Антонио Гауди: самый загадочный архитектор в истории, который творил чудеса. Биография Антонио Гауди: интересные факты, видео Архитектор испании гауди


Антонио Гауди (25 июня 1852, Реус - 10 июня 1926, Барселона, полное имя: Antonio Gaudi y Cornet ), - выдающийся испанский архитектор, яркий и оригинальный представитель органической архитектуры в европейском модерне. Антонио Гауди выработал новые представления об архитектуре, черпающей вдохновение в формах живой природы, разработал оригинальные средства пространственной геометрии.

Гауди создал многие архитектурные объекты Барселоны.

Немногие архитекторы в мире оказали столь значительное влияние на облик своего города или создали нечто столь знаковое для своей культуры. Антонио Гауди - самый известный архитектор Испании. Творчество Гауди ознаменовало высший расцвет испанского модерна. Отличительная особенность стиля Гауди заключается в том, что органические, природные формы (облаков, деревьев, скал, животных) стали источниками его архитектурных фантазий. Мир природы у Гауди стал главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач. Антонио Гауди ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; он избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога. Гауди объявляет войну прямой линии и навсегда переселяется в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.


Антонио Гауди родился 25 июня 1852 г . в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье, принадлежащей к роду потомственных каменщиков. С 1868 г . жил в Барселоне, где в 1873-1878 гг. занимался в Высшей технической школе архитектуры. Гауди изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и др.) в мастерской Э. Пунти.


В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Антонио Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям, представлениям Гауди и, можно сказать, на долгие годы стало творческим кредо архитектора.




Но в еще большей степени Гауди испытал воздействие реальной местной готики с ее живописным сочетанием европейских и восточных, мавританских мотивов.



В 1870-1882 гг. выполнял прикладные заказы (эскизы оград, фонарей и т.д.) в мастерской архитекторов Э.Салы и Ф Вильяра. Первая самостоятельная работа Гауди (фонтан на площади Каталонии, 1877 г .) выявила яркую причудливость декоративной фантазии автора.


В 1880-83 гг. было построено здание по его проекту - Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей. Дом, построенный для владельца керамической фабрики М. Висенса - Каса Висенс (1878—80), был похож на сказочный дворец. В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приёмы: изобилие керамической отделки; пластичность, текучесть форм; смелые комбинации разностильных элементов; контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей.


Дом Висенс - это диалог с арабской архитектурой. Асимметричное решение фасадов, ломаная линия крыши, геометрический орнамент, кованые решетки на окнах и балконах, яркий колорит за счет керамики - вот отличительные черты Каса Висенс.





В 1887-1900 гг. Антонио Гауди осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887-1893 гг. ; Каса Ботинес в Леоне, 1891-1894 гг.; и др.), придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер. Антонио Гауди выступал и как реставратор.




В 1883—1885 годах по проекту Гауди создается Эль Каприччо (кат. Capricho de Gaudí) — летний особняк на Кантабрийском побережье в местечке Комильяс близ города Сантандера. В конструктивном плане в проекте использовано горизонтальное распределение пространства, жилые помещения выведены окнами в долину, нисходящую к морю. В цокольном этаже размещены кухня и хозяйственные службы, на первом этаже располагаются просторные залы, курильная, жилые помещения и несколько гостевых спален с отдельными ванными комнатами. Через галерею из любой спальни можно попасть в сердце здания — салон-гостиную с двухуровневым потолком.



Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Главный фасад подчеркнуто выделен в цоколе окрашенной в охряные и серые цвета рустикой с грубым рельефом. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.


В 1883 г . Гауди познакомился с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем , который стал для него не только основным заказчиком и покровителем, но и лучшим другом. В течение 35 лет, до самой смерти мецената, архитектор проектировал для его семьи всё необходимое для жизни: от предметов домашней утвари до особняков и парков. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.




Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).




В 1884—87 гг. создал ансамбль усадьбы Гуэля под Барселоной. Облицовка стен мозаикой из колотой керамической плитки стала отличительной чертой построек Гауди. Наиболее знаменитые сооружения парка Гуэль на усадебных землях (1900—14) - т. н. «Греческий храм» (помещение для крытого рынка), в котором архитектор возвёл целый лес из 86 колонн, и «Бесконечная скамья» длиной несколько сотен метров, извивающаяся, словно змея.


В этом парке Гауди попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре. Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.




Печатью гениальности зодчего отмечена знаменитая криволинейная скамья Зала ста колонн и дом-музей самого архитектора, женский монастырь св. Тересы (Convento Teresiano) и дом Кальвет ( La Casa Calvet ).


