью к людям с белой кожей, негры:

Kamau Kambo (Камю Камбон) - профессор африкано-американских исследований

"Осталось лишь решить, как мы собираемся уничтожить белые народы, так как это единственное решение, к которому я смог прийти. Мы должны стереть белые народы с лица планеты"

Khalid Abdul Muhammed (халид абдул мухаммед) - бывший помощник луиса фаррахана, лидер новой партии "чёрная пантера"

"Мы убиваем женщин. Мы убиваем детей. Мы убиваем слепых. Мы убиваем хромых. Мы убиваем их всех... И когда вы их всех убиваете, идите на чёртово кладбище и убивайте их по-чертовски, так как иначе они не умрут достаточно тяжко... Нет хороших белых босяков, и если вы встретите такого, убейте его до того, как он изменится... Я рождён, чтобы дать белому человеку ад, я буду давать ему ад с колыбели до могилы" .


King Samir Shabazz - кинг самир щабаз - лидер одного из отделений новой партии "Чёрная пантера" :

"Вы хотите свободы? Вы должны убить нескольких белых босяков! Вы должны убить несколько их младенцев!"


^Камю Камбон, Халид Абдул Мухаммед и Кинг Самир Шабац

Добавлю, что многолетний лидер негритянской мусульманской расистской организации «Нации ислама» Луис Фаррахан (бывший диджей-наркоторговец Луис Юджин Уолкот, ставший впоследствии Луисом Халимом Абдулом Фарраханом) , за свою жизнь сделал очень много расистских заявлений вроде таких:

"Бог уничтожит Америку руками мусульман... это честь, которую Бог дарует мусульманам".

Понятно, что не только к белым американцам разжигал ненависть Фаррахан среди мусульман-негров. Он поливал грязью всю белую расу, обильно сея семена расовой ненависти и выдвигая к белым людям требования начать «выплаты компенсации потомкам чёрных рабов».

Также между делом Фаррахан призывал негров и мусульман сопротивляться потокам лжи, льющимся из еврейских СМИ:

"Братья и сестры, вы должны перестать быть ведомыми средствами массовой информации, владельцы которых – сионистские силы, которые хотят сделать вас пешками в борьбе Израиля и сионизма..."

Только вот слова - это одно. А на деле все эти исламизированные негры-расисты следовали (не зря же Фаррахан так любил ужины-посиделки с раввинами) и следуют сегодня планам евреев по уничтожению белой расы, по сути являясь исполнителями их воли и желаний, о чём давно заявлял американский политик, старший помощник сенатора Якова К.Джавитса, -Гарольд Уоллес Розенталь (Harold Wallace Rosenthal) :


"Мы умны, мы могущественны и в подходящее время мы перемешаем ваших джентильских женщин с чёрными и за 50 лет вы будете перемешаны. Негры любят... ваших белых женщин и мы будем поощрять это использованием их в своих целях".


Другие цитаты цветных расистов, мечтающих уничтожить белую расу, в материале от 6 октября 2018 года «ЕВРЕИ И ПРОЧИЕ ПРОТИВ БЕЛОЙ РАСЫ» :https://cont.ws/@artads/108655...


В заключение, возвращаясь к сказанному в начале этой статьи, скажу - не знаю, что стало с теми обретшими в начале 1990х гг. свободу обезьянами-мутантами в Абхазии, но потомки африканских обезьян (по Дарвину) в сегодняшней Франции явно выходят из под контроля.

Илющенко Г.

С самого начала американской истории расовый вопрос играл большую роль в обществе. Сначала – заселение континента представителями множества народов и конфликтные отношения с индейцами. Позже на первый план вышел «негритянский вопрос», который по своей критичности и актуальности доминировал в умах американцев вплоть до последних десятилетий двадцатого века, хотя надеяться на полное вымывание расовых предрассудков в обозримом будущем нельзя. После появления террористических организаций на международной арене уже как почти полноценных акторов международных отношений арабы стали персонами нон-грата в консервативном американском обществе. Плюс ко всем прочему – неутихающие споры по поводу иммиграционного потока. Вся американская история пронизана нитями социальных противоречий, когда по разные стороны барьера ставятся две разные расы. И, несмотря на все, проблемы «черной» расы, имеющие самую долгую историю, будут оставаться наиболее обсуждаемыми. История рабства, насчитывающая двести сорок шесть лет, навсегда оставила шрам в социуме США. Отмена рабства как института по некоторым оценкам породила еще больше противоречий в обществе. Пропасть, которая изначально пролегала между англосаксами и выходцами из Африки, только усиливалась на протяжении девятнадцатого и двадцатого веков. Слишком много событий вместили в себя эти годы. Социальные всплески Прогрессистской эры, последовавший консервативный период, общественная сегрегация, достигшая к 30-м годам двадцатого века огромных масштабов, законы Джима Кроу – все это способствовало тому, что к середине столетия афроамериканцы созрели к тому, чтобы открыто выступить против унижений, которые эта раса так долго терпела. «Черный» народ породил великих общественных деятелей, истинных борцов за гражданские свободы и права. В их действиях было гораздо больше той самой американской демократии, чем в этнической демагогии, которой занимались противники абсолютной интеграции негров в белое американское общество.

