Аюрведа - древняя наука жизни.

Аюрведа с санскрита переводится как «наука о жизни» и вбирает в себя древнее индийское знание (веду). Эта веда составляет основу индийской медицины, которая до сих пор считается самой древней лечебно-профилактической традицией.

В отличие от других вед, здесь нет обращений к Богу или описаний ритуальных поклонений. Аюрведа рассматривает человека комплексно - как целостный организм, неотделимый от всей остальной природы. Гармония, равновесие и взаимодействие - вот основы философии аюрведы.

Конституция тела по аюрведе

По мнению аюрведы, все, что существует во Вселенной (в том числе человек и то, что он ест), состоит из пяти первичных стихий . Важнейшими являются Пространство и Воздух. На сколько мы способны задерживать дыхание? На минуту, максимум - две. А вот без Воды человек выдерживает уже два-три дня. Следующая стихия в этом рейтинге - Огонь, который, согласно аюрведе, отвечает за пищеварение и обмен веществ. Последним элементом является Земля, то есть еда. Без еды можно выдержать почти месяц.

Вы от природы худощавы или имеете склонность к лишнему весу? Фигура зависит от времени, в которое вы родились, а конкретнее от того, какая доша (биоэнергия) доминировала в природе в тот момент.

Аюрведа различает семь так называемых конституций тела (индивидуальных типов строения организма): три главных, «чистых» типа - вата, пита и капха, и четыре смешанных. Тип конституции выражается определенными характерными признаками.

Люди с доминирующей вата-доши обычно худощавые, даже костлявые, порой всю жизнь безрезультатно пытаются пополнеть. Такие люди гиперактивны , часто страдают от бессонницы.

Они должны избегать сырых продуктов, избытка движения, частых путешествий и... болтливости. В ежедневном рационе людей типа вата должны присутствовать жирная и теплая пища, молочные продукты и сладкие фрукты. Такая еда возвращает людей типа вата, в которых доминирует стихия Воздуха, на землю.

У людей с преимуществом доши пита (доминирует стихия Огня) ярко выражены лидерские качества. Они активны, привлекательны, интеллигентны, совершенны и бывают порывистыми.

Им противопоказаны острая, жирная пища и тонизирующие напитки, такие как кофе или черный чай. Пита должна особенно избегать гнева , злости и раздражительности, потому что это выбивает ее из равновесия.

В свою очередь, люди с доминирующей капха доши (управляющие стихии - Земля и Вода) всегда счастливые, ленивые, много улыбаются и делают все медленно. Часто люди этого типа страдают от ожирения и малоподвижности.

На основе того, к какому индивидуальному типу вы относитесь, специалист по аюрведе подберет вам соответствующую диету.

Питание по аюрведе

Аюрведическая диета основана на нескольких общих принципах.

Во-первых , важно достичь равновесия в организме, применяя принцип противоположности. Если вы очень активны, ваши мысли легко перескакивают с темы на тему, не ешьте острой возбуждающей пищи и не пейте тонизирующих напитков.

Во-вторых , согласно аюрведическому знанию, здоровой является исключительно свежеприготовленная еда, как можно меньше подвергавшаяся термической обработке. Никаких супов на всю неделю - только свежая пища заключает в себе много жизненной энергии, которая необходима для исправного функционирования, и содержит необходимое количество белка или витаминов .

Внимательно следите за содержанием витаминов и минеральных веществ в рационе, больше терпения и интереса проявляйте к вдохновляющему процессу приготовления пищи. Помните, что еда, размороженная и приготовленная в микроволновой печи, теряет все возможные энергетические ценности для организма.

Важно учитывать, что для каждой трапезы есть свое время: аюрведический завтрак едят до 8.30, обед - между 12:00 а 13.30, а ужин - до 19:00.

Аюрведа различает три типа пищи, которые добавляют или отбирают у нас энергию. Ешьте больше овощей, фруктов и зерна (в том числе важнейших для аюрведы пшеницы и риса), потому что это легкая пища , заряжающая энергией и проясняющая ум. Не злоупотребляйте кофе, сладостями и острыми приправами, потому что хоть они и дают кратковременную «энергетическую встряску», но, в конце концов, приводят к тому, что вы чувствуете себя усталыми раньше времени. Избегайте тяжелой пищи, потому что организм потратит очень много энергии на ее переваривание.

К тяжелой еде относится мясо, грибы, яйца, консервы, продукты глубокой заморозки, лук и чеснок. Кроме того, лук и чеснок согласно аюрведе являются лекарствами, а ведь никому не придет в голову есть лекарства каждый день.

Трудноперевариваемую пищу могут себе позволить люди, которые занимаются физическим трудом и быстрее сжигают дополнительную энергию. Все остальные любители жирных отбивных и грибных супов-пюре могут довести себя до приступов неконтролируемой агрессии, а в результате - депрессии.

Конечно, в довольно прохладном климате средней полосы России не рекомендуется есть все время только овощи, фрукты и хлеб. Раз или два в неделю можно побаловать себя пикантным блюдом или домашними сладостями.

Аюрведические методы

Аюрведическая медицина использует в основном силу специй для лечения и профилактики различных заболеваний. Например, имбирь способен согреть нас зимой и помогает при боли в суставах, кориандр тонизирует лучше кофе и избавляет от похмелья, а обжаренный фенхель освежает полость рта после еды.

Куркума добавляется почти во все индийские блюда, потому что очищает кровь, увеличивает выносливость, предотвращает рак, помогает пищеварению и очень хорошо действует на кожу.