В 1891 архитектор получает заказ на строительство нового собора Барселоны - Саграда Фамилиа (храм "Святого Семейства"). Храм Саграда Фамилиа стал высшим плодом фантазии мастера. Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Антогио Гауди с 1910 г . целиком на ней сосредоточился, разместив здесь свою мастерскую.



Стиль, в котором выполнен собор, отдаленно напоминает готику, но вместе с тем, это что-то совсем новое, современное. Здание собора Саграда Фамилиа рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов. Храм должен был превратиться в центр католической религии. С самого начала строительство храма поддерживал Папа Леон XIII.


Работы над созданием храма Саграда Фамилиа начались еще в 1882 г . под руководством архитекторов Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar). В 1891 г . строительство возглавил Антонио Гауди. Зодчий сохранил план своего предшественника — латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, но внес свои изменения. В частности, им была изменена форма капителей колонн крипты, высота арок увеличена до 10 м , лестницы перенесены им в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения. Он постоянно дорабатывал замысел в ходе строительства.


По замыслу Гауди, храм Святого семейства (Саграда Фамилиа) должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный — Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения.


Порталы и башни храма Саграда Фамилиа (Sagrada Familia) оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.


Несмотря на то, что Гауди строил храм Саграда Фамилиа на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена.


Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора Саграда Фамилиа продолжается и сегодня. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г .




Одно из самых популярных сооружений Гауди - дом Батло (1904-06) - плод причудливой фантазии, имеющей чисто литературное происхождение. В нем разработан сюжет - Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет. На кровле установлены башенка и несколько групп дымовых труб разнообразных сложных форм, облицованные керамикой.



Каса Батло - лирическое творение, где виртуозно используются гармония цвета и пластическая фактура материала. Архитектурно-скульптурный декор кажется состоящим из живых, застывших только на мгновение форм. Символика живого завершается в оформлении крыши в виде спины дракона.




К числу шедевров современной архитектуры причисляют дом Мила (1906-10), одна из известных построек модерна, получившая название "Ла Педрера" (каменоломня), обусловленное странностью этого сооружения. Это - расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами.




Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль.


Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как "свободный план". Кровля опирается на аркады. На крыше дома установлена терраса, скорее, обходной путь сложной композиции, который позволяет любоваться каменным "зверинцем" на кровле дома, состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, имеющих сложное пластическое решение биоморфного характера. В целом декоративном решении дома отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектуры стиля модерн.


В знаменитом Каса Мила (доме семейства Мила) в Барселоне (1906—10) Гауди намного опередил своё время, создав сооружение, где воплотились идеи гибкой планировки (всю нагрузку несёт каркас, а внутренние перегородки могут распределяться свободно). Для каркаса были изготовлены специальные криволинейные балки, создающие ощущение упруго пружинящих опор массивных стен. Волнистые формы фасада были дополнены причудливыми балконными оградами; на крыше архитектор поместил целый «сад скульптур»: дымовые трубы и вентиляционные шахты были замаскированы каменными изваяниями, напоминающими сказочных великанов. Жители Барселоны назвали дом «Ла Педрера» («Каменоломня»).



Антонио Гауди погиб в Барселоне 7 июня 1926, сбитый трамваем неподалеку от собора Sagrada Familia. В бессознательном состоянии, в ветхой одежде, его доставили в больницу Святого Креста — специальный приют для бедных, из которого ему уже не суждено было выйти, чтобы продолжать украшать мир гением своего мастерства. Останки его покоятся в склепе собора Саграда Фамилиа.


Антонио Гауди, по словам многих искусствоведов, стал «Леонардо да Винчи 20 века», воплотив в себе качества не только гениального архитектора, художника, но и блистательного изобретателя.










Парк Гуэль










Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реусе, недалеко от Таррагоны в Каталонии (Испания). Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он пронёс через всю жизнь, поэтому некоторые его дома напоминают замки из песка. Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве, проводил много времени в общении с природой. Ограниченная из-за болезни подвижность обострила наблюдательность будущего архитектора, открыла ему мир природы, ставший главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач. Антонио любил подолгу наблюдать за горами, облаками, цветами, улитками. Мать Гауди прививала мальчику любовь к религии. Она внушила ему, что раз уж Господь оставил ему жизнь, то Антонио обязательно должен выяснить для чего.