На передовой борьбы за равенство возможностей, о которой с таким воодушевлением говорил еще президент Гувер в своей знаменитой речи об американском индивидуализме, находились такие люди, как Мартин Лютер Кинг, Малкольм Икс и Дэйзи Бейтс. Это движение, имевшее изначально высочайшую степень сплоченности, к 60-м годам разделилось на две идеологии. Одна продолжала дело Кинга, ставя своей целью ненасильственное сопротивление расизму. Другая идеология, развившаяся среди членов Нации Ислама, подогретая речами и проповедями Малкольма Икса и получившая продолжение в деятельности Черных Пантер и Движения за сецессию штатов, наоборот желала чуть ли не физически расквитаться с белыми за столетия унижения.

Мартин Лютер Кинг

Малкольм Икс

Дэйзи Бейтс

И как раз 60-е годы становятся тем временем, когда идея черного расизма захватывает умы многих афроамериканцев. С их точки зрения было логичным противопоставить белой расе то, чем она третировала расу черную на протяжении стольких лет. Другими словами афроамериканские радикалы решили бороться с белыми расистами их же оружием.

Феномен черного расизма вообще является уникальным. Он характерен только для Америки и Африки, причем сам феномен на этих двух континентах несет немного разную смысловую нагрузку, особенно в контексте различной социальной обстановки в Африке и Америке. Черный расизм не был выходом из сложившейся ситуации в американском обществе, он не был панацеей от всех сегрегационных проблем и этнических предрассудков, но так исторически сложилось, что негроидная раса, являвшаяся вторичной для большинства жителей США, должна была пережить период ненависти, период физической борьбы с белыми. Это социальная закономерность, к выражению которой американский социум шел с того момента, когда на материк были завезены первые рабы. Ставить актуальность данной проблемы под сомнение нет никаких оснований. Пусть сейчас арабская проблема в США занимает умы всех социологов, политологов и других специалистов, вопрос расизма и его «черного» подвида не теряет своей значимости. Вопрос тут не в возможности рецидива данного феномена, а в значимости его для американской истории, которую сложно переоценить.

Двадцать, тридцать, сорок лет недостаточно для того, чтобы память двух народов забыла все те противоречия и конфликты, которыми был пропитан американский социум с 1619 года, когда был введен институт рабства. Тем значимее в ретроспективе прошлого и контексте современного восприятия этой проблемы идеология черных расистов. Она несла в себе черты национализма и даже фашизма, а порой была более жесткой к белым, чем идеология белого расизма по отношению к черным. Она также была пропитана идеями мести англосаксам за рабство и последующее выдавливание из нормальной общественной жизни. Идеология черного расизма – это идеология гордости, силы, свободы, искаженная отрицательными намерениями по отношению к белым.

Вообще такого рода идеи прослеживались на протяжении всех столетий, начиная с семнадцатого, но действительно сильное развитие в США они получили в учении организации Нация Ислама. Однако, в случае с Нацией Ислама все противопоставление белой расе ограничивалось экстремистскими и расистскими высказываниями, речами и проповедями. К делам уже перешли Черные Пантеры. Их организация носила чуть ли не полицейский характер, «Пантеры» проходили военное обучение, а акции не отличались ненасильственным характером.

Другим важным актором тех событий стала Республика Новая Африка – движение за сецессию южных штатов, а именно Луизианы, Миссисипи, Алабамы, Джорджии и Южной Каролины, плюс нескольких округов штатов Теннеси, Арканзас и Флорида. В действиях этой организации было меньше идей черного расизма, но зато идея создания отдельного афроамериканского государства была уникальна с точки зрения радикализма и сепаратизма, о котором забыли со времен Гражданской войны. Среди целей Республики было истребование у правительства США огромных репараций за годы рабства, введение двойного гражданства уже после образования нового государства. Движение, кстати, возникло с подачи последователей Малкольма Икса, однако даже он удивился бы степени экстремизма такой идеологии.

