Аполлония святая. Господи, прости нас грешных

умерла мученическою смертью в царствование императора Деция в Александрии (249). И теперь еще народ при зубной боли прибегает к святой А., так как ей, по сказанию, во время ее мучений были выбиты и зубы; зубы ее во многих местах сохраняются как святыня. Память ее чествуется 9-го февраля.

  • - задача о построении на плоскости окружности, касающейся трех заданных окружностей. Решается методом инверсий. Окружность, являющаяся решением А. з., наз. окружностью Аполлония...

    Математическая энциклопедия

  • - 1) Сумма квадратов длин сопряженных полудиаметров эллипса есть величина постоянная, равная сумме квадратов длин его полуосей...

    Математическая энциклопедия

  • - др.-греч. город, крупный экономич. и культурный центр античного времени. Осн. в 588 до н. э., разрушен в кон. 4 в. н. э. Раскопки 1918-39 и 1956-60 открыли: остатки оборонит...

    Советская историческая энциклопедия

  • - греческий город на юго-западе совр. Албании...
  • - лат. приключ. роман, переведенный, вер., в III в. н. э. неизв. автором с недошедшего до нас гр. оригинала. Его сюжет сводится к следующему. Аполлоний претерпевает многочисл...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - А. Иллирийская - др.-греч. город, крупный экономич. и культурный центр антич. времени...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - назв. более 30 греч. городов, среди которых: 1. А. в Иллирии на албан. побережье. Итал. и советско-албанские раскопки обнаружили эллинистич. и рим. постройки. 2. А. на Понте...

    Словарь античности

  • - город в Македонии, в к-ром Павел побывал вместе с Силой во время своего второго миссионерского путешествия...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - североафриканский приморский город в нынешнем Триполисе, в древности служил гаванью города Кирены; родина географа Эратосфена...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Аполлония - название многих городов в Древней Греции, из которых особенно прославились два. А. в Иллирии, на правом берегу реки Аоя, приблизительно в 10 км от впадения ее в Адриатическое море...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - город в Палестине; расположен на берегу Средиземного моря между Кесарией и Иоппе, в шести часах пути к С. от последней, вероятно, тождественна с деревней Арзуф...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - жил около 460 г. до Р. X.; ученик Анаксимена, современник Анаксагора. Отрывки из его сочинения "О природе" дошли до нас благодаря Симплицию, Диогену Лаэртийскому, Цицерону и Аристотелю...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - древнегреческий город на Ю.-З. современной Албании...

    Большая Советская энциклопедия

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Аполлония святая" в книгах

НЕБЕСНЫЙ КРЕМЛЬ, ОТРОГИ САЛЬВАТЭРРЫ Святая Русь и Святая земля Даниила Андреева

Из книги Путешествие с Даниилом Андреевым. Книга о поэте-вестнике автора Романов Борис Николаевич

НЕБЕСНЫЙ КРЕМЛЬ, ОТРОГИ САЛЬВАТЭРРЫ Святая Русь и Святая земля Даниила Андреева Образы Святой Руси и Святой земли в народном сознании всегда были неразрывны. Их соединенность - не только особенность сакральной географии, которая с внятной поэтической логикой

22. Работа святая и не святая

Из книги Тетради для внуков автора Байтальский Михаил

22. Работа святая и не святая С тех пор, как Ева стала освобожденным партийным работником, она еще полнее, еще усерднее посвящала себя этой деятельности. Она была равнодушна к домашним делам. Любя детей какой-то сосредоточенной, невеселой любовью, она и ее как бы копила,

Уход Аполлония Тианского

Из книги Агни Йога. Священные знаки (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Магическое воплощение Аполлония Тианского

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

Магическое воплощение Аполлония Тианского Перевод – О. Колесников Глава из книги Элифаса Леви Перевод Е.П. Блаватской. Мы уже рассказывали, что в Астральном Свете образы людей и вещей сохраняются. Это также происходит в том свете, в котором можно вызвать формы тех,

Уход Аполлония Тианского

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Уход Аполлония Тианского В жизнеописании Аполлония из Тианы искажено слово об уходе его. Но имеется свидетельство ученика Калликрата о последнем хождении Учителя.Аполлоний начал слышать голоса, зовущие его опять к тем берегам, где он уже побывал с пользою для духа. Взяв

автора

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

11. Богатство Аполлония, розданное им людям

автора Носовский Глеб Владимирович

11. Богатство Аполлония, розданное им людям Как мы только что узнали из книги Филострата, Аполлоний получил богатое наследство. То есть был зажиточным человеком. Это хорошо согласуется с тем, что Андроник-Христос был царь-градским императором. Следовательно,

17. Проповеди Христа-Аполлония и его странствия

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

17. Проповеди Христа-Аполлония и его странствия Согласно Евангелиям, Христос много странствует и проповедует. Он общается с разными людьми, поучает, исцеляет, выслушивает жалобы, судит и т. п. Его окружают ученики. Аналогичные рассказы об Аполлонии мы видим и у Флавия