Аюрведа - наука о жизни / shutterstock.com

Для женского организма очень полезна вытяжка из корней спаржи - она облегчает протекание беременности, уравновешивая баланс вата и помогая циркуляции крови в репродуктивных органах.

Аюрведа использует огромное количество методов, которые возобновляют натуральное равновесие в организме и лечат различные заболевания. Кроме диеты и специй, главные инструменты аюрведы, которые позволяют сохранить здоровье и молодость - это йога , дыхательные упражнения, медитация и аюрведический массаж . Есть также специальные секреты красоты - например, как сделать кожу идеально чистой и гладкой.

Как есть по аюрведе

Аюрведа рекомендует пить много воды, но только перед едой или в промежутках между трапезами, и пользоваться косметическими средствами, основанными на природных ингредиентах. Полезно также делать регулярную очистку организма. Именно несвойственная вашему типу доши диета и усвоенные с неправильной пищей токсины отвечают за плохое состояние кожи.

Мы несовершенны, и в быстром темпе современной жизни часто грешим против собственной природы, курим, злоупотребляем алкоголем, обедаем в ресторанах быстрого питания, пьем кофе и колу...

Есть аюрведический способ минимизировать вред нездорового образа жизни.

Если в течение шести дней в неделю вы засоряете свой организм, забываете пить воду и питаетесь нездоровой пищей, то на седьмой устройте себе очистку. Ешьте только легкую пищу, овощи и фрукты или вовсе объявите голодовку.

Однако есть исключения: людям типа пита нельзя голодать, потому что это вызовет у них острые головные боли.

Если накануне вы выпили много алкоголя и это привело к расстройству желудочно-кишечного тракта, ешьте больше продуктов, вызывающих щелочные реакции: мясистые овощи, салат. Вы курите сигареты? Введите в ежедневный рацион фрукты, которые имеют очищающее свойства, например, дыню или манго, и попробуйте бросить курить .

Важно, чтобы еда готовилась с любовью, а трапеза проходила размеренно. Во время приема пищи не смотрите телевизор, не читайте газет, не просматривайте блог или почту. Кроме того, ни в коем случае не переедайте! По аюрведе, после еды желудок должен быть наполнен на одну треть едой, на одну треть - водой, а на одну треть - оставаться пустым.

Помните, что вы есть не только то, что вы едите, но и то, что вы чувствуете и думаете. Поскольку все мы являемся частью природы и всей Вселенной, старайтесь оставаться в согласии с собой и с окружающим миром.

Светлана ПОЛИКАРПОВА

Один из древних литературных источников, Чарака Самхита, где собраны тексты об Аюрведе, гласит: «Аюрведа - это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще».

В основе Аюрведы лежит принцип гармонии и взаимосвязи Человека с Природой. Именно на этом построены все аюрведические методы оздоровления. Акцент в Аюрведе делается на сохранении здоровья и профилактике заболеваний с использованием натуральных средств.

Аюрведическая терапия включает в себя различные омолаживающие и восстанавливающие процедуры, которые можно проводить самостоятельно или в специлизированных центрах. Традиционно, в практике аюрведы широко используются такие средства, как:

Различные массажи, выполняемые стопами и руками с применением лечебных травяных масел или порошков, а также самомассаж;

Траволечение;

Ароматерапия;

Прогревания тела (прием внутрь пряных трав, баня, травяные обвертывания, втирание в кожу теплых масел);

Цвето - и звукотерапия

Лечение камнями и металлами

Все эти процедуры в сочетании со специальной аюрведической диетой и правильным образом жизни предупреждают процессы старения, способствуя долголетию и укреплению иммунной системы.

Но поскольку Аюрведа - это наука о жизни, она не ограничиватся лишь набором лечебных и косметических продедур, а охватывает все сферы жизни человека. Поэтому большое значение в практике Аюрведы придается таким критериям здорового образа жизни, как:

Правильное питание,

Режим дня,

Медитация,

Йогические упражнения

Закаливание.

Аюрведа учит, что человек — это микрокосмос, Вселенная. Человек - дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и «болезнь» принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы, человеку присущи четыре биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов.

Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу - значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту.

Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбаланси-рования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению - основная концепция аюрведической науки.


Основные принципы Аюрведы


Аюрведа признает глубокую связь между процессами в природе и в организме, разделяя их на проявленные и не проявленные. Аюрведа рассматривает человека как совокупность трех составляющих – индивидуальная душа, или атма; «тонкое», ментальное или астральное тело (линга-шарира) и физическое тело (стхула-шарира). Душа имеет вечную, духовную природу, потому никогда не умирает. В «Бхагавад-гите», основной философской книге учения Вед, говорится, что душу невозможно уничтожить, сжечь или испепелить. Неотъемлемое свойство души – сознание, и именно оно определяет физические тела – и линга-шарира и стхула-шарира.

Именно от уровня сознания формируется тонкое тело – наш неизменный спутник во всех воплощениях. Все наши мысли, желания, мотивации, поступки, привычки составляют так называемые «самскары» – «привязанности», то, что в свою очередь определяет физическое тело.

Таким образом, Аюрведа считает, что истинная причина болезней находится в нашем уме, кроется в «дефектах» сознания.

Поэтому Аюрведа – это образ жизни и правильного мышления, гармоничное существование человека с природой.


В Аюрведе болезнь классифицируется по шести стадиям развития:


Психофизиологическая

Энерго-информационная (эфирная)

Нейрoэндокринная (дисбаланс трех дош)

Эндотоксическая

Симптоматическая (проявленная)

Терминальная (необратимая).