Эмблема Черных Пантер


Логотип Новой Африканской Республики

Таким образом, видно, что черный расизм, отпочковавшийся от Движения за гражданские права и свободы чернокожего населения, вместил в себя множество радикальных идей, а их смешение в умах борцов за равноправие дало на выходе весьма интересные результаты. В наше время черный расизм приобретает новые черты. Наиболее активно он проявляется в Германии, где коренные немцы становятся иногда изгоями в заполненных турками классах. Исламофобия, развившаяся после 11-го сентября, в будущем может породить идеологию мусульманского населения, которая вберет в себя идеи черных расистов и радикалов двадцатого века в США. Как бы то ни было, черный расизм был, есть и будет на Американском континенте.

http://swamphermit.wordpress.com/2009/01/11/black-racism-in-america/

http://www.intellectualconservative.com/2007/03/05/black-racism/

http://www.nationalism.org/rr/6/dymov.htm

http://warrax.net/87/blackrasism.html

http://www.islamicpluralism.org/documents/943.pdf

http://www.asetbooks.com/Us/Nationhood/RNA/RepublicOfNewAfrika.html

http://www.blackpanther.org/

Историю о том, как бывшая «житница черной Африки» – Южная Родезия, победив расизм и отобрав у белых земли, превратилась в Зимбаве – мирового чемпиона по инфляции, знают многие. Теперь путем изъятия земель у белых решили пойти и в ЮАР. Скандальный законопроект, позволяющий правительству провести экспроприацию земли у белых фермеров в пользу чернокожих, парламент ЮАР одобрил еще на прошлой неделе.

Речь идет о «принудительном выкупе», и в Претории полагают, что это «самое важное решение со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью». Президент Джейкоб Зума и руководство правящего Африканского национального конгресса (АНК) специально оговариваются, что процесс «не должен привести к кровопролитию», как это случилось в соседней Зимбабве. Но вряд ли удастся: обстановка в ЮАР накалялась весь последний год, столкновения между белой и чернокожей молодежью уже стали ежедневным новостным фоном, а в правительстве и АНК не прекращаются внутренние распри.

Платить и каяться

Пора проговорить это четко и внятно: по всей стране идет террор против белого населения, особенно заметный, кстати, в сельской местности, поскольку в крупных городах белые отгородились от враждебного мира вокруг кварталами, обнесенными двухметровыми стенами с колючей проволокой. Один за другим идут судебные процессы против членов подпольных или полуподпольных организаций «белого сопротивления». И столь взрывоопасный закон, взламывающий всю социальную и экономическую структуру страны, может стать последней каплей, а дальше может случиться страшное.

Возможность экспроприации земель у белых предусмотрена новой конституцией страны, но прежде процедуры для этого не существовало. «Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу», – предупреждал Зума, выступая на празднике по случаю очередной годовщины АНК. Всего за месяц до этого президент счастливо избежал импичмента: Конституционный суд ЮАР обвинил Зуму в «непочтении к конституции», но парламент проголосовал против его отстранения от власти. В частности, Зуме ставили в вину расход баснословных бюджетных сумм на реконструкцию «крааля Нкадла» – его родовой деревни в провинции Квазулу-Наталь, которую президент превратил в личную фешенебельную резиденцию. Избавившись от угрозы импичмента, Зума принялся зачищать потенциальных противников внутри АНК, отстранив от должности, например, премьер-министра той самой провинции Квазулу-Наталь Сензо Мчуну, который, видимо, слишком много знает (формально это отстранение было оформлено как решение ЦК АНК, но озвучивал его лично президент).

На этом фоне уже полгода в республике не стихают студенческие беспорядки. Особенно сильно ситуация накалилась в феврале, когда чернокожие студенты подожгли здание Северо-Западного университета в Мафикенге, требуя прекратить преподавание на языке африкаанс. В Мафикенге преподавание многоязычное, но английский все знают на троечку, потому преподавание предполагалось перевести на тсвана и зулу – да, на этих языках весьма проблематично преподавать, например, физику и английскую литературу, зато это сразу отсекало бы от образования белых студентов-буров. Заодно «восставшие за справедливость» уничтожили известную галерею произведений искусства и памятников «времен апартеида», расположенную в том же кампусе.

Подобное теперь в моде: то тут, то там чернокожие студенты портят и ломают памятники историческим личностям – основателям или бывшим кураторам университетов, начиная с огромной статуи Сесиля Родса в Университете Кейптауна. В Университете Стелленбоша несколько дней обливали красной краской статую Йаапа Марэ – многолетнего спонсора университета и знаменитого политика, начинавшего простым ополченцем во время англо-бурской войны, а под конец жизни потребовавшего от тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за зверства того времени. А пока чернокожие студентки лили краску, девушка из буров столь же методично эту краску отмывала. Закончилось все побоищем в кампусе, а белую девушку буквально затравили активисты «борьбы за гражданские права».