28. Путешествие Аполлония по Индии

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

28. Путешествие Аполлония по Индии Далее начинается большой раздел труда Флавия Филострата, посвященный Индии. Как мы показали ранее, речь тут идет о путешествии по Руси-Орде. В канонических Евангелиях эта часть «биографии» Андроника-Христа не отразилась. Сказано лишь,

Аполлония Иллирийская

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АП) автора БСЭ

Память преподобного Аполлония

Из книги Жития Святых - месяц март автора Ростовский Димитрий

Страдание святого мученика Аполлония

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Страдание святого мученика Аполлония Святой мученик Христов Аполлоний был родом из города Сард , находившегося в Лидии . Когда он шел однажды в город Иконию , то был схвачен и приведен к правителю этого города Переннию. На допросе он объявил себя христианином, и

Память преподобного Аполлония

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Память преподобного Аполлония Святой отец наш Аполлоний, будучи пятнадцати лет от роду, отрекся от мира и, предавшись иноческой жизни, поселился во внутренней пустыне , где и прожил в одной горе сорок лет. Приобрев с детства навык к добродетельной жизни, он совершил

Все знают, что в июне отмечается День медицинского работника. У стоматологов, кроме этого, есть свой профессиональный праздник - День стоматолога, который они празднуют 9 февраля. Эта дата выбрана не случайно. 9 февраля - день святой Аполлонии, покровительницы стоматологов.

Аполлония была дочерью видного александрийского чиновника. Она уверовала во Христа в то время, когда было распространено многобожие, люди должны были верить в божественное происхождение императора. Гонители христианства преследовали Аполлонию, требовали отречься от веры. Разъяренная толпа схватила Аполлонию, её подвергли жестоким пыткам, вырвали все зубы, угрожали сжечь на костре. Аполлония попросила развязать её, чтобы она смогла выполнить требования толпы. Когда измученную женщину развязали, она сама бросилась в огонь. Это было 9 февраля 249 года.

Христианский подвиг Аполлонии так поразил её соотечественников, что её имя стали произносить в мольбах при зубной боли. В 300 году Аполлония была канонизирована как святая мученица, её день - 9 февраля. Изображения Аполлонии, как миловидной девушкой со щипцами в руках, стали появляться во многих церквях Европы.

До ХVIII века Аполлония считалась покровительницей страждущих от зубной боли. В ХVIII веке с легкой руки Пьера Фошара, основателя современной стоматологии как науки и профессии, Аполлония стала покровительствовать и стоматологам, призванным эту боль устранять.

Мало кто задумывается над тем, что работа стоматолога отличается множеством особенностей. Люди часто приходят к врачу с сильнейшей болью, которую трудно сравнить с какими-либо другими физическими страданиями. Страх перед лечением усиливает эти страдания. Лечебные манипуляции производятся, когда пациент находится в сознании; даже если лечение проводится под анестезией, пациент «присутствует» при этой пусть небольшой, но все-таки операции, и страх не отпускает его.

Поле врачебных действий, как правило, труднодоступно и находится в непосредственной близости к дыхательным путям, а инструментарий для лечения наболевших зубов используется мелкий. Кто из стоматологов, приступая к сложным манипуляциям, ни разу мысленно не просил: «Помоги, Господи!». И кто из врачей, успешно завершив технически трудное лечение и добившись положительного результата, ни разу не подумал: «Слава Богу!»

Сегодня стоматология призвана не только избавлять от зубной боли, но и предупреждать её, возвращать не только здоровье, но и красоту.

Открываются новые стоматологические клиники, оснащенные новейшим современным оборудованием. У врачей появляются новые возможности для диагностики и лечения. Забыты те времена, когда больные зубы только удалялись. Современные технологии позволяют безболезненно возвращать здоровье и красоту.

Кто мог предположить 30 лет назад, что сегодня стоматология достигнет таких высот! Научно-технический прогресс идёт семимильными шагами. Что толкает стоматологию вперед? Законы рыночных отношений или сострадание страждущим?

Так сложилось, что современное стоматологическое лечение все чаще становится платным. Это нормальное явление, если учесть, что оборудование, которое позволяет проводить эффективное качественное лечение людей в комфортных условиях с минимумом неприятных ощущений, а также постоянное обучение докторов и их помощников - удовольствие не из дешевых. Важно в погоне за прибылью не забыть главного - страждущего ЧЕЛОВЕКА!

Международный день стоматолога (Internati o nal D ay dentist ) – профессиональный праздник стоматологов и зубных врачей, который отмечается во всем мире ежегодно 9 февраля.

История и празднование.

Несмотря на то, что стоматология является одной из древнейших отраслей медицины (раскопки в пакистанской провинции Белуджистан выявили останки людей, живших 7-5,5 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых были высверлены почти идеальные отверстия диаметром 1-3 мм. и глубиной до 3,5мм.), День стоматолога - сравнительно молодой профессиональный праздник.

