Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина. «Зимняя дорога», анализ стихотворения Пушкина

«Зимняя дорога» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Александру Сергеевичу Пушкину всегда хорошо удавалось выражать свое настроение через картины природы. Ярким примером тому служит стихотворение «Зимняя дорога » , написанное в декабре 1826 года. Прошел всего лишь год после восстания декабристов, среди которых было много друзей поэта. Одни уже казнены, другие сосланы в Сибирь. Сам Пушкин отбывал ссылку в Михайловском, поэтому его настроение оставалось подавленным.

Уже с первых строк произведения читателю становится ясно, что автор переживает не лучшие минуты в своей судьбе. Жизнь представляется герою унылой и беспросветной, как и одинокие поляны в холодном свете луны, через которые едет карета, запряженная тройкой лошадей. Путь страннику кажется долгим и скучным, а монотонный звук колокольчика - утомительным. Мрачный пейзаж гармонирует с чувствами поэта.

В «Зимней дороге» звучат традиционные философские нотки, характерные для пушкинской лирики. Настроение героя легко сопоставимо с настроением самого Александра Сергеевича. Поэтический образ «верст полосатых» - символ переменчивой судьбы человека, а путь героя произведения, как и путь самого поэта, совсем не легок. Природа спит непробудным сном, везде царит зловещая тишина. За много верст вокруг нет ни домов, ни огней. Но, несмотря на меланхоличный тон стихотворения, в нем все-таки прослеживается надежда на лучшее. Герой мечтает о том, как вскоре будет сидеть у камина с любимой женщиной. Это придает ему силы и желание продолжать свое унылое путешествие.

Характерную для романтизма тему пути Пушкин трактует здесь совершенно в другом ключе. Обычно дорога символизирует свободу , герой вырывается на природу из тесного и душного помещения. В «Зимней дороге» все происходит наоборот. Природа враждебна герою, поэтому он спешит домой.

Произведение написано четырехстопным хореем . Оно представляет собой описание природы с элементами авторских размышлений и относится к жанру элегии. Композиция стихотворения - кольцевая. В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы.

Свое грустное и унылое настроение автор раскрывает с помощью эпитетов: «печальные» , «однозвучный» , «скучный» . Усиливает впечатление инверсия: «по дороге скучной» , «колокольчик однозвучный» , «тройка борзая» , «стрелка часовая» . Повторяющиеся несколько раз однокоренные слова характеризуют настроение автора и бесконечно длинную зимнюю дорогу, подчеркивая ее однообразие: «печальные» , «печально» , «скучной» , «скучно» , «скучен» .

В третьем четверостишии присутствуют эпитеты, выражающие отношение Александра Пушкина к русской песне. В двух соседних строках читатель встречает противоположные понятия тоски и удалого веселья, которые помогают автору намекнуть на противоречивость характера русского человека: «то разгулье удалое, то сердечная тоска» .

В четвертой строфе мы словно слышим топот конских копыт. Такое впечатление создается за счет повторения согласных «п» и «т». В пятом четверостишии Пушкин использует аллитерацию со звуком «з», который встречается в пяти словах из одиннадцати. В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово «завтра» , усиливая чувство ожидания встречи с любимой. В шестой строфе часто повторяются звуки «ч», «с», характерные для тиканья часов.

Завершающая седьмая строфа повторяет мотив пятой, но уже в иной интерпретации. Слово «путь» употреблено здесь в переносном смысле. Звуки «н», «л» в сочетании с ударным «у» вновь создают ощущение грусти, тоски и бесконечно длинной дороги.

Большинство глаголов в «Зимней дороге» раскрывают душевные переживания лирического героя. Особую мистичность и таинственность пейзажу придают олицетворения: луна «пробирается» сквозь туман, печально льет свет, лунный лик «отуманен» .