Дальше – больше. Из вузов начали изгонять профессоров, читавших лекции на африкаанс, хорошим тоном стали драки со студентами-бурами. Кульминация настала во время регбийного матча (доминирующий вид спорта в ЮАР) на поле Университета Свободного Оранжевого Государства в Блумфонтейне, когда драка между черными и белыми полностью вышла из-под контроля. Правительству пришлось временно закрыть три крупных университета от греха подальше.

В такой вот обстановке президент Зума и продавил через подконтрольный АНК парламент закон о конфискации «белой» земли. Строго говоря, это не совсем закон, а поправка к уже имеющемуся «Закону о реституции прав на землю», который был принят еще в 90-х и ограничивал подачу заявок 1998 годом. На 18 лет тема пропала, но принятая поправка продлевает срок до лета 2019 года. То есть некий формальный наследник земли должен прийти в суд и аргументированно доказать, что его предки владели некой землей, а потом пришли злые белые люди и землю присвоили. При этом заявитель может отказаться от права владения землей и удовлетвориться денежной компенсацией, которую ему будут обязаны выплатить белые фермеры.

До 1998 года было подано около 80 тысяч заявок, и подавляющее большинство просило именно деньги, а не землю. Сейчас ожидается примерно в пять раз больше, а самую большую бомбу под страну собирается подложить экстравагантный король зулу Гудвилл Звелитини. Его заявка включает не только историческую провинцию Квазулу-Наталь, но и выходит за ее пределы – в Восточный Кейп, Кару, Cвободную Оранжевую Республику и Мпумалангу (Нелспрейт). Король готов проявить великодушие и не выгонять фермеров с их земель – если, конечно, ему заплатят. «Там, где реституция невозможна, надо искать альтернативу в форме финансовых компенсаций», – сказал его адвокат Джером Нгвенья.

Великое перемалывание

Южная Африка – страна с тяжелым климатом и солеными почвами, для использования в сельском хозяйстве пригодно не более 15% земли. Но эти 15% использовались с умом. Африка склонна к эрозии почвы, и африканеры довели охрану почвы до совершенства, как и сами методы ведения хозяйства. В результате ЮАР не только полностью обеспечивает свои продовольственные потребности при быстро растущем за счет притока мигрантов населении, но и экспортирует 140 видов фруктов в Европу, Китай и Америку. Держится все это на традиционных семейных фермах буров, размеры которых порой действительно впечатляют – так уж сложилось исторически. Сама история их образования такова, что «земельная реституция» имени Зумы может окончательно подорвать основы и без того проблемного государства и развязать открытую гражданскую войну.

У людей за пределами ЮАР и Зимбабве, мягко говоря, искаженное представление об истории местных земельных, территориальных и межрасовых отношений. В том числе у россиян, дееспособная часть которых выросла на советских пропагандистских штампах про апартеид, расизм и национально-освободительное движение. Описание истории далекой и мало кому интересной страны сводилось к следующему: злые европейцы, исходя из корыстно-капиталистических соображений, высадились на южной оконечности Африки, силой оружия подчинили себе мирные чернокожие народы и отобрали землю, на которой мирные народы издревле жили и плодами которой пользовались.

Это не совсем так. Там, куда высадились первые переселенцы (это были в основном голландцы и французы-гугеноты, составившие впоследствии нацию африканеров, то есть нынешние Капские провинции и Кару), вообще никто не жил. Продвижение вглубь континента происходило одновременно с колонизацией Северной Америки, но в куда более трудных условиях саванны и полупустыни. Буры уходили организованно (это называлось «трек»), на знаменитых крытых повозках, запряженных волами, а главное – не совсем добровольно, ибо их выдавливали англичане, получившие контроль над южным берегом континента после наполеоновских войн. А в пустыне и буше жили готтентоты (они же хой-хой и бушмены) – кочевые племена капоидной расы, до сих пор не имеющие представления о частной собственности. И не было у них никакой земли, которую можно было бы цинично отобрать и присвоить.

Африканеры отличались исключительным протестантским трудолюбием и никакого другого занятия, кроме сельского хозяйства, не знали вплоть до Второй мировой войны. Они не были при этом пушистыми, но определенно были белыми – такими же, как англичане. Но английская экспансия вынуждала их перебираться все глубже в континент, а закончилось все это «Великим треком» – массовым исходом буров на своих треклятых тележках подальше от английского колониального правления, на плоскогорье Вельд, где они впервые и столкнулись с бантуязычным народом зулу, который двигался им навстречу. Зулу в тот период переживали что-то вроде этнического расцвета, который в истории принято называть очень точным словом «мфекане» – «перемалывание». Гонимые засухой, они двигались на запад и север от своего исторического ареала, уничтожая попадавшиеся им по дороге кланы, включая и родственные. Захватывая деревню, зулусы убивали всех мужчин и мальчиков, но многие знали об их приближении заранее и уходили. Получился «эффект домино»: территория современных Квазулу-Наталь, Гаутенга, Лимпопо, Зимбабве была захвачена безжалостными зулу. А выжившие или забились в непроходимые тогда горы (Лесото), или убежали на север и вконец одичали в незнакомом климате. До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах. И это – не зная огнестрельного оружия. Очевидцы (в основном христианские миссионеры) свидетельствовали о тысячах вымирающих от голода мелких кланах, бежавших от зулусов аж до Великих озер. Там, в джунглях и тропическом климате, бывшие жители буша и вельда массово гибли от простуды и малярии.