Дата празднования Международного дня стоматолога выбрана не случайно. Праздник отмечается в день почитания католической церковью христианской мученицы Аполлонии Александрийской, которую страшными пытками пытались заставить отречься от христианства. Атрибутами святой Аполлонии, согласно характеру принятых ею мучений, стали зубы или щипцы.

Портрет Святой Аполлонии.

Святая женщина выдержала всё, и когда ей пригрозили казнью на костре (9 февраля 249 года), она сама шагнула в пламя. В 300 году она была канонизирована как святая великомученица и признана покровительницей зубных врачей.

С тех пор существует поверье, что стоит произнести или упомянуть в молитве: «Santa A pollonia!», и зубная боль отступает.

По Европе быстро разнёсся культ Святой Аполлонии. Её изображения были практически во всех церквях. Хотя Аполлония была пожилой женщиной, её стали изображать как девушку, в руках которой были щипцы.

О её мученическом пути к этому высокому призванию сложены легенды и даже существует живописное полотно французского художника Жана Фуке.

Рис. Жан Фуке «Мученичество Святой Аполлонии».

Не зря все мы страшимся процедуры лечения зубов, хотя эта картина совершенно не соответствует нашим сегодняшним представлениям о ней. Картина скорее напоминает расправу над рыжеволосой ведьмой, каковые были так распространены в средневековье в Европе, а не целенаправленное зубоврачевание. Хотя картина названа соответственно тому, что видит зритель, она никак не соответствует древней легенде.

Римский историк Евсевий Памфил описал совершенно иную картину: «Язычники схватили Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы, устроили за городом костер и грозили сжечь её живьём, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов с отказом от Христа. Она не стала унижаться, и немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела».

ХУШ веке Пьер Фошар стал основателем стоматологии как профессии и науки и с его легкой руки Святая Аполлония, которая до этого покровительствовала только мучающимся от зубной боли, стала святой и для самих стоматологов. Те времена во Франции были ознаменованы тем, что суть лечения заключавшегося в тотальном удалении зубов, теперь изменилась на процессы их восстановления. А чтобы объединить практикующих врачей этой профессии Фошару был нужен высокий символ, которым и стала Аполлония.

В нашей стране Международный день стоматолога отмечается не так давно, но с годами становится все более популярным. И хотя этот день не является нерабочим, многие благодарные пациенты чествуют своих врачей-стоматологов, поздравляя их с профессиональным праздником.

В торжествах по случаю Дня стоматолога в России в 2017 году примут участие все те, кто имеет отношение к стоматологии. В их число входят дантисты, вспомогательный персонал, сотрудники частных и государственных клиник. Праздник считают своим преподаватели, студенты, интерны, выпускники профильных медицинских учебных заведений. К мероприятиям имеют отношение их родственники, знакомые, друзья, близкие люди.

В связи с приближающейся датой - Международным днем стоматолога - поздравляем всех стоматологов России с их профессиональным праздником и желаем им крепкого здоровья, постоянного профессионального мастерства и больших достижений в области обеспечения стоматологического здоровья населения страны.

Значение АПОЛЛОНИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо

АПОЛЛОНИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Аполлония Александрийская (+ 248 или 249), мученица.

Святая Аполлония была престарелой девой и диакониссой в Александрии. С восшествием на царский престол в 249 году, Декий начал жесточайшее до тех пор гонение на христиан, став первым императором призвавшим к полному уничтожению Христианства. Но в Александрии гонение началось за год до опубликования эдикта о преследовании христиан, по подстрекательству некого пророка.

С помощью государственной власти, язычники избивали христиан. Аполлония тоже была схвачена. Свидетельство о святой Аполлонии сохранилось у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории», где он приводит письмо святого Дионисия I Великого, патриарха Александрийского (248-265), обращенное к патриарху Фавию Антиохийскому в котором так описывается ее мученичество: Язычники схватили также Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь ее живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела .

Поздняя легенда называет Аполлонию римской мученицей, пострадавшей при императоре Юлиане Отступнике в IV веке.

Источники, литература

Euseb. Hist. eccl. (Евсевий Памфил, Церковная история) VI 41:

http://palomnic.org/history/ort/tserkov/evs_kes/6/ - гл. VI, русский перевод

ActaSS. Febr., T. 2, 278-279.

Kirsch, J. P., Apollonie, Apollinie // DHGE. T. 3. Col. 1008.

Использованные материалы

"Аполлония", Православная Энциклопедия:

http://www.pravenc.ru/text/75678.html

Житие с официального сайта Православной Церкви в Америке, считано 22.II.2009:

http://ocafs.oca.org/FeastSaintsViewer.asp?SID=4&ID=1&FSID=149035

Saint Herman Calendar 2009 , 16.