Считается, что первые три стадии легко излечимыми, четвертая – излечимая, пятая – трудно излечимая, а шестая – неизлечимая.

К сожалению, современная аллопатическая медицина чаще всего начинает лечить болезнь лишь на пятой или на шестой стадии, к тому стараясь устранить симптомы болезни, а не ее настоящую причину.

Первая стадия болезни – психофизиологическая – связана с умом, с проблемами «тонкого» тела. «Неправильные», злые, агрессивные мысли могут привести к заболеванию на этой стадии, которое проявляется в преобладании в сознании низших гун, качеств материальной природы.

Различают три гунны материальной природы:

Саттва - гуна благости, гармоночного восприятия мира, принятие своей судьбы, терпения и смирения. Именно саттвичное, благостное мышление дает человеку защиту от болезней и преждевременной старости.

Раджас - гуна страсти, активное, деятельное, побуждающее начало. Преобладая в сознании человека, она «затуманивает» сознание и способствует проявлению многочисленных пороков, которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней.

Тамас – гуна неведения, заблуждения. Если сознание человека погружено в невежество, это вызывает «сон разума», апатию, лень, безразличие, глупость, что ведет к разрушению личности.


Гуны динамичны, постоянно смешиваются и соответствуют нашим мыслям. Их сочетание между собой создает всевозможные комбинации оттенков нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать большие психологические напряжения, создавать проблемы, разрушительно сказываясь на психоэмоциональном состоянии человека.

Таким образом, если гунна раджаcа или тамаcа начинают преобладать в нашем сознании, Аюрведа считает это первой стадией болезни.


Аюрведа основана на ведической философии, которая говорит о санатане-дхарме (основном долге человека), как о йоге, развитии своей связи с Богом. Различные виды духовных практик являются, согласно Аюрведе, являются наилучшей «терапией» для ума, позволяющей избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса.

На второй стадии болезни, дефекты и «пороки» ума разрушительно сказываются на «тонком», эфирном теле, а негативная реакция психики вносит дисбаланс в наши энергетические каналы – нади и энергетические центры – чакры, вызывая сбои в работе органов и систем организма.

Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы ароматерапии, минералотерапии и пранатерапии, а также очень эффективные в данном случае аюрведические массажи – Марма-терапию и Абхьянгу.

Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадиях, то она переходит на третью стадию – нейроэндокринную – стадию разбалансировки трех дош. Дисбаланс вата-доши вызывает разбалансировку работы центров головного и спинного мозга, а дисбаланс пита и капха дош нарушает гормональное равновесие.


Аюрведа подробно описывают ранние признаки третьей стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной доши. Эндокринные нарушения могут быть выявлены пульсовой диагностикой. Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и распорядок жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион соответствующие пищевые добавки, минералы, специи, травы. Третья стадия болезни характеризуется образованием и накоплением амы, «шлаков». Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся в этом случае «шлаки» поступают или аккумулируются в тканях. Каждый орган имеет свою систему выделения, поэтому ама обычно накапливается в «ослабленных» органах.


Аюрведа говорит, что наше тело является нашим учителем – если какой-то орган заболевает, то это указывает на определенные дефекты нашего сознания. Например, излишняя гордость приводит к болезням печени, эгоизм поражает сердце, лицемерие и неумение любить выводит из равновесия мочеполовую систему.


Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, сонливость, ухудшение памяти, появление налета на языке, запаха изо рта, потерю аппетита, метеоризм, появление гнойничковых высыпаний на коже и так далее.


По мере развития заболевания признаки интоксикации нарастают, и болезнь переходит на четвертую стадию. На этой стадии болезни Аюрведа применяет методы шодханы, очищение от амы. Рекомендуется очищение желудочно-кишечного тракта, крови, почек, дыхательной системы и кожи. Для этого используются травы, энтеросорбенты и лечебные масла.


Пятая стадия болезни (симптоматическая) связана с активизацией механизмов саморегуляции организма. В это время органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается появлением специфических симптомов, например, болью в области почек, повышением температуры, появлением кашля или тошнотой. Любая болезнь имеет свой индивидуальный ритм, проявляющийся периодами обострения и ремиссии.


Лечение болезни на пятой стадии включает иглоукалывание, остеопатию, гомеопатию, фитотерапию, аюрведические массаж, в том числе точечные, гирудотерапия, бальнеотерапия, лечебная и дыхательная гимнастика, диетотерапия и другие.

На шестой стадии болезни защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма. И здесь уже зачастую требуется хирургическое вмешательство. Терапевтические методы позволяют лишь облегчить страдания больного и «затянуть» болезнь.

Среди множества медицинских систем одной из наиболее популярных в последнее десятилетие стало индийское ведическое учение. Мы уже привыкли к слову "аюрведа". Что это такое? Может ли каждый человек следовать принципам этой системы, чтобы прожить долгую жизнь?

Историческая справка

Главным элементом благополучия в этой науке считается единство и равновесие тела, органов и души. Возникшее более 1000 лет назад, учение существенно повлияло на развитие не только восточной, но и европейской медицины. Целебные травы и пряности с давних времен везли из Индии в страны Средиземноморья и Средней Азии, в Китай и Южную Сибирь. Мы и сейчас с удовольствием используем мускус и сандал, корицу и алоэ.

Постепенно завоевывая популярность в мире, к середине XX века индийская аюрведическая медицина стала изучаться и использоваться на Западе. Центр аюрведы в Израиле, например, - колледж Ридман, в США работает Национальный Институт Медицины Аюрведы. Россия познакомилась и активно изучает базовые положения и процедуры индийской медицины лишь с конца XX века. Сегодня аюрведа в Москве почти так же популярна и востребована, как и во всем мире.