Зулу на земле никогда не работали, это считалось позорным занятием, достойным только рабов. Все мужчины зулу были обучены только войне, а само племя при вождях Чаке, Дингисвайо и Мзиликази представляло собой один большой военный лагерь. И вот на него налетают буры со своими повозками, буйволами, винтовками, бородами и Библией. Первое, что сделали зулусы, – убили и съели африканерских парламентеров. Началась череда пограничных стычек, по результатам которых образовалась более-менее понятная граница между империей зулу и двумя бурскими республиками – Трансваалем и Оранжевой Свободной Республикой.

Таким образом, никаких претензий вида «захвата земли у бедных негров» к бурам быть не может. Африканеры почти триста лет поколение за поколением распахивали почти непригодные для сельского хозяйства буш и вельд, сажали виноград и фрукты, а там, где была хоть какая-то вода, собирали стада буйволов и страусов. Потом их догоняли англичане, все накопленное приходилось бросать – и уходить в неизвестность. Конечно, расизма никто не отменял, тогда он был нормой жизни для всех европейцев, но для многих местных племен лучше было работать на ферме у бура, чем попасть под топор зулуса.

Этот короткий период мира закончился, когда англичане нашли алмазы. После этого их было не остановить. В 1879-м они вторглись в империю зулу и уничтожили ее за полгода. Власть королевы Виктории распространилась за всю Южную Африку, кроме бурских республик, но и они были покорены в ходе двух англо-бурских войн, в которых англичане продемонстрировали редкостную жестокость. Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры. Буры в ответ применили тактику партизанской войны, но силы были не равны.

Правда, в некоторых регионах англичане пытались договориться с племенными вождями зулусов на частной основе. Так, Сесиль Родс официально выкупил у Лобенгулы – вождя ндебеле (отколовшееся от зулусов племя, проживающее на территории современных Зимбабве и Замбии) – право на освоение его земли. Равноценность сделки можно оспаривать с высоких моральных позиций, но то, что она была законна для обеих договаривавшихся сторон, не подлежит сомнению. А в 1884 году вождь Динузулу, столкнувшись с заговором, призвал соседей, буров из Трансвааля, справиться с мятежниками, пообещав за эту помощь примерно 10 400 квадратных километров земли, то есть примерно треть всего Зулуленда. И после победы бурских наемников над «оппозицией», как ни странно, выполнил свое обещание, передав территорию Трансваалю. И возникает вопрос, как эту сделку собирается оспаривать в судебном порядке нынешний король.

«Один бур – одна пуля»

«Восстановление справедливости» в соседней ЮАР Зимбабве закончилось печально. Белые были практически изгнаны не только с земли, но и из страны. Кто не соглашался – того убивали. Президент Мугабе неофициально позволил захватывать фермерские земли не по праву бывшей собственности (такого права просто не было), а просто так – без какой-либо компенсации даже за скот и имущество. Приоритет отдавался ветеранам национально-освободительной борьбы, бывшим партизанам, которые считали земли наградой за службу, но обрабатывать их и управляться с буйволами не умели. На пастбище сотнями выпускали местных коз. Эти козы склонны есть все, что видят, с корнями, и через два сезона пастбища превращались в пустыню. Буйволы и коровы, которых завозили из ЮАР, вымерли.

Так начался голод. В конце концов глава Национального банка обратился к президенту Мугабе с просьбой разрешить белым фермерам вернуться, чтобы поправить положение. Отреагировал на эту просьбу, что характерно, не президент и даже не министры экономического блока, а глава службы безопасности Дидимус Мутата, который объяснил банкиру, что «наша земля – только для черных, она наша навсегда, и мы никому ее не отдадим». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить.

Югоафриканский проект «земельной реституции», конечно, не такой людоедский, как в Зимбабве. Но страну и так покинуло порядка миллиона белых, зато прибыли до 10 миллионов мигрантов, которые гораздо беднее местных вне зависимости от происхождения. «Апартеид наоборот» теперь обычное бытовое явление, несмотря на публично-показную мультикультурность. Изнасилования не попадают на полосы газет, став статистикой. Белые фермеры активно вооружаются.