Статья _Православной Энциклопедии_ указывает что память - западная (http://www.pravenc.ru/text/75678.html), житие св. Аполлонии приведено под 9 февраля на официальном сайте Православной Церкви в Америке (http://ocafs.oca.org/FeastSaintsViewer.asp?SID=4&ID=1&FSID=149035, считано 22.II.2009), под той же датой упомянута в Германовском календаре (_Saint Herman Calendar 2009_, 16.)

Евсевий Памфил, _Церковная история_, VI, 41, http://palomnic.org/history/ort/tserkov/evs_kes/6/

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АПОЛЛОНИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ
    368813, Дагестан Республики, …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    357840, Ставропольского, …
  • АПОЛЛОНИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Деян 17:1) - город в Македонии, лежащий между Амфиполем и Фессалоникой, в провинции Мигдонии. Чрез этот город проходил ап. Павел, …
  • АПОЛЛОНИЯ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Apallonia, "?????????). 1) Значительный город в Иллирии. В школе этого города учился будущий император римский Октавиан. 2) Город на берегу …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ
    станица Терской обл., Пятигорского отд., в 88 вер. от Пятигорска и в 17 вер. от жел. дор. Жит. 4744, русск., …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ
    АЛЕКСАНДР́ИЙСКАЯ ШКОЛА, традиция исследования языка, сложившаяся в Александрии в кон. 4 в. до н.э. Разработала учение о языке, заложила основы …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКСАНДР́ИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из древнейших поместных автокефальных церквей. Существует со 2 в. Возглавляется патриархом, резиденция в Александрии. Юрисдикция А.п.ц. …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКСАНДР́ИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ, др.-греч. поэзия эпохи эллинизма (3-1 вв. до н.э.), названа по своему гл. центру - Александрии (Египетской). Утрата гражданственности …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКСАНДР́ИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, крупнейшее в древности собр. рукописных книг (от 100 до 700 тыс. тт.). Осн. в нач. 3 в. до …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ
    ? станица Терской области, Пятигорского отдела, в 88 вер. от Пятигорска и в 17 вер. от жел. дор. Жителей 4744, …
  • АПОЛЛОНИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • в Кратком религиозном словаре:
    Входит в состав Церквей Вселенского православия. По преданию, основана около 67 г. апостолом Марком в столице Северного Египта Александрии. С …
  • ФЕОДОРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ СТАРШАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодора Александрийская, Старшая (+ 303 - 304), дева, мученица. Память 27 мая. …
  • ФЕОДОРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ МЛАДШАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодора Александрийская, Младшая (+ ок. 474 - 491), преподобная, подвизавшаяся в мужском образе. …
  • ФЕОДОРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодора Александрийская, имя нескольких лиц: Мц. Феодора Александрийская Старшая (+ ок. 303 - 304 , …
  • СИНКЛИТИКИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Синклитикия Александрийская (+ ок. 350), преподобная. Память 5 января. Родом из Александрии, …
  • РАИСА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Ираида Александрийская ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • ПИАМА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пиама Александрийская (+ 337), преподобная. Память 3 марта. Подвизалась недалеко от Александрии. …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александрийская школа богословов, т.н. огласительная или катехизическая школа (τò òηζ ζατηχήσεωζ διδασκαλεϊον, Евсевий Кесарийский, «Церк. …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александрийская Православная Церковь, по преданию, основана около 67 г. апостолом Марком в столице Северного Египта …
  • АПОЛЛОНИЯ, ГРЕЧ. ГОРОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Аполлония — название многих городов в Древней Греции, из которых особенно прославились два. А. в Иллирии, на правом берегу реки …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Когда вместе с силою и самостоятельностью древнегреческих государств стала приходить в упадок греческая литература, средоточием литературной и научной деятельности сделался …
  • АПОЛЛОНИЯ, ГРЕЧ. ГОРОД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Аполлония - название многих городов в Древней Греции, из которых особенно прославились два. А. в Иллирии, на правом берегу реки …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА И АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ВЕК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Когда вместе с силою и самостоятельностью древнегреческих государств стала приходить в упадок греческая литература, средоточием литературной и научной деятельности …
  • НЕОПЛАТОНИЗМ в Новейшем философском словаре:
    философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением …
  • АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
  • ТРИПОЛИЙСКО-ЛИВИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Триполийская митрополия Александрийской Православной Церкви. Епархиальное управление: P.O.Box 2451 Tripoli LIBYA Тел.: +21821-3402340 Триполийская епархия …
  • ПАСХАЛИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пасхалия - определение времени празднования Пасхи. Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея …
  • МЕЛЕТИЙ (МЕТАКСАКИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мелетий (Метаксакис) (1871 - 1935), папа и патриарх Александрийский, бывший митрополит Элладский и …
  • МВАНЗИНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мванзинская митрополия Александрийская Православная Церковь. Епархиальное управление: P.O. Box 1113 Mwanza , TANZANIA Тел.: +255-28-2561161; …
  • ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иконография Пресвятой Богородицы Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в …
  • ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Деяния святых Апостолов (греч. praxeis ton agion apostolon ; лат. Actus …
  • ВАЛЕНТИН ИНТЕРАМНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Валентин (Уалентин) (+ ок. 273), епископ Интерамнский, священномученик. Память 30 июля, в …
  • АЛЕКСАНДРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александрия Египетская (греч. ̓Αλεξάνδρεια, араб./тур. Искандеры, Скандеры) - центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКО-УКРАИНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александрийская и Светловодская епархия Украинской Православной Церкви. История Александрийская епархия была образована решением Священного Синода …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКО-ЕГИПЕТСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Александрийская архиепископия Александрийской Православной …
  • 1 МАК 10 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Маккавейская. Глава 10 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЦЕЗАРЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
    (Греч.) Замечательный философ, родившийся в Каппадонии приблизительно в начале первого столетия; ревностный пифагореец, изучивший финикийские науки под руководством Евтидема; и …
  • APOLLONIUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АПОЛЛОНИЙ1) А. Родосский, эпический поэт и грамматик из Александрии, современник Птолемеев Эвергета (247-221 гг. до Р. X.) и Филопатора (221-204 …
  • ФИЛОСТРАТ в Античной литературе:
    , Флавий (ок. 170 - между 244 и 249) - древнегреческий писатель, уроженец о. Лемнос. Жил в Афинах и Риме. …
  • МЕДЕЯ в Литературной энциклопедии:
    (лат. Medea, нем. Medea) 1. героиня трагедии Ев-рипида «Медея» (431 г. до н.э.). В греческой мифологии М.- волшебница, дочь царя …
  • ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
    культура, термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое - культура эпохи эллинизма и типологическое - культура, возникшая в результате взаимодействия греческих …
  • КОНИЧЕСКИЕ СЕЧЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    сечения, линии, которые получаются сечением прямого кругового конуса плоскостями, не проходящими через его вершину. К. с. могут быть трёх типов: …
  • ЭПОС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    в обычном словоупотреблении совокупность эпических произведений, с точки зрения теории поэзии, непрерывно повторяющийся в нас психический процесс претворения образов внешнего …