Основные методики восточной медицины плотно вошли в практику врачей, исповедующих научный подход к исцелению больных. Это и лечебные диеты, и ванны с обливаниями, и и дыханию. Около трехсот пятидесяти тысяч зарегистрированных врачей планеты практикуют аюрведу.

Индийская медицина основывается не только на Она базируется на философии Санкхья, астрологии и биокосморитмологии, при этом еще и использует знания из области натуропатии (естественные методы лечения болезней).

Согласно этому учению, астрология описывает связь микро- и макрокосма (человека и окружающей среды), дает представление о том, как влияют на нашу жизнь. Натуропатия известна тем, что предлагает заменить химические лекарства естественной пищей, целебными растениями и минералами. Главное - индивидуальный подход к каждому человеку. Знатоки утверждают, что, объективно оценив возраст, пол, телосложение, место проживания и биоритмы человека, можно с помощью лекарственных растений и пряностей откорректировать дисбаланс. Один из канонов аюрведы гласит: «Всё, что окружает нас, является лекар-ством, нужно только распознать его и пра-вильно использовать».

Врач в аюрведе

Человек со всеми своими хроническими заболеваниями - это система с нарушениями функционирования многих органов. Так утверждает аюрведа. Лечение должен проводить только один врач, который досконально изучит проблему и увидит пути помощи пациенту. Медик, пользующийся принципами аюрведы, должен быть специалистом во всех областях и уметь помочь всем без исключения пациентам, независимо от того, старик это или ребенок.

И еще одно важное замечание. Восточная медицина предполагает, что основную часть пути к излечению пациент должен пройти сам, строго следуя предписаниям врача. Только в этом случае возможно полное выздоровление.

С давних пор обследование больного проводится по методу «пяти зеркал» - пульс, диагностика по состоянию языка и кожи, иридо- и аурикулодиагностика. Это позволяет не только понять клиническую картину, но и выявить склонность пациента к тем или иным осложнениям.

Борьба стихий

Все мы состоим из элементов пяти стихий: воздуха, воды, земли, огня и космоса. Их баланс, равновесие («Пракрити») соответствует идеальному здоровью, утверждает аюрведа. Что это такое? Стремление целителей направить человека в русло гармонизации души и тела. Для простоты понимания вспомните о европейских психотипах - медлительные флегматики, вспыльчивые холерики, почти уравновешенные меланхолики и любознательные сангвиники. Найти человека, в котором не представлены все (или хотя бы три психотипа), почти невозможно. Но выделить доминантный - задача вполне простая.

Так же обстоят дела и в аюрведе. В идеальном состоянии мы должны жить в гармонии всех стихий. Но с самого рождения какая-то одна преобладает.

Доша

Этим понятием описывают не только но и скорость процессов, происходящих в человеке: метаболизм при пищеварении, мышление, психологическая подвижность и восприимчивость к физическим нагрузкам, темперамент и т. д.

В аюрведе выделено три типа доши. Вата - воздух, Питта - огонь и вода и Капха - вода, земля и космос. До тех пор, пока все доши находятся в балансе, мы здоровы и активны. Но постоянная изменчивость внешних условий и, соответственно, внутренние стрессы выбивают людей из состояния равновесия.

Целью аюрведы называют гармонизацию доши и гуны (психоэмоционального состояния) до Пракрити.

Вода камень точит

И все-таки аюрведа - что это такое? Большинство специалистов говорят, что это гибкая система охраны и корректировки состояния человека. Она предлагает использовать веками проверенные алгоритмы в любом месте и во все времена. При этом акцент делается на том, что нельзя механически применять известные методики - следует адаптировать их по схеме «место-время-обстоятельства». Только принимая во внимание особенности климата и географии, культуры и социума, в которых находится пациент, можно создать действенную систему лечения.

Многие лекарства (а точнее - практически все) действуют мягко и постепенно, активизируя внутренние процессы саморегуляции организма. Они не вызывают побочных эффектов, которыми известны химические лекарства. Центр восточной медицины предложит комплекс мер по «вытаскиванию» болезни наружу, а не залечиванию ее где-то глубоко внутри. И при этом аюрведические лекарства обладают омолаживающим и очищающим эффектом. Простота и доступность методов лечения позволяет корректировать свое состояние даже в домашних условиях.

Болезнь - учитель

Интересным кажется еще и тот факт, что все болезни рассматриваются не как «зло в последней инстанции», а как учителя, пришедшие указать нам на ошибки. Описать заболевание, связав его с образом мышления и поведением, и указать нам через «дружественные» болезни на более глубинные и тяжелые недуги - вот на что способна аюрведа. Что это такое и как это понимать? Современными учеными медиками уже доказано, например, что легкая форма туберкулеза, которую не стоит выгонять из своего тела, согласно ведической философии, отведет от больного бронхиальную астму.

Помните присказку «мысль материальна»? Это один из краеугольных камней учения под красивым названием аюрведа. Мы уже знаем, что эта система связывает воедино вселенную и людей (со всеми их помыслами и деяниями, которые могут повлиять на окружающую среду). Болезнь рассматривается как нечто, что может остановить и изменить ситуацию, предотвратить последствия того, что мог натворить человек, будучи здоровым. Именно так считает аюрведа. Лечение позволяет нам загасить энергию, которую мы копим для реализации недобрых, разрушительных намерений. Главное - усвоить, что речь не идет об осмысленном и запланированном зле. Зависть, критика окружающих, жалость к себе - все это тоже недобрые и пагубные семена для вселенной. А с помощью болезней мы переключаемся и учимся воспринимать действительность по-другому.