В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Высшую школу архитектуры, которую окончил в 1878 году. Это было учебное заведение нового типа, в котором преподаватели делали все, чтобы обучение не превратилось в рутину. В Школе студенты поощрялись, имея возможность участия в настоящих проектах, а практический опыт всегда очень ценен для архитектора. Занимался Антонио с удовольствием и энтузиазмом, по вечерам засиживался в библиотеке, выучил немецкий и французский языки, для того чтобы иметь возможность читать литературу по профилю. Антонио был одним из лучших учеников, но никогда не был любимым.

В 1870-1882 годах Антонио Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т.д.), проектировал также мебель для собственного дома.

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля , и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики - французского архитектора и писателя Виоле ле Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность - начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского - от классической Евклидовой.

В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, а также испанского архитектора Марторела, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы» - нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия):

В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приёмы:

изобилие керамической отделки;

пластичность, текучесть форм;

смелые комбинации разностильных элементов;

контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей.

Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия):

Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.

К этому же периоду относится компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона) - единственное здание, признанное и любимое горожанами при его жизни:

Также в эти годы появляются следующие проекты:

● Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона) в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле:

Неоготический епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон):

Дом Ботинес в неоготическом стиле (Леон):

Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем . Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету. Антонио выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона). В этх работах Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектики XIX столетия, объявляя войну прямой линии и навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Однажды Гуэль задумал реконструкцию своего летней загородной резиденции. Для этой цели он расширяет свои владения, приобретая еще несколько участков. Заказ на перестройку загородного дома он отдает Антонио Гауди, поручая ему переделать парк, реформировать загородный дом, возвести ограду с воротами, построить новые павильоны на въезде в усадьбу, так же архитектору было поручено построить конюшню с крытым манежем. Сейчас этот комплекс носит название Парк Гуэля .

Как и все последующие работы Гауди, эти постройки глубоко символичны, здесь нет никаких случайных деталей. В основу замысла архитектора лег миф о волшебном саде Гесперид. Этот миф получил отражение в поэме “Атлантида” каталонского автора Жасинта Вердагера, который часто посещал в усадьбу Гуэлья. В поэме описывается один из подвигов Геракла, которому царь Микен, желая испытать силу Геракла, приказал добыть золотые яблоки из сада, который тщательно охранялся. Самая интересная, сохранившаяся часть усадьбы - ворота в виде дракона. По легенде кровожадный дракон Ладон охранял вход в сад, где росло дерево с золотыми яблоками, дарующими вечную молодость и бессмертие.

Ещё одно строение Гауди для своего мецената и друга - дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля :

С завершением строительства дворца Антонио Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь».

В то время Антонио Гауди еще работал чертежником в архитектурном бюро у своего бывшего преподавателя Высшей Архитектурной школы - Вильяра. Это тоже сыграло интересную роль в дальнейшей жизни Гауди. Дело в том, что строительство Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Famнlia) в Барселоне шло уже несколько лет. И когда встал вопрос о замене архитектора, Вильяр предложил кандидатуру Гауди. Как ни странно, Церковный Совет ее принял. Антонио основал свое архитектурное бюро, набрал штат помощников и с головой окунулся в работу ( )

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, без всяких усилий пролагающего новый путь в архитектуре. Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого. Одним из таких домов стал дом Каса Мила - пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя. Дом более известный под названием Ла-Педрера, что переводится как каменоломня. Проект заказал предприниматель Педро Мила-и-Кампс. Ему необходим был дом, квартиры которого он мог бы сдавать. Гауди спланировал волнистый фасад. Железные конструкции облицовывались тесаным камнем, который вырубали неподалеку в провинции Барселоны:

Проектирование началось в 1906 году, и архитектор со свойственной ему скрупулезностью выверял все линии. Он проектировал пространство так, чтобы соседи чувствовали себя максимально изолированно друг от друга, кроме того если хозяин дома задумал бы превратить его в отель, то никаких проблем тоже не должно было возникнуть. Тем ни менее Педро Мила выражал нетерпение и всячески подгонял. Но препоны возникали на каждом шагу. Так, контролирующие органы были недовольны колонной, которая на полметра выдавалась на тротуар. Они требовали ее убрать. Гауди бился за каждую деталь своего проекта. Он пригрозил, что если ему все же придется убирать колонну, то на месте, где она должна была быть, он напишет, кто именно виновен в её отсутствии.

Затем возникли проблемы с размерами. Высота сооружения на четыре метра превышала разрешенные. Появилось требование урезать чердак. В случае невыполнения требования на владельца налагался штраф, который соответствовал пятой части всего проекта. Была создана комиссия, которая признала здание огромной ценностью и таким образом все это разногласие с законом было урегулировано.