На этом фоне возобновилась подпольная деятельность тайных обществ, в том числе Брудербонда. Конечно, существует небольшая прослойка либеральной интеллигенции, которая продолжает потакать африканскому национализму и реваншизму. Но один из ее недавних рупоров – англоязычный бур и нобелевский лауреат по литературе Джон Кутзее – вдруг написал пронзительную повесть «Бесчестие», в которой описана как раз история гибели семейной фермы со всеми подробностями – самозахватами, изнасилованиями, тягостным ощущением разрушения еще недавно процветающего мира. Во главе нового белого сопротивления ЮАР оказались лидеры именно молодежные, включая популярных рокеров, поющих на языке африкаанс (например, Бок ван Блерк и Стивен Хофмер). Место убитого лидера бурского сопротивления Юджина Тербланша тоже занимают молодые. Убит он был, кстати, у себя на ферме – наемными сезонными рабочими (разумеется, чернокожими), но в белой среде активно обсуждаются версии заказного убийства.

На первый взгляд может показаться, что Джейкоб Зума протащил столь взрывоопасный закон исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своей персоны – от коррупционных скандалов, попытки импичмента и экономического кризиса. Но это чисто европейская логика. Зума может решиться на подрыв одной из основ экономики своей страны и развязать гражданскую войну с непредсказуемым результатом ради неких «высших целей». Он вообще-то язычник и официальный многоженец. Духи предков вполне могут требовать землю назад, даже если она им никогда не принадлежала. И да, «Один бур – одна пуля». Этот лозунг был куда более популярен, чем принятый в Европе «Один человек – один голос».





Америка снова объята расовыми бунтами. Дело дошло до вооруженных нападений на полицейских — помимо снайперской засады в Далласе, покушения произошли в Луизиане и Миссури. Был обстрелян участок в Сан-Антонио, штат Техас.



Ситуация все больше напоминает конец 1960-х годов, когда повсеместно вспыхивали беспорядки на расовой почве, а полицию и государственные учреждения терроризировали военизированные группировки «Черные пантеры», «Черная власть» и др.



Как и почти полвека назад, американское общество расколото, напугано и полно гнева и недоверия. Межрасовые отношения в США ухудшились до крайности. Взаимные обвинения в СМИ и социальных сетях иной раз перерастают в неприкрытые угрозы. Из темных углов снова вылезли радикальные группировки чернокожих — «Новые черные пантеры», «Пехота лиги Миссури» и новоявленная «Черные жизни важны» (Black Lives Matter), которая хоть и позиционирует себя как мирное общественное движение, на своих митингах и площадках в социальных сетях выступает с отнюдь не мирными лозунгами.

Еще в 2014 году, когда расовые протесты прокатились по многим городам США из-за убийства полицейским чернокожего Майкла Брауна в Фергюсоне, на вооружение был взят лозунг «Нет правосудия — нет мира», фактически означающий, что бунт не прекратится до тех пор, пока белый полицейский не будет осужден. В том же году активисты Black Lives Matter прошли по улицам Нью-Йорка, выкрикивая «Чего мы хотим? Мертвых полицейских! Когда мы этого хотим? Сейчас!».

В июле 2016-го твиттер движения был переполнен сообщениями, в которых выражалась открытая поддержка далласскому стрелку. Появилась и новая «модная» кричалка чернокожих активистов: «Свиньи в попонах. Жарь их, как бекон!» («свиньями в попонах» или попросту «свиньями» уже пару десятков лет в афро-американских общинах называют копов). И с этой кричалкой Black Lives Matter промаршировали по улицам Сент-Пола, штат Миннесота. Лозунг разлетелся по социальным сетям и вскоре был повторен на маршах в Луизиане и Миссури, где последовали столкновения с полицией и были пострадавшие с обеих сторон.

Даже не верится, что на дворе второе десятилетие XXI века, а у власти в США чернокожий президент! Генеральный прокурор также чернокожий, причем второй подряд. При этом в Далласе, где под огонь снайпера попали ни в чем не повинные полицейские, глава полиции — также чернокожий.

И вот что на первый взгляд кажется наиболее парадоксальным. За годы президентства Барака Обамы межрасовые отношения только ухудшились.

По данным агентства Gallup, в 2009 году, т.е. когда Обама въехал в Белый Дом, 70% белых и 61% черных американцев считали, что эти отношения являются «очень хорошими» или «довольно хорошими». К концу 2015 года таковых было лишь 51% и 45%, соответственно.

Социологический опрос, проведенный телесетью PBS совместно с Институтом Мариста, показал, что 60% белых и 56% черных считают, что межрасовые отношения ухудшились за последний год. При этом 40% всех опрошенных полагают, что они ухудшались в течение всего президентства Обамы.