Оджас

Этим красивым словом восточная медицина называет жизненную энергию, от которой зависит статус человека. Причем заметьте: интеллектуальный, духовный и даже социальный. По мнению приверженцев аюрведы, каждый из нас не использует свой потенциал даже на 5%. И не столь важно, живе ммы в неподходящих условиях или сами очарованы сиюминутными желаниями (заработать больше, получить власть, взлететь по карьерной лестнице и т. д.) - природа с завидным постоянством подталкивает человека, указывая ему пути самореализации, но мы редко слышим эти подсказки…

Вот и уменьшается оджас. А вместе с этим появляются хронические заболевания и приближается старость. Кроме того, количество оджаса определяет нашу устойчивость ко всевозможным разрушительным факторам. Среди прочих уменьшающих жизненную энергию явлений можно назвать тяжелый физический труд, длительное голодание, алкоголь и наркотики, тревожные мысли, недосыпание, сухую еду и т. д. Все это ведет к так называемому умственному и физическому несварению, в результате образуются всяческого рода шлаки и токсины (физические и психические). Человека раздражает буквально все: шум, свет, смех других людей… В нем поселяются страх, нетерпимость и беспокойство. И, конечно, все это ведет к развитию заболеваний.

Как накопить оджас

Несмотря на то, что аюрведа (отзывы ученых-медиков только подкрепляют мнение испытавших на себе методики лечения) рассматривает индивидуальный и комплексный подходы к здоровью каждого пациента, существует множество конкретных рецептов. Например, для увеличения оджаса необходимы здоровый сон и качественная пища. Этой цели служат мед, имбирь, шафран и т. п.

Каждый человек, рождаясь с небольшим запасом оджаса, способен накапливать его в течение жизни. Но главным умением для адепта любой школы, которые предлагает центр восточной медицины, считается умение перераспределять и перенаправлять жизненную энергию. Это касается и йоги, и тантры, и цигун.

Самым действенным способом сохранения названо воздержание от слишком частых сексуальных отношений. Для обычного европейца это нонсенс. Ведь родиной знаменитой «Камасутры» является Индия. Аюрведа не требует полного отказа от сексуальных отношений. Адептам предлагается лишь упорядочить свою интимную жизнь, т. к. секс делает человека зависимым, подобно наркотикам. Есть даже результаты исследования, проведенного учеными из Нидерландов, согласно которым оргазм действует на психику почти как доза героина.

Фундамент здоровья

Восточные целители относятся к оджасу как к величайшему дару Всевышнего. Для сохранения и пополнения жизненной энергии нам необходимо прилагать усилия: придерживаться правил трансформироваться, заботиться о своей духовной чистоте, контролировать помыслы, чувства и желания. В «Бхагават Гите» - индийском священном писании - сказано: «Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания».

Опыт поколений - в жизнь

Ведические врачи говорят, что все болезни случаются с нами по незнанию. Мы не умеем прислушиваться к своему организму (а главное - слышать) и его потребностям. Умение распознать в себе Вселенную и научиться управлять ею - одна из задач адепта

Самым важным отличием аюрведы от европейской медицины признан комплексный подход к физическому и духовному благополучию человека, к его мировоззрению и образу жизни. Любой из нас, без исключения, применяя полученные знания, сможет добиться желаемого результата. Нужно лишь помнить, что чем больше усилий будет приложено, тем ярче окажется и достижение поставленной цели. В том, что результат действительно будет, сомнений нет, ведь не станут люди 5000 лет практиковать совершенно бесполезную систему.

История аюрведы

Источники

Ведические источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх Атхарваведе . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи \. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: :

  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака, лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености.

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение, которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.

Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в ) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии.

Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

  • Уши, глаза, нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши- которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется - Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Доши упоминаются ещё в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Использование психотропных препаратов

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) - Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) - Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) - Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для очистки тела от дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел - абхйанга, что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Критика

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Так же следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям.

Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо , а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов.

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

См. также

  • Расаяна

Примечания

  1. Грицак Е. Популярная история медицины. Справочник
  2. Georg Feuerstein, Subhash Kak, David Frawley. In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212;ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414
  3. История Древнего мира т.3. Упадок древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.
  4. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000, С. 332; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371
  5. АЮРВЕДА
  6. Сорокина Т. С. История медицины в двух томах
  7. Fjordman. A History of Medicine - part 3//Euronews, 25.10.2008
  8. Большой Энциклопедический словарь
  9. Шримад-Бхагаватам. (Перевод и комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады) Песнь 9. Освобождение. Глава 3. Женитьба Суканйи и Чьяваны Муни
  10. Dhanavantari - the god of Ayurveda
  11. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории
  12. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 4, - Concept Publishing Company, 1992, С. 792 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  13. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 1, - Concept Publishing Company, 1992, С. 224 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  14. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы. Великие целители мира, - Olma Media Group, 2002, С. 19; ISBN 5-7654-1882-1 , 9785765418826
  15. Вайдья Бхагван Дэш. Древнеиндийские системы медицины
  16. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371

АЮРВЕДА -- НАУКА О ЖИЗНИ

Слово "Аюрведа" -- санскритского происхождения и в переводе означает "наука о жизни".

Рассматривая человека как микрокосм, Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком здоровья, счастья, гармонии и любви.