Дом Мила строился три года. Пока шла работа, богатый Пере Мила стал бедным, поскольку уже заплатил 100 тысяч песет за нарушение архитектором всех норм строительства. Поэтому ближе к завершению он не выдержал и сказал: «Платить не буду». Гауди ответил: «Ну, сам тогда и достраивай». После чего они разошлись, похлопывая по пустым карманам, понося друг друга и передавая дело в суд. Зато последующие поколения теперь могут теперь вдохновляться и наслаждаться прекрасным памятником архитектуры.

Похожий по духу проект Гауди - Дом Бальо (Casa Batllу) - живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии, имеющей необычное происхождение: в нем разработан сюжет - Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет. Над крышей возвышается башня в виде копья, вонзающегося в драконье тело. Также дом Бальо известен как «Дом костей» :

С обор Святого Семейства - Саграда Фамилиа - стал самым известным произведением Антонио Гауди, хотя не он его начинал строить и не он его закончил. Но для самого архитектора эта работа стала кульминацией его жизни и творчества. Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Антогио Гауди с 1910 г. целиком на ней сосредоточился, разместив здесь свою мастерскую.

По замыслу Гауди, храм Святого семейства должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный - Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения. Порталы и башни храма Саграда Фамилиа (Sagrada Familia) оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.

Несмотря на то, что Гауди строил храм Саграда Фамилиа на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена. Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора Саграда Фамилиа продолжается и в наше время. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г.

Макет будущего Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Famнlia) в Барселоне, составленный из подвешенных мешочков с песком, смогли «прочитать» только современные компьютеры! Соединив точки-мешки, исследователи получили пространственную модель собора. Кроме того, чтобы не «резать» помещение на части, Гауди придумал собственную безопорную систему перекрытий, и только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные операции. Это была программа NASA, рассчитывающая траектории космических полётов.

Последние годы зодчий провёл как аскет-отшельник, полностью посвятив все свои силы и энергию на создание бессмертного собора Святого Семейства - Саграда Фамилиа, который стал высшим воплощением не только его уникального таланта, но и истовой веры. Он так тщательно отделывал завершения башен храма, чтобы ангелам приятно было на них смотреть.

В конце жизни Антонио Гауди сильно заболел. Подхватил бруцеллез или мальтийскую лихорадку, диагностировать которую трудно и сегодня. Медики считают, что «бруцеллез отличают резкие смены настроения, приводящие к суицидальной депрессии. Перемежаясь со вспышками гнева и периодами рассеянности, это подавленное настроение сопровождается физическим истощением, мучительными головными болями и болезненным артритом». Лекарства против этой болезни не было. Может быть, этим и можно объяснить, почему Гауди так сильно изменился в худшую сторону. Он разгуливал в обвисших пиджаках, а брюки болтались вокруг ног, которые он от холода обматывал бинтами… И никакого нижнего белья! Впрочем, и верхнюю одежду он не менял, пока та не превращалась в лохмотья. Ел великий архитектор то, что сунут в руку на ходу - кусок хлеба, например. Если ничего не совали, ничего и не ел. Когда очень долго ничего не ел, то ложился и начинал умирать. Но приходил кто-нибудь из учеников, менял на нем одежду, кормил…

7 июня 1926 года 73-летний Гауди был сбит трамваем и потерял сознание. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Вскоре от полученных травм Гауди скончался.

Смотрите видео-презентацию самых знаменитых произведений Гауди:

Гауди также был довольно необычным человеком. Фактрум рассказывает о великом архитекторе в подборке увлекательных фактов из его биографии.

Антонио Гауди

1. Любовь к ботанике создала архитектора

Слабый, страдающий ревматизмом ребёнок, Антонио Гауди рано открыл для себя мир фантазий, научился внимательно наблюдать и понимать язык природы. Это послужило основой для многих образов и идей молодого архитектора и дало ему чувство родины (он на всю жизнь сохранил верность друзьям детства, да и помощники его в основном происходили из Реуса, Таррагоныи окрестностей; это служило для Гауди более чем достаточной рекомендацией).

Ещё в детстве Гауди всерьез увлекся ботаникой. Он искренне интересовался растениями и насекомыми, их опыляющими. Своё финальное школьное сочинение испанский архитектор посвятил пчёлам. Позже его первым учебным проектом в Барселонской школе архитектуры стали ворота кладбища, которые должны былы отделить мир мёртвых от мира живых.

2. Ненависть к прямым линиям и обыденности

Гауди просто ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его до сумасшествия. Он избегал прямых линий, считал их порождением человека, а круги для него были порождением Бога. Эти жизненные принципы помогли оставить ему после смерти восемнадцать прекрасных архитектурных творений, каждое из которых привлекает огромное внимание туристов.