В ГМИИ с 29 апреля по 27 июля проходила выставка мастеров эпохи Возрождения из Академии Каррара. Небольшая коллекция, 58 работ, охватывающих период с середины XV до середины XVI века. Этой выставки Россия ждала шесть долгих лет. Благодаря тому, что пять лет крупнейший музей северной Италии находится на генеральной реконструкции, появилась возможность организовать всемирное «турне» самых знаменитых картин из этого собрания. Обычно музеи не позволяют себе отправлять на выставки такого количества работ, да еще из числа самых известных. Данная выставка была собрана специально для московского музея. Главным критерием в подборе картин для экспозиции в Пушкинском было стремление как можно шире представить итальянское Возрождение.

На выставке можно было увидеть три разных периода итальянского Ренессанса: его зарождение, расцвет и угасание. Сложность состояла в том, что картины художники кватроченто писали не на полотнах, а на холстах - соответственно, перевозка и хранение их требует особой осторожности и специальных условий. В Москву работы были доставлены в специально разработанных капсулах с установленным в них нужным температурным режимом. По словам экспертов, эта выставка — важнейший итальянский проект со времен прогремевшей в 2005 году выставки «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича».

Академия была названа в честь графа Джакомо Каррара, подарившего в 1793 году свою коллекцию живописи, которая насчитывала полторы тысячи работ, Бергамо — городку, входившему в те времена в состав Венецианской республики. Граф Джакомо Каррара купил старинную таверну «Ла Кампана». Это заведение, пользовавшееся дурной славой, находилось рядом с дорогой, которая вела к стоявшему на холме городу. Граф открыл в бывшей таверне художественную школу. По его указанию в здании возвели большую внутреннюю лестницу, повсюду развесили картины из его собрания, служившие ученикам примерами для подражания. Как в галереях XVIII столетия, картины плотно покрывали все стены от пола до потолка, их размещали даже над дверями и в простенках между окнами.

Коллекция Академии Каррара — объединенные собрания дарителей, среди которых на первых ролях — «триумвират»: кроме картин, принадлежавших Джакомо Каррара, работы, поступившие в 1866 от Гульельмо Локиса по завещанию (в 1840-х он был бергамским мэром — подестой), и, в конце XIX века — картины от Джованни Морелли, врача, знатока искусства, сенатора. Джованни Морелли начал покупать медали XV века вместе с "утварью", чтобы доказать, что "в благословенные времена искусство не было отделено от повседневной жизни". Морелли также писал под псевдонимом Иван Лермольеф (фамилия Лермольев - - квазианаграмма фамилии Морелли), выдавая свои сочинения за труды некоего русского. Его писаниями зачитывалась вся Европа, включая Зигмунда Фрейда и Артура Конан Дойля. Джованни Морелли находил достойные внимания произведения в самых неожиданных местах, например: ценнейшие работы тосканских мастеров XV столетия он обнаружил в римском ломбарде.


