Базаров — "лицо трагическое". Что будем делать с полученным материалом

Базаров как трагический герой (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев.

Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили - об искусстве ли или о славянофильстве, - мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой.Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов против которых он восстает.

Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров - труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли. Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии искусстве, природе и о любви.Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.

Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы.

Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным.А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому.

Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать згу любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию.Лишь с одним чувством он так и не смог совладать.

Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью - явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный. романтик.Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце.

Он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего вздоха. Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься - тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует.Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать » Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах.

Базаров - мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни на минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России Нет, видно не нужен.Да и кто нужен?» Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим.

Тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель, пачи чаяния она все-таки стоит в преддверии будущего». И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Автор и герой в романах И.С.Тургенева "Рудин", "Отцы и дети"
От кружковых умозрений набаррикады - жизненная канва и Бакунина, и Рудина. Щигровский Гамлетнамечает и другой путь - изучение России и ее.. Романтик впрошлом и трезвый реалист в настоящем, он выступает судьей.. Рудин становится неуверенным в себе и неспособным к делу - и личному и общественнозначимому. Гибель Рудинана..

Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Нужно отметить, что один из них выходит издворянской семьи - это Рахметов, который ради своих принципов продаетполученное наследство и полностью.. Близость его к народу так же подчеркивает прозвище Никитушки Лемовдарованное.. На что нигилист отвечает А что ж коли он заслуживает презрения. Евгений считает русских людей темными, с ограниченным..

Афоризмы в романе Тургенева "Отцы и дети"
И все же Природа не храм, а мастерская. Весь строй романаотрицает эту базаровскую философию. Сам Базаров к концу романа приходит косознанию своей.. Люди что деревья в лесу Отсюда один шагдо знаменитого Лес рубят щепки летят.. И вполне вдухе этой логики отношение Базарова к любви.

Шесть пейзажей а романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
И в той же главе картинавесеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды налучшее.Автор показывает приподнятое настроение.. И. С. Тургеневмастерски использует картины природы для выявления.. Молодой Кирсанов очень схож со своимотцом, Николаем Петровичем, который тоже мечтатель, но не скрывает этого..

Своеобразие психологического анализа в романе Тургенева "Отцы и дети"
Тур геневпредставляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже База ров говорит, что у негорыцарский характер. П. П как Тоггенбург, ведет затворнический.. Базаров лягушка, а лягушка может напря мую общаться со своим отцом, с Богом.. А тем,кто проигрывает в карты, везет в любви.Но после того как он встретился с Одинцовой, Базаровизме нился, так же..

Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети"
Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных -он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг.. Именно таков Базаров в изображении автора. Сюжет романастроится на.. Главное место вкомпозиции романа занимают сцены споров.

Проблема нигилизма в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Базаров - нигилист, отрицатель, разруши тель. В своем отрицании он не останавливает ся ни перед чем. Почему же Тургенев увиде. героя своего времени.. Базаровский нигилизм не носи абсолютного характера. Базаров не отрицав того.. Когда Аркадий сообщил дяде и отцу о том что Базаров - нигилист, они постарались дат свое определение этого..

Мифологические и библейские мотивы в романе Тургенева "Отцы и дети"
Влитературе мы видим то же стремление, даже в самых, на первый взгляд,нехристиан ских произведениях.Советское литературоведение умышленно скрывало.. Действительно, ну что такого христианского в романе, ну Базаров,нигилист.. Возвращается ли он? Этот вопрос останетсяоткрытым. Будем надеяться, что да. С другой стороны, в святоотеческих тол..

Приёмы раскрытия характера в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
М.Е. Салтыков-Щедрин «1818 года 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра» - такую.. Ни одного сколько-нибудь значительного события общественной и литературной.. Тургенев явился создателем замечательных образов русских женщин, он раскрыл их высокий нравственный облик, душевную..

Символика романа Тургенева "Отцы и дети"
Лермонтов такжечасто использовал символику в своих произведениях. Так, например, корабль изстихотворения Парус по сути и есть сам автор. Главным.. Базаров рассказывает, что онлюбил в детстве сидеть над ямой около осины. Это.. Он считает, что он нужен обществу, но передсмертью говорит, что нет, видно, не нужен, а значит, пора умирать..

