Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» Тютчева. Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали -
Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»
      · · ·
      · · ·
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось -
О Господи!.. и это пережить
И сердце на клочки не разорвалось…



КОММЕНТАРИИ:
  Автограф - РГБ. Ф. 308. К. 1. Ед. хр. 8. Л. 1–2.
  Первая публикация - РВ. 1865. Т. 55. № 2, февраль. С. 685. Затем - Изд. 1868. С. 208, с пометою - «7 июля 1864 г.». Этот же текст и с такою же пометой перепечатан в Изд. СПб., 1886. С. 264 и в Изд. 1900. С. 266.
  Печатается по автографу.
  Автограф беловой, два ряда точек после третьей строфы. Тире (помимо воспроизведенных) в 1-й, 4-й, 6-й строках.
  Время создания стихотворения наиболее точно определил К. В. Пигарев: «Посвящено воспоминанию о последних часах жизни Е. А. Денисьевой. Так как Денисьева умерла 4 августа 1864 г., то датировка стихотворения июлем того же года отпадает. Было послано поэтом из Ниццы А. И. Георгиевскому для помещения в РВ при письме от 13 декабря 1864 г. вместе с двумя стихотворениями, написанными в октябре - декабре этого года («Утихла биза… Легче дышит…» и «О, этот юг, о, эта Ницца…»)» (Лирика I. С. 421). О стремлении Тютчева напечатать этот текст подробно рассказал в своих воспоминаниях А. И. Георгиевский (ЛН-2. С. 128–129).
  20 июля / 1 августа 1864 г. Е. Ф. Тютчева писала Д. И. Сушковой об отце: «…он печален и подавлен, так как m-lle Д<енисьева> очень больна, о чем он сообщил мне полунамеками; он опасается, что она не выживет, и осыпает себя упреками; о том, чтобы попросить меня повидаться с нею, он даже не подумал; печаль его удручающа, и сердце у меня разрывалось. Со времени его возвращения из Москвы он никого не видел и все свое время посвящает уходу за ней» (ЛН-2. С. 350).
  После похорон Тютчев рассказывал в письме Георгиевскому от 8 августа 1864 г.: «Все кончено - вчера мы ее хоронили… Что это такое? Что случилось? О чем это я вам пишу - не знаю… Во мне все убито: мысль, чувство, память, все… Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти - не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то… Сердце пусто - мозг изнеможен. Даже вспомнить о ней - вызвать ее, живую, в памяти, как она была, глядела, двигалась, говорила, и этого не могу» (Изд. 1984. Т. 2. С. 269).
  «Страдание и слабость выражаются у Тютчева не только являясь непосредственным содержанием многих стихотворений, - заметил Н. В. Недоброво, - но они ушли и в форму его творчества, пропитав ее до такой степени, что ясно, для чуткого уха, зазвучали и в самом стихе высокой стонущей нотой» (Недоброво Н. В. О Тютчеве. Вступительная статья и публикация Е. Орловой // Вопросы литературы. 2000. Ноябрь - декабрь. С. 285) (А. А. ).

Все Cочинения > Тютчев Ф.И. >

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» Тютчева

«Весь день она лежала в забытьи…» (1864). Стихотворение написано в Ницце и посвящено воспоминаниям о последних ча­сах жизни Е.А. Денисьевой. Общая тональность произведения трагическая: звучит боль об утрате близкого человека. В первой части стихотворения даны воспоминания об Е.А. Денисьевой, находящейся при смерти, но тянущейся к жизни. Во второй час­ти произведения описывается состояние лирического героя, уби­того горем, страдающего:

О, господи. и это пережить…

Стихотворение написано ямбом, перекрестная женская и мужская рифма, многосоюзие придают стихотворению плав­ность, лиричность. Повтор шипящих и свистящих звуков напо­минает шум летнего дождя:

Состояние лирического героя передается с помощью исполь­зования риторических восклицаний, многоточий, междометий. Стихотворение посвящено конкретному человеку, но выражает состояние каждого, теряющего родного, близкого человека.