Стихотворение «Зимняя дорога» впервые было опубликовано в 1828 году в журнале «Московский вестник». Его музыкальность и стилистическая красота и по сей день привлекают внимание композиторов. Более пятидесяти авторов написали музыку к «Зимней дороге». Песни о ямщике и борзой тройке снискали огромную популярность, многие из них уже давно стали народными.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

А. С. Пушкин одним из первых среди отечественных поэтов удачно сочетал в своих произведениях пейзажную лирику с личными чувствами и переживаниями. Примером этого служит знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Оно было написано поэтом во время поездки в Псковскую губернию (конец 1826 г.).

Поэт совсем недавно был освобожден из ссылки, поэтому находится в печальном настроении. Множество бывших знакомых отвернулось от него, свободолюбивые стихотворения не пользуются популярностью в обществе. К тому же Пушкин испытывает значительные финансовые затруднения. Окружающая поэта природа также наводит тоску. Автора совершенно не радует зимняя поездка, даже обычно веселый и ободряющий «колокольчик… утомительно гремит». Заунывные песни ямщика обостряют грусть поэта. Они представляют собой чисто русское оригинальное сочетание «разгулья удалого» с «сердечной тоской».

Нескончаемые российские версты, отмечаемые путевыми столбами, утомительно однообразны. Кажется, что они могут тянуться всю жизнь. Поэт ощущает необъятность своей страны, но это не приносит ему радости. Слабый огонек представляется единственным спасением в непроглядном мраке.

Автор предается мечтам об окончании путешествия. Возникает образ таинственной Нины, к которой он и едет. Исследователи не пришли к единому мнению, кого Пушкин имеет в виду. Некоторые считают, что это дальняя знакомая поэта С. Пушкина, с которой его связывали любовные отношения. В любом случае автора согревают воспоминания о женщине. Он представляет себе жаркий камин, интимную обстановку и уединение с любимой.

Возвращаясь к действительности, поэт с грустью отмечает, что скучная дорога утомила даже ямщика, который уснул и оставил своего барина в полном одиночестве.

В каком-то смысле «зимнюю дорогу» Пушкина можно сравнить с его собственной судьбой. Поэт остро чувствовал свое одиночество, он практически не находил поддержки и сочувствия своим взглядам. Стремление к высоким идеалам – вечное движение по необъятным русским просторам. Временные остановки в пути можно считать многочисленными любовными романами Пушкина. Они никогда не были долгими, и поэт был вынужден продолжать свое утомительное путешествие в поисках идеала.

В более широком смысле стихотворение символизирует общий исторический путь России. Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.

Стихотворение « Зимняя дорога» написано в 1826 году. В то самое время, когда декабрь был ознаменован восстаниями. Сосланный в ссылку поэт остро переживал за происходящее. Тот период творчества Пушкина преисполнен тревожными мотивами и переживаниями за своих товарищей. Биографы полагают, что это стихотворение было написано во время путешествия поэта на допрос к псковскому губернатору. Это произведение, несомненно, глубже, чем кажется на первый взгляд. Оно преисполнено философии и метафоричности.

Образ зимней дороги можно рассматривать в прямом его смысле, а можно сравнить дорогу с человеческой жизнью, с жизнью лирического героя. Зимняя дорога пустая, однообразная, скучная, отмеченная лишь полосатыми верстами. Но в этом и весь символизм. Жизнь лирического героя, который, несомненно, близок автору, кажется ему самому такой же пустой, и скучной. Полосатые версты – символ переменчивости жизни, наличие черных и белых полос.

Ведущим чувством стихотворения является печаль и тоска. Отсюда и поэтический образ печальных полян, усиленный повторениями «печальный свет луны». Пейзаж как отражение настроения героя выглядит унывным и скучным. Скука проглядывает в однообразии пейзажа, в звуке колокольчика, в размеренном течении времени, в полосатых верстах, мелькающих за окном. Скуку передает также использование автором многоточий. Некое подобие надежды можно разглядеть в образе ямщика, в его песне, в которой улавливается «разгулье удалое». Она напоминает герою о прежних временах.