0.004

Замысел романа Тургенева "Отцы и дети" появился у автора в 1860 году, когда он отдыхал летом на острове Уайт. Писатель составил список действующих лиц, среди которых был и нигилист Базаров. Характеристике этого персонажа и посвящена данная статья. Вы узнаете, действительно ли Базаров - нигилист, что повлияло на становление его характера и мировоззрения и каковы положительные и отрицательные черты этого героя.

Первоначальная авторская характеристика Базарова

Каким же изобразил своего героя Тургенев? Автор первоначально представил этого персонажа как нигилиста, самоуверенного, не лишенного цинизма и способностей. Он живет малым, презирает народ, хотя и умеет говорить с ним. Евгений не признает "художественного элемента". Нигилист Базаров знает много, энергичен, а в сущности своей - "бесплоднейший субъект". Евгений горд и независим. Таким образом, сначала этот персонаж был задуман угловатой и резкой фигурой, лишенной душевной глубины и "художественного элемента". Уже в процессе работы над романом Иван Сергеевич увлекся героем, научился его понимать, проникся симпатией к Базарову. В какой-то степени он даже начал оправдывать отрицательные черты его характера.

Евгений Базаров как представитель поколения 1860-х годов

Нигилист Базаров, несмотря на весь свой дух отрицания и резкость, - типичный представитель поколения 60-х годов 19 века, разночинной демократической интеллигенции. Это независимая личность, которая не желает склоняться перед авторитетами. Нигилист Базаров привык подвергать все суду разума. Герой подводит под свое отрицание четкую теоретическую основу. Он объясняет общественные болезни и несовершенство людей характером общества. Евгений говорит, что нравственные недуги появляются от дурного воспитания. Большую роль при этом играют всяческие пустяки, которыми с малых лет набивают головы людей. Именно такой позиции и придерживались отечественные демократы-просветители 1860-х годов.

Революционность мировоззрения Базарова

Тем не менее в произведении критикуя и объясняя мир, пытается его кардинально изменить. Частичные улучшения жизни, мелкие ее исправления его не могут удовлетворить. Герой говорит, что не стоит большого труда "только болтать" о недостатках общества. Он решительно требует смены самих основ, полного уничтожения существующей системы. Тургенев в видел проявление революционности. Он писал, что если Евгений считается нигилистом, то это означает, что он является и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего крепостнического мира был тесно связан с народным духом. Нигилизм Евгения Базарова со временем становился разрушительным и всеобъемлющим. Не случайно этот герой в беседе с Павлом Петровичем говорит, что тот зря порицает его убеждения. Ведь нигилизм Базарова связан с народным духом, а Кирсанов ратует как раз во имя него.

Отрицание Базарова

Тургенев, воплощая прогрессивные черты молодежи в образе Евгения Базарова, как отметил Герцен, проявил некоторую несправедливость в отношении к опытному реалистическому воззрению. Герцен считает, что Иван Сергеевич смешал его с "хвастливым" и "грубым" материализмом. Евгений Базаров говорит, что придерживается во всем отрицательного направления. Ему "приятно отрицать". Автор, подчеркивая скептическое отношение Евгения к поэзии и искусству, показывает характерную черту, свойственную ряду представителей передовой демократической молодежи.

Иван Сергеевич правдиво изображает и то, что Евгений Базаров, ненавидя все дворянское, распространял свою ненависть и на всех поэтов, которые были выходцами из этой среды. Это отношение автоматически распространялось и на деятелей других искусств. Такая черта также была свойственна многим представителям молодежи того времени. И.И. Мечников, например, говорил, что среди молодого поколения распространилось мнение о том, что лишь положительное знание может привести к прогрессу, а искусство и иные проявления духовной жизни способны только тормозят его. Вот почему Базаров - нигилист. Он придерживается веры только в науку - физиологию, физику, химию - и не приемлет все другое.