У Гауди были разные глаза: один - близорукий, другой - дальнозоркий, но он не любил очки и говорил: «Греки очков не носили». Может быть поэтому привычные для всех архитекторов чертежи у Гауди выглядели несколько иначе. Все свои проекты, от плитки на мостовой, скамейки и ворот и до собора Святого Семейства (Саграда Фамилия) Антонио проектировал в виде своеобразных макетов, которые с помощью зеркал превращались в трёхмерные модели.

3. Любовь всей жизни

Гауди никогда не был женат. За всю жизнь Гауди известна только одна женщина, которой архитектор оказывал знаки внимания - Жозефина Моро, работавшая учительницей в рабочем поселке. Она не ответила взаимностью и Гауди с головой ушел в католичество.

В молодости архитектор был рьяным антиклерикалом, носил дорогую одежду, следил за внешним видом. Последние годы зодчий провёл как отшельник, полностью посвятив все свои силы и энергию на создание бессмертного собора Святого Семейства, который стал высшим воплощением не только его уникального таланта, но и истовой веры. К слову, свои последние годы жизни он проживал именно в нём, оставив своё привычное жилище, разместившись на стройке в спартанских условиях.

4. Талант во всём

Гауди был не только архитектором, он также был художником в высшем смысле этого слова. Он проектировал не только здания, но и удивительную мебель, причудливые решётки оград, ворот и перил. Своё поразительное умение мыслить и чувствовать в трёх измерениях объяснял наследственностью: отец и дед - кузнецы, один дед матери - бондарь, другой моряк - «люди пространства и расположения». Его отец был медником, и этот факт, несомненно, оказал влияние на пристрастие Гауди к художественному литью. Многие поразительнейшие творения Гауди сделаны из кованого железа, зачастую его собственными руками.



Например, руками Гауди совместно со столяром-краснодеревщиком Жуаном Мунне была сделана садовая скамья из искусственного камня. Она была предназначена для парка Гуэль. В оригинальном дизайне этой уникальной скамьи сочетается всё, что вкладывал Гауди в каждый свой труд: тут вам и необычные пропорции, и плавный рисунок линий, навеянных органическими формами. А главное, в соответствии с принципами искусства модерна, все эти эстетически изыски сочетаются со строгим выполнением чисто функциональных требований к эргономичности.

5. Строительство сроком в 140 лет

После нелепой смерти в 1926 году 73-летнего Гауди под колесами трамвая, его похоронили в крипте Саграда Фамилия. Строительство собора не оборвалось, однако темпы заметно снизились. А в 1936 году в Испании разгорелась война и строительство ненадолго прервалось.

Анархисты уничтожили почти все чертежи и макеты, оставленные Гауди для последователей строительства его детища, устроив пожар в мастерских. Но строительство храма продолжилось через 20 лет и длится до сих пор на средства и пожертвования людей. В настоящее время строительство возглавляет каталонский архитектор и живописец Жузеп Мария Субиракс.


Интересно что знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл отнесся к тому акту вандализма вполне положительно. Собор, по его мнению, вообще следовало взорвать. Оруэлл считал творения архитектора самыми уродливыми сооружениями в мире, а торчащие шпили злорадно называл бутылками портвейна. К счастью, с этим мнением согласны были далеко не все.


Lloretmar.ru

Сальвадор Дали, наоборот, восхищавшийся работами архитектора и даже организовал в 1956 году в парке Гуэля чествование Гауди. Это позволило собрать дополнительные средства на продолжение строительства Саграда Фамилия. Любовь всей жизни Гауди продолжает жить.

Человек, страдавший ревматизмом, который мешал ему наслаждаться жизнью. Потерявший всю свою семью и живший в одиночестве, ни когда не был женат. Кто он? Аскет или ограниченный болезнью человек? Он Антонио Гауди-великий художник, архитектор! Антони Гауди-и-Курнет был рожден 25 июня 1852 года в городке Реусе, в Каталонии. В семье уже росло четверо детей, Антонио стал самым младшим. Мастер отмечает, что именно в детском возрасте в мастерской отца к нему пришло вдохновение.

В 1970 году Гауди поступил в провинциальную школу архитектуры в Барселоне, которую успешно окончил в 1978 году. С 1970 по 1882 год будущий мастер выполнял чертежи в мастерской Эмилио Сала и Франциско Вильяра, разрабатывал чертежи мелких элементов городской архитектуры . Главным увлечением Гауди становится создание для собственного дома.