Аюрведа -- самый древний из всех известных трактатов по биологии, гигиене, медицине и питанию. Она родилась в Индии 5 000 лет назад и впервые была записана в Ведах -- древнейших Священных писаниях на нашей планете. Таким образом, Индия -- родина не только йоги, мантр, медитации и вегетарианства, но и науки о здоровье человека.

Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления. Методы лечения, предлагаемые ею, многообразны и многофункциональны: использование трав и кореньев, очищение организма с помощью специальных диет и лечебного голодания, массаж, правильное питание и разумный образ жизни, йога и медитация и многие, многие другие.

Выполняя аюрведические правила и предписания, каждый человек может на своём опыте убедиться в их эффективности.

Аюрведа предлагает не только методы лечения болезней, но и способы, предупреждающие их возникновение.

Являясь самой древней системой медицины на нашей планете, Аюрведа широко применяется в наши дни во всём мире и приобретает всё большую популярность. Количество людей, использующих эту древнюю Науку о жизни, постоянно растёт, Аюрведические центры открыты и функционируют во многих городах и странах мира.

В современную эпоху Аюрведа становится привычной медицинской системой, которая помогает современному человеку выдерживать колоссальные физические и психические нагрузки, противостоять постоянным стрессам, поправить и сохранить здоровье, укрепить иммунную систему, научиться правильно воспринимать окружающий мир.

Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, главный источник всех заболеваний -- не деятельность физического тела, а неправильный образ мыслей и соответствующие этим неправильным мыслям
чувства.

С точки зрения Аюрведы, без гармонии со своим "я" и окружающим миром обрести счастье и долголетие невозможно.

Работа над своим "я" и правильным восприятием мира является одной из основ Аюрведы.

Если человек желает начать использовать аюрведическую методику, ему следует прежде всего научиться "понимать себя" -- не только тип своего тела и индивидуальную конституцию, но, прежде всего, научиться понимать духовную природу своей личности. Это поможет осуществить выбор предлагаемых Аюрведой способов и методов самоисцеления и обрести здоровье, счастье и долголетие.

Аюрведа утверждает, что причиной большинства заболеваний является неправильное питание. Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, питание занимает особо важное место в жизни каждого человека (Человек есть то, что он ест), поскольку оно способно дать не только физическое здоровье, но и возможность овладеть своими чувствами для того, чтобы духовно развиваться и постигать окружающий мир и своё "я".

Ведическая традиция гласит, что человек должен употреблять в пищу только вегетарианские блюда и продукты. Все живые существа, не только люди, но и животные, наделены душой. Убийство любого живого существа, в том числе невинного животного, наказуемо и влечёт за собой тяжёлые кармические последствия. С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но также неотъемлемая часть философии тех, кто стремится обрести любовь, счастье и гармонию с окружающим миром.

ТРИ-ДОША
Аюрведа выделяет три типа жизненной силы, управляющие человеческим организмом, и, в соответствии с этим, разделяет всех людей на три основные группы. Они называются Вата (эфир и воздух), Питта (огонь и вода) и Капха (вода и земля). Эти три элемента (вата, питта, капха) -- управляют всеми функциями тела, ума и сознания человека, и причины многих заболевания объясняются нарушением равновесия между ними.

Самой важной дошей считается вата. Без неё ни питта, ни капха не функционируют. Вата управляет дыханием, обеспечивает функции движения мышц, биение сердца, работу желудка.

Питта контролирует переработку пищи, температуру тела, окраску кожи. Она устанавливает равновесие между двумя другими дошами.

Капха является основой для двух других типов дош -- ваты и питты. Эта доша управляет жидкостями в теле, а также смазывает суставы, обеспечивает влажность кожи, даёт телу силу.

Равновесие трёх дош является залогом здоровья и долголетия.
В теле каждого человека присутствуют все три доши, одна или две из которых преобладают. По преобладающей доше можно определить конституционный тип человека. При этом следует отметить, что нижеописанные доши отражают чистый тип конституции человека, тогда как каждый человек представляет собой смешанный тип из комбинации трёх дош.

Тип Вата. Люди с конституционным типом вата -- наиболее худые из всех трёх типов. Они либо долговязы, либо низкорослы. Цвет волос чаще тёмный, волосы вьющиеся, кожа сухая. Маловыносливы, страдают заболеваниями суставов, бессонницей, быстро устают. Аппетит и пищеварение изменчивы. Любят сладкую, кислую и солёную пищу. Отличительные качества людей с типом вата -- энергичность, способность к абстрактному мышлению, творческие способности. Среди таких людей философы, музыканты, поэты, художники.

Тип Питта. Обычно это люди среднего роста, имеющие средний вес. Они сильны, крепки, выносливы. Кожа мягкая, волосы тонкие. У них хороший аппетит, любят сладкую и горькую пищу. Люди типа питта умны, сообразительны и эмоциональны. Хорошо усваивают знания и умеют их правильно применять.

Тип Капха. Люди этого типа отличаются хорошо развитым телом. Физически сильны, выносливы, терпеливы. Кожа мягкая и бледная, волосы густы, тёмные, мягкие. Имеют нормальный аппетит, едят не много. Отдают предпочтение острой и горькой пище. Здоровы, жизнерадостны, миролюбивы, спокойны. Однако этим людям свойственно испытывать чрезмерное стремление к материальному комфорту и обогащению. Часто страдают депрессией.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА основывается на определении, какие доши преобладают в организме человека и каковы нарушения в балансе этих дош.