Администрация 44-го президента США не скупилась на риторику о расовом неравенстве и «структурном расизме» американского общества, о тяжелом положении чернокожей общины Соединенных Штатов и о несправедливости к ней правоохранительной системы.

Но было ли что-то сделано для улучшения положения? Анализ данных показывает, что, если какие-либо попытки для этого и были предприняты, то они все провалились. Бедность, безработица и уровень преступности в черных кварталах только возросли. Синтетический индекс занятости (учитывающий количество рабочих часов на человека) снизился в этой группе населения на 19.6%, число людей, получающих продуктовые талоны, возросло на 58%, количество бездомных увеличилось на 4.6%.

При этом черные общины буквально погружаются в пучину криминальных разборок. Политическая родина Барака Обамы, город Чикаго, являет тому ужасающий пример этой тенденции.

Мегаполис сегодня поделен примерно на три равные части, заселенные белыми, латиносами и чернокожими. За время президентства Обамы в нем произошло 3459 умышленных убийств, причем 70% из них были убийства чернокожих чернокожими. Часть этих преступлений носили, как у нас говорят, бытовой характер, но подавляющее большинство — следствие разборок банд.

В целом по США чернокожее население составляет 14%. Согласно данным министерства юстиции, ими совершается 24% насильственных преступлений в стране.

Что по этому поводу говорит администрация Обамы? Почти ничего. Даже после самых страшных и массовых криминальных расстрелов чернокожих жителей Чикаго президент высказывался (9 раз за все время пребывания в Белом Доме) нейтрально-траурно, без каких бы то ни было выводов, в том числе в отношении мэрии и городского совета, представленных демократами.

Зато каждый раз, когда полиция делала, по мнению либеральных СМИ, «что-то не то» по отношению к афро-американцам, следовала полная обличений и политических инвектив речь. И так было не менее двадцати раз — это только по моим подсчетам.

Все началось еще в 2009 году, когда в ходе рутинной проверки полицией был задержан чернокожий гарвардский профессор (и после разговора в участке отпущен). Обама не преминул назвать действия полиции «глупыми» и «расово мотивированными». Последовал скандал, который президент предпочел поскорее прилюдно затушить, пригласив на кружку пива в Белый Дом и профессора, и полицейского, производившего задержание.

Но это ничему Обаму не научило. Фергюсон, Нью-Йорк, Балтимор и многие другие менее раскрученные в СМИ случаи объявлялись президентом «примерами расовой дискриминации» еще до того, как было начато серьезное расследование инцидентов.

Но когда в Нью-Йорке в 2014-м чернокожий американец Исмаил Бринсли подошел к полицейской машине с просьбой о помощи и в упор расстрелял двух копов, предварительно объявив о готовящейся «мести за наших» в инстаграме, президент ничего не вымолвил о расовой ненависти убийцы или о «войне с полицией», которую уже давно объявили черные экстремистские группировки.

Когда выяснилось, что застреленные полицейские были не белыми, а азиатом и латиносом, социальные сети черных общин наполнились твитами вроде «Не того грохнул, брат!». И это снова осталось без внимания.

Даже после недавней бойни в Далласе ни слова не было сказано о ненависти и расизме, несмотря на то, что стрелок в ходе переговоров с полицией ясно дал понять (и тут нет смысла не верить чернокожему шефу полиции Дэвиду Брауну), что он намеренно охотился из засады за полицейскими, прежде всего, за белыми полицейскими. И ведь, судя по всему, снайпер вовсе не собирался ограничиваться убийством пяти копов. В его квартире найден приличный арсенал оружия и взрывчатка, которые, учитывая его армейский опыт, могли быть использованы для куда более масштабного зверства.

Когда полицейские заблокировали стрелка и стали вести с ним переговоры, он отказался сдаваться и перед смертью собственной кровью написал на стене нерасшифрованную пока аббревиатуру «R.B» и еще какие-то значки. Возможно, инициалы друга или возлюбленной. А может быть, название пока еще неизвестной широкой публике экстремистской ячейки. В любом случае ясно, что далласский снайпер был полон решимости идти до конца и стать героем, как многие убитые в перестрелках 60-х боевики «Черных пантер».

Техасские стражи порядка уже призвали генерального прокурора США рассматривать дело как массовое убийство на почве ненависти, но ответа пока не последовало. Как обычно, следуют ритуальные слова о доблестных полицейских и расовом неравенстве в Америке…

При этом главные поджигатели бунтов в Фергюсоне и Балтиморе, лидеры движения Black Lives Matter, за прошедшие годы не раз побывали в Белом Доме. А преподобный Ал Шарптон, который прямо во время поминальной службы в Фергюсоне с церковной кафедры провозгласил «Нет справедливости — нет мира!», является давним другом президента еще с тех времен, когда Обама был сенатором от штата Иллинойс.