На этой странице искали:
  • весь день она лежала в забытьи анализ
  • анализ стихотворения весь день она лежала в забытьи
  • весь день она лежала в забытьи анализ стихотворения
  • анализ стихотворения тютчева весь день она лежала в забытьи
  • анализ стихотворения весь день она лежала в забытьи тютчева

Анализ стихотворения Тютчева «Весь день она лежала в забытьи»

«Весь день она лежала в забытьи» (1864). Стихотворение написано в Ницце и посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А. Денисьевой. Общая тональность произведения трагическая: звучит боль об утрате близкого человека. В первой части стихотворения даны воспоминания об Е. А. Денисьевой, находящейся при смерти, но тянущейся к жизни. Во второй части произведения описывается состояние лирического героя, убитого горем, страдающего:

О, господи. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Стихотворение написано ямбом, перекрестная женская и мужская рифма, многосоюзие придают стихотворению плавность, лиричность. Повтор шипящих и свистящих звуков напоминает шум летнего дождя:

Лил теплый летний дождь — его струи По листьям весело звучали.

Состояние лирического героя передается с помощью использования риторических восклицаний, многоточий, междометий. Стихотворение посвящено конкретному человеку, но выражает состояние каждого, теряющего родного, близкого человека.

<. > никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой передать чувство, вызываемое утратой любимой женщины, утратой не через разлуку, не через измену, а через смерть. Шедеврами не только тютчевской лирики, но и всей русской поэзии являются такие его стихотворения, как "Весь день она лежала в забытьи. " (1864), "Есть и в моем страдальческом застое. " (1865), "Накануне годовщины 4 августа 1864" (1865). Связанные с памятью Е. А. Денисьевой. эти стихотворения драгоценны не только как потрясающие по остроте переживания биографические документы, но прежде всего как произведения большой художественно-психологической силы.
В первом стихотворении поэт с неподдельной искренностью делится с читателем, словно с близким ему человеком, воспоминаниями о горчайших минутах своей жизни, стараясь во всех подробностях воссоздать последовательность пережитого. Все стихотворение, за исключением двух строк, обращенных непосредственно к той, которой уже нет, окрашено простотой и непринужденностью устного повествования:


И всю ее уж тени покрывали.

Вторая строка с необыкновенной точностью передает зрительное впечатление от постепенно тускнеющих в умирающем человеке признаков жизни.


По листьям весело звучали.

Что может быть выразительнее, в данном случае, самых простых эпитетов "теплый" и "летний"? Сентименталист или романтик не преминул бы подыскать к дождю какой-либо иной эпитет: унылый, печальный. Он заставил бы дождь оплакивать молодую женщину, часы которой сочтены. Тютчев даже в минуты сокрушающего его горя, у постели угасающей возлюбленной, помнит о том, что жизнь торжествует над увяданьем, над болезнью, над смертью: он слышит за окном "веселый" – не грустный, не однообразно унылый, а именно веселый – шум летнего дождя.
И этот веселый шум выводит из забытья умирающую, и присущая ей любовь к жизни вспыхивает в последний раз, преодолевая смертельный недуг:

И медленно опомнилась она,
И долго слушала – увлечена,

Сознательно она проговорила
"О, как все это я любила!"

Настойчивым повторением союза "и" и нагнетанием одних и тех же звуков в ударных стопах поэт заставляет почувствовать усилие, с каким приходит в себя и вслушивается в шум дождя умирающая. Последняя строка: "О, как все это я любила!" отзывается тяжким вздохом – "блаженством и безнадежностью". Паузу между третьей и четвертой строфами Тютчев отмечает целой строкой точек. В заключительной строфе описание сменяется обращением к ушедшей. Поэт подхватывает последнее произнесенное ею слово – "любила":


О господи. и это пережить.

*
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу.

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
"О, как все это я любила!"
.

Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи. и это пережить.
И сердце на клочки не разорвалось.

«Весь день она лежала в забытьи» Ф.Тютчев

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!»
.

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О господи. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Анализ стихотворения Тютчева «Весь день она лежала в забытьи»

У Федора Тютчева есть целый цикл произведений, посвященных Елене Денисьевой – возлюбленной поэта, которую он боготворил и считал своей музой. Личная жизнь Тютчева была предметом светских шуток и пересудов, так как на протяжении 14 лет он фактически содержал две семью, состоя в законном браке с Эрнестиной Дернберг, но при этом воспитывая трех детей от Елены Денисьевой.