Джованни Морелли, картина Франца фон Ленбаха (1886)

В первом разделе представлены произведения первой половины XV века — периода, когда в творчестве художников сочетаются черты интернациональной готики, долгое время господствовавшей в Европе, и черты новые, предвещающие завоевания ренессансного искусства.

Две картины Джованни д’Алеманья. «Мученичество святой Аполлонии - Ослепление» и «Мученичество святой Аполлонии Вырывание зубов» поступили в галерею по завещанию Антониетти Ноли, вдовы Карло Маренцы в 1901 году. Картины написаны на деревянной основе темперой.


Джованни д’Алеманья. Мученичество святой Аполлонии (Ослепление), около 1440-1445, дерево, темпера

В момент их приобретения в Бергамо обе картины были известны как мученичества святой Аполлонии и мученичества святой Люсии. Позднее было доказано, что обе панели, вместе с двумя другими, которые находятся в Вашингтоне и Бассано дель Граппа, принадлежали к запрестольному образу, посвященному жизни святой Аполлонии. Святая Аполлония Александрийская была одной из первых христианских мучениц, выдержала жестокие пытки и отказалась отречься от христианства. Как пишет в «Церковной истории» Евсевий Памфил: «Язычники схватили также Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь её живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела». Святая Аполлония скончалась 9 февраля 248 или 249 года. Исходя из характера мучений атрибутами святой Аполлонии стали зубы или щипцы. В день памяти святой Аполлонии отмечается международный день стоматолога. Мы видим необыкновенно тонкую живопись, богатство деталей, часто сказочных, говорящих о понимании красоты. Художник пощадил нас и не показал ужасных подробностей.


Джованни д’Алеманья. Мученичество святой Аполлонии (Вырывание зубов), около 1440-1445, дерево, темпера

Портрет Лионелло д’Эсте (1441) — картина итальянского художника Пизанелло, изображающая маркиза Феррары Лионелло д"Эсте. (1407 - 1450), просвещённого правителя, поэта, увлечённого коллекционера, одного из самых привлекательных фигур в истории этого времени.

Пизанелло был придворным художником Феррары, и портрет Лионелло д"Эсте (один из первых ренессансных станковых портретов) принадлежит к числу примерно пяти его живописных работ, которые известны в мире. От работ Пизанелло очень мало что сохранилось и только по документам можно судить, что он был художником общеитальянской славы. Этот художник стоит на границе двух эпох - поздней готики, которая еще царила в северной Италии, и эпохи Ренессанса.


Антонио Пизано Пизанелло. Портрет Лионелло де Эсте. 1441. Академия Каррара, Бергамо

Не очень красивому лицу Лионелло — с чрезмерно утонченными линиями губ и подбородка и горбатым носом — художник приписывает рыцарские черты. Фигура в костюме багряного цвета сливается с декоративным фоном, становясь частью этой ювелирной композиции. Лионелло д’Эсте изображён погрудно в профиль на фоне диких роз. Есть предположение, что изображение розы — отсылка к прозвищу герцога, данному его учителем Гуарино да Верона — «цветок принцев». Гуманист Лодовико Карбоне так писал о нём: «Я никогда не мог смотреть без слёз на портрет Лионелло, который написал Антонио Пизано, так он сумел собрать в нём самые глубокие следы человеколюбия.» Портрет был создан в результате соревнования между Пизанелло и Якопо Беллини, произошедшего в Ферраре летом 1441 года. Известен отзыв Лионелло д’Эсте о работах художников: «Вы помните, как Пизанелло и Беллини, прекраснейшие живописцы нашего времени, недавно отличились разными способами в портретировании моего лица. Один из них добавил большую выразительность моим чертам, в то время, как другой изобразил их более бледно но не менее тонко» Победителем соревнования был признан Якопо Беллини, но портрет, выполненный им, не сохранился.

Франческо ди Стефано, прозванный Пезелино, создал в середине XV столетия несколько картин, посвященных Гуальтьери и Гризельде. Возможно эти композиции были созданы для кассоне, свадебных сундуков, в которых закладывались одежды невесты, а на стенках сундуков писались картины.


Франческо ди Стефано, прозванный Пезеллино. «Гуальтьери и граждане Салуццо». 1445-1450. Дерево, темпера

Изображения взяты из знаменитой десятой новеллы десятого дня «Декамерона» Боккаччо, в которой рассказывается история несчастной девушки Гризельды. Граждане уговаривают правителя Гуальтьери жениться, чтобы не остаться без наследника. Он соглашается, но ставит условие: его женой должна стать бедная девушка. Он готовит будущей невесте невиданные испытания, и все это Гризельда терпит, после чего становится его женой. Рассказ о страданиях бедной Гризельды превращен Пезеллино в гармоничную картину, где "сладостное искусство перспективы" уживается с опытом церковных росписей Беато Анджелико.