Евгений Базаров - герой своего времени

Иван Сергеевич Тургенев создавал свое произведение еще до отмены крепостного права. В это время в народе все нарастали революционные настроения. На первый план были выведены идеи разрушения и отрицания старого порядка. Теряли свое влияние старые принципы и авторитеты. Базаров говорит, что теперь полезнее всего отрицать, поэтому нигилисты и отрицают. Автор видел Евгения Базарова героем своего времени. Ведь он является воплощением этого отрицания. Однако нужно сказать, что нигилизм Евгения не имеет абсолютного характера. Он не отрицает того, что проверено практикой, опытом. В первую очередь это относится к труду, который считает призванием каждого человека Базаров. Нигилист в романе "Отцы и дети" убежден, что химия является полезной наукой. Он полагает, что в основе мировоззрения каждого человека должно лежать материалистическое понимание мира.

Отношение Евгения к псевдодемократам

Иван Сергеевич не показывает этого героя как лидера губернских нигилистов, какими являются, например, Евдокия Кукшина и откупщик Ситников. Для Кукшиной отсталой женщиной является даже Евгений Базаров понимает пустоту и ничтожество подобных псевдодемократов. Их среда чужда ему. Тем не менее Евгений скептически относится также и к народным силам. А ведь именно на них возлагали главные надежды современные ему революционные демократы.

Отрицательные стороны нигилизма Базарова

Можно отметить, что нигилизм Базарова, несмотря на множество положительных сторон, имеет и отрицательные. В нем заключена опасность упадка духа. Кроме того, нигилизм может превратиться в поверхностный скептицизм. Он способен даже трансформироваться в цинизм. Иван Сергеевич Тургенев, таким образом, проницательно отметил в Базарове не только положительные стороны, но и отрицательные. Он показал и то, что при определенных обстоятельствах могло развиться до крайности и повлечь за собой неудовлетворенность жизнью и одиночество.

Тем не менее, как заметил К.А. Тимирязев, выдающийся русский ученый-демократ, в образе Базарова автор воплотил лишь намечавшиеся в то время черты типа, который проявил при всех "второстепенных недостатках" сосредоточенную энергию. Именно благодаря ей русскому естествоиспытателю удалось в короткое время занять почетное место как у себя дома, так и за границей.

Теперь вы знаете, почему Базарова называют нигилистом. Тургенев в изображении этого характера использовал прием так называемой тайной психологии. Иван Сергеевич представил натуру Евгения, духовную эволюцию своего героя через жизненные испытания, выпавшие на его долю.

В принципе, сказать: "Он - хороший человек", нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас
столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные.
Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.

В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму
авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на
каждом шагу нам приходится задумываться: "А не предвзятое ли отношение у автора?" В большинстве случаев мы
можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же
автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева
"Отцы и дети".

Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не
согласен, но "крутой Базаров увлек Тургенева". "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по
ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда". Он не мог рисовать заведомо
неправильную картину, "не мог доказывать своими образами предвзятую идею".

Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя -
Евгения Васильевича Базарова - и поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа. "С
первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую
рассудочность". Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:

" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров".
Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно
относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим
невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это
подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером.

Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении
автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто
симпатизирует. Писарев сказал: "Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в
своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного
типа".

Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько
красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть
информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров
говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его
характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается
вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову - дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой,
молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней
удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои
жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь.

Павла Петровича можно назвать главой (или "полюсом") лагеря "отцов". В нем собрано большинство
предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова.
Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками "Мы (старое поколение) не имеем
той дерзкой самонадеянности", - говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и
самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович - "человек желчный и страстный,
одаренный гибким умом и сильной волею", который "мог бы, при известных условиях, явиться ярким
представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего". Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить
себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он
"рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой
ненависти своей".

В свою очередь, Базаров "мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего". Он в
отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили
или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь "не богам же горшки
обжигать". В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего
характера Базаров обязан всем. Он живет "по расчету", исходя только из своих интересов и потребностей. Он не
нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в
этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не
такой как все, но не пытается быть похожим на других.

Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной
особенности и самостоятельности".

Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович
Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович
оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В
этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу
Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами:
"Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать
этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по
себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я - чужой среди
существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю - что хочу,
и высказываю - что можно высказать". В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который
доказывает, что Базаров - трагическая личность: "он "чужой среди существующего порядка вещей").

Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может
чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть.
Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он "злился и
сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать".
И он не сопротивляется - делает
"сознательную глупость". Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в
любви. Анна Сергеевна - женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает
"что спокойствие все-таки лучше всего". Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят
Базарова: то на него находила "лихорадка работы", то она с него "соскакивала", "странная усталость
замечалась во всех его действиях". Может быть, впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним
произошло, "принялся бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную
барыню, водившую его за нос". Но Тургенев неожиданно приводит его к смерти.


Страница: [ 1 ]

Если базаровщина болезнь, то она - болезнь

нашего времени и ее надо выстрадать.

Д. И. Писарев

“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...” Иван Сергеевич досадливо поморщился и отложил перо. Смеркалось. За окном спешили со службы какие-то люди в длинных шинелях. На дворе стоял тысяча восемьсот шестьдесят второй год. Центральная фигура повествования - это Евгений Базаров, уже не просто человек, а тип человека своего времени, очерченный резко и ясно.

Роман “Отцы и дети” - это больше, чем роман, это время, отразившееся в авторе, как в зеркале, стык двух эпох, столкновение мира “отцов” и “детей”. Ответ на вопрос: “Почему Базаров - лицо трагическое?” - заключен в двух последних строках приведенной выше цитаты: “… и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...”

Постараемся понять глубинный смысл, вкладываемый Тургеневым в эти слова, проследим судьбу героя глазами автора. Тургенев - один из лучших представителей отцов; может быть, сам того не осознавая, он больше сочувствует старикам, чем Базарову. Автор не щадит героя, наделяя его резкостью, неотесанностью, но, тем не менее, он остается честным, и мы видим Базарова, написанного, может быть даже вернее, чем это сделал бы более молодой писатель, принадлежащий поколению базаровых.

Кроме того, общественное положение Базарова и его родителей выбрано не случайно. Базаров идет своей дорогой не только потому, что он “более чуток к требованиям общественной жизни”, - он испытал эту жизнь на себе. Базаров - сын бедного уездного лекаря, который смог дать ему только существование. Всего, чего он достиг, он достиг трудом и терпением. Кому, как не такому человеку, иметь право называться революционером?

“… В его прошедшем было много труда и непобедимого терпения, а в его взгляде на будущее широко и обаятельно развертывалось светлое могущество его мысли”. Базаров проходит суровую жизненную школу и становится чистым эмпириком. Он отрицает все эмоциональные стороны восприятия, оставляя только “ощущения”. Называя “дрянью” все то, чего он и не знает (поэзию, искусство), Базаров верит только в могущество науки, доступное немногим. Даже книгу Бюхнера он рекомендует как популярную, то есть оставляя возможность для какого-то более глубинного (не “популярного”) понимания. Тургенев - не Базаров, поэтому мы не знаем “что” и “как” мыслит герой, мы видим только его поступки. Вы скажете: “И что же здесь трагично? Описан тип человека, который не мог не появиться на стыке двух эпох. И все”. Но все ли? Не трагична ли фигура человека, отказывающегося от искусства, поэзии, вечности? Отрицающего жизнь и любовь в глубинном понимании этих слов, но, тем не менее, стремящегося к ним всю свою жизнь. Базарову кажется, что он прочно стоит на своей позиции, ему не страшны никакие Кирсановы. Но тут на сцену выступает жизнь (или автор), создавая женщину, которую он полюбил. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным все то трагическое и противоречивое, что до этого скрывалось в тайниках души и не признавалось самим героем. Поистине несчастен человек любящий, но не признающий любовь. Правда, и жизнь еще не создала женщины, способной полюбить Базарова, равно как и мира, способного полностью его принять и понять. Базаров одинок, более того, он осознает свое одиночество.

В конце романа герой умирает. Отношение читателей к такому финалу было достаточно противоречивым. Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом - это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, “Отцы и дети” - это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров - не просто герой, а “человек времени”. Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет “отцом”, когда придет новое поколение “детей”. Умирая, Базаров говорит: “Я нужен России… Нет, видно не нужен...” С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и… умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос - одна из главных проблем существования Базарова. Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит “своей” истины в жизни.