Однако роман с русской аристократкой закончился трагически – в 1964 году она скончалась от туберкулеза. Накануне ее смерти поэт весь день провел у постели Елены Денисьевой, понимая, что не в состоянии помочь возлюбленной. Спустя несколько месяцев Тютчев написал стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…», которое стало эпитафией к его роману с женщиной, сумевшей сделать поэта по-настоящему счастливой.

Это произведение, наполненное трагизмом и бесконечной любовью, описывает последние часы жизни Елены Денисьевой, которая уже не вставала с постели и находилась в беспамятстве . Вспоминая этот теплый летний день, Тютчев отмечает, что «всю ее уж тени покрывали». Однако внезапно начавшийся дождь, струи которого «по листьям весело звучали», привел умирающую в сознание. Женщина стала прислушиваться к звукам падающих капель, увлеченно и будто бы погрузившись в воспоминания. О чем она думала в этот момент? Понимала ли, что уходит из жизни? Судя по всему, да, так как произнесла вполне осознанную и отчетливую фразу: «О, как все это я любила!».

О том, насколько был подавлен Тютчев после смерти Елены Денисьевой, свидетельствует последнее четверостишье произведения, в котором поэт признается, что так искренне и преданно могла любить лишь только эта женщина. Действительно, ради Тютчева она отказалась от наследства и высшего общества, которое осуждало ее связь с поэтом и рождение детей вне брака. Елене Денисьевой пришлось забыть о своем благородном происхождении и семье, которая отреклась от женщины, оставив ее на произвол судьбы и без средств к существованию. Федор Тютчев прекрасно понимал, на какие жертвы пошла во имя любви его избранница, поэтому посчитал своим долгом заботиться о ней до самой ее смерти. Уход из жизни той, которая была смыслом существования поэта, Тютчев с горечью отмечает, что судьба оказалась к нему несправедливой и не позволила воссоединиться с возлюбленной после ее смерти . «О господи. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…», — отмечает поэт, сожалея о том, что после подобной трагедии продолжает жить.

Фёдор
Тютчев

Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Весь день она лежала в забытьи»

У Федора Тютчева есть целый цикл произведений, посвященных Елене Денисьевой - возлюбленной поэта, которую он боготворил и считал своей музой. Личная жизнь Тютчева была предметом светских шуток и пересудов, так как на протяжении 14 лет он фактически содержал две семью, состоя в законном браке с Эрнестиной Дернберг, но при этом воспитывая трех детей от Елены Денисьевой.

Однако роман с русской аристократкой закончился трагически - в 1964 году она скончалась от туберкулеза. Накануне ее смерти поэт весь день провел у постели Елены Денисьевой, понимая, что не в состоянии помочь возлюбленной. Спустя несколько месяцев Тютчев написал стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…», которое стало эпитафией к его роману с женщиной, сумевшей сделать поэта по-настоящему счастливой.

Это произведение, наполненное трагизмом и бесконечной любовью, описывает последние часы жизни Елены Денисьевой, которая уже не вставала с постели и находилась в беспамятстве. Вспоминая этот теплый летний день, Тютчев отмечает, что «всю ее уж тени покрывали». Однако внезапно начавшийся дождь, струи которого «по листьям весело звучали», привел умирающую в сознание. Женщина стала прислушиваться к звукам падающих капель, увлеченно и будто бы погрузившись в воспоминания. О чем она думала в этот момент? Понимала ли, что уходит из жизни? Судя по всему, да, так как произнесла вполне осознанную и отчетливую фразу: «О, как все это я любила!».

О том, насколько был подавлен Тютчев после смерти Елены Денисьевой, свидетельствует последнее четверостишье произведения, в котором поэт признается, что так искренне и преданно могла любить лишь только эта женщина. Действительно, ради Тютчева она отказалась от наследства и высшего общества, которое осуждало ее связь с поэтом и рождение детей вне брака. Елене Денисьевой пришлось забыть о своем благородном происхождении и семье, которая отреклась от женщины, оставив ее на произвол судьбы и без средств к существованию. Федор Тютчев прекрасно понимал, на какие жертвы пошла во имя любви его избранница, поэтому посчитал своим долгом заботиться о ней до самой ее смерти. Уход из жизни той, которая была смыслом существования поэта, Тютчев с горечью отмечает, что судьба оказалась к нему несправедливой и не позволила воссоединиться с возлюбленной после ее смерти. «О господи. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…», — отмечает поэт, сожалея о том, что после подобной трагедии продолжает жить.