В Европе в это время царил неоготический стиль. Этот переод характеризуется бурным началом реконструкции и восстановление церквей и памятников архитектуры . Здесь же и формируется индивидуальный и неповторимый подчерк Гауди.

Одними из первых прославленных проектов строятся нарядный Дом Висенс в Барселоне, Эль Каприччо в Кантабрии, а также псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона). Эти дома сочетания богатства и модерна, неповторимости и уникальности.

По стечению обстоятельств другом Антонио Гауди становится текстильный магнат Эусеби Гуэль. Взамен дружбы Гауди получает возможность не обращать на сметы своих проектов , а Гуэль неординарные и необыкновенные творения. Гауди строит для семьи Гуэля часовни, винные погреба, дома и фантастические парки, такие как фантастический Парк Гуэля (Барселона).

Именно в этот период Гауди становится самым модным архитектором , у которого появились заказчики, готовые потратить все свое состояние на причудливой формы архитектурные объекты мастера. Барселона сильно преобразилась благодаря "текучей" архитектуре Гауди. Яркими примерами могут служить Дом Мила, фантазийный Дом Бальо.

Страшна и нелепа была смерть архитектора. 7 июня 1926 года 73-летний Гауди шел в церковь Сант-Фелип-Нери. Он был прихожанином этой церкви. На пути его сшибает трамвай. Извозчики, приняв Гауди за нищего старика, отказывались отвезти в больницу. В итоге его отвезли в больницу для нищих, где оказали соответствующую для этого слоя населения медицинскую помощь . Только через день его нашел капеллан собора Саграда-Фамилия Мосен Хиль Парес-и-Виласау. Но состояние мастера было настолько плохим, что последующее лечение не смогло ему помочь.

Испанский архитектор Гауди и его дома, ставшие знаковыми в мировой архитектуре, превратили столицу Испании, Барселону, в арихитектурную жемчужину. В каком стиле работал уникальный, одарённый человек, соединявший в себе дополнительно художника, скульптора и строителя? В чём скрыта тайна его творчества? Какова судьба гения?

Гауди — стиль на службе у традиций

Основоположник собственного архитектурного стиля Антонио Гауди-и-Корнет

Каталонский зодчий, родившийся 25 июня 1852 года, своим творчеством выражал особенности культуры своей родины через слияние архитектурных стилей и традиций. Он не вписывается ни в одно архитектурное течение. Его творчество неповторимо и полностью отличается от общепринятых концепций. А сила эстетического переживания творений Гауди со временем становится только больше.

В его структурах нет ни одной прямой линии. Архитектурные формы перетекают из одной в другую. Он скромно строил по законам Природы и не стремился её превзойти.

В чём заключена оригинальность стиля Гауди?

В 1878 году директор Барселонской Архитектурной Школы Elies Rogent на церемонии выпуска сказал об Антонио: «Мы дали этот академический титул либо болвану, либо гению. Время покажет». Поначалу Гауди без успеха участвовал в конкурсах, изучал ремёсла, проектировал ограды, фонари, мебель.

«Нет ничего придуманного, все изначально существует в природе. Оригинальность - это возвращение к истокам,» - говорил о своих работах мастер. Визитной карточкой стиля Гауди стала выражение природных форм в архитектуре.

Стиль Гауди — это

  • мир неровных поверхностей, какие мы наблюдаем в природе;
  • конструкторские решения, предложенные природой;
  • декоративность, существующая в природе;
  • продолжение пространства, созданного природой.

Через пять лет после окончания Архитектурной школы в Барселоне он получил свой первый важный заказ от владельца керамической фабрики Мануэля Висенса.

Лиха беда — начало: дом магната-керамиста Висенс

Casa Vicens (1883-1888 гг.) — жилой дом для владельца керамической фабрики, что четко отражено в фасаде «trencadis» (т.е. использование керамических отходов). Гауди украсил фасад дома мозаикой из кусочков плитки, что было совершенно необычным в использовании строительных материалов.

В это время в Европе наблюдался интерес к неоготическому стилю с девизом «Декоративность - начало архитектуры». Гауди в своих работах тоже придерживался этого правила. Его работа в то время напоминала мавританский (или мудехарский) стиль архитектуры, представляющий собой уникальную смесь мусульманского и христианского дизайна в Испании.


Частный дом один раз в году, 22 мая, открывает двери для посетителей. Каждый может оценить детально проработанный дизайн здания, начиная с мозаики внешней отделки, и заканчивая витражами и росписью стен.