Франческо ди Стефано, прозванный Пезеллино. «Гуальтьери отправляется на охоту, встреча Гуальтьери с Гризельдой». 1445-1450. Дерево, темпера

Джакомо Каррара приобрел панели Маэстро деи Картеллини «Святой Павел и Святой Петр» в те времена, когда при реконструкции многих храмов уничтожались шедевры живописи эпохи Возрождения. Предположительно эти, монументально стоящие, святые были когда-то частью алтаря в монастырской церкви Сант-Агостино в Бергамо. Алтарь находился в церкви до конца восемнадцатого века и в путеводителях ему приписывалось авторство Антонио Виварини (Антонио да Мурано). До 1797 года полиптих был демонтирован.


Маэстро деи Картеллини. Святой Павел и Святой Петр. 1445-1455 темпера, золото, дерево, гипс, бумага, кожа.

Святые изображены в натуральную величину на фоне золотых небес и зеленой листвы. Святой Павел с мечом - атрибутом своего мученичества, который выполнен в технике Пасти́лья (от итал. pastiglia — «лепешка, комок теста» — итальянское название техники лепного рельефа, в частности рельефного декора, вылепленного из гипса или стукко и помещённого на деревянную панель, сундук-кассоне или на кессонах деревянного потолка. Рельеф пастилья расписывают красками или покрывают позолотой). Таким образом художник стремился приблизить изображение к зрителю. Святой держит раскрытую книгу, на страницу которой непосредственно на поверхность картины наклеен лист с надписью из Второго послания Павла к Коринфянам: «Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит». Святой Петр изображен с ключами и закрытой книгой, в роскошном золотом переплете, его атрибуты также выполнены в технике Пасти́лья. Книга представляет новозаветные послания, приписываемые Петру. В центре алтаря когда-то была доска с изображением Христа Спасителя. Святой Петр и святой Павел, предположительно, располагались справа от Иисуса Христа. Остальные доски с изображениями других святых находятся в разных коллекциях в Италии.

Панели с изображениями ангелов, несущих орудия Страстей Христовых работы Маэстро деи Картеллинибыли частью того же алтаря, которому принадлежали доски с изображениями святого Петра и святого Павла.


Маэстро деи Картеллини. Ангелы с орудиями страстей, 1445-1455, дерево, темпера

Небольшая по размерам картина «Мадонна Смирение» принадлежит кисти художника Беноццо Гоццоли, известного своими фресками во Флоренции. Мадонна Смирение (Madonna dell Umilta) - один из традиционных типов изображения Богоматери в итальянской живописи, начиная с XIV века. Дева Мария представлена сидящей на земле, на небольшой подушке, являя тем самым истинный образец смирения. Средневековые теологи почитали смирение тем зерном, из которого произрастают другие добродетели; от Марии «произрос» Христос.


Беноццо ди Лезе ди Сандро, прозванный Беноццо Гоццоли. «Мадонна Смирение» Около 1449-1450, дерево, темпера, золото

«Мадонна Смирение» приписывалась сначала Фра Беато Анджелико, наверно, потому, что в ней есть черты, присущие и раннему Возрождению и высокому. Доска и темпера, но уже анатомически достоверные фигуры. Совершенно канонический библейский сюжет «Мадонна с младенцем», но уже гвельфская лилия у младенца Христа в руках, то есть Мадонна — не только Мадонна, но еще и Флоренция, и Бог вручает Флоренции лилию как атрибут власти. У ног Мадонны ангелы - один с маленьким органом, другой с лютней. Странное сочетание в пятнадцатом веке, так как - орган —строго духовная музыка, а лютня — строго светская. Примерно за десять лет до создания этой картины духовные и светские инструменты впервые заиграли вместе. Но главное в этой картине — фоны: драпировки, которые можно принять за ткань или листву. Небо на картине Гоццоли кажется и цветущим садом и гобеленом на стене.

Доски Скьявоне, «Св. Иеронима» и «Св. Алексия», приписывали одно время Мантенье. Одна из лучших работ Скьявоне. Настояще имя Джорджо Скьявоне - Юрай Чулинович. «Schiavone» — это «славянин», вернее, если говорить о венецианском словоупотреблении, выходец из славянской Далмации, с адриатического побережья. Чулинович уехал доучиваться в Падую. Сохранился его контракт с живописцем Франческо Скварчоне, где Юрай-Джорджо обязуется работать подмастерьем за еду и за обещание со стороны патрона «преподать тайну» своего искусства; он подписан в 1456 году, когда Скьявоне было, по разным подсчетам, то ли 20, то ли 23.