По воспоминаниям очевидцев, смерть Елены Денисьевой фактически превратила Тютчева в старика, дряхлого, сгорбленного и беспомощного. Ведь туберкулез забрал и жизни двух его детей, гибель которых поэт не мог себе простить, считая, что малышей нужно было забрать из дома, где находится их больная мать. После этих трагических событий Тютчев уехал в Ниццу, надеясь на то, что смена обстановки поможет ему справиться с личным горем. Его супруга сопровождала поэта в этой поездке и, простив ему измену, старалась сделать все возможное, чтобы скрасить одиночество Тютчева. Позже поэт признался, что судьба дала возможность ему испытать любовь самых прекрасных и чутких в мире женщин, которым он обязан очень многим. И, в частности, именно благодаря им было создано множество восхитительных стихов, которые по сей день являются эталоном русской лирической поэзии.

Стоит отметить, что в течение последующих лет Тютчев неоднократно обращался в стихах к Елене Денисьевой и посвящал ей удивительно нежные строки, наполненные восхищением, любовью и признательностью. Но при этом до конца жизни поэта его верной спутницей оставалась супруга Эрнестина, считавшая своим долгом заботиться о человеке, которого безгранично любила.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Признание»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «19 октября 1825»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Храни меня, мой талисман»

Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь - его струи

По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,

Послушать стихотворение Тютчева Она лежала в забытьи

«Весь день она лежала в забытьи…» Федор Тютчев

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Анализ стихотворения Тютчева «Весь день она лежала в забытьи»

У Федора Тютчева есть целый цикл произведений, посвященных Елене Денисьевой – возлюбленной поэта, которую он боготворил и считал своей музой. Личная жизнь Тютчева была предметом светских шуток и пересудов, так как на протяжении 14 лет он фактически содержал две семью, состоя в законном браке с Эрнестиной Дернберг, но при этом воспитывая трех детей от Елены Денисьевой.

Однако роман с русской аристократкой закончился трагически – в 1964 году она скончалась от туберкулеза. Накануне ее смерти поэт весь день провел у постели Елены Денисьевой, понимая, что не в состоянии помочь возлюбленной. Спустя несколько месяцев Тютчев написал стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…», которое стало эпитафией к его роману с женщиной, сумевшей сделать поэта по-настоящему счастливой.

Это произведение, наполненное трагизмом и бесконечной любовью, описывает последние часы жизни Елены Денисьевой, которая уже не вставала с постели и находилась в беспамятстве . Вспоминая этот теплый летний день, Тютчев отмечает, что «всю ее уж тени покрывали». Однако внезапно начавшийся дождь, струи которого «по листьям весело звучали», привел умирающую в сознание. Женщина стала прислушиваться к звукам падающих капель, увлеченно и будто бы погрузившись в воспоминания. О чем она думала в этот момент? Понимала ли, что уходит из жизни? Судя по всему, да, так как произнесла вполне осознанную и отчетливую фразу: «О, как все это я любила!».

О том, насколько был подавлен Тютчев после смерти Елены Денисьевой, свидетельствует последнее четверостишье произведения, в котором поэт признается, что так искренне и преданно могла любить лишь только эта женщина. Действительно, ради Тютчева она отказалась от наследства и высшего общества, которое осуждало ее связь с поэтом и рождение детей вне брака. Елене Денисьевой пришлось забыть о своем благородном происхождении и семье, которая отреклась от женщины, оставив ее на произвол судьбы и без средств к существованию. Федор Тютчев прекрасно понимал, на какие жертвы пошла во имя любви его избранница, поэтому посчитал своим долгом заботиться о ней до самой ее смерти. Уход из жизни той, которая была смыслом существования поэта, Тютчев с горечью отмечает, что судьба оказалась к нему несправедливой и не позволила воссоединиться с возлюбленной после ее смерти . «О господи!.. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…», — отмечает поэт, сожалея о том, что после подобной трагедии продолжает жить.