Невероятная удача и единственная безответная любовь Гауди

В 1878 году Антонио Гауди решил продемонстрировать свои работы на Парижской всемирной выставке. Его творчество произвело впечатление на самого богатого человека Каталонии, эстета и мецената, Эйсеби Гуэлья. Он предоставил Антонио то, о чём мечтает каждый творец: полную свободу самовыражения с неограниченным бюджетом!

Гауди выполняет для семейства проекты

  • павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны;
  • винных погребов в Гаррафе,
  • часовни и крипту колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо);
  • фантастического парка Гуэлья и его дворца в Барселоне.

Это был лучший и одновременно печальный период в личной жизни архитектора. Единственная девушка, оказавшаяся достойной его внимания, Жозефа Мореу, не ответила ему взаимностью. Приняв судьбу, Гауди полностью посвятил себя творчеству и религии.

Королевский сад в стиле Гауди

Первым крупномасштабным проектом Гауди, выполненным для своего великого покровителя, Эйсеби Гуэля, были павильоны усадьбы. Строительство велось между 1883 и 1887 годами. Ландшафтный дизайн парка летней резиденции графа, ставший сегодня парком Королевского дворца, входные ворота, павильоны, конюшни несут характерные особенности раннего периода творчества.

Самой интересной работой в комплексе оказались северные чугунные ворота. Они украшены растительными мотивами в стиле , и медальоном с буквой «G». Впечатляющая особенность — большой кованый железный дракон со стеклянными глазами.

Это тот самый Ладон, который превращается за кражу золотых яблок в созвездие Серпенов. Его фигура соответствует расположению звёзд в созвездии.

Дворец Гуэлья (Palau Güell) (1885-1890 гг)

Резиденция семьи мецената стала первым зданием архитектора, в котором структурные элементы выполняют и декоративную функцию. Антонио использует в качестве декора стальные несущие конструкции.

На фасаде здания выделяются две пары больших ворот, через которые конные экипажи и повозки могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.

Душа творца ищет новые формы. Снаружи дом имеет спокойный фасад, напоминающий веницианский палаццо. Но интерьер и крыша компенсируют недостаток элементов стиля Гауди в экстерьере.


Гостиная дворца Гуэлья со звёздным потолком в стиле Гауди

В центральной гостиной необычный параболический купол усеян круглыми отверстиями, которые днём делают потолок звёздным.

Силуэты дымоходов и вентиляционных шахт, выходящих на крышу, принимают различные фантастические формы. Крыша напоминает парк Гуэль.

Богатые внутренние интерьеры дворца сочетают в себе произведения декоративно-прикладного искусства, интарсии (инкрустации по дереву) и мебель, изготовленную по специальному заказу.

Своеобразно оформление стен и плоских сводов дворца. В 1984 году дворец Гуэль вместе с другими архитектурными шедеврами Гауди был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Выражение стиля Гауди в архитектуре парка Гуэлья

В 1900 - 1914 годах Гауди работает на созданием парковой жилой зоны в английском стиле. Чтобы реализовать модную в те годы концепцию города-сада Гуэль приобрёл 15 га земли для строительства 62 частных особняков. Экономические неудачи проекта вынудили его наследников продать парк городу. Сейчас в нём находится дом-музей Гауди.

Для этого места Гауди спроектировал два великолепных входных павильона, служащих воротами. Большая орнаментированная лестница ведёт к Гипостильному залу, задуманному архитектором как место для рынка. Эспланада окружена длинной серпантинной скамьёй из сборных бетонных блоков, одетых в керамическую мозаику.

Преданный своим принципам, Гауди использовал только местные материалы. Он разработал систему улиц и виадуков таким образом, что их строительство оказывало минимальное воздействие на окружающую среду. Они были максимально адаптированы к пейзажу.

Этот принцип делает его архитектуру и некоторые исследователи его творчества называют стиль Гауди экомодерном.

Гауди и его дома «Из костей» и «Каменоломня»

Благодаря неподражаемому стилю, Гауди становится самым модным архитектором в Барселоне. Он превращается в «непозволительную роскошь», создаёт дома один необычнее другого. Испанские буржуа тратят свои состояния на реализацию гениальных идей художника.


Дом Бальо или дом из Костей. Барселонцы ещё называют его «Зевающий» и «дом-Дракон», такой многообразный у него фасад.

Стиль Гауди — это благоговейно почтительные отношения с Творцом, которые установились в детстве. Ревматизм ограничивал мальчика в играх со сверстниками, но не мешал длительным одиночным прогулкам верхом на ослике.

Наблюдая окружающий мир, архитектор черпал вдохновение для решения конструктивных или декоративных задач архитектуры для заказчиков. В своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, трансформируя их в особое направление, именуемое испанский (modernismo ).