Аюрведа учит приёмам выявления болезни ещё до проявления её внешних признаков.
Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления -- поможет каждому человеку научиться ежедневно "диагностировать" состояние своего организма и использовать необходимые методы профилактики и лечения заболеваний.

Аюрведа учит, что каждый человек способен оздоровить себя.

Согласно Аюрведе, человек, который хочет восстановить и сохранить своё здоровье, должен выполнять простые, но важные и необходимые правила: иметь стабильный и разумный распорядок дня, правильно питаться и заниматься духовной практикой, способной даровать ему счастье, умиротворение и гармонию как внутри себя, так и с окружающим его миром.

НЕМНОГО О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ.
Большинство болезней (около 90%) возникают из-за неправильного питания.

Аюрведа утверждает, что ЛЕЧЕНИЕ ПИЩЕЙ -- лучшее из всех лекарств, поскольку сбалансированное питание является основой хорошего здоровья.

Правильное питание -- это питание правильным количеством пищи, в состав которой входят продукты, соответствующие конституционному типу человека. Так, например, люди, у которых преобладает тип вата, должны употреблять пищу, совершенно отличную от пищи, которая рекомендуется к употреблению людьми с преобладающим типом капхи. Поэтому Аюрведа рекомендует прежде чем начать лечение пищей, определить свой конституционный тип и узнать, какие продукты следует употреблять в первую очередь для того, чтобы уравновесить три-доши в организме и постоянно поддерживать их равновесие.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ПИТАНИЮ.
Не есть до появления чувства голода и избегать избыточное употребление жидкости.
Принимать пищу в спокойном состоянии ума и в приятной обстановке.
Желательно есть всегда в одно и то же время.
Не переедать, есть умеренно. Для того, чтобы поступаемая в желудок пища хорошо переварилась, в нём должно оставаться свободное пространство.
Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи.
Учитывать сочетаемость продуктов. Некоторые продукты нельзя есть вместе ввиду их несовместимости, например, молоко и рыбу, кисломолочные продукты и молоко.
Употребление жидкости не должно быть избыточным, но должно быть достаточным. Жидкость не должна быть слишком холодной или слишком горячей.
Избегать обработанной пищи и стараться использовать свежие натуральные продукты.
Не есть перед сном или в ночное время.

ГОЛОДАНИЕ. При голодании надо быть очень осторожным, поскольку, если человек не знает особенностей своего типа конституции, голодание может привести к тяжёлым последствиям.
При голодании необходимо следить за самочувствием и в случае его ухудшения прекратить голодание.
Правильное и разумное голодание способно поправить и укрепить здоровье, очистить организм от шлаков и токсинов, дать отдых пищеварительной системе.
Голодание рекомендуется при многих заболеваниях, таких, к примеру, как мигрени, запоры, простуды, боли в суставах.

НЕМНОГО О ВЕГЕТАРИАНСТВЕ.
Всем известно, что с помощью вегетарианства можно излечить даже сахарный диабет и рак...

Родина вегетарианства -- Индия и Веды.

С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но и неотъемлемая часть образа жизни тех, кто стремится обрести гармонию, счастье, развиваться духовно, достичь совершенства человеческой жизни.

Слово "вегетарианец" латинского происхождения и означает "крепкий, сильный, здоровый, бодрый". Определение "вегетарианец" указывает не только на отказ от употребления в пищу мяса, но и на нравственные, этические и философские взгляды человека.

Большинство вегетарианцев -- это люди, не употребляющие в пищу мяса из любви, жалости и сострадания к другим живым существам.

В числе известных всему миру вегетарианцев прошлого -- Пифагор, Сократ, Платон, Леонардо да Винчи, Акбар, Иссак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и многие, многие другие.

Те, кто становятся вегетарианцами из этических соображений, аргументируют это тем, что все живые существа наделены душой и способны чувствовать, подобно человеку, испытывая боль, страдания и страх смерти, и потому человеку следует стараться не причинять им страдания.

Жизнь любого живого существа священна, и, утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. Лев Толстой писал:
"Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание,
если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?"

А Пифагор ещё две с половиной тысячи лет назад говорил:
"Те, кто убивает животных для того,чтобы съесть их плоть,
могут не задумываясь уничтожать себе подобных".

Плутарх обращается ко всем, кто употребляет в пищу мясо:
"Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу,
тогда сперва убейте сами то существо, чьё мясо хотите съесть.
Но убейте его своими собственными руками или зубами,
не прибегая к помощи ножа, дубины или топора".

ДРУГИЕ АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
Для того, чтобы поддерживать хорошее физическое и психическое здоровье, Аюрведа рекомендует также:

ЙОГА. Йога приводит человека в естественное состояние покоя, снимает стрессы и является прекрасным лекарством от всех заболеваний.

ПОВТОРЕНИЕ МАНТР. Энергия мантр способствует обретению равновесия тела, ума и сознания.
Согласно Аюрведе,тело нуждается в пище, а мантры питают душу.

МЕДИТАЦИЯ. Пробуждает способность сделать свою жизнь счастливой, обрести умиротворение.
Слово "медитация" означает "мысленное созерцание", из чего следует, что у медитации должен быть объект созерцания.
Большинство из тех, кто мало знает о медитации и только приступает к постижению её основ, медитируют на "пустоту", "тишину", "безличное абстрактное сияние", "свет".
Великие святые мудрецы и йоги, достигшие совершенства, всегда медитируют на Высшее начало и Причину всех причин -- на Бога, пребывающего в сердце каждого живого существа.
Эта медитация является высшей формой медитации и одаривает человека нескончаемым счастьем и чистым знанием о своём истинном "я" и его вечной связи с Божественным.