По воспоминаниям очевидцев, смерть Елены Денисьевой фактически превратила Тютчева в старика, дряхлого, сгорбленного и беспомощного. Ведь туберкулез забрал и жизни двух его детей, гибель которых поэт не мог себе простить, считая, что малышей нужно было забрать из дома, где находится их больная мать. После этих трагических событий Тютчев уехал в Ниццу, надеясь на то, что смена обстановки поможет ему справиться с личным горем. Его супруга сопровождала поэта в этой поездке и, простив ему измену, старалась сделать все возможное, чтобы скрасить одиночество Тютчева. Позже поэт признался, что судьба дала возможность ему испытать любовь самых прекрасных и чутких в мире женщин, которым он обязан очень многим. И, в частности, именно благодаря им было создано множество восхитительных стихов, которые по сей день являются эталоном русской лирической поэзии.

Стоит отметить, что в течение последующих лет Тютчев неоднократно обращался в стихах к Елене Денисьевой и посвящал ей удивительно нежные строки, наполненные восхищением, любовью и признательностью. Но при этом до конца жизни поэта его верной спутницей оставалась супруга Эрнестина, считавшая своим долгом заботиться о человеке, которого безгранично любила.

Ф.И. Тютчев в своей любовной лирике осветил трагическую природу любви, которая всегда волновала многих. Именно эта черта его лирики сделала Тютчева любимым поэтом самого Л.Н. Толстого. Любовь по Тютчеву - это трагизм, потому что обещает человеку больше, чем в состоянии вместить его смертная природа. Находясь под высоким напряжением высокого чувства, человек не выдерживает и сгорает в нем.

В творчестве Тютчева выделяется «Денисьевский цикл», в котором от стихотворения к стихотворению «витает» образ бесчеловечной толпы, губительной для чувства и для любимой. В этот цикл вошло около двадцати стихотворений, посвященных Елене Александровне Денисьевой - последней любви поэта. В глазах людей их чувства были предосудительными, брак противоречил всем законам как человеческим, так и нравственным.

В этот «Денисьевский цикл» выходит стихотворение, посвященное последним минутам жизни Елены. И именно оно больше всех мне по душе.

Читая его, я чуть-чуть не заплакала, ведь не просто человек, а умирала частичка души автора, так как он безгранично любил женщину.

Даже природа «плакала» по этому поводу, и мы ясно слышим шелест, «музыку» дождя:

Лил теплый летний дождь его струи
По листьям весело звучали.

Умирала женщина, мать, которая горячо любила и была любима. Рядом с ней стоял ее самый родной и близкий человек - Ф.И. Тютчев. И, наверное, именно поэтому небеса подарили ей эту последнюю минуту жизни и разума. Чтобы она смогла со всеми попрощаться и сказать:

«О, как все это я любила!»

И они, наверное, очень многое дали для самого Федора Ивановича, потому что нет ничего лучше, чем услышать «мелодию» голоса своей любимой.

Многие художники писали свои картины на любовные темы: признания, любовные муки, измены. Конечно, я не художник, но, читая стихотворение, у меня перед глазами возникла следующая картина.

Сумерки. На улице накрапывает дождь, около окна растет дерево, по листьям которого сбегают маленькие капельки. Комната, погруженная в темноту, а около окна постель, в которой лежит под одеялом женщина. Вид у нее усталый, лицо бледное, но глаза живые, сверкающие. Она смотрит на улицу, слушая «музыку» дождя, ничего не замечая вокруг себя. А рядом с ней на стуле, у изголовья кровати, сидит мужчина, его голова опущена вниз, но всё равно мы видим его глаза… Они наполнены слезами. Его рука, будто поддерживая умирающую женщину, давая ей живительную силу, лежит на подушке возле ее головы. И все это погружено в сумрак «умирающего дня».

Благодаря использованию художественных тропы, Ф.И. Тютчев воздействует на наше подсознание, чувства, увеличивая с каждым выразительным средством эстетическое влияние на нас. Используются метафоры, чтобы передать душевное состояние героя:

Я был при ней убитый, но живой…
Сердце на куски не разорвалось…

Для этой цели в стихотворении помимо метафор используются и междометия:

О, как все это я любила!..
…О, Господи!

Чтобы показать плавность, замедленность происходящего, используется многосоюзие:

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала…

Тонкий мастер Тютчев не стремился блеснуть внешними эффектами и изысканность формы. Основными стихотворными размерами, которыми пользовался поэт, был ямб. Именно ямб придает его произведениям еще большую ритмическую выразительность:

Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.