За что городские власти критиковали дом «Из костей»?

Живым трепещущим существом стал плод причудливой фантазии архитектора — жилой дом текстильного магната Жозепа Бальо (Casa Batlló). Гауди реконструировал уже существующее здание в 1904-1906 годах, ожидающее сноса. Он использовал типичные конструктивные элементы каталонской архитектуры: керамику, камень и кованое железо.

Несмотря на то, что работа была подвергнута критике со стороны города, в 1906 году городской совет Барселоны признал его одним из трех лучших зданий года .

Из-за радикального дизайна во время строительства Гауди нарушил все подзаконные акты города. И не потому что он «озорник», а потому что авторский стиль выходил за ограничивающие рамки традиционной архитектуры и градостроительства. Пришлось власть имущим менять законы.

Какое здание стало последней светской работой Гауди?

Дом Каменоломня в Барселоне в стиле Гауди

В 1906 году в жизни архитектора случается очередная большая потеря: умер отец, кузнечных и котельных дел мастер, Франсеск Гауди-и-Съерра. По словам Антонио, именно в отцовской мастерской он ощутил пространство как живую материю. Отец научил его понимать красоту предметного мира и привил любовь к архитектуре и рисованию.

Это далеко не первая утрата в жизни мастера. Родившись пятым ребёнком в семье, в этом году он остался совсем один с племянницей на попечении, которую похоронил через 6 лет.

Именно в этот период новые идеи Антонио воплощаются в доме для семьи Мила (casa Mila, 1906 - 1910). Его новаторство заключалось в следующем.

  • Он продумывает систему естественной вентиляции, что позволяет отказаться от кондиционеров.
  • Строит здание без несущих и опорных стен (железо-бетонную конструкцию с несущими колоннами). Это даёт возможность перемещать межкомнатные перегородки в каждой квартире по своему усмотрению. Сегодня эта технология популярна у строителей монолитно-каркасных домов.
  • Устраивает подземный гараж.
  • Каждое помещение в доме получает окно, что тоже необычно для начала ХХ века. Для этого предусмотрены три внутренних дворика.

Волнообразный фасад представляет собой гармоничную массу всевозможного камня, который, наряду с коваными железными балконами, у барселонцев получил прозвище «каменоломня» или Ла Педрера.

Одно из самых интересных конструктивных решений Гауди представляет мансарда дома. Зал, некогда предусмотренный для стирки и сушки белья, сегодня стал местом постоянной экспозиции творчества и жизни Гауди.

Это здание стало первым сооружением ХХ века, включённым в наследие ЮНЕСКО (1984 год). А во время строительства заказчик и строители заплатили не один штраф за нарушение общепринятых нормативов.

Дом Мила стал последней светской работой перед тем, как архитектор посвятил себя полностью творчеству над Искупительным Храмом Святого Семейства (Саграда-Фамилия). Новые заказы он больше не брал, но работал над окончанием текущих объектов.

Крипта колонии Гуэлья

Слово «колония» вовсе не несёт нагрузку «исправительно-трудовой». Что это такое можно прочитать на канале Дзен Архитектура .

Крипта, в данном случае, означает нижний этаж церкви, строительство которой Гауди начал в 1908 году и завершил ее в 1914 году по заказу своего друга и мецената Эусеби Гуэлья. Архитектору было поручено обеспечить культурную и религиозную основу жизни городка рабочих, занятых на производстве промышленника.


Интерьер крипты церкви в колонии Гуэлья. Колонны сделаны из базальта, кирпича и известянка в зависимости от нагрузки.

Следуя своим принципам, Гауди органично вписал церковь в ландшафт местности. Для интерьера он спроектировал удивительные скамейки из дерева и железа, отразив свои корни потомственного кузнеца.

Более подробно о шедевральной крипте колонии Гуэль , если интересно, читайте на канале Дзен Архитектура.

Блеск и нищета архитектора Гауди

Денди в молодости, гурман и театрал, разъезжающий в собственном экипаже, в зрелом возрасте стал вести аскетичный образ жизни. 7 июня 1926 года его, 73-летнего старика, одетого в поношенный костюм и без документов, сбил трамвай. Не зная, что это великий архитектор, пострадавшего отвезли в больницу для нищих. На следующий день капеллан (главное творение Гауди, которому он посвятил более 40 лет) нашёл его и перевёз в другую больницу. Но лучшие доктора оказались безсильны.

Архитектуру Антонио Гауди, его дома в Барселоне, ставшие всемирным наследием человечества, Вы узнаете даже, если совсем не знакомы с его творчеством. продолжают строить и к 2026 году надеются завершить.