Пережить скуку во время пути помогает образ любимой. Именно к ней обращается лирический герой, обещая, что скоро они будут вместе. Тем самым успокаивая и себя. Мысли о лирической героине, по имени Нина, придают сил, не позволяют сойти с ума.

Точная перекрестная рифма вычерчивает четкий рисунок произведения, позволяя раскрыть образы и донести чувства. Четырехстопный хорей является основным размером этого стихотворения.

«Зимняя дорога» состоит из семи строф, связанных друг с другом по смыслу. Первая и последняя строфа связаны одной общей темой грусти и скуки. И в первой строфе есть упоминание луны (пробирается луна) и в последней (отуманен лунный лик), поэтому они создают кольцевую композицию.

Образ зимней дороги метафоричен и представляет собой жизненный путь лирического героя. Он непростой, полон испытаний, надежд, уныния, печали, но в нем есть надежда, которая, в конечном счете, приведет к гармонии.

Это стихотворение было написано поэтом в 1826 году. Поэт с большим мастерством изображает унылую зимнюю панораму, которая открывается с одиноко мчащейся по снежной дороге тройки. С первых же строк читатель заражается грустным настроением, навеваемым впавшей в спячку природой. Этому способствует и частое употребление эпитета «печальный».

Если сначала звон колокольчика и рассеивал как-то печаль, но со временем уже и это не помогает, а наоборот, утомляет: «Колокольчик однозвучный Утомительно гремит». Песни ямщика скрашивают долгий путь, но и он, как назло, переходит к тоскливым песням. На протяжении всего взора не видно ни света, ни черной хаты, только белый снег бежит на встречу. Все кругом облачено в грусть и печаль.

Лирический герой ищет спасения от тоски в своих грезах. Грустное настроение поэта забывается, когда мысли его уносятся к милой Нине, по которой он соскучился, и встречи, которой поэт ждет и не дождется: «Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь». Мысли о родном доме, как свет в конце туннеля.

Но вот замолкает ямщик и мысли поэта вновь возвращаются к скучной дороге, вновь монотонный звук колокольчика и отуманенный лунный лик.

Примечательно, что в этом стихотворении Пушкин выступает не с романтических позиций, несмотря на то, что тема дороги – излюбленная тема для романтиков. У них дорога символизирует постоянное движение, свободу, невозможность остановки, так как это сродни потере свободы. Совершенно иное отношение к дороге у поэта проявляется в этом стихотворении. Поэт неоднократно подчеркивает навеваемую ею скуку, тяготится долгой дорогой и что важно, стремится к остановке в уютном домашнем очаге. Пушкин совершенно по-другому переосмысливает тему дороги.

Пейзажи А. С. Пушкина - не только воплощенные в художественную форму образы природы, но и инструмент для передачи собственных переживаний. Стихотворение, о котором рассказывается в статье, изучается в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя дорога» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1826 г., впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» за 1828 г.

Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».

Эпитеты «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты».

История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора - Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе, под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту свое покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряженным.

Впервые «Зимний вечер» увидел мир в 1828 г. в журнале «Московский вестник».

Тема

В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы - красоты зимней природы и «сердечной тоски». В центре произведения лирический герой, второстепенные образы - Нина и ямщик.

Лирический герой едет по зимней дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничего не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты» . Глушь еще больше угнетает героя.

Скука героя немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что мужчина влюблен в нее, ведь говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь» . Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: даже веселые зимние пейзажи могут превратиться в унылые картины, если рядом нет близкого человека; природа способна отражать все чувства человека.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи катренов. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр

Жанр произведения - элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль, в стихах, обращенных к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создается помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты : «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты» . Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры : «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик» . Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы , например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: « То разгулье удалое, то сердечная тоска» .

Для того чтобы передать печаль героя А. С. Пушкин в трех катренах использует оборванные предложения.