Как на этом фоне выглядит жизнь в обамовской Америке для чернокожих граждан США? Они в большинстве своем бедны, загнаны в неблагополучные районы и имеют мало шансов устроиться на хорошую работу. Территория контролируется бандами. Кругом наркотики, рэкет, насилие. Дожить до совершеннолетия, не вляпавшись в неприятности, закончить школу с хорошими отметками и сбежать в колледж или другой город представляется чем-то из разряда «миссия невыполнима».

Когда ты живешь в таком районе, настороженное отношение к тебе со стороны полиции гарантировано. Ситуация осложняется тем, что вокруг тебя и правда живет много подозрительных личностей. И здесь уже были перестрелки с полицией. Так что самые лучшие, тренированные, опытные, по-настоящему служащие-и-защищающие копы, сюда стараются не соваться. Значит, и полиция, которая сюда приезжает, не самого высшего качества. Гремучая смесь!

Как, например, относиться к тому факту, что убитого в Миннесоте Филандо Кастиле до этого останавливали на дороге по подозрению в различных административных правонарушениях 52 раза, особенно учитывая, что половину обвинений суд отклонил как незаконные или несущественные? И как оценивать выложенную в Сеть запись, где полицейский, только что четыре раза выстреливший в водителя, что-то орет, срываясь на юношеский фальцет и направляя ствол в салон? Так или иначе, но 53-я остановка стала для Филандо последней…

Белое же население США, среди которых, если по-честному считать, расистов едва ли наберется пару процентов, тоже, мягко говоря, недоумевает: почему именно «черные жизни важны», а не все? Почему самая обособленная (даже латиносы и азиаты не живут так компактно и так не стоят друг за друга горой) группа населения, которая к тому же мало работает и много получает различных пособий даже после десятилетий позитивной дискриминации ведет себя во время демонстраций так агрессивно? Почему за выражение «черный дурень» можно попасть под бойкот всех жителей своего района, а «белая сучка» считается всего лишь шутливым обращением? И почему медиа и Голливуд постоянно тычут белых носом в их «структурный расизм»?

Полицейские тоже негодуют. Уж кто-кто, а органы правопорядка точно представляют собой идеальный пример американского плавильного котла. Там нет черных, желтых, белых — только «синие» (по цвету униформы). И за что их всех обозвали расистами и продолжают это делать, несмотря на далласскую резню, которую не то что терактом, а даже преступлением на почве ненависти назвать не хотят? И копы начинают еще настороженнее вглядываться в лица чернокожих: а не идет ли навстречу очередной мститель?..

Этот порочный круг взаимного недоверия, по-видимому, пытался в начале своего президентства разорвать Барак Обама. Точно так же, как пытался президент Джонсон в 1960-х, объявляя о построении Великого Общества.

Однако очень быстро стало понятно, что если, наконец, проблема системной черной бедности и неустроенности будет решена, то это плохо скажется на электоральных перспективах Демократической партии.

Благополучные чернокожие американцы, интегрированные в индустрии и местные сообщества и не чувствующие себя более ущемляемым меньшинством, перестанут солидарно голосовать за демократов. Они будут голосовать, как все общество, — то за тех, то за других. Но если они останутся в своих гетто и им раз за разом будут подкидывать идеи о расизме и селективном полицейском насилии, давать все новые пособия и поругивать белую Америку, они останутся легко мобилизуемым отрядом левых либералов.

Стоит только намекнуть, и они идут срывать предвыборное мероприятие Трампа, голосуют «как надо» и вообще остаются надежным оплотом так называемой «обамовской коалиции избирателей», на которую рассчитывает и Хиллари Клинтон.

Рабочие места? Образование? Равенство? Не для этого нынешняя администрация Белого Дома обхаживает чернокожих активистов и не для этого Линдон Джонсон водил дружбу с доктором Мартином Лютером Кингом.

Вот только ситуация, похоже, выходит из-под контроля, как и в конце 1960-х, когда Америка выбрала республиканца Ричарда Никсона, откликнувшись на его призыв восстановить, наконец, законность и правопорядок, вдоволь насмотревшись на баррикады, погромы и перестрелки.

И неслучайно Дональд Трамп, реагируя на трагические события в Далласе, в своем телеобращении вторил Никсону: «Мы должны восстановить закон и порядок. Мы должны восстановить уверенность нашего народа в том, что они в безопасности в своих домах и на улицах».

Ну а в том, что решение реальных проблем чернокожей общины вновь откладывается, афро-американцы могут винить только своих лидеров и ту партию, за которую они столь дисциплинированно голосуют.