Рифма перекрестная, что придает стихотворению дополнительную выразительность.

Одно из стихотворений Ф.И. Тютчева Толстой Л.Н. отметил буквами «Т.Ч.» (Тютчев. Чувство). Но не одно оно заслуживает такой пометки, по-моему, стихотворение, разобранное нами, также достойно этого. Почему я думаю так? Да, потому Федор Иванович не только в стихотворении «Она сидела…» сумел передать те чувства, которые трудно выразить словами, но и в этом тоже. Ведь именно в описываемый в данном произведении момент его распирало чувство горя, тоски, которые нашли свое отражение в стихотворных строках.

Фёдор Иванович Тютчев

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Елена Денисьева

У Федора Тютчева есть целый цикл произведений, посвященных Елене Денисьевой - возлюбленной поэта, которую он боготворил и считал своей музой. Личная жизнь Тютчева была предметом светских шуток и пересудов, так как на протяжении 14 лет он фактически содержал две семьи, состоя в законном браке с Эрнестиной Дернберг, но при этом воспитывая трех детей от Елены Денисьевой.

Однако роман с русской аристократкой закончился трагически - в 1864 году она скончалась от туберкулеза. Накануне ее смерти поэт весь день провел у постели Елены Денисьевой, понимая, что не в состоянии помочь возлюбленной. Спустя несколько месяцев Тютчев написал стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…», которое стало эпитафией к его роману с женщиной, сумевшей сделать поэта по-настоящему счастливой.

Это произведение, наполненное трагизмом и бесконечной любовью, описывает последние часы жизни Елены Денисьевой, которая уже не вставала с постели и находилась в беспамятстве . Вспоминая этот теплый летний день, Тютчев отмечает, что «всю ее уж тени покрывали». Однако внезапно начавшийся дождь, струи которого «по листьям весело звучали», привел умирающую в сознание. Женщина стала прислушиваться к звукам падающих капель, увлеченно и будто бы погрузившись в воспоминания. О чем она думала в этот момент? Понимала ли, что уходит из жизни? Судя по всему, да, так как произнесла вполне осознанную и отчетливую фразу: «О, как все это я любила!».

О том, насколько был подавлен Тютчев после смерти Елены Денисьевой, свидетельствует последнее четверостишье произведения, в котором поэт признается, что так искренне и преданно могла любить лишь только эта женщина. Действительно, ради Тютчева она отказалась от наследства и высшего общества, которое осуждало ее связь с поэтом и рождение детей вне брака. Елене Денисьевой пришлось забыть о своем благородном происхождении и семье, которая отреклась от женщины, оставив ее на произвол судьбы и без средств к существованию. Федор Тютчев прекрасно понимал, на какие жертвы пошла во имя любви его избранница, поэтому посчитал своим долгом заботиться о ней до самой ее смерти. Уход из жизни той, которая была смыслом существования поэта, Тютчев с горечью отмечает, что судьба оказалась к нему несправедливой и не позволила воссоединиться с возлюбленной после ее смерти . «О господи!.. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…», — отмечает поэт, сожалея о том, что после подобной трагедии продолжает жить.

По воспоминаниям очевидцев, смерть Елены Денисьевой фактически превратила Тютчева в старика, дряхлого, сгорбленного и беспомощного. Ведь туберкулез забрал и жизни двух его детей, гибель которых поэт не мог себе простить, считая, что малышей нужно было забрать из дома, где находится их больная мать. После этих трагических событий Тютчев уехал в Ниццу, надеясь на то, что смена обстановки поможет ему справиться с личным горем. Его супруга сопровождала поэта в этой поездке и, простив ему измену, старалась сделать все возможное, чтобы скрасить одиночество Тютчева. Позже поэт признался, что судьба дала возможность ему испытать любовь самых прекрасных и чутких в мире женщин, которым он обязан очень многим. И, в частности, именно благодаря им было создано множество восхитительных стихов, которые по сей день являются эталоном русской лирической поэзии.

Стоит отметить, что в течение последующих лет Тютчев неоднократно обращался в стихах к Елене Денисьевой и посвящал ей удивительно нежные строки, наполненные восхищением, любовью и признательностью. Но при этом до конца жизни поэта его верной спутницей оставалась супруга Эрнестина, считавшая своим долгом заботиться о человеке, которого безгранично любила.