МАССАЖ -- это лечебная процедура, которая связана с регулировкой энергии в организме человека.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ.
Представляет собой обширную науку, с применением сотен и тысяч лекарств, изготовленных на основе трав. В отличие от лекарств, предлагаемых традиционной медициной, которые не избавляют от болезни, а подавляют её, загоняя "вглубь" организма, -- аюрведические лекарства искореняют саму болезнь.

Согласно Аюрведе, практически все растения обладают лечебным действием при правильном их
применении. Для того, чтобы очистить, оздоровить, укрепить организм и постоянно поддерживать в нём равновесие, рекомендуется регулярное применение трав, что сделать совсем не сложно, если научиться использовать их при приготовлении пищи.

С давних времён и до наших дней целебные травы и коренья используются в пищу в качестве различных вкусовых добавок, специй и приправ, которые делают блюда не только вкусными и ароматными, но и полезными, поскольку многие из этих целебных трав обладают уникальными свойствами. Можно привести следующие примеры:

Аир. Согласно Аюрведе, корень аира является эффективным средством профилактики для тех, кто страдает судоргами или болен эпилепсией. Помимо этого, корень аира оказывает благотворное воздействие на нервную систему, улучшает память, помогает при головных болях и простудах.

Асафетида. Способствует быстрому перевариванию пищи, является прекрасным отхаркивающим средством, снимает боль в желудке.

Алоэ. Универсальное средство лечения самых различных заболеваний. Способствует уравновешиванию ваты, питты и капхи в организме. Очищает кровь, укрепляет печень, используется при простуде, а также в качестве наружного средства при лечении ран и ожогов.

Гвоздика. Природное болеутоляющее средство (компресс с гвоздичным маслом, приложенный к больному зубу, снимает острую боль). Гвоздика улучшает пищеварение, очищает кровь, облегчает кашель, снимает простуду, укрепляет сердце.

Имбирь. Употребляется в свежем и сушёном виде. Обладает великолепными лечебными свойствами. Имбирный чай -- одно из лучших средств при простудных заболеваниях. Используется для очищения пищеварительного тракта, для лечения головной боли, снимает спазмы в желудке, нормализует деятельность кишечника.

Кардамон. Тонизирующее и освежающее средство. Укрепляет сердце и лёгкие, освежает ум и дыхание, стимулирует пищеварение. Может употребляться как добавка в чай или в овощные блюда.

Красный стручковый перец (кайенский перец). Стимулирует пищеварение, убивает микробы и бактерии в кишечнике, оказывает лечебное воздействие при простудах.

Корица. Обладает антисептическими и очищающими свойствами, является хорошим болеутоляющим средством. Укрепляет сердце, помогает при простудных заболеваниях, облегчает пищеварение.

Кориандр. Стимулирует пищеварение, применяется как природное мочегонное средство, помогает при расстройствах желудка и рвоте.

Куркума. Очищает кровь, улучшает пищеварение. Обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Излечивает язву, помогает при диабете. При наружном применении излечивает кожные заболевания, при ссадинах и синяках снимает боль и опухоль.

Люцерна. Эффективное очищающее и природное болеутоляющее средство. Чай из люцерны рекомендуется тем, кто страдает от артрита, ревматизма, язв и малокровия.

Льняное семя. Эффективное слабительное, лечит запоры, выводит слизи из организма.

Мускатный орех. Стимулирует пищеварение, укрепляет сердце, помогает при заболевании печени и селезёнки, при бессоннице.

Мята. Улучшает пищеварение, стимулирует деятельность кишечника, помогает при тошноте и рвоте.

Тмин. Способствует улучшению пищеварения, улучшает деятельность мозга и зрения, эффективен при поносах и болях в животе.

Фенхель. Улучшает пищеварение, помогает при язве желудка и гастритах.

Шафран. Согласно Аюрведе, полезен всем без исключения. Обладает тонизирующими свойствами, укрепляет сердце, снимает мигрени, очищает кожу, помогает при язве желудка.

Употребление лекарственных растений даёт ощутимый эффект при регулярном приёме в течение определённого времени.

АЮРВЕДА О ЦЕЛЕБНЫХ СВОЙСТВАХ МЕТАЛЛОВ И САМОЦВЕТОВ.
В дополнение к травам Аюрведа предлагает к использованию целебные свойства металлов и самоцветов, которые способны помочь противостоять тем или иным негативным воздействиям на тело, ум и сознание человека. Так, например, золото укрепляет нервы, улучшает ум и память, благотворно воздействует при эпилепсии и заболеваниях лёгких. Серебро увеличивает силу и выносливость организма, помогает при истощении и воспалительных заболеваниях кишечника. Медь излечивает малокровие. Свинец эффективен при кожных заболеваниях.

ЦВЕТА.
Аюрведа предлагает в качестве одного из способов укрепления и сохранения здоровья использование целебных свойств некоторых цветов и цветовых оттенков. Так, например, красный и оранжевый цвета обладают согревающим действием и содержат запас целебной энергии. Зелёный цвет успокаивает ум и бодрит, радует сердце. Синий -- успокаивает ум и тело, способствует устранению расстройств печени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная статья представляет собой краткий и далеко не полный обзор того огромного количества информации, которое нам предоставляет Аюрведа -- наука о жизни.
Аюрведа гармонично объединяет способы излечения и тела, и души человека.

Основа Аюрведы -- работа со своим "я" (с душой).

Ежедневно практикуя Аюрведу, человек обретает физическое и психическое здоровье, счастье, любовь, гармонию и умиротворение.