Джорджо Чулинович, прозванный Скьявоне. Святой Иероним. Святой Алессио. 1458-1460

Иероним, которого почитали за его латинский перевод Библии, одет,как паломник - в монашеской рясе с нарамником (длинная или короткая накидка, изготовленная из куска ткани, согнутого пополам, с отверстием для головы; иногда носили с поясом). Яркими пятнами выдляются: кардинальская шляпа за спиной Иеронима, его книга и чернильница, коралловые четки Алексия и крест у него на шее. Из распятий, которые держат в руках оба святых, брызжут яркие капельки крови. Иеронима Скьявоне писал неоднократно, всякий раз воспроизводя один и тот же по-портретному схваченный типаж: старик с окладистой косматой бородой и крупным мясистым носом. В отличие от святого Иеронима, внешность Алессио или Алексия Скьявоне больше нигде не повторял. Алексий, который является покровителем нищих и изображается в лохмотьях, в живописи Кватроченто появляется редко. Неизвестно, настоящее предназначение досок. С обратной стороны хорошо сохранилась окраска черного цвета с темно-красной рамкой, покрытая лаком. Панели довольно тонкие, возможно - это был двери особенно драгоценного кабинета или жалюзи для маленького органа.


Франческо Бонсиньори. Портрет Джан Франческо Гонзага, около 1475, дерево, темпера

Портрет Джан Франческо Гонзага атрибутирован как работа Франческо Бонсиньори. Интересно, что в XIX веке на работу была нанесена монограмма, намекающая на возможное авторство Андреа Мантеньи - увы, недобросовестные торговцы находились всегда. Однако при очередной реставрации выяснилось, что монограмма оказалась нанесена поверх более раннего реставрационного востановления красочного слоя. Исходя из возраста персонажа, работу датируют приблизительно 1475 годом.


Баротолмео Виварини. Полиптих из Сканцо: Троица с двумя ангелами. Мадонна на троне. Святой Петр. Святой архангел Михаил. 1488, дерево, темпера, золото

В "Триптихе из Сканцо" кисти Бартоломео Виварини изображен редкий иконографический сюжет "распятие в лоне отчем": Бог-отец, сидящий на троне, держит распятие с Богом-сыном в окружении ангелов. В нижнем же ярусе триптиха корчится в муках сам дьявол, повергаемый архангелом Михаилом. На центральной панели полиптиха - надпись: «"Factum Venetiis в Barth / olomeum Vivarinum де Muriano / Pinxit. 1488 " (Сделано в Венеции Бартоломео Виварини Мурано / изображено 1488). В 1670 году в Сканцо существовала запись, в которой был упомянут полиптих Виварини. В ходе работ реставраторы обнаружили, что верхняя доска была обрезана. Есть предположения, что она соответствовала полукруглому или треугольному тимпану. Центральная панель с мадонной так же была обрезана со всех сторон.

Широкую известность Карпаччо принесли написанные им циклы живописных композиций, которые предназначались для так называемых скуол, религиозно-благотворительных братств, получивших широкое распространение в Венеции. Картина «Рождество Марии» происходит из Скуолы дельи Альбанези, религиозно-благотворительного братства, объединявшего выходцев из Иллирии. Спасаясь от турок, они переселялись в Венецию. Скуола была основана в 1442 году, а в 1504 году Витторе Карпаччо получает заказ написать серию композиций на тему «Истории Девы Марии». В 1808 году, во время оккупации Венеции Наполеоном, картины были вывезены и разошлись по разным музеям: одна из них - «Рождество Богоматери» - в Академии Каррары в Бергамо.


Витторе Карпаччо и мастерская «Рождество Богоматери» холст, масло Около 1502-1504

Жанрово-религиозная картина Карпаччо, в которой событие из Священного Писания представлено так, как если бы оно произошло в венецианском доме начала XVI столетия, чтобы зритель мог убедиться - библейские события были на самом деле. Интерьер венецианского палаццо с уходящей вдаль анфиладой комнат, подробно описанная обстановка, наводят на мысль, что художник был знаком с фламандской живописью. Карпаччо - любитель деталей. Так - два милых кролика - любопытный в своей двойственности символ: в религиозной живописи кролик олицетворяет целомудрие Мадонны, а в светской - так совсем наоборот, кролик был знаком распутства и атрибутом Венеры. Об образованности Карпаччо говорит тот факт, что в некоторых работах Карпаччо встречаются надписи на древнем арамейском языке. Так, на панели с занавеской и лампой на стене рядом с кроватью - надпись на иврите, "Святой Святой Святой / Блажен тот, кто приходит во имя Господа". Подписывался он довольно часто латинизированным именем Victor Carpathius, эта надпись видна в правом нажнем углу картины.


Витторе Карпаччо. Портрет дворянина, 1495, дерево, темпера

Франческо ди Симоне да Сантакроче писал «Благовещение» для церкви в Спино


Франческо ди Симоне да Сантакроче «Благовещение» 1504

Действие на полотне происходит в доме, интерьер которого написан со строгим соблюдением правил перспективы. Коленопреклоненная Мария погружена в чтение миниатюрного часослова. Принесший весть ангел приближается к Богоматери, в левой руке у него белая лилия - символ чистоты. На полу щегол - символ грядущих страстей Христовых, перед окном парит голубь - символ Святого Духа. За огромным окном открывается вид на венецианскую лагуну так, как она выглядела в XVI столетии и на остров Сан-Джорджо.
(Продолжение следует)